Воспитание силовых качеств юных футболистов 11-12 лет

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточная государственная академия физической культуры

Факультет игровых видов спорта

Кафедра теория и методики футбола и хоккея


Выпускная квалификационная работа

по специальности 032101(16) «Физическая культура и спорт»

Воспитание силовых качеств юных футболистов 11-12 лет


Студент 351 группы

Герасимов Никита Сергеевич

Научный руководитель:

доцент, к.п.н., Шишенков В.М.


Хабаровск 2011


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретическое исследование основ футбольной тактики и техники

1.1 Сила - как физическое качество

.2 Возрастная динамика развития силовых возможностей футболистов

.3 Физиологические основы силы

1.4 Методика развития силы

1.5 Борьба за мяч в футболе

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

.1 Цель и задачи исследования

.2 Методика проведения исследования

.3 Результаты исследования

Выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ


Одна из специфических сторон футбола - это непосредственный контакт с соперником с большим количеством единоборств. И поэтому необходимо учиться испытывать удовлетворение от единоборств. Научиться играть под прессингом, не испытывая при этом неудобств. Ведь физическое состояние футболиста тесно связано с психологическим, а эмоциями проблему не решишь. Здесь выявляется способность тренера сконцентрировать внимание игроков на борьбе за мяч, на борьбе за инициативу.

Уровень подготовки должен быть такой, чтобы игрок средней и атакующей линии смог выиграть единоборства один на один (1х1), по принципу «каждый с каждым», при этом сохраняя собранность, спокойствие для дальнейшего принятия правильного решения. Тенденция отбора в большом футболе сейчас прослеживается в выборе таких игроков, которые способны соревноваться, которые могут успешно противостоять в личных поединках и выигрывать свои так называемые микроматчи.

Футбол предъявляет большие требования к физическим качествам спортсмена. При равных условиях в большинстве случаев побеждает команда, которая выиграла больше единоборств. Понимание важности признают все, но понимание и реализация происходят по-разному. Это является следствием того, что единоборства рассматриваются в общем, но не конкретно с точки зрения проявления силовых способностей.

Очень важно в процессе учебно-тренировочной работы не только подготовить хорошо футболиста с точки зрения развития его физических, качеств, но и научить эти качества проявлять в игре.

Все вышесказанное показывает важность и актуальность рассматриваемой нами темы.

Цель работы - исследование эффективности методики совершенствования силовых качеств юных футболистов.

Объект исследования - процесс физической подготовки юных футболистов.

Предмет - методика совершенствования силовой подготовки.

Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций, в виде теоретической базы и комплекса упражнений.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВ ФУТБОЛЬНОЙ ТАКТИКИ И ТЕХНИКИ


.1 Сила - как физическое качество


В самом общем виде силовые возможности спортсмена определяются его особенностями к преодолению внешнего сопротивления. Специфическими формами силовых качеств является абсолютная сила, скоростная сила, взрывная сила, силовая выносливость (Ю.В. Верхошанский, 1994; И.Н. Солопов; А.П. Герасименко, 1998).

Абсолютная сила характеризует предельные силовые возможности отдельных групп мышц, а в движениях глобального характера - силовой потенциал спортсмена. В понятии «абсолютная сила» содержится определенный элемент неточности, так как нет таких движений или положений, в которых все мышцы развивали бы предельное напряжение. Поэтому, для точности необходимо указывать конкретную группу мышц или конкретные движения, в которых проявляются максимальные силовые напряжения. Измерять абсолютную силу принято по предельному весу преодолеваемого груза или по максимальному напряжению в статистических условиях (М.П. Савин, B.C. Львов, 1996).

Скоростная сила характеризуется способностью мышц к быстрому выполнению движений без отягощения или движения с преодолением относительно небольшого внешнего сопротивления.

Взрывная сила проявляется в способности мышц развивать значительные напряжения в минимальное время.

Ю.В. Верхошанский (1994) выделил во взрывной силе три компонента: абсолютную, стартовую и ускоряющую силу мышц.

Силовая выносливость - это способность длительно выполнять упражнения со значительными силовыми нагрузками. Она оценивается по времени выполнения упражнения до момента выраженного снижения работоспособности.

Силовые проявления можно также классифицировать в зависимости от соотношения силовых и скоростных характеристик движения: при предельной силе и нулевой скорости - изометрические усилия, собственно-силовые качества; при значительной скорости, в плоть до максимальной и незначительных силовых усилиях - скоростные качества; промежуточные соотношения силовых и скоростных характеристик - скоростно-силовые качества.

Футболисты в ходе матча выполняют движения с самыми разнообразными силовыми характеристиками от изометрических до взрывных усилий. Многолетние занятия футболом способствуют развитию силы большинства мышц (особенно разгибателей нижних конечностей, туловища, мышц верхнего плечевого пояса). С одной стороны, это обуславливается отбором, с другой - специфическим влиянием занятий футболом (В.П. Климин, В.И. Колосков, 1992).

В силовой подготовке футболиста можно выделить два основных направления:

. Всестороннее развитие силовых способностей, обеспечивающее необходимый уровень тренировочной деятельности, являющейся предпосылкой эффективной специализированной тренировки;

. Воспитание специфических силовых качеств, соответствующих требованиям футбола.


.2 Возрастная динамика развития силовых возможностей футболистов


Развитие силы во многом обусловлено особенностями развития скелета, суставо-связочного аппарата, мышечной и нервной систем, а также общим биологическим созреванием организма.

Известно, что абсолютная сила мышц непрерывно увеличивается от рождения до 20-30 лет, а за тем начинает постепенно снижаться. При этом у нетренированных детей, как правило, появляются три возрастных периода развития: с 9-11 лет, с 13-14 и с 16-18 лет. Относительная сила, рассчитанная на один килограмм веса тела, достигает своего максимума нередко уже в 13-14-ти летнем возрасте и окончательно устанавливается на высшем уровне к 16-18 годам (ВЛ. Филин, 1992).

У детей младшего возраста в начале развиваются главным образом крупные мышцы туловища, в более поздние сроки - мелкие мышцы. У детей слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы ног.

Сила мышц - разгибателей нижних конечностей, несущих большую нагрузку при катании на коньках, с 8-9 лет увеличивается незначительно; под влиянием физических упражнений она быстро возрастает только после 9 лет. Однако в период с 8 до 9 лет отличается наибольший прирост силы сгибателей предплечья.

У детей младшего возраста связочно-мышечный аппарат стопы развит слабо, как следствие этого, от чрезмерной нагрузки на нижние конечности у юных футболистов может появиться плоскостопие. Правильно дозированная нагрузка, соответствующие меры профилактики, направленные на укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, позволяют избежать этого негативного явления (В.М. Зациорский, 1995).

Быстрыми темпами развивается мышечная система в периодполового созревания и после его окончания. Так, если у ребенка 8лет мышцы составляют около 27% массы тела, у 12-ти летнего - около 29%, у подростков 15-ти лет - около 33%, у юношей 18-тилет - около 44% (у высококвалифицированных футболистов около51%).

Одновременно с увеличением объема мышечной массы возрастает сила мышц и способность к длительной работе. Быстрее нарастает вес тех мышц, которые раньше начинают функционировать, являются более нагруженными (С.А. Евтеев, 1998 .

Мышцы-сгибатели у подростков развиваются быстрее по отношению к мышцам разгибателям.

В юношеском возрасте значительно увеличивается мышечная масса. Опорно-двигательный аппарат может уже выдерживать значительные статические напряжения и способен к довольно длительной работе (Я.Н. Коц, 1993).

Исследования показали, что возрастная динамика силы различных мышечных групп у футболистов в возрастном диапазоне с 11 до 18 лет, в основном, не отличаются от зарегистрированной многими авторами у школьников, не занимающихся спортом. Имеются лишь незначительные различия, которые обусловлены тем, что занятия футболом накладывают определенный отпечаток на организм занимающихся, вызывая в нем определенные морфологические и функциональные изменения.

Характеризуя скоростную динамику силовых способностей, отметим, что в период созревания (12-16 лет) сила мышц во многом определяется биологическим возрастом, который при дозировании нагрузок силовой направленности необходимо учитывать (Я.Н. Коц, 1993; В.П. Климин, В.И. Колосоков, 1992; М.С.Бриль,1996).


1.3 Физиологические основы силы


Проявляемая мышечная сила находится в обратной зависимости от скорости движения: чем выше скорость движения, тем меньше проявляемая сила, и наоборот. Разные спортивные упражнения относятся к разным точкам кривой «сила-скорость», а также делятся на статические и динамические.

Изометрически сокращающиеся мышца развивают максимально возможное для нее напряжение при одновременном выполнении следующих условий:

1.Активация всех двигательных единиц данной мышцы;

2.Режима полного тонуса у всех ее двигательных единиц;

.Сокращения в мышце при длине покоя.

В этом случае изометрическое напряжение в мышце соответствует ее максимальной статической силе. Максимальная сила, развиваемая мышцей, "в зависимости от числа мышечных волокон составляющих данную мышцу, и от их толщины. Число и толщина волокон определяют толщину мышцы в целом, или, иначе, площадь поперечного сечения мышцы (анатомический поперечник). Отношение максимальной силы мышцы к ее анатомическому поперечнику называется относительной силой. Отношение максимальной силы мышцы к ее физиологическому поперечнику называется абсолютной силой.

Измерение мышечной силы у человека осуществляется при его произвольном усилии, стремлении максимально сократить необходимые мышцы. Поэтому когда говорят о мышечной силе у человека речь идет о максимальной произвольной силе (МПС).

Она зависит от двух факторов: мышечных (периферических) и координационных (центрально-нервных).

К мышечным факторам, определяющих максимальную произвольную силу (Ю.Д. Бравая,1997), относятся:

1.Механические условия действия мышечной тяги - плечо рычага действия мышечной силы и угол приложения этой силы к костным рычагам;

2.Длина мышц, так как напряжение мышц зависит от ее длины;

.Поперечник (толщина) активных мышц, так как при прочих равных условиях проявляемая мышечная сила тем больше, чем больше суммарный поперечник произвольно сокращающихся мышц;

.Композиция мышц, то есть соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в сокращающихся мышцах.

К координационным факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом - механизмы внутримышечной координации и механизмы межмышечной координации.

Механизмы внутримышечной координации определяют число и частоту импульсации мотонейронов данной мышцы и связь с их импульсацией во времени. С помощью этих механизмов центральная нервная система регулирует максимальную произвольную силу данной мышцы. Совершенство мышечной координации проявляется в адекватном выборе «нужных» мышц - синергистов, в ограничении «ненужной» активизации мышц - антагонистов данного и других суставов и в усилении активности мышц - антагонистов, обеспечивающих фиксацию смежных суставов.

Таким образом, управление мышцами, когда требуется проявить их МПС, является сложной задачей для центральной нервной системы. Разница между максимальной силой мышц и их максимальной произвольной силой называется силовым дефицитом (В.Г. Лопов, 1991).

Силовой дефицит данной мышечной группы тем меньше, чем совершеннее центральное управление мышечным аппаратом.

Величина силового дефицита зависит от трех факторов:

  1. психологического, эмоционального состояния испытуемого;
  2. необходимого числа одновременно активируемых мышечных групп;
  3. степени совершенства произвольного управления ими (А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов 1995).

Первый фактор: при некоторых эмоциональных состояниях человек может проявлять такую силу, которая намного превышает его максимальные возможности в обычных условиях. В экспериментальных условиях значительное повышение показателей максимальной произвольной силы (т.е. уменьшение силового дефицита) обнаруживается при сильной мотивации испытуемого, в ситуациях, вызывающих его сильную эмоциональную реакцию (после резкого звука). Тоже отмечалось при гипнозе, при приеме некоторых лекарственных препаратов. Это указывает на высокую степень совершенства центрального управления мышечным аппаратом у спортсменов.

Второй фактор: при одинаковых условиях измерения величины силового дефицита тем больше, чем больше число одновременно сокращающихся мышечных групп.

Третий фактор: показано, что изометрическая тренировка, проводимая при определенном положении конечности, приводит к значительному повышению максимальной произвольной силы, измеряемой в том же положении. Если измерения проводятся в других положениях конечности, то прирост максимальной произвольной силы оказывается незначительным или отсутствует совсем. Следовательно, в данном случае прирост максимальной произвольной силы зависит от более совершенного, чем до тренировки, центрального управления мышечным аппаратом именно в тренировочном положении (Р. Хедман, 1990).

Роль координационного фактора выявляется также при изучении показателя относительной произвольной силы, которая определяется делением показателя МПС на величину мышечного поперечника.

Наиболее высоко пороговым являются быстрые двигательные единицы мышцы. Их вклад в общее напряжение особенно велик, т.к. каждая из них содержит много мышечных волокон. Быстрые мышечные волокна толще, имеют больше миофибрилл, и поэтому сила их сокращения выше, чем у медленных двигательных единиц. Отсюда понятно, почему максимальная произвольная сила зависит от композиции мышц: чем больше быстрых мышечных волокон они содержат, тем выше из максимальная произвольная сила. При проявлении статической силы характерно наличие «активного» или «пассивного» напряжения. Длина мышц ни в том, ни в другом случае не изменяется. При «активном» характере статическое напряжение мышц происходит без её сокращения, а при «пассивном» - при попытке внешних сил насильственно растянуть напряженную мышцу.

В первом случае мы имеем дело с проявлением «активной» статической силы, во втором с пассивной.

По своему физиологическому механизму управление максимальной статической силы является тетанусом, который образуется в результате сложения элементарных волн напряжения, возникающих на каждый первый импульс. Нервно-мышечная регуляция при выполнении статических напряжений во многом отличается от регуляции при динамических напряжениях. Проявление статической силы имеет и специфические биомеханические способности.

Исследования показали, что к наиболее значительному увеличению содержания структурных волокон в напрягаемых мышцах приводят статические нагрузки. Основные же источники ресинтеза АТФ и запасы гликогена в мышцах возрастают в сравнительно меньшей степени. Максимальные статические напряжения длятся не более нескольких десятых секунды. Источниками ресинтеза АТФ, в первую очередь, является креатинфосфокиназная реакция, а затем, и все другие возможные механизмы поставки энергии (если статическое усилие продолжительно и не достигает максимального напряжения) (Я.М. Коц, 1993).

Динамическая сила - мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц (концентрического и эксцентрического сокращения), обозначается как динамическая сила.

Максимальная динамическая сила мышц является функцией ее длины в момент напряжения, скорости сокращения и времени, необходимого для достижения максимального напряжения.

При проявлении динамической силы в ходе спортивной деятельности, характер однократных динамических усилий может быть различным - медленным, взрывным, быстрым.

Медленный характер усилий или медленная сила проявляется при преодолении субпредельных или предельных отягощений. В этом случае ускорение отсутствует, (оно имеется только в начале движения) и скорость перемещения сопротивления (в большой части движения) постоянная.

Взрывной характер усиливается взрывная сила характерны для преодоления отягощений, не достигающих предельных величин, но с максимальным ускорением.

Быстрый характер усилий или быстрая сила характерны для преодоления отягощений, не достигающих предельных величин, с ускорением ниже максимального.

При измерении динамической силы испытуемый выполняет движения, которые требуют сложной внемышечной и внутримышечной , координации. Поэтому показатели динамической силы значительно различаются у различных людей и при повторных измерениях у одного и того же человека, причем больше, чем показатели изометрической системы.

Динамическая сила, измеряемая при концентрическом сокращении мышц, меньше, чем статическая сила. В режиме эксцентрических сокращений мышцы способны проявлять динамическую силу, значительно превышающую максимальную изометрическую. Чем больше скорость движения, тем больше проявляемая динамическая сила при уступающем режиме сокращения мышц.

Увеличение динамической силы в результате динамической тренировки может не вызвать повышения статической силы. Изометрические упражнения или не увеличивают динамической силы, или увеличивают значительно меньше, чем статическую. Все это указывает на чрезвычайную специфичность тренировочных эффектов: использование определенного вида упражнений (статического или динамического) вызывает наиболее значительное повышение результата именно в этом виде упражнений. Более того, наибольший прирост мышечной силы обнаруживается при той же скорости движения, при которой происходит тренировка.

Медленная сила. При проявлении медленной силы величина ее примерно равна величине применяемого отягощения. Медленная сила может проявляться только при преодолевающем или уступающем характере работы мышц. Что касается проявления медленной силы одновременно с уступающей и преодолевающей работой мышц, то это исключается.

Объясняется это тем, что при уступающей работе предельное отягощение в 1,5-2 раза больше, чем при преодолевающей.

К особенностям механизма мышечного сокращения при проявлении медленной силы относится, по-видимому, прежде всего синхронизация небольшого количества активных мышечных волокон с наивысшей степенью напряжения.

Взрывная сила характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Оно в значительной мере определяет высоту прыжка вверх с прямыми ногами или переместительную скорость на коротких отрезках бега с максимальной скоростью. В качестве показателя взрывной силы используют градиент силы, то есть скорость ее нарастания, которая определяется как отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы, либо какой-нибудь другой ее части (относительный градиент силы).

Взрывная сила проявляется при преодолевающем характере работы мышц.

К особенностям механизма мышечного сокращения при проявлении взрывной силы относится следующее: при преодолении малых отягощений, когда время усилий ограничено, синхронизируются не все, а максимально возможное количество двигательных единиц с наивысшей степенью напряжения отдельных мышечных волокон. Особое значение при этом приобретает сохранение оптимальных величин частоты поступающих нервных импульсов. При преодолении максимальных величин (позволяющих при движении сохранять ускорение) в работу включается наибольшее количество активных двигательных единиц (Г. Хедман, 1990).

В проявлении взрывной силы в мышцах - антагонистах напряжение может почти отсутствовать. Особенность проявления взрывной силы связано с высокой скоростью мобилизации химической энергии, находящейся в мышцах, превращением ее в механическую энергию.

Причем величина ее зависит не только от содержания в мышцах АТФ и ее аналогов, но и от скорости ее расщепления в момент поступления в мышцы двигательного импульса и последующего ее ресинтеза.

Быстрая сила. При проявлении в одиночном движении быстрой силы величина ее (при одних и тех же отягощениях) меньше, чем при проявлении взрывной силы в этих же движениях. Быстрая сила может проявляться как при преодолевающем и уступающем характере работы мышц в отдельности, так и при акценте на их сочетание. К особенностям механизма мышечного сокращения можно отнести следующее: проявление быстрой силы каждой отдельной мышцы связано не сколько с синхронизацией, сколько с асинхронизацией активных двигательных единиц с высокой (но не доходящей до предельных величин) степенью напряжения при оптимальной частоте нервных импульсов поступающих через двигательный нерв (А.М. Иващенко, 1996).

Изометрическая сила. Изометрический тип тренировки увеличивает статическую силу при относительном уменьшении динамической силы изометрический тип тренировки повышает динамическую силу, проявляемую в диапазоне тренировки скоростей (Д.Ю. Бравая, 1997.). Физиологические эффекты разных типов силовой тренировки определяются характерными изменениями, как в центральном, так и в периферическом звеньях нервно-мышечной системы человека.

Наибольшее изменение мышечной силы происходит под влиянием изометрической тренировки (средний прирост силы одиночного сокращения-20,2%, титанического-14,5%), они меньше после низкоскоростного режима изокинетической тренировки (10,0 и 11,2% соответственно) и наименьшее - после высокоскоростного режима изокинетической тренировки (6% и 8,2%).

Изометрический тип силовой тренировки мало влияет на скоростные свойства тренируемых мышц, увеличивая лишь общую длительность одиночного сокращения, но, не изменяя другие временные характеристики одиночного и тетанического, вызванных сокращением тренируемых мышц. Изокинетический тип силовой тренировки повышает изометрическую силу и скорость ее развитая, но уменьшает произвольную динамическую силу тренированных и одноименных не тренированных мышц.

Изокинетическая тренировка совершенствует специфические центрально-нервные координационные механизмы управления мышцами при их произвольном сокращении в динамическом режиме, особенно в диапазоне скоростей движений, соответствующих тренировочным. Высокоскоростной режим изокинетической тренировки ведет к снижению эффективности центрального управления произвольным сокращением мышц в статическом режиме.

Особое значение для спортсмена, а в частности для футболиста, имеет композиция мышц. Зная, какой тип мышечных волокон преобладает у человека, можно заранее спрогнозировать благоприятную и наиболее эффективную карьеру для футболиста. Такие анатомические данные способствуют тренеру для безошибочного определения амплуа футболиста. Существует мышечные волокна быстрого и медленного типа. Основными признаками, позволяющими различать быстрые и медленные волокна, являются скорость сокращения и степень утомления.

Со скоростью сокращения, отмечает Я.М. Коц (1993) коррелируют такие признаки и свойства, как:

содержание легких и тяжелых цепей миозинов в мышечном волокне;

степень развития системы трубочек и саркоплазматического ретикулума; активность Са - насоса; селективная проницаемость внутриклеточных мембран;

обуславливающая скорость развития и распространения процесса возбуждения; степень активности миозиновой и актиномиозиновой АТФазы;

продолжительность синоптической нервно-мышечной передачи возбуждения;

структурно-функциональные особенности мотонейронов, иннервирующих волокна разных типов.

Степень утомляемости (или способность противостоять утомлению и длительно поддерживать активное состояние) обусловлено, продолжает автор: футбольный силовой тактика техника

количеством митохондрий;

уровнем капилляризации волокна;

содержанием - мышечного глико;

уровнем активности гликолитических и окислительных ферментов.

Общей закономерностью онтогенетического развития мышц является постепенное ускорение их сократительной способности вследствие увеличения постнатальной активности двигательного аппарата и продолжающегося общего процесса созревания мышечных волокон.

Только после завершения процесса постнатальной адаптации может начинаться более тонкая дифференцировка мышц на быстрые и медленные, каждая всегда связана с соответствующими влияниями нервной системы и функциональной активности двигательного аппарата.

В быстрых мышцах наблюдается пластическое преобразование синаптических структур мышечных волокон, то есть формируется механизм, обеспечивающий ускорение синаптической передачи.

Помимо этого, в «быструю» сторону изменяются структурные и гистохимические характеристики, что обуславливает способность волокон этого типа к быстрому сокращению и расслаблению.

Решающую роль в становлении признака скорости сокращения волокна играет нейротрофическая регуляция, воздействующая на сократительный аппарат мышцы несколькими путями, а именно: посредством разной по частоте стимуляции от быстрых (относительно больших) или медленных (относительно малых) мотонейронов, через специфические трофогены и активирующую систему, «Са - циклические нуклеотиды», а также через усиление нейротрофических процессов во время мышечных напряжений.

Дифференцировка скелетных мышц по признаку скорости, предусмотренная их геномом, реализуется под нейротрофическим контролем, вызывающим у одного типа волокон усиление синтеза быстрого миозина вместо медленного, изменяющим метаболизм мышцы в сторону усиления анаэробного гликолиза и подготавливающего мышцы быстрого типа к специфической функциональной активности (кратковременным и высоким по интенсивности напряжениям).

В медленных мышцах достижение дефинитивных временных характеристик более продолжительно.

Трофические влияния со стороны нервной системы являются основным, хотя и не единственным дифференцирующим фактором в генезе специфических функциональных свойств скелетных мышечных волокон.

Другим мощным фактором, формирующим специфические черты быстрых и медленных мышечных волокон, является характер их деятельности, которая определяется влиянием центральной нервной системы, типом и свойствами мотонейронов, интернирующих данную мышцу.

Специализация мышц в онтогенезе достигается дифференцированным синтезом белков, который определяет создание специфического для данного типа мышц белкового комплекса. Регуляция дифференцированного включения и выключения генов осуществляется таким образом, что по мере смены стадий развития мышц, изменяется их способность реагировать на внешние факторы, которыми, в частности, становятся нервные и нейротрофические влияния, осуществляемые через нервно-мышечные синапсы.

Согласно экспериментально обоснованной функциональной типизации мышечных волокон, различаются:

волокна медленного типа (1), обладающие высокой активностью окислительных ферментов и благодаря большому объему окислительных субстратов, имеющие высокий уровень утилизации кислорода, что позволяет медленным двигательным единицам работать, не утомляясь в аэробном режиме, не развивая при этом значительных напряжений;

волокна быстрого типа (Па), которые проявляют высокую гликолитическую активность, но также обладают усиленным окислительным потенциалом, то есть проявлять скоростную выносливость;

волокна классического быстрого типа (Пв), обладающие высокой активностью гликолитических ферментов, высокой активностью А.Т. Фоум быстрого миозина, обладающие высокой скоростью и силой сокращения при высокой утомляемости;

волокна промежуточного типа «перспективные» (Пс) волокна отличающиеся содержанием контрактивных белков (миозина и тропонина) как медленного,"так и быстрых типов.

Число таких волокон в быстрых мышцах может ~ достигать 30%, что создает основу для тренировки скоростной и силовой выносливости двигательного аппарата. Индивидуальная мышечная композиция изменяется как в процессе возрастного развития моторика, так и в зрелом организме под воздействием длительной и систематической специальной тренировки, но лишь в пределах, предопределенных наследственными границами (Г.Хедман, 1990).


.4 Методика развития силы


Среди факторов лимитирующих силовые возможности, выделяют: внутримышечную координацию (она характеризуется силой и частотой эффекторной импульсации из ЦНС к работающей мышце); межмышечную координацию (главным образом между мышцами - синергистами и антагонистами); собственную реактивность мышц (она зависит от физиологического поперечника и функционального состояния в момент сокращения), биомеханический фактор (зависит от рычага приложения силы и определяется углом в рабочем составе) (А.Ю. Букатин, В.Ш. Колузганов, 1996). Для того чтобы развить силу, необходимо добиваться максимальных мышечных напряжений. Это может быть достигнуто в результате волевых усилий, а также при использовании отягощений (напряжений).

При силовой подготовке футболистов используются упражнения на снарядах, со снарядами, парные упражнения, упражнения с преодолением собственного веса тела и сопротивления внешней среды, обеспечивающее работу мышц в преодолевающем и уступающем режиме.

На этапе первоначального обучения (в возрасте 8-12 лет) проводится общая силовая подготовка с целью осуществления разностороннего гармоничного развития всех мышечных групп. Силовые упражнения должны содействовать образованию достаточно крепкого «мышечного корсета» укреплять дыхательную мускулатуру, воздействовать на группы мышц, которые без применения физических упражнений развиваются особенно медленно.

Основное средство отягощения - собственный вес тела и звеньев тела. Упражнения должны быть динамическими, без существенных статических напряжений.

Наиболее распространенные средства подготовки - обще развивающие упражнения без отягощений и с отягощениями 10 кг.

В силовой подготовке детей 8-10 лет следует шире использовать упражнения в лазанье и перелазание через различные препятствия; упражнения с футбольными, баскетбольными мячами в положении сидя, лежа на спине и животе; ходьбу на четвереньках; висы, смешанные висы и упоры; подвижные игры и эстафеты с включением указанных упражнений.

В возрасте 11-12 лет можно уже дополнительно использовать упражнения с набивными мячами, гантелями, предметами весом 2-3 кг. Основной метод выполнения упражнений в возрасте 8-12 лет - повторный, однако, упражнения выполняются не "до отказа". Не следует применять больших отягощений и тем более максимальных.

При воспитании силовых способностей у детей младшего возраста, прежде всего, следует избегать больших нагрузок на позвоночник; длительных односторонних напряжений мышц туловища; перенапряжения опорно-связочного аппарата при прыжках, силовых упражнениях; длительных мышечных усилий, связанных с напряжением; волевых и эмоциональных напряжений, предъявляющих чрезмерно высокие требования к еще не окрепшей нервной системе. Нужно исключить упражнения с резкими односторонними толчками (силовые приемы на большой скорости, на встречном движении), асимметричным подниманием тяжестей, чрезмерные и длительные нагрузки на опорную поверхность стоп (переноска больших тяжестей, упражнения с переноской партнеров). Сила в 8-12 лет воспитывается с помощью использования преимущественно скоростно-силовых динамических упражнений: бега, прыжков, многоскоков, метаний легких предметов на дальность. Необходимо использовать как можно шире естественные условия местности: ходить и бегать по песку, по мелкой воде, в гору, по мягкому грунту вдоль берега реки, моря, озера.

На этапе первоначальной подготовки нужно обучить юных футболистов разнообразным силовым упражнениям, которые в дальнейшем можно будет выполнять с гантелями, штангой, эспандером и другими отягощениями. Надо отметить, что в данном возрасте мышцы больше растут в длину, чем в поперечнике, поэтому применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, оказывается мало эффективным (В.П. Иванов, 1994).

Наряду с воспитанием силы у юных футболистов развивают способность расслаблять мышцы после их напряжения. Мышцы не должны быть напряжены, если они не участвуют в перемещении звеньев тела или поддерживании его положения. Освоив навыки произвольного расслабления мышц на начальном этапе обучения, юные футболисты имеют хорошие перспективы в достижении высоких результатов на этапе спортивного совершенствования.

Значение силовой подготовки футболистов в возрасте 13-15 лет постепенно возрастает. В этот период юные футболисты должны хорошо освоить технику выполнения всех силовых упражнений, поныть смысл и направленность каждого из них (С.Н. Лукашин, 1992.).

Структура и содержание силовых упражнений, а также условия, в которых они могут выполняться, постепенно усложняются. В тренировку включаются упражнения с небольшими отягощениями, которые выполняются в соответствии с требованиями метода повторных усилий и его разновидностей: динамических усилий и вариативного.

Метод повторных усилий характеризуется использованием непредельных отягощений (30-40% от максимального) с предельным числом повторений «до отказа». Этот метод является главным в подготовке юных футболистов и служит основой для использования других методов силовой подготовки. Нагрузка при использовании данного метода в большей степени соответствует возрастным особенностям подростков и юношей, и задачам из подготовки (В.П. Филин, Н.Н. Фомин, 1994).

Метод динамических усилий предусматривает предельную скорость выполнения упражнений при незначительном (10-20%) отягощении.

Правда, использование только одного данного метода, особенно в подготовке юношей не позволяет существенно повысить уровень максимальной силы, так как воздействие, на нервно-мышечный аппарат очень кратковременно, однако метод динамических усилий наиболее эффективен для воспитания быстро силы футболиста.

Метод максимальных усилий предусматривает выполнение упражнений с предельными и около предельными внешними отягощениями. Величина отягощения составляет по данным ряда специалистов от 1 до 5 повторных максимумов (т.е. вес, который спортсмен может поднять от 1 до 5 раз в один подход). Следует отметить, что данный метод используется в подготовке квалифицированных спортсменов и требует хорошей предварительной подготовленности нервно-мышечного и опорно-двигательного аппарата.

Метод прогрессирующих отягощений позволяет бороться с адаптацией к весу отягощений и предусматривает увеличение веса обычно с 50 до 70, а затем до 100% от максимального с интервалами отдыха 3-4 минуты между подходами.

Ударный метод тренировки, также как и метод максимальных усилий, применяется в подготовке футболистов высокой квалификации. Он основан на стимуляции тренируемых мышц кинетической энергией падающего (движущегося) тела (снаряда) и обеспечивает быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей. Применение данного метода позволяет добиться проявления максимальных силовых возможностей спортсмена за короткое время, то есть совершенствовать взрывную силу (В.П. Климин, 1992).

Метод изометрических усилий используется как дополнительное средство в процессе подготовки юных футболистов. Он предусматривает выполнение максимальных повторных напряжений длительностью 5-6 секунд в статических условиях.

При этом важно, чтобы исходное положение и суставные углы соответствовали специфическим движениям футболистов.

Изометрический метод силовой тренировки предусматривает выполнение упражнений, в которых величина прилагаемого усилия по всей амплитуде движения остается неизменной. Это позволяет создать мышечное напряжение и проработать мышцы при различных составных углах, что очень важно для футболиста, так как в игре он выполняет различные технические действия, особенно силовые приемы, в самых разнообразных исходных положениях.


1.5 Борьба за мяч в футболе


Отбор мяча - один из сложных технических приемов в футболе. Кроме хорошей «физики» для выполнения этого компонента игры необходимо быть вполне расчетливым, ведь в момент единоборства с соперником, владеющим мячом, можно травмировать его, если попасть ему в ногу или еще куда-нибудь.

Важность мастерства при отборе мяча просто необходима. Защитник, чтобы предотвратить угрозу со стороны атакующего футболиста, должен сперва научиться улавливать намерение владеющего мячом и лишь потом применить тот или иной прием отбора пятнистого.

От того, в каком положении находится футболист с мячом и отбирающий, зависит какой способ обезоружить противника более предпочтителен. Например, если нападающий с мячом движется в сторону оборонца-соперника, то задача последнего - сблизиться с наступающим на такое расстояние, с которого можно резким и быстрым движением ноги к мячу успеть отобрать снаряд раньше, чем противник в очередной раз коснется его.

В современном футболе главным способом отбора мяча становится игра на опережение. В связи с этим количество контактной борьбы сводится к минимуму, а листопад желтых карточек и вовсе прекращается. Некоторые футболисты благосклонны к использованию подката, но этот прием довольно опасен и сложен по своему исполнению в рамках дозволенности.

Отбор мяча подкатом - один из наиболее сложных технических приемов игры. Подкат применяется в тех случаях, когда уже нет возможности отобрать мяч у соперника каким-либо другим приемом. Отбор подкатом можно выполнять, находясь в различной позиции - спереди и сбоку от соперника, владеющего мячом. Делается это следующим образом: определив, что еще есть возможность выбить мяч из-под ноги игрока, необходимо сделать шаг дальней от соперника ногой, сгибая ее в колене. После этого скользящим движением нога вытягивается перед соперником, выталкивая мяч подошвой или внутренней стороной стопы.

Часто начинающие футболисты, сделав выпад на мяч, расслабляют мышцы ног. Как правило, это ведет к неприятным болевым ощущениям. Исправить эту ошибку можно так: занимающиеся встают друг против друга и, поочередно имитируя отбор, напрягают при соприкосновении с мячом мышцы ног. Это упражнение даст свою пользу. В игре с помощью приобретенной привычки прием будет выполняться правильно. Известный немецкий тренер Франц Беккенбауэр не раз говорил о том, что футболист, использующий подкат, - футболист, выключенный из игры. Сам Беккенбауэр редко применял этот прием. По его словам, тот, кто все-таки решился на этот метод, должен быть уверен на сто процентов в своем выборе.

Есть и любители отбирать мяч у соперника, нападая на него сзади. В этом нет ничего плохого, если только вступивший в борьбу игрок сначала сыграет в мяч, а потом, возможно, и коснется ног соперника, иначе удаление с поля гарантированно. Многие предпочитают выступать в роли перехватчика. Основной же прием выполняется таким образом: сближаясь с соперником, владеющим мячом, нужно занять выгодную позицию на его пути. В то же время бьющая нога должна повторить те же движения, что и при ударе внутренней стороной стопы: сначала она отводится назад, ее суставы сильно напрягаются, после чего она как препятствие выносится вперед, встречая мяч. В тот же момент надо постараться отстранить соперника толчком плечом в его плечо. Натолкнувшись на вас, соперник по инерции продолжит движение вперед, оставляя мяч у ваших ног.

Что касается отбора мяча толчком, то это простой, однако очень эффективный прием. Он, как правило, используется против соперника, бегущего с мячом рядом. Отбор толчком производится в момент, когда вес тела соперника приходится на дальнюю от защитника ногу. Толчок следует выполнять в плечо. При этом необходимо прижать руку к туловищу. Соперник, как правило, после толчка теряет равновесие, а затем на какой-то миг и контроль над мячом. Этого бывает достаточно для проворного защитника, чтобы отобрать мяч. Важно также запомнить: если толчок выполнить в момент, когда вес тела игрока, владеющего мячом, приходится на ближнюю от защитника ногу, он может после толчка сам потерять равновесие, а соперник продвинется в опасную близость к воротам.

Чтобы отточить мастерство отбора мяча, необходимо поупражняться, например: на тебя двигается игрок с мячом, позади ворота. Ты не имеешь права касаться мяча руками. Надо выбрать момент, когда можно выбить мяч у соперника или подставить под мяч ногу. Попробуйте всевозможные приемы. После того как отберешь мяч или соперник сумеет ударить по воротам, повторите все сначала. Через некоторое время поменяйтесь ролями.

Чтобы успешно бороться за мяч, надо знать некоторые правила его отбора. Задача игрока обороны - не только попытаться отобрать мяч и не пропустить соперника за спину, но и не позволить тому сделать острую передачу мяча партнеру. Отсюда - особое значение исходной позиции при отборе мяча.

Прежде всего, надо сблизиться с владеющим мячом на такую дистанцию, чтобы тот не мог спокойно обозревать поле и оценивать игровую обстановку.

Если события происходят где-то в средней части поля, у боковой линии, - чуть сместиться к центру, оставляя нападающему лишь один ход (вдоль боковой линии). Ну а если борьба завязалась в центре поля, то атаковать со стороны возможной передачи мяча.

В статическом положении соперники могут бороться на равных. Хотя инициатива и более благоприятное стартовое положение - у атакующего, однако у его оппонента - уравновешивающий шансы сторон небольшой зазор. В такой исходной позиции не следует брать на себя инициативу в отборе мяча: даже попытка выставить ногу вперед ставит игрока перед затруднением. Уйти от такой угрозы легко - стоит только двинуться в сторону. Такой отбор - попытка с негодными средствами.

Более правильным будет в этой ситуации - ждать. Ждать, пока атакующий не предпримет попытку к обводке. Вероятнее всего, выражаться эта попытка будет в наступлении (с ведением мяча) на соперника. Ясно, что при этом его контроль над мячом улучшается, но видение поля ухудшается.

В таком случае обороняющемуся целесообразнее отступать, несколько увеличивая зазор, и ждать, когда атакующий отпустит мяч. Только тогда можно ставить под мяч ногу, чтобы отобрать его. Правда, еще в статическом положении можно (ложными движениями) спровоцировать атакующего на ответные действия и, улучив момент, когда он потеряет контроль над мячом, попытаться овладеть им.

Здесь надо помнить, что и атакующий может ложными движениями вызвать ошибочные действия соперника и выиграть единоборство. Чтобы не поддаться на такие финты, надо смотреть только на мяч.

Отбирать мяч можно и в движении одним курсом с соперником: следуя рядом, толчком (в рамках правил) отстранить соперника от мяча. При этом отбирающий должен бежать не в ногу с соперником и толкнуть его в момент, когда тот будет находиться не на опорной ноге.

Чтобы отобрать мяч вверху (при высокой передаче), надо иметь разбег для прыжка. Поэтому дуэль за мяч можно будет выиграть лишь при достаточно большом зазоре между соперниками.

Умение бороться за мяч, «держать» игрока и уходить от держащего игрока, обводить противника и отбирать у него мяч - все это является индивидуальной тактикой футболиста, точнее - тактикой единоборства, в то время как командная тактика коллективного усилия объединяет единством цели и метода индивидуальные действия игроков.( Савин С.А., 2005)

Когда игрок прилагает свое искусство финта (обманного движения), чтобы обвести противника, - это индивидуальная тактика; сама же обводка игрока, применяемая в плане организованного коллективного усилия команды, будет средством командной тактики игры. Таким образом, по какой бы тактической системе ни играла команда, все ее наступательные усилия сводятся к тому, чтобы забить в ворота противника возможно больше мячей и не пропустить в свои.

Для этого команда в организованном усилии старается дать своим нападающим игрокам возможность производить удары по воротам противника с дистанции и с позиций, позволяющих забить гол. Ее защитная тактика сводится к тому, чтобы не дать этого сделать противнику

Для того чтобы получить возможность забить гол, нападающий игрок должен на какой-то момент оказаться на такой позиции, где противник не мешал бы ему направить мяч в сетку ворот.

В этот момент состояние нападающего игрока, как правило, не статично и может быть названо позицией лишь условно, так как игрок обычно только в движении находит свободу действия, необходимую для забития гола. Однако игроки защиты стараются приблизиться к свободно стоящему или передвигающемуся у их ворот противнику и «закрыть» его, хотя бы он и не владел мячом, если его партнеры могут в данный момент передать ему мяч.

Техническими средствами приблизить мяч к воротам противника являются удар и ведение мяча. Передачу мяча ударом от одного игрока к другому я буду называть, как это у нас принято, пасом, ведение мяча по свободному полю - гоном мяча, а ведение мяча мимо противника - обводкой.


ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


.1 Цель и задачи исследования


Целью нашего исследования является совершенствование физической подготовленности, в частности силовых качеств футболистов, посредством занятий по разработанной нами методике.

Задачи:

.Внедрить в учебно-тренировочный процесс ДЮСШ СКА по футболу методику силовой подготовки.

2.Провести исследование уровня силовой подготовленности воспитанников ДЮСШ СКА г. Хабаровск до и после внедрения предложенных упражнений.

На сегодняшний день накоплен большой арсенал средств, с помощью которых решается задача развития силы юных атлетов. Но можно с уверенностью сказать, что пути оптимизации подготовки молодых атлетов далеко еще не исчерпаны.


.2 Методы исследования


1.Анализ научно-методической литературы и документальных материалов.

2.Педагогическое наблюдение.

.Метод контрольных испытаний.

.Педагогический эксперимент.

.Методы математической статистики.

Спортивная подготовка в юном возрасте, особенно в силовых видах, требует от тренера не только знаний особенностей влияния тех или иных нагрузок на функциональное состояние и физическое развитие организма, но и того, как эти знания можно применить при разработке методики тренировки. Наблюдался эффект от воздействия различных вариантов методики силовой подготовки юных атлетов (одновременное и последовательное применение силовых упражнений с дозированными отягощениями на протяжении 18 микроциклов). В каждом микроцикле было запланировано три занятия с тяжестями, проводимых через день. В итоге продолжительность педагогического эксперимента составила 12 недель.

Экспериментальная группа использовала в тренировке следующие три варианта тренировочной нагрузки:

Первый вариант - отягощения от 50 до 70% от веса тела занимающихся, поднимаемые от 2 до 4 раз в одном подходе, позволяющие обеспечить возможность прироста абсолютной силы атлетов.

Второй вариант - упражнения позволяющие увеличить уровень силовой подготовки верхнего плечевого пояса за счет отягощений. Эти отягощения, поднимаемые от 4 до 6 раз в одном подходе, позволяют повышать преимущественно мощность работы мышц, проявляемую в условиях относительно небольшого внешнего сопротивления.

Третий вариант - силовые упражнения, сочетающие в себе в равной степени нагрузку из первого и второго вариантов.

Исследование проводилось на базе учебно-тренировочных групп ДЮСШ СКА по футболу г. Хабаровск.


2.3 Результаты исследования


Тренирующий эффект от воздействия двух вариантов упражнений с отягощениями на развитие специальных физических качеств атлетов зависит, как показывают исследования ряда авторов (А.Н. Воробьев, А.С. Медведев, Л.С. Дворкин и другие), от правильного определения объема и длительности выполнения силовой работы. С учетом этого было определено следующее количество подъемов и подходов к турнику: во всех случаях планировалось четыре подхода к турнику за одну тренировку (не считая разминочных и контрольных).

Напомним, что в период эксперимента (в течение 12 недель) обе группы юных футболистов тренировались по единой программе (в соответствии с разработанным планом). Отличие заключалось в том, что в экспериментальной группе в место традиционных способов развития силы использовалась предложенные нами упражнения.

Исходные показатели физической подготовленности. Специальная физическая и силовая подготовленность оценивалась по данным контрольно-педагогических испытаний: количества подтягиваний на перекладине, прыжок в длину, тройной прыжок в длину с места, кистевая динамометрия.


Таблица 1

Статистические оценки, результатов тестирования в начале исследования

ТестыГруппыtРконтрольнаяэкспериментпрыжок в длину с места, м.X m1.47± 0.12 0.031.49± 0.11 0.030.5р>0.05подтягивание, разX m1.8± 0.86 0.231.8± 0.86 0.230р>0.05тройной прыжок с местаX m4.56± 0.28 0.084.56± 0.23 0.060р>0.05кистевая динамометрия правой рукиX m13.9± 2.31 0.6213.7± 2.88 0.780.2р>0.05кистевая динамометрия левой рукиX m11.6± 1.15 0.3112.4± 1.73 0.471.4р>0.05

Наибольшие изменения среднегрупповые результаты претерпели в тестах кистевая динамометрия (левая рука), что на наш взгляд связана с особенностями методики позволявшая равномерно распределять усилия.


Таблица 2

Статистические оценки результатов педагогического эксперимента футболистов после эксперимента группы

Тестыгруппы%tPэкспериментконтрольнаяпрыжок в длину с места, см.X m149± 0.11 0.03153± 0.1 0.022.71.1p>0.05подтягивание, разX m1.8 0.86 0.231.9 0.86 0.225.60.32p>0.05тройной прыжок с места, смX m456± 0.23 0.06461± 0.31 0.041.10.71p>0.05кистевая динамометрия правой руки (кг)X m13.7± 2.88 0.7814.3± 2.61 0.514.40.65p>0.05кистевая динамометрия левой руки (кг)X m12.4± 1.73 0.4712.8± 1.15 0.423.21p> 0.05

Средние показатели результатов в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной группе, что тоже на наш взгляд может косвенно подтверждать нашу гипотезу. Во многом прирост результата обеих группах связан с общим физическим развитием детей, которые в этом возрасте ощутимо прибавляют в росто-весовых показателях, имеют набор необходимых двигательных умений, а порой и навыков.

Прирост показателей за период педагогического эксперимента предоставленных в таблицах 1 и 2, свидетельствуют о наличии изменений в контрольной и экспериментальной группах, которые носят недостоверный характер.

Наибольшим измененная подвергся показатель в тройном прыжке с места, а так же есть изменения в тесте кистевая динамометрия. Отсутствие достоверных различий" можно объяснить незначительным сроком педагогического эксперимента, а также однородностью групп. Вместе с тем, результаты педагогического наблюдения, консультации с врачами, родителями, просмотр журнала самочувствия, показали, что большинство занимающихся в экспериментальной группе повысили свой физический статус.

Большая группа занимающихся: Шишкин Ю., Фиско Д., Чиркашин И., Можейко Т., стали значительно лучше справляться с выполнением контрольных заданий. В результате выполнения теста подтягивания результаты увеличились у семи занимающихся. Есть изменения и у остальных испытуемых.

Результаты товарищеских поединков между группами постоянно выявляли преимущество той группы, где проводился эксперимент.

Наибольшим измененная подвергся показатель в тройном прыжке с места, а так же есть изменения в тесте кистевая динамометрия. Отсутствие достоверных различий" можно объяснить незначительным сроком педагогического эксперимента, а также однородностью групп. Вместе с тем, результаты педагогического наблюдения, консультации с врачами, родителями, просмотр журнала самочувствия, показали, что большинство занимающихся в экспериментальной группе повысили свой физический статус.


ВЫВОДЫ:


.Анализ научно-методической литературы показал, что в возрасте 11-12 лет имеются физиологические предпосылки для развития силовых качеств юных футболистов.

2.Оценка силовых качеств юных футболистов проводилась с использованием тестов: «прыжок в длины с места», «подтягивание», «тройной прыжок с места», «кистевая динамометрия». Все используемые в работе тесты ранее прошли проверку на надежность и информативность.

.Результаты начального тестирования свидетельствуют о среднем уровне развития силы у юных футболистов, в сравнении с данными литературных источников.

.Методика воспитания силовых качеств юных футболистов состояла из упражнений, в которых через дозировку предлагаемой нагрузки можно вести учет индивидуальных особенностей занимающихся. Анализ результатов педагогического эксперимента не выявил достоверных различий между показателями в контрольной и экспериментальной группах (Р>0,05).


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Средствами развития силы мышц являются различные силовые упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:

1.Упражнения с внешним сопротивлением.

2.Упражнения с преодолением веса собственного тела.

.Изометрические (статические) упражнения.

Упражнения с внешним сопротивлением являются одним из самых эффективных средств развития силы и их можно разделить на:

1.упражнения с тяжестями (гантели, гири, различные штанги, а также разнообразные тренажеры). С помощью этих упражнений можно локально воздействовать не только на отдельные мышцы, группы мышц, но и на отдельные части мышц (Приложение 1).

2.упражнения с партнером, которые можно использовать не только на учебных занятиях и тренировках в спортивных залах, на стадионах, в манежах, но и на даче, на отдыхе, в походе. Эти упражнения оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на занимающихся;


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дис. на соиск. уч. степени к.п.н. / Омский ГИФК - Омск, 1993.-22 с.

2.Анжарин Б.А. Теория и методика педагогический исследований в физическом воспитании М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.

.Бетанкоурт Л.Т. Использование комплексных средств и методов скоростно-силовой подготовки юных футболистов - 13.00.04 - ТМФК: Автореферат. М, 1996.-24 с.

.Бравая Д.Ю. Физиологический анализ разных методов и режимов тренировки мышечной силы: автореферат дис. на соиск.уч. степени к.б.н./ Гатаурский Г.У. М., 1997.-27 с.

.Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.-2-е изд., перераб. и дополн. М.: Физкультура и спорт, 1994.-215 с.

6.Гакаме Р.З. Функциональное состояние и физическое развитие футболистов 9-22 лет. - 03.00.13.: Автореферат. - Краснодар, 1995. - 22 с.

7.Гандельман А.Б. Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. М: Физкультура и спорт, 1995, -232 с.

8.Голомазов С. Шинкаренко И. Футбол: Тренировка специальной работоспособности футболистов. - М.:" Валери", 1994. - 87 с.

.Дембо AT. Врачебный контроль в спорте. - М.: Медицина, 1990, -288 с, ил.

.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

11.Климин В.П. Управление подготовкой хоккеистов / Климин В.П., Колосков В.И. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 281 с.

12.Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1993. - 439 с.

13.Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации./ СибГАФК. - Омск, 2000. - 84 с.

14.Лукин Ю.К. Методика планирования тренировочной нагрузки скоростно-силовой направленности в системе годичной и многолетней подготовки футболистов. Автореферат дис. на соиск. уч. степени к.п.н. / ГЦОЛИФК. - М., 1990. - 20 с.

.Организация и проведение занятий и соревнований с юными хоккеистами по месту жительства: Учебное пособие - Смоленск: СГИФК, 1990.-31 с.

.Попов В.Г. Об особенностях одиночного и тематического сокращения мышц до и после физических упражнений: Автореф. дис. на соикс. уч. степени к.п.н. / ГЦОЛИФК. - М., 1991.-18с.

.Сарсания С.К. Селуянов В.Н. Физическая подготовка в спортивных играх. М., 1990. - 96 с.

18.Солопов И.Н., Герасименко А.П. Физиология футбола: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГАФК, 1998. - 95 с.

19.Тютюков В.Г. Выпускная квалификационная работа в высшей физкультурной школе. Учеб. Пособие. - Хабаровск: Изд. Хабаровского ГИФК, 1998. 125 с.

.Филин В.П. Воспитание физических качеств юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1992. - 252 с.

.Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: Физкультура и спорт, 1994. - 255 с.

.Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. М: Физкультура и спорт, 1992. - 174.

.Футбол. Педагогические аспекты проблемы учета индивидуальных особенностей игроков: Методическ. пособ.- Краснодар: КГАФК, 1995. - 27 с.

.Хедман Р. Спортивная физиология, 1990. - 149 с.

.Шамардин А.И. Функциональная подготовка футболистов: Учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 152 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Рис. 1 Комплекс упражнений, используемых в ходе проведения исследования развития силовой выносливости


Теги: Воспитание силовых качеств юных футболистов 11-12 лет  Диплом  Туризм
Просмотров: 42971
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Воспитание силовых качеств юных футболистов 11-12 лет
Назад