Введение
В данной работе рассмотрена тема «Событийный туризм как важнейший фактор развития туристского центра. Разработка юбилейного тура в Ярославль».
Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами: во - первых: развитие внутреннего и въездного туризма являются приоритетными видами развития туризма в Российской Федерации, во - вторых, Ярославль, имея огромный туристский потенциал, является недостаточно развитым туристским центром, готовым предложить широкий спектр обслуживания туристов. В преддверии 1000-летия города, продвижение Ярославля, как туристского центра становится наиболее актуально.
Основная цель данной работы заключается в определении роли событийного туризма, как важнейшего фактора развития туристского центра.
В виду многоплановости темы, в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть особенности событийного туризма;
выявить возможные факторы, оказывающие влияние на развитие туристского центра;
провести анализ современного состояния туризма в Ярославле;
проанализировать мероприятия, посвященные юбилею Ярославля;
определить влияние событийных туров на развитие туризма;
проанализировать возможности развития событийных туров;
разработать проект событийного тура в Ярославль и рекомендации по его продвижению.
Объектом исследования в данной работе являются непосредственно туристский центр, факторы, влияющие на его развитие, программа мероприятий, посвященных юбилею города.
Предметом исследования являются событийные туры, приуроченные к юбилею города.
Данная работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическим вопросам в рамках темы. Во второй главе представлен анализ мероприятий, приуроченных к празднованию 1000-летия Ярославля. Там же определено влияние мероприятий на развитие туризма в регионе, рассмотрены возможности событийных туров. В третьей главе представлен проект событийного тура, даны рекомендации по его продвижению на внутреннем рынке. В заключении приведены основные результаты исследования и сформулированы основные выводы о значимости событийного туризма и его влиянии на развитие туристского центра.
Глава 1. Достопримечательные события как фактор развития туризма в регионе
Целью данной главы является обзор литературы для раскрытия основной темы диплома. Для достижения этой цели ниже рассмотрены следующие вопросы:
.Основные мотивы путешествий
.Событийный туризм
.Факторы развития туризма в регионе
.1 Основные мотивы путешествий
Туризм сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Туризм является мощным катализатором региональной экономики, отраслью с высокой скоростью оборота капитала, окупаемостью и рентабельностью инвестиций.
В современной научной литературе рассмотрено достаточно много подходов к определению туризма, которые в общем определяют туризм, как особую форму передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специального интереса и возвращению к месту постоянного жительства. Понимание мотивации людей, собирающихся в путешествие, является важным фактором для организации путешествий. Под мотивами туризма понимают все те психологические и физические потребности людей, заставляющие людей думать о месте назначения с туристской целью (о дестинации), которое может удовлетворить их туристские потребности и желания. Существует множество мотивов туризма, которые определяют разнообразные его формы. Мотивы туризма различаются в каждой конкретной дестинации по своей интенсивности, которая определяется отношением числа посетителей с определенной мотивацией к общему числу посещений туристами конкретной местности. Основными видами мотивов туризма являются:
природно-климатические мотивы
культурные мотивы
экономические мотивы
психологические мотивы
Местные достопримечательности воздействуют на чувства человека и могут быть мотивом (целью) путешествия. Достопримечательностями местности могут быть страны или отдельные районы страны, а также географические регионы, города и т.д., другими словами, любая местность, привлекающая внимание туристов.
Достопримечательные события - выставки, спортивные мероприятия, международные конференции, карнавалы, фестивали, религиозные церемонии и пр. Туристы посещают эти места в связи с происходящими там событиями. Кроме того, существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо при формировании программ обслуживания.
Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.
Таким образом, туристские мотивы как существенный элемент спроса являются объектом целого ряда влияний, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объем, так и на формы спроса и выбора туристского продукта и услуг. Одни из этих влияний могут быть доминирующими, другие - побочными, однако все они обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта и естественно определяют цель путешествия.
.2 Событийный туризм
На сегодняшний день существует множество видов туризма. Событийный туризм - направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена к какому либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность.
Событийный туризм - это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Главная особенность событийного туризма - множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма.
Целевая аудитория событийного туризма - это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар.
Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события (национального или международного уровня) и по тематике события.
В событийном туризме выделяют несколько тематических видов:
национальные фестивали и праздники
театрализованные шоу
фестивали кино и театра
гастрономические фестивали
фестивали и выставки цветов
модные показы
аукционы
фестивали музыки и музыкальные конкурсы
спортивные события
Участники событийных туров предъявляют повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу - гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям общественного питания и к услугам гидов переводчиков. Особенность событийного туризма в том, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных. Прочное место в событийном туризме заняла Олимпиада - летние и зимние Олимпийские игры. В настоящее время крупным и стабильным сегментом событийного туризма являются "карнавальные" туры.
Следует отметить, что событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Предполагается, что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров. Среди событий, привлекающих туристов в Россию, - крупные международные спортивные соревнования (Кубок Кремля по теннису, хоккейные турниры и футбольные матчи, спортивный Праздник Севера в Мурманской области), культурные события - Московский международный кинофестиваль, этнические праздники (якутский праздник в честь наступления лета, недели культуры и искусства разных стран или народов) и религиозные (русская Масленица в Москве). Юбилейные торжества в разных городах привлекают приезжих не только из России, но и из-за рубежа. Наиболее значимыми событиями, привлекшими к себе значительные туристские потоки, за предыдущие два года, могут считаться:
«65-летие прорыва блокады Ленинграда»
«День города в Нижнем Новгороде»
«День города в Москве»
«День Ленинградской области»
«День рождения Петра Первого»
«День Санкт-Петербурга»
Кроме того, необходимо отметить, для участников Второй мировой войны во всем мире поводом для поездок в Россию служит 9 Мая - день окончания войны. В последние годы родственники погибших и оставшиеся в живых воины из Германии получили возможность посещать в России могилы своих близких и друзей. Привлекательные для россиян события происходят летом в южных городах страны. Это карнавалы - открытия курортного сезона в Геленджике и Анапе, музыкальные и кинофестивали и пр.
.3 Факторы развития туризма в регионе
Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвергается влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент времени может быть различной по силе, так и продолжительности воздействия. Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:
внешние (экзогенные);
внутренние (эндогенные).
Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.
Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения. Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. В целом же природно-географические и культурно-исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют непреходящую, неизменную ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам и сделать более доступными для использования в туристских целях.
Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между экономическим развитием страны, объемом национального дохода и материальным благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан. К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку в страну валюты, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т.д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.
Основными направлениями туристской политики в России являются:
защита прав путешествующих
защита интересов производителей отечественного туристского продукта
всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, который проявляется в форме: прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры, научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на мировом туристском рынке, налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.
В соответствии с ролью туризма в возрождении экономического потенциала страны Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» признаёт туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что главным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма. Анализ современного состояния туристского рынка показывает, что основными странами, поставляющими туристов в нашу страну являются: Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция и Япония.
В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного пляжного отдыха. Тем не менее культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры, в том числе формировании объектов туристского показа на основе развития исторических центров, количество иностранных туристов может значительно вырасти.
Вместе с тем спрос на туристские услуги внутри страны постоянно растёт. При этом отчётливо выявляется несоответствие существующего туристского продукта и современного туристского спроса. Причина этого кроется в почти полном отсутствии двух-трёх звёздочных гостиниц туристского класса, предполагающих качественное обслуживание, и невысоком уровне подготовки персонала для работы на туристском рынке. В целом, Россия, несмотря на огромный туристский потенциал остаётся одной из немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма.
Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к путешествиям.
Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики.
Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов. Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий).
Экологические факторы оказывают на туризм самое непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.
Внутренние факторы, воздействующие на туризм, - это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:
Процессы спроса, предложения и распространения
Возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.)
Возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и т.д.).
Возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов.
Возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т.д.).
Возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.
Таким образом, по первому разделу можно сделать выводы о том, что развитие событийного туризма играет важную роль в развитие всей туристской индустрии региона. Это объясняется следующим:
- определенные события в жизни и истории региона вполне могут являться первостепенным мотивом для осуществления путешествий
развитие событийного туризма в регионе является достаточно выгодным для всего региона. Преимущества его развития с экономической точки зрения заключаются в следующем:
увеличение денежного потока
развитие индустрии и инфраструктуры туризма
рост валового национального продукта
создание новых рабочих мест в регионе
реформирование структуры отдыха и развлечений, которая может быть использована как туристами, так и местным населением
увеличение налоговых сборов принимающего региона;
С социальной точки зрения:
туризм - наилучший способ знакомства с культурой стран и народов
основой событийного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
событийный туризм является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.
Кроме того, главной особенностью событийного туризма можно считать возможность его постоянного развития, ведь он неисчерпаем, ежегодно пополняется новыми событийными турами, из событий эти туры переходят в разряд постоянных.
Глава 2. Анализ влияния юбилейных мероприятий, приуроченных к празднованию 1000-летия Ярославля, на развитие туризма в регионе
Целью данной главы является анализ воздействия событийного туризма на развитие туристского центра. Для достижения этой цели ниже рассмотрены следующие вопросы:
. Анализ современного состояния туризма в регионе.
. Анализ программы мероприятий по подготовке к празднованию юбилея города.
. Анализ возможностей развития туров, приуроченных к празднованию 1000-летия Ярославля.
.1 Анализ современного состояния туризма в регионе
Значимость развития туризма для Ярославской области определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Ярославская область по туристскому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создаёт условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.
Туризм является одной из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому и туризм, и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии.
Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года туризм отнесён к числу приоритетных направлений развития региона.
Основной проблемой, которую необходимо решать, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта области.
Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 6 лет, начиная с 2002 года, более чем в 2,1 раза увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, в 3,7 раза увеличить объём туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по официальным данным, занимает в Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после г. Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2007 году область приняла 1015 тыс. туристов и экскурсантов, в т.ч. более 234 тыс. иностранных граждан.
По данным статистики, в 2009 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму более 929 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 1,8 млрд. рублей.
Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается отсутствием в системе государственной статистики определения конечных финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли; недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием раздела «Туризм» в бюджетной классификации; отсутствием преференций для инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счёте приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию чёткого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии.
Сегодня область стоит перед серьёзной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы.
Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объёму туристского потока не только опережает Владимирская область за счёт большого приёма гостей в городах Владимир и Суздаль, но и догоняют Тверская область, которая использует свой потенциал расположения между Москвой и Санкт-Петербургом, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц.
Таким образом, обеспечение туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может иметь своим следствием невозможность достижения одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развития туристской индустрии, отставание по сравнению с темпами её развития в соседних регионах. В конечном счёте это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области. Ввиду вышеизложенного, можно сделать выводы, что для развития туризма в регионе необходимо максимально использовать весь имеющийся туристский потенциал, а учитывая грядущее 1000-летие города, этот вопрос как никогда может быть актуальным.
.2 Анализ программы мероприятий по подготовке к празднованию юбилея города
В связи с предстоящим празднованием 1000-летнего юбилея основания г. Ярославля, а также в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. № 1259-р администрацией области был утвержден план мероприятий по подготовке и проведению празднования 1000-летнего юбилея основания г. Ярославля на 2006-2010 годы. Перечень мероприятий далее представлен в таблице, с целью выявления проводимых мероприятий на развитие туристского центра, определено влияние того или иного мероприятия на туристскую отрасль, полученные результаты более конкретно отражены в диаграмме.
Таблица. Влияние мероприятий, приуроченых к юбилею города на развитие туризма в регионе
Влияние на развитие туризмаНаименование мероприятияРазвитие материально-технической базыРазвитие инфраструктуры туризмаСоздание положительного имиджа региона и продвижение туристского центраРазвитие туристских ресурсовМеждународный фестиваль театрального искусства «Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!», вручение премии Российской Федерации им. Ф.Г.Волкова+++Областная научно-исследовательская краеведческая конференция школьников «Отечество», посвящённая 1000-летнему юбилею основания г.Ярославля+++Международный симпозиум по горячим эмалям, посвященный 1000-летию г. Ярославля++Музейно-выставочные мегапроекты «Ярослав Мудрый и его время»,«Золотой век Ярославля»++Большое музыкальное посвящение г. Ярославлю «Музыка тысячелетия»+++Включение 1000-летнего юбилея г. Ярославля в Список памятных дат ЮНЕСКО и проведение юбилейных презентаций в штаб-квартире организации в Париже++Участие в организации и проведении межрегиональной выставки-ярмарки «Ярославль гостеприимный»++Ярмарка «Ярославская масленица - лучшая масленица страны»++Всероссийский фестиваль национальной культуры (Академия российской культуры)++Выставка-ярмарка «Товаропроизводители Ярославской области - детям»++Конкурс «Лучшее предприятие торговли - к 1000-летию основания г.Ярославля»++Конкурс «Лучшее предприятие индустрии сервиса - к 1000-летию основания г.Ярославля»+++Смотр - конкурс продукции с символами города и иной продукции о г.Ярославле++Реставрация объектов культового зодчества XVII-XIX веков+Реставрация музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации+Участие в организации и проведении всероссийских соревнований по авиамодельному спорту+++Организация и проведение международного студенческого фестиваля «СТАТУС», посвященного празднованию 1000-летнего юбилея основания г.Ярославля++Губернаторский молодежный бал, посвященный празднованию 1000-летнего юбилея основания г.Ярославля++Интеллектуальная игра на кубок Губернатора области, посвященная празднованию 1000-летнего юбилея основания г.Ярославля++Участие в организации и проведении международного фестиваля народного спорта++Участие в организации и проведении межрегионального туристского фестиваля «Ярославль - жемчужина Золотого кольца»+++Участие в организации и проведении межрегиональной конференции «Ярославль - крупный центр развития событийного туризма»+++Организация и проведение международного фестиваля «Ярославль. Архитектура Верхневолжья. Взгляд сквозь тысячелетие»+++Презентация и продвижение туристских возможностей г.Ярославля и других городов области на международных туристских выставках+++Разработка и изготовление многоцелевого выставочного оборудования++Публикация книг из серии «Ярославский архив»+++Создание и выпуск компактного диска «Экономический потенциал города Ярославля и Ярославской области» (на русском и английском языках)++Освещение в средствах массовой информации мероприятий, проводимых Администрацией области в связи с подготовкой и проведением празднования 1000-летнего юбилея основания г.Ярославля++Открытие в сети Интернет юбилейного сайта «1000-летие г.Ярославля»+++Организация пресс-туров в Ярославскую область для представителей федеральных, иностранных и региональных средств массовой информации++Реконструкция перехода между зданиями № 1и № 2 ГОУ ЯО ЦДЮ (пр.Дзержинского, д.21)+++Реконструкция здания ГА ЯО с пристройкой специализированного архивного хранилища (ул.Советская, д.68)+++Строительство и оснащение учебного центра подготовки специалистов индустрии сервиса+++Приобретение реабилитационного и технологического оборудования для стационарных учреждений социального обслуживания населения области++Оснащение лаборатории обеспечения сохранности документов ГА ЯО новым оборудованием++
Данная диаграмма отражает, насколько влияют мероприятия, приуроченные к 1000-летию Ярославля на развитие туризма в регионе. Наибольшее влияние запланированные мероприятия могут оказать на создание положительного имиджа региона и продвижение туристского центра, также они способствуют развитию инфраструктуры туризма, однако следует отметить, что в программе не предусмотрено коренное развитие материально-технической базы туризма, что могло бы отразиться в развитии гостиничной индустрии и индустрии развлечений.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что мероприятия, посвященные юбилейным датам и событиям, при условии грамотной организации, подтверждают их высокую эффективность в продвижении региона на рынке туристских услуг, повышают инвестиционную привлекательность и имидж региона, формируют новые туристские потоки, способствуют увеличению спроса.
2.3 Анализ возможностей развития туров, приуроченных к празднованию 1000-летия Ярославля
С целью выявления перспектив развития событийных туров, рассмотрены сильные и слабые стороны в их продвижении, рассмотрены возможности и надвигающиеся угрозы в их реализации на туристском рынке, выводы получены в результате SWOT-анализа.
Сильными сторонами развития событийного туризма в Ярославле могут являться:
. Выгодное экономико-географическое положение (близость к Москве, наличие всех видов транспортных магистралей, расположение на Волге)
. Богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов показа
. Принадлежность к туристскому маршруту «Золотое кольцо России»
. Устойчивое развитие гостиничной инфраструктуры
. Богатые традиции гостеприимства, опыт в приеме и обслуживании туристов
. Наличие установившегося календаря туристских событий
Слабыми сторонами развития событийного туризма в Ярославле могут являться:
. Недостаточная известность региона в России и слабая известность за рубежом
. Отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области
. Слабая ориентация на достижение конечного результата при осуществлении регионального маркетингового планирования по продвижению туристских возможностей области
. Слабое использование значительного туристско-рекреационного потенциала области
.Недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов
. Отсутствие сильных туристских брендов
Благоприятные возможности развития событийных туров в Ярославле:
. Перспективы привлечения на развитие туристской индустрии, реализацию значимых мероприятий и проектов дополнительных средств в рамках федеральных целевых программ и внебюджетных источников.
. Наличие устойчивого спроса на посещение объектов исторического и культурного наследия Ярославской области, в том числе обусловленного продвижением г. Ярославля на туристском рынке в связи с празднованием 1000-летия города
. Восстановление российского рынка краткосрочных поездок (туров выходного дня)
Возможные угрозы развития событийных туров в Ярославле:
. Усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала
. Усиление конкуренции со стороны других регионов в связи с более эффективным использованием туристско-рекреационного потенциала
. Усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов Российской Федерации
. Недостаточное количество долгосрочных вложений в туристскую инфраструктуру и благоустройство территорий
. Неустойчивость спроса на рынке туристских услуг в результате влияния сезонности и других факторов
событийный ярославль путешествие юбилейный
Матрица SWOT
Возможности 1,2,3Угрозы 1,2,3,4,5Сильные стороны 1,2,3,4,5,6Поле СиВПоле СиУСлабые стороны 1,2,3,4,5,6Поле СЛиВПоле СЛиУВ результате анализа можно сделать выводы о том, что развитие событийного туризма может быть достаточно перспективно и значительно увеличит поток туристов. Так как юбилей города предоставляет колоссальную возможность в ближайшее время придать существенный импульс привлечению туристов в регион, необходимо учитывать прежде всего заинтересованность администрации города в развитии материально-технической базы туризма и инфраструктуры. Информационно освещение события сыграет большую роль в привлечении туристов и продвижению туристского центра.
В ходе анализа рассмотренных положений можно сделать вывод, что Ярославль имеет большой потенциал для развития туризма в регионе. Но на данный момент современное состояние туризма в Ярославле не находится на должном уровне, это вызвано недостаточными финансированием туристской отрасли и информационной известностью, Ярославль может быть более востребованным туристским центром, особенно с учетом расположения непосредственно вблизи Москвы и хорошей транспортной доступностью. Материально-техническая база туризма недостаточно развита, что приводит к нехватке мест для размещения туристов и ресурсов для качественного предоставления услуг. Тем не менее Ярославль обладает древней историей, культурными ценностями, имеющими значение мирового масштаба. Анализ мероприятий, приуроченных к 1000-летию Ярославля, показал что, событийный туризм можно использовать как основной «рычаг» для развития региона как крупного постоянного туристского центра.
Глава 3. Разработка юбилейного тура в Ярославль
Целью данной главы является разработка юбилейного тура в Ярославль. В ходе работы сформирована технологическая документация, связанная с проектированием тура, а также даны рекомендации туристским фирмам для эффективного продвижения тура на внутреннем рынке.
3.1 Вербальная модель
Маршрут: СПб - Ярославль - СПб
Продолжительность: 5дней/4 ночи
Количество туристов в группе: 20человек
Вид туризма:
по цели - событийный тур
по географическому признаку - внутренний
по источнику финансирования - коммерческий
по способу передвижения - стационарный
по числу участников - групповой
по организационной форме - организованный
Сегмент рынка: все категории
Класс обслуживания: экономический
Транспорт: ж/д., внутримаршрутные перевозки - автобус