Эстетическое развитие личности студентов вузов физической культуры средствами аэробики


Эстетическое развитие личности студентов Вузов физической культуры средствами аэробики


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы

1.1 Процесс эстетического воспитания в ВУЗе

1.2 Эстетические ценности физической культуры и спорта

.3 Спортивная аэробика как средство эстетического воспитания студентов

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

.1 Цель и задачи исследования

.2 Методы исследования

.3 Организация исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения

3.1 Изучение постановки процесса эстетического воспитания в Дальневосточной государственной академии физической культуры

3.2 Определение уровня эстетической культуры личности студентов ДВГАФК

.3 Определение особенности изменения показателей эстетической культуры личности студентов под влиянием занятий аэробикой

Выводы

Библиографический список

Практические рекомендации


введение


Актуальность. Проблема организации и совершенствования форм и методов физического воспитания на современном этапе не может быть решена вне рассмотрения проблемы гармонического развития студенческой молодежи. Обязательным условием физического совершенствования человека является эстетический уровень развития всех его человеческих задатков и способностей, а также гармония в их развитии (Матвеев Л.П., Меньшиков С.Б. 1991).

В последние годы появились работы, авторы которых рассматривают влияние физической культуры на духовный, нравственный уровень личности, повышающий общую и профессиональную культуру молодежи (Е.Панкратов,1999, Р.А.Бойко,2006 и др.).

Однако научные исследования, посвященные эстетическому развитию личности, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы.

Предпочтение оздоровительной направленности, желание обрести эстетически привлекательные телесные формы: фигуру, осанку, походку, т.е. все, что входит в понятие красоты как категории эстетики - должно быть одним из существенных моментов системы физического воспитания, приобщения к ценностям физической культуры. И в этом плане аэробика многофункциональна: с ее помощью можно осуществлять воспитательную, познавательную, спортивную, оздоровительную и коммуникативную, а также эстетическую функции в обществе и можно использовать для формирования самой личности (Т.А.Кудра, 2003).

Отсюда вытекают следующие противоречия:

во-первых, между общественной потребностью в гармонично развитой личности и низким уровнем эстетического воспитания студентов;

во-вторых, аэробика имеет существенный потенциал в области эстетического развития личности, однако этот потенциал не реализован в силу не разработанности в педагогической науке проблемы эстетического развития личности средствами образовательных дисциплин, в том числе аэробикой.

Таким образом, возникает проблема выявления и анализа педагогических условий, способствующих эстетическому развитию личности средствами аэробики.

Все выше сказанное указывает на актуальность нашего исследования.

Новизна исследования заключается в том, что экспериментально доказано положительное влияние занятий аэробикой на эстетическое развитие личности студентов ДВГАФК.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и экспериментально проверенные в исследовании практические положения и выводы могут способствовать повышению уровня эстетического развития личности студентов высшей физкультурной школы и найти широкое применение в воспитательной работе вузов физической культуры.

Гипотеза. Предполагалось, что занятия аэробикой будут способствовать эстетическому развитию личности студентов ДВГАФК за счет развития эстетических и творческих способностей обучающихся.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в ВУЗах физической культуры.

Предмет исследования - эстетическое развитие личности студентов вузов физической культуры средствами аэробики.


Глава 1. Теоретическое обоснование исследуемой проблемы


1.1 Процесс эстетического воспитания в ВУЗе


К настоящему времени осмыслено, что современное воспитание должно содержать общегуманистическую составляющую, что в школах и вузах оно должно быть ориентировано на духовное становление личности будущего специалиста. В связи с осознанием необходимости гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания назрела необходимость воспитания новой личности, с высоким уровнем общей и эстетико-художественной культуры, поэтому появилась востребованность обществом, всеми учебными заведениями, системой повышения квалификации теоретических и практических разработок эстетического воспитания и образования. Следовательно, появилась необходимость обращения к исследованиям по эстетическому воспитанию (из научно-методических рекомендаций преподавателям, 1982).

Высшая школа занимает исключительно важное место в формировании всесторонне и гармонически развитой личности общества. Вся система обучения и воспитания в высшей школе направлена на подготовку молодежи к выполнению социальных функций специалиста высокой квалификации, формирование мировоззрения молодежи, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Как указывает в своей книге М.Я. Сараф (1984), отмечалась и отмечается необходимость в общей системе воспитательной работы эстетического воспитания подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание - это организованный, целенаправленный и контролируемый педагогический процесс формирования личности эстетического отношения к действительности, эстетического сознания, способности творческой деятельности по законам красоты с позиций эстетического идеала. Исследования проблемы эстетического воспитания студентов показали, что оптимальный уровень эстетического воспитания в вузе возможен в условиях осуществления системы эстетического воспитания и образования (Г.П.Выжлецова,1990).

Мы определяем систему эстетического воспитания в условиях развитого общества как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов эстетического воздействия (задач, содержания, форм и методов) в их последовательности, преемственности и единой направленности, формирующих эстетическое отношение к действительности и искусству с позиций эстетического идеала (Г.П.Выжлецова,1990).

Понятие "система эстетического воспитания" имеет горизонтальное направление (система как целое, сложившееся на определенном временном этапе) и вертикальное (система как целое, как процесс, складывающийся во времени). Цель функционирования системы эстетического воспитания - формирование эстетической культуры специалиста высокой квалификации. Эстетическая культура - это сложная система взаимосвязанных и взаимодействующих понятий, включающих направленность профессионально-эстетических качеств и профессионально-эстетической деятельности, высокий уровень знаний в области эстетики, психолого-педагогических дисциплин, развитие эстетического сознания, творческих способностей, умений и навыков (Астахов Н.Б. 1971).

По мнению Р.А. Бойко (2006), задачами эстетического воспитания являются: 1) развитие у молодежи умения воспринимать и переживать красоту физически развитого, здорового человека; красоту его действий в жизни, труде и спорте;

2) развитие умения оценивать красоту его движений, красоту и гармонию человека;

)развитие физических способностей, практических умений и навыков учащейся молодежи.

В целом, стоит задача воспитания физической культуры, которая является, наряду с чувственной, интеллектуальной, частью общей культуры человека.

В связи с этим имеется настоятельная необходимость улучшения эстетического воспитания физкультурных кадров, которое обуславливается наличием прямой связи между уровнем подготовки учителей физкультуры, тренеров по видам спорта и формированием духовного мира их будущих воспитанников.

Специалист по физическому воспитанию должен развивать у занимающихся потребности и способности воспринимать красоту окружающей действительности, умение анализировать и оценивать ее в соответствии с требованиями эстетики, воспитывать эстетические отношения к людям и явлениям, приучать действовать по законам красоты, исполняя свой учебный, трудовой и спортивный долг (Лукьянов Б.Г. 1988).

Успешность решения указанных задач во многом зависит от эстетической культуры преподавателя и определяется уровнем его эстетической подготовленности.

Эстетическая подготовленность предполагает наличие у студента стойких навыков двигательной культуры, т.е. объективно связана со специальной и, прежде всего, с технической подготовкой. В то же время в эстетической подготовке должны найти отражение и эстетические стороны собственно-педагогической деятельности, связанные с организацией и проведением занятий, управлением деятельностью занимающихся, с эстетической выразительностью педагога, со стилем его деятельности (Сафронов Б.В. 1984).

Успешность формирования у студентов профессионально - педагогических навыков связана с освоением внешних форм (стройность, подтянутость, пропорциональность, гармоничность телосложения), функциональных (точность, свобода, легкость, согласованность и ритмичность движений) и эстетических сторон красоты, облика движений и поведения занимающихся (отношения к учебному труду, преподавателю, друг к другу).

Необходимым условием оптимизации процесса эстетического воспитания в подготовке специалистов является целесообразное педагогическое управление системой, которое предполагает разработку и практическое применение методологических, педагогических и методических принципов системы, форм, методов эстетического воспитания, оптимально соответствующих содержанию образования, уровню развития студентов (Выжлецова Г.П. 1990).

Опираясь на методологические принципы эстетического воспитания, были определены принципы системы эстетического воспитания в вузе: 1) единство и комплексность нравственно - эстетической, профессиональной направленности эстетического воспитания; 2) принцип взаимосвязи и взаимозависимости отдельных компонентов внутри системы в горизонтальном и вертикальном направлениях, обеспечивающий систему как сложное диалектическое единство. Диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость системы эстетического воспитания с другими системами философских, социологических, психологических, специальных наук и т.д.; 3) принцип оптимального соотношения теоретического, наглядно - образного и практического аспектов в осуществлении эстетического воспитания; 4)принцип преемственности в системе эстетического воспитания студентов между средней школой и вузом, между курсами и т.д.; 5)принцип ведущей роли педагогов в управлении и организации системы эстетического воспитания в вузе, направленной на развитие самостоятельности и активности студентов, на самообразовании и самовоспитании (Хосе Ортега-и-Гассет 1991).

Опираясь на принципы процесса и системы эстетического воспитания, преподаватели, кураторы студенческих групп выбирают формы и методы эстетического воспитания студентов. Формы эстетического воспитания они определяют как способы организации учебно-воспитательного процесса, в пределах которых реализуются эстетически значимое содержание и методы эстетического воздействия. Методы эстетического воспитания - как модель взаимосвязанной деятельности педагога и студентов с преимущественной целью эстетического развития. Эта цель не может быть единственной, методы несут в себе возможности всестороннего воспитательного воздействия. Речь идет лишь о преимущественной цели, путях и способах, в которых раскрывается эстетически значимый материал, материал искусства (Панпурин В.П. 1990).

По мнению В.Ю.Зиамбетова (2005) в эстетической подготовке используется специфический набор методов: эстетически обогащенного слова, артистического показа, практического приучения к эстетическим действиям и различные их комбинации. Отличительной особенностью метода эстетически обогащенного слова является применение словесных обращений, содержащих разносторонние сведения эстетического характера, эстетические описания, объяснения прекрасного, эстетические оценки и указания путей эстетического совершенствования. Артистический показ отличается техническим совершенством, точностью, легкостью, свободой, согласованностью, ритмичностью движений, использование "декоративных надстроек" и приемов выразительного его оформления. Личный показ дополняется просмотром специально подобранных кинокольцовок, воспроизводящих технически правильное и выразительное выполнение разучиваемых упражнений.

Метод практического приучения к эстетическим действиям заключается в многократном повторении эстетически значимых двигательных действий и актов поведения. Этот метод предусматривает предъявление требований к эстетике облика, движений и поведения с постоянным контролем их выполнения. Существенную роль играет организация взаимообучения, практикование взаимообъяснений, взаимооценок, творческие задания и др. Названные методы стимулируют студентов к реализации всех полученных знаний в области эстетики практической деятельности, одновременно углубляя эстетические и двигательные представления, чем обеспечивается хорошее освоение соответствующих профессионально - педагогических навыков. Кроме учебных занятий формами профессиональной подготовки могут стать ФОПы, которые дают возможность сочетать спортивные занятия с занятиями музыкой, хореографией, живописью, техническим и декоративно - прикладным творчеством, с беседами, диспутами, интеллектуальными играми, просмотров кинофильмов, встречами с интересными людьми (Смирнов Ю.И. 1990).


.2 Эстетические ценности физической культуры и спорта


Известно, что эстетика как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое и др.), их отражение в сознании людей в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах, теориях, эстетическую деятельность людей, в ходе которой создаются эстетические ценности, и т.п.

Исходя из слов Сараф М.Я., Столярова В.И. (1984), эстетические ценности спорта активно воздействуют на эстетическое сознание общества, на функционирующие виды эстетической деятельности, определяют их новое содержание и новое направление развития.

Значение эстетических явлений и ценностей для спорта.

Зрелищность спорта - важное условие его существования и развития, так как она определяет широкий общественный интерес к спорту.

По своей зрелищности спорт в настоящее время занимает одно из первых мест в мире. Причины такого интереса к спорту являются предметом довольно многочисленных исследований, в том числе социологических.

Существенную сторону зрелищности спорта составляют относительно простая цель выигрыша и та система тактических действий, которая позволяет ее достичь. Эта система чрезвычайно вариативна в любом виде спорта, проявления ее различны и зависят от степени развитости вида (или, наоборот, развитие определенного вида спорта определяется именно богатством и гибкостью его тактики) (Бореев Ю.Б. 1975).

Как показывают социологические исследования, многие люди приобщаются к миру спорта не только потому, что их интересуют спортивные результаты (голы, очки, рекорды) или они стремятся укрепить свое здоровье. В значительной степени спорт привлекает и потому, что он вызывает эстетические чувства, удовлетворяет эстетические потребности. Многих привлекает возможность получить эстетическое наслаждение от занятий спортом, от созерцания прекрасного - красоты движений, совершенствование телом и движениями и т.п. (Ашмарин Б.А. 1987).

Конечно, все это имеет место лишь в том случае, если сами зрители обладают развитым эстетическим вкусом и соответствующими эстетическими потребностями.

Значимость эстетических явлений спорта связана с тем, что они все шире используются в целях эстетического воспитания, которое является существенным элементом всего воспитания.

Нередко при характеристике роли эстетических ценностей спорта ограничиваются только указанием на их значение как фактора зрелищности спорта и средства эстетического воспитания, т.е. признают только их как бы " внешнюю" значимость для спорта (Разумный В.А. 1969).

Такой подход представляется весьма ограниченным, поскольку он не учитывает важного значения эстетических ценностей спорта для самого спорта.

Речь идет прежде всего о том, что эстетическое содержание спорта неразрывно связано с его собственным функциональным содержанием.

Для понимания связи эстетического и функционального в спорте следует напомнить, что эстетически значимой, как правило, является совершенная форма, которая наилучшим способом выражает содержание, способствует эффективному выполнению определенных функций предмета. Нельзя не вспомнить в связи с этим Ле Корбюзье, который сказал, что функциональность постоянно прекрасна, что вещь, продуманная в целом, должна быть эстетичной ( Неменский Б.М. 1987).

Это положение имеет прямое отношение и к спорту. И здесь эстетическое "оформление" тех или других действий спортсмена, команды и т.д. не просто повышает их зрелищность, но является важным показателем и условием их эффективности. Это обстоятельство не ускользнуло из поля зрения ученых, общественных деятелей, спортсменов, тренеров. Так выдающийся советский спортсмен Ю.Власов неоднократно писал о том, что эффект выступления во многих видах спорта определяется не только степенью спортивного мастерства, но и его артистичностью. Весьма интересно и высказывание олимпийского чемпиона по боксу Б.Кузнецова: "В чем истинная красота? По-моему, прежде всего в отточенности движений. То, что красиво, всегда совершенно и законченно. А значит, и целесообразно…" (Лоу Б.К. 1984).

Общеизвестна попытка А.Эйнштейна рассматривать красоту как критерий истинности. Тем более правомерно это и для спорта. Красота движения, упражнения является верным показателем его функциональной справедливости, показателем верного направления развития техники спортсмена. Практика спорта подтверждает это в известной степени интуитивное положение( Маркс К.1988).

Нельзя не согласиться с теми учеными (Ашмарин Б.А. 1987,Меньшиков С.Б. 1991), работающими в области теории спортивной тренировки, которые считают, что спортсмен должен знать не только состав и структуру своих движений, но и те ощущения, которые сопутствуют их правильному выполнению.

Говоря о роли эстетических ценностей в спорте, их связи с его функциональным содержанием, следует иметь в виду и еще один важный момент. Современный спорт - это не только соревнования, но и напряженная подготовка к ним, включающая как важнейший компонент тренировки. Тренировка спортсмена - многократное повторение упражнений - процесс в известной мере однообразный, монотонный, утомительный.

В этом плане эстетическое содержание тренировочного процесса и связанные с ним чувства эстетического удовольствия, наслаждения помогают нейтрализовать, преодолеть эту монотонность(Разумный В.А. 1969).

Так же, значительным эстетическим фактором в процессе тренировки является показ упражнения. Показ - это демонстрация формы движения, убеждающая в его оправданности, правильности выбранных пластических средств. Этот показ не может быть неуклюжим, неловким, неэстетичным,- иначе он утрачивает свой смысл.

Совершенная в эстетическом плане демонстрация упражнений является и важнейшим стимулирующим моментом спортивной деятельности, средством привлечения к регулярным занятиям новых масс людей.

Органичным элементом тренировки во многих видах спорта и всей системы общефизической подготовки является музыка. О роли музыки в ритмической организации движения, формировании эстетического чувства спортсмена неоднократно писал видный деятель советского физкультурного движения В.В. Гориневский (Лоу Б.К. 1984).

С точки зрения педагогики (В.В. Белоруссова, И.Н.Решетень, 1986) большое эстетическое воздействие на человека также оказывает музыка. Она сплачивает людей, поднимает их настроение, вселяет бодрость, поднимает их силу духа. Музыка композиторов-классиков и современных композиторов - важное средство музыкального воспитания. Музыка всегда динамично и непрерывно связана с движением человека. Поэтому выполнение физических упражнений под музыку помогает одновременно понять и характер музыкального произведения, и характер движения. Очень важно, чтобы учитель ФК, тренер были знакомы с основами музыкального искусства, умели подобрать музыку, соответствующую ритму и характеру движения, помогали своим ученикам лучше выразить в движении характер музыкального произведения

Влияние эстетического содержания спорта на его функциональную сторону проявляется и в том, что соответствующее эстетическое оформление того или иного вида спорта иногда способно в корне изменить его (например, это произошло в танцах на льду).

Все выше сказанное свидетельствует о том, что эстетические ценности спорта не только определяются содержанием спорта, но и сами оказывают на него весьма существенное воздействие ( Астахов Н.Б.1971).


.3 Спортивная аэробика как средство эстетического воспитания студентов

эстетический физический спорт аэробика

В середине 1960-х в США возник термин "фитнес", которым стали обозначать все, что раннее укладывалось в понятие "физическая культура" и "физическое воспитание". Позже фитнес преобразовался в оздоровительную систему по-американски ( Т.А. Кудра,2003, Крючек Е.С. 2001).

Само слово "fitness" означает в первоначальном значении "годность", "пригодность". В широком смысле фитнес - это часть физической культуры общества и личности, а также система физической подготовки для достижения оптимальной физической формы образованного человека, необходимой для выполнения им функций в современном обществе (Кеннеди Р. 2000).

Самым отличительным моментом развития системы фитнес является возможность удовлетворения эстетических потребностей. Она сыграла немаловажную роль в развитии и становлении многообразных форм фитнеса начиная с аэробики, оздоровительного бодибилдинга и заканчивая сплавами йоги и многим другими видами (Костюнина Л.И. 2006).

Фитнес - это образ жизни, ведущий к физическому и умственному здоровью человека. А аэробика - это часть фитнеса, необходимая для формирования красивой фигуры, укрепления здоровья человека (Кеннеди Р. 2000).

Помимо задач укрепления здоровья, важный мотив для занятия аэробикой - обретение пластики движений и красивых форм тела, сохранение молодости и здоровья и работоспособности на долгие годы (Лисицкая Т.С. 1994, Мякиченко Е.Б., Шестакова М.П. 2002).

Эстетика движений является одним из критериев отбора средств в аэробике. Традиционные упражнения различных видов спорта, приобретя некоторые специфические особенности, продиктованные принципом безопасности, органично соединились как с элементами аэробной хореографии, так и с другими формами оздоровительных тренировок. Их эстетическое переосмысление рождает новые виды в аэробике (Сиднева Л.В. 2000).

Одним из вспомогательных, но не второстепенных средств аэробике является музыка, которая обладает способностью непосредственно воздействовать на эмоциональное состояние человека. Музыка в аэробике - средство формирования движения в соответствии с ритмом, динамикой, стилем программы, способствующее эстетическому восприятию происходящего (Т.А.Кудра,2003).

Как любая спортивная дисциплина, аэробика решает комплекс задач(Л.И.Слонимская,2003, Е.Панкратов 1999).

Оздоровительные:

- Повышения функционального состояния и качества здоровья;

Получение физического и психоэмоционального удовольствия;

Формирование осанки, совершенствование телосложения.

Образовательные:

Обучение выполнению упражнений аэробики;

Получение знаний самоконтроля, регулирования физической нагрузки;

Обучение правилам безопасности;

Овладение средствами аэробики для комплексного воздействия на организм человека ( развития силы, выносливости, гибкости, координации ).

Воспитательные:

- Воспитание дисциплинированности, аккуратности, внимательности;

Воспитание чувства коллективизма;

Воспитание настойчивости в преодолении трудностей;

Воспитание эстетики движений и красоты своего тела;

Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными задачами.

Что касается средств аэробики, по Афонской А.О. (2004), одно из важнейших -это музыка, выполняющая ряд специальных функций:

- благодаря музыке, аэробика, является эффективным средством эстетического воспитания.

музыка имеет важное значение при обучении движениям, особенно при выразительности и артистичности.

музыкальное искусство обладания большой силой непосредственно эмоциональными воздействиями. Под музыку легче переносятся большие физические нагрузки, повышается работоспособность, ускоряется процесс восстановления.

Таким образом, аэробика, обладая особой выразительностью, эмоциональностью, оказывая комплексное воздействие на организм и личность занимающихся , обеспечивая гармонизацию телосложения, изящество движений, грациозность, воспитывает у них эстетические, творческие, двигательные и психологические способности.


ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


.1 Цель и задачи исследования


Цель: обосновать влияние занятий оздоровительной аэробикой на эстетическое развитие личности студентов вузов физической культуры.

В процессе работы предстояло решить следующие задачи:

. Изучить постановку процесса эстетического воспитания Вузов физической культуры.

. Определить уровень эстетической культуры личности студентов ДВГАФК.

. Определить особенности изменения показателей эстетической культуры личности студентов под влиянием занятий аэробикой.


.2 Методы исследования


1. Анализ и изучение литературных источников

. Опрос

. Педагогическое наблюдение

. Тестирование

. Педагогический эксперимент

. Методы математической статистики

Анализ и изучение литературных источников

Анализ и изучение литературных источников, научно-методической литературы, связанной с темой исследования, проводился с целью определения у студентов уровня эстетической культуры личности и их эстетического воспитания.

Обобщение литературных данных позволило конкретизировать задачи данного исследования и определенным образом интерпретировать полученные данные в результате эксперимента. Всего было проанализировано … литературных источников.

Опрос

Опрос в форме анкетирования проводился с целью изучения проблемы совершенствования эстетико-воспитательной работы в Вузах физической культуры. В опросе принимали участие студенты 2,3,4,5-ых курсов ДВГАФК.

В анкету входили вопросы, определяющие общий культурный и эстетический уровень студентов вуза. (Приложение 1)

Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение осуществлялось непосредственно в процессе занятий аэробикой за занимающимися обеих групп в ходе эксперимента.

Предметом наблюдения было практическое освоение студентами умений и навыков, составляющих содержание программного материала по аэробике, динамики показателей эстетических, психологических и творческих способностей занимающихся. Данные наблюдения заносились в протокол, анализировались, результаты их обработки представлены в таблицах в качестве экспериментального материала.

Тестирование

Для оценки уровня эстетической культуры личности студента использовались следующие тесты:

Музыкальность - способность согласовывать свои движения с музыкой.

Ритмичность - чередование звуковых элементов (хлопков), происходящие с определенной частотой, в сочетании с музыкой.

Выразительность - способность создавать эмоционально-двигательные образования, придавая движениям музыкальную окраску, в соответствии с музыкой.

Хореографичность - сочетание различных шагов аэробики разной сложности.

Двигательная память - по объему и точности воспроизведение этой же комбинации по истечению 7 дней после разучивания.

Техническое исполнение - наиболее правильное и точное исполнение шагов.

Творческие способности - умение создать неповторимую, оригинальную и уникальную по всем параметрам комбинацию.

Влияние занятий оздоровительной аэробикой на психо-эмоциональное состояние занимающихся оценивалось по методикам: САН (определение самочувствия, активности и настроения), опросник Р.Кеттела.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проходил с целью обоснования влияния занятий оздоровительной аэробикой на эстетическое развитие личности студентов вузов физической культуры. В ходе педагогического эксперимента выполнялись задания, направленные на формирование высокого уровня общей культуры и культуры движений.

Методы математической статистики

Обработка материалов экспериментальных исследований проводилась с использованием методов математической статистики.

В зависимости от характера полученных данных и их анализа определялись следующие показатели:

среднеарифметическая величина;

среднеквадратическое отклонение;

стандартная ошибка средней;

- достоверность различий.

Оценка достоверности различий между параметрами проводилась с использованием критерия Вилкоксона.


2.3 Организация исследования


Исследование проводилось в 4 этапа:

На первом этапе (сентябрь 2005 - май 2006гг.) был проведен анализ специальной литературы по различным аспектам исследуемой проблемы, определена тема, цель и сформулирована гипотеза исследования.

На втором этапе (2006 - 2007гг.) изучалась постановка процесса эстетического воспитания в Вузах физической культуры и, на основе анкетирования, был определен исходный уровень эстетической культуры студентов ДВГАФК.

На третьем этапе (сентябрь 2007 - апрель 2008гг.) было проведен констатирующий эксперимент на базе ДВГАФК с целью определения влияние занятий аэробикой на показатель эстетической культуры личности студентов данного Вуза.

На четвертом этапе (май 2008г.) проведена математическая обработка полученных данных, анализ и обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление приложения, разработка практических рекомендаций для преподавателей.


ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ


.1 Определение уровня эстетической культуры личности студентов ДВГАФК


Для решения первой задачи исследования проводился анализ программ по различным предметам ДВГАФК, по таким предметам, как педагогика, философия, культурология, теория и методика физического воспитания, психология и др., в результате которых было установлено, что в содержании этих предметов не включен эстетический блок. В основном эстетическое воспитание осуществляется только за счет внеурочных форм деятельности, таких как художественная самодеятельность, занятий в интерклубе и т.п. .

Важнейшим аспектом научного исследования выступает анализ необходимого комплекса качеств, характеризующих эстетическую культуру личности. Методами конкретных социологических исследований успешно изучаются потребности, интересы и вкусы молодых людей, характеризующих их отношение к ценностям эстетической культуры в целом (О.В.Лармин, 1978).

С целью изучения отношения студентов к постановке процесса воспитательной работы в ДВГАФК было проведено анкетирование. Всего было опрошено 70 респондентов.

,8% считают, что на сегодняшний день система воспитания в вузе нужна и только 7,2% затрудняются ответить на этот вопрос (Рис. 1).


Рис.1 Нужна ли система воспитания в вузах.

-Да; 2-Затрудняюсь ответить; 3-Нет.


Из всех опрошенных большинство на первое место выдвинули физическое воспитание в вузе, на второе - эстетическое, третье - правовое, четвертое - нравственное, экономическое, экологическое, семейно-бытовое, патриотическое и религиозное соответственно (Рис.2).


Рис.2 Нужные, по мнению респондентов, направления воспитания студентов в вузе, 1-физическое; 2-эстетическое; 3-правовое; 4-нравственное; 5-экономическое; 6-экологическое; 7-семейно-бытовое; 8-патриотическое; 9-религиозное.


На вопросы: как они относятся к физической культуре и спорту как средству эстетического воспитания, и считают ли они необходимым и полезным формировать эстетические способности и осуществлять творческую деятельность - 78,6% ответили положительно и 21,4% затруднились ответить.

Поскольку в ДВГАФК недостаточно ведется эстетическое воспитание студентов, респонденты не смогли корректно ответить на предложенные им вопросы, так как они не понимали о чем их спрашивали, а именно эстетические ценности физической культуры и спорта, в чем выражается эстетика урока физической культуры и физических упражнений, какие средства физической культуры наиболее эстетически значимы и когда в процессе занятий физической культурой в вузе они испытывали чувство эстетического удовлетворения, хотя респонденты из перечисленных ими эстетических ценностей физической культуры и спорта наиболее значимым считают мастерство выполнения спортивных движений, следующими - красота телосложения, осанка; стремление к самопознанию, самовыражению, самоутверждению; культура движений; и эстетические переживания; творческая деятельность; эстетические условия проведения занятий, соревнований соответственно. А красоту коллективных действий и красоту нравственного поведения вообще не посчитали выделить, как наиболее значимыми эстетическими ценностями физической культуры и спорта


Рис.3. Наиболее значимые эстетические ценности физической культуры и спорта для студентов ДВГАФК, 1-мастерство выполнения спортивных движений; 2-красота телосложения, осанка; 3-красота коллективных действий; 4-культура движений; 5-красота нравственного поведения; 6-эстетические переживания; 7-творческая деятельность; 8-эстетические условия проведения занятий, соревнований; 9-стремление к самопознанию, самовыражении


С целью определения общей эстетической культуры студентов ДВГАФК о том, как бы они потратили свободное время. Большинство студентов предпочло занятие спортом, встречам с друзьями, занятию любимым делом, активному отдыху, а подработки, посещение спортивных соревнований, посещение дискотек, кафе, кинотеатров, учебе, самообразованию, занятие домашними делами, просмотру телепередач, работе, играм на компьютере, чтению литературы, газет и посещение театров, выставок поставили на второй план. Но в действительности свободное время студентов распределяется следующим образом: занятие спортом, встреча с друзьями, посещение дискотек и кафе, занятие любимым делом, домашними делами, активный отдых, посещение кинотеатров, работе, игры на компьютере, смотр телепередач , самообразование и учеба стоят на последних местах. А чтению литературы, газет и журналов, посещению театров, филармонии и выставок вообще не уделяется времени. В подтверждению этому на следующий вопрос: "Как часто Вы посещаете…?", драматические театры, респонденты ответили "никогда", а такие мероприятия, как концерты классической музыки, оперные и балетные спектакли, музеи и художественные выставки посещали единицы. Соревнования по разным видам спорта посещает большинство опрашиваемых.

Из предложенных видов искусства студенты предпочитают кино(64%), музыку(50%), танцы(28,6%), изобразительное искусство и художественная литература(7,2%) и только театр(0%) не пользуется популярностью у студентов ДВГАФК.

По мнению опрашиваемых культурный человек, прежде всего, должен обладать: культурой поведения и взаимоотношением между людьми, затем культурой мышления и речи, широтой культурных интересов, и знание классического и современного искусства, культурой здоровья, культурой труда, художественным вкусом и культурой двигательных действий, самостоятельным художественным творчеством, культурой телосложения соответственно (Рис.4).


Рис.4 Черты, приписывающие культурному человеку, по мнению студентов, 1-культура поведения и взаимоотношения с людьми; 2-культура мышления и речи; 3-широты культурных интересов; 4-знание классического и современного искусства; 5-культура здоровья; 6-культура труда; 7-художественный вкус; 8-культура двигательной деятельности; 9-самодеятельное художественное творчество; 10-культура телосложения.


На вопрос "Какие качества необходимы в первую очередь преподавателю?" студенты посчитали, что в первую очередь - это знание предмета, далее творческий подход к работе, способность организовать активную учебную деятельность на занятии, справедливость, педагогический такт, интерес к проблемам учеников, яркая форма преподнесения материала, высокая способность формировать коллектив , терпимость к противоположенным точкам зрения, высокая общая культура, и на последних местах - открытость и искренность, обладание четкими ценностными установками.


Рис. 5 Качества, по мнению студентов, в первую очередь необходимые преподавателю, 1-хорошее знание предмета; 2-творческий подход к работе; 3-способность организовать активную учебную деятельность на занятии; 4-справедливость; 5-педагогический такт; 6-интерес к проблемам учеников; 7-яркая форма преподнесения материала; 8-высокая способность формировать коллектив; 9-терпимость противоположным точкам зрения; 10-высокая общая культура; 11-открытость и искренность; 12-обладание четкими ценностными установками.


Таким образом, проведенное социологическое исследование по изучению эстетических вкусов студентов Дальневосточной государственной академии физической культуры показало недостаточно высокий уровень культуры будущих специалистов, слабый интерес к проявлениям эстетического в действительности, ограниченность и примитивности вкусов, узкий эстетический кругозор и соответственно отсутствие необходимых умений и навыков эстетической деятельности.


3.3 Определение особенности изменения показателей эстетической культуры личности студентов под влиянием занятий аэробикой


Для решения поставленной задачи был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 24 студента 2 курса. В ходе исследования были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 12 человек в каждой. ЭГ посещала курс по выбору - Фитнес и оздоровительная аэробика, а КГ ходила на курсы по выбору такие, как Психология спорта, Религии мира, История Дальнего Востока, Спортивная биомеханика. Анализ результатов тестирования, проведенного в начале исследования, показало отсутствие существенных различий (р >0,05) (Таблица 1). Изучение уровня эстетической культуры студентов проводилось по специальным тестам, разработанные нами, предусматривающие выявления отношения к эстетическим элементам, составляющие красоту аэробики.

В конце эксперимента были проведены аналогичные контрольные тесты. В результате анализа полученных данных наблюдались изменения по следующим показателям: ритмичность 27,08% , хореографичность 18% , музыкальность 36,73% , двигательная память 28% , техническое исполнение 37,50% и творческие способности 36,36% . Изменения по этим показателям являются достоверными, (р < 0,05), кроме теста на выразительность (р > 0,05), т.к. эксперимент длился всего 6 месяцев, по одному занятию в неделю и прирост составил всего 10,42% (Таблица 1).

За время эксперимента в контрольной группе произошли изменения по двум показателям: выразительноть и музыкальность. Разница показателей по этим тестам до и после эксперимента составляют: выразительность 27,91% (р <0,05), музыкальность 22,58% (р < 0,05). А по тестам: ритмичность 19,23% (р >0,05) , хореографичность 8,33% (р >0,05), двигательная память 13,33% (р>0,05), техническое исполнение 9,09% (р >0,05) и творческие способности 41,67% (р >0,05) - прирост является незначительным и не достоверным (Таблица 2).

При сравнении результатов до и после эксперимента в экспериментальной группе видно, что занятия аэробикой существенно повлияло на эстетическое развитие личности студентов, на их творческие способности. Произошел значительный прирост по всем тестам, кроме одного, теста на выразительность 29,17% (р >0,05). Рассматривая результаты было установлено, что наиболее значимый прирост наблюдается в тестах: творческие способности 65,91%, двигательная память 54% и техническое исполнение 56,25%. Немного меньший прирост наблюдается в тестах оценки на музыкальность 44,9%, хореографичность 46% и ритмичность 47,92%(Таблица 2).

Сравнивая результаты тестов контрольной и экспериментальной групп после эксперимента, наблюдается значимый прирост показателей в экспериментальной группе. Разница между контрольной и экспериментальной группами составляет : ритмичность 27,08% (р <0,05), хореографичность 18% (р <0,05), музыкальность 36,73%(р <0,05) , двигательная память 28% (р <0,05), техническое исполнение 37,5% (р <0,05), творческие способности 36,36% (р <0,05) (Таблица 1).

Таким образом, в оценках показателей выявлены достоверные различия между студентами в контрольной и экспериментальной группами.

Достоверный прирост в показателях с занимающимися аэробикой экспериментальной группы объясняется тем, что занятия аэробикой повлияло на эстетическое развитие личности студентов и их эстетическую культуру.

Перейдем к рассмотрению вопроса о том, как за время эксперимента изменились свойства личности студентов, используя опросник Р.Кеттелла (В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов,2005).

Как уже было сказано выше, в начале исследования обе группы не имели достоверных различий по исследуемым показателям (Таблица 3).

После эксперимента было установлено, что уровень самооценки у студентов повысился(15,69%), чем до эксперимента (1,30%)(Таблица 3,4).Больший прирост произошел в экспериментальной группе 24,51%, тогда как в контрольной - всего 11,63%. Такому приросту величин способствовали проведение по несколько уроков на группе, их творческие способности, двигательная память.

Что касается коммуникативных факторов ("А", "Е") в группах произошли изменения: общительность до - 22,22%, после - 32,14% и независимость 2,13% до, и после - 21,52% (р <0,05).Если рассматривать между группами, то в экспериментальной группе в факторе "А" произошел больший прирост 35,71%, чем в контрольной - 26,32%, в факторе "Е" - 22,58% в КГ, в ЭГ - 40,51%, т.к. группа, выбравшая курсы по выбору "Фитнес и оздоровительная аэробика" работали на протяжении всего эксперимента в группе, постоянно осуществлялось общение и обсуждение нового материала, что также повлияло на фактор "Q3" (самоконтроль-дисциплинированность, точность в выполнении социальных требований, хороший контроль за своими эмоциями): до эксперимента 17,39%, после 29,07% (р < 0,05) (Таблица 3,4).

Интеллектуальные способности по факторам "В" - ограниченность мышления, "Q1" - радикализм-консерватизм показали следующие показатели: В между группами - 12% (КГ) и 42,53% (ЭГ) (р < 0,05); "Q1" - 38,89% (КГ) и 44,00% (ЭГ) также считать статистически достоверным различием (р < 0,05). Учитывая такую разницу в результатах, можно заключить, что испытуемые экспериментальной группы значительно повысили свой интеллектуальный потенциал. Безусловно, таким изменениям способствовали обучающий и развивающий материал по аэробике. После эксперимента стало особенно заметно повышенный интерес к занятию и влияние аэробики на их интеллектуальные способности.

Фактор "С" отражает эмоциональную устойчивость в поведении, насколько они уверенны в себе, проявление волнения; фактор "G" раскрывает упорство в достижениях,ответственности; фактор "Н" - выраженная застенчивость, осторожность, либо наоборот, склонность к риску, смелость; фактор "I" показывает склонность к зависимости, утонченность, непрактичность, излишнюю самоуверенность; фактор "Q4"- возбужденность, взволнованность, нетерпиливость- по всем этим и другим нескольким факторам не произошло никаких значительных изменений. Это свидетельствует о том, что было отведено совсем мало времени на освоение совершенно нового предмета, интересного для них материала, что сказалось на их общей оценки личности.


Таблица 3 Свойства личности студентов в начале эксперимента

ФакторыКонтрольная группа M1 + mЭксперим группа M2 + mРазница M1 - M, %PМД (самооценка)6,33+0,366,42+0,481,30>0,05А (общительность-замкнутость)2,33+0,413,00+0,2822,22>0,05В (ограниченное мышление )3,67+0,364,17+0,3412>0,05С (эмоциональн. устойчивость)4,17+0,533,17+0,3031,58>0,05Е (независим.-подчиненность)4,00+0,373,92+0,562,13>0,05F (озабоченность-беспечность)4,50+0,404,67+0,485,36>0,05G ("я"-беспринципность)5,67+0,434,75+0,4919,30>0,05H (смелость-робость)4,83+0,413,42+0,2629,31>0,05I (податливость-жесткость)4,42+0,543,50+0,4426,19>0,05L (подозрительн.-доверчивость)3,67+0,333,42+0,407,32>0,05M (непрактичн.-практичность)4,58+0,434,08+0,5412,24>0,05N (гибкость-прямолинейность)3,67+0,404,75+0,5822,81>0,05O (тревожность-спокойствие)3,33+0,413,58+0,386,48>0,05Q1 (радикализм-консерватизм)2,75+0,303,50+0,3121,43>0,05Q2 (самостоят.-внушаемость)3,17+0,304,08+0,3622,45>0,05Q3 (самоконтроль)3,17+0,343,83+0,4117,39>0,05Q4 (напряженность-релаксация)3,58+0,364,08+0,4512,24>0,05

Таблица 4 Свойства личности студентов после эксперимента.

ФакторыКГ M1 + mЭГ M2 + mРазница M1 - M2, %PМД (самооценка)7,17+0,378,50+0,3815,69<0,05А (общительность-замкнутость)3,17+0,274,67+0,4332,14<0,05В (ограниченное мышление )4,17+0,377,25+0,3742,53<0,05С (эмоциональн. устойчивость)4,92+0,604,42+0,5010,17>0,05Е (независим.-подчиненность)5,17+0,276,58+0,4521,52<0,05F (озабоченность-беспечность)5,25+0,377,75+0,4332,26<0,05G ("я"-беспринципность)8,08+0,457,42+0,548,25>0,05H (смелость-робость)9,17+0,325,67+0,5426,47>0,05I (податливость-жесткость)6,00+0,627,17+0,5816,58>0,05L (подозрительн.-доверчивость)6,08+0,485,92+0,622,82<0,05M (непрактичн.-практичность)4,75+0,466,42+0,5725,97<0,05N (гибкость-прямолинейность)5,17+0,475,33+0,583,12>0,05O (тревожность-спокойствие)6,08+0,667,25+0,5816,09<0,05Q1 (радикализм-консерватизм)4,92+0,436,25+0,3921,33<0,05Q2 (самостоят.-внушаемость)4,50+0,516,25+0,5228,00<0,05Q3 (самоконтроль)5,0+80,537,17+07329,07<0,05Q4 (напряженность-релаксация)6,00+0,627,17+0,5816,58>0,05

Исследуя их общую оценку на самочувствие, активность , настроение и мотивацию к занятиям ( из 8 баллов) можно сказать о том, что у экспериментальной группы значительно увеличились эти показатели: до эксперимента самочувствие оценивалось на 3,4 балла, после - 7,3 балла, активность с 4,2 до 6,9 баллов, настроение с 2,9 возросло до 7,1 балла и мотивация увеличилась с 2,5 до 6,4 баллов.


ВЫВОДЫ


.Изучая постановку процесса эстетического воспитания Вузов физической культуры показало, что в учебном процессе не отражается эстетическая направленность. Что свидетельствует о низком уровне эстетического воспитания студентов Вузов физической культуры.

. Установлено, что студенты 2,3,4 и 5 курсов ДВГАФК, как уже было выше сказано, обладают низким уровнем эстетической культуры личности. Исходя из результатов анкетирования, эстетическое воспитание они поставили на 2 место, хотя большинство опрашиваемых посчитали нужным на сегодняшний день осуществление воспитания в вузе (92,8%) . Студенты не смогли корректно ответить на предложенные им вопросы, так как они не понимали о чем их спрашивали, а именно эстетические ценности физической культуры и спорта, в чем выражается эстетика урока физической культуры и физических упражнений, какие средства физической культуры наиболее эстетически значимы. С целью определения общей эстетической культуры студентов ДВГАФК из предложенных видов искусства студенты предпочли кино(64%), а театр(0%) никто и не отметил.

Таким образом, проведенное социологическое исследование по изучению эстетических вкусов студентов Дальневосточной государственной академии физической культуры показало недостаточно высокий уровень культуры будущих специалистов, слабый интерес к проявлениям эстетического в действительности, ограниченность и примитивности вкусов, узкий эстетический кругозор и соответственно отсутствие необходимых умений и навыков эстетической деятельности.

. Установлено, что при оценки свойств личности студентов, выбравшие курс по выбору "Фитнес и оздоровительная аэробика", претерпели более существенные положительные изменения по факторам: Q3 (самоконтроль) 29,07%, Q2 (самостоятельность.-внушаемость) 28%, Q1 (радикализм-консерватизм) 21,33%, O (тревожность-спокойствие) 16,09%, M (непрактичн.-практичность) 25,97%, L (подозрительн.-доверчивость) 2,82%, F (озабоченность-беспечность) 32,26%, Е (независим.-подчиненность) 21,52%, В (ограниченное мышление ) 42,53%, А (общительность-замкнутость) 32,14%, МД (самооценка) 15,69%.

У студентов, которые на протяжении всего эксперимента занимались аэробикой, самочувствие и настроение улучшилось, мотивация к занятиям повысилась, а активность показала максимальный результат из перечисленного выше.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Астахов, Н.Б. Эстетика [Текст] / Н.Б. Астахов. - М.: Московский рабочий, 1971. - 440 с.

2.Афонская, А.О. Эффективность методики формирования основных приемов оздоровительной аэробики в процессе физического воспитания. [ Текст ] : автореф. канд.пед.наук : / А.О. Афонская: [ ТГПУ им. Л.И. Толстого ] - Тула, 2004. - 19 с.

.Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, - 1987. - 224 с.

.Аэробика. Теория и методика проведения занятий [Текст] / Под ред. Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М.: СпортАкдемПресс, 2002. - 304 с.

.Бойко, Р.А. К вопросу об эстетическом воспитании студентов [Текст] /Р.А.Бойко // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всероссийской научной конференции ( г.Хабаровск, 23-24 марта 2006г.) от вред. С.С.Добровольский; Хабаровск : изд-во ДВГАФК, 2006. - С. 362-365. - ISBN 5-8028-0029-1

.Бореев, Ю.Б. Эстетика. [Текст] Изд. 2-е. М., Политиздат., 1975. - 399 с.

.Зиамбетов, В.Ю. Эстетическая культура как важнейшая часть формирования личности в физической культуре и спорте [Текст] /В.Ю.Зиамбетов // Актуальные вопросы : труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта (г.Краснодар, 2005г.) / от вред. В.А.Якобашвили, А.И.Погребного; Краснодар : изд-во КГУФКСТ, 2005. - С. 372. - ISBN 5-8028-0029-1

.Кеннеди, Р. Фитнес тренинг. Волшебное преображение фигуры за 8 недель [Текст] /Р. Кеннеди, М. Гринвуд-Робинсон. - М.: МЕДИА СПОРТ, 2000. - 215 с.

.Костюнина, Л.И. Моделирование процесса развития ритмичности движений у студенток, занимающиеся оздоровительной аэробикой [Текст] : автореф. диссертация канд.пед.наук : / Костюнина Л.И. - М., 2006. - 22 с.

.Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий [Текст] Уч. Пособие. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс,2001. - 64 с.

.Кудра, Т.А. О роли эстетического аспекта в системах фитнес и ГТО [Текст] /Т.А.Кудра // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: материалы Региональной научно-практической конференции (г.Уссурийск, 2003г.) / от вред. А.С.Гаранин; Уссурийск : изд-во УГПИ, 2003. - С. 88. - ISBN 5-8028-0029-1

.Лисицкая, Т.С. Аэробика на все вкусы [Текст] / Т.С. Лисицкая.

.Лоу, Б.К. Красота спорта [Текст] : Междисц. иссл-ие. / Пер. с англ., Под ред. В.И. Столярова. - М.: РАДУГА, 1984. - 256 с.

.Лукьянов, Б.Г. В мире эстетики [Текст] : книга для учащихся - 2-е издание, дополнение и переработка / Б.Г. Лукьянов. - М. : Просвещение

.Марищук, В.Л., Блудов, Ю.М. Психодиагностика в спорте [Текст] : учебное пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов. - М. : Просвещение, 2005. - 349 с.

.Маркс, К. Об эстетике и эстетическом воспитании [Текст] / Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. - М. : Политиздат, 1988. - 496 с.

.Матвеев, Л.П., Меньшиков, С.Б. Методика физического воспитания с основами теории [Текст]: Учеб. пособие для ст-ов пед. ин-тов и учащ. пед. училищ. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.

.Методико-практические занятия по аэробике [Текст]: Учебное пособие / Л.И. Слонимская. - Иркутск : Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2003. - 100 с.

.Неменский, Б.М. Мудрость красоты : О проблемах эстетического воспитания. [Текст] Кн. для учителя - Изд. 2-е., перераб., доп. - М

.Панкратов, Е. Фитнес без границ [Текст] / Е. Панкратов //Физкультура и спорт. - 1999. - №7. - С. 20-22.

.Панпурин, В.П. Внутренний мир личности и искусство: К определению сущности природы иск. [Текст] - Свердловск: Изд-во Урал. университета

.Педагогика [Текст] : учебник для институтов физич. культуры / под общей редакцией В.В.Белорусовой , И.Н.Решетень. - 2-е изд. доп. И перераб. - М. : ФиС, 1986. - 288 с.

.Разумный, В.А. Эстетика воспитания. Сущность. Формы. Методы. [Текст] М., "Мысль", 1969. - 190 с.

.Сараф, Н.Я., Столяров, В.И. Эстетические проблемы спорта. [Текст]: Учеб. пособ. для студ. ин-в физич. культуры и слушателей ВШТ

.Сафронов, Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности [Текст]: - М. : Знание, 1984. - 96 с. - (Нар. ун-т. Фак. литературы и искусства).

.Сиднева, Л.В. Формирование профессиональных знаний и умений проведения занятий по базовой аэробики у студентов ВФУЗ. [Текст] : Автореф. дис. канд.пед.наук. - М., 2000. - 26 с.

.Смирнов, Ю.И. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства. [Текст] : Учебное пособие / МОГИФК. - Малаховка. - 1990

.Суетина, Т.Н. Методологические основы организации занятий в аэробике со студентами вуза[Текст]: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Улан-Удэ, 1999.

.Хосе, Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. [Текст] : учебное пособие / Хосе Ортега-и-Гассет. - М. : Искусство, 1991. - 588 с.

.Эстетика воспитания в вузе [Текст] : Межвузовский сборник / под общей редакцией Г.П. Выжлецова. - ЛД Изд-во ЛГУ, 1990. - 156 с.

.Эстетическое воспитание студентов инс-та ф.к. [Текст]: Научн.-Методич. рекомендации кураторам, тренерам, студентам ф.к. / Ком. по ф.к.ис. при Сов. Мин. СССР, Хаб.гос.ин-т физ.культуры . - Хаб., 1982. - 76 с.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


1.Аэробика, обладая особой выразительностью, эмоциональностью, оказывая комплексное воздействие на организм и личность занимающихся, обеспечивая гармонизацию телосложения, изящество движений, грациозность, воспитывает у них эстетические, творческие, двигательные и психологические способности.

2.Важное место в аэробике занимает такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяет общий кругозор занимающихся, способствует развитию координации движений, ритмичности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

.Занятия аэробикой развивает творческие способности и имеет целенаправленное воздействие на: эстетическое воспроизведение, образование мышления, воображения, владение способами деятельности, эмоциональных отношений к объектам эстетического характера. Развитие их в одной какой-либо творческой деятельности положительно сказывается на овладении другой, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.


Теги: Эстетическое развитие личности студентов вузов физической культуры средствами аэробики  Курсовая работа (теория)  Туризм
Просмотров: 42870
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эстетическое развитие личности студентов вузов физической культуры средствами аэробики
Назад