"Эскиз" - детский журнал об искусстве

Оглавление


Введение

Глава 1. Детский журнал как вид издания

§ 1. Развитие журналов для детей

§ 2. Классификация периодических изданий для детей

§ 3. Обзор современного рынка детских периодических изданий

§ 4. История журналов ИД "Веселые картинки"

Глава 2. Редактирование журнала об искусстве для детей среднего школьного возраста "Эскиз"

§ 1. Работа редактора над содержанием журнала

§2. Концепция детского журнала об искусстве "Эскиз"

§ 3. Содержательно-количественный анализ рубрик

§4. Прагматические особенности журнала "Эскиз"

Выводы по главе 2

Список литературы

Введение


Репертуар детских журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Большой популярностью и любовью пользуются журналы и газеты местных издательств. Все больше читателей становится у изданий, рассчитанных на семейное чтение. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издана на хорошей бумаге. Юные читатели часто предпочитают книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусы и интересы.

Среди множества разнообразных журнальных изданий особый интерес в настоящее время представляют журналы не просто развлекающие юную публику, но и обучающие молодого читателя.

Так, журнал "Эскиз" является единственным периодическим специализированным журналом об искусстве для детей среднего школьного возраста, что позволило выделить его как уникальный среди других периодических изданий для детей, а также определило актуальность данного исследования.

Объектом предпринятого исследования является журнал "Эскиз".

Предметом исследования стали концептуальные особенности журнала "Эскиз".

Материалом для настоящего исследования выступили 72 выпуска журнала "Эскиз" за последние 6 лет (2004-2009 гг. включительно).

Цель исследования: выявить концептуальные особенности журнала "Эскиз".

Для осуществления данной цели был определен следующий круг задач:

.дать определение детскому журналу как периодическому изданию;

детский журнал редактор издание

2.определить место журнала "Эскиз" среди детских периодических изданий;

3.провести содержательно-количественный анализ 72 выпусков журнала "Эскиз";

.определить структурно-содержательные и прагматические особенности журнала "Эскиз";

Журнал "Эскиз" реализует различные прагматические аспекты, в числе которых предоставление детям уникальных исторических фактов в доступной форме; различные мастер-классы по живописи и др. видам искусства; статьи познавательно-развлекательного характера.

Периодичность выхода журнала - один раз в месяц; тираж в 7000 экземпляров; объем - 24 печатных полосы форматом 60х90/8. Журнал имеет глянцевую обложку, издается на мелованной бумаге.

Практическая значимость работы заключается в использовании полученных выводов при проектировании новых детских журналов об искусстве, а также при уточнении типологических моделей и выработке механизмов адаптации уже существующих специализированных детских журналов.

Аналитическая часть работы состоит из введения, первой и второй главы, заключения. Во введении указаны объект, предмет исследования, определены цель и задачи работы.

В первой главе дипломной работы исследована история детской периодической печати и конкретно история ИД "Веселые картинки", рассмотрена классификация детских периодических изданий и место исследуемого журнала в ней. Также исследован современный рынок детских периодических изданий, его проблематика.

Во второй главе определены особенности детского восприятия специализированной литературы, указана специфика работы редактора над изданием детского специализированного журнала, определена концепция журнала "Эскиз", его прагматические особенности. Приведен содержательно-количественный анализ рубрик.

В заключении содержатся выводы данного исследования.

Исследовательская часть "Редактирование" носит исключительно практический характер и представляет собой примеры редактирования текстов художественной литературы. В работе используется рукопись В.Н. Мазуркевич, пятнадцатилетнего автора, написавшего книгу "Гибель Атлантиды и десять историй, которые случались с людьми". Следует отметить, что данное произведение издается родственниками юного писателя на личные средства в единственном экземпляре.

Кроме того, работа содержит экономическую часть - расчет, а также способы снижения себестоимости изданий. Здесь приводятся основные положения коммерческой обоснованности издательской деятельности и примерная смета на подготовку и выпуск изданий в свет.

В последней части - безопасность жизнедеятельности - определяются те требования, которые должны соблюдаться на предприятии, занимающемся подготовкой изданий.

Глава 1. Детский журнал как вид издания


§ 1. Развитие журналов для детей


Первым детским журналом в мире стал "Лейпцигский еженедельный листок" (1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское периодическое издание - "Детское чтение для сердца и разума" - стало выходить в России, в Москве.

Журнал русского просветителя Н. Новикова "Детское чтение для сердца и разума" положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Журнал выходил в виде еженедельного приложения к "Московским ведомостям" с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить "для сердца и разума", воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки.

За "Детским чтением для сердца и разума" (1785-1789) последовали другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология не претерпела существенных изменений. Журнал исторически соответствовал тем задачам, которые возлагались вообще на "детское чтение". Прежде всего, он призван был просвещать юное поколение.

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. "Друг юношества и всяких лет" М. Невзорова (1807-1815) и аналогичные по содержанию "Друг детей" Н. Ильина (1809), "Новое детское чтение" С. Глинки (1821-1824).

У первых журналов были и свои особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения - подавляющее большинство детей России не умело читать.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и другие. При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры. С. Глинка сделал устойчивым жанром "рассказ из истории"; В. Бурьянов ввел такую форму повествования, как "прогулки с детьми"; развитие научно-художественного повествования связано с именем А.О. Ишимовой.

Конец 50-х годов - эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.

С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить "Подснежник" (1858-1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, а с 1864 года писательница М. Ростовская приступила к созданию журнала "Семейные вечера", который просуществовал 24 года.

Годом позже в Петербурге появился журнал "Калейдоскоп". Новизна его усматривалась уже в подзаголовке: "Еженедельная газета для русских детей среднего возраста".

"Калейдоскоп" не публиковал на своих страницах больших литературных произведений. Любимым жанром газеты стал очерк о народностях страны, о быте населения окраин России. Тщательно разрабатывался раздел хроники, который именовался то "Мозаика", то "Вестовщик", то "Новости и мелочи". Рассказ очевидца, указание местности, описание мелких подробностей - все это конкретизировало публикации и в то же самое время требовало от автора определенных оценок, своего отношения к событиям. В публикациях на основе материала, взятого из жизни, проявлялись публицистические мотивы осмысления действительности.

Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал "Детское чтение" А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869-1906). Он просуществовал 35 лет, а затем был переименован в "Юную Россию". В каждом номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А. Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом. Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным юным, читателям.

Опыт "Детского чтения" впоследствии широко использовали издатели "Родника" (1887-1917), "Всходов" (1911-1915), "Юного читателя" (1899-1908), "Маяка" (1909-1918) и др.

Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей среди детских журналов этого периода - "Задушевное слово" (1876-1917, с трехлетним перерывом). В этом журнале сотрудничали такие широко известные авторы, как Л. Чарская, К. Лукашевич, Т. Щепкина-Куперник, А. Пчельникова. Правда, демократическая критика относилась к "Задушевному слову" скептически, называя его "гостинодворским" изданием, проповедником убогих обывательских представлений.

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: "Светлячок" (1902-1916), "Путеводный огонек" (1904-1918), "Дело и потеха" (1905-1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни, шутки самого издателя. Излюбленным жанром Федорова-Давыдова были сказки, и писал он их так мастерски, что они были близки к народным. Дети любили эти журналы за веселый и доброжелательный настрой. Редактор помещал массу ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах печатался Д. Мамин-Сибиряк.

Другой популярный журнал - "Игрушечка" (1880-1912) - предназначался только для маленьких. Издавала его Т.П. Пассек. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были отделы "Игры и ручной труд", "У рабочего стола". Специальный раздел "Для малюток" печатался более крупным шрифтом.

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал "Тропинка" (1906-1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал "Маяк" (1909-1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И.И. Горбунов-Осадов - писатель, последователь идей Л.Н. Толстого.

Газетка для детей "Что нового" (М., 1908), "Детская газета" (СПб., 1908), "Детская газета" (М., 1910) - всем своим содержанием говорили о том, что у них имеется свой читатель, что они располагают многими неоспоримыми преимуществами перед журналом. В этом отношении весьма показателен опыт "Газетки для детей и юношества", чрезвычайно популярной в России. Она выходила в Москве с 1910 по 1915 гг. и сыграла заметную роль в формировании нового типа периодического издания.

В 20-30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике мирового общежития, - формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости.

В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха детских пионерских журналов, иные не предусматривались. Создатели журналов смотрели на ребенка прежде всего как на будущего строителя коммунизма, стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-коммунистической верхушки.

В 1922 г. в Москве и 1923 г. в Петербурге вышли два однотипных журнала "Юные товарищи" и "Барабан", посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика - организационные вопросы пионерского движения.

Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами "ЕЖ" (Ежемесячный журнал) (1928-1935) и "ЧИЖ" (Чрезвычайно интересный журнал) (1930-1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Более того, писатель Николай Чуковский утверждал даже, что "никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов".

Журнал "Еж" был рассчитан на аудиторию среднего школьного возраста - пионеров. К сотрудничеству в "ЕЖе" Маршак привлек писателей, составивших авторскую группу журнала "Воробей" (в последний год издания - "Новый Робинзон"), выходившего с 1923-1925 гг. в Петрограде. На страницах "Воробья" и "Нового Робинзона" впервые увидели свет многие произведения Б. Житкова, В. Бианки, М. Ильина, Е. Шварца, Н. Олейникова, Е. Верейской. Наиболее смелым и удачным из многочисленных "селекционных" опытов Маршака, результатом которых почти всегда было открытие новых даровитых авторов, стал опыт приглашения в детский отдел (а затем - в журналы) лидеров молодой, но уже опальной литературной группы "ОБЭРИУ" - Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого. Патриарх детской литературы безошибочно уловил в "заумной" поэзии "обэриутов", продолжавших в своем творчестве традиции В. Хлебникова и А. Туфанова, качества, способные обогатить литературу для детей: искренность чувств, свежесть ритмов, склонность к причудливому словотворчеству, нестандартное мышление. Вскоре "обэриуты" действительно стали ведущей силой в детской литературе.

Участие поэтов-обэриутов в "ЧИЖе" и "ЕЖе", конечно, бросало тень на сами журналы, вызывало подозрительное отношение к ним по части идеологии. Они просматривались буквально на просвет. Кампания против них началась в "год великого перелома" - совпадение, вряд ли нуждающееся в комментариях, - когда появились разгромные статьи, осуждавшие игровую поэзию и сказки (печально знаменитая "борьба с чуковщиной"). Осуждены были издательства, которые "выпускают нелепые, чудовищные вещи, вроде "Во-первых" Д. Хармса, которые ни по формальным признакам, ни, тем более, по своему содержанию, ни в какой мере не приемлемы".

В январе 1930 г. вышел первый номер детского журнала "ЧИЖ", адресованный читателям младшего возраста. Первоначально он выходил как приложение к "ЕЖу", но затем приобрел статус самостоятельного издания. "Чрезвычайно Интересный Журнал" - так раскрывалась аббревиатура нового журнала. Желание авторов "ЕЖа" обратиться к аудитории более младшего возраста было оправданным и закономерным. Оно совпадало с их педагогическими взглядами, учитывающими возрастные особенности читателей - их постоянный рост, развитие и взросление. Создание же нового журнала позволяло осуществить преемственность между разными возрастными группами читателей.

Детские газеты получили настоящую жизнь в условиях советского времени. Они стали руководителями пионерского движения, выразителями настроений детей рабочих и крестьян - основных слоев населения. Но пионерские газеты взяли многое у своих предшественниц - периодичность выхода, размер полосы, принцип оформления и т.д. Эти завоевания старой русской журналистики для детей использованы и развиты пионерскими газетами и журналами.

Специально для малышей существовал отдел "Красные маки", из которого в 1924 г. родился знаменитый журнал "Мурзилка".

Концепция "Мурзилки" устоялась не сразу, первые номера были заполнены "сюсюканьем" об игрушках, всяких мелких проблемах. С приходом в журнал таких метров детского слова, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А. Гайдар, журнал "Мурзилка" переменился, стал самым любимым изданием нескольких поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой графики для детей стали иллюстрации в "Мурзилке" великолепных художников А. Дейнеки, Е. Чарушина, М. Черемных.

Таким образом, журналы для детей среднего школьного возраста, появившись еще в XVIII в., заняли прочное место среди многочисленных изданий для детей. В настоящее время журналы так же, как и два столетия назад, выполняют точно такие же задачи: развлекая - просвещать юного читателя.


§ 2. Классификация периодических изданий для детей


Журнальное издание - периодическое издание, содержащее статьи и рефераты по различным вопросам, литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Периодические издания для детей - журналы и газеты, как правило, ориентированные на достаточно узкую конкретную возрастную категорию читателей. Эти издания приучают детей к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку "общения" с литературой.

Согласно стандарту, периодическим называется серийное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.

Цель таких изданий - оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную определенному читателю.

ОСТ 29.127-2002 устанавливает требования к шрифтовому оформлению и качеству полиграфического исполнения книжных и журнальных изданий для детей и подростков, в том числе абитуриентов.

СанПиН 2.4.7.960-00 устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных и журнальных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и / или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления, является одной из мер профилактики зрительных нарушений.

Удобочитаемое издание - издание, при чтении которого не развивается зрительное утомление.

Подпись к иллюстрации (подрисуночная подпись) - текст, представляющий собой словесную характеристику иллюстрации (наименование, содержание, расшифровку основных обозначений и т.п.), позволяющий рассматривать иллюстрации независимо от текста и связывая их с текстом, к которому они относятся.

Издания в зависимости от зрительной нагрузки при чтении и в соответствии с ГОСТ 7.60 подразделяются на две категории:


первая категориялитературно-художественные; научно-популярные; учебные для дошкольного возраста (развивающего обучения) вторая категориясправочные (словари, энциклопедии, каталоги и т.п.); для досуга (стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды и т.п.).

Издания второй категории характеризуются небольшими объемами текста единовременного прочтения, что обусловливает эпизодический процесс чтения и незначительную зрительную нагрузку.

Издания в зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органов зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма подразделяются на следующие четыре группы:


для первой возрастной группыиздания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно; для второй возрастной группыиздания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно; для третьей возрастной группыиздания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно; для четвертой возрастной группыдля детей старшего школьного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет включительно.

Издание следует оформлять по требованиям для младшей из указанных в читательском адресе групп, если издание рассчитано на две возрастные категории.

В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого - начала двадцатого века.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).

Основным типоформирующим фактором всех детских изданий является характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определили возникновение 4 типов детских изданий:

)для дошкольников (журналы "Веселые картинки", "Новая игрушечка", "Дисней для малышей", "Для самых-самых маленьких", "Филя" - приложение к журналу "Веселые картинки", в котором рассказывается о природе, и др.);

·Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

2)для младших школьников (журналы "Мурзилка", "Карапуз", "Мастерилка", "Поиграем в сказку" и др.);

·Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященных разным темам.

)для подростков (газеты "Бибигон", "Глагол", журналы "Пионер", "Юнга", "Cool" и др.);

·В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т.д.

)для старшеклассников (газета "Юный предприниматель", журналы "Бумеранг", "Маруся", "Шестнадцать" и др.).

·В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.

В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольникам и младшим школьникам, младшим школьникам и подросткам, подросткам и старшеклассникам. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы:

·информационно-публицистические, цель которых - сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем ("Глагол");

·издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствовать духовному просвещению ("Юный техник", "Божий мир", "Эскиз");

·развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке (журнал "Веселые картинки").

Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и материалы, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу "развлекая - поучать". В них широко используются игровые формы.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, исскуству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др.). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры - на самодеятельном детском творчестве ("Рост", "Окно").

В связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компъютера и сети Internet, появилось очень много детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: "Карапуз", "Ладушки", "Барби", "Вини-Пух", "Нахаленок", "В гостях у Золушки", "Загадочный мир" и тд.

Сегодня дети среднего школьного возраста, имеющие доступ к сети Internet, получают комплексную продукцию, являющуюся синтезом печатного слова и компьютерных достижений, представляющую собой явление уникальное в образовательной и познавательной сфере. Наряду с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает знания глобального масштаба: он может одновременно читать литературное произведение и участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями, просматривать широкий спектр графических изображений (от фотографий красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень как своего родного языка, так и дополнительного - английского, основного в Internet-е, поиграть в игру, развивающую логическое мышление - и все это сразу!

Следовательно, современные периодические издания для детей стараются максимально учитывать различные особенности (возрастные, тематические, целевые и др.), тем самым предоставляя юному читателю и его родителям возможность выбора.


§ 3. Обзор современного рынка детских периодических изданий


Система советской детской периодики рухнула вместе с СССР. "В один прекрасный день нас всех просто уволили, - вспоминает гендиректор ИД "Веселые картинки Инна Антипенко, - 22 журнала, не только мы с "Мурзилкой", но и "Вокруг света", "Техника молодежи", "Юный натуралист" и т.д. в один момент могли прекратить свое существование. Людям пришлось самостоятельно организовывать творческие объединения, выживать и продолжать издавать журналы для детей".

В том же году в страну пришел старейший в Европе датский издательский концерн Egmont International Holding и создал дочернюю компанию "Эгмонт Россия". Пока "Веселые картинки" и "Мурзилка" оправлялись от полученного удара, "Эгмонт" в полной мере воспользовался огромным детским интересом к героям западных мультфильмов, появившихся на российском телеэкране. Выпуская журналы по лицензиям Walt Disney, Mattel, BBC, Warner Bros, Hasbro, издательство быстро заняло лидирующие позиции на рынке.

Сейчас в России выходит в год чуть меньше 5 млн экземпляров изданий, рассчитанных на детей разного возраста. Оборот сегмента детской периодики (кроме коллекционных изданий) гендиректор ИД "Эгмонт Россия" Лев Елин оценивает в €100 млн при общем объеме российского рынка печати в €2 млрд. "Эгмонт" выпускает около 2 млн экземпляров детских журналов (чуть больше 40 % рынка) - это около 30 наименований, среди которых "Микки-Маус", "Играем с Барби", "Винни-Пух", "Трансформеры", "Шрек и его друзья", "Черепашки-ниндзя", "National Geographic", "Юный путешественник".

Есть и чисто российские проекты, запущенные с "нулевых": журнал о животных "Тошка и компания", литературно-познавательный журнал "Простоквашино", развивающие "Смешарики" и "Лунтик", научно-популярные "Чудеса и тайны планеты Земля" и "Юный эрудит". При этом, как следует из прошлогоднего доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), интерес к журналам с отечественными персонажами растет. Так, среди лидеров продаж в минувшем году оказались российские бренды - "Смешарики" и "Лунтик". Очевидно, что эти журналы оказались наиболее стойкими благодаря сильной анимационной поддержке бренда, отмечают в ФАПМК.

Еще один крупный игрок, издательство "Комикс" ("Человек-паук", "Люди Икс", "Фантастическая четверка"), занимает чуть больше 20 % рынка. Незначительные доли - у ИД "Эдванс Пресс" ("Ну, погоди!", "Юла") и ИД "Веселые картинки", издающего также журналы "Эскиз" и "Филя". Все внимательнее к рынку детской печати присматриваются крупные книжные издательства АСТ и "Эксмо". Первое, к слову, уже выпускает "АБВГДейку".

Финансовые проблемы прошлого года не обошли стороной и детскую периодику. "В регионах многие журналы вынуждены переходить в разряд приложения или детской страницы в иллюстрированном еженедельнике, следуя за изменениями покупательной способности россиян", - отмечает Инна Антипенко. "У нас в отдельных случаях тиражи упали на 15-20 %, возвраты увеличились на 3-4 пункта", - рассказывает Лев Елин, - "Были проблемы и с некоторыми распространителями, что вело к директивному снижению тиражей издателями, чтобы не терять деньги". По его словам, в регионах, которые завязаны на градообразующих предприятиях (Челябинск, Тольятти, Нижний Новгород), фиксировалось самое большое падение спроса на детскую литературу - до 50 %.

"Жителям было совершенно не до детских журналов, - продолжает Елин, - ситуация заставила нас прекратить поставки в эти регионы из-за высокого процента возврата и слишком большой стоимости доставки".

"До кризиса у нас было пять журналов, а сейчас три, - сетует Инна Антипенко, - Знаете, я 25 лет в издательском деле и, наблюдая ситуацию изнутри, вижу, что кризис в широком понимании на самом деле начался для детских изданий в нашей стране значительно раньше. Причины, почему нам далеко до лучших тиражей советских времен, - катастрофическое падение грамотности населения, сокращение вообще детской аудитории и падение интереса к чтению".

Помимо прочего журналам приходится отчаянно бороться за детское внимание с интернетом, где появляются интересные проекты, рассчитанные на эту целевую аудиторию, к примеру "Страна смешариков" или "Мир Бибигона". Интерактивность здесь на порядок выше, чем в печатных изданиях. "Мы понимаем, что через три-четыре года большинство детей в России будет в сети, - считает Олег Ульянский, гендиректор проекта Tvidi.ru, запущенного в феврале прошлого года РБК и израильской компанией Twiggie, - Если мы сумеем их привлечь, у нас по охвату будет собрана аудитория больше, чем в любом другом медийном канале. Уже сегодня у нас суточная аудитория - 40 тыс. человек, 500 тыс. зарегистрированных пользователей. Если сейчас мы конкурируем с журналами, то в перспективе будем конкурировать с любыми детскими медиа, и с ТВ тоже".

Такие журналы, как "Мурзилка" и "Веселые картинки" неизбежно проигрывают тому же "Эгмонту". "Мы не можем себе позволить оплачивать ни наличие в розничных сетях, ни достаточно большой процент возврата, - объясняет Инна Антипенко, - Если к нам вернулся из продажи один экземпляр из пяти, это плохо, если два - катастрофа".

Как отмечает заместитель гендиректора "Эгмонт Россия" Александр Дяшкин, традиционные участники рынка, выпускающие один-два журнала, давно поставили крест на намерении попасть в сети супермаркетов, где отмечаются самые хорошие продажи. "Только за то, чтобы войти туда, нужно заплатить до 5 млн руб. - за так называемые маркетинговые услуги типа присутствия на полках", - говорит один из участников рынка. "Любое нормальное вхождение в сети начинается с цифры €100 тыс., - подтверждает Лев Елин, - Это доступно только главным игрокам".

По мнению экспертов, если у издательства нет в линейке как минимум пяти журналов, в розничных сетях ему делать нечего. Рынок непростой, с теневыми барьерами. Официальные цены известны, процедуры и договоры отработаны, скрываются только особые условия, признаются собеседники "Денег".

Отдельные крупные игроки предлагают распространителям двойную плату, если те обеспечат отсутствие в сетях журналов-одиночек, это обычное дело, утверждает Наталья Дубинина, гендиректор и главред ИПЦ "Клепа". "К примеру, владельцы компаний-распространителей откровенно признавались, что получили указание не брать "Клепу" в сеть. Также можно завести в киоск продукцию, но покупатель ее так и не увидит", - рассказывает Дубинина об особенностях системы дистрибуции.

Те, кто побогаче, могут себе позволить издержки, связанные с продвижением своих продуктов. Но и крупные издательства страдают от этих расходов. Из-за большого предложения на нынешнем рынке игрокам приходится воевать за места в киосках и магазинах. Причем, как утверждают все участники рынка, никаких преференций перед взрослыми изданиями детские журналы не имеют - все действуют на общих основаниях, ведь это бизнес. "Разумеется, издательствам, имеющим большие пакеты, проще договориться с распространителями и снизить цену их услуг", - отмечает Александр Дяшкин.

Таким образом, ситуация с розничным распространением журналов в настоящее время оставляет желать лучшего. Из-за торговых наценок стоимость журналов может оказаться втрое выше отпускной: "Мы отдаем наши журналы по 25-30 руб., а продают их по 70-80 руб. Это ненормально, это отпугивает потребителя", - считает Инна Антипенко. Нехватка оборотных средств привела к тому, что бывшие флагманы детской периодики "Веселые картинки", "Мурзилка" и журналы-одиночки сосредоточились на подписке, основные доходы от которой поступают из регионов, говорят представители журналов-ветеранов.

Одно из главных отличий детского бизнеса периодической печати от взрослого в том, что издания живут за счет рекламы только на 10-15 %, остальную часть дохода обеспечивают продажи. "Дети впитывают информацию как губки, эффективность ее восприятия на самом деле очень высокая. Но рекламодатели не в состоянии ее замерить в детском сегменте и потому считают рекламу менее эффективной, чем в родительской периодике", - размышляет Наталья Дубинина.

Между тем детские журналы живут дольше, чем взрослые: ребенок читает журнал медленно, возвращаясь к нему в течение месяца вместе с родителями, что издатели считают преимуществом, так как срок действия рекламы продлевается. Так или иначе, если в начале 2000-х гг. рекламный рынок исчислялся тысячами долларов, то сегодня, по оптимистическим оценкам некоторых игроков, он близок к €2 млн - правда, упал при этом на треть в кризис. Этот сегмент уже опробовали такие лидеры сегмента FMCG (товары повседневного спроса), как Danone и Nestle. А в "Веселых картинках" уже несколько лет размещается реклама продукции "Дж.Б. Кемикалс энд Фармасьютикалс Лтд" ("Доктор Мом").

На Западе детские журналы давно признаны достойнейшей рекламной площадкой. "В Германии, например, компания BMW выкупала разом десяток обложек, руководствуясь социологическими исследованиями, по данным которых вес мнения детей в семье при принятии решения о покупке машины доходит до 40 %, - рассказывает Лев Елин, - автопроизводитель, таким образом, играет на опережение и формирует лояльность к бренду с самых малых лет".

У нас же, отмечает Инна Антипенко, рекламодатели говорят: давайте пока подождем, вернемся к этому вопросу позже. Маркетинговые возможности детских изданий недооцениваются, и это естественным образом сказывается на их цене и массовости, отмечает заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии ФАПМК Геннадий Кудий.

Некоторые участники рынка в борьбе за выживание обращаются за помощью к государству в лице ФАПМК, которое рассматривает заявки издательств на получение грантов. "Правда, возможности у нас ограниченны, мы можем поддерживать только так называемые социально значимые проекты в печатных СМИ, а не сами журналы", - говорит Геннадий Кудий.

На сайте ФАПМК сказано, что в эту категорию входят "тематически однородные материалы, направленные на решение актуальных проблем российской действительности и реализацию государственных программ, в том числе на борьбу с терроризмом, коррупцией, экстремизмом, наркоманией; пропаганду спорта, семейных ценностей, "читающего образа жизни, памятных дат истории Отечества; воспитание патриотизма, бережного отношения к природе и духовного единства российского народа". В прошлом году ФАПМК выдало в виде субсидий на публикации такого рода 24,5 млн руб., а это около 14 % того, что выделяют на всю периодику. Это хорошо и правильно, говорят эксперты, но крайне мало - капля в море, которая не решит судьбу журнала.

Однако любые тенденции рынка меркнут перед бурным ростом спроса на коллекционные издания - партворки. Впервые официально о них как о заметном явлении журнального рынка сообщалось в 2005 году в докладе ФАПМК, хотя в России они появились еще в начале 2003 года - на рынок вышло британское издательство Marshall Cavendish с еженедельными выпусками энциклопедии "Древо познания". Следом появились проекты ИД "NG-Премьер" ("Узнай свою судьбу", "Волшебный клубок", "На рыбалку", "Комнатные растения"), а также англо-итальянских издательств De Agostini ("Художественная галерея") и GE Fabbri Editions ("Открой мир с Волли").

Не все аналитики относят партворки к детской периодике, справедливо считая, что не меньшую тягу к коллекционированию имеют и многие взрослые. Кроме того, от журналов, выходящих регулярно, они отличаются ограниченностью серии: их выпускают, пока не исчерпается тема.

Идея издавать партворки зародилась около полувека назад в Италии. "Постепенно они стали популярными во всем мире. Контент одной серии переводится на несколько языков, адаптируется под конкретный регион и продается по всему миру, - рассказывает представитель крупного издательского дома, - Например, серия на английском языке покрывает все англоязычные страны, серия на испанском охватывает Испанию и Латинскую Америку, на португальском - Португалию, Бразилию. Русский язык - СНГ".

Сегодня, по данным ИД "Эгмонт Россия", объем рынка партворков уже приблизился к размерам сегмента традиционных журналов - под €100 млн. Детский рынок в России плотно держат De Agostini ("Мировая авиация", "Животные нашей планеты", "Великие парусники". "Минералы. Сокровища Земли", "Наша история.100 великих имен" и др.) и GE Fabbri Editions (The Dog Collection, "Твои веселые друзья зверята", "Ледниковый период. Коллекция животных" и др.). Эти компании работают в России через ИД "Бурда", который обладает эксклюзивными правами на продажу в России их продукции. "Дистрибуторы знают, что партворки - высокодоходные издания, и всегда с радостью берут тираж на реализацию", - утверждает коммерческий директор ИД "Бурда" Роман Дорошенко.

Выходят эти журналы обычно еженедельно или дважды в месяц и распространяются только в розницу. К каждому очередному выпуску прилагается подарок или предмет, непосредственно относящийся к теме проекта. "Выпуск новой серии на рынок поддерживается широкой рекламной кампанией на федеральных телеканалах, чтобы зацепить и привлечь максимальное количество стартеров - людей, которые будут эту коллекцию собирать", - рассказывает Александр Дяшкин.

Первопроходец в серии всегда стоит дешевле последующих номеров - часто даже меньше, чем производственные затраты на него. Второй партворк, как правило, вдвое дороже. Постепенно падает тираж, следуя известной разработчикам закономерности. В какой-то момент достигается точка окупаемости - это зависит прежде всего от затрат на рекламу. "Дальше вопрос в том, сколько продлится жизнь продукта, и в результате тираж с 1 млн может упасть до 20 тыс. экземпляров", - говорит Лев Елин.

О том, что собирание серий партворков может опустошить кошельки азартных соотечественников, предупреждают и эксперты, и коллекционеры на форумах в интернете и у себя в блогах.

В целом расходы на маркетинг и продвижение могут составлять до 40 % суммы запуска проекта - немногие российские издатели готовы на такие расходы. Кроме того, по признанию одного из участников рынка, монополисты просто не дают новичку спокойно выйти на этот рынок: "Сегмент партворков стараются держать довольно жестко. Когда мы проводили тестирование своего проекта, неожиданно в том же регионе пошла реклама, которая просто нас перебила. В появлении новых игроков никто не заинтересован".

Метод шквального огня, который используют, атакуя рынок детской печати, издатели коллекционных журналов, заставляет прочих игроков вкладывать в свою периодику подарки и поддерживать таким образом тиражи, неся дополнительные расходы. По мнению некоторых участников рынка, эта практика порочна: дети, получая новый номер издания, первым делом оценивают не журнал, а подарок. Российским издателям приходится играть с форматами, делать более дорогие варианты с игрушками, что в целом вызывает повышение цен. Тенденция налицо: все идет к тому, что скоро без подарка запустить новый журнал будет почти невозможно.

Так или иначе, успех бизнес-модели партворков признан всеми. При этом достойно ответить здесь Западу российские издатели пока не могут. Причины - колоссальные маркетинговые расходы, отсутствие опыта у отечественных игроков и действия монополистов, которые стараются не допустить в сегмент коллекционных изданий новых участников.

Впрочем, издательство "Эгмонт" в конце апреля начало продвижение собственного продукта, концепция которого несколько отличается от обычной идеи партворка. Речь идет о познавательном журнале "Великие победы" (проект рассчитан на 18 номеров), выход которого приурочен к 65-летию Победы. Издание рассказывает о знаменитых сражениях Второй мировой войны, стратегии, оружии, обмундировании. К каждому номеру прилагается набор пластмассовых солдатиков производства компании "Звезда", также для проекта она изготовила танки и самолеты. Есть и поле для игры.

"Мы не хотим заставлять людей собирать много и только после того, как все соберешь, получать удовольствие, - говорит Лев Елин, - Ребенок может начать играть сразу с первого номера. Сначала это будет простая игра, но с каждым номером у него будет больше солдат, техники, увеличится и игровое поле, появятся дополнительные правила".

Кроме того, издательство намерено отметить соответствующим проектом 200-летие Отечественной войны 1812 года.

§ 4. История журналов ИД "Веселые картинки"


Журнал "Веселые картинки" издается с 1956 г. с периодичностью один раз в месяц. Журнал рассчитан на детей от 4 до 10 лет и имеет полувековой опыт обучения детей и организации семейного досуга, служит своеобразным учебником юмора. Организовать досуг всей семьи помогают настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки, опубликованные на страницах журнала.

Идея появления "Веселых картинок" принадлежала Ивану Семенову - популярному карикатуристу газеты "Крокодил". Он стал первым редактором журнала. Вместе с художником Виталием Стацинским он привлек к работе своих коллег - академиков Аминадава Каневского и Алексея Лаптева. В честь выхода первого номера журнала Самуил Маршак написал не просто стихотворение, а оду!


В большой семье советской

Журналов и газет

Сегодня самый детский

Журнал выходит в свет.

Его читатель тоже

Ещё довольно мал,

Но меньше и моложе

Читателя журнал.

Журналу и ребёнку -

Счастливого пути!

Пусть будут вперегонку

Расти, расти, расти!


Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в "Веселых картинках" появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, "семейным" журналом СССР.

Авторскому составу "Веселых картинок" могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и только что вернувшийся из сталинских лагерей легендарный карикатурист Константин Ротов.

Главного героя "Веселых картинок", ставшего символом журнала - Карандаша, - придумал и нарисовал Иван Максимович Семенов, народный художник СССР. Он создал замечательный художественный образ - забавного, доброго и веселого человечка, одетого в нарядную синюю блузу, с красным грифелем вместо носа. На голове красовался элегантный берет, а на шее - красный бант. Глядя на него и маленьким и взрослым становилось понятно, что перед ними художник и интеллигент.

Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 г. Журнал сразу стал невероятно популярен, войдя в разряд дефицитных изданий. Подписаться на него было очень непросто, помочь в этом могло либо знакомство, либо какие-то особые привилегии. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж "Веселых картинок" достиг 9 150 000 экземпляров.

Интересно и то, что "Веселые картинки" являлся единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре, не "литовалось". Возможно, это была забывчивость чиновников, а может быть, они просто решили, что в комиксах о приключениях Веселых человечков просто нечего "литовать".

"Веселые картинки" был единственным печатным изданием в СССР, на страницах которого никогда не публиковались и обязательные для всей прессы печальные извещения о смене руководителей советского государства. Когда умер Л.И. Брежнев, сверху была спущена директива - опубликовать портрет ген. секретаря в траурной рамке на обложке всех изданий. Редакции "Веселых картинок" пришлось довольно долго доказывать вышестоящим инстанциям, что это будет выглядеть крайне неуместно и неловко рядом с названием журнала.

В 1972 г. "Веселые картинки" возглавила Нина Иванова, которая работала в журнале в течение многих лет.

В 1977 г. главным редактором "Веселых картинок" стал замечательный художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты, авторы "бульдозерной" выставки - Виктор Пивоваров, Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы нового поколения Сергей Тюнин и Олег Теслер. Они привнесли в жизнь редакции веяния бунтарства и стремления к свободе. То, что было невозможно в серьезных, "взрослых" изданиях оказалось воплощено на страницах "Веселых картинок".

В 1979 г. Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. "Веселые картинки" охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки и др.

"Веселые картинки" входили в состав издательства "Молодая гвардия" и принадлежали ЦК комсомола, но в начале 90-х не стало комсомола, а потом и издательство решило отказаться от двадцати своих журналов. Все они в одночасье оказались свободными и выбрали разные пути: кто-то приглашал в состав учредителей бывших руководителей комсомольских организаций, кто-то - банки. Журнал был тогда преобразован в ТОО, и в состав его учредителей вошли члены трудового коллектива. Все это было сделано главным редактором Рубеном Артемовичем Варшамовым, замечательным художником, редактором и организатором, очень грамотно и вовремя. С того времени "Веселые картинки" существуют как самостоятельная издающая организация. Все журналы имеют свое лицо, принцип "Веселых картинок" состоит в том, чтобы использовать работы оригинальных художников. Хранителями лучших традиций являются в редакции Нина Ивановна Иванова, литературный редактор, который работает в "Веселых картинках" вот уже более 45 лет, и главный художник Сергей Петрович Тюнин, которого знает весь мир как одного из лучших карикатуристов.

В 2000 г. главным редактором стала Инна Антипенко.

Антипенко Инна Васильевна родилась в Москве, окончила факультет журналистики в МГУ им. М.В. Ломоносова. С 1987 года - литературный редактор издательства "Детская литература". С 1996 по 2000 гг. - заместитель главного редактора ИД "Веселые картинки". С 2000 года - генеральный директор и одновременно главный редактор журнала "Веселые картинки".

С 1997 г. ИД "Веселые картинки" стал выпускать журнал о животных "Филя", в 1998 г. был выпущен журнал для подростков "Пампасы", в 2000 г. вышли журнал об искусстве "Эскиз" и журнал о путешествиях и путешественниках "Синдбад", в 2002 году - журнал о спорте и здоровом образе жизни "Трамплин".

Лиля Пальвелева говорит: "По номерам "Веселых картинок" разных лет можно изучать историю книжной графики советского и новейшего времени. Качество иллюстраций здесь всегда было отменным, о чем и сейчас в "Картинках" не устают заботиться".

Инна Антипенко: "Самое главное, что нам удалось сохранить, - это традиции русского хорошего рисунка. Потому что у нас нет компьютерной графики, у нас все ручная работа. Художники, которые работают десятилетиями".

В 2007 г. в журнале "Веселые картинки" появилась вкладка "Учимся вместе с Веселыми человечками". Рубрики "Занимательная геометрия", "Давайте сравнивать", "Назови любимый цвет", "Учимся считать" и другие веселые уроки составляют уникальный "Веселый учебник". Осенью 2006 г. журналу "Веселые картинки" исполнилось 50 лет.

"Кроме "Веселых картинок", мы издаем сегодня журнал о природе "Филя", журнал об искусстве "Эскиз", журнал о путешествиях "Синдбад". А в прошлом году выпустили первый в России детский журнал о спорте и здоровом образе жизни "Трамплин". Новый проект столкнулся с большими трудностями: себестоимость журнала высокая, требуется много оперативной работы, а цена должна оставаться на уровне большинства детских изданий. Ведь мы придерживаемся принципа, что детские журналы должны быть доступны всем. Тем не менее мы чувствуем, что потребность в таком журнале, как "Трамплин", есть, интерес к нему большой. Правда, все нас приветствуют, но помощи никто не предлагает. Мы знаем, что разработана государственная программа по пропаганде спорта и идей здорового образа жизни, и надеемся, что наше издание будет в этой программе участвовать", - говорила И. Антипенко в интервью в далеком, ещё докризисном 2003 г.

Журнал "Эскиз" ИД "Веселые картинки" - это специализированное издание, которое способствует эстетическому развитию, служит пособием для уроков рисования и эстетического воспитания. В журнале "Эскиз" освещаются особенности архитектуры городов, рассказывается о крупнейших музеях мира, поднимаются вопросы живописи и скульптуры, говорится о различных видах народных промыслов, театре и кино, компьютерной графике и др., также публикуются творческие работы юных читателей.

Журнал, как уже было отмечено, издается с 2000 г. для детей среднего школьного возраста (11-14 лет). Журнал "Эскиз" издается периодичностью один раз в месяц; тиражом в 7000 экземпляров; объемом в 24 полосы. Имеет формат 215 x 285; полноцветную печать и глянцевую обложку. Журнал распространяется путем подписки по территории России, странам СНГ и Балтии. Таким образом, современный специализированный журнал для детей среднего школьного возраста "Эскиз" как продукт издательского дома "Веселые картинки" имеет многолетние традиции (например, просветительство детей среднего возраста), которые тщательно хранит; солидную историческую почву. Все это позволяет журналу занимать прочное место среди многочисленных современных изданий и быть не просто традиционно востребованным юной публикой, но и уникальным по своему содержанию.

Глава 2. Редактирование журнала об искусстве для детей среднего школьного возраста "Эскиз"


§ 1. Работа редактора над содержанием журнала


При подготовке к изданию детского журнала редактору прежде всего необходимо учитывать возрастные особенности читателя. Дети крайне восприимчивы к живописи. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы зрительного восприятия, идущие от древней традиции живописи. Необходимо опираться на эту реальность, в статьях не отзываться слишком резко о картинах, которые нравятся или не нравятся авторам издания, и не навязывать юным читателям именно те произведения искусства, которые симпатичны взрослым. Когда ребенок уже достаточно подрос, чтобы рассматривать картинки в книжке, он способен на своем уровне воспринимать живопись и получать от этого удовольствие.

Журнал "Эскиз" рассчитан на детей среднего школьного возраста, а в этом возрасте детей привлекают следующие особенности:

·личность автора и главные этапы его биографии;

·история картины: почему она была создана в определенный момент жизни художника;

·этапы построения картины - например, как с помощью перспективы достигается иллюзия глубины;

·каким образом художник или скульптор выражает свои чувства и мысли. Например, как достигается впечатление движения, хотя фигуры неподвижны. Как передается сила личности в портрете и отчего возникает ощущение гармонии. Как художник трактует реальность, стремясь к наибольшей выразительности;

·сколько времени ушло на создание картины;

·символы, значение которых нужно понять, прежде чем удастся постичь скрытый смысл произведения. (Почему на картине изображен голубь? Что символизирует зажженная свеча?);

·сравнение работ одного и того же автора. Прекрасный материал для этого дают автопортреты, например Рембрандта, Ван Гога, Гогена. С помощью сравнения можно научиться определять характерные черты разных периодов в творчестве автора;

·сравнение картин разных художников, изображавших одинаковые или близкие сюжеты. (В чем сходство? В чем различие?);

·связь картины и художника с историческими событиями. Тут уже можно привлечь в качестве контекста материал из школьной программы по литературе и истории. Это позволит обнаружить необходимые параллели, связь с определенными историческими событиями;

·стоимость картины и др.

Также необходимо помнить, что у детей в этом возрасте становится меньше свободного времени. Отчасти это связано с возрастающей школьной нагрузкой. Тем важнее четко определить, с чем знакомить ребенка на страницах журналов, чтобы ему не казалось, будто он теряет время или, напротив, вынужден выполнять лишние, дополнительные задания.

Помимо прочих особенностей издания по искусству для детей среднего школьного возраста авторы должны учитывать и тот факт, что в этом возрасте детей начинает смущать изображение человеческой наготы. Поскольку обнаженная натура - неотъемлемая принадлежность искусства на протяжении всей его истории, избегать этой темы было бы глупо и бессмысленно. Думается, лучше сосредоточить внимание на смысле картины, а заодно поговорить о мастерстве передачи обнаженного тела, о символической связи наготы с истиной, об эволюции человеческих представлений о красоте телосложения. Можно вспомнить о роли досконального знания анатомии, остановиться на том, как художник передает фактуру кожи, и т.д., т.е. сместить приоритеты на более значимые для искусства и живописи, тем самым не избегая "запретной" темы, а наоборот, воспитывая в ребенке чувство прекрасного.

История искусства для детей в этом возрасте - область слишком общая, слишком отвлеченная, а вот история конкретного художника обычно вызывает живейший интерес. Поэтому стоит описывать чью-нибудь персональную выставку или музей, наиболее полно представляющий творчество определенного мастера, даже если он не посвящен ему целиком. Детям понравится мысль о том, что художник - это тоже своего рода "звезда".

В построении содержания необходимо двигаться от общего к частному. Сначала - общие соображения относительно произведений искусства, затем вопросы, связанные с творчеством художников, далее разговор о сюжетах произведений. Рассматривать тематику искусства в исторической последовательности, начиная со Средних веков. Например, в живописи вначале обсуждать религиозные сюжеты, портрет, мифологию и историю, пейзаж и, наконец, сцены повседневной жизни и изображение предметов. Особо говорить о современном искусстве, что вполне естественно: восприятие искусства XX века связано с определенными трудностями и порождает массу проблем.

В данном параграфе нами был определен круг конкретных задач, которые предполагает работа редактора над детским периодическим изданием по искусству, далее обратимся непосредственно к анализу журнала "Эскиз".


§2. Концепция детского журнала об искусстве "Эскиз"


Особенности специализированного детского журнала, как особого подвида детской периодики, я рассматривал на примере журнала ИД "Веселые картинки" - "Эскиз".

Журнал "Эскиз" - это журнал даже не столько для детей, сколько для родителей, которые хотят приобщить своего ребенка к настоящему искусству с самого детства.

Журнал представляет собой иллюстрированное развлекательно-познавательное издание. Формат 215x285. Объем: 24 полосы. Тираж: 7000 экземпляров. Периодичность - один раз в месяц. Журнал выходит уже на протяжении десяти лет. За это время он зарекомендовал себя на рынке как издание, соответствующее мировым стандартам журналистики и издательской деятельности, благодаря общепризнанному профессионализму художников, редакторов и авторов текстов из "Веселых картинок". Интересен тот факт, что, по словам главного редактора Инны Антипенко "Эскиз" оформляется художниками без использования компьютерных средств, по всем правилам "Веселых картинок".

Чтобы понять, почему журнал "Эскиз" такой успешный, рассмотрим концепцию его создания.

Антонова определяет концепцию издания "как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которые складываются в ходе и в результате редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик".

На основе концепции формируется модель будущего издания. Как уже говорилось выше, за долгое время своего существования у детских журналов сложилась определенная модель издания, а значит и четкая концепция. Кстати этот же факт позволяет утверждать, что информационное наполнение и оформление изданий очень похожи, что подтверждается на практике, при их сравнении.

Концепция издания определяется на основании следующих признаков:

·функциональное назначение;

·читательский адрес;

·характер информации;

·конструкция издания.

Рассмотрим концепцию журнала "Эскиз" с учетом приведенных пунктов.

Функциональное назначение

Так как детские специализированные издания являются подвидом детской периодики, будет логично рассмотреть их назначение в контексте детских периодических изданий в целом, это позволит определить особенности детского журнала об искусстве "Эскиз".

Список выполняемых журналом функций можно свести к следующему:

1)воспитательная функция;

2)нравственная функция;

)познавательная функция;

)развлекательная функция.

Читательский адрес

Контакт с аудиторией является немаловажным фактором в формировании положительного имиджа любого периодического издания. Своего читателя надо изучать постоянно.

"Именно обмен мнениями, полемика, открытое столкновение самых разных взглядов могут привлечь повышенное внимание к СМИ, сделать их содержательными и востребованными массовой аудиторией.

Близость описываемых событий к повседневной жизни человека состоится при условии, если аудитория активно участвует в обсуждении решении вопросов, поставленных на повестку дня. Это возможно посредством использования активных информационных форм взаимодействия с читателями - путем публикации писем, сопоставления различных мнений дискуссионного содержания (с последующим редакционным комментарием или без него), проведение "круглых столов", "горячих телефонов", прямых линий, редакционных выездов (с привлечением авторского актива) и т.д." [Бородина 2008, 42].

В рубриках "Нам письмо!" осуществляется обратная связь с читателями: различные детские художественные школы со всей России присылают работы своих учеников. Маленьким художникам и их преподавателям очень престижно видеть свои работы на страницах "Эскиза". Также подводят итоги конкурсов, как например на с. 19 в №3 2008 г. напечатаны итоги конкурса "Знакомтесь - Индия", проведенного совместно с посольством Индии и компанией "Группа ИМА".

Характер информации

В детском специализированном издании требуется учитывать воспитательный эффект издания. У издания должен быть особый язык, особые приемы и средства отображения содержания.

В статьях "Эскиза" используется публицистический стиль, при описании предмета дается лишь его поверхностное описание, учитывая уровень восприятия информации читателем.

Конструкция издания

Набор прочитанных текстов зависит от информационных интересов читателей, для разных людей он неодинаков. Привлечение внимания в журнале "Эскиз" организуется с помощью особой системы навигации, которая в своем арсенале использует графическое, цветовое и шрифтовое выделения. Журнал об искусстве, тем более детский немыслим без большого количества иллюстраций. Изобразительный ряд "Эскиза" и составляет в нем вторую, наряду с текстом, информационную систему, вторую форму воплощения и развертывания ее основного содержания.

§ 3. Содержательно-количественный анализ рубрик


Рубрикация журнала "Эскиз" имеет большое значение, т.к. именно рубрики дают читателю возможность понять ту картину мира, которую предлагает конкретное издание.

"Особенность текста … издания заключается в том, что членение в нем мира, его собственное вербальное пространство выражено с помощью рубрик, называющих тематическое объединение материалов - подборки и полосы. Совокупность рубрик представляет ту сетку, которая помогает читателю выделить основные тематические направления".

Совокупность рубрик - названий полос и подборок - выявляет членение действительности с точки зрения создателя журнального номера.

Рубрикация журнала - это взгляд ее создателей на описываемую действительность, вербальное выражение журналистского подхода к предмету речи. Рубрики имеют повторяющийся характер, они играют классифицирующую роль. С помощью этих "тематических вех" читатель ориентируется в содержательном многообразии.

Эффективность любого издания во многом определяется тем, насколько полно оно учитывает интересы своей целевой аудитории. Чтобы определить эти интересы, необходимо проанализировать тематику интересующего нас издания.

Анализ рубрик журнала "Эскиз" дает представление о тематических областях картины мира, значимой для целевой аудитории издания. Результаты анализа представлены в таблице.


Таблица 1

Рубрикация номеров журнала "Эскиз"

Номер журнала1234567891011122004 г. Мифы и легенды++++++++++++Тема номера++++++++++++Калейдоскоп++++++++++++Вернисаж++++++++++++Чудо света++++++++++++Известно ли вам? ++++++++++++Дивертисмент+++++++Сыграем? +++++++Учимся+++++++++Нам письмо++++++++++++Азбука искусства+++++++Из истории костюма+++

Номер журнала1234567891011122005 г. Мифы и легенды++++++++++++Тема номера++++++++++++Калейдоскоп+++++++++++Вернисаж+++++++++++Чудо света+++++++++++Известно ли вам? ++++++++++++Дивертисмент++++++++++Сыграем? +++++++Учимся++++++++++Вы нам писали++++++++++++Азбука искусства+++++Из истории костюма+Юбилей+

Номер журнала1234567891011122006 г. Мифы и легенды+++++++++++Тема номера+++++++++++Калейдоскоп+++++++++++Вернисаж+++++++++++Чудо света+++++++++++Известно ли вам? +++++++++++Дивертисмент++++++++++Сыграем? +++++++Нам письмо+++++++++++Азбука искусства+++++++Из истории костюма+Юбилей++++++Мастер класс+++++++++++Звездный гость++Народные промыслы++

Номер журнала1234567891011122007 г. Мифы и легенды+++++++++++Тема номера+++++++++++Калейдоскоп+++++++++++Вернисаж++++++++++Чудо света+++++++++++Известно ли вам? +++++++++++Дивертисмент+++++++++Сыграем? +++++++Вы нам писали+++++++++++Азбука искусства+++++++++++Из истории костюма+

Номер журнала1234567891011122008 г. Мифы и легенды++++++++++++Внимание: вопрос! ++++++++++++Тема номера++++++++++++Калейдоскоп+++++++++++Вернисаж+++++++++++Мастер класс+++++++++++Чудо света+++++++++++Известно ли вам? ++++++++++Дивертисмент+++++++++++Сыграем? ++++++++Нам письмо! ++++++++++++Вне конкурса+Азбука искусства+++++++++++Из истории костюма+Год семьи+

Номер журнала1234567891011122009 г. Мифы и легенды++++++++++++Внимание: вопрос! ++++++++++++Моя коллекция++++++++++Тема номера++Калейдоскоп+++++++++++Вернисаж+++++++++++Мастер класс+++++++++++Чудо света+++++++++++Известно ли вам? ++++++++++Дивертисмент+++++++++Сыграем? +++++++++Нам письмо! ++++++++++++Азбука искусства+++++++++История костюма+Из истории костюма+++

Статистический анализ журнала "Эскиз" позволил сделать следующие выводы:

  • содержание журнала "Эскиз" разнесено по 17 рубрикам, из которых 11 являются постоянными, что составляет 64,7 % от общего числа рубрик;
  • в каждом номере от 8 до 13 рубрик, в среднем - 11 рубрик.

Постоянные рубрики являются тематической и содержательной основой данного вида издания в то время как непостоянные рубрики связаны с различными событиями, временем года и проч., что требует более подробного их рассмотрения.

Анализ постоянных рубрик журнала "Эскиз"

"Мифы и легенды. Рубрика посвящена произведениям, посвященным древним сказаниям (например №9 2005 г. - рассказ о русалках).

"Тема номера" / "Моя коллекция". Рубрика, чаще всего представляющая собой игру либо статью с иллюстрациями и так или иначе относящаяся к главному предмету выпуска (например №9 2009 г. - чайнворд "День Бородина")

"Калейдоскоп", "Вернисаж" и "Чудо света" являются историческими экскурсами (например, в рубрике "Калейдоскоп" в №3 2008 г. рассказывается об истории розы как символа; "Вернисаж" в этом же номере посвящен художнику XIX века Станиславу Выспянскому; "Чудо света" рассказывает историю дворца Ораниенбаума)

"Дивертисмент" описывает историю различных предметов, связанных с историей (№8 2005 г. - Шапка Мономаха; №5 2005 г. - ордена Великой Отечественной Войны)

"Сыграем?" представляет собой настольную игру, связанную с темой номера (№5 2005 г. - чайнворд "Победа");

"Учимся" - классическая самоделка.

"Мастер класс". Дает подробную инструкцию, как самому создать то или иное произведение искусства, пользуясь тем, что может оказаться под рукой (например в №9 2006 г. подробно описывается изготовление витража из картона). Всегда занимает центральные страницы журнала и предполагает то, что читатель достанет эти страницы и будет хранить отдельно.

"Нам письмо" / "Вы нам писали…". Здесь публикуются рисунки, которые присылают из детских художественных школ со всей России.

"Азбука искусства". В этой рубрике ребенку расшифровывают понятия и термины, которые используются в сфере искусства (№1 2007 г. - различие между прямой и обратной перспективой)

Анализ непостоянных рубрик журнала "Эскиз"

"Юбилей". Рубрика, в которой рассказывается о какой-либо круглой дате, связанной с "Веселыми картинками" (№ 11 2005 г.: "Веселым картинкам" 50 лет, № 1,2,3,4,5,6 2006 г.: юбилеи детских персонажей Буратино, Незнайки, Самоделкина, Дюймовочки, Карандаша).

"Звездный гость". Идея сделать рубрику, в которой известные люди будут высказывать свое мнение об искусстве (№ 7, 8 2006 г.: № 7 Петросян, № 8 Н. Басков).

"Народные промыслы". Раздел посвящен различным народным ремеслам. (№ 10, 11 2006 г.: № 10 Ростовская финифть - роспись по металлу; № 11 Музей Марципанов в Венгрии)

"Вне конкурса". № 1 2008 г. посвящен межрегиональному конкурсу фигур из папье-маше в Москве.

"Год семьи". Специальный выпуск № 12 2008 г., посвященный семьям монархов. Также выходили специальные выпуски (№ 12 2005 г. - новогодний календарь-игра, № 12 2006 г. - тест-игра "Звездные танцы", № 12 2007 г. - настольная игра по сказкам, № 3 2009 г. - игра-карта Израиля).

Вернемся к содержательной стороне журнала "Эскиз". Всю информацию, представленную в журнале "Эскиз", можно отнести к пяти содержательным блокам (см. табл.2):


Таблица 2

Блок информативного характера: выставки, конкурсы детского творчестваБлок классического искусстваРазвлекательный блок: кроссворды, настольные игры и т.д. Блок современного искусстваБлок детского творчества

Как показывает табл.2., журнал "Эскиз" является разнонаправленным, что позволяет ему, с одной стороны, охватить максимальное количество интересов ребенка, а с другой - привлечь широкую аудиторию читателей.


§4. Прагматические особенности журнала "Эскиз"


Прагматические особенности журнального издания включают в себя изучение целевой аудитории, ее потребностей, способов общения с ней и анализ организации деятельности и досуга читателей.

"Развитие самых последних лет, приносящих стабильность и предсказуемость рынка печатных СМИ, заставляют российских журналистов более внимательно относиться к аудитории, ее запросам. От нормативной, даже директивной позиции: "Мы сами знаем, что нужно нашему читателю - газетные издатели начинают отказываться".


Выводы по главе 2


В данной главе была проанализирована читательская аудитория как главный объект журналистики, были изучены ее потребности, способы организации досуга и внимания и способы общения с читателем. Нами были показаны социально-статусные способы общения с адресатом и способы поддержания контакта с ним, были изучены способы удержания внимания читателя путем особой композиционной структуры издания и привлечения интереса читателя к рубрикам, работающим по системе "вопрос-ответ" (есть это у нас?), и к развлекательной части журнала - конкурсам.

Журнал "Эскиз" как массовый вид издания отличается широкой тематической направленностью, что подтверждают многообразные содержательные области, которые отражены в рубрикации журнала, но при этом надо добавить, что данный вид издания - зона, свободная от актуальных политических проблем, от всего того, что несет в себе отрицательные эмоции. К содержательным особенностям относится своеобразная картина мира, отражающая явления культурной жизни и рассказывающая о звездах кино, театра и шоу-бизнеса. Часть рубрик носит постоянный характер, что свидетельствует о значимости представленного в них материала. Появление меняющихся рубрик можно объяснить следующими причинами:

. Эксклюзивный информационный повод в культурной жизни;

. Сезонность материала. Особое место занимают рубрики, отражающие взаимодействие с читателями, которые помогают формировать концепцию номера.

Список литературы


1.Media Atlas [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">2.Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов [Текст] / С.Г. Антонова, В.И. Соловьев, К.Т. Ямчук. - М.: МГУП, 1999

.Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник [Текст] / Москва, МГУП, 2002

.Белинский, В.Г. [и др.] О детской литературе [Текст] / В.Г. Белинский - М., 1983.430 с.

.Бородина А. "Содержательно-прагматические особенности телегида "Телесемь"" [Текст] / Вып. квалификационная работа. Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2008, 77 с.

.Герчук Ю. Художественная структура книги [Текст] / Ю. Герчук - М.: Книга, 1984. - 208 с.: ил.

.Валгина, Н.С. Теория текста: учебное пособие [Текст] / Н.С. Валгина. - М.: Логос, 2003. - 280 с.

.Время Свободы - Утренний выпуск, Радио Свобода, 26.04.2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Журналы ЁЖ и ЧИЖ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / Отв. Ред. и сост.п.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.

.ИД "Веселые картинки" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Инна Антипенко: Свобода стоит дорого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Копцева Л.А., Флягина А.С. Журнал "Бизнес и жизнь" как тип журнала "деловой глянец" [Текст] / Сб. статей Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы. Вып.1. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008, с.163-170.

.Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / М.: Издат. центр "Academia", 1998 - 208 с.

.Кузьмина Наталия: Обзор журналов для детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Майсурадзе Ю.Ф., Мильчин А.Э., Гаврилов Э.П. и др. Энциклопедия книжного дела [Текст] / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. - М.: Юристъ, 1998. - 536 с.

.Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство [Текст] / М.: Логос, 2002-224 с.

.Мильчин А.Э. Методика редактирования текста [Текст] / А.Э. Мильчин; изд-е 3-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2005. - 524 с.

.ОСТ 29.127-2002 "Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия"

.Прудникова А.Ю., Пьянкова А.А. Журнал создателей и потребителей искусства "ZAART" как инструмент культурной политики региона [Текст] / Сб. статей Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы. Вып.1. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2008, с.152-159.

.Психология современного подростка [Текст] / под ред.Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

.Редактирование отдельных видов литературы: Учебник [Текст] / Под ред.Н.М. Сикорского. - М.: Книга, 1987. - 400 с.

.Рожков Роман: Ъ-Деньги, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.СанПиН 2.4.7.960-00 "Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков"

25.Сергей Суворов: Не игрушки. Как детские журналы приспосабливаются к взрослым правилам игры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Соловьев В.И., Рябинина Н.З., Редакторская подготовка периодических изданий. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Средства массовой информации постсоветской России: учеб. пособие [Текст] / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2002.

.Стандарты по издательскому делу [Текст] / Сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. - М.: Юристъ, 1998. - 376 с.

.Статистический учет печатной продукции России, Российская книжная палата. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Тамбовская областная детская библиотека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.Франсуаза Барб-Галль. Как говорить с детьми об искусстве [Текст] / СПб.: изд. Арка, 2007 - 190 с.

.Эльконин Д.Б. Детская психология. [Текст] / М., 1960 - 384 с.


Теги: "Эскиз" - детский журнал об искусстве  Диплом  Журналистика
Просмотров: 12508
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: "Эскиз" - детский журнал об искусстве
Назад