Томский Государственный Университет, Россия
Современные методы привлечения финансовых ресурсов компании на международном рынке капитала
Уколов А.В.
В условиях рыночной экономики предприятия периодически сталкиваются с проблемой нехватки собственных средств, для своего дальнейшего развития. На практике используют три основные формы привлечения средств: банковский кредит, выпуск облигаций и выпуск акций.
В последние годы наиболее популярным и модным стало привлечение средств через так называемое IPO, которое является одним из видов последней из вышеупомянутых форм привлечения активов. Растет количество компаний объявляющих о своем желании провести IPO. Увеличиваются объемы привлеченных внутренних и иностранных инвестиций при помощи IPO.(от английского «Initial Public Offering») - первичное публичное предложение акций широкому кругу инвесторов, подразумевающее под собой привлечение инвестиций путем выпуска акций новой эмиссии и последующего их размещения на фондовой бирже.
Цели основных участников IPO не всегда совпадают, каждый из них в процессе подготовки и проведения IPO сталкивается со своими проблемами и решает свои задачи, тем не менее, все они заинтересованы друг в друге, заинтересованы в том, чтобы IPO состоялось. Поэтому весь комплекс проблем IPO должен рассматриваться с разных точек зрения компании-эмитента, инвесторов, посредников.
Актуальность проблематики IPO для эмитента в основном сосредоточена в вопросах выбора схемы IPO, выбора торговой площадки, на которой будет проводиться размещение, выбора андеррайтера, проведения комплекса мер по реструктуризации компании, по раскрытию информации о компании как во время проведения IPO, так и после него. Главные цели компании в IPO привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в максимальном объеме, создание и поддержание статуса публичной компании. Немаловажным моментом является минимизация издержек на подготовку и проведение IPO.
Главная цель потенциального инвестора получение максимального дохода в будущем при минимальном риске, диверсификация инвестиционного портфеля. Поэтому во время подготовки и проведения IPO для инвестора наиболее важным является круг проблем, связанных с точной оценкой перспектив компании, рыночных рисков, связанных с ее деятельностью, и специфических рисков, связанных с проведением сделок при IPO как финансовых, так и юридических.
Основной посредник между компанией и инвесторами андеррайтер. Главная цель андеррайтера проведение успешного IPO, результаты которого удовлетворили бы как самого эмитента, так и инвесторов, получивших новые акции. Основные задачи андеррайтера выбор схемы IPO, анализ эмитента, подготовка и осуществление всех юридических процедур, информационное сопровождение, привлечение инвесторов, организация работы других посредников, помогающих в процессе подготовки и проведения IPO. Ключевой момент в деятельности андеррайтера определение цены предложения акций. Почти для любого посредника финансовый результат при IPO предопределен, поэтому зачастую основным результатом для любого посредника становится репутация надежного партнера.
При выходе компании на инвестиционный рынок выделяют следующие этапы:
)Принятие решения об IPO: на этом этапе компания принимает решение о начале программы подготовке к выходу на фондовую биржу.
)Выбор площадки для IPO: У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (чаще всего это LSE, NYSE, NASDAQ). На выбор площадки влияет множество факторов: от издержек размещения и юридических сложностей до отраслевой принадлежности, регион основной деятельности, вопросы престижа и т.д. Кроме того, любая компания заинтересована в высокой ликвидности вторичного рынка своих акций, это также немаловажно при выборе площадки для IPO.
)Формирование команды по размещению: Ядром команды по размещению является сама компания действующие акционеры, которые и принимают решение об IPO, а также топ-менеджмент, отвечающий за подготовку информации о компании и непосредственно взаимодействующий с остальными участниками командами. Однако ведущая роль в команде принадлежит лид-менеджеру (андеррайтеру), в качестве которого обычно выступает крупный инвестиционный банк.
Важную роль в процессе подготовки к IPO играет юридическое сопровождение проекта. Роль аудитора номинально сводится к подтверждению достоверности финансовой отчетности эмитента в информационном меморандуме и проспекте эмиссии, причем для IPO российской компании, ориентированной на западных инвесторов, необходима отчетность как по российским стандартам, так и по МСФО. Несмотря на номинальную роль аудитора, от уровня доверия инвесторов к аудиту во многом зависит успех IPO.
)Подготовка к публичному статусу: Публичный статус компании подразумевает формирование всестороннего объективного представления о компании, это необходимое условие успешного проведения IPO. Процедура формирования объективного представления требует усилий прежде всего от самого эмитента, включающие в себя: подготовка и аудит финансовой отчетности, юридическая экспертиза бизнеса, оценка технологического и кадрового потенциала, маркетинговый анализ деятельности.
)Совершенствование корпоративного управления: На основании выводов полученных при подготовке к публичному статусу, проводят оценку, повышение инвестиционной привлекательности, оптимизация организационной структуры, соблюдение наилучших принципов корпоративного управления.
)Формирование синдиката андеррайдеров: Функции организатора размещения столь многогранны, что зачастую он не может справиться с ними в одиночку. Поэтому функции распределяются среди нескольких инвестиционных банков, образующих своеобразный синдикат с определенными зонами ответственности. Главный в синдикате лид-менеджер размещения инвестиционный банк, который курирует весь процесс IPO, привлекает для расширения круга инвесторов соорганизаторов, задача которых заключается в обеспечении информацией своих клиентов потенциальных инвесторов, сборе заявок на акции, поддержании интереса к акциям на вторичном рынке.
)Юридическое сопровождение: Выход компании на рынок является законодательно регулируемым процессом. Необходимо выполнить ряд условий и подготовить целый ряд необходимых документов, требуемых органами, регулирующими деятельность рынка ценных бумаг, организатором торгов, а в некоторых случаях и саморегулируемыми организациями. Подготовка документов сложный юридический процесс, в котором принимают участие как сама компания, так и лид-менеджер. Зачастую в юридическом сопровождении IPO участвует специально приглашенная юридическая фирма.
)Информационное сопровождение: Наиболее важной составляющей частью информационного сопровождения выхода на IPO является подготовка информационного меморандума, в котором представлена исчерпывающая информация о бизнесе компании и перспективах компании и отрасли в целом, структуре компании, акционерах, органах управления, корпоративной политике, финансовом состоянии компании, факторах риска и т.д.
)Анализ совершённых сделок IPO: После завершения IPO, с выходом акций на вторичный рынок появляется возможность оценить, насколько успешным оно оказалось. Считают, что критерием удачного размещения является появление ликвидного рынка акций и резкий рост цены акций на вторичных торгах. Кроме того, существуют и другие факторы, на которые следует обращать внимание например, структура и состав инвесторов.
К очевидным плюсам IPO относится привлечение финансирования на безвозвратной основе, оценка стоимости бизнеса (получение рыночной капитализации компании), создание большей ликвидности, защита от поглощений, способ приватизации, понижение ставок кредитования - вот далеко не полный перечень приобретаемых преимуществ.
С другой стороны, нужно отметить, частичную потерю компанией свободы, контроля и закрытости (если она требуется). IPO требует определенных существенных затрат на проведение рекламы, оплаты всевозможных комиссионных PR-агентам, андеррайтерам, переводу бухгалтерской и финансовой отчетности в европейский или американский формат, дополнительных вознаграждений аудиторским организациям, юридическим фирмам (консультантам), которые не требуются при привлечении заемных средств путем получения их в банке.
В мире существует немало примеров, когда благодаря IPO решались несколько задач. Так, компании приобретали в лице населения многочисленных инвесторов и получали от них дополнительное финансирование.
Благодаря успешным IPO частные инвесторы имеют возможность заработать деньги. Например, те, кто сделал вложения в акции Google, менее чем за 4 года стали богаче более, чем в 5 раз. Компания разместила в 2004 году 19,6 млн акций по цене $85 за штуку. В первый же день бумаги выросли на 18%, а в 2008 году они продавались уже по $593.
Другим примером успешного IPO является выход на биржу в 2006 году MasterCardInc. Тогда в целом было размещено 61,5 млн акций по цене $39, при этом первый день торгов завершился на уровне $ 44,93 за одну акцию. А в 2008 году бумаги компании котировались по $293,94.
Наряду с успешными примерами проведения IPO, существует немало и неудачных попыток. Так, например, через 10 лет после размещения бумаг немецким государственным монополистом в области связи DeutscheTelekom (в 1996 году), в котором приняли участие 3 млн немцев, цена акций концерна упала на 18%.
Другим примером стала приватизация железных дорог в Великобритании в том же году. Тогда акции компании Railtrack неожиданно резко выросли в цене. Однако совсем скоро упали, и к 2001 году компания не смогла ни остановить падение своих ценных бумаг, ни справиться с долгом.
В последнее время в России наблюдается рост интереса к теме IPO. С одной стороны, избыточная денежная ликвидность вызывает спрос на новые инструменты инвестирования на рынке капиталов. С другой стороны, многие российские компании уже прошли этап становления, нашли свое место на рынке, и топ менеджеры компаний переосмысливают стратегию развития бизнеса максимизация капитализации становится приоритетом по отношению к контролю над денежными потоками. Важным моментом в развитии компании становится и нежелание зависеть от одного или нескольких стратегических инвесторов, стремление получить независимость в принятии управленческих и финансовых решений. С третьей стороны, собственники многих российских компаний начинают понимать необходимость диверсификации своих инвестиций и готовы поделиться частью своего бизнеса, чтобы иметь возможность приобрести активы в других отраслях экономики или других секторах финансового рынка.
Все это создает устойчивые предпосылки для массового выхода крупных и даже средних по размеру российских компаний на первичный рынок капитала.
Одной из таких компаний стала Yandex NV, владеющая самым популярным в России интернет-поисковиком, акции которой выросли на 40% на бирже Nasdaq после того, как в ходе первичного размещения компания привлекла 1,3 миллиарда долларов, продавая их по более высокой цене, чем изначально планировалось.
Акции, продающиеся под символом YNDX, выросли с 10 долларов до 35 долларов на 12 часов дня по нью-йоркскому времени. Московская компания продала 52,2 миллиона акций класса «А» - или 16,2% от общего количества акций -по 25 долларов за штуку, что превышало изначально заявленную цену в 20-22 доллара. Теперь стоимость компании оценивается в восемь миллиардов долларов, заявил «Яндекс» во вторник.
Stanley, Deutsche Bank AG и Goldman Sachs Group Inc стали организаторами первичного размещения акций «Яндекс». А доходы от размещения будут направлена на развитие технологий, инфраструктуры и возможное приобретение активов, согласно заявлениям компании.
Однако, существуют и менее успешные примеры в отечественной практике. Так, например, следует вспомнить «народное IPO» ВТБ. В мае 2007 года <#"justify">Таким образом, кто-то выиграл на этих IPO, а кто-то и проиграл.
Если оценивать перспективы российских компаний, которые могут выйти на рынок первичного капитала, то нужно отметить, что на данный момент в нашей стране существует более 200 непубличных компаний с капитализацией 500 млн. долларов каждая, которые могут выйти на рынок IPO. По некоторым оценкам, объём размещений ценных бумаг(как первичных, так и вторичных) за последние 3 года давал прирост приблизительно 50% в год, при этом более 40% публичных размещений российских компаний проведены на российских биржевых площадках.
Таким образом, динамика развития рынка публичных размещений является в целом положительной и имеет достаточно большие резервы для роста, однако в долгосрочной перспективе ожидается рост размещений на иностранных площадках.
Так же следует отметить, что финансирование крупных инфраструктурных проектов, которые имеют системную значимость для экономики, хотя и предполагает участие государства, но осуществляется с привлечением капитала частных инвесторов. Институт IPO как раз один из таких механизмов, позволяющих российским компаниям привлечь капитал как национальных, так и международных инвесторов. При этом публичный статус позволяет компании впоследствии возвращаться на рынки акционерного капитала посредством продажи дополнительных акций. Принимая во внимание то, что многие проведенные публичные размещения имели своей целью привлечение инвестиционных ресурсов, наличие развитого института IPO имеет системную значимость для российской экономики. Хотя доля российского капитала в общем объеме средств, привлекаемых посредством первичных размещений акций, не очень значительна, имеются возможности использования российской инфраструктуры российского рынка ценных бумаг. От того, насколько эффективно функционирует первичный рынок и какая доля акций размещается внутри России, зависит активность вторичного рынка.
андеррайтер инвестиционный рынок
Литература
1. Никонова И. А.,. Ценные бумаги для бизнеса как повысить стоимость компании с помощью IPO, облигационных займов и инвестиционных операций; Москва, 2006. 361 с.
2.Этапы IPO [Электронныйресурс]: URL: <http://www.iteam.ru/publications/corporation/section_98/article_3195/>.
3. Гвардин С. В., IPO. Стратегия, перспективы и опыт российских компаний; Москва, 2007, 264 с.
. Геддес Р., IPO и последующие размещения акций; Олимп-бизнес, 2008, 352 с.
. Фёдоров А. В., Анализ финансовых рынков и торговля финансовыми активами; Спб, 2007, 234 с.