Характеристика правового отдела ИФНС№3 по г. Тюмени

Содержание


Введение

Раздел 1. Общая характеристика правового отдела ИФНС№3 по г. Тюмени

.1 Общие сведения об Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени

.2 Задачи и функции Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени

.3 Полномочия Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени

.4 Права Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени

.5 Организация деятельности Инспекции Федеральной налоговой службы №3 по г. Тюмени

Раздел 2. Практическая ситуация из работы отдела выездных проверок ИФНС России по г. Тюмени №3

Раздел 3. Пути совершенствования налогового контроля

Заключение

Список литературы


Введение


Я студент, Овод Артур Владимирович, 5 курса, специальности «Налоги и налогообложение», проходил производственную практику с 01.09.2014 г. по 27.09.2014 г в ИФНС России по г. Тюмени №3в отделе выездных проверок.

Целью прохождения производственной практики являлось получение теоретических знаний, тренировка практических навыков, полученных в университете, а также общее представление о получаемой специальности «Налоги и налогообложение».

Задачи производственной практики состоят в следующем:

закрепить знания, полученные в ходе теоретического обучения;

приобрести практические навыки и умения по специальности;

расширить представление о будущем месте профессиональной деятельности;

помочь определиться с направлениями работы над темой выпускной квалификационной работы.

налоговый контроль проверка законодательный

Раздел 1. Общая характеристика отдела выездных проверок ИФНС России по г. Тюмени №3


.1 Общие сведения об Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени


Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3 (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении УФНС России по Тюменской области и подконтрольна ФНС России и Управлению.

ИФНС по г. Тюмень №3 является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Инспекция в соответствии с гражданским законодательством РФ от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Инспекция представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.

Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.


.2 Задачи и функции Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени


. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей;

. Начисление и обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Для выполнения своих задач инспекция исполняет следующие функции:

. Организует и осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и иных обязательных платежей;

. Обеспечивает своевременный и полный учет налогоплательщиков - физических лиц и индивидуальных предпринимателей;

. Составляет, анализирует и представляет в установленном порядке в Управление ФНС России по Тюменской области налоговую отчетность по формам, утвержденным Министерством финансов России;

. Контролирует своевременность представления в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчётности, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов; проверяет их достоверность и соответствие требованиям, установленным законодательством РФ;

. Осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;

. Взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

. Проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и законодательства о предпринимательской деятельности.


.3 Полномочия Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени


Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

. Осуществляет контроль и надзор за:

.1. Соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

.2. Осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

.3. Соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств;

.4. За проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

. Регистрирует в установленном порядке: контрольно-кассовую технику, используемую организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

. Ведет в установленном порядке:

.1. Учет налогоплательщиков на подведомственной территории;

.2. Единый государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН);

.3. Учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;

. Представляет сведения, содержащиеся в ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации;

. Бесплатно информирует налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

. Осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;

. Принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

. Взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

. Представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательные платежам и (или) денежным обязательствам;

. Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц в установленной сфере деятельности;

. Осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Инспекции и реализацию возложенных на нее функций;

. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну;

. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

. Организует профессиональную подготовку работников аппарата Инспекции, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов образовавшихся в ходе деятельности Инспекции;

. Обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы Инспекции;

. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Инспекции;

. Обеспечивает мобилизационную подготовку Инспекции;

. Осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Инспекции

. Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.


.4 Права Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени


Инспекция с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

. Запрашивать и получать сведения и материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

. Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

. Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

1.5 Организация деятельности Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по г. Тюмени


Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем федеральной налоговой службы по представлению руководителя Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Начальник Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.

Начальник Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Управления по представлению начальника Инспекции.

Начальник Инспекции:

. Организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции;

. Распределяет обязанности между своими заместителями;

. Представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание;

. Утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные регламенты ее работников;

. Издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции;

. Назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников Инспекции;

. Представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;

. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Инспекции;

. Привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников Инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Структура Инспекции ФНС по г. Тюмени №3 выглядит следующим образом:


Таблица 1

№Наименование структурных подразделений1.Руководство:1.1Начальник инспекции1.2Заместители начальника инспекции2.Отделы:2.1Отдел общего обеспечения2.2Правовой отдел 2.3Отдел информатизации2.4Отдел предпроверочного анализа2.5Отдел учета налогоплательщиков2.6Отдел работы с налогоплательщиками2.7Отдел камеральных проверок № 12.8Отдел камеральных проверок № 22.9Отдел камеральных проверок № 3 2.10Отдел выездных проверок 2.11Отдел урегулирования задолженности 2.12Аналитический отдел2.13Отдел оперативного контроля

Раздел 2. практическая ситуация из работы отдела выездных проверок ИФНС России по Г. Тюмени №3


Федеральной налоговой службой получена жалоба индивидуального предпринимателя Х (Заявитель) от 22.04.2014 с приложением копий 620 документов на 745 листах (вх. от 25.04.2014) на решение Межрайонной ИФНС России по г. Тюмени № 3 (Инспекция) от 17.12.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение УФНС России (Управление) от 19.03.2014.

Из материалов жалобы следует, что Инспекцией проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Х по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 12.11.2014 и вынесено решение от 17.12.2013, согласно которому Заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной статьями 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 42 261 рубль. Указанным решением Заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налогу на добавленную стоимость (НДС), единому социальному налогу (ЕСН) в общей сумме 1 396 303 рубля, а также соответствующие суммы пени в размере 262 764 рубля.

Заявитель, считая указанное решение Инспекции необоснованным, обратился с апелляционной жалобой от 18.01.2014 в Управление. Решением Управления от 19.03.2014 апелляционная жалоба индивидуального предпринимателя Х оставлена без удовлетворения и решение Инспекции утверждено.

Не согласившись с решением Управления от 19.03.2014, Заявитель обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу.

В жалобе, поступившей в ФНС России, Заявитель утверждает, что Инспекцией в нарушение положений кодекса ни к акту выездной налоговой проверки от 12.11.2014, ни к решению Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.12.2013 не прилагаются документы, полученные Инспекцией в ходе мероприятий налогового контроля, а именно: ответы на запросы, направленные Инспекцией контрагентам индивидуального предпринимателя; документы, представленные контрагентами ИП Х, содержащие информацию о последующем использовании товаров; документы, полученные от контрагентов ИП Х, послужившие основанием для исчисления НДС. В жалобе индивидуальный предприниматель Х также указывает, что в акте проверки Инспекции и приложениях к нему, а также в решении от 17.12.2013 отсутствуют ссылки на реквизиты платежных поручений.

Индивидуальный предприниматель Х утверждает, что на основании изложенного, она не имела возможности ознакомиться с указанными документами одновременно с актом проверки.

Х в жалобе отмечает наличие в решении Управления от 19.03.2014 информации, несоответствующей действительности. Так, в решении Управления указано, что документы, полученные Инспекцией в ходе проведения контрольных мероприятий от контрагентов предпринимателя, не были положены в основу доказательственной базы установленных нарушений (страница 5 решения Управления), в тоже время указание на эти документы имеется и в акте и в решении Инспекции.

Индивидуальный предприниматель Х указывает, что Инспекция при расчете налогооблагаемой базы по НДС ошибочно сослалась в акте и в решении на приложения № 1, 2, 3 к акту, которые содержат перечень счетов - фактур. В данном случае, по мнению Заявителя, должна быть ссылка на приложения 4, 5, 6 к акту проверки, а именно - на книги продаж ИП Х за 2011 - 2013 годы.

Заявитель также сообщает, что контрольные мероприятия Инспекции по запросу о получении выписки банка о движении денежных средств по расчетному счету индивидуального предпринимателя Х не нашли отражение в акте выездной налоговой проверки от 12.11.2014.

Индивидуальный предприниматель Х указывает, что Инспекция по результатам выездной налоговой проверки переквалифицировала характер его предпринимательской деятельности и вменила налоги по общей системе налогообложения, в то же время не опровергла факт осуществления им деятельности, подпадающей под ЕНВД.

Заявитель с жалобой в ФНС России в подтверждение осуществления деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, представил: копии договоров и актов к ним на осуществление организации питания в собственном кафе и арендуемом кафе; справки Администрации муниципального образования от 09.01.2013, Управления культуры и туризма администрации МО от 14.01.2013, организации «ЮЛ 1» от 29.12.2012, Музея истории б/д.

Также Заявителем с жалобой в ФНС России предоставлены списки банковских ордеров на банковское обслуживание с приложением копий указанных ордеров на общую сумму 98 259 рублей (за 2011 год - 25 784 рубля, за 2012 год - 32 200 рублей, за 2013 год - 40 275 рублей), которые не включались Инспекцией в состав расходов при формировании налогооблагаемых баз по НДФЛ и ЕСН, а также документы, подтверждающие, по мнению Заявителя, вычеты по НДС в размере 66 324,17 рублей. Указанные документы по сообщению Заявителя ранее им предоставлялись в Управление с апелляционной жалобой от 18.01.2013. При этом индивидуальный предприниматель Х утверждает, что Управлением указанные копии документов при рассмотрении апелляционной жалобы ИП Х не учтены.

Заявитель указывает, что ни в акте проверки Инспекции, ни в оспариваемом решении не содержится выводов о том, что налоговым органом оценены обстоятельства совершенного индивидуальным предпринимателем Х правонарушения, характер допущенного нарушения, отсутствует описание совершенного налогоплательщиком правонарушения по статье 119 НК РФ.

На основании вышеизложенного, индивидуальный предприниматель Х просит отменить решение Межрайонной ИФНС России по г. Тюмени №3 от 17.12.2013 и решение УФНС России по области от 19.03.2013 и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, а также документы, представленные Управлением, сообщает следующее.

Как определено пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ определено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Согласно пункту 7 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лицу, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщику представить объяснения.

Довод Заявителя о неправомерном отсутствии в приложениях к акту Инспекции от 12.11.2014 и решению от 17.12.2013 документов, полученных Инспекцией от контрагентов, является несостоятельными ввиду нижеследующего.

Как следует из материалов, представленных Управлением, в ходе проведения выездной проверки налоговым органом в рамках статьи 93.1 НК РФ были направлены запросы в адрес контрагентов-покупателей индивидуального предпринимателя Х - юридических лиц и продавца индивидуального предпринимателя 2 от 20.07.2012.

По всем вышеуказанным требованиям ответы Инспекцией в рамках выездной налоговой проверки получены не были, в связи, с чем данные документы ввиду их отсутствия в Инспекции не могли быть приложены к акту выездной налоговой проверки от 12.11.2014.

В рамках выездной налоговой проверки Заявителя Инспекцией на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 31 и статьи 90 НК РФ проведены допросы индивидуального предпринимателя Х (протокол допроса от 20.08.2012), директора ЮЛ 2 (протокол допроса от 17.08.2012), начальника Управления образования и молодежной политики Администрации МО (протокол допроса от 08.08.2012). Вместе с тем, учитывая, что показания свидетелей не являются доказательством вменяемого индивидуальному предпринимателю налогового правонарушения, протоколы допросов не были приложены Инспекцией к акту проверки от 12.11.2014.

При указанных обстоятельствах, ФНС России нарушений Инспекцией положений пункта 3.1 статьи 100 НК РФ не установлено.

В отношении довода Заявителя о том, что контрольные мероприятия Инспекции по запросу о получении выписки банка о движении денежных средств по расчетному счету индивидуального предпринимателя Х не нашли отражение в акте выездной налоговой проверки от 12.11.2014, ФНС России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ налоговый орган при рассмотрении материалов налоговой проверки исследует представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.

Как следует из положений пункта 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством РФ в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Инспекцией в порядке статьи 86 НК РФ из банка получена выписка по расчетному счету индивидуального предпринимателя Х за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, содержащая информацию о движении денежных средств по расчетному счету индивидуального предпринимателя Х. В рамках выездной налоговой проверки Заявителя Инспекцией установлено, что информация, содержащаяся в указанной выписке банка, соответствует платежным поручениям, представленным индивидуальным предпринимателем Х по требованию Инспекции от 13.07.2013.

В этой связи в соответствии с положениями пункта 3.1 статьи 100 НК РФ выписка банка Инспекцией к акту проверки не приложена.

В отношении довода Заявителя о том, что Инспекция по результатам выездной налоговой проверки вменила ему налоги по общей системе налогообложения, не опровергнув факта осуществления им деятельности, подпадающей под ЕНВД, ФНС России сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьей 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ.

При исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

В соответствии с пунктом 2 статьи 274 НК РФ налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 86н (Приказ № 86н) от 13.08.2002 утвержден порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 7 раздела 2 Приказа № 86н индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствующих разделах книги учета. Учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным предпринимателем в книге учета раздельно по каждому из видов осуществляемой предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. По основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или втором месяцах квартала, налогоплательщик имеет право определять указанную пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных (переданных) за месяц товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм налога налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ определено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении конкретных видов предпринимательской деятельности, определенных кодексом. В перечне видов деятельности, попадающим под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, поименована - розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли и оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей.

Согласно пункту 7 статьи 346.26 налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Согласно статье 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Статьей 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (статья 493 ГК РФ).

Статьей 492 ГК РФ определено, что договор розничной купли-продажи является публичным договором.

Способом предложения товара при розничной купле-продаже является публичная оферта - предложение товара в его рекламе (выставление товара в месте продажи, демонстрация образцов товара), каталогов и описаний (предоставление сведений о товаре), обращенных к неопределенному кругу лиц (статья 494 ГК РФ).

Таким образом, к розничной торговле в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи физическим и юридическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. не для последующей реализации или использования в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием. Торговля товарами и оказание услуг покупателям, осуществляемые на основе договоров поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ) либо на основе иных договоров гражданско-правового характера, содержащих признаки договора поставки, относятся к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли.

В рамках оптовой торговли продавец заключает с покупателями договоры, в которых определяются ассортимент товаров, сроки их поставки, порядок и форма расчетов за поставляемые товары. Кроме того, при реализации оформляются и передаются покупателям накладные, счета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 525 и пункта 1 статьи 527 ГК РФ поставка товаров для государственных (или муниципальных) нужд осуществляется на основе государственного (или муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (или муниципальных) нужд, заключаемого на основе заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (или муниципальных) нужд.

Пунктом 2 статьи 525 ГК РФ установлено, что к отношениям по поставке товаров для государственных (или муниципальных) нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522ГК РФ), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.

Порядок заключения государственного (или муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (или муниципальных) нужд, нужд бюджетных учреждений регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Закон № 94-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, который применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.

При этом следует также иметь в виду, что в отличие от договора розничной купли-продажи, который является публичным договором, договор поставки по государственному и муниципальному контракту, а также по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения не носит признаков публичности, указанных в статье 426 ГК РФ, и согласно Федеральному закону № 94-ФЗ заключается в соответствии с результатами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг конкретным потребителям.

Учитывая вышеизложенное, деятельность по реализации товаров, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям на основе договоров поставки, а также муниципальных контрактов, содержащих признаки договора поставки, относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке либо в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.

Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.10.2011 № 5566/11.

В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки» разъяснено, что, квалифицируя правоотношения участников спора, необходимо исходить из признаков договора поставки, предусмотренных статьей 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.

При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и тому подобное).

Факторами, которые могут свидетельствовать об осуществлении продавцом оптовой торговли, являются следующие: длительные хозяйственные отношения с клиентом; регулярность и большие объемы закупки товара; специфика реализуемых товаров (например, требуется наличие у покупателя специального оборудования для обработки, хранения товаров или их можно использовать как сырье и материалы в производственной деятельности покупателя); предварительное согласование существенных условий договора поставки (наименование и количество товара), порядка и сроков поставки, заключение договора, содержащего указанные условия, и т.д.

Как следует из материалов, представленных Управлением, Х 11.06.2002 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией муниципального образования, прошла перерегистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации 11.06.2004 и поставлена на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России по г.Тюмени №3. Кроме того, Х с 01.04.2007 поставлена на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя - налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Х в соответствии с Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей заявлены следующие виды деятельности: розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (ОКВЭД - 52.11); розничная торговля в палатках и на рынках (ОКВЭД -52.62); прочая розничная торговля вне магазинов (52.63); деятельность ресторанов и кафе (55.30).

Как следует из материалов выездной налоговой проверки, Заявитель за проверяемый период представлял в Инспекцию декларации по единому налогу на вмененный доход, в связи с осуществлением розничной торговли товарами через стационарную торговую сеть и оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей.

Кроме того, индивидуальный предприниматель Х за проверяемый период представила в Инспекцию декларации по форме № 3-НДФЛ за 2011 - 2013 годы. В декларации по НДФЛ за 2009 год Заявителем указан доход в общей сумме 287 649,5 рублей, полученный от разных источников выплаты (ООО «ЮЛ 3», ООО «ЮЛ 4», от ФЛ 1 и ИП 2), доход от предпринимательской деятельности за 2011 год заявлен Х в размере 0 рублей. За 2012 в декларации по НДФЛ заявлен доход в общей сумме 241 050 рублей, полученный от разных источников выплаты (ООО «ЮЛ 3», ИП 3, ИП 2,ФЛ 1), доход от предпринимательской деятельности за 2010 год заявлен в размере 0 рублей. За 2013 год в декларации по НДФЛ Х заявлен доход в общей сумме 219 180 рублей, полученный от разных источников выплаты (ООО «ЮЛ 3», ИП 2, ИП 3), доход от предпринимательской деятельности за 2013 год заявлен также в размере 0 рублей.

Как следует из материалов, представленных Управлением, Заявитель в проверяемом периоде не представлял в налоговый орган декларации по НДС.

Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки установлено, что фактически в проверяемый период индивидуальный предприниматель Х осуществляла следующие виды деятельности: реализация продуктов питания по муниципальным контрактам и по договорам, имеющим условия договоров поставки, доход от которых подлежит налогообложению по общей системе, а также деятельность по организации общественного питания, через объекты, имеющие залы обслуживания посетителей, и розничную торговлю товарами через стационарную торговую сеть, подпадающие под систему налогообложения единым налогом на вмененный доход.

Как следует из материалов выездной налоговой проверки, индивидуальным предпринимателем Х в проверяемом периоде раздельный учет доходов и расходов по общей системе налогообложения и по ЕНВД не велся.

В рамках выездной налоговой проверки в соответствии с положениями статьи 93 НК РФ индивидуальному предпринимателю Х 13.07.2013 Инспекцией было лично вручено требование от 13.07.2013 о представлении документов (информации), что подтверждается подписью Заявителя на экземпляре требования. Согласно материалам проверки на требование Инспекции от 13.07.2013 индивидуальным предпринимателем Х представлены следующие документы: договоры, заключенные с Управлением образования и молодежной политики муниципального образования (заказчик) - муниципальные контракты 2011 года, муниципальные контракты, заключенные с Управлением образования МО на поставку товаров в детские сады и среднюю школу, датированными 2011-2013 годами.

Как следует из договоров, представленных Заявителем, предметом указанных выше муниципальных контрактов (договоров) являлась поставка в обусловленные муниципальными контрактами (договорами) сроки продуктов питания в адрес муниципальных учреждений на основании заявок заказчиков с выставлением счетов-фактур и соответствующих накладных (актов).

Кроме того, индивидуальным предпринимателем Х в ходе выездной налоговой проверки также были представлены договоры поставок, заключенные со школой (заказчиком), где Управление образования МО является плательщиком.

Указанные договоры поставок, заключенные индивидуальным предпринимателем Х (поставщиком) со школой (заказчиком), содержат информацию о том, что Управление образования и молодежной политики муниципального образования является плательщиком по договорам. Предметом указанных договоров являлось обеспечение учащихся весеннего лагеря средней школы питанием по меню в обусловленный договорами срок. Согласно условиям поставки поставщик обязан осуществить поставку питания только после получения от заказчика заявки по установленному образцу на соответствующие виды питания в объеме, указанном в заявке. Поставщик обязуется обеспечить горячим питанием в здании кафе по меню с указанием конкретного количества человек - участников лагеря в соответствии со стоимостью дневного рациона. Указанная цена питания согласно условиям договоров включает в себя НДС (налоги), а также иные расходы поставщика, связанные с выполнением условий договоров. Договорами определены сроки оплаты за поставленное питание в виде аванса в размере 30% путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика или наличными денежными средствами в течение срока, установленного условиями договоров; оставшаяся сумма перечисляется заказчиком поставщику после фактически поставленного питания. Также условиями указанных договоров предусмотрена ответственность сторон и сроки действия договоров.

Учитывая изложенное, материалами выездной налоговой проверки подтверждается, что заключенные индивидуальным предпринимателем Х с покупателями и (или) заказчиками договоры, договоры поставки, государственные и муниципальные контракты имеют схожие условия, в соответствии с которыми поставщик или исполнитель в лице индивидуального предпринимателя Х обязуется передать в собственность покупателя товар или предоставить услугу по организации общественного массового питания, а покупатель или заказчик обязуется принять товар и оплатить его на условиях, установленных договорами и контрактами по безналичному расчету. Согласно указанным договорам и контрактам товар передавался продавцом покупателю или услуга предоставлялась в количестве и ассортименте в соответствии с условиями договоров и контрактов по предварительной заявке. Порядок и условия оплаты за приобретаемый товар определены в договорах и контрактах в виде частичной суммы авансовых платежей в наличной или безналичной форме расчета, и окончательный расчет определен в безналичной форме. Согласно условиям заключенным индивидуальным предпринимателем Х договоров и контрактов поставка товара и предоставление услуг непосредственно покупателю или заказчику осуществлялась продавцов или исполнителем. Полный расчет с продавцом или исполнителем согласно условиям договоров и контрактов осуществлялся по факту поставки товара покупателю или предоставления услуг заказчику. Согласно условиям договоров и контрактов цена каждого наименования товара указывалась в счетах, выставляемых продавцом покупателю на оплату или в актах выполненных работ и оказанных услуг; товар считался оплаченным, с момента поступления денежных средств покупателя на расчетный счет продавца или исполнителя услуг. В договорах и контрактах предусмотрена ответственность сторон за нарушение сроков и объема поставки, сроков оплаты, а также указаны сроки действия договоров и контрактов.

Исполнение сторонами сделок указанных договоров и контрактов подтверждается счет - фактурами, товарными накладными на передачу товара от продавца покупателю, актами выполненных работ и оказанных услуг, платежными поручениями, книгами продаж за проверяемый период, представленными индивидуальным предпринимателем Х в ходе выездной налоговой проверки.

Таким образом, Инспекцией установлено, что индивидуальный предприниматель Х неправомерно не исчислила в проверяемом периоде в отношении доходов, полученных ею по вышеуказанным договорам и контрактам, заключенным с муниципальными учреждениями, а также по договорам, имеющим условия договоров поставки с другими учреждениями и организациями, налоги по общей системе налогообложения (НДФЛ, ЕСН, НДС).

Кроме того, как следует из материалов проверки, денежные суммы, поступившие во исполнение договоров, заключенных с Администрацией муниципального образования по вопросу организации питания спортсменов спортивно-оздоровительного лагеря, с Управлением культуры и туризма Администрации муниципального района по вопросу организации питания участников различного рода культурных, научных и исторических мероприятий и с Музеем истории включены Инспекцией в доход при формировании налогооблагаемых баз по общей системе налогообложения (НДФЛ и ЕСН). Указанные суммы поступлений денежных средств в разрезе конкретных контрагентов Заявителя отражены Инспекцией в приложениях № 9, 11, 13 к акту выездной налоговой проверки от 12.11.2014.

Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки на основании платежных поручений, представленных индивидуальным предпринимателем Х установлено, что на расчетный счет в банке индивидуального предпринимателя Х поступило за 2011 год - 4 088 992 рубля, за 2012 год - 4 846 361 рубль, за 2013 год - 5 777 384 рубля. Суммы поступлений денежных средств в разрезе конкретных контрагентов Заявителя отражены Инспекцией в приложениях № 9, 11, 13 к акту выездной налоговой проверки от 12.11.2014.

При этом представленные индивидуальным предпринимателем Х с апелляционной жалобой в Управление и в ФНС России договоры, заключенные с Администрацией муниципального образования по организации питания спортсменов спортивно-оздоровительного лагеря (договоры 2009-2012 годов); с Управлением культуры и туризма Администрации муниципального района по организации питания участников различного рода культурных, научных и исторических мероприятий (договоры 2010-2013 годов); с организацией «ЮЛ 1» по проведению праздничного вечера (договор от 10.12.2012); с Музеем истории по организации питания участников мероприятия посвященного международному дню музеев (договор от 12.05.2012), ранее в Инспекцию в ходе выездной налоговой проверки Заявителем не представлялись.

Вместе с тем, вышеуказанные договоры с Администрацией муниципального образования, Управлением культуры и туризма Администрации муниципального района, Музеем истории имеют условия договоров поставки, так как определены порядок, стоимость и сроки предоставления услуг исполнителем заказчикам услуг, сроки оплаты и порядок оплаты оказанных услуг (путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя), предусмотрено оформление актов выполненных работ и предоставленных услуг. Следовательно, доходы, полученные в рамках указанных договоров, правомерно включены Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки в налогооблагаемый доход Заявителя в целях исчисления налогов по общей системе налогообложения.

Одновременно, ФНС России установлено, что в материалах выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя Х отсутствует информация о доначислении налогов по общей системе налогообложения по доходам, полученным Заявителем во исполнение договора от 10.12.2012, заключенного с первичной профсоюзной организацией «ЮЛ 1».

Как следует из материалов проверки индивидуальным предпринимателем Х в ходе выездной налоговой проверки представлены документы (договоры, товарные накладные, платежные поручения и др.), подтверждающие произведенные им расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, в 2011 году на сумму 3 321 285 рублей, в 2012 году - на сумму 4 298 407 рублей, в 2013 году - на сумму 5 130 943 рубля, которые отражены Инспекцией в приложениях № 8, 10, 12 к акту выездной налоговой проверки от 12.11.2014 в разрезе поставщиков. Согласно материалам выездной налоговой проверки, представленные индивидуальным предпринимателем Х документы, подтверждающие расходы, учтены Инспекцией при формировании налогооблагаемых баз по НДФЛ и ЕСН.

В отношении довода Заявителя о том, что по результатам выездной налоговой проверки не учтены затраты на комиссионное расчетное банковское обслуживание за 2011 год на сумму 25 784 рубля, за 2012 год - на сумму 32 200 рублей и за 2013 год - на сумму 40 275 рублей, ФНС России сообщает следующее.

Индивидуальным предпринимателем Х с жалобой от 22.04.2014 в ФНС России представлены копии мемориальных банковских ордеров, свидетельствующих о произведенных в проверяемом периоде Заявителем расходах на комиссионное расчетное банковское обслуживание, за 2011 год на сумму 25 784 рубля, за 2012 год - на сумму 32 200 рублей и за 2013 год - на сумму 40 275 рублей. Кроме того, затраты в проверяемом периоде в указанных суммах, понесенные ИП Х на комиссионное расчетное банковское обслуживание, подтверждаются выпиской банка, имеющейся в материалах проверки. При этом материалы выездной налоговой проверки Инспекции в отношении ИП Х не содержат информации о том, что указанные затраты включены Инспекцией в расходы при расчете налогооблагаемых баз по НДФЛ, ЕСН и НДС.

При таких обстоятельствах, ФНС России установлено, что в решении Инспекции от 17.12.2013 излишне исчислены суммы: НДФЛ 2011 год на 3 352 рубля (25 784 х 13%), НДФЛ, а 2012 год на 4 186 рублей (32 200 х 13%), НДФЛ за 2013 год на 5 236 рублей (40 275 х 13%)), а также ЕСН за 2011 год в Федеральный бюджет на 516 рублей (32 434 - (29 080 + (741 923 - 600 000)х 2%)).

В отношении довода индивидуального предпринимателя Х о невключении суммы 66 324,17 рубля в вычеты по НДС, ФНС России сообщает следующее.

Вышеуказанными нормами НК РФ определено, что наличие у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС; наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет обязанности их декларирования.

Данный вывод подтвержден Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2011 № 23/11, которым разъяснено, что само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов без отражения суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения, подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по НДС, не заменяет их декларирования.

Вместе с тем, Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки индивидуальному предпринимателю Х был предоставлен налоговый вычет по НДС за проверяемый период в общей сумме 430 647 рублей, что отражено в акте выездной налоговой проверки от 12.11.2014 и в решении от 17.12.2013.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.07.2009 № 5172/09, вышестоящий налоговый орган, принимая решение по жалобе налогоплательщика на решение инспекции, не вправе по итогам ее рассмотрения увеличивать размер налоговых обязательств и принимать решение о взыскании с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением нижестоящего налогового органа. Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении него решения.

Учитывая вышеизложенное, ФНС России сообщает, что в данной части решение Инспекции от 17.12.2013 изменению не подлежит.

В отношении довода индивидуального предпринимателя Х о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговых деклараций по НДФЛ за 2011-2013 годы, ФНС России сообщает следующее.

В соответствии со статьей 216 НК РФ налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.

Согласно пункту 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация по НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 7 статьи 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

На основании изложенного, сроки представления декларации по НДФЛ за 2011 год - не позднее 30.04.2012, за 2012 год - не позднее 03.05.2013, за 2013 год не позднее 02.05.2014.

В решении от 17.12.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Инспекцией сделан вывод о несвоевременном представлении Заявителем налоговых деклараций по НДФЛ за 2011-2013 годы.

Вместе с тем, ФНС России из материалов, представленных Управлением, установлено, что декларация по форме № 3-НДФЛ за 2011 год представлена Заявителем в Инспекцию 30.04.2010, за 2011 год - 03.05.2012, за 2012 год - 26.04.2013, то есть в установленные Кодексом сроки.

Учитывая изложенное, налогоплательщик необоснованно привлечен Инспекцией к налоговой ответственности за несвоевременное представление деклараций по НДФЛ в виде штрафа в общей сумме 7 713 рублей.

При таких обстоятельствах, Федеральная налоговая служба признает жалобу индивидуального предпринимателя Х от 22.04.2014 подлежащей частичному удовлетворению и, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, изменяет решение Межрайонной ИФНС России по области от 17.12.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, утвержденное решением Управления Федеральной налоговой службы по области от 19.03.2013, путем отмены доначисленных сумм: ЕСН в Федеральный бюджет за 2011 год в размере 516 рублей, НДФЛ за 2011 год в размере 3 352 рубля, НДФЛ за 2012 год в размере 4 186 рублей, НДФЛ за 2013 год в размере 5 236 рублей и соответствующих сумм пени по статье 75 НК РФ и штрафа по статье 122 НК РФ, а также отмены штрафа по статье 119 НК РФ за непредставление деклараций по форме № 3-НДФЛ за 2011-2013 годы в общей сумме 7 713 рублей. В остальной части Федеральная налоговая служба оставляет Решение Межрайонной ИФНС России по г.Тюмени №3 от 17.12.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения без изменения.

В этой связи, Федеральная налоговая служба поручает Управлению Федеральной налоговой службы по области осуществить контроль за перерасчетом Межрайонной ИФНС России по г.Тюмени №3 индивидуальному предпринимателю Х сумм налога, пени и штрафов в соответствии с настоящим решением. О результатах сообщить индивидуальному предпринимателю Х и в Федеральную налоговую службу в срок до 30.06.2014.


Раздел 3. Пути совершенствования налогового контроля


Эффективность проведения мероприятий налогового контроля в значительной мере предопределяется содержанием действующих форм налоговых деклараций. При разработке форм налоговых деклараций необходимо исходить из того, чтобы декларация была максимально сжатой, и налогоплательщик не вносил туда ничего лишнего. Вместе с тем, чтобы информация, содержащаяся в декларациях, давала бы максимальное количество различного рода «отправных точек» для налогового инспектора. Используя их, инспектор сразу сможет определить направление дальнейших контрольных действий: в каких сферах финансовой деятельности налогоплательщика возможны нарушения, какие дополнительные документы или сведения нужно запросить у налогоплательщика или из внешних источников, чтобы выявить на их основе налоговые нарушения и создать необходимую доказательственную базу.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы;

увеличения размеров наказания за налоговые правонарушения.

Немаловажной задачей является внедрение в практику работы налоговых органов программных продуктов. Данные продукты позволяют осуществлять не только арифметическую проверку, но и логическую увязку различных взаимосвязанных показателей налоговых деклараций, форм бухгалтерской отчетности, информации из внешних источников, анализ основных финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика, а также отбор объектов для выездных налоговых проверок. Используемые в большинстве налоговых инспекций программно-информационные комплексы ЭОД, RNAL-N и PRO, а также программные комплексы собственных разработок предоставляют такие возможности.

Однако в используемых программных комплексах есть ряд недостатков. Главным из них является запросный режим отбора налогоплательщиков для выездных проверок, то есть критерии отбора налоговые инспекторы вводят самостоятельно. Поэтому при отборе высока роль субъективного фактора.

В настоящее время в МНС РФ продолжается работа по дальнейшему совершенствованию процедуры отбора и разрабатывается единое программное обеспечение, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для такого рода предприятий пределов, оценить реальный предел обязательств налогоплательщика.

Процесс автоматизации указанного анализа имеет большую актуальность, прежде всего, в отношении малых предприятий, когда ограниченное число работников налогового органа, проводящих камеральную налоговую проверку значительного числа малых предприятий, должны не только качественно провести в установленные сроки данную проверку, но и отобрать для выездной налоговой проверки именно те малые предприятия, проверка которых могла бы принести максимальные доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени.

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства.

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

В данном случае можно было бы использовать, широко распространенные в развитых странах, так называемые, косвенные методы исчисления налогооблагаемой базы. Наиболее распространенными из них являются следующие:

Метод общего сопоставления имущества:

Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

) учет изменения имущественного положения за отчетный период;

) учет произведенного и личного потребления за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

Метод, основанный на анализе производственных запасов:

Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Заключение


Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.

Взимание в бесспорном порядке недоимки по налогу и пеней носит характер не штрафной санкции, а возмещения (компенсации) государству процента за пользование налогоплательщиком налоговым кредитом, поскольку считается, что недоплаченный в бюджеты налог используется налогоплательщиком в своих коммерческих целях.

Налоги призваны быть важнейшим инструментом сглаживания экономических циклов, а также должны стимулировать инвестиции в приоритетные отрасли, направления развития хозяйства страны, сферы производства и типы предприятий, обеспечивать финансирование общественных благ, предоставляемых государством населению. Снижение налоговых ставок должно приводить к росту производительности труда и увеличению выпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемого дохода. России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны, может быть тогда станет намного меньше налоговых правонарушений.

Субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Однако в нашей стране на данном этапе исполнение этой обязанности налогоплательщика по уплате налогов оставляет желать лучшего.

По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре основных мотива уклонения от уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

В первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

Налоговый контроль в России осуществляется, в том числе в виде проверок, которые подразделяются на камеральные и выездные.

Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

В результате проделанной работы можно отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

системы отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

форм и методов налоговых проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом.

Знание налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так и проверяющей стороны позволит активно участвовать в проведении проверки, в ходе определения ее результатов, вынесения решения по проведенной налоговой проверке и привлечении или непривлечении к ответственности при выявлении каких-либо нарушений законодательства.

Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;

проведение перекрестных проверок.

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

Следует отметить, что на современном этапе налоговое законодательство Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии законом.

Список литературы


1.Валов М.А. Выездная налоговая проверка / М.А. Валов // Арбитражная налоговая практика. - 2011. - № 5. - С.25.

.Васильева Ю.В. Правовые основы проведения налоговых проверок/ Ю.В. Васильева // Налоги. - 2012. - №2. - С.22-30.

.Ведерников О.О. Ответственность налогоплательщика / О.О. Ведерников // Финансовая газета. - 2012. - № 29. - С. 52-54.

.Гусева Т.А. Налоговые правонарушения - административная ответственность / Т.А. Гусева // Финансы. - 2011. - № 12. - С.61-63.

.Дуюнов А.Г. О выездных и камеральных налоговых проверках / А.Г. Дуюнов // Налоговый вестник. - 2010. - № 8. - С.50-56.

.Ашомко Т.А. Правонарушение и ответственность / Т.А. Ашомко. - М.: ООО НПО, 2012. - 145 с.

.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации / В.Г. Пансков. - М.: Книжный мир, 2013. - 56 с.

.Сальникова Л.В. Налоговое право России: учебник / Л.В.Сальникова. - Москва: Юстицинформ, 2013. - 423 с.

.Щекин Д.М. Судебная практика по налоговым спорам / Д.М. Щекин. - М.: МЦФЭР, 2011. - 89 с.

13. Сашичев В.В. Эффективность налоговых проверок возросла // «Российский налоговый курьер». 2006. <http://www.rnk.ru/archive_508.html> №8.

14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. - М.: МЦФЭР, 2006.


Теги: Характеристика правового отдела ИФНС№3 по г. Тюмени  Отчет по практике  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 14598
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Характеристика правового отдела ИФНС№3 по г. Тюмени
Назад