Организация и управление закупочной деятельностью

Содержание


Введение

. Теоретические аспекты закупочной деятельности

.1 Сущность и содержание закупочной деятельности

.2 Организация и управление закупочной деятельностью

.3 Методология выбора поставщика

Анализ закупочной деятельности на примере предприятия Пермская ГРЭС - филиал ОАО «ОГК-1»

.1 Общая характеристика предприятия Пермская ГРЭС - филиал ОАО «ОГК-1»

.2 Анализ политики предприятия в области закупок

.3 Оценка организации бизнес-процесса проведения закупок

Совершенствование закупочной деятельности Пермской ГРЭС - филиала ОАО «ОГК-1»

.1 Организационно-правовое обеспечение агентской деятельности

.2 Планирование закупочных процедур для ОАО «Управление технологического транспорта»

.3 Оценка экономической эффективности проведения агентской деятельности0

Организация работы по охране труда на предприятии Пермская ГРЭС - филиал ОАО «ОГК-1»

.1 Общие сведения об охране труда

.2 Ответственность за несоблюдение охраны труда

.3 Мероприятия по охране труда, проводимые на предприятии

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение


Актуальность темы. Закупочная деятельность в рамках рыночной экономики находится в центре внимания как государства с целью эффективного использования бюджетных средств, так и собственников и руководителей коммерческих организаций. В структуре затрат любого предприятия, организации, учреждения, индивидуального предпринимателя большую часть занимают затраты на закупки товаров, работ и услуг.

Закупочная работа является основой хозяйственной деятельности организации. Процесс закупки товаров и формирование коммерческих связей является основной и самой сложной задачей предприятия. Закупка товаров рассматривается в системе коммерции как связующее звено трех важнейших составляющих деятельности предприятия: производственной, финансовой и сбытовой. Процесс закупки продукции материальных ресурсов включает в себя: выбор новых поставщиков, установление коммерческих связей с ними, заключение договоров (контрактов) купли-продажи (или поставки), а также взаимодействие с поставщиками в процессе выполнения договора. В процессе закупки продукции при отсутствии монополизма среди поставщиков большое значение приобретает выбор новых поставщиков, так как от последних зависит величина затрат на закупку. Источником информации для выбора поставщиков является изучение рынка сырья и материалов.

Цель дипломной работы - анализ организации и управления закупочной деятельности предприятия Пермская ГРЭС - филиал ОАО «ОГК-1» и разработка рекомендаций по совершенствованию закупочной деятельности.

Для достижения поставленной цели в работе последовательно решены следующие задачи:

. изучить теоретические и методологические основы закупочной деятельности;

. исследовать процесс планирования и организации закупочной деятельности;

. рассмотреть особенности организации и планирования закупочной деятельности на предприятии Пермская ГРЭС - филиал ОАО «ОГК-1»;

. проанализировать применяемую политику предприятия в области закупок;

. дать оценку организации бизнес-процесса проведения закупок;

. разработать рекомендации по совершенствованию закупочной деятельности предприятия.

Для достижения цели были использованы такие методы исследования, как изучение научной литературы и нормативно-правовой базы, а также методы сравнения, анализа и группировки.

Объектом исследования является закупочная деятельность предприятия.

Предметом исследования является организация и управление закупочной деятельности на предприятии.

Исследование проходило на базе предприятия Пермская ГРЭС - филиал ОАО «ОГК-1», г. Добрянка.

Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе дипломной работы рассмотрены сущность, роль и значение закупочной деятельности, планирование закупок на предприятии, исследован рынок закупок, определены основные критерии при выборе поставщика. Глава имеет теоретический характер.

Во второй главе проанализированы организация и планирование закупочной деятельности Пермской ГРЭС - филиала ОАО «ОГК-1». Дана общая характеристика исследуемого предприятия, проанализирована политика компании в области закупок и закупочная деятельность Пермской ГРЭС - филиала ОАО «ОГК-1». Описывается организация бизнес-процесса проведения закупок на предприятии. Глава имеет аналитический характер.

В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию закупочной деятельности Пермской ГРЭС - филиала ОАО «ОГК-1».

В четвертой главе описана организация работы по охране труда на предприятии Пермская ГРЭС - филиала ОАО «ОГК-1».

В заключение работы сделаны выводы и обобщения.

При написании работы были использованы научные и учебные издания по основам закупочной деятельности следующих авторов: Б.А. Аникин, Н.И. Войткевич, А.М. Гаджинский, В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова, А.А. Канке, И.П. Кошевая, В.В. Ковалев, К. Лайсонс, М. Джиллингем, Ю.К. Перский, Н.А. Толстоброва. Также использованы материалы специализированных периодических и Internet изданий, посвященные вопросам организации и управления закупочной деятельностью.


1. Теоретические аспекты закупочной деятельности


.1 Сущность и содержание закупочной деятельности


Деятельность любого предприятия как государственного, так и частного сектора зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которыми его обеспечивают другие предприятия. Снабженческая деятельность направлена на то, чтобы предприятие получало необходимое по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим обслуживанием и по выгодной цене. Осуществление снабжения (закупок) - одна из важнейших функций в каждой фирме.

По мнению А.М. Гаджинского, закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров.

Организация закупочной деятельности предполагает осуществление комплекса мероприятий, направленных на планирование закупочной деятельности и документирование потребностей в продукции, приобретение которой необходимо для функционирования фирмы, выдачу разрешений на проведение закупок, организацию поиска, выбора поставщиков и принятия решений о заключении с ними закупочных договоров, информационное обеспечение указанных деловых процессов.

Организация закупочной деятельности предусматривает участие организатора в определении целей и перспектив, планировании и согласовании предстоящих работ, постановке текущих задач, руководстве исполнением, координации действий ответственных лиц, оформлении результатов выполненной работы, а также контроле за данными мероприятиями.

Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Общая схема процессов закупочной логистики представлена на рис.1.


Рисунок 1 - Общая схема процессов закупочной логистики


Закупочная деятельность любого предприятия, включает в себя:

изучение и прогнозирование покупательского спроса;

выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;

организацию учета и контроля за ходом выполнения договорных обязательств.

Планирование закупочной деятельности состоит из следующих этапов:

сбор информации;

анализ потребности и возможностей (поставщика и покупателя);

выбор стратегии закупки (форм товароснабжения);

определение метода закупок;

оперативные решения, связанные с процессом товаропродвижения;

контроль;

анализ хода выполнения плана;

корректировка плана.

Управление закупками является важной составляющей логистического менеджмента, позволяющей предприятию получить дополнительные конкурентные преимущества за счет эффективного использования оборотных средств. Дыбская В.В. и Зайцев Е.И характеризуют управление закупками как отдельную область знаний персонала компании, которую надо развивать и наращивать. Лайсонс К., Джиллингем М. в своей работе указывают, что управление закупками - это обеспечение организации продукцией заданного качества и количества из правильного источника, доставленной вовремя, в нужное место по правильной цене.

Основными задачами, решаемыми закупочной логистикой, являются:

определение предмета (структуры) закупок;

выбор поставщика;

определение объема закупок;

условия закупок.

Задача определения предмета закупок решается совместно с производственным отделом и инженерной службы компании. При этом определяются потребности в сырье и материалах, их качественные и эксплуатационные характеристики, параметры спецификации. Вся эта информация поступает в отдел снабжения (закупок).

Выбор поставщика требует глубокого анализа рынка интересующей фирму продукции, существующих и потенциальных поставщиков, и предпочтений наиболее перспективных и эффективных из них. Данный вопрос находится полностью в компетенции работников отдела снабжения.

Объем закупок определяется по согласованию с другими отделами (производственным, складским, финансовым, бухгалтерией). Совместно с производственным отделом определяется требуемое количество материальных ресурсов. Проверяется наличие данного товара на складе. Если на складе этой продукции нет (или ее недостаточно), объем закупки необходимо согласовать с финансовым отделом.

Условия закупок согласуются с поставщиками, уже предложившими свои варианты, и отделом снабжения. В решении данного вопроса могут участвовать и работники других отделов. Решение данной задачи означает, что будут определены такие параметры, как цена, условия оплаты и доставки, сроки и т.д.

При выполнении этих задач необходимо каждый раз принимать решение: покупать ли данное комплектующее изделие в готовом виде у другого производителя или же делать его самим, на собственном производстве, если это технологически возможно.

В условиях финансово-экономического кризиса для крупных предприятий становится очень актуальной эта проблема. Основные причины, приводящие к решению «делать или покупать» указала в своей работе В.В Дыбская (см. табл. 1).


Таблица 1 - Основные причины, приводящие к принятию решения «делать или покупать»

Причины «делать»Причины «покупать»Поддержание имеющихся ключевых компетенций в производстве. Снижение себестоимости производства. Отсутствие подходящих поставщиков. Страхование проблемных поставок (по количеству и/или параметрам доставки). Использование собственных избыточных трудовых ресурсов или производственных мощностей (площадей). Достижение желаемого уровня качества продукции. Предотвращение сговора поставщиков. Защита персонала от временного увольнения. Защита патентованных продуктов или технологий Увеличение размера компании.Высвобождение управленческого персонала для сосредоточения на основном бизнесе. Снижение затрат на приобретение продукции. Сохранение обязательств перед поставщиками. Получение технических или управленческих преимуществ. Неадекватные мощности. Уменьшение затрат на содержание запасов. Подключение альтернативных источников. Неудовлетворительные управленческие или технические ресурсы. Налаживание сотрудничества с поставщиками. Определение позиции продукции защищены патентами (авторскими правами).

На основании таблицы можно сделать вывод, что соотношение причин позволит выявить сильные и слабые стороны в организации закупочной деятельности каждого предприятия. А. Долгов приводит в своей работе классический перечень задач, решаемых при управлении закупками:

. мониторинг товарных остатков на складах компании. Для производственных компаний определенные запасы сырья, полуфабрикатов, материалов являются гарантией обеспечения непрерывности производства;

. определение потребности в закупке товара. Классификация товарно-материальных ценностей на основании стоимости товара и числа его наименований, а также выделение значимых товаров для производства и реализации;

. определение периодичности и оптимального объема закупки, с учетом формирования необходимого страхового запаса и вероятности срыва поставки;

. определение оптимального уровня закупочных цен;

. выбор поставщиков для обеспечения закупки необходимого ассортимента товаров. Внимание должно быть уделено качеству поставляемого товара, закупочной цене, наличию у поставщика программ гибкого ценообразования, территориальному расположению поставщиков;

. корректировка плана закупок в случае срыва поставок;

. мониторинг движения товара от поставщика на склады компании;

. контроль состояния взаиморасчетов с поставщиками.

На основании вышеизложенного, можно утверждать, что закупочная деятельность это достаточно динамично развивающаяся сфера коммерческой работы промышленного предприятия. Правильная организация закупочной деятельности дает получение рыночных цен на закупаемую продукцию (товары, работы и услуги), следовательно, экономически обоснованную себестоимость; повышение эффективности использования средств, предназначенных на закупки; повышение инвестиционной привлекательности предприятия и улучшения имиджа.

Следующим этапом станет исследование бизнес-процесса закупочной деятельности.


.2 Организация и управление закупочной деятельностью


Организация закупочной деятельности предполагает осуществление комплекса мероприятий, направленных на планирование закупочной деятельности и документирование потребностей в продукции, приобретение которой необходимо для функционирования Общества, выдачу разрешений на проведение закупок, организацию поиска, выбора поставщиков и принятия решений о заключении с ними закупочных договоров, информационное обеспечение указанных деловых процессов.

По мнению А.А. Канке, на функции отдела закупок в организационной структуре компании оказывают влияние следующие факторы:

доля затрат на закупаемое сырье и внешние услуги в расходах (доходах) компании;

сущность приобретаемой продукции или услуг;

ситуация на рынке продукции или услуг, жизненно необходимых для компании;

наличие возможностей для выполнения данной функции;

задачи в области снабжения, способствующие достижению организационных целей.

Службы закупок в компании могут быть построены централизованно и децентрализовано. Если компания подходит к процессу с позиции децентрализации, служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Процесс закупки при этом подходе может осуществляться быстрее.

При осуществлении закупок централизованным путем (см. рис. 2) назначается конкретное лицо или создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов.

Почти все компании используют централизованный подход к совершению закупок, так как у него больше преимуществ по сравнению с децентрализованным подходом.

Можно выделить следующие преимущества централизованных закупок:

простота стандартизации купленных материальных ресурсов или готовой продукции;

отсутствие административного дублирования;

возможность совместного (несколькими отделами компании) размещения заказа у поставщика с целью получения скидок за большой объем заказа;

лучший контроль за выполнением обязательств по закупкам;

развитие профессиональных навыков специалистов по закупкам за счет специализации, профессионального приятия решений и лучшего использования времени.


Рисунок 2 - Организационная структура управления закупочной деятельностью на предприятии


Вариант структуры службы закупок предприятия, представленный на рис.2, предполагает сосредоточение всех функций закупок предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.

Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция.

Линдерс Майкл Р. И Фирон Харольд Е. в свое работе выделяют определенные этапы организации процесса закупок:

1.определение потребности в материальных ресурсах;

2.определение нужных характеристик и количества товаров и услуг;

.анализ и определение возможных источников снабжения;

.определение цены и условий закупок;

.подготовка и размещение заказа на закупку;

.контроль выполнения заказа и (или) экспедирование;

.получение и проверка товаров;

.обработка счета и оплата;

.учет поступлений материальных ресурсов.

Любая закупка начинается с определения общей потребности компании и индивидуальных потребностей каждого ее подразделения. Имея такую информацию, можно получить материальные ресурсы со склада либо путем перемещения избытка товаров из другого подразделения, либо покупая новые товары.

Кроме того, необходимо иметь точное описание потребности, артикула товара или услуги, которые запрашиваются. Для этого в отделе закупок ведется список (каталог) постоянно закупаемых предметов, что способствует ведению правильного бухгалтерского учета и процедуре хранения их на складе.

Выбор поставщика составляет важную часть функции закупок и включает поиск источников снабжения и оценку возможности своевременной поставки и предоставления необходимых услуг до и после продажи. Среди основных сведений, которые могут храниться как в электронном виде, так и в книгах учета, в отделе закупок должна быть информация о действующих контрактах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарная классификация закупленных изделий, реестр поставщиков.


Теги: Организация и управление закупочной деятельностью  Диплом  Экономическая теория
Просмотров: 32336
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Организация и управление закупочной деятельностью
Назад