Понятие финансов


Понятие финансов


1. Сущность финансов, их отличительные черты


Сущность финансов содержится в совокупности денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. Финансы являются одним из важнейших орудий косвенного воздействия на воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Экономическая сущность финансов заключается в исследовании - за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и части национального богатства путем формирования и использования денежных ресурсов с целью удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства, государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Черты финансов:

финансы носят денежный характер;

деньги являются материальной основой существования и функционирования финансов;

распределительный характер;

областью возникновения и функционирования финансов являются стадии воспроизводственного процесса, на которых происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте;

финансовые отношения всегда выражают движение денежной формы стоимости;

финансовые отношения находят свое материальное воплощение в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.

. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями


Финансы в своем проявлении в экономических отношениях функционируют не изолировано, а взаимодействуют со многими экономическими категориями.

Финансы, участвуя в стоимостном распределении, тесно связаны с такими категориями, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, страхование.

Все названные категории занимают свое особое место в системе распределительных и других воспроизводственных отношений, проявляют свои функции в едином процессе распределения общественного продукта и национального дохода.

Финансы и цена. Функционирование цены и финансов в их взаимосвязи подтверждает, что цены являются основой финансового метода распределения стоимости. Цена выступает как исходная категория стоимостного распределения, опосредствуя полный цикл актов купли - продажи. Если в процессе распределения возникают отклонения цен от стоимости, а объективно это возможно, то в результате у одних участников реализуется большая стоимость, а у других - меньшая. Сами цены не вызывают непосредственного образования денежных фондов, они выступают инструментом товарно-денежных отношений, денежным выражением стоимости. Но и цена постоянно воздействует на величину и структуру фонда возмещения, а значит и на прибыль. При помощи цены формируется выручка от реализации продукции, услуг, образуется валовой доход, который при финансовом распределении расщепляется на целевые фонды денежных средств для их последующего использования. Таким образом, ценовые и финансовые методы, взаимодействуя, участвуют в формировании стоимости и распределении и перераспределении всей стоимости продукта.

Финансы и заработная плата. Взаимосвязь финансов с заработной платой проявляется в том, что финансы через заработную плату формируют фонд оплаты труда работников. Каждый гражданин, участник производственного или непроизводственного процесса должен получать от общества свою долю стоимости, которая соответствует его трудовому вкладу.

Финансы и прибыль. Взаимосвязь прибыли и финансов проявляется в том, что прибыль одновременно выступает инструментом распределения стоимости, источником образования фондов денежных средств, необходимых для возобновления процесса воспроизводства, расширения производства, увеличения возможностей в формировании централизованного фонда денежных средств. Прибыль - это результат благополучной финансовой деятельности предприятий. Получение прибыли свидетельствует о рациональном использовании имеющихся финансовых ресурсов, действий обоснованной ценовой политики. Прибыль образуется в результате финансового распределения валового дохода предприятия, любого хозяйствующего субъекта. Из прибыли уплачивается часть стоимости в общегосударственный централизованный денежный фонд (государственный бюджет). Нераспределенная прибыль на предприятии выступает новым источником финансовых ресурсов. Таким образом, прибыль как инструмент финансов выполняет обширную функцию, а финансы проявляют себя через активное использование прибыли.

Финансы и кредит. Взаимосвязь финансов и кредита проявляется в том, что обе эти категории являются категориями отношений, базируются на движении денег, выступают источниками для кругооборота фондов. И финансы, и кредит выступают как «ресурсы», формируемые на основе перераспределения вновь созданной стоимости, денежных накоплений всех участников общественного развития. Финансы и кредит - это исторически сложившиеся экономические категории, которые параллельно во взаимосвязи отражают конкретные интересы в удовлетворении потребностей членов общества в источниках финансирования. Финансы и кредит тесно связаны с законом стоимости. Вместе с тем обе указанные категории самостоятельны, каждая имеет свою сущность. Кредит проявляет свою сущность через возвратность, платность. Кредит - это движение ссудного капитала, свободных денежных средств во времени, которые через банки и иные финансово - кредитные институты мобилизуются и используются в качестве источников кредитования, финансирования. Здесь образуются централизованные в банке денежные (кредитные) ресурсы. Финансы в свою очередь связаны с образованием многочисленных денежных фондов на уровне различных субъектов экономических отношений.


3. Распределительная функция финансов, ее содержание и значение


Распределительная функция финансов проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, с помощью финансов.

Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы.

Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием не производственной сферы, социальной сферы, а так же с необходимостью перераспределения денежных средств между различными отраслями экономики, правительствами, территориями, уровнями государственного управления и местного самоуправления, различными социальными группами населения.

Процесс перераспределения осуществляется через:

. Бюджетную сферу в ходе уплаты налогов, не налоговых платежей как предприятиями так и населением, а так же в ходе финансирования из бюджета расходов предприятий и граждан.

. Финансовый рынок путем привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг, получение банковских кредитов, процентов, дивидендов.

. Через страховой рынок в процессе уплаты страховых взносов выплаты и получение страховых вознаграждений.

Кроме стоимости ВВП как основного объекта воздействия финансов в качестве инструмента распределения распределяется так же часть национального богатства государства в виде накоплений прошлых лет (прибыль, сбережения населений и тд.); поступления от внешней экономической деятельности (внешней торговли, внешние займы, кредиты, дивиденды по ценным бумагам иностранных резидентов), таким образом участие финансов в распределительном процессе характеризуется привлечением различных объектов распределения, значительными объемами денежных средств мобилизуемыми в процессе распределения, значительной мобильностью создаваемых и расходуемых денежных средств и денежных доходов.


4. Контрольная функция финансов, проблемы ее реализации в современных условиях


Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной и является производной от нее. Ее необходимость вытекает из объективного характера распределительного процесса, который требует осуществления механизма контроля за последовательным и пропорциональным распределениям стоимости ВВП, соблюдением закономерности процесса распределения, за выявлением нарушений в этом процессе.

При рассмотрении содержания контрольной функции часто происходит ее отождествление с финансовым контролем. Контрольная функция финансов связана с финансовым контролем и в тоже время отличается от него как отношение экономического базиса и надстройки в обществе. Контрольная функция как объективная способность экономической категории является элементом экономического базиса. Финансовый контроль является одной из сторон управленческой деятельности государства и других субъектов и таким образом является элементом надстройки.

Контрольная функция - объективная способность финансов осуществлять контроль за процессом распределения и перераспределения стоимости ВВП и других объектов с целью соблюдения законности этого процесса, выявлять последствия в экономике от функционирования различных форм финансовых отношений, методов и способов их организации.


5. Понятие об управлении финансами. Органы управления финансами, изменение их функций в условиях административной реформы


Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.

Под управлением финансами понимается также воздействие на финансовые отношения с целью максимально эффективного распределения (перераспределения) финансовых ресурсов.

В любой системе управления выделяют объекты и субъекты управления, применительно к финансам, объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами - финансовые органы управления.

Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку можно выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с компетенцией в финансовой сфере.

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.

К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с денежных средств, а также регулирование финансов на основе использования всех этих функций.


6. Финансовая система РФ, ее сферы и звенья, их развитие в условиях рыночных отношений


Финансовая система в целом - это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, участвующих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовая система РФ включает в себя следующие сферы и звенья:

I. Финансы хозяйствующих субъектов всех форм собственности:

) Финансы коммерческих предприятий,

) Финансы некоммерческих предприятий.

II. Государственные и муниципальные финансы:

) Бюджет и бюджетная система,

) Внебюджетные фонды,

) Государственный кредит и государственный долг.

III. Страхование:

) Имущественное страхование,

) Личное страхование,

) Страхование ответственности.

IV. Рынок ценных бумаг.


7. Финансовая политика государства, ее содержание и задачи в современных условиях


Государство разрабатывает финансовую политику как средство успешной реализации своих целей и задач в финансовой сфере. Эффективность воздействия финансов на социально-экономическое развитие общества во многом зависит от выбранных направлений финансовой политики и процесса ее реализации.

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

создание адекватного финансового механизма;

управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики направлены на:

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная цель государственной финансовой политики - наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.


8. Финансовый механизм, его содержание, составные части, роль и значение в регулировании рыночной экономики


Как говорилось ранее, важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

Финансовый механизм - это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

Финансовый механизм - это инструмент реализации финансовой политики государства, решения задач и выбора направлений.

Основными элементами финансового механизма является:

финансовое планирование и прогнозирование;

финансовые показатели, нормативы и лимиты;

управление финансами;

финансовые рычаги и стимулы;

финансовый контроль.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов и т.д.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Финансовый механизм играет особое значение в реализации финансовой политики государства. Современный финансовый механизм призван не только создавать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности государства, но и обеспечивать экономическое регулирование в условиях функционирования рынка и многоукладной экономики.


9. Объективные предпосылки и возможности использования финансов в общественном воспроизводстве


По своей экономической сущности финансы - объективная категория. Но в практике хозяйствования они могут социально использоваться обществом для воздействия на процессы общественного развития.

Объективные предпосылки целенаправленного использования финансов в общественном воспроизводстве кроются в функциях этой категории - распределительной и контрольной. Первая позволяет формировать финансовые ресурсы и целевые денежные фонды в соответствии с потребностями развития общественного производства в целом и отдельных его структурных подразделений. Вторая (через движение финансовых ресурсов) отражает течение экономических процессов в обществе, подобно чуткому барометру фиксирует все происходящее в экономике и отдельных ее структурных подразделениях.

Реализация объективных предпосылок использования финансов в общественном воспроизводстве зависит от того, в каких конкретных организационно-правовых формах происходит функционирование финансовых отношений. Между категорией финансов и организационными ее проявлениями большая разница: первая всегда объективна, выражая реальные производственные отношения, вторые - субъективны, так как связаны с деятельностью людей.

Благодаря организационным формам становится возможным использование финансов в качестве экономического рычага, активного инструмента управления экономикой.


10. Финансовые ресурсы, их источники, факторы роста, необходимость и значение в рыночной экономике


Финансовые ресурсы - это совокупность всех денежных средств, которые имеются в распоряжении государства, предприятий, организаций, учреждений для формирования необходимых активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счёт доходов, накоплений и капитала, так и за счёт различного вида поступлений.

Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

Источниками финансовых ресурсов могут быть три группы ресурсов:

) финансовые ресурсы, которые поступают в процессе перераспределения государственных поступлений: страховки, субсидии и другие;

) финансовые ресурсы, которые образованы собственными средствами предприятия (прибыль, доход, резервные фонды);

) финансовые ресурсы, полученные в процессе деятельности фирмы на финансовом рынке (реализация акций, дивиденды, процентная прибыль, кредиты).

Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности.

Следующий фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в совокупном общественном продукте - материалоемкости - является фактором, способствующим увеличению произведенного национального дохода - основного источника финансовых ресурсов.

На рост финансовых ресурсов также влияет материально-вещественная структура общественного производства в целом и промышленного производства в частности. Чем выше удельный вес и темп развития производства товаров и услуг потребительского назначения в общественном производстве, тем больше может быть возможный объем финансовых ресурсов.


11. Финансовое планирование и прогнозирование, направления совершенствования в условиях реформирования бюджетного процесса


Важным элементом управления финансами и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели. Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет).

Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Финансовые планы - это планы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.

. Финансовый контроль, его организация и перспективы развития

финансы рыночный экономический

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В настоящее время большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности.

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по разным направлениям. Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств.


. Негосударственный финансовый контроль, его развитие


К негосударственным видам финансового контроля относятся:

) внутрифирменный (корпоративный);

) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;

) аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими - за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.

Отдельный вид негосударственного контроля - аудит или аудиторский финансовый контроль. Аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Основные задачи аудиторского контроля:

) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;

) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.


. Финансовый рынок, его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов


Финансовый рынок - это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам), а также трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал.

Финансовые рынки подразделяются на первичные и вторичные. На первичном финансовом рынке выпускаются в продажу новые ценные бумаги. На вторичном финансовом рынке осуществляется перепродажа ценных бумаг. Возможность перепродажи основана на том, что инвестор свободно владеет и распоряжается ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Цель первичных финансовых рынков - привлечение дополнительных финансовых ресурсов для инвестирования в производство, на социальные потребности, в научные исследования. Вторичные финансовые рынки предназначены для перераспределения имеющихся финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества.

Функционирование финансовых рынков имеет огромное хозяйственное значение. Благодаря им становится возможным инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличивать производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал. С помощью финансового рынка обеспечивается развитие предприятий, отраслей, с целью получения инвесторами максимальной прибыли. Перелив капиталов на финансовых рынках способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению научно-технических достижений. Все это содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов. На финансовом рынке изыскиваются свободные денежные средства для покрытия растущих государственных расходов.


15. Финансы хозяйствующих субъектов как сфера финансовой системы


Финансы хозяйствующих субъектов - составная часть и основа финансовой системы страны. Функционируют финансы хозяйствующих субъектов в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы хозяйствующих субъектов - это денежные отношения хозяйствующих субъектов с государственными органами власти и другими экономическими субъектами, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед государством, другими организациями и работниками.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую независимость предприятия, выступают собственные средства (капитал и резервы): уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления. В результате операций с ценными бумагами на финансовом рынке могут быть мобилизованы дополнительные финансовые ресурсы. Источником пополнения финансовых ресурсов являются также поступления в виде страховых возмещений от страховых организаций, заемные средства, в том числе банковский кредит.

К финансам хозяйствующих субъектов относятся: финансы коммерческих организаций и финансы некоммерческих организаций.

Финансы коммерческой организации представляют собой денежные отношения коммерческой организации с государственными органами власти и другими экономическими субъектами, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед государством, другими организациями, работниками.

Финансы некоммерческой организации - это доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение (и соответственно распределение) прибыли.

Индивидуальные предприниматели как хозяйствующие субъекты в нашей стране появились недавно, с началом рыночных преобразований в экономике.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.


. Выручка от реализации продукции, ее роль в формировании финансовых ресурсов предприятий


Выручка от реализации продукции является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность процесса деятельности предприятия. Несвоевременное поступление выручки влечет перебои в деятельности, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

Использование выручки отражает начальный этап распределительных процессов. Из полученной выручки предприятие возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию, другие предметы труда, а также оказанные предприятию услуги. Дальнейшее распределение выручки связано с формированием амортизационных отчислений как источника воспроизводства основных фондов и нематериальных активов. Оставшаяся часть выручки - это валовой доход или вновь созданная стоимость, которая направляется на оплату труда и формирование прибыли предприятия, а также на отчисления во внебюджетные фонды, налоги (кроме налога на прибыль), другие обязательные платежи.

Выручка (оборот, объём продаж) - это совокупность денежных средств, получаемых предприятием за определённый период его деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам.

Главным источником формирования валового дохода предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг). Реализация продукции - завершающая стадия кругооборота средств предприятия.

Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой полностью поступили средства на счет поставщика.

Следовательно, результат реализации продукции принимает денежную форму - форму выручки от реализации произведенных товаров, которая должна поступить на расчетный счет предприятия.

Выручка характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении.

Выручка является используется предприятием для: оплаты счетов поставщиков; выплаты з/п рабочим и служащим; уплаты процентов за кредит; погашение банковского кредита и т.д.


17. Инвестиционная деятельность предприятий


Инвестиции занимают центральное место в экономическом процессе и предопределяют общий рост экономики предприятия.

Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.

В результате инвестирования увеличиваются объемы производства, растет доход, развиваются и уходят вперед в экономическом соперничестве отрасли и предприятия, вышедшие вперед в конкурентной борьбе и в наибольшей степени удовлетворяющие спрос на те или иные товары и услуги. Полученный доход частично вновь накапливается и увеличивается, происходит дальнейшее расширение производства, что приводит к процветанию предприятия. Таким образом, инвестиции сами обусловливают рост расширенного воспроизводства, образующегося за счет дохода в результате эффективного распределения.

Инвестиционная деятельность предприятия состоит из следующих составных частей: инвестиционная стратегия, стратегическое планирование, инвестиционное проектирование, анализ проектов и фактической эффективности инвестиций.

Существуют определенные особенности инвестиционной деятельности предприятия:

инвестиционная деятельность предприятия является составной частью общей экономической стратегии развития предприятия. Объемы инвестиционной деятельности предприятия позволяют оценить темпы его экономического развития,

циклический характер инвестиционной деятельности, который обусловлен необходимостью возмещения морального и физического износа основных средств, а также расширения производства,

возможность возникновения инвестиционных рисков. Эти риски связаны, прежде всего, с изменениями, происходящими во внешней среде (налоговой системе, рыночной конъюнктуре, валютном регулировании и т.д.). Инвестиционный риск - это вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности условий инвестирования.


18. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия


Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход предприятия, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль характеризует финансовый результат деятельности предприятия. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.

Цель предпринимательской деятельности - получение прибыли, но не всегда этого можно достичь. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки.

На величину прибыли может оказывать влияние множество факторов:

Внутренние факторы:

уровень хозяйствования;

компетентность руководства и менеджеров;

конкурентоспособность продукции;

уровень организации производства и труда и др.;

производительность труда;

состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Внешние факторы:

конъюнктура рынка;

уровень цен на потребляемые материально - сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;

нормы амортизационных отчислений;

природные условия;

государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.

Цель предпринимательской деятельности - это не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. Если прибыль - это абсолютный показатель, то рентабельность - относительный показатель позволяющий оценивать доходность предприятия, результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании.

Рентабельность - это относительный показатель, выраженный в процентах (или коэффициентом) и характеризующий эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или текущих издержек производства. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.


19. Распределение и использование прибыли коммерческого предприятия


Система распределения и использования прибыли должна стимулировать дальнейшее развитие данного вида деятельности и освоение новых, материально заинтересовывать в увеличении прибыли. Порядок распределения и использования прибыли коммерческого предприятия определяется принятой в данном обществе на данном этапе его развития методологией присвоения прибыли.

Предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами.

В законе «О предприятиях в Российской Федерации» в статье 62 записано: «Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли если иное не предусмотрено Уставом».

Государственное воздействие на выбор направлений использования чистой прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции.

Планирование распределения прибыли осуществляется в два этапа:

) на первом этапе определяется потребность в прибыли по следующим направлениям ее использования:

а) для финансирования развития материально-технической базы предприятия,

б) для создания финансовых резервов,

в) для погашения долгосрочных и среднесрочных кредитов банка,

г) для финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов и других горизонтальных структур, членом которых является данное предприятие,

д) для обеспечения социального развития предприятия и повышения материальной заинтересованности работников с учетом потребности в социальных, культурных, жилищных мероприятиях и их стоимости.

е) для обеспечения выполнения налоговых обязательств перед государством;

ж) для выплаты дивидендов (если такие расходы предусмотрены учредительными документами).

На втором этапе сравнивается сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению. Общая сумма потребности в прибыли по основным вышеперечисленным направлениям ее использования представляет собой один из вариантов величины целевой прибыли предприятия.

Окончательные решения по планируемым направлениям использования прибыли принимаются после утверждения плана прибыли с учетом возможностей ее получения. Если - план прибыли меньше или больше прогнозируемой прибыли исходя из потребности в ней, то это дает основание для уточнения величины прибыли, направляемой в соответствующие каналы ее использования.

Нераспределенная прибыль прошлых лет может быть направлена на пополнение резервного фонда, на увеличение уставного фонда, на увеличение фондов специального назначения (на выкуп имущества и т.п.), на выплату доходов участникам предприятия и др.


20. Финансовые ресурсы предприятия, факторы их роста


Финансовые ресурсы предприятия это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих.

Финансовые ресурсы предприятий предназначены для выполнения финансовых обязательств предприятий, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.

Различают следующие источники формирования финансовых ресурсов предприятия:

. Собственные средства, 2. Заемные средства. 3. Привлеченные.

Собственные средства - это средства, которые принадлежат предприятию (уставный капитал, прибыль, резервный фонд и т.д.)

Заемные средства - средства, которые не находятся в собственности предприятия, но ими можно воспользоваться при необходимости (кредиты, займы).

Привлеченные средства - принадлежат другим лицам, но находятся в пользовании предприятия (средства долевого участия в инвестиционной деятельности, средства от эмиссии ценных бумаг, страховое возмещение, задолженности по з/п работникам, задолженности по выплате налогов, и др.)

Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности.

Также факторами роста финансовых ресурсов предприятия являются:

увеличение доли производства товаров с высокой финансовой отдачей,

совершенствование направлений использования финансовых ресурсов.


21. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов и изменение их содержания


Финансы хозяйствующих субъектов в рыночных условиях строится на принципах:

. Принцип хозяйственной самостоятельности - предполагает, что коммерческая организация самостоятельно определяет свою хозяйственную деятельность, направления вложения денежных средств в целях получения прибыли.

Однако хозяйственная самостоятельность не означает вседозволенности. Рынок предполагает строгий правовой порядок. Государство устанавливает правила предпринимательства и контролирует их соблюдение.

. Принцип самофинансирования - подразумевает, что собственных источников достаточно для покрытия текущих затрат, обновления основных фондов и нематериальных активов, финансирования социальных программ организации и участия в доходах бюджета. Принцип самофинансирования необходим для ведения предпринимательской деятельности в любой сфере бизнеса.

. Принцип материальной ответственности означает четкую систему ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. За нарушение договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства организации уплачивают штрафы, пени, неустойки. В случае неэффективной деятельности организация в судебном порядке может быть признана несостоятельной (банкротом). К руководителям и работникам организации могут быть применены различные виды наказаний (штрафы, лишение премий, административные взыскания вплоть до увольнения с работы) за нарушения установленных законодательством правил работы организации, трудовой, производственной и финансовой дисциплины.

. Принцип экономической заинтересованности в результатах деятельности определяется главной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли. В результатах деятельности организации должны быть заинтересованы в равной степени собственники организации, её работники и государство. Для работников организации должна быть обеспечена достойная оплата труда, а также дополнительное материальное вознаграждение за счет прибыли (в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, доплат за выслугу лет и других стимулирующих выплат), а также за счет выплат процентов по облигациям, дивидендов по акциям, приобретенным работниками организации. Для собственников организации должен быть обеспечен гарантированный доход на вложенный капитал (в виде выплаты дивидендов). В интересах государства обеспечиваются рентабельные работы организации, уплатой всех налогов и обязательных взносов.

. Принцип формирования финансовых резервов обусловлен рискованным характером предпринимательской деятельности. В рыночной экономике последствия многочисленных рисков ложатся непосредственно на хозяйствующие субъекты поэтому они создают финансовые резервы для покрытия возможных резервов.


22. Финансовый менеджмент как звено системы управления финансами предприятий


Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движениями и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент (управление финансами) - это система принципов, методов и форм рационального и эффективного управления финансовыми ресурсами и отношениями предприятия с целью обеспечения устойчивой производственно-хозяйственной деятельности, достижения достаточной прибыли и повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Основными принципами финансового менеджмента являются:

Финансовая самостоятельность предприятия.

Самофинансирование предприятия.

Экономическая (материальная) заинтересованность предприятия.

Материальная ответственность.

Обеспечение рисков финансовыми резервами.


23. Сущность и роль бюджета в социально-экономическом развитии общества


Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет (как экономическая категория) - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода путем формирования и использования централизованного фонда денежных средств с целью удовлетворения потребностей государства в выполнении его функций.

Сущность бюджета проявляется в его признаках и функциях.

Признаки бюджетных отношений: - денежный характер,

распределительный характер, - безвозмездность, - безэквивалентность,

планность (родовой признак).

Функции бюджета:

) распределительная:

а) образование бюджетного фонда (доходы бюджета),

б) использование бюджетного фонда (расходы бюджета).

) контрольная:

а) контроль за доходами бюджета,

б) контроль за расходами бюджета.

На величину бюджета влияют следующие факторы: - размер (объем) ВВП и национального дохода, - объем возложенных на государство обязательств, - стадия экономического цикла в стране (кризис, подъем экономики, инфляция), - чрезвычайные ситуации, и др.

Роль бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около национального дохода, валового внутреннего продукта, валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны. Через бюджет проходят финансовые потоки, он влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объем производства, инвестиции, уровень безработицы, валютный курс. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.


. Бюджетный кодекс РФ как свод законов, регулирующих систему бюджетных отношений


Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетный кодекс - это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс РФ включает в себя пять частей.

Первая часть устанавливает общие положения,

Вторая - основы функционирования, принципы и устройство бюджетной системы РФ,

Третья посвящена бюджетному процессу, данной частью описываются участники бюджетного процесса и их полномочия, а также формы государственного и муниципального контроля и этапы бюджетного процесса - составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов

Четвертая - ответственности за нарушение бюджетного законодательства,

Пятая содержит заключительные положения.


25. Бюджетный механизм, его звенья и элементы


Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства.

Бюджетный механизм - это совокупность методов и форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления бюджетного контроля.

Можно выделить три звена бюджетного механизма:

. Методы аккумуляции средств в бюджете:

налоговый (налоги, налоговые платежи);

неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);

. Методы и формы выделения средств из бюджета:

бюджетное финансирование - выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности);

бюджетное кредитование - выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т.е. возвратности, срочности, платности;

. Методы и формы межбюджетных отношений.


26. Бюджетный процесс РФ, задачи, принципы организации, направления совершенствования в рамках концепции реформирования бюджетного процесса


Бюджетный процесс - это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента.

Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Задачи бюджетного процесса:

) максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов,

) определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития,

) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема,

) согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление денежно-кредитного кризиса и инфляционных тенденций в экономике,

) сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня,

) повышение роли бюджетного планирования (прогнозирования),

) контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств.

Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:

глава государства;

органы законодательной власти;

органы исполнительной власти;

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и местного финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители бюджетных средств.

Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета, которые состоят в том, что бюджетная система России должна объединять все бюджетные доходы и расходы в федеральном бюджете, территориальных бюджетах и местных бюджетах в соответствии с законодательством,

реальность планируемых бюджетных доходов,

гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов выражаются в том, что на всех стадиях бюджетного процесса проектные показатели подвергаются всестороннему обсуждению,

соблюдение бюджетной классификации выражается в том, что при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы,

периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год.


27. Бюджетирование, ориентированное на результат, содержание и внедрение


Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), в публичных финансах Российской Федерации - методологический подход к планированию и исполнению государственного и местных бюджетов, реализуемый с середины 2000-х годов в рамках бюджетной реформы, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учётом меняющихся приоритетов государственной политики.

БОР включает в себя следующие задачи:

) Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов.

) Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

) Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расходов, осуществляемых по сметному принципу, и др.


28. Межбюджетные отношения: сущность, принципы организации, направления совершенствования в условиях реализации комплексной реформы федеративных отношений


Межбюджетные отношения - это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.


29. Бюджетная классификация РФ, ее содержание


Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных расходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию видов государственного внешнего и внутреннего долга;

классификацию внешних активов Российской Федерации.

Значение бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным наблюдение за движением бюджетных ресурсов. Существование бюджетной классификации предполагает присвоение каждому учреждению и организации определенного кода.


. Внебюджетные фонды, их роль и значение. Классификация внебюджетных фондов


Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь).

С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи:

социальную защиту населения;

повышение жизненного уровня населения;

сохранение и улучшение здоровья населения;

социальную ориентацию безработного населения.

оказание социальных услуг населению.

Аккумуляция средств во внебюджетных Фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Внебюджетные фонды принято делить на экономические и социальные.

) Экономические:

Федеральный дорожный фонд,

Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ,

Фонд финансового регулирования,

Фонд поддержки предпринимательства и др.

) Социальные:

Пенсионный Фонд РФ,

Государственный фонд занятости населения РФ,

Фонд обязательного медицинского страхования,

Фонд социального страхования и др.


31. Понятие бюджетного дефицита (профицита), источники его финансирования


Бюджетный дефицит - состояние бюджета, характеризующееся превышением объема в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Источники финансирования дефицита:

. внутренние:

государственные и муниципальные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ,

кредиты, полученные от кредитных организаций,

кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ,

. внешние:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте,

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты,

кредиты от кредитных организаций в иностранной валюте, и др.

Профицит - это превышение доходов над расходами.

Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

Профицит в отличие от дефицита ведет к положительному сальдо.


32. Понятие консолидированного бюджета, его роль в становлении рыночных отношений


Консолидированный бюджет РФ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Значение КБ:

) его показатели используются в ходе разработки соц-эк прогнозов страны и отдельных территорий

) эти показатели используются при установлении нормативов отчислений от налогов и размеров дотаций в нижестоящие бюджеты

) на основании показателей КБ можно судить о степени централизации или децентрализации бюджетной системы

) КБ используется при составлении Экономическо-Математической Модели, позволяющих прогнозировать бюджеты

) эти показатели используются для расчета бюджетной обеспеченности территорий

) по данным КБ можно судить о степени социально-экономического развития территории.


Теги: Понятие финансов  Вопросы  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 24581
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Понятие финансов
Назад