Анализ основных показателей деятельности Сбербанка России и его Пятигорского отделения

Введение


Производственная практика позволяет соединить теоретическую подготовку с практической деятельностью на конкретных рабочих местах. Целью производственной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, а также сбор информации для написания дипломной работы. Основные задачи практики:

ознакомиться с правовыми нормативными и законодательными актами, регулирующими деятельность финансово-кредитной организации;

ознакомиться с деятельностью структурного подразделения банка и освоить практическое выполнение банковских операций;

дать общую оценку финансово-экономического состояния банка;

выявить конкурентные преимущества, сильные и слабые стороны деятельности банка;

проанализировать основные показатели деятельности структурного подразделения банка;

подобрать материал для написания дипломной работы и отчета о производственной преддипломной практике.

Объектом исследования является деятельность ОАО «Сбербанк России», а именно Пятигорское отделение. Предметом исследования выступает анализ основных показателей деятельности Пятигорского отделения Сбербанка России. В работе использованы учебники, периодические издания, нормативные акты и материалы, годовая, публикуемая отчетность ОАО Сбербанка России. Большая часть статистических данных получена с официального сайта Сбербанка Российской Федерации. Производственная практика проходила в Пятигорском отделении Сбербанка России в секторе обслуживания физических лиц.

1. Организационно-экономическая характеристика Сбербанка России


.1 История возникновения Сбербанка России, характер его деятельности и общая характеристика, оценки рейтинговых агентств


Полное наименование изучаемой организации - ОАО Сбербанк России - Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) Генеральная лицензия на осуществление банковских операций № 1481 от 3 октября 2002 года. Учредитель и основной акционер Банка - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 16 апреля 2010 г., ему принадлежит 60,3 % голосующих акций и 57,6% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 263 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 32%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2011 г.). По данным авторитетного журнала The Banker (1 июля 2010 г.), Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Сбербанк России основан еще в 1841 г. Сегодня Сбербанк - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребностям различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 января 2011 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 48%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (32% розничных и 31% корпоративных кредитов).

Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане <#"justify">1.2 Организационная структура и структура управления банком


Организационный сбербанк экономический

Органами управления Банком являются:

Общее собрание акционеров;

Наблюдательный совет;

Коллегиальный исполнительный орган - Правление банка;

Единоличный исполнительный орган - Президент, Председатель Правления Банка.

Собрание акционеров

В соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом Сбербанка России Общее собрание акционеров является высшим органом управления Банком.

По решению Наблюдательного совета 28 ноября 2007 года было созвано внеочередное общее собрание акционеров, в ходе которого было принято решение об избрании Президентом, Председателем Правления Сбербанка России Г.О. Грефа и прекращении полномочий Президента, Председателя Правления Сбербанка России А.И. Казьмина в связи с переводом на другую работу.

Наблюдательный совет

В соответствии с Уставом и Кодексом корпоративного управления Наблюдательный совет Банка осуществлял общее руководство деятельностью Банка, принимал решения по вопросам развития и осуществлял контроль за деятельностью исполнительных органов Банка.

В Банке действуют три комитета Наблюдательного Совета, возглавляемые независимыми или неисполнительными директорами: Комитет по аудиту, Комитет по кадрам и вознаграждениям и Комитет по стратегическому планированию.

Правление Банка

В 2007 году руководство текущей деятельностью Сбербанка России осуществлялось Правлением Банка. Решением внеочередного общего собрания акционеров Сбербанка России от 28 ноября 2007 года Президентом, Председателем Правления Сбербанка России избран Г.О. Греф и прекращены полномочия Президента, Председателя Правления Сбербанка России А.И. Казьмина. (Приложение 1. Организационная структура Сбербанка России)

Сбербанк обладает уникальной филиальной сетью. Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) действуют на основании положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы (логотипа) Сбербанка и реквизитами, установленными нормативными актами Сбербанка России, а также другие печати и штампы

По состоянию на 1 января 2008 года филиальная сеть Сбербанка России состояла из 20 307 подразделений, включая 17 территориальных банков, 791 отделение, 19 499 внутренних структурных подразделений. Последние, в свою очередь, включали 8 690 дополнительных офисов (в т.ч. 70,1% - специализированные по обслуживанию физических лиц, 28,5% - универсальные, 1,4% - специализированные по обслуживанию юридических лиц), 10 758 операционных касс вне кассового узла и 51 передвижной пункт кассовых операций. Кроме того, функционировало 38 отдельно стоящих обменных пунктов.


.3 Основные операции, осуществляемые Сбербанком России


Сбербанк России - универсальный коммерческий банк. Поэтому Банк стремится удовлетворить потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг на всей территории России.

Банк осуществляет следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады

(до востребования и на определенный срок);

размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

выдачу банковских гарантий;

- переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Сбербанк России помимо банковских операций осуществляет следующие сделки:

- выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

лизинговые операции;

оказание консультационных и информационных услуг.

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте.

Одним из приоритетных направлений деятельности Сбербанка России является оказание комплексных услуг юридическим лицам. В сотрудничестве с Банком любая организация - от небольшой региональной фирмы до крупного национального холдинга - может реализовывать зарплатные и торговые проекты, получать кредиты на развитие бизнеса, осуществлять операции с ценными бумагами.

Клиентами Сбербанка России в рамках реализации зарплатных проектов уже являются более 110 тысяч организаций, расположенных на всей территории Российской Федерации, общее число клиентов-держателей зарплатных карт Сбербанка России составляет 14,5 млн. человек.


.4 Недостатки работы Банка по оценкам клиентов и руководства


Качество розничных услуг банка зачастую оценивается клиентами отрицательно. В «Народном рейтинге Банков», который строится исходя из сальдо положительных и отрицательных отзывов клиентов, Сбербанк всегда занимает место в последней десятке среди крупных кредитных учреждений. Чаще других, негативные отзывы клиентов касаются следующих проблем:

·Сложные, запутанные и чрезвычайно длительные процедуры

·Некомпетентность сотрудников, занятых в работе с клиентами

·Хамство сотрудников при работе с клиентами

·Длительное ожидание при звонках в центр приема звонков

·Многочасовые очереди в офисах банка

·Неудобный для клиентов режим работы отделений

Также высказываются следующие критические замечания:

·Сбербанк России - правопреемник системы государственных трудовых сберегательных касс СССР (сберкасс), всё имущество которых принадлежало государству. В процессе либерализации цен в начале 1990-х годов государство и Сбербанк фактически отказались от гарантий обеспечения вкладов граждан, в результате произошло их обвальное обесценивание, вызвавшее резкое недовольство населения. С 1996 года проводится частичная компенсация потерь вкладчиков.

·По свидетельствам работников банка, в ходе проведения размещения акций банка в феврале 2007 года многие сотрудники Сбербанка принуждались руководством к приобретению этих акций.

Основная проблема Сбербанка основана на его же главном конкурентном преимуществе - гигантском масштабе бизнеса. Тяжелая бюрократическая машина Сбербанка часто не обеспечивает эффективность работы. Основными проблемами Сбербанка на сегодняшний день остаются повышение качества обслуживания, в т.ч. информационно-технологичной базы, и сокращение времени ожидания клиентов в очередях. В связи с недостаточным качеством обслуживания Сбербанк теряет многих потенциальных клиентов; часть недовольных работой Сбербанка клиентов обращаются к услугам других банков.

Разрешением проблемы очередей может быть развитие системы удаленных каналов самообслуживания, что является весьма перспективным направлением банковской деятельности на сегодняшний день на российском рынке не только для такого гиганта, как Сбербанк.

К концу года планируется вывести 70% платежей из операционных касс в удаленные каналы самообслуживания, в связи с чем в настоящее время «Сбербанком» активно ведется финансирование информационно-технологичного сектора и программных разработок. Именно IT стали визиткой нынешнего «Сбера». «Сбер», в частности, внедрил «Электронную сберкассу» (впоследствии получившую более благозвучное название Sberbank OnLine), а банкоматы и платежные терминалы самообслуживания действительно стали существенно более функциональными. Именно развитие технологичного сектора поможет «Сбербанку» меняться в лучшую сторону и использовать свои конкурентные преимущества наилучшим образом.


2. Организация основных банковских операций в ОАО «Сбербанка России»


Поскольку прохождение практики осуществлялось в секторе обслуживания физических лиц, в работе будут рассмотрены главным образом особенности работы с данным сектором обслуживания.

Прежде чем рассматривать виды услуг по обслуживанию физических лиц, необходимо уточнить: кто же такие физические лица? В это понятие включаются население и граждане, занимающиеся деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Проводимые операции по обслуживанию физических лиц представлены в таблице 1:


Таблица 1. Операции по обслуживанию населения

№ п/пНазвание операцииСодержание1Депозитные операцииПривлечение денежных средств населения во вклады и депозиты на различных условиях, характерных для каждого вида вклада и депозита.2Кредитные операции


Теги: Анализ основных показателей деятельности Сбербанка России и его Пятигорского отделения  Отчет по практике  Банковское дело
Просмотров: 9443
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ основных показателей деятельности Сбербанка России и его Пятигорского отделения
Назад