Эффективность функционирования коммерческого банка

Содержание


Введение

. Теоретические основы функционирования коммерческих банков в Российской Федерации

.1 Роль коммерческих банков в экономике России

.2 Методика анализа эффективности коммерческого банка

.3 Законодательное регулирование функционирования коммерческих банков в Российской Федерации

. Анализ эффективности деятельности в ПАО «Ханты - Мансийский банк Открытие»

.1 Общая характеристика деятельности ПАО «Ханты - Мансийский банк Открытие»

.2 Экономический анализ показателей деятельности ПАО «Открытие Банк»

.3 Анализ локальной нормативной базы деятельности ПАО «Ханты - Мансийский банк Открытие»

. Рекомендации по повышению эффективности деятельности ПАО «Ханты - Мансийский банк Открытие»

.1 Предложения по совершенствованию деятельности коммерческого банка ОАО «Ханты - Мансийский банк Открытие»

.2 Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности ПАО «Ханты - Мансийский банк Открытие»

Заключение

Список использованных источников


Введение


Актуальность темы исследования. Банки - неотъемлемая составляющая современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Банки создают основу рыночного механизма, с помощью которого функционирует экономика страны. Коммерческие банки призваны регулировать движение всех денежных потоков, в первую очередь кредитных, способствовать обеспечению наиболее рационального использования финансовых ресурсов общества и перелива капитала в те отрасли хозяйства страны, где отдача от вложений будет максимальной. В настоящее время денежно-кредитная система переживает серьезные структурные изменения, которые коснулись и функционирования банков. Современный этап характеризуется периодом глубоких преобразований в банковском деле, многочисленных новшеств в организации и методах управления. Одновременно с этим возросли риски, связанные с банковской деятельностью. Главным в надежной работе банка становится качественное управление.

С началом финансового кризиса сформировалось мнение, что причиной банкротства многих российских банков стала увлеченность спекулятивными операциями с валютой и государственными казначейскими обязательствами. Но дело не только в этом. Аналитики Центрального Банка Российской Федерации (Банка России) отмечают недостаточную капитализацию банковской системы, а также низкий уровень технологий, навыков и менеджмента коммерческих банков. Действительно, в условиях общей экономической нестабильности, бюджетного дефицита, инфляции, кризиса банковской системы особую актуальность приобретает проблема анализа качества деятельности банка.

Комплексная оценка банковской деятельности является сложной задачей, основанной на современных методах, и лишь в последнее время предприняты попытки формирования этого отдельного направления в исследованиях. Необходимость таких работ объясняется по крайней мере тремя причинами. Во-первых, комплексная оценка выступает как инструмент научного познания закономерностей сложных социально-экономических процессов. Во-вторых, комплексный анализ является основой управленческих решений, что особенно актуально в связи с существующей тенденцией по выявлению банков, находящихся в предкризисном состоянии. В-третьих, ситуация осложнена тем, что по ряду причин многие западные методы анализа финансовой деятельности банков не могут быть применены к российским условиям.

Степень изученности проблемы. Отдельным аспектам экономического анализа показателей деятельности коммерческих банков посвящены научные труды многих ученых, таких как: Батраков Л.Г <#"justify">Информационной базой исследования являются работы Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г., Аникин А.В., Жарковская Е.П., Ионова А.Ф., Селезнева Н. Н., Канке А.А., Кошевая И.П.

Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографии. Работа содержит рисунка. В списке использованной литературы наименования.

Во введении определены цель, задачи, предмет и объект исследования. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы. Сформулирована теоретическая и практическая значимость.

В первой главе изучаются понятие и основы расчетных отношений, изучается правовое регулирование расчетных отношений.

Вторая глава посвящена анализу системы законодательства, регулирующей расчетные отношения.

В третьей главе определены проблемы, даны рекомендации по совершенствованию правового регулирования расчетных отношений банка.

В заключении подведены итоги исследования.


1. Теоретические основы функционирования коммерческих банков в Российской Федерации


.1 Роль коммерческих банков в экономике России


Термин "коммерческие банки" возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю, товарообменные операции и платежи. Основной клиентурой были торговцы (торговля - commerce, отсюда и название "коммерческие банки"). Банки кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом [10, c.56].

С развитием промышленного производства возникли операции по краткосрочному кредитованию производственного цикла: ссуда на пополнение оборотного капитала, создание запасов сырья и готовых изделий, выплату заработной платы и так далее. Сроки кредитов постепенно удлинялись, часть банковских ресурсов начала использоваться для вложения в основной капитал, ценные бумаги и так далее. Иначе говоря, термин "коммерческий" утратил первоначальный смысл. Он обозначает "деловой" характер банка, его ориентированность, на обслуживание всех видов хозяйственных агентов независимо от рода деятельности [12, c.112].

Современные коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли.

Согласно банковскому законодательству РФ банк - это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях, возвратности, платности, срочности и осуществлять расчетные операции по поручению клиентов [13, c.201].

В Банковском кодексе РБ дается следующее определение банка: «банк»- юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции: привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц». Таким образом, коммерческие банки осуществляют, или должны осуществлять комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В отличие от банка кредитные организации производят лишь отдельные операции. Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства; с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения [5, c.116].

Коммерческие банки - это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Получение максимальной прибыли, как цель деятельности, - характерная особенность коммерческих банков.

Основными функциями банков считаются:

. аккумуляция и мобилизация денежного капитала.

. посредничество в кредите

. проведение расчетов и платежей в хозяйстве

. создание платежных средств

. организация выпуска и размещения ценных бумаг

. консультационное обслуживание клиентов [5, c.102].

Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал - одна из старейших функций банков. Аккумулируемые банком свободные денежные средства юридических и физических лиц, с одной стороны, приносят их владельцам доход в виде процента, а с другой - создают базу для проведения ссудных операций. Сконцентрированные сбережения могут быть использованы на различного рода экономические и социальные нужды. Именно с помощью банков происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал.

Другой важной функцией коммерческих банков является посредничество в кредите. Прямым кредитным отношениям между владельцами свободных денежных средств и заемщиками препятствует несовпадение объема капитала, предлагаемого в ссуду, с потребностью в нем, а также высвобождения капитала со сроком, на который он нужен заемщику. Между владельцами капитала и заемщиками существуют непосредственные кредитные связи, существует риск неплатежеспособности последних. Собственник капитала может не располагать информацией о финансовом положении заемщика. Коммерческие банки, выступая в роли финансовых посредников, устраняют эти затруднения. Банковские кредиты направляются в различные секторы экономики, обеспечивают расширение производства [5, c.118].

Стабильная экономика не может существовать без организованной и отлаженной системы денежных расчетов. Отсюда большое значение играет роль банков в проведении расчетов и платежей. Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки, выступая в качестве посредника в платежах, осуществляют расчеты по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач. Эффективное функционирование платежной системы в странах с достаточно развитой инфраструктурой требует совершенствования технологии расчетов. Например, клиринговые системы крупных коммерческих банков с широкой сетью филиалов и отделений, или системы в форме акционерных обществ, созданных банками - участниками расчетов, включая центральные банки. Расчеты проводятся и через сеть банков - корреспондентов, когда между банками устанавливаются взаимные отношения, предусматривающие открытие корреспондентских счетов. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения, а для ускорения расчетов и повышения надежности платежей внедряются электронные системы расчетов.

Особой функцией коммерческих банков является их способность создавать и уничтожать деньги, т.е. увеличивать и уменьшать денежную массу. Создание платежных средств прямо связано с кредитной и депозитной деятельностью банков. Депозит может создаваться двумя путями: внесением клиентом наличных денег в банк, или выдачей заемщику кредита. При этом указанные операции различным образом влияют на объем денежной массы в обращении. Так, например, если клиент внес в банк определенную сумму и поручил зачислить их на счет до востребования, то результатом этой операции будет увеличение кассовых остатков в активе баланса, а в пассиве - увеличение депозитов на эту сумму [5, c.142].

Однако банки способны не только создавать, но и уничтожать деньги. Это возможно при погашении заемщиками кредитов путем списания денег с их денежных счетов. В данном случае общая денежная масса в хозяйстве сокращается. При наличии спроса на кредит современный эмиссионный механизм позволяет расширять границы денежной эмиссии, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно развитых странах. Но экономике требуется оптимальное, а не чрезмерное количество денег в обращении, поэтому коммерческие банки действуют в пределах ограничений, устанавливаемых центральными банками.

Коммерческие банки осуществляют эмиссионно-учредительскую функцию, выпуская и размещая ценные бумаги, в частности акции и облигации. При этом банки имеют права и возможность направлять сбережения на производственные цели. Рынок ценных бумаг, как бы, дополняет систему кредита, взаимодействует с ней. По поручению предприятий, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Банки гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет, или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акции и облигации, ссуды. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи непосредственно своим клиентом, а не методом свободной продажи на фондовой бирже [5, c.152].

Достаточная экономическая осведомленность и возможность контроля экономических ситуаций позволяют банкам осуществлять консультационное обслуживание клиентов. Банки проводят анализ финансовой деятельности предприятий, состояния их бухгалтерского учета, оценивают стратегию развития и выявляют возможные направления увеличения доходов. Занимаясь операциями с ценными бумагами, банки оценивают перспективность выпуска новых акций клиента и реальность их размещения; консультируют клиентов в выборе фирм, готовых взять на себя размещение новых ценных бумаг. Банки предоставляют следующие консультационные услуги: от открытия счетов, кредитно-расчетного и кассового обслуживания до рекомендаций по совершению операций на денежном и товарном рынках. Перечень консультационных услуг, оказываемых коммерческими банками в различных сферах их деятельности, может быть таким:

В области кредитования и расчетов - информация о конъюнктуре денежного рынка, движении процентных ставок, условиях и формах кредитования, выдача рекомендаций по кредитно-расчетному обслуживанию различных типов сделок, анализ организации безналичных расчетов, разработка вариантов по их совершенствованию [5, c.158].

В сфере выпуска ценных бумаг и операций с ними - информация о конъюнктуре рынка ценных бумаг, движении их курсов, об эмитентах ценных бумаг, разъяснений порядка выпуска и правил обращения ценных бумаг.

В сфере капитальных вложений - информация о конъюнктуре рынка строительных услуг, ценах на строительные материалы и тарифы на различные виды строительно-монтажных работ, составление расчетов экономической эффективности капитальных вложений и так далее.

Роль коммерческих банков в современной рыночной экономике достаточно велика. Деятельность коммерческих банков имеет огромное значение благодаря их связям со всеми секторами экономики. Задачи банков заключаются в обеспечении бесперебойного денежного оборота и оборота капитала, кредитовании промышленных предприятий, государства и населения, создании условий для народнохозяйственного накопления [5, c.160].

Современные коммерческие банки, выступая, в роли финансовых посредников, выполняют важную народнохозяйственную функцию, обеспечивая межотраслевое и межрегиональное перераспределение капитала по сферам и отраслям, позволяют развивать хозяйство в зависимости от объективных потребностей производства и содействует структурной перестройке экономики. Повышение экономической роли коммерческих банков в настоящее время проявляется и в расширении сфер их деятельности и развитии новых видов финансовых услуг.

Сегодня коммерческие банки отдельных стран способны оказывать клиентам до 300 видов услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с рыночной экономикой они остаются главным операционным звеном кредитной системы. Говоря о современных коммерческих банках, необходимо подчеркнуть, что, как и другие звенья кредитной системы, эти учреждения постоянно эволюционируют. Меняются формы операций, методы конкуренции, системы контроля и управления [5, c.163].

Коммерческие банки являются важнейшим звеном рыночной экономики. В процессе их деятельности опосредствуется большая часть денежного оборота в государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения временно освобожденных денежных средств всех участников воспроизводственного процесса - государства, хозяйствующих субъектов.

При этом коммерческие банки способствуют переливу капитала из наименее эффективных отраслей предприятий национальной экономики в наиболее конкурентоспособные. Они обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и передают на условиях возвратности денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря коммерческим банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производств, строительства, жилья и т.д. [5, c.165].

Коммерческие банки, как элемент банковской системы, способствуют экономии общественных издержек обращения, содействуя ускорению оборота денег, ускоренным расчетом, переводу денег, выпуском кредитных орудий вместо наличных денег, например, векселей, чеков, дебетовых и кредитовых карточек, сертификатов и т.д.

Велика роль банков и в осуществлении денежно-кредитной политики государства. Она осуществляется через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. В механизме функционирования кредитной системы государства коммерческие банки являются многофункциональными, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала банковскими учреждениями. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, прием депозитов, расчетно-кассовое обслуживания, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты [7, c.89].

В последнее время коммерческие банки столкнулись с резким обострением конкуренции со стороны многочисленных специализированных кредитных учреждений, а также крупных промышленных корпораций, создавших собственные финансовые компании. Конкуренция стимулирует поиск банками новых сфер деятельности, увеличение числа предлагаемых клиентам услуг и повышения качества обслуживания.

Развитие тенденции расширения функций коммерческих банков в современных условиях продолжается. Для укрепления своих позиций на рынке, они активнее осуществляют нехарактерные для коммерческих банков операции, внедряясь в нетрадиционные для них сферы финансового предпринимательства, тем самым, повышая роль банков в функционировании экономики [7, c.111].

Сейчас сфера деятельности коммерческих банков резко расширилась и охватывает весь мир благодаря формированию интернациональных рынков ссудного капитала. И хотя в некоторых областях они утрачивают позиции под напором конкурентов, все же коммерческие банки обнаруживают поразительную способность приспосабливаться к меняющимся условиям кредитного рынка.


.2 Методика анализа эффективности коммерческого банка


Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Банк скорее торговое, посредническое, нежели промышленное предприятие. Схожесть банка с торговлей не случайна. Банк действительно как бы покупает ресурсы, продает их, функционирует в сфере перераспределения, содействует обмену товарами. Он имеет продавцов, хранилища, особый товарный запас, его деятельность во многом зависит от оборачиваемости [9, c.203].

Коммерческие банки - активный элемент рыночной экономики. Банки аккумулируют средства юридических и физических лиц и размещают их от своего имени на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляют расчетно-кассовые, комиссионно-посреднические, трастовые операции, операции с ценными бумагами, кредитными картами, валютой, лизинг, факторинг, страхование, брокерские услуги и другие.

Коммерческие банки - единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.

Коммерческие банки - посредники продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка - промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения - через обслуживание их денежных потоков. Причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения конкретной страны [19, c.186].

Неотъемлемой частью банковской деятельности является риск. Характеристики, отличающие коммерческие банки от других коммерческих предприятий, а также подтверждающие рискованность их деятельности, следующие:

банки оперируют крупными активами, эмитируют и торгуют финансовыми инструментами, имеющими рыночную стоимость, падение которой может сказаться на капитале и платежеспособности банка;

банки привлекают заемные средства, что при наличии низкого соотношения собственного капитала к совокупным активам, при наступлении форс-мажорных обстоятельств может привести к утрате доверия вкладчиков, кризису ликвидности и банкротству;

банки осуществляют доверительное управление активами, принадлежащими другим лицам, что может вызвать ответственность за нарушение доверия;

банки участвуют в транзакциях, которые инициируются в одной юрисдикции, регистрируются в другой и управляются в третьей; причем транзакции могут быть инициированы и завершены клиентом без вмешательства банка, например, через Интернет или в банкомате;

банки имеют исключительный доступ к клиринговым и расчетным системам для чеков и переводов средств, валютных транзакций и т.д., являются неотъемлемой частью национальных и международных расчетных систем, следовательно, могут вызвать системный риск [24, c.142].

Все вышеперечисленное свидетельствует о постоянном усложнении банковской деятельности и, следовательно, о повышении требований к ее ведению.

Коммерческие банки находятся под постоянным принудительным надзором центрального банка и других финансовых ведомств. Банковский надзор основан на системе лицензирования и служит средством проверки соблюдения коммерческими банками законов и нормативов. Финансовые отчеты коммерческих банков подвергаются проверкам внешних аудиторов, заключение которых придает достоверность отчетности и укрепляет доверие к банковской системе.

В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности кредитных организаций в транснациональном масштабе.

В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «эффективность», но все они в итоге к двум общим определениям:

эффективность есть соотношение затрат ресурсов и результатов, полученных от их использования;

эффективность есть социально-экономическая категория, показывающая влияние способов организации труда участников процесса на уровень достигнутых ими результатов [24, c.175].

Анализ эффективности банковской деятельности чаще всего приводят, используя первое положение, согласно которому эффективность банка или банковской системы рассчитывается исходя из близости значений показателей деятельности каждого банка (например, издержек, прибыли и т.д.) к некой, заранее определенной границе эффективности.

В целях соответствия принудительным требованиям, избежание банковских рисков, обеспечения устойчивости банки должны разрабатывать и применять эффективные процедуры оценки и управления своей деятельностью.

Коммерческие банки западных стран (например, США) уделяют большое внимание анализу своей деятельности. В банковском бизнесе получила распространение концепция «высокорентабельной банковской деятельности», основные принципы которой:

максимизация доходов - предполагает максимизацию доходов от предоставления кредита и доходов по ценным бумагам и др., поддержание гибкой структуры активов, приспособленных к изменениям процентной ставки;

минимизация расходов - предполагает оптимизацию структуры пассивов, минимизацию потерь по кредитам, контроль за текущими расходами и т.п.;

эффективный банковский менеджмент - рассматривается как система управления отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, а также персоналом, призванная обеспечить эффективную деятельность коммерческого банка. По мнению западных экономистов, стабильное развитие коммерческого банка в долгосрочной перспективе должно обеспечить формулирование глобальной стратегии банка и установление на ее основе стратегических целей и задач для всех направлений деятельности и структурных подразделений банка [24, c.187].

Для обеспечения устойчивости банка в современных условиях, а также для эффективного управления, руководству коммерческого банка необходимо оценивать его реальное финансовое состояние. Кроме того, в объективной информации об экономическом состоянии коммерческих банков нуждаются: Центральный банк РФ и Минфин России, в функции которых входит надзор за деятельностью российских коммерческих банков; Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Агентство по антикризисному управлению (ААУ). В этой же информации заинтересованы: общественность - акционеры, вкладчики, предприятия, граждане, денежные операции которых проходят через коммерческие банки; государство в лице налоговой системы и бюджетных фондов; рыночные институты - биржи, аналитические центры, инвестиционные и кредитные брокеры, консультанты.

Оценку финансового состояния кредитных организаций наряду с обязательными нормативами можно производить с помощью анализа системы финансовых показателей, служащих критерием оценки конкретных аспектов банковской деятельности, уделяя особое внимание прибыльности (доходности) коммерческого банка [21, c.68].

Главное в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений состоит в том, чтобы реализовать, по крайней мере, три наиболее существенные цели - добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и безопасности банка. Высокая эффективность чаще всего оценивается по отношению затрат к прибыли, при этом доминирует идея экономии затрат в процессе банковской деятельности. Чем ниже элементы расходов, тем более ощутимыми и положительными являются конечные результаты деятельности кредитной организации. Экономии при этом можно достичь не только по средствам сокращения отдельных заранее известных элементов расходов, но и посредством совершенствования организационных структур, улучшения их производительной деятельности. Известно также, что посредством совершенствования процесса кредитования, самой технологии выдачи и погашения кредита можно также получить более высокий положительный результат.

Преломляя вышеизложенное на понятие «эффективность деятельности коммерческого банка», можно говорить также о его многоаспектности и многозначности. Поэтому в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности (доход и прибыть), так и результативность (рентабельность), а также всю совокупность показателей финансового состояния (устойчивость, ликвидность, платежеспособность) достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Совокупность критериев необходимо рассматриваться как систему, как комплексную характеристику, отражающую соответствие результатов деятельности коммерческого банка поставленным целям на каждом временном отрезке его функционирования, и в данном аспекте, только достижение всех, а не нескольких, критериев позволит говорить об эффективности его деятельности [21, c.71].

Таким образом, эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и эффективная система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка и контролем за процессом ее реализации.


.3 Законодательное регулирование функционирования коммерческих банков в Российской Федерации


Содержание банковской деятельности сводится к формированию денежных отношений, при которых временно свободные денежные средства юридических, физических лиц, так же государства аккумулируются банками и другими кредитными учреждениями для последующего предоставления кредитов юридическим и физическим лицам на условиях возвратности и платности [23, c.69].

Деятельность коммерческих банков специфична:

Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основе привлеченных ресурсов, включая средства населения. До 90% пассивов коммерческих банков (источников ресурсов) формируется за счет привлечения средств клиентов. И только порядка 10-15% пассивов коммерческих банков составляет собственный капитал (УК + нераспределенная прибыль + различные фонды целевого назначения); наличие у коммерческих банков значительного объема привлеченных ресурсов вызывает необходимость особого регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны государства, так как стабильное состояние банковской системы обеспечивает в целом стабильное развитие экономики. Поэтому со стороны Центрального Банка РФ (Банка России) осуществляется систематический контроль и надзор за деятельностью коммерческих банков.

Контроль проявляется в том, что коммерческие банки ежедневно представляют в Банк России ежедневный консолидированный баланс [23, c.91].

Надзор со стороны Банка России предусматривает ежемесячный анализ выполнения каждым коммерческим банком экономических нормативов в соответствии с инструкцией ЦБ РФ № 110И от 2004 г. «О регулировании деятельности коммерческих банков», а так же в инспекционной проверке не менее одного раза в год деятельности каждого коммерческого банка с выездом по месту нахождения банка.

В целях недопущения кризиса в банковской системе банковская деятельность во всех развитых странах строго регламентируется законодательством.

Взаимоотношения субъектов при совершении кредитных, депозитных, расчетных операций регламентируется нормами права [23, c.112].

Анализ нормативных правовых актов РФ, регулирующих банковскую деятельность, а также научной литературы позволяет выделить следующие направления государственного регулирования этой сферы деятельности:

а) нормотворчество, в процессе которого устанавливаются правовые нормы, регулирующие организацию и принципы функционирования банковской системы РФ, порядок создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; порядок банковской деятельности, банковского надзора и контроля;

б) регистрация и лицензирование деятельности конкретных кредитных организаций, филиалов и представительств иностранных банков, оформление разрешений на использование иностранного капитала при создании кредитных организаций в России, согласование сделок с долями (акциями) кредитных организаций;

в) банковское регулирование с использованием инструментов и методов денежно-кредитной политики;

г) проведение государственного контроля и надзора за банковской системой и банковской деятельностью;

д) принятие судами судебных решений по вопросам банковской деятельности, банкротства, ликвидации кредитных организаций, назначения арбитражных управляющих [25].

Таким образом, осуществление государственного надзора и контроля над банковской системой и банковской деятельностью является одним из важнейших направлений государственного регулирования банковской деятельности, нацеленной на обеспечение надежности и эффективности функционирования банковской системы [25].

Задачи государства состоят, с одной стороны, в предоставлении банком большей самостоятельности, с другой стороны, не дать банкам ущемить интересы государства и отдельных юридических и физических лиц. Нормативно - правовое регулирование банковской деятельности осуществляется:

Конституция РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности»;

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

- Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

- Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [29].

Конституция РФ имеет высшую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить Конституции РФ. Конституция содержит ряд важных для банковского права норм:

) она устанавливает, что правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться только федеральными законами. Правовое регулирование банковской деятельности на уровне субъектов федерации не допускается, так как согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого финансового рынка, валютная, таможенное, кредитное регулирование, денежное, эмиссия находится в исключительном ведении РФ.

) Конституция РФ содержит нормы, регулирующие денежно-кредитную систему РФ в целом, а именно:

устанавливают денежную единицу РФ (рубль); введение и эмиссия др. денег в РФ не допускается. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. При этом Конституция закрепляет принцип независимости Банка России от других государственных органов власти при осуществлении своей основной функции - защите и обеспечении устойчивости национальной валюты.

) ст. 103 Конституции РФ устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от должности председателя Банка России [25].

Банковское дело как вид предпринимательства регулируется нормами гражданского права. В частности ГК РФ определяет организационно-правовые формы юридических лиц, что касается и кредитных организаций, устанавливает понятие и содержание договора банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, ответственность сторон, обеспечение возврата кредита, вводит понятие банковская тайна и т.д.

В регулировании банковской деятельности важное место занимает ФЗ и подзаконные нормативные акты, то есть указы Президента РФ, которые конкретизируют федеральные законы по деятельности банка [25].

Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» - главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального уставного капитала банка, квалификационные требования к руководителям банка, содержит нормы о регистрации кредитных организаций и их лицензировании, а также основания для отзыва лицензии у банка, особенности реорганизации и ликвидации банков. Этот закон, безусловно, должен знать каждый банковский работник [25].

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» - закон о Центральном банке РФ, устанавливает функции ЦБ РФ, описывает органы управления Банка России, требования к отчетности Банка России, определяет денежную единицу России, основные инструменты и методы денежно-кредитной политики, права ЦБ РФ на осуществление отдельных операций, а также касается норм банковского регулирования и банковского надзора [25].

Основную массу подзаконных нормативных актов регулирующих банковскую деятельность принимает Банк России, в виде положений и инструкций ЦБ РФ.

Банковское законодательство России, динамично развивающееся уже почти полтора десятилетия, не стоит на месте. Хотя надо сказать, что процесс принятия новых правовых документов становится все сложнее. Нередко даже на внесение, казалось бы, незначительных изменений в ту или иную статью действующего закона уходят многие месяцы согласований. Тем не менее, российские парламентарии продолжают принимать серьезные законодательные решения, совершенствуя правовую базу в интересах эффективной деятельности финансовых институтов.

В своей работе по совершенствованию банковского законодательства ЦБ РФ руководствуются, прежде всего, Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на определенный срок. В то же время, поскольку жизнь не стоит на месте, возникает необходимость внесения в действующие законы изменений, не предусмотренных стратегией [25].


2. Анализ эффективности деятельности в ПАО «Ханты - Мансийский банк открытие»


.1 Общая характеристика деятельности ПАО «Ханты - Мансийский банк открытие»


Банк «Открытие» - универсальный коммерческий банк, который предлагает своим клиентам линейку традиционных банковских продуктов, а также инвестиционные, пенсионные и страховые услуги.

Банк был образован в результате объединения 4 банков под единым брендом «Открытие», в результате он вошел в Топ-30 российских банков по размеру активов [29].

Банк был зарегистрирован в 1992 году и до 23 июля 2009 года был известен на рынке как «Русский Банк Развития». В 2008 году в рамках исполнения Федерального закона по укреплению стабильности банковской системы, 100 % акций Русского Банка Развития приобрела Финансовая Корпорация «Открытие». В июле 2009 года банк был переименован в Коммерческий банк «Открытие». После присоединения в сентябре 2010 года инвестиционного банка «Открытие» и санкт-петербургского банка «Петровский» был образован Банк «Открытие». Менее чем через год было завершено присоединение Свердловского Губернского Банка в рамках процедуры его финансового оздоровления.

В марте 2011 года в состав акционеров Банка вошла Международная финансовая корпорации. IFC приобрела у Банка «Открытие» 15,7 % акций. До декабря 2013 года акционером Банка с долей 24,17% являлось Агентство по страхованию вкладов [29].

Ключевой акционер Банка - Финансовая Корпорация «Открытие». Корпорация «Открытие» - крупнейшая в России независимая полнофункциональная финансовая группа с суммарными активами свыше 1,2 трлн. рублей.

Банк «Открытие» входит в структуру банковской группы ФК «Открытие». Банковский бизнес является ключевым направлением деятельности Корпорации и развивается темпами, превышающими среднерыночные [29].

Банковская группа Финансовой Корпорации «Открытие» занимает 1 место среди крупнейших частных банков России и 6 - среди российских банковских групп; входит в ТОП-350 банковских групп в мире и ТОП-15 в Восточной Европе.

Согласно стратегии развития банковского бизнеса ФК «Открытие», НОМОС-БАНК во главе банковской группы сосредоточится на обслуживании корпоративных клиентов, Банк "Открытие" - розничных. Ханты-Мансийский Банк, являющийся сильным региональным игроком, будет развиваться в качестве универсального банка с фокусом на Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменскую область, где он традиционно занимает существенную долю рынка.

Такая структура в бизнесе наиболее эффективна с точки зрения поддержания текущей прибыльности участников группы, способствует максимальной реализации преимуществ каждого из банков и позволяет сфокусироваться на ключевых клиентских сегментах.

Используя ресурсы и преимущества ФК «Открытие», Банк «Открытие» предлагает широкий спектр финансовых услуг частным лицам, а также предприятиям малого и среднего бизнеса [26].

Уникальность бизнес - модели Банка "Открытие" заключается в сочетании классических банковских услуг с инвестиционными продуктами и страховыми услугами, которые предлагают другие компании, входящие в Финансовую Корпорацию "Открытие" - "НОМОС-БАНК, Инвестиционный Банк "Открытие Капитал", Управляющая Компания "Открытие", Брокерский Дом «Открытие» и Страховая Компания "Открытие Страхование".

Банк "Открытие" представлен более чем в 30 регионах России, сеть отделений насчитывает свыше 470 офисов разного формата более чем в 100 городах. В Банке работает около 7000 человек, которые обслуживают 2000000 клиентов.

Сегодня Банк является одним из лидеров по обслуживанию частных клиентов в Северо-Западном и Уральском регионах [26].

К основным стратегическим целям Банка относятся:

увеличение доли кредитного портфеля в активах, основное направление бизнеса - розничный сегмент и сегмент малого и среднего бизнеса;

наращивание клиентской базы в приоритетных сегментах;

оптимизация продуктовых линеек и каналов продаж;

обновление инфраструктуры, развитие и переформатирование сети, безубыточность всех объектов сети;

акцент на развитии расчетного бизнеса (технологии, продукты, каналы);

усовершенствование технологий риск - менеджмента;

фокус на улучшение качества обслуживания клиентов, формирование и контроль единых стандартов обслуживания;

высокий приоритет внедрению современных банковских технологий;

оптимизация бизнес-процессов бизнес - блоков и поддерживающих подразделений, управление издержками;

наращивание продаж продуктов Финансовой корпорации «Открытие» [29].

В 2014 году к Ханты-Мансийскому банку присоединены 2 банка, входящие в банковскую группу «Открытие»: банк «Открытие» и Новосибирский муниципальный банк. После реорганизации банк получил название «Ханты-Мансийский банк Открытие». По размеру активов (около 530 млрд. рублей по МСФО на 30.06.2014) Ханты-Мансийский банк Открытие» входит в ТОП-15 крупнейших российских финансово-кредитных институтов.

Банк работает под двумя брендами. В регионах, где узнаваемость бренда Ханты-Мансийский банк исторически высока, - в первую очередь, на территории ХМАО - продолжит использоваться его действующий бренд. На остальной территории России - бренд Банк «Открытие».

Каждый из банков группы «Открытие» фокусируется на определенном клиентском сегменте, что позволяет предложить высокий уровень сервиса и продуктовую линейку, учитывающую потребности клиентов.

Корпоративно-инвестиционный бизнес развивается на базе Банка «Финансовая Корпорация Открытие» (до июня 2014 года - НОМОС-БАНК). В 2015 году к нему будет присоединен банк «Петрокоммерц», что позволит укрепить позиции в сегменте банковских услуг для крупных и средних компаний [29].


2.2 Экономический анализ показателей деятельности ПАО «Ханты - Мансийский банк открытие»


Ежегодно в ПАО «Открытие Банк» проводится независимая аудиторская проверка в соответствии с Международными стандартами аудита, на основании которой сотрудники Банка осуществляют анализ результатов своей работы. С этой целью Банк ведет учетные записи в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, на основании которых составляется финансовая отчетность, с корректировками, необходимыми для приведения ее в соответствие во всех существенных аспектах МСФО.

Анализ основных принципов учетной политики Банка осуществляется на основании бухгалтерской отчетности и представляет собой развернутое описание статей баланса Банка отчета о прибылях и убытках и отчета об уровне достаточности капитала, величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов.

Банковский баланс является основным источником информации для экономического анализа. Он комплексно характеризует деятельность банка. Анализ баланса позволяет определить состояние ликвидности, доходности, а также степени риска при проведении отдельных банковских операций. Благодаря информации, извлеченной из баланса, можно выявить источник собственных и привлеченных средств, структуру их размещения на определенную дату или за определенный период [19, c.212].

Для анализа экономических показателей деятельности «Открытие Банк» рассмотрим структуру и динамику расходов и доходов банка за 2011-2013 года, на основе данных взятых из отчета о прибылях и убытках.


Таблица 1. Структура и динамика расходов и доходов за период 2011-2013 года [27].

Показатели (тыс. руб.)2011г.2012г.2013г.Темп прироста % (2011-2012гг.)Темп прироста % (2012-2013гг.)1. Процентные доходы13863494168723222089416721,723,842. Процентные расходы86551308706770113723580,630,623. Чистые процентные доходы52083648165552952180956,7816,614. Прибыль101091320638139303890104,15350,81

Процентные доходы Банка - начисленные и полученные проценты по ссудам и ценным бумагам за исследуемый период (2011-2013 гг.) изменились в положительную сторону: за 2011-2012 год возросли на 21,7%, за 2012-2013 год возросли на 23,84%.

По приведенной диаграмме, можно сделать вывод о том, что процентные доходы имеют динамику роста.

Процентные доходы банка включают в себя доходы от операций с ценными бумагами, доходы от операций с иностранной валютой, доходы от операций с драгоценными металлами, доходы от переоценки иностранной валюты, комиссионные доходы и доходы от разовых операций.


Рисунок 1 - Процентные доходы «Открытие Банк» за период с 2011 по 2013 годы, тыс. руб. [27].


Процентные расходы Банка - активные и пассивные операции, связанные с привлечением и размещением денежных средств физических и юридических лиц. С 2011 года по 2012 процентные расходы увеличились на 0,6%. По сравнению с 2013 годом данный показатель так же имеет динамику роста, процентные расходы увеличились на 30,6%.


Рисунок 2 - Процентные расходы «Открытие Банк» 2011-2013 годы, тыс. руб. [27].

По данной диаграмме можно проследить динамику роста процентных расходов.

Чистые процентные доходы Банка - процентный доход после вычета налогов и комиссий за период 2011-2012 год увеличился на 56,78%. В период с 2012-2013 год чистые процентные доходы так же имели динамику роста, они увеличились на 16,61%.


Рисунок 3 - Чистые процентные доходы «Открытия Банк» за 2011-2013 годы, тыс.руб. [27].


Прибыль - конечный финансовый результат деятельности коммерческого банка. В данном случае видно, что в период с 2011 по 2012 годы прибыль увеличилась на 104,15%. А в 2013 по сравнению с 2012 годом также увеличилась на 350,81%.

Рентабельность (доходность) коммерческого банка принято определять как отношение балансовой прибыли к совокупному доходу:



Робщ - рентабельность банка;

П - прибыль;

Д - доходы банка[16,c.114]


Рисунок 4 - Прибыль «Открытие Банк» за 2011 - 2013 годы, тыс.руб. [27].


Оценим рентабельность «Открытие Банк» в 2013 году:

Робщ = (9303890/20894167)*100% = 44,53%

Общий уровень рентабельности позволяет оценить общую прибыльность банка, а также прибыль, приходящуюся на 1 руб. дохода (доля прибыли в доходах). Это основной показатель, определяющий эффективность банковской деятельности.

Прибыльность активов (ROA) является одним из основных коэффициентов, позволяющих дать количественную оценку рентабельности банка.


- прибыльность активов;

ПБ - прибыль;

А - итог актива баланса за период [16, c.118]

Оценим прибыльность активов «Открытие Банк» в 2013 году: = 9303890/366092063 = 0,025

Прибыльность активов характеризует способность активов банка приносить прибыль и косвенно отражает их качество, а также эффективность управления банка своими активами и пассивами.

Низкое значение коэффициента может быть результатом консервативной кредитной политики или чрезмерных операционных расходов.

Также, необходимо оценить ликвидность «Открытие Банк». В современной российской практике используются два метода оценки ликвидности: посредством коэффициентов и на основе потока денежной наличности. Основу метода коэффициентов составляют оценочные показатели ликвидности, установленные Банком России. В настоящее время таких показателей три:

Н2 - норматив мгновенной ликвидности банка. Регулирует риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня. Предельное значение больше или равно 15%. Рассчитывается по формуле (1):

мл = ЛА/ОВ *100% (1)


где ЛА - ликвидные активы;

ОВ - обязательства до востребования[16,c.126]


Таблица 2 - Изменения коэффициента мгновенной ликвидности с 2011 по 2013 годы в Банке «Открытие»

Показатель (%)201120122013Коэффициент мгновенной ликвидности44,8349,0985,84

Коэффициент мгновенной ликвидности (kмл) показывает способность банка погасить обязательства до востребования, в течение одного-двух банковских дней. Этот коэффициент позволяет клиентам банка судить о том, как быстро банк может осуществить платежи по их платежным поручениям.

Если полученный результат выше 100%, то даже при снятии всех средств, расположенных на счетах до востребования, банк справится с исполнением своих обязательств, сохранив свою платежеспособность.

Н3 - норматив текущей ликвидности банка. Регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней. Предельное значение больше или равно 50%.

Коэффициент ликвидности по срочным обязательствам. Этот коэффициент показывает, какая часть срочных обязательств гарантированно может быть погашена в случае приостановления банком проведения операций. Рассчитывается по формуле(2):

лсо = (ЛА - ОВ) /СрОЧ *100% (2)


где ЛА - ликвидные активы;

ОВ - обязательства до востребования;

СрОЧ - срочные обязательства[16,c.127].


Таблица 3 - Изменения коэффициента текущей ликвидности банка в 2011-2013 гг.

Показатель (%)201120122013Коэффициент текущей ликвидности 85,91105,01113,45

Если величина коэффициента выше единицы, то банк гарантированно способен погасить все свои срочные обязательства перед клиентами. Если величина коэффициента находится в диапазоне от единицы до нуля, то банк гарантированно погасит лишь часть срочных обязательств. В этом случае играет роль длительность срока по заключенной сделке. Чем короче срок, тем выше вероятность гарантированного возврата средств по обязательству. Если величина коэффициента меньше нуля, это значит, что погашение срочных обязательств возможно лишь за счет выданных ссуд, по мере их возвращения, и риск невозврата средств возрастает. Допустимым считается - 25%. Критическое значение - минус 50%.

Н4 - норматив долгосрочной ликвидности банка. Регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы. Предельное значение меньше или равно 120%.

Генеральный коэффициент ликвидности по срочным обязательствам (kглсо) показывает, какая часть срочных обязательств может гарантированно быть погашена как за счет ликвидных активов, так и капитальных вложений. В отличие от kлсо, генеральный коэффициент показывает, какую максимальную часть срочных обязательств банк гарантированно может погасить. Рассчитывается по формуле(3):

глсо = (ЛА + КВ - ОВ) /СрОЧ *100% (3)


где ЛА - ликвидные активы;

ОВ - обязательства до востребования;

КВ - капитальные вложения;

СрОЧ - срочные обязательства[16,c.128].


Таблица 4 - Изменения коэффициента долгосрочной ликвидности в 2011-2013 гг.

Показатель (%)201120122013Коэффициент долгосрочной ликвидности112,3296,7277,97

Допустимым является значение 50%. Критическим - 25%.


2.3 Анализ локальной нормативной базы деятельности ПАО «Ханты - Мансийский банк открытие»


В структуре банковского законодательства локальные акты следует понимать как нормативные акты, разрабатываемые и принимаемые самими коммерческими банками и регулирующие на основе действующего законодательства правоотношения между банком и его филиалами, между внутренними службами банка, а также устанавливающие правовое положение отдельных организационных образований и должностных лиц.

К локальным актам относятся довольно много нормативных актов, обладающих разными свойствами и сферой действия. Условно все локальные акты нужно разделить на несколько групп [13, c.78].

Первую группу локальных актов составляют те нормативные акты, которые разрабатываются самим банком, но подлежат государственной регистрации и имеют двойное значение. Во-первых, эти акты определяют правовое положение конкретного банка. Дело в том, что общий статус банка определен законом, но достаточно широко, с тем, чтобы дать возможность каждому конкретному образованию установить виды совершаемых операций, валюту этих операций, свою организационно-правовую форму и иные параметры. Поэтому в рассматриваемых локальных актах общие положения находят свою реализацию и конкретизацию. Следовательно, в уставах и лицензиях, которые и являются двумя видами локальных правовых актов, фиксируется правовое положение конкретного банка [13, c.81].

Банк «Открытие» имеет совой настоящий устав, в котором содержатся следующие сведения:

) фирменное наименование (полное официальное), а также другие наименования, например сокращенные или на каком-либо иностранном языке;

) указание на организационно-правовую форму;

) сведения о месте нахождения (почтовом адресе) органов управления и обособленных подразделений;

) перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;

) сведения о размере уставного капитала;

) сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях [26].

Также, «Открытие Банк» имеет порядка десяти лицензий:

- Генеральная лицензия Банка России №1971 от 05.11.2014 <#"justify">Из приведенного выше анализа можно сделать вывод о том, что в целом Банк «Открытие» имеет устойчивые позиции на рынке банковских услуг, но также имеет некоторые недостатки.

С каждым клиентом Банк «Открытие» должен стремиться к установлению долгосрочных партнерских отношений. С этой целью банк должен прогнозировать развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводить маркетинговые исследования, разрабатывать и предлагать полный спектр банковских продуктов и услуг [28].

В целях дальнейшего динамичного развития банка и успешного выполнения функций, возложенных на него, руководству кредитной организации необходимо уделяет особое внимание следующим направлениям деятельности:

повышению качества кредитной работы;

эффективности работы с проблемными активами;

росту доходности операций банка;

оптимизации расходов;

наращиванию клиентской базы и увеличению привлеченных средств клиентов;

управлению рисками;

совершенствованию работы с персоналом;

реализации IT-стратегии.

Для повышения конкурентоспособности в сфере комплексного всестороннего банковского обслуживания клиентов, необходима реализация следующих направлений:

расширение клиентской базы за счет завоевания доверия;

удешевление и оптимизация банковских операций, их автоматизация, электронный документооборот, сквозное их исполнение (STP);

увеличение списка обслуживаемых ценных бумаг и их типов;

улучшение взаимодействия с Центральным банком, российскими и иностранными коммерческими банками, акционерами (учредителями) партнерами, клиентами;

освоение новых процессов и операций, внедрение современных банковских технологий, расширение ассортимента оказываемых услуг, а также совершенствование системы денежных расчетов по банковским операциям [28].

Банк «Открытие» должен стремиться создать систему индивидуального обслуживания клиентов, включающую полный спектр банковских продуктов и услуг, отвечающих международным стандартам.

Данный подход предполагает предложение клиенту специально разработанных индивидуальных схем и технологий, обеспечивающих развитие и оптимизацию бизнеса клиента, страхование его рисков; закрепление за клиентом персональных менеджеров, обладающих необходимым уровнем полномочий, предоставление клиентам технологических и информационных возможностей банка, широкого спектра консультационных услуг; проведение гибкой тарифной политики индивидуального обслуживания [26].

Также, банку следует создавать системные подходы к рекламной политике, сделать ее эффективным инструментом формирования клиентской базы. Каждое конкурентное преимущество банка, каждый новый продукт, предлагаемый к продаже, должны быть известны и понятны клиентам, легко сравнимы и выгодно отличаться от предложений конкурентов.

Реализуя принцип прозрачности, банк должен расширять сотрудничество со средствами массовой информации по распространению достоверных сведений о нем; существенно увеличивать объем представляемой информации, улучшить информирование клиентов о стандартах фирменного обслуживания, условиях предлагаемых продуктов и услуг, технологических возможностях банка. Следует также ввести в практику деятельности клиентские семинары и конференции, целевые рекламные акции, ориентированные на конкретную группу клиентов, развивать систему адресной рекламы [26].

Банку также необходимы модернизация и развитие системы обучения персонала. Программы обучения необходимо дополнить курсами, обеспечивающими развитие не только технических, но и поведенческих навыков (например, продажи и обслуживание).

Помимо системы массового обучения необходима система обучения и профессионального развития руководителей различных уровней, реализуемая как на базе внутренних ресурсов и технологий Банка, так и с привлечением ведущих учебных заведений [26].

Стабильно высокая эффективность банковской деятельности, оптимизация структуры и поступательный рост абсолютной величины финансового результата, эффективное управление административно-хозяйственными издержками, высокая лояльность клиентов окажут позитивное влияние на рыночную капитализацию и инвестиционную привлекательность Банка «Открытие», позволят ему уверенно занять достойное место среди ведущих финансовых институтов мира.


3.2 Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности ПАО «Ханты-Мансийский банк открытие»


Свободы предпринимательства в сфере банковского бизнеса нет и быть не может. Коммерческие банки относятся к наиболее строго контролируемой сфере предпринимательской деятельности. Немногие области деловой активности проверяются столь часто и так неукоснительно органами контроля и регулирования, чтобы убедиться в том, что операции осуществляются в соответствии с действующими законами и административными актами. Интересы банков переплетаются с интересами общества, и надлежащее исполнение банками важнейших общественных функций предполагает регулирование их деятельности [25].

Контроль необходим для сохранения доверия населения к банковской системе, которое является предпосылкой ее существования. Государство и сами банки всеми доступными ими способами стремятся удержать это доверие [25].

Последнее время при разработке норм, регулирующих банковскую деятельность, основное внимание уделяется созданию механизма обеспечения прав вкладчиков-граждан, хотя обеспечение сохранности средств на счетах юридических лиц и предпринимателей имеет для экономики отнюдь не меньшее значение. Реально гарантии прав вкладчиков, в частности системы страхования вкладов, не созданы.

Неразвитость и отставание законодательной базы, слабость системы контроля и обеспечения исполнения действующих законов является серьезным фактором, сдерживающим развитие банковской системы России. Российская законодательная база не может в полной мере конкретизировать аспекты расчетно-кассового обслуживания клиентов, поэтому нормативная документация в области расчетно-кассового обслуживания как юридических, так и физических лиц требует пересмотра и доработки.

Расчетные отношения, до введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации регулировались преимущественно актами Банка России, которые, как правило, устанавливали лишь технику проведения банковских операций.

Изучение современного состояния правового регулирования расчетных отношений свидетельствует об отсутствии единой и логически обоснованной концепции регулирования денежного обращения [17, c.302].

Автором предлагается разработка единого акта, определяющего основные положения об обязательствах, возникающих между участниками расчетных отношений, - Федерального закона «Об основах правового регулирования расчетных отношений». В законе могли бы быть определены:

основные понятия, используемые в нормативных актах, регулирующих указанную сферу отношений: платеж, перевод средств (дебетовый и кредитовый), окончательность платежа, платежное поручение, инкассовое поручение, акцепт поручения, урегулирование и т.д.;

рамки полномочий государственных органов, в том числе и Центрального банка России, по вопросам, регулируемым данным законом;

основные положения об обязательствах банков, возникающих при исполнении поручений клиентов;

принципы ответственности банков за нарушение правил совершения расчетных операций перед клиентами и положения о распределении риска случайных убытков между банками;

пределы инициативных действий участников расчетных отношений по определению процедур перевода средств и четкое определение границ, в рамках которых участники расчетов вправе на договорной основе устанавливать те или иные правила.

Подготовка и принятие такого Федерального закона «Об основах правового регулирования расчетных отношений» снизило бы количество подзаконных актов. Позиция автора состоит в том, чтобы количество подзаконных актов (прежде всего Центрального Банка России) было сокращено, а механизм правового регулирования расчетно-денежных отношений последовательно переведен на уровень закона.

Предполагается, что Закон «Об основах правового регулирования расчетных отношений» должен стать естественным дополнением Гражданского кодекса и Закона РФ О банках и банковской деятельности и сформировать особую гражданско-правовую конструкцию расчетно-денежных операций, в соответствии с которым Банком России устанавливаются правила, формы и стандарты банковской деятельности.

Принципиально важной особенностью подобного законодательного акта является то, что его положения регулируют как безналичные расчеты, осуществляемые без использования электронных средств, так и электронные платежные операции.

Следовательно, введение в действие такого Федерального закона должно способствовать развитию платежной системы в России благодаря наличию согласованной и четкой системы норм, относящихся ко всем этапам движения платежей, определенности прав и обязанностей, и ответственности их участников.


Заключение


Коммерческие банки - единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики.

Коммерческие банки - посредники продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рынка - промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения - через обслуживание их денежных потоков. Причем банки, в отличие от других финансовых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения конкретной страны [7, c.148].

В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности, кредитных организаций в транснациональном масштабе.

Понятие эффективности деятельности коммерческого банка многоаспектно, и в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности, так и результативность, а также всю совокупность показателей финансового состояния достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости, как для самого банка, так и для социально-экономической среды его деятельности. Поэтому эффективность деятельности коммерческого банка это не только результаты его деятельности, но и система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка и контроле за ее реализацией [5, c.99].

На основе изложенной в данной работе методики был проведен анализ и оценка эффективности деятельности ПАО «Открытие Банк», который показал, что в целом деятельность банка можно считать эффективной.

Проведенный анализ показал, что ПАО «Открытие Банк» может значительно активизировать свою деятельности без ущерба для финансовой устойчивости и значительно повысить доходы, поскольку обладает значительным потенциалом. Поиск путей повышения эффективности деятельности банка лежит в плоскости изучения мировых тенденций развития банковского бизнеса. Можно выделить следующие мировые тенденции: развитие традиционных и внедрение новых способов и приемов взаимодействия с клиентами и оказания им банковских услуг, активизация деятельности на рынке ценных бумаг и использование современных информационных технологий. И именно внедрение и использование системы эффективных показателей, который позволит банку в будущем перейти на качественно новый уровень предоставления банковских услуг и значительно повысить эффективность своей деятельности и свою конкурентоспособность на рынке.

коммерческий банк кредитный правовой

Список использованных источников


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст] от 26.01.1996 №14-ФЗ.

. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 года [Текст]: №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 23.12.2003).

. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года [Текст]: №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 23.12.2003).

. Федеральный закон от 23 декабря 2003 годаю №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в Банках Российской Федерации».

. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право. - М.: Юристъ, 2003.

. Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта [Текст]. - М.: Дело, 2001.

7. Жарковская Е.П. Банковское дело. - М.: "Омега-Л", 2007.

. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Финансовый анализ [Текст]. - М.: "Проспект", 2009.

. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: - М.: Инфра-М, 2008.

. Корниенко О.В. Деньги. Кредит Банки. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2008. - 348 с.

. Коробова Г.Г. Банковское дело. - М.: "Экономистъ", 2005.

. Кроливецкая Л.П., Тихомирова Е. В. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков. - М.: "КноРус", 2009.

. Кузнецова В.В., Ларина О.И. Банковское дело. Практикум [Текст]: - М.: "КноРус", 2007.

. Куликов А.Г. Деньги, кредит, банки. - М.: "КноРус", 2009.

. Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н., Корниенко С. Л. Банковское дело: современная система кредитования. - М.: "КноРус", 2008.

. Лысенко Д.В. Экономический анализ. - М.: "Проспект", 2007.

. Малахова Н.Г. Деньги. Кредит. Банки. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2008.

. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ [Текст]: - М.: "КноРус", 2009.

. Мурадова С.Ш., Алексеева Е.В. Банковское дело. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2009.

. Ольхова Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке. - М.: "КноРус", 2008.

. Петров А. Ю., Петрова В.И. Комплексный анализ финансовой деятельности банка [Текст]: - М.: Финансы и статистика, 2007.

. Тавасиев А.М., Мурычев А.В. Антикризисное управление кредитными организациями. - М.: "ЮНИТИ", 2010.

. Ходачник Г.Э. Основы банковского дела. - М.: "Академия", 2007.

. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке [Текст]: - М.: Финансы и статистика, 2008.


Теги: Эффективность функционирования коммерческого банка  Курсовая работа (теория)  Банковское дело
Просмотров: 25962
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эффективность функционирования коммерческого банка
Назад