Управление финансовым обеспечением на примере компании ООО "Матрикс"

Введение


В связи с развитием конкуренции на российском рынке необходимым условием для успешного развития предприятия становится правильно организованная система управления, включая координацию товарных и денежных потоков, соблюдение платежной дисциплины, проведение кредитной политики, финансового планирования и др. При значительных масштабах бизнеса роль организации хозяйственной деятельности возрастает опережающими темпами, и, в конечном итоге сказывается на прибыли предприятия.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные и заемные средства. Следует знать и такие понятия рыночной экономики как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

Цель работы: Узнать, как управлять финансовым обеспечением на примере компании ООО «Матрикс».

Задачи:

Рассмотреть обеспечение собственными финансовыми ресурсами;

Выяснить разницу между привлеченными и заемными средствами;

Изучить пути совершенствования на примере компании ООО «Матрикс»;

Провести разработку рекомендаций и сами рекомендации по финансовой устойчивости ООО «Матрикс».

1.Управление обеспечением собственными финансовыми ресурсами


К собственным финансовым ресурсам предприятия относятся выручка от реализации, амортизация и чистая прибыль предприятия.

В практике финансового менеджмента отдельных стран (в частности, во Франции) использование средств, образующихся в процессе деятельности, рассматривается как различные виды самофинансирования, предназначенные либо для поддержания уровня производства (амортизация), либо в целях его роста (нераспределенная прибыль, резервы).

Основное назначение амортизации в отечественной практике - обеспечить замену изношенных основных фондов. В условиях, когда у хозяйствующих субъектов не хватает источников финансирования инвестиций, возрастает значение амортизации.

Амортизационные отчисления как денежные средства отражают сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта. По экономической природе амортизационные отчисления обеспечивают простое воспроизводство ценностей, однако они относятся к финансовым ресурсам. Дело в том, что износ зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизационных отчислений. Последние могут накапливаться и расходоваться на расширение и обновление производства, на вложение в ценные бумаги и высокодоходные проекты, помещаться на депозиты и т.д.

В настоящее время согласно новому Плану счетов амортизационные отчисления находятся в общем денежном обороте хозяйствующего субъекта и как фонд денежных средств не обособлены.

С 1 января 1998 г. был введен следующий порядок начисления амортизации. В состав имущества, подлежащего амортизации для целей налогообложения, включалось имущество, стоимость которого превышала 100-кратный размер установленного законодательством минимального размера месячной оплаты труда, полезный срок использования которого более одного года. Земельные участки, недра и леса, а также финансовые активы не относятся к имуществу, подлежащему амортизации.

Имущество, подлежащее амортизации, группировалось в четыре категории:

üздания, сооружения и их структурные компоненты;

üлегковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторские оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных;

üтехнологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование, а также материальные активы, не включенные в первую или вторую категорию;

üнематериальные активы.

Годовые нормы амортизации составили: для первой категории - 5%, для второй - 25%, для третьей - 15% для всех налогоплательщиков, за исключением субъектов малого предпринимательства и предпринимателей, в отношении которых годовые нормы амортизации увеличиваются и составляют соответственно: для первой категории - 6%, для второй - 30%, для третьей - 18%.

Для четвертой категории амортизационные отчисления осуществляются равными долями в течение срока существования нематериальных активов. Если же срок использования нематериального актива определить невозможно, срок амортизации устанавливается в 10 лет.

Расчет амортизационных отчислений производится умножением суммарной стоимости имущества, отнесенного к соответствующей амортизационной категории, на норму амортизации, за исключением имущества, отнесенного к первой и четвертой категориям, в отношении, которого расчет амортизационных отчислений производится для каждой единицы имущества в отдельности.

Годовые нормы амортизации непосредственно влияют на величину амортизационных отчислений, а, следовательно, и на объем финансовых ресурсов.

В странах с развитой рыночной экономикой амортизационные отчисления являются важнейшим источником инвестиционного финансирования. Их удельный вес в общем объеме текущих и капитальных затрат хозяйствующих субъектов, осуществляемых из внебюджетных источников, составляет около 40%. В России эта цифра в 1998 г. составляла 37%. В инвестиционных же целях используется не более 40% совокупных амортизационных отчислений.

В процессе разработки и принятия управленческих решений в области финансового обеспечения предпринимательской деятельности важное место занимает правильное определение величины источников собственных средств предприятия.

Финансовый менеджмент предполагает, что в ходе планирования и определения величин этих показателей хозяйствующий субъект должен четко представлять, как величина показателя выручки от реализации связана с величиной показателя прибыли, а также что на прибыль влияет ряд факторов и в первую очередь - величина издержек производства (себестоимости продукции).

В зарубежной практике разработана методика, позволяющая в ходе оперативного и стратегического планирования отслеживать зависимость финансовых результатов от издержек производства и объемов продажи. Анализ, позволяющий проследить цепочку показателей издержки - объем продаж - прибыль, называется операционным анализом.

Используя операционный анализ, финансовый менеджер сможет найти ответы на ряд важнейших вопросов, что даст ему в дальнейшем возможность принять грамотное управленческое решение <#"justify">üсколько наличного капитала требуется предприятию;

üкаким образом можно мобилизовать эти средства;

üдо какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага;

üкак повлияет на прибыль изменение объема производства и сбыта.

Ключевыми элементами операционного анализа служат следующие показатели:

üфинансовый рычаг;

üоперационный рычаг;

üпорог рентабельности (точка безубыточности);

üзапас финансовой прочности предприятия;

üваловая маржа;

üкоэффициент валовой маржи.

Операционный анализ позволяет определить наиболее выгодные комбинации между переменными постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

Постоянные издержки включают:

üпостоянную заработную плату;

üарендные платежи;

üплату за электроэнергию;

üплату за газ;

üплату за воду;

üплату за телефон;

üрасходы на почтовые услуги;

üстраховые платежи;

üрасходы на ремонт;

üрасходы на рекламу;

üпроценты за кредит;

üамортизацию.

Переменные издержки включают:

üсырье и основные материалы;

üпокупные полуфабрикаты;

üдополнительную заработную плату;

üрасходы на приобретение товара.

Остановимся более подробно на характеристике каждого из показателей.

Валовая маржа (ВМ) - это результат от реализации продукции после возмещения переменных затрат. В зарубежной практике показатель валовой маржи называют суммой покрытия, или вкладом.

Одной из основных задач финансового менеджмента является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является источником покрытия постоянных издержек и определяет величину прибыли.

Коэффициент валовой маржи (К) является промежуточным показателем, он определяет долю валовой маржи в выручке от реализации. В операционном анализе он используется для определения величины прибыли.

Порог рентабельности (ПР) - показатель, который называют точкой безубыточности, отражающий ситуацию, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом объем продаж, находящихся ниже точки безубыточности, влечет за собой убытки, а выше точки безубыточности - прибыль.

Чем выше порог рентабельности, тем труднее его преодолеть, но предприятия с низким порогом рентабельности легче переживают падение спроса на продукцию и снижение цен реализации.

Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности, т.е. чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи.

Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации всегда сильно влияет на размер прибыли. Чем больше уровень постоянных издержек в общем объеме затрат, тем больше сила отрицательного воздействия операционного рычага на прибыль. Указывая на темпы падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила воздействия операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.

Для предприятий, имеющих на балансе большое количество неэффективно используемых основных фондов, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в этом случае каждый процент снижения выручки от реализации приводит к резкому падению прибыли с достаточно быстрым вхождением предприятия в зону убытков. В таких условиях сокращается число вариантов выбора продуктивных решений.

Работая с показателями операционного анализа, следует помнить, что изучение поведения переменных и постоянных издержек происходит в релевантном (краткосрочном) периоде, когда структура издержек, переменные издержки на единицу продукции остаются неизменными лишь в ограниченном периоде и при определенном качестве продаж.

Подведем итоги.

-Сила воздействия операционного рычага тем больше, чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек.

-Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности находится объем продаж. Таким образом, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск.

Для предприятия с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности приводит к большим убыткам, а достижение уровня безубыточности позволяет получить прибыль, которая растет с увеличением объема продаж.

Если предприятие имеет низкий операционный рычаг, степень предпринимательского риска снижается, но и размер получаемой прибыли остается незначительным.

Если предприятие имеет высокий операционный рычаг, а маркетинговые исследования показывают, что объем продаж будет расти, не следует спешить со снижением уровня операционного рычага, так как рост объема продаж позволит в этих условиях получить значительную величину прибыли.


.Роль привлеченных и заемных средств в источниках финансирования предпринимательской деятельности


В настоящее время на финансовом рынке появляются новые формы и методы получения денежных средств, которые могут быть использованы как источники финансирования деятельности предприятия. Факторинг - это осуществляемая на договорной основе покупка требований по товарным поставкам факторинг-компании. В результате за достаточно короткий срок появляется возможность получить от 80% до 90% суммы требований в виде аванса, оставшиеся 10% - 20% являются гарантированной суммой для факторинг-крмпании до момента получения ею денег от должника. После получения денег факторинг-компания возвращает предпринимателю оставшиеся 10%-20% суммы, при этом с клиента взимают:

проценты за немедленное предоставление денежных средств;

-премию за риск;

административно-управленческие расходы.

В результате услуги факторинговой компании для поставщика включают плату за управление и за учётные операции. Несмотря на очевидную привлекательность такого способа привлечения финансовых ресурсов, его использование ограничено в силу недостаточного правового регулирования этой сферы деятельности в нашей стране.

Факторинг-компании тщательно изучают финансовое положение своих клиентов и их должников. В результате снижается риск приобретения безнадёжных долгов.

В результате использования факторинга:

üулучшается кассовое положение предприятия;

üснижается риск возможных неплатежей;

üсокращаются издержки по ведению дебиторских счетов.

В первой половине 90-х годов многие финансовые инструменты, которые раньше отсутствовали в нашей экономике, стали использоваться кредитными учреждениями и другими организациями. Одним из таких инструментов является лизинг. В нашей стране разработан комплекс нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в России, где лизингу отводится важное место. Объектом лизинга могут быть любые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и природных объектов. Таким образом, в лизинг можно предавать любое имущество, которое не запрещено к свободному обращению на рынке и не уничтожается в производственном цикле. Им может быть движимое и недвижимое имущество. Типы лизинга зависят от срока его осуществления: менее полутора лет - краткосрочный лизинг, от полутора до трёх лет - среднесрочный лизинг, три и более лет - долгосрочный лизинг. Основные виды лизинга включают оперативный, финансовый и возвратный лизинг.

Преимущества лизинга состоят в том, что лизинг позволяет быстро реагировать на изменения конъюнктуры, обновлять капитал, не прибегая к крупномасштабным инвестициям, избегать морального старения оборудования. Он даёт возможность предпринимателям модернизировать новое производство без мобилизации больших финансовых ресурсов. Для мелких и средних фирм лизинг часто является единственно возможным способом финансирования их инвестиций. Лизинговое соглашение является более гибким, чем ссуда, поскольку позволяет выработать удобную для покупателя схему финансирования.

Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения.

Лизинговые платежи по договорённости сторон могут быть ежемесячными, ежеквартальными, а суммы платежей отличаться друг от друга.

Ставка может быть фиксированной и плавающей. Погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведённых на оборудовании, взятом в лизинг, или может быть прокомпенсировано встречной услугой, что позволяет предприятиям без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды. Арендная плата относится на издержки производства и снижает у лизингополучателя налогооблагаемую прибыль.

Ресурсное обеспечение предприятия является необходимым условием его развития. Именно наличие финансовых ресурсов определяет возможности формирования заемного капитала на предприятиях. Заемный капитал является катализатором бизнес-процессов, дающим возможность предприятиям увеличивать прибыль и стоимость компании. Сущность заемного капитала предприятия проявляется в реализации оперативных, координационных, контрольных и регулирующих функциях процесса привлечения внешних источников финансирования. Система управления компанией должна оперативно реагировать на изменение факторов внутренней и внешней среды, а именно: изменение условий заимствования, изменение способов заимствования, появление новых способов привлечения заемных источников финансирования. Учитывая особенности привлечения капитала российскими предприятиями, а также современные экономические условия, можно говорить о том, что существует зависимость между темпами роста национальной экономики и объемами привлечения заемных средств российскими предприятиями. Ограничением по объему привлечения капитала служит заинтересованность заемщика в его использовании, а также возможность вернуть взятые средства с учетом их стоимости в установленный срок.

Использование заемного капитала для финансирования деятельности предприятия, как правило, выгодно экономически, поскольку плата за этот источник в среднем ниже, чем за акционерный капитал. Кроме того, привлечение этого источника позволяет собственникам и топ-менеджерам существенно увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов, т.е. расширить инвестиционные возможности предприятия. Основными видами заемного капитала являются облигационные займы и долгосрочные кредиты.

Формирование заемного капитала предприятия должно быть основано на принципах и способах разработки и исполнения решений, регулирующих процесс привлечения заемных средств, а также определяющих наиболее рациональный источник финансирования заемного капитала в соответствии с потребностями и возможностями развития предприятия. Основными объектами управления при формировании заемного капитала являются его цена и структура, которые определяется в соответствии с внешними условиями. [1]

Основополагающими принципами привлечения средств должны являться контроль над формированием заемного капитала предприятия и оперативное реагирование на изменение условий заимствования. Таким образом, может быть решен ряд проблем, связанных с увеличением или уменьшением цены источника заемного капитала. Мониторинг условий рынка актуален не только на начальной стадии привлечения ресурсов, но и при сформировавшемся портфеле.

В структуре заемного капитала присутствуют источники, требующие своего покрытия для их привлечения. Качество покрытия определяется его рыночной стоимостью, степенью ликвидности либо возможностью компенсации привлеченных средств.

В литературе этот вопрос рассмотрен достаточно просто: заемный капитал подразделяется на источники, требующие покрытия и не требующие покрытия. Некоторые авторы [1] предлагают дополнить классификацию заемного капитала в отношении требующих своего покрытия источников. Банковский кредит может быть в виде не требующей покрытия ссуды, а может выдаваться под предстоящую выручку от продаж, под недвижимость в виде закладной. Использование лизинговой схемы возможно с залогом активов, покрытием депозитом или другим дополнительным обеспечением, гарантией (поручительством) третьих лиц или дополнительным страхованием. Исполнение обязательств по облигациям также может быть с покрытием и без покрытия. Облигации с покрытием представляют собой ценную бумагу, исполнение обязательств по которой покрывается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.

Таким образом, классификационный признак источников, требующих своего покрытия, по мнению автора, должен быть представлен категориями:

üбез покрытия;

üпод предстоящую выручку (от реализации товаров, от реализации услуг);

üпод право на недвижимость (движимое, недвижимое имущество);

üпод право на требование долга (собственное, совместное);

üпод депозит (текущий, срочный, на договорных условиях);

üпод поручительства (за вознаграждение, по договоренности);

üстрахование (риска невозврата, имущества);

üгарантии (банковские, правительственные).

Классификация источников, требующих своего покрытия, позволяет учитывать их с поправкой на возможные дополнительные затраты, которые могут возникнуть на стадии привлечения ресурсов. Кроме того, это позволяет рассматривать источники заемного капитала с точки зрения имеющихся возможностей.

Такое дополнение позволяет четко ранжировать источники заемного капитала на этапе оценки возможных вариантов, что, несомненно, важно и необходимо при привлечении и анализе заемного капитала.

Заемный капитал представляет собой структуру, которая постоянно взаимодействует с внешней средой, результатом чего является модификация качества всего капитала предприятия. По мнению автора, [1] сущность заемного капитала определяется также его воздействием на повышение стоимости предприятия. Результатом грамотно сформулированной и осуществленной политики привлечения капитала, учитывая научные труды и практический опыт в этой области, будет повышение благосостояния компании. В современных условиях российской экономики предприятия действительно имеют большой выбор источников заемного финансирования, и связано это в первую очередь с тем, что сегодня рынок капитала предлагает огромный выбор инструментов, как заемщикам, так и заимодавцам.

Один из главных принципов заимствования средств - платность. Уплата процентов, возвращение основной суммы долга является неотъемлемой частью процесса привлечения капитала. По определению цена привлечения капитала - это общая сумма средств, которую необходимо уплатить за привлечение и использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему. Практика показывает, что при расчете затрат, связанных с привлечением и использованием заемного капитала, могут возникнуть трудности с определением общей суммы средств, потраченных на привлечение капитала, которые не всегда установлены заранее. Для расчета суммы потраченных средств необходимо учитывать затраты, сопровождающие привлечение капитала таким образом, чтобы на этапе расчета цены капитала была определена реальная ставка привлечения средств.

С появлением новых способов финансирования привлечь дополнительные ресурсы становится проще. Однако объем средств, которые предприятие рассчитывает потратить на привлечение капитала в абсолютном большинстве случаев меньше, чем приходится тратить на самом деле.

Доступность источников финансирования также необходимо рассмотреть с точки зрения наличия бюрократических, нормативных, правовых барьеров и подобных условий, увеличивающих реальную ставку привлечения средств, что, в конечном счете, может сделать его невыгодным или недоступным.

Любое финансовое решение по привлечению заемных источников финансирования прямо или косвенно воздействует на эффективность деятельности предприятия. Поэтому привлечение заемного капитала должно рассматриваться в комплексе со стратегией развития предприятия в целом. Изменение условий функционирования рынка заемного капитала обосновывает необходимость разработки финансовых решений по привлечению заемных источников финансирования деятельности предприятия с учетом изменений факторов внутренней и внешней среды, темпов роста предприятия.

Выбор структуры внешних источников финансирования во многом определяется их ценой. Многие предприятия рассчитывают только на собственный капитал, не используя эффект финансового рычага. Решение данной проблемы возможно только путем создания условий для нормального извлечения прибыли в сфере товарно-материального производства, и тогда промышленные предприятия будут иметь большую степень свободы в использовании различных источников финансирования, что, в свою очередь, позволит минимизировать цену используемого капитала. [2]

Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В первом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т.е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополнительных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные ценные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предоставленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа. [3]

В случае использования долевого финансирования инвестор становится акционером, что приводит к изменению структуры акционерного капитала компании, его размыванию и не всегда приветствуется самой компанией. Комбинированное финансирование нередко служит выгодным способом привлечения ресурсов в силу наличия разнообразных схем, однако, в целом процесс организации финансирования носит достаточно трудоемкий характер.

Основным преимуществом долговых инструментов является, с одной стороны, понятность данных инструментов рынку и четкий механизм их использования, а, с другой, - возможность привлечения денежных ресурсов без изменения структуры акционерного капитала компании и, соответственно, участия инвестора в принятии управленческих решений. Кроме того, использование разнообразных долговых инструментов создает возможность расширить базу кредиторов компании, сформировать публичную кредитную историю и повысить инвестиционную привлекательность.

Инструменты, представленные на долговом рынке, предъявляют различный объем требований к компании-заемщику. Наиболее упрощенную схему выпуска имеют вексельные займы, являющиеся краткосрочным инструментом и направляемые, как правило, на финансирование текущих потребностей компании. Следующей ступенью выхода на долговой рынок являются облигационные займы. Биржевой характер данного инструмента предопределяет более сложную процедуру выпуска, занимающую длительный период времени, необходимый для разработки параметров и плана размещения, подготовки документов для регистрирующих органов, разработки меморандума и презентационных мероприятий. Соблюдение более высоких требований по раскрытию информации и наличие высоких стандартов корпоративного управления создает для компании возможность привлечь финансирование на международном рынке капитала с использованием таких совершенных инструментов, как синдицированные кредиты, кредитные ноты (Credit Linked Notes или CLN) и еврооблигации. [4]

По сравнению с самофинансированием рынок капитала как источник обоснованного финансирования конкретной компании практически «бездонен». Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить инвестиционные запросы в достаточно больших объемах. Однако подобное развитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации дополнительных источников финансирования, функционирование рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами. В частности, роль государства проявится в антимонопольном законодательстве, препятствующем суперконцентрации финансового и производственного капиталов; что касается рыночных механизмов, ограничивающих возможность привлечения необоснованно больших объемов финансирования, то здесь следует упомянуть о зависимости структуры капитала и финансового риска и эффекте резервного заемного потенциала предприятия.

Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму - сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование выглядит весьма привлекательным. Получение банковского кредита, в принципе, не связано с размерами производства заемщика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью распространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовых рынках; объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита может быть сделано в кратчайшие сроки и т.п. Главная проблема заключается в том, как убедить банкира выдать долгосрочный кредит на приемлемых условиях. [12]

Для нормального функционирования экономики крайне необходимо развитие сети инвестиционных банков; именно эти банки исключительно значимы в странах с развитой рыночной экономикой, поскольку им в известной степени принадлежит связующая роль между компаниями и рынками капитала (напомним, что традиционно банк понимается как организация, занимающаяся ссудозаемными и сберегательными операциями; инвестиционный банк - это компания, специализирующаяся на организации эмиссии, гарантировании размещения и торговле ценными бумагами).

Неудовлетворительное текущее положение с инвестиционным климатом в России, проявляющееся, в том числе и в отсутствии инвестиционных банков, отчасти объясняет достаточно узкий спектр операций, выполняемых отечественными банками и сводящихся в основном к обслуживанию текущих платежей своих клиентов. [9]

Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.

Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственных связей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование. Величина средств, «омертвленных» в расчетах, в значительной степени зависит от многих факторов, в том числе и разветвленности и гибкости банковской системы. Принципиальное отличие данного метода финансирования от предыдущих заключается в том, что он является составной частью системы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость.

В условиях централизованно планируемой экономики имеет место абсолютная доминанта двух последних элементов приведенной системы - бюджетного финансирования и взаимного, финансирования предприятий; в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассматриваются как основные способы наращивания экономического потенциала хозяйствующих субъектов. Прибыль - наиболее дешевый и быстро мобилизуемый источник, однако, во-первых, его объемы ограниченны и, во-вторых, существуют некоторые обязательные и (или) весьма желательные направления использования текущей прибыли. Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, подготовка и проведение эмиссии - довольно продолжительны во времени; поэтому к данному источнику прибегают лишь после тщательной подготовки и в случае необходимости мобилизации крупного капитала, необходимого для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение.

Перечисленными способами не исчерпывается все их многообразие. В.последние десятилетия появляются новые формы финансирования деятельности предприятий; одна из наиболее примечательных и бурно развивающихся - финансовый лизинг.

Развитие мировой экономики показывает, что в системе стратегического финансирования крупных хозяйствующих субъектов, в особенности субъектов, являющихся системообразующими для экономики мирового, национального и регионального масштабов, рынки капитала, безусловно, занимают доминирующее место. [3]

Основной целью формирования капитала создаваемого предприятия является привлечение достаточного его объема для финансирования приобретения необходимых активов, а также оптимизация его структуры с позиций обспечения условий последующего эффективного использования. [4]


3. Пути совершенствования управления финансовым обеспечением в ООО «Матрикс»»


.1 Методы управления финансовыми потоками на предприятии


От того, каким капиталом располагает субъект хозяйствования, насколько оптимальна его структура, насколько целесообразно он трансформируется в основные и оборотные фонды, зависит финансовое благополучие предприятия и результаты его деятельности. Поэтому анализ финансового состояния предприятия имеет важное значение. Основными источниками для аналитической информации является:

бухгалтерский баланс предприятия (форма № 1);

отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

Для оценки инвестиционной привлекательности используем для начала следующие показатели рентабельности (таблица 1).

Коэффициенты рентабельности отражают, насколько прибыльна деятельность предприятия.

Рентабельность строительно-монтажных работ - один из важнейших показателей деятельности предприятия. Из рисунка 1 видно, что рентабельность СМР в период 2011 - 2012 годов изменялась скачками. Это свидетельствует, прежде всего, о падении конкурентоспособности организации, так как позволяет предположить сокращения спроса на определенные виды деятельности.

Общая рентабельность отражает количество денежных единиц, необходимых для получения одной денежной единицы прибыли. Её изменение аналогично изменению рентабельности СМР. Это говорит о том, что необходимость в денежных единицах падала, а затем начала расти.

Аналогичная ситуация прослеживается в анализе чистой рентабельности и чистой рентабельности собственного капитала. Следует отметить что, величина показателя чистой рентабельности имеет самое большое значение среди всех показателей рентабельности. И, как видно из графика организация все равно убытки не несёт. [14]

Динамика рентабельности производственной деятельности показывает, что величина прибыли с каждого рубля, затраченного на реализацию строительно-монтажных работ, за анализируемый период сильно не изменилась.

Показатели оценки эффективности управления представлены в табл. 2.

Показателем эффективности работы организации выступает прибыль, которая является основой экономического развития рассматриваемого предприятия. Анализируя рисунок 2 можно сделать следующий вывод. Величина показателя чистой прибыли в 2011 и 2012 годах одинаковая.

Показатели прибыли от всей реализации на один рубль оборота и общей прибыли на один рубль оборота имеют равную величину, которая снизилась за рассматриваемый период.

Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия.

Оборачиваемость капитала даёт наиболее обобщенное представление о деловой активности предприятия. Коэффициенты оборачиваемости показывают количество полных оборотов (раз) совершаемых оборотным капиталом за анализируемый период. В таблице 3 отражены показатели деловой активности.

График свидетельствует о том, что коэффициенты оборачиваемости оборотных активов, оборачиваемости запасов и оборачиваемости собственного капитала с течением времени уменьшаются.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности ведёт себя аналогично. Единственный коэффициент, который постепенно увеличивается в течение двух лет - это оборачиваемость кредиторской задолженности.

Основные показатели, характеризующие финансовую устойчивость, представлены в таблице 4

Рассмотрим вышеуказанные коэффициенты подробнее:

Коэффициенты автономии в 2011 (0,1) - 2012 (0,059) гг. были ниже нормативного значения (0,5), что свидетельствует об ограниченной финансовой независимости предприятия и увеличению риска финансовых затруднений в будущие периоды. Изменение коэффициента автономии (-0.041) является величиной отрицательной, что свидетельствует о его негативной динамике в течение анализируемого периода. Следовательно, предприятие не в состоянии будет погасить свои долги за счет собственных средств.

Коэффициенты маневренности в 2011 (0,472) - 2012 (0,397) гг. были ниже нормативного значения (0,5), что свидетельствует об ограниченной финансовой мобильности предприятия. Изменение коэффициента маневренности (-0.075) является величиной отрицательной, что свидетельствует о его негативной динамике в течение анализируемого периода.

Коэффициент финансовой устойчивости в 2011 (0,098) - 2012 (0,059), т.е. ниже нормативного значения (0,75), что свидетельствует о крайней неоптимальности структуры активов предприятия. Изменение коэффициента финансовой устойчивости (-0.039) является величиной отрицательной, что свидетельствует о его негативной динамике в течение анализируемого периода.

Рисунок 4 свидетельствует о том, что коэффициент финансовой активности и индекс постоянного актива в период 2011 - 2012 гг. увеличиваются. Это говорит о состоятельности предприятия вести активную деятельность.

Платёжеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на строительно-монтажные работы.

В таблице 5 представлены коэффициенты, которые позволяют определить способность предприятия в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства.

Рассмотрим вышеуказанные коэффициенты подробнее:

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счёт денежных средств на расчётном счёте и прочих счетах в банке. На рассматриваемой организации данный коэффициент уменьшается, что свидетельствует о недостаточной способности предприятия погашать текущую задолженность. За 2012 год финансовое состояние организации ухудшается.

Коэффициент промежуточной ликвидности за период 2011 - 2012 гг. был равен нормативному значению (0,7-1,5), что свидетельствует о достаточности ликвидных активов предприятия для покрытия его кредиторской задолженности. Изменение коэффициента текущей ликвидности (0.04) является величиной положительной, что свидетельствует о его позитивной динамике в течение анализируемого периода.

Коэффициент текущей ликвидности, как видно из графика в течение 2011-2012 годы увеличивается, это можно рассматривать как положительную тенденцию. Следовательно, предприятие обладает нормальной способностью погашать краткосрочные обязательства. Изменение коэффициента текущей ликвидности (0,02) является величиной положительной, что свидетельствует о его позитивной динамике за 2011 - 2012 годы.


3.2 Анализ наиболее значимых факторов, влияющих на систему управления финансами ООО «Матрикс»


Для определения наиболее значимых факторов, влияющих на финансовое состояние ООО «Матрикс» была разработана специальная анкета для опроса работников планово-экономического отдела предприятия. Именно работники планово-экономического отдела непосредственно занимаются планированием хозяйственной деятельности и ее финансирования, а также анализом финансово-экономических показателей, и поэтому они могут выступать в качестве экспертов в области повышения устойчивости финансового состояния.

По результатам анкетирования, представленным в таблице 6, можно сделать вывод, что для анализируемого предприятия наиболее значимыми оказались два фактора (таблица 6).

Первое место по значимости для ООО «Матрикс» занимает фактор - эффективное управление финансами предприятия.

Следующий по значимости фактор - потребители (по уточнению специалистов предприятия - их неплатежеспособность, которая влечет за собой рост дебиторской и кредиторской задолженности предприятия).

Решение проблем финансового оздоровления предприятий, восстановления их платежеспособности может быть обеспечено только адекватной экономической политикой государства и постановкой надлежащего менеджмента на предприятиях.

Со своей стороны ООО «Матрикс» необходимо повысить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Анализируя финансово-экономическое состояние ООО «Матрикс» особое внимание необходимо уделить этим факторам с целью выявления резервов повышения устойчивости финансового состояния предприятия.


4. Разработка рекомендаций и рекомендации по финансовой устойчивости ООО «Фирма «Матрикс»


.1 Разработка рекомендаций по направлениям повышения финансовой устойчивости ООО «Фирма «Матрикс»


Проведя данный анализ можно с уверенностью сказать, что у предприятия не достаточно резервов для снижения цен на оказываемые услуги. Руководитель должен комплексно решать проблему выживания предприятия, используя все возможные резервы как внешние, так и внутренние. [13] Предположительно, что использование всех приемлемых резервов для снижения себестоимости было бы весьма полезно мероприятием, направленным на компенсацию потерь прибыли от снижения цен. Сокращение издержек необходимо для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке и гарантировать фирме финансовый успех. Руководству ООО хотелось бы рекомендовать предпринять все обоснованные действия по снижению не только переменных, но и условно-постоянных затрат.

Переменные затраты возрастают, либо убывают пропорционально объему производства. Они включают в себя: расходы на закупку сырья и материалов, потребление энергии для технологических целей, транспортные издержки и другие издержки.

Сокращение переменных издержек возможно за счет приобретения материальных запасов и конструкций по более низким ценам, снижения транспортных расходов.

Постоянные затраты не следуют за динамикой объема производства. К таким затратам относятся: амортизационные отчисления, оклады управленческих работников, административные расходы. Снизить данные издержки возможно за счет пересмотра политики начисления амортизации, связанной с увеличением срока службы основных средств. В отличие от переменных большую часть постоянных затрат при сужении деятельности предприятия и снижения выручки от реализации уменьшить не легко. Каким же образом возможно не меняя структуру издержек, и снижая цены на услуги, не только стабилизировать финансовое положение, но и улучшить финансовый результат. Для этого развитию предприятия необходимо располагать гибкой структурой финансовых ресурсов и при возникновении потребности иметь возможность привлекать заемные денежные средства, т.е. быть кредитоспособным. Кредитоспособность свидетельствует о потенциале предприятия в современном возврате кредитов с процентами при сокращении благоприятной для предприятия динамики прибыли. Необходимость привлечения внешних источников финансирования не всегда связано с недостаточностью внутренних источников финансирования. Данными источниками, как известно, являются нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. Рассматриваемые источники самофинансирования стабильны, но ограничены стоимостью и сроком использования оборудования, скоростью оборота денежных средств, величиной текущих расходов. Поэтому свободных денег не хватает и дополнительное их вливание, направленное на увеличение оборачиваемости активов, будет крайне полезным. [8]

Все предприятия рано или поздно испытывают дефицит свободных денежных средств. Как это преодолеть? Одним из решений данной проблемы может стать получение предприятием кредита в государственном или коммерческом банке. Однако, обращение в банк за кредитом еще не гарантирует его получение. Банк должен быть уверен в финансовой прочности своего клиента. Предприятие на данный момент не имеет реальную возможность рассчитывать на получение краткосрочного кредита. Ликвидность предприятия характеризуется тем, что текущие активы не покрывают его обязательства.

Если руководство ООО «Матрикс» займется стратегическим планированием финансов, а также других основополагающих систем управления бизнесом, то оно имеет шанс улучшить свои финансовые результаты. Проведя финансовый анализ данного предприятия, руководство можно предложить следующие стратегические аспекты для повышения рентабельности:

увеличить долю существующего внутреннего рынка за счет эффективной рекламы и стимулирования продаж, освоения новых каналов сбыта;

выход продукции предприятия на внешний рынок за счет выбора новых рынков и каналов и разработки эффективной рекламы на внешних рынках сбыта, снижение цены за счет производственных издержек;

снижение накладных расходов, сокращение эксплуатационных и административных расходов, оптимизация структуры управления, сокращение численности административно - управленческого аппарата, компьютеризация предприятия;

снижение издержек за счет уменьшения расходов на сырье и комплектующие, топливо и энергию, оптимизация поставок, внедрение ресурсосберегающих технологий;

проведение эффективной кадровой политики, привлечение молодых специалистов, ужесточение трудовой дисциплины, т.е. функциональная загруженность каждого работника;

разработка нового поколения оборудования и установления на них более равновесных продажных цен. Разработка комплекса маркетинга на новые изделия;

проводить активную коммерческую деятельность (сбыт товара полученных от других фирм, сдача в аренду помещений и территорий и др.);

сформировать имидж предприятия.[6]

4.2 Рекомендации по повышению финансовой устойчивости и эффективности управления финансовым состоянием ООО «Матрикс»


В целях по совершенствованию системы управления финансами на предприятии ООО «Матрикс» можно порекомендовать следующую систему мер, которая основывается на результатах расчёта факторной модели.

Эффективное управление финансами является важнейшей проблемой предприятия в современных условиях. К первоочередным мерам по решению этой проблемы относятся:

повышение уровня организации производства и управления;

увеличение объёмов, качества и структуры строительно-монтажных работ;

уменьшение затрат на производство и себестоимости строительно-монтажных работ.

Предприятию рекомендуется ввести в организационную структуру финансового менеджера. В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он будет нести ответственность за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности использования того или иного способа их решения и иногда за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Однако если поставленная проблема будет имеет существенное значение для предприятия, он может быть советником высшего управленческого персонала. Финансовый менеджер будет ответственным исполнителем принятого решения, он также будет осуществляет оперативную финансовую деятельность. Главное ее содержание будет состоять в контроле за денежными потоками. Финансовый менеджер должен входить в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку будет принимать участие в решении всех важнейших вопросов.

В наиболее общем виде деятельность финансового менеджера может быть структурирована следующим образом:

общий финансовый анализ и планирование;

обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств);

распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).

Также предприятию рекомендуется продвигать предоставляемые услуги на рынок. Продвижение предоставляемых услуг на рынок состоит из:

активные рекламные компании;

работы с клиентами;

гибкой ценовой политики;

экономического стимулирования работы по привлечению клиентов.

С клиентами, особенно крупными, следует работать на местах, в максимальной степени выявляя и удовлетворяя их потребности. Гибкая ценовая политика - обязательный элемент современной конкурентной борьбы. Гибкая ценовая политика представляет собой систему скидок, позволяющую каждому клиенту получать оптимальный для него уровень сервиса и качества. Примером гибкой ценовой политики могут быть наценки за качества, срочность, сервис, а так же скидки за обслуживание заказа в наименее загруженное время.

Гибкая ценовая политика должна обязательно предусматривать наценки за приоритетное обслуживание в пиковое время, скидки за обслуживание в свободное время, а так же различающиеся на 10 - 20% цены на аналогичные виды услуг. Различающиеся на 10 - 20% цены на аналогичные виды деятельности позволяют определить чувствительность объёма спроса к цене СМР и вести оптимальную ценовую политику, то есть назначать цены, приводящие к максимальному объёму СМР.

Эластичность - чувствительность объёма спроса к цене предоставляемых видов услуг. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится объём выполняемых работ, когда цена СМР меняется на 1%.

Экономическое стимулирование работы по привлечению клиентов приводит к согласованию интересов предприятия. Прекращение невостребованных видов работ и борьба с хищениями в существенной мере опираются на:

автоматизированную информационную систему;

систему управления запасами.

Автоматизированная информационная система позволяет прекращать невостребованные виды деятельности. Система управления запасами делает для персонала невыгодным невостребованные виды деятельности, так как оплата сотрудников производится на основании объёма СМР.

Работа с дебиторами и кредиторами направлена на увеличение притока наличия денег и упирается на гибкую ценовую политику. Система скидок за своевременную оплату наличными может способствовать сокращению дебиторской задолженности.

Управление денежными потоками, а именно оптимизация разницы между временем прихода и ухода денег, может:

создать дополнительный буфер свободных денег на случай непредвиденных расходов;

принести дополнительную прибыль.

Система маркетинга позволяет определить потребности рынка, следовательно, предоставлять только пользующиеся спросом виды работ и услуг. Анализ спроса позволяет проводить гибкую ценовую политику и ценовую дифференциацию.

По итогам проведенного анализа были предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности процесса управления финансами на анализируемом предприятии ООО «Матрикс».

Руководитель должен комплексно решать проблему выживания предприятия, используя все возможные резервы как внешние, так и внутренние. Предположительно, что использование всех приемлемых резервов для снижения себестоимости было бы весьма полезно мероприятием, направленным на компенсацию потерь прибыли от снижения цен. Сокращение издержек необходимо для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке и гарантировать фирме финансовый успех. Руководству хотелось бы рекомендовать предпринять все обоснованные действия по снижению не только переменных, но и условно-постоянных затрат.


Заключение


С переходом российской экономики на рыночные основы хозяйствования перед предприятиями встала проблема обеспечения производства финансовыми ресурсами. Если при плановой экономике предприятия, в случае неудачи, могли рассчитывать на помощь государства с его системой перераспределения финансовых ресурсов, то в современных условиях хозяйствования решение вопроса выживания и процветания находится в собственных руках предприятия.

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится управлению финансовым обеспечением предприятия. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.


Список используемой литературы


1.Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М. Финансы и Статистика, 2009

2.Барышев П.А. Заемный каптал как источник финансирования деятельности предприятия / Автореф. дисс. … канд. эк. наук. Саратов, 2008.

.Иванов А.П. Стоимость чистых активов компании как критерий ее финансовой устойчивости // Автоматизация и современные технологии.- 2012

.Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: ФБК-Пресс, 2008.

.Крейнина М.Н. Анализ финансовой деятельности предприятия для совершенствования бизнеса.- М.: АООТ "Политех-4", 2012

.Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие.- 4-е изд., испр.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009

.Предпринимательство: учеб. Для вузов/под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара, - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

.Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2012

.Сердюк В.Б. Финансовый менеджмент. Методика и опыт. - Самара. ДСМ, 2009

10.Слуцкин М.Л. Анализ в финансовом менеджменте // Финансы.- 2012

11.Шаламова Д.В. Долговое финансирование: инструменты и особенности организации на российском рынке. М., 2008.

.Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятий // Бухгалтерский учет. - 2011.

.Шехетов А.А. Проведение анализа финансового состояния предприятия // Бухгалтерский учет и налоги.- 2011

.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова.- М.: Экономистъ, 2009

.Яблукова Р.З. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие.- М.: ТК Велби, Издательство "Проспект", 2008


Приложение


Таблица 1. Динамика основных показателей рентабельности ООО «Матрикс» за 2011-2012 годы

КоэффициентыРассматриваемый период, год20112012Рентабельность СМР0,0270,015Общая рентабельность0,0920,061Чистая рентабельность0,0630,033Чистая рентабельность собственного капитала0,6110,554Рентабельность производственных фондов0,0280,015

Рис. 1 Динамика изменения коэффициентов рентабельности ООО «Матрикс» за 2011 - 2012 годы


Таблица 2. Динамика показателей эффективности управления ООО «Матрикс» за 2011 - 2012 годы

КоэффициентыРассматриваемый период, год20112012Чистая прибыль на один рубль оборота0,0070,007Прибыль от реализации на один рубль оборота0,0270,015Общая прибыль на один рубль оборота0,0270,015

Рис. 2 Показатели прибыли за 2011 - 2012 годы


Таблица 3. Динамика показателей деловой активности ООО «Матрикс» за 2011-2012 годы

№КоэффициентыРассматриваемый период, год201120121Оборачиваемость оборотных активов9,6 (38дн.)4,6(78дн)2Оборачиваемость запасов29,9(12дн)16,9(21дн)3Оборачиваемость собственного капитала87,4(4дн)75,5(5дн)4Оборачиваемость денежных средств90,6(4дн)94,9(4дн)5Оборачиваемость дебиторской задолженностиѕ6,9(52дн)6Оборачиваемость кредиторской задолженности10,1(36дн)28,5(13дн)

Рис. 3. Динамика коэффициентов оборачиваемости ООО «Матрикс» за 2011 - 2012 годы

финансирование предпринимательский платежеспособность

Таблица 4. Динамика основных показателей финансовой устойчивости ООО «Матрикс» за 2011 - 2012 годы

КоэффициентыРассматриваемый период, год20112012Коэффициент автономии0,10,059Коэффициент финансовой активности8,63815,915Коэффициент манёвренности0,4720,397Коэффициент финансовой устойчивости0,0980,059Индекс постоянного актива0,5270,602

Рис. 4. Динамика коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Матрикс» за 2011-2012 годы


Таблица 5. Динамика основных показателей платёжеспособности ООО «Матрикс» за 2011 - 2012 годы

КоэффициентыРассматриваемый период, год20112012Коэффициент абсолютной ликвидности0,10,05Коэффициент промежуточной ликвидности0,70,74Коэффициент текущей ликвидности11,02

Рис. 5. Динамика коэффициентов ликвидности ООО «Матрикс» за 2011 - 2012 годы

Таблица 6. Результаты анкетирования на ООО «Матрикс»

ФакторыРезультаты анкетированияСумма баллов1234567Маркетинговые1. Эффективность исследования рынка10151015101010802. Ассортимент выпускаемой продукции10101010101010703. Конкурентоспособность продукции10101010101010704. Оптимизация объема производства15151010101510855. Эффективность рекламы1010101010101070Организационно-технические


Теги: Управление финансовым обеспечением на примере компании ООО "Матрикс"  Курсовая работа (теория)  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 33172
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Управление финансовым обеспечением на примере компании ООО "Матрикс"
Назад