Сущность и назначение внебюджетных фондов

Содержание


Введение

. Сущность и назначение внебюджетных фондов

. Пенсионный фонд Российской Федерации как один из наиболее значимых социальных институтов страны

. Фонд государственного социального страхования

. Фонд обязательного медицинского страхования

Заключение

Список литературы


Введение


Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира.

В странах Запада внебюджетные фонды обычно создаются для обеспечения финансирования социальных, научно-технических, экологических, инвестиционных и т. д. потребностей страны. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов.

Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством.

Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

Главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.


1. Сущность и назначение внебюджетных фондов


В составе бюджетной системы РФ важное место занимают внебюджетные фонды. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчие лений-6т налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды - это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Существует несколько классификаций внебюджетных фондов, которые учитывают различия по цели создания внебюджетных фондов, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств, а также могут быть классифицированы по различным другим признакам.

Наиболее часто внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

срокам действия - постоянные и временные;

принадлежности - государственные, местные, межгосударственные;

направлениям использования - социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др. Наиболее развиты внебюджетные социальные фонды.

К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.

Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников.

В отличие от традиционных бюджетов, внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств.

Образованию внебюджетных фондов соответствующего типа предшествует определение государством наиболее важных участков развития, для обеспечения финансирования которых и предусматриваются ресурсы, концентрируемые во внебюджетных фондах, а также непосредственные источники их создания.

В принципе, решение определенных проблем конкретного этапа развития общества может быть достигнуто либо за счет выделения средств из государственного и местных бюджетов, либо путем образования и использования специальных внебюджетных фондов.

Наличие специальной системы собственных источников финансирования целевых мероприятий в отличие от бюджетных ресурсов обеспечивает дополнительное привлечение средств в фонды; целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления.

В целом внебюджетные фонды можно классифицировать по функциональному назначению и уровням управления.

В зависимости от функционального назначения внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического, социального и природоохранного характера.

В соответствии с уровнем управления различают внебюджетные фонды общегосударственного и регионального значения. Из внебюджетных фондов федерального уровня выделяется часть средств, передаваемая в распоряжение территории.

Вопросы непосредственной организации и функционирования внебюджетных фондов находятся в компетенции органов власти соответствующего уровня. Целевое назначение, порядок формирования и использования средств внебюджетных фондов оформляются законодательно.

Конкретное направление расходования средств внебюджетных фондов обусловлено назначением фондов, экономическими условиями, содержанием целевых программ.

Часть временно свободных денежных средств внебюджетных фондов может направляться в инвестиции, на вложения в ценные бумаги, учредительную деятельность и т. п., совокупные доходы от которых служат дополнительными финансовыми источниками внебюджетных фондов.

Оперативное управления внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие права и обязанности.


2. Пенсионный фонд Российской Федерации как один из наиболее значимых социальных институтов страны

внебюджетный фонд пенсионный страхование

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.

С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

3. Фонд государственного социального страхования


Важнейшим экономическим инструментом в системе мер государства по материальному обеспечению лиц, по тем или иным причинам временно не участвующих в трудовом процессе, является Фонд государственного социального страхования. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, создаваемый страховым методом.

Фонд социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ "О Фонде социального страхования Российской Федерации" № 822 от 7 августа 1992 г. и действует в соответствии с Положением "О Фонде социального страхования Российской Федерации" № 101 от 12 февраля 1994 г.

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

К основным источникам формирования средств государственного фонда социального страхования относятся:

средства, аккумулированные посредством внесения единого социального налога;

средства федерального бюджета;

средства, вырученные системой социального страхования от реализации путевок в санатории и дома отдыха;

другие поступления и взносы.

Средства фонда государственного социального страхования расходуются по следующим основным направлениям.

Во-первых уплата пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет и др.). Право на пособие, выплачиваемое в связи с временной нетрудоспособностью, имеет работник, утративший трудоспособность вследствие увечья, собственной болезни или болезни членов его семьи и т. д.

При определении конкретного размера пособия во внимание принимается длительность трудового стажа, а также причина, в результате которой утрачена трудоспособность. В размере полного заработка независимо от стажа работы пособие выплачивается только в том случае, если работник потерял трудоспособность в результате профессионального заболевания или увечья.

Право на пособие по беременности и родам имеют работающие женщины-матери. С целью соответствующего обеспечения охраны здоровья матери и ребенка данное пособие выплачивается независимо от трудового стажа в размере полного заработка на период отпуска по беременности и родам.

Кроме того, предусмотрены единовременные выплаты; при рождении ребенка, на погребение.

Во-вторых, на обеспечение финансирования санаторно-курортного обслуживания работников. Из средств фонда государственного социального страхования оплачивается полностью или частично приобретение трудящимися разнообразных путевок в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря и т. п.

В-третьих, на финансовое обеспечение процесса социальной и профессиональной адаптации инвалидов, содержание санаториев-профилакториев, ремонт и аренду оздоровительных лагерей, внешкольное обслуживание детей и т. д.

Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.


4. Фонд обязательного медицинского страхования


Медицинское страхование в РФ осуществляется в обязательной и добровольной формах. Обязательное медицинское страхование выступает как составная часть государственной социальной поддержки населения. Государственная политика в этой области реализуется через функционирование специального фонда.

Фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" № 1499-1 от 8 июня 1991 г., полностью введенным в действие с 18 января 1993 г.

Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством России.

Формирование финансовых ресурсов фонда осуществляется за счет отчислений от средств, аккумулированных посредством внесения: единого социального налога. Средства Фонда обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности.

Основные задачи ФОМС:

обеспечение реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Финансовые средства ФОМС образуются за счет:

части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых законодательством РФ;

взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;

добровольных взносов юридических и физических лиц.

Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.


Заключение


Внебюджетные фонды как экономическая категория представляет собой отношения по перераспределению и использованию финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.

Государственные внебюджетные фонды обладают некоторыми специфическими особенностями: Они отличаются строгой целевой направленностью и планируются органами государственной власти. Финансовые средства, находящиеся в распоряжении внебюджетного фонда, могут быть использованы для покрытия государственных расходов, которые не включены в основной бюджет.

Внебюджетные фонды формируются за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц.

Тарифы взносов во внебюджетные фонды представлены в виде налоговых платежей, устанавливаются государством и носят обязательный характер. Средства фонда являются собственностью государства и не подлежат изъятию для реализации целей, которые не согласуются с их предназначением.

Учет внебюджетных фондов и их расходов производится в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации или правления фонда.


Список литературы


1.Конституция РФ (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // http://base.consultant.ru

2.Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. №1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.07.2009 №185-ФЗ) // http://ora.ffoms.ru

.Указ Президента РФ от 07.08.1992 N 822 (ред. от 05.08.1995) "О Фонде социального страхования Российской Федерации" // www.consultant.ru

.Финансы: Учебник / Под ред. С..Лушина, В.А.Слепова. - М.: НОРМА, 2012, 690 с.

5.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. / В.К.Сенчагов, А.И. Архипов и др. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 720 с.

6.Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник /Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011. - 489 с.

7.Шуба В.Б. Модели межбюджетных отношений: общее и особенное // Финансы. - № 10. - 2012. - с. 62.

8.Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // www.pfrf.ru


Теги: Сущность и назначение внебюджетных фондов  Контрольная работа  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 13443
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Сущность и назначение внебюджетных фондов
Назад