Развитие негосударственного социального страхования в Мурманской области

Содержание


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1 Сущность социального страхования

1.2 Государственная и негосударственная формы социального страхования в России

1.3 Нормативно-правовые основы негосударственного социального страхования

ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ППФ «СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

2.2 Факторы совершенствования деятельности негосударственных фондов социального страхования в области негосударственного пенсионного страхования

2.3 Комплекс мероприятий по повышению эффективности негосударственного социального страхования в области негосударственного пенсионного страхования на примере ППФ «Страхование жизни»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

Специальная литература

Интернет-ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЯ

негосударственное социальное страхование


ВВЕДЕНИЕ


Социальное страхование является важным элементом системы финансов, институтом социальной защиты населения и отраслью страхования и затрагивает интересы всех граждан страны. Его качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства.

Социальное страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. С развитием многообразных форм собственности сфера государственного обеспечения и его возможности сокращаются, то есть с переходом к рыночному хозяйствованию неизбежно меняется модель распределительных отношений. Для социального страхования это имеет принципиальный характер. В таких условиях возникает необходимость создания механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально-экономическим условиям. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы, суть которых сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, придание этому виду защиты организованной взаимопомощи и самоуправления.

Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит разветвленная система автономных внебюджетных видов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского.

Социальное страхование - это один из важнейших механизмов регулирования социально-трудовой сферы.

В настоящее время функционирование системы социального страхования находится в ракурсе пристального внимания органов государственного управления и общественности. Трудоспособное население должно иметь уверенность в том, что при реализации социальных рисков уровень выплат по социальному страхованию будет достаточным для поддержания достойного уровня жизни. Проблема формирования адекватной и реально работающей системы социального страхования, таким образом, является залогом национальной экономической безопасности страны.

Система социального страхования органично встроена в национальную экономическую систему. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а, следовательно, изменения в первой не имеют смысла без реформирования второй. Данная система в Российской Федерации создавалась в сложных условиях общесистемного кризиса, преследуя цели социального регулирования экономических рыночных реформ. За эти годы государство в России, как и в других странах с рыночной экономикой, вынуждено было, проводить политику социальной поддержки населения, увеличивая удельный вес социальных расходов в общих расходах государства. В результате новая система социального страхования частично сохранила практику советского периода, частично скопировала модели социальной защиты, существующие в развитых странах.

В Российской Федерации система социального страхования институционально представлена внебюджетными фондами социального назначения, разграниченными по принципу функциональной самостоятельности.

В настоящее время система социального страхования в России находится в стадии реформирования.

Тем не менее, социальное страхование трансформировалось в самостоятельную социально-экономическую систему, отличную как от чисто социальной, так и от страховой. Сложность и множественность процессов взаимодействия социального и экономического внутри единой системы так до сих пор не получила адекватной научной оценки и сама категория «социальное страхование» трактуется в широком диапазоне от государственного социального обеспечения до различных форм страхования социальных рисков.

В России уже много лет проводится реформа социального страхования, цели и направления которой, неоднократно коренным образом менялись. В результате, до сих пор, так и не была создана сбалансированная система социального страхования, что требует, кроме всего прочего, развития институтов негосударственного социального страхования.

Актуальность темы исследования. Реформирование социальной сферы в условиях становления рыночной экономики в России в качестве основной составляющей включает внедрение и развитие новых рыночных институтов. Изменение прежней системы социального обеспечения населения обусловлено объективными причинами: неспособностью государственной системы пенсионного, социального, медицинского обеспечения удовлетворить потребности общества, отсутствием на рынке надежного инвестиционного механизма и развитой рыночной инфрастуктуры, сокращением государственного сектора экономики и развитием частной собственности, появлением альтернативных, дополнительных к государственной системе форм социального обеспечения - негосударственных социальных фондов.

Негосударственный социальный фонд (НСФ) - это специфическая некоммерческая организация, целевой функцией которой является социальное обеспечение, а основным видом деятельности - аккумулирование взносов, размещение социальных резервов, учет обязательств, выплаты негосударственных пенсий и пособий, оказание медицинской помощи на основании договоров с вкладчиками и участниками.

Негосударственные фонды являются дополнительным инструментом регулирования социальных пропорций и решения проблем здравоохранения, пенсионного и социального обеспечения. Их появление способствовало нивелированию негативных социальных последствий рыночных преобразований, появлению у населения возможности выбора альтернативных способов социальной защиты в случае сокращения доходов после прекращения трудовой деятельности или наступления страхового случая.

С начала практической деятельности (1992-1993 гг.) фонды имели множество проблем: отсутствие законодательной, нормативной базы, регламентирующей функционирование фондов, должного государственного регулирования их деятельности, наличие ограниченного спроса на услуги фондов со стороны физических и юридических лиц, острый дефицит специалистов по управлению их активами, недостаточно разработанная методика актуарного оценивания деятельности фондов, адаптированной к российским условиям, и другие.

Таким образом, наличие практического опыта деятельности НСФ обусловило необходимость теоретического обоснования принципов и механизма функционирования негосударственных социальных фондов в России, основных проблем их развития, эффективных форм организации как в регионе, так и на конкретном примере.

Степень разработанности проблемы. Общетеоретическим аспектам негосударственного пенсионного обеспечения посвящены работы С.Н. Васина, Е.Ш. Гонтмахера, Г.В. Рахманова, Д.Я. Травина, Т.М. Малеева, О.В. Синявской, С.В. Захарова, М.Э. Дмитриева, Д.В. Бочкарева, Н.С. Будниковой, Ю.Ю. Финогеновой, С.В. Шишкина, А.В. Ревцова, А.А. Берга, А.Г. Морозова, К.А. Туманянца и других.

Современные процессы развития негосударственного пенсионного обеспечения рассматриваются такими российскими экономистами, как Г.М. Бродский, М.Н. Бродский, В.Д. Роик, В.А. Плотников, A.JI. Лельчук, Л.Ю. Рыжановская, О.В. Хмыз, Р.А. Кокорев, С.А Трухачев, О.М. Колобаев, С.Д. Чернышев, М.Л. Захаров, В.Б. Севостьянова, Э.Т. Тучкова и другие.

Современному состоянию вопросов методологии формирования и развития системы негосударственного социального обеспечения в России посвящены работы М.Алехина, А. Аникина, Н. Левант, В. Никитина, И. Рождественской, В. Ройка, B. Сивашенкова, Е. Четыркина, С. Шишкина.

Проблемам формирования систем социального страхования в индустриальном обществе посвящены работы таких авторов: Н.А.Волгина, Е.Ш. Гонтмахера, Н.А. Горелова, Кадомцевой С.В., Е.А. Морозовой, Павлюченко В.Г., Б. В. Ракитского, Н.М. Римашевской, Е.И. Холостовой, Л.П. Якушева, С.Ю. Яновой, Р. Титмуса, Г. Эспинг-Андерсена и др.

В работах И. Большаковой, Г. Бродского, М. Бродского, Н. Давыдова, C. Кабалкина, Д. Львова, В. Тарасова, Л. Якушева более подробно акцентировалось внимание на вопросах анализа негосударственного пенсионного обеспечения.

На практике и в научной литературе ограничено число конкретно обоснованных предложений по государственному регулированию и контролю за деятельностью фондов, слабо исследованы теоретические основы функционирования и особенности возникновения и развития НСФ, недостаточно разработаны методы минимизации рисков и пути оптимизации инвестиционной деятельности, система гарантий сохранности средств вкладчиков и участников, направления развития фондов социального страхования в Мурманской области.

Актуальность и необходимость дальнейшей разработки проблемы обусловили выбор цели дипломной работы и ее задач.

Цель работы заключается в том, чтобы, опираясь на теоретические основы функционирования системы негосударственного социального страхования, выявить основные проблемы их деятельности и разработать предложения по повышению эффективности фондов за счет обеспечения устойчивости и надежности.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

раскрыть сущность системы негосударственного социального страхования;

рассмотреть государственные и негосударственные формы социального страхования;

проанализировать нормативно-правовые основы негосударственного социального страхования;

охарактеризовать состояние и вывить проблемы функционирования негосударственного социального страхования в Мурманской области

предложить рекомендации по совершенствованию механизма функционирования негосударственных фондов социального страхования в Мурманской области (на примере ППФ «Страхование жизни»).

Объектом дипломной работы выступили негосударственные фонды социального страхования как наиболее развитые рыночные институты сферы социального обеспечения в отечественной экономике.

Предмет дипломной работы - развитие негосударственного социального страхования в Мурманской области.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база дипломной работы. Методологической и теоретической основой дипломной работы послужили работы отечественных ученых по проблемам государственного и негосударственного социального обеспечения, по вопросам формирования негосударственных социальных фондов. В работе использованы такие общенаучные методы познания, как логический, сравнительный, системный анализ.

Эмпирическая база работы представлена трудами отечественных авторов по исследуемой проблематике, публикациями в периодических изданиях и сборниках, касающихся данных российских негосударственных фондов и фондов Мурманской области, нормативно-правовыми актами РФ, рекомендациями специалистов в области социального обеспечения.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы.

Отдельные положения раскрывают специфику организации и функционирования негосударственных социальных фондов в условиях рыночной трансформации в России. Практическая значимость состоит в разработке конкретных направлений совершенствования системы социального обеспечения в регионе.

Структура работы обусловлена целью и задачами дипломного проекта. Дипломная работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ


.1 Сущность социального страхования


Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, возмещения ущерба на основе коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Социальное страхование - это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере. Система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.

Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой формируются и расходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по различным причинам.

К важнейшим функциям социального страхования относятся:

защитная функция - заключается в поддержании сложившегося материального уровня застрахованного, если обычный источник дохода становится для него недоступным, а также когда ему предстоят дополнительные непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;

компенсирующая функция - состоит в возмещении ущерба утраты трудоспособности и ущерба здоровью с помощью материального возмещения утраты заработка, а также оплаты услуг в связи с лечением и реабилитацией;

функция воспроизводства - социальное страхование призвано обеспечивать застрахованным (и членам их семей) покрытие всех расходов, достаточных для нормального протекания воспроизводственного цикла (что охватывает практически весь жизненный цикл) в случае болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;

перераспределительная функция - социальное страхование значительно влияет на распределение и перераспределение общественного продукта. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;

стабилизирующая функция заключается в согласовании интересов социальных субъектов по ряду принципиальных для жизнедеятельности наемных работников вопросов - уровню социальной защиты; кругу лиц, подлежащих социальному страхованию; распределению финансовой нагрузки между социальными субъектами; участию в управлении социальным страхованием.

Социальное страхование в системе социальной защиты населения, в отличие от других видов страхования, имеет следующие характерные черты:

Финансирование социального страхования производится из специальных внебюджетных фондов, в формировании которых принимают участие работники, работодатели и государство.

Страховые организации, управляющие фондами социального страхования, имеют статус некоммерческих организаций.

Страховые риски, от наступления которых производится социальное страхование, имеют особый характер, выражающийся в их крупномасштабности, массовости, высокой значимости последствий. К важнейшим видам социальных страховых рисков можно отнести следующие: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, безработица, смерть кормильца, старость, достижение пенсионного возраста, материнство и детство.

Фонды социального страхования, являясь составной частью общественных финансов, испытывают сильное регулятивное воздействие со стороны государства, проявляющее себя в определении видов страховых фондов и порядке, источниках их формирования, предназначении фондов и области применения. Фонды социального страхования формируются за счет субсидий государства, страховых взносов организаций и граждан на случай наступления определенного страхового события, приводящего к исключению (постоянному или временному) человека из трудового процесса.

К основным видам социального страхования следует отнести:

страхование по болезни (оплата медицинской помощи и дней нетрудоспособности);

страхование пенсионного обеспечения (по старости, по инвалидности, пенсии иждивенцам погибших);

страхование от несчастных случаев на производстве (в связи с производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью);

страхование по безработице.

Социальное страхование призвано, во-первых, защитить каждого человека от внезапного и недопустимого снижения его уровня жизни, а во-вторых, - способствовать выравниванию (перераспределению) собственного дохода отдельных граждан по различным периодам их жизни.

Социальное страхование - второй институт социальной защиты, тесно связанный с понятием социальное риска. Традиционно целью социального страхования является защита от социальных рисков. Каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для различных категорий трудящихся. Следовательно, форма защиты и организация социального страхования различаются по видам и имеют свою специфику.

Социальное страхование - это имеющий правовой статус организационно-финансовый механизм, который предусматривает смешанное финансовое участие и солидарную ответственность работодателей, трудящихся и государства в осуществлении программ социальной защиты. Суть страхования сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, т.е. приданию этому виду защиты формы организованной взаимопомощи. Независимо от сферы применения социальное страхование в странах с рыночной экономикой основывается на общих принципах, важнейшими из которых являются:

предоставление застрахованным лицам различных видов материального содержания и услуг «по праву», приобретаемому благодаря их личному финансовому участию в расходах на эти цели;

наличие заинтересованности достаточно широкого круга лиц, охватывающего определенные социальные категория населении (рабочие, служащие, отдельные профессиональные категории трудящихся и др.) или все население страны, в том или ином виде обеспечения на основе социального страхования;

равенство всех застрахованных лиц, как с точки зрения обязательств по финансированию расходов, так и приобретаемых в результат прав и гарантий;

особый порядок финансирования, обеспечивающий автоматическое воспроизводство средств на выплаты по социальному страхованию; с этой целью трудящиеся и предприятия уплачивают страховые взносы, которые, как правило, устанавливаются в процентах к заработной плате; отчисления предприятий на социальное страхование включаются в издержки производств и отражаются в ценах продукции;

государственная гарантированность выплат, предусматриваемых по различным системам социального страхования. Использование механизмов социального страхования позволяет: обеспечивать социальную защиту населения в соответствии с принципами социальной рыночной экономики; влиять на формирование и устойчивость финансового рынка, по существу привлекая один из источников «длинных денег» - активы пенсионных фондов, сформированные за счет средств населении и предприятий.

Таким образом, социальное страхование - особая организационно-правовая форма социальной защиты, которая действует как автономный и самостоятельный механизм для аккумуляции денежных средств и выполнения ряда других функций социальной защиты: организации оздоровления трудящихся (медицинское страхование), создания социально-оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве), создания новых рабочих мест (страхование от безработицы). Реализация прав на социальную защиту с помощью систем социального страхования осуществляется через установление величины и пропорций страховых взносов, что усиливает мотивационные установки по самообеспечению у работников повышает ответственность работодателей и государства за социальное благополучие работников.

Если практика страхования строится на прочной статистической базе, учете и анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своей важнейшей задачей его профилактику и снижение и распространяется прежде всего на экономически активное население (т.к. финансируется главным образом за счет его доходов), то программы социальной помощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из средств бюджетом различных уровней. Институт социальной помощи, напротив, несет на себе отпечаток попечительства, вспомоществования со всеми вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

Если человек не охвачен системой социального страхования, то единственной поддержкой перед хроническим или временным снижением его дохода являются государственные программы социальной помощи, которые включают пособия на детей, пособия по мало обеспеченности и социальное обслуживание. Последнее включает широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

По мнению многих авторов, социальное страхование является основным и определяющим элементом системы социальной защиты в рыночной экономике, а социальная помощь - вспомогательным, используемым в тех случаях, когда социальное страхование применять невозможно. Более того, именно механизм социального страхования фактически строится на основополагающих принципах социальной рыночной экономики, сочетая рыночные свободы и государственное регулирование, поддерживая и развивая конкурентную среду, по сути являясь институтом социального партнерства солидарности и согласия, уровень развития которого зависит от характера и степени «зрелости» основных субъектов трудовых отношений (работников, предпринимателей, государства).

Благодаря этой солидарности именно социальное страхование является базовым среди всех институтов социальной защиты. Оно лидирует и по объему финансовых средств, и по массовости охвата, и по разнообразию и качеству услуг. В тех странах, где социальное страхование уже достигло зрелости, его можно рассматривать как вполне сформировавшийся институт, имеющий свою систему категорий, понятий, терминов и основанный на достаточно четком представлении о социальных и экономических последствиях использования различных мер социальной защиты. В развитых странах на это уходит, как правило, 60-70% от всех затрат, направляемых на цели социальной защиты, которые, в свою очередь, составляют примерно 25-30% ВВП. В Швеции, к примеру, суммарная доля налоговых доходов и взносов на социальное страхование составляет 51% от ВВП, во Франции - 44,1, в Великобритании - 34,4, в Японии - 27,8 и в США - 27,6%. В России социальное страхование является относительно молодым институтом и находится в процессе становления, поэтому на его долю приходится около 45% затрат на цели социальной защиты, что составляет всего 7,3% ВВП.

Такое положение необходимо постепенно изменять, поскольку поставленная в России задача создания социально ориентированной рыночной экономики требует развития института социального страхования. И только в этом случае социальная защита может рассматриваться как целевая комплексная система, сформированная обществом в его историческом развитии для решения многочисленных взаимосвязанных и взаимозависимых социальных и экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми.


.2 Государственная и негосударственная формы социального страхования в России


Принципиально важно видеть различия между социальной помощью и различными видами страхования. При этом социальное страхование (в отличие от просто страхования) страхует только от одного вида рисков - потери заработка и охватывает в первую очередь социально-трудовую сферу, где главное - взаимоотношения работодателя и застрахованного лица. Государство лишь определяет правила игры. В отношениях работодателя (страхователя) и застрахованного лица посредником является страховщик. У нас же сложилась ситуация, когда между страховщиком, страхователем и застрахованным лицом есть некий посредник в лице налоговых органов. Иными словами, нарушается вся конструкция нормальных взаимоотношений застрахованного лица, страхователя и страховщика. Отсюда и все коллизии, связанные с определением тарифной политики. Ею никто всерьез не занимался и не занимается. Между тем в любой западной системе обязательно присутствуют правительственные или независимые актуарии, которые, прежде чем обсуждать и принимать бюджет того или иного фонда, докладывают свои соображения о тарифной политике. И у нас тарифную политику нужно обязательно восстанавливать.

Большинство видов социальных рисков успешно поддаются страхованию через систему негосударственного страхования, функционирующей на основе объединения частных рисков отдельных индивидов общества, и их раскладе во времени и пространстве. В то же время, социальные риски, с которыми сталкивается не отдельный индивид, а общество в целом, гораздо сложнее застраховать отдельно взятой (даже достаточно крупной) негосударственной страховой компании. В связи с чем страхование социальных рисков относится, в основном, к компетенции государственной системы социального страхования.

Для частной страховой компании социальный риск означает возможность одновременного возникновения страхового случая у очень значительной части страхователей. В отличие от частных страховщиков, государство способно справиться с социальными рисками благодаря недоступному для частных компаний всеобщему охвату страхованием.

Преимущества осуществления социального страхования в государственной форме над негосударственной:

. Наличие государственных гарантий осуществления выплаты страхового возмещения, которые провозглашены в Конституции РФ и обеспечиваются достаточно обширными финансовыми ресурсами.

. Экономия на расходах по ведению страхового процесса в связи с широтой расклада страховой суммы между всеми участниками обязательного страхования, то есть всем населением страны и соответствующем снижении размера страхового риска, а так же экономия на административных расходах в связи с единой системой управления страховым процессом.

. Наличие у государства права принудительного изменения условий страхования в целях сохранения стабильности страхового процесса в условиях экономического кризиса - отмена отдельных видов государственных пособий, снижение их размера.

. Ликвидация эффекта неблагоприятного отбора, состоящего в различиях предпочтений страхователей при неоднородности совокупности страхующихся с позиций их отношения к уровню риска. Уровень риска в обществе существенно различается для каждого индивида (напр. очень различна вероятность заболевания у разных людей в зависимости от возраста, пола, профессии), который вполне оценивается каждым человеком денежной суммой, которую он готов оплатить для ликвидации неблагоприятных последствий страхового случая, либо полностью отказаться от страхования вообще, или от не устраивающих его общих условий. Тогда как обязательный характер государственного социального страхования ликвидирует возможность возникновения эффекта неблагоприятного отбора в процессе социального страхования, а так же устанавливает для всех членов общества равные условия и права социальной защиты, обеспечивая поддержание социального статуса всех членов общества, как обязательных элементов сложившихся общественных отношений.

Процесс социального страхования функционирует через систему социальных внебюджетных фондов, являющихся в основном самостоятельными финансово-кредитными учреждениями и оказывающими социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом.


.3 Нормативно-правовые основы негосударственного социального страхования


Нормативные документы и процедуры, регулирующие отношения по социальному страхованию

К нормативным документам, регулирующим отношения по социальному страхованию, относятся:

) Федеральный закон РФ от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах государственного социального страхования» (в 2003 году действует в редакции от 31 декабря 2002 года);

) Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 (ред. Закона РФ № 4741-1 от 02.04.93, Указа Президента РФ № 2288 от 24.12.93, Федерального Закона № 9-ФЗ от 01.07.94);

) Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.98 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

) Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.01;

) Налоговый кодекс РФ (в ред. от 7 июля 2003 г.). Глава 24 «Единый социальный налог»;

) Трудовой кодекс РФ (глава 22, 57 - об обязанности работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников);

) Гражданский кодекс РФ (глава 48, 927 - об обязательном и добровольном страховании);

) Федеральный закон РФ от 31 декабря 2002 года № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»;

) «Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию». Утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. №13-6 (в ред. от 18.02.1999; с учетом Указа Президента РФ от 15.03.2000);

) Федеральный закон РФ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (в ред. от 25.07.2002) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд России и другие государственные фонды социального страхования РФ устанавливаются Российским Парламентом. Федеральный бюджет перечисляет в Пенсионный фонд РФ платежи для выплаты пенсий военнослужащим, их семьям и социальных пенсий.

Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в системе обязательного социального страхования, является Федеральный закон РФ «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16 июля 1999 г. (именуемый в дальнейшем Закон об обязательном социальном страховании). Данный закон распространяет свое действие на работающих граждан, лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, иные категории граждан, в том числе при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Закон об обязательном социальном страховании устанавливает основы этого страхования и определяет ключевые моменты. Специфика тех или иных видов обязательного социального страхования будет определяться в специальных законах.

Обязательное социальное страхование имеет публично-правовые черты. Системой обязательного социального страхования управляет Правительство РФ. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью, но оперативное управление ими осуществляют страховщики под контролем государства. Страховщики создаются Правительством РФ, а их организационно-правовые формы определяются федеральными законами о конкретном виде обязательного социального страхования. По сравнению с обычным (договорным) страхованием права и обязанности участников правоотношения по обязательному социальному страхованию не только детализированы, но ужесточены обязанности страховщиков и страхователей, а права застрахованных лиц и выгодоприобретателей расширены.

Финансовые основы обязательного социального страхования регламентированы законодательством в значительно большей степени, чем при обычном (договорном) страховании. Определение источников поступления денежных средств, установление тарифов страховых взносов, порядка их начисления и внесение, расходование денежных средств из страховых фондов, назначение и выплата страхового обеспечения - все это жестко регламентировано федеральными законами и иными актами.

При недостаточности средств для выплаты страхового обеспечения по некоторым видам обязательного социального страхования (выплаты пенсий и пособий, оплата медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и др.) в федеральном законе о федеральном бюджете могут быть предусмотрены дотации в размерах, позволяющих обеспечить установленные с законодательством выплаты по обязательному социальному страхованию.

Правовое обеспечение государственного и негосударственного страхования. Страховой деятельностью в России сегодня могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер. В условиях развития рынка изменились взаимоотношения государства и страховых организаций. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль. Органы государственного страхования как подсистема органов государственного управления на современном этапе не существуют в виде обособленной структуры. Основной орган, осуществляющий надзор за страховой деятельностью, - это Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

Главным условием для проведения страховщиком страхования на территории РФ является получение специальной лицензии на право проведения страховой деятельности. Ее отсутствие влечет за собой признание незаконной деятельность организации и применение к ней санкций, предусмотренных страховым и налоговым законодательством страны.

Лицензии выдаются:

а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

учредительных документов;

свидетельства о регистрации;

справки о размере оплаченного уставного капитала;

экономического обоснования страховой деятельности;

правил по видам страхования;

расчетов страховых тарифов;

сведений о руководителях и их заместителях;

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

учредительных документов;

свидетельства о регистрации;

справки о размере оплаченного уставного капитала;

сведений о руководителях и их заместителях. Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.

Выделяются три основные формы страхования и, соответственно, организационные формы страховых фондов: государственные (фонды социального страхования), фонды самострахования, фонды страховых компаний (негосударственное или коммерческое страхование).

Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это страховых организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определенных законом о статусе страховой деятельности).

Негосударственное страхование - негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций (облигаций) и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам, что позволяет при сравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работу страховых компаний.

Итак, как отмечалось автором в первой главе настоящей дипломной работы, социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, возмещения ущерба на основе коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

К важнейшим функциям социального страхования относятся:

защитная функция;

компенсирующая функция;

функция воспроизводства;

перераспределительная функция;

стабилизирующая функция.

Социальное страхование имеет следующие характерные черты:

Финансирование социального страхования производится из специальных внебюджетных фондов, в формировании которых принимают участие работники, работодатели и государство.

Страховые организации, управляющие фондами социального страхования, имеют статус некоммерческих организаций.

Страховые риски, от наступления которых производится социальное страхование, имеют особый характер, выражающийся в их крупномасштабности, массовости, высокой значимости последствий.

К важнейшим видам социальных страховых рисков можно отнести следующие: болезнь, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, безработица, смерть кормильца, старость, достижение пенсионного возраста, материнство и детство.

Фонды социального страхования, являясь составной частью общественных финансов, испытывают сильное регулятивное воздействие со стороны государства.

К основным видам социального страхования следует отнести:

страхование по болезни;

страхование пенсионного обеспечения;

страхование от несчастных случаев на производстве;

страхование по безработице.

Суть страхования сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, т.е. приданию этому виду защиты формы организованной взаимопомощи.

Социальное страхование в России представлено в двух формах - государственной и негосударственной.

Отношения по социальному страхованию регламентируются рядом федеральных законов и нормативных процедур.

Правовое обеспечение страховой деятельности в России характеризуется следующим. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль.

Главным условием для проведения страховщиком страхования на территории РФ является получение специальной лицензии на право проведения страховой деятельности.


ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ППФ «СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»


.1 Состояние, проблемы и перспективы функционирования негосударственного социального страхования (в области негосударственного пенсионного страхования) в РФ и Мурманской области


Как уже отмечалось выше в первой главе дипломной работы, система негосударственного социального страхования включает в себя такие виды социального страхования, как пенсионное, социальное, медицинское.

Пенсионное обеспечение в силу своей социальной значимости играет огромную роль во всех аспектах жизни государства.

В существующих экономических условиях наиболее действенным механизмом социальной защиты и повышения уровня жизни граждан представляется развитие негосударственного пенсионного обеспечения.

Именно поэтому автором будет рассмотрено состояние, сформулированы проблемы и очерчен круг перспектив функционирования негосударственного социального страхования именно в области негосударственного пенсионного страхования в РФ, в целом, и Мурманской области, в частности.

Для определения проблем негосударственного пенсионного страхования автор считает необходимым рассмотреть, в целом, структуру современной системы пенсионного страхования в РФ, а также проанализировать особенности функционирования одного из ее элементов - негосударственных пенсионных фондов подсистемы негосударственного пенсионного обеспечения, и выявить факторы, сдерживающие становление НПФ как особых институтов социальной инфраструктуры, определяются перспективы их развития в действующей системе пенсионного страхования.

Действующая в настоящее время в России пенсионная система по своей сути является распределительно-накопительной и включает в себя следующие основополагающие компоненты (подсистемы): обязательное (государственное) пенсионное страхование и добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение. Причем в первом случае накоплениями граждан РФ управляет государственная управляющая компания (ГУК) - Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк», сокращенно - ВЭБ) либо частная управляющая компания (ЧУК), отобранная по конкурсу, с которой у Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, определенная гражданином самостоятельно. Во втором случае - негосударственный пенсионный фонд (НПФ) размещает временно свободные пенсионные средства, передавая их в доверительное управление одной или нескольким частным управляющим компаниям по собственному выбору (рисунок 1)


Рисунок 1. Структура современной системы пенсионного страхования в РФ


По своей организационно-правовой форме НПФ представляет собой некоммерческую организацию социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

При этом согласно п. 2. ст. 36.1 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Федеральный закон № 75-ФЗ) на момент подачи в уполномоченный федеральный орган заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика каждый НПФ должен соответствовать ряду жестких требований. А именно иметь:

совокупный вклад учредителей (учредителя), внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 млн. руб. со дня вступления в силу Федерального закона № 75-ФЗ, не менее 30 млн. руб. - с 01.01.2005 и 100 млн. руб. - с 01.01.2009;

величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда (имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности - ИОУД) с 01.01.2005 не менее 30 млн. руб., с 01.07.2009 - не менее 100 млн. руб.;

опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее 1 года с 01.01.2004, а с 01.07.2009 - не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;

опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее 2-х лет.

Не иметь:

актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания, а также фактов приостановления действия лицензии в течение последних 2-х лет деятельности.

Согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), в 2004 году в России действовало 270 НПФ, клиентами которых выступало свыше 5,5 млн. застрахованных лиц. При этом собственное имущество фондов в указанный период времени ФСФР оценивала примерно в 216 млрд. руб.; имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности НПФ - более 42 млрд. руб.

По состоянию на 01.07.2012 на территории Российской Федерации функционировало только 143 НПФ с собственным имуществом 1,4 трлн. руб. и ИОУД - около 103 млрд. руб.

Из отчетов ФСФР также следует, что совокупный объем пенсионных накоплений всех НПФ на конец 2005 года составлял порядка 2 млрд. руб., пенсионных резервов - 277 млрд. руб.; на конец 2011 года - 394 и 700 млрд. руб., соответственно (приложение Г, таблица 1).

июня 2011г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало очередной Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.05.11 N 11-23/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов», в соответствии с которым с 01.07.2011 значительно повысился норматив достаточности собственных средств компаний, осуществляющих деятельность по управлению негосударственными пенсионными фондами, - с 60 до 80 млн. руб. (приложение Г, таблица 2), что означает значительное ужесточение требований к деятельности НПФ со стороны регуляторов.

В целом же, говоря о дальнейших перспективах функционирования негосударственных пенсионных фондов в системе отечественного пенсионного страхования, прежде всего, необходимо выделить некоторые факторы, сдерживающие их развитие на современном этапе:

. Недоверие значительной части граждан РФ к НПФ как особым институтам социальной инфраструктуры. Как следствие, - отсутствие динамичного роста количества участников фондов.

Данный вывод подтверждается и результатами опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (Национальное агентство финансовых исследований - НАФИ) в 2012 году (Приложение Г, таблица 3).

. Отсутствие совершенной и понятной нормативно-правовой базы в части регулирования деятельности НПФ. Отметим, что период реформирования системы пенсионного страхования в России еще очень далек от своего логического завершения: в современных экономических условиях мы только вступаем в фазу активных структурных пенсионных преобразований - как в части обязательного пенсионного страхования, так и в части негосударственного пенсионного обеспечения. А, следовательно, и в действующее пенсионное законодательство РФ уже в ближайшем будущем будут внесены соответствующие поправки и изменения.

. Высокие риски получения отрицательных финансовых результатов в деятельности НПФ и, как следствие, отрицательной доходности пенсионных накоплений граждан; негативное влияние инфляционного фактора.

. Отсутствие специальных мер налогового стимулирования деятельности НПФ на территории Российской Федерации.

. Недостаточная информированность и низкий уровень общей финансовой грамотности населения (в особенности - в молодежной среде), не позволяющие застрахованным лицам активно формировать свои собственные «инвестиционные стратегии».

Однако несмотря ни на что с момента принятия Федерального закона № 75-ФЗ большинство НПФ уже успели зарекомендовать себя в качестве успешных игроков на отечественном рынке пенсионных услуг и продолжают демонстрировать более высокие результаты работы по сравнению с государственными фондами.

На наш взгляд, достигнутые к настоящему времени позитивные тенденции в деятельности НПФ в виде увеличения собственного имущества, количества участников, роста объемов пенсионных накоплений и резервов сохранятся и в долгосрочной перспективе. Вместе с тем особенно важным моментом представляется формирование среди фондов «здоровой» конкурентной среды, основанной на принципах честности, порядочности и ориентированности в своей работе непосредственно на интересы застрахованных лиц.

В Совете Федерации <#"269" src="doc_zip2.jpg" />

Рис 1. Количество НПФ, осуществляющих свою деятельность на территории РФ


Также увеличились пенсионные резервы: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - на 101474848 тыс. руб. (21,92 %), а в 2012 г по сравнению с 2011 г. - на 78895281 тыс. руб. (13,98 %).

Количество участников фондов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличилось на 10707 тыс. чел. (0,16 %), а в 2012 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилось на 147833 тыс. чел. (2,19 %). Аналитики объясняют это тем, что сегмент негосударственного пенсионного обеспечения до сих пор развивался за счет корпоративных пенсионных программ, данный путь развития исчерпан, а работа на открытом рынке в этом сегменте еще не налажена.

В 2012 году 3,4 млн. человек перевели накопительную часть пенсии из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды. По данным ПФР, количество заявлений о переводе в настоящее существенно выше.

Пенсионные накопления НПФ увеличились в целом за исследуемый период на 119811146 тыс. руб. (4,37 %), что является положительной тенденцией для НПФ и это связано, прежде всего, с увеличением количества участников фондов. Увеличение пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах также стало результатом повышенной маркетинговой активности многих фондов.

Увеличилось количество застрахованных лиц и участников, получающих негосударственную пенсию.

Сумма пенсионных выплат увеличилась в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 4477795 тыс. руб. (20,21 %).

Важный фактор, определяющий деятельность негосударственных пенсионных фондов на рынке в среднесрочной перспективе, - рост числа переходов клиентов из фонда в фонд. Так, в 2011 годах продажи НПФ практически не пересекались, а рост числа клиентов каждого НПФ в основном осуществлялся за счет «молчунов».

Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке. Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения.

Несмотря на возникавшие в 2008 году неблагоприятные процессы на финансовых рынках большинство негосударственных пенсионных фондов вновь продемонстрировали свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.

Невзвешенная структура пенсионных резервов и пенсионных накоплений представлена в таблицах 6,7 (Приложение Д, таблицы 6, 7).

В 2011 году НПФ не сильно скорректировал свою инвестиционную стратегию: доходность долговых инструментов по-прежнему невысока, а клиенты фондов хотят видеть на своих счетах доходность, превышающую уровень инфляции. Резкий рост консервативности НПФ возможен лишь в случае резких макроэкономических потрясений во всем мире. Однако вопрос инвестирования пенсионных средств не является единственным приоритетным направлением деятельности фондов, начиная с 2011 года.

Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения и важности участия НПФ в данной системе, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ являются не совсем удовлетворительными.

Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере и не нацелен на формирование инвестиционного ресурса. В России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога. По своему существу развитые рынки НПФ должны выполнять следующие функции:

обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также устойчивости пенсионной системы;

формирование долгосрочного инвестиционного ресурса.

При рассмотрении системы негосударственных пенсионных фондов России, всплывает ряд проблем, которые мешают НПФ функционировать в полную силу.

В качестве основных ограничений в развитии рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни можно выделить следующие: низкий уровень социальных гарантий со стороны государства; невысокие доходы населения и низкий уровень сбережений граждан; неадекватное налогообложение НПФ; низкий уровень вовлеченности средств негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний в инвестиционный оборот.

Программами по негосударственному пенсионному обеспечению и продуктами по страхованию жизни не позволяет пользоваться гражданам низкий средний уровень доходов. Кроме того, продолжают снижаться показатели, характеризующие склонность граждан к сбережениям. По существу, сбережения граждан не преобразуются в инвестиции. При этом именно средства граждан могут стать источником ресурсов для экономического роста рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни.

Одной из причин сложившейся ситуации является крайне низкий горизонт планирования и переоценка рисков. Люди просто не оценивают «доходность-риски» на срок более 1-2 лет, потому что считают неопределенность слишком высокой. Такие риски они брать на себя не хотят.

Вторая причина - очень высокая субъективная ставка дисконтирования, то есть по ощущениям российских граждан скорость обесценения денег существенно выше, чем уровень инфляции и ставки по депозитам или доходность по иным инструментам. Это приводит к тому, что сбережения населения снижаются. Это означает, что при достаточно быстром росте доходов население предпочитает не копить деньги, а тратить их сразу. При этом, чем быстрее растет благосостояние, тем меньше люди сберегают и вкладывают в финансовые инструменты.

Целью развития рынков НПФ является улучшение уровня жизни людей, обеспечение устойчивости пенсионной системы, созданной на принципах страхования и накопления, а также усиление роли НПФ как институционального инвестора.


.3 Комплекс мероприятий по повышению эффективности негосударственного социального страхования в области негосударственного пенсионного страхования на примере ППФ «Страхование жизни»


Таким образом, автором выделены основные проблемы, касающиеся негосударственного пенсионного страхования. Комплекс мероприятий по повышению эффективности негосударственного социального страхования в области негосударственного пенсионного страхования разработан автором на примере ППФ «Страхование жизни».

Информационные сведения о ППФ «Страхование жизни». Полное наименование - Общество с ограниченной ответственностью «ППФ Страхование жизни». Компания является активным участником российского рынка страхования жизни. Компания основана в 2002 г., ранее работала под брендами Generali PPF Страхование жизни и «Чешская страховая компания».

ООО «ППФ Страхование жизни» - это российская страховая компания с иностранным участником общества, со 100% иностранным капиталом.

Собственник ООО «ППФ Страхование жизни» (единственный участник) - Частная компания с ограниченной ответственностью «ППФ Групп Н.В.», (PPF Group N.V.), юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Нидерландов, регистрационный номер - 33264887, имеющее место нахождения по адресу: Нидерланды, г. Амстердам, Стравинскилаан 933, 1077ХХ, этаж 9, здание Б (Strawinskylaan 933, Tower B, Level 9, 1077XX Amsterdam, The Netherlands), сведения об участнике зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц.

Юридический адрес филиала, на базе которого проходила преддипломная практика: 183038, Российская Федерация, г. Мурманск, ул. Челюскинцев, дом 30.Group N.V. входит в успешную международную инвестиционную группу - Группу PPF, которая обладает солидным опытом управления финансовыми активами и глубокой экспертизой в отраслях, характеризующихся высокими требованиями к страховой защите.

Группа PPF инвестирует свои средства в ряд отраслей экономики, таких как банковское дело и финансовые услуги, телекоммуникации, страхование, недвижимость, энергетика, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, ритейл и биотехнологии. Территорией присутствия Группы PPF является Центральная и Восточная Европа, Россия и страны СНГ, а также Азия. В настоящее время (по состоянию на 30. 06. 2013 г.) PPF владеет активами в объеме 22,113 млрд евро.

Основателем PPF Group N.V. и ее мажоритарным акционером является Петр Келлнер. Более чем двадцатилетняя история Группы - яркий пример целеустремленности, отваги и эффективной работы команды профессионалов, подтвержденный множеством успешных проектов во всех регионах присутствия Группы.

Направление деятельности. Основными направлениями деятельности ППФ «Страхование жизни» являются:

накопительное и пенсионное страхование жизни,

страхование от несчастных случаев и болезней.

Страховые программы реализуются через собственную агентскую сеть, банки, а также партнеров - российские компании. Собственная агентская сеть - это 65 агентств (на 03.03.2014 г.), работающих на территории России, и более 2 500 финансовых консультантов.

Перечень осуществляемых видов страхования. С 2002 года ППФ Страхование жизни осуществляет страхование в рамках программ накопительного, рискового страхования жизни, страхование от несчастных случаев и болезней. В 2006 - 2007 годах были разработаны и запущены основные страховые продукты: «Солнышко», «Премиум», «Оптим», а впоследствии перечень дополнила программа рискового страхования «Гардиа».

Финансовые результаты. По итогам 2013 года по РСБУ объем совокупных сборов PPF Страхование жизни составил более 8,5 млрд рублей, суммарный объем активов - почти 8,5 млрд рублей, страховых резервов - более 6,4 млрд рублей. По итогам 2013 года наибольший темп роста (+35%) продемонстрировало ключевое бизнес-направление компании, включающее долгосрочные накопительные и пенсионные программы по страхованию жизни.

Позиция на рынке. По данным Службы Банка России по финансовым рынкам по итогам 2013 года ППФ Страхование жизни занимает 12 место на российском рынке страхования жизни.

Уровень надежности. На протяжении уже нескольких лет компания успешно подтверждает высокий уровень надежности по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА». Компании ППФ Страхование жизни присвоен рейтинг А++ (Исключительно высокий уровень надежности). Партнер ППФ Страхование жизни по перестрахованию - Группа SCOR, ведущий мировой перестраховщик, обладающий высоким рейтингом надежности «А+» Standard & Poors и Fitch.

Профессиональное сообщество

ООО «ППФ Страхование жизни» активно участвует в работе профессиональных объединений: является членом Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Ассоциации Страховщиков Жизни (АСЖ).

В течение 2013 - 2014 г. спикеры компании приняли участие в различных отраслевых мероприятиях, в числе которых:

Российский страховой форум <#"justify">Гражданский Кодекс РФ. Глава 48. «Страхование»

Гражданский Кодекс РФ Глава 59. «Обязательства вследствие причинения вреда».

Закон РФ № 1499-1 от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Закон РФ № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013)

Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Закон РФ № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 02.12.2003 г. № 730 «О дополнительных мерах организации управления средствами пенсионных накоплений».

Федеральный закон от 10 января 2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»».

Федеральный Закон от 02.02.2006 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Бережной М.П. Проблемы деятельности НПФ // Опыт моделирования пенсионных систем. - 2005. - №2.

Белоусова Е.В. Развитие системы финансирования пенсионного обеспечения в регионе. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. - Иркутск, 2001.

Большакова И.В.


Теги: Развитие негосударственного социального страхования в Мурманской области  Диплом  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 5303
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Развитие негосударственного социального страхования в Мурманской области
Назад