Экономический рост РБ

Введение

экономический стратегический стимулирование государственный

Экономическая система находится в статическом состоянии, если ее параметры меняются в течение некоторого времени, но сохраняется тенденция возвращения в исходное состояние. Классическим примером такой модели является простое воспроизводство. Развитие же экономической системы предполагает ее переход в качественно новое состояние. Динамика рыночной экономики изучается в рамках теорий роста и цикла. Теория роста исследует факторы и условия устойчивого развития как долговременной тенденции, т.е. можно говорить о векторной направленности движения системы. Теория цикла призвана объяснить причины колебаний конъюнктуры во времени, т.е. акцент смещается в сторону анализа волнообразного характера развития.

Проблема экономического роста выглядит столь же древней, как и сами египетские пирамиды. Человека всегда интересовали как богатство, так и источники его получения. Однако для экономической науки эта проблема относительно нова. К первым попыткам ее решения можно отнести теорию «динамики» классической школы и теорию «расширенного воспроизводства» К. Маркса. С конца XIX в. до 30-х гг. XX в. западные экономисты разрабатывали в основном динамику краткосрочного периода. Лишь после второй мировой войны исследование проблем экономического роста заняло важное место. В связи с трудностями измерения процессов экономического развития в макроэкономике анализируют экономический рост и циклическое развитие.

В наше время экономический рост созвучен проблемам социального прогресса и повышения уровня жизни населения, безопасности государства и сохранения национального суверенитета, глобализации мирохозяйственных связей и развития экономической интеграции.

Комплексная, системная модернизация экономической и общественной жизни становится для Беларуси все более и более актуальной задачей. От ее адекватного и как можно более скорого решения зависит не только успешное развитие нашей страны, но и в прямом смысле слова её судьба. Вопрос ставится именно так потому, что наиболее развитая часть современного мира быстро прогрессирует, а Республика Беларусь все еще не оправившаяся от потрясений 90-х годов прошлого века, все больше отстает от него. Это превращается в открытую и все возрастающую угрозу. Поэтому все более актуальной становится не только понимание этой проблемы, начиная с понимания дефиниций, но и ее скорейшее решение. При этом решение должно быть и фундаментальным, и системным. Иначе говоря, невозможно модернизировать экономику, не модернизировав другие сферы государственной и общественной жизни, в частности, политическую. Но, если судить по тем шагам, которые делает власть, о системном видении и стремлении решить задачу системно, говорить не приходится.

Экономический рост - одна из основных целей макроэкономической политики, достижение которой обеспечивает опережающий рост реального объема продукции по сравнению с ростом населения для повышения жизненного уровня.

В основе экономического роста лежит противоречивая связь между производством и его результатом - способностью удовлетворять потребности человека. Дело в том, что сами экономические потребности порождаются производством, а их удовлетворение диктует необходимость повторения производства, его роста и совершенствования. Растущие потребности общества экономика должна обеспечить непрерывным приростом благ. Жизнеспособность же экономической системы определяется именно тем, в какой степени она может решить эту проблему.

Цель данного исследования - разобраться в сущности экономического роста, охарактеризовать основные его факторы и типы, определить возможные последствия экономического роста для страны, как положительные, так и отрицательные; охарактеризовать основные модели роста, выработанные известными экономистами, выявить основные тенденции и проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выяснить пути их решения и политику дальнейшего роста нашей экономики, разобраться в сущности модернизации, определить основные её проблемы, задачи и направления.

Объект исследования - экономический рост во всех его аспектах, а также особенности экономического роста в РБ.

Для достижения вышеперечисленных целей были использованы несколько источников. Для написания первой главы использовались учебные пособия И.М. Лемешевского, М.И. Плотницкого, С.Н. Ивашковского, И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского, Н.И. Базылева, Т.А. Агапова и С.Ф. Серегина, Э.А. Лутохиной, электронная энциклопедия и др. Для написания второй главы использовались в основном электронные ресурсы со статистической информацией: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и др. При написании третьей главы - материалы международных научно-практических конференций и статьи экономических журналов, а также нормативные документы, такие как Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы и др.


1. Теоретические основы экономического роста и сущность модернизации


1.1Понятие экономического роста и его измерение. Последствия роста


Экономический рост - это долгосрочная тенденция увеличения потенциального выпуска, соответствующего состоянию полной занятости. Наличие долгосрочной тенденции роста не означает, что экономика движется от одного состояния полной занятости к другому. Объем производства характеризуется, как правило, колебательным движением вокруг линии тренда. Но если циклические подъемы превышают временные снижения выпуска, то в долгосрочной перспективе линия тренда повышается. В этом случае есть экономический рост.

Результатом экономического роста, его основным показателем, является рост реального ВВП. Процесс экономического роста сопровождается количественными и качественными изменениями в экономике и обществе. Например, по мере насыщения потребностей общества в продуктах питания происходит сокращение доли сельского хозяйства в производстве ВВП; сокращается сельское население и изменяется образ жизни и ценности большого количества людей. Рост ВВП позволяет большую долю ресурсов общества использовать для производства предметов длительного пользования и удовлетворения потребности в услугах; создает условия для повышения качества жизни. [3, с. 225]

Экономический рост - это процесс увеличения объема материальных благ, повышения их качества в соответствии со структурой возрастающих потребностей. Два важных уточнения относительно приведенного выше определения:

) Экономический рост отражается не только через увеличение объема выпуска, но и через повышение качества продукции;

)При оценке экономического роста следует учитывать состояние производственного потенциала национальной экономики. [1, с. 528].

Последняя позиция нуждается в специальном комментарии. Дело в том, что в определенный период времени вполне можно ограничиться низкими и даже «нулевыми» темпами прироста объема выпуска. Если развитие национальной экономики сопровождается при этом совершенствованием потенциала, дополняется прогрессивными структурными сдвигами. Ведь такие изменения свидетельствуют об увеличении способности национальной экономики уже в ближайшей перспективе обеспечить прирост объема ВВП.

Таким образом, экономический рост есть стабильное и длительное наращивание потенциала национальной экономики [1, с. 528].

Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального ВНП (ВВП). Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как экономический рост. То есть экономический рост представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени. [5, с. 192].

Экономический рост выступает как материальная предпосылка для дальнейшего экономического и социального прогресса, есть аккумуляция экономической мощи страны.

Следует различать фактический и потенциальный экономический рост.

Фактический рост - это реальное ежегодное увеличение ВВП и других макроэкономических показателей.

Потенциальный рост - это скорость, с которой национальная экономика могла бы прирастать ежегодно. [1, с. 529].

Измерение экономического роста совершается на основе сопоставления величин двух основных показателей:

)роста объемов ВНП (ВВП) за определенный период времени (обычно год);

) темпов роста ВНП (ВВП) в расчете на душу населения за такой же период времени. [6, с. 88].

Трудности в измерении экономического роста связаны с тем, что обобщающий показатель уровня развития производства и благосостояния - национальный продукт - имеет ряд недостатков.

1. Не имеют количественного выражения в национальном продукте потери, которые отражаются в уровне благосостояния. К ним относятся загрязнение окружающей среды, изменения климата, последствия от извлечения природных ресурсов, рискованные технологии.

2. Не учитывается уровень равномерности распределения общественного продукта по социальным группам и различным регионам.

3. Не анализируются стрессовые нагрузки рабочего времени и свободное время.

4.В величине национального продукта содержится повторный счет, для устранения которого не следует учитывать оборот предметов труда.

5.Не учитываются объемы производства в индивидуальных домашних хозяйствах.

6.Величина продукта включает также расходы на охрану общественного порядка и национальную безопасность.

Частные структурные изменения в национальном продукте, появление новых товаров и услуг существенно затрудняют долгосрочные сравнения. [2, с. 132].

Экономический рост в стране имеет экономические и социальные последствия, которые могут быть позитивными или негативными. Экономический рост является противоречивым процессом, так как, способствуя разрешению многих проблем, сам неизбежно превращается в стратегическую цель социально-экономического развития, создавая другие проблемы. Позитивными можно назвать следующие его последствия:

помогает разрешить противоречие между возрастающими потребностями и ограниченными ресурсами, тем самым обеспечивать социальный прогресс;

улучшает качество потребления за счет совершенствования количества и структуры национального продукта;

открывает возможности примирить интересы различных социальных и региональных групп населения за счет увеличения производимых благ, формировать социальный мир;

укрепляет экономический потенциал страны, материальную основу ее экономической независимости;

создает предпосылки получения хорошего образования для все большего числа людей и тем самым помогает обеспечить им достойный уровень жизни;

позволяет проводить позитивные структурные сдвиги в национальной экономике, улучшать условия труда.

Есть и негативные последствия экономического роста. Это:

загрязнение окружающей среды, усиление угрозы тотального экологического кризиса;

социальная несправедливость в распределении ВВП и, как следствие, проблема бедности;

ускоренное обесценение человеческого капитала и профессиональных знаний, что всегда имеет место в условиях форсированного экономического роста;

размытие некоторых очень важных человеческих ценностей (процветание культа богатства, силы и т.п.);

кризисы перепроизводства, нерациональное использование природных ресурсов, безработица и инфляция.


1.2 Факторы и типы экономического роста


Экономический рост зависит от различных факторов.

Под факторами экономического роста принято понимать явления, обстоятельства и процессы, способные определять темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема национального производства.

В макроэкономическом анализе используются различные схемы классификации факторов экономического роста. Выделяются, например, факторы первого и второго уровня, внутренние и внешние, объективные и субъективные и т.п. По способу воздействия принято различать прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным (факторы предложения):

количество и качество природных ресурсов;

количество и качество трудовых ресурсов;

объем основного капитала;

технология и организация производства;

уровень развития предпринимательских способностей в обществе. [3, с.225]

Природные ресурсы - необходимый, но не особенно очевидный фактор экономического роста. Во многих странах богатые полезные ископаемые не используются с достаточной эффективностью. Но ряд стран при минимальных природных ресурсах добивается необычайно высоких темпов экономического роста (Япония, Южная Корея и др.).

Трудовые ресурсы выступают фактором экономического роста благодаря определенному качеству рабочей силы (уровень образования, профессиональная подготовка, экономическое сознание и т.д.). Что касается трудовых ресурсов Республики Беларусь, то в рамках СНГ их уровень признается довольно высоким.

Увеличение объема вовлекаемых в производство земельных площадей, числа работников - экстенсивные факторы экономической динамики. Их влияние на темпы экономического роста легко просчитывается.

Предпринимательские способности предполагают наличие у определенной части населения необходимых для предпринимателя качеств. Считается, что в развитых странах доля таких людей составляет до 10% экономически активного населения. В Беларуси примерно 6% занятых в народном хозяйстве относятся к сфере частного предпринимательства. Однако следует отметить, что предпринимательство в нашей стране имеет место преимущественно в сфере товарного (торгово-закупочная деятельность) и денежного (банки, финансовые компании) обращения.

Научно-технический прогресс - важнейший фактор экономического роста. Он характеризуется:

появлением принципиально новых достижений науки и техники, что способствует экономическому росту на интенсивной основе;

формированием работника нового типа - культурного и образованного, инициативного, дисциплинированного, способного использовать сложные технико-информационные системы. [6, с. 90-92].

Опыт ряда стран показывает, что наличие природных и трудовых ресурсов в настоящее время не является решающим фактором экономического роста. Например, в Японии, показавшей после Второй мировой войны высокие темпы экономического роста, практически отсутствуют природные ресурсы. В то же время в ряде африканских стран наличие природных и трудовых ресурсов сопровождается стагнацией экономики и низким уровнем душевого ВВП.

Косвенные факторы - это особые условия, которые позволяют использовать имеющиеся у общества возможности экономического роста. Здесь концентрируются так называемые качественные переменные, факторы спроса и распределения. В числе косвенных факторов - налоговый климат, инвестиционный климат, эффективность банковской системы, объем совокупного спроса, система распределения доходов, возможность концентрации и перераспределения ресурсов. [1, с. 536-537].

Косвенные факторы роста (факторы спроса и распределения):

- степень монополизации рынка;

налоговый климат в стране;

эффективность кредитно-банковской системы;

величина потребительских, инвестиционных и государственных расходов;

степень включения в международное разделение труда;

действующая система распределения дохода и т.д. [4, c.374]

Кроме факторов, выделяют и источники экономического роста. Главными источниками экономического роста являются:

количественное наращивание факторов труда, капитала, природных ресурсов;

технический прогресс, или рост совокупной производительности факторов. [6, с. 92].

Мировая экономическая наука выделяет два основных типа экономического роста. При экстенсивном типе экономический рост достигается за счет использования большего количества факторов производства. Постоянно вводятся в строй новые фабрики и заводы. Из домашних хозяйств привлекается дополнительная рабочая сила, поэтому растет занятость населения. Однако наращивание производственного потенциала осуществляется на прежней технической основе. Т. е. технологический способ производства на данном временном отрезке остается неизменным. Выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.

Экстенсивный рост долгое время являлся доминирующим вариантом развития. Сегодня считается, что это есть наиболее простой тип экономического роста. К его отрицательным моментам относят технический застой. Темпы экономического роста в силу убывающей предельной производительности могут отставать от темпов вовлечения в производство экономических ресурсов. Так что экстенсивный тип развития неизбежно приобретает затратный характер, что и стало характерным, например, для административной системы «государственного социализма».

Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основан на использовании более эффективных и качественно более совершенных факторов производства и технологии, более экономичных ресурсов, повышении квалификации работников, т.е. производственный потенциал увеличивается на новой технологической основе. В центре внимания оказываются вопросы НТП, реконструкции и модернизации производства. Постоянно повышается качество продукции. Предельно рационально используются сырье и материалы, так как внедряются более совершенные методы обработки. Ставка делается на ресурсосберегающие технологии. Конечно же, интенсивный тип экономического роста предполагает высокий уровень развития техники, технологии, а также высокий уровень подготовки рабочей силы. Формируется «экономика современных знаний». Непрерывно совершенствуются экономическая система, экономический порядок и хозяйственный механизм. Экономические отношения реформируются опережающими темпами с учетом требований технического прогресса.

Интенсивный или экстенсивный типы экономического роста не существуют в чистом виде. Всегда имеет место их сочетание с преобладанием одного - преимущественно интенсивного или преимущественно экстенсивного экономического роста. Отнесение роста к тому или иному типу зависит от величины удельного веса прироста производства, полученного за счет качественного или количественного изменения его факторов. Например, в 80-е гг. XX в. прирост национального дохода в странах бывшего СССР обеспечивался за счет интенсивных факторов на 20-30%, в то время как этот же показатель для индустриально развитых стран составлял более 50%. [2, с. 131]

Для Республики Беларусь проблема интенсификации является особенно актуальной по двум причинам: во-первых, в силу того, что республике в наследие от бывшего СССР достался ресурсорасточительный тип производственно-хозяйственной деятельности и быта, во-вторых, потому что республика чрезвычайно бедна полезными ископаемыми. Например, собственная добыча нефти в объеме около 2 млн. тонн удовлетворяет только 15% внутренних потребностей, 70% импорта составляют топливо, сырье и материалы, которые в основном используются для промежуточного потребления. [6, с. 93].

В последнее время в системе общественных отношений получает все большее признание так называемая новая экономическая (инвайроментальная) парадигма, которая отражает и новые взгляды на экономический рост. Ее основные идеи:

. Высшая ценность - природа, предпочтение защите среды, а не экономическому росту;

. Продуманное планирование и действия с целью избежания риска:

наука и технология не самое высшее благо;

«нет» развитию атомной энергетики;

государственное регулирование с целью защиты природы и человека, их взаимная ответственность;

. Ограниченный рост:

- ресурсы ограниченны;

приоритет сохранению природы. [6, с. 94].


1.3 Модели экономического роста


Как и любые модели, модели роста представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления, как экономический рост.

В некоторых случаях выделяются земля или природные ресурсы, но считается, что для промышленно развитых стран они не являются особенно важными факторами экономического роста.

Большинство моделей роста исходит из того, что увеличение реального объема выпуска происходит прежде всего под влиянием роста основных факторов производства - труда (L) и капитала (К). Фактор «труд» обычно слабо поддается воздействию извне, тогда как величина капитала может быть скорректирована определенной инвестиционной политикой. Как известно, запас капитала в экономике со временем сокращается на величину выбытия (амортизации) и увеличивается за счет роста чистых инвестиций. Вполне очевидно, что экономический рост ценен не сам по себе, а в качестве основы повышения благосостояния населения, поэтому качественная оценка роста часто дается через оценку динамики потребления. [7, с.395]

Неокейнсианские модели роста возникли на теоретической и методологической основе учения Дж. Кейнса о макроэкономическом равновесии. Они характеризуются двумя наиболее важными чертами:

а) подходом к росту со стороны совокупного спроса;

б) ключевой ролью в экономическом росте инвестиций.

В рамках неокейнсианского направления выделяют прежде всего модели роста Е. Домара и Р. Харрода.

Модель Е. Домара строится с учетом двойственной роли инвестиций - как элемента совокупного спроса и как фактора создания производственных мощностей, а значит, совокупного предложения. Модель позволяет определить тот темп, с которым должны постоянно расти инвестиции, обеспечивающие необходимый экономический рост национального дохода. Этот темп находится в прямой зависимости от предельной склонности к сбережениям и средней эффективности инвестиций. Однако неустойчивость инвестиционного процесса может приводить к тому, что экономическая система будет отклоняться от устойчивого динамического роста. Поэтому для поддержания сбалансированного роста инвестиций государство может воздействовать на долю сбережений в национальном доходе или на темпы технического прогресса (производительность капитала).

Модель Р. Харрода описывает механизм сбалансированного роста, основывающийся не только на функциональных связях между доходом, сбережениями и инвестициями, но и на анализе ожиданий предпринимателей. Предприниматели настраиваются на гарантированный (прогнозируемый) темп роста, который является темпом динамического равновесия. Он определяется отношением предельной склонности к сбережениям к акселератору. Из-за постоянства последних гарантированный темп роста также будет постоянным.

Фактический темп роста в модели Р. Харрода определяется темпом роста рабочей силы и темпом роста производительности капитала. Если бы фактический темп роста совпадал с гарантированным, то экономика имела бы устойчивое непрерывное развитие. Однако на практике этого нет, что обусловливает наличие кратковременных циклических колебаний.

Максимально возможный темп роста экономики при полном использовании ресурсов получил название в модели Р. Харрода естественного темпа. Устойчивое динамическое равновесие экономической системы достигается при равенстве гарантированного и естественного темпов роста в условиях полной занятости. Однако поддержание такого равенства возможно лишь при активном государственном вмешательстве.

Неоклассические модели роста, напротив, строились на предпосылке достижения устойчивого равновесия без вмешательства государства. Анализ в этих моделях проводился при помощи аппарата производственной функции, учитывающей несколько факторов производства и предполагающей их взаимозаменяемость.

Модель роста Р. Солоу исходит из того, что необходимым условием сбалансированного экономического роста является равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупное предложение определяется в модели производственной функцией, а совокупный спрос - инвестиционными и потребительскими расходами. В основе модели лежит «золотое правило» накопления, согласно которому выбытие капитала не должно превышать его предельного продукта.

По мнению Р. Солоу, в устойчивом состоянии равновесия капитал, труд и уровень национального дохода увеличиваются одинаковыми темпами, равными темпу роста населения. Более быстрый темп роста населения окажет влияние на ускорение темпов роста экономики, однако выпуск на душу населения будет снижаться в устойчивом состоянии. В свою очередь, увеличение нормы сбережения приведет к более высокому доходу на душу населения и увеличит коэффициент капиталовооруженности, но не повлияет на темпы роста в устойчивом состоянии. Поэтому единственным условием экономического роста в устойчивом состоянии является темп роста технического прогресса. Следовательно, модель Р. Солоу позволяет раскрыть взаимосвязь трех источников экономического роста - инвестиций, численности рабочей силы и технического прогресса. Воздействие государства на экономический рост возможно через его влияние на норму сбережения и на скорость технического прогресса.

В модели Дж. Мида устойчивый темп экономического роста достигается при условии устойчивости темпов роста капитала и его равенства с темпами роста национального дохода. Дж. Мид обращал внимание на необходимость соблюдения соответствия между темпами роста труда и накопления капитала. В противном случае, если рост труда не будет сопровождаться соответствующим увеличением капитала, не произойдет роста производства, поскольку весь прирост рабочей силы окажется избыточным и образуется безработица. Напротив, если капитал будет расти быстрее темпов роста труда, возникнут избыточные производственные мощности. Однако и в том и в другом случае динамическое равновесие в конечном счете будет достигнуто с помощью механизма конкурентного рынка.

Модель А. Льюиса строится с учетом двух секторов экономики: аграрного и промышленного. Предложение трудовых ресурсов в аграрном секторе неограниченно, а в промышленном оно является функцией наличного капитала, уровня технологии и спроса на произведенную продукцию. Поэтому задача заключается в том, чтобы перераспределить часть трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность и тем самым добиться ускорения темпов экономического роста. Модель А. Льюиса была ориентирована на развивающиеся страны, однако последующие исследования показали ее применимость для экономики высокоразвитых государств. [4, с.416-417]


1.4 Экономический рост как фактор модернизации страны


Mодернизация - усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества; это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития.

Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы. Изучением модернизации занимается теория модернизации. Модернизированное общество имеет комплекс взаимосвязанных черт, которые часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации.

Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.

Ее составляющими являются:

замена силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, используемые в производстве, распределении, транспорте и коммуникации;

отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения;

прогрессирующая замена орудий труда машинами и сложными технологиями;

рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов экономики при одновременном сокращении первичного (добыча);

возрастающая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности - производства, потребления и распределения;

обеспечение самоподдержки в росте экономики - как минимум, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления;

растущая индустриализация.

Модернизация стала фактором создания экономических форм и институтов, способствующих развитию и доминированию товарно-денежных отношений в производстве, потреблении и принуждении к труду, что привело к развитию капитализма. Это, в свою очередь, повлекло развитие и распространение рыночных отношений, формирование и развитие национальных и транснациональных рынков. Использование достижений науки в бизнесе способствовало научно-технической революции и превращению науки в одну из важных производственных сил. Экономическая модернизация также предполагает постоянное совершенствование методов управления экономикой и производственных технологий, что способствовало появлению рациональной бюрократии, менеджмента и экономической науки. [8]

В настоящее время категория «модернизация» широко используется в научных исследованиях политических дискуссиях, публицистике, образовании и традиционно трактуется как обновление, реформирование развитие, позитивные изменения в социально-экономическом и общественно-политическом пространстве страны. В западных теориях модернизация характеризуется как обусловленность индустриализации развивающихся стран, оценивается как основа эффективного вхождения в мировое экономическое пространство. Модернизация и инновационное развитие экономики находятся в прямом противоречии с объективными рыночными законами, которые сформулированы в классической экономической теории. Производитель, получающий стабильные доходы и прибыль, не заинтересован в радикальных изменениях ради будущих прибылей. Джон Кейнс попытался сформулировать различные виды риска инвестирования производства. Причем необходимо отметить, что речь не шла у теоретика о коренных изменениях в производстве. «На объем инвестиций влияют два вида риска, которые обычно путают, но которые необходимо различать. Первый из них - это риск предпринимателя или заемщика, возникающих ввиду сомнений насчет того, удастся ли ему действительно получить тот ожидаемый эффект, на который он рассчитывал… Второй вид риска является чистым добавлением к стоимости инвестиций, которого не было бы, если кредитор и заемщик выступали как одно лицо». Ни один из названных Кейнсом рисков в настоящее время не анализируется и не учитывается при разработке программ по техническому переоснащению приоритетных производств. Бесспорно, что только активное участие государства способно компенсировать побочные эффекты рыночного механизма, Непрерывный характер экономического развития в условиях модернизации постоянно изучается в контексте историко-экономической динамики.

Предпосылки модернизации экономики можно структурировать по следующим направлениям: причины технического отставания, цели модернизации. Если говорить о причинах технической и технологической низкой конкурентоспособности, то необходимо обратить внимание на следующее. Доступ к новым техническим и технологическим знаниям и информации практически неограничен. В связи с этим возникает вопрос: «Что мешает просто применять у себя большинство технологий, разработанных в ведущих странах и таким образом сократить значительную часть технологического отставания?» Очевидно, что ответ на поставленный вопрос не может быть однозначным. На экономический рост оказывают воздействие многие факторы. Многие экономисты, длительное время указывают на нечеткое определение прав собственности, слабо развитые финансовые рынки, нехватку активных и ответственных предпринимателей и многое другое. Дать полную характеристику каждого из перечисленных факторов очень сложно. Утяжеляется проблема еще и тем, что тематика экономических исследований носит узко прагматический характер. В качестве целей модернизации в настоящее время названы:

создание высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики;

создание современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности и трудовой мотивации граждан;

формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

интеграция экономики страны в систему мирохозяйственных связей;

повышение инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов.

Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать соответствующие выводы. Экономический рост - стабильное и длительное наращивание потенциала национальной экономики. Главными его целями являются удовлетворение всевозрастающих потребностей людей, повышение качества продукции и, соответственно, уровня жизни. Существует множество факторов экономического роста, которые можно классифицировать по-разному. Бывают внутренние и внешние, объективные и субъективные, прямые и косвенные факторы. Выявлены положительные и отрицательные последствия экономического роста для страны. Безусловно, государство должно бороться с негативными явлениями и предотвращать их по мере возможности, ведь отказываться от экономического роста из-за некоторых негативных последствий никак нельзя.

В главе кратко охарактеризованы модели экономического роста: неокейнсианские (модели Домара, Харрода), неоклассические (модель Солоу). Они основываются на разных предпосылках, имеют различную методологию.

Следует считать, что главным фактором экономического роста, является научно-технический прогресс и основанная на нём модернизация всех сфер национальной экономики страны.


2. Оценка экономического роста Республики Беларусь


Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных стран и правительств. Это объясняется тем, что растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей. Экономический рост позволяет снизить накал социальной напряженности, а также значительно нивелировать проблему неравенства распределения благ.

Обеспечение экономического роста является актуальной проблемой для белорусской экономики в виду её технологического отставания от стран Запада. [18]

Экономический рост не является стабильно динамичным, и, имея циклический характер, прерывается экономическими кризисами. Вследствие чего устойчивость и сбалансированность экономического роста не постоянны и могут быть достигнуты лишь на определенном временном промежутке, что подтверждается развитием глобального финансово-экономического кризиса современности. Для выхода из кризиса «жизненно» необходимо стимулирование роста, поэтому рост национальной экономики на предстоящую перспективу, то есть на текущей 2012 год, запланирован в диапазоне 5% - 5,5%. Реальный экономический рост оказывает непосредственное влияние на благополучие и уровень жизни населения.

Это действительно необходимо, особенно в посткризисный период, когда перед правительством стоит задача повысить уровень жизни, уровень заработной платы, да и в целом уровень благосостояния населения. Планируя рост экономики, необходимо учитывать, чтобы он не сопровождался ростом запасов готовой продукции. Показателен, например, январский рост ВВП, который вырос на 3,6% по сравнению с январем 2011 года, при складских запасах в 3,5 трлн. рублей за месяц, то есть они выросли с 12,5 трлн. рублей до 16 трлн. рублей за рассматриваемый период.

В 1996-2007 гг. в Беларуси важнейшим фактором экономического роста выступало конечное потребление, реальный рост которого за период составил 2,4 раза. Положительное воздействие конечного потребления и доходов населения на экономический рост сдерживается ограниченными производственными возможностями экономики[13].

Чтобы выявить причины и найти пути решения существующих проблем, связанных с экономическим ростом нашей страны, необходимо тщательно проанализировать и дать объективную оценку текущему состоянию народного хозяйства с помощью общепринятых показателей.

Как известно, главным показателем экономического роста является уровень ВВП.


Рисунок 1 - Динамика валового внутреннего продукта РБ за 2005-2012 гг.


Как видно из графика, при относительно стабильном росте в 2005-2008 гг. в следующем году показатель начал падать и в последующем не достиг прежнего уровня. Главной причиной этого факта следует считать последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008 года, из-за чего существенно сократилась деловая активность на внешних рынках.

Не стоит оставлять без внимания то, что рост экономики сопровождался некоторыми проблемами. Так, сформировавшийся строительный сектор достаточно велик для национальной экономики; - в течение нескольких месяцев подряд наблюдалось отрицательное сальдо внешнеторговых операций; - высокая энергоемкость экономики и зависимость от поставок энергоресурсов.

Основной проблемой экономики стал хронический дефицит финансовых средств у отечественных производителей, что подтверждается несвоевременным выполнением многими экономическими субъектами своих финансовых обязательств перед поставщиками, кредиторами и государством. Происходит общий рост долговых обязательств, накапливается просроченная задолженность, ухудшается состояние платежного баланса страны. Данные проблемы решалась за счет внешних заимствований (от МВФ, России, ЕврАзЭС), что увеличило задолженность до $34 млрд. по состоянию на январь 2012 года (рисунок 2).


Рисунок 2 - Валовой внешний долг Республики Беларусь


По данным Белстата, до текущего, 2012 года, в экономике Беларуси наблюдалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами. В 2010 г. торговый баланс начал постепенно улучшаться и впервые в истории оказался положительным (рис. 3)


Рис.3 - Сальдо внешней торговли РБ 2008-2012 гг.


Но исходя из анализа последних данных, ситуация складывается не совсем благоприятная - сальдо резко поползло вниз (рисунок 4)


Рисунок 4 - Сальдо внешней торговли РБ 2012 г.


Это падение внешнеторгового сальдо Беларуси в июле и августе произошло под влиянием сразу нескольких факторов - как внешних, так и внутренних:

- на первом месте - ухудшение рентабельности нефтепереработки из-за роста цен на нефть;

на втором - увеличение обычного импорта;

на третьем - стагнация на мировом калийном рынке;

и на четвертом - прекращение экспорта растворителей, разбавителей и смазочных материалов[12].

Заметное влияние на экономический рост оказывает уровень инфляции в стране. Как известно, чем больше цены, тем меньше покупательная способность населения. Если посмотреть на статистические данные, то можно увидеть следующую картину (рисунок 5, таблица 3)


Рисунок 5 - Индекс потребительских цен


Как видно из графика, если до 2011 года уровень инфляции оставался стабильным, то затем цены начали стремительно повышаться.

Но более точную картину экономического состояния в стране всё же даёт оценка основных показателей уровня жизни населения, т.к. без этого все разговоры об экономическом росте не имеют особого значения.

Рисунок 6 - Основные показатели уровня жизни населения


Анализируя данные, можно сделать определённые выводы. В 2009 году благосостояние населения уменьшилось вследствие мирового экономического кризиса. В следующем году уровень жизни людей вырос, но в 2011 году реальные располагаемые денежные доходы населения, по данным Белстата, сократились на 16,4%. Если же сравнить доходы населения в валютном эквиваленте в декабре 2010-го и декабре 2011-го, то эти доходы сократились в 2-2,5 раза.

Обобщая всё вышеизложенное, можно сделать соответствующие выводы и дать объективную оценку ситуации, в которой находится Республика Беларусь. В 2011 году белорусский экономический рост был обусловлен ростом капитала. То есть государство проводило мягкую денежно-кредитную политику, предоставляя предприятиям относительно дешевые кредиты. Ведущей отраслью, способствовавшей росту экономики, стала строительная отрасль, которая одновременно с выполнением задачи высоких темпов роста решала и социальные задачи по обеспечению широких слоев населения недорогим жильем.

Сегодня в условиях мирового финансового кризиса многие страны стали предоставлять кредиты на невыгодных условиях (в том числе и при достаточно весомой процентной ставке). Так же негативно сказалось на экономическом росте изменение условий экспорта нефтепродуктов из России. Да к тому же, и сама Россия, являясь одним из экспортеров стран ЕС, в период кризиса, уменьшила приток валютной выручки от экспорта поскольку снизилось потребления нефтепродуктов и со стороны Европы. Экономический спад одновременно в ЕС и России создаст существенные риски для белорусского экспорта, что в целом не будет благоприятно способствовать восстановлению устойчивого экономического роста.

Еще одним отрицательным моментом, влияющим на рост белорусской экономики является утечка кадрового потенциала, как в страны дальнего зарубежья, так и в страны единого экономического пространства. Отток квалифицированных специалистов из Беларуси связан, прежде всего, с реальным уровнем оплаты труда.

Так же назревает кризис в строительной отрасли в связи с тем, что государство сворачивает программы льготного финансирования, и поэтому данной отрасли придется тяжелее всех. Отмена льготных кредитов для широких слоев населения резко снизила покупательную способность рынка. А высокие процентные ставки по кредитам не позволяют населению восстановить платежеспособный спрос.

Однако правительство, утвердив прогнозные показатели роста, будет вынуждено их реализовать, но в силу изменений и последствий кризиса на мировом рынке, и на внутреннем рынке логичней всего было бы скорректировать планы по росту экономики в сторону уменьшения. Так, Минэкономики предложило в 2012 году сценарий сдержанного роста экономики в объеме 2,4%. К тому же некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются сейчас - Национальный банк РБ снижает ставку рефинансирования (30% на 1 ноября 2012 г.) (рисунок 7)


Рисунок 7 - Изменение ставки рефинансирования в 2011-2012 гг.


Однако снижение ставки рефинансирования в несколько процентных пунктов каждый месяц, выкуп Нацбанком облигаций «Банка развития», может являться и стимулом для запуска механизма эмиссионного финансирования. Минэкономика, в свою очередь, предлагает сократить эмиссионное кредитование в текущем году с 30 трлн. до 12 трлн. рублей. Но глава Нацбанка заявила, что не будет осуществлять эмиссионное кредитование банков для финансирования инвестиционных проектов вообще и вопрос льготного кредитования пока не обсуждается. [13]

Одной из главных проблем модернизации экономики является обновление основных фондов предприятий. В целом по республике продолжает нарастать их изношенность. Изменения износа основных средств, относящихся к основным видам деятельности (промышленности и сельскому хозяйству), представлены ниже (рис. 8)


Рисунок 8 - Динамика износа основных средств, относящихся к основным видам деятельности


Как видно из диаграммы, если в сельском хозяйстве процесс обновления не вызывает сомнений, что связано с ликвидацией (списанием) полностью изношенных машин, оборудования и транспортных средств, то в промышленности изношенность основных средств (особенно машин и оборудования) стабильно увеличивается. Главной причиной этому следует считать недостаток инвестиций. В январе-сентябре 2012 г. инвестиции на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 43,8 трлн. рублей, или 42,3% общего объема инвестиций и 87% к уровню января-сентября 2011 г. Своими силами государство не в состоянии решить эту проблему, поэтому крайне важно привлекать в страну зарубежных инвесторов, предоставляя им необходимые условия путём создания благоприятного бизнес-климата.

Если обобщить всё выше изложенное, можно сделать некоторые выводы и обозначить накопленные в большом количестве проблемы, которые требуют скорейшего решения. В целом в белорусской экономике сложилась следующая ситуация:

замедление экономического роста;

нестабильность белорусского рубля, уровня цен и финансового рынка;

снижение уровня жизни населения;

устаревшее оборудование на большей части предприятий промышленности;

высокая степень износа основных фондов (около 80%);

замораживание значительной части оборотных средств предприятий в складских запасах;

постоянно отрицательное сальдо внешнеторговых операций;

высокая энергоемкость экономики и зависимость от поставок энергоресурсов и др.


3. Стратегические приоритеты государственного стимулирования экономического роста в Беларуси


.1 Роль государственного регулирования экономического развития


Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики. [19]

Эффективность мер структурной перестройки экономики решающим образом зависит от правильности выбираемых приоритетов. С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования современного технологического уклада и создания заделов становления следующего. С экономической точки зрения, государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными отраслями производства. Иными словами, она должна создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль «локомотивов роста» для всей экономики. С социальной точки зрения, реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом народного благосостояния.

В целом содержательные цели и приоритеты государственной структурной политики должны соответствовать как сравнительным преимуществам белорусской экономики, так и объективным направлениям глобального технико-экономического развития на основе распространения современного и новейшего технологических укладов. Необходимо предусмотреть концентрацию различных форм государственной поддержки в перспективных направлениях экономического роста. При их осуществлении могут использоваться разнообразные инструменты государственной экономической политики: целевые инвестиционные и инновационные программы, закупки передовой техники для непроизводственного потребления государственных ведомств или с передачей ее в лизинг на коммерческой основе, льготные кредиты, государственные гарантии, субсидии на проведение НИОКР и т. д.

Осуществление сформулированных выше мер по обеспечению структурной перестройки экономики предполагает соответствующий подход к функциям государственного регулирования экономики. Необходимо отказаться от наивного представления о государстве как о «ночном стороже» или надстройке над экономикой самостоятельных субъектов. Государство в условиях современной рыночной экономики выполняет внутренне важные функции стимулирования развития производства и роста благосостояния граждан, повышения качества жизни. Для этого оно должно не только обеспечивать все необходимое для нормального функционирования рыночной конкуренции, защищать законные права граждан и предприятий, но и помогать предприятиям адаптироваться к изменениям и колебаниям рыночной конъюнктуры, создавать благоприятные условия для развития производственной деятельности, финансируя часть расходов на общезначимые мероприятия, прежде всего расходы на научные исследования, образование, здравоохранение, развитие информационной и транспортной инфраструктуры, стимулирование инновационной активности.

Необходимым атрибутом государства развития, как свидетельствует и наш собственный, и зарубежный опыт, является система индикативного планирования и долгосрочных государственных программ модернизации экономики, ориентированных на создание благоприятных условий роста и подъема конкурентоспособности национальной экономики в перспективных направлениях глобального научно-технического прогресса. Государство формирует институты развития, поддерживающие инвестиции в новые технологии, стимулирующие инновационную активность, содействующие прогрессивным технологическим сдвигам, объединению финансовых, трудовых, информационных ресурсов в перспективных для экономического роста направлениях.

Активная роль государственного регулирования не умаляет значения рыночной самоорганизации в обеспечении структурной перестройки экономики и перехода к устойчивому росту. Государственная структурная политика не подменяет предпринимательскую инициативу, а создает условия для последующего роста частной инвестиционной активности и экономического подъема на основе широкого освоения новых перспективных технологий на началах рыночной самоорганизации и конкуренции. Государство помогает формированию конкурентоспособных хозяйственных организаций, которые могут способных работать на внутреннем и мировом рынке в условиях жесткой конкурентной борьбы и концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства. Инструменты прямого государственного воздействия должны ориентироваться на поддержку широкой частной инициативы по освоению производств современного и новейшего технологических укладов, стимулируя в соответствующих направлениях инвестиционную активность и предпринимательскую инициативу. [16]

.2 Основные направления и пути обеспечения экономического роста и модернизации страны


Таким образом, для реализации поставленных задач главные усилия потребуется сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

наращивание экспортного потенциала страны путем создания новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок;

активизация развития науки, инвестиционной деятельности;

повышение уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

усиление конкурентных позиций на мировых рынках традиционных белорусских производителей-экспортеров за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие этой продукции требованиям международных стандартов;

активизация импортозамещения.

Требуется дальнейшее снижение зависимости республики от импорта товаров и услуг за счет выпуска высококачественной продукции собственного производства, повышения эффективности использования импортируемых энергетических и сырьевых ресурсов, увеличения доли собственных комплектующих для производства машин, оборудования и транспортных средств.

Важнейшими направлениями импортозамещения должны стать:

увеличение выпуска конкурентоспособной продукции;

создание производств, обеспечивающих высокую эффективность инвестиций, ориентация на экспорт создаваемых импортозамещающих производств.

- повышение доли наукоемкой продукции в общем объеме экспорта.

- активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров, представительств предприятий в странах ближнего и дальнего зарубежья);

привлечение иностранных финансовых ресурсов, включая прямые иностранные инвестиции;

внедрение в новые рыночные ниши отечественной продукции, созданной с использованием высоких технологий;

совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности[14].

проведение приватизации неэффективных и убыточных госактивов. Продажа их частному собственнику по символической цене (например, $1).

изменение законодательства в направлении предоставления гарантий инвесторам от внезапных изъятий, национализаций или введения «золотой акции».

? - уменьшение налогового бремени на малый бизнес, внедрение госпрограмм по поддержке малого бизнеса. Это позволит трудоустраивать высвобождающуюся рабочую силу с неэффективных производств.

снижение социальных гарантий и благ. Беларусь взяла на себя слишком много социальных обязательств и по объективным причинам не может себе позволить выполнять их в данный момент. Социальные гарантии должны обеспечиваться экономическим благополучием и появляться только при реальной возможности их финансового обеспечения.

?сокращение бюджетных расходов[12].

Основной целью структурной перестройки является повышение конкурентоспособности и эффективности национальной экономики, расширение сфер экономической деятельности, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, прежде всего производств с высокой степенью переработки сырья и материалов, наукоемких и высокотехнологичных производств, сферы услуг.

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, модернизация экономики будет осуществляться по следующим направлениям:

активное развитие производств, основанных на конкурентных преимуществах Беларуси - высоком развитии человеческого потенциала, географическом положении, наличии природных ресурсов - больших запасов пресной воды, калийных солей, лесных и других ресурсов;

поэтапная и целенаправленная конверсия (свертывание деятельности) и дальнейшая ликвидация неконкурентоспособных и убыточных производств, реструктуризация предприятий;

создание новых для Беларуси организационных форм хозяйствования (холдингов, кластеров, стратегических альянсов и других);

перенос части материало- и импортоемких, экологически опасных производств в другие страны, имеющие соответствующую ресурсную базу для их развития и (или) являющиеся потребителями этой продукции;

формирование оптимальной технологической структуры экономики.

Структурные преобразования экономики основаны на:

производственно-технологической реструктуризации, направленной на совершенствование структуры производственной программы, освоение новых технологий и востребованных рынком товаров, сокращение производства не пользующихся спросом товаров, внедрение ресурсоэффективных технологий;

кадровой реструктуризации, предполагающей ротацию кадров внутри организации в целях достижения более высокой производительности труда и эффективного использования их творческого потенциала, оптимизацию численности работников с учетом реальных потребностей производства, переподготовку и повышение квалификации персонала, оптимизацию численности госслужащих, включая силовые структуры, реорганизацию министерств и ведомств: как снижение числа министерств, так и перепрофилирование их деятельности.

финансовой реструктуризации, которая направлена на ликвидацию и перенос накопленных долгов предприятий перед контрагентами, бюджетом и банками. Финансовая реструктуризация также предполагает использование новых инструментов взаиморасчетов в условиях дефицита ликвидности;

организационно-имущественной реструктуризации, в основе которой лежат изменение форм собственности, привлечение стратегических инвесторов, выделение отдельных производств в самостоятельные субъекты хозяйствования, слияние и поглощение фирм, создание холдингов, передача объектов социальной сферы на баланс местных органов управления;

маркетинговой реструктуризации, направленной на совершенствование производственной и сбытовой политики, принятие мер по сокращению складских запасов готовой продукции. Особый акцент должен быть сделан на поиски новых рынков сбыта и каналов продвижения производимой продукции[17].


Заключение


В заключении целесообразно подвести итоги всему вышесказанному и сделать выводы. Итак, экономический рост - стабильное и длительное наращивание потенциала национальной экономики. Главными его целями являются удовлетворение всевозрастающих потребностей людей, повышение качества продукции и, соответственно, уровня жизни. Существует множество факторов экономического роста, которые можно классифицировать по-разному. Бывают внутренние и внешние, объективные и субъективные, прямые и косвенные факторы. Мы выяснили положительные и отрицательные последствия экономического роста для страны. Безусловно, государство должно бороться с негативными явлениями и предотвращать их по мере возможности, ведь отказываться от экономического роста из-за некоторых негативных последствий никак нельзя.

В работе кратко охарактеризованы модели экономического роста: неокейнсианские (модели Домара, Харрода), неоклассические (модель Солоу). Они основываются на разных предпосылках, имеют различную методологию.

Ученым пока не удалось раскрыть секреты экономического роста и эффективной модернизации. Мировой опыт показывает, что в современной ситуации снижается возможность управления инновационными процессами на национальном уровне. Это связано в первую очередь с тем, что национальные границы в инновационных процессах стираются, так как транснациональные корпорации разбивают цепочки добавленной стоимости и размещают их там, где находят локальные преимущества. Регион становится естественной инновационной областью в условиях глобализации. Географическая локализация представляет собой большое преимущество при развитии инновационной системы, так как это упрощает коммуникации и обмен неявными знаниями между специализированными организациями. В этой связи региональный аспект анализа экономико-технологической реальности, изучение ее динамических характеристик может подсказать многое для формирования региональной научно-технической политики[9].

Трансформация экономической системы сопровождается принципиальными изменениями не только в сфере производства, но и во всех остальных сферах деятельности общества. Важная роль в обеспечении экономического роста должна быть отведена конечному потреблению населения как главенствующему компоненту совокупного спроса.

Повышение потребительского спроса, преимущественно за счет роста доходов, является важнейшей предпосылкой обеспечения устойчивого и качественного экономического роста.

Поэтому в целях экономического роста необходимо переориентировать потребительский спрос на потребление продукции третичного сектора и сокращение в нем доли расходов на приобретение продуктов питания.

На основе анализа тенденций развития постиндустриальных стран выявлено, что основным источником их прогресса становится развитие составляющих их личностей, а лучшим видом инвестиций является потребление. Возникает парадокс, в условиях которого максимизация текущего потребления совершенствует человеческий потенциал нации, обеспечивает ускоренное технологическое развитие, расширяющее пропасть, отделяющую «продвинутые» страны от остальной части цивилизации.

Отход от примитивной структуры потребления характерной для стран со встроенной «западней» бедности, и рост инвестиций в человеческий потенциал должны стать основой принципиально нового качества экономического роста. Использование достижений научно-технического прогресса, являющегося, следствием накопления и развития человеческого капитала, позволяет наращивать производство благ, не увеличивая потребления энергии и сырья, не привлекая дополнительной рабочей силы[20].

Необходимость модернизации экономики Беларуси вызвана следующей причиной: действующая институциональная среда и организационно-экономические механизмы не мотивируют предприятия проводить активную инвестиционную политику, не создают условия для ускоренного инновационного развития. Сегодня большая часть предприятий слабо представляют направления своей модернизации и проявляют малый интерес к ее осуществлению. Исчерпан ресурс прямого административного давления на предприятия без использования рыночных стимулов.

Для того чтобы обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития и действительно модернизировать экономику, сделать ее эффективной и конкурентоспособной, необходимо, прежде всего, трансформировать сферы влияния, функции белорусского государства. Важно создать институты, обеспечивающие не выполнение прогнозных показателей, а создание и функционирование информационно состоятельных рынков. Безусловно, за государством должно оставаться определение стратегии развития, но в ее реализации должны принимать участие и указанные институты, и сами информационно состоятельные рынки. При этом государство должно оставаться сильным, обеспечивающим соблюдение законности.

Реальное осуществление такой трансформации сопряжено изменением взглядов и представлений белорусской элиты, а под ее воздействием и белорусского народа. Не советские методы управления экономикой являются эффективными, а современные рыночные, сочетающие стратегическую и регулирующую роль государства с самостоятельностью и ответственностью субъектов хозяйствования[15].


Список использованных источников


1.Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576 с., с. 528-562;

2.Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 462 с., с. 130-142;

3. Макроэкономика: учеб. пособие // И.В. Новикова, А.П. Морова, С.В. Шевченко и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Мн: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 340 с.

. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2002. -472 с.

. Макроэкономика / Н. И. Базылев, С.П. Гурко. - Мн: Современная школа, 2007. - 288 с.

6. Макроэкономика: Учебн. пособие / П.Г. Никитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004, - 296 с., с. 88-96;

. Макроэкономика. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. 6-е изд., стереотип. - М.: Дело и Сервис, 2004. - 448 с.

. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">9. Алексеенко Т.С., Злотникова Л.М. Проблемы обеспечения устойчивого экономического развития в контексте модернизации: материалы V Межд. научно-практич. конф. 28-29 апреля 2011 г., УО «Полесский государственный университет», г. Пинск

10. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">11. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">12. Лужнев, В. Анализ: на чем основан экономический рост Беларуси и что ждать дальше? / Владимир Лужнев [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">13. Машевская О.В. Проблемы и перспективы роста национальной экономики на современном этапе: материалы VI Международная научно-практическая конференция «Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы», 26-27 апреля 2012 г. УО «Полесский государственный университет», г. Пинск

. Смирнова Ю.В. Ильина З.М. Макроэкономические процессы в экономике РБ: материалы V Международной молодежной научно-практической конференции, 31 марта 2011 г. УО «Полесский государственный университет», Национальный банк Республики Беларусь. - Пинск: ПолесГУ, 2011.

. Ясинский Ю.М. Экономический рост и проблемы модернизации белорусской экономики / Ю. М. Ясинский / Проблемы управления: научно-практический журнал. - 2008. - N 2. - С.50-57.

. Геноцид. Часть III. Стратегия экономического роста на пороге XXI века.

Глазьев С.Ю. [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">17. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">. Егоров Ю.Н. О необходимых условиях роста современной экономики: материалы VI Междун. научно-практическ. конфер. «Устойчивое развитие экономики: состояние, проблемы, перспективы», 26-27 апреля 2012 г., УО «Полесский государственный университет», г. Пинск.

. Недведцкий В.М., Богомаз О.Н., Михолап М.Н. Экономический рост. Проблемы и перспективы развития экономического роста в Республики Беларусь: материалы III Международной молодежной научно-практической конференции, 27 марта 2009 г. Ч. 1 / УО «Полесский государственный университет», Национальный банк Республики Беларусь. - Пинск: ПолесГУ, 2009. - 258 с.

. В.И. Жук. Особенности воздействия конечного потребления населения на экономический рост: материалы третьей международной научно-практической конференции, Пинск, 23-25 апр. 2009 года. В 2 ч. Ч. 1 / Национальный банк Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет»; ред. К. К. Шебеко. - Пинск: ПолесГУ, 2009. - 194 с.


Теги: Экономический рост РБ  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 26719
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Экономический рост РБ
Назад