Бизнес-планирование сельского гостевого дома в Красноуфимском районе Свердловской области

Содержание


Введение

. Теоретические аспекты развития сельского туризма

.1 Сельский туризм: основные аспекты

.2 Этапы развития сельского туризма в России

. Сервисно-экономический потенциал рынка туризма г. Красноуфимска и Красноуфимского района

.1 Исследование наличия рекреационных ресурсов г. Красноуфимска и Красноуфимского района

.2 Формирование стратегий рыночного позиционирования и продвижения туристских услуг г. Красноуфимска и Красноуфимского района

. Бизнес-планирование сельского гостевого дома в Красноуфимском районе Свердловской области

.1 Бизнес планирование сельского гостевого дома

.2 Финансовое обоснование открытия сельского гостевого дома

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что сельский туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на "экологическое давление" в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах.

Сельский туризм может иметь перспективу и эффективно развиваться в национальных парках и специфических охраняемых территориях; в селах; сельскохозяйственных фермах; зонах отдыха и дачных территориях; в лесном массиве; в местах, имеющих естественные феномены; около монастырей и священных мест; в малых городах с характерной архитектурой, бытом, культурой; около памятников народной архитектуры под открытым небом.

Для успешной деятельности на перечисленных территориях необходимо создать инфраструктуру, чтобы туристы получали комфортный отдых, а окружающая природа не испытывала негативных влияний и имела экологическую стойкость. При этом дом должен соответствовать следующим требованиям: наличие красивого фасада (лучше всего - типичный для региона стиль), традиционный для района способ ведения домашнего хозяйства, бытовые удобства (санузел, горячая вода), достаточное количество помещений для размещения туристов, здоровая атмосфера в семье, наличие у хозяев желания принимать отдыхающих, с которыми они будут жить одной большой семьей, контактность, коммуникабельность, инициативность членов семьи.

Однако, несмотря на позитивную динамику, заметный рост интереса зарубежных туристов к самобытному русскому селу, пока еще не сформирована общегосударственная позиция, нацеленная на возрождение сельских территорий. Основной причиной такого положения вещей является отсутствие системного подхода государственных структур к решению этих безотлагательных задач.

В условиях резкого падения сельскохозяйственного производства возникает необходимость поиска новых путей выживания агропроизводителей. Одним из них является внедрение процесса диверсификации. Под диверсификацией, прежде всего, понимается освоение новых, не свойственных данной отрасли направлений деятельности.

Туризм является одним из таких направлений. Это высокодоходная и быстроокупаемая отрасль. Рентабельность производства туристской продукции в "раскрученном" состоянии составляет не менее 100 %, а срок окупаемости инвестиционных затрат - 2 года.

Важнейшим фактором обращения к агротуризму стал передел европейского аграрного рынка в связи с образованием Европейского союза (ЕС), что поставило национальных агропроизводителей многих стран Европы в совершенно новые условия конкуренции в связи с введением системы квотирования, ограничившей объемы национального сельхозпроизводства в ЕС, и невозможностью проведения открытой протекционистской политики (защиты национальных агропроизводителей). Не случайно агротуризм в 1980-е годы получил развитие именно в Западной Европе, когда были приняты меры по регулированию аграрного сектора ЕС, направленные на повышение его конкурентоспособности по сравнению с ведущими мировыми агроэкспортерами.

Ставилась задача стабилизировать цены на агропродукцию и избежать кризисов перепроизводства, снизить национальные объемы сельхозпроизводства (по условиям квотирования). При этом необходимо было найти социальные амортизаторы, которые позволили бы занять работой сельских жителей, сохранить прежнюю плотность населения в сельской местности, избежать миграций и негативных социальных явлений. В этих условиях агротуризм стал рассматриваться как альтернативная деятельность (форма малого семейного бизнеса) и получил политическую, а, следовательно, также юридическую и финансовую поддержку властей. В рамках общей сельскохозяйственной политики в ряде регионов принимаются меры по развитию многоотраслевого хозяйства, в частности, выделяются средства и на развитие агротуризма.

Средства, вложенные в туризм, окупаются в несколько раз быстрее, чем вложенные в сельское хозяйство. Но сельский туризм не конкурент производству, он является тем "локомотивом", который вытягивает за собой "полуразвалившийся состав" сельского хозяйства. Так, представители аграрного туризма, составляя договоры на поставку продовольственных товаров для отдыхающих, заранее планируют увеличение объемов сельскохозяйственного производства в регионе. Средства, вложенные в туризм, идут и на развитие основного производства, т. е. имеет место самофинансирование сельского хозяйства. Дополнительная рабочая сила из числа отдыхающих (слабообеспеченные слои населения) принимает участие в сельскохозяйственных работах (например, заготовка сена) или строительстве (реконструкция жилого сектора). Восстанавливаются утраченные подотрасли производства: заготовка и переработка грибов, ягод, лечебных трав.

Кроме того, за счет туризма восстанавливается социальная среда, прежде всего занятость населения. Здания архитектуры и храмовые сооружения начинают приносить доход району за счет экскурсионного туризма. Восстанавливаются больничные учреждения в виде санаториев и профилакториев. Они же в обязательной степени способствуют оздоровлению и местного населения.

Различные стороны исследуемой проблемы отражены в фундаментальных положениях специалистов и обобщены по трем направлениям:

труды специалистов в области рыночной экономики в сельском хозяйстве и интегрированных структур: Р.Х. Адукова, А.И. Алтухова, В.А. Богдановского, А.Я. Кибирова, Н.Я. Коваленко, А.И. Костяева, В.В. Кузнецова, Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоева, А.В. Мерзлина, В.В. Милосердова, А.С. Миндрина, А.В. Петрикова, П.М. Першукевича, Д.И. Торопова, И.Ф. Хицкова, А.А. Черняева, В.Б. Яковлева.

трудах отечественных ученых в области развития туристской отрасли: Ю.П. Анискина, И.Т. Балабанова, В.Г. Гуляева, И.В. Зорина, В.М. Козырева, Т.В, Козыревой, Н.К. Моисеевой, М.А. Морозова, И.И. Ополченова, Ю.В. Темного, Е.Е. Филипповского.

В трудах вышеперечисленных авторов исследованы фундаментальные и прикладные вопросы формирования и развития интегрированных структур. Однако работ посвященных отраслевому развитию применительно к типовым регионам, принципам отбора интегрирующих элементов региональной экономики и формированию новых агроструктур пока нет. Недостаточная разработанность теории и методологии исследования формирования и развития сельского (аграрного) туризма и его практического использования обусловили необходимость проведения разработок в этой области.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по разработке бизнес-плана сельского гостевого дома во Красноуфимском районе Свердловской области. В соответствии с целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрено содержание понятия "сельский туризм";

рассмотрены этапы развития сельского туризма в России;

исследовано наличие рекреационных ресурсов Красноуфимского района;

проанализирован процесс формирования стратегий рыночного позиционирования и продвижения туристских услуг Красноуфимского района;

рассмотрен процесс бизнес планирования на примере гостевого дома;

-рассмотрено финансовое обоснование открытия сельского гостевого дома

Объектом исследования являются рекреационные ресурсы Красноуфимского района Свердловской области

Предметом исследования выступают методологические и практические аспекты разработки бизнес-плана сельского гостевого дома.

Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских и зарубежных специалистов в области экономики и управления сельского хозяйства и туристской деятельности, законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие функционирование отраслей сельского хозяйства и туризма, примененные к поставленной цели и задачам исследования. В качестве информационной базы использовались материалы федеральной службы государственной статистики РФ, территориальные органы федеральной службы государственной статистки отдельных областей, департаментов региональных АПК и туризма, результаты исследования автора.


1. Теоретические аспекты развития сельского туризма


.1 Сельский туризм: основные аспекты


Сельский туризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

Сельское хозяйство является основой сельского туризма, поскольку существенное влияние основой сельского туризма, поскольку оказывает существенное влияние на формирование сельского культурного наследия. Именно сельскохозяйственное производство в основном формирует сельский ландшафт, где сочетаются различные виды производства, предприятий, поселений и архитектурных сооружений (деревни, хутора, фермы, изгороди, террасы, пруды, мельницы). Все это многообразие представляет собой историческое в культурное наследие сельской местности и нуждается в сохранении. Сельскому хозяйству мы обязаны также обширным этнологическим наследием, используемым в сельском туризме: сельскохозяйственные орудия и машины, ремесленные профессии и мастерские, кузницы, карьеры, запруды, самобытные архитектура и фольклор, разнообразная народная кухня, не говоря о богатстве человеческого потенциала. В свою очередь развитие сельского туризма положительно сказывается на состоянии самого сельского хозяйства, увеличивая потребление его продукции.

Понятие аграрного (сельского) туризма можно трактовать двояко. В узком смысле под аграрным туризмом понимают отдых городских жителей в сельской местности, предполагающий более или менее длительную аренду загородного жилья. В широком смысле аграрный туризм включает все виды времяпрепровождения городских жителей в сельской местности, т.е. элементы отдыха и оздоровительных мероприятий. В частности, в данном случае речь может идти о сочетании отдыха с трудом на приусадебном участке, об этнографических экскурсиях с акцентом на сельскую составляющую, о добровольном временном участии в агропроизводстве в рамках рекреационных мероприятий.

Существуют две концепции формирования модели сельского туризма.

Первая концепция исходит из того, что небольшие сельскохозяйственные предприятия - личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы - на свой страх и риск начинают заниматься предпринимательской деятельностью с туристическим уклоном. В этом случае аграрный туризм развивается за счет собственных ресурсов без привлечения необходимых инвестиций извне. Однако рассчитывать на значительный приток туристов в сельскую местность при таких условиях финансирования не приходится. Если усилия предприятий-предпринимателей дополняются деятельностью туроператоров (разрабатывающих туры) и турагентов (продающих путевки), то результат будет чуть лучше. Однако без кардинального повышения степени комфорта для потенциальных отдыхающих спрос на услуги сельского туризма так и останется на низком уровне, формируясь лишь за счет немногочисленных любителей: рыболовов, специалистов-этнографов и др. Семейные же туристы по-прежнему будут игнорировать эту сферу, потому что им требуется совершенно иное качество услуг.

Вторая концепция предполагает комплексное развитие туризма в сельской местности. Сельский туризм рассматривается не как подсобное производство, а как основной бизнес, обеспечивающий максимальный набор рекреационных услуг, нацеленных на использование всех привлекательных для туристов аспектов сельской жизни. К числу таких аспектов можно отнести, например, наличие благоприятных экологических и эстетических условий, возможность приобщиться к сельскому образу жизни и его развлечениям (конные прогулки, сбор грибов и ягод, рыбалка и пр.), доступ к недорогим продуктам питания местного производства, знакомство с этнографическими особенностями и т. д.

В принципе, эти две концепции непротиворечивы, если рассматривать их как последовательные этапы одного и того же процесса. Во всяком случае, именно таким путем развивался аграрный туризм в странах Западной Европы. Первый этап - становление европейского аграрного туризма - длился примерно 20 лет и завершился в 1990-е годы. Изначальные мотивы, обусловленные политикой поддержки европейскими государствами локального агротуризма, имели в основном социальный характер. Не случайно политика поддержки сельского туризма в Европе до сих пор ориентирована на экономически отсталые районы. Как правило, основанием для такой политики являлись потеря рыночной конкурентоспособности местной аграрной продукции и необходимость реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности. Это неизбежно вело к сокращению числа занятых в основном производстве и создавало проблему дефицита рабочих мест в сельской местности. В этой связи агротуризм стал рассматриваться в качестве альтернативного вида экономической деятельности, способного поддержать доходы отсталых регионов.

Характерен в этом смысле опыт развития сельского отдыха и туризма в Италии. Агротуризм как дополнение к сельскохозяйственной деятельности стал развиваться здесь в 1970-е годы. Первоначально предполагалось, что обслуживание туристов будет сочетаться с основной хозяйственной деятельностью фермеров, что позволит без больших инвестиций улучшить финансово-экономическое положение сельского населения. Эта разновидность агротуризма 20-30-летней давности была доступна (по стоимости) для клиентов, но при этом уровень комфорта был практически спартанским. Как следствие такой вид отдыха довольно долго не пользовался большой популярностью.

Ситуация начала коренным образом меняться примерно 10 лет назад, что, по всей вероятности, было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире возрос интерес к "экологическому" туризму, и агротуризм удачно вписался в новую тенденцию: он обеспечивал не только отдых на природе и доступ к экологически чистым продуктам питания, но и воспроизведение настоящего сельского образа жизни. Во-вторых, в этот период стандартные потребительские предпочтения как в самой Италии, так и в ряде других развитых европейских стран (прежде всего в Германии) достигли определенного уровня насыщения. В результате возник спрос на новые разновидности рекреационных услуг, выходящие за рамки традиционных видов "пляжного" туризма и городских экскурсионных программ.

Спрос такого рода постепенно изменил саму основу агротуризма. Для многих сельских жителей туризм из побочного вида деятельности превратился в бизнес со всеми присущими ему атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и т.д. За счет крупных инвестиций кардинально преобразились объекты для размещения туристов. Так, современный агротуризм в Италии - это не скромные, как раньше, комнаты на трех-четырех человек в сельских постройках, а трех-четырех звездочные мини-гостиницы, прекрасно оборудованные ванными, бассейнами, теннисными кортами и т. д. Очень часто для гостиничных нужд реконструируются усадьбы XVI-XVIII в. или небольшие старые монастыри. Такие туристические комплексы обеспечивают своим клиентам возможность заниматься различными видами спорта, совершать конные и пешие прогулки, а также экскурсии по окрестностям, в том числе с посещением сельских ярмарок и костюмированных праздников. Помимо этого, сельский туризм все чаще включает в себя ознакомление с кулинарными традициями того или иного региона. При этом туристы могут не только вкусно и качественно поесть, но и увезти с собой какие-либо "продукты-сувениры" (редкие и дорогие вина, трюфели, специальные сорта сыра, оливкового масла и т.д.), которые крайне редко продаются в городских магазинах. В частности, к настоящему времени в Италии разработано уже более 70 туров винно-гастрономического профиля.

Успех агротуризма который в ряде стран стал превращаться из вспомогательной подотрасли сельского хозяйства в самостоятельный и конкурентоспособный сектор услуг, способствовал его целенаправленному развитию в некоторых государствах. В числе этих стран "второй волны" его развития были признанные лидеры международного туризма, в том числе Греция и Кипр. В частности, Греция, где туризм является одним из главных секторов экономики (ежегодный доход от туризма составляет примерно 12 млрд. долл. США, или 8% ВВП; в туризме занято около 20% экономически активного населения страны) реализует собственные программы развития организованного отдыха в сельской местности. Развивая свой сельский туризм, лидеры "пляжной" и "музейной" туристической индустрии стремятся рассредоточить традиционные потоки отдыхающих, частично направив их в другие регионы. В данном случае значительную роль играет потребность в снижении экологической нагрузки на прибрежные курортные зоны.

Мировой опыт показывает, что и в России развитие сельского туризма может быть эффективным как с социальной, так и с экономической точки зрения. В то же время следует иметь в виду, что максимального эффекта можно добиться, если сельский туризм будет развиваться не спонтанно, а в рамках какой-либо программы федерального, межрегионального или регионального значения. В противном случае локальные проекты в сфере сельского туризма в современных условиях недостатка финансовых ресурсов обречены на медленное и трудное самостоятельное развитие.

Кроме того, необходимо учитывать специфику развития сельского туризма в России. В Западной Европе поддержка агротуризма во многом объясняется перепроизводством сельскохозяйственной продукции, в России же подобная ситуация отсутствует. Поэтому для нашей страны более логичным представляется подход, в рамках которого будет сочетаться развитие и самого сельскохозяйственного производства, и агротуризма. Экономические основания для такого подхода очевидны. Цены производителей сельхозпродукции многократно уступают ценам в городской розничной торговле. Если совместить оказание туристических услуг в сельской местности с продажей продуктов питания по ценам производителей, это позволит создать недорогой и конкурентоспособный рыночный продукт. В результате, совокупное производство продуктов питания и туристических услуг может оказаться вполне рентабельным, даже если какой-либо из этих видов деятельности сам по себе убыточен.

Однако не все регионы России, обладающие хорошими природно-климатическими условиями для агротуризма, пригодны для ведения сельского хозяйства, и наоборот. Это подтверждается рейтинговыми оценками российских макрорегионов, разработанными специалистами Всемирной туристической организации (таблица 1.1.1).


Таблица 1.1.1 Пригодность европейских регионов России для совместной сельскохозяйственной и агротуристической деятельности (рейтинговые оценки по 10-балльной шкале)

ОтрасльРегионы РФСеверныйЦентральныйЦЧРЮжныйСельское хозяйство2579Сельский туризм8937Агрегированная оценка по обеим отраслям5758

Как следует из оценок, возможности для ведения сельского хозяйства в Северном и Центральном районах ограничены, но при этом условия для агротуризма в них близки к максимальным. В то же время в центрально-черноземных областях, столь привлекательных для ведения сельского хозяйства, условия для агротуризма оцениваются весьма низко. Однако агрегированные оценки, учитывающие условия как для сельского хозяйства, так и для агротуризма, во всех случаях оказались приемлемыми. Таким образом, в целом ряде российских регионов совместное развитие агротуризма и сельского хозяйства может стать весьма действенным средством повышения уровня социально-экономического развития территорий, особенно отдаленных и депрессивных.

В современной России уже имеются примеры удачного ведения агротуристического бизнеса. В частности, можно указать на проект, реализованный в Тульской области фермерским хозяйством "Суслов, Кузнецовы и Ко", которое совмещает разведение лошадей с проведением конных туров и проживанием в деревне; а также на деятельность туристического агентства "Четвертая власть", организующего сельский отдых на территории ряда регионов европейской части России.

Экспертные оценки на основе исследований, проведенных в Московской, Костромской и Рязанской областях, показывают, что примерный уровень доходов от агротуристической деятельности в расчете на административный район субъекта Федерации может составлять 30 млн. руб. в год. Административных районов, на территории которых можно развивать агротуризм, не менее тысячи. Следовательно, можно говорить о потенциальном финансовом эффекте развития агротуризма в России, составляющем 30 млрд. руб. в год. В случае реализации комплексного подхода, подразумевающего совместное развитие сельскохозяйственной деятельности и агротуризма, эффект может возрасти вдвое - до 50-60 млрд. руб. в год.

Исходя из зарубежного опыта, можно предположить, что российский агротуризм в своем развитии также пройдет две основные стадии - этап самостоятельного становления за счет активности сельских предпринимателей и этап целенаправленного развития вследствие значительных внешних инвестиций в организацию сельского отдыха. Помимо этого, учитывая особенности российской ситуации (низкие объемы сельскохозяйственного производства, отрицательный уровень миграции), следует планировать и третий этап развития национального агротуризма - создание единого агротуристического комплекса.

Отдельная проблема, которую невозможно решить мгновенно - качество туристического обслуживания. Для его повышения, прежде всего, необходимо улучшить профессиональную подготовку работников для сферы аграрного туризма. Улучшению качества туристического обслуживания будет также способствовать формирование и совершенствование законодательной базы о развитии нового вида предпринимательской деятельности на селе. Масштабное развитие материально-технической базы сельского туризма также невозможно без значительной поддержки со стороны государства.

Учитывая вышесказанное, представляется, что в России необходимо разрабатывать государственные (федеральные и региональные) программы развития туризма. В результате, агротуристические объекты могут рассчитывать на получение финансовой помощи из двух-трех источников. Примеры такого рода в других туристических сферах уже имеются. В частности, города юга Московской области (Серпухов, Кашира, Коломна) получают поддержку в рамках программы "Губернское кольцо Подмосковья" и программы "Развитие туризма Приокских территорий".

В зарубежных странах, развивавших сельский туризм, активно использовалась государственная поддержка. В странах - пионерах агротуризма его перспективы, как правило, вначале оценивались региональными властями, ими же оказывалась поддержка его развития путем принятия соответствующих законов. Например, региональный закон о развитии агротуризма в итальянской провинции Кампанья был принят в 1984 г. за полтора года до принятия аналогичного федерального закона.

Государственные программы развития сельского туризма создавались и как отдельные документы, и как часть комплексных программ более высокого уровня. Например, на Кипре была разработана специальная программа развития агротуризма, а в Германии этот вид туризма был включен в рамки национальной программы устойчивого развития сельской местности. На Кипре концепция агротуризма была разработана "сверху" государственным агентством - Кипрской организацией по туризму (КОТ). Программа предусматривает предоставление помощи хозяйствам для перестройки, реставрации и оборудования традиционных домов в сельских районах с целью подготовки их к приему туристов. Схема действий проста: хозяин сельского дома, желающий принимать туристов, подает заявку в КОТ о желании организовать пансион и получает либо кредит, либо безвозмездную ссуду от КОТ. Информация о хозяйстве, готовом принимать отдыхающих, включается в базу данных специально созданной Кипрской агротуристской компании (Cyprus Agrotour-ism Company), которая напрямую работает с турагентствами и частными лицами. Агротуристический бизнес на Кипре ориентирован на иностранных туристов, в основном из Германии и Великобритании. Преобладающий контингент туристов - представители среднего класса. Еще одним специфическим направлением государственной поддержки, на которое следует обратить внимание, являются послевоенные программы отдыха трудящихся, реализованные во Франции и Швейцарии. Эти программы, субсидируемые государством и профсоюзами, базировались на использовании туристических отпускных чеков. Вполне возможно, что подобный способ финансирования агротуризма способен ускорить его развитие и в России, где доля небогатого населения по-прежнему очень велика. Таким образом, и международный опыт, и предварительные экономические оценки показывают целесообразность и высокую потенциальную эффективность развития агротуризма в России.

Сельское гостеприимство - первая стадия развития сельского туризма. То есть население сельской местности (возможно и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах, предоставляет их с минимальной меблировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т. д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев. Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организация развлекательных мероприятий (баня, совместное хождение за ягодами и грибами, рыбалка, верховая езда т. д.); привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как, например, кормление животных, сбор урожая овощей или фруктов, не исключено оказание помощи по сидению с детьми гостей и т.д. Гостям можно предложить также традиционное экскурсионное обслуживание для знакомства с нерастраченной культурой, традициями и бытом коренных народов.

Важно, что сельский туризм способствует улучшению жизни и самих семей, принимающих у себя туристов. Известно, что когда семья ждет гостей, то старается поддержать порядок в своем доме, создать для них максимум удобств. Сельский туризм помогает местным жителям быстро решить социально-экономические проблемы своей семьи, повысить свой образовательный и культурный уровень, дать хорошее образование детям, улучшить жилье и облагородить приусадебный участок. Сельский туризм помогает стать разумным хозяином в своем деле и на своей земле, помогает занять членов семьи интересным, доходным и достойным уважения трудом. Существует даже такая точка зрения, что "сельский туризм" это действенный метод в борьбе с пьянством. Уже сегодня "гостевые дома" выгодно отличаются от других усадеб. Включение местного населения в прием туристов вызывает у него заинтересованность в сохранении и защите природы.

Исходя из практики регионов, выясняется главное - с внедрением гостевых домов идет развитие всех сельских территорий: туристы, приезжая на отдых, обязательно заправят свои машины неподалеку, посетят местные магазины и музеи, возьмут на прокат лодки и велосипеды. Никто не может сделать этого лучше, чем проживающие здесь люди. В связи с созданием рабочих мест в туризме сокращается потребление природных ресурсов.

В ряде стран действуют специальные законы об агротуризме, в значительной мере способствовавшие развитию этого сектора туриндустрии, или реализуются специальные государственные программы поддержки агротуризма и организации этого вида деятельности.

Эту позицию подтверждает и международная практика: в наиболее продвинутом на этом направлении европейском регионе на международном уровне разрабатываются общие, международно признанные, подходы к стандартам качества и специальные рекомендательные ориентиры для классификации и стандартизации средств размещения и услуг в сфере агротуризма (сельского туризма). Причем работа эта проводится не в рамках государственных или наднациональных ведомств (национальных министерств или директоратов ЕС), а в рамках международных программ ЕС при самом активном участии ассоциаций субъектов агротуристической деятельности (например, EUROGITES Европейской федерации фермерского и деревенского туризма, ECEAT - Европейского центра эко-агротуризма и др.).

Успех агротуризма, который в ряде стран стал превращаться из вспомогательной подотрасли сельского хозяйства в самостоятельный и конкурентоспособный сектор услуг, способствовал его целенаправленномуразвитию в некоторых государствах. В числе этих стран ("второй волны") были признанные лидеры международного агротуризма, в том числе Греция и Кипр. В частности, Греция, где агротуризм является одним из главных секторов экономики (ежегодный доход от агротуризма составляет примерно 6 млрд. долл. США, или 4% ВВП; в аготуризме занято около 10% экономически активного населения страны) реализует собственные программы развития организованного отдыха в сельской местности. Развивая свой сельский туризм, лидеры "пляжной" и "музейной" туристской индустрии стремятся рассредоточить традиционные потоки отдыхающих, частично направив их в другие регионы. В данном случае значительную роль играет потребность в снижении экологической нагрузки на прибрежные курортные зоны.

Мировой опыт показывает, что и в России развитие сельского туризма может быть эффективным как с социальной, так и с экономической точки зрения. В то же время следует иметь в виду, что максимального эффекта можно добиться, если сельский туризм будет развиваться не спонтанно, а в рамках какой-либо программы федерального, межрегионального или регионального значения. В противном случае, локальные проекты в сфере сельского туризма в современных условиях недостатка финансовых ресурсов обречены на медленное и трудное самостоятельное развитие.

Значение сельского туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз. Кроме того, необходимо учитывать специфику развития сельского туризма в России. В Западной Европе поддержка агротуризма во многом объясняется перепроизводством сельскохозяйственной продукции, в России же подобная ситуация отсутствует. Поэтому для нашей страны более логичным представляется подход, в рамках которого будет сочетаться развитие и самого сельскохозяйственного производства, и агротуризма. Экономические основания для такого подхода очевидны. Цены производителей сельхозпродукции многократно уступают ценам в городской розничной торговле. Если совместить оказание туристских услуг в сельской местности с продажей продуктов питания по ценам производителей, то это позволит создать недорогой и конкурентоспособный рыночный продукт. В результате, совокупное производство продуктов питания и туристских услуг может оказаться вполне рентабельным, даже если какой-либо из этих видов деятельности сам по себе убыточен.


.2 Этапы развития сельского туризма в России


Понятие "сельский туризм" в России - это отдых горожан в сельской местности в гостевых домах ("мини-гостиницах"), созданных сельской семьей на базе собственного жилого дома и приусадебного участка. Эту модель с середины 90-х годов реализовывают во многих регионах России от Калининградской области до Якутии, организуя локальные гостевые сети как по частной инициативе "снизу", так и при поддержке региональных властей и зарубежных спонсоров.

Сдача жилья в аренду отдыхающим быстро осваивается семьями и приносит им дополнительный доход. Но этот доход сезонный и мало зависит от владельцев жилья. Для получения стабильного дохода необходима регистрация владельца гостевого дома индивидуальным предпринимателем. Тогда эта деятельность семьи становится профессиональной, требует знаний, навыков и соответствия определенным нормам. Сеть гостевых домов развита в Алтайском крае и на Байкале, в Краснодарском крае и Карелии, Якутии, Калининградской, Московской и Ленинградской областях. "Вы можете поработать на грядках, на сенокосе, используя наш инвентарь. Предлагаем уход за козами и овцами на мини-ферме. В вашем питании будут использованы только экологически чистые продукты. Спать можно на сеновале", - так калининградские гостевые дома, работающие по программе сельского туризма, завлекают туристов из Германии, Польши и стран Балтии. Цель развития сельских гостевых домов Калининградской области - это обеспечить работой деревенских жителей, остановить отток молодежи в город. Сейчас в среднем фермер в летний сезон может заработать до 9 тыс. евро из расчета 10 евро в день, молодежь этим удалось заинтересовать. Турсезон увеличился - теперь дома могут принимать туристов круглый год. В Республике Алтай первых 100 гостей приняли летом 1998 г., на следующее лето число гостей увеличилось до 400. К встрече 2000 г. Владельцы "зеленых (гостевых) домов" подготовили первый тур "Новый год в деревне Горного Алтая" и приняли 43 гостя зимой. К лету 2000 г. было создано 150 туристских мест в шести селах Чемальского района и принято 330 гостей. Сегодня на Алтае принимающая семья, имеющая два - три гостевых дома, только за летний период зарабатывает порядка 90-120 тысяч рублей, что способствует ее финансовой устойчивости.

Туристов в сельскую местность привлекает не только работа на сенокосе, скотном дворе (обычно такие услуги гостевые дома предоставляют бесплатно) или рыбалка, но и занятия верховой ездой или живописью (за это клиент платит отдельно). Рядом с усадьбой "Дача художника" (Калининградская обл.) есть частная художественная галерея, и в число услуг гостевого дома входят уроки живописи, курсы по обработке янтаря (5 у. е. за 2 часа в день).

В Северной Карелии, где много лесных озер, распространен отдых по типу деревенский туризм в небольших коттеджах на одну семью от 2 до 8 человек. Домики отлично оборудованы всем необходимым адекватно стоимости. Обычно они состоят из гостиной и нескольких спален.

В коттеджах есть горячее и холодное водоснабжение, небольшая кухня, оснащенная электроплиткой, холодильником, микроволновой печью, кофеваркой. Большинство коттеджей имеют камины, сауны. Туристам предоставляются напрокат лодки, рыболовные снасти, лыжное снаряжение. Все это позволяет в достаточно комфортных условиях довольно уединенно, но при этом активно отдохнуть на берегу чистого озера, в лесу.

По экспертным оценкам, усредненный показатель туристского потенциала России составляет 55,8%. Такой высокий показатель демонстрирует, что более половины ландшафтно-географических и климатических ресурсов страны могут быть использованы для развития самых различных туристских направлений с учетом потребностей туристов (для сравнения у Турции туристский потенциал составляет 38,4%, Греции - 35%, Италии - 49%, Франции, Испании и Германии - несколько более 50%). Таким образом, Россия является весьма перспективной страной для комплексного развития туризма.

К сожалению, несмотря на имеющиеся в РФ реальные примеры организации агротуристической деятельности, следует констатировать практическое отсутствие в РФ нормативно-правовой базы, специально регулирующей агротуристическую деятельность как таковую:

. В существующих федеральных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в сфере туризма, и федеральных программных документах в области туризма пока отсутствует упоминание о понятии "агротуризм" (сельский туризм, "зеленый" туризм, "эко-агротуризм", "фермерский туризм" или др. терминов, применяемых в нашей стране и международной практике для обозначения рассматриваемого вида туристической деятельности);

. Специальное федеральное законодательство, регулирующее деятельность в области агротуризма в РФ, пока отсутствует;

. Отсутствуют стандарты и нормативы, применимые в сфере агротуризма как специфического сектора туриндустрии и - одновременно - приносящей доход дополнительной (несельскохозяйственной, непроизводственной, альтернативной) формы деятельности сельского населения. Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в РФ в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор малого семейного гостиничного бизнеса на селе в силу специфики последнего;

. Упоминание агротуризма как одного из поддерживаемых федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 г." видов несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, к сожалению, не получило развития в виде разработанной системы понятий и норм.

На сегодня в России именно региональные администрации берут на себя организующую функцию в деле развития агротуризма. Так было и в странах "первой волны", где вначале были приняты решения и соответствующие законы и программы на уровне регионов, а затем уже агротуристическая инициатива получила поддержку и была законодательно оформлена центральными властями и на уровне ЕС - в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС.

Для примера рекомендуется рассмотреть Закон Калининградской области. "О туристской деятельности в Калининградской области" (Принят Калининградской областной Думой второго созыва 27 ноября 1997 года) (в ред. законов Калининградской области от 19.07.2000 N 220; от 07.03.2002 N 123), где установлен порядок и принципы осуществления туристской деятельности в Калининградской области, определены приоритетные направления развития рынка туристских услуг и т. д.

Особо интересны ст. 16 "Стимулирование развития туризма в сельской местности" и ст. 17 (Предоставление налоговых льгот туроператорам и турагентам, занимающимся оказанием туристских услуг в сельской местности, где определены конкретные льготы по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет и условия их предоставления.

Роль региональных властей для развития сельского туризма на сегодня очень важна как на этапе формирования туристских дестинаций региона, так и на этапе продвижения совокупного турпродукта на внешний рынок.

Однако не все регионы России, обладающие хорошими природно-климатическими условиями для агротуризма, пригодны для ведения сельского хозяйства, и наоборот. Это подтверждается рейтинговыми оценками российских макрорегионов, разработанными специалистами Всемирной туристской организации (таблица 1.2.1).


Таблица 1.2.1 Пригодность европейских регионов России для совместной сельскохозяйственной и агротуристской деятельности (рейтинговые оценки по 10-балльной шкале)

ОтрасльРегионы РФСеверныйЦентральныйЦЧРЮжныйСельское хозяйство2 5 79Сельский туризм8 9 37Агрегированная оценка по обеим отраслям5758

Как следует из оценок, возможности для ведения сельского хозяйства в Северном и Центральном районах ограничены, но при этом условия для агротуризма в них близки к максимальным. В то же время в центрально-черноземных областях, столь привлекательных для ведения сельского хозяйства, условия для агротуризма оцениваются весьма низко. Однако агрегированные оценки, учитывающие условия, как для сельского хозяйства, так и для агротуризма, во всех случаях оказались приемлемыми. Таким образом, в целом ряде российских регионов совместное развитие агротуризма и сельского хозяйства может стать весьма действенным средством повышения уровня социально-экономического развития территорий, особенно отдаленных и депрессивных.

Исходя из зарубежного опыта, можно предположить, что российский агротуризм в своем развитии также пройдет две основные стадии - этап организации малого семейного агротурбизнеса, и этап реконструкция и строительство объектов среднего агротуристского бизнеса. Помимо этого, учитывая особенности российской ситуации (низкие объемы сельскохозяйственного производства, отрицательный уровень миграции), следует планировать и третий этап развития национального агротуризма - создание единого агротуристского комплекса (таблица 1.2.2).


Таблица 1.2.2 Модели и этапы развития аграрного туризма в РФ

ПоказателиЭтапы развитияIIIIIIПроживаниеВ доме с фермеромВ отдельном доме, помещенииВ агротуркомплексеПитаниеНе предусмотрено, полупансион Полупансион, пансионТолько пансионДосугКонный туры, рыбалка, охотаЭкскурсионные, экологические, этнические туры Лечебно-оздоровительные, научные турыМодели развития аграрного туризмаЛПХ, К(Ф)Х, СПоКТуристские деревни, усадебные комплексы, агротурцентрыРегиональные С(А)ТК

Важным вопросом комплексного развития туризма в сельской местности является формирование основной единицы бизнес-планирования. Практика показывает, что в качестве основной единицы мог бы стать административный район субъекта Федерации. Именно в его рамках должна проводиться специализация микрозон туристского обслуживания, включающих объекты экологического, детско-юношеского, лечебно-оздоровительного, спортивного и других видов аграрного туризма. Для взаимосвязи этих микрозон административного района должны составляться туристские маршруты водного, конного, пешеходного и других направлений.

В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.

Проведенный в предыдущих разделах анализ современного состояния развития туризма в сферы туризма в Российской Федерации, в том числе мер, предпринятых Ростуризмом по его развитию, позволяют оценить конкурентные преимущества и недостатки России как туристского направления среди основных принимающих рынков. К конкурентным преимуществам следует отнести прежде всего богатейшее культурно-историческое и природное наследие нашей страны в сочетании с фактором неизведанности, что представляет собой особый интерес для искушенных иностранных туристов Появление в последние годы новых туристских продуктов в регионах Севера, Урала и Сибири усиливает конкурентные преимущества России. Тенденции развития туризма в мире показывают, что по мере того как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

Несомненными конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.

Вместе с тем следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. В мире имеется ряд примеров исключительно успешных в развитии туризма стран, обладающих природными или культурными ресурсами, относительно сравнимыми с Россией, но вместе с тем имеющих развитую качественную туристскую инфраструктуру. В качестве примера можно привести Китай и ряд других стран, таких как Австрия, Франция или Испания, ежегодно зарабатывающих только на международном туризме несколько десятков миллиардов долларов.

В большинстве своем туристские предпочтения как иностранных туристов, так и отечественных, связаны с высоким уровнем сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок. Общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт.

К конкурентным слабостям можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:

- недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта;

высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;

в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;

сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации и вместе с тем недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;

остаются нерешенными вопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционно безопасных иностранных государств как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока.

Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

Анализ конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного и внутреннего туризма, показывает на необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.

На основании изложенного целью развития туризма в Российской Федерации является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;

развитие и совершенствование туристской инфраструктуры, в том числе сопутствующей (транспорт, общественное питание, индустрия развлечений и др.);

-создание новых приоритетных туристских центров;

-рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;

повышение качества туристских и сопутствующих услуг;

- совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;

обеспечение условий для личной безопасности туристов.

Государственная поддержка развития туристской инфраструктуры должна осуществляться прежде всего в рамках федеральных целевых программ. Однако этого явно недостаточно. Необходимо развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры ФЦП "Развитие историко-культурных зон в России". В исторических городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов.

Одним из перспективных направлений расширения культурно-познавательного туризма является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута "Золотое кольцо России", интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать такие региональные маршруты, как "Пушкинское кольцо Верхневолжья" (Тверь, Торжок, Старица), "Московское море" (Конаковский и Калининский районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), "Русская Венеция" (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), "Жемчужная нить", включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные маршруты в сочетании с ресурсами Новгородской области (Валдай, Великий Новгород) позволяют сформировать разноплановую и насыщенную экскурсионную программу для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России.

Несомненно важным является развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности. Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время. Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%. В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. В альпийских районах эта доля составляет 31,6%. Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которая может быть достигнута в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2015 г.".

Развитие современных туристских комплексов в регионах Дальнего Востока и Забайкалья несет не только экономическую, но и социальную нагрузку. В настоящее время туристы из этих регионов массово выезжают на отдых в КНР, где курорты характеризуются высоким уровнем качества сервиса. С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристским потенциалом. В связи с этим целесообразно ввести раздел "Развитие туристско-рекреационного комплекса" в действующую ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1912-2015 гг. и до 2020 г.".

Дополнительный импульс для въездного и внутреннего туризма может придать развитие индустрии развлечений, в том числе создание игорных зон. В настоящее время уже подписаны распоряжения Правительства Российской Федерации о создании игорных зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области.

Создание условий для развития круизного туризма возможно путем разработки комплекса мер, включающих реконструкцию и строительство морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов.

Для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, непроизводимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 "звезд"), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными для потребителей.

Итак, задача государства состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.

Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия развитию въездного и внутреннего туризма.


2. Сервисно-экономический потенциал рынка туризма г. Красноуфимска и Красноуфимского района


.1 Исследование наличия рекреационных ресурсов г. Красноуфимска и Красноуфимского района


Концепция комплексного развития агротуризма в структуре территориального деления основывается на уже известных положениях и вновь выдвигаемых обоснованиях. Для этого анализируются существующие подходы. Так, первой составной частью нашего исследования являлся рекреационный подход, который включал ряд основополагающих моментов: культурно-исторический потенциал региона и развитие экскурсионного туризма, экономический потенциал региона, оценка природно-ландшафтного комплекса.

Культурно-исторический потенциал региона и развитие экскурсионного туризма. При разработке историко-культурного потенциала региона окупаемость экскурсионного туризма (как дополнительной услуге агрутуризма) ставится под сомнение ввиду высоких затрат и низкой стоимости туров. Поэтому в ряде случаев идут на компромисс: проводят косметический ремонт архитектурных сооружений, а средства размещения специализируют на сегментах с невысокими доходами: школьники, молодежь, туристы "третьего" возраста.

С увеличением доходов по всей региональной программе средства отчисляются из общей прибыли на модернизацию объектов экскурсионного туризма. К ним можно отнести также храмовые сооружения, усадьбы, исторические памятники, природоохраняемые территории, предприятия народных промыслов и ремесел, музеи местного значения. При незначительном количестве накопленных средств финансирования выбирается "точечный" объект, например центральная улица города или главная площадь.

Рассмотрев ряд научных исторических источников, мы выяснили, что в давние времена на берегах Невы росли огромные дубы. От них-то, говорят, и пошло название - Дубровка. Пять веков тому назад была и "Дуброва на Неве Гридковская на Корельской строне", и "Дуброва Сельцо на Неве" на стороне Лопской. Из Новгородских писцовых (окладных) книг за 1500 г. видно, что поселение Дуброва (Дубровка) на правом берегу Невы существовала уже в 1500 г. Она входила в состав Ореховского уезда и была причислена к Спас-Городецкому погосту (ныне Шлиссельбург) Дуброва отмечена на шведских картах 17 века! Дубровка это три населенных пункта до 1941 г. Московская - на левом берегу Невы, Выборгская - на правом и Невская - рабочий поселок XX века и одноименная ж/д. станция, Знаменитые 29 львов у особняка Кушелева-Безбородко - точные копии двух дубровских львов у барского дома. Русско-шведско-финское акционерное общество построило лесозавод в 1911-1912 гг. Дубровке в 1916 г. было начато строительство бумажной фабрики, в начале 30-х годов она работала и выпускала бумагу. В 1936 г. в Дубровке в Нардоме прошел первый съезд передовиков труда района по обсуждению проекта новой Конституции СССР. Дунаевский Исаак Осипович - известный и популярный композитор, депутат областного совета народных депутатов - частый гость Дубровки. Зощенко Михаил Михайлович - известный писатель проживал в деревне Пески на даче (Пески - деревня, приписанная к Дубровке; название, часто встречающееся в топонимике Санкт-Петербурга). До войны население 3-х Дубровок составляло 21 тыс. человек, в настоящее время в пос. Дубровка с окрестностями (Плинтовка, Пески) - проживает около 5.4 тыс. человек (на 2003 г). Первая школа для детей рабочих открылась в 1911 г., а средняя - в 1936 г. Первая железная дорога с названием станции "Невская Дубровка" была проложена в поселок в 1929 г. Первая попытка прорыва блокады была предпринята в ночь на 19 сентября 1941 г. с захвата плацдарма Невский пятачок.

Невский плацдарм ("пятачок" - на штабных картах он умещался под пятикопеечной монетой) - 900 м в длину и 300 м в ширину на левом берегу Невы (от Московской Дубровки до деревни Арбузово) - самое кровопролитное место боев на Ленинградском фронте. Среднее число погибших - от 300 тыс. человек. Сегодня в Красноуфимске бережно хранят 15 памятников истории и культуры, жители города гордятся тем, что живут в историческом городе России - это отметили 64% опрошенных горожан.

Изучая рекреационный потенциал Красноуфимского района Свердловской области, следует остановиться на экономическом обосновании местных условий. Проведя анализ существующей литературы, мы выяснили, что многоотраслевая и динамично возрождающаяся экономика Красноуфимска отличается достаточно сбалансированной многоотраслевой структурой, в которой по критерию занятого населения выделяются транспорт и связь, торговля и общественное питание, промышленность. 80% всех хозяйствующих субъектов представляют частные предприятия. В настоящее время по масштабному фактору объема производства в структуре промышленности почти одинаковое значение имеют производство строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка. Падение в последние годы значимости пищевой промышленности не соответствует объективным возможностям города, который имеет значительную местную сырьевую базу сельскохозяйственных ресурсов в Красноуфимском районе: овощей, картофеля, молочной и мясной продукции, зерна, ягод, грибов, других дикоросов. На территории города работают предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию: аграрный колледж, селекционная станция, плодосовхоз. Все они выполняют и другие важные для всей области функции - подготовки кадров, научных исследований и селекционных работ. Важной градообразующей отраслью является для Красноуфимска железнодорожный транспорт, мощность работы железнодорожного узла постоянно нарастает. В целом экономика Красноуфимска обладает большим потенциалом роста. Не случайно по результатам рейтингового анализа развития всех структурных территорий Свердловской области Красноуфимск занял в 2002 г. шестое из 69 место по динамике социально-экономических показателей.

Торогово-ярмарочный потенциал. Торговля является также важной отраслью специализации экономики Красноуфимска, повышающей его значимость в регионе. Красноуфимск прочно занимает одно из лидирующих мест в Свердловской области по объему товарооборота на душу населения. Этот феномен имеет объективные причины: это и наличие исторических ярмарочных традиций, и тяготение соседних районов, в том числе Башкирии и Пермской области, к городу, обусловленное удобным местоположением. Кроме того, в городе имеются склады, хранилища с удобными подъездными путями, таможенные органы. Аренда земли, недвижимости, оплата труда здесь требуют значительно меньших затрат, нежели в крупных городах. В Красноуфимске совершенствуются средства связи, в том числе обеспечивается доступ в Интернет, развивается инфраструктура торговли.

Организационный потенциал местного управления. Важным ресурсом развития Красноуфимска является общественно-политическая стабильность, систему муниципального управления в Красноуфимске характеризуют сотрудничество законодательной и исполнительной ветвей власти, конструктивный характер процесса принятия и согласования решений, что во многом обеспечивается тем, что глава муниципального образования возглавляет обе ветви власти

Далее целесообразно органически увязать технологическую оценку рекреационных ресурсов с проектом создания типичного для данного региона гостевого дома. Разработка проекта связана с расчетом годового эффекта использования местных рекреационных ресурсов, включая определение коэффициентов сезонности агротурбизнеса и напряженности агротурпотока. На первом этапе достаточно много внимания уделим общей характеристике территории объекта. На этом же этапе проанализируем состав городских и сельских поселений, состояние региональной экономики. Последнее обстоятельство позволяет выявить отрасли, способствующие развитию агротуризма и тормозящие его. Рассмотрим в первую очередь географическое расположение Красноуфимска в Свердловской области, входящей в состав наиболее промышленно развитых и сильных регионов России. Конкурентные преимущества Свердловской области, ее привлекательный инвестиционный климат, широко известный в России и за рубежом позитивный имидж, богатые природные ресурсы и высококвалифицированные кадры - все это оказывает положительное влияние на потенциал г. Красноуфимска.

Свердловская область, расположенная на Среднем и отчасти на Северном Урале, и на прилегающих территориях Западно-Сибирской равнины, на юго-западе заходит на западные склоны Среднего Урала. Территория области - 194,8 тыс. кв. км. Климат на территории области - континентальный с продолжительной и холодной зимой с октября по апрель. Температура зимой опускается до -35 градусов. Лето наоборот короткое и теплое, иногда температура поднимается до +35 градусов. Область находится на стыке двух континентов - Европы и Азии. Это край хвойных и лиственных лесов, широких просторов, полноводных рек, природная кладовая целебных минеральных источников. Целебные дары области - минеральные воды разнообразного химического состава, эффективные при всех наиболее распространенных заболеваниях. Это и сероводородные и йодобромные воды, и воды с содержанием органических веществ, близкие по составу к трускавецкой "Нафтусе", и хлоридные натриевые ("соленые") воды, а также целебные грязи многочисленных озер, особенно с сапропелевыми грязями. Благоприятные природные условия Свердловской области, разветвленная инфраструктура, густая сеть городов, богатство минеральных источников уральской земли обусловили появление сети санаторием, домов отдыха и пансионатов, туристических баз, баз отдыха, горнолыжных курортов. Имеются в области курортные местности: Глядены, Иргина, Липовка, Обухово, Руш, Тавда, Талица, Туринск. В Свердловской области функционируют санатории "Курьи", " Озеро Монтаево", "Нижние Серги", "Самоцвет", климатологический курорт "Руш", санаторий "Обуховский" и другие здравниц. В Свердловской области сформированы стратегические ориентиры, которые создают рамочные контуры вертикальных приоритетов для г. Красноуфимска. Удачное географическое положение и высокая степень транспортной доступности. Красноуфимск - город областного подчинения, центр Красноуфимского района.

Расположен в юго-западной части Свердловской области на правом берегу реки Уфы в живописной местности, окаймленной цепью невысоких гор. Город Красноуфимск обладает прекрасной транспортной доступностью, находясь на пересечении железнодорожных и федеральных автомобильных магистралей, представляя собой крупный железнодорожный узел. Являясь малым городом, Красноуфимск тем не менее расположен в центре автомагистралей, соединяющих четыре города-миллионника, которые находятся в радиусе 3-5-часовой автомобильной доступности: Екатеринбург (195 км), Пермь (200 км), Уфа (300 км), Челябинск (240 км) Ижевск (300). Авиационная доступность города обеспечивается деятельностью международного аэропорта "Кольцово" в Екатеринбурге.

Красноуфимск окружен прекрасной природой и отличается благоприятным умеренно-континентальным климатом, что обусловливает развитие зимних и летних видов спорта, оздоровления, семейного отдыха. Развитие рекреационного и оздоровительного потенциала может сочетаться с различными видами туризма - экологического, спортивного, лыжного и велосипедного, семейного, программного и т.д. В окрестностях города сконцентрированы достаточные запасы сырья для производства строительных материалов: карьеры балластный, щебеночный, по добыче бутового камня, залежи кварцевых песков, огнеупорных и кирпично-черепичных глин, известняков и гипса. Уникальные сероводородные и родоновые минеральные воды позволяют развивать в Красноуфимске водолечение и оздоровление.

Для выявления эколого-рекреационной емкости (ЭРЕ), а затем и рекреационно-ресурсного потенциала (РРП) г. Красноуфимска и Красноуфимского района необходимо вычислить для него допустимую рекреационную нагрузку, которая не вызывает необратимых изменений

Характер развития рекреационной инфраструктуры на территории Красноуфимска и Красноуфимского района оценивается как интенсивный.

В рамках исследования были проведены учеты, ставшие основой для расчета реальной рекреационной нагрузки на территорию, где располагается Красноуфимск и Красноуфимский район.

В зимний период посетители гостевых домов в основном проводят время, катаясь с гор на сноубордах или лыжах. На основании проведенных учетов в течение периода исследований рассчитаны основные показатели, характеризующие рекреационную нагрузку в местах скопления посетителей горнолыжного центра - у подошвы склона и на стартовой площадке.ч = 10 · 5 = 50 чел/га,ч = Dч = Nсч = 50 · 60 = 3000 чел. - ч/га,сут. = Nс.с. = 3000 · 8 = 24 000 чел. - сут./га,г = 24000 · 240 = 5 760 000 чел. - г./га.

где: Dч - средняя единовременная плотность рекреантов в течение часа, чел/га;ч - рекреационная нагрузка за час, чел. - ч/га;сч - среднечасовая рекреационная нагрузка за сутки, чел. - ч/га;сут. - рекреационная нагрузка за сутки, чел. - ч/га;г - средняя рекреационная нагрузка для всего участка наблюдения за год, чел. - ч/га;

Территория Красноуфимского района в настоящее время интенсивно развивается. Следует отметить, что сохранение природного ландшафта является не менее важной задачей, чем удовлетворение хозяйственно-бытовых нужд и безопасности гостевых домов.

Результаты исследований природно-ландшафтного комплекса в зоне Красноуфимского района свидетельствуют о том, что при надлежащей организации рекреационных нагрузок обеспечивается отдых людей и в целом сохраняется ландшафт и биологическое разнообразие. Состояние почвенного и растительного покрова территории горнолыжного центра характеризуется как удовлетворительное. Расчет рекреационных нагрузок на территорию Красноуфимского района с учетом времени суток, дней недели, календарного месяца и сезонов года свидетельствует, что рекреационные нагрузки до 5 760 000 человек в год на 1 га не вызывают необратимых изменений (деградации) ландшафта. С учетом состояния природного комплекса рекреационная нагрузка может быть увеличена на 20% и, таким образом, рекреационный потенциал территории Красноуфимска и Красноуфимского района оценивается до 7 000 000 человек в год на 1 га.

Ресурсно-рекреационный потенциал природно-ландшафтного комплекса позволяет рассматривать возможность увеличения рекреационных нагрузок на территорию Красноуфимского района в период межсезонья и рабочие дни без риска нанесения необратимого ущерба исследуемой территории.

Ландшафтно-экологические исследования, проведенные в Красноуфимском районе позволяют сделать заключение, что в целом территория выполняющей буферную функцию по отношению к прилегающим ландшафтам. Следует отметить, что в весенне-летний и летне-осенний период складываются условия, способствующие восстановлению рекреационно нарушенных территорий. Функционирование Красноуфимска и Красноуфимского района на протяжении ряда лет обеспечивает минимизацию рекреационных воздействий на окружающую природную среду. Создание горнолыжных центров и гостевых домов с ориентацией на круглогодичное использование территории для отдыха людей обеспечивает снижение рекреационных нагрузок на прилегающие территории и позволяет сохранить целостность ландшафтно-природных комплексов.

Последней частью исследования является инвестиционное проектирование. Оно органически вытекает из межотраслевого подхода. Сущность его заключается в определении эффективности объектов размещения туристов. Приведем пример использования метода "северо-западного угла", относящегося к типу транспортной задачи (приложение 1).

Объем капитальных вложений приблизительно равен выручке от реализации туристских услуг. Срок окупаемости капитальных вложений по нормативу составляет два года. Если норма рентабельности составляет 100 %, а прибыль равна себестоимости, то за два года образуется фонд накопленной прибыли, за счет которой и окупаются капитальные вложения в туристской отрасли.

Сумма капитальных вложений в 30 млн. руб. покрывает затраты по реконструкции туристской гостиницы 3 "звезды" (2 этажа общей площадью 1200 кв. м). Чтобы гостиница приносила годовой доход в 15 млн. руб., она должна быть заполнена постоянно минимум на 70 %. Этого можно добиться, если средства размещения туристов входят в известную региональную программу, например "Золотое или Серебряное кольцо России", "Русский Север", "Большая Волга", "программа развития туризма Приокских территорий". На "раскручивание" программы требуется 6-10 лет. Поэтому вкладывать средства в один объект нецелесообразно. Реконструкция гостиницы в районном центре при окупаемости 2 года должна иметь максимальную стоимость 300 тыс. руб., тогда и стоимость проживания в ней должна составлять не 3 тыс. руб., как в известных программах, а всего 300 руб. Оставшиеся инвестиционные ресурсы распределяются равномерно по всей территории региона на отдельные объекты. Их количество может быть от 30 до 50 единиц.

Следующим этапом разработки программы является выбор наиболее окупаемых объектов, т.е. имеющих минимальную стоимость и максимальную привлекательность или полезность. Такие объекты могут быть сосредоточены в зонах детско-юношеского туризма, лечебно-оздоровительного, экологического. Исследования, проводимые в Красноуфимском районе Свердловской области, показывают, что на реализацию данных подпрограмм идет 10-15 % общего объема финансовых ресурсов. При разработке любой региональной программы существует главный капиталоемкий объект. В Красноуфимском районе это спортивно-развлекательный комплекс.

Как правило, финансирование главного объекта приходится на середину реализации программы развития туризма в регионе. Это приблизительно третий год реализации программы. К этому времени туристский регион становится относительно известен, но на строительство главного объекта еще необходимо время. К окончанию строительства регион должен получить достаточную известность для работников туристских агентств соответствующего профиля, так как требуются затраты на дорогу и возмещение ущерба по акклиматизации.

И, наконец, в программе развития туризма должен быть один запасной объект на случай ремонта или "замораживания" основного. Он несет в себе все функции главного объекта, но имеет несколько иную специализацию, например этнического характера. На сегодняшний день на территории Свердловской области осуществляют деятельность в области аграрного туризма более 30 хозяйств.

Большинство хозяйств предлагают экскурсионные программы с дегустацией продукции собственного производства. Среди наиболее известных объектов аграрное хозяйство "Fattoria del sole" (Солнечная ферма), расположенное в Унже-Павинском сельском поселении. Хозяйство включает сыроварню, 3 дегустационных зала на 250 мест, магазин, где можно приобрести сыры, десерты, хлеб, изготовленные на ферме, итальянские вина и др. На территории расположены загоны с домашними животными. В скором времени планируется предоставлять размещение. Туристам предлагается экскурсия по ферме в сопровождении гида, итальянский обед с дегустацией итальянских сыров, которая сопровождается интересным рассказом гида об их особенностях. Экскурсия по ферме рассчитана на 2,5-3 часа.

К услугам гостей пешие прогулки, сбор ягод и грибов, охота и рыбалка, экскурсии и другие услуги. Проживание в сельском доме, экологически чистое домашнее питание.

Интересен опыт усадьбы "Благодать", которая объединила 5 крестьянских хозяйств, предлагающих разные услуги: размещение в сельском доме, баня, пасека, изготовление дранки, уроки верховой езды, прудовое хозяйство. В результате сформирован агротурпродукт, позволяющий разнообразить пребывание гостей в усадьбе.

Характерными для Свердловской области являются следующие народные промыслы и ремесла: резьба и роспись по дереву, гончарное производство, кубовая набойка, ручное ткачество, кружевоплетение и вышивка.

Четыре предприятия Свердловской области выпускают продукцию традиционных тверских народных художественных промыслов:

. ЗАО "Уральские узоры" - предприятие, сохраняющие традиции вышивки по льняной ткани.

. ООО "Уральские сувениры" - одно из старейших предприятий, имеет богатое историческое прошлое и огромный опыт производства разнообразных сувениров и поделок из дерева. В своих работах мастера используют традиции старинной тверской резьбы и росписи по дереву с выжиганием. Ассортимент "Уральских cувениров" насчитывает более 2000 образцов.

. ОАО "Торжокские золотошвеи". Русский народный художественный промысел золотное шитьё известен в Торжке с 13 в. Характерен растительный орнамент, выполненный золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, облачения). С 1960 фабрика им. 8 Марта, вышивает знаки различия для Российской армии, эмблемы, сувениры.

. ЗАО "Художественные промыслы" - современное производство, где 80 % выпускаемой продукции составляет ручная работа. На предприятии сохраняются практически все традиционные формы гончарного промысла древней Руси, а также русской национальной керамики. Существующая технология и оборудование позволяют выпускать более 250 наименований изделий. В их числе: кувшины и кринки, опарники, бокалы, чашки, вазы, кухонная и бытовая посуда, цветочные горшки емкостью от 0,3 литра до 7 литров, сувениры, художественная керамика, изделия ручной лепки.

Помимо этих производств есть мастерские по выпуску глиняных игрушек. В Слободо-туринском селении в планах возродить традиции кружевоплетения на коклюшках и вышивки по войлоку, в сельскои поселении Кленовском - лоскутного шитья.

Все предлагаемые зоны в регионе должны быть увязаны между собой, иначе теряются природно-рекреационные и организационно-экономические связи, т. е. весь местный потенциал используется не в полной мере. Для наиболее полного его использования предлагается разработка туристского маршрута кольцевого типа: водного, конного, пешеходного. Это обеспечивает и дополнительный прирост финансовых средств, и вносит разнообразие в программу пребывания туристов в регионе.

Итак, нами, был применен рекреационно-экономический подход, дальше использовались: маркетинговые исследования, межотраслевой подход, инвестиционное проектирование и т. д.

В данной работе предпринята попытка аккумулировать накопленный опыт и отразить комплексный подход к данной проблеме в виде методической схемы. Исследованы основные и дополнительные подходы для разработки региональных программ развития агарного туризма. В совокупности они образуют исходный материал для обоснования комплексного подхода к разработке региональной программы развития аграрного туризма.


2.2 Формирование стратегий рыночного позиционирования и продвижения туристских услуг г. Красноуфимска и Красноуфимского района


Основными направлениями сельского туризма Красноуфимского района Свердловской области являются:

-создание туристских деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой, расположенных в живописной местности;

-организация сельских туров с проживанием и питанием туристов в деревенском (фермерском) доме, знакомством с традиционным сельским бытом, ремеслами;

сдача в наем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых природных районах.

Для развития туризма должны быть созданы экономические и организационные предпосылки.

Одним из направлений деятельности является организация альтернативных видов занятости на селе, в том числе развитие сельского туризма.

Для формирования полноценного комплекса услуг в сфере сельского туризма произведем оценку продвижения туристских услуг. Так нам известно, что в свердловской области имеются предпосылки для разработки собственных моделей сельского туризма, в которых найдут отражение разнообразие географического и природного ресурса, а также уникальное культурно-историческое наследие народов. Для привлечения гостей на свои усадьбы их хозяева используют самые различные средства: и лучшие условия размещения, и местную кухню, и знакомство с местными достопримечательностями, фольклором, изделиями ремесел и народных мастеров. Власти стали активнее разрабатывать и осуществлять конкретные мероприятия по обустройству сельских территорий, в которые включаются объекты туристической инфраструктуры: улучшение дорог, восстановление транспортного сообщения с сельскими поселениями, улучшение торгового обслуживания и питания, восстановление и новое строительство объектов туристского показа и систем обеспечения безопасности и др. Все это положительно сказывается на темпах развития сельского туризма, росте имиджа сельских территорий Свердловской области имеются.

Сегодня число гостевых домов исчисляется уже тысячами. Наряду с частными предпринимателями на рынке действуют и средние туристические компании (агроусадьбы, мини-гостиницы и др.). Хозяева объединяются, нанимают на работу местных жителей, пользуются услугами поставщиков и т.п. Они могут позволить себе пользоваться услугами специалистов по маркетингу, по правовым вопросам, бухгалтерскому учету, сосредоточиться на других аспектах бизнеса. Оборот таких компаний достаточно высок, что позволяет им иметь собственные накопления или привлекать заемные средства для крупных вложений в развитие и модернизацию.

В свердловской области имеются традиционные русские зимние забавы - катание на тройках, на санках с гор, зимняя рыбалка, рождественские колядки, игра в снежки, прогулки на лошадях по зимнему лесу, вечерние посиделки с традиционными песнями.

Сельские туры сегодня на любой вкус: есть коттеджи с современной техникой, есть домики дачного типа с удобствами во дворе. Питание, как правило, не включено. Но обычно можно договориться с хозяевами, чтобы за дополнительную плату готовили гостям. Впрочем, у некоторых турфирм есть договоренности с фермами: туристам привозят деревенские деликатесы - свежие яйца, творог, сметану, молоко. Чаще всего продают путевки на пять-десять дней или же туры выходного дня. В среднем жизнь в деревне обходится в тысячу рублей в день на человека. Это в столичном регионе и вблизи крупных городов. Чем дальше от цивилизации находится село, тем ниже цены. Список развлечений обычно стандартный - лошади, баня, сауна, рыбалка, лыжи, санки. Бывают деревенские туры с культурной программой - туристов возят на экскурсии в ближайшие города. Бывают - со спортивным уклоном: желающих научат, к примеру, сплавляться по реке на байдарках или ориентироваться в лесу.

Маркетинговая стратегия по развитию сельского туризма в Свердловской области строится, исходя из следующих предпосылок:

Свердловская область имеет большое количество исторических и культурных памятников архитектуры.

Природно-климатические условия позволяют создать качественные условия для отдыха в сельской местности.

В процессе исследования проводилось анкетирование потенциальных потребителей услуг сельского туризма. Анкетирование проводилось в г. Красноуфимске, а также в г. Москве и ближнем Подмосковье. Объем выборки - 100 человек в Красноуфимске и 100 человек в Москве и ближнем Подмосковье. Выборка случайная. Интервью проводилось на улице, в местах массового скопления людей. Опрашивались респонденты в возрасте от 20 до 50 лет.

В результате анкетирования выяснено, что большинство респондентов согласны платить от 500 до 1000 рублей в сутки за проживание (включая питание). Респонденты Московского региона предъявляют большие требования к комфортности проживания, но и готовы больше платить.

Из предпочитаемых видов отдыха большинство респондентов указывает охоту, рыбалку и гастрономический туризм ("баня-шашлыки"). Людей старшего возраста больше интересует ознакомление с историческими и культурными достопримечательностями.

Большинство опрошенных в г. Красноуфимске предпочитает проживание в деревянном доме с частичными удобствами. Большинство опрошенных москвичей предпочитают проживание в коттедже со всеми удобствами.

Наиболее востребованный срок проживания в сельской местности с целью отдыха составляет 5-10 дней. На втором месте по востребованности - 2 дня, то есть так называемые "туры выходного дня".

Наиболее предпочтительное время отдыха для большинства респондентов - лето. На втором месте - зима. Зимой предпочитают отдыхать в сельской местности, в основном, те респонденты, которые в качестве предпочитаемых видов отдыха называли охоту и рыбалку. Весна и осень, как правило, респондентов не интересовали.

Интерес опрошенных к народным промыслам и технологиям производства сельскохозяйственной продукции (наблюдение за процессами в фермерском хозяйстве) оказался весьма незначительным как в Красноуфимске, так и в Москве.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

Потенциальные потребители услуг сельского туризма среди горожан имеются в достаточно большом количестве.

Они готовы платить приемлемую цену за предоставляемые им услуги.

Их интересуют традиционные виды сельского отдыха.

Требования к комфортабельности проживания являются приемлемыми для условий Свердловской области.

В потребности услуг сельского туризма наблюдается сильно выраженная сезонность.

Таким образом, предоставление услуг сельского туризма может стать для жителей Свердловской области дополнительным источником доходов. Данные услуги могут быть представлены в нескольких вариантах, в зависимости от величины вложений на первоначальном этапе.

Вариант 1. "Тур выходного дня". Описание. Сельчанин на два выходных дня (двое суток) предоставляет услуги по проживанию как основной пакет услуг. Дополнительно предоставляет услуги по организации рыбной ловли, баню, организует "пикник", прогулку по лесу, осмотр местных достопримечательностей и т. п. Причем дополнительные услуги предоставляются за отдельную плату, по договоренности. Проживание с питанием (например, традиционная русская кухня) может стоить 750 рублей в сутки с человека. При этом туристы как бы приезжают "в гости", в количестве от 2 до 5 человек (то есть семья), хозяин обеспечивает им проживание и питание; развлечение - по желанию.

Это фактически беззатратный для жителя села вариант. Для привлечения клиентов достаточно разместить объявление в сети Интернет, направить соответствующие предложения нескольким туристическим агентствам.


Теги: Бизнес-планирование сельского гостевого дома в Красноуфимском районе Свердловской области  Диплом  Туризм
Просмотров: 40099
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Бизнес-планирование сельского гостевого дома в Красноуфимском районе Свердловской области
Назад