Стоимостно-ориентированное управление компанией на основе экономической добавленной стоимости


Контрольная работа

по дисциплине: «Корпоративные финансы»

на тему: «Стоимостно-ориентированное управление компанией на основе экономической добавленной стоимости»

Вариант № 8


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ (EVA)

. ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ

. ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задание 1

Тестовые задания

Задание 2

Тестовые задания

Задание 3

Тестовые задания

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ


В последние годы в зарубежных изданиях все большее внимание уделяется подходам к оценке эффективности деятельности предприятия. Среди таких подходов - подход, основанный на построении сбалансированных счётных карт (Balanced Score Cards-BSC) и определении эффективности бизнеса на основе анализа различных его сторон, отраженных в сбалансированных картах, другой подход - определение того, насколько рентабельным является бизнес с позиции собственников предприятия. Задача определения рентабельности решается путем расчета показателя экономической добавленной стоимости. Этот показатель в зарубежной литературе обозначается EVA (Economic Value Added). В отечественной литературе он пока описан мало. Основной причиной этого является сложность её применения «в чистом виде» в экономике России. Соответственно, определение возможности и разработка механизмов использования концепции экономической добавленной стоимости в финансовом управлении российскими компаниями является актуальной задачей финансовой науки.

Объектом данного исследования выступает процесс финансового управления компанией.

Предмет исследования - механизмы финансового управления компанией, основанные на концепции экономической добавленной стоимости.

1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ (EVA)


.1 Сущность экономической добавленной стоимости


В последние годы в качестве показателя результатов деятельности компаний и их структурных подразделений всё более широко применяется показатель добавленной экономической стоимости (Economic Value Added, EVA). Показатель экономической стоимости концептуально близок к показателю бухгалтерской чистой прибыли. Ключевые различия между показателем экономической стоимости и традиционными показателями результатов деятельности заключаются в том, что при определении экономической стоимости вместо расходов по процентам по полученным займам учитываются средневзвешенные затраты на привлечение капитала.

Показатель добавленной экономической стоимости базируется на концепции экономической прибыли, которая была разработана более 100 лет назад Альфредом Маршаллом в его работе "Принципы экономической науки". В частности, в его работе говорится о следующем:

"Когда человек управляет предприятием, его годовую прибыль образуют превышение доходов предприятия над его издержками в течение года. Разница между стоимостью его основных производственных фондов, сырья и т.п. в начале и конце года рассматривается как часть его выручки или как часть его расходов в зависимости от того, произошло ли увеличение или уменьшение этой стоимости. Остаток от прибыли после вычитания из неё процента на его капитал по текущему курсу (а также расходов на страхование) обычно называют предпринимательским, или управленческим, доходом." (А. Маршалл, Принципы экономической науки, Книга II, Глава IV, с.135.). [«Управление по стоимости (Value Based Management)» Измерение и управление показателями созданием стоимости» Глава 3. Показатели создания стоимости #"justify">В области корпоративных финансов EVA, разработанной и являющейся зарегистрированной торговой маркой консалтинговой компании Stern Stewart & Co, рассматривается в качестве показателя оценки внутрифирменной эффективности и служит мерой оценки стоимости, создаваемой компанией в единичный период времени (месяц, квартал или год). Экономическая добавленная стоимость является финансовым показателем того, что экономисты иногда называют экономическая прибыль или экономическая рента. [Финансовый анализ. Финансовые коэффициенты (международный подход). Экономическая добавленная стоимость. (EVA)#"justify">Этот показатель является индикатором качества управленческих решений, т.к. её постоянная положительная величина свидетельствует о создании дополнительной ценности предприятии, отрицательная величина говорит о снижении ценности.

Данный показатель позволяет оценить эффект работы менеджмента компании, поскольку он в наибольшей степени связан с рыночной оценкой стоимости компании, а с другой стороны - может быть использован в оперативном управлении компанией.

Экономическая добавленная стоимость является показателем годовой рентабельности предприятия, который в первую очередь показывает акционерам, удалось ли предприятию создать дополнительную стоимость. EVA также может служить в качестве цели для высшего руководства и использоваться в системе мотивации.

Логика показателя EVA заключается в следующем: чистая операционная прибыль после налогообложения - это доход, полученный после вычитания расходов и амортизации. Часть данного дохода идёт на оплату расходов за пользование ресурсами (выражается в затратах на собственный и заемный капитал), а другая часть составляет созданную стоимость, которую измеряет EVA. Данная концепция исходит из того, что для компании мало иметь положительный финансовый результат или приемлемый уровень дохода на одну акцию, любая хозяйствующая единица в ходе своей экономической жизни должна достигать такого уровня развития, при котором возможно создание новой стоимости. А она создается лишь тогда, когда компания получает такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала. [Энциклопедия. Рыночная и экономическая добавленная стоимости. <#"justify">EVA=прибыль от обычной деятельности-налоги и другие обязательные платежи-инвестированный в предприятие капитал, (т.е. сумма пассива баланса)*средневзвешенная цена капитала

Развивая формулу (1), можно показать расчёт EVA показателя следующим образом:

= (P - T) - IC * WACC = NP - IC * WACC = (NP / IC - WACC) * IC (2)


где:

P- прибыль от обычной деятельности;

T- налоги и другие обязательные платежи;

IC- инвестированный в предприятие капитал;

WACC- средневзвешенная цена капитала;

NP - чистая прибыль.

= (NP / IC - WACC) * IC = (ROI - WACC) * IC (3)


где:

ROI - рентабельность капитала, инвестированного в предприятие.

Из формулы (3) следует, что важную роль при расчёте показателя EVA играют структура источников финансовых ресурсов предприятия и цена источников. EVA позволяет ответить на вопрос инвесторов предприятия: какой вид финансирования (собственный или заёмный) и какой размер капитала необходим для получения определенного значения прибыли. С другой стороны, EVA определяет линию поведения собственников предприятия, направляя капиталы инвесторов в предприятие или наоборот, способствуя оттоку их на предприятия, позволяющие обеспечить более высокие показатели доходности.

В формулах 1-3 для определения показателя EVA требуется знать средневзвешенную цену капитала WACC. Средневзвешенную цену капитала можно рассчитать по следующей формуле:

= PЗК * dЗК + PСК * dСК (4)


где:ЗК- цена заемного капитала;ЗК - доля заемного капитала в структуре капитала;СК - цена собственного капитала;СК - доля собственного капитала в структуре капитала.

Сущность EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление стоимости к рыночной стоимости предприятия и оценку эффективности деятельности предприятия через определение того, как это предприятие оценивается рынком.


Рыночная стоимость предприятия=чистые активы (по балансовой стоимости)+EVA будущих периодов, приведенная к настоящему моменту времени(5)

В соответствии с формулой (5) рыночная стоимость предприятия может превышать или быть меньше балансовой стоимости чистых активов в зависимости от будущих прибылей предприятия. Значение EVA определяет поведение собственников предприятия по отношению к инвестированию в данное предприятие.

Рассмотрим следующие три варианта взаимоотношений значения показателя EVA с поведением собственников:

. EVA = 0, т.е. WACC = ROI и рыночная стоимость предприятия равна балансовой стоимости чистых активов. В этом случае рыночный выигрыш собственника при вложении в данное предприятие равен нулю, поэтому он равно выигрывает, продолжая операции в данном предприятии или вкладывая средства в банковские депозиты.

. EVA > 0 означает прирост рыночной стоимости предприятия над балансовой стоимостью чистых активов, что стимулирует собственников к дальнейшему вложению средств в предприятие.

. EVA < 0 ведет к уменьшению рыночной стоимости предприятия. В этом случае собственники теряют вложенный в предприятие капитал за счёт потери альтернативной доходности.

Из зависимости между рыночной стоимостью предприятия и значениями EVA вытекает то, что предприятие должно планировать будущие значения EVA для направления действий собственников по инвестированию своих средств.

Ожидание будущих значений EVA оказывает существенное влияние на рост цены акций предприятия. Если ожидания противоречивы, будет колебаться цена акций, и в краткосрочном плане невозможно будет провести чёткую зависимость между значениями EVA и ценой акций предприятия. Поэтому задача планирования прибыли, а вместе с ней планирования структуры и цены капитала является первоочередной задачей менеджмента предприятия. Чем более профессиональным является руководство предприятия, тем, при прочих равных, выше значения показателя EVA и точность планирования. Именно этим объясняется тот факт, что на крупных западных предприятиях значения EVA выступают основой премий менеджеров, которые становятся более заинтересованными в росте прибыльности предприятия и росте EVA. В этой связи EVA выступает основой мотивации. [Экономическая добавленная стоимость. Елена Ларионова, консультант по финансовому анализу и планированию КГ "Воронов и Максимов", преподаватель экономического факультета СПбГУ <#"justify">. ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ


.1 Пути повышения экономической добавленной стоимости и её роль


Концепция EVA часто используется западными компаниями как более совершенный инструмент измерения эффективности деятельности подразделений, нежели чистая прибыль. Такой выбор объясняется тем, то EVA оценивает не только конечный результат, но и то, какой ценой он был получен (т.е. какой объём капитала и по какой цене использовался).

Обозначенные пути повышения EVA реализуются в конкретных проводимых предприятиями мероприятиях. Если показатель EVA выбран предприятием в качестве критерия оценки эффективности своей деятельности, то задача состоит в том, чтобы повысить значение этого критерия. Такое повышение происходит как в рамках реорганизации предприятия (см. таблицу 1), так и в рамках текущей управленческой деятельности


Таблица 1

Критерий оценки эффективностиЦель преобразованийОсновные виды организационных преобразованийРост EVA1. Увеличение прибыли при использовании прежнего объема капиталаa) Освоение новых видов продукции (работ, услуг); б) Освоение новых рынков (новых сегментов рынка); в) Освоение более рентабельных смежных звеньев производственно- технологической цепочки.2. Уменьшение объема используемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровнеЛиквидация убыточных или недостаточно прибыльных сфер деятельности (в т.ч. ликвидация предприятия)3. Уменьшение расходов на привлечение капиталаИзменение структуры капитала предприятия

В целом, подводя итог, можно обозначить роль, которую играет показатель экономической добавленной стоимости в оценке эффективности деятельности предприятия:- выступает как инструмент, позволяющий измерить действительную прибыльность предприятия, а также управлять им с позиции его собственников;- это также инструмент, показывающий руководителям предприятия. каким образом они могут повлиять на прибыльность;

ЕVA - отражает альтернативный подход к концепции прибыльности (переход от расчета рентабельности инвестированного капитала (ROI), измеряемой в процентном выражении, к расчёту экономической добавленной стоимости (EVA), измеряемой в денежном выражении);- выступает инструментом мотивации менеджеров предприятия;- повышает прибыльность в основном за счёт улучшения использования капитала, а не за счёт направления основных усилий на уменьшение затрат на пользование капиталом.

[Экономическая добавленная стоимость. Елена Ларионова, консультант по финансовому анализу и планированию КГ "Воронов и Максимов", преподаватель экономического факультета СПбГУ <#"justify">·темпы роста продаж продукции/услуг компании;

·темпы роста основных статей баланса и отчета о прибылях и убытках;

·темпы роста чистой прибыли;

·норма доходности собственника (акционера, инвестора);

·другие факторы.

Внешними факторами, влияющими на стоимость могут выступать:

·уровень инвестиционных, маркетинговых, финансовых, производственных и организационных рисков компании;

·изменение стоимости заёмного капитала (процентной ставки по кредитам);

·изменение налоговых ставок;

·другие факторы.


2.3 Управление стоимостью компании


Управление стоимостью компании представляет собой процесс, ориентированный на долгосрочную перспективу и имеющий стратегическое значение для компании.

Организация процесса управления стоимостью предполагает ориентирование всех участников на достижение общей цели - максимизации стоимости компании.

Достижение данной цели принесёт выгоды как для акционеров и инвесторов (в росте их дохода на вложенный капитал), так и для менеджеров и прочих работников компании (в росте их заработной платы, зависящей от результата деятельности компании).

Комплексный подход к управлению стоимостью компании включает в себя:

·построение финансовой модели компании (бизнес-модели);

·выявление факторов, влияющих на стоимость компании;

·выбор алгоритма расчёта, и оценка стоимости компании;

·разработка системы показателей оценки деятельности подразделений и работников компании;

·мониторинг и актуализация бизнес-модели компании.

На основании сформированной финансовой модели предполагается реализация всех управленческих решений - стратегических и оперативных, финансовых и организационных.

Управление стоимостью предполагает удовлетворение ожиданий и интересов всех участников деятельности компании (менеджмента компании и интересов акционеров и прочих собственников). [Аудиторская компания «Аудит -Гарант» Управление стоимостью компании, Батюк П.С #"justify">2.4 Этапы постановки системы управления стоимостью компании


Формирование бизнес-модели компании необходимо для построения базиса, оценки стоимости компании. Для достижение данной цели проводится экспресс-диагностика предприятия:

·определение концепции стратегического развития компании;

·описание бизнес-модели компании в качественных и количественных показателях.

Выявление уникальных факторов, влияющих на стоимость компании. Такими факторами могут выступать:

·темпы роста продаж;

·норма доходности собственника (акционера, инвестора);

·уровень инвестиционных рисков компании;

·стоимость заёмного капитала;

·другие факторы.

Определение методики расчета стоимости компании. Используемый метод управления стоимостью компании представляет собой технологию одновременной оптимизации всех ключевых факторов стоимости. Для этой цели предполагается:

·составление прогноза изменения основных показателей статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытков;

·составление прогноза изменения основных факторов, влияющих на стоимость компании;

·составление конкретного варианта расчётного алгоритма и способа построения финансовой модели с учётом всех существенных факторов, влияющих на стоимость компании.

Проведение расчета стоимости компании.

·производится расчёт экономической добавленной стоимости с учётом предполагаемого воздействия факторов, оказывающих влияние на стоимость компании;

·оцениваются полученные результаты на предмет достижения требуемой нормы возврата на вложенный капитал и "спрэда" (разница между котировками) доходности. Анализируется динамика изменения показателя EVA по временным периодам.

Разработка системы показателей оценки деятельности подразделений компании.

·разработка системы показателей оценки оперативной деятельности внутренних подразделений компании;

·учёт в системе показателей распределение ответственности, делегирования полномочий менеджеров разного уровня;

·разработка механизма оценки деятельности подразделений.

Разработка системы мотивации менеджеров и других категорий персонала компании.

·разработка системы показателей оценки деятельности менеджеров;

·разработка системы премирования персонала в зависимости от результатов деятельности компании (наличия экономической добавленной стоимости).

Мониторинг бизнес-модели компании.

·проводится мониторинг EVA (проверка на соответствие плановых и фактических показателей);

·мониторинг ключевых факторов стоимости компании;

·мониторинг деятельности подразделений;

·мониторинг деятельности менеджеров и других работников компании.

Актуализация бизнес-модели компании.

·проводится внесение изменений в бизнес-модель компании и в набор ключевых факторов, формирующих стоимость компании;

·разработка новых показателей оценки деятельности компании;

·разработка новых показателей оценки деятельности подразделений;

·разработка новых показателей оценки деятельности менеджеров и персонала. [Аудиторская компания «Аудит -Гарант» Управление стоимостью компании, Батюк П.С <#"justify">.ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ БИЗНЕСЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ

экономический добавленный стоимость компания

В марте-мае 2010 голода компанией КПМГ и Лабораторией корпоративных финансов ГУ ВШЭ было проведено совместное исследование, в рамках которого проводился опрос руководителей российских компаний о существующих практиках управления.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что практики управления на основе стоимостного мышления остаются для российского бизнеса недостаточно широко распространенными. В четверти опрошенных компаний управление осуществляется на основе стоимости, а в 60% имеются лишь элементы использования стоимостного подхода (преимущественно в отношении решений относительно инвестиционных проектов). В 17% компаний этот подход не применяется.

Одна из главных проблем, которую видят руководители в создании системы управления на основе стоимости, - это трудности в перераспределении целей на уровне компании по её отдельным функциональным бизнес-единицам, а также трудности в определении принципов управления для конкретной отрасли. В результате основными критериями эффективности деятельности компании выступают различные бухгалтерские показатели, такие как чистая прибыль и темпы роста выручки. Недостаток единого стоимостного мышления приводит к использованию разных критериев эффективности по отдельным элементам системы управления: так, например, стратегические цели устанавливаются преимущественно в таких терминах, как доля рынка, рост выручки или чистая прибыль, а для мотивации сотрудников - в чистой прибыли или в привлечении новых клиентов. Таким образом, отсутствие единого показателя как ориентира для создания фундаментальной стоимости может приводить к конфликту интересов внутри подразделений компании, что ведёт к риску снижения стратегической эффективности фирмы.

Но несмотря на эти проблемы, в российских компаниях есть объективные предпосылки, которые будут способствовать реализации внедрения системы управления стоимостью. Среди них выделяются следующие: применение стоимостных критериев для оценки инвестиционных программ (на основе показателей чистой приведенной стоимости - NPV, внутренней нормы доходности - IRR), преимущественно дивизиональная организационная структура, которая позволяет выделить «центры стоимости» и достаточно полные системы сбора необходимых данных.

На практике внедрение стоимостного мышления (полного или частичного) для российских компаний сегодня в первую очередь находит отражение в повышении качества управленческих решений (это отмечают 63% респондентов) и в увеличении чистой прибыли бизнеса (25%). Однако рост рыночной капитализации или рост доходности инвестированного капитала и качества инвестиционных решений отмечается лишь в 13% случаев.

Для российских компаний управление на основе стоимости остается достаточно новой практикой. В то же время такой подход означает для инвесторов работающий механизм, который позволяет наращивать фундаментальную стоимость их бизнеса и ведёт, таким образом, к увеличению их материальных выгод. Концепция EVA является одним из наиболее популярных в реальном бизнесе методов экономической прибыли, на котором основано управление стоимостью компании. С одной стороны, этот показатель является простым для расчёта, с другой - позволяет не только проводить оценку фундаментальной стоимости, но и служит показателем её изменения и индикатором эффективности деятельности компании в каждый момент времени. В то же время создание в компании системы управления стоимостью и выбор конкретной модели экономической прибыли должны основываться на понимании действия и отраслевых особенностей бизнеса, и на внутренних характеристиках компании - элементов, которые оказывают ключевое влияние на стратегическую эффективность.

[электронный журнал «Корпоративные финансы» №2 (14) 2010 год Ивашковская И. В., Кукина Е. Б., Пенкина И. В. Экономическая добавленная стоимость. Концепции. Подходы. Инструменты #"justify">ЗАКЛЮЧЕНИЕ


К сожалению, большинство компаний применяют традиционные показатели оценки эффективности деятельности, а именно: размер прибыли и маржинальной прибыли, объемы продаж, величина доходов и т.д., которые могут показывать искаженную картину состояния компании с позиции её "здоровья" в длительном периоде.

Независимо от величины компании, продолжительное создание стоимости для инвесторов является основной целью всех коммерческих организаций, следовательно, объективная оценка эффективности вложенных средств не менее важна.

На сегодня EVA - самый точный способ оценки эффективности компании. Он является даже более точным, нежели традиционные показатели прибыли, поскольку включает в себя приведенную стоимость капитала.

В большинстве случаев использование EVA - первый шаг к внедрению системы постоянных улучшений и последующему применению современных управленческих инструментов.

Использование EVA на российских предприятиях очень перспективно. Западные компании часто применяют этот показатель, чтобы нацелить менеджеров на увеличение стоимости акций компании.

В России из-за недостаточной развитости фондового рынка управление компанией с позиций стоимости было актуально. Однако в последнее время отношение к российскому фондовому рынку меняется. Российские компании начинают воспринимать фондовый рынок не только как инструмент для спекуляций, но и как источник долгосрочного капитала, а также индикатор стоимости компании.

Сейчас многие российские компании стремятся повысить свою открытость и привлекательность акций. Для того чтобы заинтересовать миноритарных акционеров, необходимо убедить их в том, что курс акций со временем вырастет. И привязка вознаграждения менеджеров к стоимости компании или значению показателя EVA будет достаточно весомым аргументом.

Максимизация рыночной стоимости является центральной задачей для эффективных собственников, что должно решаться через создание внутрикорпоративной системы стратегического управления стоимостью компании.

Корпоративное управление является важнейшим и в значительной степени нереализованным в России источником создания стоимости компаний и одновременно механизмом стратегического управления стоимостью компании. Факторы корпоративного управления необходимо тщательно оценивать, так же, как и фундаментальные, что, однако, требует более сложного инструментария и подходов.


Задание 1


По предлагаемым показателям, проведите расчет коэффициентов: текущей ликвидности, критической ликвидности, абсолютной ликвидности. По результатам проведенного расчеты сделайте вывод о возможности восстановления платежеспособности за 6 месяцев. Результаты проведенного исследования представьте в таблице.


Исходные данные:

ПоказательСумма, тыс. руб.Предыдущий годОтчётный год1. Денежные средства (ДС)9529502. Краткосрочные финансовые вложения (КФВ)961153. Кредиторская задолженность (КЗ)1801754. Прочие краткосрочные обязательства (ПКО)76825. Дебиторская задолженность (ДЗ)54596. Оборотные активы (ПОА)42457. НДС1716

Характеристика показателей интенсификации ресурсов

ПоказательНормативРасчетные данные1. Пред. годОтч. годИзменения1. Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)? 24,40234,48640,08412. Коэффициент критической ликвидности (ККЛ)? 0,24,30474,37350,06883. Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ)? 0,2 ~ 0,54,09384,14400,05024. Коэффициент восстановления платежеспособности (КВП)? 12,2642

.КТЛ = ОА / КО,

где ОА = ДС + КФВ + ДЗ + ПОА - НДС

КО = КЗ + ПКО


КТЛ пред. года = (952+96+54+42-17) / (180+76) = 4,4023

КТЛ отч. года = (950+115+59+45-16) / (175+82) = 4,4864


.ККЛ = (ДС + КФВ + ДЗ) / КО


ККЛ пред. года = (952+96+54) / 256 = 4,3047

ККЛ отч. года = (950+115+59) / 257 = 4,3735


.КАЛ = (ДС + КФВ) / КО


КАЛ пред. года = (952+96) / 256 = 4,0938

КАЛ отч. года = (950+115) / 257 = 4,1440


.КВП = , где


КТЛк - коэффициент текущей ликвидности на конец года,

КТЛн - коэффициент текущей ликвидности на начало года,

КТЛнорма - коэффициент текущей ликвидности по нормативу,

Т - отчётный период в месяцах.


ВЫВОД


Ликвидность предприятия - это способность в любой момент оплатить свои текущие обязательства.

Экономическая сущность коэффициента текущей ликвидности (КТЛ): он характеризует способность компании погашать краткосрочные обязательства исключительно за счёт оборотных активов. Чем значение коэффициента больше, тем лучше платежеспособность предприятия. В данном случае он значительно выше установленных нормативных значений, больше чем в два раза. КТЛ Пг = 4,4023 свидетельствует о нерациональной использовании средств предприятия. Причём в отчётном году он увеличивается на 0,0841, что говорит о ещё большем нерациональном использование капитала. Это может быть связано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы, неоправданным ростом дебиторской задолженности, либо вся произведённая продукция не продается, а хранится на складе.

Коэффициент критической ликвидности (ККЛ) (промежуточного покрытия) аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако начисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы. Коэффициент критической ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счёт средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. В данном случае значение коэффициента критической ликвидности предыдущего года равно 4,3047, в отчётном году этот показатель увеличился на 0,0688, что свидетельствует об ухудшении ситуации на предприятии. В этом случае капитал используется нерационально, и существуют определенные резервы повышения эффективности деятельности предприятия. Возможно, компания имеет слишком высокий уровень дебиторской задолженности, или оборачиваемость запасов осуществляется слишком медленно.

Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ) показывает, какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счёт денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений. По данному показателю платежеспособность соответствует нормативному уровню. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия. В данном случае показатель в предыдущем году равен 4,0938, в отчётном году он вырос на 0,0502 и составил 4,1440. С другой стороны, высокий показатель свидетельствует о нерациональной структуре капитала, о слишком высокой доле неработающих активов в виде наличных денег и средств на счетах. Активы компании не работают, а средства на счетах - это «ленивые» деньги, которые не приносят дохода.

Коэффициент восстановления платежеспособности (КВП) - это финансовый коэффициент, показывающий возможность восстановления нормальной текущей ликвидности предприятия в течение 6 месяц после отчетной даты. Коэффициент восстановления платежеспособности принимающий значения больше 1, рассчитанный на нормативный период, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в течение следующих 6 месяцев.

Так как все показатели значительно больше нормы, то стоит задуматься об эффективном использовании оборотных активов.


Тестовые задания


1К заемным источникам финансовых ресурсов предприятий не относятся:?средства от продажи ценных бумагкраткосрочные кредиты банказаймы у других юридических лиц2Критерием финансового анализа предприятия служит:?Объем и качество исходной информацииМаксимизация прибылиПринцип «невидимой руки»Дискреционная фискальная политика3К привлеченным источникам финансовых ресурсов предприятий не относятся:?прибыль предприятиясредства от продажи ценных бумагсредства иностранных инвесторов4К общему капиталу предприятия не относятся?объем реализованной продукцииосновной капиталоборотный капитал5Коэффициент самофинансирования предприятия (Ксам) считается высоким, если:?Ксам> 60%Ксам> 20%Ксам> 40%6Наращивание капитала - это:?процесс движения денежного потока от настоящего к будущемупроцесс перераспределения денежных потоковпроцесс движения денежного потока от будущего к настоящему7Отношение выручки от реализации к средней за период величине основных средств - это:?Фондоотдача основных средствКоэффициент оборачиваемости собственного капиталаКоэффициент оборачиваемости мобильных средствРентабельность продаж8Выделите из приведенного перечня наиболее ликвидный актив:?наличностьдепозитный сертификатакция9Общие (валовые) издержки фирмы в краткосрочном периодеРазность постоянных и переменных издержек?Сумма постоянных и переменных издержекИздержки упущенных возможностейНепредвидимые расходы10Финансовые ресурсы предприятия - это:?все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельностисобственные источники финансирования воспроизводства, остающиеся в распоряжении предприятия после выполнения текущих обязательств по платежам и расчетамзаемные источники финансирования расширенного воспроизводствастанки, машины, оборудование, здания


Задание 2


Проанализируйте состояние кредиторской и дебиторской задолженности. По полученным результатам рассчитайте показатели их оборачиваемости. На основе полученных данных сделайте выводы. Результаты проведенного исследования представьте в таблице.


Исходные данные:

ПоказательСумма, тыс. руб.Выручка от продажОтчётный год6821340Предыдущий год6423900

Расчет показателей оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности

ПоказательАлгоритм расчетаПредыдущий годОтчетный годИзменение (+,-)тыс. руб.%тыс. руб.%тыс. руб.%1. Кредиторская задолженность (КЗ), в том числе:15203288331003313541002521-поставщики и подрядчики1520124013173,0322413867,64-15993-5,39задолженность перед персоналом организации152056284019,117160421,6187642,5задолженность перед государственными внебюджетными фондами15204165085,02207626,2742541,25задолженность по налогам и сборам1520393542,84148504,4854961,642. Дебиторская задолженность (ДЗ), в том числе:123031112438495573831поставщики и подрядчики1230126718185,8839531694,90981359,02авансы выданные12305----прочие дебиторы12306----3. Выручка от продаж (В)64239006821340-397440-5,83Расчетные данные1. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностиДЗ/КЗ0,95-1,10-0,15-2. Продолжитель-ность оборота дебиторской задолженности, дн.(360 дн.*ДЗ)/ В16,4197-21,5732-5,1535-3. Продолжитель-ность оборота кредиторской задолженности, дн.(360дн.*КЗ)/В17,3543-18,5693-1,215-Расчет влияния факторовВлияние факторов на изменение продолжительности оборота дебиторской задолженности, дниа) среднегодовые остатки краткосрочной дебиторской задолженности--3,8965б) выручки от продаж--1,257Баланс отклонений--5,1535

Расчёта влияния факторов на изменение продолжительности оборота дебиторской задолженности рассчитываем с помощью факторного анализа с использованием метода цепных подстановок.

Исходная модель для расчета продолжительности оборота:


Т =


Выполним промежуточный расчёт.


Т1 =

Т2 =

Т3 =

где - ДЗПг - дебиторская задолженность предыдущего года;

ДЗОг - дебиторская задолженность отчётного года;

ВПг - выручка предыдущего года;

ВОг - выручка отчётного года.

Применим способ цепных подстановок.

Влияние 1-го фактора - среднегодовых остатков краткосрочной дебиторской задолженности: (из 2-го фактора вычитаем 1-ый)

Т2 - Т1 = 20,3162 - 16,4197 = 3,8965 дня;

Влияние 2-го фактора - выручки от продаж: (из 3-го фактора вычитаем 2-ой)

Т3 - Т2 = 21,5732 - 20-3162 = 1,257 дня.

Баланс отклонений: 3,8965 + 1,254 = 5,1535 дня, что соответствует продолжительности оборота дебиторской задолженности.


ВЫВОДЫ


Расчет показателей оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности показывает, что общая кредиторская задолженность в отчётном году выросла на 2521 тыс. руб. В то время как дебиторская задолженность выросла на 73831 тыс. руб. Основную массу кредиторской задолженности составляют обязательства перед поставщиками и подрядчиками. В отчётном году эти обязательства снизились на 5,39 %, что составляет 15993 тыс. руб. Все остальные обязательства (задолженность перед персоналом организации, задолженность перед государственными внебюджетными фондами, задолженность по налогам и сборам) увеличились в отчётном году по сравнению с предыдущим годом в среднем на 1,8%. Уменьшение доли кредиторской задолженности говорит о повышении источников формирования оборотных активов, а также о повышении текущей ликвидности предприятия.

Увеличение в отчётном году дебиторской задолженности в размере 365316 тыс. руб. произошло за счёт увеличения задолженности поставщиков и подрядчиков (в размере 98135 тыс. руб. и составило 9,02%). В связи с этим, выручка в отчётном году сократилась на 5,83%, что составляет 397440 тыс. руб. Динамика дебиторской задолженности свидетельствует о том, что поставщики предприятия, получая вовремя его продукцию, задерживают ее оплату.

Коэффициент соотношение дебиторской и кредиторской задолженности показывает сколько дебиторской задолженности приходится на каждый рубль кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность предыдущего года больше, чем кредиторская на 17709 тыс. руб. Однако в отчетном году соотношение противоположное, дебиторская задолженность превышает кредиторскую на 53601 тыс. руб. В том случае, если дебиторская задолженность больше кредиторской это может свидетельствовать о более быстрой оборачиваемости кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В общем приближении считается, что размеры дебиторской и кредиторской задолженности должны быть сопоставимы, т.е. его значение должно быть приблизительно равным единице. В данном случае, в предыдущем году коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности составляет 0,95, т. е. приближается к единице, а в отчётном году равен 1,10, что тоже близко к единице. Это свидетельствует о том, что финансировании предприятия происходит преимущественно за счёт выпускаемой продукции.

Продолжительность оборота дебиторской задолженности в отчётном году в сравнении с предыдущем годом увеличилась на 5,1535 дня, т. е. наблюдается негативная тенденция увеличения продолжительности одного оборота дебиторской задолженности, что свидетельствует об отвлечении средств из оборота предприятия и о падении дисциплины расчетов с покупателями. Стоит отметить, чем меньше длительность оборота дебиторской задолженности, тем быстрее денежные средства накапливаются и ниже дебиторская задолженность от продаж.

Оборачиваемость кредиторской задолженности прогрессирует с меньшими темпами, чем продолжительность оборота дебиторской задолженности, это увеличение составляет 1,215 дня. На основе этого можно предположить, что у предприятия возможен остаток свободных средств.

Увеличение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности влечет замедление оборота денежных средств, запасов и обязательств организации, ведёт к дополнительным затратам, а значит, к ухудшению финансового состояния предприятия.

Из расчёта влияние факторов на изменение продолжительности оборота дебиторской задолженности видно, что за счёт уменьшения выручки на 397440 тыс. руб. продолжительность оборота дебиторской задолженность увеличилась на 1,257дня. Увеличение среднегодовых остатков дебиторской задолженности на 3,8965 дня также приводит к увеличению продолжительности оборота дебиторской задолженности. Таким образом увеличение продолжительности оборота дебиторской задолженности на 5,1535 дней за счёт:

а) увеличения среднегодовых остатков краткосрочной дебиторской задолженности на 3,8965 дня;

б) увеличения выручки от продаж на 1,257 дня.


Тестовые задания


1Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность, производственные запасы - это:?Легкореализуемые активыКраткосрочные обязательстваОсновные средстваДолгосрочные обязательства2Сводная таблица, в которой дебиторская задолженность классифицируется по срокам образования?Позволяет выявить просроченную задолженностьНе позволяет провести инвентаризацию состояния расчетов с дебиторамиНе дает четкой картины состояния расчетов с покупателямиНе может предоставить бухгалтеру предприятия 100% охват всей дебиторской задолженности3Разность текущих активов и краткосрочных обязательств представляет собой:Заемный капиталКредиторская задолженностьДебиторская задолженность?Собственный оборотный капитал4В агрегированный актив баланса для анализа структуры имущества предприятия входит статьяСобственный капиталЗаемный капитал?Дебиторская задолженностьДолгосрочные обязательства5Должники предприятия -Кредиторы?ДебиторыДебиторы и кредиторыПользователи экономической информации6Деятельность предприятия оценивается таким обобщающим показателем, как:Фондоотдача?ПрибыльДоходВыручка от реализации7К основным средствам относится:Сырье для производства продукцииСпецодежда?Здания предприятияГотовая продукция.8Вложение денег для приобретения реального капитала (оборудования, станков, зданий) для расширения производства есть:?ИнвестицииЗаемСсудаФакторинг9Затраты на производство и реализацию продукции складываются из стоимости?Материальных, технических, трудовых и финансовых ресурсов предприятияСырья, материалов и полуфабрикатовКосвенных затрат, связанных с производствомПроизводственных запасов и денежных средств10Эффективность использования основных фондов определяет показатель:АмортизацииМатериалоотдачиПроизводительности труда?Фондоотдачи


Задание 3


Проведите анализ размера и динамики собственных средств. Сделайте выводы о достаточности собственных средств организации, а также оцените степень влияния факторов на изменение собственных оборотных средств. На основе полученных данных сделайте выводы. Результаты проведенного исследования представьте в таблице.


Исходные данные:

ПоказательСумма, тыс. руб.1. Среднегодовые остатки внеоборотных активов11903072. Среднегодовые остатки собственного капитала12068003. Среднегодовые остатки оборотных активов13048024. Собственный оборотный капитал57410

Расчет влияния факторов на изменение обеспеченности оборотных активов собственными средствами

ПоказательАлгоритм расчетаПредыдущий годОтчетный годИзменение (+,-)5. Среднегодовые остатки внеоборотных активов, тыс. руб.104664811903071436596. Среднегодовые остатки собственного капитала, тыс. руб.107872512068001280757. Среднегодовые остатки оборотных активов, тыс. руб.110395213048022008508. Собственный оборотный капитал, тыс. руб.СОК3207757410253339. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствамиКОСС0,02910,04450,015410. Влияние факторов на изменение обеспеченности оборотных активов собственными средствами (?КОСС):а) величины собственного оборотного капитала? КСОК(СОК)--0,0229б) среднегодовых остатков оборотных активов? КСОК(ОА)--- 0,0075Баланс отклонений---0,0154

Влияние величины собственного оборотного капитала и среднегодовых остатков оборотных активов на изменение обеспеченности оборотных активов собственными средствами рассчитываем с помощью факторного анализа с использованием метода цепных подстановок.

Исходная модель для расчета:


КОСС =


Выполним промежуточный расчёт.


КОСС Пг =

КОСС (СОК) =

КОСС (ОА) = = 0,0445 тыс. руб.,


где - КОСС Пг - коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами за предыдущий год;

СОКПг - собственный оборотный капитал за предыдущий год;

- среднегодовые остатки оборотных активов за предыдущий год;

СОКОг - собственный оборотный капитал за отчётный год;

- среднегодовые остатки оборотных активов за отчётный год;

КОСС (СОК) - коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами величиной собственного оборотного капитала;

КОСС (ОА) - коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами среднегодовыми остатками оборотных активов.

Применим способ цепных подстановок.

Влияние 1-го фактора - величины собственного оборотного капитала:


? КСОК(СОК) = КОСС (СОК) - КОСС Пг = 0,052 - 0,0291 = 0,0229


Влияние 2-го фактора - среднегодовых остатков оборотных активов:


? КСОК(ОА) = КОСС (ОА) - КОСС (СОК) = 0,0445 - 0,052 = - 0,0075

? КОСС = ? КСОК(СОК) + ? КСОК(ОА) = 0,0154


ВЫВОДЫ


По данным таблицы видно, что все показатели отчётного года по сравнению с предыдущим годом увеличились, в частности среднегодовые остатки внеоборотных активов увеличились на 143659 тыс. руб., среднегодовые остатки собственного капитала на 128075 тыс. руб., среднегодовые остатки оборотных активов на 200850 тыс. руб., собственный оборотный капитал на 25333 тыс. руб.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Значение коэффициента менее 0,1 характеризует неудовлетворительное обеспечение собственными средствами. На данном предприятии его величина в предыдущем году составляла 0,0291, а в отчетном году - 0,0445, т.е. меньше нормативного значения 0,1. Но отмечается его рост по сравнению с предыдущим годом на 0,0154. Это говорит об улучшении обеспеченности оборотных активов собственными средствами.

На коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами влияют два показателя: собственный оборотный капитал и среднегодовые остатки оборотных активов. За счёт увеличения собственного оборотного капитала на 25333 тыс. руб. ? КСОК(СОК) увеличился на 0,0229. За счёт увеличения среднегодовых остатков оборотных активов на 200850 тыс. руб. ? КСОК(ОА) уменьшился на - 0,0075.

Таким образом, влияние первого фактора составило + 0,0229, а второго - 0,0075. Общее же влияние составило + 0,0154.


Тестовые задания


1Денежные средства и те активы, которые могут быть превращены в деньги в течении 1 года - это:Чистые активы?Текущие активыСредства в кассеАктивы2Внеоборотные активы предприятия - это:Основные средства и фонд заработной платы?Основные средства, нематериальные активыВложения в ценные бумагиЗаработная плата3Основными признаками платежеспособности предприятия являются :Уменьшение суммы просроченной кредиторской задолженностиУвеличение итогов раздела V пассива балансаУвеличение итогов раздела II актива баланса?Наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете предприятия4Оборотный капитал предприятия - это:Часть авансированного капитала, затраченная на покупку машин и оборудованияЧасть авансированного капитала, затраченная на постройку зданий и сооруженийЧасть авансированного капитала, затраченная на покупку долгосрочных государственных облигаций?Часть авансированного капитала, затраченная на покупку сырья, топлива, вспомогательных материалов5Оборотные активы это:ПатентыЛицензииКапиталовложения?Запасы товарно-материальных ценностей6Иммобилизованные средства это:?Имущество, здания, оборудование предприятияКраткосрочные финансовые вложенияДолгосрочные кредиты и займыДебиторская задолженность7Изменения в улучшении организации труда связаны с:?Производительностью трудаФондоотдачейМатериалоемкостьюОборачиваемостью запасов8Потребность предприятия в долгосрочных кредитах характеризует коэффициентАвтономности?ИнвестированияФондоотдачиВыбытия основных средств9Экономия или перерасход по себестоимости продукции зависят от:Объема реализованной продукцииЦены за 1 единицу выпускаемой продукции?Объема выпуска продукцииОт остатков готовой продукции на складе10Для анализа эффективности использования оборотных средств рассчитываетсяПродолжительность отчетного периода?Средний остаток оборотных средствКоэффициент загрузки средств в оборотеФондоотдача


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / [Н.В. Колчина и др.]; под ред. Н. В. Колчиной. - 5-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 407с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

2.«Управление по стоимости (Value Based Management)» Измерение и управление показателями созданием стоимости» Глава 3. Показатели создания стоимости <http://balanced-scorecard.ru/vbm/method/330>

.Финансовый анализ. Финансовые коэффициенты (международный подход). Экономическая добавленная стоимость. (EVA) <http://afdanalyse.ru/publ/finansovyj_analiz/1/ehkonomicheskaja_dobavlennaja_stoimost_eva/15-1-0-247>

.Экономическая добавленная стоимость. Елена Ларионова, консультант по финансовому анализу и планированию КГ "Воронов и Максимов", преподаватель экономического факультета СПбГУ <http://www.bupr.ru/articles_id_2.htm>

.Финансовый анализ Достоинства и недостатки применения показателя экономической добавленной стоимости для оценки управленческих решений. Л.И. Шнайдер. <http://www.1-fin.ru/?id=185>

.Аудиторская компания «Аудит -Гарант» Управление стоимостью компании, Батюк П.С <http://www.audit-garant.com/article_psb3.htm>

.Электронный журнал «Корпоративные финансы» №2 (14) 2010 год Ивашковская И. В., Кукина Е. Б., Пенкина И. В. Экономическая добавленная стоимость. Концепции. Подходы. Инструменты http://cfjournal.hse.ru/

.Энциклопедия. Рыночная и экономическая добавленная стоимости. <http://www.russika.ru/t.php?t=4645>


Теги: Стоимостно-ориентированное управление компанией на основе экономической добавленной стоимости  Контрольная работа  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 12736
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Стоимостно-ориентированное управление компанией на основе экономической добавленной стоимости
Назад