Экономическое обоснование выпуска новой продукции на предприятии


Курсовая работа

Экономическое обоснование выпуска новой продукции на предприятии


РЕФЕРАТ


Объектом исследования курсовой работы выступает экономическая деятельность ЧУП «Мостмебель».

Предметом исследования выступает экономическое планирование на предприятии.

Цель данной курсовой работы - выполнить экономическое обоснование выпуска новой продукции на предприятии

Методы исследования: анализ, синтез, логические заключения, экономико-статистический метод, метод сравнения и аналогий.

Исследование и разработки: изучены методологические и меетодические основы экономического обоснования выпуска новой продукции на предприятии.

Элементы научной новизны: проведено экономическое обоснование выпуска новой продукции на предприятии ЧУП «Мостмебель».

Область возможного практического применения: совершенствование механизма экономического обоснования выпуска новой продукции.

Я подтверждаю, что приведенный в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние валютного обменного курса и проблем его регулирования в Республике Беларусь, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.


ВВЕДЕНИЕ


Промышленные предприятия являются основой макроэкономического развития общества и, вместе с тем, находятся под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Для того, чтобы эффективно функционировать в условиях формирующейся рыночной экономике и противостоять внешним шокам, на предприятии должна быть реализована грамотная ассортиментная политика - гибкая, адаптивная и восприимчивая к инновациям.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что введение в производство новых продуктов ограничено производственной программой предприятия и скорость оборачиваемости средств. В этой связи производство новой продукции должно быть экономически выверено и обосновано.

Цель данной курсовой работы - выполнить экономическое обоснование выпуска новой продукции на предприятии.

Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:

1.Рассмотреть методологические основы выпуска новой продукции на предприятии,

2.Проанализировать роль производственных программ и бизнес планирования на предприятии,

.Привести методику технико-экономического обоснования выпуска новой продукции,

.Провести экономическое обоснование выпуска шкафов марки МД-80 на предприятии ЧУП «Мостмебель».

Объектом исследования выступает экономическая деятельность ЧУП «Мостмебель», предметом - экономическое планирование на предприятии.

Информационной базой для написания работы послужили учебники, учебно-методические пособия, ресурсы сети Интернет, документация ЧУП «Мостмебель». В ходе написания работы использовались следующие методы: анализ, синтез, логические заключения, экономико-статистический метод, метод сравнения и аналогий.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ОБОСНОВАНИЯ ВЫПУСКА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ


.1 Роль производственных программ в системе планирования на предприятии и принципы их реализации


Производственное планирование представляет собой неотъемлемую часть управления предприятием и может быть определено как умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики и определять ресурсы, необходимые для достижения конкретных целей.

Любой производственный план должен основываться на научных принципах, под которыми понимают основные теоретические положения, которыми руководствуется предприятие, его работники в процессе планирования. Именно они предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на предприятии [7, с. 117].

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности, поскольку его отсутствие сопровождается ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, являющимися причиной несостоятельности проекта.

Принцип непрерывности заключается в том, что, во-первых, планирование на предприятии должно осуществляться постоянно, без перерывов, и, во-вторых, что разрабатываемые планы должны органично приходить на смену друг другу.

Принцип единства заключается в системности процесса планирования на предприятии. Понятие системы подразумевает существование совокупности элементов, взаимосвязи между ними, наличие единого направления развития элементов системы, ориентированных на общие цели. Иными словами, единство предполагает разработку сводного плана экономического развития предприятия, который включает в себя отдельные планы его служб и подразделений, согласованные с общим планом.

Принцип гибкости состоит в придании планам и всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных изменений внутреннего или внешнего характера.

Принцип точности сводится к тому, что разрабатываемый план должен быть составлен с такой степенью точности, которая доступна для предприятия на данный момент и которая достаточна для решения возникающих проблем. Чем ниже уровень планирования, тем выше степень точности.

Принцип участия означает, что каждый элемент производственной деятельности, каждое подразделение предприятия становится участником планирования независимо от выполняемой им функции, т. е. процесс планирования привлекает к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

Принцип обоснованности целей и нацеленности на конечный результат деятельности акцентирует внимание на том, что, исходя из системного характера планирования, все звенья предприятия имеют единую конечную цель, реализация которой является приоритетной. При этом на предприятии необходимо выбирать ведущие звенья, которые в большей степени влияют на конечный результат, и стремиться реализовать их в первую очередь.

В планировании широко применяются и общие принципы, такие как научность, системность, комплексность, оптимальность, приоритетность, объективность, конкретность.

К основным методам разработки планов можно отнести следующие.

Нормативный метод. На предприятии в процессе планирования применяется единая система норм и.

Балансовый метод. Обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия посредством составления балансов производственной мощности, рабочего времени, материального, энергетического, финансового и других, а также между разделами плана.

Расчетно-аналитический метод. Используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, устанавливаются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базовым уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда. Разновидностью графоаналитических методов являются сетевые графики, с помощью которых моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, таким как реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники и др.

Программно-целевые методы помогают составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной (генеральной) целью и приуроченных к определенным срокам. Программа характеризуется нацеленностью на достижение конечных результатов с помощью конкретных исполнителей, которые наделяются необходимыми ресурсами [12, с. 48].

Как правило, при планировании на предприятии одновременно применяется не какой-либо один метод, а весь их комплекс.

Подготовка нового производства может быть в момент образования предприятия или при переходе к выпуску новой продукции. Выпуск новой продукции является необходимым условием выживаемости предприятий в условиях конкуренции. Техническая подготовка производства - это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую и технологическую готовность предприятия к выпуску нового изделия заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах.

Жизненный цикл нового продукта может быть представлен следующими этапами:

·научно-исследовательские работы, включая фундаментальные, теоретические, прикладные;

·опытно-конструкторские разработки, представленные конструкторской документацией, опытными образцами и испытательными работами;

·технологическая подготовка, в которую входят проектирование и освоение технологических процессов, проектирование и освоение средств технологического оснащения, организационная подготовка производства, расчет длительности циклов, величины партии, заделов;

·производство изделий, при котором предусматривается экономия материалов и топливно-энергетических ресурсов, снижение трудоемкости, повышение качества продукции, совершенствование конструкции изделия и технологии его изготовления;

·эксплуатация изделий с учетом продления срока службы изделия, снижения издержек на эксплуатацию изделия и получения экономического эффекта;

·утилизация изделий, включая снижение затрат на утилизацию изделий и охрану окружающей среды.

На основании приведенных этапов жизненного цикла нового изделия подготовка нового производства может включать следующие операции:

·проведение прикладных исследований, связанных с совершенствованием техники, технологии, составом применяемых материалов, организации производства;

·проектирование новой продукции и разработку нового технологического процесса изготовления продукции;

·материально-техническое обеспечение нового производства, в том числе приобретение специального оборудования;

·подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

·разработку норм и нормативов, производственной и организационной структуры управления, информационного обеспечения.

Вышеперечисленные элементы подготовки отражают три стадии разработки нового производства: конструкторскую, технологическую и организационно-экономическую подготовку.

Конструкторская подготовка состоит из разработки проектного задания и эскизного проекта; изготовления и испытания опытного образца; разработки технического и рабочего проектов; изготовления и испытания опытных партий; доводки конструкций по результатам испытаний; уточнения рабочего проекта и передачи его службам технологической подготовки.

Технологическая подготовка - это разработка технологического процесса (технологии), который представляет собой последовательное изменение формы, размеров, свойств исходного материала с целью получения изделия в соответствии с заданными техническими требованиями. Технология производства - это методы, технические средства и способы изготовления продукции или выполнения установленного вида работ (например, транспортировка), изготовления изделия в конкретных условиях.

Организация технологической подготовки на предприятии возложена на отдел главного технолога (ОГТ) и технологические бюро цехов; их функции меняются в зависимости от степени централизации системы технологической подготовки производства. Так, при централизованной системе ОГТ выполняет все виды работ по технологической подготовке, а технологические бюро осуществляют только внедрение спроектированных технологических процессов. При децентрализованной системе ОГТ выполняет только работы общего методического характера, а технологическое бюро помимо внедрения спроектированных технологических процессов - все виды работ по технологической подготовке производства. При смешанной системе ОГТ кроме общего методического руководства проводит типизацию технологических процессов и унификацию оснастки, а технологическое бюро занимается нормированием трудоемкости операций, материалоемкости деталей, изготовлением специальной оснастки и оборудования, разработкой маршрутных и технологических карт.

Параллельно и в тесной связи с конструкторской и технологической подготовкой ведется организационно-экономическая подготовка нового производства. Она предусматривает разработку проекта организации основного и вспомогательного производства, труда и заработной платы, а также нормативов для планирования конструкторской и технологической подготовки. Здесь же разрабатывается смета затрат на подготовку производства нового изделия [13, с. 301].

Таким образом, на каждом предприятии постоянно происходит процесс освоения новой конкурентоспособной продукции, что является необходимым условием выживания предприятия в условиях рыночной экономики. Поэтому подготовке нового производства уделяется много внимания и проводится тщательное экономическое обоснование эффективности предлагаемых решений, которое находит отражение и в бизнес-плане предприятия.


1.2 Бизнес-планирований выпуска новой продукции


Бизнес-план представляет собой краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важный инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения.

Бизнес-план служит документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.

Бизнес-план является одним из элементов стратегического планирования, он охватывает достаточно длительный период - обычно трех-пяти и более лет. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

·в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенно нового бизнеса;

·стратегический план - это обычно план с растущим горизонтом времени (по мере выполнения очередного годового плана его результаты анализируются, корректируются или пересматриваются). Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные цели и задачи должны быть выполнены;

·в бизнес-плане функциональные элементы имеют гораздо более высокое значение, чем в стратегическом плане, и являются равноправными частями структуры бизнес-плана.

Основная цель разработки бизнес-плана заключается в планировании хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов [14, с. 21].

Целями бизнес-плана могут быть:

·привлечение кредитов или инвестиций;

·определение степени реальности достижения намеченных результатов;

·доказательство целесообразности реорганизации работы существующего предприятия или создание нового;

·убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения начальных и конечных показателей намеченных проектов.

Бизнес-план выполняет следующие функции:

1.предоставляет возможность использования для разработки стратегии бизнеса;

2.позволяет оценить перспективы развития нового направления деятельности, а также контролировать процессы внутри фирмы;

.способствует привлечению дополнительных денежных средств;

.позволяет привлечь к реализации планов потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал;

.дает возможность приобщить всех сотрудников к процессу составления бизнес-плана, координировать их усилия и распределить обязанности.

Не существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана, но обычно он включает титульный лист и разделы, приведенные ниже.

Титульный лист бизнес-плана должен быть лаконичным и привлекательным. На нем указываются наименование предприятия, его местоположение, название бизнес-плана, дата составления, а также данные адресата, к которому он направляется.

-й раздел. Резюме - это сжатый обзор информации о намеченном бизнесе. В нем содержатся суть проекта (основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития), цель и задачи бизнес-плана, экономическое обоснование и эффективность проекта (финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя), сведения о предприятии (дата создания, организационно-правовая форма, структура капитала, банк, в котором открыты счета, специализация и история развития предприятия, основные потребители), команда управления (руководство предприятия, квалификация, образование, стаж работы), план действий (долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия), финансирование (потребность в инвестициях, направления их использования, предлагаемые источники, риск финансирования), план возврата заемных средств (срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования), гарантии возврата инвестиций.

-й раздел. Описание предприятия и отрасли. В описание предприятия включаются его название, адрес, организационно-правовая форма, распределение акций, уставный капитал, краткая история, а также тип бизнеса (основные виды деятельности), местоположение (доступность рабочей силы, близость к сырью, заказчикам, поставщикам) и др. При характеристике отрасли сообщаются специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, уровень монополизма, тенденции отраслевого рынка.

-й раздел. Характеристика продукции (услуг). Здесь приводится описание продукции с позиций потребителя и дается их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром; показатели качества; экономические показатели (цена потребления); внешнее оформление; сравнение с другими аналогичными товарами; патентная защищенность; основные направления совершенствования продукции и т. п.

-й раздел. Исследование и анализ рынков сбыта и конкуренции. При анализе рынков сбыта определяется спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду товаров, наличие конкурентов на нем, анализируются возможности предприятия для участия в конкурентной борьбе, отбираются целевые сегменты (наиболее привлекательные для предприятия в данный момент), производится позиционирование рынка (выявление позиции продукта на отдельных рыночных сегментах) и прогноз объемов продаж.

-й раздел. План маркетинга. При разработке плана маркетинга нужно обеспечить максимальное приспособление производства к требованиям рынка, активно воздействовать на потребителей с помощью рекламы, ценовой политики, качества. Поэтому раздел может включать следующие составляющие: стратегию маркетинга; товарную политику (ассортиментная политика, создание новой продукции, стратегия в области качества); ценовую политику, определяющую метод ценообразования; коммуникативную политику, инструменты которой (реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, прямой маркетинг, спонсорская деятельность) используются для формирования и поддержания имиджа предприятия.

-й раздел. Производственный план. В этом разделе определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указанием «узких» с технологической и организационной точек зрения мест и путей их преодоления. Важным аспектом данного раздела является точное определение себестоимости производимой продукции. В описании технологического процесса указываются: требуемые производственные мощности, потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования; потребность в сырье, материалах; требования к источникам энергии и их доступность; подготовка производства; контроль качества продукции; требования к квалификации и наличию необходимого персонала.

-й раздел. Организационный план. В нем раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается организационная структура предприятия и приводятся показатели эффективности последней.

- й раздел. План по рискам содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологические, политические), из которых выбираются наиболее важные для данного проекта. Особое внимание уделяется финансово-экономическим рискам (неустойчивость спроса, появление альтернативного продукта, снижение цен, увеличение объемов производства конкурентов, недостаток оборотных средств и др.).

-й раздел. Финансовый план. В нем обобщаются все предшествующие материалы. Финансовый план представлен в виде финансовых формулировок и стоимостных показателей. Раздел объединяет два направления: финансово-экономические результаты деятельности предприятия (финансовая отчетность предприятия, анализ финансово-экономического состояния предприятия) и планирование основных финансовых показателей (подготовка плановых документов, прогноз балансовых активов и пассивов, прогноз прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств, финансовая оценка проекта и прогноз запасов финансовой прочности).

Бизнес-план отличается от других плановых документов предприятия тем, что учитывает не только внутренние цели предприятия, но и цели внешних лиц, которые могут быть полезны новому проекту. Помимо инвесторов заинтересованными лицами являются потенциальные потребители и поставщики предприятия. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах, в то время как научно-технические и социальные стороны представлены менее детально.


.3 Производственная программа и мощность


Производственная программа (план производства) предприятия представляет собой определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса.

Показатели производственной программы характеризуют темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатель качества продукции. Содержание производственной программы определяется стратегическими целями предприятия в планируемом периоде. Она формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.

В производственной программе предусматриваются следующие разделы:

? план производства продукции в натуральном выражении;

? план производства продукции в стоимостном выражении.

Основой для определения объема продукции в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении. Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть, например, тонны, штуки и т. д. В практике планирования используются натуральные и условно-натуральные единицы измерения. Характер натуральных показателей зависит от специфики продукции [9, с. 63].

Условно-натуральные единицы применяются в тех случаях, когда одинаковые по назначению виды продукции имеют различную потребительную стоимость или же выпускаемая продукция (например, машины, механизмы) неодинакова по мощности, производительности. Так, уголь бывает различной калорийности, продукция консервной промышленности выпускается в банках различной емкости. Поэтому на практике добыча топлива обычно планируется в условных тоннах, а производство консервов - в тысячах условных банок и др. Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечать по своим технико-технологическим и экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной науки на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматриваются замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технологических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технологических условий и другой документации.

Планирование продукции в натуральном выражении не всегда дает возможность определить общий объем производства, темпы его роста и структуру. Поэтому большое значение играет формирование плана выпуска продукции в стоимостных показателях - это объемы валовой, товарной, чистой и реализованной продукции.

Важными стоимостными показателями, используемыми для определения объема промышленного производства, его структуры, темпов роста, производительности труда, фондоотдачи и других технико-экономических показателей деятельности предприятия, являются объемы товарной и валовой продукции.

Объем валовой продукции (ВП) включает в себя весь объем работ, намеченных к выполнению в данном периоде, и вычисляется по формуле:


ВП = ТП ± ?НЗП,(1.1)


где ВП - объем валовой продукции; ТП - объем товарной продукции;

?НЗП - разница в остатках незавершенного производства на начало и конец планового периода.

Объем реализуемой и товарной продукции определяется в плане в действующих оптовых ценах предприятия.

Объем товарной продукции (Тп) в плане включает стоимость: готовых изделий, предназначенных для реализации; полуфабрикатов собственной выработки; продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенной к отпуску на сторону; стоимость работ промышленного характера, выполняемых по заказам или со стороны, или непромышленных подразделений самого предприятия.

Объем чистой продукции равен объему товарной продукции за минусом амортизационных отчислений и материальных затрат. Использование этого показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить вклад коллективов предприятий в достижение конечных показателей.

Объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера на сторону и др. Объем реализованной продукции по плану (Рп) можно найти по формуле [17, с. 79]:


Рп = Тп + Онп 1 - Онп 2,(1.2)


где Тп - объем товарной продукции по плану;

Онп 1 - остатки нереализованной продукции на начало планового периода;

Онп 2 - то же на конец планового периода.

Для обоснования производственной программы предприятия необходимо иметь расчеты по производственной мощности.

Производственная мощность предприятия - это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленных планом номенклатуре и ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции.

Производственная мощность характеризует работу основных фондов в таких условиях, при которых можно полностью использовать потенциальные возможности, заложенные в средствах труда.

Производственные мощности измеряются, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении.

По продукции, имеющей широкую ассортиментную шкалу, производственные мощности могут выражаться в условно-натуральных единицах. Если предприятие выпускает несколько видов различной продукции, то производственные мощности устанавливаются по каждому виду отдельно.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т. е. по мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, производственный участок, линия, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования.

При разработке производственной программы может оказаться, что отдельные производства (вспомогательные или даже основные) отстают от ведущих. В таких случаях разрабатываются организационно-технические мероприятия по ликвидации «узких мест»: перераспределение работ между исполнителями, увеличение сменности работы, внедрение научной организации труда, перераспределение оборудования между цехами, углубление специализации и кооперирования, улучшение технической оснащенности производства, модернизация и пополнение парка оборудования.

Основными элементами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются:

·состав оборудования и его количество по видам; технико-экономические показатели использования машин и оборудования;

·фонд времени работы оборудования;

·производственная площадь предприятия (основных цехов);

·намечаемые номенклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.

Следует учесть, что при расчете величины мощности не принимаются во внимание простои оборудования, которые могут быть вызваны недостатками рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени, связанные с ликвидацией брака продукции. Производственная мощность предприятия не является постоянной величиной. По мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда производственные мощности изменяются. Поэтому они подлежат периодическому пересмотру.

При планировании и анализе производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также при составлении баланса производственных мощностей различают входную, выходную и среднегодовую производственную мощность [18, с. 37].

Входная (выходная) производственная мощность предприятия - это мощность на начало (конец) соответствующего планового периода. Выходная мощность рассчитывается как алгебраическая сумма входной мощности, новой мощности, введенной в течение данного периода, и выбывшей в том же периоде мощности.

В целях увязки планируемых объемов производства продукции с необходимыми производственными мощностями на предприятиях разрабатываются балансы производственных мощностей по производству или переработке продукции.

Баланс производственной мощности может быть выражен следующей формулой [17, с. 96]:


М2 = М1 + Мо. т + Мт ± Мн. а -Мв,(1.3)


где М2 - производственная мощность на конец планируемого периода (выходная мощность);- то же на начало периода (входная);

Мот - прирост производственной мощности в плановом периоде за счет проводимых организационно-технических мероприятий;

Мт - прирост мощности за счет расширения, технического перевооружения и реконструкции предприятия;

Мна - прирост (+) или уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции;

Мв - уменьшение производственной мощности, вызванное выбытием основных производственных фондов.

Производственная мощность и баланс производственной мощности предприятия рассчитываются в тех же единицах, в каких планируется и учитывается производство промышленной продукции (работ, услуг).

Для определения, какие резервы имеются на предприятии, существует коэффициент использования производственной мощности.

Коэффициент использования производственной мощности (Qm) может быть плановым или фактическим в зависимости от того, применительно к какому объему производства - плановому или фактическому - рассчитывается. Он определяется делением объема произведенной предприятием продукции за данный период на среднюю производственную мощность в данном периоде [17, с. 104]:

= (V: Mc) * 100 %(1.4)


где V - объем производства за период; Мс - средняя мощность за период.

Итак, производственная программа является частью системы планирования на предприятии и представляет собой подробное технико-экономическое обоснование принимаемых производственных решений

затраты мощность марка экономический


. МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ВЫПУСКА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ


2.1 Расчет производственной мощности и формирование планов


Производственная мощность - это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда.

Экономическое обоснование производственной мощности - важнейший инструмент планирования промышленного производства. Иными словами, это потенциальная возможность валового выпуска промышленной продукции.

При формировании производственной мощности учитывается влияние таких факторов, как номенклатура, ассортимент, качество продукции, парк основного технологического оборудования, средний возраст оборудования и эффективный годовой фонд времени его работы при установленном режиме, уровень сопряженности парка, размер производственных площадей и т.п.

От производственной мощности зависит степень удовлетворения рыночного спроса, который может изменяться по объему, номенклатуре и ассортименту, поэтому производственная мощность должна предусматривать гибкость всех технологических операций, т. е. возможность своевременно перестроить производственный процесс в зависимости от роста конкурентоспособности продукции, изменения объема, номенклатуры и ассортимента [10, с. 51].

Производственная мощность рассчитывается по всему перечню номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукций. В условиях многономенклатурного производства, когда выпускаемая продукция характеризуется сотнями наименований изделий, каждое из которых отличается не только назначением или конструктивными особенностями, но и технологией изготовления, осущестляются группировка всей номенклатуры производимой продукции и выбор изделия-представителя.

Производственная мощность рассчитывается по ведущим производственным цехам, участкам и оборудованию с учетом сложившейся кооперации и мероприятий по ликвидации «узких мест».

К ведущему подразделению относятся подразделения, в которых выполняются основные технологические операции по изготовлению плановой продукции.

Расчет производственной мощности завода ведется по всем его подразделениям в следующей последовательности:

по агрегатам и группам технологического оборудования;

по производственным участкам;

·по основным цехами заводу в целом.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов. К ведущим относятся цеха, участки, агрегаты, в которых выполняются основные наиболее трудоемкие технологические процессы и операции по изготовлению изделий или полуфабрикатов. Перечень ведущих цехов, участков и агрегатов в основном производстве, а также оптимальные уровни загрузки публикуются в отраслевых рекомендациях по расчету производственной мощности.

Измеряется производственная мощность, как правило, в натуральных или условно-натуральных единицах. Так мощность текстильных предприятий определяется максимально возможным выпуском тканей в погонных и квадратных метрах, прядильных фабрик - в тоннах пряжи, кирпичах заводов - в тыс. штук условного кирпича, металлургических комбинатов - в тоннах выплавленной стали и т. п.

Вместе с тем метод измерения производственной мощности количеством выпускаемой продукции не является всеобщим. Использование натуральных показателей для измерения производственной мощности возможно только на узкоспециализированных предприятиях, выпускающих однородную несложную продукцию. При многономенклатурном производстве суммарная мощность предприятия определяется в денежном выражении.

При расчете производственной мощности нужно исходить из имеющегося оборудования и площадей, передовой организации производства, применения полноценного сырья, наиболее совершенных инструментов и приспособлений, режима работы предприятия.

Производственная мощность предприятия определяется мощностью ведущих подразделений (цехов, участков) или агрегатов и установок. К ним относятся те подразделения, агрегаты и установки, где выполняются основные технологические процессы, большие по трудоемкости объемы работ и сосредоточено наибольшее количество машин и оборудования.

Для расчета производственной мощности необходимо иметь следующие исходные данные:

плановый фонд рабочего времени одного станка:

количество машин;

производительность оборудования;

трудоемкость производственной программы;

достигнутый процент выполнения норм выработки.

Производственная мощность ведущих подразделений определяется по формуле [1, с. 154]:


(2.1)


М - производственная мощность подразделения (цеха, участка);- количество единиц одноименного ведущего оборудования, ед.;

Нт - часовая техническая (паспортная) мощность единицы оборудования, ед.;

Ф - фонд времени работы оборудования, часов.

При этом необходимо учесть все оборудование, закрепленное за цехом, включая бездействующее вследствие неисправности, находящееся в ремонте и подлежащее установке в плановом периоде. Не учитывается только оборудование, находящееся в резерве, а также на опытно-экспериментальных и специальных участках для профессионально-технического обучения.

В краткосрочном периоде производственная мощность является постоянной величиной. В долгосрочном периоде она может быть уменьшена за счет вывода из производства физически и морально устаревших, излишних машин, оборудования и площадей, или увеличена путем технического перевооружения производства, реконструкции и расширения предприятия. В связи с этим при обосновании производственной программы производственными мощностями рассчитываются входная, выходная и среднегодовая производственная мощность.

Входная производственная мощность - это мощность на начало отчетного или планируемого периода.

Выходная производственная мощность - это мощность предприятия на конец отчетного или планируемого периода. При этом выходная мощность предыдущего периода является входной мощностью последующего периода. Выходная мощность рассчитывается по формуле:


ПМвых = ПМвх + ПМт + ПМр + ПМнс - ПМвыб (2.2)


где ПМвых - выходная производственная мощность; ПМвх - входная производственная мощность; ПМт - прирост производственной мощности за счет технического перевооружения производства; ПМр - прирост производственной мощности за счет реконструкции предприятия: ПМнс - прирост производственной мощности за счет расширения (нового строительства) предприятия; ПМвыб - выбывающая производственная мощность.

Поскольку ввод и выбытие мощностей производится не одномоментно, а происходит на протяжении всего планируемого периода, то возникает необходимость расчета среднегодовой производственной мощности. Она определяется по формуле [6, с. 216]


(2.3)


Мс - среднегодовая производственная мощность;

Мвв - вводимая производственная мощность;- число месяцев эксплуатации введённой в действие мощности в течение отчётного периода;

Мвыб - выводимая производственная мощность;- число месяцев с момента выбытия мощности и до конца отчётного периода.

Данная методика расчета производственной мощности применима в случаях, когда в плане развития предприятия предусмотрен конкретный месяц ввода новых производственных мощностей.

При разработке средне- и долгосрочных планов невозможно предусмотреть не только месяц, но и квартал, в котором будут введены дополнительные мощности. В этом случае при расчете их среднегодовых величин период действия вводимых мощностей принимается в размере 0,35 года.

Обоснование производственной программы производственной мощностью осуществляется в 4 этапа.

На 1 этапе анализируется коэффициент использования среднегодовой производственной мощности в отчетном периоде. Он рассчитывается как отношение фактического выпуска продукции к среднегодовой мощности.

Поскольку производственная мощность представляет собой максимально возможный объем выпуска продукции при лучших условиях производства, то коэффициент ее использования не может быть больше единицы. Несоблюдение этого условия означает, что расчетная производственная мощность предприятия занижена и требуется уточнение расчетов.

На втором этапе осуществляется планирование роста коэффициента использования производственной мощности в предстоящем периоде. Оно основывается на выявлении внутрипроизводственных резервов увеличения выпуска продукции без дополнительного ввода постоянных факторов производства. Внутрипроизводственные резервы улучшения использования действующих производственных мощностей подразделяются на экстенсивные и интенсивные.

Коэффициент использования среднегодовой мощности в плановом периоде может быть определен по формуле [8, с. 317]:


Кип = Кио × J (2.4)


где Кип - коэффициент использования производственной мощности в плановом периоде, ед.; J - индекс роста коэффициента использования производственной мощности в плановом периоде.

На третьем этапе выявляется возможность выполнения производственной программы в краткосрочном периоде. Для этого вначале определяется возможный выпуск продукции с действующих производственных мощностей путем умножения их величины на плановый коэффициент использования среднегодовой мощности [16, с. 71]


ОПд = ПМвх × Кип(2.5)


где ОПд - возможный выпуск продукции с действующих производственных мощностей, ед.

Затем этот выпуск сопоставляется с плановым заданием. Производственная программа будет выполнена в краткосрочном периоде в том случае, если возможный объем выпуска продукции с действующих производственных мощностей будет больше или равен плановому объему.


ОПд > ОПп (2.6)


где ОПп - планируемый объем выпуска продукции, ед. Если это условие не соблюдается, то необходимо ввод дополнительных производственных мощностей.

На четвертом этапе осуществляется расчет необходимого ввода в действие новых мощностей в долгосрочном планируемом периоде.

При обосновании потребности в новых производственных мощностях большое значение имеют сроки их освоения. Чем они короче, тем больше продукции выпустит предприятие в плановом периоде, тем больше будет его валовый доход и прибыль и быстрее окупятся инвестиции в развитие производства.

По вновь вводимым мощностям государственных предприятий применяются отраслевые нормы продолжительности освоения проектных мощностей. Они дифференцируются в зависимости от величины осваиваемой мощности и степени новизны продукции (впервые осваиваемая или аналогичная ранее выпускаемая). Предприятия негосударственного сектора промышленности сроки (нормы) освоения проектных мощностей планируют самостоятельно.

Заключительным этапом обоснования производственной программы производственными мощностями является разработка баланса производственной мощности. Он основывается на обеспечении равенства между плановым заданием и возможным суммарным выпуском продукции с действующих и новых производственных мощностей с учетом запланированных сроков их ввода и освоения. Формула баланса производственной мощности предприятия имеет следующий вид [17, с. 76]:


ОПд + ПМн × Ко × Кс = ОПп(2.7)


Резервы увеличения производственной мощности реализуются за счет:

ввода в действие новых и расширения действующих цехов;

·реконструкции;

·технического перевооружения производства;

·организационно-технических мероприятий, из них:

·увеличение часов работы оборудования;

·изменение номенклатуры продукции или уменьшение трудоемкости;

·использование технологического оборудования на условиях лизинга с возвратом в сроки, установленные лизинговым соглашением.

Таким образом, методика экономического обоснования выпуска новой продукции базируется на поэтапном анализе и прогнозировании технико-экономических параметров в рамках действующей производственной программы.


2.2 Расчет затрат


Учет затрат осуществляется в нескольких разрезах.

По месту их возникновения (производствам, цехам, участкам) и по характеру производства (основное, вспомогательное)

Основное производство - в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для продажи.

Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а обслуживают его.

По видам расходов затраты группируют:

·По элементам затрат,

·По статьям затрат (калькуляции)

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты группируются и учитываются по статьям калькуляции.

По способу включения в себестоимость затраты подразделяются на прямые и накладные.

В зависимости от объема различают переменные и условно-постоянные затраты.

В зависимости от периодичности возникновения расходы делятся на текущие и единовременные.

По участию в процессе производства затраты классифицируют на производственные и расходы на продажу.

Для целей налогообложения затрат расходы группируются на расходы, связанные с производством и продажей, и прочие расходы [18, с. 144].

Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции. В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

Калькулирование можно разделить на 3 этапа:

.Исчисление себестоимости всей выпушенной продукции в целом,

.Определение фактической себестоимости по каждому виду продукции,

.Определение себестоимости единицы продукции, выполненной работы.

Полученная в результате калькуляции информация позволяет прогнозировать:

Целесообразность дальнейшего выпуска продукции,

Установление оптимальной цены на продукцию,

Оптимизацию ассортимента выпускаемой продукции,

Целесообразность обновления действующей технологии,

Оценку качества работы управленческого персонала.

Изделия, которые прошли все стадии технологической обработки и соответствуют установленным стандартам или техническим условиям и сданы на склад, называются готовой продукцией.

Сдачу продукции из производства на склад оформляют накладными, которые выписывают в цехах в двух экземплярах.

В бухгалтерии на основании сдаточных накладных ведут накопительные ведомости выпуска готовой продукции за месяц. В конце месяца в ведомости подсчитывают количество выпущенной готовой продукции по видам изделий и оценивают ее по плановой себестоимости. В этой оценке ведется аналитический учет готовой продукции.

Производственную себестоимость готовой продукции по видам изделий или заказам определяют по данным аналитического учета основного производства. Выявленные суммы себестоимости каждого вида изделий проставляют в ведомости выпуска готовой продукции, а потом складывают все эти суммы и получают фактическую себестоимость всего выпуска.


.3 Расчет показателей эффективности


Основными показателями ожидаемой и плановой эффективности новой техники выступают:

.годовой экономический эффект от использования новой техники на сельскохозяйственном предприятии [13, с. 38]:


Э = (З1 - З2) х А2 + Ск,(2.8)


где З1 и З2 - приведенные затраты на единицу продукции, производимой с помощью базовой и новой техники соответственно, А2 - годовой объем продукции, производимой с помощью новой техники в расчетном году в натуральных единицах, Ск - экономия (+) или убыток (-) от изменения качества годового объема продукции при использовании новой техники.

Годовой эффект может определяться в расчете на единицу новой техники. Для перехода к общему эффекту необходимо умножить полученный показатель на количество единиц внедряемой техники или суммировать данные по всем видам внедряемой техники.

Показатель Ск определяется только в том случае, если использование новой техники связано с изменением качества продукции. В простейшем случае эта величина может быть определена по формуле:


Ск = (Ц2 - Ц1) х А2,(2.9)


где Ц1 и Ц2 - цена единицы готовой продукции соответственно до и после внедрения.

. рост производительности труда (условное высвобождение рабочих)

Условное высвобождение рабочих является дополнительным показателем эффективности который будет рассмотрен ниже.

Помимо показателей плановой эффективности применяются показатели фактической эффективности, основными из которых являются:

фактический экономический эффект;

фактический социально-экономический эффект;

фактический рост производительности труда.

Фактический экономический эффект рассчитывается по формуле:


Эф = (С ф1 + Епл х Ф1 С ф 2 + Епл х Ф2) х Аф - Екр. х Фкр + Ск (2.10)


где: С ф1 и С ф 2 - фактическая себестоимость единицы продукции соответственно до и после внедрения, Ф1 и Ф2 - фактическая среднегодовая стоимость основных производственных средств до и после внедрения на единицу продукции, Епл. - налог на имущество, Аф - фактический объем продукции, выполненный новой техникой за период, Екр. - фактический размер платы за банковский кредит, Фкр. - размер непогашенной части кредита на приобретение новой техники

Фактический социально-экономический эффект рассчитывается по формуле:


Эс = Эф + DСт,(2.11)


где DСт - фактическое снижение непроизводительных затрат при использовании новой техники [7, с. 83].

При оценке фактической эффективности следует учитывать влияние новой техники не только на основные производственные операции, но и на подготовительно-вспомогательные и смежные работы. Необходимо также учитывать влияние на капитальные и текущие затраты в непроизводственную сферу и влияние на окружающую среду.


. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫПУСКА НОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ЧУП «МОСТМЕБЕЛЬ»


3.1 Общая характеристика деятельности ЧУП «Мостмебель»


Частное унитарное предприятие «Мостмебель» зарегистрировано в качестве налогоплательщика в декабре 2007 г.

В своей деятельности предприятие руководствуется Уставом, а также нормативно-правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими осуществление хозяйственной деятельности экономических субъектов.

В соответствии с Учредительными документами целью деятельности предприятия является получение прибыли.

ЧУП «Мостмебель» осуществляет следующие виды экономической деятельности в соответствии с Общегосударственным классификатором «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2006 [28]:

. Производство мебели (361),

. Розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования (52),

. Деятельность сухопутного транспорта (60),

. Вспомогательная дополнительная транспортная деятельность (62),

. Рекламная деятельность (744),

. Наем рабочей силы и подбор персонала (745).

Кроме этого ЧУП «Мостмебель» имеет лицензию на следующие виды экономической деятельности, на осуществление которых в соответствии с декретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.07.2004 требуется специальное разрешение (лицензия) [15]:

. Перевозка пассажиров и грузов,

. Торговля и общественное питание,

. Транспортно-экспедиционная деятельность,

. Туристическая деятельность.

Уставный фонд предприятия составляет 2500000 белорусских рублей.

Учредителем принято решение избрать основным видом экономической деятельности изготовление корпусной мебели в Беларуси.

Данное решение были основано на результатах детального изучения мебельного рынка Республики Беларусь на протяжении 2006-2007 года. Принято решение наладить выпуск офисной мебели и в частности компьютерных столов.

Выбор на компьютерную мебель пал не случайно. На фоне быстрого роста продаж ПК и периферии пропорционально увеличивается спрос на сопутствующие товары, в частности на мебель для компьютеров и периферии.

В настоящее время продукция ЧУП «Мостмебель» пользуется в Беларуси повышенным спросом. Изучение цен на выпускаемую продукцию, ее реализацию по регионам Беларуси показало, что можно успешно конкурировать на данном рынке. Предприятием выпускается более 10 разновидностей компьютерных столов, кухонной мебели, комодов, полок, шкафов-купе, офисной мебели. Преимущество производимой мебели не только в качественном отношении, но и в ценовом аспекте.

Основными клиентами ЧУП «Мостмебель» являются более 40 мебельных магазинов Республики Беларусь, которые находятся в городах Минск, Гомель, Мозырь, Полоцк, Новополоцк, Могилев. Основная цель организуемой деятельности по изготовлению мебели - охват выпускаемой продукцией всех городов Республики Беларусь.

Использовав метод ценообразования ниже нижних пределов цен на мебель конкурентов, сократив накладные расходы за счёт оптовых закупок сырья, материалов и расширив круг потенциальных покупателей за счёт рекламы в СМИ и сотрудничества с производителями и продавцами компьютеров и периферии [15].

Организационная структура ЧУП «Мостмебель» характеризуется как линейно-функциональная.

Линейно-функциональная структура управления, состоит из:

- линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;

специализированных обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

Как правило, функциональные службы не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ:

1.быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим,

2.рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;

.стабильность полномочий и ответственности за персоналом.

.единство и четкость распорядительства;

.оперативное принятие и выполнение решений;

.личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности;

.профессиональное решение задач специалистами функциональных служб.

В основу построения организационной структуры управления ЧУП «Мостмебель» были положены следующие принципы: обеспечения оптимальной управляемости системы, минимальное количество ступеней и звеньев управления, повышение степени централизации линейного и функционального управления, научно-обоснованного разделения и кооперации труда в аппарате управления предприятием, обуславливающие устойчивые связи между линейными руководителями и функциональными специалистами как внутри подразделений, так и между ними. Структура управления дает представление о том, какие подразделения, службы или отдельные исполнители входят в аппарат управления, как они специализированы и каковы их соподчиненность и взаимосвязи [28].

Согласно штатному расписанию на 01.12.2013 г. На предприятии занято 27 человек.

Организационно-функциональная структура предприятия представлена на рисунке 3.1.


Рис. 3.1 Организационно-функциональная структура ЧУП «Мостмебель»


Следует отметить, что организационная структура управления предприятия не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами и условиями.

Важнейшие из них следующие:

·масштабы бизнеса (малый, средний, большой);

·производственные и отраслевые особенности предприятия (производство товаров, услуг, купля-продажа);

·характер производства (массовый, серийный, единичный);

·сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);

·уровень механизации и автоматизации управленческих работ;

·квалификация работников.

Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 60 за 2013 год, оборот ЧУП «Мостмебель» составил 1 184 362 077 рублей. Чистая прибыль предприятия составила 247 458 587 рублей. Рост чистой прибыли составил 16,3 % по отношению к 2012 году. Это свидетельствует о том, что предприятие выполняет основную цель своей деятельности.

Импортного сырья в производстве использовано на сумму 175 568 470 рублей. Предприятие не имеет собственных поставок сырья для производства мебели. Так, в отчетном 2013 году материалы приобретались у белорусских компаний - первых импортеров: ООО «Деле три», ООО «Кэролайн» [4].

Кроме того, в производстве было использовано до 60 % материалов отечественного производства - ООО «Белинтерплит».

Одним из направлений развития деятельности компании является освоение нового вида производимой продукции - шкафов из раттана марки МД-80. Раттан - это название пальмы CALAMUS ROTANG, происходящей из влажных лесов Азии. Эти пальмы растут в районе, простирающемся от Южного Китая до острова Фиджи в Тихом Океане. В настоящее время сырьё, добываемое из раттановой пальмы, используется в мебельном производстве, как ценный материал, позволяющий оживить и придать красоту внутреннему интерьеру наших квартир, домов и офисов. Дизайнеры не только из Беларуси, но и из всего мира используют ротанг для улучшения интерьера помещения, или придания ему экзотического и изощрённого вида.

В последнее время изготовленную из ротанга мебель можно встретить в спальне и в гостиной, в прихожей и в кабинете, в детской комнате и в офисе. Очень популярностью ротанг пользуется при оформлении ресторанов и барных заведений. Он не только вносит неповторимое очарование в интерьер, но, к тому же, и сидеть на барном и обычном стуле из ротанга намного приятнее, да и служит такая мебель гораздо дольше. Практически уже повсеместно в мебельном производстве ротанг используют только в декоративных целях, изготавливая из него ротанговые панели. Одним из примеров применения: ротанг широко используется при изготовлении шкафов и шкафов-купе .


3.2. Экономическое обоснование выпуска шкафов марки МД-80 на базе ЧУП «Мостмебель»


Как было отмечено, изделия из ротанга марки МД-80 являются перспективным направление мебельного производства


Таблица 3.1- Результаты маркетингового исследования спроса на изделие МД-80

Плановая цена изделия, у.е.Прогнозируемый спрос на изделие, шт.1 год2 год3 год95325048504960

Таблица 3.2. - Стоимостные показатели по группам оборудования

ПоказателиГруппы оборудованияПолная первоначальная стоимость одного установленного станка, млн.руб.250200180220Цена реализации высвобождаемого станка, млн.руб.1007090100Цена нового станка, млн.руб.260190170210

Для разработки плана производства по изделию МД-80 необходимо рассчитать производственную мощность предприятия по выпуску данной продукции. Она определяется производственной мощностью механообрабатывающего цеха. В цехе производственная мощность принимается на уровне пропускной способности ведущего звена, в качестве которого выступает оборудование 1-ой группы (критерием выбора ведущего звена на предприятии является максимальная величина упущенной выгоды при неполной загрузке группы оборудования). Для того чтобы план производства был выполним, необходимо выявить и расшить (ликвидировать) узкие места (группы оборудования, пропускная способность которых меньше мощности ведущего звена). Для этого определяется дополнительная потребность в оборудовании. С другой стороны, наличие неиспользуемого в производственном процессе оборудования, приводит к непроизводительным затратам и уменьшает прибыль предприятия. Поэтому необходимо выявить оборудование, которое не используется при изготовлении других видов продукции и предусмотреть его последующую реализацию. Пропускная способность каждой группы оборудования рассчитывается по следующей формуле, при этом дробные значения округляются до меньшего целого [7, с. 57]:


, (3.1)


Где ПС_ - пропускная способность _-й группы оборудования, шт., Fд - годовой действительный фонд времени станка, час. Fд=3800 ч., ni - количество станков _-й группы, шт., Квн - коэффициент выполнения норм, КВН=1,1, ti, - нормативная удельная трудоемкость работ, выполняемых на _-й группе оборудования (станкоемкость).

Рассчитываем пропускную способность для изделия по группам оборудования:


В качестве производственной мощности принимается пропускная способность оборудования 1-ой группы (разные группы оборудования - не взаимозаменяемы). Расчетная потребность в изменении парка оборудования определяется по следующей формуле с точностью до десятых долей.


(3.2)


Дополнительная потребность в оборудовании возникает если ?ni > 0, если ?ni < 0, то оборудование излишнее. Плановая (принятая) потребность в изменении парка оборудования определяется округлением расчетного значения ?ni до большего целого:

После определения планового количества оборудования каждой группы (с учетом его дополнительной потребности и излишков), определим пропускную способность после расшивки узких мест по выпуску изделия.

Коэффициент использования оборудования для изделия по группам определяется как отношение принятой производственной мощности и пропускной способности станков соответствующей группы:



В данном случае коэффициент выполняет контрольную функцию, и не должен быть больше единицы.

Действительный годовой фонд времени парка оборудования:


(3.3)

д - годовой действительный фонд времени работы единицы оборудования, ч. Fд = 3800 ч.

гр. Оборудования: 110*3800= 418000 ст-ч

гр. Оборудования: 100*3800 = 380000 ст-ч

гр. Оборудования: 85*3800 = 323000 ст-ч

гр. Оборудования: 72*3800 = 273600 ст-ч

Для удобства, расчеты пропускной способности до и после расшивки узких мест, внесем в следующую таблицу:


Таблица 3.3 - Расчет пропускной способности оборудования цеха по выпуску изделия

ПоказателиГруппы оборудованияИтого1234Парк оборудования в базовом году, шт.1101008572367Годовой действительный фонд времени парка оборудования, станко-час.418000380000323000273600Нормативная удельная трудоемкость изделия Б, нормо-час./шт.90818230Пропускная способность наличного оборудования, шт. в год51085160433210032Потребность в изменении парка оборудования расчетная, шт.0-115,2-35,3Потребность в изменении парка оборудования принятая, шт.0-116-35-20Парк оборудования плановый1109910137347Пропускная способность после «расшивки» узких мест, шт.5108510851485155Коэффициент использования оборудования110,990,99

На основании исходных данных и произведенных вычислений, составим следующую таблицу:


Таблица 3.4. Расчет производственных площадей в цехе

ПоказателиЗначениеОбщая производственная площадь цеха, _В.м.7340Нормы производственной площади на 1 станок, _В.м.20Количество оборудования, максимально возможное к размещению, шт.367Наличный парк оборудования, шт.367Возможность дополнительного размещения оборудования, шт.0

План реализации определяется на основе анализа спроса на продукцию и производственных возможностей предприятия.

При разработке плана реализации необходимо учитывать максимально возможное удовлетворение спроса.

Планы производства и реализации продукции разрабатываются в два этапа. На первом этапе определяется проект плана производства, исходя из условия 70% загрузки производственной мощности на этапе освоения новой продукции (1-й год) и нормативной загрузки производственной мощности (90%) в последующие годы.

Резерв мощности (10%) предусматривается в связи разным уровнем производительности по операциям технологического процесса.

Производственная мощность цеха в 1-й год равна:



Производственная мощность цеха во 2-ой и 3-й годы, с учетом резерва мощности 10%, равна:



Капитальные вложения (реальные инвестиции), связанные с освоением выпуска продукции Б в общем случае включают затраты на:

. выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

. маркетинговые исследования по новой продукции;

. приобретение оборудования, его транспортировку, монтаж и пуско-наладочные работы;

. пополнение оборотных средств.

Рассчитаем необходимое количество оборудования по годам на объем выпуска изделия по следующей формуле:


(3.4)


Где Ti - трудоемкость годовой программы по i-ой группе оборудования, нормо-час, КПМ - коэффициент использования производственной мощности, Квн - коэффициент выполнения нормд - годовой действительный фонд времени работы единицы оборудования.

-й год:

-й и 3-й год :

В конце 1-го года необходимо так же приобрести 4 станка в 1-ой группе, 3 станка во 2-ой группе и 19 станков в 3-ей группе.

Затраты на транспортировку нового оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы 10% от цены.

Длительность транспортировки нового оборудования, его монтаж и пусконаладочных работ равен 3 месяца.

Затраты на приобретение станков составят 5 324 000 руб.

Расчет себестоимости товарной продукции начинаем с определения прямых материальных затрат.

Затраты на основные материалы

(в 1-м году) = 3705*4*4300 = 63726 тыс. руб.

Затраты на основные материалы (во 2-м году) = 4764*4*4300 = 81940,8 тыс. руб.

Затраты на основные материалы (в 3-м году) = 4764*4*4300 = 81940,8 тыс. руб.

Транспортно-заготовительные расходы материалов и полуфабрикатов (в 1-м году) = (63726+103740)*0,025 = 4186,6 тыс. руб.

Транспортно-заготовительные расходы материалов и полуфабрикатов (во 2-м году) = (81940,8+133392)*0,025 = 5383,3 тыс. руб.

Транспортно-заготовительные расходы материалов и полуфабрикатов (в 3-м году) = (81940,8+133392)*0,025 = 5383,3 тыс. руб.

Годовой фонд оплаты труда основных рабочих

-ый год: тыс. руб.

-й и 3-й года: тыс.руб.


Таблица 3.5 Расчет годового фонда оплаты труда основных производственных рабочих с учетом отчислений на социальные нужды

ПоказателиГодыБазовый123Трудоемкость производственной программы, тыс. нормо-час.2876,400002352,73025,13025,1Прямая (тарифная) заработная плата, тыс. де17258,400001411618150,818150,8Основная заработная плата, тыс. де27091,4000022158,628492,228492,2Дополнительная заработная плата, тыс. де3250,9000026593419,13419,1Годовой фонд оплаты труда основных рабочих, тыс. де30342,3000024817,631911,331911,3Годовой фонд оплаты труда и отчислений на соц.нужды, тыс. де38383000031394,240367,840367,8

Амортизационные отчисления:

Производственная себестоимость продукции равна сумме вышеперечисленных переменных и постоянных затрат. Удельная производственная себестоимость (производственная себестоимость единицы продукции) необходима для стоимостной оценки запасов готовой продукции на складе и последующего расчета себестоимости реализованной продукции и прибыли от реализации продукции.

Расчет себестоимости товарной продукции, включающей коммерческие расходы, необходим для определения:

плановой рентабельности продукции при использовании маркетинговых методов ценообразования (метода среднерыночных цен, метода следования за лидером);

базовой цены на продукцию при использовании ценообразования по методу полных затрат;

наиболее оптимального портфеля заказов, особенно при использовании взаимозаменяемых производственных мощностей.

Суммарные амортизационные отчисления по годам составят:

Производственная себестоимость единицы продукции составит


Коммерческие расходы на производственную программу составят:

Итого полная себестоимость товарного выпуска:

Рентабельность продукции рассчитываем по формуле:


(3.5)


Прибыль от реализации продукции считается по формуле:


,(3.6)


Где - выручка от реализации продукции, -производственная себестоимость реализованной продукции.

Прибыль от реализации изделий составляет:

Таблица 3.6. - Расчет прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

ПоказателиГодыбазовый1231. Выручка от реализации продукции, тыс. де2645463832704607504712002. Производственная себестоимость товарного выпуска тыс. де294784,2262280,1326021,9326021,93. Изменение остатков ГП на складе тыс. де59520-42095-5934-135244. Производственная себестоимость реализованной продукции, тыс. де235264,2304375,1331955,9339545,55. Коммерческие расходы за период, тыс. де10317,49179,811410,711410,76. Прибыль от реализации продукции, тыс. де18964,469715,1117383,4120243,4

Рентабельность продаж характеризует долю прибыли от реализации продукции в величине выручки от реализации продукции и определяется по формуле:


,(3.7)


Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль.


,(3.8)


где - постоянные затраты за период, - переменные затраты по проданной продукции.

Точка безубыточности:

Запас финансовой прочности характеризует процент максимально возможного снижения объема продаж от достигнутого или планового уровня и определяется по формуле (3.9).


(3.9)


Таблица 3.7.. Технико-экономические показатели выпуска новой продукции (шкафов МД-80)

ПоказателиГодыБазовый1231.Товарная продукция (тыс.руб.)3307863519754525804525802.Рентабельность ТП, %7,828,433,833,83.Выручка от реализации продукции, тыс.руб.2645463832704607504712004.Прибыль от реализации продукции, тыс.руб.18964,469715,1117383,4120243,45.Рентабельность продаж, %7,218,225,325,56.Балансовая прибыль, тыс.руб.7809,763572,7108295,6117092,27.Чистая прибыль, тыс.руб.5935,448315,382304,788990,18.Рентабельность продаж по чистой прибыли, % п.7/п.3*100%4,2513,0618,7918,889.Точка безубыточности, тыс. руб.240005,5178261,3166708,8153473,810.Запас финансовой прочности, %9,353,563,867,411.Инвестиции в производство всего, тыс.руб.500048496,416815,53542,412.Среднегодовая полная стоимость ОФ, тыс.руб.3932003857203907403907407864071160761807618013.Рентабельность производства, %7,425,743,847,114.Фондоотдача активной части ОФ1,752,032,853,1615.Средняя загрузка оборудования, %0,990,820,990,9916.Производственные площади, задействованные в пр. процессе, кв.м.7340560071807180

Итак, проведенный анализ позволяет утверждать, что выпуск шкафов МД-80 на ЧУП «Мостмебель» экономически целесообазен. Отдача от производства ожидается выше минимального уровня рентабельности на 2-м году производства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итоги проведенного исследования, можно сформулировать ряд выводов:

.На каждом предприятии постоянно происходит процесс освоения новой конкурентоспособной продукции, что является необходимым условием выживания предприятия в условиях рыночной экономики. Поэтому подготовке нового производства уделяется много внимания и проводится тщательное экономическое обоснование эффективности предлагаемых решений, которое находит отражение и в бизнес-плане предприятия.

. Производственное планирование представляет собой неотъемлемую часть управления предприятием и может быть определено как умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики и определять ресурсы, необходимые для достижения конкретных целей.

. Любой производственный план должен основываться на научных принципах, под которыми понимают основные теоретические положения, которыми руководствуется предприятие, его работники в процессе планирования. Именно они предопределяют направления и конкретное содержание плановой работы на предприятии.

. Бизнес-план отличается от других плановых документов предприятия тем, что учитывает не только внутренние цели предприятия, но и цели внешних лиц, которые могут быть полезны новому проекту. Помимо инвесторов заинтересованными лицами являются потенциальные потребители и поставщики предприятия. Кроме того, в бизнес-плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово-экономических аспектах, в то время как научно-технические и социальные стороны представлены менее детально.

. Производственная программа (план производства) предприятия представляет собой определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса.

. Показатели производственной программы характеризуют темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатель качества продукции. Содержание производственной программы определяется стратегическими целями предприятия в планируемом периоде. Она формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.

. Методика экономического обоснования выпуска новой продукции базируется на поэтапном анализе и прогнозировании технико-экономических параметров в рамках действующей производственной программы. Для расчета производственной мощности необходимо иметь следующие исходные данные:

плановый фонд рабочего времени одного станка:

количество машин;

производительность оборудования;

трудоемкость производственной программы;

достигнутый процент выполнения норм выработки.

. При оценке фактической эффективности следует учитывать влияние новой техники не только на основные производственные операции, но и на подготовительно-вспомогательные и смежные работы. Необходимо также учитывать влияние на капитальные и текущие затраты в непроизводственную сферу и влияние на окружающую среду.

. Проведенный в аналитической части работы анализ позволяет утверждать, что выпуск шкафов МД-80 на ЧУП «Мостмебель» экономически целесообазен. Отдача от производства ожидается выше минимального уровня рентабельности на 2-м году производства.

Подводя итог, хочется отметить, что при оценке фактической эффективности следует учитывать влияние новой техники не только на основные производственные операции, но и на подготовительно-вспомогательные и смежные работы. Необходимо также учитывать влияние на капитальные и текущие затраты в непроизводственную сферу и влияние на окружающую среду.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Барнгольц, С.Б. Методология экономического анализа хозяйствующего субъекта: учеб, пособие / С.Б. Барнгольц, М.В. Мельник. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 240 с.

2.Бухгалтерский баланс ЧУП «Мостмебель» за 2011 год (с приложениями 2 с.

3.Бухгалтерский баланс ЧУП «Мостмебель» за 2012 год (с приложениями 14 с.

.Бухгалтерский баланс ЧУП «Мостмебель» за 2013 год (с приложениями 14 с.

5.Выварец А.Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / А.Д. Выварец. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 543 с.

6.Горфинкель, В. Экономика предприятия/ В. Горфинкель. -М.:Юнити, 2013. - 663 с.

.Грузинов, В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 795 с.

8.Карлик, А.Е. Экономика предприятия/ Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтера. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 563 c/

9.Клочкова, Е. Экономика предприятия/Е. Клочкова, Т. Платонова, В. Кузнецов. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.

10.Петрович И.М. Производственная мощность и экономика предприятия/ И.М. Петрович, Р.П. Атаманчук. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 372 с.

11.Сергеев, И.В. Экономика предприятия/ И.В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 253 с.

.Сивакова А.И., Фрадкина Е.К. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия/А.И. Сивакова, Е.К. Фрадктина. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 187 с.

13.Слепнева, Т.А. Экономика предприятия: учебник / Т.А. Слепнева. Е.В. Яркин. - М.: Инфра-М, 2004. - 458 с.

14.Станиславчик, Е. Бизнес- план: управление инвестиционными проектами/ Е. Станиславчик. - М.: Ось-89, 2009. - 128 с.

15.Устав ЧУП «Мостмебель». - Минск, 2007. - 14 с.

16.Чалдаева, Л. Экономика предприятия/ Л. Чалдаева. - М.: Юрайт, 2013. - 348 с.

17.Чуев,И.Н., Экономика предприятия/ И.Н. Чуев, Л.Н Чечевицына. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 268 с.

18.Экономика предприятия: Учебник для экономических вузов/ под ред.А.И. Руденко. - Минск, 2009. - 308 с.


Теги: Экономическое обоснование выпуска новой продукции на предприятии  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 45651
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономическое обоснование выпуска новой продукции на предприятии
Назад