Повышение инвестиционной привлекательности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона (на примере Кабардино-Балкарской Республики)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ПЯТИГОСРКЕ

(ПЯТИГОРСКИЙ ФИЛИАЛ СКАГС)


Выпускная квалификационная работа

тема: Повышение инвестиционной привлекательности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона

(на примере Кабардино-Балкарской Республики)


Слушатель

группы КБР 2010 ГиМ

Кушхов Инесса Султановна


Содержание


Введение

Глава I. Теоретические основы формирования инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона

1.1 Понятие и сущность инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона

.2 Методики, проблемы оценки и рисковый подход к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона, важнейшие различия российских регионов

.3 Важнейшие различия российских регионов, основные направления региональной инвестиционной политики

Глава II. Инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат и инвестиционная стратегия Кабардино-Балкарской Республики

.1 Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат Кабардино-Балкарской Республики

.2 Инвестиционная политика и стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики

Заключение

Список использованных источников

Приложения

инвестиционная привлекательность регион

Введение


Актуальность темы исследования обусловлена ролью регионов в условиях рыночной ориентации российской экономики, расширением состава и содержания решаемых ими задач, а, следовательно, принимаемых управленческих решений, от эффективности которых зависит региональное развитие. Происходящие в настоящее время процессы глобализации и регионализации привели к изменению роли регионов в хозяйственном комплексе страны и поэтому - к переопределению сущности понятия «регион».

Повышение ответственности за эффективность социально-экономического функционирования территории ставит субъект регионального управления перед необходимостью разработки стратегии социально-экономического роста, важным элементом которой выступает повышение конкурентоспособности хозяйственного комплекса региона.

Особую актуальность и значимость в условиях борьбы за инвестиции в регионе, как внутренних инвесторов, так и инвесторов зарубежных стран, приобретают создание инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.

Степень разработанности проблемы. Методологические аспекты проблемы инвестирования в той или иной степени освещаются в работах многих видных ученых-экономистов.

На современном этапе с переходом к рыночной экономике возникла необходимость пересмотра ряда традиционных подходов к анализу инвестиций, в связи с чем получили развитие исследования инвестиционной привлекательности регионов. В этом направлении имеется достаточное количество как зарубежных, так и отечественных методик. Среди зарубежных следует выделить методики Гарвардской школы бизнеса, Тейна - Уолтера, Котлера - Хейзлера.

В настоящее время вопросами изучения инвестиционной проблематики занимаются довольно большое количество отечественных ученых, таких как В.Бард, В.Бочаров, А.Водянов, С.Глазьев, Е.Жуков, Л.Игонина, М.Лимитовский, И.Липсиц, С.Лушин, Я.Миркин, В.Сенчагов, В.Слепов, В.Усоскин, И.Гришина, А.Шахназаров, И.Ройзман, Н.Игошин, Н.Климова, Н.Колесникова, В.Иванов, А.Коробова и др. Причем следует отметить, что во всех этих исследованиях, так или иначе, предпринимаются попытки расчета интегрального показателя оценки инвестиционного аспекта социально-экономического развития региона.

Тем не менее, на практике и в научной литературе сегодня трудно найти точное определение понятий инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал относящихся к инновационным проектам, и нет единого подхода к управлению инвестиционной привлекательностью.

Данные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, формулировку ее цели и задач.

Целью работы является выявление направлений повышения инвестиционной привлекательности региона и формирование его благоприятного инвестиционного климата.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

) систематизировать сложившиеся подходы к определению понятия «регион» как экономической системы приоритетного инвестирования прогрессивных структурных сдвигов;

) выделить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность регионов;

3) уточнить методику оценки инвестиционной привлекательности региона;

4) разработать методику определения финансового инвестиционного потенциала как составной части инвестиционной привлекательности на материалах Кабардино-Балкарской Республики;

) выявить эффективность использования базовых элементов инвестиционного потенциала - инвестиционного финансового и фондового потенциалов и рабочей силы - для повышения привлекательности и увеличения конкурентоспособности региона;

) проанализировать инвестиционный климат Кабардино - Балкарской Республики как составную часть инвестиционной привлекательности региона;

7) проанализировать стратегию Социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики;

) разработать приоритетные направления инвестиционной политики

региона, направленные на повышение конкурентоспособности Кабардино-Балкарской Республики.

Объектом исследования являются организационно-экономические отношения между субъектами социально-экономической системы региона в процессе формирования его благоприятного инвестиционного климата. Предметом исследования выступают условия и факторы, влияющие на повышение инвестиционной привлекательности региона.

Теоретической и методологической основой данной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, специалистов в области экономической теории конкуренции, инвестиционной проблематики, регионального управления, стратегического менеджмента, территориального маркетинга, а также законодательные акты и постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов РФ по вопросам региональной политики.

Структура выпускной дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы формирования инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.


.1 Понятие и сущность инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности регионов России


Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяются категория - инвестиционный климат. Известно, что инвестиции понимаются как долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты, дающие экономическую отдачу, как правило, через значительный срок после вложения. Существуют различные виды инвестиций:

государственные - образуемые из средств государственных финансовых источников;

иностранные - вкладываемые зарубежными предпринимателями, банками, компаниями;

частные - образуемые из средств частных корпоративных предприятий и организаций, граждан, включаемые как собственные, так и привлеченные средства.

Производственные инвестиции направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, интеллектуальные инвестиции - на создание интеллектуального, духовного продукта.

Прямые инвестиции - это средства, вкладываемее непосредственно в производство и сбыт определенного вида продукции либо обеспечивающие обладание контрольным пакетом акций .

Инвестиции финансовые (портфельные) - это инвестиции в акции, облигации и другие ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных

бумаг.

Нефинансовые инвестиции имеют, как правило, форму вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в проект, предприятие, дело.

«В большом числе регионов России за последние годы все больше получают распространение иностранные инвестиции в различных формах: прямые , портфельные и прочие».Наибольшее значение имеют прямые инвестиции в основной капитал, которые связаны с поставками машин, оборудования, в чем более всего нуждаются регионы. Портфельные инвестиции в основном вкладываются в уставной капитал - это разные виды ценных бумаг и прочие.

Наряду с ними в составе прочих инвестиций имеются вложения в оборотный капитал, который быстро дает отдачу вложенных средств. Для анализа условий, способствующих привлечению инвестиций, целесообразно применять категорию инвестиционный климат или инвестиционная привлекательность региона.

«Конкурентоспособность региона находится в прямой зависимости от возможности привлечения отечественных и иностранных инвесторов для осуществления программ размещения и территориальной организации производительных сил, от степени благоприятности инвестиционного климата».«Инвестиционный климат региона - обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих инвестирование в региональную хозяйственную систему».

Однако исходя из этого определения к социально-экономическим условиям следует добавить политические, организационные и правовые предпосылки, так же предопределяющие привлекательность и целесообразность инвестирования в тот или иной элемент региональной экономической структуры.Таким образом, в отечественной экономической науке методология исследования инвестиционного процесса как одного из способов развития конкурентоспособности региона относится к числу сложных, ибо ее основу составляет многовариантная, многокритериальная оценка ряда факторов и тенденций, зачастую разнонаправленных.

Инвестиционная привлекательность региона представляет собой совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций в основной капитал региона. В зависимости от временного горизонта анализа, управления и прогнозирования (так же, как и в случае с инвестиционной активностью) выделяются фактическая, в том числе текущая (т.е. за последний отчетный период), и прогнозная инвестиционные привлекательности региона. Основные методические положения их определения являются едиными.


.2 Методики, проблемы оценки и рисковый подход к оценке инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона, важнейшие различия российских регионов


Несмотря на кажущую ясность определения понятий сущности инвестиционного климата, инвестиционной привлекательности региона, в методиках их оценки мнения ученых существенно расходятся. В современной отечественной экономической науке выделяются три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционной привлекательности региона.

Первый подход базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как:

динамика ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции;

характер и динамика распределения национального дохода, пропорции сбережения и потребления;

состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности;

ход приватизационных процессов, развития отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.

«Рассматриваемый подход является упрощенным. Но он может привлечь экономистов своей простотой и относительной доступностью получения стратегических показателей, тем более что, по существу, этот метод универсален и его можно использовать для исследования инвестиционного климата любого из 89 регионов России. 5»

Второй подход (многофакторный) основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. К таковым относятся:

характеристика экономического потенциала (обеспеченность региона ресурсами, биоклиматический потенциал, наличие свободных земель для производственного инвестирования, уровень обеспеченности энерго- и трудовыми ресурсами, развитость научно-технического потенциала и инфраструктуры);

общие условия хозяйствования (экологическая безопасность, развитие отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие строительной базы);

зрелость рыночной среды в регионе (развитость рыночной инфраструктуры, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция, и ее влияние на инвестиционную деятельность, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, развитость конкурентной среды предпринимательства, емкость местного рынка сбыта, интенсивность межхозяйственных связей, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);

политические факторы (степень доверия населения к региональной власти, взаимоотношения федерального центра и властей регион, уровень социальной стабильности, состояние национально-религиозных отношений);

социальные и социокультурные факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, развитость медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, влияние миграции на инвестиционный процесс, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям, условия работы для иностранных специалистов);

организационно-правовые (отношения власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными органами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность информации, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей);

финансовые факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов на душу населения, доступность финансовых ресурсов из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, уровень банковского процента, развитость межбанковского сотрудничества).

Обобщающим показателем инвестиционного климата при факторном подходе выступает сумма множества средневзвешенных оценок по группам факторов.

Третий подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке риска инвестиций. При этом качестве элементов, формирующих инвестиционный климат региона, анализируются два направления оценки инвестиционных рисков: либо со стороны инвестиционного потенциала, либо со стороны социально-экономического потенциала. Первое направление реализовано специалистами журнала «Эксперт». Этот подход рассчитан в первую очередь на стратегического инвестора. Инвестиционный потенциал региона при этом оценивается на основе таких макроэкономических показателей как:

наличие факторов производства, в том числе трудовых;

уровень потребительского спроса;

результаты хозяйственной деятельности населения в регионе;

уровень развития науки и внедрения ее достижений в производство;

развитость ведущих институтов рыночной экономики;

Обеспеченность региона технической и социальной инфраструктурой.

Процедура определения рейтинга включает следующие этапы:

. Выбирается и обосновывается набор показателей, наиболее точно, по мнению экспертов, отражающих состояние инвестиционного комплекса региона.

. Каждому показателю или группе однородных показателей присваиваются весовые коэффициенты, соответствующие его (их) вкладу в инвестиционную привлекательность региона.

. Рассчитывается интегральная оценка инвестиционной привлекательности для каждого региона.

. Полученные величины ранжируются с присвоением соответствующего номера (ранга).

Кратко рассмотрим следующие известные методы оценки инвестиционной привлекательности регионов, отраженные в работах отечественных и иностранных специалистов:

. Рейтинг субъектов федерации по условиям инвестирования, составляемый консалтинговым агентством «Эксперт-Регион».

. Рейтинг регионов РФ по их инвестиционной привлекательности подготовленный Экономическим департаментом Банка Австрии.

Первые два метода предусматривают необходимость формирования неизменного набора показателей и регулярного расчета на его основе агрегированной оценки, характеризующей состояние инвестиционного климата регионов и их привлекательности для потенциальных инвесторов. Их преимущество состоит в возможности прослеживания динамики экономических социальных и иных региональных процессов на основании постоянного набора критериев.

Этим методом пользуются известные рейтинговые агентства и в ряде случаев можно говорить о том, что использование одного и того же набора критериев оценки из года в год оправдывает себя, т.к. такие рейтинги с течением времени становятся универсальными индикаторами при оценке состояния экономик государств и региональных образований. Очевидной трудностью является подбор и обоснование эффективности использования конкретного набора критериев оценки.

. Рейтинговую оценку инвестиционного климата, предложенную Гузнером С.С., Харитоновой В.Н. в работе «Регион: экономика и социология».

Этот метод предполагает рассмотрение инвестиционного регионального климата во взаимосвязи с типом воспроизводства, присущим тому или иному региону. Так, расширенному типу воспроизводства соответствует благоприятный инвестиционный климат; деградационному - неблагоприятный; в отношении же сужающегося по причине структурной перестройки воспроизводства невозможно вынести однозначного решения, не рассматривая конкретной ситуации.

Отличительной особенностью первых трех методов является то, что все они используют группировку показателей оценки по инвестиционным потенциалам и рискам. Третий метод отличается от первых двух использованием особого инструментария, а именно статистического кластерного анализа.

. Подход к оценке инвестиционной активности в регионах, основанный на категории «рыночная реакция региона».

Метод, основанный на учете различий «стартовых условия» вхождения регионов в рынок, специфики промышленной и природно-ресурсной базы, а также уровня жизни населения.

Метод позволяет идентифицировать совокупности факторов, предопределивших различия в глубине спада инвестиций по регионам и качественные изменения в инвестиционной сфере. Обобщенные последствия влияния данных факторов можно определить как рыночную реакцию регионов на проводимые реформы.

. Оценка уровня инвестиционного климата региона с использованием индексов развития, предложенной И.В.Тихомировой.

Пятый метод основан на применении структурно-логической модели «колеса Тихомирова», которая разработана для получения наглядного представления об «обществе в котором мы живем». Предполагается, что региональный инвестиционный климат определяется состоянием соответствующей общественной системы. Для решения задачи оценки инвестиционной привлекательности региона необходимо располагать более гибким и адаптируемым к требованиям конкретного заказчика или инвестора аналитическим инструментарием. Зачастую важно не только определить место региона по уровню развития инвестиционного комплекса, но и сопоставить характеристики внутрихозяйственных процессов ряда региона.

Для решения подобных задач, целесообразно использовать следующий подход. Абстрагируясь от экспертного подхода, мы предлагаем определять инвестиционную привлекательность на основе многомерных методов статистического анализа с использованием общедоступных официальных статистических данных, публикуемых как территориальными органами Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, так и органами региональной исполнительной власти. Алгоритм статистического подхода заключается в нескольких этапах анализа. На первом этапе необходимо определить круг индикаторов, характеризующих социально-экономическое состояние региона. При выборе акцент должен делаться на причинно-следственную связь индикаторов с инвестиционной активностью в регионе. Из всех статистических показателей с помощью корреляционного анализа далее необходимо выделить наиболее индикативные. Затем методами факторного анализа определить вклад каждого индикативного показателя в общую величину соответствующего результативного показателя, характеризующего инвестиционную активность. На последнем этапе с помощью кластерного анализа на основе выделенных индикативных показателей требуется провести группировку регионов Российской Федерации, необходимую для получения представления об инвестиционной привлекательности региона в сравнении с другими субъектами Федерации.

Таким образом, по результатам анализа представленных методов можно судить об основных существующих в настоящее время подходах к решению проблемы оценки инвестиционной привлекательности.

Инвестиционный климат региона - явление динамичное. Наиболее приемлемым является подход к этому явлению на базе рисков регионов.

Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес, прежде всего для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложений инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса.

Таким образом, следующий параграф работы будет посвящен рисковому подходу к оценке инвестиционного климата региона.

Необходимо отметить, что проблема изыскания возможности учета и количественной оценки влияния российского вектора региональных инвестиционных рисков на эффективность решений по инвестированию остается по прежнему актуальной. Рисковый подход к оценке инвестиционного климата представлено в таблице 1.1.

Инвестиционный климат региона в целом представлен как комплексная система, состоящая из двух подсистем - инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Рис.1.1.


Рис. 1.1. Инвестиционный климат региона.


Методом агрегирования факторы объедены в несколько групп, каждая из которых характеризует тот или иной инвестиционный потенциал региона: ресурсные, производственный, потребительский, инфраструктурный, трудовой, инновационный, институциональный, финансовый.

Применительно к региону выделяют следующие виды рисков:

политический, зависящий от непредсказуемых последствий проводимой региональными лидерами и их окружениями политика, от политической поляризации населения региона, возникновения конфликтных ситуаций с ведением военных действий;

экономический, связанный с динамикой экономических процессов региона;

социальный, характеризующий уровень социальной напряженности в регионе;

криминальный, определяемый динамикой и структурой преступности в регионе, и прежде всего преступности в сфере экономики;

экологический, рассчитываемый по уровню экологической безопасности региона;

финансовый, отражающий напряженность дефицитность) регионального бюджета, совокупные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов региона;

законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории региона (местные налоги, льготы, ограничения).

Вместе с тем рейтинги составляющих инвестиционного риска разных регионов существенно различаются.

Региональные инвестиционные риски корреспондируются со взаимоотношениями, которые устанавливаются между регионом и федеральным Центром.

Поэтому наиболее явно просматриваются такие причины региональных инвестиционных рисков: - бюджетные взаимодействия «регион - Федерация»; изменение федерального (особенно налогового) законодательства, что может существенно изменить инвестиционную привлекательность того или иного региона и усилить инвестиционные риски; динамика инфляции в стране;

изменение валютного законодательства и валютного курса и пр. Кроме того, инвестиционные риски региона связаны с изменением рыночной ситуации как внутри региона, так и на межрегиональном уровне. Не меньшее значение в формировании региональных инвестиционных рисков имеет технический уровень производства региона в целом и отрасли, претендующей на приток инвестиций.

Инвестиционный риск должен непременно рассчитываться по регионам. Однако такие расчеты пока производятся весьма выборочно и не стали обычной практикой управления конкурентоспособность региона.

Возможным методом исчисления инвестиционного риска региона является определение возможных изменений диапазона ключевых показателей хозяйствования региона при осуществлении инвестиций. Из множества существующих методов расчета рисков инвестиции наиболее приемлемы для региона, метод достоверных эквивалентов и метод анализа чувствительности критериев эффективности инвестиций.

Метод основных эквивалентов представляет собой корректировку ожидаемого потока инвестиций путем введения понижающих коэффициентов для каждого периода инвестирования.

В результате ожидаемые инвестиции приводятся к величине инвестиций, которые практически не вызывают рисковых опасений. Этот метод ориентирован на такие инвестиции, которые не предполагают наращивание величины риска.

Данный метод достаточно прост в расчете. Однако необходимо исчислять коэффициентов достоверности по каждому виду инвестиций и по каждому периоду их осуществления, что достаточно трудно. Кроме того, этот метод может оценить риск только в целом, не позволяя определить риск инвестиций в регионе по ключевым позициям.

Метод анализа чувствительности критериев эффективности инвестиций позволяет выявить влияние отдельных параметров на эффективность инвестиций, возникновения риска инвестиции, показывает направления дальнейшего определения риска инвестиций в регионе, что особенно важно при уяснении сильной чувствительности показателя эффективности инвестиций к какому то определенному показателю этих инвестиций.

Суть рассматриваемого метода определения риска инвестиции в регионе заключается в том, сто в виде математического уравнения или неравенства задается взаимосвязь между исходными данными и результатом определенного вида инвестиций.

Затем определяется наиболее вероятные значения исходных показателей инвестиций и возможные диапазоны их изменений. Наконец, проводится изменение значения исходных показателей инвестиций в регионе и исследуется их воздействие на результат инвестирования.

Однако данный метод довольно жестко детерминирован, не позволяет получить вероятностные оценки возможных отклонений при исследовании результирующих показателей, предполагает абстрагирование от всех показателей эффективности инвестиций, кроме одного, который изменяется самим исследователем. Иначе говоря, и этот метод достаточно далек от реальной оценки рисков инвестиций региона, хотя и обеспечивает многофакторное изучение этих рисков.

Нередко при оценке рисков инвестиций региона применяется метод сценариев, позволяющий достаточно наглядно определить результаты инвестиций при определенных условиях, складывающихся в данный период в региональном хозяйствовании.

Этот метод позволяет обеспечить управление региона информацией о возможных отклонениях при осуществлении инвестиций, об изменениях критериев привлечения инвестиций в регион. Думается, что названные два метода в совокупности с методом сценариев могут помочь установить уровень риска поступивших инвестиций в регион.

При определении рисков инвестиций особо важно выявить риски инвестора и риски региона. Применительно к конкурентоспособности более значимы риски самого региона в связи с привлечением инвестиций. В регионе возможно управление рисками инвестиций, но это управление ограничено и определяется достоверностью расчетов самих рисков.

Управление каждым видом рисков инвестиций может происходить с использованием его собственных способов.

В настоящее время начинает внедрятся кэптивное (подконтрольное) страхование: кэптивная страховая компания находится в полной собственности компании - учредителя и обеспечивает защиту ее интересов.

В финансовом отношении такие компании независимы - они получают от своих учредителей внутренние займы. Крупные российские корпорации уже имеют такие страховые компании, однако в регионах пока их нет.

Развитие кэптивного страхования - весьма действенный способ управления инвестиционными рисками региона, хотя создание подобных компаний в регионе требует определенной перестройки финансовых потоков региона.

Для иностранных инвесторов положительными являются следующие позиции отечественного хозяйствования: большие масштабы рынка в России, слабая освоенность этого рынка, неограниченные сырьевые возможности страны, возможность получить большую прибыль на инвестиции. Однако социально-политическая нестабильность страны и регионов, слабая степень страхования инвестиций, коррумпированность управления, неразвитость инфраструктуры снижает привлекательность регионов России для инвестиций.


.3 Важнейшие различия российских регионов, основные направления региональной инвестиционной политики


Существенные различия в уровнях развития российских регионов обусловлены прежде всего объективными природно-климатическими факторами. Эффективность их использования, тем не менее, зависит от хозяйственной деятельности: при неразумном использовании и увеличении степени загрязнения окружающей среды отходами производства все больше оказывает негативное влияние на экономику регионов.

«Региональные различия развития регионов вызываются в основном субъективными факторами качества деятельности самих хозяйствующих субъектов при использовании имеющихся в регионах рабочей силы, основного и оборотного капиталов, а так же других ресурсов».

Не менее важны факторы координации и кооперации для взаимодействия регионов в едином хозяйственном комплексе страны, который в значительной степени пострадал при рыночных преобразованиях в России. На базе статистической информации выявлены важнейшие различия регионов.

. Прежде всего, выявлены регионы, уровень которых в начале 21 века высокий и превышает среднестатистический уровень; таких регионов в России практически всего 10: Тюменская область, Чукотский Автономный Округ, Республика Саха, Сахалинская область, Республика Коми, Красноярский край, Магаданская, Пермская, Самарская и Мурманская области.

. Во всех остальных регионах уровень их развития ниже среднероссийского, особенно в 8 депрессивных регионах (Эвенкийский АО, Усть-ордынский и Бурятский АО, Приморский край, Республика Ингушетия, Камчатская область, Республика Калмыкия, Курская и кировская область).

Этим регионам нужно уделить первостепенное внимание в региональной политике на современном этапе, ибо от их успешного развития

зависят общее развитие всей страны, максимальное сокращение дотаций из федерального бюджета и повышение жизненного уровня населения, ликвидация нищеты и максимальное сокращение числа семей, не имеющих минимального прожиточного минимума.

. Наиболее динамично развивающиеся за последние годы 33 региона, которые в ближайшее время смогут превзойти среднероссийский уровень (который должен также повышаться). Причем выявлены 20 регионов, которые показывают устойчивую положительную динамику инвестиций в основной капитал и в которых преобладают промышленные предприятия; последние, однако, еще не стали фактором регионального инвестиционного потенциала для экономического роста региона.

. Выявлены 10 российских регионов со значимым объемом прямых иностранных инвестиций, среди них выделяются Москва и Московская область, а так же Сахалинская область. В семи остальных регионах уровень таких инвестиций невысок и практически не имеет существенного значения для развития регионов, ибо важнейшими источниками для воспроизводства основного капитала служат внутренние средства регионов.

Основными направлениями региональной экономической политики должно стать выявление и приоритетное инвестирование экономики регионов - «полюса роста».

Однако интересы региональных властей и внешних инвесторов часто не совпадают - упрощенно можно сказать, что власти заинтересованы в привлечении как можно большего объема внешних, прежде всего иностранных инвестиций, а инвесторы - в том, насколько весомыми может быть вложение средств (емкость или потенциал инвестирования) и насколько он рискованно (риск инвестировании).

Исследование Института Экономики Российской Академии Наук позволило сформулировать рад предложений по совершенствованию региональной политики России:

выработать цели генеральной схемы развития страны;

определить следующие важнейшие векторы региональной политики Центра;

добиваться выравнивания уровня и качества жизни населения регионов, особенно тех регионов, в которых среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного уровня;

разработать и реализовать антикризисные меры для тех регионов, в которых продолжается спад производства и снижается объем инвестиций в основной капитал;

активизировать поддержку регионов, в которых формируется потенциал инвестиционного роста;

повысить роль политики региональных властей для развития благоприятных условий предпринимательству;

особое внимание предстоит уделить регионам, выпускающим конкурентоспособную продукцию для внутреннего и внешнего рынков.


Глава II. Инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат и инвестиционная стратегия Кабардино-Балкарской Республики


.1 Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат Кабардино-Балкарской Республики


Оценка инвестиционного климата в Кабардино-Балкарской Республике производилась с точки зрения динамики инвестиционных рисков и инвестиционного потенциала региона.

По итогам четырнадцатого рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, подготовленного Рейтинговым агентством «Эксперт РА», по рангу инвестиционного климата Кабардино-Балкария отнесена к регионам группы 3B2, для которых характерен «незначительный потенциал - умеренный риск».

Ранг инвестиционного потенциала Кабардино-Балкарской Республики на протяжении всего периода (1996-2009 гг.) оставался достаточно стабильным. За период 2008-2009 гг. региону удалось подняться с 68 на 63 место среди 83 субъектов Российской Федерации. Наибольшего значения - 64 место из 89 субъектов Российской Федерации регион добился в рейтинге 2001 года.

Кабардино-Балкарская Республика привлекательна для инвестиций в таких секторах экономики, как: рекреация, агропромышленный комплекс, промышленность строительных материалов, транспорт, гидроэнергетика и жилищное строительство.

Уникальные природные ресурсы предоставляют широкие возможности для туристического и рекреационного бизнеса. Шесть высочайших вершин Главного Кавказского хребта высотой более 5000 метров, включая высшую точку Европы - гору Эльбрус, чистый воздух, источники минеральной воды и дикая природа - все это привлекает тысячи людей на отдых в Кабардино-Балкарскую Республику круглый год.

Инвестиционные возможности Кабардино-Балкарской Республики это:

выгодное геополитическое положение в центре Северного Кавказа и Южного федерального округа, наличие развитых автотранспортных, железнодорожных и воздушных коммуникаций;

уникальный природно-рекреационный потенциал для организации многопрофильного туристско-рекреационного и спортивного комплекса международного класса на территории республики;

устойчивые темпы роста, программно-ориентированный подход, прозрачное управление экономикой и социальным развитием региона;

политическая стабильность, обусловленная мудрой политикой государственной власти в регионе;

постоянное совершенствование законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности, государственная поддержка приоритетных инвестиционных проектов;

действующая система налоговых льгот, гарантии, субвенции, страхование инвестиционных рисков, инвестиционные налоговые кредиты, залоговое обеспечение;

наличие квалифицированной рабочей силы;

высшие учебные заведения республики являются ведущими научными и образовательными центрами Российской Федерации;

широкое развитие телекоммуникационных сервисов, доступ к сети Интернет, сотовая, спутниковая и проводная связь;

гарантирование личной и имущественной безопасности федеральными законами, а также законами Кабардино-Балкарской Республики;

развитие правоприменительной практики, снижение административного давления на бизнес;

развитая банковская и финансовая система;

реформа жилищно-коммунального хозяйства на основе привлечения частного капитала и использования новых технологий.

Анализируя инвестиционный потенциал Кабардино-Балкарской Республики необходимо отметить, что уровни инфраструктурного, природно-ресурсного, потребительского и трудового потенциалов стабильно превышают уровень инвестиционного потенциала региона в целом. По итогам 2009 года по сравнению с 2008 годом был повышен общий рейтинг Кабардино-Балкарской Республики, т.е. повышен уровень инвестиционной привлекательности и снижен уровень инвестиционных рисков. График изменения составляющих инвестиционного климата Кабардино-Балкарской Республики в 1996-2009 годах представлен на рис. 2.1., динамика составляющих инвестиционного климата и инвестиционного риска представлены в таблице 2.1. и 2.2. в Приложении 2.


Рис. 2.1. График изменения составляющих инвестиционного климата Кабардино-Балкарской Республики в 1996-2009 годах


.2 Инвестиционная политика и стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики


Основными направлениями деятельности по созданию благоприятного инвестиционного имиджа Кабардино-Балкарской Республики являются:

. создание общерегионального или ряда региональных брендов;

. распространение информации о конкурентных преимуществах Кабардино-Балкарской Республики (наличие ценных природных ресурсов, сырьевого, промышленного, научного и кадрового потенциала и пр.), инвестиционном законодательстве республики, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством средств массовой информации, выпуска буклета «Инвестиционные возможности КБР» и международного информационного обмена, презентацией Кабардино-Балкарской Республики и отдельных инвестиционных проектов, создания и развития сайта для размещения информации об инвестиционном потенциале республики, организации постоянно действующей выставки инвестиционных проектов, распространения информационно-рекламных материалов. Обязательно проведение рекламных кампаний в СМИ, PR-деятельность, организация конференций и семинаров, участие в выставках;

. совершенствование форм сотрудничества республики с зарубежными организациями, деятельность которых в республике направлена на передачу знаний и опыта работы с иностранными инвесторами;

.привлечение к работе в республике организаций и программ с иностранным участием, международных банков, стратегических инвесторов;

.развитие и поддержание отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации;

.участие в инвестиционных семинарах, форумах, конференциях, подключение к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах;

.работа на постоянной основе в различных организациях, государственных комиссиях или рабочих группах экономического сотрудничества с целью продвижения региональных проектов, привлечения к их реализации дополнительных источников средств;

.восстановление и развитие партнерских связей с административными и хозяйственными единицами зарубежных государств;

.использование дипломатических контактов с зарубежными государствами (официальные визиты Послов, делегаций Посольств, иностранных делегаций) для развития инвестиционного сотрудничества с ними.

Инвестиционная маркетинговая политика Кабардино-Балкарской Республики определяет ряд мероприятий, которые необходимо осуществить для успешной реализации стратегии привлечения инвестиций, в том числе:

)формирование базы данных целевых стран и потенциальных инвесторов в КБР;

)выбор целевых инвесторов для приоритетных отраслей;

)формирование уникальных инвестиционных предложений для целевых инвесторов в приоритетных направлениях развития экономики Кабардино-Балкарской Республики;

)определение основных направлений и инструментов ведения маркетинговой кампании. Разработка необходимых информационных материалов для обеспечения маркетинговых усилий;

)проведение цикла мероприятий по взаимодействию с инвесторами;

)постпроектное обслуживание инвесторов.

Предполагаемый объем финансирования мероприятий по инвестиционному маркетингу и продвижению региона составляет 150 млн. рублей. Мероприятия должны проводиться постоянно в течение всего периода реализации Программы.

В соответствии с государственной инвестиционной политикой при реализации инвестиционных проектов на первый план выходит задача стимулирования привлечения средств капитала из внебюджетных источников (как отечественного, так и иностранного), а также поиск новых форм совместного (государственного и частного) инвестирования в перспективные проекты.

Приоритетным направлением государственной политики в обеспечении комплексного развития экономики республики будет являться качественное изменение структуры валового регионального продукта на основе активной кластерной политики путем реализации имеющихся эффективных инвестиционных проектов.

Для финансирования инвестиционных проектов будут привлекаться иностранные, российские и региональные финансовые институты (посредством создания холдингов, банковских, страховых пулов и др.). Всестороннее содействие предполагается оказывать в создании компаний, специализирующихся на лизинге.

Необходимо активно использовать механизмы повышения инвестиционной привлекательности территорий, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. В частности, необходимо провести работу по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в соответствии с законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также использовать механизм Инвестиционного фонда Российской Федерации с целью создания высокоэффективных частно-государственных партнерств для снятия инфраструктурных ограничений экономического роста, стоящих перед республикой.

Также необходимо активно использовать существующие методы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики закрепленные Законом Кабардино-Балкарской Республики «Об инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики», такие как:

а)предоставление государственных гарантий Кабардино-Балкарской Республики по особо значимым (приоритетным) инвестиционным проектам;б) налоговые льготы по региональным налогам (в части платежей, поступающих в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики), предоставляемые в пределах срока окупаемости инвестиционных проектов;

в)финансовые санации, льготные кредиты и займы;

г)реструктуризация задолженности в акции;

д)финансирование работ по подготовке и реализации особо значимых (приоритетных) инвестиционных проектов;

е)предоставление обеспечения в виде залога имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, из залогового фонда Кабардино-Балкарской Республики;

ж)предоставление субвенций на финансирование капитальных вложений;

з)предоставление инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам;

и)иные меры по стимулированию инвестиционной деятельности.

Также необходимо организовать тесное сотрудничество с финансово-кредитными институтами, инвестиционными компаниями в качестве финансовых посредников. На основе анализа рынка финансовых посредников (российских и региональных) будут отбираться компании для работы по привлечению инвестиций в наиболее значимые проекты и на основе соглашений с ними определяться формы сотрудничества между Кабардино-Балкарской Республикой и этими компаниями.

При необходимости создания финансовыми посредниками агентств, представительств, центров на территории республики, органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики должны оказывать содействие в организации и осуществлении деятельности этих структур.

В республике поэтапно должна вестись работа по либерализации режима осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо минимизировать воздействие государственного аппарата на деятельность частного капитала. Это будет осуществлено посредством приватизации неэффективно функционирующих предприятий промышленности и других отраслей экономики.

Деятельность иностранных инвесторов в Кабардино-Балкарской Республике регламентируется теми же нормативными - правовыми актами, что и отечественных инвесторов. Созданы практически идентичные условия для функционирования иностранного капитала на территории республики вместе с российским капиталом. В случае необходимости должна проводиться соответствующая информационная кампания с целью снижения рисков неприятия населением иностранных инвестиций.

В Кабардино-Балкарской Республике разработан целый комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности путем предоставления мер государственной поддержки. В соответствии с законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2001 года № 23-РЗ "Об инвестиционной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики" в отношении субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории республики, могут применяться следующие меры государственной поддержки:

предоставление государственных гарантий Кабардино-Балкарской Республики по республиканским приоритетным инвестиционным проектам;

налоговые льготы по региональным налогам (в части платежей, поступающих в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики, предоставляемые в пределах срока окупаемости инвестиционных проектов, но не более 5 лет;

предоставление бюджетных кредитов;

предоставление обеспечения в виде залога имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, из залогового фонда Кабардино-Балкарской Республики;

предоставление субвенций из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;

предоставление инвестиционных налоговых кредитов по региональным налогам;

предоставление из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами инвестиционной деятельности в кредитных учреждениях;

предоставление из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидий на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды;

иные меры государственной поддержки.

В целях осуществления сбалансированной политики в области инвестиционной деятельности, а также реализации мероприятий по предоставлению указанных мер государственной поддержки создана необходимая инфраструктура.

Для координации деятельности по реализации инвестиционной политики и содействию инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике создан коллегиальный совещательный орган - Совет при Президенте Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям.

Основными задачами Совета являются:

выработка предложений по привлечению в Кабардино-Балкарскую Республику российских и зарубежных инвесторов;

проведение анализа инвестиционных проектов и подготовка рекомендаций по включению их в перечень приоритетных инвестиционных проектов Кабардино-Балкарской Республики;

осуществление контроля за ходом реализации инвестиционных проектов в Кабардино-Балкарской Республике;

обобщение и анализ отечественного и зарубежного опыта по привлечению инвестиций;

рассмотрение проектов нормативных правовых актов по вопросам инвестиций, защиты прав и законных интересов, подготовка соответствующих предложений.

Также, учреждено ОАО "Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики". Основной задачей агентства является обеспечение эффективного взаимодействия бизнеса органов государственной власти республики для привлечения инвестиций. Форма собственности данной организации (ОАО) позволяет использовать различные рыночные механизмы и системы кредитования для осуществления эффективной поддержки инвестиционной деятельности в регионе.

Приняты документы стратегического развития, а именно: "Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года" и "Программа социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2007-2011 годы". Завершена работа над Схемой территориального планирования Кабардино-Балкарской Республики.

В соответствии с указанными документами определены основные направления дальнейшего развития с максимальным экономическим и социальным эффектом, реализация которых позволит повысить инвестиционную привлекательность региона.

Продуктом новой экономической политики Правительства Кабардино-Балкарской Республики является интернет-портал «Инвестиционный паспорт Кабардино-Балкарской Республики». Работа портала направлена на широкое информирование общественности о социально-экономической и инвестиционной деятельности, на снижение информационных барьеров для выхода на региональный рынок инвестиций, на повышение инвестиционной привлекательности региона и активизацию процесса привлечения инвестиций.

Интернет-портал «Инвестиционный паспорт Кабардино-Балкарской Республики» содержит наиболее актуальную информацию об инвестиционном климате и условиях ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в республике.

Целью создания ресурса является формирование привлекательного инвестиционного климата Кабардино-Балкарской Республики путем обеспечения открытого доступа российских и иностранных инвесторов к наиболее полной информации об инвестиционных возможностях республики, предоставление информации о территориальном инвестиционном климате, требуемой для принятия решения о начале инвестирования в республику.

На сегодня Кабардино-Балкарской Республика является одним из самых привлекательных регионов России с точки зрения предоставляемых преференций инвесторам на территории региона.

В целях повышения инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также формирования благоприятного имиджа официальные представители республики участвуют в различных форумах, выставках и ярмарках.

Возможные альтернативы развития Кабардино-Балкарской Республики определяются прежде всего той ролью, которую власть способна играть в экономической жизни республики, а также тем, каким видит свое будущее общество Кабардино-Балкарии. На основе анализа этих факторов были разработаны три альтернативных взгляда на перспективы социально-экономического развития республики и наиболее привлекательные:

Инерционное развитие,

КБР - центр рекреации и туризма,

КБР - центр здоровья и эффективного природопользования.

Альтернатива «Инерционное развитие» предусматривает следование сложившимся тенденциям развития экономики и сохранение ее отраслевой структуры. Такой подход к решению социально-экономических проблем региона возможен, поскольку в последнее время в жизни республики наметился определенный прогресс, выразившийся, в частности, в заметном увеличении темпов промышленного производства.

Реализация этой альтернативы означает, в частности, что:

туристическая отрасль будет развиваться, главным образом, за счет частных инициатив;

застройка рекреационных зон как в городе Нальчике, так и в курортно-рекреационном комплексе Приэльбрусье не будет осуществляться по общему плану и соответствовать мировым стандартам;

пищевая промышленность и сельское хозяйство будут работать в основном на внутренний, региональный рынок;

усилия власти по совершенствованию экономики и экономических отношений могут и не иметь отраслевых и социальных приоритетов;

объем и структура государственных инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики будут изменяться в русле сложившихся тенденций.

Результаты экономического моделирования развития экономики в альтернативе «Инерционное развитие» показаны на графике. Рис. 2.2.

Рис. 2.2. Структура экономики КБР в 2030 году при реализации альтернативы «Инерционное развитие».


Альтернатива «КБР - центр туризма и рекреации» предусматривает форсированное развитие туристско-рекреационного комплекса. Такой подход к решению социально-экономических проблем региона возможен и является перспективным с учетом растущего во всем мире спроса на активный отдых, спортивный, экологический и познавательный туризм. Ландшафтные и климатические условия республики, сама ее география позволяют рассчитывать на организацию за 23 года потока в 6,1 млн. туристических посещений в год. В случае реализации этой альтернативы развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности будет ориентировано в первую очередь на обеспечение внутреннего потребления, в том числе - на обеспечение продовольствием растущего туристического сектора.

Форсированное развитие туристско-рекреационного комплекса республики должно в таком случае предусматривать:

значительную модернизацию транспортной инфраструктуры региона;

строительство новых и реконструкцию действующих гостиниц, санаториев, туристических баз в курортно-рекреационном комплексе Приэльбрусье, на северном склоне горы Эльбрус и в городе Нальчике;

создание современных горнолыжных трасс в курортно-рекреационном комплексе Приэльбрусье и на северном склоне горы Эльбрус;

опережающее развитие в Кабардино-Балкарской Республике SPA-курорта;

повсеместное активное развитие в рекреационных зонах инфраструктуры услуг и развлечений.

В свою очередь, решение этих задач должно быть обеспечено развитием производства строительных материалов (в формате малого и среднего бизнеса).

Другие отрасли промышленности согласно этой альтернативе будут развиваться под контролем Правительства Кабардино-Балкарской Республике в рамках общероссийской промышленной политики и роста госзаказа. (Рис.2.3.)


Рис. 2.3. Структура экономики КБР в 2030 году при реализации альтернативы «Инерционное развитие».

Альтернатива «КБР - центр здоровья и эффективного природопользования» предусматривает комплексное развитие региона, эффективное использование всех его конкурентных преимуществ, превращение в регион здоровья.

Это, в частности, означает становление и интенсивное развитие туризма как полноценного сектора современной экономики и формирование имиджа Кабардино-Балкарии как региона, приспособленного для активного отдыха, укрепления здоровья и реабилитации. При этом соответствующая инфраструктура должна быть в основном сориентирована на средний ценовой сегмент, что позволит республике к началу 2024-х годов принимать на отдых до 3,3 млн. человек в год.

Реализация этой альтернативы предусматривает также постепенное развитие горнолыжного комплекса в курортно-рекреационном комплексе Приэльбрусье, на северном склоне горы Эльбрус и в окрестностях города Нальчика; развитие SPA-курорта в Нальчика и Джылы-Су.

Приток отдыхающих в республику обеспечит спрос на всевозможные лечебные и профилактические препараты на основе местного сырья растительного и животного происхождения. Соответственно, предусматривается развертывание надлежащих производств с использованием современных биотехнологий.

Вместе с тем реализация этой альтернативы (в отличие от предыдущей) предусматривает более полное и эффективное использование ресурсного потенциала республики. В частности, необходимо будет обеспечить опережающее развитие агропромышленного комплекса и производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции: охлажденное мясо крупного рогатого скота и баранины; соки, безалкогольные напитки, овощи, фрукты и другие продукты, в том числе консервированные, отвечающие современным требованиям потребителей; топливный спирт и комбикорма на основе современных белковых добавок (в частности DDGS).

Такая продукция будет иметь значительный спрос и за пределами республики, поэтому предусматривается масштабный ее экспорт. Соответственно, расширение масштабов производства сырья и его глубокой переработки значительно увеличит занятость населения и сократит скрытую безработицу в сельской местности.

Альтернатива «КБР - центр здоровья и эффективного природопользования» предусматривает также опережающее развитие высокотехнологичного производства строительных материалов при самой активной поддержке власти (в том числе в формате малого и среднего бизнеса), причем продукция этой отрасли будет конкурентоспособной на региональном, межрегиональном и национальном рынках.

Развитие других отраслей промышленности будет активно поддерживаться Правительством Кабардино-Балкарской Республики в рамках общероссийской промышленной политики и расширения госзаказа.

Результаты экономического моделирования развития экономики в альтернативе «КБР - центр здоровья и эффективного природопользования» показаны графике. Рис. 2.4.

Рис. 2.4 Структура экономики КБР в 2030 году при реализации альтернативы «КБР-Центр здоровья и эффективного природопользования».


Определение предпочтительной альтернативы должно базироваться на анализе количественных и качественных критериев, которые указаны в Рис. 2.5.


Рис. 2.5. Анализ количественных и качественных критериев.

Анализ представленных выше альтернатив показал, что инерционное развитие не отвечает интересам экономически активного населения, бизнеса и общества в целом. Концентрация усилий только на туристическом секторе экономики сопряжена с большими рисками и не способна полностью решить, в частности, проблему высокооплачиваемой занятости населения республики.

Наиболее перспективна альтернатива «КБР - центр здоровья и эффективного природопользования». Ее качественная и количественная экспертиза дала наилучшие результаты. Она и должна стать основой разработки Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года. Альтернатива «КБР - центр здоровья и эффективного природопользования» обеспечивает более высокую занятость населения и уровень денежных доходов населения. Рис. 2.6.


Рис. 2.6. Альтернатива «КБР - центр здоровья и эффективного природопользования» обеспечивает более высокую занятость населения и уровень денежных доходов населения.

Стратегия предусматривает достижение к 2015 и 2030 годам при решающем участии исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики следующих целей. Рис. 2.7.


Рис. 2.7. Долгосрочные цели развития КБР до 2030 года.


Для этого нужно решить целый ряд сформулированных при разработке Стратегии организационно-управленческих и производственных задач. В сфере правового обеспечения и формирования благоприятного правового климата для инвестиционной деятельности в республике проведена достаточно объемная работа. Внесены изменения в базовый Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об инвестиционной деятельности». В соответствии с ними принято отдельное постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О порядке государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Кабардино-Балкарской Республики», которое позволило ввести новый порядок предоставления всех форм государственной поддержки через Совет при Президенте Кабардино-Балкарской Республики по инвестициям. В частности, это могут быть субвенции, налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, залоговое обеспечение из залогового фонда Кабардино-Балкарской Республики и некоторые другие меры государственного стимулирования.

Принят Закон Кабардино-Балкарской Республики «О субвенциях при финансировании капитальных вложений», позволяющий заинтересовывать хозяйствующие субъекты расширять действующие производства и привлекать инвестиции.

Внесены изменения в законы Кабардино-Балкарской Республики «О залоговом фонде Кабардино-Балкарской Республики» и «Об инвестиционном налоговом кредите» в целях эффективного использования данных механизмов.

Также принят Закон Кабардино-Балкарской Республики «О налоговых льготах, предоставляемых инвесторам на территории Кабардино-Балкарской Республики», создающий максимально возможный преференциальный налоговый режим для инвесторов, а также подзаконный акт, устанавливающий механизм его реализации - постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики «О налоговых льготах при реализации инвестиционных проектов в Кабардино-Балкарской Республике».

Закон Кабардино-Балкарской Республики «О субвенциях, предоставляемых субъектам инвестиционной деятельности в целях финансирования затрат по страхованию рисков в пользу инвесторов» позволяет использовать новый эффективный механизм содействия инвестициям - страхование для поддержки приоритетных инвестиционных проектов.

В настоящее время инвестиционное законодательство Кабардино-Балкарской Республики не уступает, а по некоторым параметрам превосходит другие регионы Российской Федерации, вместе с тем работа по совершенствованию и улучшению законодательной и правовой базы должна осуществляться непрерывно.

Вместе с тем, несмотря на сравнительно либеральное, и льготное инвестиционное региональное законодательство, инвестиционные процессы в Кабардино-Балкарской Республике, как и практически во всех регионах Юга России, протекают с большими трудностями. Дело в том, что благоприятность инвестиционного климата хоть и зависит от качества законодательной базы, она выступает в качестве лишь необходимого условия активности субъектов инвестиционной деятельности.

Причина низкой инвестиционной активности в республике кроме прочих известных факторов, связанных с безопасностью, заложена в самих реципиентах-получателях инвестиций. Практически все субъекты хозяйствования проявляют исключительную пассивность в вопросах НИОКР, планирования ассортимента, производства, сбыта и материально-технического снабжения, да и во многих других вопросах эффективного менеджмента и развития человеческого потенциала. Рыночная неадаптированность и низкая конкурентоспособность субъектов хозяйствования является и сегодня основной проблемой, препятствующей инвестированию.

Без изменения корпоративной культуры сегодня невозможны никакие социально-экономические преобразования, никакие инвестиции. В связи с этим чрезвычайно актуальны мероприятия раздела стратегии, связанные с инвестиционным маркетингом и продвижением региона на рынках капитала, так как инвестиции из других регионов, и особенно иностранные инвестиции, являются также активным источником трансфера инноваций как технологических, так и управленческих.

Динамика инвестиционной деятельности напрямую влияет на экономический рост. В сложившихся условиях проведение активной и последовательной инвестиционной политики приобретает исключительную роль в развитии республики.

Основной целью региональной инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема в республике за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности.

Среди других целей инвестиционной стратегии можно отметить следующие: создание конкурентоспособных кластеров в приоритетных видах экономической деятельности республики, обеспечение социально-экономического развития и повышение конкурентоспособности хозяйственной системы.

Реализовать поставленные цели можно на основе проведения последовательной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории республики, отработки механизмов мобилизации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ и проектов, привлечения внешних инвестиций и повышения эффективности их использования.

Для этого предстоит решить следующие задачи:

усовершенствовать законодательное, организационное, инфраструктурное и информационное обеспечение для осуществления инвестиционной деятельности, улучшить инвестиционный климат;

создать привлекательный инвестиционный имидж и брэнд региона;

привлечь внимание российских и иностранных инвесторов к Кабардино-Балкарской Республике, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики республики и представить ее как перспективного партнера;

обеспечить активное взаимодействие с потенциальными инвесторами с целью вовлечения их в инвестиционный процесс, провести PR- акции, наладить эффективный коммуникационный обмен;

обеспечить продвижение инвестиционных проектов предприятий республики в России и за ее пределами;

содействовать предприятиям республики в привлечении инвестиций;

обеспечить участие республики в реализации федеральных целевых и ведомственных программ;

мобилизовать инвестиционные ресурсы республики и обеспечить их эффективное использование;

создать условия для повышения инвестиционного рейтинга республики.

Региональная инвестиционная политика должна осуществляться на основе следующих принципов:

обеспечение государственной поддержки инвестиционной деятельности;

обеспечение инвесторам равных прав на получение государственной поддержки в инвестиционной деятельности;

конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционную программу республики и предоставления государственной поддержки;

предоставление инвесторам гарантий от инвестиционных рисков;

льготный (в первую очередь, налоговый) режим осуществления инвестиционной деятельности в республике;

Корректировка региональной инвестиционной политики осуществляется на основе мониторинга и анализа инвестиционных процессов в Кабардино-Балкарской Республике.

Исходя из целей и задач, инвестиционная стратегия проводится на основе реализации блоков мероприятий по:

развитию инвестиционной инфраструктуры республики, необходимой для обслуживания инвестиционной деятельности, в том числе государственной инфраструктуры, а также финансово-кредитных институтов, страховых компаний, фондовых институтов, консалтинговых, аудиторских и других фирм;

совершенствованию республиканских нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность;

инвестиционному маркетингу, продвижению и брендингу региона;

привлечению отечественных и иностранных инвестиций из внебюджетных источников;

обеспечению максимального участия республики в федеральных целевых и ведомственных программах.

Заключение


В заключении следует отметить, что инвестиционный климат региона подразделяется на две составляющие: инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность.

Инвестиционную привлекательность региона мы понимаем как систему социально-экономических отношений, создающих предпосылки устойчивого перелива капитала в определенный регион. Причем эти социально-экономические должны конкретизироваться как политические, организационные, правовые, чисто экономические, предопределяющие стремление отечественного и иностранного капитала в хозяйственную сферу определенного региона.

Инвестиционная привлекательность формируется на основе позитивного инвестиционного климата этого региона.

Оценка инвестиционного климата региона может быть суженной и расширенной. Суженная оценка является достаточно упрощенной, оценивающей динамику ВРП, развитие инвестиционного регионального рынка. Базовым показателем этой оценки является рентабельность производства в отношении прибыли, получаемой в регионе, к общей сумме используемых активов. Расширенная оценка инвестиционного климата, при котором учитываются экономический потенциал региона, зрелость рыночной среды в регионе, степень доверия населения к региональной власти и т.д.

Инвестиционная привлекательность региона является интегральной характеристикой общего состояния региона, и в зависимости от этой привлекательности формируются многие тенденции развития регионального хозяйства.

Наибольшее значение имеет рисковая оценка инвестиционной привлекательности региона, поскольку именно она интегрирует первый и второй подходы оценки инвестиционной привлекательности региона. Используются разнообразные методы расчета таких рисков: метод достоверных эквивалентов, анализ чувствительности критериев эффективности инвестиций, метод сценариев и др.

Привлечением инвестиций в регион необходимо управлять. Одним из эффективных способов является кэптивное страхование, пока не применяемое в регионах.

Так же следует отметить, что в условиях формирования рыночной экономики в Российской Федерации, остро встала проблема оценки региональных рейтингов инвестиционного климата или так называемое ранжирование регионов по их инвестиционной привлекательности. Отечественные ученые не пришли к единству в оценке инвестиционной привлекательности регионов. Методика оценки для страны и региона должна быть единой и соответствовать принципам международных стандартов оценки инвестиционного климата.

В сфере инвестиционной деятельности необходимо:

усовершенствовать законодательное, организационное, инфраструктурное и информационное обеспечение для осуществления инвестиционной деятельности, улучшить инвестиционный климат;

создать привлекательный инвестиционный имидж и брэнд региона;

привлечь внимание российских и иностранных инвесторов к Кабардино-Балкарской Республике, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики республики и представить ее как перспективного партнера;

обеспечить активное взаимодействие с потенциальными инвесторами с целью вовлечения их в инвестиционный процесс, провести PR- акции, наладить эффективный коммуникационный обмен;

обеспечить продвижение инвестиционных проектов предприятий республики в России и за ее пределами;

содействовать предприятиям республики в привлечении инвестиций;

обеспечить участие республики в реализации федеральных целевых и ведомственных программ;

мобилизовать инвестиционные ресурсы республики и обеспечить их эффективное использование;

создать условия для повышения инвестиционного рейтинга республики.

Реализация предложенных мер по формированию инвестиционной политики позволят Кабардино-Балкарской Республике в ближайшую пять лет позволит улучшить инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат и стать одним из успешных и экономически благоприятных регионов Российской Федерации.


Список использованных источников


Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике //Вопросы экономики. 2006. № 7.

Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2007. № 1.

Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы и кредит. 2008. № 1.

Государственное регулирование инвестиций -М.: Наука, 2000-с. 14-17.

Главный аналитик Управления финансовых рисков ЗАО "ИФК "РИГрупп-Финанс" Письменный Станислав Владимирович.

Гусева К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата. //Вопросы экономики. -1996. - №6. - С.20-28.

Жуков Л.М. Роль регионов в формировании инвестиционного климата России. Внешнеэкономический журнал № 5 2006 г. с. 44-51.

Зимин И.А. Реальные инвестиции. Учебное пособие. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2000-5.

Инвестиционный климат регионов России: Опыт оценки и пути улучшения. - ТПП РФ и «Фльфа-Капитал». 2003.

Инвестиционный паспорт Кабардино-Балкарской Республики <#"justify">Приложение 1


Таблица 1.1.

Перечень факторов, влияющих на инвестиционный климат.

№ п/пФакторыПоказатели1Экономические-Развитость рыночной инфраструктуры -Инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность -Развитость конкурентной среды предпринимательства -Емкость рынка -Интенсивность межхозяйственных связей -Экспертные отношения -Присутствие иностранного капитала -Доступность экономической информации и т.д.2Политические-Степень доверия населения власти -Взаимоотношения федерального центра и властей региона -Отношение власти к отечественным и иностранным инвесторам -Общеполитическая стабильность и т.д.3Социальные-Уровень жизни населения -Жилищно-бытовые условия -Влияние миграции на инвестиционный процесс -Степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс -Уровень социальной стабильности и т.д.4Финансовые-Доступность финансовых ресурсов из регионального и федеральных бюджетов -Уровень развития финансово-кредитных институтов -Доступность кредита в иностранной валюте -Уровень инфляции и т.д.5Правовые-Соблюдение законодательства властными органами -Уровень оперативности при регистрации предприятий -Доступность информации -Эффективность деятельности правоохранительных органов -Законодательство, регулирующее условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы. -Деловые качества и этика местных предпринимателей и т.д.6Ресурсно-сырьевые-Обеспеченность региона биоклиматическими, природными, энергетическими ресурсами -Развитость научно технического потенциала и инфраструктуры -Правовое регулирование и т.д.7ТрудовыеОбщее количество занятых и безработных -Трудовая этика населения -Количество и средний возраст трудоспособного населения -Доля работников с высшим образованием -Уровень профессиональной подготовки и т.д.8Экологические-Экологическая безопасность -Степень экологизации экономических отношений -Экологическое состояние -Правовое регулирование экологической сферы -Отношение населения к экологии и т.д.9Криминальные-Уровень преступности -Криминальная история -Политика властей по отношению к криминальным структурам -Распространенность алкоголизма и наркомании и т.д.

Приложение 2


Таблица 2.1

Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата Кабардино-Балкарской Республики в 1996-2009 годах

Год рейтингаРанг потенциалаДоля в общероссийском потенциале, %Ранг рискаСредневзвешенный индекс риска (Россия =1) Рейтинг инвестиционного климата2009630,519641,198Незначительный потенциал - умеренный риск (3B2)2008680,041751,764Пониженный потенциал-высокий риск(3С1)2007680,377751,426Пониженный потенциал-высокий риск(3С1)2006680,381811,574Незначительный потенциал - высокий риск (3C2)2005680,387851,803Низкий потенциал - экстремальный риск (3D)2004680,4701,33Незначительный потенциал - высокий риск (3C2)2003670,45571,13Незначительный потенциал - умеренный риск (3B2)2002670,42461,03Незначительный потенциал - умеренный риск (3B2)2001640,47350,98Незначительный потенциал - умеренный риск (3B2)2000670,41381,021Незначительный потенциал - умеренный риск (3B2)1999680,46491Незначительный потенциал - умеренный риск (3B2)1998710,391421,05Низкий потенциал - умеренный риск (3B2)199769-6-Низкий потенциал - незначительный риск (3A)199668-9-Низкий потенциал - незначительный риск (3A)


Теги: Повышение инвестиционной привлекательности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона (на примере Кабардино-Балкарской Республики)  Диплом  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 52675
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Повышение инвестиционной привлекательности и формирование благоприятного инвестиционного климата региона (на примере Кабардино-Балкарской Республики)
Назад