Содержание
1. Общее ознакомление с организацией КУПП «Витебчанка»
. Технико-экономическая характеристика организации
. Организационная структура управления организацией
. Экономическая деятельность организации
.1 Работа в отделе организации и оплаты труда
.2 Работа в финансовом отделе и в бухгалтерии
.3 Работа в отделах материально-технического обеспечения и маркетинга
1. Общая характеристика деятельности КУПП «Витебчанка»
Коммунальное унитарное производственное предприятие Витебчанка относится к коммунальной собственности города Витебска. Функции Собственника предприятия осуществляет Витебский городской Совет депутатов. Учредителем предприятия является Витебский городской исполнительный комитет. Органом уполномоченным управлять предприятием является Витебский городской исполнительный комитет.
История предприятия началась в 1945 году, когда на ул. Суворова г. Витебска была образована артель «Вперед», которая изготавливала форменную одежду, постельное и мужское нижнее белье. В первой половине 50-х годов на базе артели был открыт цех массового пошива одежды. До 1968 года цех относился к управлению бытового обслуживания населения. А в 1968 году, на основании Постановления Совета Министров Белорусской ССР от 17 января 1968 г. № 37 и решения исполнительного комитета Витебского областного Совета депутатов трудящихся от 01.02.1968 г. № 38 была образована Витебская швейная фабрика массового пошива одежды. В последствии, в связи с присоединением швейных цехов в г.п. Ветрино, г.п. Дисна, г.п. Богушевск, а также участка деревообработки в г.п. Ветрино предприятие переименовано в Витебское швейное производственное объединение «Витебчанка».
В 1983 году был сдан производственный корпус площадью 7702 м 2, в 1984 - административно-бытовой корпус площадью 2737,2 м 2. Объединение являлось одним из базовых по производству форменной одежды для военизированной охраны Советского Союза.
В связи с распадом Советского Союза государственные заказы на производство форменной одежды прекратились, и предприятие переориентировало свою работу на производство товаров народного потребления, при условии полного отсутствия собственных оборотных средств.
.07.2001 года решением Хозяйственного суда по Витебской области предприятие признано экономически несостоятельным и находилось в процедуре санации с целью восстановления платежеспособности и улучшения финансового состояния. Согласно плану проведения процедуры санации для погашения кредиторской задолженности часть основных фондов было продано, платежеспособность предприятия восстановлена. 26.12.2003 Хозяйственным судом по Витебской области процедура санации была прекращена.
Решениями Витебского областного исполнительного комитета от 30 ноября 2010г. №937 и от 11 января 2011г. №4 предприятие передано в коммунальную собственность города Витебска.
Решениями Витебского городского исполнительного комитета от 27 апреля 2011г. № 606 и от 18 мая 2011г. № 699 предприятие принято в коммунальную собственность г. Витебска.
Юридический адрес: Республика Беларусь, 210001, ул. Белорусская, д.6а.
Предприятие специализируется на производстве верхней одежды для детей и взрослых: форменной, рабочей, специальной из различных видов сырья, постельного белья. Предприятием также оказываются услуги по изготовлению вышивки, дублированию деталей кроя.
Основными видами выпускаемой на предприятии продукции являются:
куртка-ветровка взрослая, детская из смесовых, драповых тканей без подкладки и на подкладке без применения наполнителей (утеплителей).
куртка-ветровка взрослая, детская из смесовых, драповых тканей на подкладке с применением наполнителей (синтепон, файбертек, холофан, пуховый пакет).
пальто, полупальто мужские, женские из шерстяных, смесовых тканей на подкладке без применения наполнителей (утеплителей).
пальто, полупальто мужские, женские из шерстяных, смесовых тканей на подкладке с применением наполнителей (синтепон, файбертек, холофан, пуховый пакет).
костюмы для спорта и активного отдыха для взрослых и детей из хлопчатобумажных, смесовых, флисовых тканей с применением трикотажных полотен.
б, шорты для взрослых и детей из хлопчатобумажных, смесовых, флисовых тканей с применением трикотажных полотен.
плащи для взрослых и детей из хлопчатобумажных, смесовых тканей.
юбки для взрослых и детей из различных видов тканей.
жакеты женские из шерстяных, льняных, смесовых тканей.
аксессуары для женской одежды из льняных тканей (ремни, сумка, шляпы и т.д.).
При производстве вышеперечисленной продукции используются следующие материалы:
ткани верха одежды: шерстяные, хлопчато-бумажные, льняные, синтетические, смесовые, трикотажные;
наполнители (утеплители): синтепон, файбертек,холофан, тинсулейт, пухпакеты.
На предприятии действует строгое распределение ответственности и полномочий между руководителями. С 2008 года место руководителя предприятия занимает Мащенко Андрей Сергеевич. Должность главного бухгалтера с 2003 года занимает Ануфриева Светлана Николаевна.
В состав унитарного предприятия входит головное предприятие и три швейных цеха на правах структурных подразделений, не являющиеся юридическими лицами.
Предприятие расположено на четырёх производственных площадках:
головное предприятие - г. Витебск, ул. Белорусская, д. 6а. Производственные площади 9226,67 м², в том числе используются в производстве 6210,47 м², из которых 3016,2 м² сданы в аренду. Списочная численность работающих на головном предприятии 212 человек. На головном предприятии организован пошивочный цех, площадью 1244,8 м², на которой расположены 3 швейные бригады общей численностью 61 человек, экспериментальный цех, подготовительно-раскройный цех, площадью 1306,2 м² и численностью работающих 17 человек, складское помещение площадью 1170,4 м².
- швейный цех №3, 211430, Витебская область, Полоцкий район, г. Ветрино, ул.Ленина, 83. Производственные площади 694,05 м². Численность работающих 37 человека, в том числе основных рабочих-швей 21 человек.
швейный цех №4, 211950, Витебская область, Миорский район, г. Дисна, ул. Юбилейная, 45. Производственные площади 1129,8, в том числе используются в производстве 954,8 м², 175 м² сданы в аренду. Численность работающих 47 человек, в том числе основных рабочих-швей 25 человек.
швейный цех №2, 211400, Витебская область, г.Полоцк, ул.Успенская, д.3/11-2. Арендованные производственные площади 427,7 м². Численность работающих 40 человек, в том числе основных рабочих-швей 21 человек.
2. Технико-экономическая характеристика организации КУПП «Витебчанка»
Анализ технико-экономической характеристики работы организации в современных условиях хозяйствования представлен в таблице 2.1( Приложения А, Б, В).
Таблица 2.1 - Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности организации
ПоказателиЕд. изм.20122013Абс. отк.Темп роста %1. Объем производства: млн.руб.17396174048100,052. Выручка от реализациимлн.руб.136992602812329189,993.Среднесписочная численностьчел.302256-4684,774. Фонд оплаты трудамлн.руб.8476,710381,01904,3122,475. Средняя заработная платаруб.23164462607527291081112,576. Производительность трудамлн.руб. /чел.57,667,9810,38118,027. Себестоимость: - произведенной продукции;млн.руб.16291179211630110,05- реализованной продукции.млн.руб.12208188366628154,298. Затраты на рубль:- произведенной продукции;руб.0,941,030,09109,58- реализованной продукции;руб.0,890,72-0,1780,899. Прибыль (убыток) от реализации.млн.руб.149171925701482,3610. Прибыль (убыток) до налогообложения.млн.руб.1612(1058)-2670-11. Чистая прибыль (убыток)млн.руб.1314(1668)-2982-12. Рентабельность (убыточность) продаж, %%10,8827,6316,75 п.п.-13. Рентабельность (убыточность) продукции, %%12,2138,1825,97 п.п.-
Составлено автором на основании приложений А, Б, В.
На КУПП «Витебчанка» за 2013 год по сравнению с 2012 годом наблюдается увеличение объема производства на 8 млн. рублей или 0,05 % и составил 17404 млн. рублей; увеличение выручки от реализации на 12329 млн. рублей или 89,99%; увеличение фонда оплаты труда на 1904,3 млн. рублей или 22,47%; рост средней заработной платы на 291081 рубль или 12,57%, был обусловлен ростом ставки первого разряда; рост производительности труда на 10,38 млн. рублей /чел. или 18,02 %.
Себестоимость произведенной продукции увеличилась на 1630 млн.рублей или на 10,005 %, что привело к увеличению затрат на рубль произведенной продукции на0,09 млн.рублей или 9,58 %; себестоимость реализованной продукции увеличилась на 6628 млн. рублей или 54,29%,что привело к уменьшению затрат на рубль реализованной продукции на 0,17 млн. рублей или на 19,11%.
Прибыль от реализации увеличилась на 5701 млн. рублей или 382,36 %, убыток до налогообложения увеличился на 2670 млн. рублей и составил 1058 млн. рублей; чистый убыток увеличился на 2982 млн.рублей и составил 1668 млн.рублей. рентабельность продаж в 2013 году увеличилась на 16,75 п.п. и составила 27,63%; рентабельность продукции увеличилась на 25,97 п.п. и составила 38,18 %.
На основании данной таблицы можно сделать вывод, что КУПП «Витебчанка» является убыточным предприятием.
3. Структура управления организацией
Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры (приложение Г).
Структура управления КУПП «Витебчанка» представляет собой линейно-функциональную организационную структуру.
Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
В подчинении у директора находятся: заместитель директора по коммерческим вопросам, заместитель директора по производству, главный инженер, заместитель директора по экономике, главный бухгалтер, заместитель директора по перспективной и идеологической работе, ведомственная охрана.
Заместитель директора по производству определяет техническую политику и направление технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства. Осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплиной, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор. В его подчинении находятся: экспериментальный цех, производственная служба, подготовительно-раскройный цех, служба главного технолога, цех №1, цех №2, цех №3.
Главный инженер руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, выпуск высококачественной продукции, использование новейшей техники и технологии. Главному инженеру подчиняются следующие службы: энергетическая, ремонтно-механическая, АХЧ, служба охраны труда. У службы охраны труда в свою очередь, в подчинении находится мед.пункт.
Заместитель директора по коммерческим вопросам осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области материально - технического обеспечения, заготовки и хранения сырья, сбыта продукции на рынке и по договорам поставки, транспортного и административно-хозяйственного обслуживания, обеспечивая эффективное и целевое использование материальных и финансовых ресурсов, снижение их потерь, ускорение оборачиваемости оборотных средств.У него в подчинении находятся: отдел продаж, специалист по таможенному оформлению, специалист снабжения, транспортный участок, склад, магазин.
Заместитель директора по экономике руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы, организации внутризаводского хозрасчета и др. Ему подчиняются: отдел экономики и инженер-программист.
Главный бухгалтер осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др. В его подчинении находится бухгалтерия.
В подчинении у заместителя директора по перспективной и идеологической работе находится отдел кадров, который выполняет работу по укомплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности, формированию и ведению банка данных о количественном и качественном составе кадров, их развития и движения. Осуществляет планомерную работу по созданию резерва для выдвижения на основе таких организационных форм, как планирование деловой карьеры, подготовка кандидатов на выдвижение по индивидуальным планам, ротационное продвижение руководителей и специалистов, обучение на специальных курсах, стажировка на соответствующих должностях.
Ведомственная охрана на предприятии занимается пропускным режимом или охраной объекта.
На предприятии действует прямоточная форма организации труда и массовый тип производства. Форма специализации - предметная, охватывающая предприятия и отрасли, выпускающие однородный вид законченной продукции.
себестоимость учетный сбытовой конкурентоспособность
4. Изучение экономической деятельности организации
Экономическая деятельность КУПП «Витебчанка» рассматривается в следующих отделах: экономическом и бухгалтерии. Для обеспечения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия рассмотрим основные задачи и функции отделов.
Экономический служба (ЭС) является самостоятельным структурным подразделением аппарата управления КУПП «Витебчанка». ЭС призван осуществлять экономическое планирование производственно-хозяйственной деятельности и повышение экономической эффективности производства и подчиняется заместителю директора по экономическим вопросам.
Основными задачами планово-экономического отдела являются:
. Постоянное совершенствование работы по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности работы предприятия.
. Оперативное регулирование хода производства и других видов основной деятельности предприятия и его подразделений.
. Контроль за обеспечением подразделений предприятия сырьем, полуфабрикатами и вспомогательными материалами.
В соответствии с основными задачами ПЭО осуществляет следующие функции:
. Составляет перспективные и текущие планы производства в соответствии с установленными заданиями, сроками их представления, формами и методическими указаниями вышестоящих организаций.
. Составляет месячные и суточные планы работы по ассортименту и другим технико-экономическим показателям и доводит их до структурных подразделений.
. Проводит анализ хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления возможностей дополнительного выпуска продукции и повышения эффективности производства.
. Систематически учитывает и контролирует выполнение планов по технико-экономическим показателям и представляет данные о выполнении плана руководству предприятия.
. Анализирует выполнение всех технико-экономических показателей за месяц, квартал, год.
. Осуществляет контроль над нормами расхода вспомогательных материалов в цехах предприятия.
Бухгалтерия следит за обеспечением правильной постановки и достоверности учёта и отчётности, осуществляет контроль за сохранностью собственности Общества и правильным расходованием денежных средств, материальных ценностей, за осуществлением строжайшего режима экономии.
Основные задачами бухгалтерии являются:
. Правильный и своевременный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
. Составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;
. Осуществление контроля за сохранностью собственности предприятия, правильным расходованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов, соблюдение строжайшего режима экономии.
На бухгалтерию возлагаются следующие функции:
. Ведение бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства обращения, исполнение смет расходов, реализации продукции выполнения работ;
. Разработка и внедрение передовых форм и методов бухгалтерского учета;
. Начисление заработной платы работников, осуществление отчислений и удержание из заработной платы;
. Своевременное и правильное проведение инвентаризации средств, переоценка товарно-материальных ценностей;
. Начисление и перечисление налогов, сборов;
. Составление полной и бухгалтерской отчетности;
. Контроль за своевременным поступлением денежных средств от потребителей;
. Взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности;
. Своевременное проведение совместно с другими подразделениями проверок и документальных ревизий.
Одно из главных мест в системе управления организацией занимает бухгалтерский учёт, осуществляемый в организации квалифицированными бухгалтерами. В бухгалтерии составляются такие формы бухгалтерской отчётности, как:
1.Бухгалтерский баланс (форма №1) (приложение И);
2.Отчет о прибылях и убытках (форма №2) (приложение В);
.Отчет об изменении капитала (форма №3);
.Отчет о движении денежных средств (форма №4);
.Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5).
Кроме бухгалтерской отчетности составляется истатистическая отчётность:
1. Отчёт о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов (форма 1- ф(ос)) годовая;
. Отчёт о затратах на производство продукции (работ, услуг) (форма 4-ф(затраты)) квартальная (приложение А);
Вся выше представленная отчетность составляется в бухгалтерии. Так же в организации составляются и другие формы статистической отчетности в зависимости от отдела организации:
. Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг) (форма 12-п) месячная;
. Отчет по труду (форма 12-т) месячная. (приложение Б);
. Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров (форма 6-т (кадры_) 1раз в 2 года.
.1Работа в отделе организации и оплаты труда
В КУПП «Витебчанка» форма 6-т «Отчет о составе фонда заработной платы и прочих выплат» составляется один раз в два года.
Анализ структуры фонда заработной платы представлен в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Структура фонда заработной платы
Наименование показателейВсего, млн. руб.Структура, %Оплата за отработанное время7747,7100,00в том числе: заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам4734,961,11Надбавка к тарифным ставкам1112,614,36Премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты, начисляемые ежемесячно, ежеквартально1557,820,11Другие виды оплаты труда260,53,36Заработная плата (вознаграждение) лиц не списочного состава81,91,06
Проанализируем структуру фонда заработной платы: наибольший удельный вес в фонде заработной платы занимает: заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам(окладам), сдельным расценкам с учетом повышений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь - 61,11%, премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты, начисляемые ежемесячно, ежеквартально - 20,11%, надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и должностным окладам - 14,36%. Наименьший удельный вес занимают другие виды оплаты труда 3,36%, заработная плата лиц не списочного состава 1,06 %.
В соответствии с «Положением об оплате труда» в КУПП «Витебчака» служащим и рабочим Предприятия устанавливается повременно-премиальная форма оплаты труда. Рабочим Предприятия, занятым на производстве устанавливается сдельно-премиальная система оплаты труда.
Заработной платой работников является совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включенные в рабочее время. Ежемесячная заработная плата работников Предприятия состоит из постоянной и переменной частей.
Постоянная часть заработной платы при повременной форме оплаты труда представляет собой тарифную ставку рабочего (должностной оклад служащего), которая рассчитывается в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основании коэффициента Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС) и тарифной ставки 1-го разряда, установленной директором Предприятия, Тарифная ставка (должностной оклад) различных категорий работников указывается в штатном расписании.
При расчете заработной платы повременщика учитывается следующие статьи: тарифный оклад, остатки за прошлый месяц, персональные надбавки, доплата за расширенную зону, надбавка за стаж и премия за перевыполнение плана.
При сдельной системе оплата труда постоянная часть рассчитывается как произведение сдельных расценок выполненных операций, рассчитанных исходя из разрядов работ по конкретным операциям, на количество выполненных единиц по каждой операции.
Переменная часть включает:
постоянные и временные надбавки и доплаты;
премии.
В организации КУПП «Витебчанка» при расчете заработной платы повременщика учитывается следующие статьи: материальная помощь, остатки за прошлый месяц, выполнение плана, за перевыполнение плана, надбавки за стаж.
Переменная часть заработной платы представляет собой надтарифную часть и не является гарантированной составляющей оплаты труда.
Надбавки, доплаты и премии устанавливаются для каждого работника, отражают его отношение к труду, проявление инициативы в выполнении заданий, интенсивность труда, условия выполнения трудовых обязанностей и другие факторы.
Оплата труда работников Предприятия производится на основе тарифных ставок (тарифных окладов), которые определяют исходные размеры вознаграждения работников за выполненную работу с учетом общественной значимости затраченного труда, степени его сложности и интенсивности, особенностей производственных условий.
Тарифная ставка (тарифный оклад) является минимальной гарантией оплаты труда.
Тарифная ставка(тарифный оклад) определяется путем последовательного умножения установленной на Предприятии тарифной ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент, присвоенный работнику в соответствии с его тарифным разрядом и повышением по п.3.1.1. (специалистам с высшим уровнем квалификации, имеющим вторую квалификационную категорию, устанавливается повышение тарифного оклада в размере 10 %; имеющим первую квалификационную категорию -15 %).
Тарифная ставка 1-го разряда утверждена приказом директора Предприятия
Для рабочих со сдельной оплатой труда 3,326 рублей за секунду
Для рабочих с повременной оплатой труда, служащих и специалистов 880044 рубля за месяц
С изменением тарифной ставки 1-го разряда или ЕТС одновременно пересматриваются тарифные ставки (тарифные оклады) работников Предприятия.
При установлении почасовой оплаты труда применяются часовые тарифные ставки, определяемые путем деления тарифной ставки на среднемесячное количество рабочих часов, установленное нормативными правовыми актами Республики Беларусь с учетом годового баланса расчетного времени.
Надбавки и доплаты устанавливаются работникам в целях стимулирования труда, повышения материальной заинтересованности в качестве выполняемых работ, выполнении возрастающих объемов работ без увеличения штатной численности работников.
Надбавки и доплаты устанавливаются к тарифным ставкам и тарифным окладам.
Надбавки - денежные выплаты поощрительного характера, призванные стимулировать работников Предприятия к достижению более высоких результатов в труде, к повышению своей квалификации и уровня профессионализма.
На Предприятии устанавливаются следующие виды надбавок:
-персональная надбавка,
-сложность и напряженность работы,
-выполнение особо важной (срочной) работы на срок ее проведения;
Персональная надбавка, надбавка за сложность и напряженность работы устанавливаются руководителям, специалистам и другим служащим Предприятия в размере до 50 % должностного оклада с повышениями с учетом объема и сложности выполняемых обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, норм труда, сроков и качества их выполнения, а также критериев, характеризующих квалификацию работников, их компетентность, ответственность и инициативность в работе.
Надбавки за выполнение особо важной (срочной) работы по решению директора Предприятия могут устанавливаться фиксированной суммой в белорусских рублях.
Доплаты - денежные выплаты, призванные компенсировать воздействие на работника неблагоприятных факторов труда, обусловленных характером работы.
Устанавливаются следующие виды доплат:
при совмещении профессий (должностей), расширении зоны обслуживания (увеличении объема выполняемых работ) и выполнении обязанностей временно отсутствующего работника;
за работу в ночное время;
работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
оплата за работу в сверхурочное время
за работу в выходные и праздничные дни;
оплата в случае простоя не по вине работающего;
доплата рабочему-сдельщику за выполнение операций, расцениваемых тарифными разрядами, не соответствующими присвоенному разряду исполнителя;
Премия представляет собой дополнительное (денежное) вознаграждение, выплачиваемое работнику Предприятия сверх постоянной части заработной платы при достижении установленных показателей премирования в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных Положениями о премировании, в целях повышения заинтересованности работников Предприятия в улучшении эффективности и результатов работы, усиления материальной заинтересованности в конечных результатах деятельности, внедрения современных технологий, освоения новых товаров и услуг, создания условий для проявления творческой активности работников.
Источником выплаты премии работников с повременной оплатой труда за результаты работы за текущий месяц является фонд заработной платы, включаемый в себестоимость продукции, товаров, работ, услуг, учитываемый при ценообразовании и налогообложении.
Премия работников с повременной оплатой труда за результаты работы за текущий месяц начисляется на должностной оклад с учетом фактически отработанного времени. За работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, в сверхурочное время премия начисляется на одинарный должностной оклад.
Выплата заработной платы производится в денежной, натуральной и смешанной форме. Замена денежной оплаты натуральной формой (полностью или частично) производится только с согласия работника с оформлением соответствующих документов.
Выплата заработной платы производится 1 раз в месяц не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. В отдельных случаях, в связи с недостаточность финансовых средств может быть согласован иной срок выдачи. Такое соглашение должно быть оформлено соответствующим документом.
Так как КУПП «Витебчанка» является швейной фабрикой на ней применяться нормы времени пошива изделия и норма выработки швеи. Норма выработки швеи - это определенное количество продукции в натуральном выражение (в шт, м, кг), которое должно быть произведено швеей соответствующей квалификации в единицу времени (час, смену) при определенных организационно-технических условиях. Норма времени пошива изделия - это установленное время на пошив определенного изделия.
.2Работа в финансовом отделе и в бухгалтерии
Иинформационной базой для организации бухгалтерского учета является документация. Однако в документах регистрируются только отдельные хозяйственные операции. В целях получения необходимых показателей о хозяйственной деятельности, сведения об операциях, содержащихся в отдельных документах необходимо сгруппировать в соответствии с их экономическим содержанием и зарегистрировать, т.е. записать в определенной последовательности. Такая регистрация осуществляется с помощью учетных регистров, обеспечивающих, кроме того, контроль за сохранностью документов и должную обозримость в них данных. В практике бухгалтерского учета все счета, на которых осуществляется экономическая группировка и текущий учет, непосредственно ведутся в учетных регистрах.
Следовательно, учетные регистры являются средством используемым для отражения в них записей на счетах. Т.е. данные бухгалтерских счетов находят отражение в учетных регистрах синтетического и аналитического учета. (Главная книга и журналы ордера). Отсюда, учетные регистры должны отвечать требованиям принципа строения и системы счетов и двойной записи. Учетные регистры имеют строго определенные построение, реквизиты, совокупность которых определяют форму каждого из них.
По внешнему виду учетные регистры подразделяются на: -бухгалтерские книги; -карточки; -свободные листы.
Книги ( журналы) представляют собой сброшюрованные листы бумаги со специальным графлением. Все страницы в бухгалтерских книгах должны быть пронумерованы и заключены в переплет. На обороте последней страницы за подписью главного бухгалтера (или другого уполномоченного лица) делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано страниц (листов)». Книги открываются в начале каждого года сроком на год.
Карточки - это отдельные таблицы на плотной бумаге. Чаще всего карточки применяются в качестве регистров аналитического учета и хранятся в картотеке. При открытии карточек их регистрируют в специальном регистре. Свободные листы представляют собой определенным образом разграфленные таблицы, предназначенные для записи хозяйственных операций. Таблицы в виде свободных листов широко используют для ведения ведомостей журналов- ордеров, машинограмм и магнитных носителей. Графление регистров (книг, карточек, свободных листов) зависит от их назначения, от формы бухгалтерского учета.
По объему содержания учетные регистры подразделяются на регистры синтетического и аналитического учета. Структура синтетических регистров прежде всего зависит от формы бухгалтерского учета, а большинство аналитических регистров от характера отражаемых и получаемых в них показателей.
Каждый аналитический учетный регистр должен отражать все характерные особенности регистрируемых в нем хозяйственных операций. Поэтому указываются в них: краткое содержание операций, ссылка на документ и другие реквизиты. Сведения аналитических регистров широко используются внешними и внутренними инвесторами и другими пользователями информации.
Бухгалтерский учет хозяйственной деятельности на предприятии осуществляется на основе использования натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения с применением способа двойной записи операций на счетах.
При организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности общество руководствуется Законом Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XXII «О бухгалтерском учете и отчетности» и в соответствии с принятой учетной политикой на 2012 и 2013 годы и другими нормативными документами.
Бухгалтерский учет на предприятии осуществляют работники бухгалтерии в количестве 8 человек, согласно положения о бухгалтерии и Положения по учетной политике, сформированных в соответствии с законодательством РБ и утвержденных руководителем предприятия. Учет на предприятии не автоматизирован. В целях обеспечения контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей ежегодно проводится инвентаризация на складах и в цехах предприятия, а также активов и пассивов баланса.
Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.
Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляет главный бухгалтер, при отсутствии в штате должности главного бухгалтера - бухгалтер, главный бухгалтер организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, или специалист-бухгалтер, являющийся индивидуальным предпринимателем.
В бухгалтерию с цехов и участков поступают ежемесячно карточки учета выполняемой работы, распоряжение о совмещении должностей, профессий, а по мере списания - акты на списание вспомогательных материалов. В ответ на данную информацию до цехов и участков доводится информация о начисленной заработной плате (в виде расчетных листов).
С отдела маркетинга в бухгалтерию отправляются заявки на командировочные расходы ежемесячно.
Активно сотрудничает бухгалтерия с планово-производственным отделом. По ее запросу с планово-производственного отдела поступают данные, необходимые для бухгалтерской отчетности и финансового контроля. В свою очередь из бухгалтерии в планово-производственный отдел передаются сведения о расходе сырья и материалов на изделия и сведения о начисленной заработной плате.
В конце года для обобщения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия составляется бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс - обобщенное представление в денежной оценке имущества предприятия и обязательств по их видам на определенную дату. Баланс представляет собой таблицу, состоящую из актива и пассива. В активе показываются остатки имущества по его составу и размещению, а в пассиве - обязательства, т.е. источники поступления и целевое назначение имущества. Итог актива баланса равен итогу его пассива.
В своей работе КУПП «Витебчанка» использует затратный подход к ценообразованию. В его основе лежит такая реальная категория, как затраты предприятия на закупку и реализацию продукции, подтвержденные первичными документами бухгалтерии. Поэтому, перед тем, как приступать к рассмотрению вопроса о формировании цены на КУПП «Витебчанка» целесообразно изучить вопрос о затратах производства и калькулировании себестоимости. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. В состав себестоимости включаются следующие виды затрат:
затраты, непосредственно связанные с производством продукции,
обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на обеспечение качества;
затраты по обслуживанию производственного процесса;
затраты, связанные с управлением производством;
затраты, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества и надежности продукции, изобретательством и рационализаторством;
затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных сооружений; - затраты по обеспечению нормальных условий труда и технике
безопасности;
затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
выплаты, предусмотренные законодательством о труде;
отчисления от расходов на заработную плату;
платежи по обязательным (установленным законом) видам страхования и по кредитам банка;
отчисления в специальные фонды;
затраты на воспроизводство основных производственных средств (амортизационные отчисления);
износ нематериальных активов;
предусмотренные законом налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления;
другие виды затрат в соответствии с установленным законодательством порядком. Таким образом, цена на изделия КУПП «Витебчанка» формируется затратным методом и состоит из производственной себестоимости, прибыли и налогов.
Произведём калькуляцию единицы продукции, например, куртки на мальчика на февраль 2013 года.
Таблица 4.2 - Калькуляция куртки для мальчика
Наименование статей калькуляции% затратСумма, руб.Структура, %Сырьё и материалы9248938,23Основная зарплата производственных рабочих43069,817,8Дополнительная зарплата производственных рабочих83445,61,42Отчисление на соцстрах34,616094,36,65Общепроизводственные расходы98,542423,817,53Общехозяйственные расходы103,144405,018,35Производственная себестоимость241927,4100Коммерческие расходы1,22903,1-Итого244830,6-Инновационный фонд0,25612,1-Полная себестоимость245442,6-Прибыль3585904,9-Оптовая цена331347,5-Отпускная цена331350-
Анализ структуры производственной себестоимости позволяет сделать вывод о том, что наибольший удельный вес занимают сырьё и материалы 38,23 %, общехозяйственные расходы составляют 18,35 %, основная заработная плата производственных рабочих составляет в структуре производственной себестоимости 17,8 %, общепроизводственные расходы составляют 17,53%. Наименьший удельный вес занимает дополнительная заработная плата производственных рабочих 1,42 %, отчисления на социальные нужды составляет в структуре себестоимости 6,65%.
Кроме того, на предприятии устанавливается цена с учетом ориентации на уровень цен конкурентов. В данном случае, цена устанавливается начальником отдела маркетинга субъективно, не подкрепляясь никакими расчетами, что является недостатком в ценовой политике предприятия. Периодически на предприятии проводятся распродажи (товар продается с уценкой) в целях роста сбыта продукции. Процент уценки устанавливается исходя из показателей реализации не ниже себестоимости товарной продукции.
Таким образом, в своей деятельности КУПП «Витебчанка» осуществляет ценовую политику «издержки плюс прибыль».
Такой подход лишает процесс ценообразования на предприятии и сами цены необходимой мобильности, возможности мгновенно реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Сфера применения данного метода весьма ограничена. Он может служить для определения начальной базовой цены товара и обоснование выхода товара на рынок или организации его выхода на предприятии. Для установления окончательной цены требуется учет факторов изменяющейся конъюнктуры рынка. Несмотря на недостатки, затратный метод ценообразования имеет определенные преимущества: обоснованности цены, простота, удобство в применении.
Важное значение для работы предприятия имеет изучение оборотных средств. Рациональное и эффективное их использование способствует повышению финансовой устойчивости предприятия.
Стоимость оборотных активов на 01.01.2014 г. - 35771 млн. руб., внеоборотных активов на 01.01.2014 г. - 6286 млн. руб.
В КУПП «Витебчанка» уплачиваются следующие виды налогов:
. Налог на недвижимость - 1%;
. Налог на прибыль - 18%;
. Налог на добавленную стоимость - 20%, 10% - на детские товары и соц. значимые товары, 0% - отгруженные за пределы Республики Беларусь;
. Земельный налог - 1%;
. Подоходный налог с физических лиц - 12%;
. Экологический налог - 1%;
. Отчисления в фонд социальной защиты населения - 34%;
Формирование прибыли за 2012 год происходило за счет доходов по инвестиционной деятельности 10 млн. руб., доходов по финансовой деятельности 213 млн. руб. и доходов от текущей деятельности 11532 млн. руб. В итоге получилась прибыль до налогообложения за 2012 год и составила 1944 млн. руб. Теперь можно рассчитать налог на прибыль, который составляет 18%.
(Нпр = 1944 млн. руб. × 18% = 349 млн. руб.)
Формирование прибыли КУПП «Витебчанка» за 2013 год происходило за счет доходов по инвестиционной деятельности 424 млн. руб., доходов по финансовой деятельности 337 млн. руб. и доходов от текущей деятельности 20747 млн. руб. В итоге получился убыток до налогообложения за 2013 год и он составил 1058 млн. руб.
Прибыль КУПП «Витебчанка» распределяет на выплату дивидендов, на увеличение резервного фонда, на увеличение собственного уставного капитала и других организаций, на увеличение добавочного капитала, на погашение задолженности по заработной плате, на увеличение нераспределенной прибыли.
.3 Работа в отделах материально-технического обеспечения и маркетинга
Основными видами выпускаемой на предприятии продукции являются:
куртка-ветровка взрослая, детская из смесовых, драповых тканей без подкладки и на подкладке без применения наполнителей (утеплителей).
куртка-ветровка взрослая, детская из смесовых, драповых тканей на подкладке с применением наполнителей (синтепон, файбертек, холофан, пуховый пакет).
пальто, полупальто мужские, женские из шерстяных, смесовых тканей на подкладке без применения наполнителей (утеплителей).
пальто, полупальто мужские, женские из шерстяных, смесовых тканей на подкладке с применением наполнителей (синтепон, файбертек, холофан, пуховый пакет).
Костюмы для спорта и активного отдыха для взрослых и детей из хлопчатобумажных, смесовых, флисовых тканей с применением трикотажных полотен.
брюки, шорты для взрослых и детей из хлопчатобумажных, смесовых, флисовых тканей с применением трикотажных полотен.
плащи для взрослых и детей из хлопчатобумажных, смесовых тканей.
юбки для взрослых и детей из различных видов тканей.
жакеты женские из шерстяных, льняных, смесовых тканей.
аксессуары для женской одежды из льняных тканей (ремни, сумка, шляпы и т.д.).
Рассмотрим типичный договор купли-продажи. Данный документ содержит в себе следующие разделы:
наименование сторон, заключающих договор : с одной стороны КУПП "Витебчанка", именуемое Продавцом, и организация, именуемая Покупателем.
предмет договора. в этом разделе указывается цель приобретения товара,передача прав собственности на товар,ответственность за повреждение товара.
цена товара, цены, определяются на каждую партию товара согласно прейскуранту цен, действующую у Поставщика на момент отгрузки товара.
условия поставки. поставка товара осуществляется со Франко-склада, расходы связанные с доставкой несет сторона организующая доставку.
сроки и порядок расчета. Расчет за поставленные по настоящему договору товары производится платежными поручениями 2 раза в месяц. Товар, не реализованный в течение 60 дней с момента его поступления на склад Покупателя, подлежит замене на другой ассортимент, возвращаемый товар должен быть соответствующего качества и иметь индивидуальную упаковку Продавца.
качество и упаковка товара. Качество товара должно соответствовать обязательным стандартам (ГОСТу, ТУ) и подтверждаться сертификатами соответствия и удостоверениями гигиенической регистрации. Гарантийный срок эксплуатации товара соответствует требованиям ГОСТа на каждый вид товара. Приёмка товара производится в соответствии с Положением о приёмке товара по количеству и качеству, утверждённым Постановлением Совета министерства РБ от 03.09.2008 года №1290. Товар должен соответствовать сведениям, указанным в товаросопроводительных документах. В случае поставки некачественного товара Поставщик обязан произвести его замену в течение 14рабочих дней со дня приёмки его на склад Покупателя и составления Акта об установлении расхождения по количеству и качеству при приёмке товарно-материальных ценностей. В случае нарушения Покупателем условий хранения и транспортировки товара, Поставщик имеет право отказаться от удовлетворения претензий по замене товара.
ответственность сторон. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РБ. В случае несвоевременной оплаты уплачивается пеню в размере однодневной ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь от суммы неоплаченного в срок товара за каждый день просрочки платежа, либо производит возврат неоплаченного товара. Упаковка и маркировка товара должны соответствовать законодательству и при транспортировке защищать от потери товарного вида.
форс-мажорные обстоятельства;
прочие условия.
юридические адреса сторон - указываются адреса сторон, расчетные счета, факс, уполномоченные лица.
Основные конкуренты КУПП «Витебчанка» на внутреннем рынке: ООО «Белль Бимбо», ЗАО ОПТФ «Свiтанак», ОАО «Знамя Индустриализации, фирма «Вяснянка».
Таблица 4.3 - Анализ конкурентов
ОрганизацияАссортиментЦеновой диапазонКонкурентные преимуществаООО «Белль Бимбо»куртки, комбинезоны, полукомбинезоны, брюки, сорочки, бриджи, шорты для детей.Весенне-осенний ассортимент: 220 000 -300 000, Зимний ассортимент: 450 000-600 000, Летний ассортимент: 100 000- 150 000а) наличие сертификата соответствия международному стандарту системы менеджмента качества ISO 9001.; б) высококачественные ткани и фурнитура; в) экспортоориентированность (80% продукции экспортируется); г) сильная торговая марка.ЗАО ОПТФ «Свiтанак»куртки, комбинезоны, полукомбинезоны, брюки, сорочки, бриджи, шорты для детей от 0 до 16 Весенне-осенний ассортимент: 258 000-313 000, Зимний ассортимент: 500 000-700 000, а) высококачественные ткани и фурнитура, б) сильная торговая марка, в) ориентация на использование новых видов сырья и технологическую обработку.ОАО «Знамя Индустриализации»Пальто, полупальто, куртки, плащи, костюмы, льняной ассортиментОсенне-весенний ассортимент 680 000 - 1 200 000, Летний ассортимент (лен) 180 000-220 000. а) качество, б) широкий ассортимент, в) умеренные ценыфирма «Вяснянка»Пальто, полупальто куртки, ветровки. Костюмный ассортимент , одежда для учащихсяОсенне-весенний ассортимент 540 000 -850 000, Летний ассортимент (лен) 100 000- 220 000а) качественные материалы (например, чистошерстяные ткани - букле, ворсы, драп, твид, производимых предприятиями Италии, Чехии, Польши, Беларуси и СНГ), б) широкий ассортимент; в) низкие цены.КУПП «Витебчанка»куртки, пальто, брюки, (полу) комбинезоны пальто, летний льняной ассортиментОсенне-весенний ассортимент 120 000- 370 000 Летний ассортимент: 60 000 -105 000 Зимний ассортимент: 153 000- 448 000а) использование натуральных, экологичных материалов (лён, пуховой наполнитель, овчина); б) ориентация на широкий круг потребителей: широкий возрастной и размерный диапазон; в) средний уровень цен; г) ставка на качество продукции, д) производство пухпакетов.Источник: «Бизнес-план»
Рынок РБ разделен между вышеуказанными конкурентами в следующем соотношении:
Рисунок 4.1 - Анализ реализации продукции на внутреннем рынке
Источник: составлено автором по данным организации
Маркетинговая и сбытовая политика предприятия «Витебчанка» в 2014 году нацелена на решение следующих задач:
1.Продвижение собственной продукции на рынок РФ.
2.Увеличение количества каналов сбыта в пределах РБ.
3. Совершенствование продукции в целях максимального удовлетворения потребностей потребителя.
. Создание и продвижение бренда под торговой маркой «Модел Ви».
В 2013 году проведена следующая работа по продвижению собственной продукции на рынок России:
Заключены договора по продаже продукции со следующими торговыми организациями:
«Творец - П» (Москва),
«Текстильторг» (Смоленск),
«Лайн-Групп» (Смоленск),
«Универмаг Заднепровский» (Смоленск),
«Торгодежда» (Москва)
Проведены деловые переговоры, в форме личной встречи, со следующими потенциальными партнерами:
Универмаг «Кировский» (С-Петербург), Универмаг «Купчинский» (С-Петербург), «Крокус» (Москва), «Ювинал» (Москва), ТЦ «Вещь» (Москва), «ЦУМ» (Москва), «ЦУМ» (Курск), «Дочки-сыночки» (Смоленск), «Русский лен.Славянский стиль» (Нижний Новгород), «Синий лен» (Нижний Новгород), «Гамма Текстиль» (Нижний Новгород), Торговая сеть «Лисенок» (Чехов), «Детский мир» (Подольск), «Аистенок» (Обнинск), «Пако» (Обнинск).
В ходе переговоров обсуждались условия сотрудничества с российскими партнерами, а также были выявлены причины отказа от приобретения предложенных товаров в текущем году:
опоздание со сроками поставок товаров. Так, зимняя одежда презентуется данным торговым организациям весной, а отгружается в июне;
в отдельных случаях завышенная цена. Так, детские зимние куртки российские торговые организации готовы закупать по 1200-1500р.р.
В итоге, несмотря на активную деятельность по наработке каналов сбыта в РФ, по факту объем выручки от реализации продукции за рубеж оказался невысоким. В 2014 же году планируется увеличение объема реализации продукции до 250 тыс.дол. за рубеж за счет проведения следующих мероприятий:
.Выпуск и отгрузка продукции в сроки, подходящие для отгрузки товара в российские оптовые организации.
. Отработка имеющихся каналов сбыта и наработка новых.
. Совершенствование системы ценообразования: разработка системы скидок для привлечения российских партнеров.
. Участие в международной выставке «Текстильлегпром» в г. Москва.
. Активное участие в ярмарках в РФ.
. Участие в бизнес-порталах (all.biz), а также использование контекстной рекламы на Яндекс.ру.
В 2013 году увеличено количество партнеров по реализации продукции в Республике Беларусь до 75, что на 15% больше, по сравнению с 2012 г. Среди новых торговых организаций: ЗАО «ШагоВита» (6 магазинов в г. Витебск, г. Гомель, г. Могилев), ОАО «Брестский Центральный Универмаг», ОАО «Гомельский Универмаг», ТД «СолигорскТорг», ТД «Неман» (Гродно), ТЗАО «Богатырь» (Минск), ООО «Магнум Центр» (Витебск), ЧУП «Светлый мир» (Витебск), ЧТУП «Дан Дресс» (Витебск), ЧУП «Ганцевичскийкоопторг» (Брестская область), Докшицкоерайпо (Витебская область), Рассонскоерайпо (Витебская область). В 2014 году планируется увеличение количества торговых партнеров в РФ, при сохранении партнерских отношений с уже отработанными торговыми организациями РБ.
В 2014 году будет применена следующая стратегия поведения на собственном рынке:
ориентировка на детальное изучение потребностей рынка одежды;
- активное воздействие на рынок и потребителя посредством следующих инструментов: качество товара, реализация эффективной программы продвижения, гибкая ценовая политика;
- применение методов товарно-дифференцированного маркетинга;
активная позиция по отношению к конкурентам:
. составление карты конкурентов;
. определение их сильных и слабых сторон;
3. разработка и развитие собственных конкурентных преимуществ, нейтрализующих сильные стороны ближайших конкурентов.
В рамках товарной политики для обеспечения эффективной деятельности предприятие нацелено на развитие товарного ассортимента в следующих направлениях:
-установление оптимальной номенклатуры изготавливаемых изделий;
-обеспечение наилучшего ассортимента выпускаемых товаров;
-гибкая система модификации (вариации) изготавливаемых изделий при которой предполагается ориентация на современные тенденции моды с корректировкой на предпочтения массового потребителя.
В 2014 году предприятие планирует поводить максимально эффективную сбытовую политику, предполагающую реализацию следующих мероприятий:
. Распродажа неликвидной продукции в 1-ом квартале.
. Анализ поставщиков.
.Ремонт магазина - оформление его в фирменном стиле, установка терминала.
. Сокращение срока оборачиваемости:
сокращение срока оплаты готовой продукции;
приобретение сырья и комплектующих с отсрочкой платежа.
. Разработка и внедрение электронной версии передачи ТТН.
. Участие в выставках и ярмарках: «Текстильлегпром» (Москва), «Славянский базар», «Школьный базар».
. Совершенствование работы складского хозяйства.
.Совершенствование условий транспортировки товаров: совершенствование логистики.
В качестве метода стимулирования посредников планируется наряду с существующим договором на условиях реализации с возможностью возврата нереализованной продукции разработка и заключение договоров с заказчиками на условиях купли-продажи с полным последующим выкупом продукции. При этом планируется применение гибкой системы скидок:
-Скидка на приобретаемое количество товаров.
-Бонусные скидки (постоянным покупателям).
-Сезонные скидки.
В политике продвижения продукции предприятия на 2014год предусмотрены: методы стимулирования посредников и разработка рекламной тактики.
В 2014 году рекламная тактика имеет следующую направленность:
-доработка ярлыка «Модел Ви»;
-активное проведение рекламной кампании в рамках проводимого в Витебске Славянского базара;
-администрирование сайта, его периодическое обновление;
-продвижение сайта посредством интернет-ресурсов.
-проведение мероприятий по увеличению посещаемости фирменного магазина и по поднятию его престижа, в том числе, развитие e-mail - рассылки;
-сезонное обновление печатной рекламной продукции в информационном уголке фирменного магазина;
-разработка, изготовление и трансляция видеоролика в рамках рекламной поддержки продаж коллекции Лето 2014 года;
-изготовление и размещение в пределах города рекламного баннера.
В целом, затраты на маркетинг и рекламу в 2013 году составили 52 млн. бел. руб. В 2014 году планируется увеличение затрат на рекламу до 60 млн.руб.
На конец года запасы готовой продукции на складе составили 2756 млн. рублей. В 2014 году планируется проведение следующих мероприятий по снижению запасов готовой продукции на складе:
1.Проведение сезонных распродаж.
2.Участие в ярмарках как в РБ, так и в России.
.