Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия на примере ОАО "Белметалл"

Содержание


Введение

1. Место ОАО "Белметалл" в экономической среде

2. Управление предприятием

3. Планирование

4. Организация производства

5. Организация труда

6. Индивидуальная часть

6.1 Организация и эффективность управления внешнеэкономической деятельностью ОАО "Белметалл"

Заключение

Список использованных источников



Введение


Внешнеэкономическая деятельность должна строиться на активной интеграции Беларуси в глобальное пространство с использованием информационных, интеллектуальных ресурсов и имеющегося научно-технического потенциала для получения максимальной прибыли. Следует признать, что Беларусь на современном этапе развития не готова к глобальной конкуренции и интеграции. Одновременное включение Беларуси в глобальные и региональные процессы связано с существенными рисками и угрозами. Вместе с тем, суверенное государство такого масштаба, места и геостратегической роли не может оставаться в самоизоляции, поскольку это означало бы не защищенность, а консервацию отсталости, низкую международную конкурентоспособность и поддержание малоэффективной внешнеэкономической деятельности.

Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Производственно-экономическая практика основывается на анализе предприятия отрасли, а конкретно ОАО "Белметалл", его производственной и организационной структуры.

Задачи прохождения практики:

1. Дать характеристику ОАО "Белметалл", изучить виды выпускаемой продукции, технологию и потребляемые материальные ресурсы, а также применяемые на предприятия методы работы.

2. Проанализировать процесс управления предприятием.

3. Приобрести практические навыки планирования, организации производства и труда.

4. Провести анализ организации и эффективности управления внешнеэкономической деятельностью ОАО "Белметалл".

Цель практики - закрепить, углубить знания, полученные в процессе обучения, собрать необходимую информацию для выполнения дипломной работы.

Объектом исследования является ОАО "Белметалл".

Предмет исследования - формы и методы повышения эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО "Белметалл".


1. Место ОАО "Белметалл" в экономической среде


Открытое акционерное общество "Белметалл" создано приказом Мингосимущества Республики Беларусь от 25 июля 1994 года № 268 путем преобразования ГП ОПФ "Белметалл".

Реквизиты ОАО "Белметалл":

220075 г. Минск, пр. Партизанский, 174

р/с 3012205900175 в Головном филиале по Минской области ОАО "Белинвестбанк", код 737, г. Минск, ул. Могилевская,5.

УНН: 100055010; ОКПО: 05560399

Тел. /факс (8-017) 344-56-41, 234-52-22, 344-31-34

#"1.files/image001.gif">

Рис.1.1 Образовательный уровень работников ОАО "Белметалл" по состоянию на 01.01.2008 г.


Рис.1.2 Возрастной уровень работников ОАО "Белметалл" по состоянию на 01.01.200 г.

Анализ основных показателей деятельности ОАО "Белметалл" за 2005-2007 гг. проведен на основании отчетов о прибылях и убытках (приложение А и Б). Результаты анализа приведены в табл.1.1


Таблица 1.1. Основные показатели деятельности ОАО "Белметалл" за 2005-2007 гг.

Показатели

2005 год, млн. руб.

2006 год, млн. руб.

Отклонение от прошлого периода

2007 год, млн. руб.

Отклонение от прошлого периода




в стоимостном выражении

В %


в стоимостном выражении

В %

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (стр.010)

8983

10118

+1135

112,6

12641

+2523

124,9

Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг (стр.020)

1680

1816

+136

108,1

2192

+376

120,7

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) (стр.010-стр.020)

7303

8302

+999

113,7

10449

+2147

125,9

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг (стр.040)

6705

7536

+831

112,4

9553

+2017

126,8

Управленческие расходы (стр.050)

-

-

-

-

-

-

-

Расходы на реализацию (стр.060)

50

82

+32

164,0

70

-12

83,4

Прибыль (убыток) от реализации (стр.030-стр.040-стр.050-стр.060)

548

684

+136

124,8

826

+142

120,8

Операционные доходы (стр.080)

117

80

-37

68,4

143

+63

178,8

Налоги, включаемые в операционные доходы (стр.090)

2

1

-1

50,0

4

+3

400,0

Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) (стр.080)

115

79

-36

68,7

139

+60

175,9

Операционные расходы (стр.110)

114

79

-35

69,3

130



Прибыль (убыток) от совместной деятельности (стр.120)

-

-

-

-

-



Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов (стр.100-стр.110±стр.120)

1

-

-1

-

9



Внереализационные доходы (стр.140)

11

57

+46

518,2

16



Внереализационные расходы (стр.170)

121

51

-70

42,2

171



Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов (стр.160-стр.170)

-110

6

+116

-

155



Прибыль (убыток) за отчетный период (стр.070+стр.130+стр. 190)

439

690

+251

157,2

680



Налог и сборы, производимые из прибыли (стр.210)

51

189

+138

370,6

191



Расходы и платежи из прибыли (стр.220)

1

6

+5

600,0

207



Сумма льгот по налогу на прибыль (стр.230)

192

33

-159

17,2

26



Прибыль (убыток) к распределению (±стр. 200-стр.210-стр.220-стр.230)

195

462

+267

236,9

256




Как видно из данных табл.1.1, выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг ОАО "Белметалл" в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 999 млн. руб. или на 13,7%, а в 2007 г. - на 2147 млн. руб. или на 25,9%, себестоимость реализованных товаров, работ, услуг увеличилась на 831 млн. руб. в 2006 г. по сравнению с 2005 г. и на 2017 млн. руб. в 2007 г. по сравнению с 2006 г., расходы на реализацию увеличились на 32 млн. руб. в 2006 г. по отношению к 2005 г. и сократились на 12 млн. руб. в 2007 г.

Прибыль от реализации ОАО "Белметалл" в 2005 г. увеличилась по сравнению с 2005 г. на 136 млн. руб. и в 2007 г. на 142 млн. руб. по сравнению с 2006 г. Операционные доходы и расходы в 2006 г. сократились, соответственно, на 36 млн. руб. и 35 млн. руб., прибыль от операционных доходов и расходов уменьшилась на 1 млн. руб., в 2007 г. операционные доходы увеличились по сравнению с 2006 г. на 60 млн. руб., а операционные расходы - на 51 млн. руб., прибыль от операционных доходов и расходов в 2007 г. увеличилась на 9 млн. руб. по сравнению с 2006 г.

Подводя итог в целом, следует отметить, что результатами финансовой деятельности ОАО "Белметалл" за 2005 г. является прибыль, по сравнению 2005 г. в 2006 г. она увеличилась на 251 млн. руб. В 2007 г. прибыль уменьшилась на 10 млн. руб., однако превысила уровень 2005 г. Нераспределенная прибыль имеет такую же тенденцию: увеличение в 2006 г. на 267 млн. руб. по сравнению с 2005 г. и снижение в 2007 г. на 206 млн. руб.

Для оценки ликвидности баланса и платежеспособности ОАО "Белметалл" на основании данных бухгалтерского баланса (приложения В и Г) рассмотрим следующие коэффициенты (табл.1.2).


Таблица 1.2. Коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ОАО "Белметалл"

Наименование показателя

На 01.01. 2006г.

На 01.01. 2007г.

На 01.01. 2008г.

Норматив

Коэффициент текущей ликвидности К1=стр.290/ (стр.790-стр.720)

1,147

1,35

1,28

К1³1,0

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами К2= (стр.590+стр.690-стр. 190) / /стр.290

0,128

0,259

0,217

К2³0,1

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами К3=стр.790/стр.390 или стр.890

0,753

0,631

0,71

К3£0,85

Коэффициент абсолютной ликвидности Кабс= (стр.260+стр.270 баланса) / / (стр.790-стр.720 баланса)

0,347

0,495

0,297

Кабс³0,2


Коэффициент текущей ликвидности:

На 01.01.2006 г.:


1524 /1329 = 1,147


На 01.01.2007 г.:

1580/1170 = 1,35


На 01.01.2008 г.:


3245/2541 = 1,28


Рис.1.3 Коэффициент текущей ликвидности, К1


Коэффициент текущей ликвидности на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. и 01.01.2008 г. имеет значение выше нормативного, это свидетельствует о том, что ОАО "Белметалл" обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами:

На 01.01.2006 г.:


(498 - 63 - 240) / 1524 = 0,128


На 01.01.2007 г.:

(793 - 109 - 274) / 1580 = 0,259


На 01.01.2008 г.:


(1118 - 79 - 335) / 3245 = 0,217


Рис.1.4 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, К2


Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. и 01.01.2008 г. соответствует нормативу, это свидетельствует о том, что у ОАО "Белметалл" достаточно собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами:

На 01.01.2006 г.:


1329/1764 = 0,753


На 01.01.2007 г.:

1170/1854 = 0,631


На 01.01.2008 г.:


2541/3580 = 0,71


 

Рис.1.5 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, К3


Значение данного коэффициента соответствует нормативу, то есть ОАО "Белметалл" способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Коэффициент абсолютной ликвидности:

На 01.01.2006 г.:


(385 + 76) / 1329 = 0,347


На 01.01.2007 г.:


(494 + 85) / 1170 = 0,495

На 01.01.2008 г.:


(574 + 181) / 2541 = 0,297


 

Рис.1.6 Коэффициент абсолютной ликвидности, Кабс


Значения коэффициента абсолютной ликвидности на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. и 01.01.2008 г. соответствует нормативу. Коэффициент абсолютной ликвидности - это норма денежных резервов. Приведенные выше расчеты свидетельствуют о том, что у ОАО "Белметалл" есть гарантия погашения долгов.

Таким образом, финансовое состояние ОАО "Белметалл" на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. и 01.01.2008 г. можно охарактеризовать как устойчивое. Предприятие обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, у ОАО "Белметалл" достаточно собственных оборотных средств для обеспечения финансовой устойчивости, предприятие способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов и у предприятия есть гарантия погашения долгов.


2. Управление предприятием


Органами управления ОАО "Белметалл" являются: Общее собрание Участников; Директор. Общее собрание Участников - высший орган управления ОАО "Белметалл". Директор является исполнительным органом предприятия.

К компетенции Общее собрание Участников предприятия относятся:

изменение и дополнение устава предприятия, размера Уставного фонда установление размера, формы и порядок внесения Участниками дополнительных вкладов;

назначение и досрочное прекращение полномочий директора предприятия, избрание ревизора предприятия;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов предприятия и распределение его прибыли и убытков;

решение о реорганизации и ликвидации предприятия;

и другие вопросы, обозначенные в Уставе предприятия.

Директор предприятия является исполнительным органом. Он в праве принимать решения по всем вопросам, не отнесенным к компетенции Общего собрания Участников предприятия. Полномочия Директора определяются в контракте. Директор несет ответственность за результаты работы предприятия, соблюдение требований Устава и законодательства Республики Беларусь.

Директор ОАО "Белметалл":

обеспечивает выполнение планов деятельности предприятия;

нанимает и увольняет работников в соответствии с условиями контрактов и законодательством;

представляет предприятие без доверенности в отношениях с государственными органами Республики Беларусь и других государств, юридических и физических лиц;

в пределах своей компетенции распоряжается имуществом, в том числе и средствами предприятия;

заключает договора от имени предприятия;

в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания;

издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия;

регулярно (не реже одного раза в год) отчитывается перед Общим собранием Участников и т.д.

Контроль за хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет ревизионная комиссия, состоящая из трех человек. По решению общего собрания Участников, полномочия ревизионной комиссии могут быть возложены на независимого аудитора.

Компетенция органов управления и контроля, порядок принятия ими решений определяются Уставом ОАО "Белметалл".

К исключительной компетенции Общего собрания Участников относятся:

изменение Устава, в том числе изменения размера Уставного фонда предприятия;

образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов предприятия и распределение его прибыли и убытков;

решение о реорганизации или ликвидации предприятия;

избрание ревизионной комиссии (ревизора);

ежегодное избрание и отзыв членов выборных органов предприятия;

установление размера, формы и порядка внесения Участниками дополнительных взносов;

принятие решения о приобретении предприятием доли Участника, исключение Участников из состава учредителей.

Руководство текущей деятельностью ОАО "Белметалл" осуществляет директор. Директор осуществляет общее руководство, решает самостоятельно все вопросы деятельности предприятия, предусмотренные Уставом. Директор пользуется правом распоряжения имуществом и средствами предприятия в пределах установленных уставом предприятия, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками предприятия, решает другие вопросы не отнесенные законодательством или Уставом предприятия к исключительной компетенции Общего собрания Участников.

Структура управления ОАО "Белметалл" совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, научно-исследовательскую деятельность завода в зависимости от конъюнктуры рынка.

Управление ОАО "Белметалл" осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.

Сочетание и согласованность интересов трудового коллектива и собственника имущества завода реализуется через Совет предприятия. Совет предприятия решает отнесенные к его компетенции вопросы коллегиально на своих заседаниях. Заседание собирается по мере необходимости.

Бухгалтерия занимается начислением и выдачей заработной платы работникам, начислением и отчислением налоговых выплат, начислением амортизационных отчислений, заполнением и предоставлением в соответствующие органы бухгалтерских отчетов и документации строгой отчетности, составление бухгалтерского баланса, проведение инвентаризации и т.д.

В ОАО "Белметалл" на главного бухгалтера также возлагаются следующие задачи:

1) содействие наиболее эффективному использованию основных производственных фондов, товарно-материальных ценностей;

2) осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, обеспечение их сохранности, доведению размеров собственных оборотных средств до экономически обоснованных нормативов;

3) контроль за правильностью организации финансовых отношений.

Функциями главного бухгалтера являются:

1) планирование;

2) организация расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками и покупателями;

3) организация материального стимулирования, разработка систем премирования;

4) выполнение обязательств перед бюджетом, оптимизация налогообложения;

5) страхование.

Главный бухгалтер заботится о постоянном наличии средств, необходимых для текущей деятельности предприятия, следит за их поступлением и расходованием. В своей работе он опирается на метод наличных средств (кассовый) при определении фондов денежных средств.

Бухгалтерский учет осуществляется с помощью компьютерной программы "1С: Бухгалтерия". Также в отделе производиться расчет технико-экономических показателей (рентабельность, износ основных средств, выручка, прибыль, затраты и т.д.).

Информационное обеспечение управления осуществляется посредствам приказов и указаний директора, также информация, необходимая для деятельности Общества, берется из периодической литературы и Интернета.

Документооборот ведется в соответствии с законодательством.

В ОАО "Белметалл" используют следующие виды организационно-распорядительной документации:

Устав;

штатное расписание;

правила внутреннего трудового распорядка;

приказы по основной деятельности, личному составу;

решения по деятельности Общества.

Также используется справочно-информационная документация: заявления; справки; объяснительные записки; докладные записки; акты; письма.

Процесс подбора и приема кадров осуществляет отдел кадров с применением следующей кадровой документации:

заявления (о приеме, переводе, увольнении);

приказы по личному составу;

личная карточка форма № Т-2;

личный листок по учету кадров;

трудовые книжки;

автобиографии работников.

Трудовые отношения нанимателя и работника регулируются законодательством на основании заключения трудового договора.

Развитие системы управления персоналом предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям представляет одну из актуальных задач современного развития экономики Республики Беларусь.

В ОАО "Белметалл" используются следующие источники найма персонала: рекомендации друзей и родственников; рекомендации консультативных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении персонала; объявления, реклама; различные источники внутри предприятия; инициативные письма-обращения о приеме; отдел занятости.

Прием и отбор персонала на работу в ОАО "Белметалл" идет на основании рекомендаций сотрудников предприятия, а также по результатам запросов в центры занятости и кадровые агентства. Основным критерием оценки работников является их трудовая деятельность, образование, они должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать и нести ответственность.

Формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Работники ОАО "Белметалл" получают доплаты и надбавки:

за профессиональное мастерство;

за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания;

за классность, ненормированный рабочий день;

за работу в вечернее и ночное время;

за работу с вредны условия труда;

за стаж работы;

за высокие достижения в труде, выполнение особо важной работы.

Заработная плата поставлена в строгую зависимость от количества и качества труда. В этих целях регулярно проводится контроль действующих норм выработки. Действующие положения о премировании охватывают все категории работающих. Премирование работников ОАО "Белметалл" производится согласно "Положений о премировании за результаты финансово-хозяйственной деятельности", утвержденным директором предприятия.

Премирование рабочих производится по показателям:

выполнение плана реализации продукции;

обеспечение требуемого уровня качества обслуживания клиентов.

Премирование руководителей производится по основным показателям:

рост объемов реализации продукции в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года (от 10 до 50%);

рост объёмов реализованной продукции, работ, услуг в фактических ценах по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (от 10 до 50%).

Размер премии работникам уменьшается за невыполнение показателей хозяйственной деятельности.

В условиях конкуренции на рынке возрастает роль маркетинговых служб предприятия. Для обеспечения успешной конкурентной борьбы предлагается использовать ряд мер: повышение качества продукции, снижение цен на продукцию в сравнении с ценами конкурентов (по крайней мере на первом этапе - для завоевания рынка), более широкое использование рекламы на новых рынках, использование услуг маркетинговых фирм, которые помогли бы продвижению продукции предприятия на новые рынки, а также участие в выставках. Также эффективными являются следующие меры: повышение известности и престижа марки и производителя, установление большего, нежели у конкурентов, гарантийного срока, дешевый ремонт, повышение требований к дизайну и оформлению готовой продукции.

Вопросами маркетинга в ОАО "Белметалл" занимаются специально созданные отделы: коммерческий отдел, отдел сбыта и таможенного оформления и отдел импорта.

Руководители вышеназванных отделов должны быть способны прогнозировать, планировать, организовывать, мотивировать, общаться и контролировать маркетинговую деятельность вышеуказанных отделов. От них требуется способность управлять, мотивировать и вдохновлять группы коммерческих отделов по сбыту продукции ОАО "Белметалл", обладать навыками решения человеческих проблем.

Руководители, занимающиеся маркетинговой деятельностью в ОАО "Белметалл" обязаны при планировании обеспечивать кратко-, средне-, и (возможно) долгосрочные прогнозы, на которых основываются цели ОАО "Белметалл"; планировать получение прибыли в процентном отношении; оценивать затраты; анализировать рынки в поисках новых возможностей использования существующих товаров и перспектив новой продукции (в сотрудничестве со всеми отделами); планировать деятельность территориальных менеджеров, контролеров и продавцов; планировать и организовывать выставки своей техники, организовывать посещение производственных помещений ОАО "Белметалл" зарубежными гостями и гостями из стран СНГ; планировать и определять территории для эффективного охвата потребителей; устанавливать стандарты исполнения для сбытового персонала; планировать собственное время; планировать регулярные встречи с продавцами; планировать общее развитие и стимулирование персонала; планировать использование допустимой поддержки услуг там, где они применимы.

При планировании работы службы маркетинга и сбыта принимается во внимание производственные мощности ОАО "Белметалл" и спрос на рынке на его продукцию, определяется соответствие получаемого заказа профилю предприятия и его специализации. При принятии заказа учитывается возможность максимальной загрузки производственных мощностей предприятия и коэффициент использования оборудования. Выявляется необходимость соответствия технологии производства.


3. Планирование


Концепция планирования в ОАО "Белметалл", заключается в том, что планирование начинается с маркетинга и заканчивается реализацией конкретной продукции. Так, планирование маркетинга на предприятии включает как составление перечня задач маркетинговой деятельности и расчет издержек на их выполнение, так и оценку поступлений выручки от реализации товаров и величины прибыли. Управление маркетингом на предприятии заключается в ранжировании хозяйственных задач и организации своевременного их решения по всей технологической цепочке движения продукции.

Для выбора стратегии ОАО "Белметалл" необходимо провести глубокий анализ существующих направлений деятельности, его позиции на рынке, перспектив на будущее, а также тенденций развития. На основе анализа разработать приоритеты в распределении ресурсов. Объектом анализа является база стратегических данных, которая представляет собой наиболее существенную характеристику внутренних и внешних условий деятельности организации и ее основных партнеров. На основе анализа формируются выводы относительно 10-15 наиболее существенных факторов, влияющих на деятельность организации, выявляющие сильные и слабые стороны, а также воздействие на нее и каковы тенденции этого воздействия, тем самым рисуется достоверный портрет будущего организации.

Анализ базы стратегических данных осуществляется по трем направлениям:

1) объективная оценка положения предприятия в целом;

2) исследование эффективности его работы в прошлом и настоящем; жизненность организационной структуры, система управления;

3) модель функционирования технического и технологического потенциала, предпочтение к руководству; специфика деловой моральной атмосферы и другие вопросы жизни предприятия.

Внешнее окружение организации. Выясняется ее реальная репутация, реализуемая продукция в глазах деловых партнеров и потребителей, исследуются тенденции рынка, реальные потенциальные потребители, определяется круг товаров и услуг, на которые имеет смысл ориентироваться.

Выявляются помехи препятствующие развитию, несоответствие целей и средств к их достижению, возможные производственные конфликты.

Необходима также разработка бизнес-плана, то есть надо спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес план помогает решить следующие задачи:

1) определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2) сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

3) выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

4) выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда, предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

5) определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

6) оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

7) предусмотреть трудности, “подводные камни", которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые на предприятии и предназначенные на цели выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию работающих, удовлетворению их социальных и других потребностей, образуют его финансовые ресурсы.

Основная цель финансового планирования - оптимизация соотношения между кратко - и долгосрочными целями развития производства.

В зависимости от цели различают и два вида планирования:

1) краткосрочное, направленное на определение структуры средств (капитала) предприятия на текущий период;

2) долгосрочное (стратегическое), нацеленное на обеспечение успешного функционирования предприятия в будущем.

В план социального развития ОАО "Белметалл" включаются следующие основные разделы.

1. Совершенствование социальной структуры трудового коллектива.

В этом разделе плана отражается обобщенная социальная характеристика коллектива, его специфические особенности. В данном разделе предусматриваются мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной структуры работника, сокращению численности работников занятых на работах с вредными условиями труда, улучшению соотношения между неквалифицированным и квалифицированным трудом, что приводит к повышению социальной однородности труда. Здесь разрабатываются мероприятия по сокращению текучести кадров и их планомерному перемещению внутри предприятия, в том числе обусловленному внутрипрофессиональным или квалификационным, межпрофессиональным и другими видами перемещений.

2. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия.

В этом разделе особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека, настроение, на социально-психологический климат в коллективе. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников создает предпосылки для более благоприятного протекания социальных процессов в сфере труда, таких, как мотивация, адаптация, сплочение коллектива и др. При разработке этого раздела плана особое внимание уделяется: улучшению социально-гигиенических условий труда на рабочих местах, улучшение уровня освещенности и других показателей санитарно-гигиенических условий труда по всему их комплексу; оптимизации физиологических и психологических факторов труда, под которыми понимается установление оптимальных режимов труда и отдыха, создание нормальных условий регламентированного отдыха, обеспечение здорового социально-психологического климата в коллективе, снижение производственного травматизма, а также усилению профилактики и снижению профессиональной и общей заболеваемости работников; улучшению медицинского обслуживания на предприятии.

3. Совершенствование оплаты труда, улучшение культурно-бытовых условий работников предприятия.

Здесь предусматривается не только общий рост уровня оплаты труда работников, но и установление правильных пропорций в уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда. Большое внимание уделяется усилению стимулирующей роли форм и систем оплаты труда и премирования, расширению сферы и качества нормирования труда.

4. Воспитание личности, повышение трудовой и общественной активности работников и расширение их участия в управлении производством.

Многообразие рычагов воздействия на формирование личности работника определяет и разнообразие направлений этой работы. Это, прежде всего, мероприятия, направленные на развитие социальной активности работников и повышение их роли в управлении производством, его демократизация; идейно-патриотическое воспитание, трудовое, экономическое, нравственное, правовое. Указанные виды воспитания тесно взаимодействуют между собой. Кроме того, выделяются эстетическое воспитание и культурно-массовая работа; физическая культура и спорт, физическое воспитание.

Основными задачами плана технического и организационного развития являются:

обеспечение неуклонного повышения технического уровня производства и выпускаемой продукции;

уровня организации производства и труда;

улучшение использования трудовых ресурсов;

улучшение использования производственных фондов;

улучшение использования мощностей;

улучшение использования сырья и материалов;

улучшение использования топлива и энергии.

В плане технического развития предусмотрено производство новых видов продукции, позволяющих удовлетворить потребительский спрос на продукцию обработки дерева. Кроме того, предусматривается внедрение нового высокопроизводительного оборудования, позволяющего увеличить выпуск продукции, экономить сырьевые ресурсы.

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегической планирования): распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.

В ОАО "Белметалл" разрабатывается тактический план на 1 год. Он включает разделы: план производства и реализации продукции, план материально-технического обеспечения производства, план по персоналу и оплате труда, план по издержкам производства, прибыли и рентабельности, план социального развития коллектива. Он разрабатывается путем анализа результатов прошлого года умноженного на индекс изменения цен и умноженного на темп роста по городу Минску. Разработка тактического плана должна осуществляться на основе прогрессивных, технически и экономически обоснованных норм и нормативов расхода сырья, материалов, топлива, тепловой и электрической энергии, норм затрат живого труда, нормативов использования средств труда и организации производственных процессов.


4. Организация производства


На основании анализа состояния технического уровня и организации производства и труда на предприятии разрабатываются организационно-технические мероприятия (ОТМ), предусматривающие повышение эффективности производства. Разработка плана мероприятий по повышению эффективности производства необходима для устранения недостатков, выявленных в ходе анализа деятельности предприятия.

Планы мероприятий по повышению эффективности производства для ОАО "Белметалл" приведены ниже.


Таблица 4.1. Мероприятия по обеспечению выполнения основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития на 2008 год и повышения эффективности работы ОАО "Белметалл"

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок  исполнения

1

2

3

4

1. Реализация важнейших программ и проектов, заданий и мероприятий

1.1

За счет осуществления комплекса мер, направленных на повышение эффективности производства, обеспечить в 2008 году прирост объема производства продукции и потребительских товаров

Начальники цехов, отделов, служб

В течение года

1.2

Реализация программы “Качество" на 2008 год

Гл. инженер

В течение года

1.3

Реализация мероприятий плана технического перевооружения на 2008 год

Начальник ОМиЭ, гл. технолог

В течение года

1.4

За счет выполнения мероприятий, направленных на снижение затрат на производство и реализацию продукции, обеспечить экономию затрат и достичь запланированного уровня рентабельности реализованной продукции

Зам. директора по экономике, нач. эксперим. цеха, гл. технолог, нач. ООТиЗ, нач. ОМиЭ

В течение года

1.5

За счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции увеличить в 2008 году экспорт продукции

Гл. инженер, нач. ОМиТ, нач. ОВЭС

В течение года

1.6

Обеспечить снижение потребления топливно-энергетических ресурсов с целью выполнения целевого показателя по энергосбережению в размере - 7%

Нач. цехов и служб, нач. ОМиЭ

В течение года

1.7

Обеспечение выполнения установленных на 2008 год предельно-допустимых нормативов

Гл. бухгалтер, нач. ОМиТ, нач. ОМТС

В течение года


использования не денежной формы прекращения расчетов



1.8

За счет наращивания объемов производства, повышения эффективности и использования ресурсов и снижения затрат на выпуск продукции обеспечить рост реальной заработной платы работающих не менее чем на 10%

Зам. директора по экономике, нач. ООТиЗ

В течение года

2.

Развитие маркетинга и товаропродвижения



2.1

С целью доведения остатков готовой продукции до нормативного уровня ежемесячно анализировать остатки и осуществлять комплекс мер по их снижению, включая уценку нереализованных товаров и распродажу их совместно с торгующими организациями республики

Зам. директора по экономике, зам. директора по коммерческим вопросам, нач. ОМиТ

В течение года

2.2

Проведение рекламной компании через Интернет и СМИ путем изготовления телерадиороликов, установления рекламных щитов в крупных областных городах, изготовления печатной рекламной продукции

Зам. директора по коммерческим вопросам, нач. ОМиТ

В течение года


Процесс производства в ОАО "Белметалл" представляет собой органичное соединение орудий, предметов труда и самого труда. Он включает в себя:

1) конструкторско-технологическую подготовку производства, заключающуюся в разработке конструкции изделия, технологии его изготовления, подборе оборудования, технологической, организационной оснастки, приспособлений и инструмента;

2) материальную подготовку производства, обеспечивающую снабжение рабочих мест необходимым сырьем, заготовками, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом и т.д.;

3) организационно-технологическую подготовку производства, обеспечивающую регламентацию функционирования средств производства, их пространственное размещение, последовательность осуществления технологических процессов, операций и работ;

4) организацию труда, обеспечивающую установление количественных пропорций живого труда, организацию и обслуживание рабочих мест, использование рациональных методов и приемов труда, установление меры труда для каждого работающего или групп работающих, создание благоприятных условий труда, рациональных режимов труда и отдыха;

5) организацию управления производством, обеспечивающую установление четкой системы линейного руководства, рациональную организационную структуру управления, учет и контроль за ходом технологического процесса и при необходимости его корректировку.

Организация и разработка научно-исследовательских работ проводится на предприятии для повышения качества оказываемых услуг и сокращения затрачиваемого времени работников ОАО "Белметалл" на оказание услуг.

В основном меры, принимаемые, для улучшения технического обеспечения работы предприятия связаны с модернизацией и обновлением оргтехники и средств связи отдела по продажам.

В начале 2006 года для ОАО "Белметалл" была установлена локальная сеть для всех пользователей через центральный сервер с коммутаторами (пользователи подключены по принципу звезда).

Имеется выход в Интернет и доступ к электронной почте. Во всех офисах предприятия установлена специальная программа электронной почты, которая обеспечивает очень высокую скорость доставки почты внутри общей системы.

Так же в 2006 году была установлена новая телефонная сеть на основе мини-АТС. Ее преимуществом является то, что эта связь цифровая и позволяет соединять друг с другом всех абонентов простым нажатием клавиши.

Постепенно идет переоснащение рабочих мест более современной офисной техникой. На всех рабочих местах установили новые персональные компьютеры на базе процессора Pentium - 4, что позволяет ускорить обработку:

информации и установить более современные версии;

операционных систем.

Кроме этого все рабочие места оснащены мониторами последнего поколения - LCD. Они намного компактнее обычных мониторов, что обеспечивает более рациональное использование всей площади рабочего стола.

Принтеры везде установлены струйные и постепенно заменяются на лазерные, для того чтобы обеспечить высокий уровень печати различных документов, а так же прайс-листов, предназначенных для клиентов ОАО "Белметалл". Для оптимизации использования рабочего времени и удобства сотрудников предприятия в каждом офисе установлены такие дополнительные виды оргтехники, как сканеры, ксероксы.

Своевременная замена оборудования ОАО "Белметалл" на образцы оборудования более нового поколения обеспечивается благодаря регулярным посещениям научно-технических выставок представителями компании и ознакомлением их с новейшими образцами этого вида продукции, а так же последующее приобретение нового оборудования для ОАО "Белметалл".

В ОАО "Белметалл" планируется дальнейшее использование автоматизированных систем обработки информации, которые применяются для повышения эффективности управления предприятием, улучшения оперативности принятия решения, автоматизация процесса обработки информации.

Цель создания таких систем: создание комплексной информационной системы, основанной на применении компьютерных информационных технологий подготовки, приема, обработки, передачи, учета, поиска и контроля экономической информации и для повышения оперативности и качества управления предприятием.

Требования к данным системам:

1) выполнение системой следующих операций: учет и сортировка поступающих от клиентов заявок, подбор оптимального решения на основе указанных в заявке требований;

2) адаптивность системы, возможность ее настройки, поддержка баз данных;

3) модульность и открытость системы и ее отдельных компонент, информационная совместимость между функциональными блоками системы и с другими информационными системами, возможность масштабирования системы;

4) возможность диагностирования технических и программных средств;

5) удобный интерфейс, простота управления, возможность настройки параметров по желанию пользователя.

Внедрение автоматизированных систем обработки информации повысит эффективность работы предприятия; увеличится качество оказываемых услуг, так как будут находиться наиболее оптимальные решения; повысится работоспособность сотрудников, следовательно, увеличится объем оказываемых услуг, что позволит расширить круг клиентов, повысить доходы.

Потребуются затраты на установку сервера, компьютеров и другого технического оборудования организацию внутренней сети, установку необходимого программного обеспечения, а также затраты на Internet. Однако впоследствии затраты окупятся возросшей производительностью труда.

Внедрение автоматизированных систем обработки информации повысит эффективность работы предприятия; увеличится качество оказываемых услуг, так как будут находиться наиболее оптимальные решения; повысится работоспособность сотрудников, следовательно, увеличится объем оказываемых услуг, что позволит расширить круг клиентов, повысить доходы.

На основании анализа состояния технического уровня и организации производства и труда в ОАО "Белметалл" разрабатываются организационно-технические мероприятия (ОТМ), предусматривающие повышение эффективности производства.

Для большинства процессов на предприятии, начиная с основного производства и заканчивая ремонтом оборудования необходимо снабжение различными видами энергии. Эту задачу берет на себя энергетическое хозяйство предприятия. Назначение энергетического хозяйства - бесперебойное обеспечение всех подразделений предприятия необходимыми видами энергетических услуг при минимальных затратах на содержание данной службы.

Потребности промышленных предприятий в энергоресурсах обеспечиваются за счет трех источников: централизованного снабжения, собственного производства энергии, использования вторичных энергоресурсов.

Основным источником в современных условиях является централизованное снабжение предприятия энергоресурсами общепромышленного назначения: электроэнергией, паром, горячей водой - от районных теплоэлектроцентралей, природным газом - от государственной сети газоснабжения, твердым и жидким топливом - в порядке поставок от предприятий топливодобывающих отраслей через систему договоров заключенных с этими предприятиями. Собственное производство энергии силами самого предприятия организуется применительно к тем ее видам, централизованное обеспечение которыми либо технически невозможно, либо нерационально из-за утери его полезных свойств при передаче на большое расстояние при значительной удаленности предприятия от источника централизованного обеспечения. Это относится к таким энергоносителям, как сжатый воздух, насыщенный пар и т.д.

Важная роль в организации рационального энергоснабжения принадлежит также использованию вторичных энергоресурсов на предприятии: использованию тепла печей для производства горячей воды, пара; вторичное использование пара, горячей воды для отопления помещений и хозяйственных нужд и т.д.

Рациональное использование энергетических ресурсов предполагает строгое нормирование их выработки и расхода. Разработка соответствующих норм ведется отделом главного энергетика для служб, вырабатывающих энергоресурсы, для производственных цехов и других подразделений, расходующих энергию для производства основной продукции, инструмента, на хозяйственные нужды и т.д.

Основными технологическими мероприятиями по рационализации использования энергии являются: интенсификация производственных процессов (скоростные режимы обработки); внедрение более совершенной технологии и техники производства (замена обработки металлов резанием точным литьем, ковки - штамповкой и т.д.).

Для экономии двигательной энергии большое значение имеет лучшее использование мощности оборудования. В числе мероприятий в этом направлении можно назвать повышение коэффициента использования мощности токоприемников путем перераспределения электродвигателей в соответствии с характером выполняемых работ и потребной мощностью; повышение загрузки оборудования в смену.



5. Организация труда


В ОАО "Белметалл" имеются некоторые упущения по организации рабочего места и условий труда, но их устранение для предприятия не составит большого труда и больших материальных затрат. Подбор кадров осуществлен в соответствии с требованиями должностных инструкций, уровень квалификации постоянно повышается.

Планирование времени служит делу повышения эффективности использования рабочего дня. Считается, что день лучше всего начинать в одно и то же время, ибо человек - раб своих привычек. Это обеспечивает хороший тонус и позволяет на деле реализовывать принцип "человек - хозяин работы, а не работа - хозяйка человека".

Для экономии времени в процессе работы необходимо избегать импульсивных поступков и не отвлекаться по возможности на вновь возникающие проблемы, ибо они могут потребовать новых действий. Эти проблемы целесообразно зафиксировать, с тем чтобы вернуться к ним позже, что позволит завершить начатое, а проблемам "отлежаться" и принять более зримые очертания. Фиксация материала необходима также при внезапных перерывах работы, поскольку позволяет быстрее вновь сосредоточиться.

Уровень механизации и автоматизации рабочих мест в ОАО "Белметалл" составляет около 89%. Вместе с тем следует отметить большой удельный вес оборудования со сроком службы не выше 10 лет.

В состав автоматизированной системы обработки экономической информации ОАО "Белметалл" входят:

1) техническое обеспечение: сервер, обеспечивающий работу внутренней сети, которая состоит из нескольких компьютеров (компьютеры NTT с процессором Intell Pentium 4), сканеры, для сканирования необходимых документов, принтеры для распечатки документов, ксерокс, модем, обеспечивающий выход в Internet;

2) системное программное обеспечение: операционная система Windows XP и Windows 2000;

3) сетевое обеспечение: внутренняя сеть, так как вся информация хранится в электронном виде, обмен информацией происходит с помощью внутренней и внешней электронной почты; отделы предприятия сотрудничают между собой при помощи внутренней сети, для повышения качества, быстроты, эффективности работы, а также для большей информационной безопасности;

4) средства организации баз данных: базы данных разработаны в Access, так как в Access имеются все необходимые для работы инструменты и возможности, и для создания необходимых баз данных и работы с ними не нужны более сложные программы. В Microsoft Access поддерживаются два способа создания базы данных. Имеется возможность создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие объекты. Этот способ является наиболее гибким, но требует отдельного определения каждого элемента базы данных. Можно также воспользоваться мастером баз данных для создания всех необходимых таблиц, форм и отчетов для базы данных выбранного типа. Это простейший способ начального создания базы данных.

В обоих случаях созданную базу данных можно в любое время изменить и расширить;

5) прикладное программное обеспечение: почтовая программа Lotus Notes для приема заявок в электронном виде и для обмена необходимой информацией между подразделениями;

6) информационное обеспечение: информация необходимая для работы сотрудника хранится на компьютере - рабочем месте на специальном диске, защищенным паролем, также она дублируется на сервере; результат работы сотрудников и архивы информации хранятся на сервере. Если сотруднику необходимо получить какую-либо информацию он обращается к серверу, или непосредственно к тому, у кого есть эта информация. Информация выдается по внутренней электронной почте. Источниками информации являются нормативно-справочная документация.

Для обеспечения наиболее эффективной работы ОАО "Белметалл" на ЭВМ необходимо установить в качестве ОС Windows XP (на файловый сервер). Windows XP - это многопользовательская, многозадачная, многопоточная, 32-х разрядная ОС, имеющая свой графический, пользовательский интерфейс. Отличительными чертами этой ОС являются:

приоритетная многозадачность;

поддержка мультипроцессорных компьютеров: поддержка работы в сети;

возможность работы па различных компьютерных платформах;

поддержка файловых систем и приложений для других ОС;

защищенность;

надежность и отказоустойчивость;

модульность;

возможность использования "национальной версии".

Кроме того, следует заметить, что в отличие от ранних версий Windows (таких как Windows for Workgroups и Windows 95), XP - это законченная ОС, а не надстройка над DOS.

К сервисному ПО можно отнести:

1) программы технического компьютера (например, Speedisk из пакета Norton Utilities);

2) антивирусные программы (Касперский);

3) программы - архиваторы (WinZip, WinRar, ARJ);

4) программы обслуживания дисков (MS DOS: Format, Fdisk, ChkDisk и др.), для обслуживания файловой системы на диске (NDD, Calibrate. Unerase) и установки параметров конфигурации ПК (Setup, Atsetup и др.).

Требования к информационному обеспечению:

1. Корректность информации, что обеспечит её однозначное восприятие.

2. Полезность информации, то есть она должна содействовать достижению поставленных целей.

3. Оперативность, которая должна отражать актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений.

4. Точность информации, то есть она не должна содержать искажений с тем, чтобы не было рисков на основе неточной информации принять неправильное решение.

5. Достоверность определяется свойством информации отражать реально существующие объекты.

6. Устойчивость информации - её способность реагировать на изменения данных без нарушения необходимой точности.

7. Достаточность информации - содержит минимальный объём сведений для принятия целесообразных решений.

Внемашинное информационное обеспечение включает в себя внемашинную базу и средства ее ведения. Внемашинная информационная база состоит из документов нормативно-справочной документации и другой условно-постоянной информации (справочники по продукции, каталоги производителей, поставщиков, сборник нормативных документов по приемке товаров по качеству и количеству, по хранению товара, по реализации товара, отчеты о работе склада).

Внемашинные информационные базы формируются на основе различных средств массовой информации, нормативных справочников, информации от партнеров. Организация и ведение этих баз осуществляется посредством системы классификации и кодирования товаров, посредством унифицированных форм системы документации.

Внутримашинное информационное обеспечение включает внутримашинную информационную базу и средства организации ее введения. Внутримашинная информационная база включает в себя нормативно-справочные данные, которые создаются при первоначальной загрузке и периодически пополняются (сведения о конкурентной продукции, о поставщиках, покупателях, о технике проведения нововведений и хранении продукции, обобщенные отчеты деятельности, затраты по введению новой аппаратуры, расширению штата сотрудников, ремонту; сравнительный анализ за несколько лет, предложения по улучшению состояния предприятия, учет доходов персонала, расходов на транспортировку товара и т.д.).

В ОАО "Белметалл" используется система централизованной обработки информации. В таких системах чаще всего используются пакетный и интерактивный режимы.

Экономические задачи, решаемые в пакетном режиме, характеризуются следующими свойствами:

1) алгоритм решения задачи формализован, процесс её решения не требует вмешательства человека:

2) имеется большой объём входных и выходных данных, значительная часть которых хранится на магнитных носителях;

3) расчёт выполняется для большинства записей входных файлов;

4) большое время решения задачи обусловлено большими объёмами данных;

5) регламентность, то есть задачи решаются с заданной периодичностью.

При интерактивном режиме пользователь имеет непосредственный доступ к одной ЭВМ или к вычислительному комплексу, работающему как одна ЭВМ под управлением одной операционной системы. В этом случае достаточно просто организовать работу пользователей с общей базой, упрощается контроль целостности данных, их хранение и восстановление.

Организация труда - это упорядоченная система взаимодействия работников со средствами производства и друг с другом в едином производственном процессе.

На предприятии проводиться работа по следующим элементам организации труда:

1. Разделение и кооперация труда.

Разделение труда на данном предприятии одновременно производиться в трех формах: функциональное - разделение труда, предусматривающее обособление различных видов трудовой деятельности и выполнение конкретных работ соответствующими группами работников; профессиональное разделение труда - зависимости от профессиональной специализации работающих; квалификационное разделение труда обусловлено различной сложности работ, требующей определенного уровня знаний и опыта работников.

Для каждой профессии устанавливается состав работ различной степени сложности, которые группируются согласно присвоенным тарифным разрядам или квалификационным категориям.

Кооперация труда на предприятии существует как объединение работников в ходе совместного выполнения единого процесса либо группы взаимосвязанных процессов труда.

2. Организация рабочего места.

Организацию рабочих мест на данном предприятии можно признать удовлетворительной.

Практически все технические, организационные, экономические и эргономические требования соблюдены.

Хотя необходимо отметить недостаток некоторой технологической и организационной оснастки, а также иногда инструмента, из-за чего некоторые операции приходится выполнять вручную, но в данном случае сказывается недостаток материальных средств.

3. Условия труда на рабочих местах.

Условия труда на данном предприятии характеризуются как нормальные. Все санитарно-гигиенические и психофизиологические нормы соблюдены.

В соответствии с законодательством на предприятии производится периодическая аттестация рабочих мест и производится доплата за вредные условия труда.

4. Стимулирование труда.

На предприятии введена система премирования работников за основные результаты хозяйственной деятельности.



6. Индивидуальная часть


6.1 Организация и эффективность управления внешнеэкономической деятельностью ОАО "Белметалл"


На ОАО "Белметалл" отдел внешнеэкономических связей является самостоятельным структурным подразделением. Он возглавляется начальником отдела, который подчиняется зам. директору по экономике, назначается и освобождается от занимаемой должности директором по представлению зам. директора по экономике. На должность начальника отдела внешнеэкономических связей назначаются лица, имеющие высшее техническое или инженерно-экономическое образование и стаж работы на руководящей должности не менее пяти лет.

Основными задачами отдела являются разработка и заключение контрактов с инофирмами, таможенное оформление и осуществление иных таможенных процедур по получению и отправке грузов. Структура и штаты отдела внешнеэкономических связей утверждаются директором предприятия в зависимости от объема выполняемых работ. Распределение обязанностей между работниками отдела производит начальник отдела.

Отдел внешнеэкономических связей выполняет следующие функции:

разработка и заключение контрактов с инофирмами, контроль над исполнением контрактов и состоянием расчетов по ним;

обзор и анализ информации о внешнем рынке, изучение цен;

обеспечение переговоров с инофирмами, связанных с заключением контрактов, решением производственных вопросов, сроками поставки и отгрузки экспортной продукции и т.д.;

обеспечение оформления таможенной документации;

обеспечение необходимыми документами подразделений предприятия;

принятие мер по своевременной оплате за отгруженную продукцию;

перевод иностранной технической и коммерческой литературы, переговоров с иностранными представителями;

своевременное составление статистической отчетности, предусмотренной статистическим управлением и вышестоящими организациями.

Отдел внешнеэкономических связей ОАО "Белметалл" связан со следующими подразделениями предприятия:

с руководством предприятия;

с ОТК.

Получает: программу "Качество".

Передает: проекты контрактов по согласованию.

с производственным отделом.

Получает: график отгрузки моделей инофирм; справку о фактическом количестве изделий (в случаях отклонения от задания); справку об остатках сырья и фурнитуры, подлежащих возврату на фирму.

Передает: предложения инофирм по размещению заказов; документацию на полученные модели инофирм.

с ООТиЗ.

Получает: штатную численность отдела; положение о премировании отдела.

Передает: анализ уровня труда работников подразделения.

с планово-экономическим отделом.

Передает: информацию, предусмотренную статистическим управлением и вышестоящими организациями.

Получает: обоснование цены на изготовление моделей, предложенных инофирмами.

с бухгалтерией.

Передает: копии контрактов, паспортов сделок и таможенных документов для осуществления контроля поступающих платежей.

Получает: информацию о поступлении платежей от инофирм.

с отделом главного технолога.

Передает: предложения от инофирм для определения технической возможности, выполнение заказа.

Отдел ВЭС имеет право:

информировать руководство о перспективах развития экспортной деятельности на внешних рынках;

требовать от подразделений предприятия подготовки необходимых данных для оформления таможенных документов;

вносить предложения по проведению мероприятий, необходимых для создания эффективной системы взаимодействия подразделений предприятия для сотрудничества с инофирмами.

Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения, возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела. Степень ответственности других работников отдела устанавливается должностными инструкциями.

В табл.6.1 показана взаимосвязь ОВЭС ОАО "Белметалл" с другими структурными подразделениями.


Таблица 6.1. Взаимосвязь ОВЭС ОАО "Белметалл" с другими структурными подразделениями

Получение документов службой

Выдача документов службой

Наименование документа

От кого получает

Срок получения

Наименование документа

От кого  получает

Срок  получения

1

2

3

4

5

6

1. “Обоснование цены”

ПЭО

на каждый вид продукции

“Технико-экономические показатели”

ПЭО

ежемесячно

2. ”Техноло-гическая карта”

ПО

за один день отгрузки

“Комплект документов на получение модели от инофирм”

ПО экспери-ментальный цех

в день получения

3. ”График отгрузки заказов инофирм”

ПО

ежемесячно

“Товаросопро-водительные документы на сырье и комплектующие”

ПО подготови-тельный цех склад

в день поступления

4. ”Положение о ОВЭС, должностные инструкции”

ООТиЗ

по мере разработки

“Предложения инофирм по размещению заказов”

ПО главному инженеру ООТиЗ

по мере поступления

5. Программа ”Качества”

Служба качества

январь

“Копии документов по отгрузке готовых изделий в страны дальнего зарубежья, СНГ”

бухгалтерия

после таможенного оформления

6. “Политика предприятия в области качества”

Зам. директора по качеству


“Копии документов по импорту давальческого сырья и по импорту сырья на свой рынок”

подготови-тельный цех склад ПО бухгалтерия

после таможенного оформления

7. “Документы системы качества”

Служба качества

по мере издания

“Декларация-обязательство на временный ввоз образцов”

экспери-ментальный цех бухгалтерия

после таможенного оформления

8. “Комплект документов на отгрузку готовых изделий в страны дальнего зарубежья, СНГ”

ОМиТ

в день отгрузки

“Служебная записка (на таможенные сборы, пошлину, НДС) ”

бухгалтерия

по мере необходимости

9. “Приложение к контракту”

ОМиТ

до отгрузки готовых изделий (за день до отгрузки)

“Распоряжение на отгрузку готовых товаров в страны дальнего зарубежья” “Контракты с инофирмами на изготовление и поставку готовой продукции" (на согласование)

склад готовой продукции служба качества бухгалтерия

на каждую отгрузку в период заключения контракта

4. ”Положение о ОВЭС, должностные инструкции”

ООТиЗ

по мере разработки

“Предложения инофирм по размещению заказов”

ПО главному инженеру ООТиЗ

по мере поступления

5. Программа ”Качества”

Служба качества

январь

“Копии документов по отгрузке готовых изделий в страны дальнего зарубежья, СНГ”

бухгалтерия

после таможенного оформления

6. “Политика предприятия в области качества”

Зам. директора по качеству


“Копии документов по импорту давальческого сырья и по импорту сырья на свой рынок”

подготови-тельный цех склад ПО бухгалтерия

после таможенного оформления

7. “Документы системы качества”

Служба качества

по мере издания

“Декларация-обязательство на временный ввоз образцов”

экспери-ментальный цех бухгалтерия

после таможенного оформления

8. “Комплект документов на отгрузку готовых изделий в страны дальнего зарубежья, СНГ”

ОМиТ

в день отгрузки

“Служебная записка (на таможенные сборы, пошлину, НДС) ”

бухгалтерия

по мере необходимости

9. “Приложение к контракту”

ОМиТ

до отгрузки готовых изделий (за день до отгрузки)

“Распоряжение на отгрузку готовых товаров в страны дальнего зарубежья” “Контракты с инофирмами на изготовление и поставку готовой продукции" (на согласование)

склад готовой продукции служба качества бухгалтерия

на каждую отгрузку в период заключения контракта


Цены на продукцию формируются исходя из сложившейся на рынке конъюнктуры, соотношения спроса и предложения, уровня цен на продукцию конкурентов. В каждом конкретном случае при поступлении заказа производится корректировка цены в зависимости от порядка, формы расчетов, объема сделки.

Стратегия сбыта предприятия нацелена на удержание уже имеющихся рынков сбыта и проникновение на новые рынки.

Маркетинговая стратегия ОАО "Белметалл" направлена на развитие деятельности по наращиванию объемов продаж продукции, повышения ее качества и оперативности поставок посредством внедрения передовых и перспективных технологий. При выборе стратегии маркетинга были учтены потенциал предприятия, особенности внутреннего рынка, текущее состояние рынка.

Данная стратегия маркетинга, а также содействие Учредителей в осуществлении целей и функций предприятия, позволит ОАО "Белметалл" закрепиться и занять значительную долю на рынке и в дальнейшем наращивать ее.

В соответствии с мировой практикой предприятие осуществляет реализацию продукции двумя методами:

1. Работа под заказ.

2. Работа на свободный рынок.

При работе на заказ, выпуск продукции предприятием осуществляется в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными контрактами и предварительными соглашениями о поставках произведенной продукции и оказания услуг. Заранее оговариваются сроки, технические характеристики товаров, объемы поставок продукции. Проблемы реализации в данном случае сводятся к соблюдению договорной дисциплины и взаимных соглашений: предприятие обязано своевременно произвести и предоставить потребителю соответствующий вид товаров и услуг, в то время как заказчик должен оплатить в указанные сроки получаемые товары.

При работе на свободный рынок предприятие выпускает продукцию на свободный рынок без заранее установленных ограничений относительно количественных и качественных характеристик товаров. Реализация продукции на свободный рынок осуществляется через оптовую и розничную торговлю.

Очевидно преимущество первого метода, потому что при этом снижаются складские запасы, и как следствие, "замораживание" средств, увеличивается их оборачиваемость. Это позволяет избежать дополнительных потерь, вызванных обесцениванием произведенной продукции.

В случае работы на свободный рынок сроки реализации произведенной продукции удлиняются, что приводит к вымыванию оборотных средств и к ухудшению финансового положения предприятия.

По установленным в нашей республике нормативам коэффициент складских запасов, который равен объему произведенной продукции, находящейся на складе к объему продукции, произведенной за месяц, не должен превышать единицу. Этот показатель для ОАО "Белметалл" не является постоянным и колеблется от 0,8 до 1,2.

Рассмотрим более подробно формы реализации выше указанных методов.

1. Участие в выставках и ярмарках.

В 2006-2007 гг. ОАО "Белметалл" принимало участие в следующих выставках-ярмарках: универсальная выставка-ярмарка (г. Санкт-Петербург); Каирская Международная Техническая Выставка (Каир); универсальная ярмарка (г. Белгород, г. Липецк, г. Воронеж); "IEF-2002" (Измир (Турция)) и др.

Выставки играют важную роль для любого предприятия. Во-первых, они позволяют реализовывать продукцию, особенно в новых регионах, по схеме розничной торговли. Во-вторых, еще более важная роль выставок - поиск долговременных партнеров, работа с которыми строится на договорной или контрактной основе. Кроме того, выставки играют важную роль в маркетинговых исследованиях предприятия, так как позволяют получить быструю обратную связь от потребителей о достоинствах и недостатках предлагаемых изделий.

Часто посетители выставки высказывают свои пожелания о необходимости изменения каких-то характеристик продукции, что позволяет, производя ее доработку, повысить ее конкурентоспособность и объем продаж. Контакты с покупателями часто дают подсказки о необходимости разработки новых изделий.

Очень важно отметить, что после окончания выставки работа над ее результатами не заканчивается. И часто успех выставки определяется эффективной работой с клиентами, контракты с которыми установлены на ней, после выставки.

Так как положительные результаты выставки трудно оценить мгновенно, они могут проявиться спустя несколько месяцев или даже лет, то лишь примерная оценка указывает на их вклад в общий объем реализации примерно 20 - 25%.

2. Дилерская сеть.

Это основная форма реализации продукции на предприятии. Она дает основной вклад в общий объем реализации - более 50%. От ее эффективности и разветвленности зависит объем сбыта готовой продукции предприятия. Особенно успешно налажена дилерская сеть в России.

Работа с дилерами осуществляется на основе дилерского соглашения. Ценовая политика и формы материального поощрения дилера определяются эффективностью его работы. Так, цена на отпускаемую дилеру продукцию зависит не только от объема поставки, но и от формы оплаты. В случае предоплаты цена ниже на 5 - 10% (дилерская скидка) по сравнению со случаем поставки товаров дилеру на реализацию (консигнацию).

Для белорусских дилеров условия менее предпочтительны, чем в случае реализации за конвертируемую валюту, поскольку предприятие более заинтересовано в получении валюты для оплаты импортных комплектующих и материалов. Таким образом, наиболее льготные условия предоставляются российским и зарубежным дилерам.

3. Торговые агенты. Торговые агенты являются аналогами хорошо распространенных на западе коммивояжеров. В их обязанности входит поиск и установление контактов, как с индивидуальными, так и с оптовыми покупателями.

Торговые агенты могут заниматься как сбытом однотипной продукции, так и всей номенклатуры продукции. Последнее наиболее типично для поездки в дальние регионы, что связано с большими командировочными расходами предприятия. Как правило, выезжая в командировку, они берут с собой не только рекламные материалы, но и образцы готовой продукции, а в случае их небольших размеров и их "коммерческое количество".

Важную роль для торговых агентов имеет коммуникабельность, то есть способность установления разнообразных отношений - от формальных отношений "продавец-покупатель" до крепкой дружбы.

В целях материальной заинтересованности торговых агентов форма оплаты их труда строится по следующему принципу: им установлен невысокий оклад, а премии устанавливаются как в зависимости от объема реализованной ими продукции, так и от формы оплаты за реализованную продукцию.

Выше перечисленные формы реализации предпочтительно должны заканчиваться заключением договоров на поставку продукции. Чем больше объем договоров, тем более стабильно финансовое положение предприятия, так как наличие гарантированного сбыта облегчает условия для производства данной продукции, например, возможность получения кредита от контракта.

Анализ конкурентных позиций предприятия по некоторым видам деятельности показывает следующее:

1) предприятие в сложившихся экономических условиях не имеет возможности затрачивать большие суммы средств на рекламирование своей продукции как многие из конкурентов. Поэтому рекламу нужно организовывать остронаправленную, предназначенную для потенциальных потребителей продукции предприятия. Это, во-первых, участие в специализированных выставках, а также рассылка рекламных материалов потенциальным партнерам и потребителям продукции предприятия. В целом конкурентных преимуществ у предприятия перед конкурентами в плане рекламы нет;

2) в плане транспортных расходов предприятие имеет преимущества только при поставке товаров в близлежащие регионы. Возможно получение преимуществ в транспортных расходах за счет использования более дешевых видов транспорта (железнодорожный)).

ОАО "Белметалл" входит в состав концерна "Белресурсы" Министерства торговли Республики Беларусь и, являясь специализированным предприятием по торговле металлопродукцией, имеет многолетний опыт в снабжении предприятий республики. В рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 № 1615 “О некоторых вопросах поставок отдельных товаров в Республику Беларусь и их координации" и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2005 № 864 “Об утверждении программы централизованных закупок металлопродукции и ее реализации для нужд народного хозяйства Республики Беларусь и о внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь” ОАО "Белметалл" определено основным поставщиком некоторых видов металлопродукции, это позволяет ОАО "Белметалл" производить закупку металла избегая тендерных процедур, что весьма удобно решает вопросы по времени поставки и срокам оформления документов

Основные цели по формированию эффективной внешнеэкономической деятельности ОАО "Белметалл" в 2008 г.:

организовать рекламную кампанию предприятия в средствах массовой информации стран СНГ, зарубежных стран (информирование потребителей о параметрах товаров и услуг, разъяснение, где могут приобретаться товары и услуги; реклама, особенно по новым товарам, рассчитанная на широкую аудиторию, размещение информации по новым моделям на поисковых сайтах Интернета, снятие видеофильмов, участие в специализированных международных выставках);

организовать систематическое поступление от дилеров маркетинговой информации о состоянии спроса и предложений в регионах, об отзывах потребителей о техническом уровне и качестве товаров, о конкурирующих предприятиях и их товарах и уровнях цен на них;

обеспечить большую доступность товара и усилить стимулирование;

регулирование и обновление цен;

создание образа престижности, низких цен на продукцию ОАО "Белметалл", так как спрос на продукцию ОАО "Белметалл" является неэластичным, то цену устанавливать по аналогии с конкурентами на рынке или ниже.

Цену на продукцию ОАО "Белметалл" на рынках СНГ устанавливать методом наценки на издержки, где минимальная цена определяется валовыми издержками, а максимальная - потенциальными возможностями покупателя. Цена на рынках стран дальнего зарубежья должна сочетать в себе анализ себестоимости и принятую на данном рынке маркетинговую тактику. В любом случае цена должна покрывать все издержки, устанавливаться на договорной основе и может содержать определенную льготу для покупателей (особенно для покупателей, имеющих долгосрочное сотрудничество), цену формировать с учетом цен конкурентов и в соответствии с ситуацией, отражающей спрос и состояние конкурентной среды.

создать условия для узнавания новых товаров и услуг;

географию сбыта расширить за счет повышения качества;

сохранить популярность существующих товаров и услуг;

изменение образов или использования теряющих свои позиции товаров;

возбудить энтузиазм среди участников канала сбыта;

формировать благоприятную информацию о предприятии, его товарах и услугах;

создать собственную транспортно-экспедиторскую службу, что позволит еще больше поднять имидж ОАО "Белметалл" и сократить издержки.

Применять стратегию активного выживания и развития (прогрессивное изменение не только качественных, но и количественных параметров).

искать новые рыночные ниши, обновлять продукцию, увеличить расходы на маркетинг;

снизить первичные издержки (потребление энергии, воды и т.д.) путем совершенствования технологии, отказа от неприбыльных производств;

ограничить неплатежи и усилить зависимость предпринимательской деятельности от обеспеченности собственными средствами и условий рыночного кредитования;

искать новые организационные структуры - например, внутренний холдинг в сочетании с сохранением технологического и организационного ядра, переход к новой структуре партнерства;

обеспечить устойчивый рост производства, активов предприятия на основе повышения уровня загрузки мощностей и инвестирования в основной капитал.


Заключение


ОАО "Белметалл" входит в состав концерна "Белресурсы" Министерства торговли Республики Беларусь и, являясь специализированным предприятием по торговле металлопродукцией, имеет многолетний опыт в снабжении предприятий республики. В настоящее время металлооборот ОАО "Белметалл" составляет 4000-4500 тонн металлопродукции ежемесячно. Среди покупателей как крупные предприятия машиностроительного и нефтехимического комплекса, так и мелкие и средние предприятия, строительные тресты и домостроительные комбинаты. На предприятии имеется производственный цех, организована доставка металлопродукции собственным транспортом.

ОАО "Белметалл" осуществляет производство следующих товаров: гвозди Ф2-4мм, L=40-120мм; теплицы; ворота, двери, беседки; ограждения любых конструкций и модификаций, элементы к ним; цветочницы, подставки и прочие художественные изделия; решетки оконные, балконные любой конфигурации; контейнеры для мусора и пищевых отходов; мачты, флагштоки и другие нестандартные металлоконструкции. ОАО "Белметалл" оказывает следующие услуги: размотка и порезка проволоки, арматуры и фасонного проката в бухтах Ф4-12мм, длиной 2500-7500 мм; газовая резка листа, труб, сортового проката на складах для удобства транспортировки; раскрой листового и сортового проката на заготовки газовой резкой или на кузнечнопрессовом оборудовании; гибочные работы на прессах с длиной гибки до 2500 мм; сварочные работы.

Дочерние предприятия ОАО "Белметалл": УП "Управление оптово-розничной торговли металлопродукцией" и торгово-производственное унитарное предприятие "Белметаллплюс".

Финансовое состояние ОАО "Белметалл" на 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. и 01.01.2008 г. можно охарактеризовать как устойчивое. Предприятие обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств, у ОАО "Белметалл" достаточно собственных оборотных средств для обеспечения финансовой устойчивости, предприятие способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов и у предприятия есть гарантия погашения долгов.

Управление ОАО "Белметалл" осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом завода на основе сочетания прав и интересов трудового коллектива и собственника имущества завода.

В ОАО "Белметалл" разрабатывается тактический план на 1 год. Он включает разделы: план производства и реализации продукции, план материально-технического обеспечения производства, план по персоналу и оплате труда, план по издержкам производства, прибыли и рентабельности, план социального развития коллектива.

Процесс производства в ОАО "Белметалл" представляет собой органичное соединение орудий, предметов труда и самого труда. Он включает в себя: конструкторско-технологическую подготовку производства, материальную подготовку производства, организационно-технологическую подготовку производства, организацию труда, организацию управления производством. Организация и разработка научно-исследовательских работ проводится на предприятии для повышения качества оказываемых услуг и сокращения затрачиваемого времени работников ОАО "Белметалл" на оказание услуг.

На ОАО "Белметалл" отдел внешнеэкономических связей является самостоятельным структурным подразделением. Он возглавляется начальником отдела, который подчиняется зам. директору по экономике, назначается и освобождается от занимаемой должности директором по представлению зам. директора по экономике. Основными задачами отдела являются разработка и заключение контрактов с инофирмами, таможенное оформление и осуществление иных таможенных процедур по получению и отправке грузов. Структура и штаты отдела внешнеэкономических связей утверждаются директором предприятия в зависимости от объема выполняемых работ. Распределение обязанностей между работниками отдела производит начальник отдела.

Отдел внешнеэкономических связей ОАО "Белметалл" связан со следующими подразделениями предприятия: с руководством предприятия; с ОТК; с производственным отделом; с ООТиЗ; с планово-экономическим отделом; с бухгалтерией; с отделом главного технолога.

В соответствии с мировой практикой ОАО "Белметалл" осуществляет реализацию продукции двумя методами: работа под заказ и работа на свободный рынок. В 2006-2007 гг. ОАО "Белметалл" принимало участие в следующих выставках-ярмарках: универсальная выставка-ярмарка (г. Санкт-Петербург); Каирская Международная Техническая Выставка (Каир); универсальная ярмарка (г. Белгород, г. Липецк, г. Воронеж); "IEF-2002" (Измир (Турция)) и др.

Дилерская сеть - это основная форма реализации продукции на предприятии. Она дает основной вклад в общий объем реализации - более 50%. От ее эффективности и разветвленности зависит объем сбыта готовой продукции предприятия. Особенно успешно налажена дилерская сеть в России. Работа с дилерами осуществляется на основе дилерского соглашения.

Основные цели по формированию эффективной внешнеэкономической деятельности ОАО "Белметалл" в 2008 г.:

организовать рекламную кампанию предприятия в средствах массовой информации стран СНГ, зарубежных стран;

организовать систематическое поступление от дилеров маркетинговой информации о состоянии спроса и предложений в регионах, об отзывах потребителей о техническом уровне и качестве товаров, о конкурирующих предприятиях и их товарах и уровнях цен на них;

обеспечить большую доступность товара и усилить стимулирование;

регулирование и обновление цен;

создание образа престижности, низких цен на продукцию ОАО "Белметалл";

создать условия для узнавания новых товаров и услуг;

географию сбыта расширить за счет повышения качества;

сохранить популярность существующих товаров и услуг;

изменение образов или использования теряющих свои позиции товаров;

возбудить энтузиазм среди участников канала сбыта;

формировать благоприятную информацию о предприятии, его товарах и услугах;

создать собственную транспортно-экспедиторскую службу, что позволит еще больше поднять имидж ОАО "Белметалл" и сократить издержки;

обеспечить устойчивый рост производства, активов предприятия на основе повышения уровня загрузки мощностей и инвестирования в основной капитал и др.


Список использованных источников


1.  Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник \ Е.Ф. Авдокушин. - М.: Экономисть, 2004. - 366 с.

2.      Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии \ Под ред. С.А. Ситарена. - М.: Наука, 2003. - 326 с.

3.      Алехнович А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь: \ Практическое пособие \ А.В. Алехнович. - Мн.: Амалфея, 2005. - 416 с.

4.      Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: МТ-Пресс, 200г. - 186 с.

5.      Внешняя торговля Беларуси: состояние, проблемы, перспективы \ О.С. Булко, И.Н. Абрамов и др. Под науч. ред. П.Г. Никитенко. - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2002. - 168 с.

6.      Грачев Ю.Н., Плотников Ю.Н. Практика внешнеэкономической деятельности. - М.: АО "Бизнес - школа", 1998. - 232 с.

7.      Гурбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. - Мн.: Выш. шк., 1999. - 207 с.

8.      Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. - М.: Русская деловая литература, 1998. - 321 с.

9.      Конкурентоспособность национальной экономики. Внешняя торговля: состояние и перспективы: материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов \ Под ред. Л.П. Козика, В.А. Руденка. - Мн.: Администрация Президента РБ, 2002. - 144 с.

10.    Мельникова Г.В., Родионов В.А. Основы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МАИ, 1995. - 32 с.

11.    Мельничук А.П. Внешнеэкономическая деятельность. Международный обмен технологиями: научно-практическое пособие. - М.: "ИКФ" "ЭКМОС", 2003 - 144 с.

12.    Международное регулирование внешнеэкономической деятельностью \ Д.П. Александров, А.В. Бобков и др.; Под ред.В.С. Каменкова. - М.: Изд-во деловой и учебной литературы. - Мн.: Дикта, 2005. - 800 с.

13.    Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность Беларуси \ А.Е. Дайнеко, Ф.А. Дмитракович и др. Под научной редакцией А.Е. Дайнеко. - Мн.: НИЭИ Минскэкономики Республики Беларусь, 2004. - 300 с.

14.    Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельностью: Учебник. - М.: Юристь, 2002. - 456 с.

15.    Проблемы реформирования предприятий Республики Беларусь: Материалы Республиканской научно-практической конференции: Бел. Гос. Университет, 2000. - 115 с.

16.    Пшенко Н.С. Экономическая эффективность внешнеэкономической деятельности: Текст лекций: - Мн.: БГЭУ, 1995. Ч.1 - 22 с.

17.    Ростовский Ю.М., Гречков В. Ю Внешнеэкономическая деятельность: Учебник \ Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. - М.: Экономисть, 2004. - 574 с.

18.    Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: экономика и управление: Учеб. Пособие \ С.Л. Соркин. - Гродно: ГрГУ, 2004. - 310 с.

19.    Стровский Л.Е. Основы внешнеэкономической деятельности. - Мн.: ЮНИТИ - ДАМА, 2003. - 224 с.

20. Стрыгин А.В. Мировая экономика: Учебное пособие \ 2-е издание переработанное и дополненное. - М.: Экзамен. 2004. - 509 с.


Теги: Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия на примере ОАО "Белметалл"  Отчет по практике  Экономика отраслей
Просмотров: 38534
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ внешнеэкономической деятельности предприятия на примере ОАО "Белметалл"
Назад