Исследование показателей развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания


Исследование показателей развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет

Выпускная квалификационная работа


Исполнитель:

Коверсун Лариса

студентка 51ИФК группы заочного отделения

Выпускная квалификационная работа допущена к защите:

Зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания

Пушкарева И.Н.


Екатеринбург 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретический обзор литературных источников по проблеме воспитания выносливости

.1 Характеристика выносливости, как физического качества

.2 Возрастные особенности физического развития юных спортсменов 13-14 лет

.3Средства воспитания выносливости у юных легкоатлетов

.3.1 Средства развития общей выносливости

.3.2 Средства развития специальной выносливости

.4 Методы воспитания выносливости на занятиях по легкой атлетике

.4.1 Методы воспитания общей выносливости

.4.2 Методы воспитания специальной выносливости

Глава 2. Организация и методы исследования

.1 Организация исследования

.2 Методы исследования

Глава 3. Обсуждение результатов исследования

.1 Анализ результатов констатирующего этапа исследования

.2 Обсуждение результатов исследования

Заключение

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. В системе физического воспитания молодежи и взрослого населения легкая атлетика занимает одно из ведущих мест. Занятия легкой атлетикой являются самым доступным и массовым видом спорта, благодаря разнообразию ее видов , огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года[Лутковский, 1977]

Бег способствует развитию всех основных физических качеств и воспитанию важнейших морально-волевых качеств.

Бег - один из самых массовых видов спорта и широко распространен во всех регионах Российской Федерации. Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию, совершенствованию двигательных качеств и навыков необходимых для трудовой деятельности человека. Основная цель занятий легкой атлетикой -достижение физического совершенства и наиболее высоких результатов при участии в соревнованиях. Хорошо известно, что достижение высоких спортивных результатов в большинстве видов легкой атлетики, особенно в тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости. Ясно одно, что с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «в нужном русле», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы. Всё это происходит при рациональном и целесообразном планировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами[Полунин,А.И.,2003]. Популярностью пользуются соревнования по бегу. Однако достижения наших спортсменов средневиков очень далеки от мировых рекордов в беге на 800-1500 м.

Проблема развития и поддержания высокого уровня выносливости у юных бегунов на средние и длинные дистанции является одной из наиболее актуальных в современном спорте. В настоящее время спортсмену, предоставлена огромная база знаний в области подготовки бегунов на средние и длинные дистанции. В основе всесторонней подготовки бегуна на средние и длинные дистанции лежит взаимообусловленность всех качеств юного спортсмена , развитие одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.

Тренировка бегуна - специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высоких результатов в избранном виде легкой атлетики. Он включает физическую, техническую, тактическую, психологическую и теоретическую подготовку бегуна. Все эти виды подготовки взаимосвязаны и реализуются в ходе круглогодичной многолетней работы на основе дидактических принципов и общих закономерностей спортивной тренировки.

Вместе с тем, анализ методической литературы и практической деятельности показывает, что существует противоречие между требованиями тренировочной и соревновательной деятельности к уровню развития выносливости юных легкоатлетов и применением в учебно-тренировочном процессе по легкой атлетике не достаточно эффективных средств и методов воспитания выносливости.

Выше указанное противоречие, определило проблему исследования, каковы эффективные средства и методы воспитания выносливости юных легкоатлетов.

Актуальность данной проблемы, обусловила выбор темы исследования: «Исследование показателей развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет.

Объект исследования: процесс спортивной подготовки легкоатлетов.

Предмет исследования: воспитание выносливости у юных легкоатлетов.

Цель исследования: воспитания выносливости у юных спортсменов 13-14 лет и выявить эффективность в процессе эксперимента.

Задачи исследования:

. Изучить научно-методическую литературу по проблеме воспитания выносливости у юных легкоатлетов.

. Выявить процесс воспитания выносливости у юных легкоатлетов на занятиях по легкой атлетике.

. Экспериментально обосновать эффективность методики воспитания выносливости у юных спортсменов 10-13 лет на занятиях по легкой атлетике.

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ, КАК ОДНОГО ИЗ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ


.1 Характеристика выносливости, как физического качества


Специалист по физической культуре и спорту должен свободно владеть специфическими и профессиональными понятиями и терминами (Ж. К. Холодов,1991).

В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теории его отдельных видов, сложились определённые противоречия в трактовке и терминологии важнейших физических качеств, в том числе и выносливости.

Все физические качества являются врождёнными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специальный организованный, т.е. педагогический характер, то лучше говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств», в том числе и выносливости (Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2000).

С выносливостью обычно отождествляют способность спортсмена к длительному выполнению мышечной работы.

Над выносливостью работали многие известные учёные, такие как Л. П. Матвеев 1987), В. М. Зациорский (1970), Н. Г. Озолин (1959), В. М. Волков (1973), В. Н. Селуянов, В. И. Лях (1998) и другие.

Большинство специалистов поддерживают формулировку выносливости, данную известным отечественным физиологом В. С. Фарфелем (1949): выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению.

Утомлением называется вызванная работой временное снижение работоспособности (Л. П. Матвеев, 1976).

Утомление - результат не только мышечной работы, но и умственных напряжений, переживаний. Выносливость в спорте неразрывно связана со спортивным утомлением.

Б. А. Ашмарин (1990) выносливость охарактеризовал как единство проявления психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющих длительно противостоять утомлению при механической работе.

Л. П. Матвеев (1976), В. И. Лях (1998) и другие под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Е. А. Малков (1991) считает, что выносливость - это способность организма противостоять утомлению при продолжительных физических нагрузках.

Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов (2000) рассматривают выносливость как способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

По мнению Л. П. Матвеева (1976) выносливость - способность человека противостоять утомлению или выполнять работу заданной интенсивности возможно более длительное время.

Выносливость - это основа физической подготовленности. Именно выносливость, а не сила даёт то особое ощущение отсутствия усталости, которое является основным признаком хорошо подготовленного физически человека (В. М. Волков,1987).

Выносливость - способность организма продолжительное время выполнять физическую работу.

В теории и практике физического воспитания принято выделять два вида выносливости: общую и специальную.

Общая [неспецифическая] выносливость - это способность спортсмена выполнять продолжительную работу умеренной мощности или способность к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающий положительное влияние на процесс становления специфических компонентов спортивного мастерства [В. Н. Платонов, 1987].

Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой для развития специальной выносливости. Она может складываться как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и другие), поэтому её ещё называют общей аэробной [В. И. Лях, 1998].

Для развития двигательных качеств особое значение имеет функциональная перестройка многих систем организма. В процессе тренировки развиваются и совершенствуются те физиологические системы, которые имеют наибольшее значение для конкретной мышечной деятельности. Например, тренировка, направленная на развитие выносливости, развивает в основном органы кровообращения и дыхания.

Развитие выносливости связано с совершенствованием координации двигательных и вегетативных функций и обусловлено, прежде всего, развитием органов кровообращения и дыхания, обеспечивающих доставку кислорода к работающим мышцам и другим тканям организма. При длительной и интенсивной работе необходима большая кислородная ёмкость крови, которая зависит от содержания в ней гемоглобина [В. В. Васильева, 1984].

По мнению В. В. Васильевой [1984], физиологическими основами повышения выносливости являются: степень развития органов дыхания и кровообращения; кислородная ёмкость крови; ёмкость буферных систем и объём щелочных резервов крови; запасы энергетических веществ в организме и возможность их использования; мощность аэробных процессов; координация двигательных и вегетативных функций; скорость включения нервно-гуморальных механизмов регуляции гомеостаза; особенности терморегуляции.

Под влиянием спортивной тренировки общая выносливость повышается. Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости.

Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники [в первую очередь от экономичности рабочих движений] и от способности спортсмена терпеть, т. е. противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий.

На фоне базовой выносливости определяется специальная выносливость.

Специальная [специфическая] выносливость - это способность человека противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижения в избранном виде спорта. Эту способность спортсмен проявляет на тренировке при выполнении специфических тренировочных упражнений [Л. П. Матвеев, 1977].

Специальная выносливость - способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма.

Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определённой двигательной деятельности. Развитие выносливости этого вида обеспечивается специфическими изменениями в организме при длительном выполнении специальных физических упражнений.

Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности. Общая выносливость зависит от функциональных возможностей вегетативных систем организма, в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека. Сказанное особенно справедливо в отношении работы низкой интенсивности, результат которой в очень малой степени зависит от совершенства навыка [например, длительного гладкого бега] [В. И. Лях, 1998].

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей (например, силовых, координационных). Понижая или увеличивая интенсивность в том или ином виде двигательной деятельности, мы тем самым задаём необходимую длительность работы и воздействуем на системы организма, обеспечивающие проявление общей и специальной выносливости. Например, с помощью бега со скоростью, не превышающей 60% от индивидуально максимальной, и длительностью более 10 мин., добиваются преимущественно развития общей, а при интенсивности бега 65-95% от максимальной и длительностью от 8 до 45сек. - специальной [скоростной] выносливости [В. И. Лях, 1998].

Типами специальной [специфической] выносливости, на развитие которых тренеру необходимо обратить особое внимание, являются скоростная, силовая, координационная [В. И.Лях, 1998].

Н. Г. Озолин [2002] считает, скоростная выносливость, проявляется в двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы [скорость или темп движений], либо такое соотношение скоростей, например, на первой и второй половине дистанции, при котором дистанция преодолевается в полную силу. Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами - алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85-98% от максимальной. Продолжительность работы может быть 8-45 секунд [максимальная интенсивность] или 45-120 секунд [субмаксимальная интенсивность].

Например максимальная скорость бега у юных спортсменов 13-14 лет равна в среднем 6,3 - 6,5 м/сек., то скорость бега в зоне субмаксимальной нагрузки будет 5,4 м/сек. Разновидностью скоростной выносливости является спринтерская выносливость, проявляемая в беге на средние дистанции.

Силовая выносливость по мнению Ляха (1998), представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе, требующей значительных силовых напряжений. Например, о проявлении силовой выносливости можно говорить, если юный спортсмен совершает упражнения «до отказа» с внешним отягощением, составляющим не менее 30% от индивидуально максимального.

Под координационной выносливостью понимают способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Например, юный спортсмен её проявляет при неоднократном выполнении координационно-сложных технико-тактических действий в спортивных играх или единоборствах, в процессе длительного выполнения гимнастических упражнений, требующих от него индивидуально высокого уровня координационных возможностей (игровые упражнения и игры) (Л. П. Матвеев, 1977).

Методические аспекты повышения координационной выносливости разнообразны. Например, практикуют удлинение комбинации, сокращают интервалы отдыха, повторяют комбинации без отдыха между ними [Ж. К. Холодов, 2001].

Ж. К. Холодов и В. С. Кузнецов [2000] классифицируют специальную выносливость по следующим признакам:

двигательное действие, с помощью которого решается двигательная задача [например, прыжковая выносливость, статическая выносливость];

двигательная деятельность, в условиях которой решается двигательная задача [например, игровая выносливость];

взаимодействие с другими физическими качествами [способностями], необходимое для успешного решения двигательной задачи [например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.].

Различные виды и типы выносливости независимы или мало зависят друг от друга [Н. Г. Озолин, 1979]. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной. Высокая выносливость в плавании не гарантирует такую же выносливость в гимнастике. Другое дело - аэробные возможности организма, которые малоспецифичны и от внешней формы движения не зависят явно. Повысил юный спортсмен уровень своих аэробных возможностей, допустим, в беге, и это улучшение скажется на выполнении других движений - в ходьбе, гребле, передвижении на лыжах или коньках [В. И. Лях, 1998].

Факторы, влияющие на проявление выносливости.

Выносливость, проявляется в любом виде деятельности, представляет собой многофакторную способность, самым тесным образом связанную с другими способностями человека.

Качественные особенности и уровень развития выносливости, ее различные виды, типы и показатели определяются многими факторами: биоэнергетическими, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа [наследственности], среды и др. [Ж. К. Холодов, В.С.Кузнецов, 2000].

. Биоэнергетические факторы являются определяющими при проявлениях выносливости. Они включают в себя объем энергетических ресурсов, которыми располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, восстановления энергии в процессе работы. Образование энергии происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, а также допустимым объемом метаболических изменений.

. Факторы функциональной и биохимической экономизации - выражающейся в уменьшении энерготрат не единицу работы с ростом тренированности, координационного совершенства и рационального распределения сил в процессе состязания, от которых непосредственного зависит эффективность использования энергетических ресурсов организма. С точки зрения биомеханики экономичность выполнения работы зависит от уровня владения техникой (например, бег на лыжах, плавание), а также рациональной тактики преодоления дистанции. Установлено, что чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы. Показатели экономичности деятельности выступают в качестве важнейших критериев выносливости человека.

. Факторы функциональной устойчивости - позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой. От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

. Личностно-психические факторы - оказывают сильное влияние на выносливость человека. К ним можно отнести мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, умение терпеть неблагоприятные сдвиги в организме.

. Факторы генотипа (наследственности) и среды. Генетический фактор оказывает влияние на развитие общей (аэробной) выносливости и анаэробных возможностей организма. Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксильной мощности, а на мужской - при работе умеренной мощности.

Факторы энергетического обеспечения и связанные с ними функциональные характеристики оцениваются в таких показателях аэробных и анаэробных возможностей организма, как максимальное потребление кислорода (МПК) во время работы, предельно возможное время функционирования на уровне МПК, порог анаэробного обмена (ПАНО), концентрация молочной кислоты, накапливающейся в крови по ходу работы «кислородный долг» и др.


1.2. Возрастные особенности физического развития юных спортсменов 13-14 лет

спортсмен юный атлет выносливость

Правильно и своевременно заложенные основы физического развития и функциональной подготовки позволяют в последующем производить напряженную работу, которая способствует достижению высоких результатов в избранном виде спорта.

Организм подростка претерпевает характерные возрастные изменения. Он отличается от взрослого не только количественно - по росту и весу, но и качественно. Поэтому нельзя предъявлять детям те же требования, что и взрослым, только механически уменьшив их, но пропорционально возрасту ребенка.

Развитие юного спортсмена идет непрерывно, но неравномерно. Темпы роста тела, увеличение массы, развитие органов и систем в различные возрастные периоды неодинаковы.

Последовательные периоды перестройки организма, когда усиление роста тела в длину сменяется нарастанием мышечной массы, а затем снова - ускорение роста в длину, глубоко отражается на функциях, как отдельных органов, так и всего организма в целом. Такая цикличность возрастных изменений определяется также в нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах и в железах внутренней секреции.

При физическом воспитании специальное внимание обращается на начало периода полового созревания (у девочек начинается с 9-11 лет, у мальчиков с 11-13 лет), характеризуемое интенсивно протекающими морфологическими и функциональными изменениями в системах организма. Изменения функций организма детей зависят от режима жизни, питания. Большое значение, по мнению В. П. Фомина (1974), имеет рациональное сочетание двигательной активности и отдыха.

Особенно необходима регулярная направленная и дозированная активность, которая способствует не только более мягкому протеканию переходных процессов, но и правильному формированию двигательных качеств. Именно в эти периоды жизни юного спорсмена закладывается база здоровья организма в целом [В. И. Лях,1998].

С. В. Коледин считал, что в ранние годы не следует заниматься развитием выносливости, поскольку организм подростков ещё не сформировался и не приспособился к выполнению длительной напряжённой работы, и что следует развивать другие качества. Но уже в подростковом возрасте необходимо закладывать у занимающихся основы слаженной функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренной интенсивности.

По данным Я. М. Коца [1986], в 10-13 лет имеются высокие аэробные способности, лежащие в основе общей выносливости организма. В этом возрасте наблюдаются очень большие (относительно веса тела) величины максимального потребления кислорода, наиболее высокая относительная мощность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Этот возраст является в определённом смысле «вершиной детства» - итогом важного этапа развития всех органов, функций и систем, периодом расцвета двигательных возможностей.

По данным Р. А. Шабунина [1973] во время функциональной пробы с приседанием у юных спортсменов 12 - 13 лет при наступлении утомления, сопровождающегося учащением пульса, многие юные спортсмены этого возраста продолжали приседания без снижения количественной величины работы. У детей 12 - 13 лет появляется новая форма выносливости, при которой организм способен успешно бороться с возникновением утомления.

Однако уже в 12-13 лет начинается половое созревание, что приводит к существенным изменениям в организме: снижаются возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, происходят биомеханические преобразования в мышцах.

Данные возрастной физиологии показывают, что наиболее благоприятным периодом для воспитания выносливости является период 10-11 лет [Н. Г. Зимкин, 1956]. Следовательно, уже в раннем возрасте создаются благоприятные условия для развития общей выносливости, а в более позднем возрасте и специальной выносливости. Показатели выносливости у детей младшего школьного возраста незначительны. Однако, по данным Н. Г. Озолина [1972], уже к 10-летнему возрасту, дети становятся способными, без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускорения по 200 м с короткими промежутками для отдыха) или мало интенсивную работу (медленный, продолжительный бег).

Воспитание специальной выносливости возможно начинать у девочек в 12-13 лет, а у мальчиков - в 13-14 лет. В целях развития общей выносливости, по мнению Н. Г. Озолина [1979], объём бега одного учебного занятия может достигать 2000 м (10-11 лет), 3000 м (12-13 лет). Для развития специальной выносливости в 12-13 лет объём одного учебного занятия может составлять 800-1500 м, а в более старшем возрасте - достигать - 3000 м.

Анализируя возрастные изменения выносливости, И. Н. Шмельков [1980], В. П. Филин [1974], Ю. Г. Травин [1981] также отмечают, что выносливость резко увеличивается в период 8-9 лет, затем остаётся на этом уровне примерно до 11 лет, после чего несколько возрастает, стабилизируется в 14-15 лет. В. П. Филин, Н. А. Фомин [1980] отмечают высокие показатели этого двигательного качества у детей до 13 лет, а затем происходит некоторое его снижение к 16-17 годам.

Исследования Ю. Т. Травина [1981] подтверждают, что оптимальные нагрузки, связанные с совершенствованием выносливости, с раннего возраста повышают уровень работоспособности и создают надёжный фундамент для достижения высоких спортивных результатов.

По мнению В. П. Филина [1980] и Н. А. Фомина [1980], успешное решение проблемы воспитания выносливости в возрастном аспекте зависит, главным образом, от рационального подбора средств, методов учебных занятий, использование нагрузок, соответствующих возрасту и уровню подготовленности школьников.


1.3 Средства воспитания выносливости в у юных спортсменов


В процессе развития выносливости могут применяться самые разнообразные по характеру и продолжительности циклические и ациклические упражнения.

Физические упражнения являются основным средством тренировки бегуна. В связи с большим разнообразием по характеру и направленности физические упражнения, применяемые бегунами, определенным образом классифицируются(табл.1)

Таблица 1

Классификация упражнений, применяемых в тренировках юных бегунов

Общеразвивающие упражненияСпециальные подготовительные упражненияОсновные упражнения1. Упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, равновесия и на расслабление1. Упражнения, способствующие избирательному воздействию на развитие специальных качеств, необходимых бегунуБег, плавание, передвижение на лыжах2.Упражнения, близкие по форме и характеру к основным упражнениям бегуна и создающие предпосылки к овладению техникой бегуна

Общеразвивающие упражнения. Все ощеразвивающие упражнения оказывают комплексное воздействие на спортсмена.

Наиболее типичные упражнения используемые в тренировке бегуна для развития выносливости: 1.Ходьба (обычная, пригнувшись, с грузом).2 Бег на средние и длинные дистанции (гладкий и кроссовый).3 Смешанное передвижение (чередование ходьбы и бега). 4. Бег по песку или рыхлому снегу. Плавание на средние и длинные дистанции. Велосипедные кроссы. Передвижение на лыжах. Во время такой работы в значительной степени укрепляются органы и системы, особенно сердечно-сосудистая и дыхательная, совершенствуются их функции.


1.3.1 Средства развития общей выносливости

Средствами воспитания аэробной выносливости являются упражнения, в процессе выполнения которых активно функционируют большинство или все крупные звенья опорно-двигательного аппарата.

Обще-подготовительные упражнения, применяемые для воспитания общей выносливости, никогда не могут быть сведены к какому-либо виду двигательной деятельности. При выборе их одинаково существенное значение, по мнению Л. П. Матвеева [1977], имеют два признака:

эффективность упражнения как средства расширения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других жизненно важных систем организма, от которых зависит общий уровень работоспособности;

возможность использовать эффект положительного переноса выносливости, развиваемой с помощью упражнений обще-подготовительного характера на специально-подготовительные и соревновательные упражнения;

В качестве средств воспитания аэробной выносливости наибольшее распространение в практике общей физической подготовки получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (кроссовый бег, лыжные кроссы, длительная ходьба, езда на велосипеде и т.п.) [ Л. П. Матвеев, 1977].

Существенную роль в воспитании выносливости может играть при известных условиях и большинство других упражнений, включаемых в общую физическую подготовку спортсмена. Но их эффективность в этом отношении обеспечивается не столько каждым отдельным упражнением, сколько путем многократных повторений (выполнение подводящих и специальных упражнений бегуна, бег по прямой в медленном и среднем темпе.

При воспитании выносливости у юных спортсменов чаще всего используются подвижные игры, включающими кратковременно - интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами, а затем и играми с повышенной моторной плотностью. При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера. Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дозировано воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные типы выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме круговой тренировки).

Согласно исследовательским данным [А. Н. Макаров , 1990], воспитание выносливости в беге у юных спортсменов 13 - 14 лет целесообразно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2-3м/сек 200 - 400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30-50м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятий такими упражнениями за 1-2 месяца удаётся значительно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируется по схеме: 200-400м со скоростью 2-3,5м/сек и 30-50м ускоренного бега (4-4,5м/сек). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2-3км, а длина кроссовой дистанции - 10км (у мальчиков 13 - 14 лет).

По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется всё более широкий комплекс упражнений - циклических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно - методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях применяется круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.

В процессе воспитания выносливости у юных спортсменов чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями на выносливость применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, стадионе, в парке, в манеже с мощной вентиляцией и т. п.).


1.3.2 Средства развития специальной выносливости

Основными тренировочными упражнениями для развития специальной выносливости являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, а также непосредственно соревновательные упражнения (В. И. Лях, 1998).

Специально-подготовительные упражнения при воспитании выносливости подбирают с учетом основного состава действий, характеризующих избранный вид спорта (Л. П. Матвеев, 1977). Эти упражнения в процессе воспитания выносливости регламентируются таким образом, чтобы обеспечивалось более значительное и более направленное воздействие на отдельные факторы. Суммарный объем нагрузок, связанных с упражнениями специально-подготовительного характера, как правило, многократно превышает объем собственно-соревновательных нагрузок (Н. Г. Озолин, 1979).

Большинство видов специальной выносливости обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма. Для этого используют любые упражнения, которые включают функционирование большой группы мышц и позволяют выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью (Ж. К. Холодов, 2001).

Основным эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, приближённые к соревновательным, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства. Длительность однократной нагрузки зависит от того, какое физическое качество юный спортсмен развивает. Например, при развитии скоростной выносливости длительность однократной нагрузки составляет от 15 секунд до 2мин.; для развития специальной выносливости на скорость - до 2-8 мин.; при развитии специальной выносливости на средние дистанции - до 8-15 мин.

В циклических видах спорта (бег) развитие специальной выносливости осуществляется посредством повторного прохождения дистанции со скоростью, превышающей соревновательную (на отрезках 200, 400, 1000м и т.д.), в сумме это может достигать 60-100%.

Подводя итог нужно сказать о том, что нагрузки на выносливость должны строго соответствовать возрастным особенностям подростков и оказывать разностороннее воздействие на организм юного спортсмена. При неправильном использовании средств и методов в занятии, при форсировании нагрузок могут возникнуть отрицательные последствия для организма юных спортсменов.

Действенность соревновательных упражнений как средства воспитания выносливости спортсмена зависит по данным Н. Г. Озолина (1979), от продолжительности типичной для них работы. Если она небольшая, как в ряде скоростно-силовых видов спорта ациклического характера, упражнение приобретает значение эффективного средства воспитания специальной выносливости только при многократном воспроизведении и в решающей зависимости от общего режима тренировочных и соревновательных нагрузок. В тех же видах спорта, где соревновательные упражнения в силу своей значительной продолжительности предъявляют предельные требования к выносливости (как в стайерском беге), они сами по себе являются очень действенным средством ее воспитания.

1.4 Методы воспитания выносливости на занятиях по легкой атлетике


1.4.1 Методы воспитания общей выносливости

К методам воспитания общей выносливости относятся следующие:

метод слитного (непрерывного) упражнения умеренной и переменной интенсивности;

метод повторного интервального упражнения;

метод круговой тренировки;

игровой метод;

соревновательный метод.

На начальных этапах развития аэробной выносливости (независимо от возраста спортсмена) следует постепенно повышать нагрузку на основе метода длительного непрерывного упражнения. Например, скорость бега - от 140-200 м/мин. (1км за 6-8 мин.) на первых занятиях и до 210-300 м/мин. (1км за 4-4,5мин.) через несколько месяцев занятий.

Если для развития общей выносливости тренер использует на занятии многократные прыжки через короткую скакалку, то можно посоветовать следующее. Длительность непрерывных прыжков должна быть 2 минуты на первых занятиях, через 3-4 недели - 3 мин.30 сек. Высота подскока не более 10-15 см. Темп прыжков - 135-140 раз в 1 минуту.

Методы повторного интервального упражнения на начальных этапах тренировки на выносливость желательно не применять. При развитии общей выносливости очень важно учить юных спортсменов правильно дышать (глубоко и ритмично). Целесообразно во время продолжительного бега дышать в ритме шагов: 3-4 шага - вдох, 2-3 шага - выдох.

Основными методами воспитания общей выносливости у юных спортсменов являются: равномерный метод, различные варианты переменного метода тренировки, игровой метод, круговой метод тренировки.

Не следует отдавать предпочтение какому-либо из методов воспитания выносливости.

В процессе воспитания выносливости тренировочная нагрузка характеризуется следующими 5 компонентами:

) интенсивность выполнения упражнения (скорость передвижения);

) продолжительность упражнения;

) продолжительность отдыха;

) характер отдыха (заполнение пауз другими видами деятельности);

) число повторений.

В зависимости от сочетания этих компонентов будут различными не только величина, но и характер ответных реакций организма. В качестве примера приведём характеристику компонентов тренировочной нагрузки в занятиях с юными спортсменами 12-13 лет.

При использовании переменного метода пробегают 3 отрезка по 1400 м, в том числе выполняется 3 ускорения до 50 м, время преодоления дистанции 6 минут, отдыхом служит бег трусцой от 90 до 120 секунд. Интенсивность работы составляет 46% от максимальной. К концу пробежки ЧСС равна 175 - 180 уд/мин.

При равномерном методе преодолевается дистанция 1400 м, время преодоления - 7 минут, интенсивность составляет 39% от максимальной, к концу пробежки ЧСС равна 175 - 180 уд/мин. Отдых отсутствует.

Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в учебный период - постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.

Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, отмеченные выше (падение её показателя после 14 лет), для них предусматривают менее значительные нагрузки на выносливость, чем у юношей (например, если начальный норматив в кроссовом беге для мальчиков и девочек 10-11 лет почти одинаков, то для девушек 16-18 лет устанавливается не только в два раза меньше, чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость её преодоления. Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте.

К эффективным средствам воспитания общей выносливости в этом возрасте (13-14 лет) относятся: длительный бег и кроссы с различной степенью интенсивности, подвижные и спортивные игры, ходьба на лыжах.

Представляет интерес характеристика методов воспитания общей выносливости у юных спортсменов, предложенная В. И. Ляхом (таб. 2).


Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной) выносливости в процессе физического воспитания детей 7 - 17 лет (по В. И. Ляху, 1998)

Таблица 2

№ п/пМетодНагрузкаОтдыхУпражнениеЧисло повто-ренийДлительностьИнтенсивность1Слитного непрерывного упражнения)1Не менее чем 10-15 минутУмеренная и переменная ЧСС во время работы от 120-130 до 160-170 уд/минБез паузХодьба, бег, передвижение на лыжах, многократные прыжки через скакалку и др.2Повторного (интервального упражнения)3-4, при хорошей подготовке больше1-2 мин( для начинающих) 3-4 мин( для достаточно тренированных)СубМаксимальная ЧСС 120-140 вначале, до 170-180 уд/минАктивный (бег трусцой ходьба)Ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, многократные прыжки через скакалку и др.3Круговая тренировка по методу непрерывной работыЧисло кругов 1-3 разаВремя прохождения круга от 5 до 10 мин. Длительность работы на одной станции 30-60 сек.Умеренная или большаяБез паузПовторный максимум (пм) каждого упражнения(индиивидуально) 1/2-1/3 пм(вначале), 2/3-3/4 пм через несколько месяцев занятий4Круговая тренировка в режиме интервальной работыЧисло кругов 1-2 раза5-12 мин длительность работы на одной станции 30-45 сек.Суб. Максимальная переменнаяОтдых между станциями 30-60 сек, отдых между круга-ми 3 мин.Бег, многоскоки, приседания, отжимания в упоре, подтягивания в висе, упражнения с набивным мячом, на гимнастической стенке и т.д.5Игровой1Не менее 5-10 мин.ПеременнаяБез паузПодвижные и спортивные игры типа «мяч капитану», «охотник и утки» «мини баскетбол»6Соревновательный1В соответствии с требованиями программыМаксимальнаяБез пауз6 или 12 минутный бег, на 1000-1500 м

Не следует отдавать предпочтение какому-либо одному методу. Необходимо использовать оптимальное сочетание этих методов (В. П. Филин, Н. А. Фомин, 1980).


1.4.2 Методы воспитания специальной выносливости

Для воспитания специальной выносливости применяются следующие методы:

метод непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

соревновательный метод;

игровой метод.

Равномерный метод на начальных этапах развития аэробной выносливости применяется. Он эффективен при обучении на занятиях по легкой атлетике в ДЮСШ.

Равномерный метод характеризуется выполнением непрерывной работы с мало меняющейся интенсивностью, продолжительностью от 15-30 минут до 1-3 часа, т.е. в диапазоне скорости от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности других видов упражнений. Этим методом развивают аэробные способности (Л. П. Матвеев, 1977). Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью. При этом ученик стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, амплитуду движений. Упражнения выполняются с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путём направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, характерной, например, для спортивных и подвижных игр, единоборств. В лёгкой атлетике такая работа называется «фартлек» (игра скоростей). Переменный метод характеризуется чередованием интенсивности усилий. В одних случаях упражнения выполняются легко, без напряжений, в других - с повышенной скоростью, с большим физическим усилием. Этот метод предназначен для развития специальной и общей выносливости, рекомендуется для хорошо подготовленных спортсменов. (В. И. Лях, 1998, А. Н. Макаров, 1990).

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.

Интервальный метод заключается в дозированном повторном выполнении упражнений небольшой продолжительности, через строго определённые интервалы отдыха. Этот метод обычно используется для развития специальной выносливости к какой-либо определённой работе (Л. П. Матвеев, 1977, В. И. Лях, 1998).

Повторный метод направлен на развитие скоростной выносливости, заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма (Б. А. Ашмарин, 1990).

Повторно-переменный метод заключается в повторении работы с определённой переменной интенсивностью через промежутки времени, в течение которых организм полностью восстанавливается и спортсмен вновь может проделать такую же работу. Этот метод применяется перед началом занятия повторным методом, т.к. он легче переносится, ибо выполнить занятие переменной интенсивности роще, чем повторить её с максимальной интенсивностью. Развивает в основном аэробную производительность организма (В. И. Лях, 1998).

Круговой метод. Значительные достижения в области физиологии позволяют правильно устанавливать тренировочные занятия, успешно планировать учебно-тренировочный процесс. Одно из достоинств этого метода - возможность строгой индивидуализации нагрузок в зависимости от возраста. Круговой метод предполагает наличие комплекса тщательно подобранных простых упражнений, последовательно выполняемых. Юные спортсмены переходят от одного упражнения к другому, не испытывая сильного утомления. Это достигается правильным чередованием нагрузок на различные группы мышц, нагрузок, наиболее соответствующих возможностям и уровню подготовленности учащихся (Н. Г. Озолин, 1979).

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, которые воздействуют на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной и интервальной работы. Обычно в круг включается 6-10 упражнений («станций»), которые занимающиеся проходят от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод служит для проверки результатов, достигнутых в итоге подготовки, для показа максимально возможных достижений в условиях спортивной борьбы с соперниками.

Б. А. Ашмарин (1990), считает игровой метод (спортивные и подвижные игры) важным фактором в подготовке юных спортсменов. Этот метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для неё правил. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных двигательных, технических, тактических, психологических задач, возникающих в процессе игры. Контрольный метод состоит в однократном или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность тренировочной работы при развитии специальной выносливости возрастает с приближением соревновательного периода (В. И. Лях, 1998.

Изучение специальной литературы позволяет сделать заключение, что в подготовке юных спортсменов очень популярен интервальный метод, он используется для развития скоростной выносливости. Этот метод помогает подросткам многократно концентрировать внимание на успешном выполнении задания и расслабляться во время пауз отдыха. У хорошо подготовленных спортсменов для развития скоростной выносливости используется повторный метод.

Характеристика методов воспитания специальной выносливости у детей и подростков, предложена В. И. Ляхом (таб. 3).


Таблица 3

Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных

видов выносливости (по В. И. Ляху, 1998)

Вид выносливостиНагрузкаОтдыхУпражнениеМетодЧисло повторенийДлительностьИнтенсивность1234567Силовая (анаэробная- аэробная)От 10 до 15-30 разОт 10 до 30 секОт средней до субмаксимальной20-40 секКруговая тренировка 20-30с-работа, 20с-отдыхИнтервальныйСкоростная, основанная на анаэробном энергети-ческом источнике3-5 разОт 8 до 45 секМаксимальнаяПассивный3+100 м, 4+60 мПовторныйСкоростная, основанная на гликолитическом механизме1-3 разаОт 45с до 2 мин85-90%30-60 секТемповой бег 2+200 мИнтервальныйСкоростная, основанная на анаэробно-аэробном механизме1-3 раза2-10 минОт 60-65 до 70-75%Не пол-ныйБег 2+3 мин, 1 мин актив. отдыхаИнтервальныйКоординационная1-3 раза2-10 минОт 60-65 до 70-75%Без паузИгровые упражнения и игрыИгровой

В качестве средств развития разных типов специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) применяют те же упражнения, что и для развития общей выносливости. Параметры определяются видом и характером специальной выносливости, которую желает развивать тренер или сам юный спортсмен.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


.1 Организация исследования


В исследовании приняло участие 20 юных спортсменов 13-14 лет. Для эксперимента были образованны две исследуемые группы: контрольная и экспериментальная.

В контрольную группу вошли 10 спортсменов, занимающихся в учебно-тренировочной группе первого года обучения УТГ-1 (1), в экспериментальную группу вошли 10 спортсменов, занимающихся в учебно-тренировочной группе УТГ-1 (2) первого года обучения.

База исследования: тестирование проводилось на стадионе ДЮСШ «Малахит», на беговой дорожке (круг 160 м) и в лёгкоатлетическом манеже стадиона «Ураласбест» (круг 200 м).

Этапы педагогического эксперимента:

первый этап эксперимента ( 25.08.08 г- 25. 11. 2008г.) -изучение литературных источников по проблеме исследования, определение исходного уровня выносливости юных бегунов контрольной и экспериментальной групп, анализ и сравнение результатов педагогического тестирования.

Задачи первого этапа исследования:

1.Подбор и проведение контрольных тестов.

2.Составить комплексы учебно- тренировочных занятий по воспитанию выносливости для экспериментальной группы юных бегунов. В него вошли: комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки бегунов, недельные тренировочные планы.

Второй этап исследования (26.11.08 г.-20.08.2009 г.)- реализация комплекса учебно-тренировочных занятий в процессе тренировок (экспериментальная группа).

Третий этап исследования [21.08.09 г.-20.09.2009 г.] включал анализ и сравнение уровня воспитания выносливости юных бегунов экспериментальной и контрольной групп.

Учебно - тренировочные занятия проводились по « Бег на средние и длинные дистанции. Примерная программа для специализированной детско-юношеской спортивной школы» [2005]. Примерный план учебно-тренировочных занятий в УТГ-1(контрольная группа) представлен в таблице 4.


Таблица 4

Примерный план учебно-тренировочных занятий в группах УТГ-1 первого года обучения (контрольная группа)

№ п/пНазвание микроциклаПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскресенье1ВтягивающийБег3км ОФП уск-я 5*100мБег4км Бег2*200 Сп.упр бег. гибкостьКросс6 км Фут-бол ОФПАктивный отдыхБег4км Сп.упр. Бег ГибкостьСмешанное передвижение (бег+ходьба 10-12кмОтддых2Базовый (обще- Подготовительный)Бег на лыжах 5-6 км ОФП Уск.7-8*100мБег4км Уск2*200м СУБ гибкостьБег на 5-6км ОФП Уск10*100мАктивный отдыхБег3-4 Бег3* 500/500м СУБ гибкостьБег в медленном темпе 8-10км ГибкостьОтдых3Базовый (специально-подготовительныйБег в медл. Темпе1км Бег5-6км ОФП Уск8-10*100мКросс5км Уск3-4*200м СУБ гибкостьБег2км Бег с уск3км ОФП Уск10*100мАктив-ный отдыхКросс 4 кмУск4*500/500м СУБ гибкостьКроссовый Бег 10кмОтдых4ПредсоревновательныйБег6км ОФП УСК10-12*100мРазм. Бег 1км Бег в быстр. темпе4км УСК 4*200м гибкостьКроссовый бег 6-8км ГибкостьАктивный отдыхБег3км УСК 4*500/ 500м СУБ гибкостьКроссовый Бег10 кмОтдых5СоревновательныйБег в медл тмпе1км Бег в быстр Темпе3км ОФП УСК10-12* 100м гибкостьКроссовый бегУСК5* 200м СУБ гибкостьКросс 6км ОФП Гибко стьАктивный отдыхКросс 4км УСК 5*500/ 500м СУББег в медл. темпеОтдых6Подводящий к соревнованиямБег5км ОФП УСК10-12* 100мБег4км УСК7*200м СУБ гибкостьКросс 5км Гиб- костьБег3км УСК5* 500/500 СУБ Гиб- костьОтдыхБег в медл. Темпе 1км УСК 400м, 200м, 100м гибкостьСоревнования7ВосстановительныйБег в медл темпе5км СУБСпорт игры Бег20 мин ОФППлаваниеАктивный отдыхКросс 5км Футбол ОФПКросс 8км гибкостьОтдых

В ноябре 2008 года было проведено первое тестирование в группах УТГ-1 (1) и УТГ-1 (2). Результаты тестирования показали, что группы не имели существенных различий. Спортсмены УТГ-1(1) стали контрольной группой, спортсмены УТГ-1(2) экспериментальной.

Учебно-тренировочные занятия проводились 5 раз в неделю. Комплексы упражнений выполнялись на первом и третьем занятии в неделю. Занятия проводились по « Бег на средние и длинные дистанции. Примерная программа для специализированной детско-юношеской спортивной школы» (2005). . Примерный план учебно-тренировочных занятий в УТГ-1(2) (экспериментальная группа) представлен в таблице 5.

Таблица5

Примерный план учебно-тренировочных занятий в УТГ-1(2) первого года обучения (экспериментальная группа)

№ п/пНазвание микро-циклаПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскесенье1ВтягивающийБег3км ОФП уск-я 5*100м ОРУБег4км Бег2*200 Сп.упр бег. гибкостьКросс6 км ОРУ Бег3*30 2*60 2*100 ОФПАктивный отдых бассейнБег4км Сп.упр. бег круговаяя тр-ка гибкостьСмешанное передвижение (бег+ходьба 10-12км)Отдых2Базовый (обще- Подготовительный)Бег на лыжах 5-6 км ОФП Уск.7-8*100мБег4км Уск2*200м СУБ Бег5*200/ 100 Восст.бег гибкостьБег на 5-6км ОФП Уск10*100мАктив-ный отдых бассейнБег3-4 Бег3* 500/500м спорт игры СУБ гибко стьБег в медленном темпе 8-10км гибкостьОтдых3Базовый (специально-подготовительныйБег в медл. Темпе1км Бег5-6км ОФП Уск8-10*100мКросс5км Уск3-4*200м СУБ круговая трен-ка гибкостьБег2км Бег с уск3км 500/500 ОФП Уск10* 100мАктив-ный отдых бассейнКросс 4 кмУск4*500/ 500м СУБ ОФП гибкостьКроссовый бег 10км гибкостьОтдых4ПредсоревновательныйБег6км ОФП УСК10-12*100мРазм. Бег 1км Бег в быстр.темпе4км УСК 4*200м гибкостьКроссовый бег 6-8км спорт игры гибкостьАктивный отдых бассейнБег3км УСК 4*500/ 500м СУБ гибкостьКроссовый Бег10 кмОтдых5СоревновательныйБег в медл тмпе1км Бег в быстр Темпе3км ОФП УСК10-12* 100м гибкостьКроссовый бегУСК5* 200м СУБ гибкостьКросс 6км ОФП Прыжки и много скоки гибко стьАктивный отдых бассейнКросс 4км УСК 5*500/ 500м Прыжки на скакалке СУББег в медл. темпеОтдых6Подводящий к соревнованиямБег5км ОФП УСК10-12* 100мБег4км УСК7* 200м СУБ гибкостьКросс 5км Гиб- костьБег3км УСК5* 500/500 СУБ Гиб- костьОтдых бассейнБег в медл темпе 1км УСК 400м, 200м, 100м гибкостьСоревнования7ВосстановительныйБег в медл темпе5км СУБСпорт игры Бег20 мин ОФППлава ниеАктивный отдыхКросс 5км Футбол ОФПКросс 8км гиб- костьОтд- ых

2.2 Методы исследования


Поставленные цели и задачи исследования реализовывались следующими методами:

) теоретическими: изучение, обобщение научно-методической литературы по проблеме воспитания выносливости у юных спортсменов на занятиях по легкой атлетике.

Посредством теоретического анализа освещены основные положения данной темы. Проведен аналитический обзор, дающий представление о современном состоянии проблемы, теоретические предпосылки решения и практическая значимость.

) эмпирическими: педагогического эксперимента, наблюдения, тестирования, метод математико-статистической обработки результатов исследований (Т-критерий Стьюдента).

Метод педагогического эксперимента- прямой сравнительный, предусматривал три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Этот эксперимент проводится на основе сравнения двух сходных параллельных групп: экспериментальной, занимающейся по исследуемой методике и контрольной, занимающейся по иной, чем в экспериментальной группе методике. Педагогический эксперимент, проводившийся в ДЮСШ «Малахит», позволил выявить уровень развития общей выносливости у юных спортсменов 13-14 лет.

Подбор тестов и методика тестирования осуществлялась в соответствии с « Бег на средние и длинные дистанции. Примерная программа для специализированной детско-юношеской спортивной школы» [2005].

Тестирование позволяет оценить уровень подготовленности у занимающихся, степень развития выносливости.

Тест «Оценка общей выносливости»

Для оценки общей выносливости, связанной с предельной мобилизацией аэробных возможностей, был использован тест, предусматривающий выполнение работы циклического характера с максимально доступной интенсивностью - 6-минутный бег. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть как можно большее расстояние за 6 минут .

Тест «Определение абсолютного показателя выносливости»

Для определения абсолютного показателя выносливости использовался тест бег на 1000 метров. Испытание проводится по беговой дорожке. Испытуемые стартуют с высокого старта. Результатом является время, за которое юный спортсмен пробежал данную дистанцию .

Тест «Оценка максимальной аэробной выносливости»

Челночный бег 5 х 20 м. Проводится по ровной дорожке длиной 20 м, ограниченной двумя параллельными чертами. За каждой чертой наносятся два полукруга радиусом 50 см с центром, обозначенным на полукруге. На стороне старта в полукруге помещаются три кубика. Из положения высокого старта по команде «марш» испытуемый берет кубик и бежит к противоположной прямой и кладет кубик в центре полукруга и возвращается назад к стартовой черте и берет второй кубик, бежит к противоположной стороне кладет его в полукруг, то же самое проделывает с третьим кубиком. В протокол записывается время в секундах от старта до момента, когда кладется третий кубик. Если кубик бросается, роняется и кладется неаккуратно, назначается повторная попытка .

Глава 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ


.1 Анализ результатов констатирующего этапа исследования


На первом этапе эксперимента выявлен уровень подготовленности юных легкоатлетов, как контрольной , так и экспериментальной групп.

После проведения каждого теста нами были зафиксированы результаты и занесены в протокол. Затем полученные данные были подвергнуты математической обработке. Уровень подготовленности юных спортсменов оценивался по пятибалльной системе (табл. 6)


Таблица 6

Контрольные нормативы для юных спортсменов 13 - 14 лет (учебно-тренировочные группы 1-й год обучения)

ЮношиДевушкиУпражнениеУровень13 лет14 лет13 лет14 летБег 6 минут3 4 51000 1150-1250 14001050 1200-1300 1450800 950-1100 1200850 1000-1150 1250Челночный бег 5*20 м(с)3 4 526,7 23,6-26,6 23,526,2 23,1-28,2 23,028,3 25,2-28,2 25,127,7 24,6-27,6 24,5Бег 1000 м3 4 57,16 4,21-7,15 4,207,01 4,11-7,01 4,108,01 5,01-8,00 5,007,51 4,51-7,50 4,50

Таблица 7

Результаты тестирования контрольной группы юных легкоатлетов 13-14 лет, на первом этапе эксперимента

№ п/пТестКол-во тестиру-емых123456789101Бег 6 мин1012001250123011101000128013001280125012102Челноч-ный бег 5*20 м (с)23,526,425,825,824,626,025,924,726,523,83Бег 1000 м (с)4,554,354,554,455,004,404,505,005,104,50

Таблица 8

Результаты тестирования экспериментальной группы юных легкоатлетов 13-14 лет, на первом этапе эксперимента

№ п/пТестКол-во тестируемых123456789101Бег 6 мин1013101290130013501320134012901400136012502Челночный Бег 5*20 м (с)24,024,723,824,125,826,026,125,423,824,83Бег 1000 м (с)4,354,304,454,404,554,054,404,304,554,40

Полученные данные, сравнивались с нормативами по физической подготовленности для учебно-тренировочных групп юных легкоатлетов 1-го года обучения( программа «Бег на средние и длинные дистанции. Примерная государственная программа для специализированных детско-юношеских спортивных школ,2005) (табл.6).

Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп, на первом этапе исследования:

1)тест « Бег 6 мин, м»- 40% юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп показывают средний уровень развития выносливости;

2)тест « Челночный бег 5*20 м (с)-30% юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп показывают средний уровень развития выносливости;

)тест « Бег 1000 м (с)»-30% юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп показывают средний уровень развития выносливости.

Полученные результаты после проведения первого этапа тестирования показывают, уровень развития общей и специальной выносливости большинства юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп находится на среднем уровне.

В проведенных нами тестах виден недостаточный уровень развития общей и специальной выносливости. Данная проблемная ситуация, снижает эффективность тренировочного и соревновательного процесса и обуславливает необходимость разработки комплексов учебно-тренировочных занятий, реализуемых преимущественно в подготовительный период и направленных на воспитание общей и специальной выносливости.


3.2 Обсуждение результатов исследования


После исходного тестирования разница в проведении основной части занятия в контрольной и экспериментальной группах заключалась в том, что в контрольной группе она проводилась по общепринятой методике, а в экспериментальной использовался специальные комплексы упражнений.

Данные комплексы занятий реализовывались в экспериментальной группе юных легкоатлетов, на протяжении всего этапа эксперимента. В разработку вошли недельные тренировочные планы. В течение эксперимента мы использовали с экспериментальной группой большое количество спортивных и подвижных игр, нежели в контрольной группе, так как именно подвижные и спортивные игры на базе всесторонней физической подготовки способствуют созданию прочного фундамента общей выносливости.

На третьем этапе исследования, было проведено повторное тестирование юных легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп, полученные сравнивались и анализировались.


Таблица 9

Результаты тестирования экспериментальной группы юных легкоатлетов, на контрольном этапе эксперимента

№ п/пТестКол-во тестируемых123456789101Бег 6 мин1014001360138014101320136014001420138013702Челночный Бег 5*20 м (с)23,223,823,223,123,725,025,124,023,823,53Бег 1000 м (с)4,204,304,104,104,154,004,104,054,304,20

Результаты тестирования контрольной и экспериментальной группы, на контрольном этапе исследования показывают:

) тест «Бег 6 мин»- 20% юных легкоатлетов контрольной группы показывают высокий результат, а 80% показывают средний результат. В экспериментальной группе 70% показывают средний уровень развития выносливости ; и 30% высокий уровень развития выносливости.

) тест « Челночный бег 5*20м (с)»- 30% юных легкоатлетов контрольной и 70% экспериментальной группы показывают высокий уровень развития выносливости;

) тест «Бег 1000м, (с)-40% юных легкоатлетов контрольной и 70% экспериментальной группы показывают высокий и средний уровень развития выносливости.


Таблица 10

Результаты тестирования контрольной группы юных легкоатлетов 13-14 лет, на контрольном этапе эксперимента

№ п/пТестКол-во тестируемых123456789101Бег 6 мин1013101300123012101250138013501280135012802Челноч-ный бег 5*20 м (с)23,526,325,225,523,526,024,923,725,523,83Бег 1000 м (с)4,254,254,304,304,404,204,304,304,554,40

Показатель величины среднего значения теста «Бег 6мин» у юных легкоатлетов экспериментальной группы на первом этапе исследования составил 1321м, в конце эксперимента 1380м, результат увеличился на 69 метров [4,46%] . В контрольной группе на первом этапе исследования составил 1211м, в конце исследования 1294м, результат увеличился на 83 метра [6,85%].

При выполнении данного теста в экспериментальной группе tst=1,7 (расчетный) при р>0,05 что меньше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями недостоверны.

При выполнении данного теста в контрольной группе tst=3,02(расчетный) при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1 из этого следует, что различия между показателями достоверны.

При расчете достоверности различий между конечными результатами экспериментальной и контрольной групп tst=4,13(расчетный) при р<0,01, что больше граничного значения, значит различия между показателями являются достоверными (табл.11).


Таблица 11

Сравнительные результаты теста « Бег 6 мин»

ГруппаЭтапХqmt stpt stpЭкспериментальнаятест132148,716,231,76>0,054,13<0,01ретест138029,229,74Контрольнаятест121161,620,533,02<0,01ретест129455,1918,39

Рис. 1 Уровень подготовленности в 6-ти минутном беге


Показатель величины среднего значения теста «Челночный бег 5*20м(с)», у юных легкоатлетов на первом этапе исследования 24,85с, в конце исследования 23,8 прирост в результате составил 1,05с[4,22]. В контрольной группе на первом этапе исследования величина среднего значения 25,3с, в конце исследования 24,79 прирост составил 0,51с[2,01%]. На данном этапе тестирования в экспериментальной группе tst=3,5,при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из этого следует, различия между показателями являются достоверными, в контрольной группе tst=1,18 при р>0,05, что является меньше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями являются недостоверными.

При расчете достоверности различий между конечными результатами экспериментальной и контрольной групп tst=2,75, при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, значит различия между показателями достоверны.(табл.12)


Таблица12

Сравнительные результаты теста «Челночный бег 5*20м(с)»

ГруппаЭтапХqmt stpt stpЭкспериментальнаятест24,850,710,233,5<0,012,75<0,01ретест23,80,610,2Контрольнаятест25,30,970,321,1>0,05ретест24,790,90,3

Рис. 2. Уровень подготовленности в челночном беге


Показатель величины среднего значения теста «Бег 1000м(с)» у юных легкоатлетов экспериментальной группы на начальном этапе составил 4,40мин,с, в конце 4,15мин,с, прирост составил 0,25с[8,92%]. В контрольной группе в начале эксперимента показатель величины среднего значения 4,64мин,с, в конце 4,32мин,с,прирост составил 0,32с[7,52%].

На данном этапе тестирования в экспериментальной группе tst=2,21 при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями считаются достоверными.

В контрольной группе tst=3,76 при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями считаются достоверными.

При расчете достоверности различий между конечными результатами экспериментальной и контрольной групп tst=4,72 при р<0,01, что является больше граничного значения 2,1, из этого следует, что различия между показателями считаются достоверными.(табл.13).

Таблица13

Сравнительные результаты теста «Бег 1000м(с)»

ГруппаЭтапХqmt stpt stpЭкспериментальнаятест4,400,080,022,21<0,014,72 <0,01ретест4,150,080,02Контрольнаятест4,640,240,083,76<0,01ретест4,320,110,03

Рис.3. Сравнительные результаты теста «Бег 1000м(с)»


Таблица 14

Сравнительный прирост результатов тестирования на контрольном этапе исследования в%

Группа1 тест2 тест3 тестЭкспериментальная4,46%4,22%8,92%Контрольная6,85%2,01%7,52%

При анализе достоверности между группами и между результатами начала и конца эксперимента нами было выявлено, что средняя арифметическая величина экспериментальной группы по двум тестам была выше величин контрольной группы.

Заключение


В системе физического воспитания молодежи и взрослого населения легкая атлетика занимает одно из ведущих мест.

Бег- один из самых массовых видов спорта и широко распространен во всех регионах Российской Федерации. Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию, совершенствованию двигательных качеств и навыков необходимых для трудовой деятельности человека. Основная цель занятий легкой атлетикой -достижение физического совершенства и наиболее высоких результатов при участии в соревнованиях. Хорошо известно, что достижение высоких спортивных результатов в большинстве видов легкой атлетики, особенно в тех, которые связаны с продолжительной циклической локомоторной деятельностью, невозможно без высокого уровня развития выносливости. Ясно одно, что с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «в нужном русле», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы. Всё это происходит при рациональном и целесообразном планировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами. Ведь уже давно доказано, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности [Полунин, 2003].

Анализ научно-методической литературы по проблеме воспитания выносливости юных легкоатлетов и полученные в процессе исследования данные позволяют сделать следующие выводы:

) на первом этапе исследования в проведенных тестах наблюдается недостаточный уровень развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет. Существующая проблемная ситуация, снижала результативность соревновательного процесса юных легкоатлетов и вызывала необходимость пересмотра планирования тренировочного процесса. Данные изменения в тренировочном процессе реализовывались на тренировках в экспериментальной группе.

) Проведенное исследование показало, что дополнительное использование специальных упражнений в экспериментальной группе, выполняемых в различных режимах, позволяет существенно влиять на воспитание выносливости у юных спортсменов 13-14 лет на учебно-тренировочных занятиях. Но в дальнейшем требует дополнительной доработки. На контрольном этапе исследования было проведено повторное тестирование и получены следующие данные:

тест «Бег 6мин, м» у юных легкоатлетов экспериментальной группы в конце эксперимента прирост составил 69м[4,46%]. В контрольной группе прирост-83м[6,85%].

тест «Челночный бег 5*20м,[c]» у юных легкоатлетов экспериментальной группы прирост составил 1,05с[4,22%]. В контрольной группе прирост составил 0,51с[2,01%].

тест «Бег 1000м,[с]» у юных легкоатлетов экспериментальной группы прирост составил 0,25с[8,92%]. В контрольной группе прирост составил 0,32с[7,52%].

При анализе достоверности между группами и между результатами начала и конца эксперимента нами было выявлено, что средняя арифметическая величина экспериментальной группы по двум тестам была выше величин контрольной группы.

В конце проделанной нами работы можно сделать вывод, что используемое нами планирование тренировочного процесса недостаточно эффективно, это видно по проведенному контрольному тестированию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978, - 286с.

2.Васильева, В.В. Физиология человека [Текст]: Учебник для техникумов физической культуры / Под ред. В.В. Васильевой. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 319 с.

3.Волков, В.М. Тренеру о подростке [Текст] / В.М. Волков. - М.: Физическая культура и спорт, 1973. -75с.

4.Жилкин, А.И. Легкая атлетика: Учебн. пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Текст] / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.

5.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст] / В.М. Зациорский. - М.: Физическая культура и спорт, 1970. -200с.

.Коледин, С.В. Физическая подготовка юных спортсменов [Текст] / С.В. Коледин. - М.: Физкультура и спорт, 1971. -52с.

.Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.

.Коц, Я.М. Физиология спорта: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Я.М. Коц. - М.: Физкультура и спорт, 1986. -296с.

.Кузнецов, З.И. Развитие двигательных качеств школьников [Текст] / З.И. Кузнецов. - М.: Просвещение, 1967. - 203с.

.Курепина, М.М. Анатомия человека: Учебник для институтов физкультуры [Текст] / М.М. Курепина. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 326с.

.Лях, В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития [Текст] В.И. Лях // Физическая культура в школе. 1998. - № 1 - С. 7-15.

.Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя [Текст] / В.И. Лях. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.

.Макаров, А.Н. Легкая атлетика: Учебник для учащихся отделений физического воспитания пед. училищ [Текст] / А.Н.Макаров, П.З.Сирис, В.П. Теннов. - 2-е изд. Дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 208с.

.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 271 с.

.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для институтов физ. культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991, - 543с.

.Мотылянская, Р.Е. Выносливость у юных спортсменов [Текст] / Р.Е. Мотылянская. - М.: Физическая культура и спорт, 1973. - 157 с.

.Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: Физическая культура и спорт, 1970. - 479 с.

.Озолин, Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под ред. Н.Г.Озолина, Д.П. Маркова. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 670 с.

.Озолин, Н.Г. Развитие выносливости спортсмена [Текст] / Н.Г. Озолин. -М.: Физическая культура и спорт, 1979. - 128 с.

.Озолин, Н.Г. Лёгкая атлетика: Учебник для институтов физической культуры [Текст] / Под ред. Н.Г.Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Приимкова. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671с.

.Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель: ООО «Изательство АСТ», 2002. - 864 с.

.Петров, П.К. Курсовые и выпускные квалификационные работы по физической культуре / П.К. Петров. - М.: Издательство Владос-Пресс, 2002. - 112 с.

.Фомин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В.П.Фомин. - М.: Физическая культура и спорт, 1974. - 70с.

.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.


Теги: Исследование показателей развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет  Диплом  Туризм
Просмотров: 40623
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Исследование показателей развития выносливости у юных легкоатлетов 13-14 лет
Назад