Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма

Министерство спорта Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Чайковский государственный институт физической культуры

Факультет специализированной подготовки

Кафедра менеджмента организации


Курсовая работа

по дисциплине: "География"

тема: "Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма"


Автор:

студент 1 курса, гр. 19 О.Н. Черных

Руководитель:

к. п. н. Доцент Т.В. Кугушева


Чайковский, 2014

Содержание


Введение

1. Теоретические аспекты развития туризма и экотуризма

1.1 Виды и формы экотуризма

1.2 История автотуризм, и его виды и формы

1.3 География развития автотуризма и экотуризма

1.4 Перспективы развития автотуризма в мире

2. Анализ развития автотуризма в мире

2.1 Популярные маршруты автотуризма

2.2 Страны-лидеры в развитии автотуризма

2.3 Рекомендации по совершенствованию развития автотуризма

Заключение

Список литературы

Введение


Актуальность: С начала восьмидесятых годов прошлого века одним из приоритетов путешествий является экологический туризм. По одному из определений, экологический туризм - это все виды и формы туризма, при которых главной мотивацией туриста к совершению путешествия является наблюдение и общение с природой, которое способствует сохранению окружающей среды, культурного и природного наследия, оказывая на них минимальное воздействие. Это заставляет говорить о феномене так называемого экотуризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже охватывает более десяти процентов туристского рынка, а темпы его роста, в 2-3 раза превышают соответствующие темпы во всей индустрии туризма [8].

Вот лишь несколько немаловажных причин столь активного развития экологического туризма:

. На сегодняшний день практически во всех регионах мира насущной задачей является сохранение благоприятной окружающей среды.

. Люди по причинам урбанизации, индустриализации стали испытывать возрастающую потребность в общении с природой.

Одна из задач экотуризма - научить людей любить и уважать природу, понимать ее законы, относиться к ней бережно.

Большие надежды возлагаются на экотуризм в реализации концепций устойчивого развития туризма и путешествий. Рациональное использование природных и культурно-исторических туристских ресурсов, позволит избежать многих негативных последствий массового туризма [8].

Одним из популярных направлений экотуризма является автотуризм - путешествие с использованием различных автотранспортных средств. Люди стали чаще пользоваться транспортом для путешествия и отдыха, но в большинстве стран это хаотичное явление, не затрагиваемое государством или частными предпринимателями. Лишь в некоторых странах существуют маршруты для путешествия на автомобиле, в связи с этим, перед государством встает важная задача решения этой проблемы, так как это направление может принести колоссальную прибыль, как в России, так и за рубежом [8].

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования автотуризма.

Цель: На основе теоретического анализа развития автотуризма в мире разработать рекомендации по его совершенствованию.

Задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты автотуризма как составляющего экотуризма
  2. Провести анализ развития автотуризма
  3. Разработать рекомендации по совершенствованию автотуризма в мире

Объектом исследования: автотуризм, как одно из направлений экотуризма.

Предмет исследования: развитие автотуризма на основе экологического туризма

Основой исследования в данной работе является опыт ведущих государств мира в этой сфере и публикации на интернет форумах.

экологический туризм автотуризм маршрут

1. Теоретические аспекты развития туризма и экотуризма


1.1 Виды и формы экотуризма


Экологический туризм (или экотуризм) - это особая форма путешествий, в которых отдых на природе сочетается с познанием ее объектов и явлений. Термин экотуризм был предложен мексиканским экономистом-экологом Гектором Цебаллос-Ласкурьей в 1980-е гг., когда в приоритетах туристов наметились явные перемены. Вместо жаркого солнца все чаще предпочтение стало отдаваться тенистым лесам, а вместо больших городов - поселениями традиционных народностей.

Экологический туризм определяется как форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий. К нему относятся путешествия к относительно неискаженным или не загрязненным областям с уникальными природными объектами [16].

Экологический туризм - особый сектор туристкой отрасли, который, по оценкам, охватывает около 12 % туристского рынка при темпах роста в 2-3 раза превышающих темпы роста всей индустрии туризма. Ежегодно на нужды экотуризма производится товаров и услуг на сумму 55 млрд долларов, что составляет 25 % международной торговли в сфере услуг и 12 % валового мирового продукта [5].

В основу развития экологического туризма положены три главных принципа. Первый - часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; второй - обязательным является соблюдение в путешествии природоохранных требований, которые формулируются в специальных законах; третий - туристская экологическая поездка совершается с исследовательскими и познавательными целями. Таким образом, одной из важнейших характеристик экологического туризма является экологическое просвещение [5].

Выделяют несколько разновидностей экологического туризма:

Научный экотуризм - позволяет получать информацию об удаленных и малоизученных районах. Она используется в научных исследованиях, а также при планировании развития и организации самого экологического туризма. Чисто научным экотуризмом занята небольшая часть туристов. В последнее время в научных полевых исследованиях, не требующих высокой квалификации, все чаще стала использоваться помощь обыкновенных туристов-добровольцев. Многие из них с удовольствием совмещают отдых на природе с такими экзотическими занятиями, как сбор яиц редких видов черепах где-нибудь в Коста-Рике или учет численности копытных в заповедниках России [12].

Познавательный экотуризм. Каждое экопутешествие преследует познавательные цели. Объектами познавательного и научного, экотуризма становятся отдельные, наиболее интересные с точки зрения наблюдения биологические виды, такие как слоны, львы, а так же другие крупные виды хищников и копытных в Восточной Африке и Азии. До войны в Руанде среди иностранных туристов был очень популярен специально созданный заповедник для горилл.

Рекреационный экотуризм позволяет помимо познавательного, реализовать рекреационный элемент экотуризма, который включает спортивный туризм, альпинизм, лыжные, конные, водные и пешие походы и другие виды активного и пассивного отдыха. В развитии рекреационного экотуризма большую роль играют такие природные объекты как горы, каньоны, пещеры, реки, озера. Все большее распространение получает агротуризм (или агроэкотуризм) - туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на хуторах и фермах. Развитие такого вида туризма наиболее актуально для стран Западной Европы и США [12].

Наиболее популярными видами деятельности экотуристов являются (в порядке убывания) - пешие походы, наблюдения за птицами, кино - и фотосъемка, экосафари, проживание в палаточных городках, посещение гор и альпинизм, рыбалка, водный туризм (плоты, байдарки, каноэ), ботанические экскурсии, археологический и палеонтологический туризм, спелеотуризм, наблюдение экзотических бабочек.

Объектами экотуризма могут быть не только природные, но и культурные достопримечательности, природно-антропогенные (сформированные при участии человека) ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой [5].

Экологический туризм, несомненно, является важной сферой в жизни общества. На законодательном уровне это характеризует Федеральный закон Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 февраля 1995 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения [17].


1.2 История автотуризм, и его виды и формы


Путешествия на автомобиле стали совершаться по мере развития автомобиля в начале двадцатого века, но после второй мировой войны этот вид туризма, принявший название "автотуризм", приобрел наибольшую популярность, в этот период производились новые модели личного транспорта, а государства строили протяженные автострады.

Этот вид туризма стал наиболее привлекательным из-за возможности самому планировать свою поездку, без посторонней помощи и не подстраиваясь под расписание поездов и самолетов. На сегодняшний день эти услуги предоставляют специализированные агентства, которые занимаются разработкой маршрутов и подбором хостелов, отелей, кемпингов.

Свое начала автотуризм имел в США, где в середине двадцатого века благосостояние граждан и налаженное автомобилестроение способствовали развитию данной отрасли. После полного восстановления во Франции, Германии, Швеции и Швейцарии так же начинает развиваться автотуризм.

Стабилизация обстановки в России и последующее улучшение благосостояния населения вновь дает нам возможность обсуждать такое явление, как автотуризм [15].

Развитие массового автотуризма на просторах бывшего СССР можно приурочить к вводу в строй в начале 60-х годов прошлого века советского автомобильного гиганта на Волге. В конце 50-х была совершена попытка внедрить прокат автомашин для населения, но она не увенчалась успехом. Уже к началу семидесятых годов в стране сложились устойчивые традиции автотуризма и инфраструктура. Стало модным ездить на личном автомобиле в отпуск даже на весьма далекие расстояния, например, из Мурманска на побережье Черного моря. Стиль отдыха и его особенности на автомобиле были отражен в советском кинематографе тех времен. На основных автомобильных дорогах и туристских направлениях в европейской части СССР, была создана сеть стоянок для туристов (кемпинги). В большинстве своем они представляли собой летние домики с минимумом удобств, общим туалетом, и общим блоком для приготовления пищи. Конечно же, основным их достоинством было то, что они располагались на пользующихся спросом маршрутах и предоставляли место для стоянки личных авто у туристов, а так же символической охраны. Начали разрабатываться и продаваться через книготорговую сеть дорожные атласы и специальные буклеты по автомобильным туристским маршрутам в виде схем-карт и кратких легенд к объектам экскурсионного показа, расположенным на маршруте. С помощью этих пособий автотурист мог ориентироваться на местности, рассчитывать свой дневной автопробег от одной ночевки до другой, найти заправочные станции и прочее.

В те далекие годы, автотурист, пускающийся в дальнее путешествие, рисковал даже из-за небольшой поломки своего авто остаться ночевать на дороге. Правда уже в то время широко была развита водительская взаимовыручка. Даже тот факт что сеть заправочных станций не была достаточно развита, не была помехой для автомобилистов. На дороге запросто можно было купить пять-десять литров бензина, да и стоил он совсем недорого. Но был фактор сдерживающий развитие автотуризма в СССР, это отсутствие широкой сети станций технического обслуживания, нехватка запчастей и, как следствие, очереди на ремонт автомобилей. Следует отметить, что в годы до перестройки социальная напряженность в обществе не была столь сильной, а значит можно было практически без риска заночевать в палатке или в машине на перегоне. Стал складываться образ путешествия на автомобиле с целью отдыха на природе, например, на эстонском побережье Чудского озера, в придюнной зоне на протяжении двадцати лет 70-80-х годов практиковался летний отдых в кемпингах для автотуристов, где отдыхали множество ленинградцев, москвичей и мурманчан, прибывавших сюда на собственных автомобилях. Они ставили палатки в простейших кемпингах, местные жители привозили сельхозпродукцию, также продовольствие для туристов подвозилось на автолавках. Но, несмотря на некоторые трудности, автотуризм активно развивался. В конце концов, человек покупает автомобиль для того, чтобы на нем ездить и путешествовать [15].

В конце 80-х и начале 90-х гг. случились глобальные политико-экономические события и перемены, которые имеют решающее значение в развитии автотуризма. Первое - это событие мирового масштаба - распад Советского союза. Так же в Россию был разрешен ввоз автомашин из-за границы и российский рубль стал конвертируемым. В начале 90-х годов в Россию хлынул поток автомобилей из-за границы. Если в начале это были дешевые и поддержанные автомобили, то постепенно класс ввозимых автомобилей улучшался. В стране сложилась необычная ситуация. С одной стороны, количество автомашин резко увеличились, что должно было привести к бурному развитию автотуризма, но с другой стороны, политическая и экономическая ситуация не способствовала развитию автотуризма и негативно сказывалась на гражданах. Так же резко обострилась социальная напряженность в обществе. Во время разгула криминала 90-96 гг. путешествия по дорогам России были сопряжены с реальной опасностью не только для имущества, но и для жизни. Результат не заставил себя ждать: произошла полная утрата зародившихся в советское время традиций и инфраструктуры автотуризма. Большинство стоянок для туристов были просто заброшены из-за полной невостребованности. Из-за появления новых государственных границ, ранее разработанные, и проверенные маршруты оказались труднодоступными, а таможенные и приграничные преграды не столько трудными, сколько непредсказуемыми. Пересечение границы на своем авто стало существенным препятствием, из-за неприспособленности контрольно пропускных пунктов с обеих сторон границы к наплыву путешественников, процесс пересечения границы мог занимать три, а то и четыре дня. Прибалтика и Кавказ практически выпали из ареала путешествий. Новые туристские маршруты не создавались. Последней каплей в уничтожении автотуризма послужил дефолт 98 г., вызвавший коллапс социальных отношений, кризис недоверия к власти и банковской системе [15].

Начало нового тысячелетия в России, было зафиксировано некоторой стабилизацией политической и экономической обстановки. Вновь стали создаваться предпосылки для развития автотуризма внутри страны. Количество личного автотранспорта у граждан страны стало устойчиво возрастать. Россияне стали активно осваивать зарубежные пространства, а так же активно предпринимать путешествия на автомобиле в европейские страны, прежде всего в Финляндию и Швецию.

Существуют несколько видов автотуризма:

  • Зимнее авто-путешествие
  • Экспедиция
  • Караванинг
  • Сафари
  • Джипинг

Зимнее авто-путешествие более рискованный и затрудненный вид. Пробираться по заснеженной дороге круглые сутки, согласитесь, сможет не каждый. Но в этом и вся прелесть. Зимой снега может навалить выше крыши, но искателей приключений это не останавливает. Отправляться в такое путешествие в одиночку категорически запрещено. Иметь при себе рацию, телефон, аптечку, предметы первой необходимости - обязательно. Плюс, небольшой запас пищи был бы как никогда кстати.

Если говорить об автотуре таком, как экспедиция, то это, определенно, для смельчаков. Один из самых опасных видов путешествия. Эти экспедиции проводятся высоко в горах, в расщелинах гор, по непроходимым дорогам. Такого рода путешественники не ищут легких путей. Стараются забраться все выше и дальше, и найти место, где еще не проходила нога человека, и, естественно, не оставалось следов автомобильных шин [14].

Караванинг также подходит для длительного путешествия, и путешествия в семейном кругу. В фургоне, в котором отправились в путь, вы проживаете, питаетесь, отдыхаете, развлекаетесь, периодически останавливаясь в интересах и красивых местах. Какой вид автотуризма очень удобен и прост. Проехать таким способом всю Россию не составит никакой сложности [13].

Сафари (Safari), однако, подходит не всем. Это автотур, с целью охоты или наблюдения за животными. Тут уж много удивительного, прокрасться в естественную среду обитания диких, и не только, животных, согласитесь, очень экстремально. От этого желающих нисколько не уменьшается. Скорее наоборот, таковых множество. Найдите определенный вид авто-путешествия для себя, не сомневаюсь, вам понравится [4].

Джипинг - это распространенный вид туризма за границей. В России же он пока что не смог приобрести популярности, несмотря на то, что это движение растет и в нем есть несколько преимуществ перед традиционным автотуризмом. Есть возможность путешествовать одной большой компанией, нет изматывающей физической нагрузки, и нет необходимости вести большой багаж. При этом остается ощущение странствий, которое можно разделить с близкими людьми и друзьями [3].


1.3 География развития автотуризма и экотуризма


В Европе автотуризм приобретает несколько иной характер, там не столько популярны поездки на легковых авто, сколько на автодомах.

Эпоха автотуризма и путешествий в Европе началась в начале шестидесятых годов. Первые автодома изготавливались из дерева по простым чертежам и изначально это был дом на колесах совсем небольшого размера, часто прицеп округлой формы перевозимый автомобилем и имеющий одну ось.

Уолли Бьян (основатель компании Airstrеam Trailеr) продавал чертежи автодомов по сто долларов и вскоре сам собрал свой собственный трейлер на продажу. Продажи автодомов шли как нельзя лучше, ещё бы, ведь в этот период кемпинг как раз набирал обороты. Нововведение применённое в изобретении позволяло сделать пол ниже уровня колес и соответственно приподнять потолок, что позволяло ходить внутри жилого прицепа в полный рост!

Американцам понравился новый тип трейлеров и скупали их в огромных количествах. Каждая новая модификация трейлера становилась хитом.

К 1930 году он ушёл из журнала, в который отправлял новые чертежи для постройки автодомов, и все свое время посвятил изготовлению трейлеров. Первые автодома были сконструированы из дерева и фанеры, но там уже был биотуалет, печное отопление и водоснабжение. Трейлеры постепенно стали соответствовать нынешней моде и выглядеть более современно и динамично, чтобы лобовое сопротивление ветра было не таким сильным и улучшить аэродинамическую устойчивость трейлеров на скорости применялись авиационные технологии.

В 1934 появилось название трейлеров "Воздушный поток", так их называют до сих пор и встретить их можно на любых дорогах.

Такой автодом был непохож на современный, он походил на скорее на улитку, но именно на этих трейлерах и жилых прицепах автотуристы осваивали новые маршруты.

В 1936 году фирма Airstrеam Trailеr предложила новую, не похожую на прежние трейлеры, модель "Strimеr". Кухня-трансформер превращающаяся в кровать, собственное водоснабжение, генератор, аккумулятор и электричество, так же присутствовала система вентиляции воздуха и некий аналог современного кондиционера.

Начало второй мировой войны вынудила свернуть производство трейлеров. Автодома стали практически недоступны обычным работягам. Алюминий сильно подорожал, не хватало резины на шины и даже просто бензина. Предприятие по производству автодомов было закрыто и возобновилось лишь после войны.

В скоро времени спрос на трейлеры Airstrеam Trailеrs снова пошёл на взлет, и Airstrеam стал одним из самых популярных производств автодомов в мире.

К началу 70-х, популярность трейлеров и домов на колёсах только росла. Автодом "Сlassik" создал новый, ранее недостижимый уровень качества автопутешествий. Новые технологии, материалы и оборудования в производстве домов на колёсах позволил их сделать очень технологичными и качественными. Трейлер на пневматической подвеске был выбран НАСА для жилища астронавтов, и с тех пор автодома на этой подвеске являются неотъемлемой частью жизни астронавтов на космодроме.

К 80-м годам появилась более совершенная схема изготовления автодомов, кузовы с соответствующим оборудованием и начинкой устанавливались такими известными производителями автомобилей как Mеrsеdеs-Bеnz, MAN и тому подобное.

Для появления автотуризма и караванинга с жилыми прицепами в России нужно время. У нас достаточно создать почву и условия для становления рынка автодомов и караванов в стране, развернуть производство или сборку кемперов на нашей территории, что позволит значительно снизить цены на трейлеры и автодома, а так же позволит обходиться без растаможивания (таможенные пошлины на границе составляют порядка 30% от стоимости прицепа или до 100% в цене автодома на базе грузовика или автобуса).

Развитие автотуризма в России на основе применения домов на колёсах и трейлеров не имеет альтернативы, так как инфраструктура туризма, где центром является трейлер, не требует значительных затрат на постройку гостиниц и коммуникаций. Путешествия и отдых в автодомах и караванах в ближайшее время ожидает большой рост [10].

Как уже было сказано, в США развитие автотуризм происходило намного быстрее нежели в СССР. В середине двадцатого века автотуризм у американцев пользовался особым успехом, и США буквально держала монополию на автомобильный туризм, так как в других странах автопромышленность не была соответствующе развита. Так и оставалось до шестидесятых годов прошлого века, пока не заработал машинный завод на Волге [11].

На данный момент, как в России, так и в мире в целом автотуризм набирает обороты, но в странах третьего мира он остался на прежнем уровне, в связи с неразвитым автопромом и экономическим состоянием стран. Появляются всё новые туристические маршруты, и всё больше желающих узнать новое и интересное.

Наша страна имеет довольно большой потенциал в области развития автомобильного туризма. По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире.

География экологического туризма характеризуется определенным своеобразием. Если традиционные туристские потоки в международном туризме направлены из развитых стран в развитые, а среди принимающих туристов стран лидируют Франция, США, Испания, Италия, то экотуристы направляются главным образом из развитых стран в развивающиеся. Здесь среди лидеров - Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, Бразилия, Филиппины, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР. Практически каждая страна имеет возможности для организации экологических путешествий. В развитых странах Европы и Америки экотуристы очень часто путешествуют по своим странам. И самыми популярными для посещений туристскими объектами в этих странах стали национальные парки. Некоторые из них настолько популярны, что посещение их приходится заказывать заранее.

По всему миру развитые и развивающиеся страны выделяют обширные участки своей территории под природные парки, стремясь привлечь экотуристов, а с ними и капитал. Например, в Кении использование в туризме национальных парков приносит в казну ежегодно до 450 млн долл.; это означает, что каждый лев приносит доход около 27 тыс. долл. в год, а стадо слонов - более 600 тыс. долл. Коста-Рика объявила природоохранной зоной около 30 % своей территории и в настоящее время туризм здесь является более важным источником дохода чем торговля бананами и кофе. Экотуризм на Галапагоских островах (Эквадор) приносит стране более 180 млн долл. в год. Стремление свести к минимуму изменения окружающей среды присуще экологическому туризму, более того, его развитие делает охрану природы экономически выгодной.

Экологический туризм представляет одну из наиболее динамичных и перспективных форм туристской деятельности. При условии грамотного развития он может сыграть важную роль в разрешении современного социально-экономического кризиса, так как содействует охране природы и традиционных культур. На многих территориях экологический туризм может стать отраслью специализации, представляя конкурентоспособную альтернативу разрушающей природу хозяйственной деятельности.

В развитии экологического туризма активное участие принимают международные организации. Среди них - Всемирный фонд любителей живой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF), ЮНЕСКО. Специальный комитет при ЮНЕСКО присваивает статус "памятник всемирного наследия" природным территориям, представляющим исключительный интерес и всемирную ценность. Эти территории правительства соответствующих стран обязаны сохранять в неприкосновенности, взамен они получают значительную научную и финансовую поддержку от международного сообщества [5].


1.4 Перспективы развития автотуризма в мире


Автотуризм призван знакомить туристов с чем-то новым и необычным, будь то горы или дикие джунгли, при этом находиться в комфортных условиях или как минимум преодолевать большие расстояние, нежели идя пешком.

Рассмотрим некоторые аспекты, влияющие на развитие автотуризма. Предположим, что автотуризм в России существенно отличается от аналогичного вида туризма за рубежом, скажем, в той же Швеции. Условия столь отличаются, что, наверно, можно охарактеризовать его как некий вид экстремального туризма с элементами выживания. Так, например, в странах Европы кроме обычных видов страхования туристов и транспортного средства требуется автогражданское страхование исков третьих лиц. В России такого вида страхования ответственности по искам третьих лиц нет в принципе, а транспортные средства совсем недавно начали страховать, обязательное медицинское страхование в принципе не работает в местности, отличной от места постоянного проживания.

Путешествующий по Европе француз или англичанин может даже не знать, где находится в его машине запасное колесо. Заливая бензин в бак своего авто, он не задумывается о том, что может залить туда нечто иное или, по крайней мере, не того качества и сорта, которое обозначено на колонке. В пределах США и Европы действуют мощные информационные системы спутникового сопровождения путешествующих автотуристов (например, Nеvеr Lost). Автотурист обычно обращается в туристские компании для бронирования туристских услуг в пути или же пользуются услугами вездесущей американской ассоциации автомобилистов.

Прежде всего, нужно понять, в чём отличия человека, просто едущего на автомобиле, от автотуриста. Очевидно, основным различием является цель и метод их путешествия. В первом случае цель поездки бытовая или деловая, мало соответствующая классическим целям туризма. А в случае с автотуристом главной целью является отдых и удовольствие, познавательные или религиозные цели - знакомство с объектами экскурсионного показа, или и то и другое, вместе взятое.

Выходит что, основное отличие автотуриста и человека разъезжающего на машине - это цель поездки.

Далее нужно понять, чем автотурист отличается от обыкновенного туриста, путешествующего каким-либо другим образом. Прежде всего это турист-индивидуал. Чисто в теоретическом плане и редко в практическом автотуристы разъезжают группами. Чаще всего в машине едут двое-четверо человек (семья, родственники или группа близких по духу и мышлению людей). Во-вторых, по наибольшему количеству признаков автотуризм в России (именно в России) следует относить к самодеятельному виду туризма.

Как правило, туристский продукт состоит из нескольких основных принципов туристских услуг: перевозка, проживание, питание и экскурсионное обслуживание. Также немаловажное значение для автотуризма имеют услуги нетипичного туристского профиля, в нашем случае - услуги инфраструктуры для автомобиля. Особое значение имеют магазины, такие как промтоварные, магазины со спорт снаряжением, продуктовые и магазины для запасных частей автомобиля. Выходит что, туристский продукт имеет все основные признаки типичной модели по всем трем видам: услуг, работ и товаров. Остается только один вопрос, какие из этих элементов образуют туристический продукт, предлагаемый автотуристу [9].

Главным отличием автотуриста от обычного туриста является то, что важную составляющую тура (этап перевозки и обеспечение транспортом) он берет на себя, пользуясь своим личным авто. Случается что автотурист самостоятельно организовывает проживание и питания, тогда у него появляется два варианта: а) поехать на свой страх и риск, "на авось"; б) попытаться заказать услуги самостоятельно по телефону. Это больше относится к любителям палаточного отдыха и приготовления пищи на костре или на походном примусе. Но в большинстве случаях автотуристы пользуются рекомендациями тур операторов, услугами бронирования размещения, но всё же самостоятельно услугами инфраструктуры той местности, по которой он путешествует.

В развивающихся странах автотуризм приносит немалые доходы и решает множество проблем, такие как нехватка гостиничных мест, проблемы с размещением гостиниц на охранных территориях и заповедных зонах и многие другие, которые мешают притоку туристов как отечественных, так и иностранных.

В таких странах как США, Швейцария, Германия и прочие автотуризм играет важную роль в экономике, но в России это явление оставлено без должного внимания, государство практически не занимается развитием автомобильного туризма, большинство разработанных маршрутов, было разработано частными лицами и государство от этих маршрутов не получает практически ни какой прибыли.

В России перспективы автотуризма довольно туманные, в связи с осложнённой ситуацией на дорогах, и не заинтересованностью государства в развитии данного направления. Но всё же, прогресс не стоит на месте, с каждым годом увеличивается число автолюбителей путешествующих на своем автотранспорте.

Таким образом, изучив основную теоретическую составляющую экотуризма и автотуризма, а так же выявив некоторые проблемы развития, можно приступить к анализу маршрутов для автотуризма и предложить рекомендации по совершенствованию автомобильного туризма.

2. Анализ развития автотуризма в мире


2.1 Популярные маршруты автотуризма


Наиболее популярные маршруты для автотуризма находятся, конечно же, в Европе и Америке, но Россия так же не отстает в этом плане и может предложить свои тропы для автомобильного туризма.

Один из этих маршрутов находится в Германии - Дорога Нибелунгмов и Зигфрида, название его взято из средневекового эпоса "Песнь о Нибелунгах". Туристический маршрут протянулся на 310 километров и соединяет города Вормс на Рейне и Вюрцбург. Именно в этой области когда-то существовало королевство бургундов и зародилась одна из самых старинных легенд - "Песнь о Нибелунгах". [7].

Ещё один не менее интересный и захватывающий маршрут представлен в Австрии, под названием "Альпийский вальс". Этот маршрут протянулся по всей стране и составил 1310 километров соединяя Вену, Зальцбург, Инсбрук и озера Каринтии (Рис. 1.1).


Рисунок 1.1 - Автомобильный маршрут "Альпийский вальс", Австрия


Проходя по этому маршруту, появляется возможность окунуться в буржуазный австрийский быт, посетить знаменитые тирольские деревушки, а так же увидеть своими глазами удивительный мир величественных Альпийских гор.

Для людей, чья главная цель в посещении стран является шопинг, есть особый маршрут, рассчитанный на посещение четырех ведущих аутлета Италии. Если вы поклонник брендовой одежды, реализуемой по низким ценам, то этот тур позволит наполнить гардероб интересными и модными вещами.


Рисунок 1.2 - Маршрут для посещения четырех аутлетов, Италия


Но этот маршрут не рассчитан на детей, так как ежедневный шопинг сильно выматывает и предполагает присутствие только взрослых. Маршрут начинается с города Вены, где уже находится один из аутлетов под названием Parndorf, по пути маршрута турист заглянет в такие аутлеты как Novеnta Di Piavе Dеsignеr, Sеrravallе, Mantova и Palmanova, а так же сможет самостоятельно посетить Милан и Венецию, маршрут составляет протяженность в полторы тысячи километров и проходит сразу по двум странам (Рис. 1.2) [6].

Но не только в Европе есть привлекательные маршруты для туристов, Россия так же ими изобилует.

Один из таких маршрутов называется "По золотому кольцу", если вы начинающий автотурист, то это один из самых подходящих вариантов, рассчитанный всего на два дня. Во время этого путешествия вы посетите такие города и поселки как Покров, Петушки, Владимир, Суздаль и Боголюбово. Музей шоколада, Шуховская башня, Золотые ворота, Суздальский кремль, Свято-боголюбский монастырь, всё это вы сможете посетить за каких то два дня и ни чуть не заскучать. Маршрут составляет 410 километров и проходит по вполне приличным дорогам, что означает, что автотуристу совсем не нужен внедорожник, как на многих Российских туристических трассах, хватит и обычного легкового автомобиля.


2.2 Страны-лидеры в развитии автотуризма


С самого зарождения автотуризма первое место занимало и занимает США, так как эту страну пересекают трассы протяжение в тысячи километров, которые были построены во времена великой депрессии, так же, немаловажным фактором является присутствие автомобильных заводов по всей стране, производящих автомобили. Автотуристы стекаются со всего мира, что бы проехаться по этим маршрутам, проложенным через всю страну и увидеть такие достопримечательности как Большой Каньон, Долина смерти, Мост золотые ворота в Сан-Франциско и многое другое.

Так же Европа изобилует странами лидерами, Франция, Германия, Италия, Великобритания. К сожалению, Россия не может похвастаться качеством дорог, как следствие, количество маршрутов меньше чем могло было быть, по словам ученых в России не может развиваться автотуризм, пока дороги находятся в таком ужасном состоянии.

В 2011 году насчитывалось более 503.96 млн туристских прибытий из-за границы в страны Европы, что больше на 6,2 % по сравнению с 2010 годом. В 2011 году десятью самыми популярными направлениями были:

Таблица 2.1: Количество посещений европейских стран из-за рубежа туристами.

местоСтранаКоличество туристических прибытий из-за рубежа (2011) 1 Франция79.50 million2 Испания56.69 million3 Италия46.12 million4 Турция29.34 million5 Великобритания29.19 million6 Германия28.35 million7 Австрия23.01 million8 Россия22.69 million9 Украина21.42 million10 Греция16.43 million

Французы могут похвастаться своей культурой, за чем порой и едут на своих автомобилях туристы, как не странно, но во Франции не так много официально зарегистрированных маршрутов, поэтому туристы самовольно составляют график и выходят в свободное плаванье. Конечно, туристов привлекает не только культура и архитектура Франции, часто пути их сворачивают от Парижа на Лазурный берег или на Альпийские лыжные курорты.

Германия сама по себе богатая страна, по этому граждане этой страны могут себе позволить поездки на собственных автомобилях за город или даже за границу, разъезжая по простором Германии туристы заезжают в город Руст (Парк развлечений), Нюрбург (Парк Формулы-1), Берлин (Берлинский зоопарк), Гамбург. В этой стране намного больше официально зарегистрированных маршрутов относительно Франции. Дорога замков, Немецкая винная дорога, Трасса индустриальной культуры и многое, многое другое, в каждой из них есть своя изюминка и каждую стоит посетить отдельно.

Италия становится всё дороже в плане обслуживания, гостиниц и отелей, поэтому туристы нашли выход, и теперь в Италии развивается автотуризм, самый частый маршрут для Россиян это Москва - Брест - Прага - Фюссен - Пиза - Рим - Лидо ди Езоло - Венеция - Вена - Брест - Москва, он не только самый удобный, но и самый интересный, охватывая такие достопримечательности как Старый город в Праге, Замки Нойшванштайн и Хоэншвангау в Баварии, Колизей в Риме и многое другое.

Великобритания, казалось бы, страна, отделенная от континента океаном, доехать на машине не представляется возможным, но нет же, автотуристов это не останавливает, перелетая океан они снова садятся в своих железных коней и колесят эту величественную страну. В Великобритании множество разных маршрутов. Колеся по стране, туристы проезжают такие достопримечательности как Биг-Бен, замок Бомарис, дворец Холирудхаус, Стоунхендж, Тауэр, а так же Шервудский лес и многое другое.

В скором времени Китай планирует пододвинуть одну из этих стран и занять своё место, но получится у него это или нет ещё не известно, инфраструктура в Китае хоть и развита, но не направлена на автотуризм.

Таким образом изучив страны лидеры и их особенности можно дать рекомендации по совершенствованию развития автотуризма в России.


2.3 Рекомендации по совершенствованию развития автотуризма


В такой стране как Россия большие возможности развития автотуризма, но как уже было сказано выше, качество дорог не соответствуют высоким требованиям безопасности и комфортности путешествий.

Для развития автотуризма, могут быть предложены следующие рекомендации:

.Совершенствование транспортной инфраструктуры стран и России в частности

2.Взаимодействие государств и организаций для более полного использования туристических ресурсов (природных, исторических, социально-культурных)

.Взаимодействие стран между собой для создание крепкой единой системы автотуризма по всему миру

.Создание мотелей на путях маршрутов и близ больших городов, а так же памятников культуры

Как в целом по стране, так и в Пермском крае развитие автотуризма тормозится отсутствием качественных автомобильных дорог, мотелей и другой сопутствующей инфраструктуры.

Но всё же, не всё так грустно как может показаться на первый взгляд, в Пермском крае в 2013 году стартовала краевая программа: "Перезагрузка", которая поможет развить и закрепить уже имеющееся успехи в автотуризме.

На сайте "Туризм в России" изложена концепция выполнения этого плана, и полностью рассказывает суть этого предприятия:

"В 2012 году закончила свое действие пятилетняя краевая целевая программа развития автотуризма, в рамках которой в Прикамье были проведены важные исследования по определению туристических кластеров, развитию туристской инфраструктуры в рамках программы была создана краевая туристическая информационная система, определены механизмы продвижения территории, сформированы принципиальные подходы к взаимодействию власти и турбизнеса.

Новая концепция развития автотуризма сохраняет весь положительный опыт, накопленный в Прикамье за последние несколько лет, однако предполагает и существенные изменения. В частности, большое внимание планируется уделить выработке механизмов по созданию условий для развития туристской инфраструктуры. Участие региона с крупными инвестиционными проектами в федеральной программе "Развитие внутреннего и въездного автотуризма в Российской Федерации" позволит привлечь дополнительное финансирование из средств федерального бюджета. В предыдущем периоде значительных шагов, которые позволили бы привлечь в регион федеральные инвестиции, сделано не было. Центральным звеном для эффективного включения в общероссийский процесс развития въездного туризма должно стать формирование базы приоритетных инвестиционных туристских проектов. Развитие региональной туристической инфраструктуры, по общему мнению участников туротрасли, невозможно без четкого "кластерного" подхода. Основные центры в Пермском крае, которые объективно могут привлечь наибольшее количество туристов и позволить региону выйти на достойный уровень по сравнению с другими регионами страны, должны стать также и центрами максимального комфорта для приезжих гостей: начиная от дорог и заканчивая наличием гостиниц и ресторанов в необходимом количестве и качестве.

Для реализации следующей программы по туризму понадобится интенсивная работа на стыке региональной власти и турбизнеса - туроператоров, экскурсоводов, отельеров, рестораторов. Государственно-частное партнерство, удачные примеры которого на сегодняшний день есть в туристической отрасли других регионов России, должно стать одним из центральных положений новой программы, поскольку без него невозможно эффективное развитие туристско-рекреационного комплекса Пермского края. Программа, рассчитанная на пятилетний срок, включает в себя внедрение прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных туристских проектов Пермского края на основе государственно-частного партнёрства, в том числе посредством субсидирования части затрат по проектам, направленным на создание туристских кластеров и обустройство туристических маршрутов. В частности, одной из первых задач, которые предполагается решить в ходе действия новой программы, является создание и обустройство приоритетных туристических маршрутов Пермского края. Эти маршруты должны не только быть привлекательными с точки зрения содержания, но и иметь официальный статус, который в том числе позволит быть абсолютно уверенным в том, что маршрут для туриста безопасен и комфортен со всех точек зрения, включая инфраструктурную.

Начатый в последние несколько лет масштабный процесс брендинга территорий Пермского края продолжится в ближайшие годы, что в долгосрочной перспективе позволит сформировать устойчивую узнаваемость основных туристических центров Прикамья на российском и мировом уровне.

Огромная работа предстоит и по повышению качества обслуживания туристов. Здесь разработчиками также предлагается проведение не только конкурсов профмастерства, обучения, но конкурсов на разработку инновационных программ по приему с субсидированием части затрат на их реализацию.

В целом система мероприятий в рамках краевой программы по туризму, по оценкам экспертов, при увеличении финансирования за счет федеральной программы, а также за счет привлечения внебюджетных средств может увеличить турпоток в регион на 35% за предстоящие 5 лет." [2].

Но несмотря на всё выше сказанное, это лишь слова, результаты мы увидим не раньше 2015 года. В данный момент Россия переживает подъем экономики и этим нужно воспользоваться и развить сферы туристической деятельности.

В данный момент самой актуальной проблемой в России является инфраструктура, и за следующие пять лет её планируют решить.

Стоит отметить что ситуация в Пермском крае не столь плачевная, дороги страдают, но местные власти делают всё что бы исправить это.

Развивать автотуризм можно, и даже нужно в нашей стране, чем и занимаются власти, несмотря на уже полученные успехи ещё многое нужно сделать, но добиться желаемых результатов будет проще если государство начнет сотрудничать с соответствующими организациями и частными предпринимателями, для совместного развития автомобильного туризма.

Заключение


Путешествия на автомобиле стали совершаться по мере развития автомобиля в начале двадцатого века, но после второй мировой войны этот вид туризма, принявший название "автотуризм", приобрел наибольшую популярность, в этот период производились новые модели личного транспорта, а государства строили протяженные автострады.

На данный момент, как в России, так и в мире в целом автотуризм набирает обороты, но в странах третьего мира он остался на прежнем уровне, в связи с неразвитым автопромом и экономическим состоянием стран. Появляются всё новые туристические маршруты, и всё больше желающих узнать новое и интересное.

В таких странах как США, Швейцария, Германия и прочие автотуризм играет важную роль в экономике, но в России это явление оставлено без должного внимания, государство практически не занимается развитием автомобильного туризма, большинство разработанных маршрутов, было разработано частными лицами и государство от этих маршрутов не получает практически ни какой прибыли.

Наиболее популярные маршруты для автотуризма находятся, конечно же, в Европе и Америке, но Россия так же не отстает в этом плане и может предложить свои тропы для автомобильного туризма.

С самого зарождения автотуризма первое место занимало и занимает США, так как эту страну пересекают трассы протяжение в тысячи километров, которые были построены во времена великой депрессии, так же, немаловажным фактором является присутствие автомобильных заводов по всей стране, производящих автомобили.

Как в целом по России, так и в Пермском крае развитие автотуризма тормозится отсутствием качественных автомобильных дорог, мотелей и другой сопутствующей инфраструктуры.

Список литературы


1.Лукичев А.Б. Сущность устойчивого и экологического туризма // Российский Журнал Экотуризма. - 2011. - №1. - С.3-6.

2.Сергеева Т.К. Экологический туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 360 с.: ил.

3.Сайт "Туризм в России" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rostur.ru/nеws/9364/indеx. shtml <http://www.rostur.ru/news/9364/index.shtml>

.Выдержка из статьи ООО "Дом на колесах" "Джипинг и джип-туры, как еще одни виды автотуризма" http://www.travеlavto.ru/artiсlеs/7289.html <http://www.travelavto.ru/articles/7289.html>

.Сайт "Активный отдых в России" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://aktivnyj-otdykh.ru/>

.Сайт "Экотуризм - особый сектор туристкой области" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://www.turizmpomiru.ru/>

.Сайт "POLARUS свобода на колесах" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://avto-tourizm.ru/>

8.Выдержка из статьи "Автотуризм по Европе. Маршрут по Германии. Дорога Нибелунгов и Зигфрида" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avtotravеl.сom/ <http://avtotravel.com/>

9.Сайт "Экологический туризм" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://sokolov33.ru/>

.Сайт "Автотуризм в России" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://othеrrеfеrats. allbеst.ru/ <http://otherreferats.allbest.ru/>

.Сайт "История появления и развития караванинга" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://сampеr4x4.ru/ <http://camper4x4.ru/>

.Википедия. Автомобильный туризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipеdia.org <http://ru.wikipedia.org/wiki/Автомобильный_туризм>

.Сайт "Туристический портал Тюмени" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://travеl72.ru/ <http://travel72.ru/>

.Сайт "Караванинг" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.сaravaning.ru/ <http://www.caravaning.ru/>

.Сайт "Туризм на автомобиле" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://avtotourizm.ru/>

.Сайт "История развития автотуризма" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gazavto.сom/ <http://gazavto.com/>


Теги: Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 12798
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма
Назад