Сущность языка как знаковой системы

План


Введение

1. Сущность языка как знаковой системы

2. Основные функции языка как знаковой системы

Заключение

Список литературы

Введение


Язык, которым пользуется человек в ежедневном общении, является не только исторически сложившейся формой культуры, соединяющей человечное сообщество, но и сложной знаковой системой. Понимание знаковых параметров языка нужно для того, чтобы лучше представлять себе приспособление языка и критерии его потребления. Слова человеческого языка являются знаками предметов и мнений. Слова - это наиболее многочисленные и ключевые знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками. Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или мнения.

Современный же язык избирает наиболее серьезное и комфортное, двоичное противопоставление. Упрощается также система падежей и времен. Язык каждый раз поворачивается своими гранями, таким образом, как требуется этой именно эпохе. Из бесконечной практики речи рождается перерожденный язык.

Русский язык гарантирует последовательность культурных обычаев народа, вероятность происхождения и развития массивного потока государственной литературы. С иной стороны большие общественные потрясения, затрагивающие базы публичного устройства, постоянно оставляют весьма видимый отпечаток в языке.

Язык представляет собой полифункциональную систему, имеющую дело с информацией - с ее созданием, хранением и передачей. Функции языка соединены с его сущностью, природой, назначением в сообществе и в то же время взаимосвязаны между собой.

Цель контрольной работы - определить сущность языка и дать характеристику главным функциям языка как знаковой системы.

1. Сущность языка как знаковой системы


Наука о языке именуется языкознанием (или лингвистикой). Оно тесно связано со многими иными науками, например, с историей и археологией: при исследовании летописи языка языковед употребляет данные историков и археологов об уровне материальной и духовной культуры народа в тот или другой период развития. В свою очередность историки и археологи используют материалами языковедческих работ для уточнения итогов личных изучений.

Языкознание соединено с этнографией: исследование этнических особенностей тех или других народов, разных действий, сопровождающих поселение и перемешивание наций и народностей, нереально без внимания к языковым явлениям (таковым, как слияние языков, повторение и т.д.).

Лингвистические теории прошедшего нередко руководствовались идеалистическими представлениями о природе языка. Так В. Гумбольдт считал, что " язык есть орган внутреннего бытия, само это существование, окружающее в процессе внутреннего самопознания и проявления. Язык есть как бы наружное изображение духа народа; язык народа есть его дух.". При таком взгляде на язык теряется социальная суть языка, его характеристики как средства общения между людьми. Тогда как в настоящее время известно и общепризнано, что язык есть явление социальное [5].

Сегодня лингвистика описывает возникновение, сущность, функции языка, исходя из материалистического осмысливания его природы: трактовка языка как общественного явления обусловливает взгляды его классификации, сознание организации языковых уровней, обнаружение связи языка с историей, культурой и социумом, исследование природы языкового знака и его соотнесенности с внеязыковой реальностью. Эти вопросы рассматриваются в рамках одного из разделов науки о языке - всеобщего языкознания (или наружной лингвистики).

Другой раздел - частное языкознание (или внутренняя лингвистика) - обращен к исследованию отдельных языков (например, российского, британского, китайского и др.) или группы родственных языков (например, славянских, романских и др.).

Частное языкознание может быть описательным (синхронным), т.е. рассматривающим факты языка в какой-нибудь один момент его летописи (причем не только нынешний, но и взятый в каком-либо другом временном отрезке) или историческим, прослеживающим формирование языка на протяжении большего или наименьшего отрезка времени. К историческому (диахронному) языкознанию относится и сравнительно-историческое (компаративное) языкознание, основанное на сопоставлении современных языков, выявлении общих частей и обращенное к исследованию исторического прошедшего языков, установлению языкового родства [4].

Таким образом, разделами языкознания являются общее языкознание, частное языкознание и сравнительно-историческое языкознание.

Язык - это средство выражения идей и желаний людей. С поддержкой языка люди также выражают свои ощущения. Обмен схожей информацией меж людьми именуется общением. Язык - это " подсознательно появившаяся в человечном сообществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, специализированных для целей коммуникации и способная проявить всю совокупность познаний и представлений человека и мире". Это особенная система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом.

Центральным в этом определении является сочетание " особая система знаков", которое нуждается в подробном пояснении. Что такое знак? С понятием знака мы встречаемся не лишь в языке, но и в повседневной жизни. Например, видя, как из трубы дома идет дым, мы заключаем, что в доме топят печь.

Услышав звук выстрела в бору, мы делаем вывод, что некто охотится. Дым - визуальный знак, знак огня; звук выстрела - слуховой знак, знак выстрела.

Языковой знак также двусторонен: он имеет форму (или означающее) и содержание (или означаемое). Например, слово стол имеет письменную или звуковую форму, состоящую из 4 букв (звуков), и означаемое - " вид мебели: плитка из бревна или иного материала, укрепленная на ножках".

В отличие от знаков, имеющих естественный характер (дым - знак огня, звук выстрела - знак выстрела), между формой слова (означающим) и его значением (содержанием, означаемым) нет причинной связи. Языковой знак условен: в предоставленном сообществе людей тот или другой объект имеет такое-то заглавие (например, стол), а в остальных национальных коллективах он может именоваться по другому (der tisch - в немецком языке, la table - во французском, a table - в английском) [2].

Слова языка действительно заменяют в процессе общения остальные объекты.

Подобные " заместители " остальных объектов принято именовать знаками, однако то, что обозначается с поддержкой словесных знаков, - это далеко не постоянно предметы реальности. Слова языка могут ходить как знаки не лишь объектов реальной действительности, но и действий, признаков, а также различного рода мысленных образов, возникающих в сознании человека.

Кроме слов принципиальным компонентом языка являются методы образования слов и построения из этих слов предложений. Все единицы языка не есть разъединенно и неупорядоченно. Они соединены меж собой и образуют целое единое - систему языка.

Система - (от греч. Systema - " единое, составленное из долей; слияние ") соединение частей, окружающих в отношениях и связях, образующих единство, целостность. Следовательно, любая система владеет некоторыми признаками:

состоит из множества частей;

ее составляющие находятся в связи друг с другом;

эти составляющие образуют целостность, одно единое.

Характеризуя язык как систему, нужно найти, из каких частей он состоит, как они соединены друг с другом, какие дела устанавливаются между ними, в чем выражается их целостность.

Язык состоит из единиц: звуков; морфем (приставок, корней, суффиксов, окончаний); слов; фразеологических единиц; свободных словосочетаний; предложений (обычных, трудных); текстов.

Каждая из единиц обусловливается другими знаками, и сам, в свою очередность, обусловливает их. Различают три вида отношений языковых единиц: синтагматические, парадигматические и конститутивные.

Синтагматические (или линейные) дела определяют слияние знаков в речевом потоке: на основании данных отношений единицы одного распорядка смешиваются друг с другом конкретно в тех формах, какие определены законами языка. Так, при образовании слова подушечка к базе существительного подушка прибавляется уменьшительно-ласкательный суффикс - к-, который воздействует на модификацию базисной базы: окончательный гармоничный базы меняется (к заменяется на ч), а перед ним возникает известный. Образуя глагольное словосочетание, мы становим зависимое местоимение или существительное в ту падежную форму, которой требует глагольное управление (увидеть (что? - вин. п.) сооружение; подойти (к чему? - дат.п.) к зданию) [8].

Языковые знаки - наиболее трудные. Они могут быть из одной единицы (слово, фразеологизм) или их композиции (предписание), в крайнем случае композиция обычных единиц формирует трудную единицу. Такая дееспособность языковых единиц низшего распорядка быть строительным материалом для единиц высшего порядка определяется конститутивными отношениями языковых единиц.

Например, самостоятельный языковой знак - слово. Морфема самостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком, служащим для построения слов. Слова, в свою очередь, строят словосочетания и предложения.

Предложение, высказывание, текст - составные знаки разной степени сложности.

Остается выяснить, почему язык определяют как особую систему знаков.

Оснований для такого определения несколько. Во-первых, язык во много раз сложнее, чем любая другая знаковая система. Во-вторых, сами знаки языковой системы разной сложности, одни являются простыми, другие - состоящими из ряда простых: например, окно - простой знак, а образованное от него слово подоконник - сложный знак, содержащий приставку под - и суффикс - ник, также являющиеся простыми знаками. В-третьих, хотя отношения между означающим и означаемым в языковом знаке немотивированны, условны, в каждом конкретном случае связь между этими двумя сторонами языкового знака устойчива, закреплена традицией и речевой практикой и не может изменяться по воле отдельного человека: мы не можем стол назвать домом или окном - каждое из этих слов служит обозначением "своего" предмета [10].

Главная причина того, почему язык называют особой знаковой системой, заключается в том, что язык служит средством общения людей друг с другом. Любое содержание, любую мысль мы можем выразить с помощью языка, и в этом заключается его универсальность.

Таким образом, язык - это особая система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

2. Основные функции языка как знаковой системы


Из определения "язык - средство общения людей друг с другом" следует, что основное предназначение языка - сообщение (мыслей, намерений, чувств и т.п.), т.е. коммуникативная функция, реализуемая в целом ряде своих производных. Так при выражении сообщения язык выступает прежде всего в информационной функции (от лат. informatio - "разъяснение, осведомление"). В предложении "Наступило лето" содержится определенное сообщение: говорящий информирует слушателя (или читателя) о наступлении лета. Здесь реализуется информационная функция языка. В предложении " Приезжайте к нам летом!" также держится определенная информация - о том, что говорящий приглашает слушателя приехать к нему летом. Однако в различие, скажем, от предложения " Он пригласил нас приехать к нему летом", выражение " Приезжайте к нам летом!" имеет форму побуждения, призыва, само является приглашением. В этом выражении реализуется иная функция языка - агитационная (от лат. Agitatio - " сведение в перемещение ") [5].

В предложении " Ах, как отлично у вас летом!" реализуется еще одна функция языка - эмотивная (от лат. Emotio - " эмоция"). Это такое внедрение языка, которое служит для конкретного выражения эмоций, чувств (ср. с предложением "Он произнес, что летом у вас отлично", где таковой непосредственности выражения ощущения нет).

Информационная, агитационная и эмотивная - главные функции языка.

Помимо них выделяют еще метаязыковyю функцию (от греч. Meta - " вместо"), которая значит внедрение языка для целей объяснения или для идентификации предмета (она реализуется в высказываниях типа Гюрза - это вид ядовитых змей или Такое адаптацию именуется штопором); фатическую функцию (от лат. Fatum - " афоризм") - внедрение языков как средств для установления контакта меж соучастниками общения (например, в высказываниях типа Ну, как дела? Что нового?, которые редко понимаются в их дословном значении, реализуется как раз эта, фатическая, функция языка).

Различные функции языка изредка появляются в нашей речи в чистом облике.

Гораздо почаще сталкивается сочетание различных функций (с господством той или другой) в пределах одной вариации речи. Например, в научном докладе или в газетной статье доминирует информационная функция; но могут быть и составляющие агитационной, метаязыковой функций. В разных жанрах устной непринужденной речи эмотивная функция может сочетаться с информационной, агитационной, фатической [6].

Язык выступает также в качестве средства знания - исполняет функцию гносеологическую (когнитивную, познавательную). Эта функция языка связывает его с мыслительной деловитостью человека, в единицах языка материализуется конструкция и динамика идеи; производные данной функции:

аксиологическая функция (т.е. функция оценки);

номинативная функция (т.е. функция называния);

функция обобщения, которая позволяет нам с поддержкой языка формулировать сложнейшие мнения.

Обобщая и выделяя личное, неповторимое, словечко владеет возможностью " заменять " предметы и явления внешнего мира. Познавая реальность, человек по-разному ее конструирует, что обретает свое представление в языке (так, в языке эскимосов существует более двадцати заглавий для льда, в которых актуализируются наиболее различные признаки предмета). Выделяется также предикативная функция (т.е. функция соотнесения информации с действительностью).

язык знаковая система знак

Заключение


Подводя итог выше изложенному, можно сделать следующие выводы. Язык рассматривается как система знаков. Знак - можно определить как своеобразную материальную единицу, создающую язык как явление.

Применительно к языку термин знак можно определить следующими пунктами:

. Знак должен быть материален, то есть он должен быть доступен чувственному восприятию, как и любая вещь.

. Знак не имеет значения, но направлен на значение, для этого он и существует.

. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, тогда как содержание вещи исчерпывается ее материальной характеристикой.

. Содержание знака определяется его различительными признаками, аналитически выделяемыми и отделяемыми от неразличительных.

Можно сказать, что общество имеет такой язык, какой обществом создан, и использует язык так, как умеет и может. Влияние языка на общество усиливается вместе с развитием самого общества - это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства. Язык участвует в организации труда, в управлении общественным производством, деятельностью учреждении, в осуществлении процесса образования и воспитания членов общества, в развитии литературы и науки.

Список литературы


1.Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 2011

2.Драчук В. Дорогами тысячелетий. О чем поведали письмена. - М., 2012

.Ибраев Л.И. К проблеме генезиса знаков и их классификации // "Философские науки", М., 2012, - №5, с.30-39.

.Ибраев Л.И. Надзнаковость языка // "Вопросы языкознания" М. Академия наук, 2012, - №1, с.17-35

.Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке, М., 2011

.Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - М., 2011

.Кондратов А. Звуки и знаки. - М., 2012

.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. - М., 2012

.Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. - М., 2013

.Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 2012

.Шанский М.Н. В мире слов. - М., 2012


Теги: Сущность языка как знаковой системы  Контрольная работа  Английский
Просмотров: 39952
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Сущность языка как знаковой системы
Назад