Анализ деятельности по досудебному и судебному урегулированию налоговых споров

Введение

налог сбор судебный

В соответствии с учебным планом, в период с 31 июня 2014 по 18 июля 2014 я проходила преддипломную практику по месту работы в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №5 (далее Межрегиональная инспекция) в Отделе камеральных проверок №1 (далее - ОКП №1).

Преддипломная практика является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе прохождения практики закрепляются знания и приобретаются профессиональные навыки, полученные в процессе обучения на основе изучения практических ситуаций.

·Ознакомиться с организационной структурой Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №5;

·Изучить функции и задачи как налогового органа в целом, так и его отдельных подразделений;

·Рассмотреть механизмы востребования недоимок, порядок взаимодействия с банками, порядок взаимодействия с уполномоченными органами.

·Провести анализ налоговых поступлений, задолженности и недоимки.


1. Состав и структура налогового органа


.1 Местоположение и общая информация


Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по
крупнейшим налогоплательщикам №5 является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов (Приложение 1). Межрегиональная инспекция находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольна.

Межрегиональная инспекция имеет сокращенное наименование: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №5.

Межрегиональная инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками в сфере добычи металлургических руд, производства и реализации продукции металлургической промышленности (далее - крупнейшие налогоплательщики).

Межрегиональная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.

Межрегиональная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Межрегиональная инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

.осуществляет контроль и надзор за:

соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей крупнейшими налогоплательщиками;

осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

. ведет в установленном порядке:

учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Межрегиональной инспекции;

учет (по каждому крупнейшему налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;

. осуществляет:

мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;

организацию и проведение мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков;

анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;

. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) крупнейших налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

. осуществляет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов; . взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкции с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации; . представляет в установленном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам; . обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную и налоговую тайну.


1.2 Организационная структура. Управленческая структура


Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №5


№№ п/пНаименование структурного подразделенияЧисленность (без персонала по охране и обслуживанию зданий)1Руководство1.1Руководитель11.2Заместитель руководителя42Отделы2.1Отдел общего обеспечения172.2Отдел финансового обеспечения52.3Отдел административного обеспечения82.4Юридический отдел152.5Отдел работы с налогоплательщиками102.6Отдел информационных технологий82.7Отдел ввода и обработки данных82.8Отдел учета и отчетности102.9Аналитический отдел №192.10Аналитический отдел №2102.11Отдел урегулирования задолженности112.12Отдел выездных проверок №1202.13Отдел выездных проверок №2202.14Отдел выездных проверок №3202.15Отдел выездных проверок №4202.16Отдел камеральных проверок №1182.17Отдел камеральных проверок №2182.18Отдел камеральных проверок №3182.19Отдел камеральных проверок №4182.20Отдел камеральных проверок №5182.21Отдел собственной безопасности62.22Отдел налогового аудита10Итого302


2. Уставные документы:

Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №5

. Нормативно-правовая база учреждения:

а) Налоговый кодекс РФ принятый Государственной Думой от 16.07.1998, одобренный Советом Федерации от 17.07.1998, №146-ФЗ

б) Налоговый кодекс РФ принятый Государственной Думой от 16.07.1998, одобренный Советом Федерации от 17.07.1998, №146-ФЗ Трудовой кодекс РФ принятый Государственной Думой от 21.12.2001, одобренный Советом Федерации от 26.12.2001, №197-ФЗ

в) Бюджетный кодекс принятый Государственной Думой от 17.07.1998, одобренный Советом Федерации от 17.07.1998, №145-ФЗ

г) Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе РФ»

д) Другие НПА (приказы, ведомства ФНС)

) Социальная защита:

а) Дотация на проезд

б) Ведомственная поликлиника

в) Медицинское страхование

г) Ежегодный оплачиваемый отпуск

д) Оплачиваемые командировки

е) Оплата больничного листа

ж) Имеется профсоюзная организация

з) Права работников соблюдаются в соответствии с Трудовым кодексом.


1.3 Функции отделов. Взаимодействие между отделами


Данные отделы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ; федеральными законами; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий; Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ); положением об инспекции.

Все отделы инспекции выполняют общие задачи и функции:

Рассматривают заявления, предложения, жалобы налогоплательщиков по вопросам налогообложения и деятельности инспекции, относящимся к его компетенции.

Обеспечивают качественное составление и своевременное представление руководству инспекции, в вышестоящую организацию и по иным определенным адресам установленных форм отчетности и информации о результатах работы отдела.

Ведут в установленном порядке внутреннее делопроизводство, учет поступающей и исходящей корреспонденции.

Обеспечивают правильное хранение дел и документов отдела и сохранность бланков строгой отчетности.

Анализируют информацию, поступающую в адрес инспекции из других контролирующих органов, предприятий и граждан, относящуюся к компетенции отдела.

Разрабатывают на основе накопленного опыта налоговой работы предложения по совершенствованию законодательства и предупреждению правонарушений по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.

При наличии производственной необходимости и по поручению руководителя инспекции или его заместителя, оперативно выполняют разовые поручения, связанные с работой инспекции.

В случае выявления в ходе контрольной работы отдела нарушений налогового и иного законодательства, по распределению обязанностей относящихся к компетенции других подразделений инспекции или иных государственных органов, сотрудник отдела немедленно сообщает о них начальнику отдела, а тот, в свою очередь, оперативно информирует руководство инспекции для принятия соответствующих мер.

Обеспечивают сохранность сведений, составляющих налоговую тайну и защиту инфор-мации ограниченного распространения.

Ведут учет бланков строгой отчетности, используемых в работе отдела, обеспечивает их сохранность.

Наряду с общими у каждого отдела существуют специфические задачи и функции.

Отдел информатизации и обработки данных

Руководство и контроль деятельности отдела осуществляет начальник Инспекции (заместитель начальника).

Структурное подразделение возглавляет начальник отдела, который подчиняется непосредственно начальнику Инспекции.

На данный отдел возложены следующие функции:

.Обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения.

.Консультирование пользователей прикладных программных средств общего применения.

.Администрирование сетевых ресурсов и обеспечение резервного копирования баз данных и программных средств.

.Внедрение и сопровождение систем телекоммуникаций для обмена открытой и конфиденциальной информацией.

.Обработка информационных массивов, в том числе от сторонних организаций, уполномоченных лиц.

.Прием, обработка и ввод платежных документов, налоговых деклараций и иных документов служащих основанием для начисления и уплаты налоговых платежей.

7.Контроль правильности ввода информации.

8.Внедрение и сопровождение ведомственных прикладных программных средств, обучение и консультирование пользователей.

.Обеспечение технологии ведения НСИ (нормативно-справочной информации).

10.Организация антивирусной защиты.

11.Работа с платежными документами, поступающими в электронном виде из органов федерального казначейства и на бумажных носителях от отделений Сбербанка.

.Обработка информации поступающей из внешних источников.

Отдел анализа, отчетности и урегулирования задолженности

Руководство и контроль деятельности структурного подразделения осуществляет начальник Инспекции.

Структурное подразделение возглавляет начальник структурного подразделения, который подчиняется непосредственно начальнику Инспекции.

Отел имеет следующие основные функции:

.Мониторинг состояния, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации

.Формирование требования об уплате налога и сбора.

.Формирование решений и инкассовых поручений о взыскании налога и сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика или налогового агента.

.Формирование решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента.

.Взыскание налога и сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика или налогового агента, в случае пропуска установленных сроков для направления требований и принятия решений и др.

Отдел регистрации, учета и работы с налогоплательщиками

Руководство и контроль деятельности структурного подразделения осуществляет начальник Инспекции.

Структурное подразделение возглавляет начальник структурного подразделения, который подчиняется непосредственно начальнику Инспекции.

Данный отдел имеет следующие функции:

.Государственная регистрация юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), либо принятие решений об отказе в государственной регистрации.

.Ведение территориального раздела ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестры сведений и ежедневное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

.Учет налогоплательщиков, в том числе постановка на учет налогоплательщиков с применением ИНН/КПП, ИНН, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете.

.Ведение территориального раздела ЕГРН, в том числе анализ полноты и достоверности включенных в реестр сведений и еженедельное формирование массивов для передачи данных на вышестоящий уровень.

.Подготовка и передача в юридический отдел материалов для обеспечения производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах и государственной регистрации и др.

Отдел общего обеспечения

Руководство и контроль деятельности структурного подразделения осуществляет начальник Инспекции.

Структурное подразделение возглавляет начальник структурного подразделения, который подчиняется непосредственно начальнику Инспекции.

Среди функций отдела можно выделить следующие:

.Организация работы приемной начальника Инспекции;

.Контроль за правильностью оформления документов, представляемых на подпись. Организует ведение единого делопроизводства. Прием, отправка и обработка корреспонденции на бумажных носителях и в электронном виде по каналам связи. Организация обмена корреспонденцией по СЭД, электронной почте. Планирование, координация и контроль исполнения работ. Делопроизводство по документам для служебного пользования, СКЗИ и иного ограниченного доступа;

.Координация работ по направлению обращений граждан на исполнение;

.Формирование пакета документов налогоплательщика для направления в налоговый орган по новому месту нахождения, обработка документов в системе ЭОД в соответствии с приказом ФНС России от 03.11.2009 №ММ-8-6/46 дсп. и др.

Правовой отдел

Руководство и контроль деятельности отдела осуществляет заместитель начальника Инспекции.

Отдел возглавляет начальник правового отдела, который подчиняется непосредственно заместителю начальника Инспекции, осуществляющему координацию и контроль деятельности отдела.

Отдел имеет следующие основные функции:

.Проведение правовой экспертизы документов, подготавливаемых в Инспекции, и оказание правовой помощи подразделениям Инспекции по вопросам применения законодательства Российской Федерации.

.Визирование проектов актов по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, визирование проектов решений, выносимых руководителями (заместителями руководителей) налоговых органов по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок.

.Составление докладной записки на имя руководителя налогового органа, содержащей выводы правового отдела об обоснованности выводов, содержащихся в проектах актов и решений инспекции, принятых по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, о полноте собранной доказательственной базы в случае несогласия с выводами, содержащимися в проекте акта или решения, в связи с их незаконностью, необоснованностью и противоречием сложившейся судебной практики и др.

Отдел камеральных налоговых проверок

Руководство и контроль деятельности структурного подразделения осуществляет начальник МИ ФНС России №5 (заместитель начальника МИ ФНС России №5, осуществляющий координацию и контроль деятельности Отдела).

Основные функции отдела:

1.Проводит камеральные налоговые проверки по всем видам налогов и сборов по налогоплательщикам: юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям; подготавливает уведомления по ст. 220 НК РФ. Оформление результатов камеральных налоговых проверок

2.Проводит выгрузку данных: налоговых деклараций по специальным налоговым режимам, НДФЛ, файлов ПИК НДС, КНП НДС, Беларусь-Обмен, по сведениям о среднесписочной численности работников, уточненных расчетов на обязательное пенсионное страхование, по сведениям кандидатов на должность федеральных судей и по кандидатам на выборные должности депутатов.

.Проводит сбор и обработку информации в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих иностранную рабочую силу.

.Принимает порции таможенной информации. Осуществляет прогнозирование возмещения НДС по срокам.

.Подготавливает перечень налоговых обязательств по налогоплательщикам и др.

Отдел выездных налоговых проверок

Руководство и контроль деятельности структурного подразделения осуществляет начальник МИ ФНС России №5 (заместитель начальника МИ ФНС России №5, осуществляющий координацию и контроль деятельности Отдела).

Основные функции отдела:

1.Планирование и предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

.Проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему российской Федерации, налоговых агентов.

.Оформление результатов выездных налоговых проверок.

.Организация и функционирование единой системы делопроизводства и документооборота в МРИ ФНС России №5 по РМ.

.Обеспечение единого порядка документирования, организации работы с документами, контроль исполнения и подготовки документов к передаче в центральный архив.

.Организация и осуществление систематического учета и хранения приобретенных материально - технических ценностей и др.

Отдел информационного обеспечения и электронного ввода данных.

Создан с целью формиро-вания условий для создания и бесперебойной работы автоматизированной информационной системы налоговой инспекции, а также организации технического обслуживания и ремонта вычислительной техники, локальных вычислительных сетей и телекоммуникационного оборудования.

Отдел выполняет следующие функции.

.Подбор и расстановку кадров в соответствии со штатным расписанием инспекции.

.Проводит работу по подготовке приказов руководителя инспекции по личному составу, осуществляет контроль за соблюдением номенклатуры должностей.

.Проводит мероприятия по повышению квалификации специалистов инспекции.

.Ведет учет личного состава работников инспекции, выдачу и хранение трудовых книжек, удостоверений личности, контролирует их сохранность и правильное использование, осуществляет подготовку пенсионных дел сотрудников.

.Разрабатывает и проводит мероприятия по обеспечению внутриобъектного режима, зашиты сведений ограниченного распространения, сохранности печатей и штампов, бланков строгой отчетности.

.Регулярно проводит проверку наличия, хранения документов, штампов, бланков строгой отчетности.

Отдел финансового и хозяйственного обеспечения создан с целью:

.Организации финансового обеспечения деятельности инспекции в строгом соответствии с утвержденными сметами.

.Хозяйственного обеспечения подразделений инспекции и создания условий для эффективной работы сотрудников.

Отдел финансового и хозяйственного обеспечения реализует функции.

.Ведет учет имущества, обязательств и хозяйственных операций инспекции в соответствии с установленными нормами, правилами и планом счетов бухгалтерского учета.

.Обеспечивает эксплуатацию и обслуживание здания инспекции, соблюдение норм по противопожарной безопасности и санитарии.

.Организует эксплуатацию и ремонт автотранспорта инспекции.

.Обеспечивает своевременную уборку помещений инспекции.

Все представленные отделы взаимодействуют друг с другом согласно Регламенту взаимодействия между отделами Инспекции при планировании и проведении мероприятий налогового контроля, производстве по делу о налоговых правонарушениях, осуществлении досудебного порядка урегулирования налогового спора, представлении интересов Инспекции в судах. Рассмотрим порядок взаимодействия Правового отдела с Отделами выездных и камеральных налоговых проверок.


2. Контроль исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов


.1 Механизм востребования недоимок. Порядок расчета пени и штрафов

налог сбор судебный

Статьей 11 НК РФ предусмотрено, что недоимкой является сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный налоговым законодательством срок. Она образуется, если налогоплательщик не произвел перечисление в бюджет причитающихся налогов или произвел их частичное перечисление. Контроль над соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства осуществляется налоговым органом путем проведения мероприятий налогового контроля, например камеральных и выездных налоговых проверок (ст. 87 НК РФ).

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, при проведении которой выявлены нарушения налогового законодательства, выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, а также принимаются меры по принудительному исполнению обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Необходимо обратить внимание на то, что если налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налогов добровольно, то налоговые органы обязаны взыскать недоимку в принудительном порядке (ст. 39 НК РФ).

В налоговом законодательстве закреплены два способа принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (сборов), других обязательных платежей и санкций: бесспорный (внесудебный) и судебный порядки. И та, и другая процедуры имеют процессуальные особенности.

Рассмотрим более подробно бесспорный порядок взыскания недоимки.

Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов. Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ).

Требование должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней со дня вступления в силу решения по проверке (если недоимка выявлена в ходе камеральной или выездной налоговой проверки) или в течение 3 месяцев со дня ее выявления (если недоимка выявлена не в ходе налоговой проверки). В последнем случае налоговый орган составляет документ о выявлении недоимки у налогоплательщика. На дату составления указанного документа, с точки зрения налоговых органов, следует ориентироваться при определении срока выставления требования.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

Если налогоплательщик не погасил недоимку в указанный в требовании срок, то налоговые органы в течение двух месяцев после указанного срока вправе принять решение о взыскании суммы задолженности с банковского счета налогоплательщика.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджет направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. При этом сроки направления в банк указанного поручения в настоящее время не установлены.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, а также при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Указанное взыскание производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю (ст. 47 НК РФ).

Налоговое законодательство не содержит правовых норм, обязывающих налоговый орган уведомлять налогоплательщика о принятии в отношении него решения и постановления о взыскании налога за счет имущества. Налогоплательщик при этом будет поставлен в известность судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Решение о взыскании должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 46 НК РФ).

Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что налоговый орган не вправе обращаться в суд, а должен самостоятельно довести процедуру бесспорного взыскания до конца, а именно направить инкассовое поручение в банк, а также при необходимости принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Ни НК РФ, ни АПК РФ не содержат перечня уважительных причин. Поэтому в каждом конкретном случае суд, анализируя конкретные обстоятельства дела, определяет, является ли соответствующая причина уважительной.

Далее рассмотрим, какие последствия ожидают налогоплательщиков, за которыми числится недоимка. Прежде всего, конечно, нужно сказать о пенях.

Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством (ст. 75 НК РФ). Причем пеня не рассматривается как мера ответственности за противоправное поведение налогоплательщика (т.е. не является санкцией, как штрафы), а является способом обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов. Иными словами, пени носят не карательный характер, а восстановительный, являясь компенсацией государству потерь вследствие несвоевременного исполнения обязанности по уплате налога.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. То есть последний день для уплаты налога, определенный законом, не включается в период просрочки и начисление пени начинается со следующего дня. Последним днем для начисления пени является день исполнения обязанности по уплате недоимки либо день вступления в силу решения о предоставлении налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 8 ст. 64 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, т.е. от недоимки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В отличие от пеней штрафы, налагаемые на нарушителей налогового законодательства, являются карательной мерой.

Штрафы (денежные взыскания) представляют собой налоговые санкции, применяемые к налогоплательщикам в качестве меры ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 и 2 ст. 114 НК РФ). За каждый вид правонарушения НК РФ предусматривает определенный размер штрафной санкции. Если же по результатам проведения налоговой проверки вынесено решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, налоговые санкции в виде штрафов к нему не применяются.

Размер штрафных санкций может быть как увеличен, так и уменьшен при наличии отягчающих или смягчающих обстоятельств. При этом к отягчающим обстоятельствам относится совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за совершаемое правонарушение. Нарушение будет считаться повторным, если решение о наложении на налогоплательщика санкций за такое же нарушение принято судом или налоговом органом менее чем за 12 месяцев до совершения нового налогового правонарушения (п. 2 и 3 ст. 112 НК РФ). Как указано в п. 4 ст. 114 НК РФ, при наличии отягчающих обстоятельств размер штрафа за каждое конкретное правонарушение увеличивается на 100%.
Обстоятельства, смягчающие ответственность перечислены в п. 1 ст. 112 НК РФ.


2.2 Налоговый контроль способов обеспечения исполнения налоговых обязательств


Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов - это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.

К способам обеспечения налоговой обязанности согласно ст. 72 НК РФ относятся:

) залог имущества;

) поручительство;

) пеня;

) приостановление операций по счетам в банке;

) наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Первые два можно условно отнести к гражданско-правовым способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, последние два - к административно-правовым. Закрепленный в ст. 72 НК РФ перечень является закрытым, поэтому в налоговых правоотношениях не могут применяться иные меры обеспечения, предусмотренные, в частности, ст. 329 ГК РФ - неустойка, удержание, задаток, банковская гарантия и др. Все способы обеспечения в налоговом праве носят исключительно имущественный характер.

В данном подразделе рассмотрим более подробно гражданско-правовые способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством.

В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.

Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

С другими способами обеспечения исполнения налоговых обязательств ознакомимся в следующих подразделах отчета.


2.3 Порядок взаимодействия с банками


Порядок взаимодействия с банками регламентируется Налоговым Кодексом РФ.

Приказом ФНС утверждены формы запросов о предоставлении справки о наличии счетов банке у организаций, индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов. Кроме того, утверждены формы запроса о предоставлении справки об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписки об операциях на счете и порядок направления налоговым органом запросов в банк. Теперь налоговики на бумажных носителях вручают под расписку представителю банка запрос (или отправляют заказным письмом). При вручении расписки представитель банка делает отметку о дате, которая считается датой получения запроса налогового органа.

Для отправленного заказным письмом запроса датой получения считается дата, указанная в уведомлении.

Ответственность за неуведомление налоговых органов об открытии счетов установлена в размере 40 тысяч рублей п. 2 ст. 132 НК РФ., за неуведомление о налоговых органов об открытии счета лицам, не предъявившим свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - ответственность 20 тысяч рублей п. 1 ст. 132 НК РФ.

Обязанность по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов.

Такая обязанность банков установлена статьей 60 НК РФ. Общий срок исполнения поручения на перечисление налога остается прежним, то есть один операционный день, следующий за днем получения поручения.

Нарушение банком срока исполнения поручения согласно статье 133 НК РФ влечет применение к банку мер ответственности в том же размере, что и сейчас. Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджет сумму налога.

Обязанность сообщать об открытии и закрытии счетов налогоплательщиков

В настоящее время п. 1 ст. 86 НК РФ установлена обязанность банков сообщать об открытии или о закрытии счетов клиентов, об изменении реквизитов счета организации или индивидуального предпринимателя. Такая информация может быть предоставлена банками, как на бумажном носителе, так и в электронном виде по месту своего нахождения в течение трех дней со дня соответствующего события.

Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки помимо справок о наличии счетов и выписок по операциям на счетах должны предоставлять налоговым органам информацию об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков. В частности, банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств организации на счетах, операции по которым приостановлены. Причем сделать это нужно в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Взаимоотношения банков с налоговыми органами в случае приостановления операций по счетам

Ст. 76 НК РФ, в которой предусмотрен порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков, предоставляется право обращаться в суд с исками о возмещении ущерба. Речь идет об ущербе, который причинен государству или муниципальному образованию из-за неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика уже после получения указанного решения налогового органа, в результате чего взыскать задолженность стало невозможно. То есть если в конкретной ситуации окажется, что банк после получения решения налогового органа все же списал деньги по распоряжению налогоплательщика, суд может обязать эту кредитную организацию возместить ущерб государству.


3. Порядок взаимодействия с уполномоченным органами управления


Взаимодействие ФНС с государственными внебюджетными фондами

Принципы взаимодействия ФНС России и государственными внебюджетными фондами, их территориальных органов определяются:

)Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом России (22 февраля 2011 г.)

2)Соглашение по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации (Москва, 23 июня 2011 г.)

Обмен информацией между ФНС и ПФС

Налоговые органы представляют органам ПФР следующую информацию:

Налоговыми органами предоставляются в ПФП копии решений о списании 85% задолженности по начисленным пеням и штрафам при выполнении условий реструктуризации, а также копии решений о сохранении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в части ПФР. Акты камеральных проверок, выписки из актов выездных налоговых, в ходе которых проверялась достоверность исчисления взносов

В ПФР предоставляются сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, внесенные соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, для регистрации в качестве страхователей. А также иные сведения, необходимые для администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Органы ПФР на региональном уровне обеспечивают передачу налоговым органам копии расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, сведения о расторжении соглашений о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате взносов в ПФР. Сведения о взысканных (не взысканных) органами ПФР в судебном порядке суммах недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Информацию о пенсиях физических лиц (вид пенсии, дата ее установления, срок ее установления) при наличии их согласия на передачу персональных данных по запросу налогового органа.

Так же органы Фондов могут проводить выездные проверки с предварительным привлечением органов налоговой службы.

Взаимодействие ФНС с Министерством внутренних дел

ФНС России и МВД РФ взаимодействуют на основании Соглашения от от 30 июня 2009 г. №495/ММ-7-2-347
«Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». Предметом настоящего Соглашения является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в установленных сферах деятельности, в том числе, вопросах предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, выявления и расследования преступлений, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Основные направления сотрудничества ФНС и МВД:

§выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

§выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о банкротстве, законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота табачной продукции;

§предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

§выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.

Взаимодействие ФНС с Финансовыми органами РФ

Характер взаимодействия налоговых органов с Минфином России определяется его особым положением: оно осуществляет координацию и контроль за деятельностью ФНС России и наделено для этого рядом функций. Федеральная налоговая служба России подотчетна и подконтрольна Минфину России, хотя и имеет оперативную самостоятельность в выполнении полномочий, закрепленных за налоговыми органами по контролю и надзору в налоговой сфере. Министр финансов РФ вносит представление в Правительство РФ по назначению на должность и освобождению от должности руководителя ФНС России, а также по представлению руководителя Службы назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителя ФНС России.

Взаимодействие Минфина и ФНС России производится не только непосредственно Министром финансов и путем дачи письменных разъяснений, но и с помощью специального органа - Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина России и ФНС России в налоговой сфере.

Основными задачами Межведомственной комиссии по координации взаимодействия Минфина РФ и ФНС в налоговой сфере являются:

выработка единой позиции по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность налоговых органов;

подготовка решений по иным вопросам в налоговой сфере, возникающим при взаимодействии Минфина России и ФНС России.

Межведомственная комиссия осуществляет разработку согласованных решений по обсуждаемым вопросам и формирование единых подходов по вновь возникающим проблемам в сфере налогообложения, связанных как с практикой применения действующих норм законодательства о налогах и сборах, так и с изменениями законодательства РФ.

Сведения, которые Федеральная налоговая служба предоставляет в Минфин РФ.

ФНС при осуществлении взаимодействия с Минфином:

а) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством РФ, и направляет их для утверждения в Министерство финансов РФ;

б) обеспечивает предоставление информационных, справочных и иных материалов, необходимых для деятельности Минфина, по запросу директоров департаментов Минфина в указанные в запросе сроки;

в) разрабатывает и представляет проекты планов и прогнозных значений показателей деятельности, а также отчеты об их исполнении.

По итогам года руководитель ФНС (его заместители) представляет в Минфин результаты анализа работы с обращениями граждан, в том числе:

·о количестве и характере рассмотренных обращений граждан;

·о количестве и характере рассмотренных обращений организаций;

·о количестве и характере судебных споров с гражданами, а также о принятых по ним судебных решениях;

·о количестве и характере судебных споров с организациями, а также о принятых по ним судебных решениях.


4. Планирование налоговых поступлений


.1 Анализ поступления администрируемых доходов


Поступления администрируемых доходов и достижение индикативных показателей отражаются в отчетах по форме 1 НМ, 1 НОМ, 5 П, 5 МН, 5 ТН, 5 НДПИ и др., которые характеризуют состояние налоговой базы и структуру основных видов налогов.


Таблица 1 - Поступления в МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам в 2011-2013 гг., тыс. руб.

2011 г.2012 г.2013 г.2013 г. к 2011 г., %Поступило всего по металлургии в целомтыс. руб.%тыс. руб.%тыс. руб.%156 97951310097230 32810083 454 55710053,2в т.ч.1. Федеральные налоги*135 635 3978673 354 2017559 939 3397244,22. Региональные14 985 7681017 682 4031817 601 97121117,53. Местные6 358 34846 193 72465 913 247793,0

По данным приведенным в Таблице 1 видно, что за представленный период пик поступлений налогов и сборов пришелся на 2011 год (156979513 тыс. руб.), в 2013 году объем поступлений снизился на 53,2% по сравнению с 2011 годом. То же самое можно сказать и об отчислениях в Федеральный бюджет (Пик -2011 год, сумма поступлений - 135635397 тыс. руб., что на 44,2% больше по сравнению с 2013 годом). В отношении же поступлений в Региональный бюджет увеличился на 11705% по сравнению с 2011 годом. Местные бюджеты уменьшились в 2013 (5913247 тыс. руб.) на 93,0% по сравнению с 2011 годом.

Таким образом, можно сказать о том, что в целом работа Инспекции положительна. Объем поступлений в Региональный бюджет имеет положительную тенденцию, но отчисления в Федеральный бюджет РФ сокращаются, а это отрицательно сказывается на развитии страны в целом. По прогнозным значениям поступления будут постепенно увеличиваться, но с небольшой разницей. Поэтому Инспекции все же следует обратить внимание на организацию контрольной деятельности.


.2 Анализ задолженности и недоимки и результатов контрольной работы


Задолженность и недоимка по налогам и сборам отражается в отчетах по форме 4 НМ и 4 НОМ.


Таблица 2 - Динамика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом предприятий, состоящих на налоговом учете в НИ №5, тыс. руб.

Наименование показателя2011 год2012 год2013 годОбщая сумма задолженности1 429 7356 132 8746 434 854в т.ч.приостановленные к взысканию платежи343 1685 885 8275 845 657недоимка по налогам778 949237 825482 626задолженность по пеням203 0008 000100 929задолженность по штрафам105 0001 0005 642

По данным, указанным в Таблице 2 видно, что за представленный период времени общая сумма задолженности увеличилась (По сравнению с 2012 годом она увеличилась на 301980 тыс. руб.). Также видно, что приостановленная к взысканию платежи увеличились (по сравнению с 2011 годом на 5502489 тыс. руб.). Видно, что задолженность по пениям и штрафам уменьшились, по сравнению с 2012 годом.

Далее подробно рассмотрим динамика и структура суммы доначислений, тыс. руб.


Таблица 3 - Динамика и структура суммы доначислений, тыс. руб.

2011 г.2012 г.2013 г.Сумма доначислений11 224 493853 1664 626 545в т.ч.ВНП11 103 568784 6742 923 059КНП120 92568 4921 703 486Уменьшено по решению ВНО и суда по ВНП2 166 212318 938754 592Уменьшено по решению ВНО и суда по КНП81 58651149 868Осталось по ВНП8 937 356465 7362 168 467Осталось по КНП39 33967 9811 653 618Пеня КР СБ125 095354 711151 802Всего сумма доначисленных платежей9 101 790888 4283 973 887

По Таблице 3 можно сделать следующие выводы. Что в 2011, сумма доначислений больше, чем в 2013 на 42,6%. После решения ВНО, сумма доначисленных платежей, по сравнению с 2011 годом, уменьшилась на сумму 5127903.


4.3 Анализ деятельности по досудебному и судебному урегулированию налоговых споров


Досудебное урегулирование налоговых споров - комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.

Рассмотрим, анализ судебной практике.


Таблица 4 - Анализ судебной практики в динамике

2011 год2012 год2013 годшт.тыс. руб.шт.тыс. руб.шт.тыс. руб.Всего рассмотрено дел961 626 000361 262 096391 818 987из нихв пользу налогоплательщика (в т.ч. удовлетворено частично)791 514 000221 026 11413303 583В пользу Инспекции6112 0009235 982261 515 404

По сравнению с 2011 годом, мы видим, что всего рассмотренных дел уменьшилось на 60 штук, но по сравнению с 2012 годом, больше на 3 рассмотренных дела. Из них в пользу налогоплательщика уменьшилось на 60,7%. Но можем заметить, что в пользу инспекции рассмотренных дел, увеличилось на 23%.


5. Налоговый контроль


5.1Формы налогового контроля и порядок их проведения


Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах. Формы налогового контроля - это комплекс определенных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе.

Каждая из форм налогового контроля имеет свое определенное предназначение в единой системе налогового контроля.

Учет налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах. Эта база данных формируется в виде единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Ведение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей налоговыми органами направлено на обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды.

Оперативно-бухгалтерский учет осуществляется путем ведения лицевых счетов, отправляемых ежегодно на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых отражаются суммы начисленных налогов и сборов по данным налогоплательщика и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций и данные о фактическом поступлении начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды.

Контроль за соответствием расходов физических лиц их доходам представляет собой контроль за полнотой уплаты налогов физическими лицами путем сопоставления данных об их доходах, указанных в представленных в налоговые органы декларациях, с данными о фактически произведенных ими расходах. По сути, данный контроль представляет собой не что иное, как камеральную проверку деклараций о доходах физических лиц, но в силу ряда специфических особенностей можно выделить его в самостоятельную форму налогового контроля, требующего соответствующего законодательного и организационного обеспечения.

Налоговые проверки занимают в этой системе налогового контроля центральное место и являются его ключевым элементом. Они обеспечивают непосредственный контроль над полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может быть реализован только путем сопоставления представляемых налогоплательщиками налоговых расчетов (деклараций) с фактическими данными о его финансово-хозяйственной деятельности. Не случайно среди прочих форм налогового контроля налоговые проверки поставлены на первое место.

Вместе с этим эффективность данной формы налогового контроля может быть обеспечена только во взаимодействии с другими его формами.

Через налоговые проверки проходит вся отчетность налогоплательщиков, представляемая в налоговые органы в установленном порядке. По результатам проверок в оперативно-бухгалтерском порядке отражаются суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных как самим налогоплательщиком, так и налоговым органом. В то же время данные оперативно-бухгалтерского учета о фактическом состоянии лицевых счетов налогоплательщиков и учетные данные о налогоплательщиках являются одной из важных составляющих информации, используемой при проведении налоговых проверок. Выявленные в ходе проверок несоответствия имеющейся в налоговом органе учетной информации фактическим данным используются для уточнения учетной информации и привлечения налогоплательщиков к ответственности за несоблюдение налогового учета.


5.2Порядок проведения выездных налоговых проверок


Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

) полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

) периоды, за которые проводится проверка;

) должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового Кодекса;

) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

) проведения экспертиз;

) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуют документы.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Список использованной литературы


1Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 63 с.

2Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Москва: Проспект, КноРус, 2012. - 832 с.

О налоговых органах Российской Федерации: Закон РФ от 21 марта 1991 №943-1 // Российская газ. - 1991. - №3848. (в ред. от 21.11.2011)

4Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС РФ от 30 мая 2007 №ММ-3-06/333 (в ред. от 10.05.2012)

Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: Приказ МВД РФ и ФНС от 14 ноября 2011 №495-ММ-7-2-347

Соглашение по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования РФ (Москва, 26 июня 2011 г.)

Соглашения по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом России (22 февраля 2011 г.)

Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (Москва, 21 января 2010 г. №01-69/1/ММ-27-2/1).

Соглашением о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой (Москва, 13 октября 2010 г.)

Соглашения об информационном взаимодействии между Федеральным Интернет-ресурсы:

Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт // Режим доступа: #"justify">Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: официальный сайт // Режим доступа: #"justify">13Налоговый вестник - практическое издание по налогообложению для бухгалтеров, консультантов и аудиторов [Электронный ресурс]: официальный сайт // Режим доступа: #"justify">14Консультант Плюс - надежная правовая система [Электронный ресурс]: официальный сайт // Режим доступа: http://consultant.ru


Теги: Анализ деятельности по досудебному и судебному урегулированию налоговых споров  Отчет по практике  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 24371
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ деятельности по досудебному и судебному урегулированию налоговых споров
Назад