Оглавление
Введение
Глава 1. Литературный обзор
1.1 Феномен физической рекреации
.2 Физическая рекреация - вид физической культуры
.3 Физическая рекреация как фактор рекреационной активности на самореализацию личности подростков
Резюме по 1 главе
Глава 2. Методы и организация исследования
.1 Методы исследования
.2 Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
.1 Использование спортивного туризма в качестве рекреационного вида
.2 Показатели самореализации у подростков
.3 Особенности взаимосвязи отношения подростков к физической рекреации и их самореализация
Резюме по 3 главе
Выводы
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Проблема самореализации занимает центральное место в гуманистической психологии, которая считается одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей психологии. Важность исследования данной проблемы обусловлена еще и тем, что до сих пор не изучена психологическая обусловленность самореализации средствами физической рекреации.
Особенностью изучения данной проблемы в работах отечественных авторов является то, что физическая рекреация рассматривается как фактор успешности человека вообще, либо в конкретных сферах деятельности чаще в учебной, либо оценивается роль физической рекреационной деятельности в формировании определенных качеств личности - повышении самооценки, развитии коммуникативных качеств, изменении эмоционального состояния - улучшении настроения, которые способствуют успешности в жизни и самореализации.
В данной работе физическая рекреация рассматривалась в контексте отношения к ней различных социальных групп. Авторы, изучающие проблему отношения к физической рекреации в качестве фактора самореализации личности, затрагивают лишь проблему влияния физической рекреационной активности на самореализацию (Закревская Н.Г., 2000; Никитина А.А., 2002; Рыжкин Ю.Е., 1997, 2002; Филимонова С.И., 2000), но не рассматривают отношение к физической рекреационной деятельности как фактор самореализации личности. Отношение к физической рекреации исследовалось на основе новых, современных положений и критериев отношений - активности, потребности и удовлетворенности занятиями (по А.Н. Николаеву).
В работе представлена попытка теоретического обобщения и экспериментального обоснования отдельных положений по вопросу об отношении к физической рекреации как фактору самореализации личности. Учитывая недостаточность эмпирических данных по данному вопросу, его изучение имеет высокую актуальность.
Объект исследования - физическая рекреационная активность.
Предмет исследования - самореализация личности подростков посредством физической рекреационной активности.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что позитивное отношение к внеурочным спортивным занятиям, в частности, к кружку, является одним из факторов самореализации личности подростка.
Цель исследования: установление характера влияния потребности, активности и удовлетворенности физической рекреацией на показатели самореализации личности подростка.
Задачи исследования:
. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
. Рассмотреть возможность использования спортивного туризма как одного из ресурсов самореализации личности подростков.
. Определить выраженность показателей самореализации у подростков.
. Установить особенности взаимосвязи отношения подростков к физической рекреации и их самореализации.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе завуча, методистов и инструкторов по спортивному туризму с целью повышения уровня самореализации личности подростков.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов. Работа изложена на 53 страницах. Список литературы включает в себя 33 источника литературы.
Основой исследования являются современные теории: физической рекреации - Г.П. Виноградова (1997, 1998, 1999), В.М. Выдрина (1987, 1989, 1995), Б.В. Евстафьева (1985), Л.И. Лубышевой (2001), Г.С. Никифорова (2000), Н.И. Пономарева (1975, 1989), Ю.Е. Рыжкина (1997, 2001, 2002) и самореализации личности - К.А. Альбухановой-Славской (1991, 1995), Л.И. Анциферовой (1990. 1994), А.Н. Леонтьева (1994), Д.А. Леонтьева (1997), Л.А. Коростылевой (1998, 2000, 2001), А.А. Реана (2000, 2001).
Глава 1. Литературный обзор
.1 Феномен физической рекреации
В последнее время предпринят ряд успешных попыток исследования физической рекреации как сложного социального явления. Раскрывая социальную сущность физической рекреации, работы естественно-научного и обществоведческого циклов в немалой степени способствуют дальнейшему развитию знаний о данном феномене, служат предпосылкой к созданию теории этого феномена [23.с.118].
В самом общем смысле под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.
Выделяются и многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание:
·основывается на двигательной активности;
·в качестве главных средств использует физические упражнения;
·осуществляется в свободное или специально выделенное время;
·включает культурно-ценностные аспекты;
·содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты;
·осуществляется на добровольных, самодеятельных началах;
·оказывает оптимизирующее влияние на организм человека;
·включает образовательно-воспитательные компоненты;
·носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер;
·характеризуется наличием определенных рекреационных услуг;
·осуществляется преимущественно в природных условиях;
·имеет определенную научно-методическую базу[5.c.215].
Этот далеко не полный перечень признаков физической рекреации можно было бы продолжить. Здесь отмечаются разные по направленности, важности стороны и черты, разные уровни, виды и формы. Возможно, что-то упущено, какие-то из них носят опосредованный характер, а некоторые возводятся в ранг главенствующих.
Согласно такому многообразию признаков физической рекреации выделяются и разные ее формы: рекреационная физическая культура, рекреативная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др. В основу разных форм кладутся разные признаки, дефинитивное значение многих из которых просто обозначается, а некоторые из них рассматриваются как синонимичные понятия[6.c.360].
Такой аналитический путь попытки создания теории физической рекреации допустим, но он не может дать ответ на вопрос: всели перечисленные признаки, виды и формы имеются в необходимом и достаточном количестве, что вносит определенную путаницу и затрудняет восприятие физической рекреации как системного явления.
Во многих научных исследованиях утверждается мысль, что теория физической рекреации наиболее полно разработана в недрах теории и методики физической культуры. На этом, в частности, построена концепция физической рекреации, особенно интенсивно разрабатываемая В.М. Выдриным с сотрудниками.
Главная идея предлагаемой концепции заключается в рассмотрении физической рекреации как органической, имманентной части физической культуры, системообразующим фактором которой служит конечный результат - создание оптимального физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма. В данной концепции основной акцент делается на биологической стороне физической рекреации - воздействии на организм человека. Другие же стороны: познавательная, культурологическая, коммуникативная, развлекательная - рассматриваются как сопутствующие решению главной задачи. Это утверждение, однако, справедливо лишь отчасти, оно суживает проблему физической рекреации и, по нашему мнению, требует специального обсуждения[27.c.55-57].
Рассматривать физическую рекреацию как вид физической культуры правомочно, так как они имеют ряд общих признаков. Но научные гипотезы относительно физической рекреации сами по себе не влияют на формирование теории физической рекреации, ибо оказывают опосредованное влияние, обосновывая и укрепляя дидактический аппарат изучающих ее частных методик.
Физическая культура имеет свою теорию, которая включает не только физическую рекреацию, но и физическое воспитание, спорт, двигательную реабилитацию, которые также имеют свои теории. Наличие общих признаков позволяет объединять их в главную метасистему - теорию физической культуры. Тогда предмет теории физической рекреации оказывается, по существу, без собственной теории, ибо некоторые познавательные, оздоровительные, ценностно-ориентационные и другие аспекты, представленные как в самой теории физической культуры, так и в частных теориях ее видов, уже не могут с достаточной полнотой и в нужном объеме удовлетворительно выполнить свои объяснительные функции относительно такого сложного и многогранного явления, как физическая рекреация[10.c.199].
Более того, в самой теории физической культуры все многочисленные аспекты физической рекреации представлены фрагментарно, неполно, расплывчато, вследствие чего стал неопределенным сам предмет науки о физической рекреации.
При этом все более укрепляешься в мысли, что ввиду сложности и многоаспектности такого объекта, как физическая рекреация, его невозможно описать с достаточной полнотой с позиций только одной, даже такой "интегративной" науки, какой принято считать теорию физической культуры. Анализ идет более успешно, если четко выделяется предметная сторона объекта с позиций обслуживающих его наук: философии, истории, социологии, культурологии, педагогики, психологии, биологии, теории и методики физической культуры и др.
Необходимость в термине "физическая рекреация" возникает прежде всего тогда, когда речь идет об анализе определенного элемента (в данном случае физического) рекреации, для обозначения которого и используется этот термин. Рекреация как научная дисциплина - родовое понятие для всех ее видов и форм, одной из которых и является физическая рекреация[9.c.560].
Понятие "рекреация", образованное от латинского "recreatio", было введено римлянами и имеет несколько значений: восстанавливать, отдыхать, укреплять, освежать и др. Исторически данный термин так или иначе связывался со здоровьем человека, но, что важно отметить, понимание здоровья не ограничивалось лишь состоянием организма человека. Сегодня оно рассматривается в более широком смысле и включает социальное, психологическое и биологическое содержание.
В соответствии с этим и принято выделять такие разновидности рекреации, как социальная, биологическая, психологическая, климатогеографическая и др.
Из всего многообразия признаков рекреации главными, определяющими ее сущность, принято считать следующие: осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе. Это три важнейших признака рекреации, без них она теряет свое значение. Другие же ее признаки: культурно-аксиологические, познавательные, оздоровительные - рассматриваются как производные, сопутствующие.
Возникло новое научное направление - рекреалогия, специальный междисциплинарный раздел науки об отдыхе, оздоровлении, воспроизводстве здоровья практически здоровых людей. Этот раздел включает процесс физического, социального, психического саморазвития человека, при котором он приобретает все более универсальные способы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям природной и социальной среды. Важнейший методологический принцип рекреации - принцип единства телесного и духовного, биологического и социального, организма и личности[12.c.528].
Главной областью исследований теории рекреации служит особая область жизнедеятельности людей - сфера досуга. Выделяются разнообразные виды и формы досуговой деятельности, носящие рекреационный характер, и привести их к какой-либо единой системе пока не представляется возможным [28.c. 75-78].
Сказанное выше позволяет вновь вернуться к узловым вопросам теории физической рекреации и в определенной степени проанализировать их с позиций теории общей рекреации.
Физическая рекреация - одна из форм рекреации, ее аспекты представлены практически во всех ее видах, и осуществляется она посредством двигательной деятельности с использованием физических упражнений в качестве основных средств. Это дает основание относить данную форму рекреации к физической.
Признание физических упражнений в качестве основных средств физической рекреации в научных исследованиях общепринято. Такое утверждение справедливо, но требует обсуждения. Во-первых, большая часть физической рекреационной деятельности протекает в естественных условиях природной среды, где средовые факторы также могут выступать в качестве ее средств. Во-вторых, физическая рекреация может иметь и относительно пассивные формы. На спортивных мероприятиях зрители являются лишь их созерцателями и в прямом смысле не выполняют активной двигательной деятельности и физических упражнений. В данном случае сам факт спортивного соревнования может выступать в качестве средства физической рекреации, так как в нем присутствуют эмоциональные, оздоровительные, гедонистические и другие компоненты, дающие рекреационный эффект[17.c.4-10]. С этой точки зрения справедливо утверждение В.М. Выдрина о том, что главным системообразующим признаком физической рекреации следует считать ее конечный результат (цель), ради которого и организуется данная форма рекреации[31.c.45].
.2 Физическая рекреация - вид физической культуры
Проблема структурирования физической культуры, ее видов (частей) пока еще не решена. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, в одних источниках указываются рекреативные формы и места занятий физическими упражнениями (рекреационные коридоры), в других физическая рекреация находит свое выражение в таких терминах и понятиях, как "массовая физическая культура", "массово-оздоровительная", "оздоровительная", "производственная гимнастика", "массовый спорт", "массово-оздоровительный", "активный отдых" и т.д. Другими словами, цели, задачи, содержание физической рекреации, ее статус как вида физической культуры пока еще точно не обозначены и мало исследованы. В то же время она - такая область двигательной деятельности, которая удовлетворяет индивидуальные и групповые потребности людей в нерегламентированной двигательной активности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям[15.c.2-8].
Наличие различных взглядов, терминов и понятий в определении сущности физической рекреации требует специального и более детального исследования. Поэтому в настоящей статье предпринимается попытка дать общую характеристику физической рекреации как виду физической культуры.
В ряде работ освещаются некоторые аспекты и формы ее проявления, содержание, назначение, специфика, исследованы исторические аспекты рекреации, дан сравнительный анализ ее развития, показана физическая рекреация школьников, а также теория и методика таких ее разновидностей, как производственная, массово-оздоровительная физическая культура, активный отдых и т.п.
К физической рекреации относят также такие формы занятий физическими упражнениями, как утренняя зарядка, вводная гимнастика, паузы и физкультминутки в учебных заведениях, учреждениях, на производстве, подвижные игры детей, подростков и взрослых, различные виды прогулок пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, катание на коньках и т.п.).
Слово "рекреация" - производное от латинского слова, имеющего несколько вариантов и, следовательно, несколько значений: rесrео (рекрео) - воссоздавать, воспроизводить, обновлять; recreatum (рекреатум) - восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять; rесrеаrе (рекреарэ) выздоравливать, возрождаться, вновь крепнуть, отдыхать, приходить в себя; recreatio (рекреатио) - восстановление (сил), выздоровление [7.c.2-3].
Добавление слова "физическая" означает, что в этих процессах (восстановление, отдых, освежение, выздоровление и т.п.) преобладает двигательная деятельность, используются физические упражнения, игры, развлечения. Они направлены на содействие нормальному функционированию организма людей путем создания оптимального физического состояния[16.c.7-14].
Сущность физической рекреации как деятельности неизбежно сужается, если она рассматривается только в одном аспекте - либо как развлечение, либо как восстановление сил, либо переключение с одного на другой вид деятельности и т.п. Поэтому ее следует рассматривать как совокупность различных аспектов двигательной деятельности, взаимодействие которых ведет к получению полезного результата.
Для объективного определения наличия компонентов и их связей в данной системе необходимо исходить из основных характеристик метасистемы, которая, с одной стороны, не есть сумма ее составляющих, с другой - неизбежно отражается в характеристиках каждого компонента[14.c.98].
По отношению к физической рекреации как системе метасистемой будет являться физическая культура, поскольку она - область социально необходимой деятельности, удовлетворяющая потребности личности и общества в разностороннем и оптимальном развитии физических способностей и двигательных качеств в интересах жизнедеятельности [6, 9].
Используя традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха быта), физическая рекреация привлекает своей спецификой внимание и симпатии людей разноге возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности.
Широкому распространению этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения продолжительности занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат сугубо личные индивидуальные вкусы, интересы наклонности и потребности. Преимущество физической рекреации заключается и в том, что она имеет огромное количество разновидностей, предоставляет широкие возможности для контактов с естественной средой. Несложные и разнообразные средства делают ее доступной для людей всех возрастов. Сочетание в занятиях элементов игры и соревнования создает неограниченные возможности для расширения ее привлекательности (развлечения, игры, состязания и т.п.). Физическая рекреация зачастую не нуждается в организационно-учрежденческой надстройке, типичной для других компонентов физической культуры (физического воспитания, спорта), ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды, группы людей, внешним условиям и субъективным потребностям занимающихся[19.c.2-8].
В процессе обоснования конкретного объекта в качестве системы необходимо выявить системообразующий фактор, показывающий, "вокруг каких объектов или процессов и ради решения каких задач и проблем сосредоточиваются и образуются те или иные подсистемы и элементы данной системы". По определению П.К. Анохина, системообразующим фактором является конечный результат системы, "ради получения которого система создается".
Следовательно, при изучении физической рекреации можно предположить, что удовлетворение различных потребностей людей в двигательной активности, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, профилактика неблагоприятных воздействий и восстановление временно сниженных или утраченных функций организма в сфере изучаемой системы - лишь ее частные задачи. Эти потребности людей удовлетворяются каждым в отдельности и в целом всеми видами двигательной активности. Таким образом, создаются предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в конкретных условиях его жизнедеятельности. Другими словами, в конечном результате и заключается их общность, единство[21.c.13].
Таким образом, системообразующим фактором, объединяющим различные аспекты двигательной деятельности в рамках физической рекреации, является конечный результат - создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма.
Поэтому возрастает значение физической рек-реакций в качестве необходимого компонента жизни и деятельности людей, позволяя удовлетворять их естественные биологические потребности в движении. Активизация на этой основе физического состояния и развитие организма, укрепление здоровья обеспечивают физическую дееспособность, необходимую в складывающихся условиях жизни. Ее исключение или сведение к минимуму на сколько-нибудь значительном, э жизни человека неизбежно оборачивается для него ущербом, ухудшает деятельность всех органов и систем, делает его менее устойчивым к отрицательным влияниям внешней среды. При снижении объемов двигательной деятельности утрачивается один из важных факторов, способствующих усовершенствованию организма, укреплению его функций[18.c,3-10].
Следует учитывать и то обстоятельство, что все виды и формы физической рекреации помогают рационально использовать свободное время, бороться с негативными явлениями в поведении, повышают работоспособность, расширяют и увеличивают функциональные возможности организма, помогают бороться с неблагоприятными условиями трудовой деятельности или воздействием характера труда[8.c.118].
Однако все это дает отдаленный кумулятивный эффект. Для человека, занимающегося по собственной инициативе, исходя из субъективных вкусов, интересов, мотивов, главное заключается в получении удовольствия от двигательной активности, удовлетворении личных потребностей в данном виде деятельности. А воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач в физическом образовании и физической культуре людей любого возраста. туризм рекреационный самореализация подросток
Все аспекты рекреационной деятельности с использованием средств физической культуры, рассматриваемые в рамках изучаемой системы, могут быть охвачены понятием "физическая рекреация". Таким образом, физическая рекреация - это органическая и имманентная часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности, направленной в конечном счете на обеспечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни[22.c.104].
Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности:
) удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности;
) потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения;
) переключение с одного на другой вид деятельности;
) активизация деятельности организма с помощью движения;
) профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей;
) восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.
Однако этим исследование проблем физической рекреации не ограничивается. Необходимо исследовать компоненты физической рекреации более глубоко, исследовать ее структуру (состав и строение), причины возникновения и этапы развития и функционирования в интересах удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей[11.c.592].
.3 Физическая рекреация как фактор рекреационной активности на самореализацию личности подростков
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание[24.c.156].
Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать "кодекс нравственности", принятый среди подростков, все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе[13.c.11-13].
На определенном этапе развития прежнее место, занимаемое ребенком в системе окружающих его человеческих отношений, осознается им как не соответствующее его возможностям, и он стремится изменить его. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается.
С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь - детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на "включение" индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество[30.c.208].
Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям асоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность[20.c.543].
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности - в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к асоциальным явлениям.
Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям[25.c.504].
Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, где формируется основа для развития собственно человеческих потенций, а также специфические роли и отношения в макро - и микрогруппах, могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие подрастающего поколения.
Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных школах факультативно преподаются предметы "человековедение", "основы этики и эстетики", "риторика", "этика и психология семейных отношений" и другие, способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается "внедрением" в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий[32.c.54].
Так, лекциями и беседами на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся средних школ. Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия способствуют социальному становлению и развитию учащихся.
Указанное выше во многом способствует процессу социализации подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся.
Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и юношества[26.c.451].
Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.
Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.
Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.
Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится.
В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный "кодекс нравственности", диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат - безудержный рост детской преступности и страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом ни физических, ни интеллектуальных усилий.
В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки вредоносности "растаскивания" личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей, подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности[29.c.360].
Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два типа моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга - общая и специальная, каждая со своим наполнением[33.c.70].
Резюме по 1 главе
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.
В обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в большей и большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный "кодекс нравственности", диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат - безудержный рост детской преступности и страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом ни физических, ни интеллектуальных усилий.
Параллельно с всеобщей системой может существовать специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два типа моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга - общая и специальная, каждая со своим наполнением.
Глава 2. Методы и организация исследования
.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач были намечены следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
педагогический эксперимент;
методика психологического тренинга.
Анализ научно-методической литературы
Во время исследования нами было изучено и проанализировано содержание 33 литературных источников по теме исследования. При анализе литературы изучались особенности физического и психического развития подростков.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент заключался в изучении содержания средств и методик оздоровления в средней общеобразовательной школе в турклубе "Ермак" города Набережные Челны с января 2013 года по ноябрь 2013 года. На данном этапе анализировались проводимые оздоровительные мероприятия в турклубе.
Методика психологического тренинга
Тренинг - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат - это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.
Кейс - проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Деловая игра - имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра - это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
Фасилитация - инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.
Видеоанализ - инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
.2 Организация исследования
Исследование проводилось в средней образовательной школе № 35 в турклубе "Ермак" Набережные Челны. В исследовании приняли участие подростки. Участники эксперимента были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную.
На первом этапе (январь 2013 - апрель 2013 гг.) была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования; определены объект и предмет исследования; намечена цель исследования и поставлены задачи для достижения этой цели, а также выбраны методы для решения задач.
На втором этапе (май 2013г.), был проведен анализ психологический подготовленности подростков, посещающих дополнительные занятия спортивного туризма.
Третий этап (июнь 2013 г. - октябрь 2013 гг.) будет заключаться в статистической обработке полученных в ходе исследования результатов, их интерпретации, формулировке выводов, разработке практических рекомендаций.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
.1 Использование спортивного туризма в качестве рекреационного вида
Туризм как способ организации свободного времени граждан приобретает в последнее время большую популярность. Этому способствует интенсификация труда, требующая эффективного воспроизводства затраченных на производстве психических и физических сил человека, развитие транспорта и коммуникаций, увеличение количества свободного времени и отношение к нему как к ценности. Учитывая возросшие потребности граждан в туристских услугах, в последнее десятилетие в республике значительно увеличилась численность предприятий туризма. Вместе с тем, наблюдается рост культурных, познавательных запросов туристов, которых уже не удовлетворяют традиционные туристские услуги - размещение, питание, определенный набор экскурсий и т.д. Таким образом, возникает противоречие между уровнем потребностей туристов и предлагаемыми туристскими услугами. В то же время предприятия туризма также нуждаются в обогащении содержания своей деятельности, обусловленной конкуренцией среди почти 500 туристских фирм, которые функционируют в Республике Татарстан.
Одним из решений данного противоречия, на наш взгляд, является включение в программы туризма методов и форм культурно-досуговой деятельности, которые позволяют не только обогатить содержание туристского досуга, но и полнее удовлетворять духовные потребности туристов, способствовать развитию, самореализации личности.
В.Е. Триодин считает, что "… под методами клубной работы следует понимать разнообразные способы организации и управления деятельностью посетителей в единстве с их поведением и побуждением к взаимовоспитанию и самовоспитанию".
А.Д. Жарков указывает на три исторически сложившиеся родовые методы культурно-досуговой деятельности: театрализация, иллюстрирование и игра, выражающие ее природу и специфику, которые предстают в процессе формирования сознания человека, развития его творческих способностей.
Под формами культурно-досуговой деятельности мы понимаем способы и приемы организации людей в учреждениях культуры, по месту жительства, а также целостные досуговые программы, при создании и проведении которых реализуются функции методов иллюстрирования, театрализации, игры.
Включение методов и форм культурно-досуговой деятельности в сферу туризма может осуществляться на основе моделирования досуговых программ. Моделирование (по В.С. Садовской) есть процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в творческую деятельность. Таким образом, моделирование досуговых программ позволяет обогатить содержание туристского досуга, усилить его развивающие функции. Происходит трансформация туризма как "активной целенаправленной потребительской деятельности" в деятельность творческую[1.c.232].
При моделировании досуговых программ в туризме необходимо учитывать следующие условия:
психофизиологические, социально-психологические особенности туристов (возраст, социальная принадлежность, уровень образования, интересы и потребности в досуге, нахождение во временном или постоянном коллективе туристов и др.).
особенности тура, основанные на дифференциации туризма по различным признакам - продолжительности (тур выходного дня, каникулярный, во время отпуска), целям путешествия (культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный и т.д.), месту пребывания (гостиница, санаторий, база или лагерь отдыха и т.д.), способу передвижения и другим.
профессиограмма специалиста, организатора культурно-досуговых программ в туризме, сочетающая знания и умения в области педагогики досуга, психологии, экскурсоведения, туризма.
Формирование модели досуговых программ в туризме происходит поэтапно, о чем говорится в публикациях Л.И. Козловской.
На первом этапе необходимо проанализировать особенности тура, выявить специфику, определить направленность участников путешествия, на которую рассчитана программа. При этом осуществляется также анализ известных досуговых программ с целью отбора и дальнейшей интерпретации.
На втором этапе происходит перенос известных досуговых программ или их элементов в структуру туристского досуга. Задача этого этапа - адаптировать содержание программы к условиям путешествия и творческим возможностям организатора. Как правило, досуговая программа на этом этапе выступает как самостоятельная форма и как компонент традиционных туристских форм (экскурсии, похода), в которые включаются игровые элементы, коллективное пение, диалогическое общение и другие приемы, способствующие общению участников программы.
Третий этап предполагает введение элементов новизны в структурные звенья программы: содержание, организационно - методические условия, сценарный ход, использование технических средств.
Четвертый этап - создание новой (авторской) модели программы, когда во всех структурных звеньях есть элементы новизны. На этом этапе происходит синтез туристско-экскурсионных форм и досуговых программ. Например, театрализованная экскурсия, шоу - музей с "ожившими" экспонатами. Таким образом, создается совершенно новый туристский продукт, предполагающий творческий уровень взаимодействия туристов и организаторов туризма. Создание авторских моделей досуговых программ в туризме требует иного подхода к деятельности организатора туристского досуга, сочетающего в себе профессиональные качества ведущего, режиссера, менеджера. Необходимо также тесное взаимодействие учреждений культуры и туризма для разработки и реализации культурно-досуговых программ нового качества[2.c.45].
Моделирование культурно-досуговых программ особенно целесообразно в детском туризме. Поскольку традиционно туристские поездки и походы по продолжительности составляют от 2 до 7 дней, возникает проблема организации досуга туристов. Это значит, что кроме собственно туристских занятий - экскурсий, передвижения по маршруту, а также деятельности по самообслуживанию (в походе - подготовка ночлега, приготовление пищи и пр.), у туристов остается свободное время, своеобразный "досуг в досуге". У взрослых, особенно опытных туристов, не возникает особых трудностей с его организацией. Туристам из числа детей и подростков необходима помощь в этом деле. Анализ большинства детских экскурсионных программ, предлагаемых туристскими фирмами г. Минска показывает, что после экскурсий дети чаще всего предоставлены сами себе. Некоторые фирмы включают в тур одну или две дискотеки, этим, как правило, ограничивается набор нетуристских форм отдыха. Свободное время заполняется бесцельным времяпрепровождением, а иногда и негативными действиями, например, курением, распитием алкогольных напитков. Таким образом, культуросозидающий, воспитательный потенциал туристской деятельности реализуется недостаточно или не реализуется вообще. Безусловно, нельзя регламентировать всю экскурсионную поездку или туристский поход, однако разумная организация свободного времени детей-туристов не только повышает эффективность программ детского туризма, но и отвечает требованиям безопасности[3.c.15-18].
Моделирование культурно-досуговых программ в детском туризме следует осуществлять на принципах комплексности (сочетания познавательных, развлекательно-рекреационных, коммуникативных и других компонентов, индивидуальных, групповых, массовых форм работы), дифференцированного подхода, активности и самостоятельности туристов, многообразия и вариативности воспитательного влияния средств культурно-досуговой деятельности, взаимодействия руководителя и участников путешествия.
В программах детского туризма целесообразно использование методов активизации детей и подростков, таких как метод организации диалогического общения (во время экскурсии), игровой метод (т.н. "живые экспонаты"), метод театрализации (участие в реконструкции исторического или культурного события, в фольклорном празднике и пр.).
В целом, вся программа экскурсионной поездки или туристского похода детей может быть пронизана методами и формами культурно-досуговой деятельности - от этапа знакомства до заключительного этапа.
Например, на начальном этапе путешествия следует включать игры на знакомство, особенно во временных туристских группах. Если позволяют условия, имеет смысл организовать вечер знакомств, целью которого будет не только собственно представление всех участников путешествия, но и обеспечение оптимистичного настроя на дальнейшую программу, а также снятие тревожных состояний у туристов, связанных с включением в новую, незнакомую обстановку. В активной форме может проходить необходимый на начальном этапе инструктаж по технике безопасности, когда дети самостоятельно, возможно в форме деловой игры, вырабатывают правила безопасного поведения во время поездки или похода. Таким образом, снимается негативная реакция на "нравоучения взрослых", особенно остро воспринимаемые детьми и подростками в свободное время.
Конечно же, центральным компонентом путешествия является экскурсия или поход, которые также могут содержать игровые компоненты или элементы театрализации. Например, средневековый замок посещают не подростки 12 лет, а рыцари и прекрасные дамы 13 века. Для этого достаточно выбрать туристам имена, соответствующие эпохе, изготовить некоторые атрибуты (изображение "фамильного герба", веер и пр.), продумать "кодекс чести" (правила обращения друг к другу, правила поведения и другое). Все это не требует особых затрат времени и средств, однако способствует усилению впечатлений туристов, как бы погружает в эпоху, побуждает интерес к дальнейшему познанию, к творческому восприятию материала экскурсии.
После экскурсии и по окончании всего путешествия (поездки, похода) рекомендуется проводить рефлексию, которая также может включать игровые компоненты или проходить в форме самостоятельной культурно-досуговой программы (конкурс знатоков по материалам экскурсии, концерт "Таланты и поклонники" в походе и пр.).
Таким образом, моделирование культурно-досуговых программ в детском туризме, осуществляемое с учетом интересов и потребностей туристов, педагогического руководства, взаимодействия учреждений культуры и туристских предприятий, позволяет не только обогатить содержание досуга, но и способствовать реализации культур созидающего, воспитательного потенциала туризма[4.c.200].
.2 Показатели самореализации у подростков
Демографические, социальные и психологические факторы отношения к физической рекреации самореализации. Пол и возраст для старших школьников являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях физической рекреацией. Так, мальчики проявляют большую физическую активность, нежели девочки.
Психологические характеристики испытуемых связаны с показателями отношения к физической рекреации.
Так, направленность на себя связана с занятиями зарядкой (r = 0,43; р ? 0,001), легкой атлетикой (r = 0,36; р ? 0,001) и шейпингом (r = 0,35; р ? 0,01). Респонденты с преобладающей направленностью на себя выше оценивают значимость такого мотива занятий физической рекреационной деятельностью как совершенствование (r = 0,44; р ? 0,001).
Выявлена связь между ценностными ориентациями и активностью в различных видах физической рекреации. Высокая значимость ценности "власть и влияние" связана с занятиями единоборствами боксом, борьбой (r = 0,39; р ? 0,001); ценность "здоровье" - лыжными прогулками (r = 0,35; р ? 0,01) и спортивными играми (r = 0,34; р ? 0,01); ценность "материальный успех" - с занятиями единоборствами (r = 0,48; р ? 0,001), атлетической гимнастикой (r = 0,48; р ? 0,001) и нетрадиционными видами спорта - боулингом, бильярдом (r = 0,40; р ? 0,001). "Межличностные контакты и общение" с лыжными прогулками (r = 0,38; р ? 0,001) и занятиями атлетической гимнастикой (r = 0,37; р ? 0,001). "Яркие впечатления от жизни" связаны с активностью средствами спортивных игр (r = 0,32; р ? 0,01), атлетической гимнастики (r = 0,32; р ? 0,01) и нетрадиционных видов спорта - бильярда, боулинга (r = 0,35; р ? 0,01).
Обнаружены связи между самооценкой и занятиями различными видами физической рекреации. Респонденты с высокими показателями самооценки внешней привлекательности предпочитают занятия спортивными играми (r = 0,39; р ? 0,001), шейпингом (r = 0,38; р ?0,001), единоборствами - боксом, борьбой (r = 0,46; р ? 0,001), катанием на коньках (r = 0,32; р ? 0,01). Высокая самооценка жизненной активности связана с физической рекреационной активностью в сфере спортивных игр (r = 0,59; р ? 0,001), единоборств - бокса, борьбы (r = 0,45; р ? 0,001) и шейпинга (r = 0,35; р ? 0,01). Высокие значения самооценки волевых качеств связаны с активностью в области шейпинга (r = 0,41; р ? 0,001) и атлетической гимнастики (r = 0,40; р ? 0,001).
Установлено, что лица с высокой самооценкой в большей степени удовлетворены своей физической активностью: это относится к оценке внешней привлекательности (r = 0,33; р ? 0,01), успешности в делах (r = 0,32; р ? 0,01), жизненной активности (r = 0,33; р ? 0,01), волевых качеств (r = 0,46; р ? 0,001).
Относительно особенностей темперамента выявлено, что экстраверсия связана с пешими прогулками (r = 0,32; р ? 0,01), эмоциональная возбудимость - с занятиями утренней зарядкой (r = 0,32; р ? 0,01), спортивными играми (r = 0,35; р ? 0,01), боксом, борьбой (r = 0,37; р ? 0,001), туризмом (r = 0,33; р ? 0,01), занятиями шейпингом (r = 0,43; р ? 0,001) и катанием на коньках (r = 0,36; р ? 0,001). Респонденты с высоким темпом реакции более активны в занятиях спортивными играми (r = 0,46; р ? 0,001), боксом, борьбой (r = 0,38; р ? 0,001), туризмом (r = 0,42; р ? 0,001) и бильярдом, боулингом (r =0,36 ; р ? 0,001).
Взаимосвязь отношения к физической рекреации и самореализации испытуемых.
Для выявления взаимосвязи отношения к физической рекреации и самореализации респондентов была использована репрезентативная выборка, в состав которой вошли 30 подростков разных социальных групп и пола: 15 мальчиков и 15 девочек.
Физическая рекреационная активность связана с самореализацией в учебной сфере. В частности, показатели рекреационной активности средствами зарядки, спортивных игр и плавания коррелируют с показателями успешности учебной деятельности (таблица 1).
Положительное отношение к физической рекреации связано с удовлетворенностью аспектами учебной деятельности. Обнаружены связи показателей физической рекреационной активности и удовлетворенности учебной деятельностью - это касается занятий единоборствами, плаванием и спортивным туризмом. Потребность в занятиях шейпингом связана с удовлетворенностью отношениями с одноклассниками; потребность в занятиях туризмом - с удовлетворенностью отношениями не только с коллегами, но и с подчиненными и руководством. Обнаружено, что респонденты с высокой удовлетворенностью физической активностью более удовлетворены учебной деятельностью.
Таблица 1. Взаимосвязь отношения к физической рекреации и самореализации испытуемых в учебной и личной сферах (n = 60)
2627282930313233343536373810,280,2120,23-0,2730,310,320,250,250,2940,320,330,210,240,240,3650,290,320,370,290,240,210,310,230,480,210,3760,220,230,290,310,340,300,280,2470,240,240,230,240,310,200,340,2480,250,2690,31-0,290,250,24100,470,370,21110,340,280,340,420,390,330,34-0,23120,390,310,370,360,210,440,28130,390,32140,31150,280,250,32160,270,31170,280,210,38180,440,33190,290,32-0,210,220,380,28200,290,220,240,290,220,310,270,230,400,30210,340,330,280,410,240,390,360,290,280,47220,200,280,270,280,330,290,390,330,280,210,47230,250,230,320,240,260,390,440,360,230,240,24240,320,32250,320,210,320,390,470,280,200,33
Виды физической рекреационной активности:1 - зарядка; 2 - легкая атлетика; 3 лыжные прогулки; 4 - спортивные игры; 5 - единоборства (бокс, борьба); 6 плавание; 7 - закаливание; 8 - атлетическая гимнастика; 9 - шейпинг; 10 нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд); 11 - пешеходные прогулки; 12 средние значения физической активности. Потребность в занятиях физической рекреацией:13 - зарядка; 14 - единоборства; 15 - туризм; 16 - шейпинг; 17 нетрадиционные виды спорта; 18 - пешеходные прогулки. 19 - удовлетворенность степенью физической активности. Мотивы занятий физической рекреацией: 20 на результат деятельности; 21 - на удовольствие от процесса; 22 - на самосовершенствование; 23 - на общение; 24 - на вознаграждение; 25 долженствование. 26 - успешность учебной деятельности. Удовлетворенность учебной деятельностью: 27 -содержанием; 28 - выполнением; 29 - результатом; 30 - общественной значимостью; 31 - организацией труда; 32 - отношениями с одноклассниками; 33 - отношениями с младшими школьниками; 34 - отношениями с учителями; 35 средние значения удовлетворенности. 36 - удовлетворенность жизнью. Удовлетворенность личной жизнью: 37 - удовлетворенность родителями; 38 отношениями с противоположным полом; 39 - сексуальной жизнью. 40 - успешность в жизни.
Высокие показатели мотивов занятий физической рекреацией коррелируют как с показателями успешности в учебной деятельности (это касается мотивов, направленных на результат деятельности и совершенствование), так и удовлетворенности ею (особенно тесно высокие значения мотивов занятий связаны с удовлетворенностью взаимоотношениями в процессе учебной деятельности и общими показателями удовлетворенности).
Занятия спортивным туризмом, боксом, борьбой, плаванием, атлетической гимнастикой, шейпингом, закаливанием, а также боулингом и бильярдом связаны с удовлетворенностью респондентов сферой личной жизни.
Высокие значения показателей мотивов занятий физической рекреацией взаимосвязаны с удовлетворенностью в сфере личной жизни.
Таким образом, отношение к занятиям физической рекреацией связано с самореализацией в сферах учебной и личной жизни.
На примере репрезентативной выборки были сделаны выводы о взаимосвязи отношения к физической рекреации и реализации жизненных ценностей.
Физическая рекреационная активность связана с реализацией жизненных ценностей. Самые сильные взаимосвязи выявлены в отношении занятий спортивным туризмом и средними показателями физической рекреационной активности с одной стороны, и степени реализации большинства ценностей - с другой (таблица 2).
У лиц с высокой потребностью в занятиях зарядкой, легкой атлетикой, плаванием, спортивными играми и пешеходными прогулками в большей степени реализованы ценности здоровья; туризмом и нетрадиционными видами спорта - ценности ярких впечатлений в жизни; спортивными играми и шейпингом - ценности общения; атлетической гимнастикой - ценности автономности.
Высокие значения мотивов занятий физической рекреацией коррелируют с показателями реализации жизненных ценностей, при этом особенно безопасности, общения и привлекательности. У респондентов с высокой удовлетворенностью степенью физической активности в большей степени реализованы ценности здоровья, личностного роста и общения.
Таблица 2. Взаимосвязь отношения к физической рекреации и степени реализации старшеклассников жизненных ценностей (n = 60)
293031323334353637383940414210,270,240,290,240,212-0,250,220,2930,270,230,220,280,330,260,210,2240,310,240,290,270,290,3650,310,200,410,370,2460,290,2370,210,360,250,230,240,240,2480,32-0,250,260,299-0,370,280,320,260,21100,210,360,390,320,330,200,280,32110,34120,260,250,340,240,280,370,280,240,370,21130,37140,38150,410,42160,28170,29180,24190,32200,21210,280,33220,310,280,220,21230,210,240,29240,330,290,230,370,400,330,390,22250,240,390,390,420,300,240,29260,310,370,310,320,220,26270,290,27280,230,270,250,260,23
Виды физической рекреационной активности:1 - зарядка; 2 - легкая атлетика; 3 лыжные прогулки; 4 - спортивный туризм; 5 - бокс, борьба; 6 - плавание; 7 - закаливание; 8 - атлетическая гимнастика; 9 - шейпинг; 10 - пешеходные прогулки; 11- катание на коньках; 12 - средние значения физической активности. Потребность в занятиях физической рекреацией:13 - зарядка; 14 - легкая атлетика; 15 спортивный туризм; 16 - плавание; 17 - туризм; 18 - атлетическая гимнастика; 19 шейпинг; 20 - нетрадиционные виды спорта (боулинг, бильярд); 21 - пешеходные прогулки; 22 - удовлетворенность степенью физической активности. Мотивы занятий физической рекреацией: 23 - на результат деятельности; 24 - на удовольствие от процесса; 25 - на самосовершенствование; 26 - на общение; 27- на вознаграждение; 28 - долженствование.
Степень реализации ценностей: 29 - автономности; 30 безопасности; 31 - власти; 32 - здоровья; 33 - известности; 34 - интересной работы; 35 - личностного роста; 36 - материальных ценностей; 37 - общения; 38 привлекательности; 39 - любви; 40 - профессиональных качеств; 41 - чувственных удовольствий; 42 - ярких впечатлений от жизни.
Таким образом, позитивное отношение к занятиям физической рекреацией связано не только с самореализацией испытуемых в сферах учебной деятельности и личной жизни, но и с реализацией жизненных ценностей.
Эффективность целенаправленного формирования и поддержания мотивов занятий физической рекреацией. Технология эксперимента по формированию позитивного отношения к физической рекреации включала в себя несколько этапов.
. Первичное изучение характеристик отношения к физической рекреации (активности, потребности, удовлетворенности) каждого испытуемого.
. На стадии обработки результатов исследования выборка испытуемых была разделена на две части - экспериментальная группа и контрольная (соответственно, 30 человек). Испытуемыми являлись представители мужского и женского пола примерно в равном соотношении.
До и после проведения формирующего эксперимента (интервал между исследованиями составил шесть месяцев) в обеих группах осуществлялось изучение показателей мотивов занятий физической рекреацией. До эксперимента достоверные значимые различия в выраженности мотивов и показателей отношения к физической рекреации у представителей обеих групп отсутствовали.
. Тренерам, занимающимся с представителями экспериментальной группы, было предложено в течение шести месяцев реализовывать в работе с ними технологию целенаправленного формирования и поддержания мотивов занятий физической рекреацией.
Технология включает в себя рекомендации, предложенные А.Н. Николаевым (2001).
Для формирования мотивов:
предоставление занимающимся как можно большего объема информации об отдельных видах физической рекреации;
создание условий для получения занимающимися ярких впечатлений, в том числе и от межличностного общения в процессе занятий физической рекреацией;
способствование приобретению участниками физической рекреационной деятельности личного позитивного опыта, связанного с занятиями физической рекреацией;
предоставление информации о значимости занятий физической рекреацией в укреплении здоровья, улучшении фигуры, развитии двигательных качеств и характера (в первую очередь, рекомендация направлена на повышение значимости для занимающихся мотива самосовершенствования) для превращения влечений в мотивы.
Для поддержания мотивов (при условиях проведения занятий под руководством тренера):
создание групп занимающихся с учетом одинаковых предпочтений в выборе вида физической рекреации и однородных по уровню физической подготовленности;
подчеркивание реально достигнутых результатов каждого из занимающихся;
проявление интереса к личности каждого занимающегося, учитывая интересы и потребности каждого участника;
поощрение инициативы, оказание доверия участникам физической рекреационной деятельности;
использование элементов самостоятельности в организации рекреационной деятельности с целью повышения личной ответственности каждого участника;
формирование ситуаций, приносящих положительные эмоции у участников физической рекреационной деятельности;
привнесение разнообразия в физические рекреационные занятия;
создание традиций внутри группы занимающихся, объединяющих участников, способствующих неформальному общению.
. Была произведена обработка результатов и проведен сравнительный анализ данных респондентов экспериментальной и контрольной групп по выраженности показателей мотивов, наиболее тесно связанных с физической рекреационной активностью, потребностью и удовлетворенностью занимающихся.
В результате применения тренерами в работе с представителями экспериментальной группы технологии формирования и поддержания мотивов занятий физической рекреацией выраженность ряда мотивов возросла. Это относится к мотивам, имеющим наиболее тесную взаимосвязь с показателями отношения к физической рекреации - самосовершенствования, общения и получения удовольствия от процесса занятий (таблица 3). В наибольшей степени после проведения формирующего эксперимента у испытуемых экспериментальной группы возросли показатели мотива самосовершенствования.
Таблица 3. Выраженность мотивов занятий физической рекреацией после проведения эксперимента (n = 60)
Мотивы занятий физической рекреациейXSОбщениеЭкспериментальная группа3,450,049Контрольная группа3,230,063T2,81Р0,01СамосовершенствованиеЭкспериментальная группа3,840,051Контрольная группа3,580,078T2,77Р0,01Удовольствие от процесса занятийЭкспериментальная группа3,580,062Контрольная группа3,310,091T2,44Р0,05
У представителей контрольной группы выраженность показателей мотивов осталась примерно на прежнем уровне.
В результате проведения формирующего эксперимента изменились показатели отношения к физической рекреации (таблица 4).
Таблица 4. Выраженность показателей отношения к физической рекреации после проведения эксперимента (n = 60)
Показатели отношенияXSАктивностьЭкспериментальная группа3,150,038Контрольная группа3,020,043T2,32Р0,05ПотребностьЭкспериментальная группа3,760,046Контрольная группа3,540,059T2,19Р0,01УдовлетворенностьЭкспериментальная группа3,130,032Контрольная группа3,250,039T2,37Р0,05
У представителей экспериментальной группы (по сравнению с испытуемыми контрольной группы) возросли показатели физической рекреационной активности и потребности в занятиях, однако, снизилась удовлетворенность степенью физической активности. Данный факт, вероятно, объясняется ростом потребности в занятиях, поэтому, несмотря на повышение активности, ее уровень не удовлетворяет представителей экспериментальной группы.
В ходе проведения формирующего эксперимента удалось установить, что использование целенаправленной технологии по формированию и поддержанию мотивов занятий физической рекреацией способствует их изменению в сторону большей выраженности. Поскольку ранее была выявлена связь между мотивами занятий и отношением к физической рекреации, то и отношение существенно изменилось.
.3 Особенности взаимосвязи отношения подростков к физической рекреации и их самореализация
Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности. Особое значение придается визуально-эмоциональной поддержке подростка, поскольку она, по мнению автора, не только устраняет неблагоприятные фоновые эмоциональные состояния, предупреждает возникновение деструктивной психологической защиты, но и переключает сознание на переосмысление, понимание и поиск оптимального решения задач, трансформирует, переводит адаптивно-познавательную самореализацию в творческую.
Процесс самореализации подростка одновременно осуществляется как в спонтанной, так и организованной форме. Исследуя творческую самореализацию подростков в условиях системно-целевой дифференциации делается предположение, личность учащегося обязательно должна выходить и выходит на мировоззренческий уровень понимания себя. Она стремится расширить свое понимание в этом мире с тем, чтобы продуктивнее самореализоваться.
В оценке творческой самореализации подростков предлагаются критерии, позволяющие судить об уровне эффективности компонентов. Критерий положительной мотивация к творческой деятельности предполагает ряд показателей: осознанность цели деятельности; интерес к процессу творческой деятельности; стремление к успеху при решении творческих задач; стремление к лидерству в творческой деятельности; познавательные потребности; стремление к самосовершенствованию.
Критериями самоорганизации в творческой деятельности подростков считаются: умение выделить основные цели и приоритеты; способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции; умение преодолевать трудности в учении. Так полагается, что уровень обучения в условиях системно-целевой дифференциации часто предполагает актуализацию творческих способностей, среди которых выделяются: гибкость мышления; оригинальность мышления; критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность; способность к самостоятельному переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию; умение видеть альтернативу решения творческих задач; видение новой функции знакомого объекта; комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы; создание оригинальных способов решения при известности других.
Под готовностью подростков к творческой самореализации понимается интегральное качество личности, которое характеризует степень полноты, целостности и результативности проявления положительной мотивации, самоорганизации, творческих способностей в процессе осуществления подростком его творческих замыслов, в решении учебно-творческих задач и проблем.
По мнению исследователей феномена самореализации подростков самореализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебной деятельности.
К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности. Потребность личности в самореализации в отличие от других потребностей безгранична и востребована в любом возрасте, и даже при включении личности в многообразные виды деятельности она никогда не может быть полностью удовлетворена.
Проведенный нами анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблемам самореализации личности подростка показывает, что имеются самые различные подходы к трактовке понятия "самореализация", наблюдается широкая поливариативность в понимании механизма развертывания процесса самореализации. А теперь сформулируем с ряд общих и наиболее значимых, положений относительно понятия творческой самореализации подростка: 1. Суть самореализации подростка состоит в том, что личность, распредмечивая формообразования социального опыта, опредмечивает свою гуманную сущность. 2. В основе методологического обоснования творческой самореализации личности подростка лежат культурологический, деятельностный, системный, полисубъектный, природосообразный подходы.
Мы выяснили, самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях.
Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности.
Было выяснено, на процесс самореализации подростков влияют такие внешние факторы как поведение родителей и их отношение к детям, взаимоотношение подростка со сверстниками.
По мнению исследователей феномена самореализации подростков, самореализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности.
Резюме по 3 главе
Проведенный нами анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблемам самореализации личности подростка показывает, что имеются самые различные подходы к трактовке понятия "самореализация", наблюдается широкая поливариативность в понимании механизма развертывания процесса самореализации. А теперь сформулируем с ряд общих и наиболее значимых, положений относительно понятия творческой самореализации подростка:
. Суть самореализации подростка состоит в том, что личность, распредмечивая формообразования социального опыта, опредмечивает свою гуманную сущность.
. В основе методологического обоснования творческой самореализации личности подростка лежат культурологический, деятельностный, системный, полисубъектный, природосообразный подходы.
Выводы
.В процессе исследования было проанализировано 33 источника литературы по проблеме. Анализ научно-методической литературы позволил конкретизировать и обобщить информацию об основных определениях, понятиях и сущности физической рекреационной активности, анатомо-физиологических особенностейподростков.
2.Туризм как способ организации свободного времени граждан приобретает в последнее время большую популярность. Включение в программы туризма методов и форм культурно-досуговой деятельности, которые позволяют не только обогатить содержание туристского досуга, но и полнее удовлетворять духовные потребности туристов, способствуют развитию, самореализации личности.
.Самореализация подростка - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности. Было выяснено, на процесс самореализации подростков влияют такие внешние факторы, как поведение родителей и их отношение к детям, взаимоотношение подростка со сверстниками.
4. Самореализация подростков - является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной учебной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, а также расширение сферы деятельности.
Список литературы
1.Амосов, Н.М. Бендет Я.А. Физическая активность и сердце /Н.М. Амосов, Я.А. Бендет- Киев: Здоров'я, 1984. - 232 с.
2.Болобан, В.Н. Система обучения движениям в сложных условиях поддержания статодинамической устойчивости; Автореф. дис. докг. пед. наук. / В.Н. Болобан - К, 1990. - 45 с.
.Бондаревский, Е.А. Надежность тестов, используемых для характеристики человека / Е.А. Бондаревский 1970. - №5, 15-18 с.
.Верхошански, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошански, - М.: "ФиС", 1970. - 200 с.
.Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте /Ю.В. Верхошанский, Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: "ФиС", 1977. - 215 с.
.Волков, Л.В. Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителей /Л.В. Волков, - М., 1988. - 360 с.
.Выдрин, В.М. Джумаев, А.Д. Физическая рекреация - вид физической культуры /В.М. Выдрин, А.Д. Джумаев,Теор. и практ. физ. культ., 1989. № 3, с. 2-3.
.Евстафьев, Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Б.В. Евстафьев, - Л.: ВИФК,1985. - 118 с.
.Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура /В.А. Епифанов, Учебное пособие для вузов. М.: Издат. дом "ГЭОТААМЕД", 2002. 560 с.
.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена М. "Физкультура и спорт" /В.М. Зациорский,- М., 1965. - 199 с.
.Епифанова, В.А. Лечебная физическая культура. Справочник. / В.А. Епифанова,М.: Медицина, 2001. 592 с.
.Епифанова, В.А. Лечебная физическая культура: Справочник./ В.А. Епифанова, - М.: Медицина, 1987. - 528 с.
.Лубышева, Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева,Теор. и практ. физ. культ. 2001, 11-13 с.
.Каптелина, А.Ф. Лебедевой, И.П. ЛФК в системе медицинской реабилитации / А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой,М.: Медицина, 1995. 98 с.
.Лях, В.И. Двигательные способности. Физическая культура в школе / В.И. Лях, 1996. - №2. 2-8 с.
.Лях, В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития. Физическая культура в школе /В.И. Лях,1998. - №1. 7-14 с.
.Лях, В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития. Физическая культура в школе / В.И. Лях, 1999. - №1. - 4-10 с.
.Лях, В.И. Координационные способности школьников. Физическая культура в школе /В.И. Лях,2000. - №5. - 3-10 с.
.Лях, В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития. Физическая культура в школе /В.И. Лях, 1997. - №3. 2-8 с.
.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев,- М.: "ФиС", 1991, - 543 с.
.Мошков, В.Н. Общие основы лечебной физической культуры / В.Н. Мошков,М.: Медицина, 1954.13 с.
.Сермеева, Б.В. Определение физической подготовленности школьников / Б.В. Сермеева, - М.; Педагогика, 1973. - 104 с.
.Орлов, А.С. Социология рекреации / А.С. Орлов, - М.: Наука, 1995. - 118 с.
.Пархотик, И.И. Лечебная физическая культура / И.И. Пархотик,- Киев, 1986. - 156 с.
.Никифорова,Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифорова, - СПб.: СПбГУ. 2000. - 504 с.
.Никифорова,Г.С. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. /Г.С. Никифорова,- М.: Луч,1996. - 451 с.
.Рыжкин, Ю.Е. К вопросу о понятии феномена "физическая рекреация" /Ю.Е. Рыжкин,- М.: Ключ, 2001, 4, с. 55-57.
.Рыжкин, Ю.Е. Физическая рекреация в комплексе наук о человеке / Ю.Е. Рыжкин,- М.: Ключ,2001, 40, с. 75-78.
.Фонарева, М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре / М.И. Фонарева, - Л.: Медицина, 1983. - 360 с.
.Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель,- М.: Физкультура и спорт, 1975,-208 с.
.Шлемина, А.М. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. / А.М. Шлемина, - М.: Луч, 1988.45 с.
.Холостова, Е.И. Социальная реабилитация /Е.И. Холостова,- К.: Счастье, 2002.54 с.
.Холостова, Е.И. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды / Е.ИХолостова, - М.: Наука, 1979. - 70 с.
Приложение
Прими решение
А. Упражнение направлено на актуализацию знаний детей о том, как критическое мышление помогает принять правильное решение.
Психолог предлагает обсудить преимущества решений, принимаемых после критического осмысления, по сравнению с необдуманными решениями.
Б. Формирование представлений о персональном решении и развитие навыка отстаивать свое решение.
Предлагается модельная ситуация: вы находитесь в гостях у своих друзей, вечер в самом разгаре. Однако вы живете очень далеко, возвращение может стать проблемой, не стоит ли покинуть друзей пораньше?
Обобщая высказывания, следует обратит внимание:
на необходимость уметь прогнозировать последствия своего решения
на то, стоит ли объявлять всем о своем решении (друзья отговаривая помешаю последовать принятому решению);
на то, как надо отстаивать свое решение (лучший способ - приступить к его выполнению).
Психолог напоминает, что людям часто приходится принимать не персональные решения, а коллективные решения.
В. Отработка личной стратегии принятия ответственного решения.
Детям предлагается обсудить, какое решение принимать легче - персональное или коллективное. Обращается внимание на то, что, принимая персональное решение, человеку не нужно кого-либо убеждать в своей правоте; вместе с тем он лишается возможности посоветоваться и несет полную ответственность за последствия своего решения. Предлагается вспомнить ситуацию, когда учащимся удалось принять оптимальное решение; обсудить, что при этом помогало (критически оценить ситуацию, взвесив все "плюсы" и "минусы", оценить возможные последствия, прежде всего безопасность, свою и других).
Осмысление полученного опыта.
Продолжить фразы: "Для принятия правильного решения людям необходимо…" и "Для принятия правильного решения мне обычно необходимо…"
Моя индивидуальность
А. Упражнение нацелено на актуализацию знаний о собственной индивидуальности, ее проявлениях.
По кругу передается цветок, при этом каждый по очереди произносит свое имя. При этом называются качества, присущие данному человеку, которое начинаются с букв, имеющихся в имени (например: Ольга - осторожная, ленивая, гордая; Вадим - вежливый, добрый, интересующийся). Перечисляемые качества записываются на доске (на бумаге). По окончании упражнения психолог опираясь на сделанные записи, побуждает детей сделать выводы.
Б. Формирование представленной о неповторимости индивидуальности. Дети выполняют упражнение "Я - уникальный".
Психолог передает два мяча в разные стороны от себя. Подросток, получивший один мяч, продолжает высказывание "Я - как все", при этом он выбирает одну из социальных позиций, обозначенных на карточках ("Сыновья", "Учащиеся" и др.). Подросток, получивший второй мяч, выполняет аналогичное, продолжая высказывание "Я - не как все" В какой-то момент мячи "встречаются" в руках одного из детей. Ему предлагается выбрать, с какой фразы он начнет говорить. Подводя итоги упражнения, психолог делает вывод о единстве общих качеств, характерных для всех, и уникальности, присущих отдельной личности качеств и свойств.
Далее детям предлагается на рисунках, на которых изображено небо с солнцем и облаками, на одном из облаков написать свое имя и фамилию, а на другом - имя, которым хотелось, чтобы их называли. В центре солнца предлагается изобразит символический автопортрет и на 2-3лучах солнца написать качества, присущие подростку и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации. Задание желательно проводить под музыку.
В. Отработка личностной стратегии взаимодействия с другим человеком, его индивидуальностью.
Заполнив лист, дети передают рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, надписывает на одном луче название качества, подчеркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка. Листы, пройдя всех, возвращаются к своим авторам. Дети знакомятся с результатами (отдельные можно прокомментировать вслух), затем им предлагается поставить плюсы рядом с качествами, наиболее выраженными, и точки рядом с наименее выраженными.