Финансы и финансовая система Российской Федерации


Лекция 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации


§ 1. Понятие и роль финансов


Финансовое право, входящее в современную систему российского права, выделяется среди других ее отраслей активным развитием и возросшей ролью в новых экономических и политических условиях страны, возникших в конце ХХ века. Такое наименование этой отрасли права в России было впервые упомянуто в 1868 г. профессором Московского университета Ф. Б. Мильгаузеном в названии изданного им литографированного курса лекций1. Оно применялось и в предшествующий, советский, период истории российского государства, как производное от термина «финансы», не изменившись впоследствии, хотя содержание современного российского финансового права на разных этапах существенно менялось.

Термин «финансы» широко используется и в научном обороте, и в широком общении, но всегда ли он употребляется соответственно своему содержанию? И являются ли в действительности финансами, как их нередко называют, денежные средства в нашем кошельке, на которые мы приобретаем продукты, одежду и т. п.?

Очевидно, что название отрасли «финансовое право» обусловленное термином «финансы», связано с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не любые, а особые денежные отношения. Неслучайно эта отрасль права называется именно финансовым, а не, к примеру, денежным правом. И на других языках мира (английском, немецком и т. д.) этот термин выделяется особо2.

Термин «финансы» произошел от средневекового латинского financia - денежный платеж.

Не разобравшись в этом вопросе, нельзя составить ясное представление о финансовом праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права. Это имеет важное значение для процесса формирования четкого, эффективного финансового законодательства и правильного его применения, что в конечном итоге находит проявление в развитии и функционировании системы права в целом.

Итак, что же такое финансы?

В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений, и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач, имеющих публичный характер.

Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами и не используя широкие возможности воздействия на все эти явления посредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления, призванного решать публичные задачи местного значения также требует соответствующего финансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.

В современных государствах с различным общественно-политическим строем используются и другие экономические инструменты - деньги, прибыль, себестоимость др. Каждый из них выполняет свои функции (выражение стоимости или цены товаров, средство обращения, определение меры труда и меры потребления, стимулирование производства, оценка результатов деятельности предприятий и т. д.), соответственно сущности и значению этих инструментов в жизни общества и государства. Финансы отличаются от всех них своими специфическими функциями. Таким образом, деньги и финансы - разные экономические категории.

Переход России к организации рыночного хозяйства потребовал усиления роли экономических, в том числе и финансовых рычагов в регулировании общественного производства взамен административно-командных методов управления. Развитие рыночной экономики основано на общественном разделении труда, наличии разных форм собственности и обусловленных ими организационно-правовых формах хозяйственной деятельности, экономической обособленности и равноправии их субъектов, внешнеэкономических связей. В результате распределение общественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме. Конституция РФ и основанное на ней законодательство, закрепив разнообразие форм собственности и другие устои рыночной экономики1 определило перспективы ее развития в стране.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отно-шений2. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах.

По своему материальному выражению финансы представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов РФ, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства. Точнее, это финансовые ресурсы страны.

Но такой характеристики недостаточно, так как сущность финансов в качестве экономического механизма раскрывается не в их количественной стороне, хотя она и является важной, а в содержании, особенностях тех общественных отношений, которые возникают при функционировании этого механизма, выполнении свойственных именно ему функций. В таком аспекте финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства, безопасности страны и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта, а также контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансам свойственны, как основные и определяющие, распределительная и контрольная функции, в которых выражается социально-экономическая роль финансов, т. е. их предназначение в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. В результате функционирования финансов формируются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т. п.), оборону страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех отраслей экономики соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Следовательно, финансы - важный рычаг регулирования экономики страны в целом с широкими возможностями воздействия на нее. В современных условиях мировых процессов глобализации, особенно в экономической сфере, и расширения международных экономических связей России, роль ее финансов не только усиливается, но и усложняется, требует освоения сложившихся в мире финансовых инструментов, использования их в целях реализации внутренней и внешней политики страны.

Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой посредством экономических методов воздействия, а также их контрольной функции - необходимое условие успешного функционирования рыночной экономики. Эффективной реализации этой роли препятствуют кризисные и иные негативные явления в экономике страны, о чем свидетельствуют факты ее состояния в конце ХХ века. В сфере финансов и денежного обращения они проявились как бюджетный дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами), несобираемость налогов в намеченных суммах, рост задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падение покупательной способности рубля, низкий уровень финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, неплатежи при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, задержки выплат заработной платы и социальных пособий, неэффективность налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной Правительством РФ 10 июля 2001 г. 910-р, было отмечено начало формирования позитивных тенденций в российской экономике и финансах: сведение бюджета с профицитом (превышением доходов над расходами), снижение налоговой нагрузки, рост инвестиций и др. Вместе с тем обращено внимание на недостаточную устойчивость таких тенденций, в связи с чем остаются значительными масштабы бедности и недопустимо низкими средние стандарты жизни. На развитие этих положительных тенденций направлены последующие государственные долгосрочные и среднесрочные программы.

Итак, финансы и деньги - различные стороны (элементы) экономики. Несмотря на их близость и определенное сходство внешнего выражения они имеют различия в функциях и выполняемой роли в жизни общества. Если деньги выступают как средство платежа и обращения, мера стоимости в т. д., то финансы выполняют распределительную и контрольную функции. Финансы не охватывают всех денежных отношений (например, денежных отношений, возникающих в связи с куплей-продажей, оплатой труда и др., носящих, главным образом эквивалентный характер). Содержанием финансовых отношений являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды (финансовые ресурсы) государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений. В то же время финансы и деньги взаимодействуют между собой, переходят из одного качества в другое.

С развитием рыночных отношений в процессе функционирования финансов сложился и расширяется сопутствующий им механизм финансового рынка и финансовых услуг, который содержит инструменты, способствующие эффективности действия финансов и развитию экономики в целом. Под финансовым рынком понимают совокупность форм торговли финансовыми активами: ценными бумагами, кредитами, депозитами, иностранной валютой. Он включает фондовый рынок (фондовые биржи), кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании, пенсионные и другие фонды), рынки капитала - страхового, ипотечного, межбанковского, где действуют соответствующие организации. Кроме того, существует мировой финансовый рынок с участием государств мировой системы и других ее институтов. В России, а также в странах, входивших в состав СССР, других странах с бывшей социалистической системой экономики, финансовый рынок - сравнительно новое явление. Если мировой экономике оно известно примерно 400 лет, в современной России финансовый рынок вместе с представляемыми на нем соответствующими финансовыми услугами находится в состоянии активного развития.

Финансовый рынок находится под регулирующим воздействием государства. Это воздействие включает правовое регулирование, в чем важная роль принадлежит финансовому праву, обеспечивающему публичные интересы. Вместе с тем в данной сфере действуют нормы и других отраслей права - соответственно своему предмету правового регулирования, в значительной мере это относится к гражданскому праву. Таким образом, формируется законодательство, регулирующее данные отношения по разным направлениям сферы финансового рынка. Интересно отметить, что в Украине, например, действует Закон обобщающего содержания - «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».. Рынки финансовых услуг определены в нем как сфера деятельности участников рынков финансовых услуг с целью предоставления и потребления определенных финансовых услуг, к которым отнесены профессиональные услуги на рынках банковских, страховых, инвестиционных услуг, операций с ценными бумагами и других видов рынков, которые обеспечивают оборот финансовых активов1. В России подобный законодательный акт, распространяющийся на сферу финансовых рынков в целом, в настоящее время отсутствует, что можно расценить как пробел в российском законодательстве, хотя по разным направлениям данной сферы действует ряд законодательных и иных правовых актов.


§ 2. Финансовая система (структура финансов Российской Федерации)


Финансы, будучи целостной экономической категорией, обладая специфическими свойствами, присущими им в целом, вместе с тем имеют и свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, которые призваны обслуживать финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте - это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т. д.

В финансовой системе РФ за последнее десятилетие произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

На современном этапе в состав финансовой системы РФ входят:

бюджетная система, состоящая из государственных бюджетов (федерального и бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов муниципальных образований;

внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

финансы предприятий, организаций, учреждений;

финансы страхования;

кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Подобное мнение о содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки.

Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано суждение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Однако ссылка на наличие особенностей у кредита при обособлении его от финансов представляется неубедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между собой как составная часть этой единой системы. Взаимодействует с ними и кредит. Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в нее включают.

При этом в современной литературе отмечается целесообразность расширительного толкования финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включения в них и банковского кредита.

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местного самоуправления. Все они обладает общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Все звенья (институты) финансовой системы можно сгруппировать в подсистемы. Например, в зависимости от формы собственности можно выделить государственные, муниципальные и частные финансы (иначе - финансы государственные, муниципальные и субъектов хозяйствования)2, или более обобщенно - публичные и частные финансы.

В процессе развития финансовой системы современной России широко использован зарубежный опыт. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Частью средств федерального бюджета является Стабилизационный фонд РФ (глава 13.1 БК РФ).

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей организаций и физических лиц. Однако для привлечения средств используется также внутригосударственный и внешний кредит на возвратной основе.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 90-х годов. Такие фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Формирование названных фондов закреплено в гл. 17 БК РФ. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, а том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей организаций и физических лиц, так и за счет поступлений добровольного характера. В установленных законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Первоначально они были преобразованы в бюджетные целевые фонды и впоследствии упразднены (в связи с чем средства фондов вошли в общие суммы доходов и расходов бюджета). Такой путь прошли, например, дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступностью и др.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются финансы коммерческих и финансы некоммерческих организации. Коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них, некоммерческие организации, в том числе бюджетные учреждения такой цели не имеют, хотя они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.

Финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальным доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении - это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, что создает возможности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или использование их затрудняют.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отечественных и иностранных хозяйственных организаций, акционерные общества. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на отечественного партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, осуществляющих материальное производство, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования и за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т. д.).

Существуют следующие формы страхования: 1) имущественное и личное; 2) социальное; 3) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными.

В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников, продолжая развиваться в этом направлении.

Различают следующие формы кредита: а) государственный и муниципальный, б) банковский.

Под государственным кредитом принято понимать прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг1. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. Законодательство предусматривает возможность использования этих средств для финансирования бюджетного дефицита (ст. 94-96 БК РФ).

Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. Россия активно использует государственный кредит для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (бюджетный кредит) юридическим лицам или для пополнения другого бюджета в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. В этих случаях государство выступает в качестве кредитора.

В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении бюджетные средства во временное пользование.

Банковский кредит - это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы. Таким образом банковский кредит неразрывно связан с осуществляемым банками сберегательным делом.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального Банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности. Однако острое обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы и сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они стали составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Россия вступает в сфере финансов в разнообразные международные связи, которые вместе с тем оказывают воздействие на состояние и возможности использования ее финансовой системы для решения внутренних вопросов. Это финансовые отношения со странами СНГ, развивающиеся после распада Союза ССР, а также с другими зарубежными государствами. Они осуществляются на основе соответствующих договоров и соглашений и являются предметом международного финансового права.

Особо следует выделить финансовые отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, развивающиеся в направлении, определенном Договором о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000 г. Среди его целей определено создание единого экономического пространства и формирование единой правовой системы демократического государства. Соответственно этим целям намечено поэтапное введение единой денежной единицы, действие общего рынка ценных бумаг, единые принципы взимания налогов и т. д. Сформирован и регулярно утверждается бюджет Союзного государства.

В настоящее время функционирование финансовой системы России вступило на качественно новый этап, связанный с переходом к среднесрочному и далее долгосрочному финансовому планированию и созданию эффективной системы управления государственными финансами.

См. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» / Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. ¹ 7.

Российское государство и муниципальные образования в связи с использованием для выполнения своих задач финансовой системы осуществляют в лице своих органов соответствующую - финансовую деятельность. Возникающие в процессе этой деятельности финансовые общественные отношения регулируются нормами особой отрасли права, а именно - финансового права. В результате этого финансовая система приводится в действие. Следовательно, от уровня (качества) правовых норм и правоприменительной деятельности в данной сфере зависит эффективность действия финансовой системы и реализация социально-экономических программ страны. Это обусловливает необходимость глубокого изучения финансового права.

финансы система государственный долг

Вопросы и задания для самоконтроля


Дайте определение понятия «финансы».

В каких экономических условиях существуют и развиваются финансы?

Какие функции свойственны финансам?

Чем различаются понятия «деньги» и «финансы»?

Что выражают термины «финансы Российской Федерации», «финансы субъекта РФ», «муниципальные (местные) финансы»?

Что понимается под термином «финансовая система» (в экономическом аспекте?

Какие звенья (институты) входят в состав финансовой системы?

Составьте схему финансовой системы.

Какие изменения произошли в финансовой системе РФ в условиях перехода к рыночной экономике?

Дайте характеристику звеньям (институтам) финансовой системы?

Как связаны и взаимодействуют между собою финансы и финансовое право?

Что понимается под финансовым рынком? Каково взаимодействие финансовых рынков и финансов?


Теги: Финансы и финансовая система Российской Федерации  Лекция  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 6055
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Финансы и финансовая система Российской Федерации
Назад