Инженерно-экономический факультет
Кафедра «Менеджмента№
Отчет по преддипломной практике
Содержание
Введение
. Характеристика предприятия
. Внешняя среда предприятия
. SWOT - анализ предприятия ООО «Альфа-Мебель»
. Экономический и трудовой потенциал предприятия
. Анализ структуры и состава основных производственных фондов
. Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия
Заключение
Введение
Практическое изучение основ производственного менеджмента необходимо для качественной подготовки специалистов в области управления, поэтому производственная практика на предприятии является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе практики студентом проводится <#"justify">1. Характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Альфа-Мебель» - Красноярская динамично развивающаяся компания, которая работает на мебельном рынке с 2008 года. Предприятие находится по адресу город Красноярск, улица Калинина, д 55, корпус 4. Директором компании является Тюшняков Олег Викторович.
Компания производит широкий ассортимент корпусной мебели для дома (прихожие, кухни, гостиные, спальни, мебель для детей и подростков, модульные системы, компьютерные столы, ТВ-тумбы, шкафы-купе), а так же мебель для офисов и предприятий торговли <#"426" src="doc_zip1.jpg" />
Рисунок 1 - Организационная структура предприятия
Руководители производства мягкой и корпусной мебели осуществляют оперативное управление производством (административное и техническое руководство), контролируют все мероприятия по выполнению плана продукции, принимают участие в разработке и внедрении мер по модернизации производственных процессов с целью контроля и снижения издержек.
Швейный цех - один из самых больших на фабрике. Это не удивительно, так как качественный пошив обивки - один из важнейших этапов в создании мягкой мебели. Цех оборудован современными швейными машинками, а комфортные рабочие места и дружный коллектив - это главные составляющие успешной работы с такими важными показателями как быстрота и качество.
Сборка - наиболее важный этап в изготовлении мебели. На этом этапе изделие, наконец, приобретает завершённый вид благодаря работе сборщиков, которые собирают детали в единое целое. Учитывая высокое качество обивочно-сборочных работ, в качестве результата получается качественная мебель, готовая прослужить долго и в случае ежедневного использования.
Администраторы отделов продаж являются связующим звеном между покупателем и предприятием. Заказ от администратора поступает к мастеру отдела технического контроля, затем к начальнику отдела продаж, затем к начальнику технологического отдела, где начинается изготовление заказа, после этого стоимость заказа рассчитывается в бухгалтерии.
Каждому торговому представителю (в частности, магазину) определяется географическая территория для организации продаж продукции предприятия. Такая структура службы сбыта ООО МФ «Альфа-Мебель» позволяет четко сформулировать обязанности торговых представителей в магазинах, и увеличивает их заинтересованность в установлении деловых связей, которые охватывают определенную территорию.
2. Внешняя среда предприятия
Мягкая мебель является наиболее динамичным сегментом рынка: технологии просты, первоначальные капвложения минимальны, сложного и дорогостоящего оборудования не требуется. Поэтому в этой сфере очень много новых Красноярских компаний, и их число продолжает расти, а доля мягкой мебели иностранных производителей сокращаться. Производство мягкой мебели имеет наиболее сильную территориальную привязку, что связано с высокими транспортными издержками по данному виду продукции. Однако развитие рынка не может идти равномерно во всех сегментах. Развитие каждого из этих сегментов (мягкая мебель, офисная мебель, кухни, гостиные и спальни, детская мебель <#"justify">ВОЗМОЖНОСТИ Выход на новые рынки сбыта; Расширение объема выполняемых работ; Появление новых поставщиков; Совершенствование технологии производства; Разорение и уход основных фирм-конкурентов; Улучшение уровня жизни населения; Изменение моды на корпусную мебель; Развитие экономики и ипотечного кредитования.УГРОЗЫ Приход новых потенциальных конкурентов; Более низкая прибыльность потому, что низкая доля заказов на изготовление корпусной мебели; Изменение покупательских предпочтений; Сбои в поставках сырья; Снижение уровня жизни населения; Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; Появление большого количества товаров субститутов.СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ Высококвалифицированный персонал; Опытные специалисты по работе с эскизами и чертежами; Квалифицированные сотрудники по сборке и установке; Качественное выполнение работы и в кратчайшие сроки; Хорошая репутация у покупателей; Широкий ассортимент изготавливаемой продукции; Высокий уровень сервиса; Индивидуальный подход к каждому заказу; Использование материалов и фурнитуры только высшего качества.СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Необходимо использовать технологический и трудовой потенциал организации для завоевания новых рынков в г. Красноярске и за его пределами. Высокая квалификация персонала, контроль качества, неудачное поведение конкурентов позволят успеть за ростом рынка. Четкая стратегия предприятия позволит использовать все имеющиеся возможности. Дополнительным фактором роста спроса становится увеличение объемов жилья в стране, что напрямую связано с развитием экономики и ипотечного кредитования; получая новую квартиру, люди в первую очередь покупают именно этот вид мебели.СИЛЬНЫЕ СТРОНЫ И УГРОЗЫ Внедрение новых технологий, привлечение новых заказчиков позволит удержаться на уже освоенном рынке и не допустить прихода конкурентов. Известность защитит от товаров-субститутов и добавит дополнительных преимуществ в конкуренции. Достоверный мониторинг позволит уловить изменения вкусов потребителейСЛАБЫЕ СТОРОНЫ Недостатки в рекламной политике; Средний уровень цен; Нет ясных стратегических направлений Небольшой масштаб производства; Недостаточная известность среди населения; Недостаток производственных мощностей; Слабое развитие маркетинга.СЛАБЫЕ СТОРОНЫ И ВОЗМОЖНОСТИ Предприятие ООО «Альфа-Мебель» может устранить свои слабые стороны путём увеличения своей производительности при помощи приобретения нового оборудования, проведения маркетинговых исследований потребностей и финансовых возможностей населения в целях определения сегмента потребителей, желающих приобрести качественную мебель по доступным ценам, а также проведения широкой рекламной кампании в целях обеспечения целевого обращения потребителей именно в компанию ООО «Альфа-Мебель».СЛАБЫЕ СТОРОНЫ И УГРОЗЫ От собственников предприятия ООО «Альфа-Мебель» и управляющих им требуется пристальное внимание к качеству и конкурентоспособности продукции предприятия при проведении работы по повышению устойчивости его развития в данном периоде и в будущем. Рост конкуренции может привести к резкому снижению прибыльности и угрозе развития. Для дальнейшего роста компании придется заняться поиском более узких ниш, в которых они имеют конкурентное преимущество, и сконцентрироваться на достижении необходимых компетенций.
В ходе преддипломной практики на ООО «Альфа-Мебель» были изучены: специфика предприятия, организационная структура, внешнее окружение и организация производства.
Основными задачами для предприятия являются: расширение рынка сбыта, работа с продуктом, разработка адекватной требованиям рынка ценовой политики.
На сегодняшний день Мебельная Фабрика ООО «Альфа-Мебель» имеет твердую позицию на рынке и успешно конкурирует с ведущими мебельными фабриками Красноярска. Перспективы дальнейшего развития безусловно возросли, однако вместе с тем накопилось уже немало и вполне реальных достижений: заслуженных наград, дипломов, а главное - признание клиентов и партнеров.
предприятие финансовый показатель
4. Экономический и трудовой потенциал предприятия
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому финансовый отдел должен организовать ежедневный оперативный контроль за процессом отгрузки и реализации продукции
Таблица 2 - Объем продаж по видам продукции за 2010 - 2012 гг.
ПродукцияРеализовано в 2010 г, млн. руб.Реализовано в 2011 г. млн. руб.Реализовано в 2012 г, млн. руб.Изменение 2011 к 2010гг.Изменение 2012 к 2011гг.млн. руб.%млн. руб.%Млн. руб.%Млн. руб.%Млн. руб.%1234567891011Мебель для комнат45 00054,2243 00050,5947 00048,452000-5,774000,0109,3Кухонная мебель21 00025,3028 00032,9432 00032,99110007,694000,0114,3Прочие17 00020,4814 00016,4718 00018,561000-1,924000,0128,6Итого:83 00010085 00097 00010014000---12000,0114,2
Очевидно, что общий объем продаж в денежном выражении в 2010 году составлял 83000 млн. рублей, в 2011 году - 85000млн. рублей, 2012 году - 97000 млн. рублей. То есть объем выпуска продукции увеличился. Рост объема выпуска продукции вызван расширением рынков сбыта продукции и заключением договоров с новыми покупателями. Увеличение объема выпуска сказалось и на структуре выпускаемой продукции. Наибольший удельный вес в 2010 году в общем объеме производства занимала мебель для комнат (54,2 %), в 2011, 2012 годах удельный вес уменьшился и на 2012 год составлял 48,9 %. В то же время увеличился удельный вес кухонной мебели в общем объеме продукции. Если в 2010 году он составлял 25,3 %, то в 2012 году - 32,9 %.
Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств. Изменения в объеме реализации продукции оказывают наиболее чувствительное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия, поэтому финансовый отдел должен организовать ежедневный оперативный контроль за процессом отгрузки и реализации продукции.
Как видно из таблицы 2 предприятие «Альфа - Мебель» в 2011 году имело балансовую прибыль 646,0 тыс. руб., которая составила 8,2% от выручки. Этот показатель с каждым годом увеличивается, что характеризует деятельность предприятия с положительной стороны. Высок процент себестоимости продукции. Ее доля в структуре выручки от реализации снижается.
Прибыль отчетного года в течение анализируемого периода возрастает. Данные результаты позволяют сделать вывод о повышении прибыльности «Альфа-Мебель».
Наличие положительного финансового результата - основное условие хорошего финансового состояния предприятия. Поэтому важным этапом финансового анализа является оценка уровня различных показателей, связанных с прибылью предприятия.
Рентабельность (удельная прибыль, прибыльность) - важнейший индикатор финансового состояния предприятия. Показатели рентабельности широко используются в финансовом и управленческом анализе.
Для оценки рентабельности рассчитывается два типа показателей:
) показатели рентабельности предприятия;
) показатели рентабельности продукции.
Так же широко используются при оценке финансового состояния предприятия коэффициент автономии собственных средств и коэффициент ликвидности (быстрой и текущей):
Коэффициент быстрой ликвидности - характеризует прогнозируемые платежные возможности при условии своевременных расчетов с дебиторами. Рекомендуемое значение данного показателя от 0,5 до 1. Формула для расчета:
Кб.л. = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Текущие обязательства
Коэффициент текущей ликвидности - характеризует, в какой степени все краткосрочные обязательства обеспечены оборотными активами. Рекомендованное значение составляет от 1 до 2. Формула для расчета:
Кт.л. = Текущие активы / Текущие обязательства.
Все показатели финансового результата предприятия ООО «Альфа-Мебель» представлены в таблице 3 .
Таблица 3 - Финансовые показатели ООО «Альфа-Мебель»
Показатель2010 г.2011 г.2012 г.Отклонения2011 г к 2010 г.Отклонения2012 г к 2011 г.Сумма, тыс. руб.% к итогуСумма, тыс. руб.% к итогуАбсол.Абсол.Абсол.В %Абсол.В %Выручка от реализации1 839,0100,007 882,0100,0013 400,013 400,06043,0428,75518,0170,0Себестоимость1 724,093,757 236,091,8010 177,010 177,05512,0419,82941,0140,1Прибыль от реализации115,06,25646,08,203 223,03 223,0531,0561,72577,0498,8Прочие операционные доходы745,040,5111,00,14337,0337,0-734,01,47326,0306,1Прочие операционные расходы153,08,32------------------------Прибыль (убыток) от ФХД707,038,44657,08,343 560,03 560,0-50,092,92903,0541,9Прочие внереализационные доходы15,00,8214,00,1824,024,0-1,093,310,0171,4Прочие внереализационные расходы256,013,92351,04,45172,0172,095,0137,1-179,049,0Прибыль отчетного периода466,025,34320,04,063 412,03 412,0-146,068,73092,01066,7
Проанализируем также состав и структуру персонала ООО «Альфа-Мебель» за 2010-2012 гг.
предприятие финансовый показатель
Таблица 4 - Анализ структуры персонала ООО «Альфа-Мебель» за 2010-2012 гг.
Показатели2010 год2011 год2012 годИзменения 2012 г. к 2010 г. (+,-)ФактДоля %ФактДоля %ФактДоля %Абс.Темпы роста,%1. Среднесписочная численность, чел., в т.ч.:191001910018100-194,7- основной персонал1368,41368,41266,6-192,3- АУП,ПОП631,6631,6633,40100,0
Из данных таблицы 4 можно сделать вывод, что по состоянию на 2012 год практически в полной мере обеспечено персоналом, так как среднесписочная численность ниже плана лишь на 1 человека или 5,3%. При этом недостаток кадров наблюдается по основному персоналу предприятия.
По отношению к 2010 году среднесписочная численность работников снизилась на 1 чел. или на 5,3 %.
Таким образом, организационную структуру предприятия «Мебель на заказ» можно охарактеризовать как линейную. Линейная структура является наиболее прямым и непосредственным типом отношений распорядительства - подчинения, характеризуемым полной ответственностью руководителя за результаты деятельности его подчиненных и соответственно его наиболее широкими прямыми полномочиями по изданию приказов и распоряжений, касающихся как целей и задач, которые ставятся перед подчиненными, так и их действий, направленных на достижение этих целей и задач.
Таблица 5 - Относительные показатели движения трудовых ресурсов ООО «Альфа-Мебель» за 2010 - 2012 год
Показатель2010 год2011 год2012 годИзменениек 2010 г.к 2011 г.среднесписочная численность персонала1919180,0-1,0коэффициент оборота по приему работников0,440,360,38-0,060,02коэффициент оборота по выбытию работников0,410,360,33-0,08-0,03коэффициент текучести кадров0,360,360,33-0,03-0,03коэффициент постоянства кадров0,640,640,67-0,03-0,03
Таким образом, в целом относительные показатели движения трудовых ресурсов ООО «Альфа-Мебель» имеют довольно высокие значения. Положительным моментом в деятельности предприятия является то, что коэффициент оборота по приему превышает величину коэффициента оборот по выбытию - на 0,03. Коэффициент интенсивности оборота работающих составляет 1,914, то есть на одного среднесуточного работника приходится 1,914 человека (приблизительно 2) оборота.
5. Анализ структуры и состава основных производственных фондов
Основные фонды - это материально-вещественные ценности (средства труда), которые многократно участвуют в производственном процессе, не изменяют своей натурально-вещественной формы и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере износа. По функциональному назначению основные фонды предприятия подразделяются на производственные и непроизводственные.
Производственные фонды прямо или косвенно связаны с производством продукции. Непроизводственные фонды служат для удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов может быть рассчитана по-разному - в зависимости от характера исходной информации и задач исследования. При наличии данных на начало и на конец года применяется формула простой средней арифметической; наличие моментных данных за каждый месяц требует применения формулы средней хронологической. В данном случае мною были взяты данные на начало и конец годов (2010, 2011, 2012) и рассчитана среднегодовая стоимость основных производственных фондов методом простой средней арифметической (таблица 3). Для того чтобы судить, насколько эффективно используются основные фонды, существует ряд показателей, среди которых важнейшими являются фондоемкость, фондоотдача и фондовооруженность. Эти показатели рассчитываются по следующим формулам: фондоотдача (Фо) показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) выпущено на 1 рубль стоимости основных производственных фондов:
где Q - объем выпущенной продукции;
) фондоемкость (Фе) показывает, сколько затрачено основных фондов для производства 1 рубля продукции:
) фондовооруженность (Фв) труда показывает стоимость основных фондов, приходящихся на одного работника:
где Ч - среднесписочная численность работников.
Все показатели рассчитаны в таблице 6.
Таблица 6 - показатели основных производственных фондов
Наименование показателяЕд. измерения2010 год2011 год2012 годИзменениеАбсолютное отклонение (+/-)Относительное отклонение (%)Среднегодовая стоимость ОПФТыс. руб.30433031365061920%Годовой выпуск продукцииТыс. руб.6358843913472503360%Среднесписочная численность работниковЧел.161821422%ФондоотдачаТыс. руб./тыс. руб.2,0892,783,69--ФондоемкостьТыс. руб./тыс. руб.0,480,360,27--ФондовооруженностьТыс. руб./ чел190,2168,4173,85,43,2%
В 2011 году по сравнению с 2010 наблюдается рост фондоотдачи, который ведет к уменьшению суммы амортизационных отчислений, приходящихся на 1 руб. готовой продукции. Рост фондоотдачи является одним из факторов интенсивного роста объема выпуска продукции.
6. Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия
Предприятие ООО «Альфа-Мебель» может устранить свои слабые стороны путём увеличения своей производительности при помощи приобретения нового оборудования, проведения маркетинговых исследований потребностей и финансовых возможностей населения в целях определения сегмента потребителей, желающих приобрести качественную мебель по доступным ценам, а также проведения широкой рекламной кампании в целях обеспечения целевого обращения потребителей именно в компанию ООО «Альфа-Мебель».
От собственников мебельной фабрики и управляющих им требуется пристальное внимание к качеству и конкурентоспособности продукции предприятия при проведении работы по повышению устойчивости его развития в данном периоде и в будущем.
Для дальнейшего роста компании придется заняться поиском более узких ниш, в которых она имеет конкурентное преимущество, и сконцентрироваться на достижении необходимых компетенций. Компании «Альфа-Мебель» нужно находить новые пути понижения цены и отыскания мебели наиболее привлекательной для потребителя по дизайну, то есть нужно продавать в салоне не любые шкафы и столы, а мебель именно такого дизайна и качества, в которых потребитель нуждается больше всего. Так компания сможет значительно увеличить свои продажи.
Так как большинство людей приобретают мебель на заказ, дизайнерам-конструкторам следует повышать свою квалификацию и осваивать новые компьютерные программы для моделирования различной мебели.
Фирма ООО «Альфа-Мебель» должна создавать узнаваемую торговую марку (брэнд); формировать положительный имидж компании в глазах партнеров, покупателей, различных организаций (PR); проводить мероприятия, направленные на дополнительное привлечение покупателей к своему товару (промоушн-акции, презентации и т.п.). Это стимулирование сбыта.
Для обеспечения эффективной деятельности предприятия следует проводить политику, направленную на расширение ассортимента. Поэтому ООО «Альфа-Мебель» следует проводить мероприятия, направленные на расширение ассортимента мебельных товаров.
Для совершенствования ассортиментной политики ООО «Альфа-Мебель» предложено организовать производство детской мебели, преимущественно детских кроваток.
Предприятие ООО «Альфа-Мебель» должно ориентироваться на потребности и спрос потребителей.
Непрерывное формирование маркетинговой политики как системы взглядов потребителей на рынок, подчинение всех идее маркетинга.
Также необходимо определение миссии и стратегии ООО «Альфа-Мелбель» на основе маркетинговых исследований.
Выявление среди персонала кадров, способных реализовать маркетинг и помощь этим кадрам;
Нужно организовывать и проводить рыночные исследования.
Для того, чтобы покупатели удовлетворяли свои потребности, а ООО «Альфа-Мебель» продолжало функционировать, необходимо использовать маркетинговый инструментарий, то есть выбрать определенную товарную, сбытовую, коммуникационную и ценовую политику.
Основная задача управления маркетингом состоит в воздействии на маркетинговую среду таким образом, чтобы уровень, время и характер спроса обеспечивали достижение цели, то есть получение прибыли, стоящую перед предприятием.
На основе прогноза финансовых средств была оценена эффективность осуществления производства детских кроваток для ООО «Альфа-Мебель».
Заключение
Преддипломная практика на предприятии дает большую практическую основу для изучения многих дисциплин, связанных с менеджментом организации. В ходе практики изучается большой объем информации о предприятии как системе, что дает более полное понятие о функционировании предприятия, его структуре, уровнях управления, экономическом и финансовом состоянии.
При прохождении практики на ООО «Альфа-Мебель» мною была изучена технология производства, организационная структура предприятия, основные технико-экономические показатели. Это позволило мне получить наиболее полное представление о данном предприятии и составить отчет о главных аспектах деятельности предприятия и его финансовом состоянии.
Анализируя проделанную мной работу можно сделать выводы, что предприятие развивается, наращивает темпы производства, внедряя новые линии производства. Реализация изготовленной продукции так же имеет тенденцию к увеличению.
Практика, действительно, является одной из самых важных составляющих учебного процесса, так как только в ходе практической работы можно применить свои теоретические знания и умения, сравнить их с реальной хозяйственной деятельностью, скорректировать в зависимости от деятельности предприятия, а так же приобрести навыки работы менеджеров в организации.
Мероприятия, предпринимаемые для улучшения положения ООО «Альфа-Мебель»:
повышение эффективности контроля над всем процессом производства;
поиск резервов для снижения себестоимости продукции;
максимальная загрузка имеющихся мощностей производства мебели;
повышение производительности труда;
поддержание стабильного качества продукции;
улучшение технических характеристик существующей продукции, расширение ассортимента;
поиск новых рынков сбыта мебели и новых потребителей.
Подводя общий итог, следует отметить, что компания ООО «Альфа-Мебель» стоит не на последнем месте по количеству заказов на изготовление корпусной мебели. И свои позиции на мебельном рынке Красноярска компании ООО «Альфа-Мебель» определенно следует укреплять и использовать как можно больше своих возможностей в жесткой конкурентной борьбе.