Разработка экскурсионной программы "Город на Ангаре" для тура по г. Братску

Федеральное агентство по образованию

государственный институт сервиса

Факультет заочный

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Разработка экскурсионной программы

«Город на Ангаре» для тура по г. Братску


2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Программное обслуживание и его принципы

.2 Виды туров

.3 Экскурсия как основная форма организации культурно-познавательного программного туризма

.3.1 Признаки и функции экскурсии

.3.2 Классификация экскурсий

.3.3 Особенности создания новой экскурсии

.3.4 Методика проведения экскурсии

.3.5 Методика экскурсионного показа

.3.6 Методика экскурсионного рассказа

Выводы

ГЛАВА 2. БРАТСК КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

.1 Факторы развития туризма

.2 История города Братска

.3 Рекреационные ресурсы и потенциал города

.4 Транспортная сеть и инфраструктура города

.5 Культурная жизнь города

.6 Рынок туристских услуг города Братска

.7 Изучение потребности в экскурсионных турах

Выводы

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ «ГОРОД НА АНГАРЕ»

.1 Актуальность экскурсионной программы «Город на Ангаре»

.2 Основные принципы разработки программы

.3 Первый день программы

.4 Второй день программы

.5 Третий день программы

.6 Информационный листок для туристов

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Туризм и экскурсии - эти понятия тесно, органично связаны между собой. Экскурсии определяют идейное и познавательное значение любого путешествия. В то же время современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Именно в сфере экскурсионного туризма возможно в кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданными свойствами и удовлетворяющий спросам самых различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта - культурно-исторический потенциал.

Первозданная красота нетронутой природы, уникальная и самобытная культура народов Сибири делают привлекательной Иркутскую область для ученых, деятелей культуры и искусства, а также для обычных туристов. Все это создает предпосылки для развития индустрии туризма, особенно такой его разновидности, как культурно-познавательный туризм. В то же время районы Иркутской области крайне неоднородны по уровню развития, доступности, наличию туристско-рекреационных ресурсов. Братск, в свою очередь, относится к отдаленным районам Иркутской области, что представляет определенную сложность для развития культурно-познавательного туризма.

У Братска есть свои заветные и памятные места, которые давно стали частью его героической истории. Несмотря на то, что город имеет богатую историю, в настоящее время потребитель не имеет даже подробных сведений о возможностях получения тех или иных туристских услуг в городе, особенно это касается культурно-познавательного туризма.

Объектом исследования являются достопримечательности города Братска.

Предмет дипломной работы - экскурсионные предложения по достопримечательностям города Братска.

Цель работы - разработать экскурсионную программу по городу Братску.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

. Изучить теоретико-методические основы программного обслуживания и экскурсионной деятельности.

. Проанализировать состояние туристской индустрии города.

. Определить степень востребованности экскурсионных продуктов среди населения города.

. Обосновать принципы разработки экскурсионной программы для тура.

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение, а также метод социологического опроса, в частности анкетирование, методы математической статистики.

Новизна данной работы состоит в том, что в работе дано комплексное представление о городе Братске как объекте для развития культурно-просветительного туризма на основе изучения и описания различных групп факторов развития туризма.

Практическая значимость работы определяется тем, что в ней приведен перечень объектов, которые могут быть использованы при составлении экскурсионных маршрутов и культурных программ по городу. Кроме того, разработанная экскурсионная программа может представлять интерес для туристических агентств города.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


1.1Программное обслуживание и его принципы

экскурсия братск туризм

Туризм (от франц. - прогулка, поездка) - это путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, который превратился в настоящее время в целую отрасль, мировую индустрию.

Основные функции туризма: воспроизводящая, познавательная, а также функция самовыражения. Все эти функции тесно взаимосвязаны, дополняют и сопутствуют друг другу, позволяя осуществлять современный подход к туризму как программному обслуживанию.

Программное обслуживание - это комплексное предоставление определенного набора услуг клиенту в процессе преодоления им пространства (на транспорте, пешком, на животных или другими способами), подчиненное одной цели (мотиву), побудившей его (клиента) к решению собственных проблем (возможности знакомства, обучения, самовыражения, удовлетворения любопытства и др.) с помощью путешествия [34, с. 98].

В связи с высокой степенью накала конкурентной борьбы на международном туристском рынке большинство туристских фирм стало предлагать своим клиентам комплексное обслуживание по определенной программе. Это резко и довольно сильно увеличило рынок, расширив систему спроса и предложения, позволило дифференцировать его, а туристским фирмам - специализироваться на том или ином виде программ (тематике, технологии), что, естественно, сразу повысило уровень обслуживания.

Программа обслуживания - это набор запланированных услуг, распределенный по дням и времени предоставления. Программный туризм - это работа над программами обслуживания.

Основными видами услуг, входящими почти в любую туристскую программу обслуживания, являются:

. Проживание.

. Досугово-развлекательные услуги.

. Питание.

. Спортивные программы.

. Экскурсионное обслуживание.

. Курортные услуги.

. Транспортные услуги.

. Бытовые услуги и др.

Из комплекса этих услуг формируется программа обслуживания туристов [34, с. 102].

С точки зрения программного обслуживания туристские программы всегда имеют тематическую направленность. В зависимости от тематики тура составляется определенный набор услуг, который зависит от цели путешествия и уровня заказанной комфортности. При этом программа состоит из основных услуг, соответствующих цели путешествия, а также услуг, дополняющих и сопутствующих.

Подход к туристскому программированию условно включает такие необходимые составляющие, как качество, оптимальность и психологическая подготовка их восприятия.

Программный туризм - это предоставление туристам нормативно заданного объема услуг, оптимально соответствующего типу потребителя и цели путешествия, гарантирующего содержательную деятельность в соответствии с рекреационными потребностями.

Данное определение включает три основных принципа:

. Ориентацию на активную и содержательную деятельность туристов.

. Учет индивидуальных потребностей каждого туриста.

3. Гарантию запланированного уровня и объема услуг, обслуживание по научно обоснованным нормам и стандартам, о которых потребитель информируется не позднее стадии реализации своего заказа или приобретения путевки [34, с. 114].

Программное обслуживание в первую очередь использует мотивы и стремления клиентов. Естественно, что не все они могут быть отчетливо сформулированы и определены. Поэтому при их описании необходимо придерживаться несколько условной классификации, основанной на мотивации туристов при выборе того или иного вида отдыха или путешествия.

Мотивы туристов при выборе путешествия могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов. Среди них, конечно же, и возраст, и уровень доходов туристов, и национальные особенности, и даже мода [46, с. 64] .

Однако среди всего многообразия мотивов специалисты выделяют наиболее типичные, присутствующие у большинства потребителей на большинстве туристских рынков. На них обычно основываются стандартные программы обслуживания, распространенные во всем мире. Это следующие мотивы и связанные с ними программы обслуживания:

. Забота о сохранении здоровья - в этой группе программ предусмотрены туры с лечением, массажем и другими процедурами для семей, инвалидов, некурящих или бросающих курить, туры с оздоровительными видами спорта (плавание, аэробика, лечебная гимнастика и пр.).

. Занятия спортом как средство психологической разрядки и повышения жизненной активности. Сюда входят туры, позволяющие заниматься в период отпуска такими видами спорта, которыми большинство людей не имеют возможности заниматься регулярно в течение года. Это горные лыжи, теннис, гольф, планерный спорт, конный, парусный спорт, серфинг, виндсерфинг, подводное плавание, сплав на байдарках и катамаранах и многое другое.

. Обучение. Здесь можно выделить прежде всего изучение иностранных языков и разговорную практику, предусматривающие ежедневные занятия, а также другие виды рекреационных занятий. Кроме того, сюда входят обучение различным видам спорта и профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.). Небольшую группу составляют обучающие туры по интересам (кулинария, экология, астрономия и др.).

. Возможность для самовыражения и самоутверждения. Эта группа включает в себя так называемые приключенческие туры: высококатегорийные туристские походы, кругосветное путешествие на теплоходе, африканское сафари, охота на верблюдах (Йемен, Египет) и мотонартах (Финляндия), покорение горных вершин, подводная охота и различные экспедиции.

. Возможность заняться любимым делом (хобби) в среде единомышленников. Для таких людей существуют специальные туры для автолюбителей, для «фанатов» и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады, для паломников, для коллекционеров и любителей (например, «Путешествие за орхидеями по Азии»), для гурманов («Сырный тур по Швейцарии» или «Пивной тур по Чехии») и др.

. Решение деловых проблем. Сюда относятся так называемые деловые, конгресс-туры и т. п. Туристская фирма обеспечивает культурную и туристско-экскурсионную программу конгрессов, организует деловые поездки с посещением интересующих клиентов мест и предоставлением соответствующих услуг (транспорта, размещения, питания, конгресс-обслуживания и пр.).

. Развлечение и потребность в общении с другими людьми. Это в основном путешествия в праздничные дни с развлекательно-познавательной программой.

. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Эти задачи решаются во всех названных выше турах, но основную роль они играют: в познавательных турах по знаменитым городам, столицам, историческим и культурным центрам; в театральных турах по знаменитым оперным залам, концертам и балетам; в литературных турах по местам действия известных литературных произведений и др. [34, с. 117].

При выборе программы важны также экономические соображения, территориально-климатические и многие другие.

Каждый вид тура в зависимости от программы имеет особую специфику организации обслуживания туристов, распределения времени и предоставления услуг, технологии обслуживания туристов. При этом программа обслуживания строится исходя из основной цели путешествия. При всем разнообразии вариантов программ соблюдается принцип «Цель путешествия - тип тура».

Если не выполняется этот основополагающий принцип организации тура, составления программы, то работа обречена на провал, даже состоящая из высококачественных услуг высшей категории, так как турист считает качественным обслуживание только тогда, когда цель его путешествия выполнена. Если же он ее не достиг (скажем, ехал поправить здоровье, а попал в горный поход), то впечатления его отрицательны. Следовательно, спрос на такое туристское обслуживание падает. То же касается и безликих программ, составленных из услуг различной направленности и тематики и не отвечающих потребностям того или иного сегмента потребителей.

Любая программа обслуживания должна быть сориентирована на конкретного потребителя и соответствовать его целевым мотивам [34, с. 124].


1.2 Виды туров


Согласно ГОСТ Р 50681-94, тур - это набор туристских услуг с конкретными сроками начала и окончания исполнения, реализуемый оптовому или розничному потребителю [16, с. 2].

В проектировании туристского путешествия тур имеет значение проектировочного модуля.

Программа обслуживания туристов - это перечень услуг, достопримечательных объектов и досуговых событий, предоставляемых туристам в определенных последовательности, времени, месте и условиях обслуживания.

В соответствии с ГОСТ Р 50690-2000, туры подразделяют на следующие виды:

. Оздоровительные (туры оздоровительного характера с отдыхом и/или лечением на курорте).

. Познавательные (туры с экскурсионной программой: посещение музеев, осмотр достопримечательностей, участие в культурных мероприятиях).

. Профессионально-деловые (туры с участием в работе заседаний, конференций, конгрессов, торговых ярмарок и выставок, с выступлениями с лекциями, концертами; с участием в профессиональных мероприятиях, переговорах для заключения контрактов, семинарах, профессиональных специальных курсах, а также с целью продвижения товаров на рынке и увеличения их сбыта; обучения и исследовательской деятельности, за исключением случаев оплачиваемой работы в месте временного пребывания).

. Спортивные (туры для занятия непрофессиональным спортом: пешеходным, конным, лыжным, горным, велосипедным, подводным плаванием и другими водными видами спорта, рыбалкой, охотой, а также с целью участия и присутствия на спортивных соревнованиях).

. Религиозные (туры с паломническими целями, участие в религиозных мероприятиях, маршруты с помещением святых мест).

. Туры с другими целями [17, с. 3].

В нашей работе для разработки экскурсионной программы мы используем понятие «познавательные туры». Познавательные туры подразумевают предоставление экскурсионных услуг. По ГОСТ Р 50690-2000, экскурсионная услуга - это туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий [17, с. 3].

Основой познавательного туризма является потребность в расширении знаний по различным направлениям [19, с. 195].

Рынок познавательного туризма достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и неизвестное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

Существуют две разновидности познавательных туров:

. Стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре.

. Маршрутные туры посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия [34, с. 156].

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры - столичные города, такие, как Париж, Рим, Лондон, Москва.

Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство с живописью (по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой (по знаменитым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей, природоведческие и многие другие [35, с. 106].

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.

Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия - это посещение театров, концертов, просмотр пьес национально-исторического характера. В программу включается посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.

Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается посещение ресторанов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются [34, с. 184].


Теги: Разработка экскурсионной программы "Город на Ангаре" для тура по г. Братску  Диплом  Туризм
Просмотров: 50839
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Разработка экскурсионной программы "Город на Ангаре" для тура по г. Братску
Назад