Введение
теннис психологический школьный спортивный
Настольный теннис - один из самых популярных и увлекательных видов спорта. Зрелищность, доступность и простота правил игры и инвентаря расширяют круг поклонников этого вида спорта и способствуют включению настольного тенниса в программы различных спортивных и культурно-массовых мероприятий, проведению соревнований, использованию в системе физического воспитания в образовательных учреждениях.
Как известно, одной из главных задач теории и практики спорта является разработка технологии процесса подготовки спортсмена. Она строится как круглогодичный и многолетний процесс, направленный на достижение максимальных спортивных результатов. При этом важно обеспечить преемственность задач, средств и методов тренировки на всех этапах подготовки [19, 22, 33, 34, 35].
Рост спортивных результатов в свою очередь, зависит от эффективности системы многолетней подготовки спортсменов, которую можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитания и тренировки, состоящий из нескольких временных отрезков - этапов - с четкими границами, определяющими уровень спортивного совершенствования [47].
На этапе начальной спортивной подготовки главной задачей является обучение базовым элементам техники и тактики игры в настольный теннис, как основы будущих спортивных достижений.
Техническая подготовка спортсмена - процесс обучения его основам техники соревновательных действий, или действий, служащих средствами тренировки. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков (в данном случае, относящихся к технике двигательных действий) [18, 19, 33, 38, 35].
Тактическая подготовка в настольном теннисе рассматривается, с точки зрения Г.В. Барчуковой, «как умение спортсмена грамотно построить спортивную борьбу с учетом своих индивидуальных особенностей (стиля игры), возможностей соперников и создавшихся внешних условий» [15, с. 297].
Большинство из предлагаемых авторами положений основаны на их многолетнем практическом опыте [30, 38, 45, и др.]. В качестве рекомендаций, как правило, высказываются мнения об исходном положении при различных видах ударов [31, 43], о месте соприкосновения мяча с ракеткой, о способах слежения за полётом мяча [25, 27].
Естественно, что субъективность суждений приводит к различного рода противоречиям, как в вопросах описания техники, так и в вопросах методики обучения. Возникает необходимость поиска новых подходов и решений, способных качественно обновить сложившиеся представления о средствах и методах совершенствования спортивного мастерства на всех этапах подготовки в настольном теннисе.
Мы предполагаем, что организация технической и тактической подготовки на начальном этапе обучения настольному теннису юных игроков 7-10 лет должна строиться с учетом специализированности двигательных действий, закономерностей формирования и степени их освоения спортсменами, что определяет последовательность и длительность применения средств технической и тактической направленности различной сложности в ходе тренировки.
Объектом исследования является процесс подготовки юных теннисистов в детско-юношеских спортивных школах.
Предметом исследования является методика обучения юных спортсменов игре в настольный теннис.
Целью работы является совершенствование методики обучения юных теннисистов 7-10 лет базовым элементам игры.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-провести анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
-разработать методику обучения юных теннисистов 7-10 лет базовым элементам игры;
-определить эффективность предложенной методики.
Практическое значение работы заключается в создании эффективной программы распределения средств технической и тактической направленности на этапе начальной подготовки юных теннисистов и разработке методических рекомендаций по использованию предложенной программы.
1. Теоретическая часть
В группах начальной подготовки занимаются в основном дети в возрасте 7-10 лет. Тренерам, работающим с детьми данной группы, следует учитывать, что младший школьный возраст характеризуется рядом анатомических, физиологических и психологических особенностей.
1.1Анатомические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста
По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост. Темп роста в длину несколько замедляется по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается ежегодно на 4-5 сантиметра, а вес на 2-2,5 килограмма [28].
Заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12 лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.
Однако функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время упражнений является важнейшей задачей при проведении занятий с группой ребят младшего школьного возраста [17].
В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 уд/мин). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.
Сердце младшего школьника лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст., к 9-12 годам - 105/70 мм рт. ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций организма энергия. Часть этой энергии идет на синтез новых тканей растущего организма детей, на «пластические» процессы. Как известно, теплоотдача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду больше тепла.
И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях [17, 20].
Занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками и взрослыми.
Поэтому, большие затраты на работу, относительно высокий уровень основного обмена, связанный с ростом организма, необходимо учитывать при организации занятий с младшими школьниками, помнить, что ребятам надо покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими упражнениями «пластические» процессы протекают более успешно и полноценно, поэтому дети гораздо лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно тяжелая работа, или недостаточный отдых, ухудшают обмен веществ, могут замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому спортивному руководителю необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с младшими школьниками. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. Мышцы в этом возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.
В этом возрасте происходит совершенствование анатомо-физиологического развития систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Хотя процесс развития моторики, протекающий в этом возрасте с высокой степенью интенсивности, еще далек от завершения.
Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Формируются основные типы «замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга», лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей.
1.2Психологические особенности младших школьников
Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте они еще не могут. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению [4].
Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Ребята этого возраста еще с трудом связывают в своей памяти отдельные части изучаемого явления, с трудом представляют себе общую структуру явления, его целостность и взаимосвязь частей. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.
Все сказанное имеет прямое отношение и к разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный материал.
Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.
Вот почему в этом возрасте малоэффективны приемы словесного объяснения, оторванные от наглядных образов сущности явлений и определяющих ее закономерностей. Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова. При этом надо иметь в виду, что ритмический, силовой и пространственный образы движений младшие школьники воспринимают, прежде всего, в ощущениях и обобщениях впечатлений и в меньшей степени - путем осознания, продуманного освоения технического действия. Поэтому обучение целостному упражнению будет иметь в этом возрасте большой успех, чем разучивание его по деталям. Дети этого возраста почти самостоятельно, только понаблюдав за тем, как это делается, могут освоить передвижение на лыжах, коньках, научиться общаться с мячом, проявлять спортивно-игровую смекалку.
У детей ярко выражены эмоциональные переживания. Для них характерны следующие особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются [23].
Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Эти качества эмоциональных состояний, представленные стихийному течению, могут закрепиться и стать чертами характера. В младшем школьном возрасте формируются и воспитываются волевые качества. Как правило, они в своей волевой деятельности руководствуются лишь ближайшими целями. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Но даже в этом случае у детей этого возраста часто нет выдержки, способности настойчивого действия, требуемого результата. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность [20, 23].
Неустойчивы и черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.
Специфика физических упражнений открывает большие возможности для воспитания и развития у детей необходимых волевых качеств.
В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. В этот период происходит становление индивидуальных интересов, мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе и спортивными.
1.3Особенности этапа начальной спортивной подготовки в настольном теннисе
Разработка программ спортивной подготовки детей младшего школьного возраста основывается на базовых принципах построения многолетнего тренировочного процесса и зависит, по отношению к занимающимся, от двух факторов:
-внешних - основные закономерности построения тренировочного процесса;
-внутренних - возрастные особенности детей, сенситивные периоды развития того или иного качества.
Вопросы построения системы тренировочного процесса получили достаточно полное обоснование еще в 60-70-е гг. прошлого века в фундаментальных работах ведущих специалистов в это области (Д.Д. Донской, 1966; В.М. Зациорский, 1966, 1971; Н.Г. Озолин, 1970; Е.В. Корбут, 1975; Л.П. Матвеев, 1977; В.П. Филин, 1966, 1968, 1970, 1974).
Позже В.Н. Платонов выделил основные направления развития теории и методики спортивной тренировки: резкий прирост суммарных объемов тренировочной работы; резкое увеличение доли специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы; расширение использования приборов, оборудования и тренажеров для выведения спортсменов на недоступный ранее уровень раскрытия функциональных резервов, проявления физических качеств и моторных способностей; упорядочивание процесса управления тренировкой на основе объективизации знаний о структуре подготовленности и соревновательной деятельности и разработки их модельных характеристик [39, 40].
Н.Г. Озолин отмечает, что направленность содержания тренировочного процесса определяется многообразием различных факторов, а деление на периоды и этапы дает возможность планировать его, эффективно подчиняя содержание подготовки задачам и времени действия [37].
По мнению Г.В. Барчуковой, система спортивной подготовки, представляет собой практическую деятельность по подготовке спортсменов, основанная на совокупности знаний о средствах, методах, организационных формах и условиях обеспечения оптимальной готовности теннисиста к спортивным достижениям. Составляющими единицами спортивной подготовки теннисистов являются: спортивная тренировка, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, дополняющие и повышающие эффективность тренировки и соревнований [9, 11, 14, 12].
Подготовка игроков в настольный теннис является длительным, многолетним процессом.
Г.В. Барчукова, В.М. Богушас (2006) считают, что многолетнюю спортивную подготовку следует делить на пять основных этапов:
1.начальной подготовки;
2.предварительной базовой подготовки;
.специализированной базовой подготовки;
.максимальной реализации индивидуальных возможностей;
.сохранения достижений
Каждый из этих этапов имеет четко очерченные цели, задачи и содержание, но между соседствующими этапами нет четких границ. Их продолжительность может варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей спортсменов, а также от структуры и содержания тренировочного процесса.
Ю.Д. Железняк и Ю.М. Портнов (2004) делят многолетнюю подготовку спортсменов, охватывающую занимающихся от 6-7 до 35 лет, на четыре этапа:
1.предварительной подготовки;
2.начальной подготовки;
.углубленной тренировки;
.спортивного совершенствования.
Такое же разделение предлагают и Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов (2007). Они считают, что решать вопрос о переходе к очередному этапу подготовки следует, учитывая паспортный и биологический возраст спортсмена, уровень его физического развития и подготовленности, способность к успешному выполнению возрастных тренировочных и соревновательных нагрузок [46].
В построении программ для детско-юношеских спортивных школ, где проводится основная спортивная работа с детьми от 6 до 17-18 лет, в настоящее время специалисты придерживаются следующей классификации этапов подготовки:
-спортивно-оздоровительный;
-начальной подготовки (НП);
-учебно-тренировочный (УТ);
-спортивного совершенствования;
-высшего спортивного мастерства.
Каждый этап решает свои специфические задачи, которые находятся в тесной взаимосвязи с главной целью всего многолетнего тренировочного процесса, направленного на достижение высоких спортивных результатов.
В нашей работе мы обращаемся к рассмотрению этапа начальной подготовки, подразумевающего работу с детьми 7-10 лет.
Задачами и преимущественной направленностью занятий этапа начальной подготовки, по мнению Ю.Д. Железняка являются:
-укрепление здоровья и улучшение физического развития;
-овладение основами техники выполнения физических упражнений;
-приобретение разносторонней физической подготовки на основе занятий подвижными играми и различными видами спорта;
-выявления задатков и способностей детей, предрасположенности к настольному теннису;
-привитие интереса к занятиям спортом вообще и к настольному теннису в частности;
-знакомство с техникой настольного тенниса;
-выполнение нормативов ОФП, соответствующих возрастной группе.
Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин считают задачами и преимущественной направленностью этапа начальной подготовки:
-отбор способных к занятиям настольным теннисом детей;
-формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям настольным теннисом;
-всестороннее, гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;
-воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры;
-обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям;
-привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами настольного тенниса.
Программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, разработанная Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта так определяет задачи этапа начальной подготовки:
-отбор детей, перспективных для продолжения занятий на основании углубленных наблюдений тренера за состоянием здоровья, темпами прироста двигательных качеств и изменением психо-физиологических показателей, вызванных систематическими занятиями настольным теннисом;
-дальнейшее укрепление здоровья занимающихся на основе занятий физкультурой и спортом с использованием как общих, так и применяемых в настольном теннисе упражнений, методов и средств;
-развитие специфических для настольного тенниса физических качеств - быстроты движений, скоростной и скоростно-силовой выносливости, прыгучести, гибкости, координации движений, имитации ударов, перемещений;
-продолжение обучения основам техники игры - стойке, перемещениям, имитации ударов у игровой стенки, стола, упражнения на тренажерах и приспособлениях, изучение подач и основных приемов игры на столе, двусторонняя игра, изучение тактики, игра на счет, соревнования;
-выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической и технической подготовке.
По общепринятому мнению, тренировочная работа с юными спортсменами не должна быть направлена на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения. Такая форсированная подготовка приводит, как правило, к остановке роста результатов. Спортивную тренировку на начальном этапе обучения следует проводить с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых. Основными педагогическими принципами работы тренера в этот период являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному.
По мнению В.Н. Платонова (2004), продолжительность этапа начальной подготовки может составлять три года при относительно небольшом объеме работы в течение каждого из них. На данном этапе не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного материала [40].
Много споров в настоящее время вызывает тот факт, что многие дети бросают занятия из-за того, что не могут преодолеть скуку и однообразие при обучении. Скука возникает не по воле ребенка, а по вине преподавателя. И главной причиной скуки является однообразие содержания занятий, методов и средств обучения. Односторонность занятия также является фактором, приводящим к потере интереса ребенка к занятиям. С физиологической точки зрения дети способны к большим усилиям, если их подводят к ним постепенно и увлекательно. Поэтому чувство разносторонности необходимо формировать и постоянно развивать в детях, тогда и отсев меньше и возможности прогресса более значительны. Желание проявить, утвердить себя заложено в каждом ребенке. И эти качества необходимо постоянно развивать и поддерживать.
При работе с особо одаренными детьми необходимо проявлять повышенную требовательность и взыскательность. Однако требования должны быть реальными и не превышать возможности данного ребенка. Замечено также, что в настольном теннисе, даже в первоначальном периоде обучения, проявляется избирательная предпочтительность к тем или иным техническим приемам. Такие проявления следует поддерживать и развивать, избегая односторонности.
Анализ литературы по настольному теннису показал, что вопрос технической подготовки юных спортсменов освещен недостаточно полно. Большая часть материала имеет скорее познавательный характер, либо является выражением собственного мнения или точки зрения авторов на какую-либо проблему.
Следует отметить, что на настоящий момент есть большое количество научно-методических работ, в которых дается описание того или иного технического приема в исполнении ведущих игроков в настольный теннис. В других работах описание техники носит популярный характер и рассчитано на начинающих игроков [1, 7, 10, 30, 31. 34, 37, 44, 130 и др.].
На начальном этапе занятий настольным теннисом тренеру следует уделять внимание как общей физической подготовке юных спортсменов, чтобы создать «фундамент» технико-тактического мастерства (и чем прочнее этот фундамент, тем более разнообразными могут быть техника и тактика), так и специальной. С ростом спортивного мастерства физическая подготовка должна носить все более специализированный характер. Неправомерно требовать от детей четкого, технически безупречного выполнения конкретных заданий в упражнениях с мячом и ракеткой на возрастном уровне групп начальной подготовки. Но, тем не менее, следует добиваться технически верного исполнения изученных элементов.
В ходе учебного процесса тренер наблюдает за развитием у детей таких важных качеств как смелость, активность, игровое мышление, решительность, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, способность к мобилизации усилий целеустремленность.
При работе с детьми и юношеством большое значение имеет решение таких важных проблем, как общее воспитание, физическое и психическое развитие. Если с самого начала этим вопросам не уделять должного внимания, то позднее приходится сталкиваться с совершенно неразрешимыми задачами, тормозящими прогресс спортивного мастерства даже самых способных учеников.
Общеизвестно, что обучение детей является ключевым моментом в развитии любого вида физкультурно-спортивной деятельности. Однако не все сознают, что работа с детьми дело не только трудное, но и специфичное. Следует отметить, что практикой доказана возможность выполнения большого объема тренировочных нагрузок в первоначальном периоде обучения, для которого характерно невысокая интенсивность.
С другой стороны, достижение определенных успехов невозможно только с помощью увеличения объема, т.к. он тоже не может расти до бесконечности. Даже в первоначальном периоде обучения прогресс должен обеспечиваться, прежде всего, вариативностью методов, средств, интенсивности нагрузки.
В первый этап обучения настольному теннису следует использовать упражнения физической, технической и тактической подготовки. Физическая подготовка содержит строевые и порядковые упражнения, общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения, подвижные и спортивные игры.
Особого внимания заслуживают техническая и тактическая подготовка юного теннисиста.
Техническая подготовка включает в себя овладение правильной хваткой ракетки и основной стойкой, различные виды жонглирования мячом, овладение базовой техникой с работой ног, а также техникой ударов по мячу на столе. Упражнения должны постоянно усложняться. Очень важно, чтобы в этот период дети имели возможность играть с более сильными партнерами.
Тактическая подготовка заключается, в основном, в игре на столе с тренером или партнером по направлениям на большее количество попаданий в серии и групповых играх.
1.4Методика обучения детей технике игры в настольный теннис
Период начального обучения в настольном теннисе продолжается примерно 3 года - до 9-10 лет. Он содержит техническое и теоретическое обучение, совершенствование технических качеств. Главными методами является показ и объяснение, которые подкрепляются упражнением, т.е. повторением. Из четырех видов подготовки основное место занимают: техническая, физическая и психологическая подготовка. По ходу в процессе занятий постепенно осваиваются элементарные навыки тактической подготовки.
Главной задачей технической подготовки является методически правильное, грамотно организованное изучение основных технических приемов. Достижение автоматизма в исполнении этих приемов на данном этапе обучения является второстепенной задачей. Примерная последовательность изучения технических элементов игры следующая:
-правильная хватка ракетки;
-основная стойка и стойки для ударов справа и слева;
-передвижение приставными шагами;
-промежуточная игра, сначала толчком, затем подрезкой;
-подача как способ введения мяча в игру, справа и слева;
-контрудар справа и слева;
-удар справа и слева;
-защита подрезкой справа и слева.
Для изучения этих технических приемов необходимо пользоваться упражнениями с мячом и без него, у стола, в парах. Упражнения должны постоянно усложняться. Очень важно, чтобы в этот период дети имели возможность играть с более сильными партнерами.
В течение занятия следует изучать не более одного-двух технических приемов или упражнений.
Порядок обучения технико-тактическим приемам ведения игры может быть произвольным, однако в начале изучаются элементы нападения и контрнападения, а уж потом защиты.
После того, как дети научились перекидывать мяч через сетку простейшим способом, следует одновременно и параллельно переходить к изучению нападающего удара справа (слева). Это не исключает возможности в определенный период уделять больше внимания по времени одному из этих ударов. Большинство детей проявляет предпочтение одному из ударов, или, чаще всего, игре с определенной части стола. Чтобы сразу исключить эту односторонность, следует пользоваться одновременным изучением ударов справа и слева.
После того, как освоено движение руки для нападающих ударов следует сразу перейти к управлению полетом мяча, умению посылать его в заданные зоны стола.
Уже в этот первоначальный период более одаренные дети могут быть отобраны в отдельные группы, где переход к изучению новых приемов должен совершенствоваться быстрее.
Когда переходят к игре на столах, подача в простейшей форме должна быть изучена на первых 10 занятиях. Следует обратить внимание на то, чтобы подача служила способом введения мяча в игру.
Следует разрешить детям сыграть несколько партий на счет даже с первых занятий, после того как они научились держать мяч на столе. Игра на счет является очень важным стимулом, которым пренебрегать никак нельзя. А после двух-трех месяцев обучения технике игры на столах можно уже проводить тренировочные турниры.
Участие в соревнованиях должно начаться не раньше, чем тогда, когда, ребенок освоил основные технические элементы игры и его техническая подготовка позволяет играть с соперником. После года обучения участие в официальных соревнованиях необходимо.
Параллельно необходима физическая подготовка детей. Она сначала не имеет специфической направленности и должна осуществляться классическими средствами. Главной задачей физической подготовки является гармоническое развитие ребенка, освоение как можно большего количества двигательных навыков, что способствует развитию общей подвижности и координации ребенка. Это база обучению техническим ударам и передвижениям.
Физическая подготовка должна занимать значительное место на всех этапах. Практически это означает 15-20 минут каждого занятия в недельном цикле.
Очень важно обучить детей разминке, самостоятельно и в группе уже с первых занятий. Возникающая закрепощенность отдельных частей тела во время игры и при выполнении большого объема нагрузок, особенно на опорно-двигательный аппарат, требует от преподавателя большого внимания к дозировке и чередованию упражнений в процессе обучения.
В основе технической подготовки новичков лежит обучение упражнениям с мячом и ракеткой. В практике обыденной жизни вне спортивного зала дети не имеют достаточного опыта двигательной деятельности, а тем более опыта действий с мячом и ракеткой для настольного тенниса. Основным методом на начальных периодах занятий является многократное повторение отдельных частей и целого упражнения с постепенным усложнением заданий. Это позволяет занимающимся быстрее привыкнуть к обращению с мячом и ракеткой, научиться чувствовать себя с ними свободно, а в дальнейшем способствует быстрому освоению основ технических приемов игры.
Дети младшего школьного возраста очень эмоциональны, требуют сразу оценки своих действий, в то же самое время нельзя очень строго судить их за ошибки, но и хвалить незаслуженно. Полезно проводить подведение итогов как отдельного занятия, так и в целом за некоторый период времени (неделю, месяц, четверть, год). Наиболее эффективными формами оценки выполнения упражнений детьми могут быть: индивидуальная проверка выполнения упражнения тренером; проверка упражнений на соревнованиях в группе с выявлением победителей и мест, занятых его участниками.
Основными педагогическими приемами на начальном этапе обучения являются: объяснение, показ, демонстрация упражнения.
Прежде чем начать обучать занимающихся упражнениям с мячом и ракеткой, необходимо научить их правильной хватке ракетки, а затем в ходе занятий исправлять имеющиеся ошибок. Обучение упражнениям надо проводить в группах с ведением при этом элемента соревнования.
Следующим этапом обучения навыкам владения мячом и ракеткой является изучение вращений мяча, но при этом продолжается совершенствование предыдущих упражнений с установкой: от занятий к занятию увеличить количественные показатели каждого из них и выполнять их без ошибок.
Психологическая подготовка юных спортсменов на начальном этапе обучения направлена на формирование устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости занятиями физической культурой и спортом, желание стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.
Наблюдения тренера во время эстафет, подвижных игр, игр с мячом и ракеткой позволяют оценить способности детей в комплексе их проявлений, выявить наиболее дисциплинированных, двигательно активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией движений, принимающих на себя роль лидера, стремящихся быть во всем первыми, внимательных и быстро усваивающих новые виды движений.
В этот период полезно организовывать беседы с ведущими спортсменами, просмотры соревнований, фильмов, тренировок сильнейших спортсменов.
2. Организация и методы исследования
.1 Организация исследования
Исследования проводились с августа 2011 г. по май 2012 г. на базе отделения настольного тенниса СДЮСШОР №15 им. В.И. Алексеева в группах начальной подготовки 3 года обучения в 3 этапа.
На первом этапе исследования (август-сентябрь 2011 г.) были конкретизированы объект и предмет, определены цель и задачи исследования, проведен анализ литературных источников.
На втором этапе (октябрь 2011 г. - февраль 2012 г.) осуществлялся педагогический эксперимент.
На третьем этапе (март-май 2012 г.) производилась обработка полученных результатов, их анализ и обсуждение, а также оформление выпускной квалификационной работы.
В исследовании принимали участие две группы юных теннисистов 9-10 лет, имеющих I-II юношеский разряд - контрольная и экспериментальная.
К - контрольная группа (n=10),
Э - экспериментальная группа (n=10).
Группы были одинаковы по возрастно-половому и количественному признаку.
В летний период дети, входящие в состав контрольной и экспериментальной групп, участвовали в учебно-тренировочных сборах, основной направленностью которых было активное развитие общей физической подготовки (ОФП).
В период с октября 2011 года по февраль 2012 года проводился педагогический эксперимент, в котором тренировочные занятия с контрольной группой осуществлялись на основании Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и учебного плана-графика распределения учебных часов на 2011-2012 учебный год, принятого в СДЮСШОР №15 им. В.И. Алексеева.
Экспериментальная группа занималась по предложенной нами методике обучения юных теннисистов 7-10 лет базовым элементам игры в настольный теннис.
Для контрольной и экспериментальной групп по учебным планам-графикам отводилось одинаковое общее количество тренировочных часов с октября по январь (Приложение Б).
В основу нашей методики было положено:
-отличное от контрольной группы распределение количества часов на различные виды подготовки;
-использование большего количества тренажеров и имитационных упражнений.
Для экспериментальной группы было предложено следующее распределение учебных часов:
-на выполнение элементов специальной физической подготовки отводилось 28 часов, что на 1 час больше, чем в контрольной группе;
-на отработку элементов тактической подготовки - 23 часа, что на 2 часа больше, чем в контрольной;
-на игровую подготовку - 10 часов, что на 2 часа больше, чем в контрольной;
-на техническую подготовку было отведено одинаковое количество часов в обеих группах;
-количество часов общей физической подготовки в октябре в контрольной и экспериментальной группе было одинаковым. В ноябре и декабре количество тренировочных занятий, направленных на развитие ОФП в экспериментальной группе было сокращено на 5 часов в связи с достаточной подготовкой в период летних учебно-тренировочных сборов.
В процессе эксперимента были использованы тренажеры, не применяющиеся в работе с контрольной группой.
Тренажер для развития специальных физических качеств и обучения приёму ударов справа и слева - «колесо».
Тренажер представляет собой колесо от детского велосипеда с велосипедной вилкой, прикрепленное к подставке на уровне пояса ребенка.
Это приспособление помогает тренеру эффективно решать задачи по обучению техническим приемам игры, так как при его использовании обучающийся выполняет элементы в облегченных стандартных положениях.
Тренажер - «удочка» представляет из себя подвешенный на палке с помощью нитки мяч. Используется для того, чтобы занимающийся выбирал правильное расположение ног (стойку) при выполнении имитационных упражнений. Тренер в произвольном порядке указывает место, направляя туда подвешенный мяч, а занимающийся должен правильно передвинуться к мячу, стать в стойку и выполнить имитационное движение. Тренажер используется для отработки тактики и техники игры.
Тренажер - «маятник» - мяч, закрепленный с помощью пружины на металлическом пруте в вертикальном положении. При выполнении удара мяч хаотично движется в разных направлениях, занимающийся должен правильно выбрать стойку, передвинуться к мячу и выполнить заданный технический элемент. Сложность выполнения заключается в том, что мяч передвигается после удара непредсказуемо и задача спортсмена - быстро выбрать правильную стойку для повторного выполнения заданного технического элемента.
Кроме того, мы считаем, что использование зеркал в тренировочном процессе способствует ускорению изучения технических элементов при имитационном выполнении. Во время визуального контроля юные спортсмены видят недостатки при выполнении того или иного упражнения, и имеют возможность их исключить.
2.2 Методы исследования
В процессе экспериментальной работы использовались следующие методы исследования:
-теоретический анализ и обобщение литературных источников;
-педагогическое наблюдение;
-тестирование;
-педагогический эксперимент;
-математико-статистическая обработка данных.
Теоретический анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающиеся вопроса спортивной подготовки игроков на начальном этапе обучения игре в настольный теннис.
Педагогическое наблюдение использовалось для изучения учебно-тренировочного процесса юных теннисистов.
Педагогический эксперимент был направлен на определение эффективности предложенной методики обучения юных теннисистов 7-10 лет базовым элементам игры.
В качестве контрольных испытаний для определения технико-тактической подготовки детей применялись следующие тесты:
1.Накат справа, количество раз.
Учащиеся находятся в правой половине стола, занимают правостороннюю стойку, мяч вводится в игру подачей; игроки должны без потери мяча попасть по диагонали в противоположную половину стола, выполняя указанный элемент. Тест проводится без учета времени, на максимальное количество попаданий в указанную половину стола.
2.Накат слева, количество раз.
Учащиеся находятся в левой половине стола, занимают левостороннюю стойку, мяч вводится в игру подачей; игроки должны без потери мяча попасть по диагонали в другую половину стола, выполняя указанный элемент. Тест проводится без учета времени, на максимальное количество попаданий в указанную половину стола.
3.Подрезка слева, количество раз.
Учащиеся находятся в левой половине стола, занимают левостороннюю стойку, мяч вводится в игру подачей; игроки должны без потери мяча попасть по диагонали в другую половину стола, выполняя указанный элемент. Тест проводится без учета времени, на максимальное количество попаданий в указанную половину стола.
На основании результатов контрольных тестов проводился анализ технической и тактической подготовки юных теннисистов. Материалы исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики. Анализ полученных результатов производился методом Стьюдента, который применяется для сравнения достоверности различий между двумя выборками. Обработка полученных результатов производилась с использованием программы Excel [36].
3. Анализ результатов исследования
Определение эффективности предложенной нами методики обучения юных теннисистов 7-10 лет базовым элементам игры осуществлялось посредством анализа результатов контрольных тестов, показанных детьми, входящими в контрольную и экспериментальную группы, в начале и конце эксперимента.
Контрольные тесты включали в себя выполнение технико-тактических элементов игры в настольный теннис: накат справа, накат слева, подрезку слева.
Для обработки результатов, показанных юными спортсменами, входящими в контрольную и экспериментальную группы, мы воспользовались методом Стьюдента, применяющегося для сравнения двух выборок, взятых из одной и той же генеральной совокупности, или двух различных состояний одной и той же выборочной совокупности.
По методу Стьюдента, сравнение двух малых групп с попарно-зависимыми вариантами осуществляется по формулам:
tb = ,(1)
k = 2*(n - 1),(2)
где k - число степеней свободы;
n - объем выборки;
- среднее арифметическое разности состояний (zi) первого и второго измерений;
S - сумма квадратов разностей zi и .
Сравнение двух малых групп с попарно-независимыми вариантами осуществляется по формулам:
tb = ,(3)
k =nx+ ny - 2,(4)
где k - число степеней свободы;
nx - объем первой выборки;
ny - объем второй выборки;
- среднее арифметическое первой группы;
- среднее арифметическое второй группы;
По таблице t-критериев определяли наличие или отсутствие статистически достоверного различия между выборками.
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента отражены в таблицах 1,2.
Таблица 1 - Результаты тестирования контрольной группы в начале эксперимента
ИспытуемыеНаименование технического элементаНакат справаНакат слеваПодрезка слеваАв-ва172728Ай-ян252921Бу-на252424Го-на292727Ду-ва202713Зи-ко243016Ко-ов302723Су-ов272824Ту-ев232225Хо-ов282530Средние показатели24,826,623,1
Таблица 2 - Результаты тестирования экспериментальной группы в начале эксперимента
ИспытуемыеНаименование технического элементаНакат справаНакат слеваПодрезка слеваБа-ян182825Бо-ва242223Ев-ва282726Ки-на292825Ле-ва222517Лес-ко252915Му-ин272425По-ов273020Су-ин222226То-ов282823Средние показатели2526,322,5
После первоначального тестирования был проведен анализ результатов, показанных юными теннисистами.
Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента с помощью критерия Стьюдента для двух малых групп с попарно-независимыми вариантами показал, что:
-нельзя говорить о достоверности различий результатов контрольной и экспериментальной групп при выполнении наката справа, так как tрасч=0,12<tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента;
-нельзя говорить о достоверности различий результатов контрольной и экспериментальной групп при выполнении наката слева, так как tрасч=0,26<tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента;
-нельзя говорить о достоверности различий результатов контрольной и экспериментальной групп при выполнении подрезки слева, так как tрасч=0,29<tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента.
Следовательно, в начале эксперимента контрольная и экспериментальная группы по технико-тактическим показателям достоверно не отличались (рисунок 1).
Рисунок 1 - Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп до начала эксперимента
Далее осуществлялось проведение тренировочных занятий с экспериментальной группой по предложенной нами методике обучения базовым элементам игры. Контрольная группа занималась по общепринятой программе.
После окончания эксперимента было проведено повторное тестирование обеих групп, результаты которого представлены в таблицах 3, 4.
Таблица 3 - Результаты тестирования контрольной группы в конце эксперимента
ИспытуемыеНаименование технического элементаНакат справаНакат слеваПодрезка слеваАв-ва202829Ай-ян253020Бу-на282729Го-на302622Ду-ва213019Зи-ко293217Ко-ов322825Су-ов252827Ту-ев262425Хо-ов302732Средние показатели26,62824,5
Таблица 4 - Результаты тестирования экспериментальной группы в конце эксперимента
ИспытуемыеНаименование технического элементаНакат справаНакат слеваПодрезка слеваБа-ян293430Бо-ва303231Ев-ва313029Ки-на333030Ле-ва302932Лес-ко302821Му-ин303034По-ов323231Су-ин283029То-ов302927Средние показатели30,330,429,4
Сравнительный анализ результатов тестирования после завершения эксперимента с помощью критерия Стьюдента для двух малых групп с попарно-зависимыми вариантами показал, что в контрольной группе достоверные изменения произошли при выполнении наката справа и наката слева. При выполнении подрезки слева достоверных изменений не произошло.
Рисунок 2 - Анализ результатов тестирования контрольной группы в начале и конце эксперимента
В экспериментальной группе достоверные изменения произошли при выполнении всех контрольных нормативов.
Рисунок 3 - Анализ результатов тестирования экспериментальной группы в начале и конце эксперимента
Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп после завершения эксперимента с помощью критерия Стьюдента для двух малых групп с попарно-независимыми вариантами показал, что:
-можно говорить о достоверности различий результатов экспериментальной и контрольной групп при выполнении наката справа, так как tрасч=2,79>tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента;
-можно говорить о достоверности различий результатов экспериментальной и контрольной групп при выполнении наката слева, так как tрасч=2,64>tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента;
-можно говорить о достоверности различий результатов экспериментальной и контрольной групп при выполнении подрезки слева, так как tрасч=2,57>tтабл=2,10 при надежности Р=0,95 из таблицы t-критериев Стьюдента.
Рисунок 4 - Сравнительный анализ результатов тестирования контрольной и экспериментальной групп после завершения эксперимента
Следовательно, в конце эксперимента произошли достоверные улучшения технико-тактических показателей экспериментальной группы по отношению к контрольной.
Выводы
Анализ научно-методической литературы показал недостаточность исследований в области подготовки юных теннисистов на начальном этапе учебно-тренировочного процесса.
На основании изученной литературы и практического опыта автора была разработана методика обучения спортсменов 7-10 лет базовым элементам игры в настольный теннис.
Эффективность предложенной методики выявлялась с помощью проведения контрольных тестов, направленных на определение технико-тактической подготовки юных теннисистов: наката справа, наката слева и подрезки слева. Анализ полученных результатов позволяет говорить о достоверном улучшении показателей экспериментальной группы по сравнению с контрольной и, следовательно, возможности применения предложенной методики в практической работе тренеров по настольному теннису.
Практические рекомендации
В работе с юными спортсменами на начальном этапе обучения настольному теннису мы рекомендуем обращать внимание, прежде всего, на следующие моменты:
-использование в тренировочном процессе различных тренажеров при выполнении имитационных упражнений, что позволяет ребенку быстрее заметить и исключить собственные ошибки при отработке техники игры;
-использование зеркал при выполнении имитаций, так как дети визуально могут наблюдать за движением руки и корректировать его;
-использование всевозможных упражнений с мячом, жонглирований для развития ловкости, координации движений и для тренировки двигательной реакции, а также применение этих упражнений в групповых занятиях, что позволяет заинтересовать детей выполнением заданий;
-использование эстафет с элементами игры.
Тренеру необходимо исключить однообразие и односторонность содержания занятий, методов и средств обучения, чтобы преодолеть монотонность и скуку во время учебного процесса, так как с физиологической точки зрения дети способны к большим усилиям, если их подводят к ним постепенно и увлекательно.
Библиографический список
1Аль Халик Махмуд Направленность и содержание физической подготовки теннисистов в группах начального обучения ДЮСШ: дис. … канд. пед. наук / Киев, 1997. 170 с.
2Амелин А.Н. Анализ техники современных подач в настольном теннисе и экспериментальное обоснование их совершенствования: дис…. канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. М., 1972. 164 с.
Амелин А.Н. Настольный теннис / А.Н. Амелин, В.А. Пашин. 2-е изд., доп. М.: Физкультура и спорт, 1985. 112 с.
Амелин А.Н. Современный настольный теннис. М.: Физкультура и спорт. 1982. 111 с.
Амелин А.Н., Пашин В.А. Настольный теннис. М.: Физкультура и спорт, 1980. 112 с.
Анисимова Б.Н. Как освоить азы техники // Настольный теннис. М.: ППО, 1991. №9. С. 15-16.
Бабушкин В.З. Специализация в спортивных играх. Киев: Здоровье, 1991.
Багуйлов Ю.П. Программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М., 1999.
Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: Физкультура и спорт, 1979. 159 с.
Бальсевич В.К. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры. М., 1986. №8.
Барчукова Г.В. Анализ соревновательной деятельности в настольном теннисе // Теория и практика физической культуры. М., 1982. №5. С. 19-21.
Барчукова Г.В. Методы контроля технико-тактической подготовленности спортсменов в настольном теннисе // Теория и практика физической культуры. М., 1982. №5.
Барчукова Г.В. Настольный теннис. Физическая подготовка игроков в настольный теннис. М., 2006.
Барчукова Г.В. Пути совершенствования техники в настольном теннисе: автореф. дис…. канд. пед. наук. М., 1982. 24 с.
Барчукова Г.В. Теория методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин; под ред. Г.В. Барчуковой. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 528 с.
Богушас В.М. Последовательность обучения технике игры в настольный теннис. Вильнюс, 1976. 26 с.
Бушаров Е.В Основы возрастной морфологии человека. М., 1983.
Верхошанский Ю.В. Принципы построения тренировки в скоростно-силовых видах легкой атлетики // Легкая атлетика. М., 1979. N8. С. 8-10.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. 166 с.
Возрастная морфология двигательного аппарата: лекция / Е.В. Бушаров. М: МОГИФК, 1984.
Волков В.М. Прогнозирование двигательных способностей у спортсменов. Смоленск, 1998.
Воронин Е.В. Направленное формирование стиля игры в настольном теннисе с учётом его типологической обусловленности // Психофизиологические особенности учебной и спортивной деятельности: межвуз. сб. научн. трудов. Л., 1984. С. 137-146.
Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. М., 2004.
Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: Физическая культура и спорт, 1980.
Гришко Н.Т. Совершенствование системы движений с учетом особенностей интерференций, возникающих в процессе выполнения двигательных действий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1978.
Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений. М., 1988.
Гуревич М.О. Учебник психиатрии. Л., 1977. 464 с.
Зинченко О.Ю. Дифференцированная методика общей и специальной подготовки теннисистов семилетнего возраста на основе учета их двигательного опыта // дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2006.
Иванов B.C., Коллегорский В.В. Заглядывая в завтра // Спортивные игры. М., 1961. №4. С. 20.
Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1981. 192 с.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1977.
Матвеев Л.П. Спортивная ориентация и постановка долгосрочных целей в подготовке спортсменов: учебное пособие / РГАФК. М., 1995. с. 39.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физич. Культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
Матыцин О.В. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в настольном теннисе с учетом индивидуальных психологических особенностей личности и деятельности: автореф. дис…. канд. пед. наук / М., 1990. 17 с.
Мешконис И.И. Оценка эффективности тренировки в динамике спортивного соревнования // Построение тренировки по годам обучения в спорт, школах: Тез. докл. II Всесоюз. научн.-практ. конф. М., 1987. С. 98-99.
Начинская С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 240 с.
Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1980.
Персон Р.С. Мышцы-антогонисты в движениях человека. М.: Наука, 1965. 116 с.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. Киев: Здоров'я, 1988. 216 с.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимпийская литература, 2004.
Попов М.А. Акробатика в тренировке теннисиста. М.: Физкультура и спорт, 1975.
Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
Сентаготаи Я., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы. М.: Мир, 1976. 186 с.
Сухарева Н.С. Формирование адекватных установок в процессе обучения двигательным действиям: автореф. дис. … канд. пед. наук // М., 1996. 130 с.
Теория спорта / под ред. В. Платонова. Киев: Вышня школа, 1987. 424 с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 480 с.
Шестеркин О.Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной специализации: дис. … канд. пед. наук // М., 2006. 156 с.