Экономическое обоснование мероприятий по освоению новой продукции на предприятии на примере пекарни ПАРНИ

Оглавление


Введение

. Теоретические основы организации создания и освоения новой конкурентоспособной продукции на предприятии

.1 Сущность и содержание организации создания и освоения новой продукции на предприятии

.2 Разработка нового продукта и его продвижение на рынок

. Оценка эффективности деятельности пекарни ПАРНИ

.1 Характеристика деятельности пекарни ПАРНИ

.2 Обоснование необходимости запуска нового продукта пекарни ПАРНИ

. Экономическое обоснование проектных мероприятий и расчет их эффективности

.1 Оценка экономической привлекательности проекта по запуску нового вида хлеба

.2 Оценка инвестиционной привлекательности проекта

Заключение

Список литературы

Приложение А


Введение


Актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью выработки практических положений по формированию и развитию системы управления процессом создания и освоения производства новой продукции на предприятиях.

В современных условиях наметились основные тенденции и концепции управления инновациями, однако практическое применение системного управления процессом создания освоения и производства новой продукции так и остается сложно разрешимой задачей для многих российских предприятий. Несмотря на огромный интерес, накопленные теоретические разработки данной проблемы и некоторый опыт экономической деятельности, сам предмет анализа продолжает оставаться малоизученным.

Экономические обоснования, особенно использование экономических инструментов создания конкурентоспособных и экономически эффективных изделий оставляет желать лучшего, с чем в современных условиях согласиться нельзя. Фрагментарные расчеты, ошибки и упущения, допускаемые на стадии проектирования, экономическая непросвещенность исполнителей в целом оказывают негативное влияние на качество разрабатываемых проектов, на конкурентоспособность новой продукции.

Цель исследования заключается в разработке проекта мероприятий по освоению новой продукции на предприятии.

Достижение цели исследования потребовало постановки и решения следующих задач:

определить сущность и содержание организации создания и освоения новой продукции на предприятии;

исследовать процесс разработки нового продукта и его продвижение на рынок;

провести оценку эффективности деятельности пекарни ПАРНИ

обосновать необходимость запуска нового продукта

провести оценку экономической привлекательности проекта по запуску нового вида хлеба;

оценить инвестиционную привлекательность проекта.

Объект исследования - пекарня ПАРНИ

Предмет исследования - организационный механизм экономических обоснований новой продукции.

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных ученых по организации и управлению инновационной деятельностью предприятий, методические разработки, периодическая литература.

К наиболее значимым работам по современной инновационной экономике можно отнести труды Белых Л.М., Абрамовой А., Никитина С.А., Алешина С.А., Новосельцева Д.В., Пустовит Н., Столяровой В.А., Хаустовой Е.В., Трухиной Г.М., Микаиловой О.М., Черниковой А.А.

Общей методологической основой исследования послужили методы и способы научного познания: системный анализ, экономико-математические методы, сравнительный анализ. При разработке конкретных проблем применялись экономико-статистические методы сбора и обработки информации: сравнение, наблюдение, ряды динамики, SWOT-анализ.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и рекомендации могут быть применены пекарней ПАРНИ для запуска производства новых хлебобулочных изделий.


1. Теоретические основы организации создания и освоения новой конкурентоспособной продукции на предприятии


1.1 Сущность и содержание организации создания и освоения новой продукции на предприятии


Основываясь на концепции жизненного цикла продукта, сущность процессов создания и освоения новой продукции состоит во временном и пространственном нововведениях по определенным стадиям. Каждая стадия разбивается на фазы, характеризующиеся совокупностью элементов, состояние которых влияет на полученный результат, обеспечивающий динамическое и синхронное развитие процессов создания и освоения новой продукции.

Можно выделить три основных подхода к определению понятия «новый товар» [20].

. Исходит из временного критерия. К новым относят любое вновь выпускаемое изделие. Критерий новизны в этом случае - не качественное своеобразие изделия, а время его освоения и производства.

. Основан на требовании выделения критерия отличия нового товара от его аналогов и прототипов. В качестве такого критерия предлагают использовать принцип порождения и/или удовлетворения товарами ранее неизвестной потребности. Новым товаром называют также любое прогрессивное изменение, отличающее товар от ранее известных. Эти изменения могут затрагивать сырье, материалы, конструкции, технологии, внешнее оформление и др.

. Базируется на следующей посылке - надо исходить не из единственного критерия, а из определенной их совокупности, характеризующей те или иные стороны новизны товара. При этом можно выделить четыре уровня новизны товара [6]:

изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств;

частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления;

принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности;

появление товара, не имеющего аналогов.

Принципиально новые изделия - результаты изобретений, открытий и разработок. Это изделия, не имеющие аналогов по своему основному назначению или принципу действия, то есть изделия первого поколения.

Новые изделия - изделия того же назначения, но созданные на базе более прогрессивной конструкции или на более прогрессивном принципе действия. Модернизированные изделия - изделия еще более усовершенствованные, которым пока нет заменителей.

Новый товар - это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств. При этом границы рынка также служат критерием новизны. Новым предметом потребления следует считать новый товар, поступивший в сферу потребления, имеющий по сравнению с существующим более высокий потребительский уровень качества и обеспечивающий более полно удовлетворение потребностей [9].

Содержание организации создания и освоения новой продукции можно рассматривать в двух аспектах: как вид деятельности, связанный с обновлениями, и как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов. Первый аспект определяет обусловленность функций предприятия, формирующихся под влиянием имеющихся факторов внутренней и внешней среды. Второй аспект позволяет упорядочить эти процессы, обеспечить их согласованность и ритмичность, четко разграничить цели, задачи и функции, закрепить за подразделениями и построить систему на основе иерархического взаимодействия между ее элементами.

С учетом приведенных исследований систематизированы признаки классификации инноваций, приведенные на рисунке 1 [11].


Рисунок 1 - Систематизация признаков классификации новшества


Поясним вышеприведенную классификацию [11]:

. По месту в производственной системе новшества классифицируются на:

новшества на входе (изменение в ресурсах);

новшества на выходе (виды нового продукта или услуг);

новшества в структуре.

. По месту в производственном цикле:

сырьевые;

продуктовые;

технологические;

процессные;

связывающие.

. По инновационному потенциалу:

совершенствующие;

комбинируемые;

реконструктивные;

дифференцированные.

. С учетом среды деятельности:

технологические;

производственные;

экономические.

. По отношению к рынку:

конкурентоспособные;

неконкурентоспособные, но качественные.

. В зависимости от глубины понимания изменений:

базовые;

улучшающие;

радикальные;

модификационные.

С учетом рыночных аспектов развития экономики считаем целесообразным связывать понятие новой продукции с ее конкурентоспособностью, которая определяется как потребительская значимость (качество) нового товара, обуславливающая выгодность его реализации, как для производителя, так и для потребителя.


1.2 Разработка нового продукта и его продвижение на рынок


Промышленное освоение производства новой продукции предполагает соответствующую организационную и плановую подготовку. Организационная подготовка освоения производства представляет собой комплекс работ и процессов, направленных на разработку проекта организации во времени и пространстве производственного процесса изготовления нового изделия, системы организации и оплаты труда, системы материально-технического обеспечения, нормативной базы внутризаводского планирования для продукции, впервые запускаемой в производство.

В процессе организационной подготовки решаются следующие задачи [15]:

- выбор наиболее рациональных форм и методов организации производства новых изделий;

обеспечение производства материалами, комплектующими изделиями, оборудованием;

сбор информации для оперативно-календарного планирования;

подготовка кадров, способных обеспечить промышленное производство новых видов продукции;

разработка норм и нормативов;

уточнение конструкторской и технологической документации;

организация изготовления.

Организационная подготовка производства (ОПП) осуществляется службами главных конструктора, технолога, механика, а также работниками планово-экономического отдела и отдела труда и заработной платы.

Координация конструкторских, технологических и организационных решений обеспечивается плановой подготовкой освоения производства новой продукции. При этом осуществляются: укрупненный технологический анализ составных частей нового изделия с целью решения вопроса об использовании имеющейся или изготовлении (приобретении) дополнительной технологической оснастки и нестандартного оборудования; расчет календарно-плановых нормативов в зависимости от форм организации производства (длительность производственного цикла, производственная мощность и др.).

Обеспечение материалами и комплектующими изделиями планируется исходя из производственного задания на изготовление изделий установленной серии и норм расхода материальных ценностей, а потребность в материальных ресурсах и распределение их поставок по срокам устанавливаются планом материально-технического обеспечения и оперативно-производственным планом.

Важным этапом ОПП является изготовление и испытание изделий установочной серии, по результатам чего производится корректировка конструкторской и технологической документации перед запуском изделий в уже существующее серийное или массовое производство [19].

В соответствии с планом работы и графиком подготовки производства нового изделия осуществляются мероприятия по подготовке и переподготовке кадров: повышение квалификации рабочих и производственно-техническое обучение ИТР и служащих соответствующих профессий и квалификаций. Как явствует из изложенного выше, существует два варианта освоения выпуска нового продукта: опытное изделие и промышленный продукт. Особенности этих двух вариантов представлены в таблице 1 [19].


Таблица 1

Особенности процессов освоения выпуска нового продукта

ПризнакОпытное освоениеПромышленное освоениеЦельОценить экономическую возможность и целесообразность изготовления нового изделияОбеспечить достижение проектной мощности серийного выпуска новой продукцииЗадачиОтработка воспроизводимости технологического процесса изготовления новых изделий, приобретение опыта, корректировка технической документацииФормирование производственной линии по выпуску нового изделия, создание производственных связей и системы обеспечения выпуска новой продукции, обучение коллектива и т.д.Время освоения2-4 месяца1-3 годаМесто освоенияОпытный завод, производство, цехПромышленное предприятие серийного производства

Производство промышленной продукции, в том числе новой, должно быть не только технически совершенным и экономически эффективным, но и экологичным, т.е. не наносить вред окружающей среде и работникам, занятым созданием этой продукции.

Целью экологической подготовки производства является обеспечение экологически безопасного производства, баланса предпринимательских и общественных интересов.

Такой баланс обеспечивается при выполнении предприятиями следующих функций:

соблюдение природоохранного законодательства;

контроль экологических последствий производственно-хозяйственной деятельности;

совершенствование технологических процессов в направлении сокращения или полной ликвидации производственных отходов и токсических выбросов;

организация оперативной информации о реальной экологической обстановке;

постоянная разъяснительная работа с персоналом для повышения общей экологической культуры и ознакомления с экологическими аспектами деятельности компании.

Подготовка производства принципиально новой продукции должна осуществляться с учетом требований международных стандартов ИСО 14000. При этом должны проводиться определенные работы на разных стадиях подготовки производства [10].

1. На стадии научно-исследовательской и опытно-конструкторской подготовки производства:

- сбор и обработка информации об объектах и процессах;

разработка экологически благоприятной конструкции изделия, предусматривающей регламентацию содержания вредных веществ в изделии и их поступления в окружающую среду;

разработка механизма контроля за поступлением и содержанием вредных веществ в природных средах и системы мер в случае превышения установленных государством нормативов;

проектирование оборудования, оснастки, инструмента, очистных сооружений с учетом критериев экологического качества.

2. На стадии технологической подготовки производства:

разработка технологии в соответствии с экологическими критериями, т.е. с учетом влияния: на материальные ресурсы и размер отходов производства, водную среду, воздушную среду, земельные ресурсы;

экологическая паспортизация оборудования и рабочих мест;

нормирование расхода материальных ресурсов и инструмента с учетом критериев экологического качества.

На стадии организации серийного производства:

строительство или реконструкция очистных сооружений;

обеспечение станками и оборудованием;

обеспечение оснасткой и инструментом.

Эффективность процесса обновления выпускаемой продукции на предприятиях во многом определяется рациональностью выбранного метода перехода на производство новых изделий.

В условиях рыночной экономики предприятия значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров. Каналы распределения товаров могут быть трех видов: прямые, косвенные и смешанные [14].

Прямые каналы связаны с перемещением товаров без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.

Косвенные каналы связаны с перемещением товара от изготовителя к участнику-посреднику, а от него к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.

Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения. Сбытовая деятельность промышленного предприятия с применением прямого маркетинга может вестись через сбытовые оптовые базы, склады. Вместе с тем существует ряд причин, по которым многие промышленные предприятия не прибегают в своей работе к сбытовым филиалам. К ним относятся предприятия, выпускающие оборудование по заказам в адрес конкретных потребителей. Концентрация потребителей в территориально разобщенных зонах также сокращает наличие сбытовых филиалов, и прямые контакты в результате оказываются более эффективными.

Один из важнейших критериев выбора каналов распространения рекламы - минимум затрат на один рекламный контакт с потенциальным покупателем. Для рекламы принципиально важно максимально охватить своими посланиями все запланированные группы потенциальных покупателей. Хорошая реклама стимулирует товарооборот, поэтому требуется очень осторожное отношение к рекламе и как к источнику затрат, и как к источнику роста объема реализации продукции [17].

Выставки и ярмарки занимают видное место в достижениях целей продвижения товара. Их важное достоинство - возможность представить покупателям товар в подлинном виде, а также в действии. Личные контакты между стендистами и потенциальными покупателями позволяют сформировать атмосферу доверия и благожелательности, что способствует развитию деловых отношений. В числе возможных целей участия в выставке можно отметить следующее: демонстрация нового изделия, определение возможного спроса на выпускаемую продукцию, укрепление хорошей репутации товара, уже введенного на рынок, поиск новых клиентов, завязывание новых контактов, сравнение продукции с товарами - аналогами конкурентов, заключение сделок и др.

Подводя итог всему вышесказанному, следует выделить главное: в процессе создания новых товаров (продуктов), услуг, а также их продвижения необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на следующих моментах: предпочтительные для данной группы населения показатели качества товара, эмоции, связанные с покупкой и потреблением продукта; виды информации, в которых более всего нуждается данная группа потребителей.


2. Оценка эффективности деятельности пекарни ПАРНИ


2.1 Характеристика деятельности пекарни ПАРНИ


На сегодняшний день пекарня ПАРНИ представляет собой многосложный органичный механизм, основными видами деятельности которого является изготовление натуральной продукции без добавления усилителей вкуса и химикатов, основываясь на лучших традициях российского хлебопекарного ремесла.

Полное наименование предприятия: Хлебокомбинат «ПАРНИ»

В структуре управления пекарни ПАРНИ отображены направления деятельности предприятия, оперативного управления производством, обеспечения видов деятельности инженерным, планово-экономическим, бухгалтерским, и вспомогательными видами обеспечения.

Организационная структура пекарни ПАРНИ приведена на рисунке 2.


Рисунок 2 - Организационная структура пекарни ПАРНИ


SWOT - анализ деятельности предприятия приведен в Приложении А.

Хлебокомбинат «Парни» в течение 15 лет производит для жителей города высококачественную хлебобулочную продукцию, предлагая различные виды их продукции.

Продукция производственно-торговой компании «ПАРНИ» сегодня известна едва ли не каждому жителю Камчатки. Хлебобулочные и кондитерские изделия под маркой «ИП Сароян», которые ежедневно покупают камчатцы, прочно завоевали любовь покупателей - их качество и свежесть не вызывает сомнений.

Продукция пекарни ПАРНИ

. Хлебобулочные изделия

хлеб

батоны

булочки

выпечка мясная

. Кондитерские изделия

печенья

пряники

кексы, слойки, рулеты

. Продукция десертного цеха

торты

пирожные

. Полуфабрикаты

блинчики

пельмени, вареники

котлеты

Исходной информацией для анализа служат данных бухгалтерии пекарни ПАРНИ, которые приведены в таблице 2.

Характеризуя деятельность пекарни ПАРНИ можно сделать следующий вывод: с каждым годом пекарня наращивает объемы производства, данное обстоятельство связано с ростом потребителей. В 2010 году пекарней обслужено 169 магазинов, в 2011 году этот показатель увеличился на 18,2% и составил 199 магазинов, в 2012 году рост значения показателя составил 22,2%, количество обслуженных магазинов увеличилось до 244 магазинов.

Таблица 2

Оценка показателей пекарни ПАРНИ за 2010-2012 гг.

ПоказателиЗначение показателяАбсолютное отклонениеТемп роста, %2010 год2011 год2012 год2011/20102012/20112011/20102012/2011Произведено рационов, тыс. шт.118,3175,7205,157,429,4148,5116,7Обслужено магазинов, шт.1691992443046118122,6Выручка от продаж, тыс. руб.14385,2824580,4329575,410195,24994,99170,9120,3Себестоимость продаж, тыс. руб.11766,122367,127643,2106015276,1190,1123,6Прибыль от продаж, тыс. руб.2619,182213,331932,22-405,85-281,1184,587,3Среднегодовая численность персонала цеха, чел.11202191181,8105,0Среднегодовая стоимость ОПФ цеха, тыс. руб.5617,45922,16012,3304,790,2105,4101,5Годовой фонд оплаты труда персонала цеха, тыс. руб.43568184932438281140187,9113,9Производитель-ность труда, тыс. руб.1307,81229,01408,4-78,7179,394,0114,6Среднегодовая заработная плата рабочих, тыс. руб.396,0409,2444,013,234,8103,3108,5Фондоотдача ОПФ, руб.2,564,154,921,590,77162,1118,5Затраты на 1 рубль продаж, руб.0,820,910,930,090,02111,3102,7Рентабельность деятельности цеха, %18,219,006,53-9,20-2,4749,572,6

Следовательно, возросло и количество реализованной продукции, в 2011 году количество продукции было увеличено на 48,5 % и составило 175,7 тыс. шт. относительно 2010 года, в 2012 году количество произведенной и реализованной продукции составило 205,1 тыс. шт. это больше значения предыдущего года на 29,4 тыс. шт.

Рост объема производства положительным образом отразился на показателях объема продаж в денежном выражении, так объем выручки в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 10195,2 тыс. руб., что в процентном выражении составляет 70,9%, в 2012 году увеличение объема продаж составило 20,3% от уровня 2011 года. Увеличение объема производства прямым образом влияет на показатели себестоимости цеха, в 2011 году общая себестоимость пекарни ПАРНИ увеличилась по сравнению с 2010 годом на 90,1%, в 2012 году рост себестоимости составляет 23,6%.

Таким образом, выявленная тенденция превышения темпов роста себестоимости продаж над темпами роста выручки от продаж, приводит к снижению финансового результата деятельности пекарни ПАРНИ. В 2010 году прибыль пекарни составляла 2619,18 тыс. руб. в результате того, что темпы роста себестоимости продаж превысили темпы роста выручки от продаж прибыль службы снизилась на 405,85 тыс. руб. и составила 243,33 тыс. руб. В 2012 году ситуация аналогична 2011 году, следовательно снижение прибыли составляет 281,11 тыс. руб.

Увеличение стоимости основных производственных фондов происходит в основном за счет приобретения инструментов и инвентаря стоимостью более 40 тыс. руб., которое предприятия относит в состав основных средств. В 2011 году основные производственные фонды службы увеличились на 304,7 тыс. руб., в 2012 году на 90,2 тыс. руб. то есть обновления основных фондов на предприятии не осуществлялось. Количество рабочих мест, созданных за три исследуемых года увеличилось на 10 рабочих мест и к концу 2012 года общая численность персонала пекарни ПАРНИ составила 21 человек. Увеличение численности персонала повлияла на рост годового фонда оплаты труда, который также увеличился за счет повышения средней заработной платы персонала службы. В 2011 году средняя заработная плата персонала выросла на 13,2%, в 2012 году увеличение средней заработной платы составило 34,8%.

Увеличение выручки от продаж и относительно низкое увеличение среднегодовой стоимости основных производственных фондов привело к росту показателя фондоотдачи. Снижение прибыли от основной деятельности цеха напрямую связано с ростом затрат на 1 рубль продаж, в 2010 году уровень затрат на 1 рубль продаж составлял 82 копейки, в 2011 году рост уровня затрат составил 11,3% затраты увеличились на 9 копеек, в 2012 году затраты предприятия выросли еще на 2 копейки и составили 93 копейки с 1 рубля выручки от продаж.

Рост затрат на 1 рубль продаж привело к снижению рентабельности деятельности службы пекарни в 2010 году рентабельность основной деятельности цеха составила 18,21% увеличение затрат предприятия на 9 копеек с 1 рубля продаж привело к снижению уровня рентабельности на 9,24%, в 2012 году зафиксировано снижение рентабельности на 2,47% конечное значение показателя в 2012 году составляет 6,53%.

По результатам анализа можно сделать следующий вывод: служба бортового питания наращивает объема производства, однако одновременно с ростом объема производства возрастают и затраты службы, существенно опережая темпы роста продаж, тем самым снижая рентабельность деятельности службы.


2.2 Обоснование необходимости запуска нового продукта службой бортового питания


Для обоснования необходимости запуска новой продуктовой линейки пекарни ПАРНИ необходимо проанализировать причину роста себестоимости продукции пекарни.

экономический инвестиционный ассортимент хлебопродукция


Таблица 3

Анализ состава и динамики затрат по элементам пекарни ПАРНИ за 2010 -2012 гг., тыс. руб.

ПоказателиЗначение показателяАбсолютное отклонениеТемп роста, %2010 год2011 год2012 год2011/20102012/20112011/20102012/2011Материальные затраты490680071084231012835163,2135,4Затраты на оплату труда43568184932438281140187,9113,9Отчисления на социальные нужды1133212831709951042187,9149,0Амортизация6186516613410105,4101,5Прочие затраты754339736462643249450,5107,3Итого затрат117662236727643106015276190,1123,6

Согласно данным таблицы 3, величина производственных затрат пекарни ПАРНИ в 2011 году увеличилась относительно 2010 года на 10601 тыс. руб. или на 90,1 %, за счет влияния следующих статей затрат:

1) ?З(материал) = 3101 / 11766 х 100% = 26,4%

2) ?З(зпл) = 3828 / 11766 х 100% = 32,5%

3) ?З(отч) = 995 / 11766 х 100% = 8,5%

4) ?З(ам) = 34/ 11766 х 100% = 0,3%

5) ?З(проч) = 2643 / 11766 х 100% = 22,5%

В 2011 году основной прирост затрат произошел по статье оплаты труда они увеличились на 3828 тыс. руб., что увеличило общий объем затрат 2011 года на 32,5%, отчисления на социальные нужды увеличили общий объем понесенных затрат на 8,5%. Материальные затраты выросли на 3101 тыс. руб., что привело к совокупному росту затрат 2011 года на 26,4%, состав прочих затрат пекарни увеличился на 2643 тыс. руб. или на 22,5 в общей структуре затрат. Максимальное увеличение затрат по статье заработная плата связано с созданием новых 9-ти рабочих мест в 2011 году.

В 2012 году общие затраты службы бортового питания выросли на 52765 тыс. руб. или на 23,6% относительно 2011 года в результате роста по следующим составляющим затрат:

1) ?З(материал) = 2835 / 22367 х 100% = 12,7%

2) ?З(зпл) = 1140 / 22367 х 100% = 5,1%

3) ?З(отч) = 1042 / 22367 х 100% = 4,7 %

4) ?З(ам) = 10 / 22367 х 100% = 0,04 %

5) ?З(проч) = 249 / 22367 х 100% = 1,1%

В 2012 году основу роста затрат пекарни составляют затраты на материалы которые увеличились на 2835 тыс. руб., что привело к общему увеличению затрат на 12,7%, повышение средней заработной платы персонала службы и создание дополнительного рабочего места привели к росту затрат на оплату труда на 1140 тыс. руб. или на 4,1% в общем объеме затрат. В 2012 году произошло резкое повышение тарифов страховых взносов с 26% до 34%, в результате чего затраты на отчисления страховых взносов выросли на 1042 тыс. руб. или на 4,7% в общем объеме роста затрат предприятия.

Структура затрат пекарни ПАРНИ представлена на рисунке 2.4.


Рисунок 3 - Динамика структуры затрат пекарни ПАРНИ


Исследуя представленные данные видно, что во всех исследуемых периодах, за исключением 2011 года наибольший удельный вес в структуре затрат пекарни ПАРНИ занимают затраты на материалы (в которые входят затраты на сырье материалы, тару и упаковку, все виды энергии). В 2011 году увеличение количества рабочих мест в службе на 9 рабочих мест привел к росту затрат на оплату труда и повышению доли затрат на оплату труда в общей струе затрат. В 2012 году затраты предприятия имели ту же структур, что и в 2010 году, а именно, это наибольшая доля принадлежит затратам на материальные ресурсы (39,2%), затем следуют затраты на оплату труда (33,7%), прочие затраты предприятия составляет 13,2%, и отчисления страховых взносов в общем объеме затрат пекарни составляют 11,5%.

В ходе проведенного исследования установлено, что основная доля в составе затрат предприятия принадлежит затратам на сырье и основные материалы. Руководство пекарни ПАРНИ уже долгое время говорит о необходимости приобретения новой хлебопечи для изготовления нового вида хлеба. Таким образом, в следующем разделе работы представлен анализ возможности запуска производства нового вида хлеба.


3. Экономическое обоснование проектных мероприятий и расчет их эффективности


.1 Оценка экономической привлекательности проекта по запуску производства нового вида хлеба


Для организации собственного производства хлеба и булочных изделий цеху пекарни необходимо приобрести новое оборудование, состав которого представлен в таблице 4.


Таблица 4

Затраты на приобретение оборудования для производства нового вида хлеба в цеху пекарни ПАРНИ

Наименование оборудованияКоличествоЦенаСумма, руб.Печь хлебопекарная для выпечки хлеба и мелкоштучных хлебобулочных изделий ПХП - 61690000690000Тестомесильная машина ЩЗ-631420000420000Аппарат для нарезки и упаковки хлеба Picоmatic1210000210000Формы хлебопекарные6532020800Противни81601280Итого1342080

Все оборудование относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования 7 лет, годовая норма амортизации 14,3%. Расчет сумма амортизации по оборудованию приведен в таблице 5.


Таблица 5

Расчет затрат на амортизация по хлебопекарному оборудованию

Наименование оборудованияПервоначальная стоимостьГодовая сумма амортизацииСумма амортизации в месяцПечь хлебопекарная для выпечки хлеба и мелкоштучных хлебобулочных изделий ПХП-6690000986708222,5Тестомесильная машина ЩЗ-63420000600605005Аппарат для нарезки и упаковки хлеба Picоmatic210000300302502,5Итого132000018876015730

Годовые затраты предприятия за счет ввода нового оборудования увеличатся на стоимость оборудования менее 40 тыс. руб. (20800+1280 = 22080 руб.), на сумму ежегодно начисляемой амортизации по основным средствам в размере 188760 рублей.

Дневная потребность в хлебопродукции по цеху составляет 48 булок нового хлеба, весом 0,65 кг, и 390 новых булочек в/с, весом 0,09 кг.

Годовая потребность:

Хлеб - 0,65 х 48 х 365 = 11388 кг

Булочка - 0,09 х 390 х 365 = 12812 кг

Затраты на сырье и материалы, необходимые для выполнения производственной программы согласно рецептуре определяют исходя из суммы затрат на 1 тонну каждого вида продукции, расход основного сырья - муки, на 1 тонну рассчитывается на основе проектируемого выхода изделия:

См = 1000 х , (1)

где См - расход муки на 1 тонну изделий, кг;

В - выход изделий, %.

См (хлеб) = 11,388 х = 9,63 тонн

См (булочка) = 12,812 х = 8,82 тонн

Необходимое количество основных материалов на 1 тонну изделий рассчитывают на основе рецептуры:


Сп = См х , (2)


где Сп - необходимое количество основных материалов, кг;

Н - расход основного прочего сырья по рецептуре на 100 кг муки, кг.

Расчет стоимости основных материалов производится умножением их количества (Сп) на соответствующие оптовые цены, таблица 6.


Таблица 6

Расчет затрат на сырье при производстве хлеба, руб.

Наименование сырьяСтоимость сырьяКоличество, кг/ тоннуСумма затрат на 1 тонну продукцииСумма затрат на весь объемМука21,05845,317793,6171352,0Соль124,9359,16569,7Дрожжи1504,21631,56081,3Масло растительное64,24,6295,322843,9Итого--18779,5180847,0

Величина затрат по сырью и материалам на производство нового хлеба составит 180847 рублей. Расчет затрат на сырье и основные материалы при производстве новых булочек приведён в таблице 7.


Таблица 7

Расчет затрат на сырье при производстве булочек, руб.

Наименование сырьяСтоимость сырьяКоличество, кг/ тоннуСумма затрат на 1 тонну продукцииСумма затрат на весь объемМука в/с23,9688,716459,9145176,6Соль124,9359,16521,8Дрожжи1504,21631,55569,8Масло растительное64,24,6295,322604,7Молоко сухое657,85074471,7Сахар5812,2707,66241,0Итого--18660,5164585,7

На производство 8,82 тонн булочек цех затратит 164585,7 рублей на сырье и основные материалы.

Количество и стоимость топлива на технологические нужды определяют на основе объема производства, норм расхода условного топлива на единицу продукции и цен на топливо. Расчет количества и стоимости электроэнергии на технологические нужды также ведется по нормам расхода на 1 тонну готовой продукции, умноженным на объем производства в год, а затем на тариф за 1 кВт-час.

Расход электроэнергии на производство 1 тонны хлеба составят 106 кВт/ч, стоимость 4,22 руб./ кВт/ч.

Затраты на электроэнергию = 9,63 тонн х 106 кВт/ч х 4,22 руб. = 4307,7 руб.

Затраты на электроэнергию = 8,82 тонн х 106 кВт/ч х 4,22 руб. = 3945,4 руб.

Расход воды на производство 1 тонны хлеба составят 7,8 м3, стоимость 17,23 руб./м3

Затраты на воду = 9,63 тонн х 7,8 м3 х 17,23 руб. = 1294,2 руб.

Затраты на воду = 8,82 тонн х 7,8 м3 х 17,23 руб. = 1185,4 руб.

Затраты на упаковку = 9,63 тонны х 5,6 кг х 60,6 руб. = 3268,0 руб.

Затраты на упаковку = 8,82 тонны х 5,6 кг х 60,6 руб. = 2993,2 руб.

Для организации собственного производства хлеба и булочек в цеху дополнительно вводится 1 штатная единица, все остальные незначительные обязанности распределяются между работниками цеха.

Затраты на заработную плату рабочего с окладом 22750 руб. в месяц

ФОТ = 22750 х 1,6 = 36400 руб. х 12 мес. = 218400 руб.

Отчисления на социальное страхование = 218400 х 30,2 % = 65957 руб.

Произведем распределение заработной платы между видами хлебопродукции используя базу распределения годовую выработку продукции.

Кр = 218400 руб. / 18,45 тонн = 11837,4 руб./тонна

Затраты на заработную плату при производстве хлеба = 9,63 тонн х 11837,4 руб./тонна = 113994 руб.

Затраты на заработную плату при производстве булочек = 8,82 тонн х 11837,4 руб./тонна = 104406 руб.

Расчет совокупных затрат на производство хлеба и булочек приведён в таблице 8.


Таблица 8

Расчет полной себестоимости продукции производимой на собственном хлебопекарном оборудовании

Статьи затратХлеб ржанойБулочка в/сСырье и основные материалы180847164585,7Электроэнергия4307,73945,4Вода1294,21185,4Упаковка3268,02993,2Основная заработная плата113994104406Статьи затратХлеб ржанойБулочка в/сОтчисления на социальные нужды34654,1831739,424Усечённая себестоимость продукции338361,1308855,1Постоянные затраты (амортизация)210840Распределение постоянных затрат по объему годовой выработки110048100792Итого полная себестоимость продукции448409,1409647,1Себестоимость 1 тонны продукции46563,846445,2Себестоимость 1 булки хлеба 650 гр30,27-Себестоимость 1 булочки 90 гр-4,18

Полная себестоимость хлебопродукции выпускаемая собственными силами составляет 858056,2 рублей. Служба бортового питания закупает хлеб у поставщика по цене 36,6 руб. за булку, таким образом, экономия по хлебу составляет 6,33 рублей с одной булки, булочки закупаются у поставщика по цене 11 рублей за штуку, в данном случае экономия в одной булочки составляет 6,82 рублей. Совокупная экономия предприятия в год приведена на рисунке 4.

При отказе службы бортового питания от закупки хлеба и хлебобулочных изделий у поставщиков годовая экономия на затратах составит 762186,8 рублей. Таким образом, на основании расчетов доказана экономическая эффективность принятия управленческого решений по запуску собственного производства хлеба в службе бортового питания.


Рисунок 4 - Экономия затрат при собственном производстве хлебобулочных изделий


3.2 Оценка инвестиционной привлекательности проекта


Реализовывать выпекаемые хлебобулочные изделия авиакомпаниям служба бортового питания будет по той же цене, что и закупала у поставщиков:

хлеб по цене 56,31 руб./кг;

булочка по цене 122,2 руб./кг.

Предполагаемый объём денежной выручки:

Хлеб = 11388 кг х 56,31 руб. = 641258 руб.

Булочка = 12812 кг х 122,2 руб. = 1565626 руб.

Оценка финансового результата при самостоятельном производстве хлеба приведена в таблице 9.


Таблица 9

Определение финансового результата от самостоятельной выпечки хлеба службой бортового питания

Показатель1 год2 год3 год4 год5 годВыручка от реализации, тыс. руб.2206,92206,92206,92206,92206,9Себестоимость продаж, тыс. руб.858,1858,1858,1858,1858,1Прибыль от реализации, тыс. руб.1348,81348,81348,81348,81348,8Налог на прибыль, тыс. руб.269,8269,8269,8269,8269,8Чистая прибыль, тыс. руб.1079,01079,01079,01079,01079,0

На основании данных таблицы 9 можно определить рентабельность производства хлебобулочных изделий:

Rпр = х 100 % = 61,1%

Таким образом, рентабельность собственного производства хлебобулочных изделий очень высокая и превышает 60%.

Определение инвестиционной привлекательности проекта приведена в таблице 10. Проект финансируется за счет собственных средств ГУП «КАП», поэтому в качестве коэффициента дисконтирования применена рентабельность собственного капитала предприятия.

Расчёт рентабельности собственного капитала предприятия в 2012 году:

Собственный капитал = 452279 тыс. руб.

Чистая прибыль = 6234 тыс. руб.

Rск = х 100% = 1,38%


Таблица 10

Определение инвестиционной привлекательности проекта, Тыс. руб.

Показатель1 год2 год3 год4 год5 годЧистая прибыль1079,01079,01079,01079,01079,0Амортизационные отчисления188,8188,8188,8188,8188,8Капиталовложения1342,1Чистый денежный доход1267,81267,81267,81267,81267,8Коэффициент дисконтирования, Е = 1,38 %10,9730,9600,9470,934Чистый дисконтированный доход1267,81233,61216,81200,21183,9ЧДД с нарастающим итогом-74,31159,32376,13576,34760,1Дисконтированный денежный доход нарастающим итогом1267,82501,43718,24918,46102,2

Согласно данным таблицы 10, чистый дисконтированный денежный доход, накопленный за время реализации проекта составляет:

NPV = -1342,1 + 6102,2 = 4760,1 тыс. руб.

Индекс доходности проекта = = 4,55

Индекс доходности проекта больше 1 и составляет 4,55, то есть денежные поступления по проекту превышают первоначальные инвестиции.

Срок окупаемости проекта = = 1,1 года

Проект окупается на втором году реализации.

Таким образом, проект эффективен с инвестиционной точки зрения,посколькубыстро окупается и приносит величину чистого денежного дохода в 4,55 раз больше первоначальных инвестиций в проект.


Заключение


В современных условиях развития производства, характеризующегося переходом к новым экономическим отношениям, первостепенное значение приобретает проблема обновления предприятия и обеспечения качества освоенной новой продукции. В этих условиях возрастает роль совершенствования организации управления процессами создания и освоение новой конкурентоспособной продукции.

Под новой продукцией рассматривается товар, обладающий комплексом свойств, измененных в сторону удовлетворения более разнообразных потребностей с меньшими затратами для потребителя.

Атрибуты новой продукции, состоят в том, что она выступает как результат научно-технического достижения; имеет более высокие технические, экономические и эксплуатационные свойства; обеспечивает более высокий уровень удовлетворения потребностей, как индивидуальных, так и общественных; решает проблему потребителя принципиально иным в сравнении с существующими способом; обладает повышенным конкурентным пространством, то есть определяет предпочтительный выбор современного потребителя; создает новый сегмент рынка.

Отличительной особенностью освоения новой продукции является экономический характер технико-экономических показателей производства.

В этот период совершенствуется технологический процесс, налаживаются производственные связи, закрепляются специальные знания и навыки, вводится в действие новое совершенное оборудование, происходит процесс обучения рабочих. Все это приводит к снижению норм расхода сырья и материалов, трудовых ресурсов, потерь от брака. В результате по мере нарастания выпуска продукции происходит экономия себестоимости продукции.

Рассмотрение процесса освоения нового вида продукции проведено на материалах службы бортового питания ГУП Камчатского края «Камчатское авиационное предприятие». Служба бортового питания предприятия уже более 12 лет обеспечивает комплексными меню все авиакомпании, совершающие рейсы в город Петропавловск-Камчатский, а таких в настоящее время более 10 авиакомпаний.

Ежегодно служба бортового питания наращивает объемы производства рационов, в связи с увеличением пассажиропотока, к концу 2012 года объем произведённой продукции составил 205,1 тысячу рационов питания на борту. С увеличением объема производства отмечен рост выручки и себестоимость продукции, причем вторая возрастает гораздо более быстрыми темпами, нежели первая.

Для этого в работе было приведено исследование состава и структуры затрат на производство и в результате чего выяснено, что наибольшими тепами роста возрастают затраты на материальные ресурсы, а в их составе затраты на закупку хлебобулочных изделий у сторонних организаций.

Поэтому для снижения себестоимости продукции был рассмотрен проект освоения собственного производства хлеба и булочных изделий силами службы бортового питания. Объем инвестиций для осуществления проекта составил 1342,1 тыс. руб. Проект предполагает финансирование за счет собственных средств предприятия. Расчет себестоимости собственного производства хлеба и булочных изделий показал значительный объем экономии 762,2 тыс. руб. против покупки хлеба. Таким образом, с экономической точки зрения проект является эффективным.

Инвестиционная привлекательность проекта также свидетельствует о его высокой эффективности, поскольку величина чистого денежного дохода составляет 4760,1 тыс. руб., индекс доходности проекта равен 4,55, а срок окупаемости проекта составляет всего 1,1 года. Таким образом, целесообразность запуска собственного производства хлебобулочных изделий в службе бортового питания и доказана и должна быть внедрения в ГУП «КАП».


Список используемых источников


Нормативно-правовые акты

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Российская газета. - №177. - 05.12.1994

2.Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Российская газета. - №229. - 03.12.2002.

Монографии, исследования

3.Баринов, В.А. Стратегический менеджмент / Баринов В.А. - М.: Инфра-М, 2012. - 291 с.

4.Иванов, И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях. - М.: Инфра - М, 2011. - 352 с.

.Клиланд, У. Стратегическое планирование в организациях. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 367 с.

Статьи

6.Абрамова, А. Конкурентоспособность продукции ка основа выбора стратегии развития предприятия авиационного комплекса // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2010. - №3 - С. 189-193.

7.Белых, Л.М. Проблемы диагностики системы освоения и выпуска новой продукции // Экономинфо. - 2011. - №3. - С. 32-35.

.Голубь, Н.Н., Букреева, И.Н. Контроль качества производственных процессов при освоении новой продукции // Экономинфо. - 2009. - №11 - С. 33-37.

.Доронина, О. Компетенции как инструмент менеджмента, ориентированный на практическую деятельность в организации // Консультант. - 2010 - №23 - С. 59 - 63.

.Заварзин, А.А. Готовность предприятия создавать конкурентоспособную продукцию // Инновации. - 2010. - №7. - С. 91-94.

.Никитин, С.А., Алешин, С.А. Нормативная база подготовки производства новой продукции // Известия Тульского государственного университета - 2011. - №1. - С. 81-86.

.Никитин, С.А., Алешин, С.А. Моделирование процесса создания инновационной продукции на промышленном предприятии // Известия Тульского государственного университета. 2012 - №2. - С. 76-81

.Новосельцев, Д.В. Нововведения - основа конкурентоспособного продукции // Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России. - 2011. - №3 - С. 9-11.

.Павлов, О.В., Рясная, Т.Н. Решение задачи планирования производства в период освоения новой продукции // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). - 2011 - №4. - С. 114-120.

.Патронов, Э.Л., Малышева, Л.И. Программно-целевое управление как фактор активизации инновационных процессов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Экономика и финансы. - 2010 - №1. - С. 318-321.

.Пустовит, Н. Финансовое моделирование - свежий взгляд на знакомый инструмент / // Консультант. - 2009. - №15 - С. 23-27.

.Столярова, В.А., Хаустова, Е.В. Стратегия разработки и освоения новой продукции: подходы к формированию и реализации // Белгородский экономический вестник. - 2009. - №2 - С. 21-32.

.Трухина, Г.М., Микаилова, О.М. Особенности гигиенического обучения работников предприятий по приготовлению бортового питания для авиапассажиров // Здоровье населения и среда обитания. - 2011. - №7 - С. 14-17.

.Черникова, А.А. Показатели оценки достижения стратегических целей предприятия // Финансы и кредит. - 2008. - №31. - С. 17-18.

.Экономика пищевой промышленности: Учебник под редакцией Магомедов М.Д., Заздравных А.В., Афанасьева Г.А. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 319 с.

Учебники и учебные пособия

21.Киреева, Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Киреева Н.В. - М.: Изд. дом "Социальные отношения", 2010. - 512 с.

22.Комплексный экономический анализ предприятия: учебник / под редакцией Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой - Спб.: Питер, 2010. - 256 с.

.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / под редакцией Л.Т. Гиляровской, Д.В. Лысенко, Д.А. Ендовицкого - М.: ТК Велби; Проспект, 2012. - 361 с.

.Экономика пищевой промышленности: Учебник под редакцией Магомедов М.Д., Заздравных А.В., Афанасьева Г.А. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 319 с.


Теги: Экономическое обоснование мероприятий по освоению новой продукции на предприятии на примере пекарни ПАРНИ  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 39912
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическое обоснование мероприятий по освоению новой продукции на предприятии на примере пекарни ПАРНИ
Назад