Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков языка


Лекция № 6

Собственно-лингвистический (функциональный)

аспект в изучении звуков языка


I. В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи, можно свести к необходимому числу единиц, участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм. Рассмотрение звуков речи с точки зрения их функций в языке называется функциональным (фонематическим, собственно-лингвистическим) аспектом исследования звуковой материи языка, который выделяется в современном языкознании в особую область - фонологию.

Фонология - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка с точки зрения той функции, которую звуки выполняют; того места, которое они занимают в системе языка; тех отношений, которые связывают их с другими единицами этой системы.

II. Основным понятием фонологии является понятие фонемы, которое неразрывно связано с понятием системы языка.

Понятие фонемы было сформулировано Ф. де Соссюром и в работах русского - польского лингвиста И.А. Бодуэна де Курненэ.

Фонема (греч. phon?ma «звук») - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем).

Например: различая оболочки слов там - том или морфем мок - мак, фонемы указывают на различия в их значениях, но сами значения не имеют (и в этом отношении они противостоят морфемам и словам как значимым единицам языка).

Фонему иногда определяют как ряд позиционно чередующихся звуков. «В живой речи произносится значительно больше, чем мы это обыкновенно думаем, количественно разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы. Эти звуковые типы… Мы будем называть фонемами». (Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1963, с. 18).

Например: различия в звуке [а] в одной и той же ударной позиции в окружении одних и тех же согласных [а] мат, [?а] мят, [а?] мать, [ä] мать: все это многообразие звуков представляет одну фонему <а>.

Фонема - единица языка, а звук - единица речи, о чем в свое время писал И.А. Бодуэна де Курненэ.

Если звук является единицей речи, то фонема - это единица языка, которая характеризуется высокой степенью абстрактности. Фонема - не всякий звук речи, а только такой, который типичен для данного языка и способен различать звуковые оболочки морфем и слов (например: в русском языке отсутствует смыслоразличительное противопоставление носовых и неносовых гласных, поэтому произнесение [о] с носовым резонансом - индивидуальная особенность произнесения, но не фонема).

Главной функцией фонемы является ее назначение различать звуковые оболочки слов и морфем. Это ее дистинктивная (различительная) функция. Данная функция включает в себя перцептивную (опознавательную) и сигнификативную (смыслоразличительную).

Перцептивная (лат. perceptio «восприятие») функция - функция доведения звуковой речи до восприятия: она дает возможность воспринимать и опознавать органом слуха звуки речи и их сочетания, способствуя отождествлению одних и тех же слов и морфем. В сфере перцептивной функции звуковые элементы связаны отношениями контраста (например: стол[п] - столбы: отождествление корней в этих словоформах происходит не только благодаря общности их значения, но и благодаря перцептивной функции фонемы: чередуются согласные звуки корня относятся к одной и той же фонеме).

Сигнификативная (лат. significare «обозначать») функция - смыслоразличительная функция, то есть функция различения значимых элементов языка (морфем и слов, например: сом, дом, ком различаются первыми звуками, представляющими разные фонемы, они различаются и своим значением). В сфере сигнификативной функции звуковые элементы связаны отношением противопоставления (например: по твердым/мягким кон - конь и т.д.).

Кроме дистинктивной, фонемы обладают делимитативной (разграничительной) функцией.

Делимитативная (лат. limitis «граница, черта») функция - функция обозначающая границы между двумя последовательными единицами. Звуковые элементы служат пограничными сигналами, например, сигналом наличия границы слова (ср., сильный приступ в начальном гласном в немецком языке). Эта функция не проявляется регулярно, однако о наличии ее свидетельствуют существующие в каждом языке различные ограничения на сочетаемость тех или иных звуковых элементов в речевой цепи.

III. Фонема - единица языка, которая характеризуется высокой степенью абстрактности. Она обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются «пассивными» или конститутивными (от латинского constitutio «установление»), другие - «активными» или дифференциальными (от латинского differentia «различие»), так как с их помощью одна фонема противопоставляется другой. Например: в русском языке фонема <б> характеризуется следующим набором конститутивных признаков:

) твердость,

) звонкость,

) взрывность,

) огубленность,

) отсутствие назальности;

некоторые из них могут выступать в качестве дифференциальных: твердость ([б]ыл -[ б?]ил), звонкость (бар - пар и т.д.).

Признаки, лежащие в основании фонемы и помогающие ей выполнять свои функции, позволяют представить фонему в виде пучка дифференциальных (различительных) признаков, знание которых необходимо для определения фонемы (например: для фонем <у> и <о> такими признаками являются верхний/средний подъем, по которому они противопоставлены, а также лабиализованность по которой они противопоставлены другим гласным фонемам других языков).

Количество дифференцированных признаков фонемы характеризует ее валентность. Так, фонема [г] в русском языке - двухвалентна (противопоставляется другим фонемам по признакам звонкости - гол - кол и заднеязычности - гол - тол).

Дифференциальные признаки каждого языка устанавливаются исходя из анализа фактов данного языка, анализа существующих в нем смыслоразличительных противопоставлений - оппозиций. Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении их признаков - дифференциальных и интегральных.

Интегральные признаки фонемы образуют основание оппозиции, это общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем языка (например, признак неносовости гласных в русском языке).

Дифференциальные признаки формируют противопоставление, так как они воспринимаются говорящими и отличают фонемы друг от друга, а также способствуют распознаванию слов и морфем.

Например: для фонем <т> и <д> интегральными признаками, то есть общими для обеих фонем, являются взрывность, переднеязычность, твердость, а дифференциальными - глухость (для <т>) и звонкость (для <д>).

Таким образом, фонологическая система языка строится как система фонемных оппозиций.

Типы фонематических противопоставлений (оппозиций) довольно многообразны и были указаны Н.С. Трубецким в книге «Основы фонологии» в разделе «Логическая классификация смыслоразличительных оппозиций».

Можно выделить два основных типа фонемных оппозиций:

1)дизъюнкция (от латинского disjunctio «разобщение,

разделение, различие») - противопоставление по нескольким признакам (например, противопоставление фонем <д> и <н>: интегральные признаки - переднеязычность, звонкость и твердость, дифференциальные - взрывность для <д> и плавность для <н>).

Такой вид оппозиции, когда различительные признаки находятся в относительном равновесии с неразличительными, называется ненапряженным или эквиполентным (от латинского aequipollens «имеющий одинаковое значение»).

) корреляция - противопоставление по одному признаку. Например, противопоставление фонем <п> и <б>: интегральными признаками являются взрывность, губно-губное образование, твердость, отсутствие назальности, а дифференциальными - глухость для <п> и звонкость для <б>). Таким образом, вид оппозиции, при котором интегральные признаки преобладают над дифференциальными, называется напряженным или привативным (от латинского privatus «частный»).

Корреляции формируют ядро фонологической системы языка и охватывают целые ряды фонем (например, корреляция по глухости/звонкости в русском языке).

Коррелятивные оппозиции, в свою очередь, подразделяются на замкнутые - включающие только две фонемы, противопоставленные по одному какому-либо признаку, и незамкнутые - включающие более двух фонем. Последние могут быть ступенчатыми [у - ? - ?] и неступенчатыми - цепочками [б - д - г].

Сходные в акустико-артикуляционном отношении фонемы разных языков образуют разные оппозиции с другими фонемами. Например: в русском языке оппозиция [м - н] является замкнутой, а в казахском, английском языках - цепочкой, так как существует три носовых фонемы

[м - н - ?] и [т - п - ?].

IV. Фонема существует во множестве частных проявлений. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных ее реализаций или аллофонов, каждый из которых связан с определенной позицией.

Аллофоны (греческое allos «другой» и ph?ne «звук») - группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера выполняемой ими функции, места в слове, соседства с другими звуками, ударности, безударности, различают следующие типы аллофонов:

) вариации - такие аллофоны, которые появляются в позиции различения фонемы, в условиях ее позиционной обусловленности (например, для гласных позицией различения является позиция под ударением в соседстве с мягкими согласными; фонему <а> в слове «пятый» [?а] и «пять» [?а?] представляют такие позиционные модификации, которые не утрачивают своей различительной функции и являются практически тождественными основному виду фонемы);

) варианты - такие аллофоны, которые появляются в позиции неразличения фонемы, в условиях ее позиционной обусловленности, то есть такие модификации фонемы, которые не различаются с другой фонемой, совпадая с ней в своем качестве (например, в словах валы и волы гласный корня реализуется звуком [?], который является вариантом фонем [а] и [о]).

Чтобы определить принадлежность варианта фонеме нужно изменить слово так, чтобы в той же самой морфеме этот вариант выступал в своем основном виде, называемом инвариантом. Инвариант - такое произнесение фонемы, при котором сохраняются все ее признаки. Идеально такой вариант представляется при изолированном произнесении фонемы, он и служит моделью.

V. В речи реализация фонем проходит через звуки. Условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом называется позицией. Различают сильные и слабые позиции.

Сильная позиция - позиция различения фонем, то есть та, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема здесь выступает в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением (в начале слове перед твердым согласным, в середине - между твердыми и в конце слова после твердых согласных, например, арка, барка, рука). Для глухих/ звонких согласных - позиция перед всеми гласными (том - дом), перед сонорными (плеск - блеск) и «в», если после него следует гласный или сонорный (творец - дворец). Для твердых/мягких согласных - позиция конца слова (брат - брать), перед всеми гласными, кроме «е» (нос - нас), для переднеязычных согласных - перед заднеязычными (банка - банька) и губными, для зубных - перед твердыми зубными, а для фонем <л - л?> - перед всеми согласными (сравните: во[л]на - во[л?]на) и т.д.

Слабая позиция - позиция неразличения фонем, то есть та, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, так как фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции. Например, в слове к[?]мпания не ясно, какая фонема реализуется в звуке [?] - <о> или <а>. В этой позиции происходит совпадение двух и более фонем в одном звуке, то есть их фонологическое противопоставление нейтрализуется.

Нейтрализация - устранение различий между фонемами в определенных позиционных условиях (например, фонемы <б> и <п> различаются в позиции перед гласной в словах столбы - столпы, но нейтрализуются на конце слова - стол[п], совпадая в одном звуке). Эту фонему, появляющуюся в слабой позиции, некоторые ученые предлагают называть «архифонемой». Для гласных русского языка слабая позиция - позиция без ударения; для глухих/звонких согласных - позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке (например, код и кот - ко[т]), позиция перед шумными, в этой позиции происходит ассимиляция по глухости/звонкости (например: косить, но ко[з?б]а), а также позиция перед «в», если за ней следует шумный согласный (например: о[д] взгляда). Для твердых/мягких согласных слабой является позиция перед [е], в которой обычно исключается возможность употребления твердых согласных, парных по твердости/мягкости, исключение - заимствованые слова (пастель - постель).

VI. Важную роль при характеристике фонем языка играет описание их сочетаемости, для чего используется понятие дистрибуции.

Дистрибуция (от латинского distributio «распределение») какой-либо фонемы - совокупность всех окружений, всех контекстов, в которых данная фонема встречается в языке, в том числе окружений, наиболее типичных для нее, и окружений менее типичных, но возможных. То есть это распределение фонем по произносительным позициям.

Для определения дистрибуции фонемы необходимо выяснить, может ли она стоять одна в начале, середине или конце слова; в сочетании со сколькими другими фонемами и какими именно может она выступать в этих позициях; в какой последовательности следуют друг за другом фонемы в определенных сочетаниях и в определенных позициях и т.д. Например, исследования на материале русского языка показали, что в русском языке нет ни одной согласной фонемы, которая выступала бы в сочетании со всеми согласными во всех позициях (фонема [м] не может следовать за [п]; фонема [л] не сочетается с [р] в начале слова и т.д.).

Дистрибуция может выявлять признаки фонемы четко в том случае, если сходные фонемы оказываются в одной и той же сильной позиции (например: бак - бок - бык). Однако имеются фонемы, которые не встречаются в одной и той же позиции. Такие фонемы находятся в отношении дополнительной дистрибуции.

Дополнительная дистрибуция - такие особенности функционирования двух элементов, когда элементы встречаются во взаимоисключающих окружениях. Например: русская фонема <и> употребляется после смягченных согласных и в начале слова, тогда как фонема <ы> - после твердых согласных ( [б?ит]? - [быт?]).

Понятие дистрибуции получило в языкознании широкое распространение и применяется не только в фонетическом анализе, но и в морфологии, лексикологии, синтаксисе.

Рекомендуемая литература

фонология фонема речь дистрибуция

учебная

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. - с. 145 - 153.

. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая Школа, 1987. -с. 44 - 66.

. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект Пресс, 2001. - с. 211 - 227.

дополнительная

1. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977.

. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.

. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М.,1970.


Теги: Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков языка  Лекция  Английский
Просмотров: 9106
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Собственно-лингвистический (функциональный) аспект в изучении звуков языка
Назад