Знание и техника в Древнем Китае

Российский государственный университет нефти и газа

им. И.М.Губкина

Кафедра философии

Реферат

по философии и методологии науки


«Знание и техника в Древнем Китае»


Выполнила: ст-ка. группы АТМ-13-1

Кокосова Елена Александровна.

Проверила: доц. каф. философии

Смирнова О.М.


Москва, 2014


Содержание


Введение

Особенности развития научных знаний в Китае

Влияние теории У-син (пяти элементов) и теории Инь-Ян на развитие науки Китая

Развитие техники в Китае

Заключение

Используемая литература


Введение


Китайская цивилизация во все времена является весьма загадочной и интересной для изучения. И это во многом связано с многочисленными открытиями китайцев в науке и технике. Несомненен огромный и неоценимый вклад древнего Китая в историю всей мировой цивилизации.

«Открытия китайцев сделаны не в какой-то отдельной отрасли науки, например астрономии, но и во многих других. Научные знания китайцев достигли больших высот и в математике, и физике, и строительстве, и гидротехнике, и медицине. Открытие компаса, пороха, сейсмографа, механических часов и техники шелкового ткачества также принадлежит мудрым и загадочным китайцам».

Таким образом, вполне логично говорить об актуальности данной работы, поскольку открытиями Древнего Китая современный человек восхищается и пользуется по сегодняшний день.

Объектом данной работы являются история и развитие китайской науки. Предметом являются знания и техника Древнего Китая.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать знания и технику Древнего Китая. Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

Выявить особенности развития научных знаний в древнем Китае;

Рассмотреть влияние теории У-син (пяти элементов) и теории Инь-Ян на развитие науки Китая;

Изучить развитие техники в древнем Китае.

Что касается степени проработанности проблемы, то значительный вклад в создание теоретических основ внесли преимущественно ученые по культурологии и истории, занимающиеся исследованием китайской культуры и истории. В ходе исследования использовались труды Васильева Л.С., Кравцовой М. Е., Малявина В.В., Жарне Ж.


Особенности развития научных знаний в древнем Китае


Вся древнекитайская культура представляется весьма необычной и интересной для европейца. Несомненный интерес вызывает и развивающаяся колоссальными темпами китайская научная мысль.

Если взглянуть на науку Древнего Египта или Междуречья, то там тоже было множество открытий и развивающихся научных знаний, как и в Китае, но они не были объединены в единую систему, в то время как науку Китая можно уже рассматривать как науку в полном смысле. Знания древнего Китая - это уже четко структурированная система знаний, подчиняющаяся единой методологии.

Интересно сравнить структуру древнекитайской науки со структурой науки европейского средневековья. Как и в античную эпоху, в средневековье выделялось семь научных дисциплин, такие как: гуманитарный «тривиум»: грамматика, диалектика и риторика, а также математический «квадривиум»: геометрия, музыка, астрономия и арифметика,.

Древнекитайские науки в свою очередь делились на качественные и количественные. Качественные науки - это медицина, алхимия, астрология, геомантия, показывающая связь между благоприятным расположение могил и жилищ, учитывая особенностями ландшафта, а также физика, похожая на античную натурфилософию и использующая магические схемы, а также идею соответствия микро- и макрокосма для анализирования природных явлений.

А количественным науками относились математика, носившая, алгебраический характер, когда как в античности - геометрический, математическая гармоника - наука пифагорейского типа, изучающая числовые закономерности построения музыкальных ладов, и математическая астрономия, которая подчиняла астрономические явления определенным числовым правилам. Связующим звеном, объединяющее все эти науки, была очень необычная дисциплина для китайской культуры - нумерология, заменившая в этом смысле аристотелевскую логику.

Важной особенностью древнекитайской цивилизации является своеобразный культ образованности и грамотности. То есть умные и талантливые люди поощрялись и очень высоко ценились. Власти всячески поддерживали развитие научных знаний. А это несомненно способствовало многим открытиям и изобретениям. Но надо сказать, что прикладной характер науки Древнего Китая определил ее развитие, когда как наука Древней Греции противопоставлялась технике.

В целом, открытия, достижения и научное знание Древнего Китая задолго опередили научные знания и технику Запада. Залогом такого успеха, как считают многие ученые, стал особый взгляда на природу. Научная мысль Востока искала гармоничный синтез природы и деятельности человека, что выражалось в высоконравственном восприятии окружающего мира и природы в целом.

«Совершенствование - это главная идея всей китайской культуры, и поэтому древнекитайское общество придавало особый смысл совершенствованию сознания и тела. Но не следует упускать, что само по себе совершенствование, в то же время, основывается на глубокие научные принципы. Как раз в этом и заключаются основные причины того, почему древнекитайская цивилизация была такой выдающейся» .Для тех, кто не верил в Богов и не совершенствовался, не разрешалось узнавать вселенские тайны. Таким же образом, как тайны государства недоступны для обычных людей, так и тайны, связанные со Вселенной, не открывались простым людям. Чтобы изучать Вселенную, а ученые обязаны изменить свой образ мышления.

Кроме того, ученые древнего Китая должны были иметь высокий Синьсин (природа ума и сердце) - мораль и нравственность. Высокий уровень Синьсин положительно влияет на способность ученых понимать технологии предыдущих поколений, видеть изменения веществ на разных уровнях.

Другими словами, вселенские тайны могут открыться только для тех, у кого душа благородна. Если ученый не обладает высоким уровнем Синьсин, то он не сможет осознать технологию предков, а также не сможет сберечь и передать её. Это является причиной потери ценных древнекитайских технологий.

Таким образом, резюмировав выше сказанное, стоит отметить, что в Китае жили многие поколения замечательных ученых с выдающимися способностями. Науки, которые ученые изучали, включали систематичные теории и практику, но передавать их кому угодно было запрещено, так как накладывались определенные требования к нравственности ученых. Им было необходимо повышать свой уровень этики и нравственности.


Влияние теории У-син (пяти элементов), теорией Инь-Ян на развитие науки Китая


В наше очень трудно осознать, с точки зрения современной науки, достижения и высоты древнекитайской науки. Еще в прошлом столетии существовали научные школы, которые имели разное представление об основном составе веществ.

Их и идеи и теории отражали изменения в веществах и материях на разных уровнях. Для нас кажется невероятным, что не имея какой либо аппаратуры или оборудования, ученые древнего Китая обнаружили существование электронов, нейтронов и протонов в атоме, а также что все вещества состоят из атомов независимо их происхождения и форм. Древнекитайские мыслители даже знали о существовании веществ в различных пространствах на микроскопических уровнях без использования ускорителя частиц.

«Теория пяти элементов (У-син)» рассматривала вопрос материи в Китае. Китайцы обнаружили, что всю материю во Вселенной составляет пять элементов: вода, металл, дерево, огонь и земля. Когда и как появилось это понятие материи? Скорее всего, ни одна книга по истории дать ответ на этот вопрос, так как Теория У-син (пяти элементов) существует с начала китайской культуры. Это что-то вроде одного из краеугольных камней культуры Китая на протяжении всей ее истории.

Первые упоминания об этой теории были обнаружены в книге Шань Шу или также известной как Шу Цзинь (книга Истории). Эта книга - собрание политической литературы Древнего Китая, датирующимися до правления легендарного древнекитайского правителя Хуань Ди, а значит, около 5000 лет назад. Иначе говоря, китайцы выработали понимание пяти элементов до создания китайской иероглифики. Существуют и другие подобные работы. Они доказывают, что Теория У-син (пяти элементов) является основой всей науки древнего Китая, подобно тому, как атомная и молекулярная теории - является базой открытий современной науки о материи и вселенной.

Также в Китае существовало более тонкое понятие материи, чем в Теории у-син (пять элементов) - «Теория -- Янь». Конфуций сказал: «Один Инь и один Ян называются Дao». Он также сказал: «Взаимодействия между твердой и мягкой материями приводят к изменениям». Лао-Цзы сказал: «Дао родил Одного, Один родил Двух, Два родили Трёх, Три родили все бесчисленные вещи. Все бесчисленные вещи несут Инь на их спинах и содержат Ян в их объятии, получая их жизненную гармонию из надлежащего смешивания двух жизненных Дыханий». Он говорил не только о фундаментальных микроскопических частицах, но и о формировании различных веществ. Таким образом, огромное число вещей, образованных пятью элементами, обладают и свойствами Инь-Ян, и пятью элементов. В «Книге Истории», в главе «Хунь Фань» были описаны различные особенности материи: «Вода соответствует влажности и направлению вниз. Огонь соответствует пламени и направлению вверх Дерево извилистое или прямое по природе. Металл непостоянен при взаимодействии с огнём. Земля необходима для сельского хозяйства. Вода становится соленой, при путешествии вниз. Огонь становится горьким, горя вверх. Дерево может стать кислым, когда оно меняет форму. Металл может стать горьким, когда он становится непостоянным. Земля может стать сладкой, когда используется в сельском хозяйстве». Эти пять элементов ограничивают и продвигают друг друга, благодаря их природным свойствам, на макроскопическом уровне. Ограничения элементов: Вода> Огонь> Металл> Дерево> Земля> Вода. Взаимосвязь и продвижение элементов: Дерево> Огонь> Земля> Металл> Вода> Дерево. Все это говорит о теории взаимного уничтожения и взаимного порождения среди этих пяти первоэлементов.

На первый взгляд в этих теориях существует много не измеримых и абстрактных элементов, что мешает принять их как наука, несмотря на обоснованные достижения, к примеру, в медицине. Хотя если рассмотреть эти теории более подробно, можно понять, что любое вещество образовано из множества других слоев веществ. Иначе говоря, вся материя образована из множества частиц, и это тот же момент каждая частичка состоит из более тонкой материи. Таким образом, каждое материальное вещество образовано большим количеством бестелесных веществ. То есть, слой микроскопической материи, который находится выше, бестелесен по отношению к тем, которые находятся на более низких слоях.

«Как же можно интерпретировать теорию Инь-Ян? Как сказал Лао-Цзы, что три образовали все бесчисленные вещи - это Инь снаружи, Ян внутри, и гармония между ними. Это похоже на теорию строения атома. Каждый атом состоит из нейтронов и протонов ( Ян - положительный), электронов (Инь - отрицательный). Но как же объяснить абстрактное понятие «Гармонии»? Как раз в этом и заключается фундаментальное отличие между китайской и современной наукой. «Гармония» - это что-то не материальное, и поэтому, трудно объяснимо. Иначе говоря, образование материи, в процессе взаимодействий Инь и Ян, приводит к гармоническому энергетическому потоку. «Гармония» есть слияние, объединение, что значит - материя живет в бестелесной энергии.»

К примеру, рассматривая тело человека, современные врачи узнали о существовании костей, органов, сосудов, мышечной ткани и т.д. Однако, ученые древнего Китая рассматривали не только материальную составляющую человека, но также и бестелесное распределение потоков энергии. Открытие таких потоков привело к знанию точек иглоукалывания - каналов течения энергии, которые не могут быть увидены в нашем измерении. Основываясь на этом, жители древнего Китая развили Цигун как способ лечения болезни. Считалось , что сознание не имеет эффекта на тело, но мысли влияют на течение «Ци» - энергетический поток.

Как уже оговаривалось, понимание вещества в древнем Китае включало и нематериальные (Ци), и материальные части, а также, что вещество имеет живой дух во Вселенной. Поэтому, ученые древнего Китая анализировали и следили за изменениями бестелесных и материальных материй во Вселенной, пользуясь теориями Инь-Ян и У-син.

Подытожив выше сказанное, стоит отметить, что все научные знания древнего Китая основывались на теории пяти первоэлементов, появившихся в Чжоусскую эпоху: металл, дерево, земля, огонь, вода. Все эти элементы (стихии) находятся в непрерывном взаимопереходе, движении, формируя многообразие мироздания. С теориями ученых древнего Китая о материи связаны многие научные знания и открытия.

Научные знания Древнего Китая от астрономии, географии, фармацевтики, физики, химии, до медицины образованы Теорией Инь-Ян; Теорией У-син (пяти элементов). Эти теории также влияли на ход развития архитектуры, культуры и искусства, китайской музыки.


Развитие технических наук в Китае


Технические науки в древнем Китае достигли небывалых высот, еще в 1 веке до нашей эры китайцы умели обрабатывать железо, обладали знаниями в технологии плавки металлов и меди, получали сплав из бронзы и раньше других народов мира подошли к обработки и плавке стали. А с 4 века до нашей эры они стали изготавливать особые печи для переплавки железной руды и получали чугун.

Древнекитайскую бронзу нельзя перепутать с изделиями других народов, в силу того, что она была весьма необычна по своим очертаниям ,размерам и узорам. Из бронзы древние китайцы изготавливали массивные и тяжеловесные сосуды, которые предназначались для жертвоприношения духам природы и предков. Китайцы умело украшали эти сосуды геометрическим орнаментом, поверх которого затем наносились барельефные изображения дракона, барана, птицы, змеи, быка. Бывало, что сами сосуды принимали форму птиц и животных, оберегающих людей, например, совы, тапира или тигра. Со временем, с созданием книг и развитием письменности ритуальное и магическое значение бронзовых изделий стало уходить в прошлое и тогда стали изготавливаться сосуды из глины, а затем был изобретен фарфор.

Мастерское умение обращаться с бронзой, рудой, металлами и глиной способствовало строительству и кораблестроению. Китайцы достигли очень высокого уровня в кораблестроении и тем самым можно смело утверждать о том, что им по праву принадлежит звание самого развитого морского народа древности.

В древнем Китае особое значение уделялось строительству оросительной системы. Самое выдающиеся гидротехническое сооружение - Великий Китайский канал, который строился две тысячи лет и действует до сих пор, являясь важнейшей внутренней водной артерией Китайской Народной Республики по сей день. Этот канал достигает в длину 32 километра и соединяет реки Янцзы и Хуанхэ. С помощью него осуществлялось судоходство по внутренним водным каналам Китая круглый год.

Впечатляющих высот достигли китайцы в архитектуре, что является следствием высокоразвитой строительной техники. Речь безусловно идет о Великой Китайской стене. Ее строительство началось в 3 веке до н.э. при правлении императореа Ши-хуанди. Она поражает всех и каждого своей масштабностью и грандиозностью. знание техника китай

Стена сооружалась для защиты от набегов монголов кочевников с севера, а также, судя по всему, как символ величия и власти императора. Для её строительства стали использовать каменные плиты. Они укладывали плотно друг к другу по слоям спрессованной земли. Подобные каменные конструкции часто возводились на Востоке, где камень не был доступен, возводилась большая насыпь. Позже, части Стены облицовывали камнем и кирпичом. Стена простирается на 6700 км., шириной 5.5 метра, что дозволяло создавать шеренги в пять человек. На протяжении всей стены существует около ста переходов и более 10000 военных и смотровых башен.

Интересна и необычна вся архитектура Китая. Например, уже с первого века до нашей эры китайцы строили двух-, трех-, и более этажные здания с многоярусными крышами. Здания строились на специальных платформах; они сооружались из балок и столбиков; возводились глиняные стены, а с 2 века до нашей эры - стены возводились из кирпича.

Декоративные диски с разными пожеланиями богатства и счастья украшали черепичные крыши китайских домов. Дворцовые здания были самыми высокими. Они были разбросаны по всему городу, но соединялись подвесными галереями и переходами. Дворцы сооружались из красного кирпича, а административные здания сооружались уже из желтого кирпича.

К особенностям китайской строительной техники относится каркасный метод: возводились колонны, или столбы, создающие каркас; на них устанавливались продольные балки, и уже на них сооружалась двухскатная крыша.

В 4 веке до нашей эры изобрели кронштейн, благодаря которому крыши стали делать с загнутыми углами. Эта особенность китайского строительства нашла свое применение в новом типе архитектурной постройки - пагоде. Крыша пагоды обеспечивала замечательный сток дождевой воды и создавала эффективный воздухообмен в помещении.

Еще одним удом техники древнего Китая было использование природного газа и нефти. Велись буровые работы по поиску и добыче газа с помощью бура с чугунной головкой. Газ использовали для обогрева жилищ. Для хранения углеводородного сырья строили деревянные резервуары, а также создавались бамбуковые газопроводы и газовые фонари. Кроме того, уже в те времена китайцы добывали уголь и строили шахты по добыче угля, достигавшие глубину пятьдесят метров. Уголь использовался в мастерских и кузницах.

Нельзя не упомянуть о том, что древним китайцам принадлежит открытие пороха. Открытие пороха является одним из самых важных достижений человечества. Его открытие сопоставимо с созданием таких вещами, как чернила, компас, бумага, шелк. Его появление способствовало развитию многих областей человеческих знаний, невзирая на проблемы и беды, которые он принес людям. Его применяют в военной сфере, баллистике, в горном деле, промышленности, естествознании, кузнечном ремесле, химии, машиностроении и в ракетной технике.

Китайцы открыли порох в 7 веке, но начали использовать его как лечебное средство. И только потом заметили, что это вещество очень хорошо горит. Его стали использовать для разрывных и зажигательных снарядов, которые называли «хо пао» (горящий шар). Его поджигали и бросали, используя специальные метательной машины.

Китайцы изобрели фейерверк. Они заправляли порохом бамбуковую трубку, зажигали - и огненная дуга освещала небо. Китайцы были знакомы со многими пороховыми и взрывчатыми смесями, которые они использовали для фейерверков. Также пиротехника использовались в различных ритуалах, жертвоприношениях, в священных церемониях и так далее.

С глубокой древности в Китае развивается математика. Известно, что во 2 веке до нашей эры был написан трактат, под названием «Математика в девяти книгах». Это что-то вроде универсального руководства для чиновников, астрономов, землемеров и так далее. В книге помимо чистого научного знания, были написаны цены на разнообразные товары, показатели урожайности и прочее.

За 2000 лет до нашей эры математики древнего Китая могли решать уравнения линейные уравнения и системы уравнений, а также уравнения второй степени. Они знали иррациональные и отрицательные числа. В алгебре древнего Китая не могло быть никаких сокращений, так как в китайской письменности каждый знак имеет свое значение. В конце тринадцатого века китайские математики знали закон получения биноминальных коэффициентов, известный под названием «треугольника Паскаля». Двести пятьдесят лет спустя этот закон был открыт в Европе.

С развитием математики непрерывно связана такая наука как астрономия. Астрономы древнего Китая точно знали продолжительность года - 365 дней и создали календарь.

Уже с 12 века до нашей эры начали строится первые обсерватории в Китае. Еще раньше китайские астрономы стали фиксировать лунные затмения, пролетающие кометы, которые они называли «звёзды-метлы», а также новые звёзды и метеорные потоки.

Еще одно достижением астрономии древнего Китая - верное объяснение лунных и солнечных затмений, открытия, что движение Луны неравномерно, измерение сидерического периода для Юпитера (двенадцать лет), а с 3 века до нашей эры - и с хорошей точностью для всех остальных планет, причем как синодические, так и сидерические.

В земледелии и ремесле китайцы усовершенствовали плуг, создали механические двигатели, работающие с помощью силы падающей воды, чуть позднее они создали водоподъемный насос. Китайцы пробовали удобрения почвы, а также создавали специальные руководства по мелиорации и орошению земли.

Одной из вершин науки древнего Китая было разведение шелковичных червей и изобретение технологии изготовления шелка. Чуть позже, в последствии, китайцами, была изобретена бумага, которая делалась из отходов коконов шелка.

Медицина получила самое значительное развитие в древнем Китае. Одно из важнейших достижений китайских врачей стало создание наркотиков, которые широко использовались в медицине. Первые медицинские труды состоят из 35 трактатов по различным болезням. Во втором веке была разработана методика диагноза заболеваний по пульсу, также были совершены первые попытки лечения эпидемических болезней.

«В 10 веке появилось понятие вакцинации, когда лекари стали практиковать прививки против оспы. Китайские монахи описали огромное число лекарственных растений, в процессе поиска эликсира «бессмертия». Врачи древнего Китая в 4 - 3 веках до нашей эры стали практиковать метод прижиганий, иглоукалывание, разработали руководства по лечебной гимнастике и диетологии, сборник различных рекомендаций, который содержал около трехсот предписаний, предназначенных для лечения многих болезней. В 3 веке знаменитый китайский врач Хуа То стал применять местную анестезию во время полостных операциях.»

Помимо всего выше перечисленного, из технических изобретений древнего Китая стоит отметить магнитный прибор, относящийся к 3 веку до нашей эры и который является предшественником современного компаса. А также сейсмограф и водяная мельница, широко используемые в наше время - все это было открыто в глубокой древности в Китае.

Немногие знают, что китайцам принадлежит первенство и в открытии туалетной бумаги, воздушного змея, зубной щетки из щетины, колокола, барабана, газового баллона и игральных карт.


Заключение


Таким образом, проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что действительно вклад Китая в историю мировых открытий и научных знаний весьма значителен и вызывает большой интерес. Но эту страну невозможно понять, если не изучить и не проникнутся ее духом прошлого.

За период от зарождения цивилизации и до 12 века в древнем Китае было придумано больше изобретений, совершено больше открытий, чем у любого другого народа мира.

К самым важным открытиям Древнего Китая относятся многие изобретения, такие как изобретение механических часов, порох, компас, сейсмограф, книгопечатание и создана технология шелкового ткачества.

Кроме того, уже в древности в Китае решались важные технические задачи, относящиеся к использованию и охране водных ресурсов, таким образом, высокого развития достигли гидротехника, астрономия, физика и математика. А строители древнего Китая прославились феноменальными сооружениями - Великим каналом и Великой китайской стеной.

Китайцы создали уникальные технологии в области гидравлики, механики, математики, сельскому хозяйству, металлургии, конструированию механизмов, астрономии, мореплаванию и медицины.

Таким образом, мы можем смело утверждать, о том, что китайская культура по истине очень разнообразна и интересна. Она имеет отличия от нашей культуры, и бывает, непонятна нам, но от этого лишь больше и больше хочется исследовать и изучать ее.

Стоит отметить главные отличия науки древнего Китая от науки нашего времени. Во-первых, требования к уровню нравственности и морали у древних китайцев были намного выше, чем требования к знаниям и интеллекту. То есть мораль первична по отношению к знаниям. Необходимые требования для Синьсин (природа сердца и ума; своеобразный моральный уровень) для древнекитайских учёных были очень высоки. Во-вторых, открытия и изобретения очень поощрялись государством и всячески способствовали усиленным стараниям ученых. К сожалению, этого нельзя сказать о современной науке, сегодня наука все чаще игнорирует этику, а государства «забывают» поощрять ученых.


Используемая литература


Астрономические наблюдения в Китае [Электронный ресурс] //Адрес доступа: ://www.asha-piter.ru/06_01_Lab/06_01_Lab_Astronimy_see_history_01.htm

Дата последнего выхода: 11.11.2013

Васильев Л.С. История Китая: Учебник. - М.: Оникс, 2007

Васильев Л.С. История Востока: В 2 томах. - М.: Высшая школа, 1993

Древние китайские учёные обладали знанием алхимии [Электронный ресурс] //Адрес доступа: #"justify">Дата последнего выхода: 11.11.2013

Жарне Ж. Древний Китай - М.: АСТ, 2008

Жань Ху Науки в Древнем Китае [Электронный ресурс] //Адрес доступа: #"justify">История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В. И. - М.: Высшая школа, 1989

Изобретения Древнего Китая [Электронный ресурс] //Адрес доступа: #"justify">Дата последнего выхода: 11.11.2013

Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Марковой А.Н. - М.: Юнити, 2001

Конфуций Суждения и беседы- Спб.: Азбука, 2011

Конфуций Уроки мудрости - М.: Эксмо, 2008

Кравцова М. Е. История культуры Китая - Спб.: Лань, 1999

Малявин В.В. Китайская цивилизация - М.: Астрель, 2000

Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 1999

Развитие науки в древнем Китае // Научно-информационный журнал Биофайл [Электронный ресурс] //Адрес доступа: #"justify">Шишова Н. В. История и культурология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2000


Теги: Знание и техника в Древнем Китае  Реферат  История
Просмотров: 8638
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Знание и техника в Древнем Китае
Назад