Теоретические и методологические основы механизма финансирования и кредитования инвестиций

Содержание


Глава 1. Теоретические и методологические основы механизма финансирования и кредитования инвестиций

1.1 Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий

1.2 Методы и источники кредитования и финансирования инвестиционной деятельности предприятий

1.4 Привлечение иностранных инвестиций и их правовое регулирование

Глава 2. Особенности финансирования и кредитования инвестиционной деятельности предприятий в Республике Беларусь

2.1 Анализ источников финансирования инвестиций в основной капитал предприятий в РБ

2.2 Анализ иностранных инвестиций привлеченных предприятиями Республики Беларусь

Глава 3. Основные направления совершенствования механизма финансирования и кредитования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь

3.1 Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь

3.2 Основные направления привлечения инвестиций

Заключение

Список использованных источников

Введение


Инвестиционная сфера в последние годы становится все более актуальной темой деловых кругов и общества в целом. Одним из наиболее значимых факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли.

Для поддержания конкурентоспособности и доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимо производить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Именно поэтому предприятие для начала его деятельности, а затем и для последующего развития нуждается в инвестициях.

Финансовое обеспечение инвестиционного процесса - это, по сути, участие финансов в воспроизводстве основного капитала. Реализация инвестиционного процесса связана с поиском решений в области определения возможных источников финансирования инвестиций, способов их мобилизации, повышения эффективности использования.

Однако потребность в дополнительных денежных ресурсах может возникнуть не только в случае полного отсутствия собственных средств. Кредит может понадобиться, например, если появляются дополнительные, не учтенные ранее финансовые риски. Другим поводом обратиться за финансовой помощью может стать отказ одного или нескольких соинвесторов от своих обязательств по финансированию проекта.

Привлечение прямых иностранных инвестиций позволяет национальным компаниям осуществлять сотрудничество с иностранными инвесторами в одной или нескольких формах. Вместе с тем возможны и другие формы сотрудничества, например международная кооперация производства, получение иностранного оборудования на основе лизинга, получение иностранных займов.

Целью курсовой работы является анализ финансирования и кредитования инвестиционной деятельности предприятий Республики Беларусь и определение основных направлений совершенствования инвестиционной деятельности.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

. Определить сущность инвестиций и содержание инвестиционной деятельности;

. Исследовать сущность, виды инвестиций;

. Определить основные методы финансирования и кредитования инвестиций;

. Исследовать источники инвестиций.

. Провести анализ финансирования и кредитования инвестиций предприятий Республики Беларусь.

. Выделить проблемы и перспективы развития финансирования и кредитования инвестиций предприятий Республики Беларусь.

Предметом работы является организация финансирования и кредитования инвестиционной деятельности предприятий РБ.

Объектом является инвестиционная деятельность предприятий РБ.

В работе были использованы такие методы исследования, как анализ, сравнение, обобщение и метод синтеза.

В процессе курсового исследования в качестве источников информации были использованы научные труды отечественных и зарубежных авторов в области финансирования и кредитования инвестиций, статьи СМИ, нормативно-правовые акты РБ с изменениями и дополнениями по состоянию на 2014 год, интернет ресурсы.

Глава 1. Теоретические и методологические основы механизма финансирования и кредитования инвестиций


.1 Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности предприятий


В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества.

Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют, таким образом, структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства [1, с.108].

Инвестиции - это, что откладывается на завтра, чтобы как можно больше и эффективнее употребить их в будущем. По финансовому определению инвестиции - это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода (выгоды). По экономическому - расходы на создание, расширение или реконструкцию и техническое перевооружение основного и оборотного капитала [2, c.12].

Использование инвестиций происходит путем реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение определенных, четко обозначенных целей и представляющих собой комплекс не противоречащих законодательству мероприятий и действий по реализации определенного объема инвестиций для достижения конкретных целей в течение установленного времени [13, с.7].

Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством [15, с.69].

Под инвестиционной деятельностью в соответствии с белорусским законодательством понимаются действия юридического или физического лица либо государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата [7, статья 2].

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных статьей 5 Инвестиционного Кодекса РБ.

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций [7, статья 3].

Объектами инвестиционной деятельности являются:

§недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;

§ценные бумаги;

§интеллектуальная собственность.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

§создание юридического лица;

§приобретение имущества или имущественных прав, а именно:

§доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;

§недвижимости;

§ценных бумаг;

§прав на объекты интеллектуальной собственности;

§концессий;

§оборудования;

§других основных средств [7, статья 5].

Вид инвестиций обусловлен характером инвестиционного проекта, для которого они предназначены, целевой направленностью и сроком выполнения проекта [10, с. 202].

По направлениям вложения средств различают:

§реальные инвестиции - долгосрочные вложения средств в материальное производство, в материально-вещественные виды деятельности;

§финансовые инвестиции - вложение капитала в различные финансовые инструменты, главным образом в ценные бумаги.

По формам собственности вкладываемых ценностей инвестиции делятся на:

§частные инвестиции - средства населения, частных фирм и компаний;

§государственные инвестиции - средства, вкладываемые из государственного бюджета, бюджетов местных органов власти, а также средства, вкладываемые государственными предприятиями.

По территориально-государственной принадлежности физических и юридических лиц, осуществляющих вложение средств, инвестиции подразделяются на:

иностранная инвестиция кредитование финансирование

§отечественные инвестиции - средства населения, частных фирм и компаний данной страны, а также средства, вкладываемые из отечественного государственного и местных бюджетов;

§иностранные инвестиции - заемные и кредитные ресурсы международных инвестиционных институтов, зарубежных корпораций и фирм, совместных предприятий и зарубежных государств.

По характеру участия в инвестировании различают:

§прямые инвестиции - вложения денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием или компанией, в которые вкладываются деньги, и получения дохода от участия в их деятельности (прямые инвестиции обеспечивают обладание контрольным пакетом акций);

§косвенные (непрямые) инвестиции - предполагают инвестирование посредством других лиц - через инвестиционных или финансовых посредников.

В зависимости от сроков вложения инвестиции делятся на:

§краткосрочные - средства, вкладываемые на срок до одного года;

§долгосрочные - средства, вкладываемые на срок более одного года [3, c.92].

Понятие инвестиции" достаточно широкое и включает множество разновидностей. Уточнение вида инвестиций имеет важное значение для практической организации финансирования инвестиционной деятельности и определения его источников.


.2 Методы и источники кредитования и финансирования инвестиционной деятельности предприятий


Вопрос о привлечении ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов и программ, занимает важное место в планировании инвестиционной деятельности предприятия, выступая непременным элементом технико-экономического обоснования инвестиционных решений. Этот аспект планирования подчинен следующим целям:

) обеспечению бесперебойного финансирования инвестиционной деятельности;

) наиболее эффективному использованию собственных средств предприятия (установлению приемлемых пропорций потребления и накопления);

) повышению экономической эффективности отдельных проектов и ценности предприятия в целом [11, с.245].

Все виды инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов осуществляются за счет формируемых ими инвестиционных ресурсов.

Инвестиционные ресурсы представляют собой все виды финансовых активов, привлекаемых для осуществления вложений в объекты инвестирования. Источники формирования инвестиционных ресурсов в рыночной экономике весьма многообразны. Это обусловливает необходимость определения содержания источников инвестирования и уточнения их классификации.

В экономической литературе при анализе источников финансирования инвестиций выделяют внутренние и внешние источники инвестирования. При этом к внутренним источникам инвестирования, как правило, относят национальные источники, в том числе собственные средства предприятий, ресурсы финансового рынка, сбережения населения, бюджетные инвестиционные ассигнования, к внешним источникам - иностранные инвестиции, кредиты и займы.

Эта классификация отражает структуру внутренних и внешних источников с позиций их формирования и использования на уровне национальной экономики в целом.

С позиций предприятия (фирмы) бюджетные инвестиции, средства кредитных организаций, страховых компаний, негосударственных пенсионных и инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов являются не внутренними, а внешними источниками. К внешним для предприятия источникам относятся и сбережения населения, которые могут быть привлечены на цели инвестирования путем продажи акций, размещения облигаций, других ценных бумаг, а также при посредстве банков в виде банковских кредитов.

При анализе структуры источников формирования инвестиций на микроэкономическом уровне все источники финансирования инвестиций делят на три основные группы: собственные, привлеченные и заемные. При этом собственные средства предприятия выступают как внутренние, а привлеченные и заемные средства - как внешние источники финансирования инвестиций.

Финансирование инвестиций предполагает использование одного или нескольких методов. Основные методы финансирования:

§Государственное;

§Внебюджетное;

§Самофинансирование;

§Банковское кредитование;

§Аренда имущества;

§Лизинг [12, с.59].

Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций. В идеале каждой коммерческой организации необходимо всегда стремиться к самофинансированию.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.

В этом случае не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск банкротства. Имеются и другие положительные стороны. В частности, самофинансирование развития предприятия означает его хорошее финансовое состояние, а также имеет определенные преимущества перед конкурентами, у которых такой возможности нет. Основными собственными источниками финансирования инвестиций в любой коммерческой организации являются чистая прибыль и амортизационные отчисления.

Прибыль как источник финансирования инвестиций. Основной целью предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли. Она является основным финансовым результатом деятельности предприятия.

В современных условиях предприятия самостоятельно распределяют прибыль, остающуюся в их распоряжении.

Прибыль направляется на: производственное развитие; строительство жилья, домов отдыха, детских садов и других объектов непроизводственного назначения; выплату дивидендов, если это акционерное общество; благотворительные цели и др. Для рационального использования прибыли необходимо хорошо знать техническое состояние предприятия на данный момент и на перспективу. Прибыль необходимо направлять на развитие предприятия в том случае, если уровень технического развития предприятия низкий, что является тормозом для выпуска конкурентоспособной продукции и возможной причиной банкротства предприятия. Таким образом, распределение прибыли на предприятии должно быть обосновано в экономическом и социальном плане.

Амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиций.

Амортизация - процесс переноса стоимости основных фондов на выпускаемую продукцию в течение их нормативного срока службы.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь и др.

Основные средства в процессе производства постепенно морально и физически изнашиваются, т.е. они меняют свои первоначальные параметры. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизационные отчисления являются важнейшим источником финансирования инвестиций. Они призваны обеспечить не только простое, но и в определенной мере расширенное воспроизводство.

Преимущество амортизационных отчислений как источника инвестиций по сравнению с другими заключается в том, что при любом финансовом положении предприятия этот источник имеет место и всегда остается в распоряжении предприятия.

Величина амортизационных отчислений на предприятии зависит от следующих факторов:

§среднегодовой стоимости основных производственных фондов, находящихся в распоряжении предприятия;

§переоценки основных средств;

§способа начисления амортизационных отчислений;

§ускорения НТП.

Применение ускоренных способов начисления амортизации позволяет за более короткий срок накопить достаточные амортизационные отчисления, а затем их использовать для реконструкции и технического перевооружения производства, т.е. у предприятия появляются большие инвестиционные возможности. Это основной положительный момент ускоренной амортизации.

Амортизационные отчисления должны использоваться на следующие цели:

§приобретение нового оборудования вместо выбывшего;

§механизацию и автоматизацию производственных процессов;

§проведение НИР и ОКР;

§модернизацию и обновление выпускаемой продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности;

§реконструкцию, техническое перевооружение и расширение производства;

§новое строительство.

Привлечение инвестиций.

Одним из методов привлечения инвестиций является открытое размещение акций.

Преимуществом этого метода является получение значительного капитала, расширение капитальной базы компании, обеспечение ликвидности активов, создание привлекательных стимулов инвестирования в акции, повышение реализуемости акций, повышение стоимости акций.

Основные недостатки привлечения инвестиций путем размещения акций: требуются значительные затраты на эмиссию и размещение ценных бумаг, регламентация порядка эмиссии со стороны органов управления рынком ценных бумаг, давление акционеров, направленное на обеспечение роста прибылей.

Еще один метод привлечения инвестиций это кредитная линия банков.

Этот метод имеет менее длительные сроки, чем выпуск акций.

В данном случае требуется дополнительное обеспечение (гарантии), предоставление отчета о продажах/прибыли, наличие прогнозируемого денежного потока.

Преимуществом является то, что предоставляются дополнительные услуги, процент является прогнозируемым, гибкая схема заимствования и погашения долга.

Недостатки: может потребоваться дополнительное обеспечение, предоставление кредита ограничивается установленным лимитом, возможны высокие процентные ставки.

Важным источником инвестиций также является государственное финансирование. Оно имеет длительные сроки.

При этом методе основными требованиями является: предоставление компаниям, соответствующим определенным стандартам, требование достаточного дополнительного обеспечения, средства должны использоваться строго по целевому назначению.

Преимущества: более низкие суммы платежей в погашение при более длительных периодах, процент вычитается из суммы налогооблагаемой прибыли, возможно предоставление дополнительных услуг.

Недостатки: суммы выделяемых средств ограничены, требуется дополнительное обеспечение, предоставление кредита оговаривается определенными условиями, полученные средства должны расходоваться по целевому назначению.


.4 Привлечение иностранных инвестиций и их правовое регулирование


Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром.

Интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности.

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.

Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

§в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;

§в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;

§в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;

§в способности при правильной организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

§в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы.

Возможности привлечения иностранных инвестиций во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стране, насколько благоприятен ее инвестиционный климат.

Инвестиционный климат. Инвестиционный климат - весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (региона).

Оценка различных составляющих инвестиционного климата позволяет определить уровень инвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществления вложений.

Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном уровнях. Основной формой регулирования прямых иностранных инвестиций на международном уровне выступают международные инвестиционные соглашения. В них согласуются и закрепляются меры по регулированию прямых иностранных инвестиций между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний и многосторонний характер. При этом они бывают региональными и межрегиональными [9, с.563].

Механизм привлечения иностранных инвестиций в страну предполагает развитие, в первую очередь, законодательной базы страны, привлекающей данные инвестиции, т.к. без конкретно закрепленных в законодательстве отношений между государством и иностранным инвестором существуют слишком высокие риски для инвестирования и нельзя быть полностью уверенным в получении прибыли и в полном их возврате. Поэтому государство формирует специальную государственную политику для привлечения иностранных инвестиций, которая должна осуществляться последовательно и не отходя от плана.

В последние годы в Республике Беларусь предпринято ряд мер по формированию нормативно-правовой базы и направленных на создание долговременных, стабильных и привлекательных условий для отечественных и иностранных инвесторов.

Основные вопросы правового положения иностранных инвестиций в Республики Беларусь регулируются Инвестиционным Кодексом РБ. В соответствии с Кодексом иностранные инвесторы вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах, определенных статьей 5 Инвестиционного Кодекса.

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь [7, статья 77].

Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах:

обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;

изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Иностранные инвестиции в имуществе юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются [7, статья 78].

Важной особенностью выбора источников формирования инвестиционных ресурсов является достаточно широкая их альтернативность для удовлетворения одних и тех же инвестиционных потребностей предприятия.

В связи с этим, специалисты рекомендуют использовать одновременно несколько источников инвестиций.

Глава 2. Особенности финансирования и кредитования инвестиционной деятельности предприятий в Республике Беларусь


.1 Анализ источников финансирования инвестиций в основной капитал предприятий в РБ


Экономика страны будет находиться в стабильном состоянии только тогда, когда отечественная промышленность сможет производить качественную и конкурентоспособную продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.

В стабильной экономике на первом месте должны быть собственные средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных средств важной проблемой является то, что производители вынуждены значительную часть прибыли направлять на их приобретение.

Второй проблемой является неэффективная амортизационная политика. На многих предприятиях основные средства учитываются не по своей истинной стоимости, сумма амортизации в течение года не индексируется в соответствии с инфляцией, что приводит к оскудению этого источника инвестиций.

Так как в экономике Беларуси преобладает государственная форма собственности, важную роль играют средства государственного бюджета. Но средства республиканской казны в основном не направляются на цели, которые могут быть профинансированы из других источников. Поэтому все предприятия независимо от форм собственности и методов хозяйствования нуждаются в кредитах, как краткосрочных, так и долгосрочных.

Большинство коммерческих банков Республики Беларусь не располагают таким объемом средств, чтобы осуществлять долгосрочное кредитование. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной.

Предприятия в своем подавляющем большинстве используют только один вид иностранных экспортных кредитов - под гарантии правительства. Однако такая форма имеет значительный недостаток - здесь ответственность за выполнение обязательств перекладывается с непосредственного исполнителя проекта, под который получены средства, на государство.

Анализируя ситуацию в стране можно сделать вывод, что наиболее эффективным источником может стать долгосрочный кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно.

Но использование этого источника возможно лишь при условии взаимовыгодных для банков и предприятий практических условий и форм долгосрочного кредитования.


Таблица 2.1 - Инвестиции в основной капитал в сферу производства и сферу услуг

Показатели201020112012Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 55380,898664,9154442в том числе: 1. в сферу производства, млрд. руб. 28487,754795,581426,4Темп роста, % к предыдущему году112,31,923481,486012. в сферу услуг, млрд. руб. 26893,143869,473016,1Темп роста, % к предыдущему году119,7163,1166,4

Примечание - Источник: собственная разработка.

На основании данной таблицы можно сделать вывод, что основная доля инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь приходится в сферу производства и в период с 2010 по 2012 год увеличивается на 52938,7 млрд. рублей. Что касается сферы услуг, то здесь сохраняется та же тенденция и к 2012 году по сравнению с 2010 годом объем инвестиций увеличивается на 46123 млрд. рублей [4, с.488].


Таблица 2.2 - Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования

Показатели2010, млрд. руб. 2011, млрд. руб. 2012, млрд. руб. 2010, % к итогу2011, % к итогу2012, % к итогу1234567Инвестиции в основной капитал - всего43 377,698 664,9154 442,4100,0100,0100,0в том числе за счет: консолидированного бюджета1038012196,224800,518,712,416,1внебюджетных фондов98,124,666,50,20,020,04собственных средств организаций18193,237254,961746,432,937,840заемных средств других организаций558630,82352,710,61,5средств населения42015838,310506,17,65,96,8иностранных инвестиций (без кредитов (займов) иностранных банков) 1176,42914,349602,133,2кредитов (займов) банков1786935332,840917,232,335,826,5из них за счет кредитов (займов) иностранных банков1263,76673,45055,92,36,73,3прочих источников2905,1447390935,24,55,9

Примечание - Источник: собственная разработка.

Из таблицы видно, что основным источником финансирования инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь является собственные средства организации, которые составляют в 2010 году 32,9% от всего объема инвестиций в основной капитал, в 2011 году 37,8%, в 2012 году 40%.

Второе место в структуре инвестиций по источникам финансирования занимают кредиты (займы) банков, доля которых в 2012 году равна 26,5%. Наименьшую долю занимает источник финансирования за счет внебюджетных фондов, в период с 2010 по 2012 годы объем этих средств в общей доле инвестиций снижался и в 2012 году составил 0,04% от всего объема инвестиций в основной капитал [4, с.490].


Таблица 2.3 - Инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников по видам экономической деятельности

Показатели2011, млрд. руб. 2012, млрд. руб. 2011 в % к итогу2012 в % к итогуТемп роста123456Инвестиции в основной капитал - всего13 432,9015 315,001001001,14в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство316,5610,62,3563,9871,93рыболовство, рыбоводство0,936,90,0070,24141,00горнодобывающая промышленность337,558,52,5120,3820,17обрабатывающая промышленность5 944, 207 778, 2044,25150,7881,31производство и распределение электроэнергии, газа и воды3 597,801 021,4026,7836,6690,28Строительство164,612,71,2250,0830,08торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования125,1900,9310,5880,72гостиницы и рестораны11,8499,80,0883,26342,36транспорт и связь1 941,502 626, 2014,45317,1481,35финансовая деятельность3,32,50,0250,0160,76операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям901,12 475,906,70816,1672,75государственное управление67,41,80,5020,0120,03образование2,50,70,0190,0050,28здравоохранение и предоставление социальных услуг4,233,90,0310,2218,07предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг14,565,80,1080,4304,54

Примечание - Источник: собственная разработка.

Из данной таблицы можно сделать вывод, что основная доля инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников приходится на обрабатывающую промышленность и составляет в 2012 году 7778,2 млрд. руб., что в 1,3 раза больше по сравнению с 2011 годом. В общей структуре инвестиций за счет иностранных источников инвестиции в обрабатывающую промышленность составили в 2012 году 50,8%, что на 6,5% больше, чем в 2011 году. Это объясняется тем, что обрабатывающая отрасль экономики требует больших инвестиций, нового технологического вооружения и мощностей, но отечественный малый и средний бизнес не может обеспечить этих условий на сегодняшний день, следовательно, инвестиции в эту отрасль следует искать среди иностранных инвесторов, которые обладают огромным инвестиционным потенциалом.

Самую незначительную часть в 2011 году занимают инвестиции в рыболовство и рыбоводство, которые составляют 0,007% в структуре, но в 2012 году инвестиции в эту отрасль выросли в 41 раз и в общей структуре инвестиций в основной капитал за счет иностранных источников составили 0,2%. В 2012 году наименьшая доля приходится на образование и занимает 0,005% в общей структуре инвестиций за счет иностранных источников [4, с.488].


.2 Анализ иностранных инвестиций привлеченных предприятиями Республики Беларусь


Под иностранными инвестициями понимаются финансовые и материальные средства, вложенные иностранными юридическими лицами в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные им хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (доходов) или достижения социального эффекта [8, с.29].

Операции с прямыми иностранными инвестициями за 2012 год обусловили чистый приток капитала в страну в размере 2 143,4 млн. долларов, что на 21,1 % больше, чем за 2011 год. В 2012 году прямые инвестиции явились одним из основных источников финансирования дефицита текущего счета, компенсировав 42,5 % его отрицательного сальдо.

Валовой объем поступивших прямых иностранных инвестиций в экономику страны составил 3 556,8 млн. долларов, что на 45,2 % превысило аналогичный показатель за 2011 год.

За 2012 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чем за 2011 год.

Основную часть капитала, привлекаемого в Республику Беларусь, составляют прямые инвестиции (табл.2.4).


Таблица 2.4 - Поступление иностранных инвестиций в Республику Беларусь по видам

Показатели2010, млн. дол. США2011, млн. дол. США2012, млн. дол. США2010, в % к итогу2011, в % к итогу2012, в % к итогуИностранные инвестиции - всего9085,518878,614329,8100100100в том числе: прямые инвестиции5569,41324810358,461,370,272,3портфельные инвестиции1,82,323,40,020,010,2прочие инвестиции3514,25628,3394838,729,827,6

Примечание - Источник: собственная разработка.

Из таблицы можно сделать вывод, что в общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в реальный сектор республики в 2012 году, доля прямых инвестиций составила 72,3%, прочих - 27,6%. При этом по сравнению с 2010 годом доля прямых инвестиций увеличилась на 11 %, что свидетельствует об улучшении структуры иностранных инвестиций.

Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице 2.5.


Таблица 2.5 - Поступление иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь по видам экономической деятельности (млн. долларов США)

Показатели2010201120122010, в % к итогу2011, в % к итогу2012, в % к итогуТемп роста 2012 /2010Всего9085,518878,614329,81001001001,58в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство15,932,562,70,180,1720,4383,94рыболовство, рыбоводство0,60,50,20,010,0030,0010,33промышленность2055,14932,73502,822,6226,12924,4441,70строительство30,6103,7134,70,340,5490,9404,40торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования1632,16712,45662,617,9635,55639,5163,47гостиницы и рестораны9,720,550,60,110,1090,3535,22транспорт и связь5046,66231,54280,355,5533,00829,8700,85финансовая деятельность101,6181157,11,120,9591,0961,55операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям172,3632,2486,51,903,3493,3952,82образование-0,30,4-0,0020,003-здравоохранение и предоставление социальных услуг2,71,82,40,030,0100,0170,89предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг18,329,529,50, 200,1560, 2061,61

Примечание - Источник: собственная разработка.

Наибольшие суммы иностранных инвестиций в 2012 году поступили в такие отрасли экономики, как: торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (39,5% от всех поступивших инвестиций), транспорт и связь (29,8%), промышленность (24,4%).

В 2012 году, по сравнению с 2010 годом объем инвестиций в сельское хозяйство вырос почти в 4 раза, также значительный рост наблюдается в таких отраслях как: строительство (в 4,4 раза), гостиницы и рестораны (в 5,22 раза).

Основными инвесторами предприятий Республики Беларусь были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%).

За 2012 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска (42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) и Витебской (14,5%) областей.

Рассматривая основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями можно сделать вывод, что все рассмотренные показатели увеличились в 2012 году по сравнению с 2010 годом, в частности, объем производства продукции (работ, услуг) вырос в 4 раза, экспорт товаров в 3,5 раза, оптовый товарооборот в 4,5 раза (таб.2.6).


Таблица 2.6 - основные показатели деятельности организаций с иностранными инвестициями

Показатели2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп роста 2012/201012345Число организаций (на конец года) 5876575969251,18совместные3168322738601,22иностранные2708237329011,07Вклады в уставные фонда организаций, внесенные зарубежными участниками (на 1 января года), млн. долл. США1416,51629,52103,21,48совместные852,9874,81172,81,38иностранные563,6747,9919,91,63Списочная численность работников в среднем за год, тыс. человек309,8328,4352,91,14совместные212,6217,8231,71,09иностранные97,280,687,40,90Объем производства продукции (работ, услуг), млрд. руб. 45783103413,7183160,34,00совместные34870,173701,1337,30,01Продолжение таблицы 2.612345Иностранные10912,922090,143832,44,02Экспорт товаров, млн. долл. США3876,59422,413740,43,54Совместные2796,37608,37741,22,77Иностранные1080,21116,45034,14,66Импорт товаров, млн. долл. США12920,817444,418666,11,44Совместные9208,97773,38769,20,95Иностранные3711,992109528,82,57Оптовый товарооборот, млрд. руб. 24763,646718,6111993,34,52Совместные16372,83766456486,93,45Иностранные8390,88243,1547196,52

Примечание - Источник: собственная разработка.

Проведенный анализ показал, что привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь.


Глава 3. Основные направления совершенствования механизма финансирования и кредитования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь


3.1 Свободные экономические зоны как форма привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь


Повышение инвестиционной активности и эффективности инвестиционной деятельности в настоящее время стало ключевой проблемой экономического развития Республики Беларусь [14, с.18].

Увеличению притока иностранных инвестиций способствует создание свободных экономических зон, на территории которых действует льготный налоговый и таможенный режим.

Свободные экономические зоны - это территории, на которых товары обращаются за пределами национального таможенного пространства [8, с.50].

Законом Республики Беларусь О свободных экономических зонах" от 7 декабря 1998г. дано следующее определение: Свободная экономическая зона - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности".

Правовой режим в СЭЗ установлен комплексом специальных правовых норм, определяющих налогообложение, таможенное и иное регулирование. Его целями выступают:

§создание благоприятных условий для инвестиций;

§внедрение наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

§содействие международной интеграции и сотрудничеству;

§гармоничное сочетание на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

Виды налогов в СЭЗ и порядок их взимания предусмотрены законодательством Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь или по его поручению Совет Министров Республики Беларусь определяют величину ставок, а также особенности льготного налогообложения. Взимаемые суммы направляются в республиканский, местные бюджеты или бюджет СЭЗ - в зависимости от того, что предусмотрено положением о СЭЗ или действующим законодательством. Налоговые органы осуществляют контроль за их соблюдением.

Система льгот для предприятий СЭЗ предусматривает применение режима свободной таможенной зоны и неприменение мер экономической политики. При ввозе товаров на территорию СЭЗ уплачиваются только сборы за таможенное оформление, а налоги, таможенные платежи не взимаются. Такие же льготы применяются при вывозе с территории СЭЗ произведенных на ней товаров за пределы Республики Беларусь.

На территории Республики Беларусь функционируют шесть свободных экономических зон - Брест", Минск", Гомель-Ротон", Витебск", "Могилев" и Гродноинвест".

Свободная экономическая зона должна быть обеспечена материальными и трудовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами.

Для иностранных инвесторов полностью сохраняются гарантии, предусмотренные действующим законодательством. Государство гарантирует им возврат доли в имуществе по остаточной стоимости, перевод за границу полученных на территории СЭЗ доходов, в том числе и в иностранной валюте. С другой стороны, государство не несет ответственности по обязательствам резидентов СЭЗ.

На 1 января 2013 г. в качестве резидентов СЭЗ зарегистрировано 268 организаций. Действующими являются 264 из них, или 98,5% от числа зарегистрированных.

Наибольшее число резидентов зарегистрировано в СЭЗ Минск" - 70 (26,1% от общего числа резидентов) и СЭЗ Брест" - 65 (24,3%). Далее следуют СЭЗ Гродноинвест" - 43 резидента (16%), СЭЗ Гомель-Ратон" - 36 (13,4%), СЭЗ Витебск" - 34 (12,7%) и СЭЗ Могилев" - 20 резидентов (7,5%).

Данные о распределении резидентов свободных экономических зон и объемах инвестиций в основной капитал по отраслям экономики приведены в таблице 3.1.


Таблица 3.1 - Данные об объемах инвестиций в свободных экономических зонах Республики Беларусь по отраслям экономики

Показатели Количество резидентов на 1 января 2013 годаИнвестиции в основной капитал за 2012 годединицв % к итогумлн, руб. в % к итогу12345Всего из них: 264100594735100Промышленность23589,050902085,6Сельское хозяйство10,461891,0Транспорт41,5650,0Строительство62,344310,7Продолжение таблицы 3.112345Торговля и общественное питание62,3294965,0Материально-техническое снабжение и сбыт20,750920,9Операции с недвижимым имуществом51,9389076,5Культура и искусство10,490,0Наука и научное обслуживание41,515260,3

Примечание - Источник: собственная разработка.

По-прежнему велика доля убыточных организаций: по всем резидентам СЭЗ - 15,9%, в том числе СЭЗ Брест" - 21,9%, СЭЗ Витебск" - 21,2%, СЭЗ Гродноинвест" - 18,6%, СЭЗ Гомель-Ратон" - 13,9%, СЭЗ Минск" - 11,6%.

За 2012 год резидентами СЭЗ поставлено на внешний рынок товаров на сумму 1539 млн. долларов. Экспорт в страны СНГ составил 1342,5 млн. долларов (87,2% общего объема экспорта), в том числе в Россию - 1167,3 млн. долларов (75,8% общего объема экспорта). Среди экспортируемых товаров наибольший удельный вес занимают мебель и части к ней (12,4%), рыбные консервы (7,8%), тара пластмассовая (6,7%), колбасные изделия и мясные консервы (5,8%), полиацетали и полиэфиры простые (5,1%), волокна синтетические (5,1%), металлоконструкции алюминиевые и их части (4,1%), прутки и профили алюминиевые (3,8%), провода изолированные, кабели (3,3%).

Импортировано товаров резидентами СЭЗ в 2012 году на сумму 1511 млн. долларов, в том числе из стран вне СНГ - на 1083,9 млн. долларов (71,7% общего объема).

Подводя итог всему вышеизложенному можно отметить, что основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику Беларуси являются:

§привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме, т.е. путем создания совместных предприятий (в том числе путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций белорусских акционерных обществ);

§регистрация на территории Беларуси предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

§привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

§создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

3.2 Основные направления привлечения инвестиций


Для привлечения инвестиций в экономику необходима дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, следует продолжить:

§совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;

§привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;

§развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;

§развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;

§привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

Создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетами государства и его долгосрочной инвестиционной политики, для чего следует обеспечить реализацию таких мер, как:

§удешевление и доступность кредитных ресурсов;

§льготное либо безналоговое реинвестирование прибыли;

§снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное инвестирование производственной сферы;

§налогообложение прибыли после уплаты процентов за долгосрочные кредиты;

§использование страховых резервов банков на инвестирование.

Расширению инвестиционных возможностей предприятий будет способствовать новая амортизационная политика, предусматривающая использование методов ускоренного списания активной части основных фондов.

Необходимо обеспечить дальнейший рост инвестиционной составляющей за счет средств населения.

С целью обеспечения правового регулирования инвестиционной деятельности требуется совершенствование законодательства.

Первоочередными задачами структурной политики государства должны стать:

§создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности;

§повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;

§прекращение прямого и косвенного субсидирования убыточных предприятий;

§стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;

§усиление антимонопольного контроля в процессе реструктуризации естественных монополий;

§обеспечение тарифного регулирования на услуги естественных монополий;

§реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций;

§развитие системы ипотечного кредитования;

§создание благоприятных условий для образования и функционирования совместных и иностранных предприятий, а также транснациональных корпораций, хозяйственных и финансово-промышленных групп.

Целесообразно создание негосударственных фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых и др.) и привлечение их в качестве инвесторов.

Заключение


Под инвестициями понимаются денежные средства государства, предприятий и физических лиц, направляемые на создание, обновление основных фондов, на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов. Инвестиции" - более широкое понятие, чем капитальные вложения. Они охватывают так называемые реальные инвестиции (капитальные вложения) и портфельные (финансовые) инвестиции. Инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства. Они являются основой для:

§расширенного воспроизводственного процесса;

§ускорения НТП (технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий, обновления основных производственных фондов, внедрения новой техники и технологии);

§повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

§снижения издержек на производство и реализацию продукции, увеличения объема продукции и прибыли от ее реализации.

Инвестиции представляют собой сложную многоуровневую систему, требующую постоянного совершенствования.

Проведенное в работе исследование позволило сделать вывод, что в целом международную инвестиционную позицию предприятий Республики Беларусь можно считать удовлетворительной. По некоторым показателям наблюдается рост, по некоторым снижение.

Для активизации инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и эффективного использования внешних ресурсов органами государственного управления разработан комплекс нормативно-правовых, административно-организационных и экономических инструментов.

Для привлечения инвестиций в экономику необходима дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и создание механизмов страхования инвестиций от экономических и политических рисков. В целях привлечения инвестиций, в том числе иностранных, следует продолжить:

) совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;

) привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;

) развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;

) обеспечить государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов;

) создать необходимые условия по мере роста доходов населения и укрепления финансов предприятий для формирования долгосрочных целевых накоплений в инвестиционных, жилищно-строительных, страховых, пенсионных фондах.

Что касается иностранных инвестиций, то к положительным последствиям привлечения иностранного капитала можно отнести: увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса страны; поступление передовой иностранной технологии, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.; расширение экспорта и поступления иностранной валюты; увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных и др. программ; повышение уровня жизни и покупательной способности населения и т.д.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относятся следующие: увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов; подавление местных производителей и ограничение конкуренции; усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности; ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР, вследствие ввоза иностранной технологии, что в конечном счете может привести к усилению технологической зависимости; ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну грязных" производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов и т.д.

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику Беларуси являются: привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме, т.е. путем создания совместных предприятий (в том числе путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций белорусских акционерных обществ); регистрация на территории Беларуси предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

Таким образом, развитие правовых основ рыночной экономики, совершенствование практики их применения при общем улучшении макроэкономических условий будут способствовать мобилизации внутренних сбережений и притоку иностранного капитала.

Список использованных источников


1.Белякова М.Ю., Методы оценки и критерии эффективности инвестиционного проекта. - М.Ю. Белякова: Справочник экономиста. - 2009. - №3.

2.Золотогоров В.Г., Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. - Мн.: ИП "Экоперспектива, 2010г. - 463c.

.Савчук Т.К., Шевчук В.И., Бевзелюк А.А., Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие/ под ред. Т.К. Савчук. - Мн.: БГЭУ, 2010. - 196 c.

4.Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://belstat.gov. by/ <http://belstat.gov.by/> - Дата доступа: 30.04.2014.

.Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minfin.gov. by/ <http://minfin.gov.by/> - Дата доступа: 30.04.2014.

.Национальный банк Республики Беларусь. Платежный баланс. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nbrb. by <http://www.nbrb.by> - Дата доступа: 10.04.2014.

.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-З с изменениями и дополнениями на 17 марта 2013 года.

.Савчук Т.К., Финансирование и кредитование инвестиций: учеб. пособие/ под ред. Т.К. Савчук. - Минск: БГЭУ, 2010. - 221 с.

.Андрианов А.Ю., Инвестиции: учебник/ под ред. С.В. Валдайцев - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2010. - 592 с.

.Инвестиционное проектирование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 254 с.

.Экономическая оценка инвестиций/ под ред.М. Римера - 3-е изд., перераб. и доп. - СПБ.: Питер, 2010. - 416 с.

.Управление инвестиционной деятельностью: Монография/ под ред. Быстров О.Ф., Поздняков В.Я. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 358 с.

.Эффективность реальных инвестиций: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 432 с.

.Гончаров В.И., Инвестиционное проектирование: учеб. пособие/В.И. Гончаров. - Минск: Современная школа, 2010. - 320 с.

.Николаев М.А., Инвестиционная деятельность: учеб. пособие / М.А. Николаев. - Финансы и статистика; ИНФРА-М. - 2010. - 336 с.


Теги: Теоретические и методологические основы механизма финансирования и кредитования инвестиций  Курсовая работа (теория)  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 26389
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Теоретические и методологические основы механизма финансирования и кредитования инвестиций
Назад