Функционирование милитарной метафоры в религиозном дискурсе (на материале антологии святителя Тихона Задонского "Сокровище духовное, от мира собираемое")

ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"


ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МИЛИТАРНОЙ МЕТАФОРЫ В РЕЛИГИОЗНОМ ДИСКУРСЕ (на материале антологии святителя Тихона Задонского "Сокровище духовное, от мира собираемое")


Усланова Е.М.

Одним из наиболее актуальных для современной когнитивной лингвистики является вопрос о функционировании метафоры и способах ее репрезентации в различных типах дискурса. Особенно ярко своеобразие национальной метафорической картины мира проявляется на материале текстов, относящихся к религиозному типу институционального дискурса, являвшегося древнейшим типом институционального общения и оказавшего огромное влияние на формирование менталитета русской нации, однако, длительное время в связи с господством советской идеологии, остававшимся малоисследованным явлением в лингвистике.

В настоящей работе религиозный дискурс понимается как "общение, основная интенция которого - поддержание веры или приобщение человека к вере" [3, с.3]. В религиозном дискурсе метафора выступает способом воздействия на сознание: создает яркие зрительные образы абстрактных понятий, иллюстрирует сложные положения христианской догматики, формирует в сознании верующих эмоциональную оценку тех или иных событий. Следовательно, метафора понимается как укорененная в сознании человека и определяющая его мышление, деятельность и восприятие, т.е. выполняет моделирующую функцию, не просто вырабатывает представление об объекте, но и определят стиль и способ мышления о нем.

Для создания христианской картины мира и в целях воздействия на сознание верующих в религиозном дискурсе активно используются милитарные метафоры. Христианская догматика утверждает идеалы всеобщей любви, порицает ненависть и насилие, однако огромное количество военной лексики встречается, в том числе, и в текстах религиозного содержания. Традиционно милитарные метафоры используются для репрезентации вечного противостояния "добра" и "зла", борьбы человека с искушениями и соблазнами, стремления к спасению души.

Цель настоящей статьи - описание особенностей функционирования милитарных метафор, используемых в религиозном дискурсе, в частности, в произведениях одного из наиболее видных священнослужителей конца XVIII века - святителя Тихона Задонского. Материалом для исследования послужила антология свт. Тихона Задонского "Сокровище духовное, от мира собираемое".

Метафорическая модель со сферой-источником "Война" в изученном материале включает в свой состав три основных фрейма - "Военные действия", "Вооружение", "Участники военных действий".

1. Фрейм "Военные действия" является достаточно частотным для метафорических моделей с исходной понятийной сферой "война". По мнению Л.В. Балашовой, "процесс противостояния, вооруженной борьбы ассоциируется с активным противоборством различных убеждений, интересов, тенденций в развитии и т.п., причем целью такого противостояния, противоборства становится подчинение одной идеологии, одной тенденции в развитии другой" [1, с.180].

Метафоры этой группы, как таковые, способны описать любой тип действия и противодействия, особенно производимых целеустремленно и решительно.

Жизнь человека, в авторской картине мира Тихона Задонского предстает как постоянная битва, которая начинается с момента рождения и продолжается до смерти. В связи с этим следует отметить разнообразие лексики, приобретающей метафорическое значение: сокрушать, истреблять, разрушать, пленить, бороться, освобождать и др.

Большая часть метафорических моделей представляет идею противостояния Христа и его сторонников - "христиан" - с одной стороны, и Диавола с другой: Христиане имеют своих врагов, восстающих на них, и бывает с ними брань. Идея противостояния Бога и Дьявола, трансформируется в традиционное противостояние "света" и "тьмы"; "добра" и "зла", которое воплощается с помощью набора стандартных тем и ситуаций.

2. Фрейм "Вооружение". Любое противостояние не мыслится без оружия, которое выступает средством достижения желаемого результата. Как правило, метафорическое значение приобретают конкретные виды вооружения: меч, стрелы, щит и пр. Для религиозной картины мира традиционно в качестве оружия используются христианские добродетели: меч слова Божия, оружие молитвы, щит благости и т.д.

Основным и наиболее эффективным средством борьбы христиан с демонами и искушениями, является "молитва" и "слово Божие": Христиане всегда должны быть вооружены духовным мечом слова Божиего и оружием молитвы. Таким образом, в авторской картине мира Тихона Задонского слово Божие и молитва христианина уподобляются мечу воина. Автор подчеркивает важность так называемого духовного оружия для человека: Христианин без молитвы и слова Божиего - как воин без меча и ружья; показательно и то, что данный контекст актуализирует не только "меч", как типичное оружие духовного воина, но и "ружье", что встречается крайне редко в религиозном дискурсе.

В религиозном дискурсе прямыми врагами христиан выступает Сатана и его демоны. Так же как и в предыдущем случае, у "врагов рода человеческого" имеется свое оружие, которое они используют против христиан: Демоны бьют нас оружием страстей и членов наших; Орудия демонов, которыми они нас борют и ко злу приводят, - помышления злые, ими в сердце нашем возбуждаемые. Исходя из вышеперечисленных контекстов, основным оружием демонов являются "страсти" и "помышления злые".

По мысли Задонского, в человек присутствует греховное начало - "плотские страсти", при этом "страсть" выступает той "стрелой", которую направляют демоны. Однако человек способен спасти сам себя, при помощи "христианского оружия" - молитвы и слова Божия.

3. Фрейм "Участники военных действий". В религиозном дискурсе участники военных действий выступают как одна из сторон в идеологическом и нравственном противостоянии. Традиционно метафоризации подвергаются лексемы: воин, враг, ратник и пр.

Исходя из библейской традиции, основным врагом Бога выступает Дьявол, достаточно частотным является наименование "враг рода человеческого", наименование же "Сатана" восходит к еврейскому "сатан", обозначающего врага, противника [2]. Именно Дьявол и служащие ему демоны являются главными противниками человеческой души, и регулярно препятствуют ее спасению: Нет более злого и хитрого врага, чем сатана и демоны его; Битва не против плоти и крови, то есть не против людей, но против диавола и демонов.

Следует отметить, что в авторском сознании, происходит достаточно четкое структурирование "врагов рода человеческого", в отличие от христианского воинства, которое предстает как некое единое целое. Разнообразие и специализация "демонических сил" в рассмотренных контекстах, призвана подчеркнуть характер духовного противостояния, показать какими способами Дьявол пытается низложить человеческую душу. Типичным противниками человеческой души является сам Дьявол или Сатана, и его помощники, демоны или другое наименование "злые ангелы". Однако автор подчеркивает, что зачастую "враги рода человеческого" являются "невидимыми врагами", вследствие чего противостоять такому врагу намного тяжелее чем явленному: В битве христианской сатана и злые его ангелы против христиан восстают враги наши, нам невидимы.

Еще одним врагом христианина в идеологической борьбе выступают "злые люди", именно к помощи людей прибегает Дьявол, когда не может справиться сам, таким образом, опосредованно воздействует на благочестивых христиан. По мнению автора, "злые люди" призваны порочить честное имя христианина, возводить на него напраслину и наговаривать: Диавол, когда сам собою не успевает против христианина, то ищет злых людей и борет через них христианина.

Анализ материала показал, что милитарные метафоры занимают значимое место в религиозном дискурсе, поскольку являются важным средством репрезентации религиозной жизни человека. Следует отметить, что милитарная метафора достаточно структурирована, в рассмотренных контекстах представлена следующими фреймами: "Военные действия", "Вооружение", "Участники военных действий".

Использование метафор данного типа формирует в сознании верующего образ земной жизни, предстающей как поле битвы, с врагами рода человеческого, искушениями, грехами и собственными страстями. Милитарные метафоры создают атмосферу напряженности, опасности в сознании верующего, побуждают его к борьбе за спасение собственной души. Таким образом, первостепенной задачей Тихона Задонского как священнослужителя становится приобщение человека к вере, отсюда использование ярких метафорических образов, раскрывающих сущность духовных исканий человека.

дискурс милитарная метафора христианский

Литература и источники


1.Балашова Л.В. Метафора в диахронии: на материале русского языка XI - XX вв. / Л. В, Балашова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 217с.

2.Библейская энциклопедия Брокгауза [СДМ: Электронный ресурс] // Логос: Режим доступа: <#"justify">5.Словарь библейских образов [Текст] / под ред.Л. Райкена, Дж. Уилхойта, Т. Лонгмана. - СПб.: Библия для всех, 2008. - 1424с.

6.Научный руководитель - д. ф. н., доцент кафедры русского языка Кондратьева О.Н., ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет"


Теги: Функционирование милитарной метафоры в религиозном дискурсе (на материале антологии святителя Тихона Задонского "Сокровище духовное, от мира собираемое")  Статья  Английский
Просмотров: 46108
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Функционирование милитарной метафоры в религиозном дискурсе (на материале антологии святителя Тихона Задонского "Сокровище духовное, от мира собираемое")
Назад