Введение
В условиях рыночной экономики организация является основным звеном в ее реализации. Поэтому очень важно пройти учебную практику в организации, понять особенности работы экономиста - менеджера.
Цели практики:
закрепление, расширение и углубление знаний, полученных в процессе обучения;
подготовка к осознанному и углубленному изучению дисциплин, отражающих специфику будущей профессиональной деятельности.
Задачи практики:
получение представления о современном предприятии, об обязанностях экономиста-менеджера в управлении организацией;
знакомство с основными видами экономической деятельности, спецификой организации, особенностями технологии производства;
ознакомление со структурой организации, формой оплаты труда.
1. История создания предприятия
Первоначально Центр был создан в форме Негосударственного Образовательного Учреждения (НОУ).
Как видно из наименования, данная организация является некоммерческой, то есть она создана не с целью получения прибыли. Это значит, что Центр вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, необходимую для достижения общественно-полезных целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям. Все имущество Центра, доходы от хозяйственной деятельности являются его собственностью и не могут перераспределяться учредителем Центра. Центр осуществляет владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с его назначением и только для выполнения Уставных задач и целей.
Образовательное учреждение - платное учреждение, созданное в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Образовательные услуги оказываются на платной основе.
. Цель и виды деятельности
Согласно статье 2.1 Устава, целью, для достижения которой создан Центр, является ведение образовательной деятельности в сфере охраны труда, а также оказание экспертных услуг в этой же сфере.
Основными задачами Образовательного учреждения являются:
А) удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
Б) организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;
В) организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
Г) научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.
Целями образовательного процесса Образовательного учреждения являются:
всестороннее удовлетворение различных образовательных потребностей граждан в современных условиях;
удовлетворение потребностей общества и государства в специалистах нового типа, способных вносить вклад в развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства, в экономический и социальный прогресс РФ;
подготовка рабочих и специалистов дополнительного профессионального образования;
повышение квалификации рабочих и специалистов по новым направлениям науки, техники и технологии, профессиональная подготовка и переподготовка;
обеспечение условий всестороннего развития, формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе и на рынке труда, осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Образовательное учреждение реализует следующие виды образовательных программ:
А)Повышение квалификации
Б)Профессиональную переподготовку
В)Стажировку
Основные виды деятельности Образовательного учреждения:
) Профессиональное дополнительное образование (подготовка и повышение квалификации рабочих и специалистов) по направлениям:
обучение руководителей и специалистов организаций по программе «Охрана труда»;
обучение отдельных категорий застрахованных по охране труда:
руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций;
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов;
руководителей бюджетных учреждений.
Курсы целевого назначения ИТР и рабочих по изучению межотраслевых правил по охране труда.
) Повышение квалификации и профессиональная переподготовка рабочих по профессиям:
Аккумуляторщик;
Маляр;
Плотник;
Столяр;
Станочник деревообрабатывающих станков;
Стропальщик;
Слесарь по ремонту автомобиля;
Рабочий люльки, находящийся на подъемнике (вышке);
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Для достижения целей, ради которых создано образовательное учреждение, оно может осуществлять также следующую предпринимательскую деятельность:
приобретение и распространение нормативной и учебной литературы;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
проведение инструментальных исследований опасных и вредных факторов производственной среды;
оценка травмобезопасности рабочих мест;
оценка обеспеченности работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты;
торгово-закупочная деятельность (оптовая, розничная, комиссионная торговля), товарообменные операции;
транспортные услуги;
торговля покупными товарами, оборудованием;
посреднические услуги, в том числе предоставление информационно-консультационных услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность на условиях самофинансирования.
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.12.2004 № 477-п «О мероприятиях по улучшению условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2005-2007 годы», организации Нижневартовского района проходят обучение в Организации по темам: «Охрана труда», «Охрана труда в строительстве (СНиП)» и Охрана труда при работе на высоте».
3. Структура предприятия
Учредитель Центра участвует в управлении делами Центра в порядке, установленном действующим законодательством и Уставом и получает информацию о деятельности Центра, знакомиться с его бухгалтерской и иной документацией. Учредитель Центра обязан соблюдать положения Устава, не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Центра.
Схема организационного управления Нижневартовский Центр "Охрана труда"
Согласно статье 3.1 Устава "Охрана труда" руководство Центром осуществляет Правление, являющееся высшим органом управления и формируемое учредителем. В состав Правления Центра входят представители учредителя, директор по должности, а также могут входить лица, являющиеся работниками Центра.
К исключительной компетенции Правления Центра относится решение следующих вопросов:
·внесение в Устав изменений и дополнений;
·решение вопроса о включении в состав Правления Центра новых участников;
·избрание и освобождение от должности директора Центра;
·обеспечение достижения Центром целей, в интересах которых он был создан;
·определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования имущества Центра;
·утверждение финансовых планов Центра и внесение в них изменений;
·утверждение годовых отчетов и годового бухгалтерского баланса;
·установление размеров вознаграждения директору Центра;
·принятие решения об участии Центра в других организациях;
·принятие решения о реорганизации и ликвидации Центра.
Заседание Правления правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решения Правления принимаются квалифицированным большинством голосов от числа присутствующих. Периодичность проведения заседаний Правления - по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4. Организационно-правовой статус
Организационно-правовая форма: Негосударственное Образовательное учреждение (НОУ)
Юридический адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Центра: Российская Федерация, г. Нижневартовск, ул. Омская, д. 12а.
Единственным учредителем Центра является Анна Константиновна Макаренко.
5. Отраслевые особенности функционирования организации
Обеспечение охраны труда по ТК РФ осуществляется в виде государственного управления охраной труда; государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, создания служб и комитетов по охране труда, законодательного закрепления обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда и работника по их соблюдению, обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Осуществление организации охраны труда происходит путем объединения функций государства, работодателя и работников в сфере управления охраной труда.
Организация охраны труда регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Государственное управление охраной труда - это деятельность полномочных государственных органов исполнительной власти по осуществлению основанных на нормативных правовых актах исполнительных, регулирующих, разрешительных, координирующих, надзорных, контрольных и других функций, направленных:
· на формирование и проведение государственной политики по охране труда в областях их деятельности;
· на разработку и реализацию федеральных, отраслевых и региональных программ улучшения условий и охраны труда;
· на обеспечение безопасности работников в процессе труда, предупреждение и устранение нарушений требований охраны труда.
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или поручается федеральным органа исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации - орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Оно регулирует отношения в социально-экономической сфере, в том числе, и в области охраны труда путем:
· формирования федеральных целевых программ и обеспечения их реализации;
· принятия мер по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан;
· осуществления руководства работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контроля их деятельности;
· утверждения положений о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти и другое (статьи 12, 13, 16 Федерального Конституционного Закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее - ФКЗ «О Правительстве РФ»).
Для организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты в организациях с численностью работающих более 50 человек работодателем согласно статье 217 ТК РФ создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Если численность работников организации 50 человек и меньше, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
Если служба охраны труда (специалист) по охране труда в организации отсутствует, их функции выполняет работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, который оказывает услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, принятых Постановлением Минтруда Российской Федерации от 8 февраля 2000 года №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».
Деятельность комитета (комиссии) по охране труда регламентирована Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 года №413 «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Однако ТК РФ не ставит обязательным условием для создания комитета (комиссии) наличие в организации определенного количества работников. Комитет (комиссия) по охране труда могут быть созданы в любой организации.
Этот орган по охране труда может быть создан как по инициативе работодателя, так и по инициативе работников (их представительного органа). Комитет (комиссия) по охране труда также может быть организована совместными усилиями работодателя и работников (их представительного органа).
Комитет (комиссия) по охране труда организуют совместные действия руководителя и работников в сфере охраны труда, организует проверки условий и охраны труда на рабочих местах, доводит результаты проверок до сведения работающих, осуществляет сбор предложений к созданию коллективного договора (соглашения) по охране труда. Действия комитета способствуют профилактике травматизма и профессиональных заболеваний.
Численность работников комитета может определяться количеством работников в организации, спецификой работы, других особенностей организации или по взаимной договоренности сторон, представляющих стороны трудового коллектива. Выдвижение в комитет представителей работников происходит на общем собрании коллектива, а представители работодателя назначаются приказом по организации.
Условия создания, деятельности, период работы определяются по взаимной договоренности сторон.
Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Комитет осуществляет свою работу в соответствии с планом работы, который принимается на его заседании и утверждается председателем комитета. Работа комитета осуществляется на общественных началах, как правило, без освобождения от основных обязанностей, если иное не оговорено в коллективном договоре. В своей работе комитет взаимодействует с государственными органами управления охраной труда, надзора и контроля, профсоюзным комитетом, службой охраны труда в организации.
Службами охраны труда организаций осуществляется непосредственный контроль за соблюдением работниками требований инструкций охраны труда. Работники службы охраны труда организаций также вправе требовать письменные объяснения от лиц, которые допустили нарушения нормативных правовых актов по охране труда. В случае грубого нарушения работниками организации правил, норм и инструкций по охране труда работники службы охраны труда вправе требовать от руководителей подразделений отстранения от работы этих лиц. Служба охраны труда также может представлять работодателю предложения о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда.
Комитеты и комиссии по охране, созданные в организации, вправе также вносить работодателю предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушение требований по охране труда.
В целях обеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях могут быть организованы кабинеты или уголки по охране труда в соответствии с Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 января 2001 года №7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда».
. Специфика развития региона
Ханты-Мансийский автономный округ - древняя Югра - один из богатейших регионов России, пример динамичного развития экономики и социальной сферы, рационального использования природных ресурсов и вследствие этого - стабильного уровня благосостояния и качества жизни населения. С открытием нефтяных и газовых месторождений, крупнейшие из которых: Самотлорское, Фёдоровское, Мамонтовское, Приобское, связана специфика экономики округа. Сегодня это - один из основных доноров Российской Федерации. Но расцвет северного края, преображение таежных земель в высокоразвитые центры, обладающие самой современной инфраструктурой, произошли не только благодаря богатствам природы, ведь любые сокровища в неумелых руках не принесут пользы ни обществу, ни государству. Успех социально-экономического развития Югры - результат кропотливого труда органов государственной и муниципальной власти Ханты-Мансийского автономного округа.
Сегодня правительство Ханты-Мансийского автономного округа разрабатывает и реализует финансовую, инвестиционную политику, осуществляет меры по ограничению монопольной деятельности и развитию предпринимательства. Особое место в работе правительства занимает укрепление банковской, денежной и кредитной системы, проведение государственной политики ценообразования и оплаты труда. Социальная ориентированность, социальная защита населения Югры - приоритет в политике правительства. Выплачиваются пособия престарелым и инвалидам, социально уязвимым и социально незащищенным группам населения оказывается прямая адресная поддержка. Осознавая значимость создания благоприятных условий для жизни и деятельности молодого поколения, правительство региона прикладывает все усилия для улучшения положения семьи и детей. Открываются именные целевые денежные счета детям, родившимся в округе в 2000 и последующих годах, за счет окружного бюджета производятся ежемесячные доплаты семьям, имеющим детей от 1,5 до 4 лет, многодетным семьям, воспитывающим трех и более детей, увеличивается размер государственного детского пособия, единовременного пособия при рождении второго ребенка. В настоящий момент успешно реализуются окружные целевые программы «Старшее поколение», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи автономного округа», «Одаренные дети», «Золотое будущее Югры».
Большое внимание правительство Югры уделяет координации и развитию социально-экономических и культурных связей с другими регионами. Активный культурный обмен происходит с республиками: Башкортостан, Мордовия, а также Пензенской, Томской, Тюменской областями, Москвой и Санкт-Петербургом. С 20 высшими учебными заведениями России заключены соглашения о совместной деятельности.
Охотно идут на долговременное сотрудничество с Ханты-Мансийским автономным округом и зарубежные страны: Канада, Венгерская Республика, Финляндия, Болгария... Основные экспортные поставки в 2003 году были осуществлены в Украину, Беларусь, Польшу, Казахстан, Францию, Германию, Швейцарию, Нидерланды, США.
Об успешном развитии международных отношений свидетельствует факт вхождения округа в такие организации, как ЮНЕСКО, Ассоциация финно-угорских народов, международная ассоциация «Северный форум», учрежденная для развития и укрепления партнерских связей между северными регионами; разработка и реализация совместных проектов, направленных на улучшение условий жизни северян.
. Особенности технологии производства
Для организации работы по охране труда работодатель создаёт службу охраны труда, которая осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, в том числе службой охраны труда вышестоящей организации (при её наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти по труду соответствующего субъекта Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
Для реализации мероприятий по охране труда осуществляется распределение функциональных обязанностей между работниками службы охраны труда, а также утверждаются должностные обязанности руководителей в части охраны труда.
В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников и (или) их представителей на предприятии с численностью работников более 10 человек создаётся совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Основные задачи службы охраны труда - организация и координация работы по охране труда, профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний, осуществление контроля за соблюдением законодательных и иных требований охраны труда, а также консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда.
В соответствии со ст. 12 в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
Численность работников службы охраны труда определяется исходя из количества рабочих в организации и опасности производства. Здесь нужно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников служб охраны в организации, а также Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организациях. В данных рекомендациях изложены задачи, функции и права службы охраны труда.
Порядок обучения является основополагающим организационным и методическим документом по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов всех отраслей экономики. Однако данный порядок обучения положение не отменяет специальных требований к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний персонала, обслуживающего объекты, подконтрольные органам государственного надзора. Требования устанавливаются специальными правилами.
На территории региона обучение и проверку знаний координирует орган исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации, который заносит в банк данных все обучающие организации, получившие разрешение органа исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации.
Ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество обучения по охране труда и невыполнение в полном объеме утвержденных программ несет обучающая организация. Орган, выдавший разрешение на проведение обучения, вправе прекратить или приостановить его действие в случае выявления нарушений требований по обучению.
Контроль за своевременным проведением обучения и проверки знаний осуществляется органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, а также Федеральной инспекцией труда и Государственной инспекцией труда в субъектах Российской Федерации.
На основе данного порядка обучения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации разрабатывают соответствующие положения (порядки).
Следует отметить, что в ряде ведомств и организаций сложились и действуют свои положения (порядки) обучения, подтвержденные практикой.
. Труд и заработная плата
Регулирование заработной платы осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом. Максимальный размер заработной платы не ограничивается (ст. 132), однако это не распространяется на бюджетную сферу, где заработная плата определяется исходя из аттестации работников и Единой тарифной сетки.
Следует отметить возрастающую роль коллективных договоров и соглашений, где работодатель может устанавливать за счет своей прибыли свои тарифы по заработной плате.
Кроме непосредственной выплаты заработной платы законодательством о труде сохранены такие выплаты, как премирование, вознаграждение по общим итогам работы за год, закрепленные в соответствующих положениях, в коллективных и трудовых договорах.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (ст. 152).
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 148).
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.
Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки;
работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153).
Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Конкретные размеры повышения устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, коллективным договором, трудовым договором (ст. 154).
охрана труд заработный управление
Заключение
Во время прохождения практики были выполнены поставленные цели и задачи, а именно:
были закреплены, углублены теоретические знания, полученные в процессе обучения;
определены основные задачи экономиста-мененджера в организации;
ознакомилась со структурой организации, спецификой ее деятельности;
Перед прохождением практики получила инструктаж по охране руда от руководителя практики.
Во время прохождения практики выполнялись поручения руководителя практики, такие как:
заказ литературы в издательстве;
определение цен на литературу, наклеивание ценников на литературу и плакаты по охране труда;
выкладка товара на витрины;
составление табелей-расчетов заработной платы преподавателей по учебным группам;
оформление документации по обучению групп;
составление калькуляции на ведение обучения по охране труда.
Библиографический список
1)Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. проф. О.И.Волкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 601 с. - (Высшее образование).
)Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А.Сафронова. - М.: Юристъ, 2002. - 608 с.
)Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. И. В. Сергеева.- М.: «Финансы и статистика», 2004. - 300 с.
)Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. И. Н. Чуева. - М.: «Дашков и К», 2004. - 405 с.