Типы проектов по особенностям финансирования


Типы проектов по особенностям финансирования

Содержание


Введение

1. Инвестиционные проекты

2. Спонсорские проекты

3. Кредитные проекты

4. Бюджетные проекты

5. Благотворительные проекты

Заключение

Список литературы


Введение


Латинское projicio переводится как "бросаю вперед", "держу перед собой", projectus буквально означает "брошенный вперед". В английском языке project - это что-либо, что задумывается или планируется, то, что изменяет наш мир.

Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция может предстать в виде модели, прототипа, прообраза, и в ней есть непременный волевой компонент - решимость осуществить задуманное изменение.

Проект - система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических процессов; технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, (1) целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, (2) которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и (3) воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Безусловно, социальные проекты нуждаются в финансировании. Но очевидно и то, что проекты по-разному нуждаются в финансовых средствах. Социальные проекты нередко строятся в финансовом отношении как проекты со смешанным финансированием.

Для осуществления таких проектов их организаторы привлекают средства из разных источников и на разных условиях.

В мировой практике негосударственные организации, специализирующиеся на разработке и реализации социальных проектов, использующих смешанную модель финансирования (фандрайзинг). Такой подход позволяет аккумулировать средства из разных источников, т.к. каждый из этих финансовых источников в отдельности не в состоянии финансово обеспечить проект полностью.

В некоторых случаях привлечение того или иного источника прямо связано с условием смешанного финансирования, как, например, по условиям финансирования из средств федеральной целевой программы "Культура России".

Классификация социальных проектов по особенностям финансирования основывается на выделении в качестве типообразующего такого способа финансового обеспечения, который является основным.

В силу этого мы выделяем инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные проекты.

1. Инвестиционные проекты


Инвестиционный проект - экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления прямых инвестиций в определённый объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами.

Многообразие инвестиционных объектов довольно велико. Они различаются по длительности и объему финансовых ресурсов, масштабам и т.д.

Каждый инвестиционный проект состоит из четырех одинаковых элементов:

) расчетный период - период реализации проекта;

) чистые инвестиции - объем затрат;

) денежный поток - чистый денежный поток от деятельности;

) ликвидационная стоимость - затребование и извлечение капитала в конце срока экономической жизни инвестиций.

Источники финансирования проектов можно классифицировать по следующим критериям:

) по отношениям собственности;

) по видам собственности.

По отношениям собственности источники финансирования делятся на:

) собственные;

) привлеченные.

К собственным источникам относятся:

а) прибыль;

б) амортизационные отчисления;

в) страховые суммы в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.;

г) денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, переданные на безвозвратной основе (благотворительные взносы, пожертвования и т.п.).

К привлеченным источникам:

а) средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;

б) заемные финансовые средства инвесторов (банковские и другие кредиты, облигационные займы и другие средства);

в) денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

г) инвестиционные ассигнования из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

д) иностранные инвестиции.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

) государственные инвестиционные ресурсы:

а) бюджетные средства;

б) средства внебюджетных фондов;

в) привлеченные (государственные займы, международные кредиты).

) частные инвестиционные ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, физических лиц;

) инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов.

При оценке реализации крупных инвестиционных проектов выбор источника финансирования всегда связан с определенными сложностями как организационного, так и финансово-технического характера. Это выражается, зачастую в сложности привлечения капитала из-за отсутствия доверия между крупными инвесторами и корпорациями, осуществляющими инвестиционные проекты.

проект финансирование источник инвестиционный

Поэтому выбор источника финансирования крупных инвестиционных проектов и возможности привлечения финансовых ресурсов с учетом текущей ситуации на анализируемых сегментах рынка оцениваются корпорацией по нескольким параметрам. Во-первых, исходя из сложившихся на рынке присутствия корпорации условий финансирования, во-вторых, - с учетом ключевых показателей корпорации, необходимого объема финансирования с учетом потребности инвестирования, капитализации, наличия кредитной истории и т.п.

Таким образом, можно сделать вывод, что при выборе источника финансирования крупного инвестиционного проекта и оценке предложенных решений по привлечению капитала будут учитываться выводы по показателям финансовой устойчивости корпорации, долговой нагрузки, прибыльности и ликвидности компании и влиянии их на стоимость финансирования.


2. Спонсорские проекты


Впервые слово "спонсор" публично прозвучало с экранов телевизоров в 1988 году. Зрители тогда не понимали, с какой именно целью Александр Масляков, ведущий программы "КВН", долго и монотонно перечисляет в эфире названия незнакомых организаций.

Так все и началось, и уже совсем скоро каждый знал, что спонсор - это прежде всего уважаемый и богатый человек (или компания), чья деятельность направлена на важные и полезные обществу дела. Такие компании и люди помогают создавать и реализовывать новые проекты, свершать то, что без инвестиций сделать было бы невозможно.

Спонсорство - это определенно один из видов поддержки различных сфер общественной жизни, одна из форм социальных инвестиций. Но в то же время это нельзя назвать ни альтруизмом, ни меценатством, ни благотворительностью, хотя есть много общего.

Главное отличие между ними заключается в том, что спонсорская поддержка в обязательном порядке предусматривает встречную услугу. Средства вкладываются в обмен на ожидаемую пользу.

Известный английский специалист по PR Сэм Блэк считал, что "правильнее всего определить спонсорство как один из видов предпринимательской деятельности". И, как правило, эта деятельность основана на четком соглашении между организаторами события с одной стороны и коммерческой компанией с другой.

Спонсорство приносит компании экономию собственных ресурсов на рекламу и организацию мероприятий подобного уровня, а организаторам дает помощь и поддержку целевой аудитории.

Спонсорство в рекламе - это эффективный маркетинговый инструмент. В наши дни рынок рекламы перенасыщен настолько, что даже большим компаниям трудно выделиться на фоне общей массы. Именно поэтому они обращаются к спонсорству как к более современному виду рекламы.

Тем более что последние исследования, проведенные компанией - экспертом в данной области Havas Sports & Entertainment (HS&E), показали, что спонсорство крупных спортивных мероприятий существенно улучшает имидж рекламодателя и повышает узнаваемость бренда, тем самым способствуя росту вероятности приобретения продукции компании.

Потребители воспринимают такие бренды более позитивно по сравнению с "обычными" - в среднем на 25-50%.

Спонсорство нередко соотносят с рекламой, вместе они формируют положительный имидж организации и подразумевают получение выгоды. При этом между ними существует значительная разница.

Спонсорство - это фактически инструмент событийного маркетинга, способ размещения рекламы в рамках эксклюзивных мероприятий на специальных условиях. Спонсорство обычно служит для реализации имиджевых задач, реклама - для продвижения продукта.


3. Кредитные проекты


Способом финансового обеспечения социального проекта может быть избран кредит. Это еще один коммерческий вариант финансирования, специфика которого состоит в том, что получение финансовых средств возможно только под условие предоставления гарантий кредитному учреждению (залог собственности, например).

Такой проект также предполагает развернутое финансово-экономическое обоснование, которое должно убедить и инициаторов проекта, и кредитора в том, что кредит будет погашен и по нему будут уплачены проценты в соответствии с принятым порядком.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает правило, согласно которому кредитор "вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок".

Государство, местное самоуправление могут содействовать в получении кредита под социально значимый проект и даже брать на себя поручительство по кредитным обязательствам негосударственных организаций, связанным с их уставной деятельностью.

Такого рода меры содержит, в частности, Закон Московской области "О региональной государственной молодежной политике в Московской области" (1995г.).

К кредитным проектам принципиально близки те, которые осуществляются с применением лизинга.

Лизинг - долгосрочная, иногда до нескольких лет, аренда средств производства (машин, оборудования, производственных сооружений и т.д.), предполагают возможный последующий выкуп арендатором полученного в аренду имущества.

Имущество остается собственностью лизинговой компании до конца сделки, а после того как организация-арендатор расплатилась за него, она становится собственником этого имущества.

Это фактически форма инвестиции, позволяющая начинать дело с меньшими затратами и избегать влияния на эффективность работы морального старения оборудования.

Очевидно, что и это форма финансового обеспечения проекта, способного приносить доход.


4. Бюджетные проекты


В силу того, что некоторые социальные проекты бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социальные задачи, они осуществляются в рамках государственной социальной политики и решения местных задач.

Такие проекты финансируются из соответствующих бюджетов в виде ассигнований для осуществления плановой деятельности государственного или муниципального учреждения, а также субсидий территориальным органам власти и местного самоуправления и негосударственными организациями.

Финансовое обеспечение из бюджетных источников имеет ограничения, определяемые различными нормативами (структура и число штатных сотрудников, фиксированные размеры фонда заработной платы и т.д.). Работа по нормативам усложняет для бюджетных проектов внедрение нововведений.

К тому же следует учитывать, что в нестабильной экономической обстановке приведение расходной части бюджетов всех уровней в соответствие с доходной частью происходит, как правило, путем урезания социальных программ. Это ставит многие проекты под удар.

Во всяком случае, бюджетный проект в современной российской действительности перестал быть проектом с гарантированным финансированием.

Субсидия (дотация) - это государственное финансовое пособие юридическим и физическим лицам в виде ассигнования на покрытие убытков, сбалансирование бюджета и т.д. Такую модель финансирования социальных проектов избирают органы государственной власти и органы местного самоуправления для поддержки проектов и программ некоммерческих организаций.

Субсидии на реализацию проекта можно получить в конкурсном порядке. Это обстоятельство содержит в себе определенную сложность. Она заключается в том, что в материалах, представляемых инициатором проекта на конкурс, необходимо точно охарактеризовать те стороны предполагаемой деятельности, которые предусматриваются условиями конкурса.

Часто проекты, которые можно отнести одновременно в разные группы конкурсантов, откладываются как неясные, слабо подготовленные и конкурсными комиссиями не рассматриваются. В конкурсах чаще побеждают те, кого в конкурсных комиссиях хорошо знают. Не во всех случаях это значит, что выигравшая организация имеет лучший проект.

Нередко это свидетельство того, что такая организация умеет хорошо отчитаться перед грантодателем. Есть и другие проблемы, например, давление фондов на авторов проектов (побеждают проекты с желаемой для грантодателя тенденциозностью).

В целом, все это не позволяет слишком рассчитывать на гранты для тех или иных социальных проектов, и успех осуществления проекта везде, где это возможно, лучше связывать со смешанным финансированием.


5. Благотворительные проекты


Благотворительные проекты являются примером некоммерческого варианта финансирования, часто предполагающего личное участие благотворителя в проекте.

Многочисленные факты финансирования бездоходных или затратных проектов по неэкономическим соображениям позволяют выделить благотворительные проекты как самостоятельный вид.

Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства, когда лицо (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в проекте не только выделением финансов.

Мотив благотворителя может быть связан со стремлением прославить свое имя, а может отражать какие либо личные интересы и увлечения, мечты, религиозные убеждения. Удовлетворение нематериальных потребностей - нередко более сильный мотив для трат, в том числе и крупных, чем ожидание наивысшей прибыли от вложений.

Это обстоятельство позволяет осуществлять многие некоммерческие проекты. Расчет на такой тип финансирования проекта требует ясного осознания, что на инициатора проекта ложится сложная миссия по представлению своих замыслов потенциальным меценатам в форме просьбы.

Необходимо и морально, и технологически быть готовым к длительному и многотрудному ведению переговоров с потенциальными меценатами.

При реализации благотворительных проектов в регионах присутствия уделяется особое внимание:

уважению интересов всех заинтересованных сторон и открытому взаимодействию с ними;

инвестициям в социальную сферу и развитие инфраструктуры;

благотворительной поддержке населения и местных сообществ;

повышению образовательного потенциала регионов, поддержке спорта и здорового образа жизни.


Заключение


Таким образом, многообразие типов проектов - одна из примечательных черт социального проектирования. Возможность применять проектные подходы и технологии на любом уровне социальной организации, в самых разных масштабах, временных рамках, с мощными ресурсами и почти без них придает социальному проектированию гибкость и реалистичность.

Условия, которые задаются проекту, предопределяют его форму и пути реализации.


Список литературы


1. Луков В. A. Социальное проектирование: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. гуманит. - социальн. академии: Флинта, 2003.

. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. - СПб, 1997.

. Агеев А. ГОСПлан - основные подходы к планированию социально-экономического развития России / А. Агеев, Е. Логинов // Экон. стратегии. - 2013. - N 8. - С.100-108.

. Мау В. Социально-экономическое планирование и прогнозирование // Общество и экономика. - 2008. - N 1. - С.5-17.

. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе DOC /Л.А. Кудринская. - ОмГТУ, 2010.

. Абакумов С.А. Благотворительность как инструмент решения социальных проблем // Нац. проекты. - 2006. - N 5. - C.23-24.

. Галанов В.С. Кредитный процесс и факторы, влияющие на его организацию // Деньги и кредит. - 2011. - N 6. - С.30-33.

. Петров Ю. Предприниматели и российское общество в начале XX века / Ю. Петров // Свободная мысль. - 1992. - N 17. - С.41-50.

. Анисина Е.А. Государственная политика в сфере меценатства // Обсерватория культуры. - 2009. - N 2. - С.46-51.

. Сидорина Т.Ю. Феномен благотворительности и моральное самосознание // Вопросы философии. - 2011. - N 2. - С.44-56.


Теги: Типы проектов по особенностям финансирования  Реферат  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 23798
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Типы проектов по особенностям финансирования
Назад