Финансы предприятия и государства

1. Финансовые отношения предприятий и принципы их организации. Финансовый механизм управления предприятием и функции финансовой службы


Финансовые отношения предприятий охватывают: отношения с другими предприятиями по поставкам сырь; отношения с банковской системой по расчетам за банковские услуги; отношения со страховыми компаниями; отношения с филиалами и дочерними предприятиями; отношения с акционерами.

Финансовые отношения организаций строятся на принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

Принцип хозяйственной самостоятельности - предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования. Государство регламентирует налоговые ставки, порядок оплаты налогов, амортизационные нормы и форму финансовой отчетности предприятия.

Принцип самофинансирования - означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции. Реализация этого принципа - одно из основных условий конкурентоспособности фирмы.

Принцип материальной заинтересованности - заинтересованность в положительных результатах хозяйственной деятельности Реализация может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства.

Принцип материальной ответственности - наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Принцип обеспечения финансовых резервов реализуется через необходимость формирования финансовых резервов и фондов.

Принцип финансового контроля. Внутренний контроль осуществляется бухгалтерской службой и службой внутреннего аудит. Внешний контроль проводится независимыми аудиторскими фирмами.

Финансовый механизм - система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства.

Структура финансового механизма:

Финансовый метод - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс.

Финансовый рычаг - прием действий финансового метода (прибыль, доход, амортизация, арендная плата, курсы валют, процентная ставка, стоимость ценных бумаг).

Правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и другие документы органов управления);

Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы).

Информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию).

Функции и задачи финансовой службы: ведение бухгалтерского учета; представление налоговой и статистической отчетности; управление финансами; планирование и бюджетирование; внутренний контроль; финансово-экономический анализ.


. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации


Финансовые ресурсы - совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

Внутренние: уставный, добавочный, резервный капиталы, нераспределённая прибыль.

Внешние: кредиты, займы, бюджетные средства.

Собственный капитал: уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенную прибыль; прочие резервы; доходы будущих периодов.

Его потеря не обязательно подвергнет риску способность предприятия выплатить фиксированные претензии в свой адрес. Собственный капитал не дает обязательной или гарантированной прибыли, которая должна выплачиваться при любом течении дел, и по нему нет определенного графика возмещения долгосрочных инвестиций.


. Финансовая политика и финансовая стратегия организации


Финансовая политика - совокупность методов управления финансовыми ресурсами предприятия, направленных на формирование, рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.

Цель разработки финансовой политики - построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей предприятия.

Разработка финансовой политики осуществляется на основе Методических рекомендаций. К основным направлениям разработки относятся: анализ финансово-экономического состояния; разработка учетной политики; разработка кредитной политики; управление издержками и амортизационная политика.

В составе финансовой политики выделяют финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия - финансовый курс, рассчитанный на долгосрочную перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия.


. Понятие бюджетирования. Этапы постановки системы бюджетирования


Бюджетирование - планирование и разработка бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса. Процедура составления и принятия бюджетов.

Этапы постановки системы бюджетирования:

. Анализ имеющейся модели Предприятия - какими видами деятельности занимается, его организационная структура, какие виды продукции производит, кто основные клиенты.

. Формирование финансовой структуры Предприятия.

. Формирование бюджетной структуры Предприятия.

. Формирование управленческой учетной политики Предприятия

. Постановка бухгалтерского и управленческого учета - проработка мероприятий, позволяющих вести учёт бух. и финансовой деятельности.

. Определение методики планирования и финансово-экономического анализа

. Выбор программы автоматизации бюджетирования

. Настройка автоматизированной программы по бюджетированию

. Разработка положений по бюджетированию на предприятии, обучение пользователей


. Классификация расходов предприятия. Состав и планирование расходов на производство и реализацию продукции


Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных или иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации. Бывают одноэлементные и комплексные (затраты на цех).

Расходы подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы: операционные (налоги, участие в капиталах других); внереализационные (штрафы, убытки прошлых лет, благотворительность), чрезвычайные.

Этапы планирования затрат на производство и реализацию:этап. Планирование затрат на единицу продукции.этап. Определение общих затрат на весь планируемый объем выпуска продукции. Составление сметы продаж и производства.этап. Планирование затрат на объем реализуемой продукции.


. Формирование доходов предприятия. Методы планирования выручки от реализации продукции


Доход - увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.

Доходы подразделяется на: доходы от обычных видов деятельности; прочие доходы (участие в других, продажа ОС, штрафы).

Доход делится: от реализации товаров; внереализационный доход (участие в других, штрафы, аренда).

Методы планирования выручки от реализации:

. по отгрузке - моментом реализации считается дата отгрузки;

. по оплате - определение выручки по фактическому поступлению средств на денежные счета организации.

Существуют два метода определения плановой выручки.

. Метод прямого счета, основанный на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов.

. Расчетный метод. Его основой служит объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки.


. Экономическое содержание и виды прибыли. Методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли


Прибыль - чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности.

В экономической системе прибыль выполняет следующие функции: является показателем эффективности предприятия; обладает стимулирующей функцией; является источником формирования бюджетов разных уровней.

Виды прибыли:

Валовая прибыль - сумма прибыли от реализации продукции и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль до налогообложения (балансовая) - конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

Налогооблагаемая прибыль - рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы).

Чистая прибыль - прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемая на развитие производства и социальные нужды.

Планирование прибыли:

. метод прямого счета (бюджетный) - определение выпуска товарной продукции, определение остатков готовой продукции, определение отгруженной продукции;

. аналитический - применении базы расчета, в качестве которой используются: затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции; рентабельность;

. планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж;

. метод совместного расчета - совокупность 1 и 2 метода.

Формирование, распределение и использование прибыли.

Источники получения прибыли: монопольное положение организации; продажа продукции; инновационная деятельность.

Распределение прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия.


. Социально - экономическая сущность и функции финансов. Состав финансовых отношений


Финансы предприятий - это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования.

Функции финансов: распределительная (формирование первоначального капитала, распределение ВВП, оптимальное сочетание интересов производителя, организации, государства) и контрольную (учёт затрат на производство, формирование доходов, фондов и их использование).

Финансовые отношения возникают между следующими субъектами:

. государством и населением (уплата налогов, государственные социальные расходы);

. государством и предприятиями (уплата налогов и сборов, предоставление субсидий, 3. субвенций, государственное прямое финансирование);

. предприятиями и вышестоящими структурами;

. отдельными звеньями бюджетной системы.


. Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции


Финансовый контроль - система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти.

Финансовый контроль призван обеспечивать: правильность составления бюджетов и их исполнения; соблюдение бюджетного и налогового законодательства; эффективность и целевое использование средств.

Объект финансового контроля - бюджетная система, бюджетный процесс и негосударственный сектор экономики.

Органы финансового контроля:

. Счетная палата: контроль за расходами и доходами РФ, их целевое назначение;

. Правительство РФ: контроль за соблюдением финансового законодательства; контроль за качеством использования всех бюджетов; контроль за качеством финансовой документации и отчётности.

. Федеральное казначейство: проверять денежные документы.

. Налоговый контроль: выявление, предупреждение, пресечение налоговых преступлений и правонарушений.

. Банковский контроль: выдача лицензий на право осуществлений банковских операций.

Виды финансового контроля

. Государственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями.

. Негосударственный финансовый контроль - внутрифирменный, контроль коммерческих банков за организациями, независимый аудиторский контроль.


. Финансовая система РФ: понятие и характеристика ее звеньев


Финансовая система (ФС) - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств.

ФС включает в себя сферы:

. общегосударственные финансы - регулирование экономики на макроуровне;

. финансы предприятий и организаций - регулирование и стимулирование экономики и социальных отношений на микроуровне;

. кредитно-банковская система.


. Международные финансовые отношения


Международные финансовые отношения - отношения по поводу предоставления займов, кредитов и вложения средств в экономику других государств.

Международные финансовые отношения разворачиваются, в форме валютных операций, в ходе которых часть денежного капитала государств переводится в валюту или наоборот.

Международные валютно-финансовые отношения складываются при непосредственном участии в них правительственных и общегосударственных учреждений, международных организаций и частных предприятий.

Регулируются отношения в экономической сферы подобного уровня многочисленными международными организациями (МВФ, ВТО), специально созданными и действующими в соответствии с международными соглашениями в области ведения совместных экономических проектов.

Международные финансовые отношения складываются в форме международных кредитных и финансовых отношений, мировой торговли, взаимного предоставления странами международных услуг, производственного сотрудничества, международного туризма, научно-технических связей.

Большинство стран, участвующих в ведении мирового хозяйства, сегодня тесно связаны на уровне политических, экономических, научных и прочих сфер деятельности.


. Социально-экономическая сущность и функции внебюджетных фондов. Государственные социальные внебюджетные фонды


Государственные внебюджетные фонды (ГВФ) - целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

ГВФ выполняют функции: социальная защита населения; повышение уровня жизни; сохранение и улучшение здоровья населения; социальная ориентация безработного населения.

Государственные социальные внебюджетные фонды:

. Пенсионный фонд РФ;

. Федеральный фонд социального страхования РФ -государственное материальное обеспечение населения при наступлении нетрудоспособности по болезни, уходу за ребёнком;

. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

. Государственный фонд занятости населения РФ

Отраслевые государственные внебюджетные фонды: отраслевые, межотраслевые, специальные; фонды поддержки предпринимателей; фонды поддержки науки; инвестиционные фонды.


. Сущность, цели и задачи финансового менеджмента. Основные инструменты управления финансами предприятия


Финансовый менеджмент - систему управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта и эффективным кругооборотом его денежных средств.

Цель: максимизация благосостояния собственников с помощью рациональной финансовой политики на основе: долгосрочной максимизации прибыли; максимизации рыночной стоимости предприятия.

Задачи: формирование объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения текущей деятельности организации; эффективное использование финансовых ресурсов; оптимизация денежного оборота и расходов; устранение неэффективных участков деятельности; максимизация прибыли предприятия; минимизация уровня финансового риска.

Инструменты управления финансами: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; оперативное управление; финансовый контроль;


. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Процедуры банкротства предприятий


Банкротство - признанная арбитражным судом, объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедуры банкротства:

реорганизация, включающая внешнее управление имуществом должника и санацию;

ликвидация, включающая принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда и добровольная ликвидация под контролем кредиторов;

мировое соглашение, как момент достижения договоренности между должником и кредиторам относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Должник признается банкротом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 тыс. руб., к должнику-гражданину - не менее чем 10 тыс. руб. и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.


. Методики оценки вероятности банкротства предприятий


Банкротство - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

По характер: стратегический кризис (когда исчерпан инновационный потенциал: предприятие не обновляется, спад на продукцию, снижение объема реализации); кризис результатов (в рентабельности, получении убытков); кризис ликвидности (предприятие неплатежеспособно, ограничение кредитов в связи с тем, что ранее полученные кредиты не погашены, не оптимальна структура источников финансирования).

Один из наиболее распространенных методов определение банкротности является использование системы показателей: коэффициент текущей ликвидности <2; коэффициент обеспеченности <0,1; коэффициент восстановления <1.

Более широко применяется Z счет периода Альтмана:

Z=1.2x1+1.4x2+3.3x3+0.6x4+1x5

Х1 = СОК/активы Х2 = нераспределенная прибыль/активы Х3 = (балансовая прибыль+%уплаченные)/активы Х4 = рыночная ст-ть СК/ЗК Х5 = объем продаж (выручка)/активы

Когда Z?1,8 - очень высокий уровень кредитного риска. 1,8< Z<2.7 - достаточно высокий уровень кредитного риска (удовлетворительная оценка). 2,7<Z<2.9 - возможный риск, приемлемый уровень. 2,9 <Z<3 - очень низкий уровень риска, устойчивое ФСП. Z>3 - риск ничтожен. Отличное ФСП.

Модель Лиса.

L=0,063к1+0,092к2+0,057к3+0,001к4

К1 = тек.активы/активы. К2 = прибыль от реализ./активы. К3 = нераспределенная прибыль/активы. К4 = СК/ЗК

Критическое значение 0,037

Модель Таффлера.

Z= 0,53к1+0,13к2+0,18к3+0,16к4

К1= прибыль от реализации/краткосроч.обяз-ва. К2 = тек.активы/заемные средства. К3 = доля краткосрочных обязательств/пассивы. К4 = выручка от реализации/активы.

Если Z>0,3 - вероятность банкротства мала и у фирмы хорошие долгосрочные перспективы, при Z< 0,2 делается вывод о вероятности банкротства.

. Денежные потоки и методы их оценки


Денежный поток - совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых в его деятельности.

Классификация денежных потоков: по масштабам (по предприятию, подразделению, виду хоз. деятельности); по методу исчисления объемов (валовой, чистый); по уровню достаточности (избыточный, дефицитный); по методу оценки во времени (настоящий, будущий); по непрерывности (дискретный, регулярный);

Оценка движения денежных средств: определение объема и источников, поступивших на предприятие денежных средств; выявление основных направлений использования денежных средств; оценка достаточности собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности; определение причин расхождения между величиной полученной прибыли и фактическим наличием денежных средств.

Методы расчета величины денежных потоков: прямой (основан на анализе движения денежных средств); косвенный (преобразование величины чистой прибыли в величину денежных средств); матричный (таблица с взаимосвязью объектов)


17. Методы оценки финансовых активов


Оценка финансовых активов - определяется по рыночной стоимости активов организации, фирмы компании на базе восстановительной стоимости с учетом физического и морального износа.

При оценке финансовых активов используют показатели: ликвидность; платежеспособность; качество управления активами; контроль и регулирование финансового состояния; прибыльность.

Методы оценки:

. Метод балансовой оценки. Он предусматривает оценку на основе последнего баланса.

. Метод оценки стоимости замещения. Он предусматривает определение стоимости затрат, необходимых для восстановления имущественного комплекса с учетом реального их износа.

. Метод оценки рыночной стоимости. Он основан на использовании в оценке рыночных индикаторов цен покупки-продажи аналогичной совокупности активов.

. Метод оценки предстоящего чистого денежного потока. Он определяет стоимость имущественного комплекса суммой реального чистого дохода, который может быть получен инвестором в процессе его эксплуатации.

К методам оценки финансовых активов по характеру их видов можно отнести: оценка облигаций (купонных и дисконтных); оценка акций (обыкновенных и привилегированных); оценка производных финансовых активов (опционов).


18. Цена и структура капитала


Стоимость капитала - цена, которую предприятие платит за его использование, т.е. годовые расходы по обслуживанию задолженности перед инвесторами и кредиторами. Измеряется в виде процентной ставки, характеризующей отношение общей суммы данных расходов к сумме всего капитала.

Расчет стоимости капитала необходим на стадии обоснования финансовых решений, для выбора наиболее эффективных способов вложения средств и оптимальных источников их финансирования.

Структура: краткосрочный (кредиторская задолженность, кр. ссуды и займы); долгосрочный (собственный, заёмный, акции, кредиты, нераспределённая прибыль).


19. Управление собственным капиталом. Производственный и финансовый леверидж


Собственный капитал включает: уставный фонд; резервный и добавочный капитал; целевые финансовые фонды; нераспределенную прибыль.

Управление собственным капиталом: анализ сложившегося потенциала собственных финансовых ресурсов: объема и динамики; соответствия темпов прироста собственного капитала темпам прироста активов и объема продаж; определение потребности в собственном капитале.

Производственный леверидж - отношение зависимости между структурой производственных расходов и величиной прибыли до вычета процентов и налогов.

Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции, сумма операционной прибыли всегда изменяется еще более высокими темпами.

Финансовый леверидж - отношение зависимости между структурой источников средств и величиной чистой прибыли.

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.


. Дивидендная политика предприятия


Дивидендная политика - составная часть общей политики управления предприятием, связанная с расширением прибыли в акционерных обществах.

Дивиденды - денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Цель дивидендной политики - максимизация богатства акционеров (а также обеспечение достаточного финансирования деятельности предприятия).

Консервативная дивидендная политика - вариант дивидендной политики, основной целью которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу.

Компромиссная (умеренная) дивидендная политика - вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами фин. деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных потребностей.

Агрессивная дивидендная политика - вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с агрессивной надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой раскрутки предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия.


. Управление запасами


Управление запасами - обеспечение бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации совокупных затрат по обслуживанию запасов.

Дефицит запасов вызывает остановку производства, падение объемов реализации.

Избыток запасов приводит к увеличению затрат на их хранение, потерям в результате физической порчи и моральному старению запасов

Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах запасов, но и создание больших размеров их резервов на случаи перебоев с поставкой сырья.

Умеренный подход направлен на создание резервов на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. Расчет необходимых величин страховых запасов должен проводиться на основании данных за ряд предыдущих лет, позволяющих выявить виды запасов, в которых могут возникнуть дополнительные потребности и их объемы.

Агрессивный подход заключается в минимизации всех форм страховых резервов вплоть до полного их отсутствия


22. Управление дебиторской задолженностью


Задача: определение и поддержание оптимальный объема дебиторки; оборачиваемость задолженности; отслеживание качества дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью: планирование; организация; мотивация; контроль и анализ.

Управление дебиторской задолженностью: учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату; диагностический анализ состояния и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности; разработка адекватной политики и внедрение в практику фирмы современных методов управления дебиторской задолженностью; контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.


. Управление денежными средствами и их эквивалентами


Управление денежными средствами включает: анализ и прогнозирование денежного потока; расчет длительности обращения денежных средств (финансовый цикл); расчет оптимального уровня денежных средств; разработку бюджета денежных средств.

Цель: предотвращение появления дефицита денежных средств при одновременной минимизации их среднего остатка.

Модель Баумоля, которая показывает необходимые приоритеты управления денежными средствами в стабильных условиях хозяйствования. Считается, что организация имеет некоторую сумму денежных средств, которую постоянно расходует на оплату счетов поставщиков и т. п. Для того чтобы вовремя оплачивать счета, организация должна обладать определенным уровнем ликвидности.

Модель Миллера и Орра. В условиях рынка остаток средств на счетах хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего или нижнего пределов. В первом случае предприятие должно начинать покупать достаточное количество ценных бумаг для того, чтобы вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точке возврата). Во втором случае предприятие должно продавать свои ценные бумаги, что в конечном итоге приводит к пополнению запаса денежных средств до нормального предела.


24. Управление источниками финансирования оборотного капитала


Известны четыре модели поведения: идеальная; агрессивная; консервативная; компромиссная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотными активами.

Идеальная модель состоит в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеоборотных активов. С позиции ликвидности она наиболее рискованна, поскольку при неблагоприятных условиях предприятие может оказаться перед необходимостью продажи части основных средств для покрытия текущей кредиторской задолженности.

Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов и системной части текущих активов, т. е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности.

Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть текущих активов также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности.

Компромиссная модель - внеоборотные активы, системная часть текущих активов и приблизительно половина варьирующей части текущих активов покрываются долгосрочными пассивами.


25. Антикризисное управление


Антикризисное управление направлено на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.

Цель: восстановление финансового равновесия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости. Э

Задачи: своевременное диагностирование финансового состояния предприятия и принятие необходимых мер по предупреждению кризиса; устранение неплатежеспособности; восстановление финансовой устойчивости; предотвращение банкротства и ликвидации; минимизация негативных последствий.

Принципы: постоянной готовности; превентивности действий; срочности реагирования; адекватности реагирования; комплексности принимаемых решений; альтернативных действий; адаптивности управления; приоритетности использования ресурсов; эффективности.

Этапы: постоянный мониторинг состояния; разработка системы профилактических мероприятий; идентификация параметров кризиса; исследование факторов возникновения кризиса; оценка потенциальных финансовых возможностей; выбор направлений механизмов финансовой стабилизации; разработка и реализация комплексной программы вывода предприятия из кризиса; контроль реализации программы; разработка и реализация мероприятий по устранению негативных последствий.


. Финансовое планирование и прогнозирование


Финансовое прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества.

Цель: определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Финансовое планирование - научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.

Объект: финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

По длительности: перспективные финансовые планы (больше 1 года); текущие (на 1 год); оперативные (на квартал, месяц).

Принципы: научной обоснованности планов; предметно-целевой принцип..

Методы: экономико-математического моделирования; нормативный; балансовый; коэффициентов; экстраполяции.


. Коммерческие банки: понятие, функции, операции и виды. Коммерческие банки РФ


Коммерческие банки - не государственные кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банковские операции для предприятий, организаций, граждан.

Их организационно-правовой формой может быть акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО).

Коммерческий банк вправе действовать, если он зарегистрирован как юридическое лицо и имеет лицензию, полученную ЦБ РФ. Свою деятельность банк осуществляет на основе федерального закона " О банках и банковской деятельности" № 17-ФЗ от 3.02.1996 г. и Гражданского кодекса РФ.

Банк обязан проводить для своих клиентов минимум 3 группы банковских операций: открытие и ведение банковских счетов; привлечение во вклады денег; выдача денежных кредитов.

Кроме того, банк имеет право выполнять другие операции: инкассация денег; кассовое обслуживание; купля-продажа иностранных валют;

Банки бывают универсальные (широкий круг разнообразных операций любых отраслей) и специализированные (обслуживание отдельных отраслей: ипотечные, инвестиционные, сельское хозяйство)


. Центральный банк РФ, особенности его функционирования


Центральный банк РФ - главные государственный банк страны, наделенный правом эмиссии денежных знаков и правом регулирования деятельности коммерческих банков. В ЦБ РФ хранятся золотовалютные резервы страны, он кредитует коммерческие банки, ведет их счета и счета правительства страны.

Функции ЦБ РФ: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В соответствии с этими целями ЦБ РФ: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно эмитирует и организует обращение наличных денег; является кредитором коммерческих банков; управляет золотовалютными резервами страны; надзирает за деятельностью коммерческих банков.

ЦБ РФ подотчётен Государственной Думе и Президенту РФ.

Управление ЦБ: национальный банковский совет (12 человек) и совет директоров (12 человек).

Структур: центральный аппарат ЦБ; территориальные учреждения ЦБ; расчетно-кассовые центры ( РКЦ); полевые учреждения ЦБ ( военные); учетные заведения.


. Специализированные небанковские финансово-кредитные учреждения


Небанковские финансово-кредитные учреждения должны быть зарегистрированы как юридические лица и иметь лицензию, полученную от ЦБ РФ.

Типы небанковских учреждений: расчетные небанковские кредитные учреждения; небанковские депозитно-кредитные организации (купля-продажа иностранной валюты, вклады от ю.л., выдавать гарантии); небанковские кредитные организации инкассации (инкассация).

Все указанные организации могут иметь различное функциональное назначение: обслуживание юридических лиц на рынке ценных бумаг; проведение расчетов по пластиковым картам; кассовое обслуживание юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты.

. Кредит: Сущность и функции. Формы и виды кредита. Кредитные отношения


Кредит - ссуда в денежной или договорной форме, предоставляемый кредитором заёмщику на условиях возвратности, платности, срочности, обеспеченности.

Активные кредиты - банк выступает кредитором, т.е. выдаёт кредиты. Пассивные кредиты - банк берёт кредиты, т.е. сам является

Функции кредита: перераспределительная; ускорение оборачиваемости средств; обслуживание товарооборота; контрольная функция.

Виды кредитов:

. По экономическому назначению: на конкретные цели; на любые цели.

. По форме предоставления кредита: в безналичном порядке; в налично-денежной форме.

. По технике предоставления кредита: одной суммой; кредиты с овердрафтом; открытие кредитной линии.

. По способу предоставления кредита: индивидуальный кредит (предоставляет один банк); синдицированный кредит (предоставляется один крупный кредит несколькими банками).

. По времени и технике погашения кредита: одной суммой; равными долями; неравными долями через неравные промежутки.

Формы кредита: банковский; коммерческий; потребительский; государственный; международный;

Принципы кредитования: возвратность, платность, срочность, обеспеченность, целевое использование, дифференцированный подход.

Кредитные отношения: между банком и заёмщиком складываются отношения по поводу выдачи, возврата и получения процентов за кредит. Помимо доверия к заёмщику, банк выстраивает свою кредитную политику проверяет кредитоспособность заёмщика, соблюдает технологию и алгоритм выдачи кредита и его возврата на основе нормативных правовых актов.


. Расчётно - кассовое обслуживание в кредитной организации: открытие, ведение и закрытие банковских счетов. Договор банковского счёта


Расчётно-кассовое обслуживание - обслуживание взаимных расчётов организаций, предприятий, компаний банками и другими финансово- кредитными учреждениями.

Виды счетов: бюджетные; корреспондентские; специальные; текущие; расчётные.

Открытие счетов осуществляется при предоставлении пакета документов: заявление, свидетельство о регистрации, учредительные документы, справка о постановке на учёт в налоговом органе, справка из органов статистики о присвоении кодов ОКПО, справка из Пенсионного фонда, карточка с образцами подписей и печати.

Договор банковского счёта может быть расторгнут по инициативе клиента или банка, если по счёту нет операций в течение года или если остаток на счёте окажется ниже суммы, указанной в договоре, и она не восстановлена в течение месяца.

Сущность договора банковского счёта: клиент заключает договор на условиях банка; банк обязуется принимать и зачислять деньги, поступающие в его пользу; банк перечисляет деньги клиента со счёта; банк не контролирует использование счёта.


. Денежно-кредитная политика: понятие, виды, инструменты, механизм функционирования

финансовый капитал регулирование контроль

Денежно-кредитная политика - курс страны и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, которые направлены на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования экономики.

Составляющие элементы: учетная политика; наличие минимальных резервов; операции на открытом рынке.

Политика ЦБ РФ: регулирование эмиссии денежных знаков; деятельности коммерческих банков и кредитных организаций.

Инструменты: установление пределов процентных ставок; установление экономических нормативов их деятельности для коммерческих банков; резервирование банками части привлеченных средств; рефинансирование коммерческих банков;

В зависимости от экономической стратегии ЦБ проводит политику «дорогих» и «дешевых» денег.

Дешёвые: уменьшение % по кредитам. Увеличение объёмов кредитования и увеличения денег в обращении - рост цен.

Дорогие: наоборот.


. Организация наличного денежного обращения на территории РФ, методы государственного регулирования денежного оборота


В настоящее время свыше 20% денежного оборота приходится в РФ на наличные. Платежи наличными, независимо от их доли в общем объеме платежей остаются первой и незаменимой формой платежа.

Юридические лица сдают наличность в кассы банков либо сами, либо инкассаторские службы. Коммерческие банки создают инкассаторскую службу либо в составе своих структурных подразделений, либо специализированную инкассаторскую службу в качестве дочерней небанковской кредитной организации.

Клиенты банка обязаны сдавать наличные не позднее суток с момента их поступления. Банк принимает наличные и как комиссионные платы за свои услуги, а также в уплату налогов, страховых, коммунальных и других платежей.

Юридические лица обязаны сдавать в банки все наличные деньги сверх установленного лимита остатка в кассах. Лимит остатка устанавливается ежегодно по согласованию с предприятием. Сверхлимитные наличные, например, для выдачи зарплаты, могут находиться в кассах предприятий не более 3 дней, а в районах Крайнего Севера - до 5 дней, после чего должны сдаваться в банк.


. Безналичные расчеты в РФ. Формы безналичных расчетов, нормативные регулирования и порядок их применения


Безналичный оборот - движение денежных средств и передача долговых обязательств между субъектами экономических отношений без участия наличных денег.

В РФ около 80% платежей приходится на безналичный оборот.

В безналичном порядке могут проводиться расчеты между юридическими лицами и физическими лицами при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Все предприятия обязаны хранить денежные средства в банках и через банки осуществлять расчеты. Без участия банка могут проводиться взаимочзаеты между предприятиями.

Формы безналичных расчетов - законодательно установленный порядок совершения расчетов в безналичном платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных инструкций.

Выбор форм расчетов оговаривается при заключении договоров и сделок.

Формы: платежным поручением в банке; аккредитивная форма расчетов; расчеты чеками; расчеты платежными требованиями-поручениями; зачет взаимных требований; акцептная форма расчетов.

Нормативное регулирование: Гражданский Кодекс; Федеральный закон РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России); Федеральный закон РФ « О банках и банковской деятельности»; Положение о безналичных расчетах в РФ.

Принципы: единый порядок проведения расчетов; соответствие законодательству; соблюдение сроков платежей и сроков погашения.


. Формы международных расчётов


Формы международных расчетов: 100 % аванс или авансовые платежи; аккредитив; инкассо; банковский перевод; банковский вексель; банковский чек; открытый банковский счет; консигнация; пластиковые карточки.

Авансовая оплата - форма оплаты, когда импортер самостоятельно или банк оплачивает товар в момент передачи им заказ экспортеру. Используется только в случае неудовлетворительного кредитного состояния импортера.

Аккредитив - соглашение согласно которой, банк обязуется по просьбе клиента оплатить документы третий лицу.


. Государственное валютное регулирование, валютный контроль


Валютный контроль - совокупность мер, осуществляемых органами валютного контроля и направленных на обеспечение операций с иностранной валютой в соответствии с действующей нормативной базой.

Объекты: операции на внутреннем валютном рынке и на международном уровне.

Субъекты: уполномоченные банки; юридические лица; физические лица.

Формы валютного регулирования и валютного контроля: введение запрета на отдельные виды операций; ограничения на отдельные виды операций; лицензирование валютных операций.

Органы валютного регулирования: ЦБ РФ; Правительство РФ.

Органы валютного контроля: Государственный таможенный комитет; Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

Агенты валютного контроля: уполномоченные банки; таможенные службы.

Виды валютного контроля: предварительный; в ходе осуществления операций; последующий (после проведения операции).


37. Денежные реформы и антиинфляционная политика как методы борьбы с инфляцией


Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения/укрепления денежного обращения.

Формы денежных реформ: деноминация валюты, введение новой денежной единиц, замена старой или параллельно; замена отдельных купюр на купюры нового образца.

Причины инфляции: неправильная кредитно-денежная политика, т.е. государство слабо контролирует темпы роста денежной массы.

Проводиться политик дешевых денег" в целях оживления производства

Дефицит государственного бюджета необходимо финансировать при помощи: денежной эмиссии; займы правительства у Центрального банка; займ у частного сектора экономики (облигации)

Налоговая инфляция: высокие налоги душат производство, сокращают производство товаров, сокращают предложение.

Монополия в экономике ведет к росту цен.

Внешнеэкономические факторы: колебания валютных курсов.

Антиинфляционная политика: с помощью эффективной денежной политики; стремиться к сокращению бюджетного дефицита, военных расходов.


. Активные операции коммерческих банков и их классификация


Активные операции - операции, в результате которых свободные денежные ресурсы банков целесообразно используются с целью получения доходов или обеспечения нормальной деятельности банка.

Основные виды активных операций, обеспечивающих банку получение доходов: кредитные; фондовые; расчётные (зачисление денег на счёт клиента); инвестиционные (вложение в акции и паи); комиссионные (операции от имени банка); гарантийные операции.

Активные операции, не приносящие банку доход, но необходимые для его нормального функционирования: наличные в кассах и хранилищах банка; обязательные резервы, депонированные ЦБ; остатки средств на корр. счетах; капитальные вложения в основные средства банк и др.


. Пассивные операции коммерческих банков. Собственные средства банков. Недепозитные источники привлечения средств


Пассивные операции - операции по увеличению ресурсов банка, которые затем позволяют выполнять операции с целью получения дохода банка. Они позволяют наращивать собственные средства банка и ресурсы, привлекаемые со стороны.

Это: операции накопления собственного капитала банка; операции привлечения заемных средств;

Регулятивный капитал - капитал, необходимый банку с позиции требований регулирующего органа;

Экономический капитал - необходимый для адекватного покрытия рисков конкретного банка.

Капитал банка наращивать за счет: дополнительные взносы в уставный капитал; прибыль банка, подтвержденная аудитом; привлечение субординированных кредитов.

Недепозитные источники привлечения средств: кредиты других банков на межбанковском рынке; кредиты ЦБ РФ; займы облигационные от физических и юридических лиц; привлечение средств от юридических и физических лиц посредством распространения банковских векселей, сберегательных и депозитных сертификатов, банковских карт.


. Виды ценных бумаг и финансовых инструментов


Финансовый инструмент - любой контракт, с помощью которого происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Ценная бумага - финансовый документ, удостоверяющий имущественное право или отношение займа владельца к лицу, выпустившему такой документ.

Виды ценных бумаг:

Акция - получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация - получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Вексель - удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя.

Депозитный сертификат - удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных процентов по вкладу

Чек - содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Коносамент - выписываемая перевозчиком морского груза либо его полномочным представителем собственнику груза или его представителю.

Инвестиционный пай - удостоверяющая право ее собственника на долю в имуществе паевого фонда.

Варрант - выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определенного срока времени по установленной цене.

Жилищные сертификаты - право их владельцам требовать от эмитента их погашения путем предоставления в собственность помещений, строительство (реконструкция) которых финансировалось за счет средств, полученных от размещения указанных ценных бумаг или обязательств.

Закладная - право ее владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства, и право залога на указанное в договоре об ипотеке имущество.

Ипотечные ценные бумаги - выпущенные под залог объекта недвижимости и обеспеченные закладными.

Производные финансовые инструменты - финансовые инструменты, цены или условия которых базируются на соответствующих параметрах других финансовых инструментов, являющихся базовыми.

Форвардный контракт - соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем.

Фьючерс - форма форвардного контракта, разрешенного к заключению на бирже и имеющего вид стандартного биржевого договора купли-продажи (поставки) биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, согласованной сторонами сделки в момент ее заключения.

Своп - договор между двумя субъектами, на основе которого стороны обмениваются своими обязательствами: активами и (или) связанными с ними выплатами в течение фиксированного периода.

Опцион - не предусматривают обязательности продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочных прогнозах, изменении общей конъюнктуры и др.) может привести к прямым или косвенным потерям.


41. Участники рынка ценных бумаг. Основные операции на рынке


Участники рынка ценных бумаг - ф. и ю. лица, которые осуществляют куплю, продажу ценных бумаг или обслуживание их оборота и расчеты по ним, вступая между собой в определенные экономические отношения, связанные с обращением ценных бумаг.

Группы: эмитенты; инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; органы регулирования и контроля.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые осуществляют деятельность: брокерскую; дилерскую; расчетно-клиринговую; депозитарную.

Эмитент - юридическое лицо несущие обязательства перед инвесторами ценных бумаг.

Инвестор - лицо, имеющее временно свободные средства и желающее вложить их для получения дополнительных доходов

Фондовые посредники - торговцы, обеспечивающие взаимоотношения между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг.

Брокер - совершает гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера.

Дилер - совершающий сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем.

Регистратор - организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр.

Депозитарий - организации, которые оказывают услуги по хранению ценных бумаг.

Расчетно-клиринговая - организация банковского типа, которая осуществляет расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг.

Организатор торговли - участник рынка, осуществляющий деятельность по организации торговли.

Операциями: эмиссия; размещение; купля-продажа; регистрация и перерегистрация владельцев; конвертация; траст (доверительное управление); клиринг; хранение; страхование;


. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг


Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними.

Государство выступает в качестве: инвестора; эмитента; участника; регулятора.

Система государственного регулирования: государственные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления: прямое; косвенное.

Прямое: установления обязательных требований; регистрации участников рынка и их ценных бумаг; обеспечения гласности и информированности; поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное: через систему налогообложения; денежную политику; государственную собственность и ресурсы.

К государственным органам регулирования рынка ценных бумаг в России относятся все органы государственной власти: Президент; Правительство; Дума; Министерство Финансов; Минэкономразвития; ЦБ; Федеральная антимонопольная служба.


43. Понятие инвестиционного проекта. Критерии и методы оценки инвестиционных проектов


Инвестиционный проект - последовательность действий, связанных с обоснованием объемов и порядка вложения средств, текущей оценкой целесообразности поддержания и продолжения проекта и итоговой оценкой результативности проекта по его завершении.

Критерии оценки инвестиционных проектов: основанные на дисконтированных оценках (фактор времени); основанные на учетных оценках.


. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности


Государственное регулирование - совокупность методов и инструментов воздействия государства на инвестиционную деятельность субъектов хозяйствования.

Формы регулирования: создания благоприятных условий (совершенствование налоговой системы, механизма амортизации, антимонополия); прямое участие государства в инвестиционной деятельности (разработка правил, размещения средств бюджета для финансирования проектов).


. Типы, принципы и этапы формирование инвестиционного портфеля. Доход и риск по портфелю


Инвестиционный портфель - совокупность финансовых инструментов и реальных инвестиционных проектов, позволяющая реализовать стратегию развития предприятия в соответствии с его экономическим потенциалом.

Цель формирования - обеспечение реализации стратегии развития предприятия путем подбора более надежных и эффективных инвестиционных вложений.

Виды: портфель реальных инвестиций; портфель финансовых инвестиций; смешанный инвестиционный портфель.

Этапы формирования портфеля реальных инвестиций: поиск инвестиционных возможностей; первичный отбор проектов; выбор главного критерия; проведение экспертизы.

Этапы формирования портфеля финансовых инвестиций: определение инвестиционной стратегии; оценка инвестиционных качеств финансовых инструментов; отбор финансовых инструментов; оценка параметров сформированного портфеля.

По характеру формирования инвестиционного дохода: портфель дохода (имеет высокие дивиденды); портфель роста (курсовая стоимость бумаг растет).

По уровню риска: агрессивный портфель; умеренный портфель; консервативный портфель.

По уровню ликвидности: высоколиквидный портфель; средне ликвидный; низколиквидный портфель.


. Бюджетная система, ее понятие, структура и принципы ее построения


Бюджетная система - совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

уровня: федеральный бюджет; бюджет субъектов; местный бюджет.

Бюджеты самостоятельны и не включены друг в друга.

Принципы функционирования: единство; разграничение доходов и расходов между уровнями; самостоятельности всех бюджетов; полнота отражения доходов и расходов; сбалансированность; эффективность и экономность; покрытие расходов; гласность; адресность и целевой характер.


. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения


Финансово-бюджетный федерализм - разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в бюджетной сфере.

Принципы ФБФ: законодательное закрепление полномочий по расходам между органами власти всех уровней; обеспечение органов необходимыми финансовыми ресурсами; обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания расходов; прозрачность на всех уровнях.

Недостатки: зависимость региональных и местных бюджетов от нормативов; ограниченность налоговых полномочий региональных и местных органов; финансовая помощь регионам распределяется без четких процедур и расчетов; федеральный, региональный и местные бюджеты остаются недостаточно прозрачными.

Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Принципы: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням БС; разграничения регулирующих доходов по уровням БС; равенство бюджетов субъектов.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего звена БС нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов Это трансферты, дотации, субвенции и субсидии.


. Состав доходов и расходов государственных и местных бюджетов


Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием в виде федерального закона.

Структура расходов: финансирование деятельности органов власти; функционирование федеральной судебной системы; международная деятельность; национальная оборона и обеспечение безопасности; фундаментальные исследования и содействие НТП; гос. поддержка ж/д, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики; ликвидация последствий ЧС; исследование и использование космического пространства; обслуживание и погашение государственного долга РФ.

Структура доходов: 97% налоги; доходы от использования имущества; штрафы.


. Государственный внутренний и внешний долг. Управление государственным долгом


Государственный долг - долговые обязательства государства, возникающие из государственных займов, договоров и соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий по обстоятельствам третьих лиц и других

Внутренний долг состоит из: задолженности прошлых лет; основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ; объема основного долга по кредитам, полученным РФ; объема по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученных РФ от бюджетов других уровней; объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ.

Внешний долг состоит из: объема обязательств по гарантиям, предоставленным Россией; объема основного долга по полученным РФ кредитам.

Управление государственным кредитом - совокупность действий, связанной с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.

Регулирование долга: рефинансирование (погашение старой задолженности за счет нового займа); конверсия (изменение доходности займов, с целью снижения расходов заемщика по обслуживанию госдолг); консолидация (изменение срока действия уже размещенных займов); унификация (объединение нескольких займов в один займ).


. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Порядок проведения и документальное оформление ее результатов


Инвентаризация - проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сравнения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году; их даты; перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.) определяется руководителем организации.

Обязательна: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при выявлении хищений, порчи; в случае стихийного бедствия, пожара; при реорганизации или ликвидации.

По полноте охвата: сплошные; выборочные.

По характеру проведения: обязательные; необязательные.

Производится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации, в присутствии материально ответственного лица и всех членов комиссии.

Излишки запасов, приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится в коммерческих организациях на финансовые результаты в дебет счета 10 «Материалы» и кредит счета 91-1 «Прочие доходы».

Недостачи и порча запасов списываются по их фактической себестоимости в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 10 «Материалы», кредиту счета 10, субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» или счета 16 «Отклонение в стоимости материалов».


. Бухгалтерская отчетность в системе информационного обеспечения процесса управления деятельностью хозяйствующего субъекта


Бухгалтерская отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Состав: бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к ним (отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании средств).

Внутренние пользователи: руководители организации; специалисты; служащие.

Внешние пользователи: акционеры; инвесторы; кредиторы; партнёры по бизнесу; налоговая; аудиторы; консультационные фирмы; эксперты.

Бухгалтерская отчетность служит исходной базой для принятия управленческих решений по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

С помощью бухгалтерской отчетности принимают решения по: краткосрочному и долгосрочному финансированию предприятия; стоимости и структуре капитала; эмиссии дополнительных пакетов акций; выплате дивидендов владельцам акций.


. Виды бухгалтерской отчетности организаций. Пользователи бухгалтерской информации


Бухгалтерская отчетность - единая система показателей, полученных на основе данных бухгалтерского учета, об имущественном и финансовом положении организации и результатах их хозяйственной деятельности за отчетный период.

Статистическая отчетность характеризует отдельные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности организации и составляется по данным статистического, оперативно-технического и бухгалтерского учета.

Управленческая отчетность содержит информацию по важнейшим показателям финансово-хозяйственной деятельности организации и используется для оперативного контроля и управления основными хозяйственными процессами. С

Налоговая отчетность отражает информацию, предназначенную для финансовых целей. Она составляется в форме деклараций по видам платежей.

Внутренние пользователи: руководители организации; специалисты; служащие.

Внешние пользователи: акционеры; инвесторы; кредиторы; партнёры по бизнесу; налоговая; аудиторы; консультационные фирмы; эксперты.


. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ


Система нормативно-правового регулирования составляет 4 уровня нормативных документов:

Первый уровень - ФЗ от 30.12.2008 г. .№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который определяет: понятие аудиторской деятельности, ее цель и способы осуществления; права и обязанности аудиторских организаций; понятие обязательного аудита и порядок его осуществления.

Второй уровень - Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение федеральных законов и указов Президента РФ.

Третий уровень - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, устанавливающие нормы аудита, общеобязательные для субъектов аудиторской деятельности.

Четвертый уровень - Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.


. Понятие аудиторской деятельности. Применение федеральных аудиторских стандартов в аудиторской практике


Аудиторская деятельность - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Аудиторские стандарты - это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности и содержат основные принципы и приемы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

Стандарты аудита - это общие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок.

Применение стандартов аудита позволяет аудиторским организациям: полнее соблюдать требования стандартов аудиторской деятельности; сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков, обеспечить дополнительный контроль за работой аудиторов, других специалистов; содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии; обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска; детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Правила аудиторской деятельности: федеральные правила; внутренние правила, действующие в профессиональных аудиторских объединениях.


. Приемы анализа бухгалтерской отчетности: горизонтальный, вертикальный, трендовый и коэффициентный анализ


Горизонтальный анализ - сравнение показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов: простое сравнение; анализ с колебаниями других статей.

Вертикальный анализ - определение удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода.

Метод финансовых коэффициентов - расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей.


. Факторный анализ изменения экономических показателей


Факторный анализ - методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Типы: детерминированный; стохастический; дедуктивный; индуктивный; одноступенчатый и многоступенчатый; статический и динамический; ретроспективный и перспективный.

Условия факторного анализа: все признаки должны быть количественными; число признаков должно быть в два раза больше числа переменных; выборка должна быть однородна; исходные переменные должны быть распределены симметрично.

Этапы факторного анализа: отбор факторов; классификация и систематизация факторов; моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями; расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя; практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).


. Определение потребности в оборотном капитале. Показатели экономической эффективности использования оборотных средств


Важным условием правильного формирования и рационального использования оборотных фондов является нормирование расхода и запасов материальных ресурсов. Нормирование расхода материалов определяет плановую меру их производственного потребления.

Одной из причин образования сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей является недостаточная обоснованность норм и нормативов.

Запасы бывают: текущие, страховые (гарантийные), технологические (подготовительные), сезонные и транспортные. Они могут быть показаны в натуральном и денежном выражении, а также в днях запаса.

Оборачиваемость средств - продолжительность прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения. Выражается в днях и оборотах.


. Анализ и управление затратами производства и себестоимостью продукции


Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования.

Задачи анализа: оценка обоснованности плана по себестоимости; установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости; определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости, величины и причины отклонения фактических затрат от плановых; анализ себестоимости отдельных видов продукции; анализ структуры затрат, постоянных и переменных затрат; выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Объекты анализа: полная себестоимость; затраты на рубль продукции; себестоимость отдельных изделий; отдельные статьи затрат.

Факторы, влияющие на изменение затрат: объем выпуска продукции в целом по предприятию; её структура; уровень переменных затрат на единицу продукции; сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции; затраты на рубль продукции; затраты на сырьё и материалы.


. Анализ финансового состояния организации: экспресс-анализ и углубленный анализ


Цель: получение оперативной, наглядной и простой оценки финансового благополучия и динамики развития предприятия.

Этапы экспресс-анализа: просмотр отчета по формальным признакам ознакомление с заключением аудитора; оценка динамики статей; ознакомление с ключевыми индикаторами; формулирование выводов по результатам анализа.

Углубленный анализ: построение аналитических таблиц; детализированный анализ статей баланса; факторный анализ изменения показателей финансового состояния.

60. Анализ финансовых результатов организации. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли


Внутренние факторы - факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска <#"justify">61. Система показателей рентабельности. Факторное моделирование показателей рентабельности активов


Рентабельность - прибыльность организации, выраженная отношением прибыли к величине затрат или капитала.

Факторный анализ рентабельности активов. Оценим взаимозависимость рентабельности активов, рентабельности реализации и оборачиваемости активов. Если числитель и знаменатель формулы расчета коэффициента рентабельности активов умножить на объем реализации, то мы получим следующее:

(Чистая прибыль : объём продаж) * (объём продаж : стоимость активов)

Это формула Дюпона. Данная формула отражает зависимость рентабельности активов не только от рентабельности реализации, но и от оборачиваемости активов, а также показывает: значение коэффициента оборачиваемости активов для обеспечения конкурентоспособного уровня рентабельности активов; значение коэффициента реализованной продукции; возможность альтернативного выбора между рентабельностью реализованной продукции и скоростью оборота активов компании в процессе поиска пути сохранения или увеличения соответствующего уровня рентабельности активов.

Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность реализации, скорость оборачиваемости, или оба эти коэффициента вместе. По результатам анализа финансовый менеджер может принять решение об увеличении рентабельности реализации, скорости оборота активов, или же повысить оба эти показателя.


. Сущность и показатели деловой активности организации


Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов, устойчивость экономического роста.

Важный показатель дел. акт. - оборачиваемость - скорость превращения вложенных активов в деньги.

Внешние факторы оборачиваемости: отраслевая принадлежность, сфера деятельности, масштабы деятельности, инфляционные процессы, характер хозяйственных связей с партнерами.

Внутренние факторы: эффективность стратегии управления активами, ценовая политика предприятия, методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

Показатели деловой активности: общие (ресурсоотдача, к. оборачиваемости мобильных средств, оборачиваемость ОС); показатели управления активами (к. оборачиваемости собств. капитала, материальных средств, дебиторской и кредиторской задолженности)


. Анализ эффективности управления собственным и заемным капиталом предприятия


Эффективность использования капитала - величина прибыли, приходящаяся на один рубль вложенного капитала.

Методы оценки эффективности использования: расчета рентабельности (продаж, собственного капитала, текущих активов, внеоборотных активов, инвестиций); анализ финансовых коэффициентов (платёжеспособности, оборачиваемости); оценка стоимости финансовых ресурсов (функционирующего, заёмного капитала); оценка структуры и движения капитала предприятия.

Рентабельность - прибыль, получаемая с каждого рубля средств, вложенных в предприятие.

Анализ эффективности использования капитала: дескриптивные модели; структурный, динамические и коэффициентный анализ.


64. Налоговая система РФ. Виды налогов и сборов


Налог - обязательный, индивидуально платеж, взимаемый с организаций и физических лиц денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В РФ установлены виды налогов: федеральные, региональные, местные.

К федеральным налогам относятся: НДС; акцизы; НДФЛ; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

В НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, применяемые к отдельным видам налогов. Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения; единый сельскохозяйственный налог; единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.


65. Субъекты налоговых отношений: налоговые органы, налогоплательщики, налоговые агенты


Налогоплательщиками - организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Налоговые агенты - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые органы - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов.

Налогоплательщики имеют право: получать бесплатную информацию о действующих налогах; использовать налоговые льготы при наличии оснований на них; получать отсрочку и рассрочку; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Обязанности налогоплательщиков: уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах; вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в налоговый орган налоговые декларации.

Права и обязанности налоговых агентов такие же, как у налогоплательщиков.

Налоговые агенты обязаны: правильно и своевременно исчислять и перечислять налоги; сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов; в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов.

Налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщика документы служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов; проводить налоговые проверки; взыскивать пени и штрафы; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Налоговые органы обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства; вести учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах; принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.


. Классификация и методы признания доходов и расходов организаций для целей налогообложения


Налоговой базой для целей исчисления налога на прибыль признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

К доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг), внереализационные доходы (долевое участие, сдача в аренду).

НК РФ устанавливает следующий порядок признания доходов:

В целях исчисления налога на прибыль доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Для доходов от реализации, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается: дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества; дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика;

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на связанные с производством и реализацией (амортизация, з/п), и внереализационные расходы.

По способу включения в налоговую базу расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые: материальные затраты; з/п; выполнения работ, услуг; амортизация.

Косвенные все иные расходы, за исключением внереализационных расходов.


67. Налог на прибыль организаций. Налогоплательщики. Объект, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления


Налог на прибыль организаций - прямой федеральный налог, начисляемый на прибыль организации (20%).

Плательщики налога на прибыль: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Объектом для российских организаций признается прибыль. Прибылью признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Налоговым периодом является календарный год.

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Н = налогооблагаемая база * ставка налога.

Обязанность по исчислению налога на прибыль возложена на налогоплательщика. Он исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

К доходам для целей налогообложения прибыли относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.

Доход от реализации выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Внереализационные доходы: от долевого участия в других организациях; от сдачи имущества в аренду.


68. Налог на добавленную стоимость. Налогоплательщики. Объекты налогообложения, налоговая база, порядок исчисления


НДС - главный федеральный, косвенный налог, который обеспечивает более 25 % всех налоговых поступлений. Представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.

Добавленная стоимость - разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налогоплательщики: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Объект: реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им товаров (работ, услуг).

Налоговый период 1 квартал.

При исчислении НДС используется основная ставка - 18%, 10%, 0%. 0% реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. 10% товары первой необходимости, товары для детей, медицинские товары.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат: день отгрузки; день оплаты.


. Налог на имущество предприятий. Налогоплательщики. Объекты налогообложения. Налоговая база. Порядок исчисления


Региональный налог. Ставка не выше 2,2%.

Объектом признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

Не признаются объектами налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования; имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по остаточной стоимости. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Среднегодовая стоимость имущества: сумма остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца + сумма на 31-е число последнего месяца налогового периода делённая на количество месяцев в налоговом периоде+1. Налоговый период - 1 год.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по налогу и налоговую декларацию не позднее 30 дней с даты окончания отчётного периода. Налоговая декларация по итогом года не позднее 30 марта.


. Страховые взносы в социальные фонды. Порядок начисления и уплаты


Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ИП, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Объектом обложения признаются выплаты, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника.

Тариф страхового взноса: Пенсионный фонд РФ - 22%; Фонд социального страхования РФ - 2,9%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%.

Для индивидуальных предпринимателей стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд.

Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание по страховым взносам в установленном порядке.

Не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия; единовременная материальная помощь: из-за стихийного бедствия, на ребёнка (не более 50к), стоимость отдыха работникам Крайнего Севера, стоимость форменной одежды.


Теги: Финансы предприятия и государства  Вопросы  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 46641
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Финансы предприятия и государства
Назад