Инвестиционный проект ЧУП "Поречье БКС"

Введение


С развитием рыночных отношений в Республике Беларусь становится все более очевидным, что нельзя достичь стабильного предпринимательского успеха, оставаясь в рамках прежней системы управления предприятием. Повышение конкурентоспособности предприятий, выход из создавшихся сложных экономических условий требует разработки и применения новых подходов и методов управления, более адекватных современной экономической ситуации в Беларуси.

Управление в условиях рынка означает, прежде всего, ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства, поиск новых возможностей для получения наилучших результатов с наименьшими затратами. Переход от административно-командной модели управления к модели рыночной невозможен без серьезного изменения содержания и направленности такой важнейшей функции управления предприятием как планирование.

Планы помимо инструментов распределения ресурсов, средства контроля и оценки деятельности предприятий должны выполнять функции экономического прогнозирования, служить основой выработки долгосрочного курса действий, поиска наиболее эффективных путей достижения стратегических целей предприятия.

В настоящее время в связи с постепенно возрастающей инвестиционной активностью предприятий, связанной с решением их долгосрочных программ, возрастает роль и значение методики и принципов составления бизнес-плана, как основного документа, позволяющего дать целостную, системную оценку инвестиционного проекта. Ведь совершенствование методов оценки вариантов не менее важно, чем поиск самих вариантов капиталовложений. В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много, и предприятие может прорабатывать большое количество инвестиционных проектов. Благополучие же фирмы зависит от того, насколько грамотно и корректно составлен бизнес-план проекта, насколько достоверно определена экономическая эффективность инвестиций. Этим определяется актуальность темы данной кусовой работы, в которой рассмотрены основные принципы составления бизнес-плана инвестиционного проекта.

Целью курсовой работы является разработка бизнес-плана инвестиционного проекта "Реконструкция незавершенного строительства под универсальную диагностическую станцию техосмотра автомобилей ЧУП «Поречье БКС».

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

1.рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием бизнес-плана инвестиционного проекта;

2.определить цели и проблемы составления бизнес-плана инвестиционного проекта в условиях республики;

.на основе фактических данных проанализировать эффективность инвестиционного проекта;

.выработать предложения по решению трудностей реализации инвестиционного проекта.

При выполнении курсовой работы предполагается изучить законодательную базу Республики Беларусь, которой руководствуются специалисты при составлении бизнес-планов инвестиционного проекта, а также специальную литературу из отечественной и зарубежной печати.


1. Содержание и финансово-экономические показатели бизнес-плана инвестиционного проекта


1.1 Понятие бизнес-плана инвестиционного проекта, его структура и сфера применения


С развитием рыночных отношений в нашей республике бизнес-план как документ, в котором по определенной схеме суммированы результаты прединвестиционных исследований, становится одним из ключевых элементов метода проектного финансирования инвестиционной деятельности. Он является одной из основных составных частей прединвестиционной документации, которую должно предоставить предприятие в любое кредитное учреждение или иную организацию, оказывающую техническое и финансовое содействие внедрению инвестиционного проекта.

Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

В отличие от крупномасштабных экономических программ в бизнес-плане основное внимание сконцентрировано на финансово-экономических показателях, тогда как научно-технические, производственно-технологические стороны представлены в нем менее выпуклым образом, они как бы уже известны, заданы. Ориентируясь на них, надо так поставить дело, чтобы обеспечить получение прибыли. Лишь в тех случаях, когда непосредственным объектом бизнеса являются научно-технические достижения, инновации, особое качество товара, главным в бизнес-плане становятся технико-технологические показатели.

В зависимости от целей потребность в разработке бизнес-планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности. Обобщение пока еще небольшого опыта составления бизнес-плана отечественными предприятиями позволяет выделить следующие области их применения:

подготовка инвестиционных заявок существующими и вновь создаваемыми предприятиями на получение кредитов в коммерческих банках;

обоснование предложений по приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности;

разработка проектов создания частных фирм, без чего риск разорения новых предпринимателей оказывается чрезмерным;

выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятиями и фирмами, находящимися сегодня в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

составление проектов эмиссии ценных бумаг (акций, облигаций) предприятий;

привлечение иностранных инвестиций для развития предприятия. [1]

Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что составлять бизнес-планы заставляет сама жизнь. Составление бизнес-плана позволяет при краткосрочном планировании рационально организовать оперативную финансовую работу путем взаимосвязи всех источников поступлений с расходами предприятия. Кроме того, бизнес-план может иметь и стратегические цели, а также решать задачи по внешнехозяйственной деятельности предприятия при установлении или расширении деловых контактов с поставщиками и потребителями продукции. В этой сфере хозяйственных интересов предприятия бизнес-план может решить проблему финансирования. В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому при заключении договоров с банком, инвестиционным фондом или другим потенциальным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности развития производства, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.

Хозяйственные партнеры предприятия, прежде чем установить с ним договорные отношения, могут с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким образом, можно строить хозяйственные взаимоотношения с поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования; с посредниками в реализации собственной продукции предприятия; с фирмами, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности. С другой стороны, процесс составления бизнес-плана позволит самому предпринимателю еще раз оценить коммерческую эффективность проекта, даст возможность убедиться в правильности выбранной инвестиционной стратегии. Таким образом, круг пользователей бизнес-плана весьма широк.

Во-первых, это сами разработчики, для которых полезным является процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организаций управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.д.

Во-вторых, это сотрудники предприятий, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана. Знакомство с документом позволяет получить им четкое представление о стратегических направлениях развития, а также о тактических приемах. На этой основе каждый специалист определяет свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.

В-третьих, это потенциальные инвесторы. Для реализации проекта необходима перспективная идея, программа действий по ее реализации и источники финансирования. Первые два элемента являются результатом поисков и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у них есть необходимые денежные средства, как отмечалось выше. Тогда приходится привлекать капиталы извне, для чего необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта. [2]

В то же время предприниматели, фирмы вовсе не заинтересованы в широком распространении и разглашении своих планов действий. Ведь конкуренты, выяснив намерения фирмы, расходящиеся с их интересами, способны затруднить проведение бизнес-плана в жизнь. С этих позиций бизнес-план, будучи собственностью предприятия и представляя коммерческую тайну, должен охраняться от посторонних глаз. Так что круг лиц и организаций, которых бизнесмен знакомит с планом своих операций, надлежит ограничивать. Правила ведения бизнеса предусматривают, что знакомиться с бизнес-планом можно только с разрешения предпринимателя. Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие основные задачи, которые решает предприятие при помощи бизнес-плана:

определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции по основному производству;

оценка возможных затрат по изготовлению и реализации продукции и услуг;

соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования прибыли;

обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных просчетов и ошибок;

определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях. [2]

Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт работы в условиях рынка, да и рыночные отношения еще далеки от их уровня в развитых странах. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают наши предприятия, не позволяет осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов белорусскими предприятиями. Необходима их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны. Поэтому разработка методики составления бизнес-плана, адекватной сложившимся в настоящее время в Беларуси экономическим условиям, является довольно актуальной проблемой. В любом случае, в виду многообразия целей, сфер применения не существует общепринятой, единой для всех, регламентированной формы и структуры бизнес-плана. В то же время при значительных внешних различиях бизнес-планов методы их разработки имеют общие корни. Это позволяет для решения проблем методического обеспечения разработки бизнес-плана пользоваться наиболее типичными методами его составления.

Согласно постановлению министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 "Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов" приняты правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов. Эти правила устанавливают основные правила составления бизнес-планов инвестиционных проектов, выделяют ключевые этапы и последовательность проведения исследований, определяют единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов (включая упрощенные требования к проектам региональных, отраслевых программ импортозамещения, проектам, предусматривающим оказание мер государственной поддержки, стоимостью до 1 млн. долларов США и проектам, не предусматривающим оказания мер государственной поддержки, независимо от их стоимости), представляемых в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь.

Согласно правилам в состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

На титульном листе указываются названия инвестиционного проекта (далее - проект), организации - инициатора проекта (инвестора), организации - разработчика бизнес-плана, утверждающие подписи руководителей организации - инициатора проекта (инвестора) и организации-разработчика бизнес-плана, заверенные печатью, согласующая подпись руководителя (его заместителя) органа управления, в ведении которого находится (в состав которого входит) организация - инициатор проекта, заверенная печатью, дата утверждения (согласования) бизнес-плана, требования конфиденциальности документа.

В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

Описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:

«Резюме»;

«Характеристика организации и стратегия ее развития»;

«Описание продукции»;

«Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

«Производственный план»;

«Организационный план»;

«Инвестиционный план»;

«Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

«Показатели эффективности проекта».

Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц - при проведении расчетов в полном объеме.

При проведении расчетов бизнес-плана инвестиционного проекта в полном объеме оформляется паспорт инвестиционного проекта, при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями - инвестиционное предложение. Основная информация об организации отражается в паспорте организации.

В случае разработки бизнес-плана с участием привлеченных организаций, индивидуальных предпринимателей информация о разработчиках бизнес-плана отражается в сведениях о разработчике бизнес-плана.


1.2 Система финансово-экономических показателей бизнес-плана


На основании чистого потока наличности рассчитываются основные показатели оценки эффективности инвестиций:

1.чистый дисконтированный доход;

2.индекс рентабельности (доходности);

.внутренняя норма доходности;

.динамический срок окупаемости. [11]

Для расчета этих показателей применяется коэффициент дисконтирования, который используется для приведения будущих потоков и оттоков денежных средств за каждый расчетный период (год) реализации проекта к начальному периоду времени. При этом дисконтирование денежных потоков осуществляется с момента начала финансирования инвестиций. Коэффициент дисконтирования в расчетном периоде (году) (Kt)


Kt =1 (1.1)(1 + Д)tгде Д - ставка дисконтирования (норма дисконта);- период (год) реализации проекта.

Как правило, коэффициент дисконтирования рассчитывается исходя из средневзвешенной нормы дисконта с учетом структуры капитала.

Например, выбор средневзвешенной нормы дисконта (Дср) для собственного и заемного капитала может определяться по формуле


Дср =Рск х СК + Рзк х ЗК (1.2) 100

где Рск - процентная ставка на собственные средства;

СК - доля собственных средств в общем объеме инвестиционных затрат;

Рзк - процентная ставка по кредиту;

ЗК - доля кредита в общем объеме инвестиционных затрат.

Процентная ставка для собственных средств принимается на уровне не ниже средней стоимости финансовых ресурсов на рынке капитала. [12]

Допускается принятие ставки дисконтирования на уровне ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь при проведении расчетов в национальной валюте или фактической ставки процента по долгосрочным валютным кредитам банка при проведении расчетов в условных единицах. В необходимых случаях может учитываться надбавка за риск, которая добавляется к ставке дисконтирования для безрисковых вложений. [9]

Чистый дисконтированный доход (далее - ЧДД) характеризует интегральный эффект от реализации проекта и определяется как величина, полученная дисконтированием (при постоянной ставке процента отдельно для каждого года) разницы между годовыми оттоками и притоками реальных денег, накапливаемых в течение горизонта расчета проекта:

ЧДД =ТSUM t=1Пt-1 (1 + Д)t-1 (1.3)

где Пt - чистый поток наличности за период (год) t = 1, 2, 3,..., T;- горизонт расчета;

Д - ставка дисконтирования.

Формулу по расчету ЧДД можно представить в следующем виде:


ЧДД = П(0) + П(1) x K1 + П(2) x K2 + ... + П(T) x Kт, (1.4)


где ЧДД показывает абсолютную величину чистого дохода, приведенную к началу реализации проекта, и должен иметь положительное значение, иначе инвестиционный проект нельзя рассматривать как эффективный. [13]

Преимущества критериев дисконтирования:

учитывается альтернативная стоимость используемых ресурсов;

в расчет принимаются реальные денежные потоки, а не условные бухгалтерские величины, т.е. оценка инвестиционных проектов проводится с позиции инвестора и не зависит от учетной политики:

оценка инвестиционных проектов производится исходя из цели обеспечения благосостояния собственника предприятия- акционера.

Внутренняя норма доходности (далее - ВНД) - интегральный показатель, рассчитываемый нахождением ставки дисконтирования, при которой стоимость будущих поступлений равна стоимости инвестиций (ЧДД = 0).

ВНД определяется исходя из следующего соотношения:


ВНД=Т SUM t = 1Пt ---------- (1 + ВНД)t-1- Ип = 0, (1.5)где Ип - стоимость общих инвестиционных затрат и платы за кредиты (займы), связанной с осуществлением капитальных затрат по проекту, за расчетный период (горизонт расчета).

При заданной инвестором норме дохода на вложенные средства инвестиции оправданы, если ВНД равна или превышает установленный показатель. Этот показатель также характеризует «запас прочности» проекта, выражающийся в разнице между ВНД и ставкой дисконтирования (в процентном исчислении). [11]

Срок окупаемости служит для определения степени рисков реализации проекта и ликвидности инвестиций. Различают простой срок окупаемости и динамический. Простой срок окупаемости проекта - это период времени, по окончании которого чистый объем поступлений (доходов) перекрывает объем инвестиций (расходов) в проект, и соответствует периоду, при котором накопительное значение чистого потока наличности изменяется с отрицательного на положительное. Расчет динамического срока окупаемости проекта осуществляется по накопительному дисконтированному чистому потоку наличности. Динамический срок окупаемости в отличие от простого учитывает стоимость капитала и показывает реальный период окупаемости.

Если горизонт расчета проекта превышает динамический срок окупаемости на три и более года, то для целей оценки эффективности проекта расчет ЧДД, ИР и ВНД осуществляется за период, равный динамическому сроку окупаемости проекта плюс один год. В таком случае за горизонт расчета Т, используемый в формулах расчета ЧДД, ИР, ВНД, принимается этот период.

Этот метод хорошо работает при следующих условиях:

  1. все сравниваемые проекты должны иметь одинаковый период реализации;
  2. все проекты предполагают разовое вложение средств;
  3. ежегодные денежные потоки на протяжение срока жизни проекта примерно равны.

Рентабельность:

инвестированного капитала (рентабельность активов) (Ра)


Ра =чистая прибыль (1.6)итого по активам

продаж (оборота) (Рп)


Рп =чистая прибыль(1.7) выручка от реализации

реализуемой продукции (Ррп)


Ррп =чистая прибыль(1.8)затраты на производство

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (Кфн)


Кфн =финансовые обязательства (1.9)итого по активам

где финансовые обязательства - сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых обязательств, включая кредиторскую задолженность.

Допустимое значение - не более 0,85.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кос)

Кос = источники собственных средств + доходы и расходы - внеоборотные активы (1.10)оборотные средства

Коэффициент текущей ликвидности (Клик)


Клик =текущие активыкраткосрочные финансовые обязательства(1.11)

Размер прибылей и убытков в значительной степени зависит от уровня продаж, который обычно является величиной, трудно прогнозируемой с определенной точностью. Для того, чтобы знать, какой потребуется уровень продаж для достижения прибыльности предприятия, необходимо провести анализ безубыточности. [14]

Можно подумать, что анализ безубыточности позволяет ответить на вопрос "Сколько нужно продать продукции, чтобы предприятие стало прибыльным?" Каждый раз, когда продается продукция, часть выручки идет на покрытие фиксированных затрат. Эта часть, названная валовой прибылью, равна цене продажи за минусом прямых затрат. Поэтому для проведения анализа валовая прибыль должна быть умножена на количество проданной продукции. Точка безубыточности достигается в том случае, когда общая валовая прибыль становится равной постоянным затратам. [13] На рис. 1.1 дано графическое изображение точки безубыточности.

Рисунок 1.1 Точка безубыточности


Подводя итоги всего вышесказанного, необходимо отметить, что овладение искусством составления бизнес-планов сегодня становится крайне актуальным в силу трех причин. Во-первых, в нашу экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили хоть каким-либо коммерческим предприятием, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике. Во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. В-третьих, рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема нашей экономики, необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам, что мы способны просчитать все аспекты использования таких инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия


.1 Характеристика предприятия


ЧУП «Поречье БКС» зарегистрировано решением Гродненского горисполкома N725 от 23/09/1999 и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, зарегистрированным Гродненским горисполкомом 23/9/1996г. N656.

Основными целями деятельности Предприятия являются:

предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, полное и своевременное удовлетворение спроса населения в товарах народного потребления и услугах;

удовлетворение социальных и экономических интересов трудового коллектива предприятия и учредителей предприятия;

В соответствии с целями деятельности и законодательством Республики Беларусь, предметом деятельности Предприятия являются виды деятельности, приведенные в Уставе.

В ЧУП «Поречье БКС» линейная структура аппарата управления. Плюсами данного вида структур является следующее: руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений, простота и четкость подчинения. Минусы: каждый руководитель при линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению предприятием.

Исполнительным органом ЧУП «Поречье БКС» является директор.

Основой коммерческой деятельности ЧУП «Поречье БКС» является:

формирование широкого ассортимента товаров;

изучение поставщиков;

постоянное сотрудничество с наиболее приемлемыми поставщиками и заключение с ними договоров.

Эту работу на предприятии выполняют заместитель директора по коммерции и товароведы.

Экономическая служба предприятия представлена главным бухгалтером, бухгалтерами и экономистами.

В таблице 2.1 приведем основные показатели хозяйственной деятельности ЧУП «Поречье БКС».


Таблица 2.1 Основные показатели хозяйственной деятельности ЧУП «Поречье БКС» за 2008-2009 гг., млн. руб.

Показатели2008 г.2009 г.Отклонение(+;-)Темп роста, %1.Товарооборот, млн. руб. - в действительных ценах2443014603-982759,77- в сопоставимых ценах2443012810-1162052,432.Себестоимость реализованных товаров, млн. руб.1803911495-654463,723.Доход от реализации, млн. руб.43913108-128370,784.Уровень дохода от реализации, %17,9721,283,31118,415.Расходы на реализацию, млн. руб.43823312-107075,586.Уровень расходов на реализацию, %17,9422,684,74126,447.Среднесписочная численность работников, человек2772836102,178.Средний оборот на работника, млн. руб.88,1951,60-36,5958,519.Фонд заработной платы, млн. руб.1486,21726,3240,1116,1610.Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.447,1508,361,2113,6911.Прибыль (убыток) от реализации, млн. руб.9-204-21312.Прибыль (убыток) от операц-х доходов и расходов, млн. руб.360515155143,0613.Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн. руб.-52-201-14914.Прибыль (убыток) отчетного периода, млн. руб.317110-20734,7015.Налог на прибыль и иные обязательные платежи, млн. руб.12097-2380,8316.Чистая прибыль (убыток), млн. руб.19713-1846,60В 2008 году по ЧУП «Поречье БКС» товарооборот составил 24430 млн. руб. Доход от реализации получен в сумме 4391 млн. руб. Уровень дохода от реализации по отношению к товарообороту составил 17,97%. Расходы на реализацию составили 4382 млн. руб. по сумме и 17,94% по уровню. Среднесписочная численность составила 277 человек. Производительность труда составила 88,19 млн. руб. Среднемесячная заработная плата составила 447 тыс. руб. Прибыль отчетного периода была получена в размере 317 млн. руб. Была получена прибыль от внереализационной и операционной деятельности в размере 308 млн. руб., а прибыль от основной деятельности составила 9 млн. руб. Таким образом, прибыль отчетного периода была получена в основном за счет прибыли от внереализационной и операционной деятельности. Фактическое выполнение товарооборота за 2009 год по ЧУП «Поречье БКС» составило 14603 млн. руб. Доход от реализации получен в сумме 3108 млн. руб. Уровень дохода от реализации по отношению к товарообороту составил 21,28%. Расходы на реализацию составили 3312 млн. руб. по сумме и 22,68% по уровню.

Среднесписочная численность составила 283 человек. Средний оборот на работника (производительность труда) составил 51,6 млн. руб. Среднемесячная заработная плата составила 508 тыс. руб. За 2009 год ЧУП «Поречье БКС» сработало с прибылью 110 млн. руб. Снижение товарооборота к уровню 2008 года составило 9827 млн. руб. или 40,23 % (в действующих ценах). Доход от реализации снизился на 1283 млн. руб. по сумме или на 29,22%. Расходы на реализацию снизились на 1070 млн. руб. по сумме.

Среднее количество работников увеличилось на 6 человек или на 102,17%, производительность труда или средний оборот на работника снизился на 36,59 млн. руб., что произошло за счет существенного снижения товарооборота. По сравнению с 2008 годом прибыль от основной деятельности снизилась на 213 млн. руб. Таким образом, из-за снижения товарооборота и доход от реализации, и, несмотря на то, что расходы на реализацию существенно снизились, прослеживается отрицательная динамика прибыли от основной деятельности и прибыли отчетного периода. При этом, работа ЧУП «Поречье БКС» является прибыльной, но необходимо принятие мер и проведение мероприятий для дальнейшего повышения эффективности работы предприятия. В результате проведения мероприятий может быть обеспечено дальнейшее улучшение результатов хозяйственной деятельности ЧУП «Поречье БКС» и обеспечена дальнейшая безубыточная (рентабельная) работа предприятия.


2.2 Экономический анализ работы предприятия


Вначале проведем анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Важнейшим показателем эффективного труда является производительность труда. В зависимости от способа учета объема продукции различают натуральный, условно-натуральный, стоимостный методы исчисления производительности труда.

Расчет и анализ производительности труда представлен в таблице 2.2.


Таблица 2.2 Анализ и производительности труда ЧУП «Поречье БКС» за 2008 и 2009 год

Показатели2008 год2009 годТемп роста, %1. Товарооборот, млн. руб.244301460359,772. Среднесписочное число работников, чел.277283102,173. Время отработанное работниками:тыс. чел.-дней61,862,8101,62тыс. чел.-часов475,6496,3104,354. Производительность труда одного работника, тыс. руб.часовая (выработка)185,4104,056,07дневная (выработка)1427,1821,757,58годовая (выработка) млн. руб.88,1951,6058,515. Фонд заработной платы, млн. руб.1486,21726,3116,16

Данные таблицы 2.2 свидетельствуют, что часовая производительность труда понизилась на 43,93%, дневная - 42,42%. Годовая производительность труда понизилась на 41,49%. Наличие трех показателей очень важно для анализа степени использования рабочего времени. При разрыве в росте часовой, дневной и годовой производительности необходимо установить причины, обусловившие внутрисменные простои и невыходы на работу, и разработать мероприятия по лучшему использованию рабочего времени.

Еще один показатель, который характеризует эффективность труда, является соотношение роста заработной платы и производительности труда.

Расчеты темпов роста среднемесячной зарплаты, темпов роста производительности труда и коэффициентов опережения темпов роста средней заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда приведены ниже в таблице 2.3.


Таблица 2.3 Соотношение показателей производительности труда и среднемесячной заработной платы

Показатель2009 г. в % к 2008 г.1. Темпы роста среднемесячной зарплаты1,142. Темпы роста производительности труда0,583. Соотношение темпов роста зарплаты и производительности труда1,96

Индекс роста среднемесячной зарплаты составляет:


I з/платы = 508/447=1,14

(2009 г./2008 г.)


Индекс роста производительности труда составляет:


Inm(2009 г./2008 г.) = 51,6/88,19= 0,58

коэффициент опережения темпов роста средней зарплаты по сравнению с темпами роста производительности труда составит:


Коп = 1,14/0,58 = 1,96


Таким образом, заработная плата на ЧУП «Поречье БКС» растет быстрее, чем производительность труда.

Далее проанализируем прибыль и рентабельность предприятия.

Проведем анализ динамики прибыли на ЧУП «Поречье БКС».


Таблица 2.4 Динамика прибыли за 2008-2009 гг., млн. руб. 14

Показатели2008 г.2009 г.Отклонение, +/-1. Выручка от реализации продукции2443014603-98272. Себестоимость реализации 1803911495-65443. Прибыль от реализации9-204-2134. Прибыль (убыток) от прочих операций3605151555. Прибыль (убыток) от внереализационных операций-52-201-1496. Прибыль отчетного периода317110-2077. Чистая прибыль (убыток)19713-184

Из данных таблицы 2.4 следует, что прибыль отчетного периода по отношению к предшествующему периоду снизилась на 207 млн. руб., что привело также к соответствующему уменьшению прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Чистая прибыль предприятия снизилась с 197 млн. руб. до 13 млн. руб.

Расчет показателей рентабельности по ЧУП «Поречье БКС» представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5 Показатели рентабельности продукции ЧУП «Поречье БКС» (млн. руб.)

Показатели20082009ОтклонениеВыручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)2443014603-9827Прибыль от реализации9-204-213Итоговая прибыль317110-207Чистая прибыль19713-184Рентабельность всей реализованной продукции0,04-1,40-1,43Общая рентабельность1,300,75-0,54Рентабельность продаж по чистой прибыли0,810,09-0,72

На основе расчётов можно сделать следующие выводы:

Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции в 2008 году были положительными, но за 2009 год предприятию не удалось их улучшить, а наоборот, произошло значительное снижение. В таблице 2.6 приведены состав и структура источников капитала предприятия ЧУП «Поречье БКС».


Таблица 2.6 Состав и структура источников капитала, млн. руб.

Показатель2008 год2009 годОтклонениеТемп роста %СуммаУд. весСуммаУд. вес1. Всего источников финансовых ресурсов42161005124100908в т.ч.2. Собственный капитал166039,37219442,825343,44из них:2.1.Уставный капитал20,0550,1030,052.2.Добавочный капитал163738,83207040,404331,572.3.Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)210,501082,11871,612.4.Целевое финансирование00,00110,21110,212.5.Расходы будущих периодов00,0000,0000,003. Заемный капитал255660,63293057,18374-3,443.1.Краткосрочные кредиты45010,673947,69-56-2,983.2.Долгосрочные кредиты00,0090,1890,183.3.Кредиторская задолженность210649,95252749,32421-0,64

Как видно из таблицы 2.6, финансовые ресурсы на предприятии формируются больше за счет заемных ресурсов, в 2009 году произошло небольшое увеличение доли собственных ресурсов.

Анализ платежеспособности на ЧУП «Поречье БКС» проведем согласно инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности.

В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.

Основанием для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации - неплатежеспособной является наличие одновременно следующих условий:

коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в ЧУП «Поречье БКС» имеет значение, менее 1;

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в ЧУП «Поречье БКС» имеет значение, менее 0,1.

организация считается устойчиво неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура бухгалтерского баланса в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, а также наличие на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (К3), превышающего 0,85.

Таблица 2.7 Коэффициенты, отражающие платежеспособность ЧУП «Поречье БКС»

КоэффициентЗначение2008 г.2009 г.Текущей ликвидности0,810,88Обеспеченности собственными оборотными средствами-0,23-0,14Обеспеченности финансовых обязательств активами0,610,57

Норматив текущей ликвидности предприятия - 1. Текущая ликвидность предприятия составила 0,88, что ниже нормы.

Норматив коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами - от 0,1. Ненормативное значение коэффициента говорит о зависимости предприятия от внешних займов, и как результат этого на предприятии существует опасность финансовых затруднений в случаи непредставления кредита. Нормативное значение коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами говорит о способности организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Анализ платежеспособности показал, что структуру баланса предприятия следует признать неудовлетворительной, а само предприятие частично неплатежеспособным.

Очевидно, предприятие финансово неустойчиво и нестабильно, для обеспечения бесперебойной работы и достижения финансовых результатов.

Напрашивается вывод о необходимости проведения оздоровительных мероприятий с целью выхода на положительную работу.

Предлагается создать на базе незавершенного строительства универсальную диагностическую станцию технического осмотра. Для реализации данной задачи предусматривается закупка и установка необходимого оборудования, а также проведение строительных работ.

Общая стоимость оборудования составляет 166 млн. руб. Затраты на прединвестиционное исследование составляют 45 млн. руб., на проведение строительно-монтажных работ 690 млн. руб.

3. Бизнес-план инвестиционного проекта ЧУП «Поречье БКС»


.1 Резюме


Цель бизнес-плана - оценка эффективности реконструкции объекта незавершенного строительства под универсальную диагностическую станцию технического осмотра автомобилей. Цель инвестиционного проекта - осуществление строительных работ, приобретение оборудования для проведения технического осмотра транспортных средств всех категорий. Важнейшей стратегической задачей развития ЧУП «Поречье БКС» на ближайший период является реконструкция незавершенного строительства под универсальную диагностическую станцию техосмотра автомобилей. Для реализации данной задачи предусматривается закупка и установка необходимого технологического оборудования, а также проведение строительных работ.

Общая стоимость оборудования составляет 166 млн. руб. с НДС (141 млн. руб. без НДС). Предусмотренное к приобретению оборудование позволяет производить технический осмотр транспортных средств всех категорий. Затраты на прединвестиционные исследования составляют 45 млн. руб. с НДС, на проведение строительно-монтажных работ - 690 млн. руб. с НДС. Общая сумма капитальных затрат на реализацию проекта составляет 901 млн. руб. с НДС.

Структура капитальных вложений следующая:

млн. руб. (15.6 %) - приобретение оборудования;

млн. руб. (64,9 %) - строительно-монтажные работы;

млн. руб. (4,2 %) - прединвестиционные затраты (изготовление проектно-сметной документации, разработка бизнес-плана, проектно-изыскательские работы);

млн. рублей (15,3 %) - НДС, уплачиваемый при осуществлении капитальных затрат.

В качестве источников финансирования капитальных затрат по проекту предусмотрено использование долгосрочных кредитов банка и собственных средств организации. Работа по реконструкции объекта незавершенного строительства начата в IV квартале 2010 г. В целом в течение IV квартала 2010 г. - I квартала 2011 г. освоено средств в размере 156 млн. руб., в том числе 100 млн. руб. кредитов банка и 56 млн. руб. собственных средств организации. Таким образом, недостающая сумма денежных средств на осуществления капитальных вложений составляет 745 млн. руб. Для их финансирования запланировано привлечение долгосрочного кредита банка в национальной валюте. инвестиционный план стратегия развитие

В соответствии с проведенными расчетами, финансовые издержки по проекту (плата за пользование долгосрочным кредитом банка по проекту) за 2011-2014 гг. составят 278 млн. руб. Финансирование данных затрат будет осуществляться за счет собственных средств организации (чистого дохода).

Суммарная потребность в инвестициях на реализацию проекта (общие инвестиционные затраты и финансовые издержки по проекту) составляет 1179 млн. руб.

Завершение строительных работ по проекту, приобретение и монтаж оборудования запланированы на II квартал 2011 г. Ввод станции диагностики в эксплуатацию предусмотрен с 1 июля 2011 г.

Анализ рынка транспортной отрасли Республики Беларусь показал, что автомобильный транспорт занимает ведущие позиции в перевозки грузов и пассажиров. В республики наблюдается устойчивая тенденция увеличение общего количества автомобильных транспортных средств, при этом наибольшими темпами растет количество легковых автомобилей, находящихся в личной собственности. С учетом роста реальных денежных доходов населения, экономики страны в целом и транспортной отрасли в частности, в перспективе можно ожидать ежегодного увеличения количества автомобильных транспортных средств.

По состоянию на 11 апреля 2010 г. в республике функционировало 189 станций диагностики и пунктов технического контроля, получивших разрешение Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь на проведение государственного технического осмотра транспортных средств, в том числе 30 единиц в Гродненской области, из них - 6 единиц непосредственно в г. Гродно. Проведение государственного технического осмотра транспортных средств является обязательным для всех категорий автомобильных транспортных средств. При этом средний период проведения технического осмотра составляет один раз в год. Учитывая это, а также рост количества автомобилей в стране и пока относительно не высокую обеспеченность республики диагностическими станциями, данный инвестиционный проект является экономически целесообразным. Производственная программа по проекту организации работы стации диагностики на ЧУП «Поречье БКС» разработана на период 2011-2019 гг. с учетом планируемых сроков ввода объекта в эксплуатацию (1 июля 2011 г.), проектируемого режима работы (без выходных), пропускной способности станции (50 автомобилей в сутки). Предполагается, что в первый год работы станции диагностики (2011 г.) будет освоено 80 % пропускной способности, а начиная со второго года работы (2012 г.) - 100 %. Таким образом, во втором полугодии 2011 г. предполагается провести 7,2 тыс. технических осмотров, в 2012-2017 гг. - 18,0 тыс. осмотров. Объем оказанных услуг в стоимостном выражении (без НДС) составит 158 млн. руб. в 2011 г., 394 млн. руб. - в 2012 и последующие года. Среднесписочная численность работников организации по существующей деятельности увеличится в 2011 г. на 6 человек. В результате реализации проекта будет создано 7 новых рабочих мест. Таким образом, среднесписочная численность работников предприятия с учетом реализации проекта составит 115 человек. При прогнозировании среднемесячной заработной платы работников ЧУП «Поречье БКС» в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на на период до 2019 г. в бизнес-плане предусмотрен ежегодный рост заработной платы работников предприятия в размере не менее 10 % без учета инфляции. Прогнозная выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг с учетом налогов, включаемых в выручку, составит 3387 млн. руб. - в 2011 г., 3826 млн. руб. - в 2012 г.. 3994 млн. руб. - в 2013 и последующие года. Выручка от реализации за минусом налогов. соответственно, 2871, 3243 и 3386 млн. руб. Объем прибыли от реализации продукции прогнозируется в размере 196 млн. руб. в 2011 г.. 336 млн. руб. в 2012 г., 299 млн. руб. в 2013-2019 гг. Чистая прибыль предприятия в 2011, 2012 и 2019 г. составит, соответственно, 514. 261 и 252 млн. руб. В результате реализации проекта рентабельность продаж (по прибыли от реализации) увеличится с 0,9 % в 2012 г., до 8,5-10,4 % в 2013-2019 гг., рентабельность реализованной продукции - с 0,9 % в 2012 г. до 9,3-11,6 % в 2013-2019гг. Простой срок окупаемости проекта составляет 6,1 года, динамический срок окупаемости (при ставке дисконтирования 13 %), - 9,0 лет, то есть спустя указанный период времени с момента осуществления первых капитальных вложений (IV квартал 2010 г.) становится возможным возврат общей суммы инвестиционных затрат. Внутренняя норма доходности по проекту составляет 13,6%, что больше ставки дисконтирования. Индекс рентабельности по инвестиционному проекту больше 1 (1.02). Накопленный остаток денежных средств на протяжении всего прогнозного периода имеет положительное значение. Это свидетельствует об экономической эффективности рассматриваемого проекта. Сводные показатели проекта представлены в приложении 1.


3.2 Характеристика организации и стратегия ее развития


Основная цель (стратегия) развития ЧУП «Поречье БКС» заключается в повышении уровня оказываемых услуг организациям потребительской кооперации, сторонним организациям, расширение спектра оказываемых услуг в результате реализации инвестиционного проекта по организации работы станции диагностики.

Основными задачами развития организации являются:

реализация инвестиционного проекта по организации работы станции диагностики:

привлечение необходимого объема инвестиций для целей проекта;

расширение спектра оказываемых услуг, организация работы станции диагностики на высоком уровне;

повышение качества обслуживания населения за счет своевременной и в полном объеме доставки продуктов питания и промышленных товаров в торговую сеть потребительской кооперации, а также своевременное и качественное оказание транспортных услуг сторонним организациям;

укрепление материально-технической и ремонтной базы;

увеличение численности работников, рост среднемесячной заработной платы. Как указывалось выше, важнейшей стратегической задачей развития ЧУП «Поречье БКС» на ближайший период является реконструкция незавершенного строительства под универсальную диагностическую станцию техосмотра автомобилей. Для реализации данной задачи предусматривается закупка и установка необходимого технологического оборудования и компьютеров (таблица 3.1), а также проведение строительных работ.


Таблица 3.1 Перечень и стоимость закупаемого оборудования по проекту реконструкции мойки в станцию диагностики, тыс. руб.

№ п/пНаименование оборудованияОтпускная цена предприятияКол-во, ед.Стоимость без НДСНДССтоимость с НДС1Компьютерный тормозной стенд 1413Н3304 в комплектации69703,3169703,312546,682249,92Тестер люфтов GST-4500 в комплекте23728,8123728,84271,2280003Газоанализатор-дымомер СТБ 2200С в комплекте28745,8128745,85174,2339204Прибор проверки внешних световых приборов ОПК4067,814067,8732,248005Прибор проверки суммарного люфта в рулевом управлении ИСЛ-401 МК1864,411864,4335,622006Прибор проверки светопропускания стекол CL-1762771,212771,2498,832707Прибор проверки герметичности газовой аппаратуры ФП-12600,31600,3129,78808Система фотофиксации транспортных средств2888,112888,1411,927009ПЭВМ «Underground PRO»774,943719,7669,54389,210Монитор Philips44542136384,52520,511Клавиатура Chikony10,3449,28,958,112Мышь Chikony9,84478,555,513Источник бесперебойного питания Mustek power vust 600 USB1084515,493,3611,714Принтер HP LaserJet10182792669,6120,2790,1Всего:-141029,625385,3166415

Данное оборудование позволяет производить технический осмотр транспортных средств всех категорий (легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автобусов и т.д.). Общая стоимость оборудования составляет 166 млн. руб. с НДС (141 млн. руб. без НДС). Поставщиком оборудования будет Республиканское унитарное предприятие вычислительной техники и информатики «МОНВТИ», победившее на тендере. Затраты на прединвестиционные исследования (проектно-изыскательские работы. изготовление проектно-сметной документации, разработка бизнес-плана) составляют 45 млн. руб. с НДС. Стоимость строительно-монтажных работ, в соответствии с разработанным проектом. составляет 690 млн. руб. с НДС.

Таким образом, общая сумма капитальных затрат на реализацию проекта реконструкции мойки в станцию диагностику на ЧУП «Поречье БКС» составляет 901 млн. руб. с НДС. Для финансирования капитальных затрат ЧУП «Поречье БКС» заключен кредитный договор с ОАО «Белагропромбанк» (договор от 30 ноября 2010 г. № 967) о предоставлении долгосрочного кредита в размере 100 млн. руб.

В течение IV квартала 2010 г. - I квартала 2011 г. ЧУП «Поречье БКС» оплачена стоимость изготовления проектно-сметной документации и проектно-изыскательских работ, а также произведена и оплачена часть строительно-монтажных работ. В целом за этот период освоено средств в размере 156 млн. руб., в том числе 100 млн. руб. кредитов банка и 56 млн. руб. собственных средств организации. Недостаток денежных средств на осуществления капитальных вложений составляет 745 млн. руб. Для их финансирования запланировано привлечение долгосрочного кредита банка.

Завершение строительных работ по проекту реконструкции, приобретение и монтаж оборудования запланированы на II квартал 2011 г. Ввод станции диагностики в эксплуатацию предусмотрен 1 июля 2011 г.


3.3 Описание продукции и услуг


Проверка технического состояния транспортного средства - технологический процесс, включающий визуальную и инструментальную, с использованием специального оборудования, приборов и контрольно-измерительных средств, проверку технического состояния транспортного средства для определения соответствия его технического состояния требованиям технических нормативных правовых актов.

Положением о требованиях к диагностическим станциям, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 февраля 2010 г. № 17 установлены требования:

к территории диагностической станции;

к помещениям диагностической станции;

к технологической планировке производственного помещения;

к технологическому оборудованию и средствам измерений;

к технологическому процессу проведения государственного технического осмотра транспортных средств;

к персоналу станции диагностики.

Для получения разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, выдаваемого работником республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр», представляется транспортное средство, первый экземпляр диагностической карты транспортного средства, признанного исправным по результатам проверки его технического состояния и другие документы в соответствии с положением о порядке провебдения государственного технического осмотра транспортных средств.

При выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении работник республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр», осуществляющий его выдачу, делает отметку в документе (сертификате) о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства.

По результатам проведения государственного технического осмотра транспортных средств диагностические станции представляют в установленном порядке соответствующие сведения республиканскому унитарному сервисному предприятию «Белтехосмотр» для их обобщения, анализа и хранения.

На станции диагностики ЧУП «Поречье БКС» предусмотрено проведение государственного технического осмотра легковых автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов различной массы.

3.4 Стратегия маркетинга


Дорожное хозяйство Беларуси представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя сеть автомобильных дорог общего пользования, производственные базы дорожных организаций, осуществляющих проектирование, содержание, ремонт, реконструкцию, строительство, диагностику автомобильных дорог, проведение научных исследований, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку нерудных материалов и иную деятельность, связанную с обеспечением надежного функционирования дорожной сети. Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 83.0 тыс. километров, в том числе 15,4 тыс. километров - республиканских и 67.6 тыс. километров местных дорог. На дорогах имеется 5,3 тыс. мостов и путепроводов общей длиной 173 километра. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования составляет 400 километров на 1000 кв. километров территории. Динамика количества автобусов в республике также положительная. На начало 2010 г. в республике насчитывалось 21233 автобуса, из них 13464 штуки (64 %) находились в личной собственности граждан. С учетом роста реальных денежных доходов населения, экономики страны в целом и транспортной отрасли в частности, в перспективе можно ожидать ежегодного увеличения количества автомобильных транспортных средств. Объем подобных услуг на протяжении последних лет возрастает, и составил по данным на 2010 год 25,9% от общего объема бытовых услуг, оказываемых населению (таблица 3.2).

Таблица 3.2 Динамика общего объема бытовых услуг, в том числе услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин, оборудования в Республике Беларусь за 2004-2009 гг.

Наименование показателяГоды200420052006200720082009Общий объем бытовых услуг, всего, млрд. руб.108,4348445,2597,2839,11020,3в том числеТехобслуживание и ремонт транспортных средств, машин, оборудования, млрд. руб.18,833,881,1130,6185,6263,8

В Гродненской области, где расположено и функционирует ЧУП "Поречье БКС" состояние и динамика развития транспортной отрасли имеет такую же характеристику, как и в целом по республике. Отдельные показатели, характеризующие развитие транспортной отрасли этого региона представлены в таблице 3.3.


Таблица 3.3 Динамика отдельных показателей развития транспорта Гродненской области за 1997-2009 гг.

Наименование показателяГоды19972003200420052006200720082009Протяженность автомобильных дорог общего пользования, тыс. км.6,710,910,912,512,712,613,113,1Перевезено грузов автомобильным транспортом всех отраслей экономики, т.41,530,828,829,632,83844,347,8Грузооборот автомобильного транспорта все отраслей экономики, млн. ткм.10361193128213951449158617131825Число легковых автомобилей в личной собственности, тыс. шт.122,5182,3189,1199,3206,4208,5226,5239,3

На долю Гродненской области в 2009 г. приходилось 11 % грузооборота автомобильного транспорта всей республики, 12,1 % - от количества легковых автомобилей, находящихся в личной собственности граждан. На долю ЧУП «Поречье БКС» на конец 2010 г. приходилось 9,1 % от списочного числа автомобилей Гродненского белкоопсоюза или 1,2 % в списочном количестве автомобилей по Белкоопсоюзу. Доля предприятия в общем по Белкоопсоюзу грузообороте за 2010 г. составила 3,3 %.

В целом по Республике Беларусь по состоянию на 11 апреля 2010 г. насчитывалось 189 диагностических станций и станций технического контроля, получивших разрешение Минтранса на проведение государственного технического осмотра транспортных средств. Непосредственно в Гродненской области работают 30 станций (15.9 % от внутриреспубликанского количества), в том числе 7 - непосредственно в г. Гродно. В среднем на одну станцию диагностики (пункт технического контроля) в Республики Беларусь в настоящее время приходится около 11,3 тысяч автомобильных транспортных средств. При этом в крупных городах данный показатель значительно больший.

Также следует отметить, что на большинстве станций диагностики (пунктах технического контроля) возможно проведение государственного технического осмотра отдельных категорий транспортных средств. В частности, на расположенных в г. Гродно станциях ОАО «Гродно-Азот» и КУП «Автогараж Гроднооблисполкома» возможно проведение государственного технического осмотра транспортных средств используемых для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и грузовых автомобилей с максимальной массой до 3,5 тонн.

С учетом вышеизложенных тенденций развития транспортной отрасли (ежегодный рост количества автомобилей, пока не высокая обеспеченность граждан и организаций станциями диагностики, обязательность проведения технического осмотра транспортных средств), рынок услуг по проведению государственного технического осмотра транспортных средств имеет значительный потенциал и решение ЧУП «Поречье БКС» по организации работы станции диагностики является экономически целесообразным. С учетом прогнозного количества технических осмотров на станции диагностики ЧУП «Поречье БКС» с выходом на проектную мощность предполагается охватить около 7 % от всего наличия автомобилей в Гродненской области, или около 1 % наличия автомобилей в республике. Специфическая особенность рынка транспортных услуг состоит в том, что в отличие от рынков товаров, имеющих вещественную форму, на нем сделки заключаются на продукцию, которая еще не произведена и будет потребляться одновременно с ее производством. И хотя основополагающие методы, принципы и функции маркетинга, принятые в промышленности и торговле, могут использоваться в сфере транспорта, их конкретное применение требует учета особенностей технологии и организации перевозочного процесса, условий реализации транспортных услуг, специфики отдельных видов транспорта.

Для реализации стратегии маркетинга организации необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям:

. Организовать работу станции диагностики;

. Расширить спектр оказываемых платных услуг;

. Осуществлять постоянную работу по обновлению парка автомобилей;

. Проводить активную маркетинговую политику, направленную на привлечение новых клиентов, увеличение объемов оказываемых услуг существующим покупателям.

При оказании услуг по проведению государственного технического осмотра транспортных средств возможно использование следующих основных критериев сегментации:

. Сегментирование в зависимости от того, в чьей собственности находится транспортное средство. По данному критерию выделяются две крупные группы клиентов - юридические и физические лица. Большинство автомобилей находится в личной собственности граждан.

. Сегментирование в зависимости от вида транспортного средства (легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, транспортные средства специального назначения). Подавляющее число автомобилей (более 90 % в общей численности) приходится на легковые автомобили.

. Сегментирование по признаку ведомственной принадлежности. Предполагает разделение на организации потребительской кооперации и внесистемных клиентов. Основными клиентами ЧУП «Поречье БКС» в настоящее время являются организации потребительской кооперации. В связи с этим увеличение объемов оказания услуг сторонним организациям является одним из факторов роста выручки и прибыльности предприятия.

. Географический критерий. Предполагает распределение клиентов в зависимости от направления перевозок (внутриреспубликанские (городские, пригородные, междугородные внутриобластные, междугородные межобластные) и международные автомобильные перевозки. Основными клиентами ЧУП «Поречье БКС» являются организации г. Гродно и Гродненской области.

. Сегментация клиентов физических лиц в зависимости от социально-демографических критериев (возраст, пол, уровень дохода и др.).

Ввиду того, что в Республике Беларусь утверждены единые для всех тарифы на проведение государственного технического осмотра транспортных средств, на данном рынке отсутствует ценовая конкуренция. В связи с этим у ЧУП «Поречье БКС» возникает потребность в проведении других мероприятий стимулирующего характера, которые позволят выделить их станцию диагностики среди аналогичных предприятий. Основным средством привлечения клиентов должен стать современный внешний вид диагностической станции, высококвалифицированный персонал, хорошая ознакомленность потенциальных клиентов о существовании объекта и об оказываемым им услугах. В свою очередь, ознакомленности потенциальных клиентов возможно добиться в результате установки оповещающих вывесок на автодорогах, в том числе при подъезде к станции диагностики, подачи рекламы в местных СМИ (печатная реклама, теле- и радиореклама) и специализированных изданиях, размещении информации об объекте в Интернете (например, на сайте Республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр»), личным контактам руководителя организации и ее специалистов и т.д.


3.5 Производственный план


Производственная программа по проекту организации работы стации диагностики на ЧУП «Поречье БКС» разработана на период 2011-2019 гг. с учетом следующих условий:

. Ввод объекта в эксплуатацию - 1 июля 2011 г.

. Режим работы объекта - 1,5 смены, без выходных.

. Пропускная способность объекта - 50 автомобильных транспортных средств в сутки, 18 000 транспортных средств в год.

Предполагается, что в первый год работы станции диагностики (2011 г.) будет освоено 80 % пропускной способности, а начиная со второго года работы (2012 г.) - 100 %. На проектируемой станции диагностики предполагается осуществлять государственный технический осмотр транспортных средств всех категорий. Распределение технических осмотров между категориями автомобильных транспортных средств осуществлялось с учетом фактической структуры автомобильных транспортных средств в республике (легковые автомобили - 93 %, грузовые автомобили - 6 %, автобусы - 1 %). Тарифы на услуги установлены на уровне средних тарифов на проведение государственного технического осмотра по категориям автомобильных транспортных средств. утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 января 2010 г. №34 (с изменениями и дополнениями). На весь период реализации проекта тарифы на услуги неизменны в целях исключения возможного влияния ценового фактора на показатели эффективности работы предприятия. Прогнозирование объемов услуг по проекту в натуральном и стоимостном выражениях представлено в приложении 2.

Во втором полугодии 2011 г. предполагается провести 7,2 тыс. технических осмотров, в 2012-2019 гг. - 18.0 тыс. осмотров. Объем оказанных услуг в стоимостном выражении (без НДС) составит 158 млн. руб. в 2011 г., 394 млн. руб. - в 2012 и последующие года. Прогнозная сумма затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) ЧУП «Поречье БКС» по основному виду деятельности с учетом реализации проекта составит 2500 млн. руб. в 2011 г.. 2726 млн. руб. в 2012 г.. 2896 млн. руб. в 2017-2019 гг. (приложение 3). Прогнозирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) осуществлялось с учетом существующей структуры себестоимости предприятия, прогнозных объемов деятельности, расчетных затрат по проекту. При прогнозировании затрат на тепловую и электрическую энергию на период до 2013 г. в расчетах предусмотрен ежегодный темп роста в размере 115 %. Расчет расходов на оплату труда (приложение 4). На период до 2013 г. в бизнес-плане предусмотрен ежегодный рост среднемесячной заработной платы работников организации на 10 %.


3.6 Организационный план


В соответствии с основными целями и задачами реализации настоящего проекта необходимо выполнить ряд мероприятий и работ организационного характера. Их выполнение должно осуществляться в соответствии с организационным планом, согласующим данные мероприятия по срокам их выполнения. Настоящий проект можно условно разделить на подготовительную стадию и стадию практической реализации.

К настоящему времени произведены следующие подготовительные работы для осуществления настоящего проекта:

определена потребность в оборудовании, его технических характеристиках;

произведен предварительный мониторинг потенциальных производителей требуемого оборудования;

проведен тендер на поставку необходимого оборудования;

изготовлена проектно-сметная документация на реконструкцию объекта незавершенного строительства в станцию диагностики, определена потребность в средствах на проведение строительно-монтажных работ;

заключен договор на выполнение строительных работ (подрядчик - филиал №4 ОАО «Белренстройсвязь»).

После завершения подготовительной стадии для дальнейшей реализации проекта предстоит выполнение следующих основных мероприятий: строительно-монтажные работы; закупка и монтаж оборудования; пуско-наладочные работы; открытие и эксплуатация.

Проектно-сметная документация разработана в IV квартале 2010 г., часть строительных работ выполнена в IV квартале 2010 г. - I квартале 2011 г. Завершение строительных работ, приобретение и монтаж оборудования запланированы на II квартал 2011 г. Ввод станции диагностики в эксплуатацию предусмотрен с 1 июля 2011 г.

Среднесписочная численность работников ЧУП «Поречье БКС» за 2012 г. составила 102 человека и увеличилась по сравнению с 2011 г. на 4 человека, по сравнению с 2010 г. - на 7 человек. За 2 месяца 2011 г. среднесписочная численность работников организации составила 104 человек (таблица 3.4).

Таблица 3.4 Динамика среднесписочной численности и среднемесячной заработной платы работников ЧУП «Поречье БКС» за 2010-2012 гг.

ПоказателиГоды201020112012Среднесписочная численность работников, чел.9598102Фонд оплаты труда работников списочного состава, млн. руб.394,9585694,4Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.346,4497,4567,3

Прогнозная численность работников станции диагностики (по проекту) составляет 7 человек, в том числе: руководитель станции диагностики - 1 человек; инженер-диагност - 4 человека; кассир - 2 человека. Режим работы станции - 1,5 сменный без выходных. Проведение контрольно-диагностических работ на станции диагностики осуществляется инженерами по техническому осмотру транспортных средств (инженер-диагност). Инженер должен иметь, как правило, высшее образование по автотранспортным или смежным специальностям, водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории, а также удостоверение о прохождении подготовки и (или) переподготовки по соответствующей программе. Инженер-диагност, являющийся руководителем станции диагностики, должен иметь высшее техническое образование и стаж работы по специальности не менее 2-х лет. Количество инженеров-диагностов, одновременно работающих на поточной линии, не должно быть менее двух. В своей работе персонал диагностической станции должен соблюдать требования правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, а также требования санитарно-гигиенических норм и правил, предъявляемых к производственным помещениям предприятий автомобильного транспорта. Таким образом, среднесписочная численность работников предприятия с учетом реализации проекта составит - 115 человек.

3.7 Инвестиционный план


Капитальные затраты с НДС на реализацию инвестиционного проекта реконструкции незавершенного строительства в универсальную диагностическую станцию составляют 901 млн. руб. (763 млн. руб. - без НДС) (приложение 5).

Структура капитальных вложений следующая:

млн. руб. (15,6 %) - приобретение оборудования;

млн. руб. (64,9 %) - строительно-монтажные работы;

млн. руб. (4,2 %) - прединвестиционные затраты (изготовление проектно-сметной документации, разработка бизнес-плана, проектно-изыскательские работы);

млн. рублей (15,3 %) - НДС, уплачиваемый при осуществлении капитальных затрат.

В качестве источников финансирования капитальных затрат по проекту предусмотрено использование долгосрочных кредитов банка и собственных средств организации.

Работа по реконструкции объекта незавершенного строительства начата в IV квартале 2010 г. В целом в течение IV квартала 2010 г. - I квартала 2011 г. освоено средств в размере 156 млн. руб., в том числе 100 млн. руб. кредитов банка и 56 млн. руб. собственных средств организации. Таким образом, недостающая сумма денежных средств на осуществления капитальных вложений составляет 745 млн. руб. Для их финансирования запланировано привлечение долгосрочного кредита банка в национальной валюте. В бизнес-плане предусмотрены следующие условия предоставления кредита: срок кредита 5 лет, месяц выдачи - апрель 2011г., годовая процентная ставка - 13 %, начало выплаты основного долга - июль 2011 г., начало выплаты процентов - апрель 2011 г. Финансовые издержки по проекту (плата за пользование долгосрочным кредитом банка по проекту) за 2011-2016 гг. составят 278 млн. руб. Финансирование данных затрат будет осуществляться за счет собственных средств организации (чистого дохода). Расчет потребности в чистом оборотном капитале по предприятию с учетом реализации проекта представлен в приложении 6. Ввиду специфики инвестиционного проекта прирост чистого оборотного капитала по проекту отсутствует. Всего общие инвестиционные затраты на реализацию проекта с НДС за 2010-2011 гг. составят 901 млн. руб., из них доля собственных средств предприятия - 6,2 %. заемных и привлеченных средств - 93,8 %. Суммарная потребность в инвестициях на реализацию проекта (общие инвестиционные затраты и финансовые издержки по проекту) составляет 1179 млн. руб.


3.8 Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности


Прогнозная выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг с учетом налогов, включаемых в выручку составит 3387 млн. руб. - в 2011 г., 3826 млн. руб. - в 2012 г., 3994 млн. руб. - в 2013 и последующие года. Выручка от реализации за минусом налогов. соответственно, 2871, 3243 и 3386 млн. руб. Объем прибыли от реализации продукции прогнозируется в размере 196 млн. руб. в 2011 г., 336 млн. руб. в 2012 г., 299 млн. руб. в 2017-2019 гг.

В конце 2011 г. ЧУП «Поречье БКС» запланирована продажа объекта незавершенного строительства.

Прогнозируемый размер прибыли от реализации данного объекта составляет 480 млн. руб. Прибыль организации от сдачи в аренду не используемых помещений составляет 5 млн. руб. в месяц (60 млн. руб. в год). С учетом этого прибыль до налогообложения ЧУП «Поречье БКС» составит 736 млн. руб. в 2011 г., 396 млн. руб. в 2012 г., 359 млн. руб. в 2017-2019 гг. Чистая прибыль предприятия в 2011, 2012 и 2019 г. составит, соответственно 514, 261 и 252 млн. руб. Накопленный остаток денежных средств на протяжении всего прогнозного периода имеет положительное значение.

3.9 Показатели эффективности проекта


Накопительный чистый поток наличности по проекту принимает положительное значение на 7 году реализации проекта (2016 г.). Простой срок окупаемости проекта составляет 6,1 года, динамический срок окупаемости (при ставке дисконтирования 13 %), - 9,0 лет, то есть спустя указанный период времени с момента осуществления первых капитальных вложений (IV квартал 2010 г.) становится возможным возврат общей суммы инвестиционных затрат. Ввиду того, что основным источником финансирования капитальных затрат по проекту (94 %) являются долгосрочные кредиты банка, в расчетах бизнес-плана использована ставка дисконтирования, равная проценту за пользование долгосрочными кредитами банка, а именно - 13 %.

В результате реализации проекта рентабельность продаж ЧУП «Поречье БКС» (по прибыли от реализации) увеличится с 0,9 % в 2010 г., до 8,5-10,4 % в 2012-2019 гг., рентабельность реализованной продукции - с 0,9 % в 2010 г. до 9,3-11,6% в 2012-2019 гг. Внутренняя норма доходности по проекту составляет 13,6%. что больше ставки дисконтирования. Индекс рентабельности по инвестиционному проекту больше 1 (1.02).

Это свидетельствует об экономической эффективности рассматриваемого проекта.

Заключение


По результатам проведенных в курсовой работе исследований можно сделать следующие выводы.

В результате перехода отечественной экономики к рыночным отношениям происходит изменение системы управления, сопровождающееся совершенствованием функции планирования, которая в рыночной экономике является важнейшим способом "прояснения" внутренних и внешних условий деятельности, служит основой выработки долгосрочного курса действий, поиска наиболее эффективных путей достижения стратегических целей предприятия. Современной формой стратегического планирования выступает бизнес-план, как заранее намеченная система согласованных, увязанных во времени предпринимательских действий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Основной задачей бизнес-плана является получение целостной, системной оценки перспектив инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования проектов. От того, насколько достоверно и обоснованно изложены и оценены потребности и результаты инвестиционного проекта, то есть от того, насколько грамотно составлен бизнес-план во многом зависит не только возможность привлечения дополнительных источников финансирования, но и успех и эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Рассмотрев цели и сущность планирования, а также различные аспекты практики составления бизнес-планов, можно сделать вывод, что этот план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии, является эффективным инструментом управления, помогает предприятию, определять перспективы роста своего дела, контролировать текущую ситуацию.

Написание настоящей работы принесло мне существенную пользу в практике изучения планирования и прогнозирования деятельности предприятия.

На основе проведенного анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности ЧУП «Поречье БКС» установлена устойчивость финансового положения предприятия, характеризующаяся ликвидностью, платежеспособностью и рентабельностью.

В качестве одной из мер, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятия, предложен бизнес-план организации нового станции технической диагностики автомобилей (проведение техосмотров). Внедрение данного инвестиционного проекта позволит на основе наращивания объема выполняемых работ, высокого постоянного качества значительно улучшить финансовое положение предприятия, повысить рентабельность производства и продаж.

Проведенные исследования показали, что первостепенное влияние на реализацию инвестиционного проекта оказывает влияние общее состояние экономики. Большинство потенциальных заказчиков имеют неустойчивое финансовое положение, обусловленное спадом производства, ростом взаимных платежей, неконкурентоспособностью производимой продукции и так далее.


Список использованных источников


1.Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 46, Министерства экономики Республики Беларусь № 76, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 20 от 27 апреля 2000 года «Об утверждении Правил по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 12 мая 2000. № 8/3453.

2.Постановление Министерства экономики Республики Беларусь «Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов» от 31 августа 2005 №158.

.Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия / Э.И.Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова. М.: Финансы и статистика, 2003. 191 с.

.Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Под общ. ред. В.И. Стражева. Мн.: Выш. шк., 2003. 480 с.

.Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Л.Л.Ермолович. Мн.: Интерпрайс сервис, 2001. 576 с.

.Бизнес-План. Методическое пособие для студентов экономических специальностей очной и заочной формы обучения - Мн., НИУП, 2000.

.Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент. Учебно-справочное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001.

8.Литовских А.М. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ <http://www.tsure.ru/>, 2001.

.Павлова С.А. Финансы предприятий: Учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

.Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - 7-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Новое знание, 2002. - 704 с.

.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г. В. Савицкая. 7-е изд., перераб. и доп. Мн.: Новое знание, 2002. 704 с.

.Финансовый менеджмент / Под ред. А.М. Ковалева. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.

.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2000. - 656 с.

.Финансы предприятий / Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

.Хомидов А.У. Анализ бухгалтерского баланса // Аудит и финансовый анализ. 2001. №1. С. 5-24.

.Экономика предприятия: Учебник / Под. Ред. проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2000.

.Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ, 2002.


Теги: Инвестиционный проект ЧУП "Поречье БКС"  Бизнес-план  Финансы, деньги, кредит
Просмотров: 26048
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Инвестиционный проект ЧУП "Поречье БКС"
Назад