Русская свободная печать на Западе в 1960–1970-е годы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

ИММАНУИЛА КАНТА (БФУ им. Иммануила Канта)

Институт социально-гуманитарных технологий и коммуникации

Кафедра политики, социальных технологий и массовых коммуникаций


Реферат на тему:

Русская свободная печать на Западе в 1960-1970-е годы


Выполнила студентка 5 курса

Специальность «Журналистика»

Цуприкова Римма Александровна


Калининград


Содержание


Введение

Глава 1.Система русская свободной печати на Западе в 1960-1970-х годах

Глава 2.Периодические печатные издания новых русских эмигрантов на Западе в 1960-1970-е годы

Заключение

Библиография


Введение

русский печать запад

В данной работе объектом исследования являются два десятилетия русской свободной печати на Западе, период 1960-х - 1970-х годов.

Первая глава данной работы является своего рода экскурсом в уже сложившуюся к 1960 году систему русской печати на Западе. В ней идет речь о журналах и газетах, начавших свой путь задолго до 1960 года, но развитие и расцвет которых пришелся именно на этот период. Данные издания были основаны переселенцами первой и второй «волны» и, соответственно, за столько лет автономного существования успевшие проложить свой путь, составить свою программу и поставить собственные цели.

Отношение к «новой» прессе «третьей волны» у диаспоры сложилось весьма негативное, чему есть множество причин: возникновение прямой конкуренции на рынке, несовпадение взглядов и противоборство идей, в конце концов, еще недавняя близость новых переселенцев к советской власти и советскому порядку.

Период 1960-1970-х годов является достаточно сложным и неоднозначным для жителей СССР: еще не улеглись потрясения от смены власти и разрушения культа умершего «вождя», как грядут новые перемены - что в политическом, что в общественно-культурном плане.

Положение культурной сферы СССР в 50-60 года постепенно улучшается, наконец-то власти начинают поднимать проблемы культуры. Однако, не смотря на «оттепель», пришедшую на смену жесткому тоталитаризму, в идейном плане все же существуют весьма узкие рамки. Официальная идеология, ставящаяся во главу угла, ставит под сомнение любой порыв творческой мысли. Интеллигенция, жаждущая развиваться независимо от идеологии, опять оказывается подавленной. Очень мягко, но настойчиво, власти советуют принять во внимание, что любое творчество не должно противоречить государственной идее. Подавить интеллигенцию и ограничить творчество идейными «госстандартами» - по сути своей, положение культуры не претерпело каких-либо значительных изменений.

Отправной точкой, ясно давшей понять отношение нынешнего лидера Н. С. Хрущева к свободе мысли в искусстве стала выставка художников-авангардистов 1 декабря 1962 года. Ясно дав понять, что «…советскому народу все это не нужно» и не стесняясь в выражениях - «Как вы могли так представить революцию? Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует!» - Н. С. Хрущев разом разрушил теплившуюся надежду на свободу искусства.

Вторая глава данной работы посвящена такому явлению, как «третья волна» русских эмигрантов на Запад и печатным изданиям, созданным ими. В данной работе мы употребляем понятие «третья волна» как условное название явления, имевшее место в период с 1960 по 1980-е года. Однако, в рамках данной работы, касающейся проблемы русской свободной печати на Западе в 1960-1970-е годы мы говорим лишь о тех эмигрантов «третьей волны», которые переселились на Запад и работали там именно в этот период. Таким образом, следует понимать, что понятие «третья волна», употребляемое в данной работе, затрагивает первые два десятилетия этого явления 1960-е и 1970-е годы.

Очевидным последствием гонения властей Союза на культуру стала «третья волна» русской эмиграции, с середины 1960-х начался массовый отъезд русской интеллигенции за рубеж: во Францию, в Израиль, США. Многие из эмигрантов «третьей волны» были лишены советского гражданства, таким образом, некий трагизм этой теме придает особое положение переселенцев. Без права на ошибку и пути назад, совершенно незнакомые с миром вне СССР, потерявшие возможность видеться с родными, эти талантливейшие люди отправлялись на Запад за возможностью самореализации. Кроме того, встреча с русской диаспорой у новых эмигрантов оказалась не очень теплой, что вызвало дополнительные трудности.

Глава 1. Система русская свободной печати на Западе в 1960-1970-х годах


К 1960 году система русской печати на Западе уже была весьма обширной. На протяжении достаточно долгого времени издавались газеты и журналы, основанные первыми и вторыми русскими переселенцами. К 1960 году каждое из этих изданий имела своих постоянных авторов, сменило несколько редакторов и стабильно налаженную систему функционирования. К самым крупным из них относят журналы «Грани» и «Посев» (издавались в Германии), «Новый журнал» (США), «Вестник РХД» (Франция), газеты «Русская мысль» (Франция) и «Новое русское слово» (США).

Журнал «Посев» выходил в одноименном издательстве с 11 ноября 1945 года. К 1960 году было выпущено более 700 номеров. Однако, новое десятилетия началось с неприятных событий. В июле 1961 года во двор, где располагалось здание журнала, советской агентурой была сброшена бомба. Серьезных последствий для жизни и здоровья людей и сохранности материалов этот инцидент не имел. Тем не менее, в связи с повреждением части здания и оконных стекол, владелец помещения счел необходимым прекратить деловые отношения с издательством и «Посев» журнал был вынужден искать новое пристанище. Журналу удалось набрать средства, необходимые для покупки земли на окраине, однако это многого стоило: преданные читатели оказывали посильную помощь, выпускались облигации, но и этого не было достаточно - был взят заем у банка. 1 сентября 1962 года издательство начало работу в своем помещении на собственной земле на окраине.

В еженедельнике «Посев» печатается множество писем с родины, присланный самыми разными людьми - спортсменами и моряками, учеными и туристами, также в Москве работал специальный корреспондент журнала, снабжавший «Посев» множеством материалов. Основная тематике статей: новости Союза, репортажи с выставок, конференций, демонстраций, судебных процессов. В период с 1962 по 1965 год в «Посеве» печатаются такие очерки публициста и критика М. Михайлова как «Лето Московское», «Мертвый дом Достоевского и Солженицына».

В 1965 году в связи со смертью главного редактора А. Светланина, в период с 1965 по 1967 год на пост встал А. Аремов, после него - Е. Романов, а с 1970 года его место занял Л. Рар.

С 1968 года «Посев» стал выходить ежемесячно. Была напечатана работа А. Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», отрывки из романа В. Гроссмана «Все течет» и «Нового назначения» А. Бека.

С начала 1970-х годов и вплоть до конца тысячелетия «Посев» становится широко известным и признанным изданием в России. В журнале освещаются диссидентские движения, новейшие политические течения. Также в «Посеве» публикуются статьи, посвященные политике и идеологии, в основном это серьезная аналитика, также на страницах журнала обсуждаются различные проблемы: в науке, экономике, политике, образовании.

Журнал «Грани», издававшийся с 1946 года, также принадлежит издательству «Посев». В начале своего пути он позиционировался как русский журнал литературы, искусства и общественной мысли, а к 1960 годам стал журналом литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. К этому времени большинство авторов стали печататься под своими настоящими именами. В период с начала 1960-х по 1980-е годы главным редактором «Граней» была Н. Б. Тарасова.

Материалы для «Граней» доставлялись из СССР через туристов, членов делегаций, моряков, спортсменов и артистов. На страницах журнала печатались такие произведения И. Бродского, А. Солженицына, Б. Окуджавы, А. Галича, В. Гроссмана, В. Войновича, В. Максимова, Д. Хармса, В. Введенского. Также печатались переводы произведений иностранных авторов, среди них - роман «1984» Д. Оруэлла. В различных рубриках периодически печатались письма, воспоминания и очерки. В этот же период началась нелегальная доставка журнала в Россию. Большая часть всего тиража доставлялась в Союз.

В середине 1970-х у «Граней» появляется серьезный конкурент - журнал «третьей волны» эмиграции «Континент». С его появлением «Грани» перестают быть единственным авторитетным русским литературным журналом на Западе и для повышения интереса к изданию проводится политика пересмотра кадров и редакционных изменений.

«Новый журнал» начал свой путь в 1942 году в Нью-Йорке, вокруг него очень быстро сосредоточилась вся культурная жизнь российских эмигрантов в США. В 1960-е - 1980-е годы главным редактором журнала был Р. Гуль. Основная направленность журнала - литературная, в нем активно печатались произведения российских и зарубежных прозаиков, поэтов и публицистов. В «Новом журнале» впервые были опубликованы главы из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», «Колымские рассказы» Варлама Шаламова.

«Новое русское слово» - еще одно русское издание в Нью-Йорке, газета начала издаваться еще в 1910 году и первое десятилетие выходила под названием «Русское слово». В газете печатались различные информационные материалы, а также статьи русских эмигрантов. К 1970 годам газета стала выходить тиражом более 25 тыс. экземпляров, став крупнейшим периодическим печатным изданием в США. Кроме того, это старейшее издание на русском языке за рубежом.

«Вестник РХД» - издается во Франции, в Париже с 1925. Этот журнал имеет религиозную, философскую, литературную направленность. В период 1960-х и 1970-х годов редактор журнала - Н. А. Струве. Журнал не выражал какого-либо отношения к политике и идеологии, в нем печатались в основном письма, послания, заметки о религии и крупные работы по философии. Освящались религиозные съезды в различных странах, открытия новых религиозных школ и другие новости, касающиеся религии.

Газета «Русская мысль» - еще одно эмигрантское издание, выходившее в Париже с 1947 года. В период 1960-х - 1970-х годов во главе газеты стояла княгиня Зинаида Шаховская. Газета занимала ярую антикоммунистическую сторону, избрав своей целью процветание демократии и создание гражданского общества. Кроме того, газета очень близка православной церкви, однако, религиозной не является. Также «Русская мысль» способствовала сближению России и Франции, на своих страницах рассказывая и о той, и о другой стране, стремясь к теплым отношениям между странами. В 1970-х годах газета стала активно печатать материалы эмигрантов «третьей волны». К концу 1970 года на смену княгине Шаховской приходит Ирина Иловайская-Альберти. Она немного перенаправила «Русскую мысль» - газета теперь делает акцент на общественно-политические и культурные вопросы, развития в России культуры «самиздата».


Глава 2. Периодические печатные издания новых русских эмигрантов на Западе в 1960-1970-е годы


Интеллигенция «третьей волны» русской эмиграции, охваченная вихрем свободы и отсутствием цензуры сразу же приступила к созданию собственных изданий. К этому времени на Западе уже давно издавались такие газеты как «Новое русское слово», «Русская мысль» и журналы «Посев», «Грани » и «Новый журнал». Однако, вливаться в эти уже существующие проекты эмигрантам не давало желание самоидентификации внутри диаспоры, поэтому с их легкой руки стали выходить совершенно новые печатные издания, для текстов которых в строгом режиме СССР путь был закрыт.

Эмигрантов «третьей волны» уже укоренившаяся на Западе русская диаспора предыдущих волн встретила холодно: на этом сказывался слишком большой разрыв поколений и мнений, а также недавняя близость новых эмигрантов к обществу «советских людей». Существует много примеров неприязни между представителями различных волн эмиграций - «третья волна» не стала исключением. Эмигрантов «третьей волны» обвиняли в подпольной разведческой деятельности, называли подпольными агентами КГБ или, что совершенно противоположно - агентами ЦРУ. В целом в русской диаспоре на Западе царила нездоровая атмосфера подозрительности и взаимных упреков.

Изданием, в обязательном порядке включающем в себя разделы литературной критики, прозы и поэзии, так называемым, «толстым журналом», стал «Континент» . В условиях потребности к самовыражению русской интеллигенции был необходим такого рода журнал - им и стал «Континент», начавшее свой путь в 1974 году в Париже по инициативе Владимира Максимова. С самого начала в штат журнала входили И. Бродский, А. Синявский, А. Галич, В. Некрасов.

Значительный вклад в рождение издания сделал Александр Солженицын - он частично финансировал первые несколько номеров журнала, а также предложил название для журнала - «Континент» - понимая под ним конкретно Восточную Европу, страны, находившиеся под влиянием СССР. Кроме того, А. Солженицын опубликовал в первом номере журнала неопубликованную главу из романа «В круге первом». Последующие выпуски вплоть до 1989 годы выходили на средства немецкого медиамагната Александра Шпрингера, при этом, авторские гонорары были на порядок выше других эмигрантских журналов, что сыграло едва ли не первостепенную роль в его наполнении.

«Континент» - журнал с четко выраженным «направлением», журнал не только литературный, но и общественно-политический, открыто противоборствовал коммунизму, его мировой эмансипации и выступал с ярой разоблачительной критикой советской системы. При этом журнал выполнял не только идеологическую, но и культурно-просветительскую задачу, публикуя работы таких историков и публицистов, как Р.Конквест, А.Авторханов, А.Зиновьев, А.Пятигорский, Б.Парамонова и Г.Померанца.

Благодаря работам этих публицистов, «Континент» один за одним раскрывал темные пятна в советской истории, а также рассматривал и анализировал современную ситуацию в СССР, публикуя работы о скрытой остроте национальных проблем, о гибельном положении советской экономики и жесточайшей цензуре, грубо подавлявшей всякое инакомыслие. «Континент» считался ярым, особо опасным антисоветским изданием, его выпуски находились на специальном режиме хранения в нескольких крупнейших библиотеках. Знакомиться с его содержанием могли лишь избранные, идеологически надежные единицы. Распространение журнала в СССР было уголовно наказуемо и каралось статьей за «антисоветскую агитацию и пропаганду».

С самых первых номеров «Континент» бил одобрительно встречен читателями, далее все набирая обороты, все более и более расширяясь. Журнал имел постоянных представителей В Германии, Великобритании, США и Израиле, а в 1977 году выходил на девяти языках. Конечно, ключевой фигурой и ярым борцом за продвижения журнала являлся именно Владимир Максимов, кропотливо пробивающий своему детищу дорогу вперед.

Многие авторы-эмигранты стремились к публикациям в «Континенте» - это был своего рода статус и почет в определенном кругу избранных. К публикациям привлекались не только признанные мастера, но и начинающие дарования. Наиболее яркими и доминантными составляющими в журнале были рубрики публицистики и литературы. Большую часть последней составляли произведения, запрещенные в СССР.

Так, в литературном разделе журнала были опубликованы главы романа «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Кролики и удавы» Ф. Искандера, «Свияжск» В. Аксенова и его же «Скажи изюм».

В самом конце 1970-х годов, в 1978, увидел свет журнал «Синтаксис». Его издавали супруги Андрей Синявский и Мария Розанова. Кроме того, журнал даже печатался в их личной крошечной типографии. «Синтаксис» с самых первых дней начал ярое противоборство «Континенту». Как литературные, так и общественно-политические взгляды редакторов изданий значительно расходились.

«Время и мы» - еще один литературный журнал «третьей волны», начал издаваться с 1975 года, периодичностью раз в месяц. С 1975 по 1980 год журнал издавался в Тель-Авиве под редакторством Виктора Перельмана. Большое внимание в эти годы в издании уделялось проблемам еврейского народа. В журнале печатались авторы-поэты и прозаики, и из числа эмигрантов, и те, кто жил в СССР. В журнале «Время и мы» существовали следующие тематические разделы: социология, религия, литературная критика, философия, публицистика. К постоянным авторам журнала можно отнести И.Бурихина, Н. Коржавина, Б. Вахтина, Ф. Розинера, С. Довлатова, В. Рыбакова, Ю. Алешковского, Ф. Горенштейна.

Заключение


В данной работе мы рассмотрели структуру печатных изданий русских эмигрантов на Западе в 1960-1970-е года. На основании данной работы можно сделать вывод о том, что система печати исследуемого периода на Западе была достаточно разветвленной и неоднозначной. Налицо идейное противоборство большинства «старых» и «новых» изданий. Однако, в сложившейся ситуации, это можно назвать скорее плюсом, нежели минусом. Свободные издания разных полюсов за рубежом в своеобразном споре помогали читателю выявить истину, понять, какой видеть советскую Россию - как в культурном, так и в политическом и идейном плане.

За свободными печатными изданиями на Западе стояли интеллигентные, смелые, мужественные и волевые люди, жаждущие самоопределения, самореализации и полные желания говорить свободно и правдиво.

Русские печатные издания за рубежом охватывали достаточно широкий для России тематический и идейный спектр, однако небольшой по Западным меркам. Ситуация исправилась чуть позже, в 1980-х, с открытием периодических печатных изданий совершенно разнообразной тематики.

В наполнении русских печатных изданий на Западе участвовали лучшие умы того времени и ярчайшие таланты. Именно поэтому наследие русских печатных изданий за рубежом особенно ценно, в том числе и как первоисточник отдельных широко известных произведений.

Список использованной литературы


1.История России. XX век. Учебник для 9 кл./Авт.-сост. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 1995. 366 с.

2.История новейшей отечественной журналистики: учебное пособие/Авт.-сост. Р. П. Овсепян. М.:МГУ, 1999. 352 с.

3.Журналистика русской эмиграции: 1960-1980-е годы: учебное пособие/Авт.-сост. Е. Ю. Скарлыгина. М.:МГУ, 2010. 109 с.

4. Свободное слово «Посева»: 1945-1995 [Электронный ресурс]: изд.-й сборник. - режим доступа к сборн. http://www.posev.ru/magazine/history/


Теги: Русская свободная печать на Западе в 1960–1970-е годы  Реферат  Журналистика
Просмотров: 9833
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Русская свободная печать на Западе в 1960–1970-е годы
Назад