Характерные черты методики проведения экскурсии

Введение


Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью, приобретения будущим специалистом индустрии туризма теоретических знаний и практических навыков подготовки и проведения экскурсии.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

Теоретическая база исследования основана на отечественных работах по экскурсионному делу, ораторскому искусству (Г.З. Апресян, А.В. Бабушкин, Р.А. Дьяков и др.), описание особенностей Златоустовских достопримечательностей нашли свое отражение в работах А.В. Козлова, А.Н. Казанцева, А.Р. Самойлова.

Цель курсовой работы ? выявить характерные черты методики проведения экскурсии.

Объект исследования ? город Златоуст.

Предмет курсовой работы - разработка экскурсионного маршрута по городу Златоусту.

Задачи курсовой работы:

выявить основные достопримечательности города Златоуста;

определить хронологическую последовательность выбранных достопримечательностей;

установить последовательность экскурсионного осмотра выбранных достопримечательностей;

обосновать экскурсионный маршрут и разработать экскурсию.

Структура курсовой работы отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список.


1. Хронометраж маршрута по Курганской области


Зауралье - уникальный природный комплекс из лесов, рек и озер, которые удивительно красивы в любое время года.

Курганская область, в силу своего географического положения и особенностей исторического развития, располагает необходимыми ресурсами для развития туризма. Это - познавательные, экологические, приключенческие, историко-этнографические туры и экскурсии, конные и пешие маршруты, экстремальные авторалли, водный туризм по рекам и озерам, экскурсии по памятным местам, охотничьи туры.

Курганская область - один из немногих регионов, где Россия имеет общую границу с республикой Казахстан. Это позволяет развивать туризм в рамках совместных международных проектов.

Одно из основных направлений развития туризма - расширение сферы и качества предоставляемых услуг: гостиничного обслуживания, работы объектов питания и развлекательных учреждений, транспорта и связи.

На территории Курганской области в любом районе можно организовать туристический маршрут с показом памятников культуры, искусства, архитектуры, археологии.

Данный тур можно квалифицировать экскурсионная автобусная поездка, т.к. трансферные перемещения осуществлялись в современном и комфортабельном автобусе. Автобус был оборудован телевизором с DVD-проигрывателем, благодаря которому туристы во время пути смотрели познавательные, а также развлекательные программы. Экипаж водителей состоял из двух человек, они имели возможность попеременно отдыхать и управлять транспортом. Это позволяет снизить вероятность аварийной ситуации на дороге и сократить время передвижения.

Маршрут выездного практического занятия: Челябинск - Курган - Спасо-Преображенский собор - Свято-Казанский Чимеевский монастырь и святой источик - Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь - Николаевская церковь - церковь Покрова - церковь Иоанна Предтечи - церковь Трех Святителей - церковь Флора и Лавра - церковь Троицы - храм Казанской Иконы Божией Матери - Женский монастырь Похвалы Божией Матери - Свято-Введенский женский монастырь - Курган - Челябинск.


2. Выявление климатических условий для путешествия в предполагаемый период


Климат Курганской области умеренный, по общим характеристикам относится к умеренному континентальному (переходный от умеренно-континентального к резко континентальному), характеризующийся особенностями, свойственными зоне лесостепи всего Южного Урала (с холодной малоснежной зимой и жарким сухим летом). Уральские горы, препятствуя прохождению влажных воздушных масс, усиливают континентальность климата. Характерной особенностью климата является недостаточное увлажнение с периодически повторяющейся засушливостью.

Экскурсия выбрана как паломнический тур по святым местам и в основном в составе группы будут люди пожилого возраста и с ослабленным здоровьем, поэтому предлагается провести экскурсию в межсезонье (конец мая или начало сентября). В это время еще не холодно, но уже не жарко.


3. Характеристика туристических ресурсов на маршруте


Сегодня, когда Россия переживает возврат к прежним духовным ценностям, заново обретая веру после стольких лет тотального атеизма, возрождается интерес к паломническим турам. Маршрут таких путешествий пролегает через главные христианские святыни - монастыри и храмы, где хранятся чудотворные иконы и мощи православных святых. Места эти недаром зовутся святыми. Ведь если придешь сюда с чистым сердцем и помыслами и помолишься искренне, то услышаны будут такие молитвы. Вот и едут сюда верующие со своей последней надеждой… на чудо, будь то исцеление, очищение, рождение ребенка, замужество, решение семейных и деловых проблем. Самые популярные места паломничества сосредоточены в центральной России и в ее северо-западной части - это первые очаги развития христианства, места самых ранних храмов и отшельнических скитов первых святых.

Огромное множество Уральских святынь было предано разрушению и забытью в 20 веке. Множество икон, храмов и соборов было зверски уничтожено.

Благодаря вере, преданности и самопожертвованию православных христиан, часть святынь была спасена. И вот в наше современное время православные святыни удивляют нас своей красотой и уникальностью, гармонией и любовью. Теперь у верующих людей появилась возможность посетить самые яркие православные святыни Урала, приняв участие в туре " По Святым местам Урала"

К основным памятникам культовой архитектуры Курганской области федерального значения относятся:

Спасо-Преображенский собор (1771-1774);

Свято-Казанский Чимеевский монастырь и святой источник;

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь (1644);

Николаевская церковь (1754-1763);

церковь Покрова (1816-1835, 1902);

церковь Иоанна Предтечи (1846-1878);

церковь Трех Святителей (1746);

церковь Флора и Лавра (1769-1771);

церковь Троицы (1752);

храм Казанской Иконы Божией Матери;

Женский монастырь Похвалы Божией Матери;

Свято-Введенский женский монастырь.


4. Культовые достопримечательности Курганской области


Спасо-Преображенский собор (1771-1774)

Из архивных документов известно, что первоначально в городе был построен деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила. Это было в первой половине XVII века (более точных данных нет). Впоследствии храм сгорел и в 1771 году по благословению Тобольского епископа, иегуменом Далматовского монастыря был заложен, на месте сгоревшего, настоящий каменный соборный храм в честь Преображения Господня с двумя боковыми приделами: на правой стороне - во имя Архистратига Божия Михаила, а на левой стороне - во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Соборный храм был построен и освящен в 1777 году. Из восьми городских церквей это был самый большой и величественный храм, здесь было место служения благочинного Шадринского уезда.

По штату в соборе в XIX веке было три священника, два диакона и два псаломщика. В соборе находилась частица Св. Мощей Св. Праведного Симеона Верхотурского в резном золоченом киоте.

В начале 30-х годов XX века произошло закрытие храма. С тех пор здание использовалось то как музей, то как столовая, то как магазин, а во время войны 1941 - 1945 гг. храм был местом предварительного заключения.

В 50-х годах здание забросили, оно пустовало, ветшало и разрушалось. Была разобрана колокольня. Однако в 60-е годы на него обратили внимание органы культуры, храм был признан памятником архитектуры республиканского значения и взят под охрану государства.

В 70-х годах прошлого века был разработан восстановительный проект органами охраны памятников и начались реставрационные работы. Они шли крайне медленно и к концу 80-х годов был восстановлен только внешний вид храма, кроме колокольни.

В 1989 году в городе организовалась инициативная группа, которая обратилась к городской администрации с просьбой о передаче им здания собора, с целью возрождения в нем православных богослужений. Не смотря на то, что внутри храма была полнейшая разруха, первое богослужение состоялось уже на праздник Архистратига Божия Михаила 21 ноября 1989 года. С тех пор одновременно с богослужениями начались и восстановительные работы силами прихода.

В 1992 году был восстановлен Петро-Павловский придел и освящен Св.Престол с положением Св. Мощей Св. Праведного Симеона Верхотурского.

В 1996 году восстановлен Архангело-Михайловский придел, где под Св. Престол были положены частицы Св. Мощей Преподобномучениц княгини Елизаветы и инокини Варвары (Алапаевских), специально доставленные из Иерусалима.

В 1999 году был восстановлен главный алтарь храма. Св. Престол освящен с положением Св. Мощей Св. Новомученика Владимира митрополита Киевского.

В настоящее время (2009 год) клир собора состоит из двух священников и диакона.

В приходе особое внимание уделяется духовному просвещению прихожан, серьезному изучению и усвоению Св. Евангелия и православной догматики. Акцент деятельности духовенства делается на воспитании осмысленного участия прихожан в совершаемых богослужениях и Св. Таинствах. Ведется серьезная катехизация присоединяемых к церкви. Особое внимание отводится строго каноническому совершению Св. Таинств Православной церкви. Они совершаются только в отношении подготовленных и воцерковленных людей. В результате создалась небольшая, но стабильная община православно просвещенных, твердо верующих людей, сознательно и регулярно участвующих в богослужениях и Св. Таинствах, соблюдающих нормы православного благочестия.

В 2007 году в Спасо-Преображенском соборе г. Шадринска случилось событие, называемое «удвоение иконы». Произошло очень ясное отображение на стекле киота иконы, размером 70×70 см, нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. Стекло с чудесным изображением Спасителя вставлено в отдельную резную раму и установлено в Архангело-Михайловском приделе храма.

В настоящее время община собора состоит примерно из 100 человек. Средний возраст большинства прихожан 30 - 50 лет, есть дети, а также люди преклонного возраста. Лиц мужского и женского пола примерно равное количество.

Во время богослужений мужчины стоят в правой, а женщины в левой сторонах придела, все в подобающей одежде, чем, при отсутствии хождений и разговоров, создается особенная молитвенная атмосфера.

В общении все прихожане отличаются особой доброжелательностью и вниманием как друг к другу, так и ко внешним.

В соборе проводятся занятия воскресного класса, а также разнообразные мероприятия по православному воспитанию детей.

Свято-Казанский Чимеевский монастырь и святой источник

Расположен в селе Чимеево Курганской области.

Наместник - игумен Арсений (Поснов) - Благочинный монастырей и подворий.

Монастырь был преобразован из Казанского прихода в соответствии с Определением Священного Синода в 2002 г. В монастыре находится известный список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, прославившийся многоразличными чудесами, проистекающими по молитвам перед ним. По благословению патриарха Алексия II Чимеевский список с иконы включен в православный месяцеслов. День празднования - 21 июля. Монастырь расширяется - на данный момент он имеет 1 деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, двухэтажный, двухпрестольный храм в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша (второй престол планируется освятить в честь преп. Александра Свирского), домовой храм в честь преп. Серафима Саровского, часовня на месте обретения чудо¬творной иконы, гостиницу для паломников на 60 человек с благотво¬рительной трапезной (за прошедший год в трапезной накормлено более пятидесяти тысяч человек), 4 дома, в которых располагаются Воскресная школа, швейная и художественная мастерские и хлебопекарня. В настоящее время подготовлена вся документация на строительство соборного храма в честь Казанской Чимеевской иконы Божией Матери, который будет так же располагаться на территории монастыря. В состав монастыря так же входят Михаило-Архангельский скит с.Житниково (каменный храм, построенный в прошлом столетии), подворье Чимеевского монастыря - храм в честь Семистрельной иконы Божией Матери с.Лебяжье (каменный храм, построенный в наши дни на средства председателя совета директоров ОАО Курганприбор-А - Муратова С.Н.). При монастыре имеется обустроенный Святой источник с целебной водой. Рядом с источником завершается строительство деревянной церкви в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь (1644)

Расположен в г. Далматово Курганской области.

Наместник - игумен Варнава (Аверьянов).

Исторически своеобразной «визитной карточкой» зауральской земли считался Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь, который до начала XX в. именовали «Золотыми вратами Сибири». К сожалению, в двадцатых годах XX в. монастырь был закрыт, а насельники изгнаны. Долгое время в стенах обители располагалось закрытое режимное предприятие «Старт» и охраняющая его воинская часть. За это время два главных храма монастыря - Успенский собор и храм во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» были переоборудованы под заводские цеха, а внутренняя территория беспорядочно застроена котельной, гаражами, новыми цехами и др. подсобными зданиями.

В 1989г. завод «Старт» прекратил свою работу в стенах обители, была выведена и воинская часть. В том же году первой была возвращена Церкви сильно пострадавшая от «индустриализации» Скорбященская церковь, в которой и разместился Свято-Успенский приход г.Далматово, позже вновь преобразованный в монастырь. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Определением Священного Синода от 6 мая 1992 г. был воссоздан Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь тогда еще Свердловской и Курганской епархии. Наместником был утвержден иеромонах Василий (Ожерельев) с возведением его в сан игумена. В данный момент наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В монастыре действует своя пекарня. В монастырской трапезной паломникам и нуждающимся странникам предоставляется пища, работает монастырская гостиница. При возможности монастырь старается снабжать нуждающихся одеждой и обувью.

Женский монастырь Похвалы Божией Матери

Расположен в пяти километрах от города Катайска в селе Боровское.

История монастыря ведет начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель - простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. С 1992 года начинается устроение церковной женской общины по образу большой семьи, «едиными усты и единым сердцем» славящей Господа. Эти стремления и молитвенный дух стали основой, на которой вырастал монастырь. В 2000 году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня (ныне игумения) Васса.

Есть у Боровского монастыря небесный заступник, который прославлен уже всей полнотой Православной Церкви. Это священномученик Аркадий Гаряев, канонизированный в 2002 году в числе новомучеников и исповедников Российских. 14-го июля, в день памяти священномученика Аркадия в монастыре совершается праздничная служба в честь него, а в течение всего года еженощно после полунощницы на месте его погребения сестрами поется тропарь и величание священномученику. В монастыре около сорока сестер.

Свято-Введенский женский монастырь

Расположен в селе Верхняя Теча Катайского района Курганской области.

Настоятельница его - монахиня Серафима (Альховская).

Изначально был основан как Введенский девичий монастырь (при Успенском Далматове монастыре)в 1680 г. В 1742 г. Сгорел, а в 1743 г. был возобновлен уже в нынешнем Верх-Теченском селе, в 45 верстах от Далматовского. Служил местом ссылки для распространительниц раскола, а при Бироне ссылались туда и другие лица, удаление которых признавалось необходимым, напр. княжна Прасковья Юсупова, в монашестве Прокла.

В 1920 г. монастырь был закрыт. А с 1995 г. Введенский женский монастырь вновь открыт 22 февраля 1995 года.

Николаевская церковь (1754-1763);

Датировка памятника: 1754 - 1763 г.г.

Местонахождение: г. Далматово

В середине XVII в. у стен Далматовского монастыря возникло поселение «Служняя слобода» (позднее село Николаевское). В 1658 г. в нем была срублена первая, а в 1673 г. вторая деревянная церковь. Каменная Николаевская церковь строилась с 1754 по 1763 г. на средства монастырских крестьян.

В комплекс церкви входят: собственно храм, трапезная и колокольня. Сохранившаяся часть храма имеет два яруса окон. Между ярусами помещен орнаментальный пояс. Декор памятника выполнен в лучших традициях уральской архитектуры XVIII-XIX в.в. Декоративные элементы подобны по стилю элементам построек Далматовского монастыря.

В советское время разобраны колокольня и верхняя часть храма. Убранство интерьера не сохранилось. Храм выложен из кирпича на бутовом фундаменте. Помещения оштукатурены, побелены и окрашены масляной краской.

Общие габариты: длина - 48 м. ширина - 28 м.

С 1980 г. в церкви находится местный краеведческий музей.

Церковь Покрова (1816-1835, 1902)

Село Першино основано в 1731-1737 годах Порфирием (местный вариант Першек) Михайловым Мальцевым, поэтому оно имело и второе название - с.Мальцево.

В 1764 г. сюда из села Николаевского при Далматовом монастыре была перевезена деревянная церковь. В 1765 г. из Катайского острога к ней была перенесена колокольня. Эти постройки просуществовали до 1880 г.

В 1816 г. был заложен каменный двухэтажный храм. Нижний этаж окончен в 1820 г., верхний - в 1835 г. тогда же и состоялось освящение главного престола. Каменную ограду вокруг храма строил в 1873 г. обыватель Каменского завода Ефим (Игнат) Иванов Полуектов.

В 1871 и 1891 годах в Першино были большие пожары. Вероятно, после одного из них был сделан ремонт, при этом были сбиты оконные обрамления, и по штукатурке было выведено другое декоративное оформление классического толка, а также с юга и севера к колоколенной части были пристроены небольшие прямоугольные помещения.

В 1902г. с запада была пристроена двухярусная каменная ротонда с лестницей в верхнюю церковь.

Село Першино расположено в холмистой местности. В центре села на одном из высоких холмов стоит Покровская церковь. Она видна издалека и господствует над окружающим пейзажем.

Церковь Иоанна Предтечи (1846-1878);

Заброшенная церковь Иоанна Предтечи расположена в с. Крестовское (Кресты) и была основана в 1872 г.

По факту (и легенде) по реке Мостовке приплыла богоявленная икона Иоанна-Крестителя. А дальше как в рассказе. Торговцы, видя, что 29 августа каждого года в день Усекновения главы Иоанна Крестителя к кресту и часовне собираются паломники со всех окрестных сел, решили в это время в этом месте устраивать торжок, который превратился во всероссийскую ярмарку. И имя селу первоначально дала именно икона.

Ярмарка просуществовала до первой мировой войны, а потом в 1918 многочисленные здания и вовсе были приспособлены под лагерь военнопленных

Церковь Трех Святителей (1746);

Карачельский форпост основан в 1743 г. как укрепленияй пункт. Сохранившийся каменный храм, возведенный на средства прихожан неизвестными мастерами, датируется, по-видимому концом XVIII в. - первой третью XIX в. Встречающаяся дата 1746 г. относится не к каменной, а к первоначальной деревянной церкви. Аналогичным Трехсвятительской церкви является храм Фрола и Лавра в с. Белоярском Щучанского района.

По-видимому, в XIX в. трапезная и колокольня были обстроены, но сведений об этом не обнаружено.Церковь расположена посреди села на высоком холме, который круто спускается к р.Миасс.

Церковь Флора и Лавра (1769-1771);

Белоярский острог основан в 1682 г. для защиты входа в долину реки Миасс. В первой половине ХVIII в., в связи с быстрым заселением местности, значение острога упало. Приводимая Чернавским дата строительства храма святых Фрола и Лавра 1769 - 1771 гг. по-видимому, относится к деревянной церкви: каменная построена в конце XVIII в - в первой трети XIX в, В 1881 г. церковь снаружи была оштукатурена цементным раствором.

Авторы и строители не установлены. Аналогичной Фроловской церкви является -Трехсветительская церковь в с.Карачельском.

Памятник - яркий образец барокко в уральской архитектуре II-й половины XVIII в., входящий в целый круг близких по типу храмов.


Церковь Троицы (1752);

Таловская слобода основана в 1747г. В середине XVIII в. здесь находилось Таловское волостное правление Челябинского уезда Куртамышского дистрикта Оренбургской губернии.

Церковь построена в 1752 году на средства прихожан. Автор и строители неизвестны. Храм в трапезной части перестраивался;расширен и объединен с приделом одним сводом. Церковь находится в центре села посреди обширной площади. Сохранились фрагменты каменных ворот и большая часть ограды, ограничивающие территорию вокруг храма по форме пятиугольника.

Церковь представляет собой интересный образец уральской архитектуры середины ХVII в., ценный для характеристики самобытного понимания местными мастерами форм барочного стиля.

Спасо-Преображенский собор

Собор заложен в 1771г. и окончен, по-видимому, в 1777г. Автор и строители не известны.

В 1852г. к колокольне была пристроена новая паперть, а прежняя превращена в притвор придельных храмов. В 1852-1883 гг. фасады собора заново оштукатурили, а в 1885г. окрасили в зеленный цвет. Над живописными наружными украшениями и убранством интерьера работали в разное время художники П. Никулин, Е.С. Сорокин, В.И. Звездин.

В 1830-х годах были разобраны колокольня и входной портик. Позднее интерьеры подверглись переоборудованию под экспозицию краеведческого музея. Фасадный декор претерпел ряд утрат.

Храм Казанской иконы божией матери

В последнее время один из храмов Курганской епархии, а именно храм в честь Казанской иконы Божией Матери с. Чимеево, стал одним из духовных центров не только Зауралья, но и целого региона Урала и Западной Сибири. К чудотворной иконе приходят паломники не только из Курганской области, но и из Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени и других городов.

От Кургана 90 верст. Ныне числится в Белозерском районе. Старинное село, раскинувшееся по обоим берегам небольшой речушки Нияп - притока Тобола. Сам храм - уникальное церковное сооружение 1890 г. Он, будучи деревянным, чудом сохранился в первозданной красоте, как жемчужина сияя среди реликтовой природы. Иконостас Чимеевской церкви, изготовленный на рубеже ХIХ-ХХ вв., украшен оригинальной деревянной резьбой, покрытой левкасом, а затем тончайшими листами сусального золота. Уникальность иконостаса заключается в том, что каждый сантиметр золотой поверхности отполирован волчьим клыком. Полированное золото придает множеству колонн и деталей характер монолитности и богатства. Чимеевская икона Божьей Матери по типу написания относится к казанским иконам, а те, в свою очередь, к иконографическому типу богородичных икон Одигитрии (греч.- путеводительница) с благословляющим Богомладенцем.

Существует множество преданий, связанных с Чимеевской чудотворной иконой.

ноября 1770 г. от топящейся печи церковь сгорела. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь. После пожара люди нашли на пепелище абсолютно невредимую икону Божьей Матери. Это было второе чудоявление, как знак особой милости Божьей. Поклонение Божьей Матери и ее чудотворной иконе продолжается в новой церкви. Икону покрывают серебряной ризой, золотыми нимбами и драгоценными камнями. Когда в 1890 г. в Чимееве был построен храм, то он был освящен во имя явления иконы Казанской Божией Матери.

Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери, по свидетельству очевидцев, приплыла по реке Нияп (приток Тобола) и пристала к берегу, где была построена первая церковь.

Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери (XVII в.), по свидетельству очевидцев, приплыла по реке Нияп (приток Тобола) и пристала к берегу, где была построена первая церковь.

Из разных городов Урала и Сибири, пешком и на лошадях, стали стекаться сюда паломники, представители всех сословий.

ноября 1770 году от топящейся печи церковь сгорела. Огонь полностью уничтожил иконостас, церковную утварь. После пожара люди нашли на пепелище абсолютно невредимую икону Божьей Матери, которая лишь слегка потемнела.

В 1937 году священника арестовали, церковь закрыли. Но паломничество продолжалось, люди молились у закрытых ворот.

В 1943 году местная власть решила переоборудовать храм под зернохранилище. Все иконы и утварь были заброшены в алтарь, и только чудотворную икону Божьей Матери не смогли сдвинуть с места. Председатель совета, руководивший работами, пригрозил наутро разрубить икону топором. Ночью у него открылось сильное кровотечение, и через несколько дней он умер.

Зерносклад находился в храме до 1947 года. Сама церковь и все, что в ней находилось, подверглось сильным перепадам температуры, сырости, воздействию «горящего» зерна. Полы - просмоленные плахи толщиной 10-15 см - полностью сгнили, а резной золоченый иконостас очень тонкой работы сохранился почти без потерь. В 1947 году служба в храме была возобновлена и чудотворная икона Божьей Матери вновь воссияла множеством чудес и исцелений.

И сейчас ни один человек не уходит от нее без благодатной помощи.

марта 2004 года по ходатайству Преосвященного Михаила, епископа Курганского и Шадринского, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил внести чимеевскую святыню в православный месяцеслов как чудотворный список с Казанской иконы Божьей Матери.


5. Характеристика музеев Курганской области


Дом-музей декабриста М.М. Нарышкина

Дом музей декабристов - филиал областного краеведческого музея в г. Кургане открылся 10 декабря 1975 года. Музей расположен в доме, где с 1833 по 1837 годы жил декабрист М.М. Нарышкин со своей семьей. После реставрации дом сохранил не только внешней облик, но и внутреннюю планировку, архитектурно- декоративные элементы интерьеров комнат. Благодаря подробностям, изложенным в письмах хозяйки дома Елизаветы Петровны Нарышкиной, в музее были восстановлены интерьеры комнат хозяев дома, гостиной, столовой и библиотеки. Мебель в музее сборная, часть ее выполнена из красного дерева, некоторые предметы из карельской березы. Меблировка дополняется изделиями прикладного искусства: бронзой, фарфором, серебряной посудой.

Дом-музей В.К. Кюхельбекера

В Кургане сохранились дома, связанные с пребыванием в ссылке декабристов. Один из них связан с именем Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Особо опасным политическим преступникам, к каким был причислен лицеистский друг А.С. Пушкина, категорически было запрещено селиться в многолюдных местах. В.К. Кюхельбекер прибыл в город в 1845 году.

В память об одном из ближайших друзей А.С. Пушкина, замечательном поэте Вильгельме Карловиче Кюхельбекере в доме, где он прожил почти год, сегодня открыт музей, который является филиалом Курганского областного краеведческого музея.

Александровская женская гимназия

В 1880 г. женская прогимназия переехала в новое каменное двухэтажное здание, приобретенное городскими властями и попечителями у Александра Ефимовича Незговорова. В этом же году прогимназии было присвоено наименование «Александровской» по имени императора Александра II.

В1900 г. председатель Попечительского Совета Иван Иванович Меньщиков внес в городскую Думу вопрос о расширении здания прогимназии. К началу нового учебного года, за лето1900 г., был сделан пристрой, увеличивший длину здания по Бакиновскому переулку на одну треть и вместо деревянной лестницы, ведущей на второй этаж, сделали мраморную. В 1903 г. женской прогимназии исполнилось 30 лет. С ростом города число учениц возрастало. Если до 1886 г. число выпускниц не превышало 10 человек, то в 1903 - 1904 учебному году было подано на поступление более 300 заявлений. Встал вопрос о преобразовании прогимназии в гимназию. Торжественное открытие гимназии состоялось 31 августа 1903 года. При большом стечении народа законоучитель Иоанн Лапшин в своей речи подчеркивал: «При отсутствии гимназии не всякий в городе мог дать гимназическое образование своим дочерям. Теперь обучение и воспитание девиц будет происходить на глазах родителей, ибо школа, как ни хорошо поставлена сама по себе, отнюдь не исключает благотворного влияния на питомцев родной семьи». Учебная программа с каждым годом усложнялась. Сначала изучалось только чтение, письмо, основы арифметики, краткая священная история, а также предметы, необходимые в быту: хозяйство, ремесло и рукоделие. В1864 г. в учебный курс было введено башмачное ремесло. Спустя еще несколько лет девочек стали обучать нотному церковному пению. После окончания полного гимназического курса выпускницы имели право преподавать в начальных школах города и округа.

Количество классов росло, и снова появилась необходимость расширения. В1906 г. была куплена соседняя усадьба купца Михаила Александровича Щербакова для возведения нового здания, тесно примыкавшего к гимназии. В1910 г. состоялось торжественное открытие нового здания.

В советское время в этом доме размещались школа, госпиталь, один из корпусов Курганского сельскохозяйственного института, филармония, театр кукол «Гулливер». Здание было разрушено и восстановлено в 2007 году.

Союз сибирских маслодельных артелей

В1907 г. Александром Николаевичем Балакшиным в г. Кургане был создан Союз сибирских маслодельных артелей, который впоследствии занял ведущие позиции в кооперативном движении России. Первоначально он объединял 12 артелей. Уже в1913 г. в его состав входило около тысячи кооперативов, были открыты заграничные представительства в Лондоне и Берлине, собственные магазины, склады, типография, пароходство на р. Оби, выпускалась своя газета. Благодаря деятельности Союза сибирское масло успешно конкурировало на международном рынке.

В1912 г. у купца П.В. Соколова Союзом была куплена усадьба на улице Троицкой. Сюда стекалась вся информация о деятельности Союза в Сибири, Англии, Германии. В1919 г. правление Союза сибирских маслодельных артелей покинуло Курган. Здание было национализировано. В 1920-е гг. его помещения занял «Маслосоюз».

В советское время это здание принадлежало Курганскому сельскохозяйственному институту. Сейчас в нем находится мебельный магазин «Пассаж».

Усадьба купца С.И. Березина (Казначейство). Ул. Куйбышева, 59-61. Памятник архитектуры местного значения

Первоначальные постройки на территории усадьбы, относящиеся к 1846г., были уничтожены во время пожара 1864 года. Хозяин усадьбы, выходец из Владимирской губернии, купец Семен Иванович Березин на месте пожарища выстроил каменный особняк и каменные надворные помещения. Дом строился по типовому проекту городской усадьбы, утвержденному Тобольской губернской строительной комиссией. Со временем хозяин приспособил помещения первого этажа под торговлю. Надворные строения располагались с левой и задней сторон усадьбы. Справа и слева от дома располагались въездные ворота купеческой усадьбы, которые были симметрично оформлены мощными пилонами, декорированными лежащими львами, по два на каждые ворота.

В1907 г. усадьба была приобретена Курганским уездным казначейством, руководство которого предприняло небольшую перепланировку здания, приспособив его к нуждам учреждения. После упразднения Курганского уездного казначейства в1919 г. советские власти г. Кургана разместили в особняке гражданское жилье, а в подсобных помещениях - различные склады.

В 1932-1980 гг. в здании располагался Курганский окружной архив, позднее переименованный в государственный архив Курганской области. В1987 г. усадьба Березина была передана Курганскому областному краеведческому музею и в настоящее время является его филиалом.

Усадьба купца И.Е. Шилова

На углу Думского переулка (ул. Комсомольская) и ул. Троицкой стоят бывшие дом и лавка купцов Шиловых. Эта усадьба принадлежала семье Шиловых с 1843 г. до первой четверти XX столетия. Об этом свидетельствуют архивные документы. Так, например, известно, что в 1909 г. хозяином усадьбы был Иван Елисеевич Шилов, торговавший жиром. Когда в этом доме шла размеренная жизнь купеческой семьи среднего достатка.

Обычный день рядовой купеческой семьи выглядел примерно следующим образом. Вставали с рассветом, пили чай, а зимой и завтракали, потом отправлялись на работу - в торговую лавку, которая была либо пристроена к дому (как у Шиловых) или находилась в гостином дворе.

Дел в лавке было много. Надо было принять и рассортировать товар, проверить счета разобраться с должниками, завлечь покупателя. Поскольку была большая конкуренция, то общение с покупателями требовало много времени, терпения и такта. К каждому покупателю следовало подобрать свой ключик, чтобы он приобрел товар именно в твоей лавке, а не ушел к другому торговцу. В полдень купцы обедали: кто шел домой, кто закусывал в лавке. Зимой торговый день заканчивался к четырем-пяти часам вечера. Летом могли торговать до сумерек. Ко сну отходили в девять-десять часов вечера.

В то время как мужчины трудились на ниве торговли, женщины хлопотали по дому: наводили чистоту и порядок, готовили обед и ужин, стирали, гладили, присматривали за детьми; летом к женским заботам добавлялась работа в саду и огороде, а осенью - заготовка продуктов на зиму.

Жизнь зажиточных курганских семей изменилась с установлением в городе советской власти в1919 г. В двадцатые годы усадьба Шиловых, как и многих других купцов, была национализирована и передана под телефонную станцию. В настоящее время в подвале этого дома располагается магазин.

Фотоателье И.М. Бабыкина

На углу Думского переулка и Троицкой улицы находилась усадьба купца Артема Михайловича Бахарева. Во время пожара 1860-х годов его дом сгорел, который впоследствии не был восстановлен. На усадьбе сохранился только флигел. Последним хозяином усадьбы в досоветский период был Иван Иванович Дерягин.

В 20-е годы ХХ в. в Курган приехал фотограф Ипполит Михайлович Бабыкин, который отстроил по своему вкусу деревянное здание фотоателье со стеклянной крышей. Сегодня это здание является одним из украшений города. По-прежнему в нем размещается фотосалон. Здание реконструировано в 2010 году.

Усадьба купца И.И. Бакинова

В конце XIX - начале ХХ вв. в Кургане появляются торговые фирмы, учредителями которых были курганские купцы. Одним из крупных торговых товариществ был Торговый дом «Братья Бакиновы в Кургане», торговавший мануфактурой, колониальными, жировыми товарами и хлебом. Контора этой фирмы располагалась при собственном доме купца Ивана Ивановича Бакинова на Троицкой улице. Братья Бакиновы - Иван и Петр - владели винокуренным заводом, который находился в 30-ти верстах от города по течению Тобола, а также паточным заводом в с. Введенском. На правом берегу Тобола рядом с городом находилась их паровая мельница. В советское время этому дому был присвоен статус памятника истории местного значения. В декабре 1923 г. в нем была организационно оформлена Курганская городская пионерская организация. К 50-летию пионерской организации имени В.И. Ленина по решению Курганского горисполкома была установлена мемориальная доска, увековечивающая это событие.

Сейчас здание занимает ГУ «Курганское областное училище культуры».

Усадьба купца И.И. Дерягина

Рядом с большим двухэтажным домом Бакиновых находилась усадьба другого преуспевающего купца Ивана Ивановича Дерягина. Дерягин и его сыновья имели в городе портновское заведение, торговали мануфактурой, готовым платьем, швейными машинами.

Сейчас (в 2011 году) бывший И.И. Дерягина занимает торговый комплекс «СПЭЛС».

Пожарное депо

Большим бедствием для жителей города были пожары. Для обзора города с целью предупреждения пожаров в1830 г. было выстроено деревянное здание пожарной каланчи. В 1882 г. рядом с ним было закончено строительство нового каменного пожарного здания с деревянной каланчой. Во время пожара на наблюдательной вышке поднимались шары: один шар означал пожар в первой (восточной) части города, два шара - во второй (западной).

В городской архитектуре это здание одно из немногих, которое не утратило своего первоначального назначения. В1998 г. отреставрированная деревянная каланча высотой 27 метров была вновь водружена на здание пожарной части №9 г. Кургана.


Дом М.М. Дунаева

На улице Троицкой располагалось несколько домов, принадлежащих купеческой семье Дунаевых. Один из них имеет современный адрес ул. Куйбышева, 87. В годы установления советской власти в этом доме размещался ревтрибунал, который возглавлял И.А. Ястржембский. В период нэпа в нем находился клуб совторгслужащих, магазин Рабкоопа, редакция газеты «Красный Курган». С балкона этого дома произносились пламенные революционные речи.

Сейчас в этом доме размещается городская типография.

Купеческие дома А.В. Калининой, Д.Ф. Колпакова

По нечетной стороне Троицкой улицы сохранились купеческие дома Анны Васильевны Калининой и Данилы Федоровича Колпакова. История семей этих курганцев еще ждет своего подробного изучения. В данном случае мы остановимся лишь на истории зданий. Двухэтажные дома, построенные в Кургане после пожаров 1860-х годов, представляли собой такой тип зданий, в котором совмещались жилые комнаты второго этажа с производственными (чаще всего торговыми) площадями первого этажа. На втором этаже такого здания были высокие потолки с большими окнами. Комнаты первого этажа были значительно ниже, с маленькими окнами, укрепленными железными ставнями. Первый этаж, как правило, сдавался в аренду. В частности, в начале ХХ в. в доме А.В. Калининой предприниматель Н.А. Жилин торговал велосипедами и готовым платьем. А купец Д.Ф. Колпаков, являясь владельцем крупной скотобойни, сбывал продукцию в собственном доме.

Купеческие дома А.Д. Смолина и Т.Е. Колесникова

Дома купцов А.Д. Смолина и Т.Е. Колесникова являлись одними из самых больших построек дореволюционного Кургана. Курганский купец Тимофей Ефимович Колесников в собственном доме на Троицкой улице торговал бакалейными товарами и сельхозмашинами. В этом же доме с1907 г. размещалось Курганское отделение Волжско-Камского банка, в 1918-1919 гг. - контора и редакция газеты «Земля и труд».

В1916 г. в городе было открыто Курганское отделение Госбанка, которое арендовало помещение у Александра Дмитриевича Смолина, одного из сыновей купца первой гильдии Дмитрия Ивановича Смолина. В1919 г. ценности Госбанка были вывезены из Кургана, и он прекратил свою деятельность.

В настоящее время дома А.Д. Смолина и Т.Е. Колесникова занимает Курганский областной военкомат.

Троицкое приходское училище

В 1877 г. в Кургане было открыто Троицкое приходское училище. Более десяти лет оно не имело собственного помещения. В 1889 г. состоялось скромное торжество по случаю перемещения Троицкого мужского приходского училища в собственное здание на углу улицы Троицкой и Фроловского переулка. Дом был приобретен при поддержке почетного блюстителя училища П.Д. Смолина. Учебные помещения были настолько вместительны, что в этом же году на первом этаже было размещено вновь открытое Троицкое женское приходское училище. Вход в женское училище был со стороны Фроловского переулка, в мужское - со стороны улицы Троицкой.

В 1919 г. в этом здании была организована школа-коммуна, преобразованная в 1923 г. в школу II ступени № 2. В 1934 г. здесь разместилась начальная школа № 1, в 1976 г. - школа рабочей молодежи, в настоящее время - Дом детского творчества «Радуга».

«Дом иностранных монополий» (Дом П.Д. Смолина)

В советское время за домом, принадлежавшим купцу Петру Дмитриевичу Смолину, закрепилось название «дом иностранных монополий». Помещения в нем арендовали представительства иностранных компаний С.Х. Рандрупа, Э.А. Гольма, Мак-Кормика. Они торговали в Сибири сельскохозяйственными машинами, принадлежностями для молочного хозяйства и другими европейскими товарами, а также занимались оптовыми закупками курганского масла.

В настоящее время это здание используется как жилой дом.

Административное здание винокуренного завода Д.И. Смолина

В Тихоновском предместье находилось одно из самых крупных предприятий города - винокуренный завод Дмитрия Ивановича Смолина. Несмотря на обложение акцизным сбором, винокурение всегда было прибыльным делом. В1865 г. начал функционировать винокуренный завод Ф.В. Шишкина, который в 1875 г. был передан во владение Д.И.Смолину. Современное административное здание ОАО «Кургандрожжи» было построено в 1884 году. В одной постройке совмещались функции жилого дома, конторы винокуренного завода и магазина.

В 1922 г. завод после временного перерыва возобновил свою работу. В 1942 г. он влился в состав ликероводочного завода как водочный цех, в 1950 г. был передан в подчинение Главного управления хлебопекарной промышленности СССР и стал производить в качестве основой продукции пищевые дрожжи. В 2000 г. в сквере у здания заводоуправления АО «Кургандрожжи» был установлен бронзовый памятник Д.И. Смолину.

Ипподром

Изначально до 20-х гг. XX века он находился на месте нынешнего курганского аэропорта. Затем его перенесли в центр города, где он существовал до 70-х гг. прошлого века. Кстати, узнать второе место обитания можно по названию одной из городских улиц - Ипподромная. В конце 70-х гг. и по настоящее время курганский ипподром расположен в поселке Увал.

Сейчас на попечении курганского ипподрома находится 150 породистых лошадей, в том числе кони находящиеся в частной собственности, которых отдают на содержание и откорм. Такие лошадки в основном поступают на ипподром весной, и проводят здесь весь теплый период. А осенью питомцы возвращаются к хозяевам.

На ипподроме ежедневно проходят тренировки. Пока тут четыре наездника, но еще есть и помощники. Зимой с тренировками трудней. В самые сильные морозы наездники не выводят на испытание своих подопечных, жалея их. Ежегодно курганский ипподром проводит 10 беговых дней, также проводятся экскурсии и катание на лошадях. Стоит отметить, что курганские лошади участвуют в бегах по всей России: в Уфе, в Ульяновске, в Красноярске и других городах, завоевывая призовые места. Хорошие результаты в состязаниях - заслуга наездников, - утверждает Александр Дворянцев.

Курганский гидроузел

Курганскому гидроузлу уже почти 50 лет. В 1962 году начальником участка был Евгений Любимов - именно под его руководством 150-200 заключенных строили плотины. Сегодня Евгений Григорьевич уже пришел посмотреть, как обновленный гидроузел снова вводится в эксплуатацию. По его словам, 47 лет назад принятие решения о строительстве гидроузла было связано с большим наводнением - более 9 метров. В течение почти полувека плотина поддерживает необходимый уровень воды в водохранилище реки Тобол - основного источника питьевого водоснабжения города. Все эти годы гидроузел интенсивно эксплуатировался в сложных условиях пропуска больших паводковых вод. Годы эксплуатации привели к разрушению защитного слоя железобетонных быков, обнажению арматуры. За плотиной образовался размыв, глубина которого достигла 10 метров, что грозило гидроузлу просадкой и даже обвалом.

Заключение об аварийном состоянии гидроузла было получено еще в 1996 году. В 2000 году специалисты отремонтировали верхнюю часть. В сентябре 2007 года приступили к реализации плана по восстановлению нижнего бьефа. Часть Тобола была осушена, и в этом году специалисты провели ремонт нижнего бьефа гидроузла, укрепили берег, заменили плиты на набережной. Образовавшийся огромный размыв засыпан бутовыми камнями, которые будут задерживать смыв грунта. На все работы было затрачено порядка 100 млн. рублей - средства федерального и муниципального бюджетов. После реконструкции Курганская плотина, по оценкам специалистов, прослужит еще как минимум полвека.

Курганский авиационный музей

Курганский авиационный музей основан в 1985 г. в качестве ведомственного музея Курганского объединенного авиаотряда гражданской авиации СССР.

В 1967 г. в Кургане было открыто Курганское высшее военно-политическое авиационное училище. Для того, чтобы молодые политработники могли знакомиться с отечественной авитехникой, в училище привозили самые разные её образцы из воинских частей всего Советского Союза. Когда в 1995 г. сформированное на базе КВВПАУ военно-техническое училище было упразднено, весь парк самолетов был передан Курганскому авиационному музею.

Летательные аппараты находятся в удовлетворительном для их лет состоянии, на некоторых машинах колпаки кабин открыты, к ним приставлены лестницы и внутренности кабины пилота можно осмотреть достаточно подробно.

Курганская пожарная каланча

Пожарная каланча является одним из символов города Кургана. В 1877 году городская управа выработала проект, смету и план на постройку нового каменного пожарного здания с деревянной каланчой здания, которое было заложено в 1881 году, а годом позже строительство было завершено. Сегодня каланча, как и само здание является памятником архитектуры и символом пожарной охраны Курганской области. На башне можно увидеть манекен пожарного, круглый год стоящий на страже пожарной безопасности горожан. Это пожарный тренажер по имени Гоша, на котором долгие годы отрабатывались искусственное дыхание и эвакуация пострадавшего при пожаре.


6. Объекты инфраструктуры Курганской области

курганский область маршрут достопримечательность

Рестораны, кафе, бары

Ресторан «Айвенго»

Ресторан «Айвенго» находится в небольшом гостиничном комплексе, недалеко, в пятнадцати минутах езды, от города, в поселке Рябиково. Меню ресторана - это, в основном, разнообразная и изысканная европейская кухня. Также здесь достойно представлены традиционные блюда русской кухни. Несмотря на скромные размеры гостиничного комплекса, ресторан «Айвенго» вполне вместительный - на сорок мест.

Кухни:

Грузинская;

Европейская;

Рыбная;

Мясная;

Домашняя.

Ресторан «Салун 45-Калибр»

«Салун 45-Калибр» благодаря дизайну помещения, тематической музыке и оригинальному меню переносит вас в атмосферу настоящего Дикого Запада, отлично знакомую нам по вестернам. В нашем ресторане вы отведаете блюда американской и мексиканской кухни. Названия блюд, впрочем как и сами кушанья, здесь весьма затейливы.

Кухни:

Американская;

Европейская;

Смешанная.

Ресторан «Santa Fe»

«Santa Fe» - ресторан оригинальной мексиканской кухни, остров солнца в центре города. Без сомнений, такого вы больше не найдёте нигде, а попробовав наши блюда раз, станете нашим постоянным гостем. Откроем секрет: для приготовления наших блюд мы используем особый гриль, который придает и рыбе, и овощам, и мясу непревзойдённый аромат и вкус.

Кухни:

Американская;

Европейская;

Мексиканская;

Мясная.

Кафе «Холидей-Пицца»

Кафе «Холидей-Пицца» - это блюда классической итальянской кухни. Здесь вам предложат отведать не только традиционную итальянскую пиццу, но и другие блюда этой весьма популярной во всем мире кухни. Спагетти, салаты, супчики с морепродуктами и многое другое - в меню этого приятного местечка. Мы так же не забыли про любителей сладкого - унас вы насладитесь превосходно приготовленными десертами.

Кухни:

Детское меню;

Итальянская.

Кафе «Ёха-пицца»

Кафе «Ёха-пицца» - это приятное заведение, позиционирующее себя как детское кафе. Интерьер насыщен атмосферой экзотики и даже расположиться здесь можно за столиками, утопающими в высокой «траве». Меню заведения ориентировано прежде всего на детскую аудиторию, но это далеко не все. Здесь готовят 14 видов вкуснейшей пиццы, а также очень вкусные эксклюзивные авторские блюда.

Кухни:

Детское меню;

Итальянская;

Выпечка.

Гостиницы

Гостиница «Славянская»

Гостиница «Славянская» находится в самом сердце Кургана. Её главное отличие - высокий уровень сервиса, красота интерьера и комфортабельность номеров.

Категории номеров: I категория, студия, люкс

Количество номеров: 22

В каждом номере есть: кондиционер, мини-бар, телефон, телевизор, интернет, фен

Гостиница «АМАКС»

Гостиница «АМАКС» расположилась на берегу красивейшей реки Тобол. Выбор номеров порадует разнообразием. Важнейшее преимущество сети гостиниц «АМАКС» - это демократичный подход в сочетании со умиротворенной атмосферой и профессиональным, ненавязчивым сервисом.

В каждом номере есть: телевизор

Категории номеров: Люкс

Количество номеров: 7

Гостиница «Айвенго»

«Айвенго» - это уютный двухэтажный мини-отель, находящийся в нескольких минутах езды от центра Кургана. Безусловно, "Айвенго" создан для тех, кто любит и ценит домашнюю атмосферу в сочетании с современным уровнем сервиса. У нас внимательно отнесутся к любым вашим пожеланиям. Здесь же находится замечательный ресторан на 40 мест с русской и европейской кухней.

В каждом номере есть: телефон, телевизор, мини-бар, холодильник, радио, кондиционер, отдельная ванная комната с душевой кабинкой, набор туалетных средств.

Категории номеров: стандарт, 2-местные, люкс

Количество номеров: 10

Гостиница «Family Hotel»

Гостиница «Family Hotel» очень удобна своим расположением, ведь она находится совсем недалеко от железнодорожного вокзала, что как нельзя кстати подойдет гостям города. «Family Hotel» - это место, которое действительно можно назвать семейным отелем.

В каждом номере есть: телевизор, Wi-Fi

Категории номеров: стандарт, люкс

Количество номеров: 11

Гостиница «Дворянская»

Гостиница «Дворянская» - это небольшая комфортная гостиница, где можно получить удовольствие от приятного сервиса и спокойной атмосферы. В номерах есть всё, что необходимо современному человеку, чтобы чувствовать себя как дома. Утром вам подадут завтрак, стоимость которого включена в обслуживание.

В каждом номере есть: телевизор, холодильник, телефон.


Заключение


В ходе поездки все участники практик-тура получили новые практические и теоретические знания. Технических и сервисных проблем не наблюдалось. Природно-климатические условия позволили насладиться природными, архитектурными, историческими достопримечательностями области. Время отъезда и приезда соответствуют программе практик-тура.

Все программы разработанного тура были посещены в сроки. Все руководители и участники выездного практического занятия были задействованы в определенной работе.

Таким образом, на основе визуальных, теоретических, практических знаний мы познакомились с основами огромной индустрией, индустрией туризма, получив азы навыков по выявлению особенностей профессионально-трудовой дисциплины.


Библиографический список


1.Азар В.И. Экономика и организация туризма/ В.И. Азар. -М: Профиздат, 2006.- 243 с.

2.Александрова А.Ю. Международный туризм: Учеб/ пособие для вузов/ А.Ю. Александрова.- М.: Аспект Пресс, 2001.- 516 с.

.Александрова А.Ю. Структура туристского рынка: Учеб/ пособие для вузов/ А.Ю. Александрова. М.: Соло-Пресс, 2002.- 356 с.

.Ананьев М.А. Международный туризм/ М.А. Ананьев. - М.: Международные отношения, 2008.- 440 с.

.«Свердловская область. Культурное наследие. - М.: Редакционно-издательский отдел Упрполиграфиздата Администрации Свердловской области области, 1998. - 128 с.

.Балабанов И.Т. Экономика туризма/ И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и стаистика, 2007.- 448 с.

.Биржаков М.Б. Введение в туризм/ М.Б. Биржаков.- СПб.: Герда, 2007.- 228 с.

.Зорин И.В. Туризм и отраслевые системы. Учебник для вузов туристического профиля/ И.В. Зорин.- М.: Дашков и К., 2008.- 217 с.

.Зорин И.В. Экономика туризма/ И.В. Зорин. М.: Финансы и статистика, 2008.- 512 с.

.Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма/ Н.И. Кабушкин. - Мн.: БГЭУ, 2009.- 222 с.

.Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме/ А.Т. Кириллов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.-344 с.

.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник/ В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2010.- 551 с.

.Котлер Ф., Боуэн Д., Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Ф. Котлер, Д. Боуэн. - М.: Юнити, 2008.- 288 с.

.Колотова Е.В. «Рекреационное ресурсоведение»: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «менеджмент»/ Е.В. Колотова. - М.: Дашков и К., 2009.- 135 с.

.Наумов М.С., Филатова Е.В. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства/ М.С. Наумов, Е.В. Филатова. - М.: Издательский дом Симон-пресс, 2003.- 276 с.

.Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме/Г.А. Папирян.- М.: Финансы и статистика, 2007.-268 с.

.Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес/Е.П. Пузакова, В.А. Честникова.- М.: Дашков и К.,2008.- 639 с.

.Романов А.А. География туризма: Учебное пособие / А.А. Романов. - М.: Советский спорт, 2002.- 222 с.

.Сенин B.C. Введение в туризм/ В.С. Сенин. - М.: Дайджест,2006.- 600 с.

.Яблонский В.П. Туризм/ В.П. Яблонский.- СПб.,2008.- 710 с.


Приложение А


Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь


Рисунок 1 - Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь


Приложение Б


Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь


Рисунок 2 - Далматовский свято-Успенский мужской монастырь


Приложение В


Церковь Флора и Лавра


Рисунок 3 - Церковь Флора и Лавра


Теги: Характерные черты методики проведения экскурсии  Отчет по практике  Туризм
Просмотров: 34359
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Характерные черты методики проведения экскурсии
Назад