Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
(Финансовый университет)
Кафедра «Макроэкономическое регулирование»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономическое прогнозирование и планирование»
на тему: «Прогнозирование объема кредитных ресурсов Центральным Банком РФ»
Выполнил:
студент группы Б4-4
Иван Алексеев Андреевич
Научный руководитель:
к.э.н., доцент Шманев
Москва 2014
Содержание
Введение
.Сущность и виды денежно-кредитной политики Центрального Банка России
.Инструментарий прогнозирования кредитных ресурсов Центрального Банка России
.Пути совершенствования денежно-кредитной политики Центрального Банка России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
банк россия денежный кредитный
Название лабораторной работы «Прогнозирование объема кредитных ресурсов Центрального Банка России» подразумевает рассмотрение денежно-кредитной политики. Так как только с помощью ее особенностей планирования, прогнозирования и в дальнейшем определенное распределение денежных ресурсов АО всей стране можно составить прогноз и самих кредитных ресурсов Центрального Банка России.
Актуальность темы лабораторной работы заключается в следующем. Перераспределение денежных ресурсов между участниками на рынке кредитных услуг ведет к перераспределению денег в стране между отраслями экономики. Данное взаимодействие ведет к созданию ускоренных расчетов, введению новых автоматизированных способов. Также появляется больше возможностей для участников рынка ссудного капитала. Все вышеперечисленное способствует экономичности издержек обращения и увеличению эффективности общественного воспроизводства в целом.
В процессе денежного оборота происходит реализация товаров национального производства, а также проводится проверка эффективности качества связи между общественным производствoм и личным потреблением. Следовательно, нормальное обращение денежной массы в хозяйстве и устойчивость их покупательной способности очень зависит от состояния наличного денежного рынка.
В данном отношении наиглавнейшую роль играют обычно национальные Центральные банки, в частности наш Центральный Банк России. Данное учреждение является главным рычагом регулирования денежно-кредитной политики страны.
Цель данной лабораторной работы заключается в исследовании денежно-кредитной политики Центрального Банка России. В следующих главах будут обязательно рассмотрены особенности реализации денежно-кредитной политики страны, ее особенности на современном этапе.
Объектом лабораторной работы является денежно-кредитная сфера экономики Российской Федерации.
Предметом лабораторной работы являются инструменты денежно-кредитной политики.
Задачи, поставленные в лабораторной работе, имеют следующий перечень:
изучение основ денежно-кредитной политики и основных составляющих организации Центрального Банка России;
оценка состояния денежно-кредитной сферы России на настоящем этапе;
анализ основных целей денежно-кредитной политики Центрального Банка России;
выявление причин, тормозящих совершенствование денежно-кредитной политики Центрального Банка России;
формирование основных решений некоторых проблем эффективности инструментов денежно-кредитной политики Центрального Банка России.
В лабораторной работе использовались такие нормативно-правовые акты как Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации» и Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Применялась литература таких авторов как Миропольский Д. Ю., Заславская М.Д., Потапова И.С., Д. Шевчук, также применялась информация с сайтов Центрального Банка России.
1. Сущность и виды денежно-кредитной политики Центрального Банка России
С одной стороны, денежно кредитная политика представляет собой ряд процедур в части денежного обращения и кредита. С другой стороны, под денежно-кредитной политикой подразумевается совокупность взаимосвязанных процедур, необходимых Центральному Банку России для управления совокупного спроса. Метод управления определяется воздействием мер на денежное обращение и регуляцию кредита, заранее планируемым. Цели денежно-кредитной политики Центрального Банка России представляют собой следующий перечень:
Экономические цели, представленные увеличением ВВП, сдерживанием инфляции, установка темпов экономического роста, достижение сбалансированности платежного баланса. Вышеперечисленные экономические цели необходимы для стабилизации экономического роста и прежде всего, безработицы.
Социальные задачи также являются одной из важных целей денежно кредитной политики Центрального Банка России. Социальными задачи представляют собой повышение уровня жизни населения и упрощение доступности различных услуг населению.
Существуют различные методы, применимые денежно-кредитной политикой. Наиболее часто встречающимися являются: изменение норм обязательных резервов банков, операции на открытом рынке, регламентация экономических нормативов для банков, изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка. Также существуют выборочные методы необходимые для правильного регулирования различных форм кредита или для выдачи кредита различным отраслям. Выборочные методы представляют собой учетную политику, прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд, регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов.
Между Центральным Банком России и государством образуются определенные партнерские отношения. Они формируются вследствие проведения государством своей политики с помощью сотрудничества с Центральным Банком России. Центральный Банк России является основным рычагом государства для исполнения косвенных и мягких методов регулирования, например, в производственной сфере. В производственной сфере, в условиях рыночной экономики, государство не может иметь большого влияния. Наоборот, в условиях рыночной экономики может присутствовать много свободы и независимости. В производственной сфере государство опирается на косвенные методы воздействия, которые предполагают систему денежно-кредитного обращения. В рамках данного метода предприниматель действует, учитывая цели экономической политики. Основным связующим звеном денежно-кредитного регулирования экономики является Центральным Банк России, который является необходимым участником регулирования экономической политики государства. Его главными целями участия также являются: достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции и выравнивание платежного баланса. Большой успех, может быть, достигнут государственным управлением денежно-кредитной политики, если государство имеет возможность влиять на количество, качество и характер услуг и операций через Центральный Банк России.
Основным методом регулирования денежно-кредитной сферы Центрального Банка России является косвенный метод. Косвенный метод включает в себя увеличение или уменьшение официальной учетной ставки. Тем самым, Центральный банк влияет на доступность получения кредита коммерческими банками и их клиентами. Получение кредита соответственно воздействует на экономический рост, масштаб денежной массы и уровень рыночного процента. Последствия изменения учетной ставки Центрального Банка России влияет на состояние платежного баланса и валютного курса. С повышением ставки в страну вливается иностранный краткосрочный капитал и в конце концов оживляется платежный баланс. Далее увеличивается спрос иностранной валюты, следовательно, снижается курс иностранной валюты и повышается курс национальной. Снижение же ставки ведет за собой противоположную цепочку событий.
Также в качестве примера можно привести изменение нормы обязательных резервов. С повышением нормы обязательных резервов сокращаются банковские ссуды и денежная масса, находящаяся в обращении. Вследствие этого повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, а значит и к уменьшению рыночного процента.
Нельзя не учесть тот факт, что денежно-кредитная политика Центрального Банка России можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны деятельность денежно-кредитной политики нацелена на устранение инфляции и безработицы и на стабилизацию экономического роста с помощью управления денежной массы, ликвидности банковской системы и т.д. С другой стороны деятельность денежно-кредитной политики нацелена на оптимизацию валютного курса, используя такой инструмент как валютную интервенцию, проведение учетной политики и другие.
При купле-продаже Центральным Банком России иностранной валюты в обмен на национальную или наоборот, отношение спроса и предложения на иностранную валюту изменяется. Соответственно курс национальной валюты тоже меняется. То есть если Центральный Банк России продаст доллары на валютной бирже, то их предложение увеличится и курс снизится. А курс рубля соответственно увеличится.
Очень важным сведением является следующее. Все больше становятся, востребованы такие ссуды как овердрафт, трастовый кредит, ипотека, онкольный кредит, клиринг, кредитные линии, потребительские кредиты и многие другие. Кредитный рынок больше чем на половину охвачен использованием таких традиционных видов кредитов, как кредит под банковскую гарантию, залоговый кредит, кредит под поручительство третьих лиц, межбанковские кредиты и т.д. Кредитный рынок в России обусловлен такими факторами как:
срок и условия возврата востребованных кредитов;
- гарантированность кредитных средств, защищенность интересов участников кредитного рынка;
- динамика спроса и предложения на кредитном рынке;
денежно-кредитная политика государства;
инфляция;
репутация участников на рынке кредитов;
уровень доходов населения;
уровень безработицы и многое другое.
Кредитный рынок в России делится на четыре части: денежный, рынок капиталов, фондовый рынок, ипотечный рынок.
Кредитный рынок существует, соответствуя следующим правилам: дифференцированность кредитования; обеспеченность и платность предлагаемых и предоставляемых кредитов; соблюдение всех правовых норм и многое другое. Следование вышеперечисленным правилам кредитного рынка может обеспечить свое успешное долгосрочное развитие.
Успешное развитие денежно-кредитной сферы страны подкрепляет денежно-кредитная политика Центрального Банка России с помощью разнообразных методов и принципов, которые будут рассмотрены в следующем разделе.
2. Инструментарий прогнозирования кредитных ресурсов Центрального Банка России
Цели денежно-кредитной политики могут быть достигнуты с помощью определенных инструментов, таких как например, законодательных. Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации представляет перечень определенных эффективных инструментов управления денежно-кредитной политики. Они являются следующими:
- процентные ставки по операциям Банка России;
- нормативы обязательных резeрвов, депонируемых в Банке России;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
прямые количественные ограничения.
Немаловажным фактом являются процентные ставки по операциям Центрального Банка России, которые на данный момент имею следующие значения:
НазначениеВид инструментаИнструментПредоставление ликвидностиОперации постоянного действия (по фиксированным процентным ставкам)Кредиты "овернайт"; сделки "валютный своп" (рублевая часть); ломбардные кредиты; РЕПОКредиты, обеспеченные золотом1Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами1Операции на открытом рынке (минимальные процентные ставки)Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами3Аукционы РЕПОАбсорбирование ликвидностиОперации на открытом рынке (максимальные процентные ставки)Депозитные аукционыОперации постоянного действия (по фиксированным процентным ставкам)Депозитные операции
Центральный Банк России применяет прямые и косвенные методы воздействия. При росте цен Центральный Банк России применяет политику «дорогих денег». Данная политика подразумевает повышение учетной ставки и сокращение спроса на кредиты, которое происходит от коммерческих банков. Это ведет за собой тот факт, что количество клиентов уменьшается, за чем следует снижение количества денег в обращении, рост цен, инвестиции и рост производства. Всю эту цепочку вполне может закончить такое обстоятельство как рост безработицы.
Одним из главных инструментов денежно-кредитной политики, востребованным для регулирования рыночных процентных ставок для укрепления национальной валюты является процентная ставка Центрального Банка России.
Может быть вполне установлена одна и более процентных ставок Центральным Банком России в зависимости от вида операции. Также, применяются минимальные процентные ставки, т.е. когда не фиксируется процентная ставка Центрального Банка России. В случае если процентные ставки держатся на низком неотрицательном уровне, спрос от реального сектора на заемные средства увеличивается, что приводит к экономическому росту. Увеличение спроса на деньги оживляет экономику. Но в случае избытка денежной массы, инфляции и неуправляемым ростом цен экономика может «перегреться».
Центральный Банк России имеет также такую функцию как выдача кредитных ресурсов на оплату векселей, и определяет определенную учетную ставку. Лимитирование переучета векселей является - вот на что направлена учетная политика Центрального Банка России. С помощью данной функции прогнозируется объем выдаваемых ссуд. Учетная политика Центрального Банка России идет в ногу с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Несмотря на то, что проценты по вкладам и ссудам определяются банками по их собственной инициативе, их ориентиром является Центральный Банк России.
Одним из немало важных инструментов Центрального Банка России является обязательные резервы. Каждое кредитное учреждение должно хранить свои обязательные резервы в Центральном Банке России. Такой рычаг необходим Банку России в случае «перегрева» конъектуры.
Так, например, в случае непредвиденного роста цен и «перегрева» конъектуры, Центральный Банк России повышает нормы обязательных резервов, тем самым сокращая возможность кредитования, что ведет за собой и сокращение объема денежной массы в обращении, сдерживание экономического роста и цен. А если Центральный Банк России наоборот снижает нормы обязательных резервов, что ведет за собой «подогрев» экономики и соответствующие последствия.
Инструменты Центрального Банка России применяются всеми банками Российской Федерации. В отношении процентных ставок, другие кредитно-финансовые учреждения ориентируются на коммерческие банки. Ссудный процент зависит от степени регулирования Центральным Банком России норм резервов. Ссудный процент важен тем, что оказывает влияние на доходность различных ценных бумаг.
Средства Стабилизационного фонда также участвуют в регулировании общей ликвидности банковской системы. Общая ликвидность банковской системы в свою очередь оказывает существенное влияние при контроле над денежными агрегатами с помощью такого инструмента как денежного агрегата.
Центральный Банк России использует еще один инструмент при осуществлении денежно-кредитной политики. Он является прямым государственным воздействием Центрального Банка при осуществлении:
прямых предписаний органов контроля в форме инструкций;
директив;
применения санкций за нарушения.
Контроль Центрального Банка России настроен на большие кредиты и выборочную проверку кредитных учреждений. В отличие от других кредитных учреждений, только коммерческие банки могут ощутить на себе методы прямого воздействия Центрального Банка России.
За последнее время операции на открытом рынке являются одними из главных инструментов деятельности Центрального Банка России. Операции на открытом рынке подразумевают куплю-продажу ценных бумаг Центрального Банка России за собственный счет. Продавая ценные бумаги, Центральный Банк России изымает из обращения денежные средства. А при покупки, банк наоборот увеличивает количество денег из обращения.
По сравнению с политикой дисконта и политикой обязательных резервов, то операции на открытом рынке набирают большую значимость. Данный вид инструмента является более гибким и носит перманентный характер.
Расширению объема операции во многих секторах финансового рынка, а также возникновению новейших ликвидных инструментов, таких как ценные бумаги Центрального Банка России и долговые обязательства Минфина Российской Федерации, может способствовать расширение операций на открытом рынке. Вследствие финансового кризиса 2008 года у Центрального Банка России не получилось использовать в достаточной мере операции с ценными бумагами на открытом рынке. Данное обстоятельство было вызвано невысокой заинтересованностью краткосрочными заимствованиями и ростом избыточной ликвидности у кредитных организаций.
Центральный Банк России старается предотвращать непредвиденные колебания курса национальной валюты. Осуществляет он это с помощью проведения определенной политики на открытом рынке при купли-продажи иностранной валюты. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяют основные направления валютного регулирования как одного из своих инструментов.
Центральный Банк России довольно часто борется с инфляцией и достигает положительных результатов. Но только всеми вышеперечисленными инструментами одолеть инфляцию довольно сложно. Вследствие того, что большую часть отраслей занимают отрасли, занимающиеся добычей сырья и производящих средства производства; вследствие немалого объема дефицита бюджета, применение сил Центрального Банка России по стабилизации цен пока не совсем достаточно. Кредитная система пока не может самостоятельно функционировать самостоятельно в правильном русле.
3. Пути совершенствования денежно-кредитной политики Центрального Банка России
Центральному Банку России удается реализовать свою денежно-кредитную политику только при применении полного ряда экономических инструментов в определенной последовательной форме.
Только при взаимодействии Центрального Банка России и государства удается найти эффективные формы ведения денежно-кредитной политики. В отношении денежной формы цели денежно-кредитной политики имеют определенную форму. Данная форма состоит в том что В экономике необходимо иметь определенную массу денег и кредитов, которая будет достаточна для развития не больше. Данная масса денег и кредитов должна гарантировать страну повышающимся количеством товаров и услуг. Для восстановления недостатков в покупательной способности, добавляется процент к ставке, назначенной в другом случае. Следовательно, в конце концов можно прийти к увеличению процентных ставок из-за роста инфляции, причиной которой был рост денежной массы.
Резервная система Российской Федерации также разработала определенную монетарную политику, включающая четыре различных инструмента, такие как:
изменение уровня резервных требований;
изменение процентных ставок;
покупка и продажа государственных ценных бумаг;
определение условий для различных видов займов.
Ко всему прочему необходимо создать определенные условия для благоприятного развития денежно-кредитной политики. Они являются следующими:
улучшение законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики;
снижение количества долларов в денежном обращении Российской Федерации;
повышение мотивации участников рынка инвестировать;
улучшение качества налоговой системы;
снижение инфляции путем проведения политики сдерживания цен;
улучшение денежного обращения в электронной форме;
совершенствование инструментов контроля над законностью наличного и безналичного оборота.
Одним из немаловажных инструментов увеличения качества оборачиваемости денежных средств. Денежная масса в форме наличной и безналичной денежной массы, является предоставление государственных гарантий. Но нельзя ограничится только этим инструментов для обеспечения всех потребностей коммерческих банков.
Повышение эффективности конъюнктуры денежного рынка в Российской Федерации вполне может содействовать крепкой национальной денежной единице. Также данный инструмент может содействовать урегулированию вопросов денежной системы. Данное обстоятельство повлияет только с положительным результатом на ряд экономических процедур и процессов в Российской Федерации. К сожалению нельзя постоянно поддерживать существующий курс национальной валюты - рубля. Данное обстоятельство вытекает из того, что национальный курс достаточно низок. Это вызвано тем, что экспорт Российской Федерации в основном задействован в добыче углеводородного сырья и товаров низких переделов.
В кредитной сфере должны существовать определенные направления, стимулирующие свое существование и развитие:
создание эффективной законодательной основы, стоящей на крепкой прочной основе. Законодательная основа должна предусматривать надежную защиту прав всех участников кредитного рынка. К тому же должны быть учтены жесткие меры по отношению к любым противоправным действиям по части сделок с ссудным капиталом;
повышение эффективности и выдача гарантий по части получения доходов со стороны государства и Центрального банка России;
разностороннее государственное регулирование, способствующее исключению монопольных организаций на кредитном рынке;
введение в оборот льготных тарифов для вливания кредитных средств в более слабые сектора экономической системы страны из более сильных;
содействие и развитие новейших форм и видов кредитования на рынке ссудного капитала;
определенный подход при формировании спроса и предложения на кредитном рынке;
создание хороших условий для привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации;
применение новых открытий, достижений, новых предложений и средств НТП на всех уровнях кредитного рынка;
применение эффективного информационного обеспечения участников информацией о кредитном рынке;
разработка рынка кредитов в части долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных кредитов;
поддержание нужного уровня конкуренции на рынке кредитных услуг;
увеличение эффективности развития национальной экономики и создание возможностей создания планирования и прогнозирования рынка кредитных услуг в Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
обеспечение профессионализма всех участников кредитного рынка;
создание условий для возможности участия рынка кредитных услуг Российской Федерации в мировом масштабе и многое другое.
Определенная политика в отношении организации кредитного рынка Российской Федерации позволит решить и найти пути для всех участников. Также позволит поддерживать эффективное участие государства со своей определенной экономической системой на мировом уровне.
С помощью политики обеспечения совершенного контроля над функционированием банковской системы Российской Федерации, а также с помощью политики обеспечения прочности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на открытость информационной составляющей денежных властей и банковского сектора, с помощь периодических публикаций различных аналитических материалов. Также необходимы, а иногда очень нужны ужесточенные наказания за злоупотребления профессиональной деятельностью. К тому же, предоставление непроверенной старой и несвоевременной информации со стороны коммерческих банков и надзорных органов тоже мешает нормальному функционированию денежно-кредитной политики Российской Федерации.
Заключение
В заключении следует провести итоги данной лабораторной работы. Они заключаются в следующем:
прогнозирование объема кредитных ресурсов Центрального Банка России» подразумевает рассмотрение денежно-кредитной политики. Так как только с помощью ее особенностей планирования и распределения ресурсов зависит прогноз и самих кредитных ресурсов Центрального Банка России;
цели денежно-кредитной политики Центрального Банка России представляют собой: экономические цели и решение социальных задач. Также существуют различные методы, применимые денежно-кредитной политикой: изменение норм обязательных резервов банков, операции на открытом рынке, регламентация экономических нормативов для банков, изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка;
инструментами денежно-кредитной политики являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резeрвов, депонируемых в Банке России; рефинансирование банков; валютное регулирование; прямые количественные ограничения;
только при взаимодействии Центрального Банка России и государства удается найти эффективные формы ведения денежно-кредитной политики. В отношении денежной формы цели денежно-кредитной политики имеют определенную форму;
определенная политика в отношении организации кредитного рынка Российской Федерации позволит решить и найти пути для всех участников. Также позволит поддерживать эффективное участие государства со своей определенной экономической системой на мировом уровне.
Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые акты:
Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (с изменениями на 4 ноября 2014 года);
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
. Книги (монографии, сборники):
- Корчагин Ю.А. <http://www.zone-x.ru/DispetchShowPage.asp?Group_Id=ba312454> Деньги. Кредит, Банки <http://www.zone-x.ru/showTov.asp?Cat_Id=315198> - М.; 2013 - с.43.
Миропольский Д. Ю., Максимцев И. А., Тарасевич Л. С. <http://www.google.ru/search?hl=ru&tbo=p&tbm=bks&q=inauthor:%22%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4+%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%22>Основы теоретической экономики- М.; 2013 - с. 68.
Заславская М.Д., Потапова И.С., Резякова Н.А. <http://www.google.ru/search?hl=ru&tbo=p&tbm=bks&q=inauthor:%22%D0%97%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%9C.%D0%94.,+%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%98.%D0%A1.,+%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%9D.%D0%90.%22> Макроэкономика - М.; 2012 - с.139.
Д. Шевчук <http://www.google.ru/search?hl=ru&tbo=p&tbm=bks&q=inauthor:%22%D0%94%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81+%D0%A8%D0%B5%D0%B2%D1%87%D1%83%D0%BA%22> Банковское дело - М. 2013 - с. 69
Логвинов С.А. Сборник тестов по дисциплине "Макроэкономическое планирование и прогнозирование" : Для бакалавров / С.А. Логвинов, Е.Г. Павлова.- -М. : Финуниверситет, 2011 . - с.76
Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: ИНФРА-М, 2012. - Режим доступа: Полнотекстовая - с.82.
. Сайты:
официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы) - <http://www.cbr.ru/>
<http://www.libertarium.ru/library>