СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы физкультурного образования
.1 Физкультурное образование: сущность, структура, технология развития и становления физкультурного образования школьников
.2 Система знаний как компонент физкультурного образования
Глава 2. Моделирование и методика формирования физкультурных знаний в процессе физического воспитания на различных ступенях образования
.1 Моделирование системы физкультурных знаний детей и учащейся молодежи на различных ступенях образования
.2 Методика формирования физкультурных знаний в процессе физического воспитания
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура в школе - общеобразовательный предмет и наравне с другими школьными дисциплинами содержание учебного процесса складывается из знаний, умений и навыков. Традиционно основное внимание на уроках уделяется умениям и навыкам. Сложнее дело обстоит со знаниями, с теорией.
Учитель призван раскрыть учащимся подлинный смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности. Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого является урок [13, с.27].
Объективный контроль знаний на соответствие требования образовательных нормативных документах различного уровня - одна из актуальных проблем настоящего времени. Как учащиеся овладевают учебным материалом, насколько верны, прочны и гибки приобретённые ими знания и умения, какие корректирующие элементы следует внести в содержание и форму познавательной деятельности - вот перечень актуальных в настоящее время вопросов.
Мыслительные действия человека находятся в единстве с его знаниями. Знания, с одной стороны это результат мыслительных действий, с другой - процесс получения этого результата, в котором находит свое выражение функционирование мыслительных действий. Поэтому правомерно утверждать, что под термином "знания" вполне допустимо одновременно обозначать как результат мышления, так и процесс его получения[18, с.15]. В исследованиях В.А. Коледы, Л.П. Матвеева, А.Г. Фурманова, Ж.К. Холодова Г.П. Щедровицкого, изучены основные характеристики физкультурных знаний, а также разработаны методические подходы к решению этой социально-значимой проблемы.
Мотивационно-ценностный компонент является основной частью физической культуры личности учащегося. Он отражает эмоциональное отношение ребенка к физической культуре, потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов, убеждений, волевых усилий, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры и здоровья. Основная роль в этой цепи принадлежит знаниям по физической культуре. По содержанию их можно разделить на знания теоретические, методические и практические.
Теоретические знания включают основные понятия физической культуры, спорта и здорового образа жизни, историю развития популярных видов спорта, закономерности развития и работы человеческого организма, значение и роль физических упражнений, закономерности формирования двигательных умений и навыков формы организации самостоятельных занятий и их значение для самосовершенствования человека, укрепления и сохранения здоровья. Эти знания необходимы для осознанного отношения учащихся к виду деятельности, т.е. для объяснения "почему, зачем это нужно делать?". Теоретические знания должны подкреплять или опережать изучаемый материал. [18, с. 17]
Практические знания взаимосвязаны с техникой двигательных действий, как способом их выполнения. Они помогают на практике быстрее освоить данное упражнение и эффективно выполнить его с учетом индивидуальных возможностей организма. Эти знания позволяют ответить на вопрос: "как эффективно выполнять физическое упражнение?". Динамика социального развития состоит в стремлении общества привести в соответствие содержание школьного образования собственными культурно-историческими достижениями. Решение этой задачи в условиях увеличивающегося информационного объема учебного материала возможно, если процесс формирования знаний у школьников на уроке физической культуры будет теоретико-методологически эффективен [24, с.301].
Так как в исследованиях последних лет установлено, что от уровня физкультурных знаний человека зависит его физическая активность, а также прирост показателей физической подготовленности (Барков В.А., Кузнецова О.Г.). Но, следует отметить, что на протяжении последнего времени физкультурным знаниям уделяется мало внимания в процессе физического воспитания подрастающего поколения.
Таким образом, недостаточная разработанность в педагогике проблемы формирования физкультурных знаний и обусловила актуальность выбранной темы.
На основании анализа и обобщения современной научно-методической литературы и передового опыта практической работы учителей физической культуры, в данной работе делается попытка представить конкретную, научно-обоснованную технологию формирования системы физкультурных знаний у школьников на теоретических уроках физической культуры. Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс формирования системы физкультурных знаний на теоретических занятиях по физической культуре будет более эффективным, если:
"образовательные задачи в физическом воспитании будут стратегически важными для системы образования;
"будет разработана теоретическая модель физкультурных знаний учащихся;
" определены условия его формирования знания на теоретических занятиях по предмету физическая культура.
Объект исследования: физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ, ориентированное на формирование системы физкультурных знаний.
Предмет исследования: процесс формирования системы физкультурных знаний у учащихся на теоретических уроках физической культуры. В данной работе будет разработана теоретическая модель физкультурных знаний, основанная на концепции эпистемологии Г.П. Щеровицкого. Сущность этой модели состоит из практико-методических, научных и конструктивно-технических знаний. Разработана технология формирования системы физкультурных знаний для учащихся на теоретических уроках физической культуры.
Практическая значимость заключается в том, что технологию формирования системы физкультурных знаний можно использоваться в процессе физического воспитания общеобразовательных школ.
В настоящее время известно несколько теорий формирования знаний, основными из них являются теории таких авторов, как Ашмарин Б.А., Гужаловский А.Н., Кряж В.Н., Матвеев Л.П. [15, с.37]. Исходя из всего выше изложенного, решение проблемы формирования физкультурных знаний у школьников будет способствовать более эффективному осуществления процесса формирования физической культуры личности учащихся.
физкультурный образование воспитание учащийся
Глава 1 Теоретико-методологические основы физкультурного образования
1.1Физкультурное образование сущность, структура, технология развития и становления физкультурного образования школьников.
Понятие «физическое образование» обязано своим возникновением основателю учения о физическом образовании детей школьного возраста, известному российскому ученому П.Ф. Лесгафту. Сущность данного вида образования П.Ф. Лесгафт видел в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу. Считают, что П.Ф. Лесгафт вкладывал в понятие «физическое образование» идею обучения двигательным действиям.[14, c. 7]
Идеи П.Ф. Лесгафта о разложении движений воспринимали как тенденцию приблизить физическое образование к образованию, которое получают учащиеся по предмету «Физика».
Вместе с тем, современники П.Ф. Лесгафта, включая и поборников идей физического воспитания учащейся молодежи, высоко оценивая его научно-педагогическую деятельность (например известный русский педагог П.Ф. Каптерев), критически высказывались об отдельных аспектах теории физического образования. Особой критике подвергались позиции П.Ф. Лесгафта по части уравнивания методов физического и умственного образования.[14, c. 9]
В настоящее время под понятием «физическое образование» рассматривается система научно-педагогической подготовки специалистов высшей квалификации к исследовательской и педагогической деятельности в области физики и смежных с ней отраслях науки и техники. Педагогические процессы, в том числе и их результаты по предмету «Физическая культура» могут быть выражены понятием «физкультурное образование».
Физкультурное образование в зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на три разновидности - общее, дополнительное и профессиональное.
Общее физкультурное образование - это процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура», ориентированные на формирование физической культуры личности школьников.
Общее физкультурное образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламентируется государственным образовательным стандартом общего образования.
Дополнительное физкультурное образование - это процесс и результат учебно-воспитательной работы учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры с ориентацией на формирование спортивных резервов. Это - детско-юношеские спортивные школы (специализированные, олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля и др.)
Профессиональное физкультурное образование - процесс и результат учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, с ориентацией на подготовку педагогов в сфере физической культуры.[1, c.40]
Оно дифференцируется на среднее, высшее и послевузовское и осуществляется в училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах (отделение физической культуры), техникумах и колледжах физической культуры, институтах, академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых (например педагогических) университетов.
Физкультурное образование базируется на соответствующей педагогической технологии. Функционирование педагогической системы учебного предмета направляется учителем с учетом условий конкретного учреждения общего образования. Разработка, обоснование и реализация педагогической системы предмета «Физическая культура» составляет технологию учебного процесса по данной дисциплине.
Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» - это относительно новая и все еще формирующаяся учебная дисциплина. Она представляет специальную область педагогического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.[12, c. 115]
Становление теории и методики преподавания учебной дисциплины, нацеленной на физическое воспитание учащихся, происходило в условиях острой конкурентной борьбы между сторонниками зарубежных, индивидуальных и народно-национальных систем физического воспитания. Это и стало одной из причин, затруднявших внедрение физической культуры в учреждения общего образования и формирование основ методики его преподавания. Радикальные перемены в положении физической культуры в школах и других учебных заведениях связаны с созданием социалистической системы народного образования .
Марксистская концепция всесторонне развитой личности получила дальнейшее развитие и практическое воплощение в теории, практике педагогической мысли в послеоктябрьской России. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс изучали законы общественного развития. С позиций своего времени они определяли капиталистические общественные отношения, знали условия жизни, быта трудящихся масс. Им были знакомы утопические концепции всестороннего развития личности Т. Кампанеллы и Ш. Фурье, поэтому они понимали сущность и значение физического воспитания. Разрабатывая основы научного коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс доказывали несостоятельность гармонического развития личности в условиях классового антагонизма и ориентировали пролетариат на создание бесклассового общества. Обосновывая конечную цель воспитания в будущем, К. Маркс выдвинул формулу гармонического развития личности как единства умственного и физического воспитания и технического обучения.[12, c.115]
Принципиально важное значение в обосновании места и роли физической культуры в образовании и воспитании в социалистическом государстве имело отношение В.И. Ленина к вопросам физического воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание превратилось в инвариантный компонент процесса формирования социалистического типа личности: всесторонне развитой, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;[12, C. 116]. В качестве учебной дисциплины, через которую реализовался процесс физического воспитания, в содержание общего образования был включен предмет «Физическая культура». Анализ современной научно-методической литературы показывает, что решение проблемы теоретико-методологического оформления личностной ориентации в физкультурном образовании как педагогическом процессе формирования физической культуры личности школьника связывается с определением системы общих и частных категорий, таких сфер человеческой деятельности, как культура, воспитание, образование, выделением цели, средств, методических подходов, закономерностей и форм личностного развития школьника. Используя содержательные и формально-логические подходы и не ставя перед работой задач углубленного категориально-терминологического изучения понятий "Культура", "Воспитание", "Образование", отметим их определенную общность, которая характеризуется диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм и систем) и распредмечивания (освоение ценностного и культурно-исторического наследия). Говоря об образовании как о процессе обучения, воспитания и в конечном итоге социализации в интересах личности и общества, отметим, что опредмечивание в школьном физкультурном образовании соотносится с формулированием целей, задач, выбором содержания, организационными моделями обучения и воспитания, а распредмечивание с выявлением закономерностей и возрастных особенностей освоения ценностного потенциала физической культуры.
Данные основания позволяют специалистам выделять личностно ориентированное образование как педагогическую теорию и как педагогическую практику. В первом случае речь идет о разработке способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания, которые порождаются социально, формулируются психологией и реализуются содержанием школьной физической культуры. Во втором случае речь идет о деятельности учителя, направленной на поощрение самостоятельности, творчества, индивидуальных интеллектуальных усилий, рефлексии учащихся. Из этого следует, что для теории и методики школьного физкультурного образования теоретико-методологическими основаниями являются, в первую очередь, фундаментальные положения теории дидактики и воспитания, раскрывающие природу образовательного процесса и его личностно развивающие функции, во вторую очередь, положения формирующие теорию физической культуры, и в третью, исследования медико-биологического и социально-психологического спектра, проливающие свет на закономерности психического, социального и физического развития детей и подростков в период их обучения в школе.
На теоретическом уровне (рис.1) закономерности личностного развития, методически соотносясь с теориями дидактики, воспитания, физической культуры, являются системообразующими в формировании теории физкультурного образования школьников как прикладной формы общего образования и физической культуры.
На эмпирическом уровне педагогические воздействия учителя, учебная и самостоятельная деятельность учащегося через имеющийся состав средств, методов и форм образования призваны обеспечить усвоение основных ценностей физической культуры и формирование научного мировоззрения в сфере физической культуры. Процессы усвоения и формирования связываются прежде всего с анатомо-физиологическими и психолого-педагогическими характеристиками учащегося и с социальной средой обитания, где можно выделить такие социальные компоненты, как родители и бытовые условия, учителя и тип образовательного учреждения, особенности общественной коммуникации.
Современное определение главных целевых установок и содержания понятий "Образование" и "Физическая культура" позволяет сформулировать определение личностно ориентированного физкультурного образования (ЛОФО) как педагогического процесса, направленного на освоение ценностного потенциала физической культуры и характеризующегося формированием системы мировоззренческих категорий и ориентаций на физическое самосовершенствование и здоровый образ жизни - главных составляющих будущей жизнедеятельности, индивидуального стиля жизни и социальной активности. В процессе такого обучения личность не только приобретает необходимые знания, умения, навыки, но и, погружаясь в ценностное пространство физической культуры, усваивает определенные поведенческие стереотипы, приобретая социально-культурный опыт физкультурной активности, выстраивая собственную систему смысловых связей физической культуры и формируя научное мировоззрение в сфере физической культуры, спорта, здоровья. Содержанием образования в этом случае становятся различные виды личного опыта и проявление личностных свойств в виде выбора предпочтений, мнений, смыслов, идеалов, ценностей.[14, c.9]
К числу дополнительных условий реализации ЛОФО можно отнести: постоянную диагностику личностного развития, планирование учебного материала через моделирование образовательной среды (на уровне класса, школы, региона), обеспечение жизнедеятельного режима и его соотношения с учебной и внеучебной познавательной активностью.
Технологическое оформление личностной ориентации в физкультурном образовании школьников требует, в первую очередь, тщательного рассмотрения особенностей личностного развития в сфере физической культуры и выявления специфических закономерностей этого процесса. С целью разработки и обоснования интегральных моделей личностного развития школьника в сфере физической культуры были проведены аналитико-синтетические и экспериментальные исследования особенностей личностного развития школьника.
Взяв за основу определение личности как интегральной целостности биогенных, психогенных и социогенных элементов, аналитико-синтетическим методом на качественном (описательном) уровне были смоделированы процессы двигательного, психического и социального развития человека в сфере физической культуры в возрастном диапазоне, совпадающем с периодом школьного обучения с 6 до 17 лет (табл.1), с последующим обоснованием количественной модели личностного развития, которая в интегральном виде характеризовала основные тенденции развития личности в сфере физической культуры.
Проблема физического развития школьника, являясь наиболее изученной среди специалистов физической культуры, рассматривается обычно с позиций выделения особенностей формирования морфофункциональных структур организма и возрастных изменений антропометрии и показателей физической подготовленности. Главным результатом этих исследований на сегодняшний день является выделение гетерохронии физического развития и сенситивности в развита физических качеств школьника. Однако, анализ предшествующих исследований по выявлению возрастных сенситивных периодов развития показал, что при их фактическом сопоставлении наблюдаются существенные расхождения как по самим возрастным периодам, так и по уровню сенситивности физического развития. Выявлено, что данные расхождения имеют многофакторный характер и обусловливаются, с одной стороны, особенностями выборок испытуемых, дифференцированными по полу, уровню физической подготовленности, конституциональным типам, региону проживания, с другой стороны, факторами различия в используемых тестах, методиках их проведения, времени обследования, объемах предшествующей двигательной активности, формах организации школьной физической культуры. Кроме этого исследование возрастных нормативов школьных программ и программно-нормативных комплексов (Президентские состязания и др.), показало, что практически все используемые в них показатели характеризуются динамикой с интенсивными темпами роста до 12-13 летнего возраста и замедлением роста в последующей стадии развития. Причем, замедление обнаруживается даже в тех случаях, когда существуют объективные биологические предпосылки для интенсивного роста (например, для силы и выносливости постпубертатный возрастной период является наиболее благоприятным, сенситивным для развития этих качеств).
Вероятно, что нормативы являются по своей сути социальным заказом общества на двигательные способности учащихся и не всегда согласуются с биологическими закономерностями развития. В этих условиях физическая составляющая интегральной модели личностного развития может быть представлена в виде модели динамики с сенситивным периодом с 6 до 12 лет и последующим периодом замедления темпов развития. Аналогичные подходы к возрастной динамике можно обнаружить и в отношении моторной обучаемости.[11, c.153]
.2Система знаний как компонент физкультурного образования
Подлинный смысл физической культуры как средства гармонического развития человека, организации здорового образа жизни, укрепления здоровья, подготовки к трудовой деятельности раскрывается в процессе образования путем приобретения знаний.. Следовательно, учащимся необходимы теоретические знания, повышающие эффективность физических упражнений, и занятия по теории должны стать частью учебного процесса, основной формой которого является урок [13, с.27].
Мыслительные действия человека находятся в единстве с его знаниями. Знания, с одной стороны это результат мыслительных действий, с другой - процесс получения этого результата, в котором находит свое выражение функционирование мыслительных действий. Поэтому правомерно утверждать, что под термином "знания" вполне допустимо одновременно обозначать как результат мышления, так и процесс его получения[18, с.15].
Исходя из сущностной характеристики образования (обучение, воспитание, развитие), цели физкультурного образования, традиционного круга задач, стоящих перед физической культурой как школьной дисциплиной на каждом из этапов обучения, ЛОТФО предполагает комплексы частных задач, которые можно классифицировать по следующим направлениям:
. Развивающие задачи предполагают личностное развитие школьнника по трем векторам. По интеллектуальному через формирование научного мировоззрения с широким спектром мировоззренческих представлений и понятий в сфере физической культуры, освоение основных законов развития человека средствами физической культуры, максимальное развитие физкультурной лексики в ее системных отношениях с различными речевыми компонентами, формирование интеллектуальных способностей в виде операций и приемов мышления, способов и форм познавательной деятельности. По физическому вектору через развитие оптимального уровня развития комплекса основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости) и координационных способностей. По интенционному вектору через формирование комплекса устойчивых мотиваций, потребностей и интересов к физическому самосовершенствованию, широкому использованию средств физической культуры в учебной и досуговой деятельности.
2.Обучающие задачи предполагают традиционное освоение комплекса общетеоретических операциональных знаний, двигательных умений и навыков в широком кругу существующих видов физкультурно-спортивной деятельности.
3.Воспитывающие задачи предполагают формирование комплекса необходимых для жизнедеятельности личностных качеств и способностей социально-психологической направленности (трудолюбие, дисциплинированность, воспитанность, патриотизм), формирование основ нравственности, этической и эстетической культуры поведения в сфере физической культуры.
4.Оздоровительные задачи предполагают укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни.
Для решения всего комплекса задач предлагается использовать систему уроков, преимущественно решающих каждую из задач. При этом, к традиционным комплексным урокам добавляются: интеллектуально-развивающие, кондиционно-развивающие, интенционно-развивающие, решающие развивающие задачи, а также обучающие уроки, оздоровительные уроки и воспитательно-формирующие уроки. Выделение контрольных уроков решает задачи результирующего технологического блока по оценке оперативных, текущих и этапных состояний учащихся как субъектов педагогического процесса.
ЛОТФО школьников предполагает рассматривать в качестве основных продуктов и результатов технологического процесса физкультурного образования следующие компоненты: 1) систему мировоззренческих категорий и представлений о физической культуре, 2) систему общетеоретических и операциональных знаний, 3) комплекс двигательных умений и навыков, 4) интеллектуальные способности личности (операции и приемы мышления, способы познавательной физкультурно - спортивной деятельности), 5) интенции к занятиям физической культурой и спортом, 6) навыки физического самосовершенствования,7) показатели здоровья, работоспособности, физической подготовленности, 8)нравственно - эстетические способности личности (музыкальная и художественнная выразительность, справедливость, самокритичность, ответственность и др. 9) личностные поведенческие качества (трудолюбие, дисциплинированность, эмоциональность, лидерство, и др.).
Главным условием ЛОТФО является достижение учащимися такого состояния, когда изучаемые в процессе обучения знания становятся внутренним достоянием личности. Физкультурные знания должны не только запоминаться на определенное время, но наиболее значимые из них фундаментальные знания о закономерностях функционирования организма, его физического и психического развития средствами физической культуры должны быть изучены так, чтобы они вошли в категориальную систему личности, в ту систему убеждений и взглядов, которая определяет характер и особенности его индивидуальной жизни, деятельности и поведения. Для этого знания сферы физической культуры и спорта должны быть логически полными, без существенных пробелов, систематическими, доступными и жизненно действенными, чтобы учащиеся могли оперировать ими в непосредственной физкультурно-спортивной деятельности или использовать их для получения новых знаний как в сфере физической культуры, так и других областях знания.
Другими условиями реализации ЛОТФО являются: опора на максимальное лексическое развитие речи применительно к сфере физической культуры и способы мышления каждого ученика; формирование сенсорных способностей, пространственных представлений, воображения, эстетического отношения к двигательной деятельности и природе; удовлетворение эмоционального насыщения положительными эмоциями и чувствами в результате преодоления физических, интеллектуальных и социальных трудностей, достижения успехов в физическом самосовершенствовании, познании нового, ощущении общего личностного роста; создание предпосылок для профессиональной социализации физкультурно-спортивной активности, эмпатии, альтруизма; формирование двигательных умений и навыков для сопряженных с физической культурой школьных образовательных сфер (труд и его разновидности, рисование, черчение, техническое творчество).
Представленные методические основания указывают, что знания составляют основу, ядро всей технологии ЛОФО. На основе знаний формируются умения и навыки как умственные так и двигательно-практические. Знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов и мировоззрения в сфере физической культуры. Взяв за основу аналитико - синтетические исследования по обоснованию психопедагогической теории обучения (Л.М.Фридман 1997), знание в технологии ЛОФО представляется как результат познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась, в чувственной, двигательной, вербальной или визуальной форме деятельности.
Объективный контроль знаний на соответствие требования образовательных нормативных документах различного уровня - одна из актуальных проблем настоящего времени. Как учащиеся овладевают учебным материалом, насколько верны, прочны и гибки приобретённые ими знания и умения, какие корректирующие элементы следует внести в содержание и форму познавательной деятельности - вот перечень актуальных в настоящее время вопросов.
Глава 2. Моделирование и методика формирования физкультурных знаний в процессе физического воспитания на различных ступенях образования
.1 Моделирование системы физкультурных знаний детей и учащейся молодежи на различных ступенях образования
Моделирование процессов социального и психического развития школьника осуществлялось путем наполнения существующих концепций развития личности системой средств, методов и форм физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Представление этапов личностного развития в таком интегральном виде показывает, что собственно физический компонент личности, являясь структурным образованием более низкого уровня, играет ведущую роль в развитии лишь на начальном этапе обучения. В среднем и старшем школьном возрасте доминирующими факторами развития становятся когнитивные (психологические) и социальные аспекты, которые в конечном итоге и приводят к формированию высшего звена личностной структуры в виде научного мировоззрения в сфере физической культуры, ценностных ориентаций на поддержание собственного здоровья и физической дееспособности.
В графическом виде (рис.2) интегральная модель личностного развития реализуется через количественные показатели физического, психологического и социального развития. При этом физическая составляющая модели базируется на данных о нормированном развитии физических качеств и двигательных способностей в комплексе с показателем широты разнообразия двигательных действий, а социальная и психическая составляющая представлены объемами социальной и когнитивной мотивации, выражаемой в количестве объектов физкультурной деятельности и темпами их прироста. В качестве дополнительной характеристики развития также использована широта разнообразия видов предметной физкультурной деятельности.[2,c.15]
Представление этапов личностного развития в таком принципиальном виде позволяет соотнести сенситивность личностных характеристик и определить ведущие характеристики личностного развития на каждом этапе школьного образования. На модели видно, что для младшего школьного возраста характерны максимальные темпы роста в физическом и когнитивном развитии. При этом отмечается и максимум широтных показателей, указывающий на восприятие широкого круга средств физической культуры в сочетании с интенсивным интеллектуальным осмыслением каждого из используемых средств.[4,c.37]
Средний школьный возраст можно охарактеризовать как сенситивный для социального развития при замедлении темпов когнитивного и физического развития (вторая половина возрастного диапазона). Главной линией личностного развития здесь становится сопоставление собственного уровня физкультурного развития с другими учащимися. Именно в этом возрасте при высоком уровне личностного развития в сфере физической культуры и спорта может сформироваться профессиональная мотивация к данному виду деятельности, а при низком уровне ценности физической культуры могут исчезнуть из спектра ценностных ориентаций учащегося.[6, c. 107]
Старший школьный возраст характеризуется выраженной сенситивностью когнитивного развития с минимизацией широты когнитивной деятельности относительно будущей (предполагаемой) профессии. Снижение темпов физического и социального развития, соотносимое с максимальной широтой социальной деятельности, создает объективные предпосылки для удовлетворения личных интересов в сфере физической культуры и поиска таких форм двигательной активности, которые бы отражали мировоззренческую направленность личности.
Школьники различных возрастов выделяют до 20 смысловых рангов по заданию, связанному с выделением причин, по которым люди занимаются физической культурой. Их можно объединить в 3 категорийные группы - "Здоровье", "Развитие", "Реабилитация". В категории "Развитие" учащиеся выделяют несколько разновидностей развития психическое, интеллектуальное, социальное, физическое, а также развитие, обозначенное как "Перспективное развитие для будущего", куда вошли ранги, связывающие необходимость занятий физической культурой для получения образования и успешной учебы, обеспечения долголетия, защиты себя в жизни, подготовки к профессии.
Анализ динамики процентного представительства каждой из категорий по годам обучения не позволяет говорить о систематичности и целесообразности изменений мировоззрения учащихся. При выделении и осознании значимости социального, психического развития, школьники в большей своей части связывают необходимость занятий физической культурой с двигательным, физическим развитием.
Другой по значимости группой оказались ранги категории "Здоровье". При этом физическое развитие, как правило, связывалось в большинстве случаев с развитием физических качеств, а здоровье с отсутствием болезней. Из числа использованных количественных показателей мировоззрения следует выделить широту мировоззрения, являющуюся частным от деления общего числа сделанных выборов к количеству анкетированных и характеризующую число актуальных для конкретной группы учащихся функциональных связей физической культуры с общим мировоззрением.[19, c. 67]
Задания, связанные с выяснением предпочитаемости видов и объемов досуговой и физкультурно-спортивной деятельности, носили выраженный социальный аспект и соотносились в основном с особенностями социального развития. Анализ динамических изменений в структуре досуговой деятельности показал, что доля двигательно-пассивного досуга реабилитационной направленности планомерно возрастает к 10-му классу до 39 % от общего числа выделяемых видов досуга. Динамика досуга коммуникационной направленности имеет минимальные значения.[16,c. 29]
Количественные показатели личностного развития в виде среднего числа видов (рангов) двигательной деятельности демонстрируют свое наивысшее значение в 6 и 7-х классах, подтверждая факты наибольше социальной активности на данном этапе обучения. На это же указывает и динамика личностной широты, имеющая выраженную параболическую форму с наивысшими значениями в среднем школьном возрасте.
Анализ структурных видоизменений физкультурно-спортивных интересов можно охарактеризовать как постепенный переход от подвижных игр и развлечений в младшем школьном возрасте к регламентированным (программным, базовым) видам физкультурно-спортивной деятельности в среднем школьном возрасте и личностным, индивидуальным формам физкультурно-оздоровительной деятельности в старшем школьном возрасте. Динамика показателей личностной широты и среднего количества видов (рангов) аналогична по форме динамике показателей досуговой деятельности.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что реальная динамика показателей личностного развития не всегда согласуется с выделенными закономерностями развития. В большей степени это характерно для динамики социальных и когнитивных процессов и в меньшей степени для динамики физического развития. Результаты аналитико-синтетических и экспериментальных исследований со всей очевидностью показали, что традиционная двигательная направленность организации процесса физкультурного образования не может обеспечить интегральности воздействия на все стороны личности и мировоззрение в целом, которое является базовым регулятором социальной деятельности школьника в будущем.[14, C.7]
Решение задачи по исследованию особенностей формирования теоретического знания и мировоззренческих представлений о физической культуре осуществлялось на основе анкетирования касающихся представлений о базовых понятиях физической культуры, таких как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, физическое упражнение, тренировка, нагрузка; операциональных знаниях, связанных с развитием физических качеств, правилами самоконтроля, тренировки, техники безопасности; знаниях социального валеологического характера.
Используя метод контент-анализа, данные классифицировались по смысловым рангам, которые, в свою очередь, объединялись в группы рангов, соотносимых с категориями, характеризующими исследуемое явление (предмет) с какой либо стороны. Для каждого этапа обучения (класса) вычислялись объемные показатели представительства смысловых рангов или групп смысловых рангов, выражаемые в % от общего числа сделанных учащимися смысловых выборов (ответов). Результатом исследования явилось выявление системы смыслообразующих категорий мировоззрения учащихся в сфере физической культуры, спорта, здоровья, структуры и особенностей динамики объемного представительства смысловых рангов (СР) и групп смысловых рангов (ГСР) по годам школьного обучения.[14, c. 30]
Говоря о мировоззренческих представлениях учащихся, характеризующих понимание сущности комплекса физических качеств, можно отметить, что в своем большинстве и вне зависимости от вида физического качества они группируются относительно таких смыслообразующих категорий, как "Способность","Результат", "Состояние организма", "Процесс, вид деятельности", "Свойство характера".
СР, отнесенные к категории "Способность", в наибольшей степени отражали сущностный компонент представлений о физическом качестве. Они имели наибольшее представительство в 8-11-х классах и характеризовались выраженной тенденцией к увеличению до уровня 58,6 % в отношении выносливости, 45,6% - силы, 49,8 % - быстроты, 55,8 % - гибкости, 69,0 % - ловкости. Анализ смыслового содержания ГСР, отнесенных к данной категории, показал, что учащиеся дают определение качеству через выделение доминирующей двигательной характеристики: ловкости как способности быстро ориентироваться и координировать движения, быстроты - выполнять упражнения с максимальной частотой и скоростью, выносливости - выполнять большое количество движений и упражнений, силы - выполнять упражнения с тяжестями, гибкости - выполнять пластичные упражнения.
Важнейшей составляющей в понимании комплекса физических качеств являются ранги, отнесенные к категории "Процесс, вид деятельности", связываемые как с общими видами деятельности (зарядкой, закаливанием, бегом, прыжками и т.д.), так и с конкретными видами спорта (например; гибкость - это гимнастика). Существенным дополнением к общему и спортивно-видовому восприятию физических качеств на начальном этапе обучения является наличие высоких объемов ГСР, характеризующих качества с психологической стороны и отнесенных к категории "Свойства характера". Так, сила ассоциируется у учащихся с отвагой, храбростью, мужеством; ловкость - изворотливостью, хитростью, сообразительностью; выносливость - настойчивостью, терпеливостью, волей. %.[19,c.78]
Контент-анализ заданий, связанный с характеристикой таких понятий как упражнение, тренировка, нагрузка, показал, что, несмотря на широкое смысловое разнообразие, весь спектр СР можно сгруппировать относительно 5 смыслообразующих категорий: "Форма организации движений", "Средство и метод развития", "Процесс, вид деятельности", "Результат", "Состояние организма". Причем, первые три ГСР присутствуют в определении всех вышеперечисленных понятий.
ГСР категории "Форма организации движений" в наибольшей степени приближаются к научному пониманию, являясь сущностной характеристикой данных понятий, так как отражают их со стороны совокупности, последовательности, повторяемости двигательных действий с предметами и без них, количества, направленности. Выделяются единые тенденции, связанные с постепенным увеличениеми к 11 -му классу доли представлений в мировоззрении учащихся Низкие значения и структурное единообразие в доминирующей ГСР на завершающем этапе обучения указывают как на отсутствие мировоззренческих дифференциаций, так и на несформированность теоретического знания в отношении таких базовых понятий, как "Упражнение", "Тренировка", "Нагрузка". Важной особенностью формирования мировоззрения о перечисленных понятиях является доминирование в младшем школьном возрасте ГСР, связанных с конкретными видами двигательной активности и спорта. Так, в понимании школьниками физического упражнения объемы процессуально-деятельностных СР варьируют в пределах от 70,2 до 22,8 % , физической тренировки от 65,6 до 43,4 %, физической нагрузки от 27,4 до 7,9 %.[21, c. 140]
Ранги, составившие ядро общих представлений операционально-методического блока, ассоциируют развитие физических качеств с необходимости просто заниматься физической культурой и спортом, выполнять физические упражнения, ходить на уроки, посещать различные спортивные секции и клубы. Доля подобных представлений достаточно высока и составляет 16,5 - 36,8 % в отношении развития выносливости, 16,5 - 31,0 % - гибкости, 16,0 - 26,4 % - быстроты 15,4 -35,5 % - силы на протяжении всего периода обучения с незначительной тенденцией к снижению в старших классах.
Сравнительный анализ динамики СР, отнесенных к категории "Операционально - методические знания" у учащихся 1-11-х классов, показывает, что данная категория оказывается доминирующей на всем протяжении школьного обучения, обеспечивая 34,4 - 79,2 % всех выборов. В группе рангов, отнесенных к этой категории, можно выделить несколько смысловых подгрупп:
- "Средства развития", определяющая перечень конкретных упражнений и движений общего (зарядка, разминка и др.) и видового (баскетбол, легкая атлетика и др.) характера,
- "Методика развития", объединившая принципы и методы развития физических качеств, связанные с последовательностью, регулярностью, регулированием нагрузки и др.,
- "Особенности обучения", соотносящая развитие качеств с необходимостью правильного и точного выполнения движений,
"Психологические особенности развития", соотносящая двигательное развитие с проявлением упорства, старательности, силы воли, терпения и др. Структурный анализ содержания выделенных подгрупп выяснил, что они могут состоять как из специфически заданных упражнений и движений, преимущественно развивающих то или иное физическое качество, так и упражнений общеразвивающего характера - плавание, игры, бег и др.[22, c. 297]
Приведенные примеры показывают, что существенное объемное представительство указанных подгрупп по годам обучения обеспечивается в основном доминированием таких подгрупп СР как "Средства развития" и "Методы развития". Количественно выражается увеличением в отношении выносливости, гибкости, быстроты, силы. В отношении всего комплекса операционально-методических знаний также отмечаются факты единообразия и отсутствие дифференциации знаний о развитии различных физических качеств, что, в свою очередь, говорит о несформированности сущностного компонента мировоззренческих представлений и воспроизведении методики развития физических качеств лишь на общеметодическом уровне без выделения специфических компонентов развития.[28,c. 61]
Как однотипную можно охарактеризовать совокупность мировоззренческих представлений о правилах тренировки и техники безопасности при занятиях физической культурой. В обоих случаясь структурно выделились ГСР, обозначаемые как "Учебно-организационные правила" представленные рангами, связанными с необходимостью быть организованным, внимательным, выполнять требования учителя, не нарушать правил игр. ГСР "Методические правила" соотносилась с развитием физических качеств, проведением предварительной разминки, постановкой целей занятия, регулированием нагрузки, правильностью выполнения упражнений, соблюдением принципов последовательности, регулярности и др. "Физиолого-гигиенические правила" были представлены учетом собственных сил организма, исключением вреда здоровью, исключением вредных привычек, соблюдением норм питания, режима дня, соответствием спортивной формы климатическим условиям, контролем за состоянием организма. "Социально-психологические правила" были представлены аккуратностью, прилежанием, целеустремленностью, настойчивостью, настроением, исключением агрессии, проявлением чувств товарищества.[28, c.63]
Существенное изменение структуры СР отмечается при анализе ответов о правилах самоконтроля. Сущностное выражение правил самоконтроля составили 5 ГСР, соотносящих правила самоконтроля с ведением дневника, наблюдением у врача, проведением различных измерений, выделением объектов и особенностей контроля. В суммарном исчислении они составили Наибольший объем теоретического знания о правилах самоконтроля заняли представления, связанные с необходимостью занятий физической культурой , соблюдением других правил (ЗОЖ, тренировки, безопасности) - отказом от вредных привычек -
Обобщая итоги анализа заданий связанных с выделением ряда правил проведения физкультурной деятельности, можно отметить, что единая структура теоретического знания о правилах тренировки и техники безопасности и низкое суммарное представительство сущностных рангов в задании о правилах самоконтроля указывает на крайне низкую сформированность подобных знаний, особенно у учащихся 1 - 7-х классов.
Изменение концептуальной направленности образовательного процесса по физической культуре в школе требует проведения исследований по изучению соотношения показателей личностного развития школьника с его здоровьем.
Уровень общешкольной успеваемости в данном случае соотносился с интеллектуальным компонентом личности, а тесты физической подготовленности представляли физический компонент. Вся совокупность показателей каждого класса ранжировалась по рангам: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий с вычислением средневзвешенного значения каждого из рангов..
Подобные формы зависимости предполагают для учащихся 3-7-х класс учащихся, соотносящиеся с наименьшей заболеваемостью. Вероятным объяснением подобного положения может быть выделенная ранее социальная сенситивность развития школьника, которая в совокупности с критичностью психологического развития в 3-5-х классах и комплексом морфофункциональных перестроек школьника в 6-7-х классах, связанных с половым созреванием, способствует появлению оптимумов физической подготовленности в педагогическом процессе воздействия на здоровье школьника. На данном этапе школьного обучения низкие уровни заболеваемости могут обеспечиваться как низкой, так и высокой степенью физического развития
У учащихся 8 -11-х классов, наблюдается завершение стадии телесного организменного развития, переносом акцентов на интенсивное интеллектуальное развитие и использованием в практической деятельности актуальных для школьника мировоззренческих и ценностных ориентации.
Именно с этих позиций можно объяснить появление 2 групп контингентов учащихся, поддерживающих свой оптимальный уровень здоровья как за счет высокой двигательной активности и направленного повышения физической подготовленности, так и через использование других факторов: благоприятной наследственности, повышения социального и психического благополучия, рационализации труда и отдыха, использование фармакологических и физиотерапевтических, физкультурно-оздоровительных средств укрепления здоровья.
Можно сказать, что на протяжении всего школьного цикла обучения отчетливо выделяются несколько этапов личностного развития с комплексом специфических зависимостей личностного развития.; Первый этап - 1-2-е классы, характеризующиеся линейными формами зависимости интеллектуального и физического развития со здоровьем, второй - 3-7-е классы, характеризующиеся параболическими формами зависимости, и третий этап - 8-11-е классы, характеризующиеся существенным снижением указанных зависимостей.
Исследование тенденций изменения форм зависимости между общей успеваемостью и здоровьем показали, что в процессе многолетнего школьного развития снижение заболеваемости, при определенных условиях, может быть фактором повышения учебной успеваемости.
В соответствии с разработанными моделями личностного развития для учащихся данного возраста характерно снижение темпов интеллектуального развития, а во-вторых, анализ форм зависимости показывает, что увеличение общей успеваемости может сопровождаться существенным повышением заболеваемости.
Говоря об учащихся старших классов, в качестве характерной черты их личностного развития можно выделить существенную индивидуализацию учебной и внеучебной деятельности, приводящую к снижению и постепенному исчезновению на групповом уровне зависимостей между интеллектуальным и физическим составляющими личности. Вероятно, что для углубленного изучения взаимосвязей компонентов личностного развития старших школьников требуется дифференциация учащихся по различным анатомо - физиологически и социально - психологическим параметрам.
.2 Методика формирования физкультурных знаний в процессе физического воспитания
Аналитическое исследование показало, что образованность, являясь результатом физкультурного образования, представляет собой не столько совокупность освоенных знаний и двигательных действий, сколько совокупность мировоззренческих представлений, интеллектуальных (мыслительных) способностей, интенций к занятиям физической культурой, личностных способностей нравственно - эстетического характера. Естественно, что сложившаяся балльная система проверки и оценки физкультурной образованности не может в полной мере обеспечить оценивания по заявленным параметрам.
В связи с вышеизложенным, была предпринята попытка разработки новых подходов к оценке физкультурной образованности учащихся 1-11-х классов. В качестве методологической основы разрабатываемой методики были взяты известные положения теории тестирования школьных достижений (А.Н.Майоров1997). Содержательно разрабатываемая методика соотносится с известными методиками Амтхауэра (Тест структуры интеллекта), методикой ШТУР (Школьный тест умственного развития), результатами исследования особенностей мировоззренческих представлений детей школьного возраста, а также содержанием учебных предметов, включая теоретический раздел предмета физическая культура.
Суть предлагаемой методики оценки физкультурной образованности заключается в формировании трех групп заданий, связанных с оценкой свойств мышления, предметной осведомленностью и двигательной активностью учащегося. Тест состоит из 6 субтестов. В каждом субтесте дается от 10 до 20 заданий закрытого типа с множественным выбором ответа, характеризующего усвоение смысла представляемых образцов решений. Отличием теста физкультурной образованности от исходных методик является его связь с физической культурой, спортом и оздоровительной активностью учащихся. В субтестах, характеризующих свойства мышления и предметную осведомленность, используются задания различного интеллектуального характера, а именно:
на исключение лишнего по смысловой характеристике слова (например: даются слова "кашель", "грипп", "температура", "насморк", "чихание", лишним является слово "грипп", так как грипп является названием простудного заболевания, а все остальные слова признаками простудных заболеваний;
на воспроизведение смысловой связи по образцу (например; дается смысловое сочетание слов "разбег - прыжок", "передача - ?" ( удар, отскок, прием, ускорение, остановка), правильный ответ "прием", так как в первой части указывается на последовательность двигательных действий;
на смысловое объединение нескольких слов (например; прыжок в длину с разбега, бег 100 м., метание диска, марафон - обобщается понятием виды легкой атлетики):
на формулирование умозаключений (силлогизмов) (например; ответьте верно или неверно такое умозаключение " Коньки используются во многих зимних видах спорта. Сергей зимой часто катается на коньках, следовательно, Сергей занимается в спортивной школе. Правильный ответ "неверно", так как зимой можно кататься на коньках просто для отдыха или других целей, не связанных со спортом.
Субтесты, характеризующие двигательную активность, строятся по принципу окончания предложения наиболее подходящим для анкетируемого значением, например, предлагается выбрать подходящие варианты ответов для завершения предложений типа: "В свободное время я обычно выбираю..." (прогулку на улице, просмотр телевизора, отдых на диване, занятия спортом). За каждый верный или частично верный ответ начисляется различное количество баллов, которое затем суммируются и ранжируются по уровням физкультурной образованности "высокий - средний - низкий" в соответствии с возрастными группами или параллелями учебных классов. Процесс суммации баллов может осуществляться на любом структурном уровне и характеризовать частный компонент образованности.
Из представленных примеров видно, что формирование субтестов осуществляется через комплекс терминов и понятий сферы физической культуры, спорта, здорового образа жизни, норм и разновидностей двигательной активности, позволяя более полно оценить физкультурную образованность. Предлагаемая методика существенно расширяет спектр личностного оценивания, обогащает и дополняет двигательное оценивание техники и физической подготовленности.
Использование такого методического подхода позволяет ученику перевести двигательные действия в разряд теоретического (интеллектуального) осмысления, а для учителя создаются условия оценивания эффективности образовательного процесса в рамках раздела школьной программы, годичного цикла вцелом или целого этапа школьного обучения. Специально организованная работа со словом помогает детям глубже проникнуть в содержание практически изучаемых понятий, учит дифференцировать различия, выделять общие и частные признаки явлений, предметов сферы физической культуры. В конечном итоге использование вербальных навыков работы является определенным этапом в формировании научного мировоззрения в сфере физической культуры, спорта, здоровья.
В качестве практического примера использования методики оценки можно привести тест физкультурно-валеологической образованности (ТФВО)для учащихся 1-3-х классов, разработанный совместно с Н.В.Матюниной. Особенностью реализации методики явилось то, что при формировании заданий в субтестах использовался учебный материал по общеобразовательным предметам (русскому языку, природоведению, математике и др.) и теоретический материал валеологического характера по предмету "Физическая культура". Каждый блок делится на группы заданий, аналогично таблице 2. Экспериментальная проверка разработанного варианта теста, проведенная на учащихся [27,c. 30]]
Проведенные исследования показали, что по абсолютным значениям ТФВО достоверно дифференцировали учащихся по годам обучения, не обнаруживая достоверных значений между мальчиками и девочками. Кроме этого по результатам предварительных исследований были разработаны нормированные показатели ТФВО для учащихся 1-3-х классов, которые дифференцировали физкультурно-валеологическую образованность на низкую, ниже среднего, средние, выше среднего и высокую. Результаты теста показали, что уровень физкультурно-валеологической образованности младших школьников характеризуется низкой способностью оперировать понятиями в области физической культуры и здоровья. А именно, низкими способностями выделения причинно-следственных связей, выявления соотношения понятий порядка следования и классификации абстрактных понятий. Отмечается также слабая положительная динамика по компонентам блока физкультурно-оздоровительной активности, что свидетельствует о недостаточном воздействии школьного урока физической культуры на формирование физической культуры личности.
Обоснование концептуальной модели личностноориентированного физкультурного образовании школьников
Современные методологические подходы к образовательным процессам позволяют выделить в качестве главной образовательной цели любой технологии - формирование всесторонней и гармонично развитой личности школьника. Данная цель, являясь основополагающей для общеобразовательной школы, представляет собой фактически общественно-государственный заказ и в личностно ориентированной технологии физкультурного образования (ЛОТФО). Направленность ЛОТФО на осуществление основной цели образования является одним их основных общеметодологических требований. Другими требованиями в этом ряду также являются: объяснение учащимся сущности физической культуры как общественного феномена и формирование их жизненной позиции на основах здорового образа жизни; формирование научных основ физкультурного знания; опора на межпредметное взаимодействие со смежными школьными образовательными областями; соответствие общих и частных целей и задач образования возрастным закономерностям личностного развития в сфере физической культуры. Только в этом случае целью педагогического воздействия физической культуры становится личность школьника, а двигательное обучение перестает быть самоцелью и становится средством и методом воспитания личности.
При таком подходе к процессу физкультурного образования основными дефинициями образовательного процесса становятся базовые ценности физической культуры - интеллектуальные, двигательные, интенционные. Соотношение существующего ценностного потенциала физической культуры с возрастными закономерностям личностного развития в сфере физической культуры формирует определенную иерархия приоритетов в образовательном освоении этих ценностей.
Технологической особенностью передачи знания учащимся в ЛОФО является то, что учитель дает учащимся в той или иной форме нужную информацию об общественном знании. Ученики, восприняв информацию о знании, перерабатывают ее и в результате, одни ученики только запоминают полученную информацию и получают знание на уровне информации (информационное знание), которое сохраняется недолго и со временем исчезает, у других эта информация превращается в совокупность личностных знаний, которая перерабатывается с помощью категориальной системы личности.[26,c.218]
Говоря о категориальной системе, имеется в виду предельно общие понятия, которые относятся к предметам, явлениям, закономерностям сферы физической культуры и с помощью которых раскрывается объективный характер ее содержания. Категории как формы мышления составляют всеобщую и необходимую структуру, сложившуюся в общественно исторической практике. Независимо от того, знают люди о существовании категории или нет, они ими пользуются. так как без категорий нет мышления как такового. Из этого следует, что усвоение нового знания требует применения этого усвояемого знания в умственной и практической деятельности школьника. Собственная деятельность школьника в конечном итоге определяет, усвоено им новое знание или нет, станет ли это знание личностным или останется на уровне информационного. Все вышеизложенное позволяет адаптировать ряд важнейших деятельностных факторов, способствующих усвоению новых знаний.
В ЛОТФО это выглядят следующим образом: 1) использование в жизненном двигательном опыте как положительных, так и в отрицательных аспектов деятельности, причем расхождение жизненного опыта и научного содержания знания должны использоватся для противопоставления и дифференциации физкультурно-спортивной деятельности учащихся; 2) применение мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза изучаемых категорий и понятий для правильного обобщения в системе физкультурных знаний; 3) выделение существенных признаков понятия в использовании приемов отделения существенных от несущественных характеристик и варьирование несущественнными характеристиками при знакомстве с физкультурным предметом или явлением; 4) расширение приемов учебной деятельности; 5) использование приемов умственной деятельности для решения широкого круга двигательных задач в различных условиях; 6) овладение системой базовых методологических категорий для самостоятельного приобретения знаний в физкультурно-спортивной деятельности.[11, c. 147]
В сфере физической культуры процесс обучения двигательным действиям является ядром всего педагогического процесса, специфическая суть которого заключается в том, что основная масса нового знания формируется у учащихся при освоении разнообразных двигательных действий в виде физических упражнений. Концептуальная модель обучения по ЛОТФО ставит смысл действия в качестве главной опоры при усвоении учащимся того или иного движения. В соответствии со смыслом действие структурируется в сознании обучаемого, определяясь как предмет восприятия, запоминания, формирования. Двигательное действие как предмет обучения должно обеспечить формирование в сознании обучаемого представлений об основных требованиях к организации движений с учетом смысла и условий решаемой двигательной задачи.
Существенным недостатком современной теории обучения двигательным действиям является игнорирование значимости начального этапа обучения, заключающегося в формировании учебной мотивации ученика. В технологии ЛОФО данный этап представляет собой прежде всего, формирование максимально широких представлений об изучаемом действии. Они должны включать не только зрительный образ двигательной задачи и способ ее решения, но и смысловые представления, основанные на мыслительной деятельности, чувственные, основанные на нравственно - эстетическом и эмоциональном восприятии движения, кинестезические, основанные на предыдущем двигательном опыте.
Концептуальное обоснование модели содержания ЛОТФО предполагает выделение в качестве основного инструмента "целенаправленного освоения ценностного потенциала физической культуры" категориальной системы мировоззрения школьника. Проведенный анализ содержания современных толковых словарей русского языка, словарей спортивных терминов и понятий, философских словарей позволил выделить более 2500 слов и определений, в той или иной мере характеризующих такую сферу человеческой деятельности, как физическая культура. Термины и понятия, сформированные в блоки по степени лексической сложности, в соответствии с этапами школьного обучения и закономерностями личностного развития в сфере физической культуры и выделенныев виде общемировоззренческих категорий и категорий мировоззрения в сфере физической культуры, составили основу концепции ЛОТФО (таблицы 3).[15, c.14]
Базовые уровни физкультурной образованности для каждого этапа обучения в школе определены стандартом ЛОТФО, который соответствует государственным стандартам образования по образовательной области "Физическая культура" и целостно решает задачи личностного развития, предусматривая формирование теоретических знаний, практических и организационно-методических навыков и умений.
Экспериментальное обоснование моделей личностно ориентированной технологии физкультурного образования в реальных условиях образовательного процесса.
Программное содержание материала предполагало комплекс педагогических воздействий по формированию широкого мировоззренческого спектра представлений и знаний, а также формированию первоначального интереса и мотиваций для изучения того или иного раздела программы. Изучение теоретического материала предлагают осуществлять в процессе двигательной деятельности в течение всего урока и особо актуализировалось при объяснении правил игры и ее проведении, обучении двигательному действию, подведении результатов, планировании домашних заданий, актуализации знаний, содержательно расходящихся с изучаемым двигательным материалом.
Трехуровневая модель формирования теоретического знаний валеологического характера, основанная на технологии ЛОФО представляет собой логическую последовательность освоения основных смыслообразующих категорий и мировоззренческих представлений о физической культуре, здоровье, здоровом образе жизни у младших школьников. В основу всего экспериментально организованного процесса была положена три общесистемные категории: "Человек", "Жизнь", "Здоровье", которые соотносились с мировоззренческими категориями сферы физической культуры: отсутствие болезней, тренировка, состояние человека, радость, ценность. Каждая из мировоззренческих категорий включала комплекс деятельных категорий, которые и являлись основой для планирования учебного материала в 1-3-х классах.[17, c. 27]
В качестве показателей, доказывающих эффективность разработанной модели, использовались тест физкультурно-валеологической образованности (ТФВО) и комплекс показателей здоровья. При детальном анализе показателей здоровья, полученных после проведения эксперимента, по отдельным параметрам можно отметить присутствие достоверных различий.
Тенденции в изменениях показателей здоровья и физкультурно-валеологической образованности в контрольных и экспериментальных классах были зафиксированы при проведении педагогического эксперимента, связанного с обоснованием модели ЛОТФО. в основе которого лежали принципы гармонизации личностных компонентов и здоровья
Отталкиваясь от основополагающих работ по управлению и оптимизации педагогического процесса, а также разработанных моделей изменения направленности учебного процесса с целью гармонизации интеллектуального и физического компонентов личности школьника с его здоровьем, была разработана технологическая модель построения процесса физкультурного образования для учащихся 1-2-х и 3-х классов. Модель для 1-2-х классов базировалась на линейных формах зависимости, а модель для учащихся 3-х классов реализовывала параболические. Данные модели предполагали оптимизацию соотношения 3-х составляющих ее компонентов (интеллектуального, двигательного и оздоровительного) для гармонического развития школьников и гарантированного достижения наибольшего оздоровительного эффекта.
Оздоровительный компонент соответствовал разделу " Человек и его здоровье», интеллектуальный разделу "Движения внутри и вокруг нас", двигатель ный компонент в предлагаемой модели представлен программным материалом по физическому воспитанию для учащихся начальных классов с направленным развитием двигательных способностей.
Исходя из сущностной характеристики образования (обучение, воспитание, развитие), цели физкультурного образования, традиционного круга задач, стоящих перед физической культурой как школьной дисциплиной на каждом из этапов обучения, ЛОТФО предполагает комплексы частных задач, которые можно классифицировать по следующим направлениям:
. Развивающие задачи предполагают личностное развитие школьника по трем векторам. По интеллектуальному через формирование научного мировоззрения с широким спектром мировоззренческих представлений и понятий в сфере физической культуры, освоение основных законов развития человека средствами физической культуры, максимальное развитие физкультурной лексики в ее системных отношениях с различными речевыми компонентами, формирование интеллектуальных способностей в виде операций и приемов мышления, способов и форм познавательной деятельности. По физическому вектору через развитие оптимального уровня развития комплекса основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости) и координационных способностей. По интенционному вектору через формирование комплекса устойчивых мотиваций, потребностей и интересов к физическому самосовершенствованию, широкому использованию средств физической культуры в учебной и досуговой деятельности.
.Обучающие задачи предполагают традиционное освоение комплекса общетеоретических операциональных знаний, двигательных умений и навыков в широком кругу существующих видов физкультурно-спортивной деятельности.
.Воспитывающие задачи предполагают формирование комплекса необходимых для жизнедеятельности личностных качеств и способностей социально-психологической направленности (трудолюбие, дисциплинированность, воспитанность, патриотизм), формирование основ нравственности, этической и эстетической культуры поведения в сфере физической культуры.
.Оздоровительные задачи предполагают укрепление физического и психического здоровья, формирование двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни.
Для решения всего комплекса задач предлагается использовать систему уроков, преимущественно решающих каждую из задач. При этом, к традиционным комплексным урокам добавляются: интеллектуально-развивающие, кондиционно-развивающие, интенционно-развивающие, решающие развивающие задачи, а также обучающие уроки, оздоровительные уроки и воспитательно-формирующие уроки. Выделение контрольных уроков решает задачи результирующего технологического блока по оценке оперативных, текущих и этапных состояний учащихся как субъектов педагогического процесса.
ЛОТФО школьников предполагает рассматривать в качестве основных продуктов и результатов технологического процесса физкультурного образования следующие компоненты: 1) систему мировоззренческих категорий и представлений о физической культуре, 2) систему общетеоретических и операциональных знаний, 3) комплекс двигательных умений и навыков, 4) интеллектуальные способности личности (операции и приемы мышления, способы познавательной физкультурно - спортивной деятельности), 5) интенции к занятиям физической культурой и спортом, 6) навыки физического самосовершенствования,7) показатели здоровья, работоспособности, физической подготовленности, 8)нравственно - эстетические способности личности (музыкальная и художественнная выразительность, справедливость, самокритичность, ответственность и др. 9) личностные поведенческие качества (трудолюбие, дисциплинированность, эмоциональность, лидерство, и др.).
Главным условием ЛОТФО является достижение учащимися такого состояния, когда изучаемые в процессе обучения знания становятся внутренним достоянием личности. Физкультурные знания должны не только запоминаться на определенное время, но наиболее значимые из них фундаментальные знания о закономерностях функционирования организма, его физического и психического развития средствами физической культуры должны быть изучены так, чтобы они вошли в категориальную систему личности, в ту систему убеждений и взглядов, которая определяет характер и особенности его индивидуальной жизни, деятельности и поведения. Для этого знания сферы физической культуры и спорта должны быть логически полными, без существенных пробелов, систематическими, доступными и жизненно действенными, чтобы учащиеся могли оперировать ими в непосредственной физкультурно-спортивной деятельности или использовать их для получения новых знаний как в сфере физической культуры, так и других областях знания.
Другими условиями реализации ЛОТФО являются: опора на максимальное лексическое развитие речи применительно к сфере физической культуры и способы мышления каждого ученика; формирование сенсорных способностей, пространственных представлений, воображения, эстетического отношения к двигательной деятельности и природе; удовлетворение эмоционального насыщения положительными эмоциями и чувствами в результате преодоления физических, интеллектуальных и социальных трудностей, достижения успехов в физическом самосовершенствовании, познании нового, ощущении общего личностного роста; создание предпосылок для профессиональной социализации физкультурно-спортивной активности, эмпатии, альтруизма; формирование двигательных умений и навыков для сопряженных с физической культурой школьных образовательных сфер (труд и его разновидности, рисование, черчение, техническое творчество).[27, c.24]
Представленные методические основания указывают, что знания составляют основу, ядро всей технологии ЛОФО. На основе знаний формируются умения и навыки как умственные так и двигательно-практические. Знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов и мировоззрения в сфере физической культуры. Взяв за основу аналитико - синтетические исследования по обоснованию психопедагогической теории обучения (Л.М.Фридман 1997), знание в технологии ЛОФО представляется как результат познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась, в чувственной, двигательной, вербальной или визуальной форме деятельности.[26, c.273]
В качестве альтернативы в условиях видоизменения организационных форм физкультурного образования можно рассмотреть применение спортивно-секционной формы организации учебного процесса, заключавшаяся в вынесении за рамки расписания занятий по физической культуре и организации работы по пяти выбираемым учащимися спортивным секциям.
Для реализации указанного проекта была подготовлена программа по физической культуре для 8-11-х классов на основе дифференциации физкультурно-спортивных интересов учащихся. Существенным отличием данной программы от программ подобного типа явилась существенная интеллектуализация учебного процесса, основанная на интересах учащихся к выбранному виду двигательной активности, отказ от направленности на достижение высоких спортивных результатов, использование широкого спектра смежных спортивных дисциплин в вариативном компоненте программы, общая образовательная и оздоровительная направленность.
Заключение
Теоретико-методологическими основаниями личностной ориентации в физкультурном образовании школьников являются: на философском и общенаучном уровнях - диалектическое единство культурных и образовательных процессов опредмечивания (создание ценнностей, норм, систем, технологий) и распредмечивания (практическая реализация ценностей, норм, систем, технологий); на общепредметном уровне-современные теории педагогики и физической культуры. раскрывающие природу и личностно развивающие функции образования; на частнопредметном уровне - совокупность закономерностей медико-биологического и социально-психологического спектров, характеризующих физкультурную деятельность учащегося. При этом, личностно ориентированное физкультурное образование определяется как педагогической процесс целенаправленного освоения ценностного потенциала физической культуры, характеризующийся формированием системы мировоззренческих категорий и ценностных ориентации на физическое самосовершенствование и здоровый образ жизни.
Базовые характеристики личностного развития в сфере физической культуры соотносятся с этапами школьного обучения и выражаются: для учащихся младшего школьного возраста максимальными темпами физического и когнитивного развития с максимумом широтных показателей, указывающих на интенсивное восприятие и освоение широкого круга средств физической культуры в сочетании с интенсивным интеллектуальным осмыслением каждого из используемых средств; для учащихся среднего школьного возраста сенситивностью социального развития при замедлении темпов когнитивного и физического развития (вторая половина возрастного диапазона), выделением главной линии поведения в виде сопоставления собственного уровня физкультурного развития с нормами развития других социальных групп; для учащихся старшего школьного возраста сенситивностью когнитивного развития с минимизацией широты когнитивной деятельности относительно будущей профессии, снижением темпов физического и социального развития, соотносимым с максимальной широтой социальной деятельности, созданием объективных предпосылок для удовлетворения личных интересов в сфере физической культуры и поиском таких форм двигательной активности, которые бы отражали мировоззренческую направленность личности.
Система теоретического знания учащихся школьного возраста определяется совокупностью смысловых рангов (связей), группирующихся относительно: научного понимания предмета познания (сущностный компонент), конкретных видов и форм двигательной активности (процессуально-деятельностный компонент), социально-психологических характеристик (социально-психологический компонент), медико-биологических характеристик и здоровья (оздоровительный компонент), конкретных результатов деятельности и влияний на человека (результативный компонент) и составляет основу мировоззрения учащихся в сфере физической культуры. К особенностям формирования мировоззрения относятся: высокое процентное доминирование на начальном этапе обучения представлений, относящихся к процессуально-деятельностному и социально-психологическому блоку с незначительным представлением сущностных категорий мировоззрения в сфере физической культуры, спорта, здоровья.
Соотношение интеллектуального и физического компонентов развития школьника с его здоровьем определяется доминированием на начальном этапе обучения (1-2-е классы) прямых, пропорциональных форм зависимости, преобладанием зависимостей параболического типа с выделением зон наименьшей заболеваемости при средних уровнях физической подготовленности и успеваемости в 3-8-х классах и постепенным снижением степени взаимосвязи к 11 классу по всем вышеуказанным показателям личностного развития.
Методика оценивания уровней физкультурной образованности, предполагающая выделение 3-х групп заданий, связанных с оценкой свойств мышления, предметной осведомленностью, двигательной активностью и использование совокупности теоретических и операционально-методических терминов и понятий, является надежным, объективным и адекватным инструментарием оценивания личностных достижений школьника, способствующим переводу освоенных двигательных действий в категорию осмысленных.[12, c.118]
Экспериментальные исследования по обоснованию интегральной модели личностного развития, выявлению особенностей формировании мировоззрения в сфере физической культуры, тестированию физкультурной образованности учащихся показывают, что существующие двигательно-ориентированные технологические и методические подходы приводят к определенному рассогласованию между объективно существующими закономерностями развития и реально достигнутыми результатами личностного развития в сфере физической культуры, что характеризуется отсутствием систематичности в изменениях показателей интеллектуального и социального развития, низкими процентными объемами сущностных смысловых рангов в понимании базовых понятий и методических знаний, низкими уровнями свойств мышления, предметной осведомленности и двигательной активности.
Концептуальными основами личностно ориентированной технологии физкультурного образования являются: иерархизированная последовательность освоения двигательных, интеллектуальных и интенционных ценностей физической культуры по этапам школьного обучения; совокупность общесистемных категорий и мировоззренческих категорий физической культуры, распределенная по этапам обучения в соответствии со смысловой и лексической сложностью; образовательный стандарт, содержательно определяющий комплекс формируемых знаний и умений в сфере физической культуры; использование системы развивающих, обучающих, воспитательных, оздоровительных и контролирующих образовательных задач с соответствующей типологией школьных уроков; последовательность формирования личностного знания.
Педагогическими условиями организации личностно ориентированного процесса физкультурного образования являются: объяснение учащимся сущности физической культуры как общественного феномена и формирование их жизненной позиции на основах здорового образа жизни; формирование научных основ физкультурного знания; опора на межпредметное взаимодействие со смежными школьными образовательными дисциплинами; соответствие общих и частных целей и задач образования возрастным закономерностям физического, психического и социального развития в сфере физической культуры.
Методическими требованиями реализации технологии являются: опора на максимальное лексическое развитие речи применительно к сфере физической культуры и способом мышления каждого ученика; формирование сенсорных способностей, пространственных представлений воображения, эстетического отношения к двигательной деятельности и природе; удовлетворение эмоционального насыщения положительными эмоциями и чувствами от преодоления физических, интеллектуальных и социальных трудностей и достижения успехов в физическом самосовершенствовании, познании нового, ощущении общего личностного роста; создание предпосылок для профессиональной социализации физкультурно-спортивной активности, эмпатии, альтруизма; формирование двигательных умений и навыков для сопряженных с физической культурой школьных образовательных сфер (труд и его разновидности, рисование, техническое творчество).
Реализация концептуальной модели технологии личностно ориентированого физкультурного образования в серии педагогических экспериментов на базах различных общеобразовательных школ показывает, что количественная эффективность концептуальной модели выражается в достоверных увеличениях структурных и содержательных показателях мировоззрения, физкультурных и валеологических показателях образованности, параметрах социальной активности, физической подготовленности.
Список использованных источников
1. Анисимов, О.С. Основы методологического мышления. - М.: Внештпргиздат, 1989. - 412 с.
. Бальсевич, В.К., Лувышева Л.И. Концепция информационно-образовательной кампании по развитию национальной системы спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1. - С. 11-17.
. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 3. - С. 2-4.
. Барбашов, С. В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: автореф: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. / С. В. Барбашов; Сиб. ГАФК. - Омск, 2000. - 48 с.
. Басова, Я. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 416 с.
. Беспалъко, В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
. Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс Республики Беларусь (I-IV ступени: возраст 7-21 год). Программа молодежного физкультурыо-спортивного движения Олимпийские надежды Беларуси" / Разработчики: В. Н. Кряж, З.С. Кряж. - Мн., 1999.
. Грачев, О.К. Физическая культура: учеб, пособие / под. ред. доцента Е.В. Харламова. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 464 с.
. Дворак, В.Н. Тестовая технология для определения уровня усвоения теоретико-методических знаний по физической культуре / В.Н. Дворак // Физическая культура и здоровье. - 2005. - № 4. - С. 3-10.
. Железняк, Ю.Д., Петров, П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. -194 с.
. Коледа, В. Л. Совершенствование физического воспитания в системе профессионально-личностного развития студентов. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 1999. - 154 с.
. Кошман, М.Г. Методический анализ концепции учебного предмета "Физическая культура" / М.Г. Кошман // Физическая культура и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 115-120.
. Кряж. В.Н. Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся. - Мн., 1998. - 16 с.
. Кряж, В.Н, Кряж, З.С., Овчаров, B.C. и др. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь. - Мн., 1999. - 35 с.
. Кряж, В.Н., Ворсин, Е.Н.. Гужаловский, АЛ. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов. - Мн., 1991. - 52 с.
16. Куприян, В. К. Системный подход в формировании физической культуры учащихся лицеев и гимназий // Ф1з1чная культура i здароуе. - 2000. - № 3. - С. 63-74. . Куприян, В.К. Уровень физкультурных знаний у учащихся лицеев и гимназий / В.К. Куприян // Физическая культура и здоровье. - 2005. - № 4. - С. 29-32.
. Кучерова, А.В. Теоретические знания по физической культуре для учащихся средней школы: В 2ч. Ч. 1: Метод. рекомендации. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 60 с.
. Левин В. П., Зиновьев В. В. Методика конструирования экологических тестов: экспертиза и статистическая обработка. Тестовых заданий // Дидактика. - 2002. - № 5. - 90с.
. Ленский, А.Н. Повышение уровня эффективности уроков физической культуры в школе / А.Н. Ленский // Физическая культура и здоровье. - 2000. - № 1. - С. 78-82.
. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. - 4-е изд., стер. - СПб.: Издательство "Лань", М.: ООО Издательство; "Омега-Л", 2004.- 160 с.
. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: Теория, методика, практика. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 303 с.
. Педагогика: учеб, пособие для студ. пед. учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная пресса, 2002. -512 с.
. Прокопьев, Я. Я. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб, пособие. И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. - Мн.: ТетраСистемс, 2002. - 544 с.
. Сухов, А.Г. Теоретические знания по физической культуре / А.Г. Сухов // Физическая культура и здоровье. - 2005. - № 4. - С. 23-24.
. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
. Тесты для определения уровня усвоения теоретико-методических знаний по физической культуре: практ. пособие по курсу "Физвоспитание" для студентов первого курса высш. Учеб. Заведений. / Авт.-сост. В.А. Коледа [и др.]. - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. - 32 с.
. Чесноков, Н.Н., Красников, А.А. Тестирование уровня знаний по физической культуре: учеб, метод, пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 85 с..