Деятельность Калиновского

Введение


В истории освободительного движения, а так же общественно-политической мысли Беларуси XIX века особое место занимает Викентий Константин Семенович (Кастусь) Калиновский - революционер-демократ, мыслитель, публицист, поэт, талантливый руководитель восстания 1863-1864 гг. в Беларуси и Литве.

Величие К. Калиновского в том, что он выступил последовательным защитником интересов белорусского крестьянства, он сумел призвать белорусских крестьян к восстанию, ниспровержению царского самодержавия. Свой короткий жизненный путь (а прожил Калиновский всего лишь 26 лет) он прошел как подлинный народный герой, поражая соратников и современников мужеством, стойкостью, смелостью, волей, беззаветной преданностью идеалам освободительной борьбы.

Своей просветительский и идейно-теоретической деятельностью К. Калиновский оказал большое влияние на дальнейшее развитие белорусского языка и литературы, общественно-политической мысли, национального самосознания и белорусской демократической культуры в целом.

Актуальность выбранной темы обосновывается необходимостью прояснить некоторые стороны деятельности Кастуся Калиновского и определить его роль в формировании мировоззрения и самосознания современного белорусского народа. В трудах различных ученых выражаются разные, иногда противоположные точки зрения на личность Калиновского, ведутся споры о его национальности и самой сути восстания 1863-1864 годов. Калиновского называют то поляком, то белорусом, то даже польским фанатиком, а восстание одни ученые относят к чисто польскому антирусскому бунту, а другие считают его белорусской войной за независимость.

Цель работы - проследить становление революционно-демократического мировоззрения Калиновского, отметить основные этапы его деятельности и ее влиянии на жизнь общества.


1. Личность Кастуся Калиновского


.1 Биография

политический публицистический калиновский общественный

Викентий Константин Семенович Калиновский родился 21 января (2 февраля) 1838 года в местечке Мостовляны Гродненского уезда (теперь Белостоцкое воеводство) в шляхетской небогатой семье. Мать, Вероника Рыбинская, умерла молодой, когда Константину было пять лет. Отец, Семен Стефанович, в местечке Мостовляны на земле помещика Родовицкого в 1835 году основал небольшую ткацкую фабрику. Потом вместе со второй женой, Изабеллой Лазаревич, приобрел небольшой фальварак Якушовка возле местечка Свислочь в Волковыском уезде. Туда в 1849 г. перебралась семья, а также была переведена фабрика. В 1855 отец добился утверждения сенатом Калиновских в дворянских правах. (Приложение Б) Однако материальное положение семьи, в которой от двух браков родилось 18 детей, оставалось нелегким.

В 1856 Калиновский успешно сдал вступительные экзамены в петербургский университет и стал студентом юридического факультета по разряду камеральных наук, который готовил к хозяйственной или административной карьере и давал хорошее общее образование. Учась в университете, он не раз избирался библиотекарем - управляющим организации студентов «Огул» - выходцев из Польши, Беларуси, Литвы и Украины.

Возвратившись на родину, Калиновский на протяжении 1861 создал на Гродненщине из разночинной интеллигенции нелегальную революционную организацию, связанную с такими же организациями в Вильно.

Участвовал в работе виленского центра по подготовке восстания в Литве и на Беларуси - «Комитета движения», переименованного вскоре в Литовский провинциальный комитет (ЛПК).

После начала восстания в Польше (январь 1863) ЛПК призвал народы белорусско-литовского края к активным действиям и объявил себя Временным революционным правительством Литвы и Беларуси. Однако представителям либеральной партии в освободительном движении («белым») удалось сделать переворот и, отстранив Калиновского и его сторонников от руководства восстанием.

В январе 1864 Калиновский был арестован. В тюрьме он сумел написать и передать на свободу «Письма из-под виселицы» - свое идейно-политическое завещание. Осужденный царским военно-полевым судом, он был публично повешен в Вильно на торговой площади


.2 Публицистическая и издательская деятельность Калиновского


В число печатного наследия Калиновского входят семь выпусков белорусскоязычной газеты-листовки «Мужицкой правды» (белор «Мужыцкая праўда») (Приложение В), «Письма из-под висилицы» (белор. «Лісты з-пад шыбельніцы»), а также польскоязычная газета «Знамя свободы» (польск. С?or?giew swobody) (Приложение Г), в издании которой принимал участие К. Калиновский.

Калиновский совместно с Рожанским и Врублевским основал нелегальную типографию и организовал выпуск первой белорусской газеты «Мужыцкая праýда», предназначавшейся для крестьян. С июля 1862 по июль 1863 года вышло 8 номеров, подписанных псевдонимом «Ясько - гаспадар из-под Вильно». Большинство материалов, опубликованных в газете, было написано самим Калиновским. Газета издавалась латинским шрифтом. Где она издавалась, точно не установлено, возможно, в нескольких местах, но несомненно, что одним из таких мест было Гродно [1, с. 152]. На страницах «Мужицкой праýды» разоблачалась сущность самодержавия, грабительский характер реформы 1861 года, подвергалась уничтожающей критике система общественных отношений в России.

Широко распространено мнение, что актуальные для крестьян вопросы освещались в «Мужыцкай праўдзе» предельно кратко, логично, последовательно, иногда умышленно по-крестьянски грубовато. Для газеты характерен агитационный стиль, рассчитанный на среду малограмотных и неграмотных крестьян.

Кроме того, известны революционные инструкции и призывы, подготовленные под его руководством.

Также я хотел бы отметить некоторые известные цитаты Калиновского:

* «Не народ для ўрада, а ўрад для народа».

* «Толькі тады, народзе, зажывеш шчасьліва, калі над табою Маскаля ўжэ ня будзе!» (это последняя фраза из «Ліста з-пад шыбеніцы», написанного в тюрьме перед смертью).

* - Каго любіш?

Люблю Беларусь.

Так узаемна! (пароль повстанцев).


1.3 Общественно-политические взгляды Кастуся Калиновского и подготовка восстания


Кастусь Калиновский был виднейшим представителем передовой общественно-политической и философский мысли в Беларуси. Мировоззрение Калиновского сложилось, прежде всего, под влиянием поднимавшейся освободительной борьбы в России, а так же под идейным влиянием русских революционеров-демократов.

Уже в студенческие годы Калиновский налаживает связи с революционными кружками, находившимися под сильным идейным влиянием Чернышевского и Добролюбова. Калиновский был в близких отношениях с С. Сераковским - другом и последователем Н. Чернышевского [3, с. 20].

После успешного окончания Петербургского университета в начале 1861 года Калиновский возвращается в Беларусь и целиком посвящает себя революционной борьбе. Ввиду неблагонадежности ему не удалось устроиться на службу [4, с. 55-58].

Убежденный в том, что успех восстания зависит от степени участия в нем крестьянства, Калиновский пропагандирует среди крестьян идеи вооруженной борьбы против самодержавия. Калиновский стоял за самое радикальное решение крестьянского вопроса, за социальную революцию по типу революции, готовившейся русскими революционерами-демократами для центральной России.

Калиновский беспощадно изобличал царский Манифест 19 февраля 1861 года, вскрывая антинародный, грабительский характер крестьянской реформы и разоблачая легенду о «царе-освободителе». Калиновский различал свободу реальную от свободы формальной. Он писал, что крестьянам нужен не манифест царя, а настоящие свободы. Подготавливая крестьянское восстание в Беларуси, Калиновский рассчитывал на поддержку восстания со стороны русских крестьян, на распространение его вглубь России [3, с. 21-22].

По мнению Калиновского, царское правительство - правительство помещиков, всячески угнетающее народ. В «Письмах из-под виселицы» говорится, что «оно [правительство] позволило каждому сильнейшему глумиться над бедными, кто сколько хочет. Помещиков совсем освободило от всяких тяжестей, дало им право вводить барщину … сняв с помещиков всякие налоги, свалило их только на мужицкое племя, обложив налогами и мужицкую землю, и мужицкие хаты, и мужицкую душу, и мужицких детей, и мужицкую скотину, живых и умерших».

Калиновский ставил и по-своему решал национальный вопрос. Он придавал большое значение национальному языку в деле развития культуры и говорил с белорусским народом на его родном языке, выступал за защиту прав белорусского народа на развитие своей национальной культуры. Он требовал, чтобы детей в школах обучали на родном языке или же на том языке, на котором народ добровольно желает сам учиться.


2. Восстание 1863-1864 годов и судьба Калиновского


.1 Ход восстания и репрессии Муравьёва


В Беларуси и Литве крестьянские волнения переросли в восстание 1863-1864 годов. Это было антикрепостническое восстание, длившееся более года. (Приложение Д) Оно приняло столь широкий размах, что военные действия царских войск по подавлению восстания были признаны очередной военной компанией царской России [3, с. 12].

В ночь с 22 на 23 января раньше намеченного срока в Польше вспыхнуло восстание. Однако в январских декретах Центрального комитета появилась классовая ограниченность правого крыла «красных». Стремясь объединить под знаменем борьбы помещиков и крестьян, они предлагали компромиссное решение аграрного вопроса на базе сохранения помещичьего землевладения. Такой подход не соответствовал интересам крестьянства. Идея «классового мира» широко пропагандировалась «белыми» и правыми «красными». Калиновский ясно видел ограниченность январской программы, однако решили поддержать восстание в Польше. С первых же дней Калиновский выступил за тесный союз с польскими революционерами, так как «Польское дело - это наше дело, это дело свободы» [1, с. 167].

В марте восстание уже охватило многие уезды Беларуси. ЛПК объявил себя Временным провинциальным правительством Литвы и Беларуси.

Стремление Калиновского последовательно отстаивать интересы крестьян шло вразрез с планами и интересами «белых», которые на начальном этапе примкнули к восстанию, рассчитывая не столько на повстанческую борьбу, сколько на дипломатическое давление Англии и Франции [1, с. 170]. В марте 1863 года Центральный национальный комитет, состоявший из противников аграрной реформы, принял решение о роспуске ЛПК. Вместо него из «белых» был образован «Отдел, управляющий провинциями Литвы» во главе с крупным помещиком Гейштором. Под угрозой не только выдачи царским властям, но и утраты доверия со стороны участников восстания (публикации их фамилий как изменщиков в газетах), сторонники Калиновского были вынуждены уступить, передав в руки «белых» списки организаций, оружие, деньги, печати. После переворота «белые» решили передать Калиновского своему суду. В результате Калиновский и его соратники были отстранены от руководства восстанием.

Отдел, управляющий провинциями Литвы (с мая - Исполнительный отдел Литвы) оказался неспособным возглавить национально-освободительную борьбу. Выражая интересы шляхты, он воспрепятствовал развитию народного восстания. Боясь аграрной революции, «белые» само изолировались от народных масс. Стремясь направить восстание по безопасному для шляхты пути, Отдел отказался от принципов, выдвинутых Калиновским. Наконец, окончательно парализовали деятельность Отдела репрессии Муравьева, генерал-губернатора Северо-Западного края, прибывшего с чрезвычайными полномочиями в середине мая 1863 года в Вильно. В подавлении восстания участвовало 69 полков и 19 отдельных воинских частей отборных царских войск. По официальным данным и явно заниженным подсчетам количество повстанцев составляло более 77000 человек. По тем же данным за время восстания в Беларуси и Литве произошло более 260 боевых сражений повстанцев с царскими войсками [3, с. 12].

Начались высылки повстанцев в Сибирь. Сослано было несколько тысяч человек. При этом сотни людей высылались без суда и следствия. Частыми стали публичные казни. Первая казнь состоялась в Вильно уже несколько дней спустя после приезда Муравьева. В течение первого месяца уже было подписано 18 смертных приговоров. По его приказу было повешено и расстреляно 128 человек.

Муравьеву удалось многое. Его пропаганда воздействовала на белорусских крестьян, он удачно использовал разжигание неприязни православных белорусов к католикам, сведя восстание Калиновского к католическому бунту поляков, которые якобы хотят всех полонизировать и крестить в католицизм. Некоторые крестьяне поверили в это, а также в то, что «добрый царь-батюшка» не оставит православных в беде [2, с. 156].


2.2 Попытка возродить восстание и его завершение


С началом репрессивных мер Калиновский снова стал руководителем восстания. И военная, и гражданская организации находились на грани распада. Наиболее способные и решительные командиры - Сераковский, Нарбут и многие другие - погибли в сражениях или на эшафоте, основной состав был потерян в боях. Не лучшим было положение и в гражданской повстанческой администрации, многие представители которой были арестованы. В некоторых уездах ее уже не существовало, так как летом 1863 года «белые» начали массовый отход от восстания. Привожу анализ положения, сделанный Калиновским: «Приезд мой в Вильно [в начале июня 1863 года] наступил во время повсеместного расстройства в Литве как в деле народной организации, так и вооруженного восстания… я мог дойти только к тому результату, что восстания в Литве уже нет, а если есть что-либо, то только предсмертные его судороги [2, с. 78].

Несмотря на невероятные трудности, у Калиновского не опустились руки. Он видел два главных средства, при помощи которых можно было возродить восстание. Во-первых, привлечь к участию в вооруженной борьбе крестьянские массы, (Приложение Е) а во-вторых, укреплять связи с освободительным движением в России, в частности, с революционной организацией «Земля и воля».

Руководство восстанием решило изменить тактику. Осознавая, что партизанские отряды не могут противостоять регулярной армии в открытом бою, рекомендовалось действовать небольшими группами. Задачу по превращению восстания во всероссийскую крестьянскую революцию Калиновский намеревался выполнить в союзе с русской «Землей и волей». Однако эта ослабленная арестами организация была не в состоянии помочь повстанцам.

Благодаря энергичным действиям Калиновского ему удалось оживить восстание, однако повстанцы не могли противостоять посланным на подавление восстания регулярным войскам. В неравных боях отряды терпели поражения.

Несмотря на героизм, мужество и стойкость, революционерам во главе с Калиновским не удалось отстоять провозглашение права и свободы в борьбе с многотысячной царской армией.

Русское купечество, дворянство, либералы одобряли политику Муравьева. Поэты Вяземский и Тютчев посвятили ему стихи, а Катков назвал его даже национальным героем [1, с. 190].

До последней минуты борьбы Калиновский оставался на своем посту, проявляя высокие организаторские и моральные качества. Однако восстание шло к концу.


2.3 Гибель Калиновского и его политическое завещание


С осени 1863 года полиция непрерывно разыскивала Калиновского, но поиски не приносили желаемых результатов. Помог полиции случай. В январе 1864 года был арестован студент Киевского университета Витольд Парафианович, который по поручению Калиновского следовал в Могилев на должность революционного комиссара губернии с целью возрождения местной повстанческой организации. Под охраной Парафиановича доставили в Минск, где глава следственной комиссии по расследованию деятельности местной революционной организации, склонил его к предательству, пообещав «исходатайствовать ему помилование». Парафианович выдал местожительство и фамилию, под которой Калиновский скрывался в Вильно. Калиновский сразу понял, кто его предал. Потому что Парафианович был единственным, кто знал его настоящее имя.

Муравьев распорядился «Калиновского отдать военному суду и закончить этот суд в трое суток» [1, с. 197]. 4 марта 1864 года был вынесен приговор: казнить Калиновского через повешение.

Казнь Кастуся Калиновского свершилась 10 марта 1864 года на Лукишской площади в Вильно. Благодаря мужеству и стойкости этого революционера были спасены сотни, а может быть, и тысячи людей, ведь жандармам так и не удалось получить от Калиновского вразумительных показаний и раскрыть состав революционной организации.

Перед смертью он смог переслать из тюрьмы - «Письма из-под виселицы», которые были написаны между 29 января и 10 марта 1864 г. Позже они были доставлены во Францию и опубликованы в Париже в 1867 г.

«Письма» являлись политическим завещанием Калиновского, в которых выражена вера в конечную победу борьбы народных масс, в достижение социальной и национальной справедливости. Калиновский оставил свой духовный наказ, в котором высказал уверенность, что только тогда «народ, заживешь счастливо, когда над тобою маскаля уже не будет».

Содержание писем - это размышления пленного, но не побежденного борца о том, что надо делать дальше, если не теперь, то позднее. Он признавал, что борьба с самодержавием неимоверно тяжела, но она должна привести к победе. Большое значение придавал Калиновский революционному союзу народов.

Свой последний час Калиновский встретил мужественно и спокойно. Вот как описал очевидец казнь революционера, состоявшуюся 10 марта 1864 г. «Было ясное холодное утро; Калиновский шел на казнь смело, придя на площадь, он встал прямо лицом к виселице и лишь по временам кидал взоры в далекую толпу. Когда ему читали конфирмацию, он стал было делать замечания; так, например, когда назвали его имя: «Дворянин Викентий Калиновский», он воскликнул: «У нас нет дворян, все равны». «Это были последние слова белорусского героя. В своих воззваниях к белорусскому народу Калиновский писал: «Народ… целым единством иди воевать за свое человеческое и народное право, за свою землю родную». И именно Калиновский сформулировал идею демократического народного государства - именно ему принадлежат слова:…"…не народ создан для власти, а власть для народа».


Заключение


Калиновский был одним из первых белорусских революционеров-демократов, активно боровшимся за осуществление этих идей на территории Беларуси.

Кастусь Калиновский был сторонником теории прогрессивного развития общества, созданной русскими и польскими революционерами-демократами. Исходя из нее, он обосновывал необходимость наступления новых общественных порядков, утверждения справедливого социального устройства. Мысль о неизбежном наступлении лучшей жизни для народа неоднократно проводилась им на страницах «Мужицкой праýды», «Писем из-под виселицы» и других публикаций.

Хотелось бы отметить плюсы восстания Калиновского в Беларуси:

Плюсы:

+ зародило чувство патриотизма, значительная часть населения захотела независимости;

+ шляхта заговорила по-белорусски, обратилась к белорусской культуре;

+ появился пример для будущих поколений: за свою свободу стоит бороться.


Список информационных источников


1. Голденков М., Утраченная Русь: забытая Литва, неизвестная Московия, запрещенная Беларусь, Минск, Современная школа, 2010.

. История Белоруссии: вопросы и ответы, Минск, Беларусь, 1993.

. Трещенок Я.И. История Беларуси, ч. 1, Досоветский период. Могилев.

. Ярмусик Э.С. История Беларуси с древних времен до наших дней, Минск, 2000.

. Биография Кастуся Калиновского.: http://ru.wikipedia.org. Дата доступа: 16.04.2013 г.


Теги: Деятельность Калиновского  Контрольная работа  История
Просмотров: 42504
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Деятельность Калиновского
Назад