Влияние психологических качеств футболиста на уровень тактической готовности

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточная государственная академия физической культуры

Факультет игровых видов спорта

Кафедра теории и методики хоккея и футбола


Выпускная квалификационная работа

по направлению 032100 - Физическая культура и спорт

Влияние психологических качеств футболиста на уровень тактической готовности


Аленский Иван Сергеевич

Студент 351 группы

Научный руководитель:

доцент, Кононенко П.Б.


Хабаровск - 2011


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ

1.1Тактическая подготовка в футболе

1.1.1Тактическая подготовка в спортивной тренировке

1.1.2Основные цели и задачи тактической подготовки в футболе

1.1.3 Средства, методы, методические приёмы тактической подготовки в футболе

1.2Психологическая подготовка в футболе

1.3Психологическая характеристика тактической деятельности футболистов

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТА НА УРОВЕНЬ ТАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

3.1 Результаты тактической готовности футболистов 13-14 лет

.2 Результаты психологической готовности футболистов 13-14 лет

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. Процесс подготовки высококлассного футболиста - это очень длительный, многоэтапный, а главное многосторонний процесс. Основными направлениями в подготовке футболиста являются: техническая, физическая, психологическая и тактическая подготовки. Безусловно, все эти стороны подготовки футболиста одинаково важны для его становления, проходят в тесном переплетении друг с другом, и ни в коем случае не противопоставляются одна другой.

Состояние современного футбола таково, что на данном этапе развития игры на первый план выходит тактическая подготовка игрока и команды в целом, и первой становится команда, чья мысль опережает мысль других команд (В.Н. Платонов, 1995).

В настоящее время проблемы теории, методики и практики тактической подготовки освещены довольно ярко. Также хорошо изучена взаимосвязь технической и тактической, физической и тактической подготовок. Однако взаимосвязь тактической и психологической подготовки изучена не так подробно. Насчитывается небольшое количество работ, в полной мере освещавших данный раздел. Работ о взаимодействии тактической и психологической подготовок в футболе вообще единицы.

В данной работе хотелось бы изучить характер взаимосвязи данных сторон подготовки футболиста. Хотелось бы узнать стороны психологической подготовки, влияющие на уровень тактической готовности; психологические качества, свойства личности, определяющие высокий уровень тактической готовности. Материалы такого плана были бы не интересны для теории и практики тактической подготовки, так как это бы повысило её эффективность. Стало бы известно, какие качества нужно развивать для повышения уровня тактической готовности. Как средства тактической подготовки могут использоваться специальные упражнения для развития психологических качеств, определяющих тактическую готовность и, наоборот. Средства тактической подготовки в определенных условиях могут стать средствами развития определенных психологических качеств спортсмена.

Объект исследования. Процесс спортивной подготовки футболистов 13-14 лет команды «ДИНА» г. Хабаровск.

Предмет исследования. Влияние психологических качеств футболистов 13-14 лет на уровень тактической готовности.

Гипотеза исследования. Предполагается, что развивая основные психические качества футболистов 13-14 лет, мы можем влиять на уровень развития тактического мастерства.

Цель исследования. Выявить психические качества, от уровня развития которых, зависит уровень тактической готовности футболистов 13-14 лет.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ


.1 Тактическая подготовка в футболе


.1.1 Тактическая подготовка в спортивной тренировке

Тактическая подготовка является одним из основных разделов спортивной тренировки и оказывает огромное влияние на уровень спортивно-технического мастерства спортсмена. Тактическая подготовка осуществляется в тесной взаимосвязи с технической подготовкой. Но техническая подготовка вооружает спортсмена средствами спортивной борьбы; тактическая же учит рациональному и эффективному их применению для достижения поставленной задачи.

Кратко спортивную тактику можно определить как искусствоведения спортивной борьбы.

В понятие спортивной тактики входит:

1.Разработка целесообразного плана выступления на состязаниях сучётом возможностей спортсмена, особенностей его противников, и с учетом условий состязаний.

2.Реализация этого плана с помощью таких средств и способов ведения борьбы, которые наиболее полно бы раскрывали возможности спортсмена.

Формы тактики и её значение различны в различных видах спорта. В единоборствах и спортивных играх арсенал тактических средств и их значение неоспоримо богаче чем, например, в плавании или в спринтерском беге. Но, тем не менее, при прочих равных условиях, тактика является ведущим фактором достижения победного результата.

В процессе тактической подготовки необходимо предусмотреть:

1. Усвоение теоретических основ спортивной тактики (приобретение знаний об арсенале тактических приёмов и о способах эффективного их применения).

  1. Изучение условий предстоящих состязаний и возможностей соперника.
  2. Воспитание тактического мышления и других способностей, необходимых для овладения тактическим мастерством.

Центральной из этих задач является воспитание тактического мышления, которое включает в себя ряд умственных операций по составлению и реализации плана спортивной борьбы. Тактическое мышление основано на использовании соответствующих знаний и опыта, на способности внимательно наблюдать, быстро воспринимать и оценивать ситуацию спортивной борьбы, своевременно принимать верные решения.

Тактическая подготовка условно делиться на общую и специальную. К общей тактической относится изучения общетеоретических основ спортивной тактики и практических способов их использования в различных условиях, по возможности приближенных к условиям избранной спортивной специализации, а также воспитание в связи с этим широкого тактического мышления (В.Н. Платонов, 1995).

Содержание данного раздела заимствуется из смежных видов спорта (при подготовке футболистов используются другие спортивные игры (ручной мяч, баскетбол и др.)). Специальная тактическая подготовка строится непосредственно на материале избранного вида спорта и направлена на углубленное совершенствование характерных для него тактических умений и навыков.

Тактическая подготовка очень тесно переплетается с технической подготовкой, и между этими двумя сторонами подготовки спортсмена нельзя провести чёткой границы. Спортивно-тактическое мастерство спортсмена определяется уровнем развитием у него тактического мышления. Однако никакое тактическое мышление не сможет обеспечить мастерство спортсмена, если он не будет вооружен совершенными техническими навыками, прочно закрепленными и в то же время гибкими, вариативными.

1.1.2 Основные цели и задачи тактической подготовки в футболе

Процесс обучения и совершенствования в тактике - наиболее важный и сложный отдел тренировки. Непременным фактором обеспечения успеха в современном футболе являются прогрессивные методы ведения игры и высокое тактическое мастерство футболистов.

Тактическая подготовка условно делиться на общую подготовку и специальную.

Общая тактическая подготовка в футболе включает в себя изучения общетеоретических основ тактики спортивных игр, практических способов их использования в различных условиях, приближенным к условиям игры в футбол, а также воспитание у футболистов широкого тактического мышления.

Специальная тактическая подготовка строится непосредственно на материалах футбола и направлена на углублённое совершенствование тактических умений, навыков и способностей.

В процессе тактической подготовки решаются следующие задачи (С.Ю., Тюленьков, 1997):

  1. Развивать у игроков тактического мышления, ориентировки на поле, творческой инициативы при решении различных игровых ситуаций.
  2. Обучить индивидуальным действиям и простейшим взаимодействиям с партнёрами, как в линии нападения, так и в защите; формировать у игроков умение эффективно использовать отдельные технические приёмы и тактические действия для решения поставленной задачи.
  3. Развивать у игроков способность гибко и быстро переключаться с одних командных действий на другие, в зависимости от игровой ситуации на поле.

1.1.3 Средства, методы, методические приемы тактической подготовки в футболе

Основным методом обучения и тренировки в тактике является многократное повторение освоенных и разученных упражнений, рассчитанных на совершенствование тактических умений футболистов. В результате такой тренировки у футболистов образуются соответствующие игровые стереотипы, что и является сущностью тренировки в тактике.

Тактическая подготовка предусматривает освоение индивидуальных, групповых и командных действий. Она заключается в овладении основными тактическими действиями и в совершенствовании их и осуществляется при помощи игр, игровых и специальных упражнений.

Средствами тактической подготовки являются следующие упражнения:

- передачи мяча в разном направлении (диагональные, поперечные, продольные, дугообразные),

  1. передачи мяча разные по дальности (короткие, длинные, средние),
  2. передачи мяча по земле и по воздуху,
  3. передачи мяча на партнёра, недоданных передач, передач в зону,
  4. ведение мяча и обводка,
  5. «открывание» - на скорость, с помощью финтов,
  6. перемещение с мячом и без мяча
  7. «закрывание» игроков команды противника и «закрывание» зоны,
  8. выходы на перехват мяча,

- выбор момента для отбора мяча при приёме или контроле его другими игроками страховка и взаимостраховка,

комбинации с ведением, обводкой, передачами мяча, «открыванием» и «закрыванием», перемещением в парах, тройках, звеньях, линиях, из стандартных положений.

Упражнения для совершенствования в тактике, в большинстве случаев, служат одновременно и совершенствованию в технике игры. Чтобы придать тому или иному упражнению тактический характер, лишь изменяют метод его подачи. Так, предлагая игроку, упражнение в передачах мяча, обращают главное внимание не на технику выполнения ударов остановок мяча, а на направление и своевременность передач (С.Ю., Тюленьков, 1997).

Очень важно в футболе уметь играть по определённому тактическому плану, а также находить правильное решение тактических задач в зависимости от складывающейся игровой обстановки. В связи с этим наряду со специальными игровыми упражнениями проводятся двусторонние игры, где решаются определённые тактические задачи (умение долго удерживать мяч у себя, играть при численном превосходстве игроков своей команды или команды соперника, прессинг, искусственный офсайд и другие). Надо научить футболистов применять освоенные комбинации, системы в играх против знакомых и незнакомых команд.

Таким образом, в результате многократного выполнения упражнений в определённой последовательности тактические действия и комбинации совершенствуются, в командах устанавливаются прочные взаимные связи, как между отдельными футболистами, так между отдельными. звеньями и линиями.

Тактическая подготовка совершенствуется в следующих четырех аспектах:

- совершенствование в распределении сил в состязаниях

  1. совершенствование в гибком использовании техники владения мячом
  2. совершенствование во взаимодействии всех линий команды
  3. совершенствование в целесообразных переключениях в состязаниях от одних тактических комбинаций к другим.

Для совершенствования в распределении сил в состязаниях рекомендуются применять следующие методические приёмы:

  1. включение в занятия заданий на точное выполнение запланированного темпа. При этом развивается чувство темпа, умение равномерно поддерживать его на протяжении заданного времени и произвольно изменять его в ходе игры, убыстряя или замедляя его по мере надобности. Сюда относятся упражнения в смене быстрых передач мяча и перемещением с медленным розыгрышем и удержанием мяча. Эти же упражнения являются средством использования факторов, сбивающих темп, и умения противостоять им.
  2. использование в игре «промежуточных финишей». В середине учебной игры можно, например, объявить, что до конца игры остаётся минимум времени, а счет голов установить ничейным или в пользу проигрывающей команды. Это побуждает футболистов несколько раз в ходе упражнений резко повышать активность и интенсивность действий.
  3. отдаление времени окончания игры. Осуществляется неожиданно для футболистов. Эту же цель преследуют все учебные игры с гандикапом, когда засекреченная форма вынуждает футболистов значительную часть игры действовать с максимальным напряжением сил вне зависимости от достигнутого преимущества.
  4. последовательное включение в игру отдохнувших футболистов.

Если игроки одной команды в учебной игре сравнительно легко добились преимущества и заметно снизили активность и интенсивность действий, то можно вводить в состав проигрывающей команды новых или отдохнувших футболистов, способных обострить спортивную борьбу.

Для совершенствования в гибком использовании техники владения мячом рекомендуются такие методические приёмы:

- выполнение упражнений в усложнённых условиях в сочетании с правильным выбором технических приёмов. К усложнённым внешним условиям относятся не только мокрое футбольное поле, сильный ветер, низкую температуру воздуха и т.п., но также и влияние поведения зрителей на футболиста, ответственность состязания, сложность условий зрительной ориентировки на футбольном поле и тому подобное;

  1. включение противодействий в индивидуальные упражнения футболистов по тактике, чтобы приблизить упражнения к условиям состязания. Противодействия могут быть активными и пассивными, но способы их преодоления должны быть максимально доступными. Активное противодействие вводится после того, как устранены основные ошибки в действиях футболистов. Интенсивность активного противодействия должна быть ниже игровой. Способы пассивного и активного противодействий соответствуют формированию сложных тактических навыков и в тоже время способствуют воспитанию у футболистов уверенности в собственных силах;
  2. проведение учебных игр против команд, играющих по наиболее вероятным, тактическим планам и системам будущих соперников. Это даёт возможность опробовать рекомендуемые тактические приёмы и системы игры в условиях, приближенным к предстоящему состязанию;
  3. выделение футболистами части тактической задачи для самостоятельного творческого решения. В процессе состязаний возникает много моментов, когда обстоятельства требуют от футболиста всех его творческих способностей и выполнения действий, не предусмотренных конкретной тактической схемой игры. Чтобы успешно развивать творческую инициативу, целесообразно оставлять какую-то часть тактической задачи для самостоятельного решения и выполнения футболистом.

Для совершенствования взаимодействий в игре следует использовать:

- усложнение внешних условий, и, в частности, применение временных и пространственных ограничений. Например, уменьшение времени и пространства для проведения разученной комбинации;

- периодическое включение в основной состав команды запасных игроков с заданием взаимодействовать с партнёрами по принятому тактическому плану;

- новые тактические действия, комбинации и системы игры (С.Ю., Тюленьков, 1997).

Выбор новых тактических действий и комбинаций должен органически выходить из принятой командой системы игры. Для совершенствования в гибком переключении от одной системы игры к другой, в ходе состязаний, надо применять следующие методические приёмы:

- переключение футболистов от выполнения одних тактических заданий к другим по заранее обусловленным сигналам

- использование элементов неожиданности в игре для творческого изменения тактических действий в определённой последовательности

- проведение учебных и товарищеских состязаний с командами, значительно отличающихся одна от другой по характеру, стилю и способу ведения игры. В процессе тактической подготовки рекомендуется проводить состязания с командами, применяющими различные системы игры, что вынуждает футболистов творчески осмысливать свои действия. Опосредованный характер тактических знаний влечет определённые трудности в их передаче и освоении. Однако, несмотря на эти трудности, начинать тактическую учебу следует с самой начальной стадии. Например, разучивая первый элемент техники, - удар внутренней частью стопы и требуя движение в парах, начинающие футболисты косвенно отрабатывают основной элемент тактики - передачу мяча. При обучении тактике следует принимать во внимание и физическую подготовленность игроков.

Значительное место в освоении тактики принадлежит теоретическим знаниям. Далеко не всегда достаточно ограничиться изложением задач. Надо убедить игроков в правильности тактических принципов.

За теоретическим обучением обязателен показ. Теоретический материал обязательно должен быть наглядным. Этой цели прекрасно служат обычная школьная доска, рисунок, а ещё лучше фильм. После изложения мате риала, убеждения обучаемого в правильности освоенных принципов, наглядного показа того, что именно требуется освоить, должно следовать и практическое обучение, один из методов которого - отработка в упражнениях.

В отношении очерёдности обучения тактическим элементам тоже следует придерживаться постепенности. Неправильно, начав прививать индивидуальные тактические знания, переходить к тактике подразделений или всей команды (как и разрывать изучение приёмов нападения и приёмов защиты). Большинство элементов тактики (наступательной или оборонительной) необходимо излагать и показывать в двустороннем аспекте. Такой подход к делу позволяет игрокам готовиться к возможным контрмерам противника всесторонне и многопланово, что, в свою очередь, становиться надежной гарантией готовности команды к любым неожиданностям.

Выбрав систему игры, обязательно следует перейти к отработке выбора места и к решению проблем взаимодействия защитников с нападающими. На практике это означает, что тактику индивидуальной и коллективной игры обучающиеся осваивают параллельно и постепенно (В.Н., Платонов, 1995).

Для большей наглядности и доступности тактики, в ходе учебно-тренировочного процесса, обязателен метод «нападение-защита». Игрок обороны должен решать постепенно усложняющиеся тактические задачи в противоборстве с форвардам, а форвард с защитником.

Приобретение тактического навыка очень сложный процесс. При отработке правильности даже простейшего движения приходиться преодолевать довольно много препятствующих факторов. В этом могут помочь известные методы исправления ошибок. В обучении тактике особенно широкое применение находят повторные устные указания или показ, наводящие упражнения и создание вынуждающих ситуаций.

Наилучшие и быстрейшие результаты даёт последний метод. Применяя вынуждающую ситуацию с обусловленным, например, числом разрешаемых касаний мяча за один раз, вынуждает игроков к определённому направлению передач мяча.

В связи с общими принципами обучения тактике необходимо сказать ещё об одном. Учитывая способности игроков команды, следует разработать общую тактику, которая после определённого освоения должна стать для данной команды характерной. Это означает, что при изложении тактического материала следует стремиться и к определённым перспективным целям. Какие это цели?

Игроки некоторых команд имеют склонность к построению атак при помощи длинных передач, другие короткую распасовку. Есть игроки «борющиеся» в футболе, и есть «играющие» в футбол. Каждую способность следует развивать в интересах команды. Если в ходе обучения тактике помимо общего изложения материала удаться «расставить акценты» на определённых элементах, то со временем это и приведёт к формированию стиля игры, характерного для данной команды.

Безусловно, хорошо если в клубе складывается стиль игры, характерный для всех команд клуба - от мастеров до юношей. Но в формировании манеры игры руководители должны исходить не только из традиций. Обязателен и учёт футбола в целом. Вот почему манера игры должна отражать постоянно совершенствующуюся тактику футбола.


.2 Психологическая подготовка в футболе


Психологическая подготовка спортсменов - одна из сторон учебно-воспитательного процесса в спорте. Конечной её целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путём изменения системы отношений спортсмена.

Общая психологическая подготовка спортсмена должна быть поставлена в один ряд с физической, технической и тактической подготовкой. Она направлена на решение задач спортивного совершенствования спортсмена, а не только на подготовку его к предстоящему соревнованию.

К числу задач общей психологической подготовки относятся следующие задачи:

  1. Воспитание моральных черт и качеств личности спортсмена
  2. Развитие процессов восприятия, в частности формирование и совершенствования специализированных видов восприятия (чувство воды, чувство мяча, чувство времени...).
  3. Развитие внимания, в частности его устойчивости, сосредоточенности, переключении, быстроты мобилизации и т.д.
  4. Развитие наблюдательности, умение быстро и правильно схватывать важные особенности спортивных ситуаций.
  5. Развитие памяти и воображения, в частности способности точно запоминать, быстро и правильно «схватывать» тактические и технические приёмы.
  6. Развитие способности мобилизовать сценические эмоции, направленные на решение спортивных задач, способности управлять своими эмоциями в процессе спортивной деятельности.
  7. Развитие наглядно-действенного мышления, способности быстро и правильно оценивать соревновательную ситуацию, принимать эффективные решения и контролировать свои действия.
  8. Развитие волевых качеств спортсмена в соответствии с требованиями волевой подготовки.

В задачи психологической подготовки футболиста входят:

  1. воспитание высоких морально-волевых качеств личности футболиста
  2. развитие процессов восприятия
  3. внимания (объём, интенсивность, распределение, переключение и т.д.)
  4. наблюдательности, умения быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой ситуации
  5. памяти и воображения, которые проявляются в способности запоминать особенности игровых действий и в умении детально представлять возможные ситуации предстоящего состязания
  6. тактического мышления, способности быстро и правильно оценивать игровой момент, принимать эффективные решения и контролировать свои действия
  7. способности управлять своими эмоциями в процессе игровой деятельности.

1.3 Психологическая характеристика тактической деятельности футболистов


Психологической основой тактической подготовки является целенаправленное совершенствование тех психических процессов и функций, которые составляют структуру тактического действия, и во многом определяют уровень тактического мастерства футболиста.

Как показал анализ литературных источников психическими процессами в большей мере определяющими уровень тактического мастерства футболиста являются: зрительные восприятия, внимание, мышление, антиципация.

Игровая деятельность футболистов протекает в сложной, непрерывно меняющейся обстановке. Своевременный выбор и реализация наиболее целесообразных и эффективных в данных условиях тактических решений возможных лишь при быстрой и правильной ориентировке в игровой обстановке. Это и определяет важнейшее значение ориентировки для тактического мастерства футболиста.

Процесс ориентировки в окружающих условиях включает в себя два основных момента:

- получение возможно более полной и точной информации

- её переработка на основе анализа полученных данных, выделения наиболее существенного, оценки ситуации и т.д.

Таким образом, успешность ориентировки футболиста определяется уровнем развития восприятия, в первую очередь, зрительного. Чтобы футболист мог одновременно видеть на поле возможно большее количество других игроков, ему необходим большой объём, т.е. объём пространства, на всём протяжении которого неподвижный глаз может различать объекты. Как показывают исследования Е.Ф. Рыбалко, монокулярное зрение у детей 6 лет в 10 раз меньше, чем у взрослых. Игровая деятельность футболистов требует, чтобы у них было высокоразвито периферическое зрение. Футболист нередко одновременно воспринимает наиболее важные моменты центральным зрением, а второстепенные моменты контролирует периферическим зрением.

Недостаточное развитие периферического зрения приводит к тому, что игрок принимает то, или иное решение, ориентируясь только на находящихся с ним объектах, т.е. тактические связи суживаются и тактические действия обедняются.

Футболисту необходимо высокое развитие глубинного зрения, для того чтобы правильно оценивать расстояние, на которое он намерен послать мяч, и точно соразмерить силу удара с этим расстоянием, чтобы правильно рассчитать место приземления летящего мяча и т.д.

Глубинное зрение было исследовано у футболистов мастеров спорта и юношей. Результаты исследования показали, что футболисты, обладающие высокой техникой, обладают вместе с тем и большой точностью глубинного зрения.

Также для футболистов имеет большое значение быстрота и точность восприятия расположения объектов в пространстве.

Умение «видеть поле» связано с быстротой и точностью восприятия сложной игровой обстановки, с точным и быстрым восприятием передвигающихся по полю игроков и перемещающегося мяча. Чем быстрее и точнее воспринимает расположение игроков и мяча, тем быстрее и точнее может ориентироваться он в игровой обстановке (С.Ю., Тюленьков, 1997).

Результаты исследования зрительных восприятия футболистов показывают, что квалифицированные игроки обладают большим объёмом поля зрения, быстротой и точностью восприятия расположения объектов в пространстве. Эти особенности зрительного восприятия развиваются в процессе тренировочных занятий и игр. Эффективность их развития может быть повышена введением в тренировку специальных упражнений, требующих от занимающихся широкого использования периферического зрения, быстроты перемещения центрального зрения, быстрого и точного восприятия расстояний и расположения объектов в пространстве.

Успешность тактической деятельности футболистов в значительной степени определяется также высоким уровнем развития у них основных свойств внимания. В своих работах по тактике футбола Б.А. Аркадьев и Г.Д. Качалин отмечают важнейшее значение внимания для всех игроков.

Внимание футболиста во время игры имеет произвольный характер; игрок сознательно сосредоточивает его на процессе игры, отвлекаясь от всех посторонних раздражителей. Во всех случаях внимание футболиста должно быть сосредоточено на процессе игры. Всякое отвлечение внимания на посторонние объекты может привести к техническим или тактическим ошибкам.

Важнейшая особенность внимания футболиста - его высокая интенсивность, доходящая в наиболее ответственные моменты игры до предельной напряжённости. Снижение интенсивности внимания в процессе игрового действия приводит нередко к тактическим ошибкам, к неправильной оценке игровой ситуации, к замедленным реакциям.

Футболистам необходимы также большой объём и широкое распределение внимания.

Большой объём внимания - одно из необходимых условий, обеспечивающих взаимодействие с другими игроками. Игрок с небольшим объёмом внимания, сосредоточив его на мяче, не сможет в то же время следить за другими игроками. Это ограничивает возможность его взаимодействия с ними. Способность к широкому распределению внимания и наличие большого объёма - характерная черта высококлассного футболиста.

Быстрые перемещения игроков и мяча, непрерывные изменения игровых ситуаций требуют большой подвижности внимания. Без достаточной подвижности внимания невозможны ни его объём, ни его широкое распределение.

Действия игроков во время игры относятся к типу сложной реакции. Быстрота действий, выполняемых в ответ на изменяющиеся условия игры, связана с быстротой реакции.

Поскольку игра в футбол требует быстрого реагирования на внезапно меняющуюся обстановку, систематические занятия им и другими спортивными играми должны способствовать повышению скорости реагирования. Исследования показывают, что занятия спортивными играми повышают скорость реакции. Причем в связи со спецификой реакций футболиста скорость сложной реакции у него повышается больше, чем простой.

Для достижения максимальной скорости реакции во время игры необходимы следующие условия:

  1. состояние высокой тренированности игроков
  2. хорошая техническая подготовка
  3. умение ориентироваться и связанное с ним развитие периферического зрения и быстроты и точности зрительных восприятий
  4. наличие игрового подъёма и игрового возбуждения
  5. интенсивная разминка перед игрой.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


Цель исследования. Выявить психические качества, от уровня развития которых, зависит уровень тактической готовности футболистов 13-14 лет.

2.1 Исходя из цели нашей работы, опираясь на проанализированную нами литературу, мы поставили следующие задачи:

. Исследовать тактическую и общую психологическую готовность футболистов 13-14 лет.

2. Установить характер взаимосвязи психологической и тактической готовности.

3. Исследовать психологические качества 13-14 летних футболистов, которые влияют на уровень их тактической готовности.

2.2 Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение данных литературных источников. Этот метод использовался для выявления факторов, определяющих тактическую готовность футболистов. Изучения состояния проблемы, а также для выявления факторов определяющих психическую готовность футболистов 13-14 лет.

. Педагогические наблюдения за игровой и тренировочной деятельностью футболистов 13-14 лет. Этот метод использовался для оценки факторов, влияющих на уровень тактической и психологической готовности у каждого игрока.

3. Методики закрытого анкетирования. Этот метод использовался для отбора психологических качеств футболистов (наиболее сильно влияющие на тактическую готовность футболистов) для дальнейшего исследования. Психологические качества выбирались на основании экспертных оценок.

. Методики исследования психологических качеств спортсменов. Использовались авторские методики исследования психологических качеств спортсменов.

. Методы математической статистики. Полученные в результате исследований экспериментальные данные подвергались математической обработке с помощью статистических методов, сущность которых подробно изложена в специальных пособиях.

.3 Организация исследования

Исследования проводили в три этапа.

На первом этапе (октябрь 2009 г. по октябрь 2010 года) проводился сбор материала по теме исследования, подбирались испытуемые, формировалась цель работы и задачи.

На втором этапе (апрель 2010 г.- ноябрь 2010г.), проводились экспериментальные исследования на юных футболистов клуба «ДИНА» г. Хабаровск. В исследовании принимало участие 11 юных футболистов 13-14 лет.

На третьем этапе (ноябрь 2010 года - март 2011 года) проводилась обработка полученных данных, и шло оформление работы и подготовка к защите.

психологический футболист тактический игра


ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧСКИХ КАЧЕСТВ ФУТБОЛИСТА НА УРОВЕНЬ ТАКТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ


.1 Результаты тактической готовности футболистов 13-14 лет


. После проведения анализа и обобщения данных литературных источников были выявлены следующие факторы, определяющие тактическую готовность футболистов:

  1. техническая готовность
  2. рациональное использование технических приёмов
  3. умение распределять свои силы
  4. теоретическая готовность
  5. учет условий соревнований
  6. адекватная оценка действий партнёров
  7. адекватная оценка действий соперников

После проведения ряда педагогических наблюдений игровой и тренировочной деятельности каждому игроку (на основании результатов этих наблюдений) были выставлены оценки по каждому из факторов, описанных выше. Оценки выставлялись по системе от 0 до 9.

Затем после математической обработки данных была выведена оценка уровня тактической готовности для каждого игрока. Данные эксперимента представлены в таблице №1.


Таблица 1

Уровень тактической готовности испытуемых

ФамилияТех. Готов-ностьРациональ. исп-ние тех. приемовУмение распреде-лять свои силыТеорет. готовностьУчет условий соревно-ванийАдекват. оценка действий партнераАдекват. оценка действий противникаX- сред-нееКозлов68776676,7Алексеев66767576,3Михайлов45777555,7Андреев76777787Панин87797887,7Хохаев77887777,3Кузбмин85576766,3Юдин97888888Кудрявцев66667666,1Захаров74566555,4Конев87577877

.2 Результаты психологической готовности футболистов 13-14 лет


После проведения анализа и обобщения данных литературных источников были выявлены следующие факторы, определяющие психологическую готовность футболистов:

  1. Мотивы поведения
  2. Саморегуляция эмоций
  3. Интеллектуальная готовность
  4. внимание
  5. мышление
  6. память

4) Волевая готовность

  1. дисциплинированность
  2. настойчивость и упорство
  3. уверенность в своих силах
  4. проявление максимальных усилий в работе

5) Адекватное отношение к спортивной жизни

- к нагрузкам

к режиму

  1. к успехам
  2. к неудачам

6)Взаимодействие с коллективом.

После проведения ряда педагогических наблюдений игровой и тренировочной деятельности игроков, каждому игроку, были выставлены оценки по каждому фактору психологической готовности, кроме факторов, определяющих интеллектуальную и психо-двигательную готовность. Оценки выставлялись от 0 до 9.

Факторы, определяющие интеллектуальную и психо-двигательную готовность, были исследованы при помощи авторских методик.

Затем после математической обработки данных была выведена оценка уровня психологической готовности для каждого игрока. Результаты эксперимента представлены в таблице №2.

Исследование факторов определяющих интеллектуальную готовность футболистов.

. Внимание.

Для исследования внимания был выбран тест под названием "Расстановка чисел".

Инструкция: В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка.

Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оборудование: секундомер, стимульный материал, бланк для заполнения.

Критерии оценки: 25-24 правильно записанных чисел - 9 баллов 23-8,22 - 7,21 - 6,20 - 5,19 - 4,18 - 3,17,16 - 2,15 и менее - 1.


Таблица 2

Уровень психологической готовности испытуемых

ФамилияМотивы поведенияСаморе-гуляция эмоцийИнтеллектуальная готовностьВолевая готовностьАдекватное отношение к спортивной жизниВзаимо-действие с коллекти-вомXВнима-ниеМышле-ниеПамятьдисцип-линиро-ванностьНастойчи-вость, упорствоУверен-ность в своих силахпроявление макс. усилий в работек нагруз-камк режимук успехамк неудачамср.Козлов5767 .65476557786,36,35,56Алексеев677767766766566,46,76,56Михайлов776577656566676,5665,75Андреев8988. 67768787787,67,377,25Панин978887979877787,9887,25Хохаев787877867768677,27,376,75Кузьмин666757565657776,265,756,25Юдин888878879977787,857,687,5Кудрявцев857669768876566,66,37,56,5Захаров647657565656655,465,755,75Конев7688687865677877,67,256,25


Стимульный материал

16379829548092465935432184026584997771367603418

Результаты исследования, представлены в таблице №2.

2. Память

Для исследования кратковременной зрительной памяти был выбран данный тест.

Инструкция: Вам предлагается таблица случайных чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые запомнили.

Оборудование: секундомер, таблица.

Таблица для исследования


139147396583195123947187

Критерии оценки: 10 и выше чисел - 9 баллов 9-8, 7 и 8-7, 6 - 6,5 -5 и т.д. Результаты исследования представлены в таблице №2.

3. Мышление

В данном случае мы решили оценить уровень тактического мышления (в контексте основной цели работы). Оборудование: секундомер, набор тестовых задач (10 штук).

Ход работы: Испытуемым предлагались для решения 10 тактических задач на примере игры в футбол. Каждая задача имеет 3 альтернативных решения:

. Ведение

. Передача

. Удар

Задачи предлагаются поочерёдно. Время решения одной задачи лимитировано - 3 секунды. Критерии оценки: 9-10 правильных решений - 9 баллов 8-8,7-7 и т.д. Результаты исследования представлены в таблице №2.

. После проведения математической обработки данных полученных выше были выведены средние показатели уровня тактической и психологической готовности для каждого игрока. Сделаем сразу оговорку: данные не могут считаться абсолютно точными, т.к. в основном носят субъективный характер, но, тем не менее, по ним можно сделать заключения об уровне тактической и психологической готовности игроков и увидеть характер их взаимосвязи.

Глядя на результаты, представленные в таблицах №2 и №1 можно увидеть зависимость уровня тактической готовности от уровня психологической готовности и наоборот. У некоторых игроков это прослеживается менее чётко, у других очень ярко. В целом же можно отметить очень сильную взаимосвязь между двумя этими сторонами готовности футболиста. Выявить какие же психологические качества наиболее сильно влияют на уровень тактической готовности и соответственно на успех игровой деятельности в целом наша следующая задача.

. Для выявления психологических качеств футболистов, от которых зависит уровень их тактической готовности, было проведено закрытое анкетирование. Было опрошено 10 респондентов (5 преподавателей кафедры психологии ДВГАФК и 5 студентов 4 курса ДВГАФК специализация футбол). Респондентам был предоставлен перечень психологических качеств. Их задача состояла в том, чтобы оценить влияние каждого из этих качеств на тактическую готовность футболиста. С содержанием анкеты можно ознакомиться в приложении №1.

После проведения математической обработки результатов анкетирования были выбраны для дальнейшего исследования, следующие психологические качества:

Внимание, мышление, антиципация, скорость реакции, память.

Из данных психологических качеств память, внимание и мышление были, исследовали при решении второй задачи нашей работы. Таким образом, нам осталось исследовать такие качества как скорость реакции и антиципацию.

Для исследования скорости реакции был выбран следующий тест. Оборудование: линейка 30 см.

Испытуемый стоит, вытянув руку вперёд перпендикулярно своему телу. Экспериментатор стоит напротив с линейкой в руках. Линейка находится в вертикальном положении рядом с ладонью испытуемого. Нулевой уровень линейки совпадает с нижним краем ладони. Экспериментатор отпускает линейку. Задача испытуемого - как можно быстрее поймать линейку. Измеряется расстояние от нулевого уровня до нижнего края ладони и заносится в протокол.

Испытуемому даётся три попытки. Засчитывается лучшая из них.

Критерии оценки: 7 см и меньше - 9 баллов 8 - 9 - 8 баллов, 10 - 11 - 7 баллов, 12 - 13 - 6 баллов, 14 - 15 - 5 баллов, 15 - 4 балла, 16 - 3 балла, 17 - 18-2 балла, 19 - 20 - 1 балл. Результаты исследования представлены в таблице №2.

Для исследования антиципации был выбран следующий эксперимент.

Место проведения - футбольное поле. Эксперимент представляет собой моделирование тактической ситуации - выход двух нападающих на одного защитника. Задача нападающих обыграть защитника и забить гол. Задача защитника воспрепятствовать этому.

Испытуемый находится в роли защитника. Нападающие договариваются о способе обыгрыша защитника и сообщают его экспериментатору. Задача испытуемого предугадать действия нападающих и воспрепятствовать им. Каждому испытуемому предоставляется 9 попыток. Критерии оценки - за каждую угаданную попытку начисляется 1 балл. Результаты исследования представлены в таблице №3.

. Если проанализировать результаты, представленные в таблице №3, то можно заметить, что у игроков с высоким уровнем тактической готовности довольно высокий уровень развития всех психологических качеств, выбранных для исследования, что подтверждает мнения участников закрытого анкетирования. Конечно, мы не можем говорить о какой либо прямой зависимости и установить её с математической точностью, но, тем не менее, общая тенденция не может не броситься в глаза. Если же анализировать выбранные для исследования психологические качества, то наиболее развитыми у игроков с высоким уровнем тактической готовности являются такие качества как тактическое мышление, антиципация и внимание.


Таблица 3

Исследование антиципации и других психологических качеств испытуемых

фамилиямышлениепамятьвниманиеантиципацияскорость реакцииуровень тактической готовностиКозлов766776,3Алексеев767576,4Михайлов576766,5Андреев868977,6Панин888877,9Хохаев877867,2Кузьмин756776,2Юдин878877,85Кудрявцев667786,6Захаров657665,4Конев868887

В таблице №3 представлены результаты исследования антиципации и других психологических качеств испытуемых футболистов. Каждому испытуемому предоставляется 9 попыток. Критерии оценки - за каждую угаданную попытку начисляется 1 балл.

Можно заметить, что у игроков с высоким уровнем тактической готовности довольно высокий уровень развития всех психологических качеств.


ВЫВОДЫ:


Таким образом, после проведённых исследований можно сделать следующее заключение.

1. В результате проведенных исследований, мы обнаружили средний общий уровень тактической и психологической готовности для всей команды в целом. В тоже время у отдельных игроков мы выявили разные значения этих двух показателей, что, несомненно, предоставило почву для дальнейшего анализа взаимосвязи уровней тактической и психологической готовности.

2. Тактическая и психологическая готовность у футболистов находятся в тесной взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Как показали исследования, у игроков с высоким уровнем психологической готовности наблюдается высокий уровень тактической готовности. Эту зависимость нельзя определить с математической точностью, так как на уровень тактической и психологической готовности определяет целый ряд факторов. Но в тоже время есть факторы психологической готовности, которые напрямую, а не опосредованно, влияют на уровень тактической готовности. Этими факторами являются факторы интеллектуальной готовности игрока. Это такие психологические свойства как внимание, тактическое мышление и оперативная зрительная память.

3. На высокий уровень тактической готовности наиболее сильное влияние оказывают такие психологические и психофизические качества как внимание, тактическое мышление, оперативная - зрительная память, антиципация и скорость реакции. Но это лишь те психофизические качества, которые оказывают прямое влияние на уровень тактической готовности. Это показатели исследования литературных источников, опрос экспертов и экспериментальные данные. Наиболее сильное влияние на уровень тактической готовности оказывают такие качества как антиципация, тактическое мышление и внимание. Существует также много психологических качеств, которые оказывают косвенное влияние на уровень тактической и психологической подготовок.

Практические рекомендации

На основании выводов, представленных выше, можно предложить ряд практических рекомендаций.

Выяснив, что ряд психологических качеств оказывают положительное влияние на уровень тактической готовности, было бы очевидным уделить особое внимание их развитию. Таким образом, развивая эти психологические качества, будет оказываться воздействие на две стороны подготовки - на психологическую и тактическую.

Какими методами и средствами развивать данные качества? - Вот главный вопрос теории, методики и практики тактической подготовки. Безусловно, средствами тактической подготовки. Необходимо, определяя цели и задачи микроцикла, мезоцикла, макроцикла или отдельного занятия включать задачи на развитие данных психологических качеств. Но под эти задачи нужно подбирать упражнения, которые используются в тактической подготовке. Упражнения могут быть смоделированы при помощи методических приёмов, дозировки для развития внимания, антиципации и тактического мышления. Вследствие этого данные качества будут развиваться не спонтанно, стихийно, сами по себе, а целенаправленно, что повысит эффективность их развития. В тоже время эти качества не будут развиваться изолированно, а, благодаря средствам тактической подготовки, будут оказывать положительное влияние на уровень тактической готовности и на факторы его определяющие.

Впрочем, средства могут быть не только упражнениями из избранного вида спорта. Также это могут быть различные игры - спортивные, подвижные, интеллектуальные, логические.

Применять их было бы целесообразно во время активного отдыха, например, на сборах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогического исследования в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин // Пособие для студентов и преподавателей институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт. 1978. - 223 с.

2.Абрамов Г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие для вузов / Г.С. Абрамов. - М., 1998.- 212 с.

.Басим Ф.А. Контроль за тактической подготовленностью юных футболистов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ф.А. Басим; РГАФК. - М„ 1984, - 26 с.

.Выжгин В.А. Тактическая подготовка юных футболистов / В.А. Выжгин // Методические рекомендации. - М.: ГЦОЛИФК, 1977.- 24 с.

.Джармен Д. Футбол для юных / Д. Джармен // Пер. с англ. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 61 с.

.Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский // Физкультура и спорт, 1979.- 152 с.

.Козловский В.И. Юный футболист / В.И. Козловский // Физкультура и спорт, 1974.- №6.-с.155-169.

.Лаптев А.П. Юный футболист / А.П. Лаптев, А.А. Сучилин // Физкультура и спорт, 1983. - 255 с.

9.Новиков Б.И. Экспериментальное исследование состояния психической готовности футболистов к соревнованиям: автореф. дис. … канд. пед. наук / Б.И. Новиков; РГАФК. - М., 1969. - 24 с.

.Новиков Б.И. Команда начинается с вратаря / Б.И. Новиков // Спортивные игры. - 1981. - №8. - С. 12 -13.

11.Палфаи Я. Тренировка футболистов / Я. Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, - 1979. - 225 с.

.Палфаи Я. Подготовка молодого футболиста / Я. Палфаи. - М: Физкультура и спорт, 1983. - 16 с.

.Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1987. - 583 с.

.Платонов В.Н. Физическая подготовка спортсмена / В.Н. Платонов, М.М. Булатов. - Киев: Олимпийская лит., 1995. - 319 с.

.Подготовка молодого футболиста / под общ. ред. Я. Палфаи. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 216 с.

.Подготовка юных футболистов. - М.: Гос. ком. спорт, 1987.- 128 с.

17.Рыжак М.М Подготовка ватерпольного вратаря: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.М. Рыжак; РГАФК. - М., 1974 . - 23 с.

18.Сашков М.П. Об ударах по воротам / М.П. Сашков // Футбол сегодня и завтра. - М.: 1960. - №5. - С. 52-69.

19.Скоморохов Е.В. Методы оценки технической подготовленности высококвалифицированных футболистов: метод рекомендации / Е.В. Скоморохов. - М.: Академия, 1988 . - 18 с.

20.Смирнов Г.А. Теоретические основы системы начального отбора юных футболистов: Методические разработки для слушателей высшей школы тренеров и студентов ГЦОЛИФКа.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 36 с.

21.Совершенствование технического мастерства спортсменов // Педагогические проблемы управления / по общ. ред. Дьячкова В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1972.-231 с.

.Сучилин А.А. Футбол во дворе / А.А. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 134 с.

23.Сушков М.А. Уроки по футболу / М.А. Сушков. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 94 с.

24.Сушков М.П. Футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1979 . - 147с.

25.Тюленьков С.Ю. Прохоров А.В. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов / С.Ю. Тюленьков, В.П. Губа. - Смоленск, 1997. - 116 с.

26.Тюрин Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров. - М., 1997. - 124 с.

27.Тютюков В.Г. Выпускная квалификационная работа в высшей физкультурной школе: учебное пособие для академий и институтов физической культуры / В.Г. Тютюков. - Хабаровск: Изд-во Хабаровского ГИФК, 1995. - 112 с.

28.Удалов А.Л. Методика подготовки вратарей. В книге: Юный футболист / А.Л. Удалов. - М.: Физкультура и спорт, 1974.- С. 100-110.

29.Федоров А.И. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты / А.И. Федоров, С.Б. Шарманова, О.А. Сиротин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №9. - С.25-26, 39-40.

.Фокин Е.В. Игра вратаря 4-е издан. испр. и доп / Е.В. Фокин. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 84 с.

.Фомин Н.А. На пути к спортивному мастерству (адаптация юных спортсменов к физическим нагрузкам) / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.

.Фролов О.П. изучение некоторых сторон спортивной деятельности методом теории информации и исследование операцией: автореф. дис. …канд. пед. наук / О.П. Фроло; РГАФК, 1986. - 20 с.

.Футбол. Учебник для ин-тов / под ред. М.С. Полишкиса - М., 1999. - 256 с.

.Футбол. Особенности учебно-тренировочной и воспитательной работы с юными футболистами. (Лекции для студентов заочников 5-го курса). ГЦОЛИФК - М., 1971. - 30 с.

35.Футбол. Программа для ДЮСШ.- М.: Физкультур и спорт, 1967.- 40 с.

36.Футбол: Поурочная программа для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР - М.: ГЦОЛИФК, 1986. - 262 с.

37.Хеддерготт К.Х. Новая футбольная школа. Пер.с нем. В.П. Милюткина / К.Х. Ходдерготт. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 163-171 с.

38.Цирик Б.Я. Футбол / Б.Я. Цирик, Ю.С. Лукашин. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - С. 12- 45.

39.Чанади А. Футбол. Тактика: Пер. с венг. Полиектова В.М. / А.Чанади. - М., Физкультура и спорт, 1978. - 256 с.

40.Шамардин В.В. Футбол: учебное пособие / В.В. Шамардин, В.Г. Савченко. - Днепропетровск: «Пороги», 1997.- 238 с.

41.Шишенков В.М. Содержание этапного контроля тактической подготовленности юных футболистов: автореф. дис. ... канд. под. наук / В.М. Шишенков; РГАФК. - М., 1982. - 23 с.


Теги: Влияние психологических качеств футболиста на уровень тактической готовности  Диплом  Туризм
Просмотров: 31922
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Влияние психологических качеств футболиста на уровень тактической готовности
Назад