Организация и управление материально–техническим обеспечением (МТО) на производственном предприятии

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

«ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)»

(СПбГЭТУ)

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра инновационного менеджмента


КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

По дисциплине: Логистика

На тему: Организация и управление материально - техническим обеспечением (МТО) на производственном предприятии


Выполнил студент гр. 760

Овсянникова Н.С

Проверил доцент

Виноградова Н.Ю


Санкт-Петербург 2010 г.


ВВЕДЕНИЕ


Основными факторами конкурентоспособности товара на рынке является цена и потребительские качества. Добиваться сокращения конечной цены потребления можно на различных этапах товародвижения: снабжение, хранение, производство, продвижение и продажа. Сокращение издержек на начальной стадии за счет оптимизации затрат на материально-техническое обеспечение (МТО) производства имеет особо важное значение.
Главными составляющими материально-технического обеспечения производства являются: ритмичное снабжение, создание необходимых запасов и непосредственное обеспечение производства. Главной целью перечисленных процессов является обеспечение производств сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и готовыми изделиями и связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, хранение. Все эти операции планируются, осуществляются, контролируются и регулируются специализированными службами, подразделениями снабжения или специальными работниками. В данной курсовой работе рассмотрены основы и особенности материально-технического обеспечения в мебельном производстве.

Целью курсовой работы является подробное изучение организации материально-технического обеспечения производства на мебельном предприятии ООО «Фабрика Forest Dreams» (ООО «Фабрика Форест Дримс») и выявление возможных направлений ее совершенствования.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

) изучить теоретические основы организации материально-технического обеспечения производства;

) подробно рассмотреть организацию материально-технического обеспечение на ООО «Фабрике Форест Дримс», ознакомившись с:

.1) системой закупок на предприятии;

.2) процессом транспортировки;

.3) организацией снабжения подразделений;

.4) системой управления производственными фондами;

.5) системой управления запасами и отходами;

) проанализировать деятельность фирмы по основным показателям и
предложить мероприятия по совершенствованию материально-технического обеспечения производства.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ


1.1 Структура и функции материально-технического обеспечения на предприятии


Материально-техническое обеспечение на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.

Содержание функций органов снабжения включает три направления.

1)Планирование, которое предполагает:

  • изучение внешней и внутренней среды предприятия, а также рынка отдельных товаров;
  • прогнозирование и определение потребности всех видов материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;
  • оптимизацию производственных запасов;
  • планирование потребности материалов и установление их лимита на отпуск цехам;
  • оперативное планирование снабжения.

2)Организация, которая включает:

  • сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и т. п.;
  • анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;
  • заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;
  • получение и организацию завоза реальных ресурсов;
  • организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;
  • обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

3)Контроль и координация работы, в состав которых входят:

  • контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, выполнение ими сроков поставки продукции;
  • контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;
  • входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
  • контроль за производственными запасами;
  • выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;
  • анализ действенности снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельностью и повышение её эффективности.
  • Организационное построение, характер и методы работы служб снабжения на производственных предприятиях отмечаются своеобразием. В зависимости от объемов, типов и специализации производства, материалоемкости продукции, и территориального размещения складываются различные условия, требующие соответствующего разграничения функций и выбора типа структуры органов снабжения. На небольших предприятиях, потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются на небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела.
  • На большинстве средних и крупных предприятиях эту функцию выполняют специальные отделы материально-технического снабжения (ОМТС), которые построены по функциональному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.
  • Характерный тип структуры службы снабжения - смешанный. Рисунок 1.1 наглядно иллюстрирует нам, что данный тип подразумевает специализацию товарные отделов, групп, бюро на снабжении конкретными видами сырья, материалов, оборудования. Однако наряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения: плановое, диспетчерское.
  • Смешанный тип структуры отдела снабжения - наиболее рациональный метод строения, который способствует повышению ответственности работников, улучшению МТО производства.
  • Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств.
  • Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов: планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материала в производство, т.е. регулирует работу материальных складов.
  • Руководство отдела МТС
  • Плановое по видам
  • продукции
  • Диспетчерское Товарное бюро (группа)
  • бюро (группа)
  • бюро (группа)
  • А Б В
  • Склад Склад Склад
  • №1 №2 №3
  • Рис. 1.1 Организационная структура отдела МТС (смешанный тип)
  • Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами; устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства; контролирует и регулирует ход поставок материалов.
  • Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производства на предприятиях создаются отделы оборудования, которые обычно входят в состав капитального строительства.
  • Принятые материалы хранятся на складах по номенклатурным группам; сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.
  • Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительных планов.
  • 1.2 Процесс поставки на предприятия
  • Поставки материальных ресурсов на предприятиях осуществляются через хозяйственные связи. Хозяйственные связи представляют собой совокупность экономических, организационных и правовых взаимоотношений, которые возникают между поставщиками и потребителями средств производства. Рациональная система хозяйственных связей предполагает минимизацию издержек производства и обращения, полное соответствие количества, качества и ассортимента поставляемой продукции потребностям производства, своевременность и комплектность ее поступления.
  • Хозяйственные связи между предприятиями могут быть прямыми и опосредованными (косвенными), длительными, и краткосрочными. Для наглядности посмотрим на рис.1.2:
  • Прямые представляют собой связи, при которых отношения по поставкам продукции устанавливаются между фирмами-изготовителями и фирмами -поставщиками прямо, непосредственно.
  • Опосредованными считаются связи, когда между этими предприятиями имеется хотя бы один посредник. Поставки продукции потребителю могут осуществляться смешанным путем, т.е. как напрямую, так и через посредников (дистрибьюторов, джобберов, агентов, брокеров) [13, c. 23].
  • Производитель Потребитель Прямая связь
  • Производитель Посредник Потребитель Посредственная
  • связь
  • Посредник
  • Смешанная
  • (гибкая) связь
  • Производитель Потребитель
  • Рис. 1.2 Схемы хозяйственных связей МТС
  • Прямые хозяйственные связи для предприятия являются наиболее экономичными и прогрессивными по сравнению с косвенными, так как они, исключая посредников, уменьшают издержки обращения, документооборот, укрепляют взаимоотношения между поставщиками и потребителями. Поставки продукции становятся более регулярными и стабильными.
  • Опосредованные хозяйственные связи менее экономичны. Они требуют дополнительных затрат на покрытие расходов деятельности посредников между предприятиями-потребителями и предприятиями-изготовителями.
  • Потребность в косвенных связях объясняется тем, что прямые связи выгодны и целесообразны в условиях потребления материальных ресурсов в крупных масштабах. Если же предприятия потребляют сырье и материалы в незначительных количествах, не достигающих транзитной формы отгрузки, то, чтобы не создавать на предприятиях излишние запасы материальных ценностей, целесообразны связи и через услуги посредников.
  • Как прямые, так и опосредованные связи могут носить длительный и краткосрочный характер. Длительные хозяйственные связи - прогрессивная форма материально-технического снабжения. В этом случае предприятия имеют возможность развивать на долгосрочной основе сотрудничество по совершенствованию выпускаемой продукции, снижению ее материалоемкости, доведению до мировых стандартов [13, c. 33].
  • Различают транзитную и складскую формы поставок. При транзитной форме снабжения материальные ресурсы перемещаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады посреднических организаций. Кроме того, предприятие, получая материал непосредственно от поставщика, ускоряет доставку и сокращает транспортно-заготовительные расходы. Однако ее использование ограничено транзитными нормами отпуска, меньше которых поставщик не принимает к исполнению. Использование этой формы снабжения для материалов с небольшой потребностью приводит к увеличению запасов и связанных с этим расходов.
  • При складской форме материальные ресурсы завозятся на склады и базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственно потребителям.
  • Транзитную форму целесообразно применять в тех случаях, когда потребителям требуются материальные ресурсы в больших количествах, что дает возможность отгружать их полногрузными вагонами или другими средствами транспорта [13, c. 41].
  • При транзитной форме завоза значительно снижаются издержки, и повышается скорость обращения, улучшается использование транспортных средств.
  • Складская форма снабжения играет большую роль в обеспечении мелких потребителей. Она позволяет им заказывать необходимые материалы в количествах меньше установленной транзитной нормы, под которой понимается минимально допустимое общее количество продукции, отгружаемое предприятием-изготовителем потребителю по одному заказу. При складской форме снабжения продукция со складов посреднических организаций может завозиться малыми партиями и с большей частотой, что способствует сокращению запасов материальных ресурсов у потребителей. Однако в этом случае последние несут дополнительные расходы за складскую переработку, хранение и транспортировку с баз посреднических организаций. Поэтому в каждом конкретном случае требуется экономическое обоснование выбора форм снабжения.
  • В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.
  • Критериями выбора поставщика могут быть надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время на осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и др. Причем соотношение значимости отдельных критериев с течением временем может меняться [13, c. 28].
  • Под специфицированием ресурсов понимается расшифровка укрупненной номенклатуры по конкретным видам, маркам, профилям, сортам, типам, размерам и прочим признакам. От того, насколько правильно составлена спецификация материальных ресурсов, во многом зависит материальное обеспечение производства. Если в спецификации допущена неточность, то это может привести к тому, что фактические поставки не будут соответствовать действительной потребности. Тем самым предприятие будет поставлено под угрозу невыполнения производственной программы и сбыта своей продукции. Поставляется продукция по договорам, которые служат документом, определяющим права и обязанности сторон.
  • В договорах указываются наименование продукции, количество, ассортимент, комплектность, качество и сортность продукции с указанием стандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, сроки поставки продукции, общий срок действия договора, цена на поставляемую продукцию и общая ее стоимость, условия оплаты, предусматривается ответственность сторон за соблюдение условий договоров. После заключения договоров отделы снабжения должны обеспечить своевременное и комплектное получение материалов, их количественную и качественную приемку, правильное хранение на складах. Оперативная работа по завозу материалов осуществляется на основе месячных планов, в которых указываются календарные сроки и объемы поставок по важнейшим видам материальных ресурсов. Копии таких планов передаются на соответствующие склады и используются ими для организации подготовительных работ [13].
  • Существует два варианта организации завоза материальных ресурсов: самовывоз и централизованная доставка.
  • Самовывоз характеризуется отсутствием единого органа, обеспечивающего оптимальное использование транспорта. Предприятие самостоятельно договаривается с транспортными организациями, не предъявляет жестких требований к типам используемого транспорта - главное вывезти материальные ресурсы. При этом применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, как правило, не согласованные между собой. Отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары, часто отсутствуют условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки материальных ресурсов.
  • При централизованной доставке предприятие-поставщик и предприятие-получатель создают единый орган, цель которого оптимизировать совокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза продукции; создается парк специализированных автомобилей и выполняется ряд других мероприятий.
  • Таким образом, централизованная доставка позволяет:
  • повысить степень использования транспорта и складских площадей;
  • оптимизировать товарные запасы, как у производителя, так и у потребителя продукции;
  • повысить качество и уровень материально-технического обеспечения производства;
  • оптимизировать размеры партии поставок продукции.
  • Обеспечение материальными ресурсами производственных цехов, участков и других подразделений предприятия предполагает выполнение следующих функций:
  • установление количественных и качественных заданий по снабжению (лимитирование);
  • подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению;
  • отпуск и доставку материальных ресурсов со склада службы снабжения на место ее непосредственного потребления или на склад цеха, участка;
  • оперативное регулирование снабжения;
  • учет и контроль за использованием материальных ресурсов в подразделениях.
  • 1.3 Организация снабжения подразделений (цехов и участков) предприятия
  • Снабжение цехов материалами осуществляется в полном соответствии с установленными лимитами и конкретными особенностями производства. Последние учитываются при разработке графиков подач, на основе которых материалы доставляются в цехи. Лимит устанавливается исходя из производственной программы цеха и специфицированных норм расхода.
  • Потребность в материалах для выполнения производственного задания определяется путем умножения программы производства на нормы расхода по соответствующим изделиям. Таким же образом рассчитывается потребность в материалах для изменения незавершенного производства, т.е. путем умножения поиздельных норм расхода на изменение программы незавершенного производства в плановом периоде.
  • Цеховой запас определяется в необходимых случаях и зависит от величины партии продукции, доставляемой в цех, среднесуточного ее расхода, а также от цикличности производства.
  • Расчетный ожидаемый остаток материальных ресурсов в цехе определяется по результатам работы цеха в периоде, предшествующем плановому. Фактический расход на основное производство и ремонтно-эксплуатационные нужды рассчитывается путем умножения фактических объемов работ на действующие в данном периоде нормы расхода материальных ресурсов.
  • Установленный лимит фиксируется в планкарте, лимитной карте, лимитной или заборной ведомости, которые направляются складу и цеху-потребителю.
  • Планкарта обычно применяется в массовом и крупносерийном производстве, т.е. в условиях стабильной потребности и четкой регламентации производства. В ней указываются установленный цеху лимит по каждому виду материалов, сроки и величина подачи партии. В соответствии с планкартами склад своими транспортными средствами доставляет партии материалов каждому цеху в установленные сроки. Отпуск их оформляется приемно-сдаточными накладными. В бланке планкарты ведется текущий учет выполнения плана поставок [7, c. 79].
  • Лимитная карта используется в тех случаях, когда жесткая регламентация поставок внутри месяца по срокам и объемам затруднительна (серийное и индивидуальное производство). В лимитной карте указываются месячная потребность в материале, величина запаса и месячный лимит расхода. Пример представлен в табл. 1.1. В случаях появления необходимости принятия решений по изменению лимита службой снабжения оформляется разовое требование или требование на замену, которое согласовывается с технической службой и подписывается ответственным лицом (главным инженером, главным конструктором, главным механиком и т.д.) [7, c. 81].
  • В лимитную ведомость включаются обычно группа однородных материалов или все получаемые с данного склада материалы.
  • Заборные ведомости (карты) вводятся при лимитировании расхода вспомогательных материалов, обычно в случаях, когда потребность в них неравномерная и отсутствуют достаточно точные нормы расхода. Отпуск материалов по заборным картам (ведомостям) регламентируются заранее установленными сроками (обычно раз в месяц или квартал). В заборной карте указываются количество материала, который может расходовать цех, и сроки его получения.
  • Таблица 1.1 Форма 1. Лимитная карта

Название предприятияОтдел снабженияСо склада №Цеху № (участку)Заказ №Лимитная карта наНоменклатурный № 20_ _ г.Наименование материалаМаркаРазмерЕдиница измеренияПредварительный лимитОкончательный лимитПлановая ценаРуб.

  • Материалы но настоящей
  • карте доверяется получить ___ , подпись которого удостоверяется
  • Начальник отдела снабжения
  • Начальник цеха (участка) Руководитель группы
  • Бухгалтер
  • _______________________
  • (подпись доверенного лица)

ЗатребованоОтпущено со складаВиза ОТКДатаКоличествоПодписьКоличествоРасписка получателяЗачет лимита по заменеОстаток

  • Всего отпущено
  • Зав. Складом
  • Служба снабжения отвечает за своевременную и качественную подготовку материальных ресурсов к производственному потреблению, для чего выполняет работы по распаковке, расконсервации, комплектовке, которые согласовываются с технологической службой предприятия.
  • Целенаправленный и экономный расход материальных ресурсов в цехах находится под постоянным контролем службы снабжения и периодически проверяется путем ревизии материального учета. По результатам проверки принимаются конкретные меры по устранению вскрытых недостатков.
  • Работа органов МТО прямо или косвенно влияет на уровень основных технико-экономических показателей предприятия.
  • К числу показателей МТО относятся:
  • - количественные и качественные показатели плана завоза материальных ресурсов (номенклатура, количество и стоимость материальных ресурсов);
  • - транспортно-заготовительные расходы (стоимость перевозки материалов до станции примыкания - расходы на доставку материалов до склада предприятия;
  • - наценки снабженческих и сбытовых организаций;
  • - расходы на хранение, выдачу в производство и отгрузку потребителю материальных ресурсов;
  • - административно-хозяйственные расходы (расходы на содержание аппарата отдела МТО) и т.п.
  • Основанием для положительной оценки деятельности органов МТО служат:
  • - отсутствие перебоев в снабжении производства;
  • - отсутствие сверхнормативных запасов и неликвидов;
  • - своевременное заключение договоров, снижение снабженческих затрат и т.д.

1.4 Управление МТО предприятия


  • Своевременное обеспечение производства материальными ресурсами зависит от величины и комплектности производственных запасов на складах.
  • Уменьшение запасов сокращает расходы по их содержанию, снижает издержки, ускоряет оборачиваемость оборотных средств, что, в конечном счете, повышает прибыль и рентабельность производства. Поэтому очень важно оптимизировать величину запасов.
  • Управление производственными запасами на предприятии предполагает выполнение следующих функций:
  • разработку норм запасов по всей номенклатуре потребляемых предприятием материалов;
  • правильное размещение запасов на складах;
  • организацию действенного оперативного контроля за уровнем запасов и принятие необходимых мер для поддержания нормального их состояния;
  • создание необходимой материальной базы для размещения запасов и обеспечения количественной и качественной их сохранности.

Нормирование производственных запасов - это определение их минимального размера по видам материальных ресурсов для бесперебойного обеспечения производства. При нормировании производственных запасов сначала определяются нормы производственных запасов в днях, а затем в натуральном и денежном выражении [7, c. 104].

Норма запаса в днях устанавливается на основе следующих данных.

·Нахождение материалов в пути (транспортный запас);

·Приемка, разгрузка, складирование и анализ качества поступающих материалов (подготовительный запас);

·Технологическая подготовка материалов к производству (технологический запас);

·Пребывание материалов на складе (текущий запас);

·Резерв на случай перебоев в снабжении и увеличения выпуска продукции (страховой или гарантийный запас);

Общая норма производственных запасов по видам материальных ресурсов в днях определяется суммированием указанных видов запасов. Норматив производственных запасов в натуральном выражении по каждому виду материальных ресурсов определяет произведение норматива в днях на их однодневный расход в натуральном выражении. Норматив в денежном выражении, т.е. норматив собственных оборотных средств на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, определяется произведением стоимости однодневного расхода сырья, основных материалов и полуфабрикатов на норматив в днях. Стоимость однодневного расхода определяется путем умножения среднедневного расхода в натуральном выражении на цену материальных ресурсов, включая заготовительные расходы и стоимость отходов по плановым нормам.

В целях наиболее экономного расходования материальных ресусов, планирования их использования, выявления потребности предприятия в них и улучшения организации материально-технического снабжения проводится анализ использования основных и вспомогательных материалов, сырья, комплектующих. Обычно этот анализ начинают с установления обобщающих показателей, к числу которых относятся следующие [3, c. 241 ]:

а) коэффициент использования материалов (отношение веса готовой продукции к весу материалов, идущих на ее изготовление). В некоторых отраслях промышленности этот показатель заменяется выходом продукции из единицы использованного сырья (например, выход сахара из тонны свеклы). Данный показатель характеризует рациональность процесса производства с точки зрения эффективности использования материалов и величины отходов, получающихся в процессе производства;

б) расход топлива на единицу продукции. На предприятиях, изготовляющих однотипные изделия, этот показатель устанавливается в расчете на единицу выпускаемой продукции в натуральном выражении (на 1 т. чугуна, извести, на 1000 шт. кирпича и т. п.). На фабриках и заводах с широкой номенклатурой изделий он устанавливается не по всей номенклатуре продукции, а по изделиям - представителям по укрупненной номенклатуре продукции. Во многих случаях показатели расхода сырья и топлива устанавливаются по отдельным стадиям производственного процесса (по переходам);

в) отношение фактического расхода материалов к плановому, которое характеризует соблюдение установленных норм;

г) процент снижения норм расхода материалов, установленных на анализируемый период, по сравнению с нормами, действовавшими в прошлом периоде. Этот показатель характеризует прогрессивность самих плановых заданий по расходу материалов и динамичность норм их использования. Он устанавливается как средневзвешенная величина из удельных норм расхода материальных ресурсов в базисном и анализируемом периодах с учетом цен на материалы, принимаемых одинаковыми для обоих периодов и количества фактически выпущенной в анализируемом периоде продукции. Метод расчета этого показателя аналогичен предыдущему;

д) удельный вес отходов, возникающих в процессе производства, с выделением возвратных и безвозвратных отходов. Количество возвратных отходов в свою очередь делится в зависимости от направления их использования.

Все перечисленные выше показатели определяются в целом по предприятию, объединению и по отдельным стадиям производства. Они рассматриваются в сопоставлении с аналогичными показателями за предшествующие периоды, с заданиями плана, с проектируемыми нормами, а также в сравнении с достижениями аналогичных передовых предприятий и лучших рабочих бригад того же предприятия.

Приступая к анализу использования материалов, прежде всего, определяют относительную их экономию или перерасход. С этой целью подсчитывают, сколько материалов следовало израсходовать предприятию в условиях достигнутого фактически объема выпуска и ассортимента продукции при соблюдении плановых норм, и сравнивают это количество с фактическим расходом.

Плановый расход пересчитывается в соответствии с фактическим выпуском продукции только по основным материалам, технологическому топливу и тем видам вспомогательных материалов, потребление которых непосредственно связано с производством основной продукции предприятия. Расход прочих материалов не зависит непосредственно от объема выпуска продукции, а поэтому и не подлежит перерасчету.

Относительная экономия или перерасход материалов Эм определяются по формуле (1.1)



где Рф - фактический расход материалов; Рп -плановый расход материалов;

Вп -план выпуска продукции; Вф - фактический выпуск продукции.

Так как подобные вычисления по всем видам продукции и по всей номенклатуре материалов слишком трудоемки, то для упрощения они нередко выполняются в суммарном выражении по стоимости затраченных материалов либо по групповой номенклатуре материалов, исходя из выпуска продукции в денежном выражении. Однако сводные показатели создают только исходную базу для анализа, так как они позволяют определить лишь общие результаты работы и оценить степень выполнения норм. Сопоставление же данных о чистом весе изделий и коэффициентов использования материалов показывает, где следует искать источники экономии. Более точные данные об использовании материалов получают путем установления показателей выхода продукции по переходам (выход жидкого металла в литейном цехе, выход годного металла в целом по литейному цеху, вес отходов при раскрое).

На предприятиях, где применяется нормативный учет, имеется возможность значительно углубить анализ использования материалов путем рассмотрения дополнительных требований на выдачу материалов сверх установленных норм. Наличие таких документов само по себе свидетельствует о перерасходе материалов, а причины излишнего расхода, указанные в требованиях, подсказывают пути устранения перерасхода.

Долгое время техобслуживание (ТО) рассматривалось как второстепенная функция, управляемая только через центры затрат. Ее традиционно связывали с ремонтом оборудования, подверженного износу и устареванию.

Руководство предприятий считало, что ТО является неизбежным, неконтролируемым процессом, который не поддается управлению ввиду того, что предсказать поломки оборудования не представляется возможным. В то же время именно неадекватное отношение к оборудованию и инфраструктурным объектам стало в последние годы главным ограничителем современных концепций общепроизводственного управления и не позволяло достичь максимального эффекта от их воплощения в жизнь.

В последнее время появились эффективные методы управления техническим обслуживанием, которые позволяют добиться максимальной надежности и работоспособности оборудования при минимальных затратах.

Сегодня менеджеры ведущих предприятий рассматривают управление фондами как неотъемлемую часть производственного процесса, требующего особого внимания со стороны высшего руководства на уровне производственной и операционной стратегии. Наибольшего эффекта от повышения эффективности управления производственными фондами можно ожидать на предприятиях капиталоемких отраслей и в сервисных компаниях, обслуживающих сложные инфраструктурные объекты. В капиталоемких отраслях производственные активы составляют основную часть затрат, поэтому даже небольшое их снижение дает ощутимый эффект для компании.

Эффективно управлять основными фондами (ОФ) невозможно без адекватной поддержки информационных технологий. В последние годы появился целый класс информационно-управляющих систем - EAM (Enterprise Asset Management) - систем, ориентированных на повышение эффективности технического обслуживания. EAM-системы предоставляют информационную поддержку таким бизнес-функциям, как техническое обслуживание и ремонт, управление материалами, управление снабжением, учет затрат, управление трудовыми ресурсами в части технического обслуживания, увязывая их в единые интегрированные бизнес-процессы [11].

В настоящее время модули EAM входят также в состав крупных пакетов управленческого программного обеспечения - ERP <#"center">потребный сырье запасы снабжение


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ OOO «ФАБРИКА ФОРЕСТ ДРИМС»


2.1 Структура службы снабжения


На предприятии ООО «Фабрика Форест Дримс» используется смешанный тип структуры службы снабжения, то есть такой тип, при котором товарные отделы и бюро специализируются на снабжении конкретными видами сырья, материалов и оборудования. На рис. 2.1 представлена схема службы снабжения на фабрике. Функциональные подразделения (плановое и диспетчерское бюро) выполняют функции по разработке планов снабжения, по контролю за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами соответственно [1].

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств. На ООО «Форест Дримс» у каждой из ассортиментных групп есть свое плановое бюро, которое выполняет все вышеперечисленные функции непосредственно по отношению к данному виду продукции. На «Форест Дримс» на сегодняшний день выделены следующие пять товарных групп:

офисная мебель

спальные фурнитуры

прихожие

кухонная мебель

мягкая мебель


Директор Зам. директораПлановое бюроТоварное бюроДиспетчерское бюроОфисная мебельСырьеОборудованиеСпальные фурнитурыИнструментыПрихожиеМебельные комплектующиеКухонная мебельМебельная фурнитураМягкая мебельФурнитура для стекла


Склад №1 (Колпино)Склад №2 (г.Псков)Склад № 3 (г. Вологда)Рис. 2.1 Организационная структура отдела снабжения на ООО «Форест Дримс»


Товарное бюро выполняет комплекс планово - оперативных функций по обеспечению производства сырьем, оборудованием, инструментами, комплектующими и фурнитурой. Данная группа занимается планированием, учетом, завозом, хранением и отпуской материала и комплектующих в производство, т.е. регулирует работу материальных складов.

Диспетчерское бюро (группа) на ООО «Фороест Дримс» выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами, необходимыми для производства продукции конкретной товарной группы; устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства; контролирует и регулирует ход поставок материалов.

Таким образом, данный тип структуры отдела снабжения способствует повышению ответственности работников. Начальник каждого отдела бюро и каждый его работник в частности должен приложить все усилия, чтобы производство подведомственной ему товарной категории протекало в нормальном режиме, без каких-либо перебоев [1, c. 304].


2.2 Процесс поставки на предприятие


На ООО «Форест Дримс» используются как прямые, так и опосредованные хозяйственные связи.

С ООО ТД «Мастер-Мебель» используется так называемая гибкая связь, при которой торговый дом поставляет свою продукцию как напрямую, так и посредством склада агента.

Между «Форест Дримс» и ТД «Мастер-Мебель » налажены уже прочные и доверительные отношения, поэтому прямые хозяйственные связи между этими двумя обществами весьма безопасны и эффективны.

С иностранными же поставщиками установить прямые хозяйственные связи весьма затруднительно [10]. В этой связи ООО «Форест Дримс», как правило, обращается к дистрибьюторам, располагающими собственными складами и установившие длительные контрактные отношения с иностранными промышленными предприятиями.

Так ДСП (KRONOPOL), МДФ и ХДФ (KRONOSPAN) предприятию поставляет компания "Сателлит" (г. Санкт-Петербург ул. Минеральная 13а оф.307), которая занимается прямыми поставки из Польши. Компания «Мак Март» (ул. Магнитогорская, дом 21, корпус 1 литера "А"), являющаяся официальным дилером мебельной фурнитуры ряда европейских марок поставляет на ООО «Форест Дримс» кромочные материалы BAUSCH, DOLLKEN (Германия), пластику и фурнитуру HETTICH (Германия и Италия). Поставщиком клеев, ПВХ и кромочных материалов является компания «Сфинкс» (Ириновский пр., д.2), сотрудничающая с рядом известных немецких производителей (в частности, REHAU, HENKEL-DORUS, LEITZ, BauschLinnemann, LETRON).

Однако в последние годы для ООО «Форест Дримс» в связи с ростом производства и повышением валового дохода, стало возможно и налаживание прямых связей, в частности на сегодняшний день в планах у предприятия числится проект о налаживании связей с финской фирмой «ФиннФорест».

На ООО «Фабрика Форест Дримс» используется как транзитная, так и складская формы поставок. Операция по осуществлению транзитных поставок осуществляется следующим образом: Завскладом после соответствующего планирования и анализа, проведенного плановым бюро, докладывает директору в головном офисе о необходимых партиях поставок, и руководство посылает запрос на предприятие - поставщика с целью заключения договора на определенные поставки. Предприятие-поставщик со своей стороны обязуется в оговоренные сроки, в нужном количестве и соответствующей комплектации совершить поставку на склад (как правило, на основной склад - склад №1 в Колпино).

На сегодняшний день у «Форест Дримс» заключен договор о транзитных поставках с ТД «Мастер-Мебель».

Предприятие использует транзитную форму снабжения по тем материальным ресурсам, которые непрерывно участвуют в производственном цикле. К числу таковых относятся:

ДСП, МДФ

ПВХ, кромочные материалы

МДФ

Метабоксы

Пластик

Данные материалы составляют основу ресурсов для организации мебельного производства.

Мебельная фурнитура, а также детали и комплектующие, которые задействованы в процессе производства с небольшой периодичностью поставляются посредством складской формы снабжения.

При заключении хозяйственных договоров о поставках ООО «Форест Дримс» используется бланк типового договора о поставке материальных ценностей. Такой договор подразумевает наличие в нем следующих разделов:

Предмет договора (ПОСТАВЩИК обязуется изготовить, а ПОТРЕБИТЕЛЬ оплатить и принять ____).

Сроки и условия поставки продукции (в какой срок с момента оплаты счета изготавливается заказываемая продукция, возможность досрочной поставки, требования к упаковке, способ отгрузки, особенности транспортного средства, сроки прибытия автотранспорта ПОТРЕБИТЕЛЯ под погрузку).

Качество продукции (Соответствие ПРОДУКЦИИ ГОСТам и стандартам, право ПОТРЕБИТЕЛЯ предъявить требования, связанные со скрытыми дефектами ПРОДУКЦИИ, не позднее 20 дней со дня передачи ему ПРОДУКЦИИ ПОСТАВЩИКОМ, оговариваются также действия, которые обязан выпонить ПОСТАВЩИК в случае обоснованной претензии ПОТРЕБИТЕЛЯ по количеству и качеству поставленной ПРОДУКЦИИ).

Цена и порядок расчетов (сроки предоплаты и окончательной оплаты счета ПОТРЕБИТЕЛЕМ).

Порядок приемки продукции (Документом, подтверждающим передачу ПРОДУКЦИИ, является подписанная обеими сторонами товарно-транспортная накладная).

Ответственность сторон (В случае просрочки поставки продукции ПОСТАВЩИК уплачивает ПОТРЕБИТЕЛЮ неустойку в размере 0,1% в сутки от суммы недопоставленной в срок продукции, но не более 5% от общей суммы недопоставленной продукции. В случае нарушения сроков вывоза готовой ПРОДУКЦИИ, ПОТРЕБИТЕЛЬ оплачивает складские услуги согласно действующему на данный момент Прейскуранту цен ПОСТАВЩИКА.

Форс-мажор (В случае наступления у ПОСТАВЩИКА или ПОТРЕБИТЕЛЯ форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение, землетрясение, войны, военные операции любого характера, блокады, запреты на экспорт или импорт, забастовки всеобщего характера) срок выполнения договора отодвигается соразмерно времени действия обстоятельств).

Дополнительные условия.

Срок действия договора (Настоящий Договор заключен на срок с «___» ____________ 20__ года и до «___» _____________ 20__г. Договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо заключении нового договора. Договор может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон либо по истечении 10 дней с момента подачи одной из сторон заявления о расторжении Договора при условии полного выполнения сторонами своих обязательств по настоящему Договору).

Юридические адреса сторон.

При заключении договора о поставке комплектующих и фурнитуры важно точно указать параметры требуемой продукции. В этой связи необходимо, чтобы на предприятии грамотно и четко было проведено специфинирование по всем видам продукции. На рис. 2.3 мы видим как «Форест Дримс» осуществляет специфинирование ДСП. Четкое заявка требований по всем параметрам ДСП: сортам, маркам, размерам и проч., служит залогом того, что предприятию будет доставлена нужная плита [13].


№ п/пВид продукцииМаркаСортВид наружного слоя ДСПОбработка поверхностиКласс эмиссии формальдегида в ДСПРазмеры ДСП, ммНомер ГОСТа на ДСП1ДСПП-А1МШЕ13500х1750х16ГОСТ 10632-892П-А1МШЕ13500х1750х16ГОСТ 10632-893П-А1МШЕ13000х1250х14ГОСТ 10632-894П-Б2О-Е13500х1750х16ГОСТ 10632-895П-А2О-Е23500х1750х16ГОСТ 10632-896П-А2МШЕ11500х1050х10ГОСТ 10632-897П-Б1МШЕ13400х900х17ГОСТ 10632-898П-А1О-Е25500х2050х22ГОСТ 10632-899П-Б2МШЕ12500х1150х13ГОСТ 10632-8910П-БНесортнаяК-Е23500х1750х16ГОСТ 10632-89Рис.2.2 Спецификация древесно-стружнической плиты на ООО «Фабрике Форест Дримс»


Существует два варианта организации завоза материальных ресурсов: самовывоз и централизованная доставка. Данный параметр поставки указывается в разделе договора за номером 2 и значится как способ отгрузки).

На ООО «Форест Дримс» используются оба варианта отгрузки.

При самовывозе предприятие самостоятельно договаривается с транспортными организациями, не предъявляя жестких требований к типам используемого транспорта . При этом применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, как правило, не согласованные между собой. Так самовывоз используется при отгрузки необходимых мат. Ресурсов со склада агента, скупающего продукцию у «Мебель-Мастер». ООО «Форест Дримс» имеет право самостоятельно решать, когда и сколько товара оно вывезет со склада.

С дистрибьютерами же иностранных фирм ООО «Форест Дримс» создает единый орган по оптимизации совокупного материального потока. Для этого разрабатываются схема завоза продукции, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза продукции; создается парк специализированных автомобилей и т. д.

Так, например, с «Мак Март» (ул. Магнитогорская, дом 21, корпус 1 литера "А"), которая является поставщиком кромочных материалов, фурнитуры и пластика, создана следующая система поставок:

Частота завоза - раз в 2 месяца;

План поставок. Посмотрим на рис. 2.3


№ п/пВид изделияМодель изделияРазмер поставки (кв. м.)Мебельные комплектующие1Кромочные материалыМеламиновая кромка20002ПВХ - кромка25003ABS - кромка (кант)1000Мебельная фурнитураВид изделияМодель изделияРазмер поставки (шт.)4ПолкодержателиПолкодержатель МЕ 015005Полкодержатель МЕ 04(1841)2501ПолкодержателиИТОГО7506Мебельные опорыТ-образная опора, на основе алюминиевого профиля207Т-образная опора - сварная, повышенной прочности208Л-образная опоры из металлической трубы159К-образные опора102Мебельные опорыИТОГО6510Мебельные петлиМебельные петли2003Мебельные петлиИТОГО20011Мебельные отбойникиОтбойник из ламинированного ДСП 16 мм10012Отбойник из влагостойкого пластика 5 мм в ПВХ кромке5013Отбойник из влагостойкого пластика 5 мм в обрамлении алюминиевым профилем2514Отбойник NX из нержавеющей стали254Мебельные отбойникиИТОГО20015Доводчики для дверейДоводчики для дверей205Доводчики для дверейИТОГО2016Мебельные замкиЗамок для дверей из дерева/ДСП4017Замок для стеклянных и металлических дверей2018Кнопочный замок1519Поворотный замок2520Гарпунообразный замок3021Замок с выдвижным язычком1522Реечный замок256Мебельные замкиИТОГО17023Мебельные кронштейны и лифтыПружинный кронштейн357Мебельные кронштейны и лифтыИТОГО3524Мебельные стяжкиСоединительная стяжка12025Эксцентриковая стяжка (из стали с цинковым покрытием)10026Стяжка "уголок"8027Стяжка для столешниц13028Стяжка межкорпусная2008Мебельные стяжкиИТОГО63029НаправляющиеРоликовые направляющие "FGV" частичного выката6030тандембоксы полного и частичного выката "Blum"3531шариковые направляющие полного выката "Hafele"509НаправляющиеИТОГО145Пластик323334Рис. 2.3 План поставок ООО «Форест Дримс» со склада компании «Мак Март»


География поставки (оптимальный маршрут)

В Колпинском районе на ул. Октябрьская, д. 11-13 находится парк автомобилей «Питер Авто», сдающий в аренду грузовой транспорт. ООО «Форест Дримс» очень удобно пользоваться услугами данного парка ввиду близости его к главному складу предприятия.

Таким образом, поставки с «Мак Март» происходят по следующему маршруту: грузовая машина отходит с автопарка «Питер авто» и отправляются на склад «Мак Март» (ул. Магнитогорская, дом 21, корпус 1 литера "А") по КАДу или по Колпинскому, а затем Московскому шоссе в зависимости от ситуации на дорогах. После отгрузки со склада и проверки целостности и полноты поставки грузовик едит на склад «Форест Дримс» в Колпино, совершает погрузку партии на склад и затем возвращается в начальный пункт - автопарк (находящийся, как было уже замечено, неподалеку от склада). На рис. 2.5 представлена карта, по которой мы можем проследить обозначенный маршрут. Рис. 2.6 дает наглядное представление о территориальном нахождении фабрики, склада и компании-поставщика.


Рис.2.4 Схема проезда грузовиков с партией заказа с автопарка до склада поставщика и затем до склада потребителя (маршрут отмечен пунктиром, красным флажком обозначен склад поставщика)


Рис.2.5 Расположение Фабрики ООО «Форест Дримс» (пос. Яльгелево, рядом с Красным Селом) и главного склада (Колпино)


2.3 Организация снабжения цехов на фабрике ООО «Форест Дримс»


.3.1 Технология производства на фабрике «Форест Дримс»

На ООО «Фабрике Форест Дримс» имеются заготовительный цех, цех обработки, станочный и сборочный. Основные операции, производимые над материалом [2]:

üРаскрой на заготовки

üМеханическая обработка черновых заготовок

üМеханическая обработка чистовых заготовок

üГнутье

üСклеивание материала

üСклеивание щитов

üФанерование

üСборка деталей и узлов

Чтобы глубже изучить последовательность действий в каждой операции в конкретном цехе и на конкретном участке, изучим схему технологического процесса на рис. 2.6


Раскрой материала на заготовкиОбработка заготовокГнутьеСклеивание материаловФанерованиеСборкаЗаготовительный цехЦех ОбработкиСтаночный цехСборочный ЦехУчасток раскроя ДСПУчасток первичной обработкиПодготовительный участокПодготовительный участокПодготовительный участокУчасток сборки деталейОперация: Раскрой ДСП на заготовкиОперация: Механическая обработка черновых заготовокОперация: Подготовка к гнутьюОперация: Подготовка к склеиваниюОперация: Подготовка к фанерованиюОперация: сборка деталей из брусков и щитовОп. 1.1 Разметка доскиОп. 1.1 Выравнивание одной и пластейОп. 1 Раскрой на заготовкиОп. 1.1 Подготовка к склеиванию древесных материаловОп. 1.1 Подготовка основыУчасток сборки узловОп. 1.2 Торцевание доскиОп. 1.2 Выравнивание другой пласти, используя первую в качестве базыОп. 2 Гидротермическая обработкаОп.1.2 Подготовка клеяОп. 1.2 Подготовки облицовочного шпонаОперация: сборка деталей в узлыОп. 1.3 Распиливание отрезков вдольОп. 1.3 Выравнивание кромкиУчасток гнутьяОперация: СклеиваниеФанеровочный участокОп. 1.1 Сборка узлов в виде рамок, коробокОп. 1.4 Обрезание заготовки по длинеОперация: ГнутьеОп. 2.1 Нанесение клея на древесинуОперация: ФанерованиеУчасток сборки группУчасток калиброванияПослегнутарный участокОперация: Обработка конструкции после склеиванияОп. 1 Наклеивание шпона на основуОп.1 Обработка и отделка простых узловОперация: создание чистых базисных поверхностей на торцах заготовкиОперация: Обработка заготовок после гнутьяОп. 3.1 Запрессовка склеиваемых деталейОп. 2 Сборка пространственных узловУчасток вторичной обработкиОп. 1.1 СушкаОп. 3.2 Выдержка склеиваемых деталей под прессомУчасток общей сборкиОперация: Механическая обработка чистовых заготовокОп. 1.2 Механическая обработкаОп. 3.3 Выдержка склеенных заготовокОперация: Сборка конечного изделияОп. 1.1 Нарезание рамных шипов и проушиновУчасток склеивания щитовОп. 1.1 Образование каркаса изделияОп. 1.2 ФрезерованиеОп. 1 Подготовка заготовокОп. 1.2 Крепление к каркасу неподвижно закрепляемых узлов/деталейОп. 1.3 Выборка продолговатых гнезд и отверстийОп. 2 склеивание заготовок кромкамиОп. 1.3 Установка подвижных частей изделияОп. 1.4 Сверление круглых отверстийОп. 3 прост-рагивание щита по толщинеОп. 1.4 Крепление всех второстепенных деталей декоративного характера: раскладок, штапиков и т. д.Участок зачистки поверхностиОп. 4 оклеивание щита шпоном Оп. 1 ЦиклеваниеОп. 2 ШлифованиеРис. 2.6 Схема технологического процесса на фабрике «Форест Дримс»


Разработку процесса начинают с составления технологических карт. В карту заносят полный перечень всех операций в той последовательности, в какой должна происходить обработка детали, с указанием станка или рабочего места, где происходит выполнение данной операции, а также применяемого для нее инструмента и приспособлений. Кроме этих данных, в карту заносят норму времени на выполнение операции, разряд работы, расценку и т. д. [7, c. 61] Форма пооперационной карты, используемой ООО «Фабрика Форест Дримс», представлена в приложении 1.

Заполняя карту, технологу фабрики следует прежде всего установить маршрут обработки детали, т. е. состав и последовательность соответствующих операций (графа 4) и выбрать оборудование. При выборе оборудования (графа 5) всегда должна преследоваться цель наибольшей механизации и автоматизации процесса. Везде, где позволяет объем производства, выполнение операций следует проектировать на станках, причем преимущество должно отдаваться станкам с механической подачей и специальному оборудованию [2, c. 110].

Намечая последовательность операций и оборудование для их выполнения, нужно стремиться к тому, чтобы общий порядок операций обработки всех деталей был по возможности одинаковым. Это особенно необходимо, когда обработка многих деталей должна происходить на одних и тех же станках. Только при одинаковой последовательности операций у большинства деталей станки в цехе могут быть расставлены в порядке, отвечающем технологическому процессу, без встречных и петлеобразных движений деталей, затрудняющих управление и удорожающих себестоимость транспортных операций [9].

В графах 6 и 7 проставляется наименование инструмента и его основная размерная характеристика. В графе 8 указывается приспособление, если оно предусматривается для выполнения данной операции.

Все приспособления, применяемые для изготовления того или иного изделия, должны иметь шифр и номер, облегчающие их учет и хранение. Шифр и номер приспособления нужно проставлять в технологической карте (графа 9).


2.3.2 Расчет потребного сырья и материалов

Как уже отмечалось ранее, на ООО «Фабрике Форест Дримс» все планово - оперативные работы по обеспечению производства сырьем, оборудованием, инструментами находятся в компетенции товарного бюро.

Для определения количества сырья и материалов, подлежащих отпуске в производство, товарная группа проводит соответствующий анализ и после выполнения соответствующих расчетов и чертежей заполняет специальные ведомости. Для учета сырья, потребного для производства какого-то конкретного изделия, на «Форест Дримс» используется ведомость, форма которой представлена на рис 2.7


Ведомость расчета сырья на производство (количество по программе, наименование изделия)Наименование деталей№ по чертежуЧисло деталей в изделииРазмеры в чистоте, ммОбъем деталей на одно изделие, м3Припуски, ммдлинаширинатолщинаНа длинуна ширинуна толщину12345678910Размеры в заготовке, ммОбъем заготовок на одно изделие, м3Объем заготовок на программу, м3Производственные потери, м3Объем заготовок на программу с учетом потерь, м3Выход заготовок при раскрое, %Объем сырья, м3Чистый выход, %длинаширинатолщина11121314151617181920Рис. 2.7 Форма ведомости учета сырья на производство


Графы с 1 по 6 заполняют данными из спецификации чертежа, остальные получают расчетным путем. [2, c. 123]

Однако прежде, чем производить учет деталей и заготовок для производства изделия, перед товарным бюро стоит другая не менее важная задача - установить количество материала, идущего на раскрой. Специального для такого учета заполняется ведомость по форме, представленной на рисунке.

Рассмотрим более подробно, например, принцип выбора оптимальных размеров материалов [2, c. 157].

Оптимальные размеры древесных материалов выбирают с таким расчетом, чтобы полученный при раскрое остаток составил наименьшую величину. Например, выбирая оптимальную длину доски для раскроя на заготовки длиной 2030 мм вертикальных брусков двери, можно составить следующий ряд чисел с учетом ширины пропила 5 мм:


Длина доски, м2,53,03,54,04,555,566,5Число заготовок по длине111122223Остаток доски, мм4709701470197044094014401940410Остаток, приходящийся на одну заготовку, мм47097014701970220470720970136

Из приведенного ряда видно, что самая выгодная длина доски 6,5 м, потому что при такой длине остаток на одну заготовку будет наименьшим - 136 мм.


2.3.3 Управление отходами

В ходе производства мебели, факт наличия отходов очевиден, однако на каждом уважающем себя мебельном производстве ведется их ревностный учет, а также осуществляется оперативное управление отходами.

На ООО «Фабрике Форест Дримс» создана специальная программа по рациональному управлению отходами. Согласно этой программе, например, при переработке на древесностружечные плиты всех неделовых кусковых отходов полезный выход может быть доведен до 85-90%.

Классификация и учет отходов на «Форест Дримс» ведутся по системе профессора В. Н. Михайлова. В целом такой учет производится в форме, представленной в таблице 2.1.


Таблица 2.1

Форма классификации и учета отходов на фабрике «Форест Дримс»

Стадия обработкиОтходы, % от сырьяРаспределение отходов по виду, % от общего количества отходов из данной стадиипредельныйсреднийобрезкистружкиопилки и пыльРаскрой15-703575-25Обработка заготовок15-3022207010Обработка деталей2-538-10828-10Производственные потери заготовок и деталей-5100--

Для изготовления мелких деталей или изделий, по данным профессора В. Н. Михайлова, может быть использовано около 70% бракованных заготовок и деталей и около 20% обрезков, полученных при раскрое, со средним полезным выходом 30-40%, т. е. количество вторичного сырья для изготовления мелких деталей составит



Около 80% стружек, получаемых при обработке, могут быть использованы для изготовления древесностружечных плит (20% обычно составляют потери на отсев кусков и мелочи) [2, c. 303].

Полный объем деловой стружки Vд.стр в соответствии с табл. 3.1 можно ориентировочно подсчитать по формуле



Выход плит из этой стружки в кубометрах можно подсчитать, пользуясь следующей методикой. Вес деловой стружки gд.cтр будет равен:


где - объемный вес древесной стружки; можно принимать равным 0,5 т/м3, если основную массу перерабатываемой древесины составляет сосна.


2.3.4 Управление производственными фондами

Кроме расчета потребности в сырье и материалах необходим также расчет по потребному оборудованию и количеству рабочих мест. Обычно такие расчеты проводятся по конкретным изделиям и по цехам, а также всего на годовую программу. Ведомость такого рода для рассматриваемой нами фабрики представлена на рис. 2.8.


Оборудование и рабочие местаПотребное количество станко-часов на годовую программуРасполагаемое количество станко-часов в годуЧисло смен работыРасчетное количество станков и рабочих местПринятое к-во станков и рабочих местПроцент загрузкина изделие Ана изделие Бвсего на годовую программу12345678910Раскройный цех1.Разметочный стол189667906868416022,0921002.Поперечная суппортная пила с автоподачей115220093161407720,781783.Прирезной станок с автоподачей250345117014407721,72286Цех машинной обработки4.Автофуганок и т.д.Рис. 2.8 Сводная расчетная ведомость потребного оборудования и рабочих мест

Так как производство мебели - практически полностью автоматизированный и механизированный процесс, оборудование является чуть ли не главной его составляющей. Рационально подобранное и размещенное, хорошо отлаженное оборудование является залогом нормального протекания производственного цикла [9].

На «Форест Дримс» товарное бюро ведет четкий учет оборудования, оно также следит за тем, чтобы выбор того или иного оборудования для конкретного цеха был наиболее оптимален. При ограниченном количестве станков технолог должен распределить их так, чтобы нужные процессы могли происходить одновременно без временных промежутков, важно также находить оригинальные решения, например, придумать, как приспособить на первый взгляд не подходящий станок к данной операции. Расклад оборудования по цехам и участком должен быть таким, чтобы максимизировать механический труд и минимизировать ручной.

Ведомость по оборудованию на ООО «Фабрике Форест Дримс» заполняется по форме, представленной на рис. 2.9.


Техническая характеристика станкаПривод№ по пор.Наименование станкаКоличествоТип станков и завод-изготовительчисло оборотов режущего инструмента в минутускорость подачи, м/миннаибольшие и наименьшие размеры обрабатываемого материала, ммГабаритные размеры станка, ммвид приводаустановленная мощность, квтВес станка, кгЦена, руб.Сумма, руб.длинаширинавысота123456789101112131415Рис. 2.9 Ведомость производственного оборудования


Выбор средств межцехового и внутрицехового транспорта зависит от характера грузов, массовости перевозок и конкретных условий предприятия. Выбор внутрицехового транспорта должен быть тесно увязан с особенностями технологического процесса; следует стремиться к возможно меньшему числу перегрузок материала, к удобной подаче материала на рабочие места и к механизации транспортных операций. Необходимое количество выбранных транспортных средств определяют по расчетным формулам из курса внутризаводской транспорт деревообрабатывающих предприятий.

Для удаления от деревообрабатывающих станков отходов древесных материалов должна быть запроектирована эксгаустерная установка.

Еще одним важным элементом учета в системе управления производственными фондами, является расчет потребности инструментов и приспособлений.

Широкое применение приспособлений - одно из важных средств повышения производительности и точности обработки, облегчения условий и безопасности труда рабочего.

Механизация операций не всегда сопряжена с приобретением нового специального оборудования. Часто ручную операцию можно выполнять на имеющемся станке, применив специальный инструмент или приспособление. Например, при помощи специальных приспособлений можно детали криволинейных контуров обрабатывать на фрезерных станках, детали переменной толщины по длине обрабатывать на рейсмусном станке и т. д.

Исходным материалом для расчета потребности станочного и ручного инструмента и приспособлений могут служить технологические карты, на основании которых составляют сводную ведомость с их краткой характеристикой. Для расчета количества инструмента и приспособлений, требующихся на год, пользуются производственными данными их износа, отнесенными на единицу продукции.

Расчет количества нужного инструмента ведется по форме, представленной на рис. 2.10.

№ по пор.СтанокИнструментСрок службы инструментаКоличество инструмента, установленного на станкеКоличество часов работы станка в годКоличество возобновлений инструмента в годГодовой расход инструментаЦена за единицуСумма, руб.12345678910Рис. 2.10 Ведомость - расчет потребности в инструменте


Такая же форма составляется для расчета потребности приспособлений. Срок службы приспособлений определяют по производственным данным. Для приспособлений новой конструкции, запроектированных, но еще не применявшихся в производстве, срок службы берется по сравнению с подобными приспособлениями, имеющимися в производстве.


2.3.5 Управление запасами

Своевременное обеспечение производства материальными ресурсами зависит от величины и комплектности производственных запасов на складах.

Уменьшение запасов сокращает расходы по их содержанию, снижает издержки, ускоряет оборачиваемость оборотных средств, что, в конечном счете, повышает прибыль и рентабельность производства. Поэтому очень важно оптимизировать величину запасов [5, c. 15].

Запасы хранящегося на складах материала на рассматриваемой нами фабрике определяются, исходя из сроков хранения их и из суточной или месячной потребности. Запасы полуфабрикатов могут быть между цехами (заготовки, обработанные детали и узлы, собранные изделия), внутри цехов, на местах межоперационной выдержки (после склеивания и фанерования нанесения лакокрасочных составов и пр.).

Сроки хранения полуфабрикатов между цехами определяются типом производства (они меньше в массовом поточном производстве и больше в серийном). Сроки межоперационной выдержки определяются нормами выдержки склеенных или фанерованных деталей перед дальнейшей обработкой [5, c.41].

При установлении сроков хранения сырья на складах исходят из требований к влажности выходящего со склада материала и продолжительности воздушной сушки в данном районе, а также из условий доставки сырья (сезонность доставки, вид транспорта и т. д.).

Управление запасами на ООО «Фабрике Форест Дримс» происходит следующим образом:

1.Определение количества хранящегося на складе сырья (определяется по каждому виду древесных материалов: доски, прирезные заготовки, фанера и пр.).

2.Выбор типа склада. На ООО «Фабрике Форест Дримс» существуют два типа склада: крытый отапливаемый и крытый неотапливаемый. Также летом при оптимальной температуре может быть создан дополнительный временный склад открытого типа. В зависимости от типа материала (порода, сортность), габаритов и наличия потребности в особенных условия хранения.

.Расчет площади склада, который производится по формуле


,


где F - площадь склада, м2; А-количество материала, одновременно хранящегося на складе, м3; - объемный коэффициент заполнения штабеля;

- коэффициент заполнения площади склада; Н - высота штабелей, м.

По этой же формуле рассчитывают площади складов для полуфабрикатов и деталей.

Коэффициенты заполнения штабеля и площади склада, а также высота штабеля при расчетах берутся из соответствующей таблицы. Такая таблица, используемая на рассматриваемой нами фабрике, представлена в табл.2.2.


Таблица 2.2 Ориентировочные коэффициенты заполнения штабеля и площади склада

Материал и вид складаОбъемный коэффициент заполенение штабеля, Коэффициент заполнениея площади склада, Высота штабеля в м при хранении материалана полуна стеллажах или на вагонеткахДоски: открытые склады крытые 0,25-0,3 0,2-0,25 0,3 0,35 4-6 4-6 - -Прирезные заготовки: открытые склады крытые неотапливаемые крытые отпаливаемые 0,3-0,35 0,25-0,3 0,7-0,8 0,3-0,4 0,35 0,4 3-5 3,5 3-4 - 3-2,5 -Клееная фанера: крытый отапливаемый склад 0,75-0,85 0,5 2-3 -Строганый шпон: крытый отапливаемый склад 0,6-0,7 0,5 - 2-3Детали (бруски): крытый отапливаемый склад Щиты: отапливаемый склад Рамки: отапливаемый склад 0,8 0,85 0,3 0,5 0,5 0,5 2-2,3 2,3-2,7 2-2,3 1,6-1,8 1,8-2 1,6-1,8

Выбор и расчет сушильного хозяйства. Этот раздел подразумевает выбор способа сушки сырья (в досках или заготовках), а также обоснование этого выбора.

Составляется сводная спецификация сырья, подлежащего сушке, выбирается тип и система сушильных камер, определяются размеры и число камер, а также расход пара и электроэнергии на сушку сырья.


ГЛАВА 3. ВЫЯВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ООО «Фабрика FOREST DREAMS»


.1 Изменение политики компании


На сегодняшний день ООО «Фабрика Форест Дримс» занимается серийным производством, производя ежемесячно определенный объем изделий каждого вида. В компании есть должность маркетолога, которая подразумевает под собой анализ регионального рынка мебельной продукции, выявление целевой аудитории, а также продукции, пользующейся особым спросом у потребителей. Результаты маркетинговых исследований передаются директору. Директор, исходя из положения компании, делает определенные вывод о необходимости увеличить/уменьшить объем производства того или иного изделия. Он передает свои рекомендации плановому бюро, которое непосредственно занимается разработкой плана выпуска продукции на следующий месяц. Таким образом, нереализованная продукция, вроде бы сводится к минимуму, однако нельзя сказать, что ее нет вообще. Никогда невозможно с большой точностью предугадать, как будет вести себя покупатель в следующем месяце. В итоге, какие-нибудь 10-15 шкафов или столов могут простаивать в магазине в то время, как на фабрике уже запущен процесс по производству следующей партии точно таких же изделий. Этот временной лаг приводит к тому, что лишняя продукция вывозится на склад. Таким образом, средства в производство данной продукции уже вложены, не говоря уже о затратах на складирование, а окупит себя данное изделие не известно когда (если вообще окупит).

Сократить оборотный цикл может изменение общей политики компании. Вместо серийного производства фабрика может заняться производством под заказ. Или хотя бы выделить этому направлению какую-то часть производства. В этом случае заказчик сам находит производителя и делает заказ необходимой ему мебели, естественно, с гарантией приобретения данного товара в течение оговоренного периода времени. Таким образом, неликвидов у предприятия по данному виду производства не будет вообще. Разумеется, тогда можно будет сократить складские площади, отказаться от них или же высвободить под расширение производства. Таким образом, резко снижаются издержки на хранение продукции.

Конечно, не стоит полностью переводить серийное производство на производство под заказ, так как изменение концепции производство потребует коренное изменение политики фирмы во всех областях: ценовой, товарной, маркетинговой и т. д. Мебель под заказ стоит на порядок дороже, а учитывая качественные материалы и западное оборудование, вовлеченное в производство «Форест Дримс», цена на такую мебель будет весьма высокая. В связи с этим и целевая аудитория для такой мебели - люди состоятельные. Такие люди, раз уж они могут позволить себе такую роскошь, как мебель из дорогих пород древесины под заказ, будут стараться стать клиентами наиболее известных мебельных компаний [10]. А, учитывая, что ООО «Форест Дримс» относительно недавно появилось на региональном рынке мебели, ему будет достаточно сложно бороться с уже укрепившимися на нем «акулами» мебельного бизнеса. Поэтому оптимальная доля, которую стоит выделить фирме для ее деятельности в данной области - 20-35% всего производства. И даже в этом случае предприятию придется на первых порах потратиться на активный маркетинг, так как прежде, чем заказчик мог прийти к производителю, он сначала должен этого производителя узнать. Это подразумевает под собой соответствующую рекламу и промоушен. Реклама в печатный изданиях, голосовая реклама, реклама на радио и телевидении, реклама в интернете, всевозможные промо-акции - то, чем необходимо заняться ООО «Фабрике Форест Дримс», чтобы заявить о себе теперь уже не просто как о фабрике по изготовлению мебели, а как о компании занимающейся изготовлением мебели, способной удовлетворить любой вкус, ответить на все, даже самые жесткие или необычные требования. Безусловно, это потребует привлечения к работе высоко квалифицированных специалистов в области пиар - менеджмента или бренд - менеджмента.


3.2 Автоматизация организации МТО


В настоящее время на «Форест Дримс» основную работу по организации материально-технического обеспечения предприятия и его подразделений ведет товарное бюро. Специалисты этого бюро составляют соответствующие ведомости по учету товарно-материальных ценностей (ТМЦ), полученных от поставщиков и отгруженных в производство. Примеры таких ведомостей были приведены во второй главе. Бланки таких ведомостей заполняются в электронном виде в программе Excel, однако большая часть работы все равно остается неавтоматизированной. На сегодняшний день у предприятия нет единой интегрированной программы по управлению материально-техническим обеспечением, которая могла бы увязать работу фабрики, складов, магазинов, а также соответствующих подразделений компаний-поставщиков в единый автоматизированный процесс. Установка соответствующего программного обеспечения на предприятии - удовольствие достаточно дорогое, однако примеров того, что автоматизация процесса МТО, действительно, дает экономический эффект, среди производственных предприятий внушающее количество.

Наиболее известный и хорошо зарекомендовавший себя продукт программного обеспечения в сфере мебельного производства - «ПС:Управление Мебельной Фабрикой <#"justify">·Модель изделия

·Срок поставки

·Вариант обивки и категории тканей (для мягкой мебели)

·Угол изделий (для некоторых моделей)

·Материал корпуса (для корпусной мебели)

·Спецификация (перечень и нормы расхода материалов, полуфабрикатов, а так же технологические операции, выполняемые при производстве мебели)

Спецификации на продукцию могут быть загружены из программы проектирования мебели «Базис-мебельщик».

Управление закупками предполагает создание заказов поставщикам, содержащих данные о составе и сроках поставок материалов. В заказе может быть указано, под какие именно заказы покупателей или заказы производства предназначены закупаемые позиции. Регистрация заказов поставщикам не является обязательным, однако позволяет зафиксировать факт того, что дефицит закрыт и, обеспечивает контроль сроков поставки и ускоряет, в дальнейшем, оформление поступления ТМЦ.

Программа «ПС:Управление Мебельной Фабрикой <#"justify">·Складской учет ТМЦ (по складам)

·Интерактивные формы управления обеспечением потребностей в сырье и материалах с учетом имеющихся остатков и уровня резервных запасов Учет и контроль исполнения заказов поставщикам по составу и срокам

·Регистрация поступления материалов

·Контроль минимальных запасов

·Адресный склад

С некоторой периодичностью данные об основных операциях переносятся в «1С:Бухгалтерию», где будучи дополнены/скорректированы в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, обеспечивают формирование бухгалтерской и налоговой отчетности.

Основным преимуществом «ПС:Управление Мебельной Фабрикой <#"justify">oконструирования мебели

oоптимизации раскроя

o"1С:Бухгалтерией"

Таким образом, комплексная система управления материально-техническим обеспечением предоставляет единое информационное пространство, обеспечивающее всех сотрудников необходимыми инструментами и информацией для эффективного исполнения своих обязанностей, а руководство - оперативной и точной информацией о состоянии дел в компании.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной курсовой работе были разобраны теоретические основы организации материально-технического обеспечения, была рассмотрена организация МТО на мебельном предприятии ООО «Фабрика Форест Дримс» и предложены возможные решения в области усовершенствования системы МТО.

В заключение стоит отметить, что на работников органов снабжения ложиться сложная задача изучения спроса и предложения на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровня и изменения цен на них и на услуги посреднических организаций; выбора наиболее экономичной формы товародвижения, оптимизации запасов, снижения транспортно-заготовительных и складских расходов. Для оптимальной и экономичной работы сотрудников службы снабжения рассчитываются нормы по расходу и запасу материальных ресурсов. Также для успешного выполнения своих функций службе материально-технического обеспечения следует использовать логистический подход, т.е. рациональную, интегрированную систему процессов, рассчитанную на повышение эффективности функционирования предприятия на основе оптимизации материальных и информационных потоков [6, c. 11].


ГЛОССАРИЙ


Общие термины:

Агенты и брокеры - это фирмы или отдельные предприниматели, осуществляющие сбыт продукции промышленного предприятия на основе комиссионного вознаграждения.

Дистрибьюторы и джобберы - это фирмы, осуществляющие сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных предприятий - производителей готовой продукции. Дистрибьюторы в отличие от джобберов - относительно крупные фирмы, располагающие собственными складами и устанавливающие длительные контрактные отношения с промышленными предпритятиями. Джобберы, напротив, скупают отдельные крупные партии товаров для быстрой перепродажи.

Материальные запасы - различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производ-ственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Термины, использующиеся в сфере мебельного производства:

Выход заготовки - отношение объема заготовок к объему раскроенного материала (досок, плит, фанеры), выраженное в процентах.

Заготовки - отрезки древесных материалов, вырезанные с расчетом получения из них вполне определенных деталей. Заготовка может быть рассчитана на получение из нее одной или нескольких деталей в зависимости от их размеров.

Карта раскроя - чертеж, содержащий в себе несколько вариантов раскроя плиты или фанеры стандартного размера на требующиеся заготовки. Конечной целью составления карты раскроя является выбор варианта раскроя, который дает наибольший выход заготовок и наименьшее количество отходов в виде обрезков.

Межоперационные запасы - запасы, вызываемые неодинаковой производительностью оборудования (межстаночные запасы).

Припуск - разность между размером заготовки и размером получаемой из нее детали называется. При раскраивании материалов (досок), не прошедших камерной сушки, в размерах заготовок должны учитываться не только припуски на механическую обработку, но и усушка заготовки во время высушивания. При раскрое высушенных материалов припуск дается только на механическую обработку.

Эксгаустерная установка - машина, которая автоматически удаляет 93-96% образовавшихся отходов и всю образующуюся пыль при механической обработке древесины. Отходы и пыль транспортируются по трубам воздушным потоком. Забирая из помещения цеха через приемники у станков воздух, эксгаустерная установка в зимнее .время уносит много тепла, поэтому цехи с эксгаустерной установкой должны быть оборудованы приточной вентиляцией, подающей теплый чистый воздух.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина - 3-е изд., перераб. И доп. - М.Ж ИНФРА - М, 2003. - 368 с.

. Буглай Б. М. Технология столярно - мебельного производства. Книга. - М.: Просвещение, 1997. 420 с.

. Бухалков М.Н. Внутрифирменное планирование. Учебник. - М.: Инфра - М, 2003.

. Виноградова Н. Ю. Логистика: Методические указания по выполнению курсовой работы. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2008. 28 с.

. Волгин В.В. Склад: организация и управление. - М.: ИД «Дашков и Ко», 2004. - 400 с.

. Киршина М.В. Коммерческая логистика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

. Производственный менеджмент: Учебник/ Под ред. В. А. Козловского. - М.: ФУАинформ, 2001. - 528 с.

. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга, 9-е издание. / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.- 725 с.

. Рынок мебели в России. Состояние мебельного рынка России [Электронный ресурс] РосБизнесКонсалтинг. Отраслевые обзоры - 02.03.2006.

10. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник для студ. вузов. М.: ИНФРА-М, 2008. - 429 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ


ООО «Фабрика Форест Дримс»Технологическая карта обработки (сборки, отделки) №Наименование изделия: дверное полотно Наименование детали, узла: стоечный брусок Количество изделий на складе: 2Эскиз деталиРазмер заготовки 2030 × 111 × 60 мм Размер в чистом виде 2000 × 100 × 54 ммНаименование материала (породы): сосна Сортность 1 или 2Дополнительные сведенияНаименование или № цеха№ операции№ переходаНаименование операцииОборудование или рабочее местоИнструментПриспособлениеРежим работыРабочиеНормы времени на единицу изделия, мин.наименованиеразмерНаименование№скорость резания м/секскорость подачи м/минчисло переходовЧисло деталей в акладкечисло: основных подсобныхразряд: основных подсобн.машинноеручноекосвенные затратывсего1234567891011121314151617181920Станочный №23-Фугование пластиФуговальный станок с механической подачейСтрогальный ножНаправляющая линейка30,012,0221/14/2---4-Строгание в размер с отбором профиляЧетырехсторонний строгальный станокТо жеНаправляющая линейка35,016,0111/14/2---5Высверли-вание сучков и постановка пробок: 3 шт. на детальСучкозаделы-вательный автоматСверло, цилиндрическая пилкаØ25 Ø356,52,4311/15/2----6Выборка 3 гнездЦепнодолбежный станокФрезерная цепь25×6Линейка, упоры10,01,8311/04/0----


Теги: Организация и управление материально–техническим обеспечением (МТО) на производственном предприятии  Курсовая работа (теория)  Экономическая теория
Просмотров: 36414
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация и управление материально–техническим обеспечением (МТО) на производственном предприятии
Назад