Характеристика ООО "Великий Король" и анализ деятельности организации


Т.Г. Шевченко как художник


Е.В.Самохина


Среди плеяды деятелей украинской культуры Тарасу Григорьевичу Шевченко (1814-1861) принадлежит особое место. Шевченко был наделен многими чертами характера: пылким вольнолюбством, большим трудолюбием, жаждой учиться, широким диапазоном интересов, тонким знанием человеческой психологии. Если умножить это богатство удачи на талант в поэтическом слове и в изобразительном искусстве, то станет понятной феноменальная природа его как человека и художника.

При знакомстве с событиями Шевченко жизнь может сложиться впечатление, что они словно цепь случайностей, который мог оборваться в любом месте. Действительно, и прихоть помещика Энгельгардта взять себе за «казачка» в путешествие к Свободная и Петербурга рано осиротевшего Тараса, и встреча в Летнем саду с Иваном Сошенко, и труд у Василия Ширяева по размалевыванию интерьеров петербургских театров, и драматические обстоятельства выкупа из крепостничества, наконец, вступление в Академии искусств в класс Карла Брюллова, - эти «ступеньки» Шевченко роста опираются вроде на нетвердую почву стечении обстоятельств.

Юный Шевченко пришел 1831 года в Петербург пешком, преодолев в сочетании с другими крепостными Энгельгардта сотни вест глубокими снегами Прибалтики и русского Севера. От суровой зимы 1831 года началось его длительное столичную жизнь, полная борьбы за существование, неугасающей желание стать свободным, выучиться на профессионального художника. [5]

Оснований для отчаяния на то время у Тараса было достаточно, но он не поддавался ему. Своими способностями в поэзии и рисовании, трудолюбием и добрым, живым нравом украинский крепостной вызвал в передовых российских деятелей культуры не только любопытство, но и желание практически помочь ему.

Удивления достойна драматическая эпопея выкупа Шевченко из крепостничества, в которой остро столкнулись полярные силы тогдашней России: наглый торговец душами Энгельгардт, который олицетворял крепостническую систему, и демократически настроенные художники В.Жуковский, О.Венецианов, Брюллов, И.Сошенко, В.Григорович и другие, те которые хотели, чтобы юноша получил образование и волю.

Став свободным, Шевченко не терял ни одного дня. Поэзия, рисунок, живопись вполне заполонили его. Он буквально упивался творчеством. Шевченко был принят в Общество поощрения художников (1835) и в Академию искусств (1838).

В течение семи лет обучения из-под его кисти, карандаша, граверского штихеля и офортной иглы вышли не только ученические, но и законченные, зрелые произведения. Во время обучения Тарас Григорьевич был трижды награжден серебряными медалями. Задолго до предоставления в марте 1845 года официального звания свободного художника Шевченко уже работал на уровне профессионального мастера.

Не по годам гражданская и художественная зрелость заметна и в его литературном творчестве. Именно в период академических студий им написаны такие шедевры, как поэмы «Гайдамаки», «Сон», «Сова», издано в 1840 году первый сборник стихов «Кобзарь».

Весь поэтический и часть художественного наследия петербургского периода тематически связанные с Украиной, хотя между 1830-1843 годами ему ни разу не удалось побывать в родном крае.

Посещение Украины 1843 года имело решающее значение в выборе Шевченко дальнейшего жизненного пути - словом и кистью работать для своего народа. Окончив в марте 1845 года Петербургскую Академию художеств, он сразу же перебирается на Украину, поселяется в Киеве и принимает предложение быть художником Археографической комиссии при университете.

Творческие и жизненные планы Шевченко были внезапно оборваны. По доносу провокатора 5 апреля 1847 года он был арестован как член тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевского общества. У него были конфискованы тетради с «крамольными» стихами, альбом с киевскими этюдами, который попал в руки киевского губернатора и исчез бесследно. Эти бумаги стали обвинительными документами против Шевченко. О них было донесено самому царю. Приговор был суров: ссылки рядовым солдатом в отдельный Оренбургский корпус. Там Шевченко держали под строжайшим надзором и запрещали писать и рисовать. [4]

Жестокий удар судьбы впечатлительный поэт и художник воспринял болезненно. Следствие, допросы, связанные с ними переживания сказались и на состоянии здоровья, и на внешнем виде. Печаль тревоги и страдания отразилась на автопортретах, которые Шевченко создал в ссылке. Однако и в Оренбурге продолжалось его поэтическое и художественное творчество.

Помнили о его судьбе и на Украине, и в Петербурге. После смерти царя Николая I, по просьбе вице-президента Академии искусств Шевченко был освобожден. С подорванным здоровьем, но не сломлен духовно в 1857 году он прибыл в Петербург. Он совсем не щадил своего подорванного здоровья работая с удивительной целеустремленностью и настойчивостью. Готовил новое издание «Кобзаря», заключал «Букварь и учебники по истории и арифметики для украинских школ, писал новые поэмы и стихи, рисовал портреты.

Зимой 1860-1861 лет состояние здоровья Тараса Григорьевича резко ухудшилось. 10 марта (26 февраля по старому стилю) 1861 года он умер. Похоронен был сначала на Смоленском кладбище в Петербурге. По его завещанию, прах весной того же года перевезен на Украину и похоронен в Каневе на высоком берегу Днепра, неподалеку от тех мест, где он родился и вырос.

Творческое наследие Шевченко - новая и яркая страница в истории украинской художественной культуры. Тонкое чутье современной ему действительности сочеталось со знанием истории мировой и отечественной. Развитая интуиция относительно прежних времен и современной действительности давала ему возможность наполнить новым содержанием изображения давности.

Из архивных документов и личных свидетельств Шевченко известно, как старательно он учился. В становлении профессионального мастерства Шевченко ведущую роль сыграл выдающийся русский живописец Карл Брюллов (1799-1852), который был не только учителем Шевченко, но и его старшим другом, в 1839 году Тарас Григорьевич некоторое время жил у Брюллова.

Весомыми были достижения Шевченко в области живописного и графического портрета. Он исполнил около 150 произведений этого жанра, половина которых создана еще до ссылки. В них чувствуется романтическая концепция человека, которая в конце 18в. и в первой половине 19в. преобладала в творчестве многих европейских художников.

Шевченко облюбовал акварельный рисунок еще в доакадемический период своей жизни, имея в нем определенные навыки, а возможно, и первые достижения. Этого он достиг многочисленными упражнениями и копированием.

В ряде портретов прослеживается стремление Шевченко подчеркнуть гармоническую сущность человека, выявить ее моральное, интеллектуальное и физическое совершенство. Для него человек - мера всех вещей: художник видит в ней лишь прекрасное и высокое. И в то же время перед зрителем небеззаботные лица, а целенаправленные характеры, волевые натуры. Темперамент и умиротворения, порыв и доброжелательность - на этих психологических регистрах строятся окутанные романтической дымкой образы.

Выражения лиц на портретах 30-40 лет отмечает некоторая загадочность, воплощенная в первую очередь в проникновенных взглядах. Концепция человека основывается у него на общественно-нравственных предпосылках: гражданской честности, преданности героя демократическим идеалам, нравственной чистоте, то есть на основе распространенного тогда прогрессивного романтизма.

Шевченко принял для себя немало полезного от русской портретной школы. Есть в его произведениях и черты, касающиеся западноевропейского классицистического портрета. Исходя из выдающихся достижений и стилистической определенности искусства своей эпохи, он выработал свой собственный взгляд на человека. Его модели - это, как правило друзья, знакомые. Личная нота в его произведениях очень сильная. Она выражается в тщательном «рисовании» удачи и настроения; она подтверждается и средствами выразительности - шелковистыми размывами акварели, нежными наплывами масляных красок. Ища соответствующих оттенков и переходов тонов для передачи свежести молодых лиц (Маевская, Закревская, Кейкуатова, Горленко), острых, внезапных или же элегических взглядов (масляный автопортрет, Лизогуб, Рудзинский, Лукомский, Кулиш), он стремится сплавить романтическую внешность своих героев с их внутренней содержательностью. Мгновенные чувства, которые фиксируются поворотом головы, взглядом, - не случайные импульсы, а выразители характеров. [3]

Одним из вершин его поисков является сепия «Казашка Катя» (1856-1857), в которой дано типичный образ девушки в момент прозрения, осознания себя как представительницы своего народа. Вместе с тем в этой девушке, которая, заслоняя рукой мерцающий свет ночника, всматривается в причудливые загадочные орнаменты надгробий своих предков, усматривается отголосок распространено в первой половине XIX ст. «кладбищенского романтизма» с его потаенными провидами, «страшными» сюжетами. Шевченко сумел придать сцене глубокого гуманистического периода.

Особое место в портретной творчества Шевченко занимают автопортреты, в которых он запечатлел себя в разные времена жизни, в разных настроениях и переживаниях, но непременно с глубоким искренним самоанализом, с психологической насыщенностью. В автопортретах художника всех периодов творчества - от юноши байроновского настроения и внешности, до выстраданного, но непреклонного мужа средних лет - кроется большая сила типизаций. [2]

Другими жанрами изобразительного искусства, в которых наследие Шевченко был достаточно весомым, есть историческая композиция и иллюстрация к произведениям отечественной и мировой классики.

Бросается в глаза достаточно самостоятельное изобразительное прочтения литературных сюжетов.

Акварель «Цыганка-гадалка» (1841) можно отнести к одной из программных произведений Шевченко-бытописателя. Это быль о том, как молодая девушка решила прибегнуть к гадание цыганки относительно своей будущей судьбы. Художник дает достаточно внятную характеристику персонажам, тщательно вырисовывал черты их характера - доверчивой простодушной девушки и говорливой гадалки. С двойным чувством страха и надежды, даже опасаясь взглянуть на свою «пророчицу», ждет черноволосая красавица на ее «приговор». Всю эту исполненную бытовых деталей ситуацию Шевченко выразил в типовой сцене из народной жизни. [6]

Наследие Шевченко - огромное достижение всей украинской художественной культуры. Шевченко определил направления развития литературы и изобразительного искусства Украины на путях гуманизма, народности, борьбы за лучшую долю людей. [1]

Слава Шевченко пережила эпоху, в которую он жил. Его бессмертные произведения и сегодня высоко ценит прогрессивное человечество, его имя известно во всем мире.


Примечание

шевченко художник автопортрет самоанализ

1. Андрущенко, Т. Художественное новаторство Шевченко / Т. Андрущенко // Изобразительное искусство. - 2005. - №1. - С. 49-51.

. Вериковская, И. Новый этап художественного шевченковедения / И. Вериковская // Литературная Украина. - 2006. - № 25. - С. 1, 4.

. Войтович, В. Тарас Шевченко-художник / В. Войтович // Русский язык и литература. - 2009. - №8. - С. 3-4.

. Ивакин Ю. Поэзия Шевченко периода ссылки.- К., 1984.- 236 с.

5. Красицкий, Д.Ф. Тарас-художник [Текст] : рассказы о юности Т.Г.Шевченко .- К. : Радуга, 1973. - 140с.

. Огоновська, С. Галерея художественных произведений Т. Шевченко // Дивослово. - 2004. - №5. - С.9-12.


Теги: Характеристика ООО "Великий Король" и анализ деятельности организации  Отчет по практике  Экономическая теория
Просмотров: 8707
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Характеристика ООО "Великий Король" и анализ деятельности организации
Назад