Организация и проведение экскурсий

1. Охарактеризуйте основные этапы развития экскурсионной деятельности. Расскажите о возникновении экскурсионного дела в России


Ко второй половине XIX века. В истории развития экскурсионной деятельности выделяются три основных этапа: 1) дореволюционный (конец XIX в. - до 1917 г. ) - зарождение экскурсионной деятельности, появление первых экскурсионных организаций, начало научной разработки экскурсионной теории; 2) советский (с 1917 по 1945 г. ) - подчинение экскурсионной работы, ее содержания и методов осуществлению программы культурной революции и становлению пролетарского туризма и экскурсий; 3) современный - дальнейшее развитие экскурсионной работы, ее форм и методов, расширение тематики экскурсий и географии путешествий, развитие и совершенствование методики проведения экскурсий, повышение научно-познавательного уровня экскурсионных текстов, а также общеобразовательной и специальной подготовки экскурсоводов. Дореволюционный этап характеризуется появлением первых экскурсионных организаций, началом научной разработки теории экскурсионного дела. В 1872 г. В Москве по инициативе научных обществ была открыта политехническая выставка, на которой проводились первые музейные внешкольные экскурсии - бесплатные воскресные объяснения коллекций . Они-то и стали тем незаметным ручейком , который дал жизнь большой экскурсионной реке. В начале ХХ в. в России появились первые экскурсионные организации, стала разрабатываться теория экскурсионного дела. Можно выделить два периода. В первую очередь экскурсионное дело развивалось как метод обучения и проведения учебно-программных, музейных, а затем вне музейных экскурсий. Во второй период, стали создаваться первые экскурсионные организации и началась разработка вопросов теории экскурсионного дела. В первое десятилетие советской власти теория экскурсионного дела развивалась в условиях творческих экспансий, дискуссий, важнейшим итогом которых являлось создание основ методики экскурсионного дела. В 1930 г. Образовалось Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий в СССР , расширившее географию туристических маршрутов и тематику экскурсий. Последние проводились дифференцированно, с учетом возрастного состава, образовательного уровня, профессии и культурных запросов экскурсантов. В 1936 г. Были учреждены Центральные туристско-экскурсионные управления (ЦТЭУ) и (ТЭУ). В годы Великой Отечественной войны деятельность туристско-экскурсионных объединений была подчинена законам военного времени. После победы задачей ЦТЭУ стало строительство новых туристических объектов, создание экскурсионных учреждений, организация путешествий и экскурсий.


2. Краткий экскурс в историю становления экскурсионной деятельности на территории Беларуси


П. Шпилевский. «Путешествия по Полесью и белорусскому краю». СовременникП. М. Шпилевский провел исследования географического, филологического, этнографического характера, а результат изложил доступным для читательского восприятия языком. Беларусь в его описании - край богатой истории, талантливого народа, самобытной мифологии. Идея первых организованных поездок во время летних каникул принадлежала учителям гимназий Витебска. В 1860-е гг. они вместе с учащимися старших классов отправлялись в туристические поездки но Западной Двине. Если до Октябрьской революции путешествия, туризм как вид отдыха были доступны лишь представителям имущих классов, то после 1917 г. характер туристического движения изменился коренным образом, в него включились широкие массы трудящихся. Центрами туристической работы стали фабрично-заводские клубы. В 1931 г. в Минске В 1936 г. в Минске открылась Детская туристская станция, а после войны - Республиканская детская туристско-экскурсионная станция, а также областные в Могилеве (1946), Витебске и Гродно (1951), Бресте (1953), Гомеле (1957). Как это ни парадоксально, Беларусь довоенная считалась бесперспективной для туризма. Начиная с 1951 г. ситуация измениласьНапример,"Беларустурист" - одна из старейших туристических организаций - ведет отсчет своей деятельности с 23 июня 1951 г. , когда была создана Минская экскурсионная база Центрального туристско-экскурсионного управления (ВЦСПС). Традиционными становились "поезда дружбы", перемещавшиеся между республиками. Аренда теплоходов позволила совершать водные путешествия по Днепру, Сожу, Волге. Было освоено более 90 маршрутов. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. развернулась подготовка кадров с высшим образованием: на географическом факультете Белорусского государственного университета появилась специальность "Краеведение и методика организации туристско-экскурсионного дела". Всего к 1987 г. в системе туристическо-экскурсионных организаций Беларуси было разработано и проводилось примерно 1,5 тыс. экскурсий. За 45 лет существования организация "Беларустурист" обслужила 140 млн экскурсантов. Для подготовки экскурсоводов при Минском бюро путешествий и экскурсий были созданы специальные курсы повышение квалификации. Высокий уровень профессионализма, знаний и навыков, умение общаться с туристами выделяли белорусских экскурсоводов на просторах СССР. Минская школа славилась и за рубежом, в республику приезжали за опытом экскурсоводы издругих стран. В 1995 г. было сформировано Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, благодаря которому восстановилась управляемость туристическим сектором страны со стороны государства. Туризм стал деятельностью, подлежащей лицензированию, что должно было обеспечить защиту прав и законных интересов государства и потребителей туристических услуг, повысить качество туристических услуг, уровень туристического и экскурсионного обслуживания, привести его в соответствие с международными стандартами. 23 сентября 1996 г. была организована Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Согласно уставу, целью ее работы является разработка концепции и стратегии туристическо-экскурсионной деятельности в Республике Беларусь, создание банка данных экскурсионных объектов и маршрутов, разработка и проведение экскурсий и путешествий, которые способствовали бы повышению культурного, экономического, морального и этического уровня людей. Создание разнообразных экскурсионных программ, удовлетворяющих культурно-познавательные запросы туристов и экскурсантов, включение в маршруты новых объектов, качественное экскурсионное обслуживание невозможны без профессиональных кадров экскурсоводов (гидов), подготовка которых становится первоочередной задачей. С началом перестройки повсеместное введение хозрасчета обернулось кризисом экскурсионного дела. Люди погрузились в житейские проблемы и перестали ходить в музеи и ездить на экскурсии. Большинство бюро прекратили заниматься экскурсионной деятельностью, за несколько лет экскурсионное обслуживание пришло к полному забвению.


. Экскурсия и ее сущность. Признаки и принципы экскурсии

экскурсия экскурсовод показ музейная

а) Протяженность по времени проведения. б) Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов). в) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. г) Наглядность, зрительное восприятие. д) Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. е) Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы. ж) Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов). Объясните почему в разные годы термин «экскурсия» трактовался по разному? Правильный ответ: Сущность - это совокупность и естественная взаимозависимость сторон и связей предмета, образующих его содержание. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка«Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. »3. При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др. ). Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г. Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д. ), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые расхождения. Они не случайны т. к. каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Путь развития экскурсии идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед ней встали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея. В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения материала и характеризуется как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Экскурсия - целенаправленный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных объектах, проходящий под руководством экскурсовода в соответствии с темой в естественно воссозданных условиях. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста -экскурсовода. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом, подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия. Любая экскурсия построена на следующих принципах:Научность (информация о явлениях и событиях дается с позиций объективной оценки и научного стиля изложения материала), идейность, правдивость, связь теории с практикой, доходчивость, убедительность. С учетом идейно-политической направленности функциями экскурсий являются: информационная, воспитательная, обеспечивающая содержательность отдыха, общеобразовательная, расширяющая культурный и специальный (технический) кругозор, формирующая интересы человека, экономическая, специализированная (подготовка и переподготовка кадров).


. Классификация экскурсий. Обзорные и тематические экскурсии


В) Содержание, тематика, состав участников, место проведения, форма проведения, способ передвижения, продолжительность, цикличность. Классификация означает систему распределения тех или иных предметов и явлений в соответствии с их существенными признаками. Классификация экскурсий - это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам параметрами. В основу классификации экскурсий положены следующие параметры: содержание, тематика, состав участников, место проведения, форма проведения, способ передвижения, продолжительность, цикличность.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Группы делятся на подгруппы и далее на классы. Классификация способствует выделению основных черт экскурсий, определяющих характер их разработки, составления и проведения. По составу участников различают экскурсии, рассчитанные на следующие категории: детей и школьников; взрослых (студентов, учащуюся молодежь и т. д. ); городских жителей; сельских жителей; местное население; приезжих туристов; индивидуалов. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые, затрагивающие несколько тем) и тематические. По месту проведения экскурсии принято делить на следующие группы:музейные, городские, загородные, в пути следования (дорожный обзор). По форме проведения различают следующие экскурсии: обычные, рекламные, учебные: экскурсии-лекции, экскурсии-массовки, экскурсии-прогулки и др. По способу передвижения экскурсии подразделяются на пешеходные, транспортные и комбинированные. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа. Обзорные экскурсии строятся на показе объектов(памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др. )


. Дайте определение понятиям: «экскурсовод», «экскурсоводческое мастерство», «профессиональное мастерство экскурсовода»


а) знания, умения и навыки. Экскурсовод специалист, под руководством которого осуществляется комментированный показ экскурсионных объектов, подчиненный цели и задачам четко определенной темы. Экскурсоводческое мастерство - мастерство экскурсовода как представителя особой профессии с присущими ей особенностями. Оно требует от работника владения теоретическими знаниями и практическими навыками. Профессиональное экскурсоводческое мастерство - это совершенное владение своей специальностью. Одним из главных направлений совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов является специализация. Задача процесса подготовки новых экскурсоводов - сделать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. е. помочь каждому специалисту овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. В экскурсионных учреждениях и государственных музеях принцип специализации получил широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: историческая, литературная, природоведческая, производственная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов. Профессиональное мастерство экскурсовода и престиж этой профессии - взаимосвязанные понятия. Однако следует иметь в виду, что моральный престиж профессии экскурсовода не переходит автоматически на личность каждого конкретного экскурсовода. Сам престиж личности повседневно проверяется и подтверждается практической деятельностью экскурсовода в коллективе, на рабочем месте, главным образом на маршруте - в группе, где происходит демонстрация аудитории того главного и конкретного, что является непременной основой профессиональной престижности. Экскурсоводческое мастерство - это вид мастерства, который, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства (педагогического, лекторского и др. ). Это мастерство находит выражение в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которые обеспечивают высокое качество преподнесения экскурсионного материала. Профессиональное мастерство экскурсовода - это особый вид искусства, который построен на активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа; участии в процессе восприятия взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант и экскурсионные объекты; применении методических приемов ведения экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии. Этому мастерству учатся у более опытных специалистов, у самих себя в ходе практической деятельности. Уровень экскурсоводческого мастерства зависит от ряда факторов. Их можно разделить на две группы: первая группа - факторы, которые не зависят от экскурсовода (уровень методической документации, отбор объектов показа, построение маршрута, содержание «портфеля экскурсовода»); вторая группа - факторы, зависящие от экскурсовода (его общая эрудиция, знания по теме, владение методикой, культура речи, умение установить контакт с группой, практические умения и профессиональные навыки) Мастерство экскурсовода неотъемлемо от владения и постоянного использования основных положений экскурсионной теории. Главная функция экскурсовода - не только передать знания группе, но и добиться их эффективного усвоения экскурсантами. Поэтому важной составляющей экскурсоводческого мастерства является владение методикой, которая подразумевает не только доскональное знание методических приемов показа и рассказа, но и понимание их технологии (т. е. умение управлять процессом, в ходе которого происходит усвоение экскурсантами знаний).


. Процесс разработки новой экскурсии. Основные ступени и этапы подготовки экскурсии введенные в обиход в 1976 году


б) определение темы и цели экскурсии; изучение и накопление материалов по теме; выявление и изучение экскурсионных объектов; определение маршрута, его объезд (обход) и уточнение; Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени: Предварительная работа - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д. ). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию.


. Внеречевые средства общения. Классификация жестов. Виды внеречевого общения в процессе экскурсии


В) Жест, улыбку, позу, походку, мимику, движение тела.

Формой внеречевого воздействия является жестикуляция - движение рукой или другое телодвижение, имеющее определенный смысл. Жест лектора акцентирует внимание слушателей на содержании излагаемого материала, подчеркивает главное, подтверждает сказанное. «Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Жест, будучи эмоционально-смысловым движением, чаще всего руки (рук), должен «звучать» именно в те мгновения, когда произносимая фраза нуждается в усилении своей выразительности, а тем более в эмоциональной впечатляемости ораторской мысли». Главная особенность жеста в экскурсии состоит в том, что он связан не столько с рассказом, сколько с показом объекта, являясь составной частью наглядности. Экскурсовод показывает рукой на какое-то здание. Этот жест используют также для переключения внимания экскурсантов с одного объекта на другой. Реже используется пространственный жест, дающий представление о границах осматриваемого объекта. Используется он при панорамном осмотре города, архитектурного ансамбля, местности, где происходили события. Экскурсовод жестом ограничивает объект, определяет его размеры. Широкое распространение получили объемные или иллюстрированные жесты, которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину наблюдаемого объекта. Экскурсовод производит движение рукой снизу вверх или слева направо, подчеркивая свои слова. Жесты, используемые в рассказе, классифицируются как жесты, подчеркивающие важность излагаемого материала, раскрывающие содержание мысли экскурсовода, поясняющие подтекст рассказа, уточняющие содержание речи экскурсовода. Жесты, сопровождающие рассказ, должны быть осмысленными, адресными, лаконичными, содержательными и эмоциональными. Иногда жест рассматривается как графическое изображение мысли экскурсовода. Положение тела во время работы - важный элемент его поведения, независимо от того, стоит он или сидит перед группой. Поза должна быть естественной, удобной, непринужденной. Главное для любой позы - устойчивое равновесие тела и его подвижность. Поза экскурсовода, экстравагантность в одежде и других деталях его внешнего вида (мини-юбка, декольте, обилие украшений, макияжа) не должны отвлекать экскурсантов, становиться объектом их наблюдения. Манеры экскурсовода. Большой силой воздействия на экскурсантов обладают манеры поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Манеры экскурсовода находят выражение в общении с экскурсантами, которые обращают внимание на все: как экскурсовод впервые входит в автобус, как он здоровается с группой, как разговаривает с водителем, как держит микрофон, каким тоном делает замечания. . Проявление педагогического такта, вежливости, терпимости, выдержанности, умение сдержать себя в конфликтной ситуации, способствуют созданию спокойной деловой обстановки в экскурсионной группе. Доброжелательность и самообладание экскурсовода, использование нейтрализующих фраз в обращении с экскурсантами позволяют избежать возникновения негативных ситуаций. Умение ладить с аудиторией создает условия для установления психологического климата в коллективе.


. Выбор и обоснование темы экскурсии. Процесс постановки экскурсионных целей и задач. Этапы процесса


б)Стержень, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Правильная формулировка цели определяет идейную направленность экскурсии, помогает в отборе и освещении темы, раскрывает ее актуальность. Цель носит общий характер, а задачи конкретны и локальны. Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. д. Цель связана с понятиями тема и идея и предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея - замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии). Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть. Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод .


. Отбор экскурсионных объектов для разработки экскурсии. Классификация экскурсионных объектов


в) Это предмет, по которому можно судить о характерных чертах (особенностях) определенной эпохи, о развитии общества в тот или иной период, о природе страны, состоянии ее науки, культуры, искусства. В качестве экскурсионных объектов могут выступать: места, связанные с историческими событиями; природные объекты и заповедники; здания и сооружения; мемориальные памятники и комплексы; произведения архитектуры и градостроительства; оригинальные инженерные сооружения; объекты, связанные с жизнью и деятельностью знаменитых людей; технические экспонаты; памятники искусства; экспозиции музеев, картинных галерей, выставок; народные обряды, обычаи. В качестве объектов могут быть: памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства ; здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), здания культурного назначения и другие постройки.

Экскурсионные объекты классифицируются:по содержанию - одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);по функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные. Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Октябрьская площадь, Здание национальной библиотеки, «Остров мужества и скорби», и др. ). Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения . При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения. Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.


10. Эстетическое воспитание в процессе экскурсии. Понятийный аппарат науки эстетики. Эстетическая функция экскурсии


а) Идеалы, категории, форма внутренняя и внешняя, гармония содержания и формы, мера, художественный образ в искусстве и средства его выражения. Все виды искусства, а их 13, являются объектом изучением эстетики. Декоративно-прикладное искусство Цирк Хореография Кино Телевидение Архитектура Живопись График аСкульпту Литература Театр Фотография Музыка. Изучая эстетические отношение человека к действительности и в том числе к искусству, наука эстетика (от лат. aisteticos - чувства) имеет свой понятийный аппарат. Это идеалы, категории, форма внутренняя и внешняя, гармония содержания и формы, мера, художественный образ в искусстве и средства его выражения. Экскурсоводу необходимо знать этот понятийный аппарат, посредством его уметь воздействовать на экскурсанта таким образам, чтобы пробуждать и формировать его эстетическое сознание, обращать внимание экскурсанта на содержание, идею и композицию объекта, на цвет, форму, материал, ритм, симметрию, пропорцию и т. д. Тем самым экскурсовод развивает эстетические чувства экскурсанта, воспитывает его эстетический вкус, вызывает творческое переживание, объединяющее зрителя и художника единством творческого восприятия.


. Показ в экскурсии. Задачи и условия показа. Характерные особенности показа. Виды показа


б) - целенаправленный процесс изучения объектов, сопровождаемый анализом и квалифицированными пояснениями экскурсовода. Это демонстрация чувственно воспринимаемых объектов для раскрытия содержания темы экскурсии. Показ объекта - это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста. Показ предполагает анализ объектов, активную самостоятельную работу экскурсантов. Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество (свойство, способность) наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет. Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:1) показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;2) показать объекты, которых уже нет (сохранились только на фотографии или рисунке);3) показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;4) показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;5) показать объект таким, каким он был в период описываемого события. Эффектный показ экскурсионных объектов требует определенных условий В понятия условия показа, входят:а) правильно выбранные точки показа;6) время, более выгодное для показа; в) возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы;г) использование движения экскурсантов в качестве методического приема при показе объектов;д) умения и навыки экскурсовода;е) подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов. Для автобусной экскурсии характерны четыре вида показа1) на ходу автобуса из окон при скорости 50-60 км/ч экскурсовод комментирует то, что видят экскурсанты. Такой вид показа объектов характерен для путевой экскурсионной информации;2) наблюдение из окон в ходе замедленного движения автобуса при следовании мимо зрительных объектов. Это дает возможность осмотреть памятники истории и культуры, получить поверхностное впечатление о них. Обычно такой показ используется для знакомства с дополнительными объектами;3) наблюдение объектов при остановке автобуса без выхода экскурсантов из салона. Показ ведется из окна автобуса. Происходит более глубокое знакомство с объектом, памятными местами. Возможность использования методических приемов показа ограничена;4) на остановке с выходом экскурсантов из автобуса. Происходит более глубокий показ. Используются методические приемы показа, виды экскурсионного анализа объекта. Показ как важнейший элемент экскурсии (ее зрительная основа) имеет свои характерные особенности. Логическая последовательность показа. В экскурсии каждый последующий объект является ступенькой в раскрытии темы. Это обстоятельство определяет место данного объекта среди других объектов. Логичность показа, связь объектов между собой обеспечиваются определенной последовательностью. На экскурсии в большинстве случаев показ предшествует рассказу. Это привело к рождению формулы: «от показа к рассказу». Основой экскурсии являются зрительные восприятия и впечатления, полученные при участии других органов чувств. Они служат стимулом к началу рассказа. Но в ряде случаев показ и рассказ используются одновременно, а иногда рассказ предшествует показу. Показ объекта в экскурсии обычно носит сюжетный характер. Сам по себе сюжет в экскурсии более сложен, чем в произведении изобразительного искусства. Для него характерна совокупность действий, показ хода исторического события, жизни и деятельности мастера культуры, государственного деятеля. В тематических экскурсиях просматривается четкая сюжетная линия, которая объединяет элементы показа и рассказа. Обычно памятник культуры, усадьба, историческое место являются объектом показа благодаря их связи с историей государства, с теми или иными событиями.


. Текст экскурсии. Требования к контрольному и индивидуальному текстам. Основные отличительные черты


а) Материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся. В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст. У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Для индивидуальных текстов почти всех экскурсоводов на одну и ту же тему характерно сходство в содержании и изложении материала, в оценке исторических событий, фактов и примеров. Однако рассказы всех экскурсоводов индивидуальны. В чем находит свое выражение индивидуальность экскурсовода? Все экскурсоводы, проводя экскурсии по одной теме, рассказывают одно и то же, но говорят по-разному. Их рассказ по содержанию одинаков, а по форме, использованию словарного запаса, эмоциональному уровню различен. Требования к контрольному тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. В контрольном тексте цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники. Заключительная часть контрольного текста обзорной экскурсии - это подведение итогов экскурсии, изложение общих выводов по теме и ответы на вопросы экскурсантов. Уместно также рекомендовать группе посетить другие экскурсии. Заключение закрепляет информацию, полученную во время экскурсии. Методика требует от экскурсовода, чтобы он при составлении индивидуального текста помнил о существенной разнице между речью лектора и экскурсовода. Индивидуальный текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность. Продолжительность рассказа не должна превышать времени, какое памятник способен приковать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего это пять-семь минут. Если это время не соблюдается, то никакая живость рассказа, никакие методические приемы не способны восстановить внимание экскурсантов.


12. Методика подготовки и проведения экскурсии. Предмет методики, требования экскурсионной методики и пути ее совершенствования


б) Совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также умение осуществлять экскурсионную деятельность в соответствии с этими требованиями. Методика проведения экскурсии (часть экскурсионной методики) предполагает изучение, систематизацию, формулировку, разъяснение методических приемов в процессе познания окружающей действительности. Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методику разделяют на общую и частную. Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы. Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств наглядности; наблюдения; изучения и исследования объектов. Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. При проведении экскурсии необходимо соблюдать следующие требования экскурсионной методики: первичность показа над рассказом; сочетание рассказа с показом; выбор наиболее эффективных методических приемов; обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний; обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний; обеспечение внимания к теме на всем протяжении экскурсии. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п. ). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др. ). Одно из требований методики - обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.


. Технологическая карта экскурсии. Требования технологической карты экскурсии и порядок ее составления


а) Обязательный документ экскурсионного учреждения; при наличии текста экскурсии он дает право на проведение и оплату экскурсий по данной теме. Технологическая карта излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она дисциплинирует экскурсовода и должна отвечать следующим требованиям: подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы; вооружить его наиболее эффективными методическими приемами. Технологическая карта должна содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вариантов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии. В вариантах технологической карты находят отражение возрастные, профессиональные и другие интересы экскурсантов, особенности методики ее проведения. Технологическая карта состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Эффективность технологической карты зависит от правильного заполнения всех семи граф. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута. «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание I подтемы. «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или предусматривается остановка на пешеходной экскурсии. «Объекты показа» перечисляют те памятные места, основные и дополнительные объекты, которые показывают группе на остановке, в ходе переезда или передвижения группы к следующей остановке. «Продолжительность экскурсии». Время, которое называется в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектами. «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Приведем пример записи: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования». В загородных экскурсиях в эту графу включают указания о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на остановках, особенно вблизи автомагистралей с целью обеспечения их безопасности. «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются указания по использованию методических приемов. Например, в экскурсии «Мемориальный комплекс «Хатынь» по объекту «Линия обороны 100-й стрелковой дивизии» даются два методических указания: «При раскрытии подтемы используется прием словесного сравнения, дается справка о военном потенциале фашистской Германии к моменту ее нападения на СССР» и «Рассказ о боях ведется с использованием методического приема зрительной реконструкции места, где проходили боевые действия».


. Техника проведения экскурсии


а) знакомство экскурсовода с группой; правильная расстановка группы у объекта; выход экскурсантов из автобуса; использование экскурсоводом микрофона; соблюдение регламента времени; ответы на вопросы экскурсантов. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять-двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт.


16. Комплектование портфеля экскурсовода. Задачи наглядных пособий из портфеля экскурсовода. Техника использования портфеля экскурсовода


б) Комплект наглядных пособий включающий в себя набор наглядных материалов, используемых в ходе экскурсии, чтобы максимально дополнить или восстановить недостающие звенья зрительного ряда. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников. В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним. Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод. И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей). Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико, так как в этом случае пособия будут отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов, рассеивать их внимание. В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. К каждому экспонату, включенному в «портфель», прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом. Иногда пояснения приклеиваются с обратной стороны экспоната. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам. Такая аннотация служит исходным материалом для экскурсовода при показе экспоната экскурсантам.


. Методические приемы показа


б) Прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции (воссоздания),прием локализации событий, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Методические приемы показа позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад. Охарактеризуйте и проанализируйте методические приемы показа: Прием предварительного осмотра,прием панорамного показа,прием зрительной реконструкции (воссоздания),прием локализации событий,прием зрительного сравнения, прием интеграции,прием переключения внимания,методический прием движения,показ мемориальной доски. Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта. Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Если здание превратилось в руины, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события. Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания - метода аналогии. Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами. Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен и др. ). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т. п. .

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных.


. Методика организации музейных экскурсий: музеи и их использование в экскурсионной деятельности, особенности комбинированных экскурсий


В) Храм Муз. Основная функция музеев - собирание, хранение и пополнение коллекций ценными историческими материалами и памятниками. Музейные экспонаты хранятся в экспозиционных залах музея или в фондохранилищах и запасниках. В экспозиции, как правило, размещаются наиболее ценные в историческом или художественном отношении памятники или вещи, полнее характеризующие определенную эпоху или события. Хорошо подготовленная экспозиция музея представляет собой основу для успешного проведения экскурсий. Музейные экскурсии, как правило, проводятся научными сотрудниками музеев. Важным моментом подготовки музейной экскурсии, как и городской, является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, но необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной - 10-12 залов, но только 5-10 памятников. В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Экскурсионное обслуживание осуществляют музеи естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); исторические (общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические, боевой славы); искусствоведческие (русского, национального, зарубежного, народного изобразительного искусства, художественных промыслов, театральные, музыкальные), литературные; технические (политехнические, технические, отраслевые - связи, автомобильные, железнодорожного транспорта, космонавтики, пожарного дела. Музеи МВД и др. ), а также мемориальные, экспозиции которых посвящаются выдающимся историческим событиям, государственным, общественным и военным деятелям, деятелям науки, культуры и искусства.


. Экскурсионный метод познания. Роль памяти и внимания в процессе экскурсии. Их виды и особенности


б) Метод сообщения знаний, основанный на принципе наглядности, обязательном сочетании двух элементов экскурсии - показа и рассказа, и активном взаимодействии таких компонентов, как экскурсовод, объект и экскурсант. Цель экскурсионного метода - обучение (передача определенной системы знаний) и воспитание (формирование всесторонне развитой личности). В отличие от учебного заведения воспитание на экскурсии проходит в процессе общения с экскурсионными объектами, во время рассказа экскурсовода и его действий при показе объектов. Содержание сообщаемых экскурсоводом знаний вырабатывает у обучаемых определенный подход к объяснениям явлений природы, пониманию хода и логики развития общества, подводит к оценке исторических событий. Важную роль в процессе познания играет память, важный канал восприятия. Память одно из свойств нервной системы, которое находит выражение в способности запоминать информацию. Все то, что видел и слышал экскурсант, о чем он думал, что пережил, получая зрительную и слуховую информацию, откладывается в его памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание. Виды памяти: произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная, кратковременная и долговременная.

Особые виды памяти: двигательная (моторная), эмоциональная, образная и словесно-логическая. Типом образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Восприятие материала на экскурсии связано в основном со зрительной (показ), слуховой (рассказ) памятью и построено на осмысленном запоминании материала. Успешному запоминанию способствует установка на запоминание, которую дает экскурсовод. Раскрывая тему, он должен иметь в виду индивидуальные особенности памяти экскурсантов. Наибольшей эффективностью в запоминании экскурсионного материала добиваются люди, имеющие зрительно-слуховую память. Излагая материал, экскурсовод опирается на зрительную память экскурсантов, используя прежде всего долговременную образную память и информацию, которая в ней хранится. Внимание на экскурсии - это сосредоточенность мыслей, зрения и слуха человека на каком-либо объекте. Успех экскурсии зависит от таких свойств внимания, как активность, направленность, широта, интенсивность, устойчивость. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Произвольное (сознательное, преднамеренное) внимание характеризуется активностью, оно требует волевых усилий человека, направляется и удерживается с помощью задачи быть внимательным. В экскурсии этот вид внимания активизируется правильно построенным рассказом и выбором объектов. Произвольное внимание предполагает заинтересованность экскурсантов. Поэтому важно в самом начале экскурсии вызвать интерес к предмету показа и рассказа. Послепроизвольное внимание характерно тем, что увлекает, захватывает и не требует от человека волевых усилий. На основе возникшего интереса к объектам показа и рассказа развивается активная мыслительная деятельность экскурсантов. Для экскурсии характерны два вида внимания - произвольное и послепроизвольное. Устойчивость произвольного внимания обеспечивается новизной, необычностью самого объекта, неожиданностью полученной устной информации, контрастностью, например, памятника архитектуры с другими зданиями, расположенными рядом. Не менее важно в экскурсии иметь в виду пределы объема внимания. «Объем внимания - количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий срок времени»Экскурсионная методика требует, чтобы интерес к экскурсии, ее теме и содержанию формировался заранее перед началом экскурсии и во вступительном слове экскурсовода. Внимание экскурсантов зависит от ряда обстоятельств: интереса к теме, мастерства показа, формы рассказа, подготовленности аудитории и др. Содержательность, логичность, интересная форма подачи материала способствуют сохранению внимания к предмету наблюдения и излагаемому материалу. Знание законов психологии позволяет экскурсоводу владеть вниманием группы на протяжении всей экскурсии, учитывать особенности восприятия материала экскурсантами, эффективно воздействуя на сознание и чувства участников мероприятия.

Психология требует учитывать возрастные особенности экскурсантов. Наиболее низкий уровень внимания наблюдается в возрасте от 18 до 21 года, средний - 22-25 лет, в группе, где экскурсантам 26 лет и выше, уровень внимания возрастает.


. Показатели эффективности экскурсионной деятельности. Экономическая и социальная эффективность


В) Результативность, Действенность. Эффективность означает высокую результативность. Экономическая эффективность - это достижение наибольших результатов при наименьших затратах или снижение совокупных затрат на единицу продукции. Социальная эффективность - это соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счет создаваемого продукта и связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, количеством свободного времени. Условия повышения эффективности экскурсионной деятельности: развитие инфраструктуры сферы туризма; оборудование объектов обслуживания туристов и экскурсантов вдоль основных экскурсионных маршрутов; реставрация, реконструкция, восстановление развитие инфраструктуры сферы туризма; оборудование объектов обслуживания туристов и экскурсантов, включение в систему экскурсионного показа памятников истории и культуры; использование нематериальных объектов - территорий, связанных с историческими реалиями, интересующими иностранных туристов - выходцев из этих мест, а также посещение объектов, имеющих отношение к жизни и деятельности выдающихся личностей, получивших мировую известность. Резервами повышения эффективности организации экскурсионной деятельности являются: новые экскурсионные объекты, что предполагает реставрацию, реконструкцию, восстановление памятников, приведение памятных мест в состояние, пригодное


. Методические приемы рассказа


в) Прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием репортажа, прием цитировании, прием вопросов-ответов, прием заданий, прием словесного (литературного) монтажа. Методические приемы рассказа являются как- бы пружиной устной речи, их основная задача- преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом. Охарактеризуйте и проанализируйте методические приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием репортажа, прием цитировании, прием вопросов-ответов, прием заданий, прием словесного (литературного) монтажа. Правильный ответ: Прием экскурсионной справки: Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. Прием описания относится не только к объектам (архитектурным памятникам), но и к историческим событиям. В отличие от описания объектов описание исторических событий носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. В автобусной экскурсии прием описания используется при всех видах показа, как с выходом экскурсантов из автобуса, так и без выхода (наблюдение объектов из окна и во время движения автобуса на маршруте). Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц.

Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры. В архитектурной экскурсии с помощью этого приема выявляются особенности конструкции здания, характерные черты целого ансамбля. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ об объекте носит доказательный характер. В экскурсии - это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых являются экскурсанты. Рассказ при этом идет об объекте, попавшем в поле их зрения (например, о движущемся конвейере, где происходит сборка автомобилей). Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается нечто новое. Сложность использования такого приема состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, т. е. составляется экскурсоводом на

Использование экскурсоводом литературного монтажа основано на «преобразовании» одного вида искусства (словесного) в другой вид (изобразительный). Поэтому для литературного монтажа нужно подбирать такие отрывки из художественных произведений, которые позволят экскурсантам «увидеть» картину событий, почувствовать их динамику.


. Рассказ в экскурсии. Задачи и особенности рассказа. Основные требования к рассказу


б) - информационное изложение материала экскурсии, имеющее подчиненное отношение к показу объектов, название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Рассказ - условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц. Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: а) комментирует, поясняет, дополняет увиденное; б) реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Помимо рассказа экскурсовода словесное начало в экскурсии находит свое выражение в ответах на вопросы экскурсантов, репликах экскурсовода и ответах на реплики экскурсантов, во вступительном слове и заключительной части, при демонстрации экспонатов «портфеля экскурсовода». Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи. Роль объектов состоит в том, чтобы помочь экскурсоводу зримо восстановить для экскурсантов прошлое, убедительно нарисовать жизненные картины. Глубина рассказа диктуется объектом, его особенностями, количеством информации, которой объект располагает. Перед рассказом ставятся задачи: помочь экскурсантам правильно увидеть, понять и оценить объект; на основе увиденного прийти к нужным выводам. В своем рассказе экскурсовод сообщает аудитории и о таких свойствах объекта, которые зрительно не воспринимаются. Он обобщает наблюдения экскурсантов, помогая им более правильно воспринимать полученную информацию. Цель определения - уточнение содержания используемых понятий. (Например, «архитектура - вид искусства», а точнее «архитектура - строительное искусство»; «обелиск - памятник», а точнее «обелиск - памятник, сооружение в виде сужающегося кверху столба». ) Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность. В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа:1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.

Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Также неодинаков рассказ на пешеходной и автобусной экскурсиях на одну и ту же тему. 2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Содержание рассказа определяется объектом изучения (природа, экспозиция музея, исторический памятник, места знаменательных событий). 3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. 4. Адресность рассказа, т. е. привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа экскурсовода состоит в том, что, рассказывая, экскурсовод имеет в виду конкретный объект - здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы 5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность - это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, их толкование. Конкретность требует, чтобы на экскурсии преподносился не материал вообще, а материал, раскрывающий конкретную тему. 6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые им лица, а не кто-нибудь иной. Экскурсовод, характеризуя конкретное событие, относит его к настоящему (прошлому или будущему) времени, преподносит его как объективный факт и указывает на конкретное лицо, которое совершает (совершало или будет совершать) это действие. Подтекст - это внутренний, добавочный (скрытый в речи) смысл текста, рассказа экскурсовода. Подтекст находит выражение в чувствах экскурсовода, эмоциональной насыщенности его рассказа, в жестах и мимике, в тональности речи.


23. Культура речи экскурсовода. Требования к культуре речи


б) Источник звукового ряда, реализация возможностей языка, форма общения между людьми, «конкретное говорение», протекающее во времени и обличенное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Культурной считают речь, которая характеризуется богатством словаря, широким использованием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью, целесообразностью жестов и мимики. Культура устной речи рассматривается как сочетание трех составных частей: языковой культуры речи, психологической культуры речи, коммуникативной культуры речи. Языковая культура речи объединяет понятия - культура словаря, культура грамматических форм и синтаксиса речи, культура произношения (звуков, слов, интонаций), стилистическая культура речи, культура жестов и мимики. Психологическая культура речи включает понятия: содержательность, понятность, грамматическая и стилистическая выразительность, воздействие речи (требование, рекомендация, задание, совет, просьба, запрещение, упрек, предупреждение). На психологической культуре речи основано действие методических приемов ведения экскурсии. К недостаткам речи относят чрезмерное употребление специальных терминов, иностранных слов, словесных штампов, канцелярских оборотов, длинных фраз, так как это вызывает раздражение слушателей, рассеивает их внимание. Тон рассказа может быт радостным, грустным, торжественным в зависимости от того, о чем экскурсовод повествует и как он к этому относится. Экскурсовод должен владеть всеми видами ударений - словесными, фразовыми, логическими. Само по себе ударение это выделение слова или группы слов силой голоса или повышением тона. лаконичность, точность, логичность, образность, выразительность, эмоциональность, чистота, богатство языка.

Индивидуальный стиль языка экскурсовода характеризует уровень его профессионального мастерства, речевую культуру. В речи экскурсовода недопустимо употребление стандартных фраз и слов, смысл которых уже давно стерся: «так сказать», «значит», «короче говоря». Важны и оттенки речи. Ее тон, например, должен быть несколько приподнятым на протяжении всей экскурсии Темп и ритм речи экскурсовода диктуются содержанием рассказа. Они меняются на протяжении экскурсии - ускоряются или замедляются. Различают темп речи быстрый, средний, медленный, плавный и прерывистый. Темп речи должен быть спокойный, размеренный, таким, чтобы содержание речи эффектно воспринималось. В речи экскурсовода основные положения излагаются медленнее, чем остальной материал. Материал, который развивает основные положения, излагается в быстром темпе. Для экскурсовода важно иметь хорошую дикцию - четкое, ясное произношение слогов, слов и целых фраз. Недостатками речи является шепелявость, гнусавость, вялость произношения, недоговаривание окончаний фраз и слов.


. Маршрут экскурсии. Принципы и требования построения экскурсионных маршрутов. Основные задачи при организации объезда маршрута


а) наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, связанный с процессом последовательного показа объектов и рассказа о них. Изложите, основные принципы и требования построения экскурсионных маршрутов? Правильный ответ: Экскурсионные маршруты могут разрабатываться по следующим принципам:

хронологическому - показ объекта сопровождается рассказом о его возникновении;

тематическому - изложение материала в соответствии с темой. Данный принцип прослеживается в большинстве экскурсий, особенно исторической тематики и литературно-биографических; комплексному тематико-хронологическому. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы. Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные. Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы.


. Экскурсии военно-патриотической тематики. Классификация по содержанию, принцип построения


в) чувства гордости, патриотизма, любви к отечеству. Принцип построения, военно-исторических экскурсий - хронологo-тематический. Большинство экскурсий строится на показе конкретных событий, которые произошли', в данной местности. Именно для того, чтобы увидеть историческое место своими глазами, узнать о тех событиях, которые здесь происходили, и приезжают экскурсанты. Однако конкретные местные события должны раскрываться на фоне общего материала и увязываться с жизнью страны, общими задачами, стоящими перед армией, фронтом. Рассказывая, например, о боях 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии на маршруте в Хатынь, экскурсовод дает картину обстановки на фронте в целом, подчеркивает, какое значение имело сопротивление этой дивизии в сдерживание натиска превосходящих сил противника на главном направлении до 28 июня 1941 г . Местный материалобычно излагается при показе экскурсионных объектов, общий - во встyплении, логических переходах и заключении. Показ военно-исторических памятников имеет некоторые особенности. Так, показывая старинные крепости, экскурсовод обращает внимание на рельеф местности, наличие естественных и искусственных преград, планировку, боевое назначение крепости, показывает фортификационные сооружения, указывает высоту и толщину стен, наличие подземных ходов, тайников, складов, колодцев и т. а. Рассказ о крепости должен быть связан с хapaктepucтuкой военной техники и тактики того времени. При показе полевых инженерных сооружений следует кратко объяснить их устройство и назначение. Проведение военно-исторических экскурсий требует от экскурсовода глубоких знаний истории, умения дать исчерпывающий исторический анализ объектов, а так-же специальных знаний: экскурсовод должен уметь разбираться в картах, схемах, эмблемах, знаках различия, форме, знать военную терминологию. По содержанию, экскурсии о Великой Отечественной войне подразделяются на экскурсии, посвященные истории Советской Армии и Военно-Морского Флота; по памятным местам боев и сражений Советской Армии; экскурсии, рассказывающие о подвигах героев Великой Отечественной войны - воинов, партизан, подпольщиков, о выдающихся советских полководцах и военачальниках, героическом подвиге тружеников тыла; по городам-героям, по мемориальным комплексам, посвященным памяти сожженных деревень. В экскурсионные маршруты включаются самые разнообразные объекты показа.

Это могут быть памятники, обелиски, мемориальные комплексы, некрополи, братские могилы, отдельные захоронения; здания (дома, башни, колокольни); транспортные (железная, автомобильная, проселочная дорога„ мост); гидротехнические (плотина, шлюз, канал), военно-инженерные сооружения(рвы, окопы, блиндажи, доты ), связанные с событиями Великой Отечественной войны; боевые танки, пушки, самолеты, поставленные на постамент; участки местности - места 6ывших сражений (высота, сопка, ущелье, роща, овраг, пeщepa, река, озеро, болото); боевые реликвии (знамена, оружие, награды ) и личные вещи участников сражений (фотографии, дневники и др. ), которые чаще всего демонстрируются в музеях.


Теги: Организация и проведение экскурсий  Вопросы  Туризм
Просмотров: 44630
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация и проведение экскурсий
Назад