Составление комплексной инвестиционной программы моногорода

Введение


Моногород - это город, где существует очень тесная связь между функционированием крупного (градообразующего) предприятия и экономико-социальными аспектами жизни населения. При этом рыночные перспективы предприятия существенно влияют на судьбу этого города и его жителей, фактически - это «город-завод».

Последствия мирового финансового кризиса заметно изменили хозяйственную и социальную жизнь моногородов, градообразующих предприятий, наукоградов и прочих закрытых поселений в России. Основными причинами изменений стали: затруднение деятельности их градообразующих предприятий, узкая сфера занятости и ограниченные возможности манёвра населения при потере работы, свёртывание социальной инфраструктуры, сокращение налогооблагаемой базы местных бюджетов.

Россия получила в наследство от плановой советской экономики значительное количество моногородов, жизнь которых полностью зависит от работы одного, в лучшем случае нескольких предприятий. В настоящее время нет чёткого определения термина «моногород», чаще всего встречаются понятия «город-спутник», «наукоград» или «градообразующее предприятие». Такой разброс определений существует и в нормативно-правовой базе, содержащей различные положения, закрепляющие понятие «градообразующие предприятия»:

·в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. №1001 «градообразующее предприятие» определено как предприятие, на котором занято не менее 30% общего числа работающих на предприятиях города либо имеющее на балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населённом пункте;

·в Федеральном законе от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» зафиксировано, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учётом членов их семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населённого пункта.

В отечественной практике понятию «моногород» близок термин «город-завод», предполагающий существование теснейшей связи между функционированием городского поселения и предприятием, достаточно крупным, чтобы влиять на основные аспекты жизни города - «градообразующего предприятия».

Расхождение в понятиях «градообразующее предприятие» вызвано отсутствием методологических исследований по определению критериев отнесения населённого пункта к моногороду. Например, вряд ли кто-нибудь объяснит, почему предприятие, численность работников которого и членов их семей составляет 49,9% населения города, не является градообразующим.

Цель эссе заключается в выявлении современных механизмов развития моногородов, основных тенденций функционирования моногородов и обоснование оптимального теоретико-методологического подхода к управлению их устойчивым развитием.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением комплекса взаимосвязанных задач:

обобщить теоретический опыт в области устойчивого развития социально-экономических систем;

предложить комплекс мер по совершенствованию системы мониторинга устойчивого развития моногорода;

рассмотреть современные механизмы развития моногородов.


1. Особенности развития моногородов


Проблема развития монопрофильных городов (моногородов), экономика которых полностью зависит от одного или двух градообразующих предприятий, является для России на данный момент острой в социальном, экономическом и политическом плане. Властные структуры, предприятия и жители большинства из них оказываются неспособными своими илами компенсировать возрастающие риски динамичной внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития города.

Моногорода специализируются на отдельных градообразующих отраслях, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки (за счет потока этой продукции из предприятий города в другие города - «экспортные» денежные потоки в пределах страны). С развитием градообразующих отраслей связываются возможности дальнейшего развития города. Предприятия градообразующей отрасли создают спрос на факторы производства (рабочую силу, финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья, электроэнергию, тепло, воду, газ, производственные площади, очистные сооружения и т.д.); их рабочие формируют спрос на потребительские товары и услуги. Эти виды спроса в большей части удовлетворяются предприятиями градообслуживающих отраслей, возникающими на территории города (системы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения , канализации, транспорта, строительство, торговля , пищевая промышленность и т.д. ) и обеспечивающими нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли.

Распределение предприятий города по основным отраслевым группам дает возможность отнесения каждого города к некоторому абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения, металлургический центр, город-порт, город-курорт и т.п.

Для советской экономики такие города на протяжении десятилетий были не просто крупной, но и передовой, динамично развивающейся составной частью народного хозяйства, позволяя реализовывать целый ряд масштабных проектов огромного производственного, научно-технического и оборонного значения. В современной России ряд предпосылок такого территориального устройства хозяйственной деятельности сохраняется и даже усиливается в силу повышения экономических барьеров, препятствующих миграции населения из региона в регион.

В 335 моногородах сосредоточено 442 градообразующих предприятия, которые в значительной мере определяют структуру и конкурентоспособность всей российской экономики. Это крупнейшие предприятия машиностроения, металлургии, добычи и переработки природных ресурсов, оборонной промышленности. По ряду отраслей в моногородах сосредоточено до 70% их мощностей, в связи с чем, успешность перехода России на инновационный путь развития непосредственно связывается со степенью эффективности процесса модернизации моногородов и градообразующих предприятий.


2. Основные направления поддержки моногородов в России


Впервые на проблему моногородов обратили внимание после событий 2008 года в г. Пикалево Ленинградской области, в котором была остановлена работа трех предприятий, связанных одним технологическим процессом, из-за разногласий по цене сырья между их собственниками. Жители города устроили массовые митинги, перекрыли трассу Новая Ладога-Вологда. После этого к решению проблемы подключилась федеральная власть. В конце 2009 года Минрегионразвития выделило основные направления государственной поддержки моногородов России, в основу которых легли три стратегии: первая стратегия - закрытие населенного пункта с переселением граждан в том случае, если город признан неперспективным; вторая стратегия - перепрофилирование экономики моногорода и открытие новых производств; третья стратегия - государственная финансовая поддержка моногородов, которые находятся в критической ситуации.

Первая стратегия нецелесообразна. Во-первых, она требует достаточных финансовых ресурсов, во-вторых, она связана с «психическим потрясением» переселяемого населения и может вызвать серьезное общественное возмущение, в-третьих, некоторые моногорода имеют многовековую историю, и уничтожать их нецелесообразно с культурно-этической точки зрения.

Вторая стратегия, должна быть основным направлением деятельности. Ведь, по сути, только размонопрофилирование экономики моногорода является эффективным способом решения проблемы в долгосрочной перспективе. Создание новых производств, новых заводов стабилизирует ситуацию не только в моногородах, но и в стране в целом, т.к. сегодня в России наблюдается кризис реального сектора экономики.

Насчет третьей стратегии. На сегодняшний день именно на этом направлении государство сосредоточило свое внимание. Министерство Регионального развития создало список из 27 депрессивных моногородов, которым в 2010 году было передано 27 млрд. рублей. Из них 10 млрд. - в форме дотаций на развитие инфраструктуры, 5 млрд. - на ЖКХ, 2 млрд. - на развитие малого бизнеса, 10 млрд. - на кредиты под государственные гарантии. Список потом увеличили до 35 городов. Многие считают, что в этот список попали некоторые города, которые находились не в самой критической ситуации. Например, Нижний Тагил с его заводом «Уралвагонзавод», который, по сути, является монополистом в сфере выпуска грузовых вагонов, или Каменск-Уральский, где действуют нормально работающие четыре градообразующих предприятиях, связанных с цветной и черной металлургией, выпускающие алюминий и трубы. Третья стратегия эффективна только в краткосрочной перспективе и при условии, что финансовая помощь будет поставляться именно нуждающимся городам, а средства будут расходоваться эффективно. Стоит отметить, что вторая и третья стратегия являются взаимодополняющими.


3. Составление комплексной инвестиционной программы моногорода


Министерством регионального развития была разработана методика комплексного инвестиционного планирования (КИП) развития моногородов. Каждый моногород, по сути, должен был представить стратегию своего развития. Комплексный инвестиционный план включает в себя: анализ социально-экономического положения, расчет капитала города, анализ рисков, календарный план реализации программы, систему управления программой, расчет показателей эффективности, прогнозы развития, паспорт меры КИП, источники финансирования и т.д. Отбор городов по КИП проводится по следующим принципам:

. приоритет отдается тем КИП, которые разработаны и согласованы всеми заинтересованными субъектами (администрацией моногорода и вышестоящими органами власти, руководством градообразующего предприятия, профсоюзами, представителями населения - общественными объединениями, партиями и т.п.);

. затраты и эффект от реализации КИП должны быть сопоставимы, положительная динамика и эффект должны наблюдаться не позже 3 лет с момента начала реализации плана;

. все ключевые решения, затраты должны наблюдаться всеми участниками соглашения о реализации КИП.

Город Пикалево - первый город Ленинградской области, которому выделили денежные средства для реализации КИП. В январе 2010 года проект Комплексного плана города Пикалево до 2025 г. был представлен Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Правительства Ленинградской области на рассмотрение в Министерство регионального развития РФ, который получил одобрение Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции.

С момента принятия Программы администрацией МО «Город Пикалево»:

) сформированы земельные участки под строительство инвестиционных объектов;

) подготовлены акты выбора земельных участков под проектно-изыскательские работы для объектов инженерной инфраструктуры;

) подготовлены градостроительные планы земельных участков под строительство объектов инженерной инфраструктуры:

) проведен конкурс по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (из 36 заявленных бизнес-планов отбор прошли 3).

Кроме этого, улучшена дорожно-транспортная инфраструктура, урегулированы проблемы взаимоотношений градообразующих предприятий, решено множество социальных вопросов для большого числа людей.

После того, как денежные средства были перечислены городу, между инвесторами и государством было заключено соглашение, по которому инвесторы обязуются реализовать заявленные проекты, в противном случае, они будут привлечены к материальной ответственности.

Кроме Пикалево, в Ленобласти еще четыре официально признанных моногорода - Сланцы, Волхов, Коммунар и Сясьстрой. Все эти города числятся в списке Минрегионразвития РФ. Сегодняшнее экономическое положение моногородов Волхова, Коммунара и Сясьстроя не вызывает у региональных властей беспокойств. Так, у основного градообразующего предприятия города Волхова - «Волховского алюминиевого завода» самая актуальная проблема - снижение тарифа на электроэнергию. В 2009 году власти Ленобласти приняли решение о снижении тарифа на электроэнергию. Но Федеральная служба по тарифам и сборам признала введение такого спецтарифа неправомерным. На данный момент на «Волховским алюминиевом заводе» происходит оптимизация производства, в результате которой много человек будет сокращено. Это по решению руководства уменьшит затраты на персонал. При таких обстоятельствах можно сказать, что по данному случаю можно начинать беспокоится. По городу Волхову на данный момент уровень безработицы 0,46% на 01.12.2013г.

В городе Коммунар Гатчинского района основу промышленности составляют предприятия «Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат», «Бумажная фабрика «Комсомолец»» и «Бумажная фабрика Коммунар». По словам Г. Дварса эта площадка не вызывает опасений. Тем не менее, повышение эффективности работы «бумажных» предприятий мог бы запрет или ограничение на вывоз макулатуры. В 2010 году в этом городе открылось новое предприятие «Шнейдер Электрик».

В городе Сясьстрой, где основное градообразующее предприятие «Сясьский ЦБК», тоже появился новый вид производства - в теплицах «Новой Голландии» выращивают розы.

Самая критичная ситуация в городе Сланцы. Эта непростая ситуация связана с градообразующими предприятиями города - ОАО «Завод Сланцы» и шахтой «Ленинградсланец». На заводе «Сланцы» уже давно не осуществляется переработка добытого сланца», В «Ленинградсланце» сокращаются рабочие. «Несмотря на то, что Росимущество погасило большую часть кредиторской задолженности завода «Сланцы», найти покупателя на госпакет акций так и не получается. Пока что неопределенность в судьбе завода является серьезной проблемой».

Несмотря на то, что федеральное правительство не включает в бюджет расходы на поддержку моногородов, по словам Г. Дваса, региональные власти готовы оказать финансовую помощь из регионального бюджета.

федеральный инвестиционный монопрофильный город


4. Государственная поддержка моногородов


Общий алгоритм государственной поддержки моногородов был разработан лишь к концу 2009 г. Минрегионом РФ были предварительно отобраны 29 перспективных инвестиционных проектов, представленных представителями власти отнесенных к моногородам населенных пунктов. Все предложенные меры можно разделить на три группы: модернизация предприятий, диверсификация экономики, переселение.

С того момента, как стартовала программа, уровень безработицы в моногородах - участниках программы удалось снизить с 5,5% до 2,6%. Уже создано 34 тыс. постоянных и более 1 50 тыс. временных рабочих мест.

Основная задача программы правительственных мер - диверсификация экономики моногородов, снижение экономической зависимости от градообразующих предприятий. Цель модернизации моногородов - создание новых производств, повышение качества и уровня жизни людей.

Монопрофильные города - наиболее уязвимая категория населенных мест, систематически находящаяся в зоне риска в силу односторонне развитой и преимущественно отсталой экономической базы.

По степени влияния кризиса на социально-экономическую ситуацию моногородов Министерство регионального развития РФ классифицирует их следующим образом:

% моногородов (1,4 млн чел.) - территории с высокой степенью проявления кризисной ситуации, где требуется срочное принятие мер на федеральном уровне (возможно расселение городов)

% моногородов (5,4 млн. чел.) находят-с в зоне повышенной степени риска, решающую роль в решении их проблем должны играть субъекты РФ

% моногородов требуют регулярного качественного мониторинга социально-экономического состояния и разработки программ развития


Заключение


В ходе проведенного исследования были проанализированы существующие подходы к определению понятия и критериев моногорода. Было выяснено, что моногорода - это населенные пункты, бюджеты и основные доходы населения которых зависят от одного или нескольких схожих предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка. Моногорода - это нормальное явление экономики. Если город по всем параметрам подходит к категории «монопрофильности», это не означает, что государство должно ему предоставить финансовую помощь. Поэтому выделяют критерий, условно названный «необходимость помощи» или «стабильность ситуации на предприятии», который позволяет разделить моногорода на тех, кому необходимо предоставить помощь и тех, кому помощь не требуется.

Политика в сфере моногородов имеет ряд недостатков. Во-первых, законодательно не закреплено само понятие «моногород», не урегулирован правовой режим. Вследствие чего на финансовую помощь могут претендовать города, которые не совсем подходят под параметры моногорода. Во-вторых, не до конца решена проблема с отсутствием специалистов и денежных средств на разработку КИП муниципалитетом. В-третьих, как показала практика реализации КИП в Пикалево (а это не самый кризисный город, и реализация его программы находится под большим контролем, чем реализация программ других городов), методические рекомендации по составлению КИП имеют просчеты, связанные с привлечением инвесторов. Также возникли проблемы с проектной документацией. В-четвертых, имеются ошибки управленческого характера. Иными словами, на сегодняшний день не сложилась единая система нормативно-правовых, административных и экономических мер по решению проблемы функционирования моногородов в России.

В первую очередь необходимо принять закон о моногородах и законодательно закрепить само понятие «моногород» и условия, при которых моногород может претендовать на финансовую помощь. Необходимо исправить «слабые места» КИП, связанные, например, с привлечением инвесторов. Так же важно задействовать общественность, СМИ, ученых, чтобы решением этой проблемы занимались не только власти, но и граждане города.


Прогнозы и выводы


В соответствии с программой федеральной поддержки монопрофильных городов Министерством регионального развития РФ разработан комплекс планов модернизации российских моногородов. Основные долгосрочные цели реализации комплексных планов модернизации российских моногородов:

модернизация традиционных (градообразующих) производств

диверсификация экономики города (создание новых производств и предприятий сферы обслуживания населения и бизнеса)

развитие малого и среднего бизнеса

улучшение имиджа города и повышения качества жизни

Реализация указанных целей может привести к повышению конкурентоспособности градообразующих предприятий, уменьшению ключевых рисков, повышению занятости на фоне обеспечении свободы выбора населения, привлечению творческих кадров, инвестиционных ресурсов и др. и, в конечном итоге, обеспечит устойчивое развитие города в долгосрочной перспективе за счет собственного капитала, в том числе человеческого потенциала.

Основная задача, которую придется решать Правительству РФ, состоит в том, чтобы создать механизм изменении ситуации в моногородах, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвитии этих населенных пунктов и их гибкой адаптации к изменениям окружающей среды без постоянного обращения к ресурсам государства.


Список литературы


1. Григорий Двас: «Статус моногорода - это не клеймо на всю жизнь». Журнал «Ленинградская область Экономика и Инвестиции» №67, - 2011

. «Современные механизмы развития моногородов». Круглый стол ПЗ от 17.10.11.

. Е.М. Петрякова, к.э.н. доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова «Комплексная инвестиционная программа развития моногородов»

4. Алушкин Ю.А. Моногорода в региональной экономике России: основные характеристики и новые условия развития // Проблемы современной экономики. 2010. №3. С.357-359.

. История моногородов


Теги: Составление комплексной инвестиционной программы моногорода  Эссе  Экономическая теория
Просмотров: 43129
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Составление комплексной инвестиционной программы моногорода
Назад