Экскурсия по проспекту Стачек


"Экскурсия по проспекту Стачек"

проспект стачек петергофское шоссе

Введение


История проспекта Стачек начинается с создания Петергофской дороги, вылетной магистрали из Петербурга от Екатерингофа (двор Екатерины) - усадьбы жены Петра I Екатерины Алексеевны. Однако в XVIII веке дорога отступила на километр восточнее.

От Нарвской заставы здесь проходила дорога, ведущая в Нарву. В 1780-е годы деревянные верстовые столбы заменены мраморными пирамидами проекта А. Ринальди, где указывалось число вёрст от почтамта. До наших дней дошёл один из них, рядом с Детским парком имени 9 Января.

Вдоль дороги строились усадьбы, к началу XIX века на ней располагалось 167 дач. На всём протяжении дорога проходила по зелёной местности и была очень красива. Бывавшие здесь иностранцы сравнивали её с дорогой от Парижа до Версаля. Один из усадебных дворцов того времени дошёл до наших дней - дворец Е. Р. Дашковой.

В 1923 году старое Петергофское шоссе назвали улицей Стачек. Эта улица - свидетельница многих забастовок и массовых выступлений рабочих Нарвской заставы. Только на одном Путиловском заводе с 1910 по 1914 год произошло 108 стачек. Учитывая особое историческое значение этой улицы - центральной магистрали Кировского района - и изменившийся характер ее застройки, в августе 1940 года улица Стачек была переименована в проспект Стачек. В настоящее время проспект Стачек тянется от площади Стачек до проспекта Маршала Жукова и Петергофского шоссе.

Маршрут был построен следующим образом:

Начнем мы с Площади Стачек и Нарвских ворот, пройдем на площадь Кирова, затем попадем в парк им. 9 января, а затем, через Серафимовский городок, выйдем к усадьбе Е.Р.Дашковой.

В начале семестра перед студентами нашего ВУЗа поставили задачу: написать курсовую работу по предмету История культуры Санкт-Петербурга, и преподаватель предложил мне вместо простого печатного текста провести экскурсию. Я согласилась. Тему выбрала сама (архитектура). Оставалось выбрать место. Немного поразмышляв, я, исходя из места расположения института (станция метро Нарвская) и моего дома (улица Турбинная) составила маршрут экскурсии.


Петергофское шоссе


Дорога, связывающая поселения, расположенные по южному побережью Финского залива, и называемая с первой четверти XVIII столетия - Петергофской, существовала и в допетровское время. Шведские карты XVII века фиксировали существовавшую здесь магистраль. Однако расцвет дороги начинается, несомненно, с петровской эпохи. Именно в это время она стала важным транспортным звеном для передвижения в Кронштадт и для связи строящейся столицы с парадными летними приморскими дворцами и императора. Стремясь облагородить переезд из Петербурга в парадную летнюю резиденцию, Петр Великий повелел раздать участки вдоль Петергофской дороги своим приближенным и представителям видных дворянских фамилий, переселенных, нередко насильно, в новую столицу.

Всего в то время вдоль дороги появилось около девяти десятков дач. И среди них - дачи Нарышкиных, Воронцовых, Вяземских, Чичериных, Трубецких и многих других известных родов. И на этом блестящем фоне выделялись три основных дворцово-парковых комплекса - петровские Стрельна и Петергоф и меншиковский Ораниенбаум. И весь этот огромный уникальный организм, состоящий из господских домов, парков, прекрасных фруктовых садов, слился в единый ансамбль, протянувшийся от тогдашней границы Петербурга - Старо-Калинкина моста до Красной Горки, вдоль всего побережья Финского залива. Все побережье от Петербурга до Красной Горки тогда разбили на одинаковые участки для загородных дач знати. Участки располагались в виде полос 100 саженей шириной и 1000 саженей длиной (сажень - примерно 2 м). В Екатерининское время, в 80-х годах XVIII столетия, сама дорога, до того времени располагавшаяся у подножия естественной террасы, была поднята на нее и пошла верхом, где ныне и сохраняется.

От Нарвской площади, где с 1796 по 1917 г. по реке Таракановке проходила граница города, и начиналась трасса Петергофской дороги. Если от Обводного канала до Нарвской площади усадьбы располагались достаточно случайно, перемежаясь обширными садами и огородами, то далее они примыкали одна к другой, создавая образ гирлянды дворцов и парков, парадного преддверия Петербурга.

Собственно Нарвской площади до конца 1820-х гг. не существовала. Первоначальная площадь в виде неправильного овала была устроена по проекту В.П. Стасова в 1827 г. в преддверии закладки новых Нарвских ворот, которая состоялась 26 августа. Участки территории, необходимой для ее устройства были выделены из соседних дач. К 1833 г., когда проложили Нарвский проспект, площадь была распланирована заново. Ее сделали прямоугольной с полуциркульной северо-западной, противолежащей воротам стороной. По периметру ее обсадили деревьями.

В начале Петергофской дороги в XVIII веке располагались деревни Волынская, Тентелевка, Емельяновка, Автово. В 1801 году в этот район из Кронштадта был переведён чугунолитейный завод. С 1868 года он стал называться по имени владельца - Путиловским. Именно здесь стали работать жители местных деревень. В 1870-е года Путиловский завод связали железной дорогой с другими заводами и основными железнодорожными магистралями. Тогда же через дорогу был сооружён мост.

Владельцами новых дач, уступающих размерами розданным в петровское время, стали приближенные Петра III, крупнейшие государственные деятели, сенаторы, военные, канцлер М.И. Воронцов, обер-прокурор Сената П.Н. Трубецкой, тайный секретарь Д.В. Волков, майор лейб-гвардии Семеновского полка Я.А. Брюс. В течение 1760-1790-х годов все участки были освоены, на них появились усадебные ансамбли и парки, вызывавшие восхищение современников.

Процесс упадка ближайшего к городу участка дороги начался с основания в этой местности в 1801 г. Казенного чугунолитейного, впоследствии Путиловского завода. Однако вплоть до конца 1820-х гг. главными доходными заведениями на дачах были кабачки и трактиры. Фабричные производства на дачах стали интенсивно возникать с начала 1830-х гг. После отмены крепостного права, когда резко усилился приток дешевой рабочей силы в столицу, на смену маленьким, полудомашним фабрикам пришли крупные предприятия, насчитывающие сотни рабочих. Наряду с расширившимся во много раз Путиловским заводом, в 1870-1880-х гг. возникают Екатерингофская мануфактура, Тентелевский химический завод, Литейный завод Лангензиппена, Триумфальная мануфактура, Электромеханический завод Северного товарищества и другие. Предприятия, за исключением Путиловского завода, располагались в отдалении от проспекта. Их силуэты и высокие дымовые трубы были характерной приметой пейзажа рабочей окраины.

Вдоль проспекта на выкупленных дачах разрушались усадьбы, вырубались сады, прокладывались новые улицы, на которых возводили жилые бараки, лавки, кабаки. Редкими вкраплениями в новую архитектурную среду были школы, больницы, церкви.

История Петергофского шоссе в советское время - это убедительнейшая иллюстрация роста культуры и благосостояния нашего города, это наглядное, живое подтверждение того, что такое Советская власть, что дала и дает она рабочему классу, трудящимся.

Проспект обновлялся одновременно с преобразованием всей Нарвской заставы. Еще в 1919 году под руководством архитектора академика И. А. Фомина был составлен эскизный план перепланировки Нарвской заставы. В 1920 году был объявлен конкурс на проект перестройки района. Первая премия была присуждена архитекторам Л. М. Тверскому и Н. А. Троцкому. Их проект предполагал формирование зеленого пояса вокруг промышленных предприятий, создание общественного центра.

Во время гражданской войны жизнь района Нарвской заставы наполовину замерла. Стояли заводы и фабрики, частично функционировал лишь Путиловский завод. Большое число деревянных домов было разобрано на топливо. Работы по восстановлению заводов начались в конце 1922 года. К середине 1920-х в полную силу заработали "Красный Путиловец", фабрики "Равенство" (б. Екатерингофская бумагопрядильная мануфактура) и "Красный Водник" (б. Триумфальная мануфактура), завод "Знамя Труда" (б. "Лангензиппен" и "Тильманс") и другие. Радикальные перемены ожидали в 1920-1930-х гг. центральные районы Нарвской заставы. Впервые со времен Петра I в основу формирования градостроительной политики в районе была положена идеологическая концепция. Этот район должен был стать воплощением крутого социально-бытового подъема, тех благ, которые принесла революция пролетариату Нарвской заставы.

Здесь, на "обломках старого мира", предполагалось построить общественные сооружения принципиально нового типа, а также жилье для рабочих, воплощающее новый социалистический быт.

Среди сохранившихся достопримечательностей выделяются прежде всего императорские резиденции Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума, а также несколько десятков частных усадеб. Исследователи насчитывают более 520 расположенных на Петергофской дороге архитектурных памятников XVII-XX вв., значительная часть которых частично или полностью утрачены.

К 1927 г. здесь было возведено три крупных объекта - Дворец культуры им. А.М. Горького (авторы А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевский), образцовая школа имени 10-летия Октября (А.С. Никольский) и ансамбль Тракторной улицы (авторы - А.И. Гегелло, А.С. Никольский и Г.А. Симонов). Все они сыграли важную градостроительную роль.

Дворец культуры сформировал восточную сторону площади Стачек, продолжившей Нарвскую. Её западную сторону сформировало возведенное в 1929-1931 гг. здание Нарвской фабрики-кухни, ныне - универмаг "Кировский (архитекторы А.К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А. Меерзон, Я.О. Рубанчик). Нарвские ворота, которыми когда-то открывалась одноименная старая площадь, стали центром новой.

В начале проспекта Стачек, на его четной стороне сохранились многоэтажные доходные дома №№ 2 и 4, формирующие начало улицы Ивана Черных (бывш. Новосивковской), выстроенные еще в начале ХХ века. В то время участок по обеим сторонам Новосивковской улицы, получившей свое имя от предыдущей владелицы имения - статской советницы М.И. Сивковой, принадлежал семье Гордзялковских. На этой улице сохранился ряд 2-3-этажных зданий, некоторые из которых относились к типу городских усадеб, другие были небольшими доходными домами (дд. №№ 7, 9, 16, 23, 25, 27). В доме 23, бывшем доме Л.Э. Гехта, ныне расположен музей Нарвской заставы.

Начинается проспект Стачек от одноименной площади.

В центре площади по проекту В. П. Стасова установлены триумфальные Нарвские ворота. Перед ними, примерно по направлению современного подземного перехода, ранее проходил рукав речки Таракановки. Через него был перекинут мост, оформленный в едином стиле с воротами. Рукав закопали в 1929 году, тогда же был разобран мост

Главные изменения состояли в увеличении размеров сооружения, применении новых материалов - кирпичной основы с облицовкой медью. Статуи римских воинов были заменены фигурами русских витязей.

Фундамент ворот был заложен в 1827 г., сами же они возведены в 1830-1833 гг. Скульптурное убранство было выполнено скульпторами П.К. Клодтом, С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, Н.А. Токаревым, М.Г. Крыловым, И. Леппе. На пилонах поместили надписи, прославляющие победы русской армии и отразившие этапы сооружения ворот. Торжественное открытие состоялось 17 августа 1834 г., в день Кульмского сражения.

К воротам был перенесена городская Нарвская застава. Для помещения караула рядом с воротами возвели кордегардию - каменный одноэтажный павильон с лоджией, поддерживаемой двумя тосканскими колоннами. Она была разобрана при реконструкции площади в 1930-х гг.

Во второй половине XIX в. с превращением района Нарвской заставы в рабочую окраину столицы, площадь в значительной степени утратила свой парадный облик: вид через арку ворот открывался теперь на неказистые дома и бараки. В начале ХХ века к площади стала подступать многоэтажная застройка Нарвского и Старо-Петергофского проспектов. Первый четырехэтажный дом, появившийся на площади, ныне "спрятан" в теле дома 45 по Нарвскому проспекту. В 1912-1913 г. по проекту О.Р. Мунца рядом с ним, на углу Нарвского проспекта, был возведен огромный доходный дом В.Я. Завадовского (Нарвский просп., 24 - пл. Стачек, 2), который положил начало формированию архитектурного ансамбля площади. Оно завершилось в советское время: в 1934-1936 гг. по проекту Н.А. Троцкого были построены дома по Старо-Петергофскому просп., 47 и пл. Стачек, 1, а в 1956 г. по проекту В.А. Каменского - дом по пл. Стачек, 5. В 1955 г. в восточной части площади распахнула двери станция метро "Нарвская", сооруженная по проекту архитекторов А.В. Васильева, Д.С. Гольдгора и С.Б. Сперанского.

В 1920-1990-х гг. площадь несколько раз благоустраивалась.

У Нарвских ворот часть брусчатки площади выкрашена в красный цвет. Здесь 9 января 1905 года на площади погибли рабочие, в истории этот день известен как Кровавое воскресение.

Практически сразу после событий 1917 года Нарвская площадь стала рассматриваться как новый общественный центр города. Одной из задач ставилась ликвидация резкого контраста между богатым центром города и его бедными окраинами. Планы преобразования площади разрабатывались под руководством архитекторов И. А. Фомина и Л. А. Ильина. В 1919 году был составлен первый подробный план перепланировки всего Кировского района, где главным центром бы стала единая система из двух площадей - Стачек и Кировской. В 1923 году площади дали имя Стачек, так же как и одноимённому проспекту. В 1925-1927 годах здесь по проекту А. И. Гегелло, А. И. Дмитриева и Д. Л. Кричевского было построено здание Дворца Культуры им. А. М. Горького. Он сооружён на месте старого деревянного здания школы, ДК им. Горького - первое клубное советское здание.

В 1979-1980 годах при реконструкции Нарвских ворот под ними был сооружён подземный переход.

В 1999 году на площади был установлен памятник Л. А. Говорову - маршалу принимавшему участие в Великой Отечественной Войне. Скульптуру выполнили В. Я. Боголюбов и Б. А. Петров, архитектором памятника стала Е. Ф. Шаповалова. Скульптура была создана ещё в 1946 году, ещё при жизни маршала, однако установили её здесь гораздо позднее.

В 1920-1930-х годах здесь распланировали крупный общественный центр, в который стала входить площадь Стачек, и новая - Кировская. В этом районе были построены жилые дома для рабочих Путиловского завода. По левую сторону от проспекта между площадями начинается Тракторная улица. На одной оси с ней расположен дом № 5 (1925-1927 года, архитектор А. С. Никольский). Это здание предназначалось для школы им. Х-летия Октября. Общий план этого здания напоминает серп и молот, политически верные в то время символы. В этой школе учились Зина Портнова и В. Ф. Белоусов, Герои Советского Союза, чьими именами названы улицы в Кировском районе. Гостями здесь были М. Горький и А. В. Луначарский. За школой от проспекта отходит проезд к дому №19 по улице Косинова, это первое лечебное учреждение, построенное в Ленинграде после 1917 года, Нарвский профилакторий. Сейчас это городская больница. Далее проспект пересекает Кировскую площадь.

В 1954 году по проекту В. Д. Кирхголиани старый железнодорожный мост был реконструирован в новый мост-виадук. В 1955 году была открыта первая линия Ленинградского метрополитена. Она связала центр города с Кировским районом. На трассе проспекта Стачек были открыты станции "Нарвская", "Кировский завод" и "Автово".

Таким образом, в Кировском районе, вдоль центрального проспекта района в 1920-1960 годах строятся многочисленные дома и учреждения, которые можно сегодня отнести к памятникам советской архитектуры. Длина проспекта от станции метро «Нарвская», от которой начинается наша прогулка до станции метро «Автово» составляет примерно 4 километра по прямой. Поэтому прогулку можно разделить на несколько частей: вокруг «Нарвской» (станция метро «Нарвская», ДК Горького, Дом учебы, Тракторная улица, здание райсовета, профилакторий, бани Гигант, школа 10-летия Октября, фабрика-кухня); район ул. Трефолева (станция метро «Кировский завод», Серафимовский жилой массив, школа, ДК Газа) и район Автово. В 1965 году на торце дома №2 по проспекту Стачек выполнено панно, посвящённое революционным событиям на Нарвской заставе.

Напротив Дворца Культуры в 1928-1931 годах по проекту А. К. Барутчева, И. А. Гильтера, И. А. Меерзона и Я. О. Рубанчика было построено здание Кировского универмага. Здесь совместили универмаг и комбинат общественного питания - фабрику-кухню.

Улица Тракторная

В 1920-1930-х годах основное строительство в Ленинграде было сконцентрировано преимущественно на окраинах. Именно здесь началось возведение первых жилых кварталов. Вдоль бывшего переулка Крылова, переименованного в 1926 году в честь первого трактора в Тракторную улицу, в 1925-1927 годах было построено шестнадцать домов. Проект застройки был разработан архитекторами А. И. Гегелло, А. С. Никольским и Г. А. Симоновым.

Короткая улица берет начало от проспекта Стачек. «Фасад» массива формируют два дома с четырехэтажными объемами, выходящими на проспект. Дома соединены с соседними арками в виде паруса.


Нарвский Профилакторий

В 1928-1933 годах недалеко от проспекта Стачек (ул. Косинова, 19) был построен профилакторий Нарвского района.

Сегодня здание бывшего профилактория используется по назначению: в нем городская больница. Вскоре рядом с профилакторием вырос небольшой массив. Выходящие главными фасадами дома 9 и 15 оформили западную границу площади, а дома 11 и 13 выходят на площадь торцами, образуя небольшой двор-улицу от площади к профилакторию.

Школа им. 10-летия Октября

Школа имени 10-летия Октябрьской революции построена по экспериментальной программе, выработанной комиссией по школьному строительству для городских школ на тысячу учащихся. В 1920-е годы внедрялся новый учебный метод, рассчитанный на максимальную самостоятельность и активность учащихся. Передовым был признан лабораторно-бригадный процесс обучения, требующий большого количества аудиторий, кабинетов и лабораторий.

В школе имени 10-летия Октября кроме этих помещений были мастерские, класс рисования, читальный зал с книгохранилищем, столовая, актовый и физкультурный залы, обсерватория.

Здание скомпоновано из нескольких различных по форме объемов, каждый из которых имеет свое функциональное значение.

Архитектурная обработка фасадов школы чрезвычайно скромна - гладко оштукатуренные стены прорезаны равномерно распределенными оконными проемами, в отделке входов применен естественный камень.

Тем не менее, внешний облик здания привлекателен. Эстетический эффект достигнут пластичностью и контрастным сочетанием объемов. Вогнутой по отношению к проспекту Стачек дуге главного корпуса противостоит цилиндрический торец пятиэтажного корпуса. Доминирующая над всем зданием башня отмечает место их стыка. Монотонность протяженного корпуса смягчена криволинейностью очертания, создающей эффектное сочетание освещенной и затененной частей фасада.

Школа выходит основным полукруглым фасадом на проспект Стачек. Этот корпус предназначался для старших классов. С северной примыкает, расположенный перпендикулярно к главному, пятиэтажный корпус с закругленным торцом и с башней. В нем размещены все крупные помещения школы - актовый зал, столовая, читальный зал. Башня здания завершена куполом обсерватории.

Площадь Кирова

Следующий градостроительный узел на трассе проспекта - Кировская площадь.

Согласно предложенному архитектором Л.А. Ильиным планом развития района, недалеко от площади Стачек, на изломе проспекта в 1930-х годах была образована новая площадь - ныне имени Кирова. Площадь вошла в единое архитектурное пространство с площадью Стачек. В 1930-1935 годах по проекту Н.А. Троцкого на площади было построено здание райсовета. Здание сложное в плане имеет высокую башню, доминирующею над площадью. Его мощный протяженный фронт, развернутый по оси Нарвских ворот, образовал южную сторону площади, башня стала необходимой доминантой в ее огромном пространстве.

В 1958 году перестроенное в кинотеатр "Прогресс". Сейчас здание нуждается в реставрации, здесь располагается районная администрация.

На проспект Стачек выходит полукруглый в плане корпус зала заседаний на тысячу мест. Позже в нем был устроен кинотеатр.

В центре площади в 1938 году был установлен памятник С. М. Кирову работы скульптора Н.В. Томского.

Этот памятник стал центром площади и не дает ей «расползтись». При этом, смотря на памятник, задашься вопросом: почему скульптура стоит боком по отношению к зданию райкома? Конечно, памятник был поставлен позже, чем было построено здание, и памятник был обращен к проспекту. Но почему само здание было поставлено на южной стороне площади, а не на более выгодной восточной? Причем здание, «за спиной» скульптуры было построено значительно позже в конце 1940-х годов. Это здание по проспекту Стачек 16 было построено 1949-1950 гг. архитекторами В.А. Каменским. Здание фактически завершило формирование новой площади. К этому времени в 1930-х уже был построен красивый дом специалистов №9 по проспекту Стачек архитекторами Б. Р. Рубаненко и О. И Гурьевым. Рядом с ним в 1930-м году по проекту Симонова А.Г. был построен дом № 15 для специалистов завода имени Жданова. Таким образом, к 1950-м годам архитектурно площадь полностью сформировалась и представляла собой административный центр Кировского района.

Западную сторону сформировали дома жилого массива, осевой проезд которого, запроектированный Л.А. Ильиным, ведет к зданию районного профилктория. Эти дома находятся на участке, первоначальным владельцем которого в 1762 г. был генерал-аншеф Иван Илларионович Воронцов, младший из братьев. Его усадьба находилась на месте д. 7 по Оборонной улице.

Восточная сторона была оформлена уже в послевоенное время жилым домом в стиле "сталинского ампира" (архитекторы В.А. Каменский, Ю.Я. Мачерет). Важным акцентом в ансамбле площади стал памятник С.М. Кирову (1938 г., скульптор Н.В. Томский, архитектор Н.А. Троцкий).

Школа с ее дугообразным фасадом и сквером перед ним стала архитектурным акцентом изгибающегося в этом месте проспекта. Её увенчанная обсерваторией башня замкнула перспективу вновь проложенной Тракторной улицы, озелененной, застроенной 3-4-этажными домами, объединенными высокими арками. В свою очередь улица раскрывалась к проспекту собственной небольшой площадью и корпусами своих зданий.


Парк им. 9 января

На юго-восточной окраине площади располагается сад 9-го Января.

За Кировской площадью слева расположен Детский Парк им. 9 Января. Его заложили в 1 мая 1920 года в день первого коммунистического субботника.

В 1923 году проспект получил существующее сейчас название. Оно напоминает о событиях трёх русских революций, начинавшихся именно с этой рабочей окраины города.

Сад был разбит по проекту Р.Ф. Катцера. Вдоль проспекта Стачек была установлена узорчатая решетка, изготовленная по проекту Р.Ф. Мельцера в 1899-1901 гг. для ограды сада Зимнего дворца. В своё время она получила гран-при на всемирной выставке в Париже. Рисунок ограды представляет из себя изгибающиеся цветы и стебли, которые изначально огибали двуглавых орлов и императорские вензеля. При установке ограды вензеля и орлов вырезали. Сейчас проводится их постепенная реставрация. Позже сад был расширен, включив часть территории завода «Красный химик» и одно из принадлежавших ему зданий.

Название напоминает о том, что именно отсюда, когда здесь располагалась деревня Тентелевка, в день Кровавого воскресения начали своё движение рабочие Нарвской заставы к Зимнему дворцу. Этот парк стал первым заложенным в городе после событий 1917 года.

В 1944 и 1953 гг. сад, доходивший только до Химического переулка, был распространен к северу до здания Кировского райсовета. Перед кинотеатром "Прогресс" разбили сквер, который служит своего рода "аванзалом" перед главным входом, за которым начинается новая часть сада. Кроме того, с прокладкой улицы Маршала Говорова - продолженной и расширенной Левой Тентелевской - сад был расширен в восточном направлении, включив часть территории завода "Красный химик" (б. Тентелевского химического) и одно из принадлежавших ему зданий.

На правой стороне дороги в 1762 г. находились земли майора лейб-гвардии Семеновского полка графа Якова Александровича Брюса и генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова. В конце 1770-х гг. обе дачи принадлежали сенатору М.Ф. Соймонову, затем сменили еще немало владельцев. Около 1820 г. дача перешла в руки графини Завадовской. Вдоль дороги между северной и южной границами тянулся пруд протяженностью более 400 м ( между нынешними домами 15 и 23). Своими боковыми протоками пруд уходил в глубину английского сада и превращался там в прихотливые протоки, окружавшие несколько островков. За садом начинался лесной массив, прорезанный ведущей к морю аллеей. Усадьба находилась ближе к северо-восточному углу имения, где сейчас стоят дома 1 и 3 по ул. Зои Космодемьянской. В середине XIX века владельцем дачи стал купец 3-й гильдии М.П. Ушаков. Во второй половине 1850-х гг. в имении устраивались платные праздники и увеселительные вечера, причем сад назывался то "Марьиной Рощей", то "Садом удовольствий".

В 1936 году в парке был установлен бюст В. П. Алексеева.

В послевоенные годы парк был восстановлен и благоустроен. В 1954 году он стал Детским парком. С тех пор здесь проходят мероприятия, посвящённые именно детям. В Детском Парке работают спортивные и игровые площадки, кружок "Юный Техник".

Прямо за садом возвышается дом высокий построенный в 1954 году по проекту архитектора А.Т. Тризна. Дом выходит торцом к проспекту, а вдоль проспекта расположен дом, построенный в стиле конструктивизма с полукруглой башней-эркером. Следующий дом почти такой же, только выходит главным фасадом уже на улицу Трефолева. На нечетной стороне после дома специалистов завода имени Жданова (дом №15) на углу с Оборонной улицей расположен дом № 17. Дом был построен в 1948-1952 годах по проекту Модзалевский А. В. Следующий дом (№19) оформляет начало улицы Зои Космодемьянской. В 1960-х годах был построен дом № 21 по проспекту Стачек. Соседний дом № 23 - наиболее интересный среди застройки. Дом был построен в 1947 году на углу с улицей Трефолева. На углу с улицей Трефолева возвышается красивая башня дома специалистов Адмиралтейского судостроительного завода, а напротив него располагается Серафимовский городок.

Улица Трефолева

Дом № 28 был построен в 1948-1951 годах по проекту архитекторов В. А. Каменского и А. В. Модзалевского для работников Адмиралтейского завода. Дом прекрасно декорирован и соединен с соседним домом по ул. Трефолева великолепной аркой и ажурной решеткой. Между домами 28 и 32 расположена школа, построенная в 1930-1932 годах по проекту архитектора И. И. Фомина. Это очень интересное здание в стиле конструктивизма сильно пострадало во время войны. Сами дома 32 и 34 были построены в 1950-х годах архитектором Г. Л. Ашрапян. Здания красиво украшены. Примечателен и дом № 40 по Стачек. Дом был построен в 1925-1928 годах архитекторами А. И. Гегелло, А. С. Никольским и Г. А.Симоновым в «модном» тогда стиле конструктивизма. Разрушенный во время войны дом был практически полностью построен заново в 1950-х годах. Сейчас этот дом выделяется эркерами. Рядом с этим домом сохранились несколько зданий подобного типа. Это дома №№ 42 и 44. Это комплекс был построен одновременно с Серафимовским городком.

Серафимовский городок

Сам Серафимовский городок занимает практически все часть проспекта от ул. Трефолева до Новоовсяниковской улицы.

Жилмассив на месте пересечения Серафимовской (ныне часть ул. Трефолева) и Соловьевой (ныне - ул. Белоусова) улиц с проспектом Стачек строился по проекту А. И. Гегелло, А. С. Никольского и Г. А. Симонов в 1925-1927 гг. Входы в массив обозначены невысокими «башнями», между которыми устроены арки. С проспекта Стачек и Трубиной улицы два входа входы оформлены в виде симпатичных полуарок. Остальные - в форме арок и полой нишей над ними. Дома жилмассива были построены вдоль улиц, образуя обширный двор. В центре двора размещалось здание прачечной. Сами дома небольшие, в три этажа с маленькими балкончиками, с полукруглыми «башнями» лестничных клеток с врезанными в них козырьками парадных-подъездов. В целом дома похожи на дома по Тракторной улице. К сожалению, дом № 27 позднее был перестроен, фасад здания был украшен, а южная, недостроенная часть городка была застроена, в том числе угловым домом с башней (№ 43 по проспекту Стачек). Напротив городка, у Огородного началось строительство нового массива, но этим планам не суждено было осуществится (дома пр. Стачек 40,42 и 46). К сожалению, был полностью выстроен только северный участок массива до ул. Белоусова. На южном участке был выстроены только два дома. После Огородного переулка практически вся нечетная сторона занята легендарным Кировским заводом.

После Огородного переулка

На нечетной стороне расположен дом № 41 по пр. Стачек, который выделяется башенкой. Дом был построен в 1948-1951 годах по проекту архитектора В. А. Каменского. Угол с ул. Корнеева формирует дома 2,4 и дом № 46 по пр. Стачек. Далее вплоть до станции метро довольно угрюмые пейзажи. Привлекают взор лишь корпуса гиганта отечественной промышленности.

На Ушаковской улице на рубеже XIX - ХХ веков помимо частных возникло несколько зданий общественного и церковного назначения: Алафузовская больница, перестроенная из бывшей Михайловской клеенчатой мануфактуры по завещанию ее владельца И.И. Алафузова, Ушаковская вечерняя школа для рабочих, ночлежный дом, приют для нижних полицейских чинов (ул. Зои Космодемьянской, 27), польский костел св. Казимира (у пересечения с нынешней Севастопольской ул.). Большая часть этих построек была разрушена или реконструирована в 1920-1930-х годах. На месте Алафузовской больницы в 1927-1930 гг. были возведены общественные бани "Гигант" (или Ушаковские). Это здание, прекрасный образец архитектуры конструктивизма, имеет эффектную композицию, основанную на противопоставлении высокой башни, полуциркульного и вытянутого двухэтажных корпусов. Характерная деталь - спаренные дымовые трубы. К сожалению, сейчас оно разрушается. Застройка вдоль шоссев начале ХХ века была ненамного лучше барачной - лишь деревянный двухэтажный дом Ушаковых на углу одноименной улицы имел резные детали и, таким образом, признаки "русского стиля", а начальная часть Земской улицы была сформирована двумя одинаковыми длинными двухэтажными домами с мезонинами, что придавало ей ансамблевые качества. Сейчас на месте этих зданий - дома 17 - 21 по проспекту Стачек.

Территория южнее сада 9-го января, первоначальным владельцем которой был секретарь особого совета при императоре Петре III Дмитрий Васильевич Волков, впоследствии была поделена на две части. Одна из них перешла к И.С. Пуговишниковой, другая - генерал-майору С.В. Перфильеву, воспитателю великого князя Павла Петровича, впоследствии петербургскому губернатору. Дача Пуговишниковой сменила свою владелицу около 1820 г.: ею стала коллежская асессорша Денежкина. Ансамбль усадьбы находился по обе стороны от д. 24 по проспекту Стачек. Судя по материалам топосъемки, господский дом сохранялся еще в 1920-х годах. На рубеже 1920-1930-х гг. на месте усадьбы был построен жилой квартал.

Дача Перфильева на рубеже XVIII - XIX веков перешла в руки фабриканта Петра Бараля (Флери), который в 1808 г. перевел ее на имя жены, владевшей дачей до конца 1830-х гг. По сторонам господского дома было построено два таких же по размеру флигеля, за которыми располагался небольшой сад; за ним начинались огороды. В 1850-х гг. дача принадлежала купцу К.И. Жернакову, а в 1860-1880-х - семейству Воронинских. Здесь существовали мыльный завод и мелочная лавка. В 1890-х гг. параллельно центральной оси имения был проложен Петергофский переулок (затем - улица). Вероятно, именно в это время была разрушена усадьба. Помимо частных домов на Петергофской улице в 1910-х гг. находились воспитательно-исправительный детский приют и клуб Нарвского общественного собрания с театром. Большая часть застройки была снесена в 1920-1930-е годы. Сама улица окончательно исчезла в послевоенное время - новая улица Трефолева прошла параллельно ей, но на 50 метров севернее.

С дачей Перфильева соседствовали имения Александра Александровича Нарышкина, при Петре III - обер-гофмаршала, а в царствование Екатерины II - обер-шенка. Ансамбль Красной мызы создавался в 1760-1770-х годах. На левой стороне дороги был построен большой архитектурный комплекс: посредине участка проложили прямую аллею, к северу от которой возвели хозяйственные постройки, а с юга - парадный ансамбль. Усадебный дом был квадратным в плане с полуциркульным выступом и квадратным бельведером. Изысканная простота его архитектуры, точно найденные пропорции говорят о том, что перед нами - образец архитектуры строгого классицизма. Ограда перед домом отсутствовала, ее заменяла цепь на невысоких столбах.

Сад, один из первых пейзажных садов России и самый большой на Петергофской дороге в XVIII веке (если не считать императорских), поражал воображение современников. Здесь был устроен огромный пруд живописных очертаний с извилистыми и прямыми каналами и несколькими островами. На них и в самом парке были разбросаны многочисленные павильоны, в одном из которых, к примеру, лежали газеты для чтения, а в другом стояла камера-обскура для снятия живописных видов. Для развлечения посетителей в саду содержался даже цыганский табор. На праздники в Красную мызу съезжался весь светский Петербург. Нередко дачу своей подруги Анны Никитичны навещала императрица.

Кроме архитектурных ансамблей на Красной мызе с самого начала были и доходные заведения: трактир, особый двор со службми для харчевни, постоялый двор, лабаз, лавочка "для продажи харчевых и овощных припасов". Эти строения находились на правой стороне дороги, на специально предусмотренном, примыкавшем к саду треугольном участке(на месте д. 23 по просп. Стачек и скверу у верстового столба на другой стороне ул. Трефолева). В оранжереях Красной мызы произрастали экзотические растения: померанцевые, лимонные и лавровые деревья, выращивались ананасы, персики, абрикосы, виноград, вишни, груши, цветы десятков сортов.

После кончины А.А. Нарышкина, последовавшей в 1795 г., дача перешла по завещанию к его жене, а затем - к племяннику, камергеру А.Л. Нарышкину. В 1820-х гг. ею владел канцлер граф Н.П. Румянцев, прославившийся поддержкой отечественной науки. Затем, на рубеже 1820-1830-х гг., имение подверглось разделу. Главная дача с господским домом на левой стороне дороги в 1830-х гг. принадлежала Типмеру, владельцу известной аптеки на углу Невского и Большой Морской. Затем она была разделена вдоль центральной аллеи, а к 1865 г. у неё было уже 4 владельца. Одной из них владел уже упоминавшийся А.М. Ушаков, на земле которого вскоре сложился один из немногих общественных центров этого района. В 1869 г. была открыта начальная школа на 500 учеников, названная Ушаковской. В 1870 г. приступили к строительству деревянной церкви Всех Святых, примкнувшей к школе с востока. У шоссе возвели двухъярусную часовню со звонницей, которая стала заметным архитектурным акцентом в застройке проспекта (школа и церковь находились в глубине участка). В 1873 г. участок перешел к Санкт-Петербургскому уездному земству. В этом году рядом со школой построили земскую больницу с летними бараками, первоначально деревянную, а затем замененную каменной. Здание больницы сохранилось - это нынешняя поликлиника на просп. Стачек, 34-1. Обращенный к проспекту фасад здания в послевоенный период был оформлен в классицистическом духе.

В 1895 г. по проекту архитектора А.А. Докушевского была возведена новая каменная Ушаковская школа (современный адрес - просп. Стачек, 38). Первоначальное двухэтажное здание было надстроено и расширено в 1920-х годах, причем, благодаря утрате декора и новому, смещенному лестничному объему, оно приобрело "конструктивистский" облик. В послевоенное время эта архитектура была дополнена классицистическими элементами, из-за чего дом получил довольно странный вид. Господский дом А.А. Нарышкина находился, вероятно, на месте небольшого садика сразу за этим зданием.

Комплекс деревянной Ушаковской школы и церкви был снесен в 1936 году. Сейчас на его месте - жилой дом по просп. Стачек., 34-2.

На правой стороне дороги с разделом имения гостевой комплекс и трактир перешли в руки "иностранца" Бремера и канцеляриста Розинского, а знаменитый сад стал принадлежать купцу В.Г. Овсянникову, примем к 1838 г. в нем имелись ткацкая фабрика и "химическое заведение". В 1880-х гг. здесь появилось две новые улицы - Новоовсянниковская (в послевоенное время выпрямленная) и Новопроложенная. Позже, в 1890-1910-х годах, были проложены улицы Серафимовская (вдоль северной границы бывшей Красной мызы) и Соловьева, а также Соловьев переулок (последние названы так по имени домовладельца К.М. Соловьева). Оставшаяся часть сада Красной мызы сохранялась очень долго - под названием Овсянниковского сада она была хорошо известна жителям Нарвской заставы. Заболоченные пруды и старые деревья существовали еще в 1940-х годах. Окончательно эти пространства были застроены уже в послевоенное время.

В начале ХХ века были возведены два сохранившихся до настоященго времени каменных здания, выделяющихся в линии более поздней застройки. Это дома № 37 и № 39 по проспекту Стачек. В первом из них, принадлежавшем Е.П. Овсянниковой, с необычным "нависающим" углом 2-го этажа, в 1920-х гг. размещался "Клуб металлистов" завода "Красный путиловец" (до того как был построен Дом культуры им. Газа). Второй был торговым домом Общества потребителей Путиловского завода. В нем размещались чайная и бакалейная, колбасная, мясная и мелочная лавки в 1-м этаже; магазины галантереи, посуды, обуви, готового платья во 2-м; в пристройке - макаронная фабрика.

В 1925-1927 гг. на месте пересечения Серафимовской и Соловьевой улиц с улицей Стачек, на так называемом Серафимовском участке, был возведен жилой комплекс для рабочих - "собрат" ансамбля по Тракторной улице, но иначе скомпонованный, вытянутый вдоль улицы Стачек и вновь проложенной параллельно ей Турбинной. До войны полностью завершили только северную часть, П-образную в плане, с большим озелененным двором, состоящую из шести соединенных арками 3-4-этажных домов. В южной построили только два дома. Уже во 2-й половине 1930-х гг. дом № 27 был надстроен на два этажа, а его фасад получил новую архитектурную обработку.

Незавершенную южную часть комплекса в послевоенное время дополнили здания в стиле "сталинского ампира". Хорошим его образцом является возведенный в начале 1950-х гг. между Новоовсянниковской и бывшей Новопроложенной улицами дом № 41, увенчанный башенкой-бельведером (архитекторы В.А. Каменский и В.И. Мочалов).

Живым напоминанием о Красной мызе является верстовой столб на углу улицы Трефолева с цифрами 6 и 23. Когда-то он стоял напротив господского дома, но затем, в связи с указом 1839 г. об отсчете верст от Адмиралтейства, был перенесен на 300 м ближе к городу, и цифра 3 была заменена на 6 (цифра 23, означающая число верст от Петергофа, осталась прежней).

Усадьба Е.Р. Дашковой

Её первая усадьба была деревянной, прямоугольной в плане; в центре находился господский дом, а по углам - 4 флигеля. К морю вела прямая просека, вся территория была прорезана петлистыми каналами, образующими островки. Название имению было дано "Кир и Иоанново" в честь святых, в день памяти которых произошел дворцовый переворот 1762 года.

Усадьба была сильно повреждена наводнением 1777 года, что послужило поводом к последующему строительству каменного дома. Строительство его было начато в 1783 г. Композиция дачи Дашковой построена по характерной для XVIII в. схеме: центральный каменный корпус с выступающим 4-колонным портиком соединён дугообразными крыльями с симметричными деревянными 2-этажными флигелями. Усадьба отличалась отсутствием многочисленных флигелей, служб и павильонов, здесь были лишь теплицы, баня на островке и два жилых дома у залива. Большую часть места занимал английский сад, рассчитанный на прогулки - уединенные или в компании близких друзей. Здесь бывали многие известные люди, в том числе знаменитый венецианец Джакомо Казанова. С соседом Нарышкиным Е.Р. Дашкова не ладила. Свою дачу, особенно два каменных дома в приморской части, Дашкова часто сдавала на лето внаем.

После смерти Екатерины Романовны, последовавшей в 1810 г., имение наследовал ее двоюродный племянник И.И. Воронцов. В 1820-х гг. дача сдавалась внаём одному из петербургских литературных клубов; здесь бывали И.А. Крылов, Д.И. Хвостов, П.А. Катенин. Около 1838 г. Воронцов продал Кирьяново купцам Якимовым; в этом году здесь уже существовала шелковая фабрика. А.В. Якимовым приморская часть дачи в 1847 г. была продана А.В. Стариковой, отчего площадь имения сократилась на треть. Обширный парк, простиравшийся между домом и взморьем, был постепенно уничтожен в середине XIX в., наибольший ущерб ему был нанесен при прокладке в 1870-х гг. Путиловской железнодорожной ветки и особенно при последующем продлении ее трассы на остров Вольный. Этот отрезок пересек западную часть дачи по диагонали, отрезав ее приморский участок. Для устройства насыпи была взята масса грунта, из-за чего на территории образовался огромный пруд-карьер, частично существующий и сейчас. В конце XIX - начале ХХ века усадебный дом был несколько перестроен: на крыльях и флигелях появились деревянные надстройки, чрезвычайно исказившие вид памятника.

В 1970 - 1975 гг. здание было реставрировано и реконструировано по проекту М.И. Толстова. При этом были разобраны деревянные надстройки, а также по гравюрам XVIII века восстановлено парадное крыльцо. Сейчас в нём размещается Дворец бракосочетаний Кировского района. В середине 1980-х гг. на сохранившейся территории бывшего сада началось строительство нового цеха Кировского завода. Сейчас гигантский скелет этого незавершенного здания возвышается за усадьбой.

Рядом с дачей Дашковой проспект пересекает монументальный железнодорожный виадук, построенный для вышеупомянутой Путиловской ветки в 1934 г. по проекту Н.А. Троцкого.

Огромную территорию на нечетной стороне проспекта южнее окружной ветки железной дороги занимают корпуса Кировского завода.

В правом крыле с апреля 2007 года работает филиал музея "Нарвская застава".


Заключение


Считаю возможным в дальнейшем продолжить развивать тему «Экскурсии по Нарвской заставе», потому что на данный момент проживаю в Кировском районе и хочу лучше знать его историю.


Список литературы


.Карпущенко В.М. «Проспект Стачек»

.Горбатенко С.Б. «Петергофская дорога»

.Анисимов П.П. «Нарвская застава»

.Зуев Г.И. «Нарвская застава. На перепутье трех веков»

.Азиатский Н.А. «Кировский район»


Теги: Экскурсия по проспекту Стачек  Контрольная работа  Туризм
Просмотров: 26507
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экскурсия по проспекту Стачек
Назад