1. Безработица как социально-экономическое явление
1.1 Сущность безработицы и её проблемы
Безработица, по определению, принятому МОТ (Международной Организации Труда), трактуется, как потеря заработков по причине невозможности получить подходящую работу в отношении лица, способного трудиться, готового трудиться и действительно ищущего работу. К безработным относятся все лица трудоспособного возраста, не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода, которые в данный период:
1) не имеет работы в данный момент;
2) предпринимает конкретные и активные попытки найти работу;
3) в данный момент готов приступить к работе.
В России получение статуса безработного имеет более жесткий характер, чем в международных документах. В ст. 3 гл. 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» указано, что статус безработного присваивается трудоспособным гражданам, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.
Говоря иными словами, безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть населения трудоспособного возраста не может найти работу.
Как правило, безработица расцветает во время экономического спада в стране, когда сокращается число рабочих мест. Но и в нормальных условиях развития экономики имеет место безработица – это так называемая «естественная» безработица – безработица в пределах 4 – 5%, которую можно считать экономически приемлемой. Основными параметрами, характеризующими состояние занятости являются: экономически активное население, экономически неактивное население, занятые, безработные, уровень безработицы. Непосредственно количественно безработица измеряется следующими параметрами: 1. уровнем безработицы – долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы; 2. продолжительностью безработицы – временем пребывания в качестве безработного.
По российскому законодательству, безработным признается любое лицо в возрасте 15–72 лет, которое одновременно удовлетворяет следующим условиям:
– не является занятым и не имеет заработка;
– занимается поиском работы, т.е. обращается в государственную или коммерческую службу занятости, использует или помещает объявления в печати, непосредственно обращается к работодателю, использует личные связи, или предпринимает шаги к организации собственного дела;
– готов приступить к работе.
Подводя краткий итог, хотелось бы ввести общую суть безработицы, которая состоит в том, что:
§ часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу (способность к труду) на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест;
§ лишается возможности на различный по продолжительности срок трудиться и получать трудовой доход;
§ лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни;
§ подвергается угрозе:
· потери квалификации и профессии,
· снижения социального статуса,
· ухудшения жизненного уровня.
В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Во многих развитых странах безработица может стать, как правило, следствием роста эффективности производства и его структурной перестройки в результате научно-технического прогресса, сокращения производства какого-либо товара по причине его неконкурентоспособности, что ведет к сокращению занятости населения. Основным фактором, способствующим возникновению и развитию безработицы в России, явилось высвобождение рабочей силы на фоне общероссийского спада производства, обусловленного кризисом социально-экономической и политической системы общества, что привело к закрытию предприятий.
2. Формы безработицы и их специфика
Современные экономисты рассматривают безработицу, как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи, большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина её возникновения и продолжительность. Исходя из этого, основными видами безработицы считаются: структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также частичная, скрытая и сезонная.
Фрикционная (добровольная) – порождается естественным желанием людей сменить сферу деятельности или место жительства, попробовать себя в новой должности, получить более высокую зарплату на другом предприятии или просто отдохнуть от работы некоторое время. При фрикционной безработице каждый желающий рано или поздно найдёт подходящую для себя работу. Поэтому, главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. Фрикционная безработица – явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.
Структурная – безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономике, которая возникает при несовпадении профессиональной структуры безработных и структуры предлагаемых рабочих мест. Такое несоответствие возникает по двум основным причинам. Во-первых, научно-технический прогресс и социально-политическое развитие общества увеличивают потребность в одних профессиях и делают менее востребованными другие профессии. Например, переход экономики России к рыночной системе хозяйствования вызвал резкое увеличение потребности в специалистах экономического профиля и привел к сокращению потребности в инженерах. Во-вторых, неравномерное развитие отраслей в регионе приводит к изменению структуры вакансий, к которой не может быстро приспособиться структура безработных из-за недостаточной мобильности трудовых ресурсов и по другим причинам. Структурная безработица имеет долгосрочный характер, поскольку для подготовки и переподготовки большого числа специалистов требуется продолжительное время. Избежать структурной безработицы невозможно. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.
Циклическая безработица вызвана экономическим спадом и связанным с ним сокращением спроса на труд. Различают добровольную и вынужденную циклическую безработицу. Добровольная отвечает равновесному состоянию рынка, достигнутому после сокращения спроса на труд. При этом все желающие работать при равновесном уровне оплаты труда смогут найти работу, а несогласные работать на таких условиях остаются добровольно безработными. Вынужденная циклическая безработица возникает, когда после прекращения спроса на труд ставка заработной платы снижается и рынок остаётся в неравновесном состоянии. В результате желающие работать при сложившемся уровне оплаты труда не могут найти работу. Именно такая ситуация складывается на практике. Продолжительность циклической безработицы определяется длиной экономического цикла. Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8–10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.
Еще один из видов безработицы – сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ – массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим – фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.
3 ПРИЧИНЫ
Безработные люди и свободные места всегда, постоянно существуют и возникают, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого и есть наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многими обстоятельствами (о формах в гл 2).
В практике изучения безработицы в России сложились три основных подхода к изучению этого явления. Определенная группа экономистов исследует безработицу как недоиспользование части экономически активного населения в общественном производстве. Для других исследователей безработица выступает как ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам.
Третьи оценивают безработицу как следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики.
Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход третьего тысячелетия, характеризующийся сокращением общей численности населения страны и в то же время ростом численности населения подпадающих под гриф «безработный» в трудоспособном возрасте.
Молодежь является достаточно специфичной группой; именно эта специфичность – источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и сточки зрения его оплаты. Помимо этого сравнительно низкая конкурентоспособность молодых людей на рынке труда обусловлена также:
§ необходимостью предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных трудовым законодательством,
§ трудовая нестабильность молодежи, связанная с:
? увольнением в связи с призывом в Вооруженные силы,
? уходом на учебу,
? длительными отпусками в связи с рождением и воспитанием детей и т.п.
Все это создает для предприятий дополнительные трудности.
Нередко возникает противоречия между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются трудоустроиться, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы.
4 ТЕНДЕНЦИИ
Безработица как и любой другой общественно важный, социальный процесс имеет помимо причин соответствующие тенденции, которые являются своеобразной картиной, отражающей существующую действительность, а также прогнозом ожидаемых, опираемых и анализируемых на основе уже сложившейся обстановки на рынке, событий. Что касается понятия «тенденции» применительно к экономике, то это выявленные и наблюдаемые в результате экономического анализа устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие экономической системе, экономике страны, предприятию, фирме, показателям доходов, расходов, потреблению семей, спросу и предложению на рынке товаров и услуг; сложившаяся направленность экономических процессов. На основе тенденций можно делать выводы о ходе экономических процессов в будущем, прогнозировать экономические показатели. Начав изучать данные, я столкнулся с проблемой узкой освещенности данной проблемы, поэтому свой анализ и итоги я сделаю на основе имеющихся у меня данных. Выявление определенных тенденций считаю целесообразным осуществить не только по основным и наиболее свежим данным, а это 2008-2010 года, но и по ранее полученным…
По данным Росстата, число безработных в России по итогам октября 2008 года составило 4,624 миллиона человек, или 6,1% экономически активного населения. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,245 миллиона человек, в том числе 1 миллион человек получают пособие по безработице. По сравнению с сентябрем 2008 года общая численность безработных возросла на 1,7%, официальная безработица сократилась на 0,2%.
В конце ноября, по оценке Росстата, 5 миллионов человек, или 6,6% экономически активного населения России, в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,3 миллиона человек, в том числе 1 миллион человек получали пособие по безработице. Число официально зарегистрированных безработных в ноябре к октябрю выросло на 4,8%. В декабре 2008 года, по данным Росстата, 5,8 миллионов человек, или 7,7% экономически активного населения России классифицировались как безработные. Число официально зарегистрированных безработных в декабре к ноябрю выросло на 9,7%. В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,5 миллиона человек, в том числе 1,3 миллиона человек получали пособие по безработице. Итак, Общая численность безработных в России в декабре 2008г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 26,1% (по сравнению с ноябрем 2008г. - на 9,7%) и составила 5,8 млн человек, или 7,7% от экономически активного населения. Такие данные содержатся в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ. За 2008г. количество безработных увеличилось на 4,3% по сравнению с показателем 2007г.; безработица, рассчитанная в среднем за месяц, составила 4,8 млн человек, о чём упоминалось выше. По оценкам Росстата, в конце января 2009 года 6,1 миллиона человек, или 8,1% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда). В государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 1,7 миллиона человек, в том числе 1,4 миллиона человек получают пособие по безработице.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития, на 18 февраля 2009 года численность официально зарегистрированных безработных составила 1,893 миллиона человек. . По данным Росстата, уровень безработицы в мае 2009 г. составил 8,5%. Численность официально зарегистрированных безработных граждан в РФ, по данным на 8 июля 2009г., составила 2 млн 144,9 тыс. человек. Как сообщили в Министерстве здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) РФ, число безработных за неделю снизилось на 0,3%, за предыдущую неделю снижение составило 1,2%. Как отметили в ведомстве, за последнюю неделю (с 1 июля по 8 июля) в 57 регионах продолжилось снижение численности зарегистрированных безработных граждан. Наиболее существенное снижение за этот период отмечалось в Чукотском автономном округе, Республике Тыва, Кировской области, Камчатском крае, Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Саха (Якутия). Вместе с тем в 22 регионах сохраняется рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среди них Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Еврейская автономная область, Кемеровская область, Оренбургская область, Республика Ингушетия, Ярославская область, Республика Алтай, Забайкальский край, Пензенская область, Белгородская область, Самарская область, Алтайский край, Чеченская Республика, Амурская область, Свердловская область, Омская область, Брянская область, Тверская область, Вологодская область, Республика Дагестан и Ставропольский край. Безработица в РФ в августе 2009г. выросла. Уровень безработицы в РФ, подсчитанный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в августе 2009г. увеличился по сравнению с августом 2008г. на 2 процентных пункта и составил 7,8%. Количество безработных составило 6 млн человек.
Общая численность безработных в России в августе 2009г. увеличилась на 38,6% по сравнению с августом 2008 г. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). При этом в январе-августе 2009г. по сравнению с аналогичным периодом 2008г. численность безработных россиян выросла на 42,5%. По данным Росстата, уровень безработицы в России, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в мае 2010 г составил 7,3%. Данные получены по итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю мая 2010 г.
Уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста - в мае 2010 г составил 63,1%.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет /занятые и безработные/ в мае 2010 г составила 75,8 млн человек, или более 53% от общей численности населения страны.
По сравнению с маем 2009 г численность занятого населения увеличилась на 849 тыс человек, или на 1,2%, а численность безработных сократилась на 930 тыс человек, или на 14,4%.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце мая 2010 г в госучреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2 млн 012 тыс человек.
И наконец, в настоящем году я владею следующими данными :
5 марта 2011 года Росстат отчитался по безработице в регионах России за январь, различия оказались сильными, в зависимости от региона разница колеблется от 4,6 %. Минздравсоцразвития считает данные показатели приемлемыми, по статистике российские работодатели стали чаще нанимать новых сотрудников и реже увольнять старых.
Число безработных в России на конец июля 2011 г составило, по оценке, 5,01 млн человек, или 6,5 % от экономически активного населения, по сравнению с 4,61 млн к концу июня 2011 г, и 5,34 млн к концу июля 2010г., сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
Устойчивая тенденция к снижению безработицы наметилась в прошлом году. Регистрируемая уменьшилась с 2,1 миллиона человек до 1,6 миллиона, общая - с 6,8 миллиона до 5,4 миллиона человек, или с 8,2 процента до 7,2 процента, сообщает Минздравсоцразвития России.
Как отмечают эксперты, с одной стороны, это вызвано улучшением экономической ситуации в стране и постепенным выходом из кризиса. С другой, положение спасли серьезные вливания в рынок труда со стороны государства. За 2009-2010 годы федеральный бюджет потратил на борьбу с безработицей более 250 миллиардов рублей.
Службы занятости, по сути, осваивали двойные бюджеты - привычные, те, что выделяются из года в год на оказание услуг безработным, плюс примерно по столько же выделялось денег на антикризисные программы занятости, в рамках которых практически те же услуги оказывались работающим, но находящимся под угрозой сокращения. В основном это труженики предприятий, которые начали простаивать, вводить сокращенное рабочее время или отправлять людей в отпуска без содержания. Напомним, им предлагалось принять участие в общественных работах, пройти переобучение или повышение квалификации. Безработным стали выдавать "подъемные" на открытие своего дела. Работодателям - деньги на обустройство рабочих мест для инвалидов. Выпускникам учебных заведений - за прохождение стажировки по полученной специальности, а их наставникам - за кураторство. Также оказывалась помощь, в том числе и материальная тем, кто решил поехать на работу в другую местность.
В результате, по отчету Минздравсоцразвития, было сохранено порядка двух миллионов рабочих мест, создано примерно четыре миллиона дополнительных рабочих мест, в том числе 306 тысяч - постоянных.
Есть эксперты, которые полагают, что за такие деньги можно было бы достигнуть и больших успехов, но власти в целом удовлетворены результатом, о чем неоднократно заявлял и вице-премьер Александр Жуков, и чиновники более низкого ранга.
В этом году ситуация должна быть лучше, чем в прошлом или, по меньшей мере, не хуже. Официальный прогноз Министерства экономического развития - 2,1 миллиона безработных в среднегодовом исчислении. Напомним, прогноз на прошлый год составлял 2,2 миллиона, реально же получилось 1,98 миллиона.
В связи с этим несколько видоизменились антикризисные программы занятости на этот год: общественные работы для находящихся под угрозой увольнения останутся только в моногородах и на системообразующих предприятиях. На переобучение и повышение квалификации за счет госбюджета будут направлять работников компаний, где началась модернизация, а также женщин, занятых на вредном производстве и молодых мам, готовящихся выйти из декретного отпуска. Практически нетронутыми остались такие программы, как стажировка для выпускников, компенсация работодателю за обустройство рабочего места для безработного инвалида. Последняя даже выросла с 30 тысяч рублей до 50 тысяч. Такая же сумма ждет работодателей, открывающих рабочие места, в первую очередь удаленные, для многодетных родителей или мам и пап, воспитывающих детей-инвалидов. Будут выделяться деньги и на внутреннюю миграцию.
Тем не менее, на российском рынке труда остается немало болевых точек. Вот только некоторые из них. Первая - большая неоднородность по регионам. Самая высокая безработица в России - в Ингушетии - 48,8 процента, в Чечне - 43,3 процента, в Тыве - 18,6 процента. Наиболее низкая: в Москве - 1,1 процента, в Санкт-Петербурге - 2,2 процента, Московской области - 3,3 процента, Самарской - 4,1 процента, Липецкой- 4,6 процента.
Стоит отметить, что подобная ситуация не вызвана кризисом - она практически традиционна для России. Причем колоссальная разница в уровнях безработицы присутствует не только между регионами, но и между городами и населенными пунктами внутри одной территории. Как правило, в крупном городе она минимальная, а в глубинке может быть на порядок выше. Особенно, если эта глубинка сельскохозяйственная. По данным того же Минздравсоцразвития, общая безработица выше в сельской местности, чем в городской, в 1,8 раза, официальная (зарегистрированная) - в полтора раза. В связи с этим в антикризисных программах занятости на этот год предусмотрен целый блок программ, направленных на улучшение ситуации с занятостью на Кавказе. А вот как власти планируют улучшить ситуацию на селе, пока не понятно. По крайней мере, согласно проекту основных направлений действий на рынке труда к 2015 году предполагается сократить долю сельского и лесного хозяйства, а селян переориентировать на работу в других отраслях, например, в сфере услуг. Однако в эффективности такой меры эксперты сомневаются, ведь сфера услуг, как и малый бизнес в целом, могут хорошо развиваться лишь там, где есть крупные предприятия и люди, стабильно получающие высокую зарплату. Если вся деревня стоит на учете в службе занятости и получает пособие в 850 рублей, то чем они будут платить за услуги, предлагаемые соседями-предпринимателями?
Еще одна болевая точка - несоответствие потребностей рынка труда и имеющихся на нем специалистов. Вузы пачками готовят юристов, экономистов, психологов, а предприятия нуждаются в квалифицированных рабочих и инженерах. Этот дисбаланс образовался по меньшей мере лет десять назад, когда закрывались заводы, а на оставшихся стали платить минимальные зарплаты. Сейчас ситуация стала меняться в пользу "технарей", но предубеждение к техническим профессиям засело в головах молодых россиян глубоко и они продолжают по инерции изучать экономические и гуманитарные науки. После чего встают на учет в службе занятости или работают продавцами в магазинах. Последнее, кстати, связано не столько с переизбытком таких специалистов на рынке труда, сколько с низким качеством их подготовки. "Юристов много, но когда вам понадобится хороший специалист, попробуйте его найти", - сказал как-то на пресс-конференции замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин. При этом рецептов лечения этой болезни рынка труда пока не найдено. Есть договоренность между Рострудом и Министерством образования, что первые будут отслеживать, какие вузы поставляют безработных, а вторые уже как-то на них влиять. Но о результатах этой работы пока ничего не известно.
17.08.2011, 17:38
· Статья |
Число безработных в России на конец июля 2011 г. составило, по оценке, 5,01 млн человек, или 6,5% от экономически активного населения, по сравнению с 4,61 млн к концу июня 2011 г. и 5,34 млн к концу июля 2010 г., сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Аналитики, опрошенные Reuters в конце июля, ожидали безработицу на уровне 6,1%, разброс оценок составил от 6 до 6,3%.
Данные рассчитаны в соответствии с методологией Международной организации труда. Росстат периодически уточняет сведения о количестве безработных за предыдущие месяцы.
Численность экономически активного населения к концу прошлого месяца составила, по оценке, 76 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны.
Читайте далее: #"Елизавета Ананьева"' href="#">Елизавета Ананьева
| | | | |
Источник: Работа.Ру
Уровень безработицы в России держит курс на стремительное снижение. По последним данным Росстата, в мае общая численность незанятых россиян сократилась с 7,2% до 6,4% (с 5,4 млн человек примерно до 4,9 млн человек). Эксперты отмечают: рынок труда, «парализованный» во время кризиса, постепенно отходит от тяжелых последствий. Но так ли это на самом деле?
Таблица 2-Динамика безработицы в Курганской области
ДАННЫЕ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ: | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (тыс. чел.) | 339,3 | 334,3 | 330,0 | 326,0 | 326,0 | 321,4 | |
ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (тыс. чел.) | 200,0 | 195,9 | 190,7 | 185,5 | 186,0 | 183,2 | |
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ (тыс. чел.) | 16,8 | 8,0 | 11,3 | 9,3 | 10,5 | 16,8 | |
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ (тыс. чел.) | 3,6 | 3,4 | 3,1 | 2,9 | 2,5 | 3,4 | |
УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%) | 8,4 | 4,1 | 6,0 | 5,0 | 5,6 | 5,9 | |
УРОВЕНЬ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%) | 1,8 | 1,8 | 1,4 | 1,6 | 1,4 | 1,5 | |
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (руб.) | 4690 | 5896 | 6833 | 8725 | 10365 | 12183 | |
ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (руб. в месяц) | 2081 | 2500 | 2897 | 3252 | 3377 | 3570 | |
На начало 2009 года количество граждан, зарегистрированных в качестве безработных, увеличилось на 18%, по сравнению с 2008 годом. Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, сократилась за январь 2009 года на 48% – с 3366 до 1615 вакансий. Общее количество работников, предполагаемых к высвобождению по состоянию на 10 февраля, около 3 тысяч человек, что составляет 5,8% от числа работающих. Большинство из них – работники промышленных предприятий.
Пик безработицы в области будет отмечен в марте – апреле. В летние месяцы ожидается снижение уровня безработицы, связанное с организацией в этот период общественных работ (дорожно-ремонтных, полевых, по благоустройству территорий и др.).В целом же, по Курганской области предполагается, что в 2009 году среднегодовая численность безработных граждан не превысит 16,5 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы не выйдет за пределы 4% по отношению к численности экономически активного населения.
6 ПОСЛЕДСТВИЯ
2.2 Последствия безработицы.
Экономические последствия безработицы целесообразно выделить на национальном уровне и на уровне человека. На национальном уровне безработицы снижается объем ВВП. Эта взаимосвязь выражена в Законе ОУКЕНА: если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВВП составляет 2,5%» . Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к снижению налогов, которые поступают государству. Безработица, увеличивает расходы государства по мере своего роста. В некоторых отраслях (оборонный комплекс, наука …) безработица сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако, при наступлении фазы оживления и подъема экономики, спрос на этих работников должен резко увеличиться, но своевременно удовлетворить его окажется невозможным. Это приведет к задержке экономического развития страны и к ее еще более глубокой дестабилизации.
Для отдельного человека безработица означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы.
Она имеет не только негативное последствие, безработица – одно из условий нормальной и бесперебойной функции экономики.
Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.
Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения, приводит к деградации человека, ухудшает социально-психологический климат в обществе. Анализ статистических данных показывает, что с увеличением численности безработных, снижается число заключенных браков. Последствия безработицы могут быть социальным возмущением и даже социальным взрывом. Это возможно, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе критической величиной считается уровень безработицы более 10-12 %.
Экономические последствия безработицы и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы считается необходимым выделить экономические последствия безработицы на национальном уровне и на уровне человека.
1. На национальном уровне безработица прежде всего:
a) снижает объем производства валового внутреннего продукта;
b) уменьшая ВВП, приводит к сокращению налогов,
c) росту инфляции;
d) замедляет рост производительности труда;
e) снижает гибкость рынка;
f) увеличивает расходы государства по мере ее роста;
g) в конечном счете может привести к еще большему росту безработицы.
2. На уровне человека безработица:
a) означает потерю постоянного и регулярно получаемого дохода;
b) также означает потерю квалификации;
c) препятствует улучшению условий труда. Она бьет не только по тем, кто непосредственно остался без работы, но и по работающим, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
d) усиление конкуренции между работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места;
e) позволяют предпринимателям манипулировать высоким уровнем безработицы в своих интересах (например, понизить цену рабочей силы и др.).
Для наглядности сведем в таблицу проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и для государства (макроуровень).
- Основные проблемы безработицы
Макроуровень | Микроуровень |
Падение валового национального продукта. Дифференциация доходов среди населения. Усиление социальной напряженности в обществе. Увеличение мобильности рабочей силы. Сокращение излишней численности рабочей силы. Рост объемов скрытой безработицы. Совершенствование профессиональной структуры рабочей силы. Сокращение престижа квалифицированного труда | Падение материального достатка семей безработных. Рост девиантного поведения. Потеря самоуважения в связи с потерей работы. Увеличение депрессивных состояний. Чувство неуверенности в будущем. Распад семей безработных. Потеря квалификации безработными. |
Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан. За решение проблемы безработицы ответственность несут сам работники, предприниматели, государство. Рынок труда – основной регулятор занятости. Вместе с тем решение проблемы достижения полной занятости требует активного участия государства.
3.
При оценке последствий безработицы надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей рассматривается не только источником дохода, но делом чести, гражданской доблести. Следовательно, лишение его возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия. Безработица, снижая доходы семей:
1. усиливает дифференциацию населения;
2. способствует росту преступности,
3. ухудшению здоровья, сокращению продолжительности жизни,
4. росту алкоголизма,
5. появлению депрессий, психических расстройств, вплоть до самоубийств;
6. происходит маргинализация общества (маргинальный статус становится не столько исключением, сколько нормой существования значительного числа людей),
7. ослабление семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей,
8. снижение естественного прироста населения,
9. нарастание социального возмущения и политической нестабильности, что в итоге может привести к социальному взрыву. Это возможно, когда ее уровень превысит допустимый размер.
7 ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
3.2 Возможные пути решения проблем безработицы.
Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано прежде всего со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения -это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.
К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.
Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.
Развитие самозанятости предполагает наличие определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям определенную помощь в организации и развитии своего "дела". И именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей или другими видами работ, вчера могли быть безработными, а сегодня они сами нашли свое место в системе необходимых обществу видов занятии. И самое главное, эти люди уже нашли себя в системе рыночных отношений. Вместе с тем для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными о добровольности процесса смены вида деятельности.
Развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности. Они широко описаны в нашей литературе. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством, о чем мы уже говорили. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются прежде всего в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на официальной шкале".
Подобные факты являются прежде всего следствием недостаточной федеральной поддержки малого предпринимательства. Она принципиально важна. До тех пор, пока государство, его верховная власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как, например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будет топтаться на месте. Тем более что во всех странах с рыночной экономикой государство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического климата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образования и функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности задачи.
Важное значение для решения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой деятельности сокращаются. Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв. м общей площади, то в 2001 г. - 31,7 млн. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан. Видимо, надо ускорить решение вопроса о доступности таких ссуд для более широкого круга людей.
Большое значение для решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей.
Общественные работы прежде всего поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу (как отмечалось, численность безработных, ищущих работу 12 мес. и более, составляет примерно 40% от их общей численности). Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. Программы общественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономике большую позитивную роль при их хорошей организации. В годы великой депрессии в США именно общественные работы позволили заложить основу развития автомобильных дорог. Общественные работы в основном можно разделить на два типа: участие безработных в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организации и др.; оказание социальных услуг престарелым и инвалидам. Вполне возможны и другие формы участия безработных и общественно полезной трудовой деятельности.
В настоящее время в ряде стран разрабатываются и реализуются программы общественных работ для привлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.
В России общественные работы не нашли пока своего места. В 2005 г. лишь 18,7% получившим помощь в службах занятости была предложена общественная работа. У нас эти работы не совсем привлекательны. Обусловлено это прежде всего тем, что такая деятельность рассматривается как занятость. А в этом случае она облагается налогом на работодателя п того, кто участвует в этих работах. И самое главное - если человек в последующем обратится в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа. А как известно, общественные работы не требуют от человека особой квалификации.
Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. В то же время па-до признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.
При подготовке кадров еще не отказались от узкой специализации, хотя вполне очевидна необходимость подготовки работников широкого профиля, формирования конкурентоспособного работника. Решению таких проблем может способствовать широкое применение модульных систем профессионального обучения. Они нашли применение в ряде стран с развитой рыночной экономикой и были рекомендованы МОТ.
Эта система позволяет обучить человека практическим навыкам работы при оптимально необходимом объеме теоретических знаний. Важнейшим достоинством этого метода является то, что обучающийся проходит предварительное тестирование, п в результате определяется набор модулей и учебных элементов для изучения, соответствующих знаниям человека. Модульное обучение предполагает систематический контроль знаний человека и качества приобретенных навыков. Обязательным условием такого обучения является 100%-ная правильность ответов. В противном случае обучающийся должен будет пройти повторную проверку после дополнительного изучения материала, который он усвоил недостаточно2*.
Вполне очевидно, что широкое использование современных технологий обучения может кардинально изменить ситуацию на рынке труда за счет повышения квалификации работников, овладения ими дополнительных профессий и специальностей.
В целях реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость государственные органы разрабатывают соответствующие целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на определенный отрезок времени. Такие программы, их значимость, бесспорно, велики. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, содействует возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т.д.
В то же время анализ деятельности всей системы показывает, что она в основном работает на устранение безработицы, на ликвидацию последствий неравномерного распределения производственных возможностей и прав человека на труд, и такое положение необходимо изменить. Службы занятости должны работать на упреждение безработицы.
Их главная задача - выявление возможных очагов массового увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.
Не менее важной задачей служб занятости является информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.
Сегодня службы занятости в России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах не- и малоквалифицированного труда. Такое положение существенно сужает их возможности.
Другим не менее существенным недостатком информации является то, что в службах занятости нет сведений о вакансиях в других регионах страны. Такая ситуация представляется достаточно странной прежде всего потому, что предшественники службы занятости - организованный набор рабочей силы на новостройки, центры трудоустройства — такой информацией располагали, хотя, конечно, не имели тех средств связи, которые существуют сегодня.
Оценивая возможности службы занятости, надо признать, что она располагает большими резервами. Их мобилизации могло бы способствовать повышение заработной платы работникам служб занятости. Это позволило бы привлечь более квалифицированных работников, лучше организовать деятельность этих организаций. При разработке плана развития служб занятости необходимо не только продумать систему мероприятий, но и просчитать, какие затраты - людские, материальные, денежные -потребуются для их реализации. Возможно, при таком подходе число мероприятий сократится, но будет обеспечено качественное выполнение тех, которые были намечены к исполнению.
Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.